Биография. Биография Переводы произведений о лассо

Ла́ссо (Lasso) Орландо ди (также Ролан де Лассю, Roland de Lassus) (около 1532, Монс — 14 июня 1594, Мюнхен), франко-фламандский композитор. Жил преимущественно в Баварии.Орландо родился в Монсе (совр. Бельгия). В начале 1540-х годов певчий у кондотьера Ферранте Гонзаги (1507-1557) в Нидерландах, в 1545 предположительно последовал за ним в Италию, где жил в Мантуе, Палермо, Милане, Неаполе. Именно этим периодом датируются «итальянские» опыты Лассо-композитора. В 1551 переехал в Рим, где в 1553 получил пост капельмейстера базилики Сан-Джованни ин Латерано, что свидетельствует о его признании (несмотря на молодой возраст) как композитора. В 1555 жил в Антверпене, где возможно сотрудничал с Тильманом Сузато, который в том же году опубликовал большой сборник произведений Лассо (так называемый «opus 1») с итальянскими мадригалами и вилланесками, французскими шансон и латинскими мотетами. В 1556 был приглашен в Баварию ко двору прославившегося своим меценатством герцога Альбрехта V, сначала в качестве певчего (тенора), а с 1563 капельмейстера. Благодаря активной профессиональной деятельности Лассо Мюнхен приобрёл репутацию одного из крупнейших музыкальных центров Европы. В 1558 композитор женился на баварке Регине Векингер, от которой (среди других детей) у него были два сына Фердинанд и Рудольф, оба музыканты. Несмотря на то что после смерти Альбрехта (в 1579) его набожный сын Вильгельм V сократил расходы на придворную музыку, Лассо не захотел менять полюбившийся ему бюргерский уклад (отказался от предложенного ему почётного поста капельмейстера при саксонском дворе) и остался в Мюнхене до конца жизни. В 1570-х и 1580-х годах Лассо совершил несколько поездок в Италию, в том числе (в 1585 году) ко двору Эсте в Ферраре, который славился тогда как центр музыкального авангардизма. Несмотря на эти поездки и визиты прославленных итальянцев (Андреа Габриели и Джованни Габриели) в Мюнхен, музыкальный стиль Лассо, полностью сформировавшийся в 1560-е годы, не претерпел никаких радикальных перемен.Лассо — самый плодовитый композитор своего времени; из-за огромных объёмов наследия художественная значимость его сочинений (многие из которых были заказными) до конца ещё не оценена.

Работал исключительно в вокальных жанрах, в том числе написал более 60 месс (мессы-пародии на шансон, мотеты и мадригалы Я. Аркадельта, А. Вилларта, Н. Гомберта, Дж.П.Палестрины, К. де Роре, К. Сермизи, а также на собственные шансон и мотеты), реквием, 4 цикла страстей (по всем евангелистам), оффиций Страстной недели (особенно значимы респонсории утрени Великого четверга, Великой пятницы и Великой субботы), более 100 магнификатов, гимны, фобурдоны, около 150 франц. шансон (его шансон «Susanne un jour», парафраза библейской истории о Сусанне, была одной из самых популярных пьес в XVI веке), итальянские (вилланеллы, морески, канцоны) и немецкие песни (больше 140 Lieder), около 250 мадригалов.

На протяжении всей жизни писал мотеты (всего более 750, в это число входят и мотетные циклы; крупнейшая подборка мотетов опубликована посмертно в 1604 году под названием «Magnum opus musicum»), на латинские тексты различного (главным образом, духовного) содержания и предназначенные как для церковного, так и для светского (в том числе дидактические и церемониальные мотеты) обихода.

Творчество Лассо представляет собой сложный (иногда эклектический) конгломерат итальянских и франко-фламандских (см. Нидерландская школа) стилевых идиомов и форм. Мастер безупречной контрапунктической техники, Лассо внёс вклад и в историю гармонии. В цикле мотетов «Пророчества сивилл» («Prophetiae Sibyllarum», написано в 1550-х гг.) создал собственную экспериментальную модель «хроматического» итальянского стиля; в целом однако придерживался модальной системы на основе 8 ладов («церковных тонов») плавного распева.

Лассо отличает детальнейшая разработка текстов на разных языках, как богослужебных (в т.ч. текстов Священного Писания), так и свободно сочинённых. Серьёзность и драматизм концепции, протяжённые объемы отличают сочинение «Слёзы Св. Петра» (цикл 7-голосных духовных мадригалов на стихи Луиджи Транзилло, издан в 1595 году) и «Покаянные псалмы Давида» (рукопись 1571 года в формате in folio украшена иллюстрациями Г. Милиха, предоставляющими ценный иконографический материал о жизни, в т.ч. музыкальных развлечениях, баварского двора).

Вместе с тем, в светской музыке Лассо не был чужд юмора. Например, шансон «Раздаётся на пирах питие в трёх лицах» (Fertur in conviviis vinus, vina, vinum), основана на старинном анекдоте из жизни вагантов; в знаменитой песне «Matona mia cara» немецкий солдат поёт любовную серенаду, коверкая итальянские слова; в гимне «Ut queant laxis» высмеивается незадачливое сольфеджирование. Ряд ярких небольших пьес Лассо написан на весьма легкомысленные стихи, например, шансон «Глядела в замке дама с интересом / На мраморной статуи естество» (En un chasteau ma dame...), а некоторые песни (особенно морески) содержат обсценную лексику.

