Классный час презентация русские меценаты. Рейтинг самых щедрых меценатов по версии «Сноба». Кто финансирует культуру в России. Знаменитые русские меценаты

  • Антонович Ирина Владимировна , кандидат наук, доцент, доцент
  • Бочарова Анна Сергеевна , студент
  • Алтайский государственный университет
  • МЕЦЕНАТ
  • ЧАСТНАЯ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ
  • ОТЕЧЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА
  • ДИНАСТИИ
  • БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ

В данной статье представлен анализ истории становления частной благотворительной деятельности в России. Рассмотрены мотивы и формы проявления меценатской деятельности, а также оценено значение благотворительной деятельности выдающихся меценатов России.

  • Гражданское общество: картография российских регионов по результатам опросов ФОМ 2007-2008 гг
  • Влияние волонтерской деятельности студентов социальной работы на формирование толерантного отношения к людям с особыми потребностями
  • Жестокое обращение с детьми в семье (на примере Алтайского края)

Наша страна обладает большим культурным наследием, как духовной, так и материальной культуры. Значительная роль в формировании национального культурного фонда, пополнении национальных художественных коллекций, строительстве театров, музеев, создании литературных памятников, развитии науки и образования принадлежит русским меценатам и общественным деятелям. Савва Иванович Мамонтов, Савва Тимофеевич Морозов, Козьма Терентьевич Солдатенков, Николай Александрович Алексеев, Павел Михайлович Третьяков – эти имена покровителей и просветителей неразрывно связаны с историей и развитием нашей страны. Всех их объединяла страстная приверженность делу народного просвещения и культурного созидания .

В наши дни Россия проходит один из непростых этапов своего развития. Сейчас в нашей стране происходит утеря нравственных и моральных ориентиров. Современная Россия нуждается в возрождении духовных традиций и возникает необходимость формирования новых установок, которые помогли бы стране встать на путь прогрессивного развития. Исходя из этого, актуальным является изучение нашего исторического наследия, знакомство с биографиями тех людей, которые на протяжении многих лет являлись образцами истинного патриотизма, бескорыстия, желания помочь родине, любви к людям.

Благотворительность – это особая форма социальной поддержки, заключающаяся в безвозмездном оказании материальной помощи нуждающимся . Под нуждающимися понимаются не только люди, живущие в нужде, но и люди и общественные организации, испытывающие дефицит в средствах для решения различных культурных, индивидуальных, гражданских и профессиональных задач.

Меценатство - вид благотворительности в сфере культуры. Слово "меценат" произошло от имени римского государственного деятеля и покровителя деятелей искусства и науки Мецената Гай Цильния (VIII в. до н.э.). Меценатство в России проявило широкое распространение с конца XVIIIв..

В данной статье рассматривается деятельность самых известных и крупных благотворителей и меценатов XVIII-XIXвв.

Дмитрий Михайлович Голицын (1721-1793)

Князь Дмитрий Михайлович Голицын - русский офицер и дипломат, являлся одним из известнейших благотворителей. Был среди первых из числа русских, кто увлёкся коллекционированием картин. За время поездок по Европе ему удалось собрать потрясающую коллекцию, состоящую из 300 картин, многие из которых написаны известнейшими мастерами, такими как П.П. Рубенс, Рафаэль, Караваджо и многими другими художниками.

В память о жене (после её смерти в 1761г.) Дмитрий Михайлович занялся организацией лечебниц в Европе и России, жертвовал деньги на поддержку молодых врачей и студентов-медиков, а также исследований в области медицины .

Голицын завещал 850 тысяч рублей и свою картинную галерею на устройство и содержание Голицынской больницы, которая была открыта в Москве в 1802 г. как «больница для бедных». Сейчас это Голицынский корпус Первой городской клинической больницы.

Династия Морозовых

Тимофей Саввич(1823-1889) и его жена Мария Федоровна(1830-1911) Морозовы

Тимофей Саввич Морозов- мануфактур-советник, купец.

Именно с этих людей берет начало благотворительная деятельность семьи Морозовых. Первоначально она связана с благоустройством рабочих их мануфактур. При каждой мануфактуре были построены школы, училища, больницы, общежития для рабочих.

Накапливая свой капитал, эти благотворители охотно делились им с бедными и нищими, жертвовали большие суммы денег многим обществам и учреждениям. С их помощью, например, была построена самая крупная и известная в Москве психиатрическая больница - Алексеевская.

Мария Федоровна была известна своими благотворительными делами и в светском обществе и в религиозном мире. После смерти мужа построила в г.Орехово-Зуеве богадельню его имени, положив на её счет 500тыс.руб., на проценты от которых богадельня могла существовать. Благотворительница жертвовала деньги Московскому университету, Московскому техническому училищу, выделяла деньги на стипендии, лаборатории. На ее средства строились больницы, корпуса, биржи труда в Москве, несколько домов для бедных.

Савва Тимофеевич Морозов (1862-1905)

С.Т.Морозов- русский благотворитель и меценат, сын Тимофея Саввича Морозова.

Оказал большое значение в развитие отечественной культуры. Наибольшая его заслуга заключается в помощи Московскому художественному театру. На учреждение театра требовались значительные средства. Не получив помощи от правительства, Станиславский и Немирович-Данченко стали обращаться к меценатам. Морозов взял всех расходы театра на себя.

Значительный вклад в дело благотворительности внесли Михаил Абрамович (1870-1903) и Иван Абрамович (1871-1921) Морозовы, помогая развитию медицины, культуры, науки.

Династия Бахрушиных

Алексей Федорович Бахрушин (1800-1848) –создатель товарищества мануфактур, фабрикант.

Активно вкладывал средства, в первую очередь, в медицину, культуру и социальное строительство Москвы. В конце каждого финансового года большую часть прибыли отчислял на благотворительность.

Бахрушины построили сначала первый корпус больницы для хронически больных (1887г.), которая была прекрасно оснащена оборудованием и техникой. Затем был построен второй корпус для неизлечимо больных. Были построены хирургический корпус, родовспомогательное отделение и амбулатория. На всё это было потрачено около 1 миллиона рублей.

Следующее, что было построено Бахрушиными, Сиротский приют. Там располагалось 5 домиков, где жили по 20-25 детей. Причем в домиках преимущественно жили не ровесники, а дети разных возрастов, чтобы старшие могли помогать и заботиться о младших. В этом приюте все мальчики получали профессиональное образование. Для этого на территории приюта был построен учебный корпус с ремесленными и слесарными мастерскими. Позже на территории приюта была построена церковь.

У Алексея Федоровича было три сына, которым он наказывал «не отказывать никому в помощи и не ждать, когда к ним обратятся, а первыми предлагать ее нуждающимся. Вы знали нужду со мною вместе, умейте же уважать ее у других».

В 1895г. умер старший сын Петр. На помины его души был возведен Дом бесплатных квартир для барышень, которые приезжали в Москву получать высшее образование, и для бедных многодетных вдов. Там проживало более 400 человек. Для детей там все было бесплатно: пробивание, питание, все уровни образования, лечение и т.д.

В 1900г. братьям Бахрушиным Александру и Василию дали звание Почетного потомственного гражданина г.Москвы. 6 училищ, 8 церквей, 3 театра, всего более 100 зданий были построены Бахрушиными. Кроме того, они постоянно жертвовали деньги на Народные дома. Еще один пример благотворительной деятельности Бахрушиных - в 1914г. Василий Федорович перевел абсолютно все свои капиталы на нужды фронта.

В третьем поколении Бахрушиных прославили Алексей Петрович и Алексей Александрович, которые оба были страстными коллекционерами и оставили потомкам непревзойденные собрания.

