Кладовое солнце описание насти и митраши. "Настя и Митраша - герои сказки-были М.Пришвина "Кладовая солнца". Подробная сравнительная характеристика Настя и Митраша

Митраша – главный герой сказки-были М. Пришвина «Кладовая солнца», сирота, брат Насти . Это мальчик лет десяти с хвостиком, небольшого роста, но очень плотный, за что был прозван «мужичком в мешочке». У него, как и у сестры, лицо в золотых веснушках и чистенький носик смотрящий вверх. Окружающие очень любили Настю с Митрашей, так как они были милыми и умными детками. Митраша, например, ходил на все собрания, чтобы ничего не упустить и понять общественное мнение. В описании этого персонажа автор использует много ласковых слов, так как хорошо к нему относится.

Отец Митраши и Насти умер во время войны, а мать недавно от болезни. Если Настя во всем походила на мать, то Митраша старался подражать отцу. Когда они собрались на болото за клюквой, он также как отец обернул вокруг ног портянки, затем заправил в сапоги. С собой взял отцовское ружье и компас. На развилке выбрал опасный и неприметный путь, так как хотел следовать по компасу. Он хорошо помнил, что отец рассказывал про Слепую елань, где водится много клюквы.

Также как отец он любил иногда поспорить с Настей, часто поучал ее и наставлял. Если она не слушалась, начинал злиться. Тогда Настя гладила его ласково по затылку, и он успокаивался. Обычно их мелкие ссоры заканчивались примирением и слаженной работой по хозяйству. По натуре маленький Митраша оказался очень смелым и смекалистым. Попав в трясину, он смог долго продержаться, а потом выбраться с помощью собаки лесничего . Заметив волчью морду, не боясь, выстрелил. В деревне после этого он стал героем, так как Серый помещик был одним из самых опасных волков в округе.


Материалом для книги Пришвина «Кладовая солнца» послужили события Великой Отечественной войны. Несмотря на то, что основные события произведения разворачивались в лесу на протяжении дня, все же воспоминания автора о мужественном и геройском прошлом, о родном для его души крае воздвигли его для написания этой сказки-были.

Почему он выбрал именно сказку в качестве жанра для своего столь символичного произведения? Ответ на данный вопрос прост, как все гениальное. Именно народная сказка просто и доступно объясняет истину, именно в ней таится корень поиска правды и смысла существования. И именно сказки всегда поражают стремлением к мечте о доскональности человеческого существа. Это и послужило причиной для писателя последовать тому примеру, который и стал в основе жанра его произведения.

Его идеал заключался в полете мечты к высокому предназначению человеческой сущности, к его обязанностям перед всем, что является живым на планете.

Пришвин отображает в своей сказке позитивный настрой на способность реализации данной мечты, если стремительно начать поиск ее осуществления в повседневном существовании, где живут обычные люди.

В книге «Кладовая солнца» мы знакомимся с двумя героями – Митрашей и Настей. Каждый из них обладает рядом положительных и отрицательных качеств.

Митраша невысок, плотен, у него широкий лоб и затылок. Он силен и упрям, несмотря на юные года – он моложе, чем его сестра на два года. Все его лицо покрыто золотистыми веснушками, а носик вздернут кверху. Упрямство мальчика будто бы подчеркивает его целеустремленность и трудолюбие. В школе учителя его прозвали «Мужичок в мешочке», поскольку уже в свои десять лет он был способен выполнять все мужские обязанности по дому. Родители погибли: мама - от болезни, отец – на войне. Митраша по характеру очень походил на своего отца, обладая всеми качествами настоящего мужчины. Отец его обучил столярству. Мальчик имел все необходимые инструменты для этого дела. Он вырезал разнообразную посуду из дерева, припоминая папины советы, которые ему не раз помогали.

Митраша посещал все собрания в стремлении понимания мнения общественности. Он обожал природу и старался пользоваться ее дарами, однако, оказавшись в лесу, где было все общее, у него проявилась жадность, которая и завела его в беду.

Митраша очень любил свою сестру. Стараясь походить на папу, он учил Настю и наставлял. Однако когда она не слушалась, мальчик начинал злиться и хорохориться. Он является чудесным человеком, настоящим мужчиной, невзирая на юные годы, и прекрасным примером для подражания.

Насколько Митраша походил на отца, настолько же Настя была похожа на мать. Пришвин в шутку прозвал ее золотой курочкой. И не зря: она будто бы светилась золотом – веснушки золотые, волосы такого же оттенка, и только носик не блестел, а был чистенький, вздернут к небу.

