Анализ произведения где наша роза. «Роза», анализ произведения Ивана Тургенева. Сообщение темы и целей урока

  • 4.2. Проблема образности художественного текста. Слово и образ
  • 5.1.Драматургия Фонвизина
  • 2.Акмеизм. История. Эстетики. Представители и их творчество.
  • 5.3.Стилистические ресурсы морфологии совр. Рус. Языка (общий обзор)
  • 1.Проза Достоевского
  • 2. Литература русского авангарда 10-20-ых 20 века. История, эстетика, представители и их творчество
  • 1.Проза Карамзина и русский сентиментализм
  • 2. Русская драматургия 20 века, от Горького до Вампилова. Тенденции развития. Имена и жанры
  • 1.Натуральная школа 1840-ых, жанр физиологического очерка
  • 2.Поэтический мир Заболоцкого. Эволюция.
  • 3. Предмет стилистики. Место стилистики в системе филологических дисциплин
  • 1.Лирика Лермонтова
  • 2. Проза Шолохова 3. Языковая структура текста. Главные пути и приемы стилистического анализа текстов
  • 9.1.Структура текста
  • 1.«Суворовские» оды и стихотворения Державина
  • 10.3 10/3.Понятие «Стиль» в словесности. Языковые стили, стилевая норма. Вопрос о нормах языка художественной литературы
  • 1.Лирика Пушкина
  • 3. Функционально-стилистически окрашенная лексика и фразеология современного русского языка
  • 1.Роман Достоевского «Преступление и наказание». Двойника Раскольникова
  • 1.Роман ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Двойники Раскольникова.
  • 2. Творческий путь Бунина
  • 3. Эстетическая функция языка и язык художественной литературы (художественный стиль). Вопрос о поэтическом языке
  • 1.Драматургия Островского
  • 1.Драматургия а.Н. Островского
  • 2. Художественный мир Блока
  • 3. Композиция словесного произведения и ее различные аспекты. Композиция как «система динамического развертывания словесных рядов» (Виноградов)
  • 1.Русский классицизм и творчество его представителей
  • 1.Русский классицизм и творчество его представителей.
  • 2. Творческий путь Твардовского
  • 3. Звуковые и ритмико-интонационные стилистические ресурсы современного русского языка
  • 1.Комедия Грибоедова «Горе от ума»
  • 2. Жизнь и творчество Маяковского
  • 3. Язык художественной литературы (художественный стиль) в его отношении к функциональным стилям и разговорному языку
  • 1.Роман Толстого «Война и мир». Сюжет и образы
  • 1.Роман Толстого «Война и мир». Сюжеты и образы.
  • 2. Поэтический мир Есенина
  • 3. Стилистическая окраска языковых средств. Синонимия и соотносительность способов языкового выражения
  • 1.Поэма Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
  • 1.Поэма Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?»
  • 3. Текст как феномен употребления языка. Главные признаки текста и его языковое выражение
  • 1.«Былое и думы» Герцена
  • 2. Творческий путь Горького
  • 3. Главные особенности разговорного языка в его отношении к литературному языку. Разновидности разговорного языка
  • 1.Роман в стихах Пушкина «Евгений Онегин»
  • 2. Художественный мир Булгакова
  • 3. Стилистические ресурсы морфологии современного русского языка (имена существительные, прилагательные, местоимения)
  • 1.Проза Тургенева
  • 2. Творческий путь Мандельштама
  • 3. Эмоционально-экспрессивно окрашенная лексика и фразеология современного русского языка
  • 1.«Борис Годунов» Пушкина и образ Лжедмитрия в русской литературе 18-19 веков
  • 3. История опубликования бг, критика
  • 5. Жанровое своеобразие
  • 2. Поэзия и проза Пастернака
  • 3. Стилистические ресурсы морфологии современного русского языка (глагол)
  • 1.Драматургия Чехова
  • 2. Поэзия и проза Цветаевой
  • 1.Роман Лермонтова «Герой нашего времени». Сюжет и композиция
  • 2.Великая Отечественная война в русской литературе 40-х – 90-х годов 20 века.
  • 2. Великая Отечественная война в русской литературе 40-90ых.
  • 1.Новаторство прозы Чехова
  • 2. Творчество Ахматовой
  • 3. Стилистические ресурсы современного русского языка (сложное предложение)
  • 1.Южные поэмы Пушкина
  • 2. Русская литература наших дней. Особенности развития, имена
  • 1.Проза Тургенева

    Иван Сергеевич Тургенев (1818 – 1883). Дворянская семья, из Орловскю губернии. Учился на философском ф-те в Питерск. и Берлинск. ун-тах, после знакомства с певицей Полиной Виардо преимущ. жил за границей.

    Эволюц. Тургенева-писателя очень интересна. Он начинал как поэт, но как поэт, умевш. писать лирич. стихотв-я, но и стихотв-я сюжетные, в духе «дельной» литературы (рассказы в стихах «Параша», «Разговор», «Андрей»; повесть в стихах «Помещик»). В 40е гг. самой литерат. ситуацией выдвиг. вперёд проза, интерес читателя к поэзии заметно уменьшается. Нельзя сказать, что именно этот процесс послужил причиной того, что Тург. перешёл на прозу, но и не обращать внимания на эту тенденц. нельзя. Как бы то ни было, с серед. 40х гг. Тург. пишет прозу.