Старший брат Алексей Петрович (1853-1904) собирал очень ценные старинные вещи, такие как табакерки, миниатюры, гравюры, фарфоровую посуду, украшения, книги, украшения и многое другое. Все до последней вещи он завещал музеям Москвы.

Алексей Александрович (1865-1929) под влиянием двоюродного брата также стал коллекционером. Но он выбрал довольно оригинальное направление собирательства. Афиши, программки спектаклей, фотопортреты актеров, наброски костюмов, личные вещи артистов, их костюмы- все это стало областью интересов Бахрушина. Он стал основателем Московского литературно-театрального музея. Вся эта коллекция была подарена Академии наук.

Савва Иванович Мамонтов (1841-1918)

С.И.Мамонтов- скульптор, певец, писатель, успешный промышленник, который продолжил дело отца и строил железные дороги, также Савва Иванович является прародителем русской оперы и живописи.

Организовал в Москве неформальное объединение художников, собрав вокруг себя лучших представителей русской живописи, таких как В.М.Васнецов, В.А.Серов, Поленов, Нестеров, Репин, М.А.Врубель и многих других. Савва Иванович помогал людям искусства, избавляя их от решения бытовых вопросов, позволяя им полностью посвятить себя творчеству.

Савва Иванович создал первую в России частную оперу в 1885г. Идея заключалась в том, чтобы продвинуть на сцену произведения российских оперных композиторов, которые в то время совершенно не котировались не только за рубежом но и в России. Тем самым преследовалось цель увеличить популярность российский композиторов и певцов.

Но, к сожалению, в 1890-х годах Савва Мамонтов был разорен и арестован. Имущество Саввы Ивановича было почти полностью распродано.

Павел Михайлович Третьяков (1832-1898)

В первой половине 1850-х г. унаследовал дело отца, развивал операции по закупке льна, его переработке и продаже текстильных изделий. В 1860 году вместе с братом С.М. Третьяковым и зятем В.Д. Коншиным учредил торговый дом «П. и С. бр. Третьяковы и В.Д. Коншин», в 1866 году – Товарищество Новой Костромской льняной мануфактуры.

Занимаясь благотворительностью, братья Третьяковы выделяют средства г.Москве для строительства богаделен и больниц. Дают деньги на устройство Детской психиатрической больницы. Сотни молодых людей и девушек получают образование на средства Третьяковых. Среди других благотворительных дел Павла Сергеевича было то, что он оказал финансовую поддержку научно-исследовательской экспедиции Н.Н.Миклухо-Маклая.

В 1880-е годы Братья Третьяковы участвуют в собирании денег на строительство православного храма в Японии. Их круг благотворительных дел был чрезвычайно широк и разнообразен.

В 1860-е годы в г.Москве появляется первое специализированное училище для глухонемых детей. Павел Михайлович возглавляет его попечительский совет и спонсирует деятельность этого заведения. Начиная с 1863г. и вплоть до смерти Третьяков ежегодно финансировал не только деятельность этого училища, но и строительство новых зданий. Кроме того, он участвовал в жизни этого заведения, часто его посещал, принимал экзамены у учащихся, общался с детьми. Детям в училище бесплатно предоставляли кров, одежду, питание, учили элементарным навыкам общения, учили их говорить, обучали грамоте.

Главное дело жизни Павла Михайловича Третьякова было создание Национальной художественной галереи. Меценат начал собирать свою коллекцию в 1854г. Он начал коллекционировать в основном русскую живопись. Третьяков мечтал создать галерею, в которой были бы представлены произведения именно русских мастеров. С 1881г. его галерея стала общедоступной. Галерея Третьякова стала одной из достопримечательностей столицы.

В августе 1892 года Третьяков передал свое собрание и особняк в дар Москве. К тому времени в его коллекции насчитывалось множество картин и рисунков западноевропейской школы, живописных и графических произведений русской школы, несколько скульптур и коллекции икон.

Козьма Терентьевич Солдатенков (1818-1901г.)

К. Т. Солдатенков - московский предприниматель, старообрядец, меценат и благотворитель.

Во время путешествий по Европе изучал европейскую культуру и искусство. С 1940-х годов слал собирать свою личную библиотеку, отыскивая лучшие книги о науке, литературе и искусстве в целом. Несколько лет спустя Козьма Терентьевич организует свое издательство. Благодаря этому многие научные, философские труды печатаются впервые, издается много зарубежной переводной литературы. Себе Солдатенков оставляет только 5% годовой прибыли, а основной доход идет на издание новых книг.

С 1856-1901г. издательство выпустило более 200 книг. Многие книги издавались впервые и единожды. Таким образов, уже этим Солдатенков внес неоценимый вклад в русскую культуру.

Все это издательское дело было благотворительностью, так как при издательстве существовал некоммерческий магазин, где люди могли по очень низким ценам купить издаваемую литературу.

Козьма Терентьевич был первый, кто начал коллекционировать русскую живопись. Его собрание было вторым по масштабам после Третьяковской галереи.

Кроме этого, Солдатенков помогал многим учебным заведениям, музеям. На его деньги была построена самая большая в Европе благотворительная больница для бедных.

Почти все свое восьмимиллионное состояние оставил на нужды благотворительности. Например, завещал несколько миллионов на строительство больницы для бедных, которая стала самой крупной в то время в Москве. Также Козьма Терентьевич основал богадельню, которую содержал до конца жизни, и завещал этому учреждению большую сумму денег. Он оставил большие деньги на создание Ремесленного училища, где обучались юноши для работ именно на московских фабриках и заводах. Вся коллекция книг, газет, журналов, икон и куртин Солдатенкова также досталась музеям и библиотекам и собору, где он был впоследствии захоронен.

Династия Демидовых

Демидовы - российские предприниматели и благотворители.

Демидовы тратили очень большие суммы денег на благотворительность.

Никита Акинфиевич Демидов (1724-1789г.) оказал большую поддержку Московскому государственному университету. Это была помощь в строительстве, выплата пособий молодым профессорам, стипендий неимущим студентам, а также переход в собственность университета части коллекции Никиты Акинфиевича.

В конце XVIIIв. В Москве появляется первый Воспитательный дом. У истоков его создания стоял Прокофий Акинфиевич Демидов (1710-1786г.), который пожертвовал более 1 миллиона рублей серебром.

Династия Строгановых

Строгановы- род русских купцов и промышленников, крупных землевладельцев и государственных деятелей.

Более предметно благотворительная помощь рода Строгановых прослеживается в XIX веке. За период с 1816 по 1830 год имеются архивные сведения по Павлу Александровичу(1774-1817г.) и Софье Владимировне(1775-1845г.) Строгановым. Их вклады на призрение и благотворительную помощь составляли от 1,8 до 6,4% от всех их расходов.

Павел Александрович жертвовал на пенсии бедным, содержание воспитанников в учебных заведениях, разные богоугодные пожертвования, единовременные пособия и другое.

Софья Владимировна делала пожертвования в Патриотическое женское общество, раздавала бедным подаяний, жертвовала на пенсии разным лицам, на содержание горнозаводской школы и больницы, и много другое.

В архивных документах Строгановых за 1 квартал 1866 года имеется запись: "на оказание помощи бедным" петербургской части города Санкт-Петербурга: приход - 745 рублей, расход - 738 рублей. Из них: квартирные раздачи - 360 рублей, единовременная помощь деньгами - 68 рублей, "на Рождество" - 59 рублей, "на хлеб дано одной старушке" - 1 рубль, в "патриотическую школу девочек" - 2 рубля.

