Как развивать эмоциональный интеллект. Как быстро развить эмоциональный интеллект

Современная культура нацелена на продуктивность. Для многих активных людей это выливается не только в постоянное нервное напряжение, но и стремление рационализировать всё и вся в ущерб своим эмоциям. Но именно комфортное эмоциональное состояние позволяет добиваться больших успехов и помогает двигаться дальше, а рассудочные решения далеко не всегда совпадают с тем, чего нам хочется «в глубине души». На помощь может прийти концепция эмоционального интеллекта, которая поможет лучше понимать себя и свои импульсы. Объясняем, что это такое, и для чего нужно.

МАША ВОРСЛАВ


Чем отличаются чувства и эмоции?

И чувства, и эмоции влияют на наше психологическое состояние, но они существенно различаются . Чувством называется осознаваемый эмоциональный опыт (вспышка гнева, например). Эмоции возникают против воли человека, порождают конкретные чувства и часто бывают слишком сложны для того, чтобы отдавать себе в них отчет. В то же время их можно и нужно анализировать, чтобы уметь отделять себя от своего негативного опыта или настроения и сохранять приятный эмоциональный фон. Правда, чувственная сторона жизни может быть такой запутанной, что на осознание объемной эмоции может потребоваться много времени: иногда распознать влюбленность в лучшего друга за спектром постоянно вспыхивающих позитивных и негативных чувств получается только спустя годы и с помощью терапевта.

Дело осложняется и тем, что единого перечня эмоций до сих пор нет. В 1972 году психолог Пол Экман составил список шести базовых эмоций, в него вошли гнев, отвращение, удивление, счастье, грусть, страх. Позже Экман добавил в него смущение, увлечение, презрение, стыд, гордость, удовлетворение и волнение. Роберт Плутчик предложил другую классификацию эмоций, так называемое колесо . По его мнению, есть 8 главных эмоциональных пространств, которые могут пересекаться и порождать новые эмоции. Например, выцветшие изумление и ужас могут породить трепет, а досада и скука - вылиться в презрение.

Откуда взялась концепция
эмоционального интеллекта?

Понятие эмоционального интеллекта относительно новое, раньше такое словосочетание воспринималось как оксюморон. Серьезно о нем впервые заговорили в 1990 году после одноименной статьи Питера Саловея и Джона Майера для журнала Imagination, Cognition, and Personality. Они определили его как способность узнавать свои и чужие эмоции и чувства, различать их между собой и использовать эту информацию для дальнейших рефлексий и действий. Саловей и Майер отметили, что считают эмоциональный интеллект подсистемой уже известного социального интеллекта, который позволяет «понимать людей и управлять ими».

Дальше дров в костер подбросил - и продолжает подбрасывать - писатель, психолог и родной дядя автора «Мифа о красоте» Наоми Вульф Дэниел Гоулман : именно после его книги-бестселлера об эмоциональном интеллекте узнал широкий круг читателей. Гоулман сумел найти правильную интонацию для разговора с огромной аудиторией и увлечь ее не самой простой темой. Правда, писатель не только разжевал труды предшественников, но и предложил собственную трактовку: по его мнению, эмоциональный интеллект состоит не из четырех сфер, как предлагали Саловей и Майер, а из пяти.


Из чего он состоит?

В классической модели у эмоционального интеллекта четыре составляющих. Самосознание - способность распознавать свои эмоции и чувства; самоконтроль - возможность управлять ими; общественное осознание позволяет понимать эмоциональные процессы, происходящие в обществе; менеджмент отношений, затрагивающий и межличностные, и групповые. Гоулман соглашается с первыми двумя позициями, но по-своему комбинирует и разбивает остальные: помимо самосознания и самоконтроля, в его модели присутствуют внутренняя мотивация, эмпатия и социальные навыки. В целом классификация Гоулмана выглядит упрощенной, зато она крайне практична и не вызывает отторжения даже у тех, кто впервые сталкивается с темой.

Правда ли, что эмоциональный
интеллект важнее IQ?

В последние десятилетия ум оценивали только на основании IQ . Тем, кому «повезло» получить высокий показатель, прогнозировали большое будущее, а людям с низким подбрасывали всё новые способы для прокачивания интеллектуальных способностей. В Microsoft, например, раньше отбирали кандидатов по тому, как быстро они могли решить логические задачи.

О том, что кроме интеллекта есть другие не менее важные составляющие ума (в англоязычной литературе - intelligences), заговорил профессор Гарварда Говард Гарднер. Он утверждает , что ум следует оценивать не по IQ или другому единственному показателю, но по семи. Это склонность к лингвистике, логико-математическому мышлению (то, что в ущерб остальному так ценят в школах) и пониманию собственного тела, музыкальные способности, пространственное мышление и, наконец, способность хорошо ладить с другими людьми и собой. Позже Гарднер добавил к ним «ум натуралиста» (Невилл Долгопупс, привет) и еще допустил, что компетенции в экзистенциальных и моральных вопросах тоже могут быть небесполезными категориями при анализе личности.

Так что вынесенное в заголовок нашумевшей книги Гоулмана утверждение, что эмоциональный интеллект может быть важнее IQ хоть и верно (для некоторых людей в некоторых обстоятельствах), но больше является маркетинговой уловкой: эмоции, в отличие от интеллекта, всё еще свежая тема, на которой можно эффектно спекулировать.


Зачем развивать эмоциональный интеллект?

Наверняка вы не раз слышали о том, как легко кому-то продвигаться по карьерной лестнице. Или как хорошо кому-то удается общаться с собственными детьми. У героев этих ситуаций почти наверняка высоко развит эмоциональный интеллект, который позволяет им не только яснее осознавать свои цели (а значит, быстрее достигать их), но и успешно выстраивать коммуникацию с людьми на разных уровнях - в какой-то момент развития это становится необходимой ступенью в любой области.