В современной музыковедческой литературе на сочинения Лассо принято ссылаться по каталогу Лёйхтмана-Шмида (2001), с префиксом LV (Lasso Verzeichnis).

Франко-фламандский композитор, один из величайших мастеров полифонии так называемого строгого стиля 16 в., завершивший развитие полифонич. нидерландской школы. В детстве пел в церк. хоре г. Монс. Работал в Сицилии, Сев. Италии, Франции, затем - в Милане, Риме, Венеции, Неаполе, Лондоне, Антверпене. С 1556 служил в Мюнхене, пел в хоре придв. капеллы баварского герцога, в 1560 руководил этой капеллой. Здесь Лассо приобрёл мировую известность, был прозван «князем музыки» и «бельгийским Орфеем». Из Мюнхена выезжал в Нидерланды, Германию, Италию и Францию. В Париже встречался с французскими поэтами «Плеяды» (П. Ронсаром, Ж. А. де Баифом), оказавшими влияние на формирование гуманистич. мировоззрения Лассо. Работая в Мюнхене, глубоко освоил муз. культуру Германии, что особенно отразилось в его нем. песнях.

Творчество Лассо, типич. представителя гуманистич. культуры, обобщившего особенности разл. нац. муз. культур (нидерл., итал., франц., нем.), приобрело общеевроп. значение. Хор. полифония Высокого Возрождения достигла в его музыке наивысшего расцвета. Автор св. 2000 произв., Лассо использовал все существовавшие в его время светские (мадригалы, вилланеллы) и духовные (мессы, мотеты, псалмы) жанры; характерно, что месса не была гл. жанром в его творчестве, как у др. современников Лассо, уступая место мотету. Образный мир его музыки широк и разнообразен: Лассо свойственны настроения скорби и юмора (в жанрово-бытовых песнях), философская углублённость и драматически сильные страсти, тонкая душевная лирика. В б.ч. сочинений (в т.ч. и культовых) Лассо обращался к нар. песенности. Реалистич. направленность его творчества проявилась в жизненной правдивости образов, ярких, рельефных картинах окружающего быта, глубоком проникновении во внутренний мир человека.

Светские произв., особенно песни, - б.ч. гомофонные, но с элементами имитационной полифонии. В духовных произв. господствует развитая ясная и прозрачная полифония. В имитационных построениях наряду с типичным для строгого стиля тематизмом (простейшие попевки декламационного характера) Лассо применяет сложные колоратурные мелодии большого диапазона, предвосхищающие конц. тематизм сольных арий 17 в. В тональном развитии тем намечаются принципы фугированной формы. Лассо виртуозно владел техникой канона, широко использовал разнообразные виды вертикально-подвижного контрапункта, обращения и метроритмич. изменения темы, вариации остинатного типа.

Блестящие образцы полифонич. искусства Лассо - в его сб. мотетов «Великое музыкальное творение» («Magnum opus musicum», 516 пьес для 2-10 и 12 голосов). Мотеты Лассо отличаются разнообразием образов и средств их муз. воплощения; многие созданы в связи с определённым событием («по случаю») - торжественные, праздничные, поздравительные; есть и скорбные, драматич., жанровые, юмористич., почти бурлескные (в 8-голосном мотете подвыпившие монахи комически смешивают слова духовного гимна с текстами песен бродячих студентов), идиллич., изображающие картины сельской жизни, и др. Во мн. мотетах и др. духовных вок. произв. Лассо опирается на интонации протестантского хорала, рождеств. песен (напр., мотет No 196 осн. на рождеств. песне «Joseph, lieber Joseph mein»).

В мессах использовал народные мелодии, иногда вплетая их в общую музыкальную ткань в имитационной полифонии. Часто Лассо для своих духовных песен брал мелодии, написанные на светские тексты. В мотетах и покаянных псалмах, проникнутых трагич., скорбными эмоциями, Лассо пользовался исключительно смелыми для его времени приёмами: хроматизмами, подчёркнутыми перечениями, модуляциями в далёкие тональности и др., способствующими усилению драм. экспрессии и передаче сложных психологич. состояний.

Интерес представляет гармонич. развитие в прологе цикла «Пророчества Сивилл» («Prophetiae Sibyllarum»), осн. на резких гармонич. сдвигах (G-dur- H-dur, C-dur-E-dur) с последующим постепенным возвращением в исходную тональность (предвосхищает хроматич. приёмы К. Джезуальдо). Разнообразны по характеру и многочисл. светские песни Лассо (морализующего содержания, повествовательные, застольные, куртуазные, любовные, юмористические, сатирич., жанрово-бытовыо) - итал. вилланеллы и мадригалы, франц. шансон, многогол. нем. песни на тексты поэтов античности и эпохи Возрождения М. П. Вергилия, Горация, Ф. Петрарки, Т. Тассо, Л. Ариосто, Ф. Вийона, П. Ронсара, Ж. Дю Белле, а также Г. Сакса и др. нем. мейстерзингеров и нар. поэтов. Мелодии мн. песен осн. на нар.-песенных интонациях.