Эти дети очень работящие и умные. Они выполняли общественные работы: в колхозе, на скотных дворах, помогая танкистам. Несмотря на то, что у них было много домашних животных, они прекрасно со всем справлялись.

Настя и Митраша похожи, однако характеры их обладают определенными различиями. Поступки Насти благоразумны: она старалась убедить Митрашу не ходить заболоченной дорогой. Однако есть и другая сторона медали. Вот мы видим, как она ведет себя эгоистично, поссорившись с Митрашей и уйдя с корзинкой.

«Мужичок в мешочке» упрям, из-за чего и попал в неприятности. Но он и находчив, поэтому смог спастись. Благодаря своей смекалке, он подозвал собаку Травку, которая и спасла его. Митраша смел, недаром буквально вся деревня была поражена: ведь он застрелил волка. Не каждый взрослый смог бы так поступить, а десятилетний мальчик все же подстрелил серого помещика.

Настя же тоже благодаря своей жадности чуть не угодила в неприятности. Если бы вовремя не опомнилась, она была бы укушена змеей. Автор будто бы на примере «золотой курочки» упрекает всех, кто теряет человечность. Девочка сталкивается со злом, и ей приходится осознать свою ошибку, ведь сначала она поддалась чувству обиды, а потом уже жадности и азарту в сборе ягод. Настя испугалась за брата, ее охватили отчаяние и тревога. Именно благодаря тому, как она восприняла природу, ей удалось понять, как плохо поступила.

Я считаю, что данное произведение является поучительным, его интересно читать и детям, и взрослым. В нем четко просматривается мораль. Автор будто разъясняет, что хорошо, а что плохо. И то, что поступая плохо, придется в итоге расплачиваться. Герои этого произведения – замечательные. У них есть характер, сила духа, доброта. И даже если они иногда ошибаются, то в конце концов осознают свои ошибки.

Митраша и Настя - это родные брат и сестра. Митраше 10 лет, а Насте 12 лет: " ... Митраша был моложе сестры на два года. Ему было всего только десять лет с хвостиком... " Настя и Митраша являются сиротами. Их мать умерла, а отец погиб на войне: " ... осиротели двое детей. Их мать умерла от болезни, отец погиб на Отечественной войне... " Настя и Митраша - дети из простой семьи: " ... И даже дети, такие простые, как Настя и Митраша, понимали их усилие... " Настя и Митраша живут в селе где-то в Ярославской области: " ... В одном селе, возле Блудова болота, в районе города Переславля-Залесского... " (Ярославская область) Маленькие Настя и Митраша сами ведут свое сельское хозяйство. У них есть коровы, коза, овцы, куры и поросенок: " ... После родителей все их крестьянское хозяйство досталось детям: изба пятистенная, корова Зорька, телушка Дочка, коза Дереза, безыменные овцы, куры, золотой петух Петя и поросенок Хрен... " " ... очень что-то скоро умненькие и дружные ребята сами всему научились и стали жить хорошо... " Внешность Насти и Митраши в рассказе "Кладовая солнца" Автор рассказа называет Настю "Золотой курочкой" из-за ее золотых волос и веснушек. Вот что известно о внешности Насти: " ... Настя была как Золотая Курочка на высоких ножках. Волосы у нее, ни темные, ни светлые, отливали золотом, веснушки по всему лицу были крупные, как золотые монетки, и частые, и тесно им было, и лезли они во все стороны. Только носик один был чистенький и глядел вверх... " Митраша - это мальчик низенького роста. У него, как и у его сестры, есть веснушки: " ... Он был коротенький, но очень плотный, лобастый, затылок широкий... " " ... "Мужичок в мешочке", как и Настя, был весь в золотых веснушках, а носик его, чистенький тоже, как у сестры, глядел вверх... " " ... По его загорелому лицу... " Характеры Насти и Митраши Настя и Митраша - дружные дети: " ... И теперь можем сказать: не было ни одного дома, где бы жили и работали так дружно, как жили наши любимцы... " Настя и Митраша - очень милые дети: " ... Они были очень милые... " Настя и Митраша - умные дети: " ... какие это были умные детишки! ... " Настя и Митраша - трудолюбивые дети. Они участвуют в общественных работах: трудятся в колхозе и в противотанковых рвах (действие рассказа происходит в военное время) : " ... Если только возможно было, они присоединялись к общественной работе. Их носики можно было видеть на колхозных полях, на лугах, на скотном дворе, на собраниях, в противотанковых рвах... " Настя является осторожной и благоразумной девочкой. В походе она советует Митраше идти проверенной тропой, как учил их отец: " ... Нет, - ответила Настя, - мы пойдем вот по этой большой тропе, куда все люди идут. Отец нам рассказывал, помнишь, какое это страшное место... " " ... И благоразумная Настя предупреждала его... " Настя - ласковая девочка. Она умеет успокоить Мирашу, когда тот сердится: " ... Настя, заметив, что брат начинает сердиться, вдруг улыбнулась и погладила его по затылку. Митраша сразу успокоился... " Смотрите: Характеристика Насти в цитатах Маленький Митраша - это упрямый и сильный мальчик: " ... Это был мальчик упрямый и сильный... " Митраша - смелый мальчик. Однако из-за своей смелости Митраша попадает в беду, когда он идет по незнакомой тропе и чуть не погибает в болоте: " ... как будто хочет смельчака палкой ударить по голове... " Смотрите: Характеристика Митраши в цитатах Это была цитатная характеристика Насти и Митраши в рассказе "Кладовая солнца"

