Индийские узоры для мехенди и росписи тканей. История возникновения, значение. Колоритные индийские узоры и орнаменты Индийский в искусстве орнамент

Публикация 2016-02-01 Понравилось 3 Просмотров 1943


С чем сочетать индийский орнамент

Культура каждого этноса складывалась столетиями, эта мозаика состоит из музыки, песен, литературы, национальной одежды и еще множества элементов. Традиционный орнамент – такая же неотъемлемая часть культуры, своеобразный опознавательный знак. Его можно встретит на посуде, предметах , одежде и даже на теле, как в случае с индийским .


Сочные индийские узоры на ткани

Если обратить свое внимание на узоры, украшающие индийские текстильные изделия, то и здесь этот народ не изменяет себе: буйство красок, обилие мелких элементов, излишество, достигшее гармонии. Популярные темы для орнаментов – это мир природы и животных. щедро украшена цветами, плодами манго, изображениями лотоса, слонов, павлинов, тигров и рыб.


При этом каждый регион отличается особенностями узоров, например, в Раджастхане очень популярен орнамент из мелких точек, а в штате Уттар Прадеш основной мотив играет древо жизни.


Существуют даже специальные . Бандхана – это древний прообраз современного узора тай-дай, когда изображение получается с помощью узелков на ткани, завязанных на время окраски. Самая же распространенная техника нанесения рисунка на ткань – при помощи особых деревянных печатей, а в особо эксклюзивных случаях – вручную, кистью. Если геометрические орнаменты или растительные узоры, фигурки людей, животных сразу вытканы из пряжи - это называется иткат.


Знаменитый восточный узор пейсли

Пейсли можно назвать одним из самых знаменитых узоров с Востока. Вы его можете знать под названием «индийский огурец», бута, турецкий боб. Этот элемент миндалевидной формы можно найти в традиционных орнаментах Персии, Ирана и Индии.

Его происхождение до конца не известно и существует несколько различных версий на этот счет, а вот значение схожее во всех культурах – это плодородие и начало новой жизни… В Индии внутри рамки из изображений индийских огурцов писали свои пожелания, так как считалась что узор поможет написанному сбыться.


В Европе узор пейсли стал популярным в XVIII веке, и с того времени мода часто к нему возвращается. Последний яркий бум этот орнамент пережил при расцвете , и, судя по всему, сейчас опять приходит его время, ведь он мелькает в коллекции то одного, то другого дизайнера.


С чем сочетать индийские орнаменты в одежде

Если вы выбираете шарф, пояс или другой некрупный аксессуар с восточным узором, то можете смело комбинировать его с одеждой насыщенных цветов, ведь Индия любит яркие краски! К платью с подобной расцветкой лучше подобрать однотонные аксессуары. Блуза с орнаментом пейсли будет великолепно выглядеть с черными джинсами или брюками. Поклонницы наверняка хранит в своем шкафу юбку в пол с этим этническим узором. Так как богемный образ должен быть ярким и необычным, блуза с небольшой вышивкой идеально его дополнит.


Смело примеряйте на себя вещи с традиционными индийскими орнаментами, ведь это не только модный тренд, но и необычный способ прикоснуться к многовековому культурному наследию этой прекрасной страны.

Индия проявила воздействие на искусство орнамента народностей Востока в то время как пребывала под воздействием Персии. Геометрический орнамент не так популярен в Индии, как в остальных государствах Востока. Во времена Гуптов созревает декоративная манера, обретшая потом обширную популяризацию. Главные декоративные темы того времени: геометрические, имеющие ромбы, а также сферы чередуются линиями а также обрамлены листьями; растительные - лотос, гирлянды, веточный орнамент, ирис, темы водных страшилищ либо полулюдей-полуптиц, сплетающихся с цветочными звеньями. Все орнаментальные темы многообразны, с превосходством округленных изгибистых сплетающихся направлений.