В отчете за 2 квартал имеется запись, что на попечении Строгановых имелось 78 бедных семейств, из которых 15-ти семьям плата за квартиру составила по 26 рублей 50 копеек в месяц, что составляло 318 рублей. Кроме того, шести семьям квартиры оплачивались полностью.

К началу первой мировой войны был организован перевязочный пункт графа А.С. Строганова. Из пояснительной записки к расходам графа А.С.Строганова за 1905 - 1914 годы можно увидеть, что общая сумма выплат государству составила 8,1 миллиона рублей. Из них затрачено на пенсии и пособия - 210 178 рублей, на "покупку крейсера "Русь" - 1 677 115 рублей. От общей суммы его расходов это составило 23,1%.

Благотворительные традиции представителей династии Строгановых воспитывались и передавались из поколения в поколение. Они внесли большой патриотический вклад в поддержку государства, нравственное развитие и социальную помощь нуждающимся соотечественникам.

В заключении хотелось бы сказать, какими бы ни были мотивы русских благотворителей и меценатов, именно благодаря им в России в XVIII-XIXвв. произошли значительные положительные изменения во многих сферах жизни общества, таких как образование, медицина, культура, социальная сфера и др. В наши дни многие культурные, научные заведения не в состоянии полноценно выполнять свои функции в связи с недостаточным финансированием. Отсюда назревает потребность в возрождении в России меценатства и благотворительности как социальных явлений.

С позиции сегодняшнего дня деятельность меценатов XIX в. имеет широкое историческое значение. Они были и есть олицетворением лучших, светлых сторон человеческой личности, так как видели больше и острее чувствовали, чем многие их современники, потребности общественного развития, чему и отдавали свои силы, знания, ум и сердце. И важно не только достойно оценивать деятельность таких подвижников, но и осмысливать ее в контексте всего исторического развития .

Список литературы

  1. Азерникова, Н. Истоки благотворительности в России // Вопросы истории. – 2010. – № 6. – С. 159-165.
  2. Боханов, А.Н. Коллекционеры и меценаты в России / А.Н. Боханов. – М: Наука, 1989. – 192 с.
  3. Историк – общественно-политический журнал [Электронная библиотека]. – Режим доступа: http://www.historicus.ru/mecenatstvo_i_blagorvoritelnost/. – Меценатство и благотворительность в России в конце XIX – начале XX века.
  4. Костина Е. Ю. История социальной работы. Владивосток: ТИДОТ ДВГУ, 2003. С.110
  5. Свердлова А.Л. Меценатство в России как социальное явление // Социологические исследования. 1999. №7. С.134-137.

Ежегодно 13 апреля в России отмечают День мецената и благотворителя. Дата праздника связана с днем рождения Гая Цильния Мецената (Gaius Cilnius Maecenas, 13 апреля 70 года до н.э. — 8 год до н.э.) — известного римского аристократа, покровителя художников, артистов, музыкантов. От его имени, как можно догадаться, произошло и нарицательное слово «меценат».

Россия всегда славилась тем, что благотворительность и меценатство составляли неотъемлемую часть ее давних традиций, – отмечает зав.отделом Центральной библиотеки им.А.С.Пушкина Ольга Солодовникова.


В истории российской благотворительности можно выделить 3 периода:

Первый период связан с возникновением христианства на Руси. В этот период благотворительность связана с деятельностью церкви, монастырей, первых русских князей – Владимира Мономаха, Ярослава Мудрого, Александра Невского . Благотворительность проявлялась в раздаче милостыни и пожертвований церкви, а также в народной традиции взаимопомощи.

Второй период связан с деятельностью императорской семьи. Основы благотворительности здесь заложил Иван IV . Особую роль в развитии благотворительности сыграла императрица Мария Федоровна, которая возглавила созданные ей воспитательные дома, коммерческое училище, учредила несколько женских институтов в столице и провинции, положила начало широкому бесплатному образованию женщин в России.

Третий период благотворительности связан с деятельностью предпринимателей и купцов, прежде всего Шереметьевых, Третьякова и Бахрушина .

Наряду с благотворительностью особого размаха достигло и меценатство.

· Благотворительность – это оказание помощи нуждающимся из сострадания. Очень широкое понятие, где меценатство – её специфический вид.

· Меценатство – это бескорыстная и безвозмездная помощь искусству, образованию, культуре без какой-либо выгоды для мецената.

Ведущую роль в XIX столетии играли промышленные династии: Щукины, Морозовы, Рябушинские, Мамонтовы и другие российские купцы, фабриканты, банкиры и предприниматели.

А.Ф.Строганов
Первым меценатом в истории России был граф Александр Сергеевич Строганов . Много времени, средств и сил Строганов уделял развитию культуры и искусства, оказывал помощь и поддержку таким знаменитым поэтам как Гавриил Державин и Иван Крылов. Был бессменным президентом Императорской Академии художеств, одновременно курировал Императорскую Публичную библиотеку и был её директором.

Потомки промышленника Никиты Демидова жертвовали огромные деньги российским университетам и Академии, на свои деньги строили в России новые учебные заведения. Так, например, возникло Ярославское демидовское училище высших наук, преемником которого стал Ярославский государственный университет.

XVIII -начало XIX века отмечены благотворительными делами крупных представителей просвещенной дворянской филантропии. Яркими образцами благотворительных учреждений этого времени являются Голицинская больница, первая градская больница, Шереметевский дом, Мариинская больница и др.

Еще раз подчеркну одну из характерных особенностей российского предпринимательства, его определенную историческую традицию: едва зародившись, оно естественно и надолго связало себя с благотворительностью. Огромные средства отчислялись дарителями прежде всего на образование. И особенно на профессиональное.

Еще одна причина религиозного характера, диктовавшаяся давними традициями милосердия и благотворительности на Руси, осознанием потребности помогать другим.

На богатом фоне меценатства в России конец XIX -начало ХХ веков могут быть по справедливости названы его «золотым веком», порой его подлинного расцвета. И эта пора была связана, главным образом, с деятельностью именитых купеческих династий, давших «потомственных благотворителей». Только в Москве ими были осуществлены столь крупные начинания в области культуры, просвещения, медицины, самых различных областей науки, что можно с полным основанием утверждать: это был качественно новый этап благотворительности.

Меценатство Саввы Ивановича Мамонтова (который поддерживал художников В. Поленова, Васнецова, Врубеля, В. Серова) было особого рода: он приглашал своих друзей-художников в Абрамцево, зачастую вместе с семьями, удобно располагал в основном доме и флигелях. Все приезжавшие под предводительством хозяина отправлялись на природу, на этюды. Все это весьма далеко от привычных примеров благотворительности, когда меценат ограничивает себя передачей определенной суммы на доброе дело. Многие работы членов кружка Мамонтов приобретал сам, для других находил заказчиков. Савва Иванович Мамонтов был единственным бесконфликтным покровителем искусства Врубеля. Для очень нуждавшегося художника нужна была не только оценка творчества, но и материальная поддержка. И Мамонтов широко помогал, заказывая и покупая произведения Врубеля.

Можно сказать вполне определенно, что если бы все достижения Частной оперы Мамонтова были бы ограничены лишь тем, что она сформировала Шаляпина – гения оперной сцены, то и этого было бы вполне достаточно для самой высокой оценки деятельности Мамонтова и его театра.


Мария Клавдиевна Тенишева (1867-1928)была незаурядным человеком, обладательницей энциклопедических знаний в искусстве, почетным членом первого в России союза художников. Происхождение её покрыто тайной: одна из легенд называет её отцом самого императора Александра II.

Ею было создано Училище ремесленных учеников (под Брянском), открыто несколько начальных народных школ, совместно с Репиным организованы рисовальные школы, открыты курсы для подготовки учителей.