И в 20 в. сохранила популярность вилла-нелла «Моя милая матрона» («Matrona mia саrа») с звукоподражат. припевом «дон-дон», имитирующим лютневый аккомпанемент в серенаде. В нем. песнях использовал характерную форму мейстерзанга (т. н Barform), состоящую из 2 тождественных по мелодике строф и отличающегося от них припева (использована Р. Вагнером в опере «Мейстерзингеры»). В ряде песен живописал быт улицы (с выкриками торговцев), семейные сцены, высмеивал духовенство и т.д. (напр., во франц. песне «Богородицу прочитать умеешь?» юмористически изображается, как один монах проверяет другого в знании молитвы); такие рыночные картинки, пирушки, жалобы жены на пьяницу мужа напоминают бытовые сценки и интерьеры голл. художников (А. ван Остаде, P. де Хоха, Д. Тенирса, А. Брауэра, Г. Терборха). Нек-рым любовным песням (напр., франц. шансон «О мать любви, Киприда!») Лассо придавал драм. характер, передавая напряженные психологич. состояния (прообразы оперных сценок); многие имеют танц. характер (новшество в вок.-хоровой полифонии 16 в.)

При изображении разл. «персонажей» и ситуаций Лассо обнаруживает исключит. мастерство муз. характеристики. Впечатляющий художеств. эффект достигается красочным противопоставлением отд. групп хора; этот приём использован в знаменитой, всемирно известной и в совр. хор репертуаре (в т.ч. сов. хоров) итал. песне «Эхо» (вероятно, на собств. текст), в которой красочное сопоставление 2 хоров (вблизи и в отдалении) путем повторения piano одним хором коротких фраз другого создает эффект эхо.

Стиль Лассо - значит. шаг вперед по пути к гармонич. ясности. Он уже широко пользовался приемами гомофонного письма, предвосхитив монодию, зародившуюся на рубеже 16-17 вв. и получившую развитие в оперном жанре. Нек-рые мелодии в произв. Лассо явились провозвестниками оперного речитатива (в произв. Я. Пери, К. Монтеверди и др.). Пользуясь старинными диатонич. ладами, Лассо вводил и элементы мажора и минора, особенно в кадансовых построениях, что предвосхитило ладотональную систему последующей классической эпохи в истории музыкальною искусства.

Биография

Ганс Милих. Орландо Лассо дирижирует капеллой герцога баварского

Родился в Монсе (совр. Бельгия). В начале 1540-х годов певчий у кондотьера Ферранте Гонзаги (1507-1557) в Нидерландах, в 1545 предположительно последовал за ним в Италию, где жил в Мантуе , Палермо , Милане , Неаполе . Именно этим периодом датируются «итальянские» опыты Лассо-композитора. В 1551 переехал в Рим, где в получил пост капельмейстера базилики Сан-Джованни ин Латерано , что свидетельствует о его признании (несмотря на молодой возраст) как композитора. В жил в Антверпене , где возможно сотрудничал с Тильманом Сузато , который в том же году опубликовал большой сборник произведений Лассо (так называемый «opus 1») с итальянскими мадригалами и вилланесками, французскими шансон и латинскими мотетами . В был приглашен в Баварию ко двору прославившегося своим меценатством герцога Альбрехта V , сначала в качестве певчего (тенора), а с 1563 капельмейстера. Благодаря активной профессиональной деятельности Лассо Мюнхен приобрёл репутацию одного из крупнейших музыкальных центров Европы. В 1558 композитор женился на баварке Регине Векингер, от которой (среди других детей) у него были два сына Фердинанд и Рудольф, оба музыканты. Несмотря на то что после смерти Альбрехта (в 1579) его набожный сын Вильгельм V сократил расходы на придворную музыку, Лассо не захотел менять полюбившийся ему бюргерский уклад (отказался от предложенного ему почётного поста капельмейстера при саксонском дворе) и остался в Мюнхене до конца жизни. В 1570-х и 1580-х годах Лассо совершил несколько поездок в Италию, в том числе (в 1585 году) ко двору Эсте в Ферраре , который славился тогда как центр музыкального авангардизма. Несмотря на эти поездки и визиты прославленных итальянцев (Андреа Габриели и Джованни Габриели) в Мюнхен, музыкальный стиль Лассо, полностью сформировавшийся в 1560-е годы, не претерпел никаких радикальных перемен.

Творчество

Лассо - самый плодовитый композитор своего времени; из-за огромных объёмов наследия художественная значимость его сочинений (многие из которых были заказными) до конца ещё не оценена.

Работал исключительно в вокальных жанрах, в том числе написал более 60 месс (мессы-пародии на шансон , мотеты и мадригалы Я. Аркадельта , А. Вилларта , Н. Гомберта , Дж.П.Палестрины , К. де Роре , К. Сермизи, а также на собственные шансон и мотеты), реквием , 4 цикла страстей (по всем евангелистам), оффиций Страстной недели (особенно значимы респонсории утрени Великого четверга , Великой пятницы и Великой субботы), более 100 магнификатов , гимны , фобурдоны , около 150 франц. шансон (его шансон «Susanne un jour», парафраза библейской истории о Сусанне , была одной из самых популярных пьес в XVI веке), итальянские (вилланеллы , морески , канцоны) и немецкие песни (больше 140 Lieder), около 250 мадригалов.

На протяжении всей жизни писал мотеты (всего более 750, в это число входят и мотетные циклы; крупнейшая подборка мотетов опубликована посмертно в 1604 году под названием «Magnum opus musicum»), на латинские тексты различного (главным образом, духовного) содержания и предназначенные как для церковного, так и для светского (в том числе дидактические и церемониальные мотеты) обихода.

Творчество Лассо представляет собой сложный (иногда эклектический) конгломерат итальянских и франко-фламандских (см. Нидерландская школа) стилевых идиомов и форм. Мастер безупречной контрапунктической техники, Лассо внёс вклад и в историю гармонии . В цикле мотетов «Пророчества сивилл» («Prophetiae Sibyllarum», написано в 1550-х гг.) создал собственную экспериментальную модель «хроматического » итальянского стиля; в целом однако придерживался модальной системы на основе 8 ладов («церковных тонов ») плавного распева.

