Что обусловило трагическую развязку гранатовый браслет. Анализ «Гранатовый браслет» Куприн. Направление и жанр произведения

Вступление
“Гранатовый браслет” – одна из самых известных повестей русского прозаика Александра Ивановича Куприна. Она вышла в свет в 1910 году, но для отечественного читателя по-прежнему остается символом бескорыстной искренней любви, такой, о которой грезят девушки, и той, что мы так часто упускаем. Ранее мы публиковали этого чудесного произведения. В этой же публикации мы расскажем вам о главных героях, сделаем анализ произведения и поговорим о его проблематике.

События повести начинают разворачиваться в день рождения княгини Веры Николаевны Шеиной. Празднуют на даче в кругу самых близких людей. В разгар веселья виновница торжества получает подарок – гранатовый браслет. Отправитель решил остаться неузнанным и подписал короткую записку лишь инициалами ГСЖ. Однако все сразу догадываются, что это давний поклонник Веры, некий мелкий чиновник, который вот уже много лет заваливает ее любовными письмами. Муж и брат княгини быстро вычисляют личность докучливого ухажера и на следующий день отправляются к нему домой.

В убогой квартирке их встречает робкий чиновник по фамилии Желтков, он безропотно соглашается забрать подарок и обещает больше никогда не появляться на глаза почтенного семейства при условии, что сделает последний прощальный звонок Вере и удостоверится, что она не хочет с ним знаться. Вера Николаевна, конечно же, просит Желткова оставить ее. На следующее утро в газетах напишут, что некий чиновник свел счеты с жизнью. В прощальной записке он написал, что растратил казенное имущество.

Главные герои: характеристика ключевых образов

Куприн – мастер портрета, причем, через внешность он прорисовывает характер персонажей. Каждому герою автор уделяет много внимания, отведя добрую половину повести для портретных характеристик и воспоминаний, что также раскрывают действующие лица. Главными героями повести являются:

  • – княгиня, центральный женский образ;
  • – муж ее, князь, губернский предводитель дворянства;
  • – мелкий чиновник контрольной палаты, страстно влюблен в Веру Николаевну;
  • Анна Николаевна Фриессе – младшая сестра Веры;
  • Николай Николаевич Мирза-Булат-Тугановский – брат Веры и Анны;
  • Яков Михайлович Аносов – генерал, военный товарищ отца Веры, близкий друг семьи.

Вера – идеальная представительница высшего света и во внешности, и в манерах, и в характере.

“Вера пошла в мать, красавицу англичанку, своей высокой гибкой фигурой, нежным, но холодным и гордым лицом, прекрасными, хотя и довольно большими руками и той очаровательной покатостью плеч, какую можно увидеть на старинных миниатюрах”

Княгиня Вера была замужем за Василием Николаевичем Шеиным. Их любовь уже давно перестала быть страстной и перешла в ту спокойную стадию взаимного уважения и нежной дружбы. Союз их был счастливым. Детей у пары не было, хотя Вера Николаевна страстно хотела малыша, а потому все свое нерастраченное чувство отдавала детям своей младшей сестры.

Вера была царственно спокойна, со всеми холодно любезна, но вместе с тем весьма смешлива, открыта и искрення с близкими людьми. Ей были не присущи такие женские уловки, как жеманство и кокетство. Несмотря на свой высокий статус, Вера была весьма благоразумна, и зная, как неудачно идут дела у ее мужа, старалась порой обделить себя, чтобы не поставить его в неудобное положение.



Муж Веры Николаевны – талантливый, приятный, галантный, благородный человек. У него потрясающее чувство юмора, он блестящий рассказчик. Шеин ведет домашний журнал, в который заносятся невыдуманные истории с картинками о жизни семейства и его приближенных.

Василий Львович любит жену, возможно, не так страстно, как в первые годы брака, но кто знает, как долго на самом деле живет страсть? Супруг глубоко уважает ее мнение, чувства, личность. Он сострадателен и милосерден к другим, даже тем, кто многим ниже его по статусу (об этом свидетельствует его встреча с Желтковым). Шеин благороден и наделен мужеством признавать ошибки и собственную неправоту.