Если продуктивность не кажется вам такой уж привлекательной, подумайте о том спокойствии, с каким можно воспринимать не самые похвальные свои и чужие поступки и эмоции, - развитый эмоциональный интеллект это позволяет. Стать бесчувственным чурбаном никому не грозит - наоборот, без ненужных рефлексий освобождается время на то, чтобы наслаждаться приятными проявлениями жизни и свести к минимуму неприятные (и сделать из них все необходимые выводы). Отметим, что самостоятельная работа со своими эмоциями не заменяет врачебной помощи, так что, если вы подозреваете у себя срочные или серьезные психологические проблемы, не стоит решать их самостоятельно.

Как это сделать?

Любопытствующим можно сперва пройти тест на определение эмоционального интеллекта. В конце этого опросника, например, дадут весьма мягкую оценку вашего эмоционального навыка, которую можно взять за отправную точку. Кроме того, тесты подобного рода помогают узнать себя в предлагаемых ситуациях («находясь в группе друзей, всегда ли вы можете понять, что чувствует каждый из них?») и самостоятельно проанализировать свои способности. А вообще, систем оценки много (SASQ , MSCEIT , ECI , например), но для того, чтобы в них вникнуть, требуется либо действительно много свободного времени, либо помощь специалиста.

В любом случае небесполезно будет почитать статьи Майера с Саловеем и работы Гоулмана. Первые два дадут академический взгляд, полезный для общего развития, а к книгам Гоулмана можно обращаться за более насущной информацией. Он дает ее достаточно, чтобы познакомиться с темой, и заставляет читателя выполнять несложные, но показательные упражнения вроде ведения . Если времени на статьи и книги нет, можно воспользоваться проверенными методиками для саморазвития, пример хорошей есть . Важно помнить, что развитие эмоционального интеллекта, как и любая другая перестройка, требует времени и отдачи, так что не стоит переживать, если в течение месяца у вас не наладится личная жизнь или вы не взлетите по карьерной лестнице (но наверняка даже за этот короткий срок будут заметны маленькие изменения в отношениях с людьми и собой).

Эмоциональный интеллект – это развитие таких навыков, как понимание и собственных чувств, так и эмоций окружающих людей. Благодаря этому мы можем эффективно управлять реакцией на чувства других людей и, таким образом, продуктивнее делать свою работу. Главная задача в развитии эмоционального интеллекта – не подавлять или игнорировать трудные эмоции или чувства, но разумно контролировать их.

Именно эмоциональный интеллект отличает успешных лидеров от всех остальных. более продуктивны в найме новых сотрудников, лучше мотивируют коллег, эффективны в сфере услуг. Но эмоциональный интеллект важен на любом этапе вашей карьеры, особенно если вы хотите достичь высокого уровня ответственности за вашу работу. А в других аспектах жизни ЭИ позволяет быть более счастливой, здоровой и укрепить отношения. Так как же улучшить эмоциональный интеллект и заставить его работать на вас?

1. Развивайте эмоциональное самосознание

Эмоции могут заставить человека вести себя необычно и часто непродуктивно, а самосознание улучшит вашу способность понимать и интерпретировать собственные эмоции, настроения и внутренние мотивы. Эта практика поможет и распознавать эмоциональные состояния других людей и понимать, что стоит за их словами и действиями. Говоря кратко, если вы не понимаете собственную мотивацию и поведение, то и других не поймете.

Что для этого делать:

  • Проговаривайте каждый день три фразы, которые начинаются словами «Я чувствую себя…», — благодаря этой технике вы постепено сможете научиться точно определять свои эмоции и повысить самосознание.
  • Каждый день уделяйте время испытанной эмоции – формулируйте, что вы чувствуете и почему.
  • Напоминайте себе, что эмоции переменчивы и недолговечны, поэтому не могут быть основой для общения и принятия решений.
  • Размышляйте о том, как негативные эмоции – разочарование, отторжение, гнев или ревность – влияют на ваших коллег и клиентов.
  • Определите ваши страхи и желания. Это поможет лучше понять, что вас беспокоит и движет вами.
  • Проверьте, как вы реагируете на стресс. Расстраиваетесь ли вы каждый раз, когда что-то идет не так, как вы запланировали?

2. Эмоциональный самоконтроль

Важно развить способность контролировать импульсивные реакции и эмоции, которые негативно влияют на ваш потенциал и лидерство. Это следующий шаг после развития самосознания. Кратко говоря, самоконтроль – это способность стать «выше» жалких объяснений, ревности, срывов и не позволять эмоциям контролировать вас. Благодаря самоконтролю вы будете думать, прежде чем действовать, и создадите репутацию надежного члена в любой команде.

Техники самоконтроля:

  • Не позволяйте себе присоединяться к той или иной стороне во время офисных драм и конфликтов.
  • Если ситуация эмоционально трудная и заряженная, отступите на время, не принимайте решение сразу. Проанализируйте ваши эмоции.
  • Примите факт, что жизнь изменчива, и фрустрация и разочарования являются частью любой работы. И профессиональная реакция на них – это «мозговые штурмы» и разработка стратегий, а не жалобы и отстранение от работы.
  • Не присоединяйтесь к игре «найди виноватого», не показывайте пальцем на всех и все, что вас окружает. Кроме себя: изучите и примите свои ошибки.
  • Оставайтесь сконцентрированной на себе и тех вещах, которые вы можете контролировать, а не на том, что вне вашей власти.
  • Найдите способы, как реагировать на эмоции, которые бы не включали спонтанные реакции или некорректные выражения.

3. Развивайте способность выказывать сочувствие

Сочувствие – естественный путь в развитии эмоционального самосознания. Оно позволяет отойти от вашего личного опыта и увидеть и понять проблему с точки зрения другого человека. Развивая эмпатию, вы показываете ваше умение относиться к людям с уважением, добротой, достоинством и профессионализмом. Сочувствующие люди хороши в распознавании чувств других, даже если они неочевидны.