Характерной чертой индийского орнамента принимают склонность к природным сюжетам, а также большое количество деталей. Описания зверей, птиц, расцветок совсем сходны к природе, а также являют не плохое понимание их форм. Индийский орнамент имеет очевидный коверный стиль. В котором все место орнаментального участка плотно насыщено многообразными узорными темами. Орнаменту Индии характерно пристрастие к красочности. Из мотивов попадаются изображения праздничных шествий, а также церемоний, домашние сцены. Орнамент потолков имеет в большей степени природные темы птиц, а также флоры. Основной предмет декора - люди; вещи, а также растения имеют не такую важную значимость.

Индусской керамике присущ геометральный либо животный орнамент, темы которого размещаются фризами на корпусе резервуара. Из украшающих тем (в мебели, на престолах эры Гуптов) попадаются крокодилы, слоны, олени, бараны и прочие звери, олицетворяющие земной шар, воду, а также эфир и др.

В орнаментах индийских материй цветочный узор трактуется близко к персидскому, лишь расцветки конкретнее а также контрастнее. Стилизированная пальма и кипарис - особенно известные орнаментальные темы, декорирующие кашмирские накидки. Лотосы, опушенные листьями,тюльпаны, гвоздика,цветы граната изображаются в веселых, а также слаженных цветах. Сюжет кашмирских шалей создается как правило в контрастах - ясный набросок на черном фоне, и обратно. К примеру, хорошо популярен способ окружения картины на черном фоне ясной каемкой, словно широким ясным контуром. К изображению на ясном фоне кромка делается черной.

В орнаментах индийских материй XVII и XVIII вв. четко наблюдаются остатки иранского влияния: флористический узор с превосходством кипарисной веточки. В индийских вышивках темы были взяты у природы (цветочки и пернатые) либо из писаний и сказаний. Орнамент сари, обычно, был геометральный (квадраты, ромбы, зигзаги), однако время от времени попадаются сари, украшенные пташками.

В каждом человеке заложена потребность в прекрасном. С незапамятных времён людям свойственно украшать себя и окружающую обстановку образами, которые наблюдают вокруг.

Индия - страна не только буйных красок удивительной природы, но и многообразия великолепных узоры, самыми популярными из которых являются растительные, можно видеть в архитектурных формах, предметах интерьера, ремесленных изделиях, посуде, одежде, тканях и нательных украшениях.

Наиболее почитаемым цветком и символом Индии является лотос, изображения которого чаще всего наблюдаются в Второе место по популярности занимает плод манго. Нередки изображения деревьев. В искусстве исламской Индии (ислам запрещает изображать людей и животных) они являются единственно возможными элементами декора.

Любимыми животными индийцев, судя по традиционным рисункам, являются слоны, львы и верблюды. Также часто изображаются роскошные птицы - павлины, попугаи.

Индийские узоры обращаются и к религиозой тематике. Чаще всего встречается символ Аум (Ом), свастика, и атрибуты богов - трезубец, барабанчик, галочка с точкой посередине.

Среди геометрических и абстрактных элементов безусловным лидером является индийский огурец, или пейсли. Часто можно встретить и стилизованное изображение солнца.

Причудливые, сложные и оригинальные индийские узоры зачастую выполняют не только эстетическую функцию, но и несут сакральный смысл. Наиболее

яркое тому подтверждение - индийская роспись по телу (мехенди, мехинди, менди), ставшая одной из самых узнаваемых примет этой удивительной страны.

В нательные узоры выполняли функцию оберегов, защищая их обладателей от болезней, несчастий и даже смерти. использовались также в деле привлечения любви. Изысканный орнамент на руках притягивал взгляд к женщине во время исполнения танца, а запах хны, смешанной с эфирными маслами, распалял страсть. Считается, что изображения растений, птиц и животных на теле женщины связывают её с природой, репродукцией, питанием и ростом.

Символизм мехенди проявляется в нанесении знаков рупа (телесный), яти (возрождение), свар (солнце), атман (индивидуальность, душа).

Повседневные изображения достаточно просты, но к праздникам девушки и женщины покрывают тело дивными цветами, затейливыми кружевными мотивами и причудливыми арабесками, раскрывающими характер торжества. Особым смыслом наделяется свадебная мехенди. Накануне церемонии опытные родственницы на протяжении нескольких часов тонкими металлическими или деревянными палочками расписывают тело новобрачной, посвящая её при этом в тайны супружества. Стоит ли говорить, что чем

сложнее в итоге получался рисунок, тем более подготовленной оказывалась невеста, и тем более счастлив был союз?!