С Чиновником Желтковым мы впервые встречаемся ближе к концу повести. До этого момента он присутствует в произведении незримо в гротескном образе недотепы, чудака, влюбленного дурачка. Когда долгожданная встреча наконец-то происходит мы видим перед собой человека кроткого и застенчивого, таких принято не замечать и называть “маленькими”:

“Он был высок ростом, худощав, с длинными пушистыми, мягкими волосами”

Его речи, однако, лишены сумбурной блажи сумасшедшего. Он вполне отдает отчет своим словам и поступкам. Несмотря на кажущуюся трусость, этот человек очень отважен, он смело говорит князю, законному супругу Веры Николаевны, что влюблен в нее и ничего не может с этим поделать. Желтков не лебезит перед чином и положением в обществе своих гостей. Он покоряется, но не судьбе, а только лишь своей возлюбленной. А еще он умеет любить – беззаветно и искренне.

“Случилось так, что меня в жизни не интересует ничто: ни политика, ни наука, ни философия, ни забота о будущем счастье людей – для меня жизнь заключается только в Вас. Я теперь чувствую, что каким-то неудобным клином врезался в Вашу жизнь. Если можете, простите меня за это”

Анализ произведения

Идею своего рассказа Куприн почерпнул из реальной жизни. В действительности история носила скорее анекдотический характер. Некий бедолага-телеграфист по фамилии Желтиков был влюблен в жену одного из российских генералов. Однажды этот чудак так расхрабрился, что послал своей возлюбленной простенькую золотую цепочку с кулоном в виде пасхального яйца. Умора да и только! Все смеялись над глупеньким телеграфистом, но пытливый писательский ум решил заглянуть дальше анекдота, ведь за видимым курьезом всегда может таиться настоящая драма.

Также и в “Гранатовом браслете” Шеины с гостями сперва потешаются над Желтковым. У Василия Львовича на этот счет есть даже забавная история в домашнем журнале под названием “Княгиня Вера и влюбленный телеграфист”. Людям свойственно не задумываться над чужими чувствами. Шеины не были плохими, черствыми, бездушными (это доказывает метаморфоза в них после знакомства с Желтковым), просто они не верили, что любовь, в которой признавался чиновник, может существовать..

В произведении множество символических элементов. К примеру, гранатовый браслет. Гранат – камень любви, гнева и крови. Если его возьмет в руку человек в лихорадке (параллель с выражением “любовная лихорадка”), то камень примет более насыщенный оттенок. По словам самого Желткова, этот особый вид граната (зеленый гранат) наделяет женщин даром предвидения, а мужчин защищает от насильственной смерти. Желтков, расставшись с браслетом-оберегом, погибает, а Вера нежданно для себя предсказывает его кончину.

Еще один символичный камень – жемчуг – также фигурирует в произведении. Жемчужные сережки Вера получает в подарок от мужа утром в день именин. Жемчуг, несмотря на свою красоту и благородство, является предзнаменованием дурной вести.
Что-то плохое также пыталась предсказать погода. Накануне рокового дня разразилась ужасная буря, но в день рождения все успокоилось, выглянуло солнце и стояла тихая погода, словно затишье перед оглушительным раскатом грома и еще более сильным штормом.

Проблематика повести

Ключевая проблема произведения в вопросе “Что есть настоящая любовь?” Для того чтобы “эксперимент” был чистым, автор приводит разные виды “любовей”. Это и нежная любовь-дружба Шеиных, и расчетливая, удобная, любовь Анны Фриессе к своему неприлично богатому старику-мужу, что слепо обожает свою половинку, и давно забытая древняя любовь генерала Амосова, и всепоглощающая любовь-поклонение Желткова к Вере.

Главная героиня сама долго не может понять – любовь это или сумасшествие, но заглянув в его лицо, пусть и сокрытое маской смерти, она убеждается – это была любовь. Те же выводы делает Василий Львович, встретившись с воздыхателем жены. И если сперва он был настроен несколько воинственно, то потом не смог злиться на несчастного, ведь, кажется, ему была открыта тайна, которую ни он, ни Вера, ни их друзья не смогли постичь.

Люди по своей природе эгоистичны и даже в любви в первую очередь думают о своих чувствах, маскируя собственный эгоцентризм от второй половинки и даже себя. Истинная любовь, что между мужчиной и женщиной встречается раз в сотню лет, на первое место ставит возлюбленного. Так и Желтков покойно отпускает Веру, потому что только так она будет счастлива. Проблема лишь в том, что без нее ему не нужна жизнь. В его мире самоубийство вполне закономерный шаг.

Княгиня Шеина это понимает. Она искренне оплакивает Желткова, человека, которого практически не знала, но, о боже мой, возможно, мимо нее прошла настоящая любовь, которая встречается раз в сотню лет.