Как развить эмпатию:

  • Живите по золотому правилу – относиться к другим так, как вы хотите, чтобы относились к вам.
  • Свою точку зрения поддерживать легко, руководствуясь этим чувством, поставьте себя на место другого человека и посмотрите на ситуацию с его позиции.
  • Развивайте умение слушать и размышлять над тем, что сказал ваш собеседник.
  • Хотя бы раз в день спрашивайте, как человек себя чувствует, например, по шкале от 0 до 10. Так вы побудите окружающих выражать свои эмоции и лучше их понимать.
  • Признавайте тревоги и чувства других людей – дайте им понять, что вы видите их источник и осознаете ценность их точки зрения.

4. Работайте над вашей мотивацией

Мотивация – это страсть и энтузиазм в вашей работе и карьере, которые нельзя объяснить деньгами или статусом, это то, что помогает реализовывать свои внутренние цели и делать это с завидной настойчивостью.

Как улучшить мотивацию:

  • В любой сложной ситуации и даже при провале пытайтесь найти хотя бы одну хорошую вещь.
  • Фиксируйте момент, когда вы думаете и говорите в негативном ключе. Прекратите это делать, сделайте паузу и еще раз «прокрутите» в уме все ваши мысли и слова. Измените их на позитивные, даже если поначалу вам придется притвориться.
  • Легко забыть, что вы действительно любите в своей работе. Найдите время, чтобы вспомнить и сформулировать это, а также главную причину, почему вы хотите реализоваться именно в том, что делаете.
  • Помните, что люди притягиваются к позитивным, энергичным и вдохновляющим людям. Если вы повысите мотивацию, то получите больше внимания от коллег, топ-менеджеров и клиентов.
  • Поставьте себе вдохновляющие и в то же время достижимые цели. Сделайте список, что нужно сделать, чтобы их достичь. Награждайте себя, когда вы достигаете ключевых целей.

5. Улучшите навыки общения

Важный аспект эмоционального интеллекта – умение хорошо взаимодействовать с другими людьми, но это не значит, что интроверты или стеснительные люди обладают низким ЭИ. Навыки общения могут принимать разные формы, ведь это не только умение быть дружелюбным, но и умение слушать, убеждать, вербальные и невербальные навыки коммуникации. Руководители с высоким эмоциональным интеллектом часто очень хороши в общении, разрешении конфликтов и разделении своего видения с командой – они показывают пример поведения и ценностей, которым могут следовать другие.

Как улучшить навыки общения:

  • Изучайте конфликты и их решения, это поможет в трудных ситуациях с коллегами, клиентами или поставщиками.
  • Учитесь хвалить других, так вы вдохновите команду и сделаете ее лояльной.
  • Старайтесь понять человека, с которым разговариваете. У вас не может быть только одного подхода, который бы срабатывал со всеми на работе.

Тема развития эмоционального интеллекта сегодня невероятно популярна среди топ-менеджеров нашей страны. О том, сколько можно заработать, научившись управлять собственными эмоциями и всегда ли нужно быть любезным с подчиненными – подробно в нашей статье.

Тема развития эмоционального интеллекта (emotional quotient, далее - EQ) набирает все большую популярность в России. Многие компании стремятся максимально раскрыть потенциал сотрудников, отказываясь от директивной системы управления в пользу индивидуального подхода. Топ-менеджеры из «надсмотрщиков» превращаются в наставников, учитывающих в работе особенности характера и эмоциональный тип сотрудников.

Однако сделать такой стиль управления эффективным под силу лишь эмоционально компетентному руководителю, который умеет управлять не только чужими эмоциями, но и своими. Как узнать уровень своего EQ и какие упражнения помогут его повысить?

Почему высокий уровень эмоционального интеллекта важен для топ-менеджеров

Высокий уровень EQ позволяет быстро распознавать природу эмоций и регулировать их, не подавляя. Почему это так полезно для топ-менеджеров? Психолог Дэниел Гоулман уверяет: эмоциональный интеллект, в отличие от логического, на 85 % определяет эффективность и успешность руководителя.

Это также подтверждает исследование американской компании TalentSmart: его результаты показали, что увеличение показателей EQ всего на один пункт добавляет $1300 к годовому окладу работника. Соглашаться с этим или нет - выбор за вами; однако давайте рассмотрим, что дает высокий уровень EQ.

Осознание собственных эмоций . Нас с детства приучали подавлять свои переживания, при этом не все научились анализировать природу и причины появления тех или иных ощущений. Тем не менее это очень важно для руководителя, ведь в течение рабочего дня он испытывает весь спектр переживаний: волнуется, беспокоится, расстраивается и т.  д. Но поскольку управленческая деятельность публична, основную часть эмоций ему приходится скрывать.

Однако из-за этого руководителю не всегда удается отследить момент, когда необходимо взять себя в руки. Порой осознание приходит только «задним числом», когда, казалось бы, на ровном месте учиняется или после возвращения домой возникает ощущение полного упадка сил.

В итоге эмоции, не найдя адекватного выхода, накапливаются и приводят к постоянной усталости, раздражению и апатии. По данным TalentSmart, лишь около 30 % людей умеют эффективно справляться со стрессом.

С помощью упражнений по осознанию своих эмоций руководитель одной из московских компаний в течение месяца смог справиться со вспыльчивостью и заметно улучшить отношения с коллегами. Анализируя свое эмоциональное состояние, он научился быстро находить причину собственных переживаний и подавлять их до того, как раздражение или гнев становились неконтролируемыми.

Избавление от стереотипов. В нашем обществе существует множество мифов об эмоциях: например, что женщины эмоциональнее мужчин или что нельзя злиться на близких людей. Подобные иррациональные установки существуют и в отношении образа «настоящего руководителя»: он всегда должен быть примером для своих подчиненных, быть на пике эффективности и энергичности и пр. Такие установки не оставляют руководителю выбора, а в случае их нарушения вызывают негативные эмоции.

