Абстрактный патриотизм василия кандинского. Василий кандинский и россия Кандинский представлен как участник ключевых российских и европейских движений

Василия Кандинского немцы считают своим, и французы, и мы, конечно, тоже. К 150-летию со дня его рождения в Петербурге, в Государственном Русском музее открылась выставка, посвященная художнику - «Василий Кандинский и Россия». Название правомерно. Родился здесь, в Москве, как художник утвердился в Германии, там и создал первую в истории абстрактную картину, последние годы жил во Франции и умер там. Экспозиция проходит под эгидой V Санкт-Петербургского международного культурного форума.

Так вот, был в жизни Кандинского удивительный период - это годы с 1914-го по 1921-й, когда он жил в России, когда после революции хотел устроить свою революцию в отечественном искусстве. Но организаторы выставки расширили экспозицию за пределы этого семилетия. Потому что желали разглядеть национальные истоки в тех произведениях, которые Кандинский создавал вдали от родины.

В пяти залах корпуса Бенуа - столпотворение. Все хотят видеть Кандинского неизвестного, фигуративного. Период для исследования взят в четверть века - от начала творчества в 1896-м, когда 30-летний преуспевающий юрист отказался от доходного места и начал всерьез заниматься живописью, до отъезда из России в 1921 году.

«Здесь представлена именно русская часть его наследия, причем, оно представлено во всех видах, в котрых он работал. Это не только живопись, акварель, гравюра, которую он с удовольствием резал, это и декоративно-прикладное искусство», - отмечает ведущий научный сотрудник Русского музея, куратор выставки Владимир Круглов.

Прялки, красочные лубки, северные иконы - то, что увидел Кандинский еще в молодости, когда оказался с этнографической экспедицией в Вологодской губернии. Исследователи считают, что именно после этой поездки он понял, как цвет и ритм влияют на художественный образ. А кураторы выставки доказывают, что истоки абстракций Кандинского - тоже на севере России.

«Чем Кандинский и велик, потому что он мог трансформировать народное творчество через себя. И то, что он получил на севере России, этот заряд чистоты в цвете, он практически не поменялся», - говорит художник Йозеф Киблицкий.

Отдельная часть выставки - работы современников Кандинского - Николая Рериха, Давида Бурлюка, Марианны Веревкиной, Алексея Явленского. Под влиянием неоромантиков, экспрессионистов Кандинский все дальше отходил от фигуративной живописи и пришел абстракционизму. Первым. Свои картины он сочинял, как музыку, называл их «Композициями», «Импрессиями» и «Импровизациями». Предвидел и шифровал в них события своей жизни и всего человечества, как в самых знаменитых - «Композиции VI» и «Композиции VII» - из Эрмитажа и Третьяковской галереи на сюжет Всемирного потопа и Страшного суда.

По оценкам юристов Московского союза художников, помещений для работы могут лишиться около 700 художников и скульпторов
  • 30.07.2019 Один из основателей Владимирской школы живописи ушёл из жизни 30 июля 2019 после продолжительной болезни в возрасте 88 лет
  • 30.07.2019 Скоро он сыграет в фильме о Луисе Уэйне - известном в Британии иллюстраторе детских книг, авторе графических персонажей с лицами кошек
  • 18.07.2019 Программа генерации живописи разработана в пекинском исследовательском центре Microsoft Search Technology Center Asia
  • 17.07.2019 Фантазия дизайнеров розовой ветки «забуксовала» в авангарде 1910–30-х годов. Три недели назад объявили, что соседняя станция «Нижегородская» будет в стиле супрематизма, а теперь вот «Стахановская» объявлена конструктивистской
    • 26.07.2019 27 июля аукционный дом «Литфонд» проведет торги живописи, графики и декоративно-прикладного искусства. В каталоге аукциона собрано 155 лотов, от редких предметов первой половины XIX века до работ, созданных нашими современниками
    • 26.07.2019 Продано 55 % лотов. Покупатели - Москва и Санкт-Петербург
    • 23.07.2019 Традиционные двадцать лотов AI Аукциона - это десять живописных работ, четыре листа оригинальной и три - печатной графики и три работы в смешанной технике
    • 19.07.2019 Продано 50 % - 10 из 20 лотов
    • 18.07.2019 В ближайшую субботу, 20 июля, АртЛитфонд представит на Винзаводе очередной аукцион современного искусства, в каталог которого вошли свыше 200 работ художников 1980-х - 2010-х годов
    • 13.06.2019 Купить за пять долларов и продать за миллион. Страстное желание вытянуть лотерейный билет преследует многих неопытных покупателей. Не морочьте мне голову со своими книжками да музеями! Ответьте просто: как купить шедевр на блошином рынке?
    • 06.06.2019 Предчувствие не подвело. Покупатели были в хорошем настроении, и торги прошли здорово. В первый же день «русской недели» был обновлен топ-10 аукционных результатов для русского искусства. За Петрова-Водкина заплатили почти $12 млн
    • 04.06.2019 Не разобравшись еще с «миллениалами», профессионалы мирового арт-рынка принялись делить шкуру следующего поколения 7–22-летних - тех, кого коротко называют Gen Z. Зачем? На кону слишком большие деньги, чтобы перестать лезть к молодежи с советами
    • 23.05.2019 Вы удивитесь, но в этот раз у меня хорошее предчувствие. Думаю, что покупательская активность будет выше, чем в прошлый раз. И цены, скорее всего, удивят. Почему? Об этом будет пара слов в самом конце
    • 13.05.2019 Многие считают, что столь высокая концентрация очень богатых людей неизбежно создает адекватный спрос на внутреннем рынке искусства. Увы, масштаб покупок картин в России отнюдь не прямо пропорционален сумме личных состояний
    • 30.07.2019 Совместная выставка Эрмитажа и Лувра открыта в Манеже Малого Эрмитажа до 20 октября 2019
    • 30.07.2019 В корпусе Бенуа до 2 сентября открыта выставка первого зарегистрированного объединения художников русского авангарда - петербургского «Союза молодежи», просуществовавшего с 1910 по 1919 год
    • 13.06.2019 В Питер привезли художественные произведения, созданные с использованием искусственного интеллекта. В числе участников - французская арт-группа OBVIOUS, которым удалось эффектно монетизировать эту работу
    • 11.06.2019 В Галерее искусства стран Европы и Америки XIX–XX вв. с 19 июня можно будет увидеть избранные работы А. Джакометти, И. Кляйна, Баскии, Э. Уорхола, Г. Рихтера, З. Польке, М. Каттелана, А. Гурски и других из коллекции Fondation Louis Vuitton, Париж
    • 11.06.2019 С 19 июня по 15 сентября в Главное здание ГМИИ на Волхонке, 12, выстроятся очереди ради выставки около 150 работ из собрания Сергея Щукина - полотен Моне, Пикассо, Гогена, Дерена, Матисса и других из собраний ГМИИ им. Пушкина, Эрмитажа, Музея Востока и пр.