    «Записки охотника» (1847-1852, «Современник»). . Знаменитым именно как прозаика Тургенева сделал цикл рассказов «Записки охотника». 1-е произв-я цикла (особ. «Хорь и Калиныч», «Ермолай и мельничиха») имеют черты, общие с жанром физиологич. очерка. Но в отлич. от очерков Даля, Григоровича и др. представит. натур. шк., в которых как правило отсутств. сюжет, а герой представл. обобщение цехов. признаков (шарманщик, дворник и др.), для очерка Тург. характ. типизация героя (т.е. выраж-е характ. черт в конкретном образе), создание ситуации, способствующ. выявлению и раскрытию характера. В 70-е гг. Тург. дополн. «З. о.» ещё 3-мя рассказами: «Конец Чертопханова», «Живые мощи», «Стучит!». Анализ произв-й. «Хорь и Калиныч». В «З. о.» рассказчик, в сопровожд. крест.-охотника Ермолая или один, бродит с ружьём по лесам Орловск. и Калужск. губернии и предаётся наблюдениям в духе физиологич. очерков. Довольно ярко «физиологизм» у Тургенева проявл-ся в первом рассказе цикла (он и написан был первым) «Хорь и Калиныч». Начинается расск. со сравнит. описания мужиков Орловск. и Калужск. губернии. Это описание вполне в духе натур. школы, т.к. автор выводит обобщённый образ мужика орловского и мужика калужского (орловский угрюм, невелик ростом, живёт в плохой осинов. избе, носит лапти; калужск. – весел, высок, живёт в хорошей соснов. избе, по праздн. носит сапоги) и обобщённый образ местности, в которой живёт этот мужик, т.е. подтекст таков: среда влияет на хар-р и условия жизни (орловск. деревня – деревьев нет,избы стоят тесно и т.д.; калужск. – наоборот). Такое впечатление, что описываются не две соседн. области, а разные климатич. пояса. Но это очерковое начало даётся не ради описания, оно нужно автору, чтобы перейти собственно к рассказу о том, как помещик Петр Петрович отправ. на охоту с помещ. Полутыкиным и в результ. познакомился с 2мя его крестьянами. В физ. очерке мы чувствуем присутствие автор-наблюдателя, но героя как такового нет. В «З. о.» автор-наблюдатель персонифицируется в образе охотника Петра Петровича, что снимает очерковую отстраненность и почти полное отсутствия сюжета. Образы Хоря и Калиныча – образы индивидуальные, не обобщённые, но представляют собой разные типы личности: Хорь – рационалист (Тург. сравн. его с Сократом), Калиныч – идеалист. Описания некот. моментов жизни крестьян (продажа кос и серпов, скупка тряпья) даются не как наблюдение автора, а как сведения, почерпнутые из беседы с крест-ми. После разгов. с Хорем автор делает вывод о том, что Петр Великий был русским челов. в своих преобраз-ях (полемика со славянофилами, которые считали преобраз. Петра вредными), т.к. русск. челов. не прочь перенять у Европы то, что ему полезно. «Два помещика». Намного ярче влияние нат. шк. проявл-ся в рассказе «Два помещика». Цель героя – познак. читателя с 2мя помещиками, у которых он часто охотился. Рассказ можно раздел. на 2 части – очерк о помещиках и бытовые сценки в доме 2го помещ., Мардария Аполлоныча. 1я часть предст. собой подробное, детальное описание привычек, манер, портретную характ-ку персонажей, которые сами по себе – типажи. Говорящие фамилии у помещ. – Хвалынский и Стегунов. Вся эта часть – вступление к бытовым сценам, которые демонстр. помещичий беспредел по отнош. ко всем окружающ. (приказыв. свящ-ку выпить водки, сцена с курами: крестьянск. куры забрели на барск. двор, Мардарий их сначала велел гонять, а когда дознался, чьи куры, отобрал; отнош-е к крестьянам как ко скоту: «Плодущи, проклятые!» и т.д.), а кроме того крестьянск. покорность и радость, что барин-то еще «не такой... такого барина в целой губернии не сыщешь». Сюжет минимально выражен, главное – прийти к выводу: «Вот она, старая Русь». «Живые мощи». Рассказ написан позже, в 1874 г., и достаточно сильно отлич. от ранних рассказов. Изжита очерковость, цельный законч. сюжет, основной рассказчик на довольно длит. время уступ. место Лукерье, которая повесв. о своём существовании. Рассказчик хотя и остаётся наблюдателем, но выражается это менее явно (в портретной характ-ке Лукерьи, когда он удивл-ся тому, в каком виде дошла до Лукерьи история Жанны д’Арк, когда расспраш. прказчика в деревне о Лукерье). Интересная деталь – сны Лукерьи, они очень яркие и явл-ся как выраж. идеи искупляющ. страдания, так и очень верной психологич. характ-кой (обездвиж. человек живёт и отдых. только в своих снах, сны компенсируют отсутствие событий в реальн. жизни). Этот расск. – один из самых проникновенных.

    Вообще перед Тургеневым стоит 1 важная проблема: перестать быть поэтом и стать прозаиком. Это труднее, чем может показаться. В поисках новой манеры Тургенев пишет повесть «Дневник лишнего человека» (1850) . Самоназвание героя этого произв-я – «лишний человек» - подхватывается критикой, и все герои типа Онегина, Печорина, а затем – и тургеневского Рудина, появивш. позднее, именуются теперь лишними людьми.

    В 1852 – 1853 гг. , находясь на полож. ссыльного в родном имении Спасском-Лутовинове, Тург. продолж. работать над выработкой новой творч. манеры. Роман «Два поколения», над которым он работ. в это время, остался незавершенным. 1-й заверш. и опубликов. роман – «Рудин» (1855) , затем – «Дворянское гнездо» (1858), «Накануне» (1860), «Отцы и дети» (1862) . В этот же период он пишет повести «Муму» (1852) и «Ася» (1857) , повесть в письмах «Переписка» (1854) .

    Проза Тург. – не «предугадывание» появл-я новых людей в русск. обществе (Добролюбов считал, что Тург. каким-то образом угадывает появл-е новых соц. типов в обществе), она не огаранич-ся одними только социальными мотивами. Каждая из его повестей и романов – о трагич. любви, причем нередко возникает ситуация любовного треугольника или его подобия («Отцы и дети»: Павел Кирсанов – графиня Р. – ее муж; Базаров – Анна Одинцова – смерть; «Дворянское гнездо»: Лаврецкий – его жена Варвара Павловна – Лиза; «Накануне»: Елена – Инсаров – снова смерть).

    Еще 1 пласт тургеневской прозы – решение вечного насущного рус. вопроса «что делать?». Его пытаются разрешить в своих спорах по социально-политич. вопросам Рудин и Пигасов, Базаров и Павел Кирсанов, Лаврецкий и Паншин, в позднем романе «Дым» - Созонт Потугин и Григорий Литвинов (и прочие).

    Философская составляющая также важна, особенно ярка она в «Отцах и детях». Исследователи доказ., что реминисц. из трудов Паскаля активно использ-ся в предсмертном монологе Базарова.

    Образ «нового» человека. Романы Тургенева «Рудин» и «Накануне».

    Тургенев. 2 типа «нового» человека – Рудин и Инсаров («Накануне»). Первый ничего так и не соверш., кр. смерти на баррикадах во Фр (позже вставленный конечный эпизод. Рудин хочет хоть чего-то добиться, совершить хоть какое-то великое дело). Второй не успевает, умирает от чахотки. Инсарова в романе наз. «герой». Рудин – типичный трус, за все хватается, ничего не доводит до конца, никого не любит, в т.ч. родину, что, по мнению Лежнева, его и приводит к краху. Рудин не созд. своего, только питается чужими идеями. Инс. Тургенев любит, ему близок обр. борца, героя, но Инс. – болгар, не русский. => возн. вопрос: когда на Руси герои появятся. Инс. прежде всего любит свою страну, но способен и на чувства к женщине. Однако этот обр. Тургеневым не до конца проработан. Женщины: Елену (Нак., жена Инсарова) критики относили к эмансипе, считали выраж. воли женщин. Нов. человек, в т.ч., женщина – это человек мыслящий, сомневающийся, облад. свободой выбора и совести, но Тург. считает (в этих романах), что он еще не появился, есть только заготовки.

    «Отцы и дети» Тургенева. Образ нигилиста. Полемика вокруг образа главного героя.

    Полемика вокруг обр. гл. героя началась сразу после выхода романа. В «Соврем». за март 1862 – статья Антоновича – А. утверждает, что нигилист Базаров списан с Добролюбова. Чернышевский – считает карикатурными изображения всех нигилистов в романе, включая, естественно, Базарова. Писарев публикует в «Русском слове» статью «Базаров». Он отмечает, что Т не любит Базарова, что несмотря на все попытки Т его очернить, Б симпатичен, виден его незаурядный ум, «мысль и дело сливаются в одно целое». По определению Писарева, Т не любит ни отцов, ни детей. Не имея возм. показать жизнь Б, Т показывает его достойную смерть. Пис. делает вывод: не Б плох, плохи условия. Герцен считает, что Т, из нелюбви к Б, делает его с самого начала нелепым, заставляет говорить нелепости и пр. Страхов (журнал «Время») Базаров – титан, восставший против матери-земли, он показан Т со всей силой поэтич. искусства. Все сходятся на мысли, что показан только рез-т, не видно синтеза, работы мысли, кот. привела Базарова к такому образу жизни и пониманию окр. мира.