“Я бесконечно благодарен Вам только за то, что вы существуете. Я проверял себя – это не болезнь, не маниакальная идея – это любовь, которою Богу было угодно за что-то меня вознаградить… Уходя, я в восторге говорю: “Да святится имя Твое”

Место в литературе: Литература ХХ века → Русская литература ХХ века → Творчество Александра Ивановича Куприна → Повесть “Гранатовый браслет” (1910)

Анализ произведения "Гранатовый браслет" делался уже не раз известными литературоведами. Еще Паустовский отметил необыкновенную силу и правдивость, которую Куприн сумел придать сюжету, появившемуся еще несколько веков назад в средневековых романах, а именно истории о великой и неразделенной любви. Рассуждать о смысле и значении повести в художественной литературе можно очень долго, однако в этой статье собраны лишь наиболее важные для ее понимания и изучения детали.

Творчество Куприна

Проводя кратко анализ "Гранатового браслета", следует начать с описания общих художественных особенностей произведения. Наиболее яркими среди них являются:

  • Обилие и разнообразие тем, образов, сюжетов, в основе которых всегда лежит жизненный опыт. Практически все повести и рассказы Куприна основаны на событиях, действительно имевших место в реальности. Персонажи имеют реальные прототипы - по словам самого писателя, это Людмила Ивановна Туган-Барановская, в замужестве Любимова, ее муж, брат и отец И. Я. Туган-Барановский, участник Кавказской войны. Черты отца Любимовой нашли отражение в образе генерала Аносова. Чета Фриессе - это, по свидетельству современников, Елена Туган-Барановская, старшая сестра Людмилы, и ее муж, Густав (Евстафий) Николаевич Нитте.
  • Образ маленького человека, который писатель идейно унаследовал у Чехова. Он играет важную роль в анализе "Гранатового браслета": Куприн исследует жизнь этого образа на фоне совершенно порочного, бессмысленного существования остального общества: писатель не идеализирует последнее, но создает один идеал, к которому стоит стремиться.
  • Романтизация, поэтизация прекрасного чувства (это следует из последних слов предыдущего пункта). Возвышенная, "не от мира сего" любовь ставится в противовес обыденности.
  • Обогащение событийным началом - не главная, но достойная упоминания при анализе "Гранатового браслета" черта прозы Куприна. Эта стилистическая особенность происходит из подлинности сюжетов и героев. Писатель не извлекает поэзию из мира вымыслов, но ищет ее в реальном мире, в обыденных, на первый взгляд, историях.

Вера Шеина

Начиная анализ "Гранатового браслета", следует обратить внимание на детали. Повесть начинается с описания природы: приморская осень, увядающие цветы, тихая погода - во всем ровное, безразличное спокойствие. Образ Веры Николаевны хорошо сочетается с этой погодой: ее "аристократическая красота", сдержанность, даже некоторое высокомерие в обращении с людьми делает княгиню отчужденной, лишенной жизненной силы. Это же подчеркивается и в ее отношениях с мужем, которые давно уже остыли, превратились в ровную, никакими чувствами не омраченную дружбу. Для Куприна, который считал любовь одним из важнейших чувств в человеческой жизни, отсутствие ее в браке - однозначный показатель холодности, бездушности героини.

Все, что окружает княгиню Веру Николаевну - имение, природа, отношения с мужем, образ жизни, характер - спокойно, мило, хорошо. Куприн подчеркивает: это - не жизнь, это лишь существование.

В анализе "Гранатового браслета" нельзя обойти образ сестры Анны. Он дан для контраста: ее яркая внешность, живая, подвижная мимика и манера речи, образ жизни - ветреность, непостоянство, легкомысленный флирт в замужестве - все противопоставлено Вере. У Анны двое детей, она любит море. Она - живая.

Княгиня Вера детей не имеет, и море надоедает ей быстро: "Я люблю лес". Она холодна и рассудительна. Вера Николаевна не живая.

Именины и подарок

Проводя анализ "Гранатового браслета" Куприна, удобно идти по сюжету, постепенно раскрывающему детали истории. В пятой главе впервые говорится о таинственном поклоннике Веры Николаевны. В следующей главе читатель узнает его историю: муж Веры, Василий Львович, преподносит гостям ее как курьез, насмехается над несчастным телеграфистом. Однако Вера Николаевна имеет несколько другое мнение: она сначала пытается попросить мужа не рассказывать и потом испытывает неловкость, судя по поспешному "Господа, кто хочет чаю?". Конечно, Вера все еще считает своего поклонника и его любовь чем-то нелепым, даже неприличным, однако она воспринимает эту историю более серьезно, чем ее муж, Василий Львович. Про красные гранаты на золотом браслете она думает: "Точно кровь!". Это же сравнение повторяется еще раз: в конце главы употребляется перифраз - и камни превращаются в "алые кровавые огни". Куприн сравнивает цвет гранатов с кровью, чтобы подчеркнуть: камни - живые, как и чувство влюбленного телеграфиста.