Лассо отличает детальнейшая разработка текстов на разных языках, как богослужебных (в т.ч. текстов Священного Писания), так и свободно сочинённых. Серьёзность и драматизм концепции, протяжённые объемы отличают сочинение «Слёзы Св. Петра» (цикл 7-голосных духовных мадригалов на стихи Луиджи Транзилло, издан в 1595 году) и «Покаянные псалмы Давида» (рукопись 1571 года в формате in folio украшена иллюстрациями Г. Милиха, предоставляющими ценный иконографический материал о жизни, в т.ч. музыкальных развлечениях, баварского двора).

Вместе с тем, в светской музыке Лассо не был чужд юмора. Например, шансон «Раздаётся на пирах питие в трёх лицах» (Fertur in conviviis vinus, vina, vinum), основана на старинном анекдоте из жизни вагантов ; в знаменитой песне «Matona mia cara» немецкий солдат поёт любовную серенаду , коверкая итальянские слова; в гимне «Ut queant laxis» высмеивается незадачливое сольфеджирование . Ряд ярких небольших пьес Лассо написан на весьма легкомысленные стихи, например, шансон «Глядела в замке дама с интересом / На мраморной статуи естество» (En un chasteau ma dame...), а некоторые песни (особенно морески) содержат обсценную лексику.

В современной музыковедческой литературе на сочинения Лассо принято ссылаться по каталогу Лёйхтмана -Шмида (2001), с префиксом LV (Lasso Verzeichnis).

Сочинения

  • Leuchtmann H., Schmid B. Orlando di Lasso. Seine Werke in zeitgenössischen Drucken 1555–1687, 3 Bde. Kassel, Basel, 2001 (инципиты текстов, нотных инципитов нет)

Литература

  • Borren C. van den . Orlande de Lassus. Paris, 1920;
  • Leuchtmann H. Die musikalische Wortausdeutungen in den Motetten des Magnum opus musicum von Orlando di Lasso. Strasbourg, 1959;
  • Meier B. Die Tonarten der klassischen Vokalpolyphonie. Utrecht, 1974;
  • Gross H.-W. Klangliche Struktur und Klangverhältnis in Messen und lateinischen Motetten Orlando di Lassos. Tutzing, 1977;
  • Leuchtmann H., Hell H. Orlando di Lasso: Musik der Renaissance am Münchner Fürstenhof. Wiesbaden, 1982;
  • Roche J. Lassus. New York, 1982;
  • Orlich R. Die Parodiemessen von Orlando di Lasso. München, 1985;
  • Erb J. Orlando di Lasso: A guide to research. New York, 1990;
  • Orlando di Lasso studies, ed. by P. Berquist. Cambridge, 1999 (сб. статей);
  • Башканова Е. О чем поет кукуруку // Старинная музыка. Практика. Аранжировка. Реконструкция. Москва, 1999.

Категории:

  • Персоналии по алфавиту
  • Музыканты по алфавиту
  • Родившиеся в 1532 году
  • Умершие 14 июня
  • Умершие в 1594 году
  • Композиторы Нидерландов
  • Композиторы по алфавиту
  • Умершие в 1592 году
  • Умершие в Мюнхене
  • Композиторы XVI века
  • Композиторы Возрождения

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Лассо, Орландо ди" в других словарях:

    ЛАССО, ОРЛАНДО ДИ (Lassus, Orlande de; Lasso, Orlando di; Rolande de Lattre) ОРЛАНДО ДИ ЛАССО. (ок. 1532 1594), композитор, уроженец Фламандии, один из крупнейших музыкальных деятелей эпохи Возрождения. Имя его употребляется в разных формах:… … Энциклопедия Кольера

    - (Lasso) (около 1532 1594), франко фламандский композитор. Представитель нидерландской школы. Работал во многих европейских странах. Обобщил и развил достижения различных европейских музыкальных школ эпохи Возрождения. Мастер культовой и светской … Энциклопедический словарь

    Лассо, Лассус (Lasso, Lassus) Орландо (настоящее имя и фамилия ≈ Ролан де Ласею, Roland de Lassus) (около 1532, Мопс, ≈ 14.6.1594, Мюнхен), франко фламандский композитор. Крупнейший представитель нидерландской школы, один из величайших мастеров… … Большая советская энциклопедия

    Лассо, Орландо - ЛАССО (Lasso) Орландо (около 1532 94), франко фламандский композитор. Представитель нидерландской школы. Работал во многих городах Европы. Творчески претворил характерные черты нидерландской, немецкой, французской и итальянской музыки. Создал… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    - (наст. имя и фам. Ролан де Лассю, Roland de Lassus) (ок. 1532, Монс, Бельгия 14 VI 1594, Мюнхен) Современник Палестрины О. Лассо один из самых известных и плодовитых композиторов XVI в. Его творчество вызывало всеобщее восхищение во всей Европе.… … Музыкальный словарь

    - (Orlandus de Lassus, Orlando di Lasso, Roland dé Lattre) знаменитый композитор церковной музыки (1520 1594), последний представитель нидерландской школы XVI столетия; род. в Монсе, современник Палестрины. Отличался замечательной творческой силой … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Полное имя Ролан де Лассю Дата рождения около 1532 … Википедия