    Последние романы Тургенева – «Дым» (начат в 1862, опубл. в 1867), «Новь» (1876).

    Последн. романы Тург. «Дым» (опубл. в 1867г.) и «Новь» (1876г.) стоят в ряду его романов несколько особняком. Они свидетельств. о заметных переменах в мировоззрении. Действие романа «Дым» происх. в 1862г. Дата дана на первой строке, привязка ко времени: вроде, реформы прошли, ничего не изменилось, под ногами – хлябь, над головой – свобода ( Саленко), люди в подвешенном состоянии. Роман демократич. направленности. Критика определяла его как «новелла + 2 памфлета + полит. аллюзия». Действие происх. за границей, в Бадене, два кружка местного русскоговорящ. общества пародируют полит. круги России (либералы-консерваторы). Гл. герой – Литвинов, молодой человек, небогатый помещик, образов. и приятный. Герой не рассуждающий, герой-идеолог Тургенева закончился, Л говорит по делу, часто попадает под влияние (невесты, тетки невесты, Ирины). Бывшая и вновь обретенная любовь Л – Ирина. Они хотели вместе бежать, но она отказалась. Теперь И как бы на это согласна, хотя у Л есть невеста – Татьяна. Ирина играет по законам баденского общ., в эти игры Л играть не хочет. Литвинов – ведомый, он подчиняется Ирине, как и др. герой – Потугин (почти идеолог, сторонник реформ, с И связан страшной тайной: она умолила его взять ребенка покойной подруги, но девочка умерла), как и ее богатый муж (версия – И пожерт. собой, чтобы вытянуть семью, вышла за старого ген., но до конца ничего не понятно). Непонятно, страстная И или холодн. и расчетл, в ее образе есть мистическое, она красива. Невеста Л искренне ей восхищена. В конце-концов, когда стало понятно, что И только играет, а Т как бы простила Литв., он принимает решение вернуться на родину, и в поезде едет в Россию. В пейзаже – образ дыма. Направление его зависит от ветра. Дым без огня… Россия- дым, любовь – дым. Баден –дым.

    Стихотворения в прозе (Senilia . 50 стихотворений в прозе). В черновиках наброски с 1877г., 1е назв-е – Posthuma (посмертные, лат.), поэтому предполагается, что Тург. не намеревался сначала печат. их при жизни. Но в 1883г. 50 стих-й в прозе выходят в «Вестнике Европы». В конце 20х гг. XXв. в рукописях Тург. были найдены ещё 31 стих-е в прозе. Сейчас они издаются в 2х частях: в 1й – 50 стих-й, во 2й – 31 стих-е. Жанров. особ-ти. «Стих. в пр.» ввели нов. прозаич. жанр малой формы в русск. лит-ру. Появилось множ-во подражаний и произв-й, развивающ. этот жанр (Гаршин, Бальмонт, Бунин). Сам по себе жанр стих-я в прозе возник во Франц. (термин возник после выхода в свет сб-ка Шарля Бодлера «Маленькие стихотв-я в прозе»). Термин «стихотв-я», избранный Бодлером, был скорее всего компромиссным, определяющим нов. жанр как промежуточн. между прозой и поэзией. Бодлера жанр привлек. удобством формы, он писал в одном из писем, что эта форма весьма подходит для опис-я внутр. мира соврем. челов., а кроме того этот жанр был воплощ-ем мечты о создании «поэтич прозы, музыкальной без рифмы и без ритма». Тург. нигде не упомин. о том, что был знаком с этими произв-ми Бодлера, но предполагается, что он хорошо знал их. И хотя тематика стих-й Бодлера и Тург. различна, в отнош. жанра можно наблюдать известн. сходство. Некот. исследователи выдвигали также идею о том, что стих-я в прозе – это «последняя поэма Тургенева». Споры в вопросе жанров. особ-тей «Стих-й в прозе» продолжаются. Тематика. В «Стих-ях в прозе» можно выделить ряд мотивов. Одним темам посвящ. группы стих-й, другим – одно или два. Основные мотивы. 1) Деревенск.: Деревня, Щи. Образ деревни возник. и в других стих-ях в прозе, но мотивом он не становится – только фоном. 2) Человек и природа: Разговор, Собака, Воробей, Нимфы, Голуби, Природа, Морское плавание. Человек выступает то восторж. созерцателем природы, то чувств. своё единение с ней, то она предастаёт перед ним в виде страшн. безжалостн. фигуры, главное для которой – равновесие, и нет дела до ничтожн. человеч. идей вроде блага и т.д. 3) Смерть: Старуха, Соперник, Черепа, Последнее свидание, Насекомое, Завтра! Завтра!, Что я буду думать?, Как хороши, как свежи были розы. Смерть нередко персонифицируется (то старуха, то прекрасн. женщина, примиряющ. врагов, то страшное насекомое). Часто человек не думает о смерти, но она совсем близко. 4) Христианск. мотивы: Нищий, Памяти Ю.П.Вревской, Порог, Милостыня, Два богача, Христос, «Повесить его!». Тонко и ярко даны образы страдальцев, всепрощающих, сострадающих. 5) Россия / российск. действит-ть и нравы: «Услышишь суд глупца», Довольный человек, Житейское правило, Дурак, Два четверостишия, Чернорабочий и белоручка, Корреспондент, Сфинкс, Враг и друг, Русский язык. Пожалуй, этот мотив – самый распростр., но не сам. важный. Эти стих-я часто носят иронич и даже саркастич. хар-р. 6) Конец света: Конец света. 7) Любовь: Маша, Роза, Камень, Стой! 8) Старость и молодость: Посещение, Лазурное царство, Старик. Нередко трудно выделить в стих-ии какой-то один центральн. мотив, поскольку сплетаются воедино природа и смерть, природа и любовь, смерть и любовь и т.д.

    Самостоят. линию в творч-ве Тургенева представл. собой «странные повести» (мистич. фантастика; «Фауст», 1856; «Призраки», 1864; «Собака», 1870; «Клара Милич», 1883 и др.). Много раз делались попытки доказ., что это направл-е – нечто нехарактерное для Тургенева (но раз он писал это, то почему же нехарактерное?). Короче, потребность у него, видимо, была такая: от реализма к мистике. Да и философские интересы тут играют не последнюю роль.

    Еще одна линия – культурно-историч. сюжеты в прозе Тургенева («Бригадир», 1866; «История лейтенанта Ергунова», 1868; «Старые портреты», 1881 и др.). Интерес писателя к отеч. истории, особенно 18 века, дает о себе знать также в романе «Новь» (фигуры стариков Фомушки и Фимушки – Фомы Лаврентьевича и Евфимии павловны, картины их организованного по старинке дворянск. быта). Тургенев мастерски воссозд. изображаемую эпоху, в «Бригадире» даже вводит сочиняемые героем стихи, стилиз. под поэзию конца 18 века

    Савельев Владимир Сергеевич
    Учитель русского языка и литературы
    МКОУ Козловской СОШ Барабинского района Новосибирской области
    Конспект открытого урока по литературе 9­м классе на тему
    "Лингвистический анализ текста (на примере стихотворения в прозе И.С.
    Тургенева
    "Как хороши, как свежи были розы…"
    Цели урока:

    углублять знания учащихся о структуре текста и взаимосвязи его
    элементов на примере лингвистического анализа стихотворения в прозе И.С.
    Тургенева «Как хороши, как свежи были розы…»;

    рассмотреть проблему экспрессивности в тексте, какие средства языка
    помогают создать автору впечатление эмоциональности, напряженного,
    глубокого лиризма;

    развивать мыслительные способности учащихся, их познавательную
    активность;

    воспитывать интерес к родному языку.
    Методы и приемы: эвристическая беседа, комментированное письмо,
    лингвистический анализ текста, самостоятельная работа
    Оборудование: портрет И.С. Тургенева, текст стихотворения в прозе «Как
    хороши, как свежи были розы…» для каждого ученика, живые розы в
    хрустальной вазе.
    Ход урока
    I.
    Организационный момент.
    : Здравствуйте, садитесь. Тексты, которые лежат у вас на партах,
    Учитель

    пусть лежат пока перевернутые, в тетрадях мы сегодня писать будем, но
    немного, мы больше будем с вами разговаривать.