Генерал Аносов

Далее по сюжету идет рассказ старого генерала о любви. Читатель познакомился с ним еще в четвертой главе, и тогда уже описание его жизни занимало больше места, чем описание жизни Веры - то есть история этого персонажа гораздо важнее. В анализе повести "Гранатовый браслет" следует заметить: образ мыслей генерала Аносова достался ему от самого Куприна - в слова персонажа писатель вложил свое представление о любви.

Генерал считает, что "люди в наше время разучились любить". Он видит вокруг себя лишь корыстные отношения, иногда скрепляемые браком, и приводит в пример свою жену. Тем не менее он еще не утратил идеала: генерал верит, что та истинная, самоотверженная и прекрасная любовь существует, однако не ожидает увидеть ее в реальности. То, что знает он - "два случая похожих" - жалко и нелепо, хотя в этой бытовой житейской нелепости и неуклюжести проглядывает искра истинного чувства.

Поэтому генерал Аносов, в отличие от мужа Веры Николаевны и брата Николая Николаевича, относится к истории с любовными письмами серьезно. Он уважает чувство таинственного поклонника, потому что за курьезом и наивностью сумел разглядеть образ истинной любви - "единой, всепрощающей, на все готовой, скромной и самоотверженной".

Желтков

"Увидеть" Желткова читателю удается только в десятой главе, и здесь в анализе "Гранатового браслета" дается его характеристика. Облик Желткова дополняет, раскрывает его письма и поступки. Благородная внешность, разговор, а потом самое главное - то, как он держит себя с князем Шеиным и Николаем Николаевичем. Сначала волновавшийся Желтков, когда узнает, что брат Веры Николаевны думает, что этот вопрос можно решить силой, что можно с помощью власти заставить человека отказаться от чувства, совершенно преображается. Он понимает, что духовно выше, сильнее Николая Николаевича, что именно ему доступно понимание чувства. Отчасти это ощущение с Желтковым разделяет князь Василий Львович: он, в отличие от своего шурина, внимательно прислушивается к словам влюбленного и позже скажет Вере Николаевне, что поверил и принял историю необыкновенного по своей силе и чистоте чувства Желткова, понял его трагедию.

Итог

Заканчивая анализ "Гранатового браслета", стоит сказать, что если для читателя вопрос о том, было ли чувство Желткова воплощением истинной любви или лишь маниакальной одержимостью, остается открытым, то для Куприна же все было очевидно. И в том, как Вера Николаевна восприняла самоубийство Желткова, и в чувстве, и в слезах, которые были вызваны сонатой Бетховена из последнего его письма - это осознание того самого огромного, истинного чувства, которое "случается только один раз в тысячу лет".

Произведение "Гранатовый браслет", анализ которого мы сейчас приведем в этой статье, читают все - и учащиеся, и взрослые, давным давно окончившие школу. А всё потому, что Александр Иванович Куприн является большим мастером короткой прозы, его рассказы, так ярко описывающие самые светлые чувства, имеют свой неповторимый стиль и помогают разобраться в тонких нотках души русского человека. Именно поэтому сейчас мы рассмотрим анализ рассказа "Гранатовый браслет".

О чем рассказ

Основанием для сюжета рассказа стала настоящая история, которую узнал Куприн. Любовь одного телеграфного чиновника к замужней даме привела к тому, что он больше не мог скрывать свои чувства и решил сделать ей подарок. Итак, главной героине, которую зовут Шеина Вера Николаевна, преподносят в подарок очень интересное украшение. Мало того, что судя по записке, подарок сделал тайный поклонник, там сказано о свойствах зеленого граната. А подарок - это гранатовый браслет. Подаривший уверен, что обладательница этого камня получает возможность предвидеть.

В анализе рассказа "Гранатовый браслет" важно отметить, что зеленый гранат становится, как символ страстной любви и пылких чувств. Княгиня Шеина, получившая подарок, решает рассказать супругу о том, что она получила такой подарок и даже дает прочесть ему приложенную записку. Читатель вскоре узнает, что тайным воздыхателем является герой рассказа Желтков. Он служит мелким чиновником и давно влюблен в княгиню. Хотя после того, как о нем становится известно, Желтков получает угрозы от брата Шеиной и другие обидные слова, благодаря своей любви он всё терпит.