Феномен Павла Михайловича Третьякова (1832-1898), создавшего знаменитую Третьяковскую галерею в Москве – верность идее: положить начало общественного, всеми доступного хранилища искусства. И второе: поражает также и то, что он не имел никакого специального художественного образования, тем не менее, раньше других распознавал талантливых художников. Раньше многих он осознал неоценимые художественные достоинства иконописных шедевров Древней Руси.

В.В. Стасов,выдающийся русский критик, в некрологе на смерть Третьякова, писал:«Третьяков умер знаменитым не только на всю Россию, но и на всю Европу. Приедет ли в Москву человек из Архангельска или из Астрахани, из Крыма, с Кавказа или с амура – он тут же назначает себе день и час, когда ему надо идти в Лаврушинский переулок, и посмотреть с восторгом, умилением и благодарностью весь тот ряд сокровищ, которые накоплены этим удивительным человеком в течении всей его жизни».

Елена Павловна , до принятия православия принцесса Фредерика Шарлотта Мария Вюртембергская, супруга Великого князя Михаила Павловича (четвертого сына Императора Павла I ) обладала энциклопедическими знаниями, была прекрасно образована, одаренная тонким чувством изящного, наделена организаторским талантом.

Император Николай I называл её le savant de famille «ум нашей семьи». Это она дала средства художнику Иванову на перевоз картины «Явление Христа народу » в Россию

Покровительствовала К. П. Брюллову, И. К. Айвазовскому, Антону Рубинштейну. Финансировала проект создания Русского музыкального общества и консерватории, внеся крупные пожертвования, в том числе вырученные от продажи лично принадлежавших ей бриллиантов. Елена Павловна содействовала посмертному изданию собрания сочинений Н. В. Гоголя . Интересовалась деятельностью университета , Академии Наук, Вольного Экономического общества, по сути, была одной из основателей Российского Общества Красного Креста.

Придворный банкир, барон Александр Людвигович Штиглиц , один из богатейших людей своего времени, больше всего поддерживал нужды просвещения и интересов своих подчинённых: щедро награждал и обеспечивал на будущее время всех своих служащих, причём никто не был забыт, до артельщиков и сторожей включительно.

Во время Крымской войны (1853-1856 гг.) им было сделано два крупных пожертвования (по 5 000 рублей каждое) на нужды российского воинства: в 1853 году – в пользу Чесменской военной богадельни и в 1855 году – в пользу морских чинов, лишившихся имущества в Севастополе . Самым важным пожертвованием Штиглица, самым ценным для России, которое одно способно было бы обессмертить его имя, – было учреждение на его средства в Петербурге центрального училища технического рисования для лиц обоего пола, вместе с богатым художественно-промышленным музеем и отлично оборудованной библиотекой. Любопытно отметить, что, будучи человеком вполне независимым, капиталы которого охотно принимались во всех странах, Штиглиц помещал своё огромное состояние почти исключительно в русских фондах и на скептическое замечание одного финансиста о неосторожности подобного доверия к русским финансам однажды заметил: «Отец мой и я нажили все состояние в России; если она окажется несостоятельной, то и я готов потерять с ней вместе все своё состояние».

Имя купца Саввы Тимофеевича Морозова (1862–1905) также вошло в историю российского меценатства. На здание МХТа с бронзовым барельефом на фасаде в виде тонущего пловца Савва Морозов истратил около полумиллиона рублей.

Он открыто сочувствовал революционерам: дружил с Максимом Горьким, прятал в своем дворце на Спиридоновке Николая Баумана, помогал доставлять нелегальную литературу на фабрику, где (с его ведома) служил инженером будущий нарком Леонид Красин.

Настоящих меценатов всегда было мало. Даже если наша страна возродиться, много меценатов не будет никогда. Все известные коллекционеры и меценаты были людьми глубокой веры и цель каждого из них была служить людям.

Современные благотворители и меценаты России


Благотворительность и меценатство в России продолжается и в наше время.

Нельзя не упомянуть видных деятелей искусства Владимира Спивакова, Юрия Башмета, Валерия Гергиева , одним из важнейших направлений их фондов является сохранение и развитие культурных ценностей и обеспечение всесторонней благотворительной поддержки.

Сегодня в России вновь появились богатые люди. Настолько ли богатые, чтобы создавать картинные галереи, – не знаю, но все же материальная основа для возрождения широкой благотворительности, на мой взгляд, есть.

Дающий деньги – это еще не меценат. Но лучшие из современных предпринимателей понимают, что благотворительность – обязательная спутница солидного бизнеса.

Одним из ярких представителей благотворительного подвижничества известных предпринимателей нашего времени является Алишер Усманов , бизнесмен, выкупивший произведения искусства М.Ростроповича и Г.Вишневской. Коллекция была выкуплена целиком, и новый владелец вернул её в Россию. Усманов считает, что «кичиться тем, что ты помогаешь, — это показатель низкого культурного уровня человека. Если ты помогаешь (как он – Пушкинскому музею), ты же это делаешь для того, чтобы сберечь этот музей, а не для того, чтобы там было твое имя». Кроме того, Усманов поддерживает спорт – в частности отечественную гимнастику.

Мне хотелось бы упомянуть деятельность известных в России предпринимателей, создавших частные благотворительные фонды, поддерживающие культуру, образование и науку.

Благотворительный фонд Михаила Прохорова , ставший первой в России благотворительной организацией с региональной стратегией работы, учрежден бизнесменом в 2004 году. Основная цель — системная поддержка культуры в российских регионах. В зоне внимания фонда разработка и внедрение инновационных учебных программ и программ дополнительного школьного образования, помощь в программном комплектовании библиотек, осуществление музейно-образовательных проектов, поддержка одаренных детей.

Благотворительный фонд Владимира Потанина – бюджет которого формируется из личных средств Владимира Потанина и составляет более 300 млн. рублей в год, учрежден в 1999 году для реализации социально значимых долгосрочных проектов в области отечественного образования и культуры. Важнейшим направлением деятельности фонда является проведение долгосрочных стипендиальных и грантовых программ, которые адресованы талантливым студентам и курсантам, обучающимся в ведущих государственных учебных заведениях России, а также перспективным преподавателям.

Проекты поддержки культуры составляют другую, не менее важную сферу деятельности фонда. Его усилия направлены на стимулирование профессионального и творческого роста российского музейного сообщества. Ежегодно фонд выплачивает более 400 грантов и 2300 стипендий.

Фонд «Вольное дело »основан российским предпринимателем Олегом Дерипаской в 1998 году. Фонд занимается поддержкой проектов в сфере науки, образования, культуры, территориального развития, здравоохранения и защиты животных. За время существования Фонда было реализовано более чем 500 благотворительных проектов в 50 регионах России. Одна из основных областей работы Фонда Олега Дерипаска «Вольное Дело» – это развитие системы отечественного образования. Действуют 50 программ и проектов в 62 регионах России. Среди благополучателей Фонда Школа-студия МХАТ, Государственный симфонический оркестр «Новая Россия» и камерный оркестр «Солисты Москвы» под руководством Юрия Башмета, Московская государственная академия хореографии и Музыкальный образовательный театр, Государственные Большой и Мариинский театры, Эрмитаж.

Дмитрий Борисович Зимин , основатель и почетный президент Открытого акционерного общества «ВымпелКом» (торговая марка «Би Лайн») – весьма одарённый и достойный наследник традиций прославленной династии первопроходцев, староверов Зиминых – предпринимателей и благотворителей, депутатов и инженеров, учёных, деятелей культуры и искусства.В 2001 году Зимин Д. Б. основал первый в современной России частный семейный Фонд некоммерческих программ «Династия», поддерживающий науку и образование.