    Сообщение темы и целей урока.
    II.
    : Итак, тема урока на доске «Лингвистический анализ текста»,
    Учитель

    возможно, вы этого еще в полной мере не понимаете. Эпиграф дан в виде одной
    из цитат, которые мы разбираем к сочинению при подготовке к ГИА –
    «Читатель проникает в мир образов художественного произведения через его
    речевую ткань». Что такое эпиграф?
    Ученики

    : это цитата, в которой содержится главная мысль.
    Учитель
    : что ж получается, если я даю эту цитату в качестве эпиграфа к

    уроку, значит это и есть главная мысль урока, тогда нужно еще раз ее
    прочитать и понять, чем мы собираемся с вами сегодня заниматься. «Читатель
    проникает в мир образов художественного произведения через его речевую
    ткань». С чего начнем?
    Ученики

    : «читатель проникает» ­ значит «читатель понимает», «речевая
    ткань» ­ текст, слова в тексте, предложения, которые сплетаются между собой,
    выразительны, красивы и так далее.
    Учитель

    :
    проанализировать какие­то приемы, образы и так далее. Теперь к теме урока –
    значит, чтобы понять смысл текста, читатель должен
    : это наука о языке.
    : итак, лингвистический анализ текста, значит, что мы будем
    лингвистический анализ текста, ЛИНГВИСТИКА – это что такое?
    Ученики

    анализировать?
    Ученики

    языковые приемы.
    : итак мы работаем с вами сегодня с текстом, переверните листы.
    Учитель

    Перед вами стихотворение в прозе Ивана Сергеевича Тургенева «Как хороши,
    как свежи были розы…», посмотрите, название дается в кавычках, обычно
    : языковой анализ текста, языковые единицы, слова, предложения,
    этого не происходит, значит, что у нас в названии?
    Ученики: цитата

    Учитель: цитата, очевидно, известная, на самом деле, для того, чтобы понять,
    откуда эта цитата, Тургенев пишет первый абзац, читаем его (имя ученика)
    (Ученик читает первый абзац)

    Учитель: итак, значит, откуда у нас взята цитата?
    Ученики: из стихотворения.
    Учитель: верно, действительно, где­то когда­то давным­давно, был
    малоизвестный поэт 19 века Евгений Мятлев, который написал это
    стихотворение, потом на стихотворение положили музыку, оно стало
    романсом. Мы сейчас послушаем этот романс, и вы скажете, какое настроение
    у романса, у стихотворения, и соответственно, какое настроение будет у
    текста.
    (прослушивание романса)
    Учитель: какое настроение у стихотворения?
    Ученики: грустное.
    Учитель: о чем оно, что в нем происходит?
    Ученики: рассказывается о девушке, она умирает.
    Учитель: верно, грусть в том, что в конце девушка умирает «в погосте белый
    камень, на камне роз моих увянувший венок». Представьте, ребята, как­будто
    вы помните это стихотворение, то на какие мысли вас натолкнуло название?
    Ученики: юность, грусть, смерть.
    Учитель: свои стихотворения в прозе Тургенев писал уже в старости, они так
    и назывались «старческие», и в них очень много грустных размышлений о
    жизни, о смерти, то есть настроение текста задается сразу названием. Теперь
    обратимся к тексту. Я нашел запись этого текста, какая у нас задача, не просто
    посмотреть текст, а посмотреть, какие главные приемы в нем есть, как они
    организуют данный текст.
    (прослушивание текста)

    Учитель: ребята, вы, когда слушали, вам не хотелось, чтобы читали чуть
    быстрее? (ответы) Я, прежде чем выбрать эту запись, прослушал еще массу
    разных записей, были записи и за 3 минуты, и за 2 с половиной, компактно,
    быстро, для урока просто идеально, но все же я остановился на этом варианте,
    как вы думаете – почему??
    Ученики: именно эта запись подчеркивает настроение текста.
    Учитель: кто произносит это стихотворение? (автор). Кто лирический герой?
    Какой он? Как он будет говорить? (медленно, хрипло) потому что это не
    юность молодая, когда хочется, чтобы все было быстро, на самом деле
    интонация передает настроение текста.
    Учитель: когда вы читали, слушали текст, вы заметили, что в тексте есть
    очень яркие языковые приемы, какие, самый яркий, вы должны были его
    заметить.
    Ученики: повтор одной и той же строчки «Как хороши, как свежи были
    розы…»
    Учитель: как называется у нас такой прием? (лексический повтор). Нам
    важно не просто увидеть прием, а понять, для чего он, что он делает?
    Ученики: показывает разные оттенки, делит текст на смысловые части, как в
    песни припев делит песню на куплеты.
    Учитель: сколько частей у нас получается? (ответ – 6) скажите, первая часть,
    та, что мы уже прочитали, она будет относиться к основному содержанию,
    передавать какие факты, относиться к биографии, к жизни героя? (ответ – нет),
    тогда у нас получится 1 часть и еще 5 главных частей, с которыми мы и будем с
    вами работать. То есть, мы скажем, что лексический повтор делит наш текст на
    какие­то смысловые отрезки, сколько раз повторилось строка? (ответ – 7). 7 –
    такое сакральное, священное число определенную гармонию в текст тоже
    приносит. Хорошо, другой прием, увидели еще?
    Ученики: синтаксис, многоточие и так далее.

    Учитель: (навести на мысль о противопоставлении частей) Прочитайте начало
    2й части «…теперь зима…», а 3­я часть, ­ зима меняется на лето, далее, снова
    зима, потом снова лето, потом последняя часть снова зима. Итак, что
    получается, части текста в каких отношениях (ответ – противоположных).
    Получается, второй и очень важный прием для этого текста –
    противопоставление. (записываю на доске). Противопоставление как еще по­
    другому называется? (ответ – антитеза).
    (перехожу к доске для записей – составление таблицы)
    Учитель: что мы с вами выписали, какие слова – противоположные – антонимы.
    Противопоставление всегда основано на антонимах, хорошо, если смотреть на
    внешние признаки нашей таблицы, что у нас получилось – (ответ – лесенка),
    когда я что­то делаю лесенкой, как называется такой прием? (ответ –
    градация). Верно, градация тоже является одним из ключевых приемов в этом
    тексте. И сейчас, вы в своих тетрадях поработаете самостоятельно. Для того,
    чтобы найти градацию, вам нужны только те части, в которых описывается
    настоящее – это какие части? (ответ – 1,3,5). Переходим к таблице.
    Настоящее время
    холод
    звуки
    Темнота и свет
    (цветопись)

    ­
    1часть
    одиночество
    3 часть – старость
    5 часть ­ смерть
    (Таблицу открыть на слайде)
    (Для экономии времени предлагаю работать по рядам. Во время работы
    наталкиваю детей на мысль о замене образа света на образ свечи)
    Учитель: итак, напоминаю, что градация – это такой прием, где наблюдается
    какое­то движение, вверх или вниз, от большего к меньшему или наоборот).
    Итак, посмотрим, что у вас получилось, 1й ряд. Как меняется образ мороза,
    холода от части к части – что происходит? (ответы)
    На слайде – 1 часть ­ «Мороз запушил стекла окон» ­ все красиво, хорошо.

