Как петь церковные песнопения. Какие голоса бывают в церковном хоре. Школы и курсы церковного пения

Красивое церковное пение, сопровождающее практически любое богослужение, едва ли сможет остаться незамеченным. Подобное оформление службы неизменно привлекает внимание прихожан и даже далекие от музыки люди хотя бы на минутку, но мечтают присоединиться к церковному хору.

Клирос – храмовая зона, предназначенная для размещения хористов (певчих). Если раньше церковное пение было одноголосным и монотонным, то сегодня это – сложный многоголосный хор, имитирующий ангельское пение.

Чтобы попасть в церковные хористы, нужно:

  • обладать хорошим музыкальным слухом;
  • быть владельцем красивого по звучанию голоса.

Желательно, но не всегда обязательно, иметь музыкальное образование. Церковное пение сопровождается быстрым чтением нот, и если нотная грамота вам неизвестна, то придется ее освоить.

К музыкальному сопровождению богослужения певчие готовятся не менее 5 — 7 часов в неделю. Во время спевок определяется место положения в хоре, которое зависит от высоты вашего голоса.

Хоровое пение бывает разным. Выделяют:

  • Знаменное (крюковое). Хор поет одним голосом.
  • Партесное. Представлено несколькими голосами.
  • Обиход. В ходе песнопения исполняются несложные партитуры.

Церковные песнопения бывают постоянные и изменяемые (гласовые). В первом случае напевы классические и исполняются одинаково во всех храмах без исключения.

К гласовым или изменяемым церковным песнопениям относят тропари, каноны, стихиры и другие. Они также изданы в виде книг. Но в каждом храме имеются свои собственные традиции исполнения гласов, которые передаются певчим регентом.

Основные правила

Пения русской православной церкви не только очень красивые, но и чрезвычайно сложные для неподготовленного певчего. Поэтому регент (руководитель церковного хора) будет рад принять нового вокалиста, если не имеющего профессионального музыкального образования, то хотя бы обладающего базовыми знаниями и навыками.

Чтобы освоить церковное пение, необходимо:

  1. Научиться читать церковные книги, написанные на старославянском языке. Для этого необходимо каждый день озвучивать вслух по нескольку страниц молитвослова. Это поможет не только научиться правильно проговаривать слова, но и понимать сам текст. Главными помощниками станут такие издания, как Минея, Часослов и Октоих.
  2. Заняться изучением нот самостоятельно либо обратиться за помощью к профессионалам.
  3. Обязательно брать уроки сольфеджио.

Нужно отказаться от попыток самостоятельного освоение осмогласия. Дело в том, что они везде разные и потом переучиваться будет очень сложно. Благоразумнее будет сразу начать разучивать напевы того храма, в котором вы планируете выступать в роли певчего.

Если вам разрешили присоединиться к хору, то вставайте рядом с опытным певчим и внимательно слушайте его пение. Так вы сможет понять мелодии, поймете, как расставляются акцент и узнаете прочие нюансы.

Во время пения в составе хора нужно стремиться максимально точно попадать в ноты, внимательно следить за звучанием своего голоса, произношением слов, громкостью напева и правильностью дыхания.

Чтобы освоить церковное пение, важно не прекращать занятия и дома.

  • Попросите у регента ноты и начните изучение партий дома, но вместо слов нужно петь ноты в прописанной последовательности.
  • Сам напев должен быть умиротворяющим. Церковное пение должно хотеться слушать, понимать произносимые певчим слова.

При должном упорстве и ежедневном труде церковное хоровое пение можно успешно освоить за 1 год. Ускорить процесс обучения помогут занятия с опытным педагогом, который укажет на ошибки и исправит их.

http://сайт/

Доброго времени суток всем, кто сейчас на связи и читает этот мой пост.

Написанию данной статьи способствовало моё новое послушание регента — псаломщика по будням в седмичные дни в монастырском храме села Безруково, что неподалёку от моего любимого Атаманово.

О том, что я теперь по будничным дням служу в монастыре, я писала . Помаленьку обживаюсь на новом приходе, много, конечно работы, но разве я когда — нибудь её боялась?! Тем более на клиросе.