    Толстой А.В. Художники русской эмиграции. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Искусство-XXI век, 2017. - 383 с., ил. Тираж 1000 экз. Книга представляет…


  • Книга воспоминаний Нины Кандинской "Кандинский и я" (2017)

    Кандинская Н. Кандинский и я. - М.: Искусство- XXI век, 2017. - 312 с. Впервые на русском языке опубликован рассказ о счастливой жизни гения со…


  • Василий Кандинский. Арнольд Шенберг. Переписка 1911-1936

    Василий Кандинский. Арнольд Шенберг. Переписка 1911-1936. - М.: Grundrisse, 2017. - 224 с. В настоящем издании впервые на русском языке публикуется…


  • Борис Фаликов. Величина качества. Оккультизм, религии Востока и искусство XX века

    Фаликов Б. Величина качества. Оккультизм, религии Востока и искусство XX века / Борис Фаликов. — М.: Новое литературное обозрение, 2017.…


  • Василий Кандинский. Звуки. Альбом стихов и гравюр

    Кандинский В.В. Звуки. Альбом стихов и гравюр. - М.: Кучково поле, 2016. - 144 с., цв. илл. «Звуки » — альбом стихотворений в…

  • Музей Соломона Гуггенхайма (Нью-Йорк) выложил 1700 оцифрованных экспонатов в сеть

    В постоянной коллекции «Гуггенхайма» насчитывается более 7 тысяч произведений. Около 1 700 из них оцифрованы. Страница каждого художника…

  • "Супрематическая композиция № 18" Малевича ушла с молотка за £21,4 млн.

    24 июня на вечернем аукционе импрессионизма и искусства ХХ века Sotheby’s в Лондоне Супрематическая композиция № 18 Казимира Малевича ушла с…

  • О эзотерической имагинации в русской культуре начала ХХ века

    Diana Oboleńska. De Imaginatione. О эзотерической имагинации в русской культуре начала ХХ века. - Wydawnictwo Uniwersytetu Gdańskiego, Gdańsk 2014. -…

  • В Русском музее открывается выставка, посвященная 150-летию со дня рождения Василия Васильевича Кандинского , художника, стоявшего у истоков абстрактного искусства. Это уже вторая в этом году выставка, приуроченная к юбилею: российские музеи, и каждый со своей «оптикой», подступаются к наследию Кандинского, пристально исследуя все его грани. Третьяковская галерея весенней выставкой искала созвучия и «противозвучия» двух знаменитых и значимых произведений художника, написанных в 1913 году: «Композиции VII» и «Композиции VI». Последняя хранится в Русском музее, кураторы которого изучают Кандинского под несколько другим углом. Их интересуют национальные истоки в искусстве теоретика беспредметности, выходца из купеческой семьи потомков сибирских каторжан.

