Ян брейгель бархатный деревенской улице. Ян брейгель старший картины. Ян Брейгель «Бархатный» — мастер цветочной миниатюры

Новость из мира искусства

Ян Брейгель Старший. Райский сад, 1613

Министр культуры Великобритании Эд Вайзей (Ed Vaizey) временно заблокировал экспорт одной из лучших работ фламандского художника Яна Брейгеля Старшего (Jan Brueghel the Elder) "Райский сад со сценой грехопадения" (The Garden of Eden With the Fall of Man). Таким образом, власти Великобритании предпринимают попытку сохранить картину XVII века в Англии.

Картина (23,7х36,8 см, масло) была продана на аукционе Sotheby’s в Лондоне в июле этого года за 6,8 млн. фунтов стерлингов ($10,6 млн.), что более чем вдвое выше первоначальной оценки. Сразу после продажи картина была признана "выдающимся культурным наследием" и к вывозу запрещена до 4 марта 2015 года. Ранее картина была приобретена в 1853 году Алджерноном Перси (Algernon Percy), четвертым герцогом Нортумберлендским, и долгое время находилась в родовом замке Алнвик (Alnwick). Публично картина выставлялась последний раз в Англии на выставке Festival of Britain Exhibition в 1951 году. Решение продать шедевр принадлежит его нынешним владельцам. Для окончательного решения вопроса необходимо выкупить полотно за 6,9 млн фунтов стерлингов. Таким образом, появился реальный шанс оставить картину в Англии. Прецедент этому был: "Автопортрет" Ван Дейка (1641) благодаря финансовой поддержке публики и супруги принца Уильяма Кейт Миддлтон был выкуплен и с мая 2014 года экспонируется в Лондонской национальной портретной галерее.

1. Ян Брейгель Старший (1568-1625) вошел в историю живописи с несколькими прозвищами - "Бархатный", "Цветочный" и даже "Райский". Ян был вторым сыном Питера Брейгеля Старшего (Мужицкого), братом Питера Брейгеля Младшего (Адского) и отцом Яна Брейгеля Младшего. Картина "Эдемский сад" Яна Брейгеля Старшего из коллекции герцогов Нортумберлендских является одной из шести работ художника на данную тему.


Земля (Первозданный рай), 1607-1608

2. Брейгель получил прозвище "Бархатный" из-за необычайной прелести его палитры, а "Райский" - потому что написал серию картин с райскими пейзажами.


Рай, 1616


Адам и Ева в райском саду

5. Яну Брейгелю в оживлении пейзажей часто помогал великий Рубенс, с которым они были очень дружны. Известна, например, совместная картина Яна Брейгеля и Рубенса "Рай". В этой картине первый написал ландшафт, а второй - Адама и Еву.


Адам и Ева в райском саду


Вступление животных в Ноев ковчег

7. Ян Брейгель написал большое количество картин на библейские и мифологические темы и аллегорий.


Пейзаж с Товией и ангелом, 1598


Воздух, 1621

9. Ян Брейгель Старший знаменит своими прекрасными изображениями цветов в виде натюрмортов или цветочных венков, поэтому он и получил прозвище Бархатный, или Цветочный. Художник имел доступ в королевские оранжереи, в которых выращивали редчайшие растения. Он всегда писал с натуры и ожидал по многу месяцев, когда расцветёт то или иное растение.


Натюрморт с цветами в стеклянной вазе, 1610

10. Цветы Ян Брейгель изображал мастерски. Он умел передать всю их прелесть, яркость, сочетание красок.


Цветы в вазе, 1609-1615

11. Ещё он был знаменит своими многочисленными изображениями Мадонны в гирляндах из цветов и фруктов.


Мадонна с младенцем в цветочной гирлянде

Ян Брейгель чрезвычайно много работал. Его картины имеются почти во всех крупных художественных музеях. Со-хранилось также большое число его рисунков.

Ян Брейгель Старший (1568-1625) – известный фламандский художник, принадлежащей к династии знаменитых Брейгелей. Получил прозвища «Бархатный» и «Цветочный».