Допустим, во время выступления директор растерялся, что заметили его подчиненные, то есть он нарушил установку, предполагающую, что руководитель всегда обязан держать лицо и быть суперуверенным. В итоге он долгое время будет ощущать эмоциональный упадок, который негативно скажется на качестве его работы.

Чтобы не допускать подобных ситуаций, эмоционально компетентный руководитель прорабатывает ограничивающие убеждения, подбирая другие формулировки и разрешая себе в некоторых случаях действовать иначе, чем предписано обществом. К примеру, установка «Я всегда должен держать лицо» изменяется на «Я предпочитаю выглядеть уверенно, но при этом иногда могу позволить себе проявить беспокойство или растерянность».

Осознание эмоций окружающих. Для принятия верного управленческого решения руководителю необходим максимум информации, носителями которой являются прежде всего сотрудники компании. Высокий уровень EQ позволяет выстраивать более открытые отношения с подчиненными. Однако здесь существует миф, что эмоциональная компетентность означает «доброе» поведение. На деле же это далеко не так. Эмоциональная компетентность вырабатывает в первую очередь эмоциональную гибкость и способность действовать по обстоятельствам в зависимости от ситуации, характера партнера, собственных целей и задач.

Высокий EQ позволяет топ-менеджеру быть как доброжелательным «обаяшкой», так и руководителем, способным «дать пинка». Например, во главе одной консалтинговой компании стоит женщина с мягким стилем управления. Она очень терпелива к подчиненным и спокойно относится к их ошибкам, но иногда может показать свое раздражение, на что работники немедленно реагируют и начинают трудиться гораздо упорнее.

Умение разрешать конфликты. Успех в улаживании разногласий во многом зависит от EQ руководителя. Нежелание понимать и учитывать переживания участников конфликта приводит к невозможности выстроить конструктивный диалог и достичь решения, которое полностью удовлетворит обе стороны.

Психологические уловки сотрудника ФБР, основанные на эмоциональном интеллекте

Крис Восс работал в ФБР четверть века и вел дела, связанные с захватом заложников. После отставки Крис осознал, что навыки, приобретенные за годы службы, можно использовать и в бизнесе. Его методы базируются на эмоциональном интеллекте, а не на логике и причинно-следственной связи, которые лежат в основе классических подходов. Из-за неумения вести переговоры, по данным британского Центра изучения экономики и бизнеса, компании ежечасно теряют до 702 млн руб.

Принципы стратегии Восса описала редакция журнала «Коммерческий директор».

С чего начать развитие EQ

Модель EQ включает в себя четыре группы навыков:

1) осознание своих эмоций;

2) осознание эмоций других людей;

3) управление своими эмоциями;

4) управление эмоциями других людей.

Какие пункты, на ваш взгляд, привлекают внимание руководителей? Конечно же, те, что связаны с управлением. Однако ключевой навык, повышающий EQ, - это не управление эмоциями, а их анализ.

Мы уже выяснили, что большинство людей так и не научились понимать природу своих переживаний. Поэтому, если спросить среднестатистического человека о самочувствии, он ответит: «Нормально», «Хорошо (плохо)», «Голова болит». Если вы зададите этот вопрос в своем окружении, то вряд ли кто‑то ответит вам: «Знаешь, я сейчас чувствую возникающее раздражение, слегка окрашенное беспокойством». Или, скажем: «Я ощущаю радость, к которой примешивается небольшая доля враждебности».

Конечно, из этого вовсе не следует, что нужно так подробно сообщать о своих чувствах окружающим, но анализировать свои эмоции с учетом всех полутонов руководителю просто необходимо. К примеру, вы изучаете отчет. С цифрами все в порядке, информация дана логично, однако вы внезапно чувствуете легкое беспокойство. Еще раз просматриваете цифры и вновь не находите ошибок. После повторной проверки вы отмахиваетесь от неприятного чувства и принимаете решение, которое впоследствии оказывается неверным. «Недаром он мне не понравился!» - восклицаете вы, но исправить ничего уже нельзя. Такие эмоции, как правило, мимолетны, а их источник, казалось бы, совершенно непонятен.

Развитие эмоционального интеллекта как раз учит быстро улавливать такие сигналы в суматохе рабочего дня и констатировать: «Да, все‑таки мне это не нравится». В итоге повторный просмотр отчета или, например, возврат к обсуждению какого‑либо пункта договора с партнером позволяет сэкономить как время, так и деньги. Но это лишь в том случае, если вы успели «ухватить за хвост» нужный эмоциональный сигнал. К тому же делать это нужно оперативно.

«Что это со мной? Может быть, это раздражение? Да, наверное, раздражение, но не только. Кажется, к нему примешивается страх? Или нет?» - такие многочасовые размышления не вписываются в напряженный график управленца. А высокий EQ позволяет выполнять ежеминутный «срез» эмоционального фона и быстро принимать решения на основе его анализа.

Упражнение 1. Осознание собственных эмоций

Во-первых, периодически спрашивайте себя: «Что я сейчас чувствую?». При этом начинайте с самых простых для распознавания базовых состояний: радости, печали, гнева или страха. Для этого поставьте себе на каждый день два-три напоминания. Когда они срабатывают, отвечайте на вопрос: «Что я испытывал за секунду до этого?».

Во-вторых, научитесь определять источник эмоции и степень ее интенсивности. Для этого ведите таблицу со следующими данными: день, время, эмоция, ее интенсивность, ее причина. Например, руководитель одной московской компании нередко проявлял необоснованную агрессию по отношению к подчиненным, которая негативно влияла на эффективность их работы.