Урок литературы

в 5-м классе.

Тема: Сравнительная характеристика Насти и Митраши

в сказке-были М.Пришвина «Кладовая солнца».

Учитель: Гамаюнова Н.А.

Урок: литература.

Класс: 5.

Тема : Сравнительная характеристика Насти и Митраши в сказке-были М.Пришвина «Кладовая солнца».

Место урока в теме: урок № 2 (из 4)

Тип урока : урок комплексного применения знаний, умений и навыков.

Вид урока: интегрированный (литература, русский язык, музыка, ОБЖ, география, биология).

Цель: понять поступки героев сказки-были в дальнейшем через раскрытие особенностей их характера и литературные портреты.

Задачи:

1) образовательные:

Учить работать с текстом, на основе прочитанного выделять черты характера главных героев; анализировать поступки детей, их поведение для понимания идеи сказки-были М.Пришвина. Повторить теорию литературы (портрет, изобразительно-выразительные средства).

3) развивающие:

Развивать образное и критическое мышление, устную речь, творческий потенциал обучающихся. Совершенствовать технику выразительного чтения. Пополнять словарный запас школьников.

2) воспитательные:

Воспитывать нравственные качества учащихся на примере героев произведения (чувство красоты, доброты, уважение друг к другу, бережное отношение к природе). Задуматься об ответственности человека за судьбу природы и за близких людей.

Методы: метод сравнительного анализа, метод аналитической беседы, метод работы с книгой, метод самостоятельной работы.

Формы работы: общеклассная, дифференцированная.

Педагогические технологии: элементы проблемного обучения, исследование, информационно-коммуникативные и здоровьесберегающие технологии.

Оборудование: презентация, раздаточные материалы для учащихся; учебники литературы п/р В.Я. Коровиной, тетради по литературе, рисунки учащихся «Тропа Насти», «Тропа Митраши», сообщение учащегося о клюкве, пословицы о дружбе, музыкальное сопровождение (звуки леса).

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Слайд 1 (заставка)

    Организационный этап. (Задача: подготовить учащихся к работе на уроке.)

Здравствуйте ребята. Поприветствуйте, пожалуйста, наших уважаемых гостей. Я надеюсь, вы с удовольствием поделитесь своими знаниями с гостями, а вместе мы с вами сделаем важные выводы на сегодняшнем уроке.

    Этап подготовки учащихся к активному усвоению материала. (Организовать познавательную деятельность учащихся, обеспечить готовность у усвоению.)

Актуализация знаний

На прошлом уроке мы начали знакомство с творчеством замечательного русского писателя М.М.Пришвина.

Слайд 2 (портрет М.Пришвина)

Что вы о нем запомнили? (Ответы детей.)

Слайд 3 (М.Пришвин сидя)

Сын писателя Петр Михайлович Пришвин вспоминал об отце: «После охотничьего броска по торфяным болотам, немного передохнув, он энергично забрасывает ногу на ногу, вынимает из бокового кармана записную книжку, кладет её на коленку, берет карандаш и начинает что-то записывать, изредка прерывая запись, смотрит в бездонное небо, шевелит губами и опять спешно что-то записывает».

А как вы думаете, что он мог записывать?