Когда-то по-русски выходило множество отличных книг об открытиях современной науки, адресованных широкому читателю. Имена их авторов были известны всем — от Перельмана до Лихачева и от Бронштейна до Панченко. Потом научное просветительство оказалось в издательском загоне. Благодаря усилиям последнего времени, в том числе книгоиздательской программе «Библиотека Фонда Династия» , на российский рынок пришли переводные книги лучших западных авторов, посвященные научной картине мира в XX столетии. Фонд принял решение сделать следующий шаг и поддержать отечественных просветителей, умеющих и желающих популяризировать идеи, которые формирует ученое сообщество.Зимин Д. Б. учредил литературную премию «Просветитель» с целью расширения рынка просветительской литературы.

Цель премии – привлечь внимание читателей к просветительскому жанру, а также создать предпосылки для расширения рынка научно-популярной литературы. Премия проводится фондом Дмитрия Зимина «Династия» при поддержке Института книги. Книги лауреатов премии выходят в издательстве «Слово»

Челябинские меценаты и благотворители


Челябинские предприниматели, государственные и общественные деятели, меценаты Владимир Корнильевич (1843–1913) и Иван Корнильевич (1844–?) Покровские .

В.К.Покровский
И.К.Покровский






Созданная ими коллекция книг и журналов легла в основу фонда Челябинской областной универсальной научной библиотеки. Владельцы библиотеки были неординарными, хорошо известными в Челябинске людьми. Коллекция насчитывает 263 единицы хранения на русском и французском языках: 159 экз. (146 названий) книг и 104 экз. (8 названий) периодических изданий. Бытование библиотеки Товарищества «Бр. Покровские» – существенная часть истории библиотечного дела на Южном Урале.

Уже в наше время действует известные далеко за пределами Челябинской области Благотворительный фонд культурных инициатив Олега Митяева , который активно поддерживает проекты: Ильменский фестиваль авторской песни, народная премия «Светлое прошлое », Фестиваль «Лето - это маленькая жизнь» в г. Сочи , Молодёжная программа «Открытия ».


Марк Лейвиков – председатель совета директоров ЗАО «УК «Промышленные инвестиции», вице-президент Союза промышленников и предпринимателей Челябинской области (родился и учился в Челябинске) является многолетним меценатом премии «Светлое прошлое».


Предприниматель Александр Дейнеко создал именной Благотворительный фонд, девиз которого «За все, что делает мой благотворительный фонд, отвечаю лично» .

Слайд 2

Алексеев Николай Александрович1852 - 1893

Предприниматель, выдающийся общественный деятель и строитель Москвы. Совладелец и директор Товарищества «Владимир Алексеев» и золотоканительного завода в Москве. В 1885-93 гг. московский городской голова. В алексеевский «золотой век» Москва заложила на мировом уровне основы своего городского хозяйства, культурных, торговых, медицинских, транспортных структур. Под его руководством построены: Алексеевская психиатрическая больница и клиники Девичьего Поля, городские бойни (ныне мясокомбинат им. Микояна), новый водопровод, начато сооружение канализации, создано 30 городских училищ и многое другое. Как меценат и благотворитель вкладывал сотни тысяч рублей в городскую медицину, культуру, коммунальное хозяйство. Первый в России практический руководитель такого масштаба, выдвинутый обществом.

Слайд 3

Губонин Петр Ионович1825 - 1894

Один из крупнейших предпринимателей России XIX в. Крепостной крестьянин из-под Коломны. Построил около 5 тысяч верст железных дорог в Европейской России и на Урале и первые конно-железные дороги в Петербурге и Москве. Участвовал в создании и развитии ведущих машиностроительных заводов страны – Коломенского, Брянского, Невского, Истинского, и металлургических - Александровского и Колюбакинского. Основал товарищество «Нефть» и нефтеперерабатывающий завод в Кускове под Москвой. Соучредитель Волжско-Камского и других банков, страховых компаний, промышленных и торговых предприятий. Вкладывал большие средства в науку и образование. Основал и поддерживал Комиссаровское техническое училище в Москве, училище в Борисоглебске. Входил в состав многих благотворительных обществ. Строил церкви, создал образцовый туберкулезный санаторий и курорт «Гурзуф» в Крыму.

Слайд 4

Кноп Лев Герасимович1821 - 1894

1-й гильдии купец, основатель торгового дома Кнопов, учредитель и директор-распорядитель Кренгольмской мануфактуры, совладелец Измайловской хлопчатобумажной прядильно-ткацкой фабрики. Своё дело в России начал, продавая английские паровые машины и станки. Кноп имел солидные доли акций во многих русских предприятиях. В 1852 году он открыл в Москве собственную торговую фирму. За огромный вклад в текстильную промышленность России в 1877 году Л.Г. Кнопу был пожалован титул барона.

Слайд 5

Мамонтов Савва Иванович1841 - 1918

Крупнейший предприниматель, строитель новой экономики и культуры России.Вместе с отцом И.Ф. Мамонтовым и Ф.В. Чижовым построил Северную (Москва-Архангельск) и Донецкую железные дороги. Руководил группой машиностроительных, металлургических и горных заводов Москвы, Петербурга и Сибири, производивших подвижной состав и оборудование для железных дорог. Инициатор освоения Европейского Севера России.Меценат, музыкант, режиссер, скульптор, артист. Создатель так называемого «мамонтовского периода» в истории российской культуры 1870-90-х гг. Организатор и художественный руководитель Частной Русской Оперы, на сцене которой пел Ф.И. Шаляпин. Друг, учитель, вдохновитель бизнесменов, артистов, художников, композиторов.

Слайд 6

Морозов Савва Тимофеевич1862 - 1905

Предприниматель, совладелец и директор крупнейшей текстильной Никольской мануфактуры в Орехово-Зуеве, учредитель химического акционерного общества «С.Т. Морозов, Крелль и Оттман», директор Трехгорного пивоваренного завода в Москве.Активный российский политический и общественный деятель демократического направления. Благотворитель и меценат. Строитель здания и директор Московского Художественного Театра, финансировал театр в 1899-1904 гг.

Слайд 7

Найденов Николай Александрович1834 - 1905

Предприниматель, активный общественный деятель. Основатель Торгового Дома «А.Найденова сыновья». Учредитель и председатель правления Московского Торгового банка, руководитель нефтяных, текстильных и торговых компаний. В 1877-1905 гг. председатель московского Биржевого Комитета. Участник многих правительственных и общественных комиссий, учреждений, советов, попечитель институтов, училищ и т.д. Историк и организатор исторических исследований: подготовил и опубликовал 14 фотоальбомов, свыше 80 томов документов, исследований по истории Москвы и Подмосковья, материалов по истории Московского Купеческого общества. Автор книги «Воспоминания о виденном, слышанном и испытанном».

И. Крамской "Портрет П.М. Третьякова"

Отечественное меценатство — уникальное явление. А если учесть, что Россия сейчас переживает нелегкие времена, то можно считать вопрос о меценатстве актуальным.

В наши дни культура находится в тяжелом положении, в поддержке нуждаются не только провинциальные библиотеки и театры, но даже и знаменитые, известные на весь мир музеи и другие учреждения культуры.

Меценаты основывали заводы, строили железные дороги, открывали школы, больницы, приюты… Чтобы подробно рассказать обо всех, нужен формат не статьи, а целой книги, причем не одной. Мы же остановимся только на некоторых именах.

Но сначала о самом термине «меценатство». Русским синонимом является понятие «благотворительность». Но откуда пришло к нам заимствование?