    «Импровизация 11»
    1910

    Поэтому для сравнения, наряду с живописными и графическими произведениями мастера, образцами авторского фарфора, на выставке будут представлены работы его знаменитых современников: Ивана Билибина, Елены Поленовой, Сергея Малютина, Михаила Ларионова, Наталии Гончаровой, Казимира Малевича, Давида Бурлюка, Алексея Явленского, Марианны Веревкиной и др.

    Судьба Кандинского, стоит напомнить, сложилась необычно: на протяжении довольно долгой жизни (1866–1944) он был гражданином трех стран: России, Германии и Франции. Прабабушка художника была тунгусской княжной Гантимуровой, а отец - представителем древнего забайкальского рода Кандинских, выводящих себя из фамилии князей мансийского Кондинского княжества.

    «Синий гребень»
    1917

    В искусство Кандинский попал не сразу. Студент юридического факультета Московского университета увлекся этнографией и совершил экспедицию по северным уездам Вологодской губернии.

    В тридцать лет доцент-профессор отправился учиться живописи в Мюнхен, где вместе с художником Францем Марком создал группу экспрессионистов «Синий всадник». В 1914 году художник в Москве. После революции искренне пытается ужиться с новой властью, но абстрактное искусство названо упадочническим, а Кандинский - «приспешником буржуазии». Приняв очень своевременное предложение, сделанное немецким архитектором Вальтером Гропиусом, о преподавании в новой школе Баухауз в Веймаре, уезжает в Европу, где становится всемирно известным художником.

    «Два овала»
    1919

    «Черное пятно (I)»
    1912

    «Амазонка в горах»
    1917 — 1918

    Михаил Ларионов
    «Близ лагеря»
    1910-1911

    ». Масштабную экспозицию, приуроченную к 150-летию со дня рождения художника, собирали по всей России. Она должна показать, как много русского в работах автора, экспрессивный абстрактный язык которого часто считают абсолютно европейским. «Бумага» рассказывает о главных преимуществах выставки.

    Выставка в Русском музее - вторая в отечественной истории ретроспектива Кандинского

    До петербургской выставки ретроспектива Василия Кандинского прошла в России лишь единожды.

    Картины из отечественных и западных музеев выставили в Третьяковской галерее в Москве и Русском музее в Петербурге в 1989 году, через 45 лет после смерти их автора. В конце XX века его показывали там же вместе с Арнольдом Шёнбергом. А потом, уже в десятые годы этого века, - вместе с художниками «Синего всадника» в Пушкинском музее.

    Работы для выставки собирали по всей России

    В отличие от ретроспективы 89-го, на нынешней выставке нет работ из Европы. Однако картины для нее собирали буквально по всей стране - в формировании экспозиции поучаствовали 14 отечественных музеев, среди которых - Русский и Пушкинский, Эрмитаж и Третьяковская галерея.

    Подборка работ представляет творчество Кандинского периода конца 1890-х - начала 1920-х, то есть до его отъезда из России (который пришелся на 1921 год). Кроме того, в проекте участвуют и работы из галерей и частных собраний Петербурга и Москвы.

    Это первая выставка работ художника в контексте народного искусства севера

    Известно, что экспедиция Василия Кандинского в Вологодскую губернию, в которую он самостоятельно отправился летом 1889 года, произвела на художника сильнейшее впечатление. Яркость одежд и интерьеров местного населения его потрясли.

    В целом же народное искусство Русского Севера оказало значительное влияние на мировидение и вкус Кандинского, на его стремление создавать образы с помощью интенсивности и символики цвета и выразительности ритма.

    После экспедиции художник начал собирать лубки, иконы «северного письма» и игрушки. Всё это можно увидеть сейчас в корпусе Бенуа. В первом же зале выставлены предметы декоративно-прикладного искусства и иконы, цветовая гамма которых отзывается в работах Кандинского и отражает его эстетические поиски 1900–1910-х годов.

    Выставка показывает связь раннего Кандинского с неоромантизмом

    Благодаря выставленным вместе с работами Кандинского картинам Елены Поленовой, Аполлинария Васнецова, Николая Рериха, Дмитрия Стеллецкого в работах художника просматривается характерные для раннего периода его творчества и того времени в целом неоромантические поиски в народном искусстве.

    Кандинский представлен как участник ключевых российских и европейских движений

    На выставке в Русском музее представлены и работы Михаила Ларионова, Натальи Гончаровой, Марианны Веревкиной, Давида Бурлюка, Алексея Явленского.

    Вместе с Явленским и Веревкиной он создал Новое мюнхенское художественное общество. Остальные участвовали в их выставках. Все они выставлялись и в передвижных Международных салонах Владимира Издебского, и в выставках «Синего всадника» (вместе с Казимиром Малевичем). Это пришлось на начало десятых годов XX века, когда в творчестве художника появились первые беспредметные работы, а их принцип был сформулирован в тексте «О духовном в искусстве и прежде всего в живописи».

    Выставка продлится до 21 ноября 2016 года. Стоимость входного билета - 450 рублей для взрослых и 200 рублей для студентов.