В конце концов, чтобы отвести позор от любимой, Желтков сводит счёты с жизнью. Даже не делая глубокого анализа рассказа "Гранатовый браслет", видно, что княгиня только после этих печальных событий понимает, насколько глубоки и чисты были чувства бедного чиновника Желткова. Но она понимает не только это, но ещё кое-что важное.

Куприн раскрывает тему любви

Образ Желткова, который красной нитью проходит через всё повествование, показывает, какая беззаветная и самопожертвованная любовь может быть в сердце человека. Не предавая своих чувств, Желтков решает проститься с жизнью. Однако происходят изменения и в княгине Шеиной, и это благодаря любви Желткова. Теперь Вера снова хочет почувствовать, что любят её и хочет любить сама, и это становится центральной темой рассказа "Гранатовый браслет", анализ которого мы сейчас проводим. Ведь за то время, что главная героиня замужем, она практически забывает о чувствах и плывет по течению.

Какой смысл Куприн вложил в символ гранатового браслета? Во-первых, благодаря этому браслету княгиня Вера поняла, что страсть и любовь снова можно испытать, а во-вторых, получив такой подарок, она расцвела и вновь полюбила жизнь, вновь ее дни наполнились красками и эмоциями.

Александр Куприн в своих произведениях огромное значение придавал теме любви, и как раз в "Гранатовом браслете" это хорошо видно. Любовь, как чистое чувство, должна быть в сердце человека. Хотя финал в рассказе печален, главная героиня осталась счастливой, потому что поняла, на какие чувства способна ее душа.

Анализ произведения А.И. Куприна «Гранатовый браслет».

Повесть «Гранатовый браслет» является одним из самых известных произведений писателя А.И. Куприна. Повесть была опубликована более ста лет назад, однако у читателей она ассоциируется с искренней и чистой любовью, мечтой многих юных девушек.

Сюжет повести
Цепочка событий произведения начинается с празднования дня рождения главной героини повести по имени Вера Николаевна Шеина. Отмечают среди близких и родных людей на даче. Во время празднования женщине приносят подарок. Человек, приславший посылку – гранатовый браслет, оставил маленькую открытку с подписью ГСЖ. Но остаться неизвестным ему не удалось, так как у мужа и брата виновницы торжества сразу же появилось предположение о том, что это ее давний ухажер. Он является чиновником низкого ранга, и долгие годы присылает княгине любовные письма. На следующий день мужчины уже были дома у надоедливого поклонника.
Дверь крохотной квартирки открывает человек, фамилия которого Желтков. Он готов вернуть подарок себе и отказаться от проявления знаков внимания Вере Николаевне, если она сама ему об этом скажет. Княгиня говорит Желткову, чтобы тот ее оставил. Следующим утром газеты сообщают о смерти некого чиновника, покончившего с собой. Согласно последнему признанию, он попался на растрате казенного имущества.

Главные действующие лица

Вера Николаевна Шеина – главный женский образ, выражение идеальной представительницы высокого происхождения;
Василий Львович Шеин – супруг главной княгини, дворянин;
Георгий Степанович Желтков – давний поклонник Веры Николаевны, работает мелким чиновником в контрольной палате, давно испытывает любовь в княгиню;
Анна Николаевна Фриессе – младшая сестра главной героини;
Николай Николаевич Мирза-Булат-Тугановский – брат Веры и Анны;
Яков Михайлович Аносов – друг семьи, военный.

Анализ повести

В основу идеи произведения писатель частично взял реальную историю, хотя в жизни она была скорее анекдотичной. Какой-то мужчина, работающий телеграфистом, с фамилией Желтков, испытывал влюбленность к жене одного российского генерала. В один прекрасный день он настолько набрался смелости, что отправил в подарок предмету своего обожания обыкновенную золотую цепочку с небольшой подвеской. Вокруг все подняли на смех такой поступок, но автор разглядел в этой ситуации глубокий драматический смысл.
В повести также как и в реальной истории, гости, и само семейство Шеинов сначала лишь насмехаются над несчастным поклонником, они не были жестокими и бездушными, они не могли поверить в такие чувства, о которых говорил Желтков. После того, как они с ним познакомились, они изменили свое мнение.
Повесть «Гранатовый браслет» насыщена различными символами. Само украшение является олицетворением любви и сильных чувств. Другим символичным камнем является жемчуг. Жемчужными сережками начинается день именинницы, ее муж дарит их ей. К сожалению, существует примета, что жемчужные украшения приносят дурные вести.
Отдельную роль в произведении играют погодные условия. Перед днем рождения была плохая погода и кошмарная буря. Но, на удивление, непосредственно в сам знаменательный день было тихо и солнечно, как будто это предвещало еще большую бурю и шторм.