Упражнение, направленное на осознание своих эмоций, помогло управленцу понять причину раздражения: она заключалась в том, что его подчиненные заканчивали свой трудовой день вовремя, тогда как руководителю нередко приходилось задерживаться на службе. После этого он изменил свой рабочий график, переложив часть мелких обязанностей на сотрудников. В итоге более свободное расписание позволило ему стать намного терпеливее в отношениях с ними.

Нередко для анализа настроения нам нужен партнер, чтобы помочь осознать те эмоции, в которых мы сами себе не хотим признаваться, - скажем, увидеть страх, который мы предпочитали не замечать, или раздражение по отношению к кому‑то из окружающих. К примеру, руководитель одной компании решил улучшить систему мотивации сотрудников. Несмотря на реальную эффективность новшества, внедрение системы вызвало огромное сопротивление со стороны подчиненных. В ответ на это руководитель, не скрывая раздражения, начал силой «продавливать» свою идею.

Взгляд со стороны помог ему вовремя понять, что сотрудники попросту боялись перемен. Тогда он подробно объяснил им выгоды новой системы, и ситуация в корне изменилась.

Упражнение 2. Осознание чужих переживаний

Обращайте внимание на состояние ваших подчиненных. В каком настроении вернулся с переговоров менеджер? А почему этот сотрудник уже третий день такой унылый? Главное в этом процессе - не формулировать свое мнение как факт: «Я вижу, этот клиент тебя явно выводит из себя». Начинайте фразу со слов «мне кажется», при этом придерживаясь вопросительной интонации. Не спорьте, если собеседник не соглашается с вами и не называет эмоцию, которую, как вам кажется, вы видите.

Для того чтобы научиться улавливать эмоциональный настрой своих подчиненных без лишних расспросов, иногда смотрите неизвестные вам фильмы с хорошей игрой актеров. Выключайте звук и наблюдайте, какие эмоции испытывают герои. Предположите их причины. Промотайте видео назад и включите звук. Правильно ли вы поняли? Верно истолковав эмоции подчиненных, вы сможете результативно использовать инструменты управления: ставить задачи, поощрять или критиковать.

Упражнение 3. Управление собственными ощущениями

Когда навык осознания эмоций отработан, большинство людей удивляются, насколько структурированным и спокойным становится их повседневное эмоциональное взаимодействие с окружающим миром. На данном этапе пора приступать к управлению эмоциями.

Техника дыхания. Возьмите в привычку правильно дышать, как только почувствуете негативные изменения в вашем эмоциональном состоянии. Выдох должен быть в несколько раз дольше, чем вдох.

Физические действия для снятия напряжения. Как только появляется волнение, незаметно сожмите и разожмите кулаки, а также напрягите мышцы ног. Если позволяют окружение и ситуация - потянитесь, пройдитесь, попрыгайте, скорчите гримасу.

Формирование комплекса техник саморегуляции. Еженедельно отрабатывайте каждую из них. Например, сначала выполняйте визуализацию, потом - медитацию. Одну неделю улыбайтесь своему отражению в зеркале, другую - вспоминайте перед сном лучшие моменты дня. Интересен и рефрейминг, когда вы смотрите на ситуацию под новым углом. Допустим, после долгих переговоров компания не получила заказ.

Казалось бы, это провал. Однако если взглянуть с другой стороны, то станет понятно, что работа с этим клиентом была бы очень сложной: он бы постоянно предъявлял претензии, вынуждая тратить на него много времени. В итоге заказчик принес бы больше убытка, чем выгоды.

Исследование ограничивающих установок. Большинство «лишних» эмоций вызывает не сама ситуация, а ее интерпретация. На нее сильно влияют укоренившиеся убеждения, которые необходимо вовремя обезвредить.

Так, одна компания планировала внедрить новые ценности, к чему были приурочены праздничные мероприятия. Руководители задумались, будут ли сотрудники рады изменениям. Эмоциональная компетентность подсказала, что любые нововведения, даже позитивные, вызовут у работников страх.

В итоге были приняты меры, чтобы снизить беспокойство сотрудников, поэтому модернизация прошла гладко. Например, во время презентации новых ценностей сотрудников объединяли в группы, где они после обсуждения анонимно записывали свои сомнения относительно нововведений, а затем передавали их руководителю, который спокойно комментировал замечания. Возможность высказать сомнения снизила уровень страха.

Упражнение 4. Управление чужими переживаниями

Несколько простых приемов помогут понимать эмоции других людей и адекватно реагировать на них.

Фиксация данных. Заведите дневник и кратко описывайте, что вы чувствовали и как управляли эмоциями. Через какое‑то время вы удивитесь, насколько проще стало их контролировать.

«Примерка» эмоций. Чтобы вызвать какую‑либо эмоцию у других, прочувствуйте ее сами, ведь эмоциональным состоянием мы чаще всего заражаемся.

Умение слушать. Дать другому человеку выговориться - один из лучших способов управления эмоциями. Но по-настоящему слушать умеют немногие. Мы перебиваем, утешаем, подбадриваем - и в итоге усиливаем у собеседника «лишнюю» эмоцию.

Расширение лидерского репертуара. Проанализируйте, какие эмоции присущи вашему стилю, а каких недостает. Часто срываетесь? Сосредоточьтесь и объясните проблему сотруднику спокойно. Не позволяете себе повышать голос на подчиненных? Возможно, с кем‑то уже давно пора поговорить пожестче. Необязательно резко менять свой управленческий стиль. Для начала выясните, что у вас хорошо получается, а в каких ситуациях стоит попробовать действовать иначе.

Метод тотального «да». Обычно, когда наш собеседник выражает недовольство, мы начинаем либо оправдываться и объясняться, либо спорить и выдвигать встречные возражения. И то и другое усиливает агрессию второй стороны. Чтобы ее снизить, стоит в чем‑то согласиться с критикой. При этом важно найти адекватную формулу согласия: вместо фразы «Конечно, вы правы» начните свою защиту со слов «Да, мы действительно несколько раз задерживали поставки».