История термина «меценатство»

Меценат – человек, который на безвозмездной основе помогает развитию науки и искусства, оказывает им материальную помощь из личных средств. Нарицательное название «меценат» происходит от имени римлянина Гая Цильния Мецената (Мекената), который был покровителем искусств при императоре Октавиане Августе.

Бюст Мецената в одном из парков Ирландии

Гай Цильний Меценат (около 70 до н. э. - 8 до н. э.) - древнеримский государственный деятель и покровитель искусств. Личный друг Октавиана Августа и своего рода министр культуры при нём. Имя Мецената как поклонника изящных искусств и покровителя поэтов сделалось нарицательным.

Во время гражданской войны в Римской империи он устраивал примирение враждующих сторон, а после окончания войны во время отсутствия Октавиана вел государственные дела, был свободен от низкопоклонства и заискивания, смело выражал свои взгляды и даже удерживал иногда Октавиана от вынесения смертных приговоров. Поэты того времени находили в нем покровителя: он помог Вергилию возвратить отнятое у него имение, а Горацию подарил свое поместье. Он умер, оплакиваемый всем народом, а не только друзьями.

Ф. Бронников "Гораций читает свои стихи Меценату"

Впрочем, благотворительность в России – дело не такое уж и редкое. Эта система жертвования стала складываться уже с принятием христианства на Руси: ведь первые богадельни и больницы начали строиться при монастырях, а большинство меценатов XIX века были выходцами из купеческой старообрядческой среды. П. А. Бурышкин, исследователь московского купечества, считал, что на свой труд и доходы купцы «смотрели не только как на источник наживы, а как на выполнение задачи, своего рода миссию, возложенную Богом или судьбою. Про богатство говорили, что Бог его дал в пользование и потребует по нему отчета, что выражалось отчасти и в том, что именно в купеческой среде необычайно были развиты и благотворительность, и коллекционерство, на которые и смотрели как на выполнение какого-то свыше назначенного дела» . Период XVIII-XIX вв. дал России так много благотворителей, что его называют «золотым» веком меценатства. В Москве особенно много таких памятников человеческому милосердию. Вот, например, Голицынская больница.

Голицынская больница

Городская клиническая больница № 1 им. Н.И. Пирогова

Голицынская больница была открыта в Москве в1802 г. как «больница для бедных». В настоящее время это Голицынский корпус Первой городской клинической больницы.

Голицынская больница была построена по проекту архитектора Матвея Фёдоровича Казакова на средства, которые были завещаны князем Дмитрием Михайловичем Голицыным «на устройство в столичном городе Москве учреждения Богу угодного и людям полезного». При разработке проекта Казаковым был использован принцип городской усадьбы. Непосредственно руководством строительства занимался двоюродный брат князя действительный тайный советник, обер-камергер Александр Михайлович Голицын.

Открытая в 1802 г., она стала третьей больницей в Москве гражданского ведомства. В Голицынскую больницу принимались на бесплатное лечение представители всех слоёв населения, кроме крепостных крестьян, - «…и русские, и иностранцы, всякого пола, звания, вероисповедания и национальности».

В 1802 г. в больнице было 50 коек, а в 1805 г. - уже 100. Дополнительно в 1803 г. при больнице была открыта богадельня для неизлечимых больных на 30 мест. Управляющим больницей в течение многих лет служил Христиан Иванович Цингер. Во время Отечественной войны 1812 года, когда Москву заняли войска Наполеона, он остался в больнице один и сумел не допустить её разграбления, а также сберёг оставленные ему на хранение больничные деньги. За добросовестную службу Христиан Иванович Цингер получил звание потомственного дворянина.

А теперь немного о том, на чьи средства была построена эта больница.

Дмитрий Михайлович Голицын (1721-1793)

А. Браун "Портрет князя Дмитрия Михайловича Голицына"

Князь Дмитрий Михайлович Голицын - русский офицер и дипломат из рода Голицыных. В 1760-1761 гг. исполнял обязанности посла в Париже, а затем был отправлен послом в Вену, где сыграл большую роль в улучшении отношений российского двора с императором Иосифом II. Одним из первых среди русских он увлёкся собиранием полотен старых мастеров (художников Западной Европы, работавших до начала XVIII столетия).

Д. М. Голицын был известным благотворителем. 850 тысяч рублей, доходы от двух имений в 2 тыс. душ и свою картинную галерею он завещал на устройство и содержание больницы в Москве. Его воля была осуществлена двоюродным братом — князем А.М. Голицыным. Больница до 1917 г. содержалась на средства князей Голицыных, а затем воля Д.М. Голицына нарушена последующими наследниками - распродажей его галереи.

Он скончался в Вене, но его тело по желанию родных и с высочайшего соизволения в 1802 г. было перевезено в Москву, где и похоронено в склепе под церковью Голицынской больницы.

Истинные меценаты никогда не стремились афишировать свою деятельность, скорее, наоборот. Часто, совершая крупную благотворительную акцию, они скрывали свои имена. Известно, что Савва Морозов, например, оказал большую помощь в основании Художественного театра, но при этом поставил условие, чтобы его имя нигде не упоминалось. О Савве Тимофеевиче Морозове наш следующий рассказ.

Савва Тимофеевич Морозов (1862-1905)

Савва Тимофеевич Морозов

Происходил из старообрядческой купеческой семьи. Окончил гимназию, а затем физико-математический факультет Московского университета и получил диплом химика. Общался с Д. Менделеевым и сам написал исследовательскую работу о красителях. Обучался также в Кембриджском университете, где изучал химию, а затем в Манчестере — текстильное дело. Являлся директором Товарищества Никольской мануфактуры «Саввы Морозова сын и К°». Ему принадлежали хлопковые поля в Туркестане и несколько других товариществ, где он был пайщиком или директором. Благотворительностью занимался постоянно: на своих фабриках он ввел оплату по беременности и родам работающим женщинам, выделял стипендии молодым людям, обучавшимся в стране и за рубежом. Известно, что на его предприятиях рабочие были более грамотными и образованными. Помогал он и нуждающимся студентам Московского университета.

В 1898 г. он вошел в состав Товарищества для учреждения в Москве театра и регулярно вносил большие пожертвования на строительство и развитие МХАТа, инициировал строительство нового театрального здания. За границей на его деньги были заказаны самые современные приспособления для сцены (осветительное оборудование в отечественном театре впервые появилось именно здесь). На здание МХТа с бронзовым барельефом на фасаде в виде тонущего пловца Савва Морозов истратил около полумиллиона рублей.

К сожалению, связи с революционным движением, а также личные обстоятельства привели С.Т. Морозова к преждевременной смерти.

Семью Бахрушиных в Москве называли «профессиональными благотворителями». В 1882 г. Бахрушины пожертвовали городу 450 000 рублей на строительство больницы. Эта акция положила начало целой серии подобных благотворений. А общие пожертвования семьи (только крупные) составили сумму более 3,5 млн. рублей.

В семье Бахрушиных была традиция по окончании года, если он был финансово благополучным, выделять определенную сумму на помощь бедным, больным, учащимся. Благотворительную деятельность они вели и в Зарайске, откуда были родом родители, и в Москве. По воспоминаниям современников, к роскоши в семье Бахрушиных никогда не тяготели. Бесплатная лечебница на двести мест для неизлечимо больных, городской сиротский приют и приют для деревенских детей из нищих семей, бесплатный дом, где жили нуждающиеся вдовы с детьми и учащиеся девушки, детские сады, училища, бесплатные столовые и общежития для курсисток - это далеко не полный перечень их благотворений. Василий Алексеевич написал завещание, согласно которому пять вузов (Московский университет, Московская духовная академия и семинария, Академия коммерческих наук и мужская гимназия) получили деньги на стипендии для студентов. Четыре театра, в том числе театр Корша, строились частично на деньги Бахрушиных.