    Орландо: Орландо Роланд (итал. Orlando), герой рыцарских поэм «Влюблённый Роланд» (итал. Orlando innamorato) Маттео Боярдо и «Неистовый Роланд» (итал. Orlando furioso) Лодовико Ариосто, знаменитейший из героев французских… … Википедия

    - (ок. 1532 94) франко фламандский композитор. Представитель нидерландской школы. Работал во многих европейских странах. Обобщил и новаторски развил достижения различных европейских музыкальных школ эпохи Возрождения. Мастер культовой и светской… … Большой Энциклопедический словарь

Лассо Орландо Лассо - страница №1/4

Лассо Орландо

Типичный представитель эпохи Возрождения, объединивший в творчестве особенности разных национальных музыкальных культур, Л. создал высокие образцы хоровой полифонии различных жанров светской и культовой музыки. Образный мир его музыки широк и разнообразен - от глубокой скорби до юмора, от философской углублённости до грубоватой жанрово-бытовой сценки, от бурных драматических страстей до тонкой душевной лирики. В большинстве произведений (всего создал свыше 2000) Л. опирался на народную песенность. Среди культовых сочинений выделяются мотеты (всего создал свыше 1200; сборник 516 мотетов под названием «Великое музыкальное творение», издан посмертно в Монако, 1604), «Покаянные псалмы» (1565) и мессы (57 месс, большей частью а капелла). Хоровое и оркестровое звучание монументальных полифонических произведений Л. отличается красочностью, пышностью, сочностью, драматической силой. В светских сочинениях - итальянских мадригалах, французских и немецких многоголосных песнях и др. вокальных произведениях на тексты античных и современных Л. поэтов, а также на свои собственные стихи (среди них - получившая мировую известность песня «Эхо», исполняемая и сов. хорами) - часто использовал бытовые интонации, юмор, изобразительные эффекты, придающие этим сочинениям характер нидерландской «жанровости». Создал свою школу (крупнейший из учеников - Дж. Габриели).

Лит.: Булычев В. (Иванов-Борецкий М. В.), Орландо Лассо. Биографический очерк, М., 1908; Boetticher W., Orando di Lasso und seine Zeit, Kassel - Basel, 1958.

Б. В. Левик.

Музыка давно льнула к театру. Великий ученик нидерландцев Орландо Лассо еще в 1568 году разыгрывает в компании с аристократами баварского двора "комедию с музыкой" в духе dell"atre.

Словарная статья

(Orlandus de Lassus, Orlando di Lasso, Roland dé Lattre) - знаменитый композитор церковной музыки (1520-1594), последний представитель нидерландской школы XVI столетия; род. в Монсе, современник Палестрины. Отличался замечательной творческой силой, техникой и редким трудолюбием; написал до 2 тыс. сочинений. Умер в Мюнхене, где занимал место главного капельмейстера в капелле герцога Альберта V. В этом городе ему поставлен монумент, в виде бронзовой статуи. Л. писал мессы, magnificat, псалмы, ламентации, мотеты, мадригалы, песни. См. Delmotte, "Notice biografique sur Roland de Latt r e" (1836); Adolphe Matheiu, "Roland de Lattre" (1838). Собрание сочинений Л. издано в Мюнхене в 1604 г., под названием "Magnum opus musicum".

Н. С.




Орландо ди Лассо Orlande de Lassus (также Orlandus Lassus , Orlando di Lasso , Roland de Lassus , или Roland Delattre (1532 (возможно1530) – 14 июня, 1594) франко-фламандский композитор позднего Ренессанса. Наряду с Палестриной он рассматривается сегодня как родоначальник полифонического стиля нидерландской школы и как наиболее выдающийся музыкант Европы 16 века.

Биография

Образование и первые должности в Италии
Орландо вероятно происходил из простой семьи, так как аристократы, знали точную дату своего рождения, однако достоверных данных об этом не имеется. Он указывал большей частью 1532 как год рождения. Он родился в понедельник в области Hainaut, в (ныне Бельгиия).

До 13 лет он был в хоре мальчиков церкви св. Николая в Монсе, где он обучался в письму, чтению и пению. Вербовщики дворянства прочесывали тогда Европу (особенно Нидерланды) в поисках прекрасных детских голосов. Голос Орландо был необычайно красив, из-за чего его дважды похищали и снова возвращали родителям.

Позднее он приехал вместе с ним в Палермо, где стал вхож в высшее дворянское общество.



и Mилан (c 1547 до 1549).

В Mилане он познакомился с мадригалистом Hoste da Reggio, под влиянием которого сформировался его ранний музыкальный стиль.

В многочисленных служебных поездках по Италиии с господином он знакомится с народной итальянской музыкой и Commedia dell"arte. Это побуждает его попробовать свои силы в композиции. Ломка голоса приводит к концу службы у Гонзаги. Но к тому времени своими произведениями он уже сделал себе имя и приобрел хорошие связи в дворянских кругах.
According to three different books from 1554, Hoste is referenced as the master of music to Ferrante Gozanga. It is highly probable that Hoste followed Ferrante in his travels and in his exploits, with, the young Lassus in thier company. He composed three books of madrigals which were printed in Milan. The music demonstrated that Hoste had a firm grasp on a variety of musical elements. Characteristic elements included syncopation, occasional augmented chords, unusual cadences and one madrigalian cycle, "Orlando furioso," in which he employed set melodic formula for the superious voice. ~ Keith Johnson, All Music Guide

Поэтому в 1549 году он нашел в Marchese della Terza в Неаполе новую службу и хозяина. На этой службе он знакомится в многочисленных поездках с общественной жизнью Ренессанса. Гуманистические идеалы широко образованных





людей, академии (кружком, в котором практиковались в соединении театра с музыкой), жизнью и танцами побережья, импровизациями уличных музыкантов, бродячими театрами в Неаполе – из всего этого вырос Орландо как художник Он приобрел обширные литературные знания и свободно говорил на немецком, итальянском, французском и латинском языках.