«Цветочным» его прозвали за красочные и детальные изображения цветов. Творчество Брейгеля активно ответило на витающие в воздухе тенденции и идеи «плебейской» или крестьянской тематики в академической живописи. Произведения Яна в совокупности представляют широкий диапазон жанров и сюжетов: пейзажи, сюжеты на библейские и мифологические темы, натюрморты, миниатюры.

Биография

Ян Брейгель родился в 1568 году в городе Брюссель, точная дата рождения неизвестна. Отец Яна – Питер Брейгель Старший – известный фламандский живописец, гравёр и рисовальщик, основатель семейной династии художников. Ян был вторым сыном в семье. Он рано остался без родителей: на следующий год после того, как он появился на свет, умер отец, а мать скончалась в 1578 году. Мальчика воспитывала бабушка Мария Верхюльст, которая занималась созданием миниатюр и слыла талантливой художницей, изображавшей цветы. Именно бабушка научила его рисунку, от неё он перенял тягу к цветам.

Из одной художественной семьи он перебрался в другую, в Антверпен. Живопись маслом он изучал в мастерской, которую возглавлял Питер Гуткинд. Он помимо творческой деятельности торговал произведениями искусства. Такая обстановка благоволила к тому, чтобы юный художник внимательно познакомился с направлениями и жанрами, царящими в нидерландской живописи. Ян рано проявил талант и некоторую самостоятельность, осознанно уйдя от стиля, который был создан отцом. Задавшись целью поближе узнать живопись Западной Европы, Ян решил путешествовать.

В 1589 году Ян изучает образцы национальных школ живописи в Кёльне и Париже. Затем он осел в Италии примерно на пять лет. Большую часть своего пребывания в Италии он жил в Риме, где стал неформальным лидером общины, объединяющей художников с севера Европы. В Милане Брейгель заводит знакомство с кардиналом Федерико Борромео. Последний, большой поклонник и ценитель искусства, по достоинству оценил талант молодого художника. Кардинал стал покровительствовать Яну Брейгелю. Большинство своих цветочных натюрмортов художник писал для кардинала. Сложившиеся дружеские отношения они обоюдно поддерживали до последних дней Яна.

Затем художник снова возвращается в Антверпен. В 1597 году он присоединился к гильдии Святого Луки, через 5 лет Ян получает пост декана гильдии.

С 1606 года он получает назначение придворного художника в Брюсселе. Благодаря этому посту он может открыть и держать собственную художественную мастерскую. Ян пользовался популярностью: меценаты выстраивались в очередь, чтобы заказать у него произведения, художники искали его сотрудничества. Дом Брейгеля, славившийся своими художественными коллекциями, слыл городской достопримечательностью, посетить которую стремились все приезжающие мастера и именитые иностранцы.

За годы работы мастерская Яна выросла за счет заказов, которые приходили к нему со всей Европы. В последние годы жизни художника в мастерской было создано огромное количество реплик его знаменитых цветочных натюрмортов.

В 1625 году в Антверпене разразилась эпидемия холеры, которая унесла с собой художника и трёх его младших сыновей. Мастерская перешла к старшему сыну, к Яну Брейгелю Младшему, который стал продолжателем дела отца.

Бархатный и Цветочный

Доподлинно неизвестно, почему Яна Брейгеля прозвали Бархатным. Одни исследователи считают, что прозвищем он обязан тяге к бархатным одеждам. Другие приписывают прозвище особому почерку его произведений – «бархатистости» полотна. Ян создавал такой эффект, мастерски соединяя и сопоставляя разнообразные тона в «цветочную» гармонию.

Ян Брейгель имеет ещё прозвище «Цветочный». Оно честно заслужено за поразительное мастерство художника в изображении цветов. А.Бенуа говорил, что в полотнах художник передавал душу цветов, а не только их яркие и свежие краски и формы.

Творчество

Брейгелю были подвластны все жанры «кабинетной» живописи. Натюрморт, особенно цветочный, анималистический жанр, пейзаж, аллегория, сюжеты, посвященные религии и мифам. Фантастический сюжет Ян подкреплял реалистичными деталями. Художник всей душой любил природу. Сохранилось великое множество этюдов и набросков, где изображены во всевозможных вариантах травы и цветы, животные и птицы. С цветами он работал как профессиональный ботаник. В феврале художник начинал свои вылазки в окрестности города в поисках первых или редких цветов. До середины лета Ян Брейгель отдавал себя натюрмортам с цветами. Затем он переходил на пейзажи.