Алексей Александрович Бахрушин (1865-1929)

Алексей Александрович Бахрушин

Купец, меценат, известный коллекционер, основатель знаменитого театрального музея, который в 1913 году он подарил Академии наук.

А. Бахрушин окончил частную гимназию и занялся семейным делом -«Товариществом кожевенной и суконной мануфактуры Алексей Бахрушин и сыновья». Но постепенно он увлекся собирательством и отошел от дел. Под влиянием кузена, Алексея Петровича Бахрушина, он стал собирателем, причем интерес именно к театральной старине пробудился у него не сразу. Афиши, программки спектаклей, фотопортреты актеров, наброски костюмов, личные вещи артистов - все это собиралось в доме Бахрушина и стало его страстью. Его сын вспоминал, что над Бахрушиным посмеивались: «Окружающие смотрели на это как на блажь богатого самодура, трунили над ним, предлагали купить пуговицу от брюк Мочалова или сапоги Щепкина». Но эта страсть постепенно оформилась в серьезное увлечение, и 29 октября 1894 г. Бахрушин представил общественности целую выставку. Именно этот день Бахрушин считал днем основания Московского литературно-театрального музея. Он старался наиболее полно представить историю русского театра от самого его зарождения. Он организовал «Бахрушинские субботы», которые пользовались большой популярностью у актеров и театралов. У него бывали А. Южин, А. Ленский, М. Ермолова, Г. Федотова, Ф. Шаляпин, Л. Собинов, К. Станиславский, В. Немирович-Данченко. Скоро появилась традиция приходить не с пустыми руками. Например, звезда Малого театра Гликерия Николаевна Федотова преподнесла Бахрушину все дары, которые накопились у нее за годы ее сценической жизни. В его собрании, постепенно ставшем обширным и многообразным, было три раздела - литературный, драматический и музыкальный.

Со временем А.А. Бахрушин стал задумываться о судьбе своих богатств. Ему очень хотелось, чтобы вся Москва имела к ним доступ. Но когда он предложил передать свой музей в собственность Московского городского самоуправления, руководители города, лишь заслышав об этом, стали всячески отмахиваться: «Что вы?! Мы с третьяковским и солдатенковским собраниями достаточно горя хлебнули. А тут вы еще с вашим! Увольте, Христа ради!..»

Его сын, Ю.А. Бахрушин, вспоминал: «Отец был в отчаянии - огромное собрание, уже тогда стоившее сотни тысяч, предлагаемое бесплатно государственным учреждениям, оказывалось никому не нужным. Сломить чиновничью косность оказалось невозможным». Заинтересовалась уникальной коллекцией только Академия наук. Четыре года ушло на то, чтобы уладить формальности, и только в ноябре 1913 г. состоялась передача музея Академии наук.

Театральный музей имени А.А. Бахрушина

Российские меценаты были образованными людьми, поэтому они старались развивать приоритетные отрасли отечественной науки, открывать галереи и музеи для просвещения населения страны, помогать в строительстве театров…

В связи с этим можно вспомнить Третьяковскую галерею, Щукинские и Морозовские собрания современной французской живописи, Московскую частную оперу С.И. Мамонтова, Московскую частную оперу С.И. Зимина, уже упоминавшийся нами Московский Художественный театр, Музей изящных искусств, на строительство которого заводчик, крупный землевладелец Ю.С. Нечаев- Мальцов потратил более 2 млн. рублей, Философский и Археологический институты, Морозовские клиники, Коммерческий институт, Торговые школы Алексеевых, Морозовых и т.д. Остановимся хотя бы на одном примере.

Московская частная русская опера (Мамонтовская опера)

Савва Мамонтов поддерживал это начинание финансово и морально. Сначала труппа частной оперы состояла из итальянских и русских певцов, среди которых был Ф. Шаляпин и Н. Забела, а декорации и костюмы создавал М. Врубель. На годы выступлений Шаляпина в Мамонтовской опере (он пробыл солистом четыре сезона - с 1896 по 1899) пришёлся взлёт его артистической карьеры. Сам Шаляпин отмечал важность этого времени: «У Мамонтова я получил тот репертуар, который дал мне возможность разработать все основные черты моей артистической натуры, моего темперамента» . Покровительство Мамонтова дало возможность таланту Шаляпина раскрыться в полной мере. Сам певец рассказывал: «С.И. Мамонтов сказал мне: «Феденька, вы можете делать в этом театре всё, что хотите! Если вам нужны костюмы, скажите, и будут костюмы. Если нужно поставить новую оперу, поставим оперу! Всё это одело душу мою в одежды праздничные, и впервые в жизни я почувствовал себя свободным, сильным, способным побеждать все препятствия».

Савва Иванович Мамонтов (1841-1918)

И. Репин "Портрет С.И. Мамонтова"

С.И. Мамонтов родился в богатой купеческой семье. Окончил гимназию, а затем поступил в Петербургский университет, позже перевелся в Московский университет, где учился на юридическом факультете. Отец Мамонтова занимался строительством железных дорог, но сына не привлекало это занятие, он больше увлекался театром, хотя по настоянию отца ему пришлось вникать в семейное дело, строительство железных дорог, а после смерти отца занять пост директора общества Московско-Ярославской железной дороги. Одновременно он активно поддерживал различные виды творческой деятельности, заводил новые знакомства с художниками, помогал организациям культуры, устраивал домашние спектакли. В 1870 г. Мамонтов и его жена покупают усадьбу писателя С.Т. Аксакова в Абрамцево, она в дальнейшем становится центром художественной жизни России.

Усадьба Абрамцево

Здесь подолгу жили и работали русские художники И.Е. Репин, М.М. Антокольский, В.М. Васнецов, В. А. Серов, М. А. Врубель, М. В. Нестеров, В. Д. Поленов и Е. Д. Поленова, К. А. Коровин, а также музыканты (Ф. И. Шаляпин и другие). Многим художникам Мамонтов оказывал существенную поддержку, в том числе и финансовую, но не занимался коллекционерской деятельностью.

Однако в 1890-х годах Савва Мамонтов становится банкротом. Безусловно, не без «помощи» государства и интриг заинтересованных лиц (директора Международного банка А. Ю. Ротштейна и министра юстиции Н. В. Муравьёва). Мамонтов был арестован и посажен в Таганскую тюрьму, его имущество описано. Несмотря на все усилия друзей Мамонтова и положительное мнение рабочих, он несколько месяцев просидел в тюрьме. Освобождению Саввы Мамонтова сознательно препятствовал Муравьёв Н. В., который целенаправленно искал сведения о злоупотреблениях Мамонтова, но найти ничего не смог.

В тюрьме Мамонтов по памяти лепил скульптуры охранников. Известный адвокат Ф. Н. Плевако защищал в суде Савву Мамонтова, свидетели говорили о нём только хорошее, следствие установило, что он не присваивал денег. Присяжные его оправдали, после чего зал суда взорвался аплодисментами.

Ярославль. Открытие памятника Савве Мамонтову

Имущество С. Мамонтова было распродано почти полностью, многие ценные произведения ушли в частные руки. Железная дорога ушла в государственную собственность по стоимости, значительно ниже рыночной, часть акций досталась другим предпринимателям, в том числе и родственникам Витте.

Все долги были погашены. Но Мамонтов потерял деньги и репутацию и был уже не способен заниматься предпринимательской деятельностью. До конца жизни он сохранил любовь к искусству и любовь старых друзей - художников и музыкантов.

