Дали: Распятие как вознесение. Дали: Распятие как вознесение Сальвадор дали распятие христа от святого иоанна

Главный эпатажник своего времени, провокатор и знатный хулиган от искусства, прославивший своё имя в веках... Казалось бы, этот человек состоит из сплошных противоречий и выходок! Он любил гулять с муравьедом по улицам европейских столиц, объедался чупа-чупсами, носил невероятные усы и всю жизнь обожал одну женщину - русскую по происхождению - которая была старше его на 11 лет.

Сальвадор Дали - это тот редкий случай, когда о гениальности говорят во всеуслышание еще при жизни. Он посвятил себя искусству, он мог творить, только полностью отдавшись процессу. «Распятие, или Гиперкубическое тело» - одна из наиболее известных его картин.

Библейская тема в творчестве Дали

Сальвадор Дали в своем творчестве не раз прибегал к библейским сюжетам. Более того, он создал целую серию иллюстраций для эксклюзивного тиража Библии. На написание 105 работ его благословил сам папа римский.

Картина «Распятие, или Гиперкубическое тело» выполнена в традиционной для Дали манере. Персонажи прописаны с фотографической точностью. Сюжет картины - это не попытка проиллюстрировать библейское сказание, а скорее собственная интерпретация, в которой автор, как обычно, пытается соединить реальность существующую с другими: выдуманными, фантастическими или вполне возможными.

Гиперкуб

Первым внимание созерцающего картину привлекает крест, на котором висит Христос. Дело в том, что это не крест вовсе, а развертка гиперкуба, иначе называемого тассерактом. Это не просто игра гения с формой и пространством, а совершенно ясный посыл художника, символизирующий печальную правду о том, что Иисус был распят из-за холодности и бездушия.

Образ Христа

Не менее важна и поза распятого Иисуса. Работая над картиной «Распятие, или Гиперкубическое тело», Сальвадор Дали смог придать фигуре Христа такое положение, что зритель замирает, глядя на него. От облика исходит напряжение, а страдания Христовы очень сильно чувствуются. Его вымученная поза, выпирающая грудная клетка, отвернутое от зрителя лицо - всё говорит о том, какие он испытывает муки.

Неизменная Гала

Вечная муза и любовь всей жизни Дали - Гала - присутствует и на картине «Распятие, или Гиперкубическое тело». Она стоит в левом углу, а перед ее взором предстает Христос. Гала не отводит взгляд, а созерцает Его, замерев в почтительном полупоклоне. Фигура ее наряжена в драпировки, словно перед нами странница.

История картины

Дали писал «Распятие, или Гиперкубическое тело» в 1954 году. Параллельно с работой над картиной он вел дневник. Исследователи его творчества говорят, что он редко так подробно описывал ход работы.

Размеры картины довольно внушительны: высота составляет 194,5 см, а ширина - 124 см.

В настоящее время картина хранится в Нью-Йоркском музее "Метрополитен".

"Христос св. Иоанна на кресте" — одна из самых известных картин Сальвадора Дали. В 1951 году художник перешел на позиции католического сюрреализма, и устрашающие образы, рожденные сумраком подсознания, сменились в его творчестве новой интерпретацией христианских символов. Как и многое другое в искусстве Дали, это полотно связано с испанской духовной традицией.

Святой Иоанн картины Дали — это Хуан де ла Крус (1542 — 1591), знаменитый поэт-мистик, живший в эпоху Католической Реформы. Он родился в обнищавшей дворянской семье и в молодые годы вступил в Кармелитский монашеский орден, который привлек его своим суровым уставом.

Сальвадор Дали (Salvador Domenec Felip Jacint Dali i Domenech, Marques de Dali de Pubol, 11 мая 1904 — 23 января 1989) — испанский живописец, график, скульптор, режиссёр, писатель. Один из самых известных представителей сюрреализма.

Описание картины Сальвадора Дали «Распятие Христа от святого Иоанна»

Художественное произведение, написанное Дали, показывает поэта мистического жанра по имени Хуан де ла Круус, имеющего испанское происхождение. Он представляется зрителю в образе Святого Иоанна, который в мире значился поборником человеческой свободы. Церковь и ее представители не могут выступать в роли Бога или быть его посредником. Ей подвластно только осуществление помощи в решении обыденных проблем людей, поддерживая их словесным образом. В те времена - это была недостижимая мечта, поскольку религия оказалась эдаким оружием в руках властных структур.