Пейзажи Яна характеризуются тонкой цветовой гармонией. Он часто разбавлял нежную зелень яркими вкраплениями человеческих фигур, но пейзажи не становились пестрыми.

Особый успех у современников художника вызвали аллегории, изображающие 5 чувств. Благодаря этой популярности на свет появились различные вариации этих аллегорий. Эти аллегории были выполнены в соавторстве с Рубенсом. Рубенс называл Яна своим старшим братом.

(Старший, Цветочный) (нидерл. Jan Bruegel) (1568, Брюссель — 13 января 1625, Антверпен) — известный южнонидерландский (фламандский) художник и сын Питера Брейгеля Старшего.


Натюрморт с цветами в стеклянной вазе. 1610. 24х19. Государственный музей, Амстердам
Нажмите на картинку и посмотрите изображение в полном размере. Учился у Питера Гуткинта и Гиллиса ван Коннинксло. В 1589 г. Ян Брейгель отправился в Италию. С 1592 г. по 1595 г Ян Брейгель прожил в Риме, где подружился с художником-пейзажистом Паулем Брилем. По возвращении в Южные Нидерланды в 1597 г. как сын мастера он был принят в антверпенскую гильдию художников Св. Луки. 23 января 1599 г. он женился, 13 сентября 1601 г. родился его первый сын, впоследствии также известный художник Ян Брейгель Младший.
В 1601—1602 гг. Ян Брейгель Старший занимал должность декана гильдии Святого Луки, в 1604 г. побывал в Праге, а позднее работал при брюссельском дворе наместников испанских Нидерландов Альбрехта и Изабеллы, о чём сохранилось упоминание, датированное 1606 г.
Ян Брейгель Старший умер в 1625 г. от холеры, жертвой этой болезни вместе с ним стали трое его детей (Питер, Элизабет и Мария).

Семья Яна Брейгеля, портрет работы Рубенса


Эдемский сад. 36х47. Частная коллекция
К творческому наследию Яна Брейгеля Старшего относится множество великолепных пейзажей с маленькими, оживляющими картины человеческими фигурками, иногда на библейские сюжеты. Ян Брейгель знаменит своими детальными изображениями цветов в виде натюрмортов или цветочных венков. Благодаря своей покровительнице эрцгерцогине, художник имел доступ в королевские оранжереи, в которых выращивали редчайшие растения. Он всегда писал с натуры и ожидал по многу месяцев, когда расцветёт то или иное растение. Ян Брейгель также написал большое количество картин на мифологические темы и аллегорий, например, «Четыре элемента и пять чувств» (1617—1618, вместе с Рубенсом). Рубенс считал Яна Брейгеля своим старшим братом.

Возвращение с войны (совм с Яном Брейгелем). 1610-12. 127х163. Музей искусств, Лос-Анжелес


"Святая Маргарита и дракон в пейзаже. 26х35. Частная коллекция


Свадебное шествие. 60х113. Королевский Музей искусств, Брюссель


"Feast of the Nymph Calypso for Odysseus 1616


Jan the Elder Going To The market


"Wayside Encounter 1600


"Флора и Зефир. ок1617. 134х108. Дворец Мозигау, Дессау


Весенний пейзаж с кортежем на аллее (совм с Йосом де Момпером). 128х189. Частная коллекция


Горный пейзаж с пилигримами у капеллы в гроте. ок1616. Коллекция Гогенбухау, Германия