  • Ценности корпоративной культуры: 6 идей, которые удержат сотрудников

Какие результаты можно получить

Учет в работе эмоционального фактора позволяет руководителю быть результативным: качественнее выстраивать отношения с подчиненными, поддерживать в них драйв, грамотно разрешать конфликты. За счет этого повышается вовлеченность сотрудников и снижается текучесть кадров. Кроме того, эмоциональная компетентность позволяет эффективно вести переговоры и выстраивать крепкие отношения с партнерами, повышать качество работы с клиентами и их обслуживания.

Экспресс-тест для оценки уровня EQ

Хотя уровень EQ трудно измерить, существует ряд тестов, способных достаточно подробно рассказать о вашем эмоциональном интеллекте. Это, к примеру, тест американского исследователя Николаса Холла, в котором предлагается оценить тридцать утверждений по шестибалльной шкале (от –3 до 3) в зависимости от степени согласия с ними.

1. Для меня как отрицательные, так и положительные эмоции служат источником знания о том, как поступать в жизни.

2. Отрицательные эмоции помогают мне понять, что я должен изменить в своей жизни.

3. Я спокоен, когда испытываю давление со стороны.

4. Я способен заметить изменение своих чувств.

5. Когда необходимо, я могу быть спокойным и сосредоточенным, чтобы действовать в соответствии с запросами жизни.

6. Когда необходимо, я могу вызвать у себя широкий спектр положительных эмоций, таких как веселье, радость, ощущение внутреннего подъема.

7. Я слежу за тем, как я себя чувствую.

8. После того как что‑то расстроило меня, я могу легко совладать со своими чувствами.

9. Я способен понять проблемы других людей.

10. Я не зацикливаюсь на отрицательных эмоциях.

11. Я чувствителен к эмоциональным потребностям других.

12. Я могу действовать на других людей успокаивающе.

13. Я могу заставить себя снова и снова вставать перед лицом препятствия.

14. Я стараюсь подходить к жизненным проблемам творчески.

16. Я могу легко входить в состояние спокойствия, готовности и сосредоточенности.

17. Когда позволяет время, я обращаюсь к своим негативным чувствам и разбираюсь, в чем проблема.

18. Я способен быстро успокоиться после неожиданного огорчения.

19. Знание моих истинных чувств важно для поддержания «хорошей формы».

20. Я хорошо понимаю эмоции других людей, даже если они не выражены открыто.

21. Я могу хорошо распознавать эмоции по выражению лица.

22. Я могу легко отбросить негативные чувства, когда необходимо действовать.

23. Я хорошо улавливаю знаки в общении, которые указывают на то, в чем нуждаются другие люди.

24. Окружающие считают меня хорошим знатоком переживаний других людей.

25. Люди, способные точно осознать свои истинные чувства, намного лучше других управляют своей жизнью.

26. Я способен улучшить настроение других людей.

27. Со мной можно посоветоваться по вопросам отношений между людьми.

28. Я хорошо настраиваюсь на эмоции других людей.

29. Я помогаю другим использовать их побуждения для достижения личных целей.

30. Я могу легко отключиться от переживания неприятностей.

Суммарный балл покажет уровень развития EQ: 70 и более - высокий, 40–69 - средний, 39 и менее - низкий.

«КД» по материалам открытых источников

Про эмоциональный интеллект стали писать активно и много несколько лет назад. Даже появился расхожий мем, что «хороший человек» в XXI веке – вполне себе «профессия».

Когда твой эмоциональный интеллект высок, ты адекватнее воспринимаешь реальность, эффективнее реагируешь на нее и взаимодействуешь с окружающими. Эмоциональный интеллект стал одним из новых инструментов для управления бизнесом, построения эффективных коммуникаций и обретения счастья.

Но немедленно встает вопрос: можно ли развивать эмоциональные компетенции так же, как обычный интеллект, логику, мышление и креативность?

Вы чувствуете, что бизнес-среда бывает враждебной к вам? К примеру, ваш босс вас не ценит, или клиент относится к вам, как к пустому месту?

Вне зависимости от того, на какой ступени карьерной лестницы вы сейчас находитесь, уверен – вы хотя бы раз сталкивались с недопониманием. Ощущали, что вас оставили в стороне, недостаточно ценят, не относятся должным образом. И, как следствие этого, вы испытывали страдание.

Давайте признаем, что бизнес – это не всегда весело. Некоторые могут поспорить, что «так все устроено». Однако я уверен: мы можем улучшить свое положение, развивая один полезный навык – эмоциональный интеллект (ЭИ).

Darius Foroux
Предприниматель, автор трех книг, ведущий подкаста https://soundcloud.com/dariusforoux. «Я пишу о том, как повысить продуктивность, чтобы выстроить жизнь, карьеру и бизнес лучше».

Что такое эмоциональный интеллект, как его повысить и как использовать в бизнес среде?

Термин эмоциональный интеллект был популяризирован Джоном Майером из университета Нью-Гемпшира и Питером Саловей из Йельского университета.

Майер определяет ЭИ (также называемый EQ) так:

В современной экономической ситуации очень важен навык решения проблем, связанных с эмоциями. Плюс нам часто приходится работать сообща, чтобы найти решение. Так что успех в бизнесе не обусловлен вашим дипломом, результатами IQ теста или какими-либо другими показателями на основе оценки.

Процитировать в Твиттере

Если вы хотите достичь значимых результатов, вам придется научиться работать с другими людьми. С этой точки зрения ЭИ – ключевой навык, который принесет вам лучшие результаты и больший успех.

Кроме того, исследования показывают, что высокий ЭИ служит показателем ментального здоровья. Следовательно, он влияет не только на ваш показатель успешности, но и на уровень счастья.

Лучшее самоосознание ведет к более высокому эмоциональному интеллекту, что в свою очередь приносит больше счастья.

ЭИ характеризует способность человека распознавать эмоции. Причем не только чужие, но и свои собственные. Я считаю, что прежде чем управлять и направлять других, необходимо разобраться в своих эмоциях. Следовательно, ЭИ тесто связан с самопознанием.

Таким образом, эмоциональный интеллект – важный фактор, определяющий наш успех в жизни и в бизнесе:

  • Результат высокого ЭИ - знание самого себя.
  • Умение разобраться в себе ведет к большему счастью.
  • Высокий уровень счастья - индикатор удовлетворения работой.
  • Получая радость от работы, вы показываете лучшие результаты.
  • Хорошие результаты ведут к признанию.
  • Признание наших успехов заставляет нас чувствовать себя значимыми.
  • Это чувство приводит нас к большему счастью, лучшим результатам и т.д.

Шаг первый. Распознавайте свои эмоции.

Дэниел Гоулман, другой пионер в исследовании эмоционального интеллекта, автор книги «Эмоциональный интеллект. Почему он может значить больше, чем IQ» утверждает, что у нас два ума: «В буквальном смысле у нас два разума. Один думает, другой чувствует».

Чтобы развить часть мозга, которая отвечает за чувства, я люблю записывать в дневник о своих ежедневных эмоциях. Если вы еще не ведете дневник, начните ради своего эмоционального интеллекта.

Делая первый шаг, важно определить – что вы чувствуете, что является для вас триггером переживаний. Не думайте почему. Задайте себе несколько полезных вопросов:

Что вы чувствуете в разных ситуациях?

Вы злитесь, когда вас критикуют?

Вы огорчаетесь, когда люди вас игнорируют?

Вы застываете, когда всё внимание обращено на вас?

Шаг второй. Интерпретируйте свои эмоции

Как только у вас сложилось лучшее представление о том, как вы реагируете на разные ситуации, пришло время разобраться в своей реакции. Найдите ответы на следующие вопросы:

Как вы отвечаете людям, когда злитесь?

Что вы в действительности думаете о них?

Что является первоисточником ваших чувств, что расстраивает, делает счастливым, грустным, злым?

Не судите себя. Ваша цель – понять свои эмоции. Ни больше, ни меньше.

Шаг третий. Управляйте своими эмоциями.

Это большая часть успеха в бизнесе. Лидер не идет по течению или следует за энергией группы. Лидер задает атмосферу. Но прежде чем определять настроение всей группы, вам необходимо научиться поддерживать внутренний настрой. Ответьте себе на ряд вопросов:

Вы можете выбраться из состояния грусти?

Можете сами себя подбодрить?

Можете попридержать себя, если слишком взволнованы?

Если нет – работайте над этим. Прежде чем управлять эмоциями, вы должны научиться их контролировать.

Я применил трехступенчатый метод, чтобы лучше идентифицировать свои эмоции. Опробовав эти шаги на себе, вы научитесь распознавать свои эмоции и идентифицировать эмоции других людей. Это как раз то, что составляет эмоциональный интеллект.

«Эмоции ведут к заблуждениям и в этом их ценность, ценность науки — в ее безэмоциональности».

«Портрет Дориана Грея».

Вы когда-нибудь замечали, как эмоции искажают или преображают реальность? В психологии есть специальный термин «Эмоциональный интеллект» и у него есть специальное обозначение — EQ. О нем снова заговорили в начале «Нулевых». Поговорим о том, что это за понятие и как развить эмоциональный интеллект.

Управление эмоциональным интеллектом стало интересовать меня задолго до того, как этот термин был мной услышан. Это было интуитивное понимание того, что на развитие ситуации, или отсутствие результатов оказывают влияние не только мои мысли, но и моя реакция на них, эмоциональное состояние. Скорее, именно эмоции формируют мысли, а не наоборот. Негативные мысли появляются именно потому, что человек не обладает полной информацией о происходящих событиях, переживает, испытывает страх, обиду, злость и от определенных ожиданий. Согласитесь, большинство конфликтов возникает потому, что наши близкие ведут себя не так, как мы от них ждем. Психологи отмечают, что выяснения отношений, или того, кто прав, происходит потому, что человек не получает сильных, ярких, позитивных ощущений от действительности и борьба призвана компенсировать этот недостаток.

Стрессовые ситуации становятся золотой жилой для определенного круга лиц. Сюда относятся предсказатели, маги, гадалки экстрасенсы. Различные сеансы выступают как морфий, они на некоторое время снимают негатив, оставляя позитивные переживания и чувство расслабления. В результате, клиент приходит еще раз, чтобы получить не само предсказание, а уверенность, что все будет в порядке. Это в лучшем случае.

Некоторые из экстрасенсов и магов, сознательно повышают уровень тревожности клиентов, чтобы внушить еще больший страх и, таким способом, выманить крупные суммы денег. Они цепляются за то, что важно для человека: взаимоотношения с любимым человеком, здоровье, и так далее. Упражнения на эмоциональный интеллект помогли мне отойти от постоянного чувства страха и тревоги, мыслить трезво и искать конструктивное решение проблем, не обращаясь за помощью к третьим лицам. Я расскажу о нескольких эффективных методиках.

Понятие эмоционального интеллекта

Психологи Канеман и Смитт провели исследования в сфере психологии поведения, за которое были удостоены нобелевской премии. Им удалось доказать, что большинство людей, принимая решения, руководствуются именно эмоциями, а не логикой.