Проблематика произведения А.И. Куприна
Ключевой проблемой повести является проблема настоящей любви. В тексте через взаимоотношения персонажей ярко показаны все ее виды: и дружеская, и расчетливая, и безоговорочная.
У главной героини возникает вопрос о том, что на самом деле испытывал к ней мелкий чиновник, но посмотрев на него, хотя и после смерти, она понимает, что он действительно был в нее слепо и безоговорочно влюблен. Даже ее муж осознает это, несмотря на то, что сначала лишь насмехался над нелепым соперником.
В конце у княгини пробегает мысль, что, может быть, она упустила ту истинную и настоящую любовь, которая происходит, возможно, раз в столетие.

Цели урока:

  • углубить представления учащихся о художественном своеобразии прозы А. И. Куприна;
  • познакомить учащихся с историей создания рассказа “Гранатовый браслет”;
  • на основе непосредственных впечатлений от прочтения рассказа провести комплексный анализ произведения, рассмотрев проблематику рассказа, его сюжетно-композиционные особенности, своеобразие художественных образов;
  • совершенствовать навыки учащихся по анализу художественного произведения, развивая умение выделять главные, существенные моменты в развитии действия, определять их роль для раскрытия темы и идеи произведения, делать самостоятельные выводы;
  • работая над анализом произведения, формировать у учащихся собственное отношение к событиям и героям рассказа, тем самым способствовать развитию активной жизненной позиции, умения отстоять собственную точку зрения;
  • развивать навыки исследования художественного текста.
  • на примере главного героя воспитывать лучшие человеческие качества.
  • воспитывать внимательное отношение к слову.

(При проведении урока используется компьютерная презентация. Приложение №1)

Ход урока

I. Орг. момент. Объяснение целей и задач урока.

Сегодня мы продолжаем с вами изучение творчества А. И. Куприна. На

предыдущем уроке мы говорили о жизни писателя, рассмотрев творчество в общих чертах. На сегодняшнем же уроке наша задача будет заключаться в том, чтобы более детально подойти к этому вопросу: мы остановимся на изучении и анализе рассказа А. И. Куприна “Гранатовый браслет”.

Перед непосредственным анализом произведения мне бы хотелось напомнить вам о том, что, знакомясь с произведениями литературы, искусства, не нужно делать поспешных выводов: сложно, непонятно.... Помните: чтобы понять, нужно, по замечанию Л. Н. Толстого, “заставить ум свой действовать со всею ему возможною силою”.

II. Литературная пятиминутка, поэтический настрой.

(Почти каждый урок литературы мы с ребятами начинаем с проведения поэтической пятиминутки. На пятиминутках ученики читают наизусть стихотворения, которые им чем-то дороги, близки. Это могут быть произведения как из школьной программы, так и уроков внеклассного чтения. Некоторые учащиеся читают стихи любимых поэтов, творчество которых в школе не изучается. Кроме выразительного прочтения стихотворения выступающий должен провести небольшой анализ: определяет тему, идею прочитанного произведения, высказывает своё отношение. При подготовке к данному уроку я попросила выучить ученика стихотворение А. С. Пушкина “Я вас любил…”) Выразительное прочтение учащимся стихотворения А. С. Пушкина “Я вас любил…”

III. Переход к теме урока.

1. Вступительное слово учителя.

Я думаю, вы поняли, что выбор данного стихотворения неслучайный – тему любви в литературе считают “вечной”, к ней обращались многие писатели: и поэты, и прозаики. А. И. Куприн в этом случае не исключение, а, скорее всего, подтверждение. Но необходимо отметить, что каждый из них по-своему раскрывал её. Как же эта тема раскрывается Куприным в рассказе “Гранатовый браслет”? Чтобы ответить на этот вопрос, нам необходимо раскрыть проблематику, рассмотреть сюжетно-композиционные особенности и систему образов данного произведения. Эпиграфом к нашему уроку я взяла слова В. Львова-Рогачевского: “В творчестве Куприна отразилась жизнь во всём её бесконечном разнообразии, не столько жизнь в целом, сколько в осколках, в вихре случайностей… У него жадность коллекционера, только собирает он не редкие монеты, а редкие случаи жизни”. Убедиться в достоверности слов В. Львова– Рогачевского нам позволит знакомство с историей создания этого произведения.

2. Ознакомление учащихся с историей создания рассказа “Гранатовый браслет”. Сообщение ученика “История создания рассказа А. И. Куприна” (индивидуальная домашняя работа учащегося).