Хуан де ла Крууса известен своей теорией человеческого развития, которая исходила из разумной составляющей, неподвластной простым людям. Жизнь ему видится в виде крестного хода во мраке, выбраться из которого смогут далеко не все. Каждый из живущих на земле, как и сам Христос, должен двигаться к тому, чтобы его душа воссоединилась с Тайнами Бытия и смогла отбросить все мирские проблемы, обретая спокойствие. Только страдания откроют путь на Небеса.

Дали почитал данную теорию, поэтому на холсте он соединил черты того, что ему было близко по духу.

Рассматривая раз за разом холст, можно находить в нем новые детали. И это не удивительно, ведь на нем автор задействовал сразу не один сюжет, объединив их в одну линию. Морская гладь и лодка рыбака ассоциируются с просветлением, о чем говорит светлое небо за горизонтом. Оно то и зовет начать лучшую жизнь. Черная бездна - это образ страдающего за человечество Христа. Красные оттенки неба - это страдание и жертва. А темнота фона говорит об одиночестве. Связывая во едино символический крест человека и Божественный крест, Дали как бы намекает о глубине философских тайн.

Картина может двойственно воздействовать на сознание: радовать глаз и вызывать угнетающее состояние.

Название картины восходит к эпизоду жизни испанского мистика XVI века, святого Иоанна Креста, который в состоянии религиозного экстаза нарисовал распятие. Его карандашный эскиз сделан в том же необычном ракурсе (впрочем, не столь смелом), что и на картине Дали. Сам Дали так вспоминал о ее рождении: "Все началось с космического сна, посетившего меня в 1951 году, когда будущая картина мне приснилась в цвете. Цвет имел структуру атома, и в его ядре я увидел метафизическую силу, объединяющую всю Вселенную, - Христа! Благодаря отцу Бруно, монаху-кармелиту, мне посчастливилось увидеть рисунок, сделанный самим святым Иоанном Креста. Я разработал конструкцию из треугольника и круга и поместил Христа внутрь треугольника". Для того чтобы изобразить Христа, художник поставил натурщика этажом ниже и писал его, глядя сквозь стеклянный пол. Две небольшие фигуры на переднем плане Дали позаимствовал у мастеров XVII века, которыми всегда восхищался: фигура слева взята с рисунка Диего Веласкеса, а фигура справа - с картины Луиса ле Наина. Пейзаж изображает залив близ Порт-Льигата, на родине Дали.

Федор Пирвиц, Специально для «Фамильных ценностей», Санкт-Петербург

Наряду с Шагалом и Пикассо, Cальвадор Дали - один из самых известных художников XX века. В нашей стране даже сложился своеобразный «культ» Дали. Именно его образ с усиками-антеннами и полубезумным взглядом вспоминается при словосочетании «гениальный художник». На этот образ так много налеплено, что уже и не поймешь, кто же Дали самом деле: гений-мистификатор, о котором знают даже те, кто никогда не был в музее, или жадный клоун, как считали некоторые арт-критики, католик ли он, либо фрейдист... Попробуем разобраться на примере истории одной из самых известных картин мастера.

КОНСТРУКТИВИСТЫ ПРОТИВ СЮРРЕАЛИСТОВ

Художественно-идеологическая жизнь первой половины XX столетия проходила под знаком противостояния конструктивистов и сюрреалистов. Конструктивизм был идеологией рационального и математически-холодного искусства. Конструктивисты видели свою цель в изменении всей жизни, структуры человеческих взаимоотношений, вида бытовых предметов, квартир, домов и даже городов. Сверхзадача конструктивизма была, разумеется, утопична - создать новое общество, существующее по началам продуманного функционализма. Кресло - это машина для сидения, а кровать - машина для лежания, а, соответственно, квартира - всего лишь «машина для жилья»! Живопись заменялась раскрашенными квадратиками и кружочками на стенах. Памятником такого отношения к градостроительству и дизайну стали печально известные у нас спальные районы, «хрущёвки».