Индианки верят, что свадебная мехенди привлечёт в супружескую жизнь много сладострастия, любви, заботы, и поможет сохранить верность мужа. В наибольшей степени росписью покрываются кисти рук, запястья, ступни ног и щиколотки, краска держится здесь дольше ввиду особенностей кожи. Кстати, рисунок на руках является своеобразным гарантом медового месяца, поскольку молодая жена традиционно освобождается от домашних обязанностей, пока на её руках сохраняется свадебная роспись.

Удивительно ли, что индийские узоры на руках и ногах завоёвывают всё более широкую популярность во всём мире?

Индийские узоры поражают воображение. Они привлекают своими затейливыми формами и жизнеутверждающими сюжетами. Почитатели культуры Индии наносят их на кисти и ступни, расписывают ими ткани и создают на основе этих мотивов причудливые аксессуары. Завитушки-пейсли ("огурцы") вдохновляют на создание шедевров самых маститых модных кутюрье. Нередко этот мотив, как и солярники, используется в интерьерном дизайне для изготовления фресок, светильников, мебельной обивки, резьбы. А уж что говорить о тату-искусстве! Самые именитые салоны предлагают миллионы эскизов как для временных, так и для постоянных татуировок, в основе которых лежат удивительные индийские узоры.

Можно с уверенностью сказать, что древнее индийское искусство росписи сегодня переживает очередной период всеобщего обожания.

Мехенди и его история

Мехенди - искусство нанесения на тело рисунков красками, изготовленными из хны. История этой росписи настолько древняя, что уже невозможно точно определить ее точный возраст и прародину. Индусы уверены, что у истоков зарождения стояли их предки арии, причем произошло это не менее пяти тысячелетий назад. И если время возникновения споров среди историков не вызывает, то по поводу места все же есть разногласия. Вероятнее всего, древнее искусство зародилось на территории Древнего Египта, поскольку именно в пользу этой версии свидетельствуют археологические находки. Египтяне окрашивали ступни и ладони умерших хной, полагая, что это облегчит их нелегкое путешествие в загробный мир.

В начале XII веке роспись хной получила повсеместное распространение в Индии. С того момента и началось формирование искусства мехенди в том виде, в котором знаем его и мы. Сегодня же индийские узоры на руках можно увидеть практически в любом конце земли.

Ткани

Для Индии традиционными материалами испокон веков являлись хлопок и шелк. И каким бы ни было влияние запада, сегодня в этой стране не теряют актуальности именно эти материалы. Традиционные индийские узоры используются для вышивки и росписи. Молодежь, конечно, обращает внимание на западную моду, но самые торжественные события в жизни индусы встречают, облачившись в такую же одежду, какую носили их предки много тысяч лет подряд.

Символика

Треугольники и солярные символы, строгие геометрические орнаменты и сплетения лиственных ветвей - символы, лежащие в основе индийского искусства росписи. И роль каждого из этих элементов выходит далеко за границы обычной декоративности. Какие тайны хранят древние индийские узоры? Значение каждого элемента прочно связано с его изображением.

К примеру, соединенные треугольники символизируют единство двух начал: мужского и женского, небесного и земного, отдающего и принимающего.

Свастики, или солярники, - это древние знаки, в которых заключен глубочайший символизм. Они словно описывают ход Солнца по небу, потоки его живительной энергии, дарящей плодородие и здоровье.

Звезды усиливают связь с Божествами, выражают надежду.

Квадраты и ромбы - простейшие символы дома, родного крова.

Обережное значение кругов известно во многих древних культурах, но индусы видят в этом знаке еще более глубокий смысл. Для них окружность - это символ витка жизни. А круг с горящими языками пламени ("пакрити") подразумевает возрождение, рост живительных сил, новое начало.

Основы медитации

Ни один мастер мехенди, ни одна художница по тканям из Индии не станет делать свою работу впопыхах. Индийские узоры в этом плане сходны с японским искусством каллиграфии. Наносятся они неторопливо, в спокойной обстановке. Мастер ограждается от мирской суеты, настраивается на определенный лад, берет в руки свой инструмент и начинает творить. Возможно, именно этому индийские узоры и обязаны своей магической обережной силой...