Новое послушание.

Уровень пения на клиросе в Безруково, на мой взгляд, слабоват, но тогда я понимаю зачем я там оказалась. Чтобы с Божьей помощью его (уровень) поднять. Поэтому могу теперь смело заявлять во всеуслышание, что я практикующий регент — псаломщик со стажем, и именно практикующий на клиросе обиходное пение, а не нотно — хоровое.

Нет, поём мы всё — таки по нотам, не смотря на то, что у одной из монахинь нет музыкального образования. Но в нотах она разбирается и слух у неё присутствует музыкальный, так что толк будет однозначно. Я очень постараюсь этого добиться или я не Семёнова Алёна.

Вот только, сдаётся мне, матушек никто так и не научил правильно петь. Да и где им было учиться. Так, абы как на слух что уловили и ладно. А я считаю это небрежностью. Нет, не то, что уловили на слух. Это даже очень хорошо, что могут воспринимать на слух, а пение по нотам приложится. Считаю небрежностью в пении петь нотное произведение, пусть и обиходное, но абы как со своими вариациями.

Как запомнила, так и пою. А запомнила то не правильно. Матушки мои очень стараются, я провожу с ними спевку, правда один только раз в неделю, но хоть что то. У монахинь много своих послушаний, одна из матушек не присутствует некоторые вечерние службы, так как занята.

Хорошо что Литургию мы поём все вместе втроём. Чтобы научиться правильно петь, мы выбрали несколько простеньких песнопений, которые матушки пели без меня, и которые, как они сказали, им знакомы и поём пока только их. Нет смысла учить что то новое, так как в этих песнопениях, которые вроде бы знают, случается много ошибок.

Учимся петь на клиросе правильно.

Я, как слышащий регент, указываю на недостатки, а ещё лучше исправляю сразу после Литургии (мы остаёмся каждый раз минут на десять). Потом берём данное песнопение, с которым не справились или пели с ошибками, и прорабатываем на спевке. То есть разучиваем заново, но уже правильно и по нотам.

А ещё я их распеваю той распевкой, что пришла по почте к вам, мои родные, в рассылке по пению и которая есть здесь у меня на блоге на страничке . Именно здесь мы учимся правильно петь. Позицию гласных в пении можно без вреда для богослужения показать на спевке. Над дикцией тоже уместно работать на спевке.

И все замечания и пожелания к улучшению пения на клиросе, которые возникают посреди недели в процессе богослужений, так же на спевке.

И правильно петь научиться без спевки практически невозможно. Я имею ввиду правильность не только в вокально — хоровой методике, но и благозвучие духовное. «Едиными усты и единым сердцем». Ведь можно петь вокально, но не молитвенно, не церковно.

Мои монахини мне в пении очень помогают. Помогают силою своей молитвы, как избранных невест Христовых. Нет суетного в их звуке, молитвенная отрешённость и при этом сосредоточенность на слове и на звучании. Мне и самой передаётся их спокойное благогозвучие, и я иногда уношусь на Небо и с ними.

Иногда меня «спускают на землю» тем, что кто — нибудь из моих певчих «заедет» не туда. Но это случается всё реже и реже. А Херувимскую на днях очень хорошо спели. Я даже не ругалась. Шучу. Я, вообще, перестала ругаться на певчих, потому как если хор (клирос) поёт плохо, то виноват регент. Если хор (клирос) поёт хорошо, то это заслуга самого клироса.

Это моё мнение, никому его не навязываю, поэтому можете высказать свою точку зрения на этот счёт. О том, как научиться правильно петь на клиросе, я не пишу часто. Просто стараюсь это делать, и делать наглядно. Моя распевка направлена на формирование правильного певческого звука именно на клиросе в церкви.

Это мой многолетний опыт певчей — регента, который я обобщила и даю здесь у себя на блоге в свободном доступе всем желающим. Пожалуйста, пользуйтесь и применяйте. Так как очень стыдно, порою, бывает, когда захожу в храм незнакомый, а там клирос поёт слабенько.