Если идеалом конструктивистов был инженер-конструктор, то идеалом сюрреалистов - психоаналитик. Сюрреализм делал акцент на интуитивном, сновидческом, фантастическом. У сюрреалистов человек (художник или поэт) сам оказывался машиной, механизмом с карандашиком в руке. Следовало просто включить механизм самописания или саморисования и ни в коем случае не «включать голову», дабы не мешать творческому процессу. Успех этого иррационального предприятия якобы гарантировала теория Зигмунда Фрейда.

В начале 1930-х годов Сальвадор Дали активно участвовал в триумфальном шествии сюрреализма по мировым столицам, но уже в 1934 году Дали со скандалом изгоняют из группы сюрреалистов. А после того как он провозглашает себя сторонником католицизма и монархии, практически все прежние друзья рвут с ним всякие личные отношения (как известно, сюрреалисты сочувствовали коммунистам, а отнюдь не Ватикану).

КАТОЛИЧЕСКИЕ ДЕНДИ

Спрашивается, по какой причине фрейдист Дали, известный своими кощунствами, манией величия и цинизмом заинтересовался католицизмом?

К тому времени существовала уже достаточно почтенная традиция взаимоотношений богемного нигилизма и католицизма. Первыми дорожку здесь протоптали французские денди, стремившиеся превратить всю свою жизнь в произведение искусства. Крайность такой эстетской позиции изображает писатель Гюисманс на примере дез Эссента из романа «Наоборот». Этот герой-денди ведет ночной образ жизни, так как свет дня ему «противится». Он проводит время в постоянном поиске все новых и новых ощущений и соблазнов. Со временем, соблазны приедаются, и хочется чего-нибудь еще более острого, «запретного». Как писал Оскар Уайльд: «Устав бродить по вершинам, я добровольно опустился в бездну. Там я искал новых очарований. Я жаждал болезни или безумия, а скорее всего - того и другого». Оскар Уайльд убедительно показал, куда ведет этот путь на примере своего литературного героя Дориана Грэя.

Сей жутковатый идеал не оставался только на бумаге, но был на практике осуществлен вполне реальным человеком, аристократом Эриком Стенбоком. Граф Стенбок жил в XIX веке, умер в возрасте 36 лет. Он был крайне эксцентричной фигурой: гомосексуалист, декадент, наркоман, алкоголик и поэт. Стенбок был одержим сатанизмом, вампиризмом и католицизмом. В последние годы своей жизни появлялся в сопровождении своего духовника и огромной деревянной куклы ростом с человека, он называл куклу «маленьким графом» и вроде бы считал ее своим сыном... Бррр!

Как пишет исследователь дендизма Отто Манн, «Падение во зло и союз со злом не являются лишь следствием неправильного шага. Перед денди возникает здесь религиозная проблема. И он может ее решить, только если вернется в религию. Такой перелом может произойти перед лицом краха „эстетствующего“ бытия. В конце романа „Наоборот“ денди падает, взывая к Иисусу Христу. Писатель Гюисманс же, который здесь изобразил самого себя, уходит из дендизма в аскетизм, став монахом».

Сальвадор Дали, естественно, монахом не стал (еще бы!), и я сомневаюсь в искренности его «обращения», но художник действительно был захвачен мистическими образами, часто он принимался работать над картинами сразу после пробуждения, так как очень трепетно относился к видениям и сновидениям (вспомним Фрейда). Также Дали очень любил и внимательно изучал творчество старых испанских мастеров Сурбарана и Мурильо, искренне верующих католиков, черпавших свое вдохновение в религиозных сюжетах.

В 1950 году монах-кармелит Бруно де Хесус, (любивший водить знакомства с интеллектуалами и художниками) рассказал Дали об одном редком старинном изображении распятия. Оно принадлежало руке поэта и писателя-мистика по имени Хуан де ла Крус. Здесь стоит сделать краткий экскурс в историю католической духовности.

ИСПАНСКИЕ МИСТИКИ, «БОСЫЕ БРАТЬЯ»

XVI век, золотой век испанской мистики, был также и временем расцвета Инквизиции. В это страшное для Испании и всей западной церкви время, именно на фоне этой тьмы, ночи, и были явлены миру те светочи, которые позже назвали «испанскими мистиками». Самые известные из них: католические святые Тереза Авильская и ее ученик Хуан де ла Крус.