Не только страна разноцветных красок, но также и многообразия узоров и орнаментов, которые мы можем видеть и в предметах домашнего обихода и в архитектурных формах. Орнаменты Индии отличаются не только графикой, но еще и видами, свойственными для конкретного материала, поэтому я хотела бы рассказать именно об этих особенностях, назовем их типами орнамента, но для начала определимся с рисунком узора.

Виды орнаментов Индии

Испокон веков люди украшали свои жилица и себя самыми привлекательными образами, которые они видели вокруг, поэтому самый наверное популярный вид орнаментов - это растительный узор.

Растительные орнаменты

отличаются в разных регионах Индии и носят некоторые климатические черты. И если в русских узорах мы видем снежинки, то в индийских - изображения цветов и вьющихся растений.
"Пальма первенства" в индийских флоральных орнаментах конечно принадлежит лотосу - символу Индии и наиболее почитаемому цветку и производным от лотоса цветочным мотивам.

Второй по популярности растительный мотив - это плоды манго, далее идут изображения деревьев, все остальные цветы и .
Цветочные мотивы встречаются в Индии повсеместно, однако именно они преобладают в исламском декоративно-прикладном искусстве, по сути дела являясь единственно возможной формой , так как изображения людей и животных в мусульманстве запрещено.

Изображения животных

К числу наиболее любимых индийцами животных относятся , и львы.
Не обделены вниманием также и , здесь можно выделить изображения павлинов с распущенными хвостами и попугаев, которые являются символом благополучия.

Религиозные сюжеты

Очень популярным изображением в орнаментах является символ ОМ (Аум), также используется свастика, атрибуты Богов, такие, например, как тришула (трезубец), дамару (барабанчик), вайшнавский (галочка с точкой посередине).
в декоре одежды наибольшее распространение получили сюжеты с изображением сцен из жизни Кришны или семейство Шивы.


В монументальном искусстве Индии господствуют сцены из махабхараты и орнаменты с изображением мифологических животных, очень популярен яли - полу-лев, полу-дракон.

Геометрические и абстрактные орнаменты

Самый популярный орнамент этого типа - это пейсли - индийский или турецкий огурец - орнамент каплевидной формы с загнутом острым кончиком, часто заполненный изнутри и окруженный другими геометрическими или абстрактными элементами. За ним идут все иные многочисленные завитки, соединенные между собой или заполняющие промежутки между другими фигурами.


Не менее популярны геометрические изображения со стилизованным символом лотоса и солнца.

Конкретный вид орнамента зависит от материала-носителя, который во многом определяет графику в силу присущих ему способов нанесения рисунка, назовем их стилями.

Орнаменты в индийской одежде

Первые впечатления путешественника в Индии - это пестрота и разнообразие декора индийской одежды, давайте посмотрим на нее пристально. Для начала мы обратим внимание на обилие и различия печатных и тканых рисунков, а также вышитых узоров.

кликабельны, можно посмотреть и другие узоры, например, в статье .

Традиционная индийских женщин - сари всегда или как правило имеют орнаментальный бордюр по краю, здесь могут использоваться любые виды орнаментов.
Популярные в силу удобства сальвар или шальвар камизы могут иметь как орнаментальный бордюр так и вышивку с растительными мотивами, а иногда с вшитыми в ткань маленькими круглыми зеркалами, оформленными вышитыми лепестками.
Тканые шали - используют в основном цветочные и мотивы, хотя иногда встречаются символические изображения типа Тадж махала.
Вышитые шали настолько многообразны в зависимости от местности или племенных обычаев, что можно сказать только о преобладании в их дизайне в общем по Индии абстрактных, геометрических и растительных орнаментов.

Мехенди и ранголи


Ранголи - рисунки, высыпанные цветным песком или нарисованные краской перед порогом домов делают обычно геометрическими или астрактными на основе изображения лотоса или солнца в центре, практически как мандалы.
Что касается менди (мехенди), рисунков хной, то здесь также популярны абстрактные и стилизованые цветочные узоры, впрочем возможны любые, вот некоторые образцы .