Вы бы слышали, родные мои, как поют сектанты. Заслушаешься. И где только они столько голосов то берут, всегда этому поражалась. И обидно мне за нашу веру, за церковь православную. Обидно и неприятно когда приходишь в храм помолиться, а там на богослужении поёт один человек. Ладно поёт, а то вообще всё читает…

Поэтому все вы, кто обучается у меня на блоге церковным песнопениям и гласовому пению, и те, кто уже умеет петь на клиросе и делает это с Божьей помощью хорошо, то все вы уже вознаграждены тем, что избраны славить Бога на земле. И даст Бог, удостоитесь этой участи и на Небесах.

И я вам и себе искренне этого желаю.

Искренне ваша, Алёна Семёнова.

Дополнение к данному посту от 12.04.2013

«в нотах она разбирается и слух у неё присутствует музыкальный, так что толк будет однозначно. Я очень постараюсь этого добиться или я не Семёнова Алёна»

Заявляю во всеуслышание о том, что я не Алёна Семёнова, так как не могу научить того, кто этого категорически не приемлет. Спевка с одной из монахинь закончилась сразу же, как только началась. У неё хорошие музыкальные данные, но совершенно не развит навык совершенствования церковного пения и нет никакого стремления к этому самому совершенствованию, поэтому умываю руки.

Нельзя поднять уровень пения там, где этому противятся, так как считают что светский музыкант ничему музыкальному и хорошему монахиню научить не может. Не собираюсь никого переубеждать и если кто то из «велиих молитвенников» сейчас на блоге читает данный пост, закрывайте срочно страничку и бегите с блога. Так как анфир 70 точка ру ведёт светский музыкант, совершенно не смиренная и не духовная. А ещё резкая и категоричная, строгая и бездушная к лентяям и халявщикам которую зовут Алёна Семёнова.

И я, бездуховная и не церковная, уделю внимание только тем, кто этого поистине заслуживает. Это заявление относится и к обучению церковному пению онлайн. Вторая монахиня приходит на спевки и осень старается вместе с другими светскими певчими данного монастыря. Ей моя светскость и не церковность ничуть не мешает совершенствовать своё клиросное мастерство. И за это низкий поклон. А если учесть, что ей уже за семьдесят!!! Спаси тебя Господь, матушка Мария.

Более того, не смогла я далее выносить козлогласия небрежного пения нерадивой к пению и обучению матушки, и прихожу на службы, когда та находится где-нибудь на послушании. Предпочитаю петь вдвоём с м.Марией, так как это звучит лучше, чем втроём. Потому что втроём всё чаще и больше звучит не слаженно и плохо.

Вам понадобится

  • - Литература на церковно-славянском языке (молитвослов, Новый завет, Псалтирь);
  • - ноты тех песнопений, которые исполняет ваш церковный хор;
  • - музыкальный инструмент;
  • - диктофон;
  • - компьютер.

Инструкция

Научитесь беглому чтению на церковно-славянском языке. Для этого ежедневно читайте дома молитвослов и другие книги на церковно-славянском языке, практикуясь в проговаривании и понимании его.

Вам придется не только исполнять музыкальные произведения по нотам, но и петь на тексты тропарей, стихир и т.п. на гласы по богослужебным . Такие книги как Минея, Октоих, Часослов изданы именно на языке общения с Богом – церковно-славянском.

Для правильного пения в церковном хоре – его еще называют - изучите нотную грамоту и сольфеджио. Если со школьных уроков пения мало что осталось в памяти, запишитесь на курсы или кружок церковного пения для .
Там помогут развить связь между вашим голосом и слухом. О том, в каких храмах существуют такие кружки, поинтересуйтесь у своего приходского священника или в епархии.