Эмоциональный интеллект — умение видеть свои сильные и слабые стороны и принимать их в других людях, умение разделять личные ощущения и факты. Выделяют низкий и высокий уровень эмоционального интеллекта. Низкий уровень эмоционального интеллекта характеризуется такими эмоциями:

  • завистью;
  • критикой;
  • осуждением;
  • туннельным видением ситуации (человек видит только один возможный вариант развития событий и, чаще всего, в негативных тонах);
  • подавлением чувств;
  • высоким уровнем эмоционального интеллекта характеризуется:
  • гибкостью ума;
  • вариативностью мышления (человек может находить множество вариантов развития событий и детально прорабатывать каждый из них);

EQ — интеллект помогает находить общий язык с людьми разных социальных групп и возрастов. Управление эмоциональным интеллектом полезно в сфере бизнеса, продаж и любой командной работы, в которой требуется организовывать и вдохновлять людей.

Зачем это нужно

Далеко не все понимают зачем необходимо развивать EQ — интеллект. Причин этому несколько:

  1. Адекватная оценка собственных возможностей, принятие сильных и слабых сторон своей личности, эффективное использование внутренних ресурсов.
  2. Понимание причин возникновения тех или иных эмоций.
  3. Понимание и бережное отношение чувств окружающих людей, семьи.
  4. Понимание потребностей других людей и выстраивание линии поведения исходя из них.
  5. Принятие и понимание условий объективной реальности.
  6. Управление эмоциями, быстрый поиск решений в той или иной ситуации.


Вы получите не только эмоциональную устойчивость, но и уважение других людей, как в коллективе, так и со стороны руководства. Человек, который может понимать других, может вырасти хорошим руководителем. Вы можете, к примеру написать собственную книгу по управлению эмоциями, или стать начальником фирмы, а может быть, в будущем вы сами будете вести тренинги личностного роста? Сегодня это направление очень популярно, особенно ценится опыт людей, которые без специального образования смогли разобраться в себе и подняться на новый уровень благосостояния.

К таким мастерам относятся например, Джо Витале, ставшего мультимиллионером после нескольких лет жизни на улице, или Нико Баумана, написавшего серию книг о силе мысленных фокусировок без наличия специального образования. Молодой автор основал собственную интернет школу, проводит вебинары и интенсивы, в которых обучает людей владеть своим вниманием и направлять эмоции в нужную сторону.

Стадии

Специалисты выделяют 4 стадии развития эмоционального интеллекта:

  1. Четкое и внятное общение с другими людьми, умение слушать и умение объяснить ожидания. Способность мотивировать людей на активные действия, командная работа, руководство небольшой группой людей, умение не ввязываться в открытый конфликт.
  2. Комфортное самоощущение среди большой группы людей, независимо от того, причисляете вы себя к интровертам или экстравертам, умение понимать эмоции других людей, редкие случаи недопонимания с кем-либо.
  3. Знание и принятие всех положительных и отрицательных сторон своей личности, комфортное существование с ними, понимание своих эмоций и их влияние на происходящие события.
  4. Умелое управление эмоциями, ограничение их разрушительного влияния, умение выполнять обещания и обязанности, поддержание долгосрочных отношений, действия согласно обстоятельствам.


Методики развития

Рассмотрим 7 основных способов развития эмоционального интеллекта у взрослых.

  1. Откажитесь от разделения чувств. Нас с малых лет учат разделять вещи на категории: это хорошо, это плохо, есть черное и белое. Но такое деление очень субъективно, ведь в целом вы не знаете, что побудило человека совершить не слишком хороший поступок с точки зрения общества. Может быть, если бы вы оказались в такой ситуации, поступили бы хуже. Это я к тому, что в мире существуют полутона. Злость, например, относят к плохим эмоциям, но в ней скрыто желание того, чтобы все стало лучше, чем есть, а это уже позитивная сторона. У многих людей во время приступа злости открывается источник внутренней силы. Отказ от разделения эмоций на «хорошо» и «плохо» помогает понять причину возникновения тех из них, которые принято называть негативными.
  2. Записывайте эмоции, пережитые за день. Ведя записи в дневнике, вы сможете легко отследить, что послужило спусковым крючком для запуска переживаний. Кроме того, через время, вы сможете отследить, как изменилась ваша реакция на подобную ситуацию. Записывайте, не ограничивая себя и вы поймете, что заставляет вас переживать, как вы реагируете, к примеру, на страх, а что заставляет вас двигаться дальше.
  3. Понаблюдайте за людьми и ситуациями, которые заставляют вас испытывать волну сильных эмоций. Описывайте в дневнике физические ощущения от пережитых эмоций.
  4. Если вам будет трудно отследить и записать свои эмоции, понаблюдайте за предпочтениями: что вы предпочитаете смотреть, слушать, о чем читаете, чем наполняете ваше сознание изо дня в день. С какими песнями или фильмами вы ощущаете внутреннюю связь, почему вы сделали именно этот выбор? К каким персонажам и почему вы испытываете внутреннюю симпатию? Ответы на эти вопросы помогут вам начать отслеживать эмоции.
  5. Иногда наши эмоции и слова произносят другие люди, в строчках песни, в выступлении, в фильме. Они испытывают те же эмоции что и вы,что заставляет вас испытывать некую эйфорию. Можете вспомнить несколько цепляющих эпизодов.
  6. Самый проверенный способ понять другого человека — поставить себя на его место. Подумайте, что бы вы чувствовали, в тех обстоятельствах или, если бы другой человек сказал вам то, что сказали вы.
  7. Продумайте самый худший сценарий развития событий, что вы будете делать в этом случае, как сможете выйти из ситуации? Это поможет вам успокоится.

Владейте эмоциями, не позволяйте им управлять вами, вы — хозяева вашей жизни. Даже самую неприятную ситуацию можно изменить, просто посмотрев на нее с другой точки зрения. Разбирая то, что доставляет вам дискомфорт, вы сможете стать сильной личностью, ведь внутреннее состояние не зависит ни от денег в кармане, ни от положения, ни от наличия или отсутствия рядом партнера. Вы — творец всего происходящего, в вашей власти взлететь, или упасть.