Савва Иванович Мамонтов скончался в апреле 1918 г. и был похоронен в Абрамцеве.

Варвара Алексеевна Морозова (Хлудова) (1848-1918)

Варвара Алексеевна Морозова

В память о муже Абраме Абрамовиче Морозове она построила психиатрическую клинику на Девичьем поле, которую вместе с купленным участком земли передала Московскому университету, положив начало созданию Клинического городка на Девичьем поле. Затраты на строительство и оборудование клиники составили более 500 000 руб., огромные по тем временам деньги. Строительство клиники стало одним из первых ее благотворительных мероприятий. Несколько раньше, еще при жизни первого мужа, Варварой Алексеевной было устроено начальное училище и ремесленные классы при них. Изначально училище было расположено в доме А. А. Морозова на Большой Алексеевской улице, позднее же переместилось в новое, специальное построенное для него здание, на особо приобретенном для него в 1899 г. участке, переданное в 1901 г. в дар городу. Это училище было одним из первых в Москве профессиональных училищ. На средства В. А. Морозовой были также построены здания Рогожских женского и мужского начальных училищ.

В. А. Морозова внесла большой вклад в создание учебных заведений: Пречистенские рабочие курсы и городской народный университет им. А. Л. Шанявского. Он получил от В. А. Морозовой 50 тыс. рублей. Благодаря ее участию и активной помощи было построено общежитие для студентов Императорского Технического училища. В 1885 г. В. А. Морозовой была основана первая в Москве бесплатная общедоступная читальня им. И. С. Тургенева, рассчитанная на 100 читателей и располагавшая богатым книжным фондом. Значительные средства были пожертвованы ею на нужды Московского университета. При ее фабрике существовала больница, родильный приют, торговая школа для малолетних рабочих.

Михаил Абрамович Морозов (1870-1903)

В. Серов "Портрет М.А. Морозова"

Крупнейший меценат своего времени. На его средства были учреждены Институт злокачественных опухолей (в настоящее время в здании размещается Московский научно-исследовательский онкологический институт имени П. А. Герцена), зал греческой скульптуры в Музее изящных искусств. Различные суммы были выделены консерватории, Строгановскому училищу для поддержки молодых художников, артистов и музыкантов. В коллекции М.А. Морозова начитывалось 60 икон, 10 скульптур и около 100 картин, среди которых произведения современных французских и русских художников.

М.А. Морозов – продолжатель династии меценатов Морозовых, купец, предприниматель, коллекционер западноевропейской и русской живописи, скульптуры. Он старший сын известного московского купца Абрама Абрамовича Морозова и Варвары Алексеевны Морозовой (Хлудовой), старший брат коллекционера и мецената Ивана Абрамовича Морозова, муж знаменитой меценатки и хозяйки московского литературно-музыкального салона Маргариты Кирилловны Морозовой, отец Михаила Михайловича Морозова (Мики Морозова), учёного-шекспироведа и пианистки Марии Михайловны Морозовой (Фидлер). Потомственный почётный гражданин. Директор Товарищества Тверской мануфактуры, гласный Московской городской думы, почётный мировой судья, председатель купеческого собрания, коллежский асессор. Директор Русского музыкального общества.

Иван Абрамович Морозов (1871-1921)

В. Серов "Портрет И.А. Морозова"

Пополнил перешедшую после брата М.А. Морозова коллекцию большим количеством картин импрессионистов и постимпрессионистов. После революции собрание было национализировано и на его основе организован II Музей нового западного искусства (I Музеем было щукинское собрание). В 1940 г. коллекция была расформирована частично в Музей изобразительных искусств, частично в Эрмитаж. Например, в его коллекции была знаменитая картина П. Пикассо «Девочка на шаре».

П. Пикассо "Девочка на шаре"

Петр Иванович Щукин (1857-1912)

Петр Иванович Щукин

Собрал и подарил государству коллекцию, составившую основу коллекции Исторического музея. До конца жизни оставался хранителем музея и продолжал нести все расходы, платить жалование служащим и пополнять фонды музея.

Сергей Иванович Щукин (1854-1936)

Д. Мельников "Портрет С.И. Щукина"

Московский купец и коллекционер искусства, собрание которого положило начало коллекциям французской модернистской живописи в Эрмитаже и Государственном музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина.

Собрал богатейшую коллекцию картин современной западной живописи, признанных спустя годы шедеврами мирового искусства. По завещанию передал свое собрание в дар государству.

Э. Дега "Голубые танцовщицы"

Щукин покупал картины на свой вкус, предпочитая импрессионистов, а затем и постимпрессионистов. Щукину удалось собрать лучшие образцы современного ему французского искусства. Он признавался своей дочери: «Если, увидев картину, ты испытываешь психологический шок – покупай её» . В коллекции С.И. Щукина была, например, картина Э. Дега «Голубые танцовщицы», а также картины Моне, Пикассо, Гогена, Сезанна.

Федор Павлович Рябушинский (1886–1910)

Ф. Чумаков "Портрет Ф.П. Рябушинского"

Из семьи российских промышленников и банкиров. Был страстным путешественником, заинтересовался географией, интерес к которой привел его к идее организовать научную экспедицию на Камчатку. Со своим замыслом Ф. П. Рябушинский обратился в несколько научных учреждений Москвы и Петербурга, но не нашел у них поддержки. Только Русское географическое общество согласилось на участие в ее проведении.

На его средства экспедиция была проведена в 1908–1910 гг. и названа его именем.

Организационные вопросы экспедиции решались Ф. П. Рябушинским с учеными: океанографом Ю. М. Шокальским и картографом П. П. Семеновым-Тян-Шанским. Финансирование экспедиции взял на себя Ф. П. Рябушинский. Он и сам хотел в ней участвовать, но болезнь не позволила ему это осуществить. В 1910 году он умер от туберкулеза, но завещал родственникам довести экспедицию до конца.

Юрий Степанович Нечаев-Мальцов (1834–1913)

И. Крамской "Портрет Ю.С. Нечаева-Мальцова"

В 46 лет Нечаев-Мальцов неожиданно стал владельцем империи стекольных заводов, получив ее по завещанию. Его дядя, дипломат Иван Мальцов, был в Тегеране единственным, кто уцелел во время событий в русском посольстве в Тегеране, когда погиб поэт-дипломат Александр Сергеевич Грибоедов. Мальцов оставил дипломатию и продолжил семейный бизнес: стекольное производство в местечке Гусь. Он привез из Европы секрет цветного стекла и начал выпускать прибыльное оконное стекло. Всю эту хрустально-стекольную империю, вместе с двумя особняками в столице, расписанными Васнецовым и Айвазовским, и получил немолодой чиновник-холостяк Нечаев, а вместе с ними - и двойную фамилию.

Профессор Иван Цветаев (отец Марины Цветаевой), занимавшийся организацией в Москве Музея изящных искусств, познакомился с ним и убедил дать 3 миллиона для достройки Музея.

Ю.С. Нечаев-Мальцов не только не желал известности, но все 10 лет, пока создавался Музей, сохранял анонимность. 300 рабочих, нанятых Нечаевым-Мальцовым, добывали на Урале белый мрамор особой морозоустойчивости, а когда выяснилось, что 10-метровые колонны для портика сделать в России невозможно, зафрахтовал в Норвегии пароход. Из Италии он выписал искусных каменотесов.

На его деньги были основаны Техническое училище во Владимире, богадельня на Шаболовке и церковь в память убиенных на Куликовом поле.

Вход в Георгиевский собор, подаренный Ю. С. Нечаевым-Мальцовым городу Гусь-Хрустальный