Если у вас нулевая музыкальная подготовка, а желание научиться церковному пению очень велико, не огорчайтесь. При отсутствии курсов и кружков обращайтесь к регенту любительского хора. Прослушав вас, он, возможно, разрешит петь . Первое время вы будете только петь ектеньи «Господи помилуй». Пойте тихо и слушайте звучание всего хора.
(В Санкт-Петербурге любительские хоры есть в соборе князя Владимира (см. http://www.vladimirskysobor.ru/klir/ljubitelskij-hor ), в Казанском соборе, в святой Анастасии Узорешительницы, в Чесменской , в храме Серафима Саровского. Мужчинам можно порекомендовать любительский хор при Александро-Невской лавре).
Не пытайтесь самостоятельно изучить осмогласие, так как в каждом храме напевы немного отличаются. Лучше сразу разучите напев того храма, в котором собираетесь нести клиросное .

Чтобы научиться церковному пению, в хоре встаньте рядом с более опытным . Лучше, чтобы он пел вам в ухо. Внимательно следите за тем, как он поет, повторяйте за ним свою партию, чтобы выучить ее.
Это поможет вам разобраться в основных ходах своей партии, понять ее логику. А в дальнейшем позволит петь более уверенно, осознанно. При работе с хором оттачивайте точность попадания в свою ноту, направление звука, произношение, дыхание, громкость.

Самостоятельно проводите музыкальные занятия дома. Попросите у регента ноты и разучивайте церковные песнопения с помощью музыкального инструмента. Пойте песнопения в сопровождении инструмента, вместо слогов называя ноты. Следите за длительностью нот. В процессе обучения можно играть, например, на одну партию (сопрано), а петь другую (например, альта).

Приложив старание и труд, вы через год будете сносно петь на клиросе, славя Бога со всеми клирошанами.
Бог вам в помощь!

Богослужебное пение – не что иное, как совместная молитва всех, участвующих в церковной службе.

Церковное хоровое пение со времён апостолов является составной частью молитвенного собрания.

Большая духовно-просветительская миссия заключена в православном церковном пении. Это средство, через которое проповедуется Слово Божье, образующее особый богослужебный церковный язык.

В храм очень часто заходят люди мало что понимающие в церковных традициях. Ощутить действие благодатной молитвы, умиление и проникновение в её суть помогает церковное хоровое пение, научиться которому под силу каждому.

Школы и курсы церковного пения

Для любого начинания важно желание и дальнейшие действия. Освоить церковное хоровое пение помогут, возникшие совсем недавно хоровые курсы при храмах , программа которых построена с самых азов:

  • распевки;
  • несложные произведения;
  • изучение истории храмового пения;
  • церковные гласы.

Обучение пению на клиросе сводится к несложным произведениям, состоящим из двух партий, и проходит бесплатно.

Кроме курсов, существуют целые школы церковного хорового пения . В больших городах, например, Москве, Санкт- Петербурге, их можно найти при каждом храме.

В школах обучение длится от года до трёх лет. Для желающих пройти обучение унисонному певческому искусству в Москве открыта Школа византийского хорового пения. Её адрес легко можно найти в интернете.

В школу церковного хорового пения принимают как детей, так и взрослых . Начинается обучение с:

  • нотной грамоты;
  • сольфеджио и вокала;
  • богословия;
  • текстов церковных песнопений.

Но не везде можно найти такие школы. В крайнем случае можно найти храм и связаться с регентом.

Вам необходимо:

Обучение церковному пению необходимо продолжать самостоятельно:

  1. Для этого нужно взять ноты и разучивать песнопения в сопровождении музыкального инструмента, припевая вместо слогов названия нот, прослеживая их длительности.
  2. Музыкальную партию нужно взять для сопрано, а вокальную воспроизводить для альта.
  3. Полезны также индивидуальные занятия с педагогом, который подскажет направление обучения.
  4. Следует добиваться светлого, умиротворяющего и величественного пения.
  5. Не стоит увлекаться красивой гармонией, эффектами или сложными партиями. В хоровом церковном пении слова первичны.
  6. Старание и упорный труд помогут через год довольно прилично исполнять произведения на клиросе.

Обучение пению на клиросе

Клирос – место в храме, где находятся певчие . Исторически церковное пение сводилось к одноголосью и монотонности. Их исполнение не отличалось сложностью. Современный клирос – это многоголосный хор, который имитирует пение ангелов. В больших храмах он имеет правую и левую часть, в одной поют любители, в другой профессиональные исполнители. Клирос располагается на возвышении перед алтарём.