У Пришвина много растений, повадок животных, их мест обитания. Писатель любил природу, был наблюдательным, внимательным. Он был путешественником, много ездил и ходил по стране, искал уединение в природе. Мы сегодня с вами подобно М.М. Пришвину тоже отправимся в путешествие тропою писателя вслед за его героями Настей и Митрашей, посмотрим, какие трудности пришлось испытать им в дороге, как они с ними справились, чему научились.

Формулирование темы и цели урока, выявление проблемы.

Главные герои сказки-были – Настя и Митраша. Они схожи? А разница между ними есть? Сформулируйте тему урока. (Предположения детей).

Слайд 4 (тема урока)

Тема сегодняшнего урока: Сравнительная характеристика Насти и Митраши в сказке-были М.Пришвина «Кладовая солнца». Запишите число, тему урока.

Поставьте перед собой цели на урок. (Предположения детей.)

Слайд 5 (цель урока)

Сегодня мы поработаем с текстом сказки-были, исследуем черты характера главных героев, поговорим об их поступках, поведении, попробуем посмотреть на одну и ту же ситуацию выбора Насти и Митраши с разных сторон.

А что значит слово «сравнивать»? (Находить общее и различное.)

Слайд 6 (эпиграф урока)

- Эпиграфом к уроку служат слова Михаила Михайловича Пришвина: “ Я ведь, друзья мои, пишу о природе, сам же только о людях и думаю”.

Как вы их понимаете?

Через отношение к природе, к миру, к другим людям познается человек. Природа и люди являются главными героями замечательной сказки-были.

Хочется подчеркнуть тот факт, что Михаил Михайлович Пришвин никогда не считал себя детским писателем, но многие его произведения о детях. Вот и сегодня мы продолжим знакомиться с удивительным произведением о детях, сказкой – былью “Кладовая солнца, и его героями – Настей и Митрашей. Попробуем создать их литературные портреты по предложенным отрывкам.

Ребята, скажите, а что такое портрет литературного героя? (Ответы детей).

Слайд 7 (литературный портрет)

- Литературный портрет – описание внешнего и внутреннего мира героя. Запишите определение в тетрадь.

Ответьте на вопросы:

1. Где и когда происходит действие в произведении?

2. Вспомните, как жили Настя и Митраша после смерти родителей? Какие отношения сложились между ними?

3. Какое у ребят было хозяйство? (Корова Зорька, телушка Дочка, коза Дереза, овцы, куры и поросенок Хрен).

4. За счет чего жили дети? (Хозяйство, бондарное дело Митраши, помогали соседям).

5. Как соседи относились к детям? (Любили и уважали их). За что? (Они всем помогали, справлялись со своим хозяйством, были дружны.)

В тексте встречается много сложных слов. Посмотрим, как вы в них разбираетесь.

Словарная (лингвистическая) работа

Продолжите фразы (в тетради):

ПАЛЕСТИНКА –это…

ЕЛАНЬ – это…

СУХОДОЛ – это…

МАНОК – это…

ЗАГНЕТКА – это…

Выполните взаимопроверку, взаимооценивание:

ПАЛЕСТИНКА – ОТМЕННОЕ МЕСТО В ЛЕСУ

ЕЛАНЬ – ТОПЬ В БОЛОТЕ

СУХОДОЛ – ДОЛИНА БЕЗ ВОДЫ

МАНОК – СВИСТОК ДЛЯ ЗАМАНИВАНИЯ ПТИЦ, ЗАГНЕТКА – УГЛУБЛЕНИЕ В РУССКОЙ ПЕЧИ ДЛЯ ГОРЯЩИХ УГЛЕЙ

    Этап усвоения новых знаний.

Слайд 8 (портреты Насти и Митраши)

Посмотрите внимательно на портреты Насти и Митраши, созданные художником. Что вы можете сказать об их внешности?

А вы слышали такую пословицу: «По одежке встречают, по уму провожают?»

О чем она говорит? (Внешность бывает обманчива.)

Перед нами только внешние портреты. А нам предстоит создать ещё и внутренние портреты детей.

То такое, по-вашему, внутренний портрет человека? (Описание характера, поведения и т.д.)

Помогут нам словесные описания героев.

Найдите их в учебниках. Какая страница? (с.127-128)

Самостоятельно перечитайте описание Насти и заполните таблицу, лежащую у вас на столе. (Инструктаж по заполнению таблиц. Самостоятельная работа с дальнейшей проверкой).

Слайд 9 (словесный портрет Насти)

Таким же образом исследуйте портрет Митраши.

Слайд 10 (словесный портрет Митраши)

Сделаем выводы: что общего вы нашли в литературных портретах Насти и Митраши?