В семидесятые годы XVI века начала претворять в жизнь свои реформы Тереза Авильская. Характер у нее был хоть куда: в детстве Тереза подговорила своего младшего брата бежать из дома, чтобы погибнуть за веру в стране мавров. Конечно же, беглецов вернули. В двадцатилетнем возрасте, наперекор воле отца, Тереза ушла в кармелитский монастырь.

Мысль о необходимости вернуть орден к изначальному уставу пришла к ней после выздоровления от тяжелой болезни. Монахини уже выкопали могилу, но кризис миновал. От созерцательной жизни Тереза устремилась к активной деятельности и прошла пешком сотни километров по всей Испании, лично основывая новые обители.

Любителям искусства Тереза Авильская знакома по шикарной скульптуре Бернини «Экстаз Св. Терезы»:

По признанию Терезы Авильской, херувим проколол ее сердце огненным копием. Она писала:

Чую я удар нежданный,

и души во мне не стало!

Чем я честь сию стяжала?

Что свершил сей подвиг странный?

Что за смертная услада -

чуять в сердце рану эту!

Боль, которой равных нету; смерть - и жизнь, что ей награда!

(перевод Л. Винаровой)

Тереза Авильская была первой женщиной-писательницей в Испании - и первой женщиной-богословом.

ХУАН ДЕ ЛА КРУС

Иоанн Креста (Хуан де ла Крус, исп. Juan de la Cruz) - католический святой, писатель и поэт-мистик. Реформатор ордена кармелитов. В 1952 был провозглашён небесным покровителем испанских поэтов. Его история такая.

Хуан де Йепес д’Альварес родился летом 1542 года. Родители были очень бедны и Хуана отдали в приют, где он обучался ремеслам башмачника, столяра и живописца. В юности он штудировал литературу, философию и богословие у иезуитов, а средства к существованию добывал, работая в мединской больнице для сифилитиков. В 1563 г. Хуан Йепес принял постриг в ордене кармелитов. В ордене был выработан очень строгий устав: бедность, аскетические упражнения, посты, долгие молитвы, физический труд. В конце XIV- начале XV века орден стал утрачивать былое влияние, и к описываемому моменту начал раскалываться на две ветви - на так называемых «обутых» и «босоногих».

Первая встреча будущих великих реформаторов произошла летом 1567 года. Брат Хуан был очень мал ростом - Тереза, когда он впервые предстал перед ней вместе с единомышленником, воскликнула: «Слава Иисусу, у меня есть уже полтора монаха!» (Ему было тогда 25 лет, Терезе - 52 года.)

Орден кармелитов раскололся; реформированная ветвь получила название «босоногие». (Это не означает, что босоногие кармелиты в прямом смысле слова круглый год ходили босиком. Они носили сандалии на ремешках и проповедывали бедность, в отличие от нереформированной ветви, зимой надевавшей теплую обувь.)

Хуан де ла Крус писал, что все видения и откровения, сколько бы их ни было, не стоят и одного смиренного поступка. Но сохранилось достоверное свидетельство об одном видении святого. Христос с келейной иконы обратился к нему и спросил: «Чего ты хочешь, брат Хуан, за твои труды?» Хуан де ла Крус ответил: «Дай мне пострадать за Тебя!». Просьба была исполнена - в тюрьме с ним обращались так, что Тереза писала испанскому королю Филиппу II: «Лучше бы он попал в руки мавров, ибо мавры были бы милосердней».

В крохотной каморке, куда поместили брата Хуана, источником воздуха и света служила щель под потолком шириной в два пальца. Света в зимний день было так мало, что узнику приходилось вставать на табурет, чтобы читать свой молитвослов. Одежда его истлела. Летом его мучила жара, зимой терзал холод. Ждать помощи от Папы было нечего. Папский наместник Сега дал клятву покончить с босоногими, подчинив их начальству нереформированной ветви и освободив от «вредоносного» влияния Терезы де Хесус, которую назвал «надоедливой женщиной-бродягой, посвятившей себя сочинению книг вопреки повелению апостола Павла: „жены ваши в церквах да молчат“, и основанию монастырей без папской лицензии».