Чтобы начинать обучение пению на клиросе необходимо:

  • иметь музыкальный слух;
  • красивый по тембру голос;
  • желательно иметь музыкальное образование.

Если музыкального образования нет, то нужно начинать с самостоятельного изучения нотной грамоты . Пение на клиросе предполагает быстрое чтение нот с листа. Многократное повторение и упорство позволят овладеть этим навыком.

Подготовке к богослужению нужно уделять на неделе около пяти часов. Во время репетиций происходит спевка с другими певчими, определение положения в хоре, которое зависит от высоты голоса.

Хоровое исполнение на клиросе должно оказывать сильное воздействие на слушателей. Чтобы достигнуть подобного результата нужен большой труд. Он заключается в регулярных репетициях, изучениях и нюансировках репертуара, распевания.

Виды богослужебного пения:

  • Знаменное или крюковое пение, в котором хор исполняет одногласие. Этот вид древнего церковного распева предшествовал современной нотной записи музыкальных произведений. Он записывается специальными значками «знамёнами» или «крюками».
  • Партесное пение, где включается много голосов.
  • Обиход, в который входят несложные повседневные богослужебные песнопения.

Школа церковного пения осмогласие

«Осмогласия» или «восьмигласия» является основным фондом церковной музыки, в котором каждый глас соответствует определённому дню недели.

Начинается каждый глас в воскресный день, прододжается до субботы и сообщает седмице благодатное настроение воскресного дня. Этот глас имеет господствующее положение в богослужении во время всей седмицы.

Основные песнопения осьмигласия можно найти в нотном двухтомнике «Октоих», старинной церковной книге. В ней находятся нотные обозначения основных песнопений восьми гласов, которые используются в обиходе.

Роль пения в воскресном Богослужении

Воскресное богослужение является основной функцией Церкви . Регулярная посещаемость и организация богослужения в воскресный день – это тот труд, к исполнению которого призвана Церковь.

Великим благословением является воскресное богослужение, переоценить значение этого действия невозможно. Оно является актом поклонения Святому Началу – Богу.

Когда я просила у своего духовника благословения петь на клиросе, он произнес фразу, на которую я в тот момент не обратила особого внимания: "Клирос — это передовая. Передний край. Не любит лукавый церковного пения, так что жди искушений". Через месяц со слезами пришла к духовнику за новым благословением — с клироса уйти: "Не могу, не получается, не мое это". Ответ был суров: "Уйдешь, когда выгонит регент. Считай это своим послушанием. Надо терпеть и учиться". Теперь и представить не могу, как бы жила без пения. Хотя до сих пор иногда спрашиваю себя: а решилась бы я пойти в хор, если б знала, сколько будет обещанных искушений?

Недавно на одном из регентско-певческих форумов в интернете прочитала: певчие, мол, церковная "элита": ни дисциплины, ни молитвы, масса высокомерия и самомнения. Хотела было возмутиться, но… передумала. Потому что, к великому моему сожалению, определенная толика правды в этой филиппике присутствует. Моя цель заключается не в том, чтобы напугать желающего петь в церковном хоре — хочется, чтобы новичок, пусть и в общих чертах, но представлял, что его ждет и к чему надо быть готовым.

Когда у человека, пришедшего в церковь, заканчивается новоначальный период, он понимает, что быть христианином — дело совсем непростое. Намного быстрее певчий-новичок понимает, что Богу петь трудно. Хорошо, когда певчий "вырастает" из детского хора — основные премудрости ему уже известны, да и сам процесс вхождения в хор протекает безболезненно. Беда в том, что такой "переход" совершают единицы. Да и не каждому храму под силу воспитывать детский хор.