Общее

    Внешние сходства

    Внутренние

    Отношение жителей

Дети: в золотых веснушках, носики чистенькие и глядели вверх. Умные, трудолюбивые, хозяйственные, заботливые, деловитые.
Старались помочь им; наши любимцы.
Они были очень милые.

Различие внутреннее

Настя – уступчивая и благоразумная.

Митраша – строптивый (упрямый).

Скажите, а для чего мы с вами составляли литературные портреты героев?
(Чтобы понять их характеры и почему они поссорились.)

Какова завязка сюжета? С чего все начинается? (Дети собираются пойти на болото за клюквой.)

А что за ягода эта клюква?

Слайд 11 (изображение клюквы)

( Сообщение учащегося о пользе клюквы.)

Прежде чем пойти в лес, нужно что сделать? (Собраться)

Слайд 12 (предметы)

Из перечисленных на слайде предметов отберите те, которые взял с собой Митраша? (Ружье, манки, компас, топор, сумка)

А что взяла Настя? (Полотенце, корзина, молоко, хлеб, картошка)

Какие черты характера детей проявляются в них во время сборов?

Добавьте еще 3 предмета, которые взяли бы вы, объясните почему?

Физминутка.

Давайте немного отдохнем. Вы часто бываете в лесу? Что там можно услышать? Откинемся на спинку стула. Закроем глаза. Расслабимся. Представьте, вы идете по лесу…

Что услышали?

Продолжим беседу. Собравшись, Настя и Митраша отправляются в путь.

Что первым встретилось на их пути? (Переплетенные ель и сосна)

Слайд 13 (ель и сосна)

Прослушайте притчу о них (чтение учителя – с.130)

Два дерева, обреченных жить вместе, описываются как живые существа. Какой прием использует автор? (Олицетворение). Большие деревья должны были бы расти самостоятельно, отдельно друг от друга. Они выросли вместе, но они разобщены, не помогают друг другу, желая самоутвердиться за счет другого.

Кого напоминаю нам эти деревья? Почему? (Настю и Митрашу)

Смысл притчи в том, что люди должны помогать друг другу, поддерживать друг друга.

На какое болото пришли Настя и Митраша? (На Блудово)

Почему оно так называется?

Настя и Митраша пошли разными тропами.

Как это произошло? Докажем строчками из текста. Прочитаем по ролям ссору детей. (с.132)

Проверка д/з.

Дома вы рисовали тропу Насти и тропу Митраши.

Покажите путь Митраши.

(

Она объединила в себе реальное со сказочным. Повествует сказка о двух замечательных детях, которым пришлось рассчитывать лишь на свои силы, ведь они осиротели и живут теперь одни. Настя и Митраша главные герои повествования, чьи образы и мы разберем в нашем сочинении.

Образ и характеристика Митраши

Если остановиться на образе Митраши, то по характеристике его учителей, это был мужичок в мешке. Митраша был младше сестры на два года, но уже мог выполнять большую часть мужских дел самостоятельно. По своему характеру, в неполных десять лет, он был похож на настоящего целеустремленного мужчину. Благодаря навыкам, полученным от отца, мальчик мог вырезать посуду из дерева и это умение ему хорошо помогало. Наш герой был упрям, а вместе с этим упрямством проявлялось его целеустремленность и трудолюбие. Однако, в сказке Пришкина, по которой мы составляем характеристику Насти и Митраши, проявилась и жадность мальчика. Это случилось в лесу, когда дети отправились за ягодами. Эта жадность чуть было не привела к трагедии.

Образ и характеристика Насти

Кладовая солнца Пришвина знакомит нас и с сестрой Митраши, Настей. Если брат был похож на отца, то девочка по характеру напоминала мать. Насте было лишь двенадцать, но несмотря на это она полностью выполняет хозяйскую работу. Настя взяла ответственность за своего брата и заботилась о нем. В округе ее называют золотой курочкой, так как она была по-настоящему милой с золотыми волосами и веснушками на лице.

В отличие от брата, девочка была осторожной, проявляет благоразумие, поэтому и советует идти за ягодами по проверенной тропинке. Так как они не смогли прийти к согласию, то пошли разными дорогами. И как оказалось, у трудолюбивой, умной Насти тоже проявляется жадность. Ведь увидев на болоте клюкву, она ринулась ее собирать, не подумав о том, что брата до сих пор нет. А тем временем, тот тонул в болоте. Но все закончилось благополучно для детей в этой истории.