ТЕМНАЯ НОЧЬ ДУШИ

Наступила весна, и узнику сменили тюремщика. Новый тюремщик был молодым и добрым. Он спросил заключенного, не нужно ли ему чего-нибудь, и тот попросил карандаш и бумагу. В тюрьме он написал одно из своих самых известных произведений: «Темная ночь души».

В Авиле, в музее монастыря Воплощения, хранится рисунок, сделанный братом Хуаном незадолго до его заточения в тюрьму. Это распятие, изображенное в очень странном ракурсе - так, сверху, увидела бы его парящая птица. Впоследствии этот ракурс и использовал Сальвадор Дали в своей знаменитой картине «Христос святого Хуана де ла Крус».

mikhail_epstein в Распятие как Вознесение. Сальвадор Дали

Полотно "Христос св. Иоанна Креста" (1950-52) знаменует возврат сюрреалиста Сальвадора Дали в католичество и намерение посвятить себя религиозному искусству. Я видел эту картину в шотландском музее Келвингроув (Глазго), где она находится с 1952 г. На ней - распятый Иисус, представленный в неожиданном ракурсе. Не снизу, от подножия креста, т.е. глазами учеников и потомков, преклоняющихся перед жертвой Спасителя. Мы видим распятие сверху, с занебесных высот, куда восходит Иисус.

Таким узрел его испанский мистик Св. Иоанн Креста (Хуан де ла Крус, 1542 - 1591) , который оставил карандашный набросок своего видения.

По его мотивам Дали и создал свое огромное полотно (200 см x 116 см).

Иисуса окружает тьма. Крест парит в черном пространстве над небом и светилами, - в пустоте, которая была бы незрима, если бы еще выше не находился источник света. Сам этот источник остается невидимым, однако руки Иисуса отбрасывают тень на перекладину креста. Нет традиционных атрибутов распятия: ни гвоздей, ни ран, ни крови, ни тернового венца, никаких следов страдания и смерти. Тело Иисус поражает атлетическим сложением, крепкой мускулатурой, он похож на спортсмена, который, отталкиваясь от креста, готовится совершить прыжок в высоту.

Распятие нависает над поверхностью неба, земли и воды. В самом низу картины - озеро и три человеческие фигуры, напоминающие рыбаков. Очевидно, это Галилейское море и апостолы, та земная жизнь Иисуса, которая завершилась распятием. Над этой картиной из прошлого - облака и тучи в несколько рядов, плотное, многослойное земное небо, над которым и парит распятие. Христос предстает свободным от креста, он как бы взлетает на нем - и над ним. Мы не видим лица - оно обращено вниз, к прошлому, которое он покидает, возносясь к источнику света. Этот уменьшившийся мир увиден сверху - как бы глазами самого Иисуса.

На мой взгляд, С. Дали сводит воедино две сцены, которые обычно в художественной традиции представлены порознь: скорбную сцену Распятия и просветленную - Вознесения. И по евангельскому сюжету, и по распорядку церковных служб между Распятием и Воскресением проходит три дня, а затем между Воскресением и Вознесением еще сорок, во время которых Иисус являет себя апостолам, беседует с ними. После встречи в Иерусалиме и последних наставлений о скором сошествии Св. Духа (Пятидесятница) он на виду у апостолов возносится на небо:

"..."Будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли". Сказав сие, Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их" (Деяния апостолов, 1:8-9).

Картина С. Дали - это образ Иисуса не только "до края земли", но и до края времен. Распятие, Воскресение и Вознесение -хронологически три разных события. Но в духовном континууме они едины: превращение величайшей жертвы в величайшую победу. Полотно С. Дали сводит два крайних предела: сам Крест возносит Иисуса.

В Апокалипсисе ангел клянется "Живущим во веки веков — Тем, кто создал небо и то, что в нем, землю и то, что на ней, море и то, что в нем, что времени больше не будет!"(Откровение Иоанна Богослова, 10:5,6). Эта апокалиптическая точка зрения и передана у С. Дали. В вертикальном разрезе картины представлены все три стихии: небо, земля и море. Над ними уже не властно время. Сорок дней - это человеческий отсчет, а там, куда восходит Иисус, времени больше нет. Крест, орудие распятия, оказывается и орудием Вознесения, образом освобожденного и освобождающего Христа.