Церковь св. Иоанна в Латеране

Затем он работал как певец, и композитор для Constantino Castrioto в Неаполе в начале 1550-ых, и его первые работы, как сейчас предполагают относятся к этому времени. Затем он переехал в Рим, где он работал для Архиепископ Флоренции Altoviti, который имел там дом; и в 1553, он стал maestro di cappella (капельмейстером) церкви Св. Иоанна в Laterano в Риме, чрезвычайно престижная должность для человека в возрасте 21 года, но он оставался там только в течение года (Palestrina, унаследовал этот пост годом позже, в 1555).

Когда в 1551 году приблизительно в 20-летнем возрасте он полгода служил у кардинала Флоренции, в Риме он был в это время капельмейстером в соборе Lateran, тогда второй по значению церкви Рима после собора Св. Петра.

В это время в Риме работал Джованни Перлуджи да Палестрина, представлявший собой полную противоположность Орландо: Джованни Перлуджи, ясно, уравновешенно и классически сочиняющий serafische церковный музыкант и Орландо, светский, страстный, остро и драматично пишущий „театральный композитор“. Тем более удивительной оказалась его склонность к церковной музыке.


Антверпен, Англия, Мюнхен
В 1554 Орландо получил сообщение о серьезном заболевании родителей (чума?), уволился (его должность занял Giovanni Pierluigi da Palestrina) - и вернулся в Монс, где уже не застал родителей в живых. Затем он отправился с авантюристом и певцом Broncaccio, другом из Неаполя, в поездку к английскому двору королевы Марии Кровавой. Повод и возможный политический подтекст поездки неясны. Он оказался в Англии жертвой интриги и поездка кончилась кратковременным арестом друзей. Оба возвратились кружным путем через Францию в Нидерланды.

Через год в 1555 Orlando обосновался в Антверпене, и зарабатывает на хлеб в качестве учителя музыки в аристократических кругах и пишущего на заказ композитора. После выпуска около 100 отдельно отпечатанных мотетов, мадригалов и кансон в Антверпене и Венеции он обратил на себя внимание международной общественности и внезапно стал популярен.




Вследствие этого на него обратил внимание также молодой баварский герцог Альберт V. Прием на службу знаменитого музыканта был важен тогда для престижа господина и считался государственным делом. В 1557 он поступил на службу к Альбрехту официально на должность тенора, но зарабатывал для этого положения слишком много. Вероятно, он уже тогда работал как капельмейстер.

1558 он сочетался браком с Региной Векингер, дочерью чиновника из г. Ландхутера и фрейлины герцогини Анны, супруги Альбрехта. Этот брак стал очень счастливым, не в последнюю очередь за счет того, что основательная и практичная Регина дополняла темпераментного и склонного к крайностям Орландо.


Точное число детей неизвестно, но есть документальные данные о трех дочках и пяти сыновьях. Все сыновья стали музыкантами, и два от них сделали себе имя как композиторы.

Изображенные драгоценности принадлежат Анне Австрийской (Прага, 7 июля 1528 – Мюнхен, 16 октября 1590) дочери Фердинанда I, императора Священной Римской империи и его жены Анны Богемской и Венгерской.


В возрасте 17 лет Анна вышла замуж за Баварского герцога Альбрехта V. Анна и Альбрехт покровительствовали живописцу Hans Muelich (1516-1573), который и изобразил эти украшения. Более семьдесяти деталей драгоценностей создал художник гуашью на примерно сотне эскизах. Работа заняла около трех лет и была закончена в 1555 году.


Некоторые из этих королей и аристократов, жившие далеко от Мюнхена, попытались переманить его более привлекательными предложениями, но Лассо был, очевидно, больше заинтересован стабильном положении и расположении Алберта, чем в финансовых выгодах. "Я не хочу расставаться со своим домом, садом и другие милыми сердцу вещами в Мюнхене" писал он Герцогу Саксонскому в 1580 году, получив от него приглашение обосноваться в Дрездене.


Руководство мюнхенской придворной капеллой и международная слава
В 1563 году Орландо становится официальным руководителем придворной капеллы Альберта V. Вероятно, руководство перешло к нему от предшественника Дазера поскольку он явно его превосходил. Придворной капелла была предназначена тогда для ежедневной церковной службы у герцога, для официальных музыкальных праздников, светской музыки, для музыкальных приветствий на государственных праздниках и сопровождала герцога в поездках. Деятельность Орландо как капельмейстера охватывала всю структуру одной из самый значительный музыкальных капелл Европы (1550: 19 музыкантов; 1569: 63 музыканта), он совершал много поездок по Европе в поисках новых музыкантов, занимался с хором мальчиков, которые жили даже в семье, репетициями с музыкантами и созданием большого числа собственных произведений. Чтобы справиться со всеми этими задачами, он ежедневно начинал работу около четырех часов утра.