    3 часть – «мороз скрипит и злится» ­ появляется жестокость.
    5 часть – «мне холодно…я зябну…они умерли…» ­ смерть
    Учитель: зима какой несет в себе образ – смерти, старости – как и времена
    года, весна – это рождение да, и так далее.
    Теперь 2 ряд – 1 часть – «в комнате горит одна свеча…»
    3 часть – «все темней да темней… нагоревшая свеча трещит…»
    5 часть – «свеча меркнет и гаснет…»
    Теперь 3 ряд – 1 часть «звенит и звенит…»
    3 часть – «скучный, старческий шепот…»
    5 часть – «кашляет хрипло и глухо…» ­ обратите внимание на
    звуки – как называется такой прием – аллитерация.
    Учитель: хорошо, вы увидели градацию, что происходит в тексте? Человек
    постепенно умирает да?
    Мы с вами анализировали не смысл, а мы анализировали тут самую речевую
    ткань, разные приемы, мы вышли на понимание идеи? (ответ – да). Самое
    главное, когда мы работаем с текстом, мы должны объяснять, для чего нужен
    тот или иной прием.
    Итак, если у нас есть еще время – мы с вами пробежимся по некоторым
    художественным приемам
    На слайде – «Мороз скрипит и злится» – олицетворение
    «летний вечер тихо тает» ­ метафора
    «простодушно­вдохновенны задумчивые глаза» ­ эпитет
    «мороз запушил стекла окон» ­ олицетворение
    «воркотня самовара» ­ олицетворение
    Учитель: ребята, а что такое резеда, кто знает? Кто­нибудь когда­нибудь
    встречал такое растение? (показать на слайде иллюстрацию).
    III. Рефлексия

    Ребята, наш урок подходит к концу, я предлагаю вам еще раз вспомнить все,
    что было на уроке, и дописать предложения.
    Сегодня на уроке я узнал…
    Самым интересным для меня было…
    Для себя я возьму…
    (Предложения зачитывают 2­3 ученика)
    Выставление оценок

    XXVI Ставропольская краевая открытая научная конференция школьников

    Секция: филология

    Название работы « Образ розы в творчестве современных поэтов»

    Место выполнения работы :

    г. Новоалександровск,

    МОУ гимназия № 1, 8 класс

    Научный рук.: Синицина Ольга Викторовна,

    учитель русского языка и литературы

    МОУ гимназия № 1

    г. Ставрополь, 2015.

    Оглавление:

    Введение

    Глава 1. Образ розы в литературе

    Глава 2.

    2.1. Образ розы в творчестве Э.Асадова

    2.2. Образ розы в творчестве Т. Смертиной

    Заключение

    Библиографический список

    Вступление

    Роза является символом красоты, совершенства, радости, любви, блаженства, гордости, мудрости, тишины, тайны. С нею связываются образы мистического центра, сердца, рая, возлюбленной, Венеры, красавицы, католической церкви, Богоматери. Этот цветок называют царицей, богиней утренней зари. Поэты всех времён и народов не устают воспевать её.

    Роза - один из древнейших поэтических образов. Его корни уходят в античность, фольклор, религию. Розу любили и воспевали с незапамятных времён. Ей поклонялись, о ней слагали легенды, предания. Самые первые сведения о розе встречаются в древнеиндусских сказаниях.

    Образ розы привлекал писателей и поэтов разных эпох и стран именно как средство для раскрытия внутреннего состояние человека, его душевного мира, как самостоятельного образа.

    Актуальность исследования обусловлена не угасающим интересом поэтов в своем творчестве раскрыть образ розы, показать его влияние на судьбу человека, отобразить душевное состояние, раскрыть многообразие образа розы, показать выразительно-художественные средства, с помощью которых раскрывается образ розы. Оказывается, тема поистине бесконечна, потому что она вдохновляет.

    Объектом нашего исследования являются поэтические произведения современных поэтов Э. Асадова и Т. Смертиной.

    Предметом исследования стали средства и способы раскрытия образа розы в каждом из представленных произведений.

    Цель нашего исследования – исследовать образы розы в поэтических произведениях совремнных поэтов, выявить какие душевные качества раскрываются посредством розы, определить с помощью каких приемов раскрывается образ розы.

    Для достижения поставленной цели в нашей работе решаются следующие задачи:

    1. прослеживается эволюция образа розы, начиная с мифологии до сегодняшнего дня;

    2. определяются основные средства, помогающие раскрыть образ розы, манера подачи, художественно-выразительные средства поэтического образа.

    Метод исследования: метод контекстологического анализа, описательный.

    Практическая значимость работы заключается в применимости ее результатов при изучении современной литературы в рамках школьной программы, на факультативных занятиях, во внеурочной деятельности.

    Структура работы определяется целью и задачами, характером практического материала и состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка.

    Глава 1. Образ розы в русской литературе

    1.1. Эволюция образа розы в мировой литературе

    Символика розы в литературе вполне ясна и ординарна – по большей части это символ любви. В таком значении роза построила мостик объединения между литературой Востока и Запада: Шекспир, Конфуций и другие гении обращали свое внимание на этот цветок. Причем не просто обращали – у Конфуция изучению и созерцанию розы посвящено около 600 томов библиотеки.

    Говорят, что своим происхождением роза - цветок любви, обязана иранской литературе. В поэмах существовал такой мотив, как роза и вино, символизирующий опьянение любовью и любовный аромат. Позже в любовном контексте роза перешла в литературу европейскую и проявилась в куртуазной литературе Средневековья и любовной лирике Новых времен. Использование символа розы в эротических образах в литературе восемнадцатого века ученые-литературоведы связывают с отображением чувственной страсти, как контрасте духовной любви, которую часто символизировал голубь.

    Образ розы веками не стоял на месте, он эволюционировал вместе с литературным процессом. Символизм и романтизм любой литературы мира отмечены таким образом, в основном в поэзии, хотя встречается роза и в прозаических произведениях.

    В XIII веке во Франции появляется "Роман о розе" в стихах Гильома де Лоррис о юноше, влюбившемся в розу. Этот роман пользовался большим успехом. Сохранилось 30 рукописных экземпляров и переводы его на другие языки. Рукописный экземпляр этого романа хранится и в Эрмитаже в Санкт-Петербурге. "Роман о розе" вызвал много подражаний. Пьеса Екатерины II "Царевич Хлор" тоже явилась подражанием этому роману. Обычно на состязаниях трубадуров высшей наградой победившему певцу служила роза.

    1.2. Образ розы в русской литературе

    В русской литературе розы были упомянуты авторами всех литературных течений. В Х V ІІІ в. поэт Тредиаковский написал стихотворение, посвящённое розе, «Ода в похвалу цветку розе»:

    Красота весны! Роза, о прекрасна! Всей, о госпожа, румяности властна! Ты - во всех садах яхонт несравненный, Ты - из всех цветов цвет предрагоценный .

    В 1834 Иван Петрович Мятлев пишет свое произведение «Розы» и это классицизм. Символизм это – «Розы тяжесть и нежность» Мандельштама. Кстати, мотивы Мятлева позже употребил в своей поэзии Игорь Северянин в своей эмиграционной поэзии «Классические розы». У каждого автора роза – своя. Если в вышеописанных произведениях она не является позитивным символом, как красноречиво об этом говорит название стиха Мандельштама, то, к примеру, у Брюсова это символ девичества – тонкий стебель, белые цветы нередко идут в параллели с рассказом о девических мыслях. В 1912 году Александр Александрович Блок пишет поэму «Роза и крест», выражая тем самым свою несбыточную мечту о счастье, суть которой лежит в словах ««Сердцу закон непреложный - Радость - Страданье одно!» и роза у него в этом произведении ни много ни мало черного цвета. Так вот с этой же поэмой Блок потом будет полемизировать в 1914 году, пытаясь все-таки отыскать свое счастье, и вновь вернется к этой теме в дальнейшем своем творчестве. У

    Глава 2. Образ розы в современной поэзии:

    2.1. Образ розы в творчестве Э.Асадова.

    Образ розы представлен в творчестве Эдуарда Асадова, несмотря на то, что стихотворения Асадова написаны на военную тему . Его судьба уникальна, в ней есть и счастливые моменты, но много и трагических эпизодов, связанных с войной. Там он и потерял зрение, но это дало толчок к творчеству, к написанию стихотворений. Как он сам сказал:

    Я так хочу свои стихи писать,

    Чтоб каждой строчкой двигать жизнь вперед.

    Такая песня будет побеждать,

    Такую песню примет мой народ!

    Эдуард Аркадьевич Асадов является почетным гражданином города-героя Севастополя, дважды награжден орденом «Знак почета» . Он боец по своему внутреннему состоянию души. Но это не помешало Асадову приоткрыть нам образ розы в его неповторимом и уникальном восприятии. В стихотворении «Роза друга» (Приложение 1), посвященном комсоргу Бресткой крепости Самвелу Матевосяну. В самом названии поэт уже дает нам понять, что к этому цветку у него особое отношение – это напоминание о друге, которого нет рядом. Образ розы в понимании Асадова – это память, но окрашенная горькими воспоминаниями. Сразу понимаешь, что события или воспоминания очень дороги поэту, связаны с трагическими событиями Великой Отечественной войны, с событиями Бресткой крепости. Даже описание розы уже дает нам понять краски событий:

    Благоухая, как целый сад,

    Роза – это частица друга, это его чудо, которое олицетворяет дружбу людей разных народов, которые готовы пожертвовать собственной жизнью ради спасения других.

    Образ розы – это символ жизни, это память о тех, кто не вернулся с войны. Грусть и тоска пронизывают все стихотворение. Цвет розы – это цвет крови, чья была пролита в годы войны, а именно при освобождении Бресткой крепости. Образ розы ассоциируется у Асадова с маленьким факелом, навечно зажженным огнем. Пламенно-алый цветок будет постоянно напоминать о боевых товарищах, о героических поступках.

    Иной образ представлен в стихотворении «Белые розы» - это признательность за творчество поэту, это благодарность за труд. Маленький букет белых роз каждый год приносит поэту в день рождения девушка не только от себя, а от всех поклонников. Привет из роз – это то, ради чего стоит трудиться, ради кого поэт приоткрывает частичку своей души, помогает замечать и ценить прекрасное. Не случайно образ розы белого цвета – цвета чистоты, невинности, - появляется в стихотворении. Поэт приносит в этот мир только чистоту и добро, и если хотя бы несколько людей помнят его и любят, значит, он оставил на земле заметный след – след своих стихов. Это и является оценка творчества каждого поэта.

    Вспыхнет на миг, как пламя,
    Слова смущенно-тихи:
    - Спасибо вам за стихи! -
    И вниз застучит каблучками.

    Образ роз представлен как что-то сказочное, связанное с самыми приятными и счастливыми воспоминания из детства, отголоски прошлого, такие желанные:

    Бутоны тугие, хрустящие,
    В каплях холодных рос.
    Как будто ненастоящие,
    Как будто бы в белой чаще
    Их выдумал дед-мороз.

    2.2. Образ розы в творчестве Татьяны Смертиной

    Особое место образ розы занимает в творчестве Татьяны Смертиной, а втора более 30 книг и около 700 публикаций в центральной периодике, автор книг переводов поэзии: с персидского, таджикского, башкирского, марийского языков. Лауреат Всероссийской Есенинской премии; лауреат Всероссийской премии Н.Заболоцкого; лауреат премии Ленинского комсомола; лауреат премий: «Литературная газета», «Литературная Россия», журналов «Смена», «Крестьянка», «Мир женщины» и других. Ее стихи звучали на радио и телевидении в авторском исполнении. Ее поэтические произведения переведены на другие языки ". Поэтесса создала свой Сиреневый сайт под названием «Розовые стихи», где помещены более 40 стихотворений о розах. Нашлось место и строкам о любви, измене, радости и счастье, ненависти, предательстве, времени. Стихи о жестокости и доброте, нежности, страсти... Как она сама пишет на сайте: « Милости прошу в мою лесную обитель, в мои виртуальные и реальные, фиалковые, сиреневые миры, на сиреневый, авторский сайт, где мои авторские стихи - стихи Татьяны Смертиной, современная квантовая поэзия и рассказы. Вы можете услышать крик марены в белом березнике и заглянуть в бездны омутной кувшинки…Или в бездны своей души? Серьезный смысл трагического Времени может быть скрыт вечерним туманом… Или раненой птицей Реальности брошен к Вашим ногам. Буду рада, если вас привлечёт свет моей печальной свечи. Россыпь лепестков... Татьяна Смертина - стихи о любви, поэзия о любви и не только». Темы, затронутые в творчестве поэтессы, так тесно переплетаются в ее поэзии, что создают какой–то единый образ современной женщины с ее болью и счастьем, страданиями и минутами успокоения, переживания и радости. Но какие бы темы она не поднимала в своем творчестве, образ розы, на мой взгляд, является основным. Каждое стихотворение поэтесса сопровождает картинами художников, где на первом плане женщина и роза, в разные эпохи развития человечества. То девушка средневековья, то в эпоху ренессанса, то в эпоху возрождения, то в современное время. Но везде это гимн женской красоте, совершенству, любви.

    Необычно представлен образ розы в стихотворении « А рассвет – тучи рвет на клочки» (Приложение 2). Интонация стихотворения тревожная, предвещающая беду, даже сами строки как будто рвут на части строку:


    Он отеллово-гневен, суров...
    Роза белая вздрогнула вновь:
    Бледным веером в мрак – лепестки.

    Поэтесса передает интонацией стихотворения последние минуты жизни розы, здесь образ розы представлен как самостоятельный герой, с его болью и страданиями. Каждое четверостишие заканчивается многоточием. Давая нам, читателям, возможность вставить свои мысли, продолжить поток мыслей поэтессы:

    «Вмиг от ужаса,
    выбрызнув пламень,
    Головою расшибся о камень... »

    Роза как беззащитная девушка «вздрагивает», глаголы, которые использует Т. Смертина, заставляют ярко и образно представить гибель розы « расшибся, скользит». У поэтессы образ розы – это беззащитная девушка (указанием на это служит эпитет «юный»), которая под влиянием окружающего мира, зловещего и жестокого, ничего не может сделать, чтобы предотвратить свою гибель. Лишь остается призрак убитой розы. Нам стоит лишь размышлять: почему мир так жесток и ужасен, почему так не ценятся простые, но главные вещи, как жизнь. Много вопросов, ответы поэтесса не дает, но нас не оставляет ощущение скорби, тоски.


    Тут же юный бутон,
    взрыв огня,
    Вмиг от ужаса,
    выбрызнув пламень,
    Головою расшибся о камень...

    Я поверила в странный обман!
    Потому-то душа и болит.
    Над травою плывет не туман –

    В стихотворении « Эта роза легко ломалась» представлены судьбы и характеры трех роз. Они также олицетворяет собой трех девушек с разными характерами: одна – податливая окружающему миру, вторая – твердая как кремень, имеющая сильный характер, не сдающаяся, третья – мечущаяся, но затем поддавшаяся соблазну, сожалеющая о своем поступке, выбрала страшный путь – уйти из жизни. В таком маленьком по объему стихотворении Т. Смертина смогла показать три разные судьбы девушки, воплощенных в образе розы. Глаголы прошедшего времени помогают нам понять избранные дороги: «ломалась, не давалась, бросилась».

    Эта роза легко ломалась.
    А вторая –
    Совсем не давалась.
    Ну, а третья,
    Осыпав шелк,
    Ночью бросилась
    Под сапог.

    Какое бы стихотворение Татьяны Смертиной мы не взяли, образ розы – это один миг из жизни девушки, печальный и трогательный. Поэтесса использует противопоставление: величественному, радующему взгляд людей цветку розы и трогательной судьбе юной девушки, которая либо борется за себя, либо сдается обстоятельствам, либо мечется, ища выход из трудной ситуации. Только женщина, может тонко чувствовать душу девушки, ее переживания, ее боль, ее утрату, ее любовь и счастье. Об этом стихотворения Т. Смертина. Ее образ розы – это образ борьбы, страданий, печали, счастья юной девушки. Сравнение розы с девушкой неслучайно. Девушкой, как и розой, восхищаются. А как только чувствуют опасность, защищаются. Только девушка при причинении обиды борется, а роза защищается шипами. Получается у Т. Смертиной, образ розы – это воплощение молодости.

    Заключение

    Образ роз занимает особое место в творчестве поэтов. Он многолик и неисчерпаем как творчество самих мастеров поэтического творчества. На протяжении существования русской литературы образ розы трансформировался. У одних поэтов – это позитивный символ, символ девичества, у других – это символ свободы, борьбы. У А.С. Пушкина это аллегория увядшей молодости, радости, счастья, а иногда и ранней смерти. Увядшие розы – символ утерянной молодости и красоты. Роза для Пушкина - символ идеала женщины. Порой это образ чувственности и страсти, молодости и красоты. Для А. Фета образ розы олицетворяет «необъятный, благовонный, благодатный мир любви», красоту и совершенство.

    Для Э. Асадова образ розы – это человеческая память, печальное прошлое, солдатская дружба, признательность поэту за его творчество.

    Для Т. Смертиной образ розы – это образ борьбы, страданий, печали, счастья юной девушки, это один миг из жизни девушки, печальный и трогательный, это судьба юной красавицы.

    Роза – одно из чудес Божьего мира, наполняющее нас спокойной верой в мудрость мироустройства, радостным воодушевлением, праздничностью. Она самостоятельный носитель чувств и переживания человека. Какую бы роль не отводили в своем творчестве поэты образу розы, он непохожий, таинственный, до конца не раскрытый, то есть у каждого автора роза – своя.

    Библиография

      А. А. Фет Стихотворения русских поэтов и классиков

      А. С. Пушкин. «Избранные произведения». Москва. 1987 год

      Э. Асадов. Что такое счастье. Поэзия. Издательство Эксмо, 2013 г.

      Русская речь. 6/2012 г. Роза в поэзии XVII – первой половины XIX века. Т.А. Трафименкова, кандидат филологических наук, стр. 2-9

      Татьяна Смертина. 2009. Сиреневый сайт Татьяны Смертиной - авторский официальный сайт Татьяны Смертиной.

    Приложение 1

    Эдуард Асадов

    "Роза друга"

    Комсоргу Брестской крепости

    Самвелу Матевосяну

    За каждый букет и за каждый цветок

    Я людям признателен чуть не до гроба.

    Люблю я цветы! Но средь них особо

    Я эту вот розу в душе сберег.

    Громадная, гордая, густо-красная,

    Благоухая, как целый сад,

    Стоит она, кутаясь в свой наряд,

    Как-то по-царственному прекрасная.

    Ее вот такою взрастить сумел,

    Вспоив голубою водой Севана,

    Солнцем и песнями Еревана,

    Мой жизнерадостный друг Самвел.

    Девятого мая, в наш день солдатский,

    Спиной еще слыша гудящий ИЛ,

    Примчался он, обнял меня по-братски

    И это вот чудо свое вручил.

    Сказал: - Мы немало дорог протопали,

    За мир, что дороже нам всех наград,

    Прими же цветок как солдат Севастополя

    В подарок от брестских друзей-солдат.

    Прими, дорогой мой, и как поэт,

    Этот вот маленький символ жизни.

    И в память о тех, кого с нами нет,

    Чьей кровью окрашен был тот рассвет -

    Первый военный рассвет Отчизны.

    Стою я и словно бы онемел...

    Сердце вдруг сладкой тоскою сжало.

    Ну, что мне сказать тебе, друг Самвел?!

    Ты так мою душу сейчас согрел...

    Любого спасибо здесь будет мало!

    Ты прав: мы немало прошли с тобой,

    И все же начало дороги славы -

    У Бреста. Под той крепостной стеной,

    Где принял с друзьями ты первый бой,

    И люди об этом забыть не вправе!

    Чтоб миру вернуть и тепло, и смех,

    Вы первыми встали, голов не пряча,

    А первым всегда тяжелее всех

    Во всякой беде, а в войне - тем паче!

    Мелькают рассветы минувших лет,

    Словно костры у крутых обочин.

    Но нам ли с печалью смотреть им вслед?!

    Ведь жаль только даром прошедших лет,

    А если с толком - тогда не очень!

    Вечер спускается над Москвой,

    Мягко долив позолоты в краски,

    Весь будто алый и голубой,

    Праздничный, тихий и очень майский.

    Но вот в эту вешнюю благодать

    Салют громыхнул и цветисто лопнул,

    Как будто на звездный приказ прихлопнул

    Гигантски-огненную печать.

    То гром, то минутная тишина,

    И вновь, рассыпая огни и стрелы,

    Падает радостная волна,

    Но ярче всех, в синем стекле окна -

    Пламенно-алый цветок Самвела!

    Как маленький факел горя в ночи,

    Он словно растет, обдавая жаром.

    И вот уже видно, как там, в пожарах,

    С грохотом падают кирпичи,

    Как в вареве, вздыбленном, словно конь,

    Будто играя со смертью в жмурки,

    Отважные, крохотные фигурки,

    Перебегая, ведут огонь.

    И то, как над грудой камней и тел,

    Поднявшись навстречу свинцу и мраку,

    Всех, кто еще уцелеть сумел,

    Бесстрашный и дерзкий комсорг Самвел

    Ведет в отчаянную атаку.

    Но, смолкнув, погасла цветная вьюга,

    И скрылось видение за окном.

    И только горит на столе моем

    Пунцовая роза - подарок друга.

    Горит, на взволнованный лад настроив,

    Все мелкое прочь из души гоня,

    Как отблеск торжественного огня,

    Навечно зажженного в честь героев!

    1973 г.

    Белые розы


    День моего рождения,
    Небо с утра занесло,
    А в доме, всем тучам назло,
    Вешнее настроение!

    Оно над столом парит
    Облаком белоснежным.
    И запахом пряно-нежным
    Крепче вина пьянит.

    Бутоны тугие, хрустящие,
    В каплях холодных рос.
    Как будто ненастоящие,
    Как будто бы в белой чаще
    Их выдумал дед-мороз.

    Какой уже год получаю
    Я этот привет из роз.
    И задаю вопрос:
    - Кто же их, кто принес? -
    Но так еще и не знаю.

    Обняв, как охапку снега,
    Приносит их всякий раз
    Девушка в ранний час,
    Словно из книги Цвейга.

    Вспыхнет на миг, как пламя,
    Слова смущенно-тихи:
    - Спасибо вам за стихи! -
    И вниз застучит каблучками.

    Кто она? Где живет?
    Спрашивать бесполезно!
    Романтике в рамках тесно.
    Где все до конца известно -
    Красивое пропадет...

    Три слова, короткий взгляд
    Да пальцы с прохладной кожей...
    Так было и год назад,
    И три, и четыре тоже...

    Скрывается, тает след
    Таинственной доброй вестницы.
    И только цветов букет
    Да стук каблучков по лестнице...

    Приложение 2

    Поэт Татьяна Смертина -
    краткая биография

    Биография, из справочника: "ТАТЬЯНА СМЕРТИНА – русский поэт. Русская - родители крестьянских корней, русские. Фамилия Смертина - родовая, от рождения и по сей день. Родилась 2 декабря, в лютую метель, в вятской лесной глухомани. Детство – на лесоучастке Хомут. Грамотой овладела в трехлетнем возрасте самостоятельно, стихи начала создавать и читать с деревенской сцены c 5 лет, первые публикации в прессе с 12 лет.

    Выросла и закончила школу в селе Сорвижи Кировской области,Литературный институт в Москве. Член Союза писателей России. В партиях и на службе никогда не состояла. Основное занятие в жизни - поэзия. Автор более 30 книг и около 700 публикаций в центральной периодике. Татьяна Смертина обладает уникальным даром чтения своих стихов. Кроме ярких выступлений в столице, известна благотворительными авторскими вечерами поэзии по многочисленным провинциям и городам России, на которые собиралось большое количество народа, и которые были самостихийны и очень эмоциональны. Таких подвижнических вечеров проведено ею по России сотни и сотни. Она их начала проводить с 14 лет. Татьяна Смертина автор книг переводов поэзии: с персидского, таджикского, башкирского, марийского языков. Лауреат Всероссийской Есенинской премии; лауреат Всероссийской премии Н.Заболоцкого; лауреат премии Ленинского комсомола; лауреат премий: «Литературная газета», «Литературная Россия», журналов «Смена», «Крестьянка», «Мир женщины» и других. Стихи звучали на радио и телевидении в авторском исполнении. Переведена на иные языки".

    Розовые стихи

    ***

    А рассвет – тучи рвет на клочки,
    Он отеллово-гневен, суров...
    Роза белая вздрогнула вновь:
    Бледным веером в мрак – лепестки.

    Тут же юный бутон,
    взрыв огня,
    Тот, что кланялся розе три дня,
    Вмиг от ужаса,
    выбрызнув пламень,
    Головою расшибся о камень...

    Я поверила в странный обман!
    Потому-то душа и болит.
    Над травою плывет не туман –
    Призрак розы убитой скользит...

    ***

    Эта роза легко ломалась.
    А вторая –
    Совсем не давалась.
    Ну, а третья,
    Осыпав шелк,
    Ночью бросилась
    Под сапог.

    В XIX веке символика растений была весьма популярна. А роза традиционно ассоциировалась с любовью, женской красотой, молодостью, счастьем, да и самой жизнью. Этот цветок – важный элемент повести «Вешние воды», он присутствует в ключевой сцене произведения «Первая любовь», помогает полнее раскрыть образ Базарова в романе «Отцы и дети». Но особенно символичен образ розы в цикле Тургенева «Стихотворения в прозе». Одно из них так и называется – «Роза». Эта изящная миниатюра была написана в апреле 1878-го, а опубликована спустя четыре года в журнале

    «Вестник Европы».

    Сорванный полураспустившийся цветок, найденный лирическим героем на дорожке сада после ливня, олицетворяет душу молодой особы, ее чувства. Недаром мужчина замечает, что прежде эту алую розу видел на груди девушки. Цветок символизирует утраченный покой, смятение от бури любовных переживаний, которая пронеслась над «нашей равниной».

    Героиня, имя которой читатель не знает, плачет над измятыми, испачканными лепестками. Это слезы о потерянной под напором страсти чистоте и свежести. Но девушка не желает долго оплакивать прошлое: цветок решительно брошен в пламя камина. Ее «прекрасные глаза,

    Еще блестевшие от слез, засмеялись дерзостно и счастливо». Душа отдана огню любви.

    Лирический герой произведения ассоциируется с автором, хотя нигде не сказано о его возрасте, не описана внешность. Понятно, что этот человек уже немало повидал на своем веку. Героиня же предстает перед нами юной девушкой, едва распустившимся цветком. Такая обезличенность, схематичность в изображении героев помогает автору придать стихотворению философскую глубину.

    Любовь в понимании Тургенева может быть радостью и бедой. Она сравнима с разрушающей стихией. «Пожар зари», «порывистый ливень», «потоп дождя» – символы внезапно нахлынувшего чувства, которое опалило лепестки нежной розы. Но это принесло юной героине и кратковременное счастье. Тургенев считал, что «только любовь вызывает такой расцвет всего существа, которое не может дать ничто другое».

    «Роза» – одно из лучших стихотворений в прозе. Краткое, емкое, полное ассоциаций и образов, присущих поэтическому творчеству. Сложно написать о любви короче и красивее, чем сделал это в своем маленьком шедевре Иван Сергеевич Тургенев.

    (1 оценок, среднее: 5.00 из 5)



    Сочинения по темам:

    1. Произведение «Близнецы» было написано в феврале 1878 года, а опубликовано уже после смерти Ивана Сергеевича Тургенева. Оно входит в последний...
    2. Произведение «Эгоист» было написано Иваном Сергеевичем Тургеневым в декабре 1878 года. Оно входит в цикл автора «Стихотворения в прозе», который...
    3. Серия миниатюр «Стихотворения в прозе» – итог жизни писателя, философское ее осмысление, отражение сокровенных мыслей и чувств. Большинство произведений цикла...
    4. Дмитрий Павлович Санин (помещик пятидесяти двух лет) перебирает в столе старые письма. Неожиданно он находит футляр с гранатовым крестиком и...