“Гранатовый браслет” имеет необычную творческую историю. Работа над рассказом шла осенью 1910 года в Одессе. В это время Куприн часто бывал в семье одесского врача Л. Я. Майзельса и слушал Вторую сонату Бетховена в исполнении его жены. Музыкальное произведение настолько захватило Александра Ивановича, что работа над рассказом началась с того, что он записал эпиграф. “L. van Beethoven. 2 Son. (op. 2, № 2). Largo Appassionato”. Соната Бетховена “Аппассионата", одно из самых напряжённых, томительных, страстных созданий человеческого гения в музыке пробудила Куприна к литературному творчеству. Звуки сонаты соединились в его воображении с историей светлой любви, которой он был свидетелем. 15 октября 1910 года Куприн писал о сюжете рассказа своему другу, критику Ф. Д. Батюшкову: “Это – помнишь – печальная история маленького телеграфного чиновника П. П. Жолтикова, который был так безнадёжно, трогательно и самоотверженно влюблён в жену Любимова (Д. Н. – теперь губернатор в Вильно)”. (Прослушивание фрагмента “Аппассионаты”) В опубликованных недавно мемуарах “На чужбине” писателя Льва Любимова, сына Д. Н. Любимова, мы можем прочесть:

“В период между первым и вторым замужеством моя мать стала получать письма, автор которых, не называя себя и подчёркивая, что разница в социальном положении не позволяет ему рассчитывать на взаимность, изъяснялся ей в любви. Письма эти долго сохранялись в моей семье… Анонимный влюблённый, как потом выяснилось – Жёлтый (в рассказе Желтков) писал, что он служит на телеграфе…, в одном письме он сообщал, что под видом полотёра проник в квартиру моей матери, и описывал обстановку. Тон посланий был то выспренний, то ворчливый. Он то сердился на мою мать, то благодарил её, хоть она никак не реагировала на его изъяснения…

Вначале эти письма всех забавляли, но потом… моя мать даже перестала их читать, и лишь моя бабка долго смеялась, открывая по утрам очередное послание влюблённого телеграфиста. И вот произошла развязка: анонимный корреспондент прислал моей матери гранатовый браслет. Мой дядя и отец отправились к Жёлтому. Всё это происходило не в черноморском городе, как у Куприна, а в Петербурге. Но Жёлтый, как и Желтков, жил действительно на шестом этаже… ютился в убогой мансарде. Его застали за составлением очередного послания. Как и купринский Шеин, отец больше молчал во время объяснения, глядя “с недоумением и жадным, серьёзным любопытством в лицо этого странного человека”. Отец рассказал мне, что он почувствовал в Жёлтом какую-то тайну, пламя подлинной беззаветной страсти.

Дядя же, опять-таки как купринский Николай Николаевич, горячился, был без нужды резким. Жёлтый принял браслет и угрюмо пообещал не писать больше моей матери. Этим всё и кончилось. Во всяком случае, о дальнейшей судьбе его нам ничего не известно”.

3. Аналитическая беседа сопоставительного характера.

– Мы увидели, что рассказ А. И. Куприна имеет реальную основу. Как вы думаете, почему Куприн художественно преобразил реальную историю? (Отступая от подлинных событий, Куприн сумел создать произведение, полное больших обобщений. Положив в основу своего рассказа “случай из жизни” и несколько изменив его, автор сумел достигнуть типизации. И таким образом он отстаивал своё право писателя быть художником, а не просто репортёром жизни).

– Завершая рассказ трагической развязкой, Куприн хотел оттенить силу великой любви, “которая повторяется только один раз в тысячу лет”. Как вы думаете, достиг ли своего замысла писатель?

4. Работа аналитического характера по тексту произведения.

а) Аналитическая работа над жанровой соотнесённостью произведения. Беседы с учащимися по вопросам:

– Жанр своего произведения А. И. Куприн определил как рассказ. Скажите,
пожалуйста, что называется рассказом? (Рассказом называется небольшое
повествовательное произведение, посвященное какому-нибудь отдельному событию в жизни человека, без детального изображения того, что с ним было до и после этого события).

– Что вы знаете о композиции рассказа? (В композиции рассказа можно выделить
следующие части: экспозиция, завязка, кульминация, развязка).

– Объясните, что представляют собою вышеназванные части.

Композиция рассказа предусматривает следующие части:

  1. Экспозиция – вступительная часть (факультативная часть), которая на начальном этапе анализа художественного произведения помогает ответить на ряд вопросов: где ? когда ? что происходит? и даёт первоначальное представление о действующих героях.
  2. Завязка – событие, с которого начинается действие.
  3. Развитие действия.
  4. Кульминация – наивысшая точка в развитии действия.
  5. Спад действия.
  6. Развязка – событие, которым заканчивается действие.

Подобным образом любой рассказ, а также и другое художественное произведение небольшой эпической формы можно представить в виде следующей графической схемы:

Далее при аналитической работе определяется соответствие того или иного эпизода произведения соответствующему пункту схемы. В итоге анализа получается сюжетно-композиционная схема, которая наглядно помогает представить цепочку событий, составляющих сюжет произведения, и раскрыть особенности строения изучаемого произведения.

По ходу анализа совершенствуется умение давать индивидуальную и обобщенную характеристику героям, развивается представление о форме повествования и образе рассказчика, углубляются знания о композиции и сюжете.

б) Аналитическая работа по сюжету и композиции рассказа.

(Далее совместно с учащимися работаем над сюжетно-композиционной схемой рассказа, при помощи которой и будет идти дальнейшая аналитическая работа. На доске и в тетрадях рисуем // чертим сюжетно-композиционную схему рассказа, определяя какому пункту схемы соответствует тот или иной эпизод произведения. В момент построения схемы обсуждается каждый пункт, соответствующий тому или иному эпизоду).

– Есть ли в рассказе “Гранатовый браслет” экспозиция?

– Какова роль экспозиции в рассказе? (Она “погружает” читателя в художественное
время и художественное пространство: даёт первоначальное представление о времени, о
месте действия, о герое).

– Что в этот момент мы узнаём о главной героине повествования? Как автор характеризует её?

– В чём заключается их роль? Как в этих эпизодах проявляются характеры героев рассказа?

– Какова художественная функция подробной детализации отдельных моментов?

– Какой эпизод рассказа можно обозначить как кульминационный? Почему?

– Чем заканчивается рассказ? Какой эпизод рассказа является завязкой рассказа?

– Каким настроением проникнут финал рассказа? Какую роль в создании этого настроения играет музыка? (Финал рассказа элегический, проникнутый чувством светлой грусти, а трагедии. Умирает Желтков, но пробуждается к жизни княгиня Вера, ей открылось нечто недоступное ранее, та самая “большая любовь, которая повторяется раз в тысячу лет”. Герои “любили друг друга только одно мгновение, но навеки”. В пробуждении души Веры большую роль сыграла музыка: через музыку её душа словно соединилась с душой Желткова).

– Какие особенности в композиции рассказа “Гранатовый браслет” можно отметить?

в) Аналитическая работа по тематике рассказа “Гранатовый браслет”.

– Как вы определили тематику рассказа А. И. Куприна “Гранатовый браслет”? Какие темы поднимает автор в своём произведении? (Тему межчеловеческих отношений; автором рассматриваются такие темы, как: тема любви, дружбы, тема ненависти, эгоизма, чёрствости. Кроме этого автор обращается и к теме “маленького человека”. Образ Желткова помогает раскрыть эту тему, традиционную для русской литературы. В “Гранатовом браслете” нет острой критики буржуазного общества. Господствующие классы обрисованы в мягких тонах. Но в сопоставлении с громадным чувством маленького чиновника Желткова выясняется очерствение души людей, считающих себя выше Желткова. Николай Николаевич Булат-Тугановский в рассказе выступает как человек, символизирующий всё дурное, что бывает в аристократии. Чиновник со смешной фамилией Желтков, тихий и незаметный, не только вырастает в трагического героя, но силой своей любви встаёт над мелочной суетой, жизненными удобствами, приличиями. Он оказывается человеком, ничуть не уступающим в благородстве аристократам. Любовь возвысила его. Любовь стала страданием, единственным смыслом его жизни).

– Как вы понимаете слова К. Г. Паустовского: “Гранатовый браслет” – один из благоуханных рассказов о любви – и самых печальных”?

– Какова авторская идея, выраженная в рассказе? (Частный случай поэтизирован А. И. Куприным. Автор рассказывает о любви, которая повторяется, по его мнению, “только один раз в тысячу лет”. Любовь, по Куприну, “всегда трагедия, всегда борьба и достижение, всегда радость и страх, воскрешение и смерть”. Трагичность любви, трагичность жизни лишь подчёркивают их красоту. Можно сказать, что в “Гранатовом браслете” выразилась мечта самого Куприна об идеальном, неземном чувстве. А. И. Куприн писал, что он стремился “показать духовно преображающую, просветляющую силу всепоглощающего чувства любви”).