Обычно на клирос попадают двумя путями (не берем во внимание профессиональных певцов). В храме уже есть большой, сильный хор или даже два — "правый" и "левый" (именуемый также любительским, учебным или будничным). Прихожанин (или чаще прихожанка), исправно поющий вместе со всеми "Верую" и "Отче наш", наконец набирается храбрости, подходит к регенту и робко спрашивает: "А можно мне в хор… попробовать?". Второй вариант — в храме вообще некому петь, кроме матушки-регента, которая во время общенародного пения чутко прислушивается и наконец подходит к потенциальному певчему: "Говорят, вы три класса музыкальной школы окончили когда-то? Может, попробуете на клиросе петь?".

Человек начинает пробовать. Чаще всего на первой же спевке или службе выясняется, что он ничего не знает и не умеет. А если и умеет, то как-то не так. Пока загибал пальцы, чтобы не перепутать гласовые колена, оказалось, что пропел стихиру или тропарь, не поняв, о чем там речь. Пока следил за нотами, ектения кончилась, а помолиться так и не успел. Да и вообще служба пролетела, как одна минута, оставив физическое ощущение выполненных погрузочных работ, особенно, если хор маленький и нужно именно петь, а не подпевать. А как же "едиными усты Бога славить"? Когда молился в храме, все несколько по-иному представлялось… Вот и первое искушение новичка.

Хорошо, если человеку сразу кто-нибудь объяснит, что молитва на клиросе творится больше делом, чем словом. Благолепное пение, побуждающее к молитве предстоящих,— само по себе молитва. А то ведь не редкость певчие, которые одновременно сугубую ектению поют и помянник читают. И то, и другое получается плохо…

Бывает, что плохо спели, регент замечание сделал, и сразу — уныние и "никакая-я-не-певчая!". Хорошо спели — хочется себя похвалить: "Надо же, как у меня хорошо получается!". Мне духовник в любом случае советовал Господа благодарить. Хорошо получилось — "Слава Богу!". Плохо — все равно "Слава Богу!"… На многих клиросах есть икона покровителя певчих — преподобного Романа Сладкопевца. А я бы посоветовала еще и житие его в моменты уныния перечитывать. И думать: "А действительно ли мне хочется Богу петь, как святой Роман того желал, или я просто свое тщеславие тешу?".

Дисциплина на клиросе — притча во языцех. Особенно в больших "праздничных" хорах, где часто поют невоцерковленные профессиональные певцы. Без опозданий, разговоров и препирательств с регентом мало где обходится. Далеко не каждого регента хватает и на музыкальную часть, и на воспитательную. Да и не каждый решится "воспитывать" нерадивую приму: обидится и уйдет, ищи потом другого при небольшой зарплате…

О зарплате — разговор особый. Левые хоры обычно поют во славу Божию. Им, с какой-то стороны, проще. Хотя и здесь есть опасность впасть в прелесть: "Вот они, корыстолюбцы, за деньги поют, а я — бессребреник". У "корыстолюбцев" из правого хора своя забота: ставка маленькая и служб по графику меньше, чем хотелось бы. Ставка действительно маленькая везде, кроме больших соборов в крупных городах. Как-то я дала объявление: "Требуются певчие", указала нашу обычную ставку. Получила совет: за такие деньги ищите бабушку или дедушку из прихожан.

Кстати, тема оплаты труда — одна из животрепещущих. Ясно одно: прожить на зарплату регента или певчего нереально. Однако настоящих подвижников пения Господь милостью Своей не оставляет. Но бывает, человек думает: "Настоящий певчий разбрасываться не должен, мне нужно семью кормить, стало быть, лучше вообще петь не буду, чем халтурить". Обычно такие "бывшие певчие" в душе понимают, что не правы, но на тех, кто клирос совмещает с другой работой (а таких большинство), страшно злятся.

Впрочем, мне кажется, "бывших певчих" вообще нет. Есть люди, которые пришли на клирос подработать или получить удовольствие от процесса пения и красивой музыки — как в хоровой кружок. Настоящие певчие не приходят — их приводит Господь, и порой самыми удивительными путями. Как сказала одна моя знакомая, настоящий певчий по своей воле с клироса не уйдет. Будет переживать неудачи, молиться, учиться, но без клироса не сможет.