"Пейзаж с двумя мельницами. 1612. Картинная галерея, Гамбург


"Адам и Ева в Эдемском саду. 1615. 48х65. Королевское собрание, Лондон


"Пейзаж с путниками. 22х33. Частная коллекция


"Пейзаж с путниками. 1608-10. 33х46. Частная коллекция


"Аллегория вкуса


"Пейзаж с Товией и ангелом. 1598. 36х55. Музей Лихтенштейн


"Речная пристань с мельницей. ок1608. Лувр


"Рыбный рынок на берегу реки. 1605. 29х42. Старая Пинакотека, Мюнхен


"Пейзаж с видом на деревню. 1603. Музей Ганновера


"Пейзаж с каретой и крестьянами у дороги. 15х21. Частная коллекция


"Стража в лесу. 1607. 33х42. Государственный музей, Кассель


"Пейзаж с крестьянами. ок1604. 36х57. Институт искусств, Миннеаполис


"Скотный рынок в деревне (совместно с Яном Брейгелем младшим). 57х84. Частная коллекция


"Пейзаж с мельницей. 1607. 30х47. Галерея Спада, Рим

Ян Бре́йгель Бархатный (Старший, Цветочный) (нидерл. Jan Bruegel, МФА: [ˈjɑn ˈbrø:ɣəl]) (1568, Брюссель — 13 января 1625, Антверпен) — известный южнонидерландский (фламандский) художник и сын Питера Брейгеля Старшего.

Учился у Питера Гуткинта и Гиллиса ван Коннинксло. В 1589 г. Ян Брейгель отправился в Италию. С 1592 г. по 1595 г Ян Брейгель прожил в Риме, где подружился с художником-пейзажистом Паулем Брилем. По возвращении в Южные Нидерланды в 1597 г. как сын мастера он был принят в антверпенскую гильдию художников Св. Луки. 23 января 1599 г. он женился, 13 сентября 1601 г. родился его первый сын, впоследствии также известный художник Ян Брейгель Младший.

В 1601—1602 гг. Ян Брейгель Старший занимал должность декана гильдии Святого Луки, в 1604 г. побывал в Праге, а позднее работал при брюссельском дворе наместников испанских Нидерландов Альбрехта и Изабеллы, о чём сохранилось упоминание, датированное 1606 г.

Ян Брейгель Старший умер в 1625 г. от холеры, жертвой этой болезни вместе с ним стали трое его детей (Питер, Элизабет и Мария).

К творческому наследию Яна Брейгеля Старшего относится множество великолепных пейзажей с маленькими, оживляющими картины человеческими фигурками, иногда на библейские сюжеты. Ян Брейгель знаменит своими детальными изображениями цветов в виде натюрмортов или цветочных венков. Благодаря своей покровительнице эрцгерцогине, художник имел доступ в королевские оранжереи, в которых выращивали редчайшие растения. Он всегда писал с натуры и ожидал по многу месяцев, когда расцветёт то или иное растение. Ян Брейгель также написал большое количество картин на мифологические темы и аллегорий, например, «Четыре элемента и пять чувств» (1617—1618, вместе с Рубенсом). Рубенс считал Яна Брейгеля
своим старшим братом.

Пейзаж рая и погрузка животных в Ноев ковчег, 1596


Христос в бурю на море Галилейском, 1596

Триумф смерти, 1597

Мадонна и младенец в окружении разных цветов, конец 16 - начало 17 в.

Jan Brueghel, Hans Rottenhammer - Бегство в Египет, 17 в

Свадьба Нептуна и Амфитриты, 1600

Рыбный базар на берегу реки, 1603

Пейзаж с кузницей, 1603

Четыре ветряные мельницы, 1605

Оживленная Речная сцена с голландскими судами и паромом, 1605

Большой букет, 1607

Деревенская улица, первая четверть 17 века

Деревенская сцена с фигурами людей и коровами, 1609

Большой рыбный рынок, деталь

Jan Brueghel, Tobias Verhaecht - Вавилонская башня

Обширный пейзаж с путешественниками на проселочной дороге, 1608-1610

Адам и Ева в райском саду, 1610-е

Jan Brueghel, Joos DeMomper - Портовый ландшафт укреплениями, 1610-1620

Свадебное гуляние

Огонь, 1611

Воздух, 1611

Фантастическая пещера с Одиссеем и Калипсо, 1616

Рай, 1616

Чувство вкуса, 1617-1618

Чувства слуха, осязания и вкуса, 1618

Чувства слуха, осязания и вкуса, деталь, 1618

Аллегория зрения и обоняния

Слух, 1618

Зрение, 1618

Букет цветов

Прибрежный пейзаж с жертвой Джонаса

Христос и нарушающая супружескую верность, 17 в.

Полностью

Краткая справка из Википедии:

Ян (Жан) Брейгель Бархатный (Старший, Цветочный) (нидерл. Jan Bruegel, МФА: [?j?n ?brø:??l]) (1568, Брюссель — 13 января 1625, Антверпен) — известный фламандский художник и сын Питера Брейгеля Старшего.

В 1589 г. Ян Брейгель отправился в Италию. С 1592 г. по 1595 г Ян Брейгель прожил в Риме, где подружился с художником-пейзажистом Паулем Брилем. По возвращении во Фландрию в 1597 г. как сын мастера он был принят в антверпенскую гильдию художников Св. Луки. 23 января 1599 г. он женился, 13 сентября 1601 г. родился его первый сын, впоследствии также известный художник Ян Брейгель Младший.

В 1601-1602 гг. Ян Брейгель Старший занимал должность декана гильдии Св. Луки, в 1604 г. побывал в Праге, а позднее работал при брюссельском дворе наместников эрцгерцогов Альбрехта и Изабеллы, о чём сохранилось упоминание, датированное 1606 г.

Ян Брейгель Старший умер в 1625 г. от холеры, жертвой этой болезни вместе с ним стали трое его детей (Питер, Элизабет и Мария).

К творческому наследию Яна Брейгеля Старшего относится множество великолепных пейзажей с маленькими, оживляющими картины человеческими фигурками, иногда на библейские сюжеты. Ян Брейгель знаменит своими детальными изображениями цветов в виде натюрмортов или цветочных венков. Ян Брейгель также написал большое количество картин на мифологические темы и аллегорий, например, «Четыре элемента и пять чувств» (1617—1618, вместе с Рубенсом). Рубенс считал Яна Брейгеля своим старшим братом.

В период сложения личности Эльсгеймера пребывал в Риме и Ян Брейгель, сын Питера, не знавший, однако, своего отца, которого он потерял в раннем детстве, и воспитанный своей бабкой Марией Бессемерс-Вергюльст, опытной миниатюристкой, специальностью которой была живопись цветов. Ян так и остался на всю жизнь миниатюристом, поразительно владевшим тончайшими кистями и самыми яркими красками, которые он умел сочетать в приятные аккорды. Любви к цветам он также остался верен на всю жизнь.

В смысле разработки лесного и вообще "дикого" пейзажа заслуга Брейгеля более определенна. Та правдивая нота, которая поражает в саде мадридского "Обоняния", та окутанность атмосферы, которая так прекрасно выразилась в луврском "Воздухе", встречается и в лесных пейзажах Брейгеля. В сравнении с ним Конинкслоо покажется жестким, Бриль - черноватым, Саверей - слишком наивным, "провинциальным". В этой специальной области Брейгель может уже соперничать с самим Эльсгеймером. Но одна черта портит все же и данную категорию картин мастера - это склонность к кокетливой нарядности. В угоду ей он без меры утрирует синеву, мельчит узорчатый рисунок листвы, противопоставляет все одни и те же звонкие краски (зелень-медянку с кобальтом), вводит в свои, иногда очень поэтичные, темы совершенно лишние фигурки, разодетые в чрезмерно пестрые одежды.

Если творение Брейгеля и можно сравнить со сборниками изящной светской поэзии, если в нем и попадается не раз та или иная иллюстрация к детской сказке, во вкусе Музеуса или братьев Гримм, то, во всяком случае, в нем не проявляется подлинное дыхание матери-земли, чувство единения человека с природой. Глядя на его опрятные картинки, невольно приходит на ум, что едва ли решался щеголь-Ян портить свои богатые костюмы, сидя на красящей траве, на сыром мхе, на голых суровых скалах: он, без сомнения, любил природу, но как любит ее царедворец, проезжающий в мягкой коляске по убитым дорожкам парка.

И. Брейгель-старший. Пейзаж из серии "Маленких брабантских и кампинских пейзажей", изанной в 1561 году.