Орландо дирижирует

Сферой влияния Орландо была тогда вся культурная Европа. Для Баварии время правления Альберта было временем мира, и онсделал из столицы Мюнхена город искусства и культуры: он основал библиотеку, собрал коллекцию монет и открыл кунсткамеру. Правление престолонаследника Вильгельма Ренаты из Лотарингии в Мюнхене в 1568 было апогеем карьеры для Orlando, который с успехом выступал с придворной капеллой во время богослужений, обедов и на представлениях COMMEDIA-DELL"ARTE- как актер, певец и исполнитель на лютне. Его деятельность положила начало развитию музыкального театра.

В 1570 году Орландо получил от императора Maximilian II титул наследного дворянина. Получение дворянства удовлетворяло стремление артиста мировому признанию и его профессиональную гордость.


Во время поездки в Париж он получил личную печатную привилегию (т.е. персональное право издания для произведений во Франции). В 1574 году он получил предложение от французского короля поступить на службу, но отказался.

Дважды - в 1575 и 1583 годах – он выигрывал конкурс композиторов на лучший католический мотет. После смерти Альберта в 1579 году Орландо получает в 1580 предложение саксонского курфюрста стать капельмейстером в Дрездене. Он отказался, так как он чувствовал себя очень обязанным баварскому дому и уже слишком старым для перемен. В 1581 совершил в свитенового господина Вильгельма V Frommen на паломничество после Altoetting.

В 1584 приказов Orlandos Motette „ Gustate et videte “ При Fronleichnamsprozession в Мюнхене дождливой погоде Einhalt. Музыка принималась народом вследствие этого окончательно как „Goettlich “.

В возрасте 59 лет (в 1591) с Орландо случился удар (вероятно инсульт) и он становится все более меланхоличным и угнетенным. 1592 он должен был переживать, как из Spargruenden - вид двора был из-за возрастающих расходов для строительства разрушенной церкви Михаила – придворная капелла уменьшилась до 17 музыкантов. 14 июня 1594 Orlando di Lasso умер в возрасте 62 лет.
To the medieval mind such thought was blasphe-
mous. “God alone creates,” pronounced Saint Thomas
Aquinas; “no mortal being can create” (Summa Theo-
logica
)-a position that followed logically from his
definition of creation as creare ex nihilo: “To create
means to produce something out of nothing.” Earlier,
Saint Augustine in his De Trinitate had maintained:
Creatura non potest creare, “the creature cannot cre-
ate” (Lowinsky , p. 477).

The Renaissance is the first period in the history of


music in which composers are viewed as individuals
endowed with an extraordinary personal and psycho-
logical constitution. The same agent who, in writing
to Ercole of Ferrara about Isaac and Josquin, conceded
that Josquin was the better composer, also remarked
that as a person he was difficult, both in his relations
with other musicians and with his patron, that he
composed only when it pleased him and not when
commanded. From Serafino dall"Aquila"s sonnet of
1503 addressed to Josquin we know of the master"s fits
of melancholy and despair. We hear from Manlius not
only of his outbursts of temper during rehearsals, from
Glareanus the anecdotes of his witty musical responses
to forgetful or demanding patrons, but also of his
unending search for perfection that made him go over
his compositions again and again, changing, polishing,
refining (Osthoff, I). A picture emerges of an altogether
original character, endowed with a strong tempera
ment and a deep sense of obligation to his genius, an
individual utterly unwilling and unable to compromise
in matters of his art.

The anecdotes concerning Josquin and his noble


patrons also suggest that a new relationship between
artist and patron is in the making: here are the begin-
nings of parity between the aristocracy of talent and
the aristocracy of blood and rank. The incredibly fa-
miliar tone of Orlando di Lasso"s letters to his patron,
Duke Wilhelm V of Bavaria, with whom he drank,
played, and joked, is an illustration of this new rela-
tionship between an artist and a prince in the latter
part of the century.

Carlo Gesualdo, finally, is a representative of the free


artist. Born a prince, and hence economically and
socially independent, he was in his own employ, as
it were, accountable only to himself. The freedom of
his style is a reflection of his independence as well as
of the fierce and uncontrolled temperament that led
to the well-known tragic events of his life.

Josquin, Lasso, Gesualdo, however different they


were in character and as artists, share one essential
quality: they are musical geniuses whose extraordinary
gifts are matched by extraordinary personality; they
exhibit immense strength of feeling, spontaneity,
originality, independence as personalities and in their
social relationships; they are great individuals, and each
one of them was hailed in his time as the foremost
representative of an expressive style of music. At the
same time Josquin, Lasso, and Gesualdo conformed to
the psychological image of the Renaissance concept
of genius. The famous Problem XXX,1 of Aristotle-or
Pseudo-Aristotle-begins with the question: “Why is
it that all those who have become eminent in philoso-
phy or politics or poetry or the arts are clearly
melancholics?” (Klibansky, Panofsky, and Saxl, p. 18).
Problem XXX,1 was well known in the Renaissance.
It was taken up by Marsilio Ficino, celebrated for his
attempt to reconcile Plato and Christianity. It was he
who “gave shape to the idea of the melancholy man
of genius and revealed it to the rest of Europe” (in
his three books De vita triplici, 1482-89; Klibansky,
Panofsky, and Saxl, pp. 255ff.). And indeed, our three
great composers fit surprisingly well into this picture:
Josquin, the loner, the temperamental conductor, the
ceaseless refiner of his works, writing when his inner
voice compels him, a deep melancholic in life, and
in his music a “specialist” in melancholy; Lasso and
Gesualdo, preoccupied with the idea of Death in their
work as no composers before them, the former suffering
from a mental collapse two years before his death, the
latter involved in the double murder of his wife and
her lover, an event that cast an ineradicable shadow
over his whole creative life (the murder took place

следующая страница >>

Орландо ди Лассо (около , Монс - 14 июня , Мюнхен) - франко-фламандский композитор эпохи позднего Ренессанса , певец и дирижер .

Биография

Ханс Мюлих. Орландо Лассо дирижирует камерным хором

Орландо родился в Монсе (совр. Бельгия). В детские годы пел в церковном хоре . С этим периодом жизни будущего композитора связана легенда о том, что вице-король Сицилии Фердинандо Гонзага, очарованный голосом юного певца, увез его против воли родителей в Италию. Несмотря на то, что Лассо действительно провел долгое время в Италии, случай с Фердинандо Гонзага не имеет никакого документального подтверждения. В был приглашен руководить капеллой Латеранского собора в Риме. В жил в Антверпене , где вышел первый сборник произведений, содержавший его мотеты и мадригалы. В был приглашен в Баварию руководителем Мюнхенской придворной капеллы, и остался в Мюнхене до конца жизни. С король Франции установил ему постоянный денежный пенсион, а Папа Римский наградил званием «рыцаря золотой шпоры».

Творчество

Орландо ди Лассо - один из величайших представителей полифонической музыки XVI в. Лассо изучил всё лучшее, что было создано его предшественниками (нидерландскими, немецкими, фрацузскими и итальянскими композиторами), и использовал их опыт в своём творчестве. Будучи личностью неординарной, Лассо стремился преодолеть отвлечённый характер церковной музыки, придать ей индивидуальность. С этой целью композитор иногда использовал жанрово-бытовые мотивы (темы народных песен, танцев), таким образом сближая церковную и светскую традиции. Сложность полифонической техники сочеталась у Лассо с большой эмоциональностью. Ему особенно удавались мадригалы , в текстах которых раскрывалось душевное состояние действующих лиц, например, "Слёзы Святого Петра" (1593 г.) на стихи итальянского поэта Луиджи Транзилло. Композитор часто писал для большого числа голосов (пяти - семи), поэтому его произведения трудны для исполнения.

К концу жизни авторитет Лассо в музыкальных и художественных кругах был очень высок, а слава распространилась по всей Европе. Современники прозвали Лассо «Бельгийским Орфеем» и «Князем музыки». В его творчестве представлены все жанры музыки эпохи Возрождения , с явным преобладанием светской музыки над духовной. Одна из самых его известных пьес - «Эхо» для хора. Он является автором свыше 2000 произведений.

Ссылки


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Орландо ди Лассо" в других словарях:

    ЛАССО, ОРЛАНДО ДИ (Lassus, Orlande de; Lasso, Orlando di; Rolande de Lattre) ОРЛАНДО ДИ ЛАССО. (ок. 1532 1594), композитор, уроженец Фламандии, один из крупнейших музыкальных деятелей эпохи Возрождения. Имя его употребляется в разных формах:… … Энциклопедия Кольера

    Орландо ди Лассо Основная информ … Википедия

    Лассо Лассо инструмент американских ковбоев. Орландо ди Лассо композитор эпохи Позднего Ренессанса … Википедия

    Лассо, Лассус (Lasso, Lassus) Орландо (настоящее имя и фамилия ≈ Ролан де Ласею, Roland de Lassus) (около 1532, Мопс, ≈ 14.6.1594, Мюнхен), франко фламандский композитор. Крупнейший представитель нидерландской школы, один из величайших мастеров… … Большая советская энциклопедия

    Орландо: Орландо Роланд (итал. Orlando), герой рыцарских поэм «Влюблённый Роланд» (итал. Orlando innamorato) Маттео Боярдо и «Неистовый Роланд» (итал. Orlando furioso) Лодовико Ариосто, знаменитейший из героев французских… … Википедия

    - (ок. 1532 94) франко фламандский композитор. Представитель нидерландской школы. Работал во многих европейских странах. Обобщил и новаторски развил достижения различных европейских музыкальных школ эпохи Возрождения. Мастер культовой и светской… … Большой Энциклопедический словарь

    Лассо, Орландо - ЛАССО (Lasso) Орландо (около 1532 94), франко фламандский композитор. Представитель нидерландской школы. Работал во многих городах Европы. Творчески претворил характерные черты нидерландской, немецкой, французской и итальянской музыки. Создал… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    - (Lasso) Орландо (около 1532 94), франко фламандский композитор. Представитель нидерландской школы. Работал во многих городах Европы. Творчески претворил характерные черты нидерландской, немецкой, французской и итальянской музыки. Создал высокие… … Современная энциклопедия

    - (наст. имя и фам. Ролан де Лассю, Roland de Lassus) (ок. 1532, Монс, Бельгия 14 VI 1594, Мюнхен) Современник Палестрины О. Лассо один из самых известных и плодовитых композиторов XVI в. Его творчество вызывало всеобщее восхищение во всей Европе.… … Музыкальный словарь

    - (Lasso) (около 1532 1594), франко фламандский композитор. Представитель нидерландской школы. Работал во многих европейских странах. Обобщил и развил достижения различных европейских музыкальных школ эпохи Возрождения. Мастер культовой и светской … Энциклопедический словарь

Книги

  • Искусство орнаментики , Черни Карл , В настоящем сборнике представлены этюды и упражнения Карла Черни (1791 - 1857), в которых разработаны различные варианты фактурного диминуирования и колорирования (дробления основных тонов… Категория: Разное Издатель: Изд. Шабатура Д.М. , Производитель: