Культура России XIX века. Московский государственный университет печати Развитие культуры в 19 веке кратко

Культура России в 19 веке уникальна. Это время невиданного расцвета всех видов искусства. Это время новых, ещё более прогрессивных открытий. Это время, когда творчество становится ближе к народу. Это время, начало которого считается «золотым веком» российской культуры.

Литература и журналистика.
Каждому, кто учился в школе, знакомы такие фамилии, как А. С. Пушкин, Л. Н. Толстой, М. Ю. Лермонтов, И. С. Тургенев, Н. В. Гоголь, Ф. М. Достоевский и многие другие. Все они писали в 19 веке.
Значительная роль в это время принадлежала также газетам и журналам, которых стало очень много. Некоторые из них были рупорами различных политических сил («Современник», «Вестник Европы», «Московские ведомости», «Отечественные записки» и др.)

Архитектура.
В первой половине столетия главенствовал поздний классицизм или ампир. Крупнейшие творения в этом стиле были созданы архитекторами А. Воронихиным (Казанский собор), А. Захаровым (Адмиралтейство), К. Росси (Александринский театр), О. Бове (Большой театр в Москве) и О. Монферран (Исаакиевский собор).
Вторая половина запомнилась распространением эклектики (смешения стилей) и псевдорусского стиля, представленного такими памятниками, как Московский Исторический музей (В. Шервуд), Храм Спаса-на-крови (А. Парланд).

Скульптура.
В начале века начинается работа над памятником Минину и Пожарскому, а в 1818 г. И. Мартос заканчивает свой труд. Известными скульпторами того времени также были: П. Клодт, М. Антокольский, П. Трубецкой и С. Конёнков. Кроме того, в 1880 году в Москве памятник А. С. Пушкину создаёт А. Опекушин.

Живопись.
В живописи в начале века сменяется стиль: от классицизма к романтизму. Портреты О. Кипренского и В. Тропинина, некоторые произведения К. Брюллова относят как раз к романтическому творчеству. Огромный труд также вложен в картину А. Иванова «Явление Христа народу». В творчестве А. Венецианова начало получает бытовой жанр, который находит своё продолжение в картинах П. Фёдорова, но больше в сатирической форме.
В следующую половину века главным становится обличительное изображение действительности. Такая тема показана в картинах В. Перова. Он был ещё и замечательным портретистом. В это же время происходит отделение ряда художников от академического искусства, и в 1870 г. появляется Товарищество передвижных художественных выставок. В него входили И. Репин, В. Васнецов, И. Айвазовский, А. Саврасов, И. Левитан, В. Суриков, И. Шишкин, и другие гениальные творцы. Руководителем объединения считался И. Крамской.

Театр и музыка.
Главными драматическими театрами того времени считались Александринский в Санкт-Петербурге и Малый в Москве. Великими актёрами, блиставшими на их сценах, были П. Мочалов, М. Щепкин, М. Ермолова, П. Стрепетова. В 1898 году начинает работу Московский Художественный театр (создатели К. Станиславский и В. Немирович-Данченко).
В музыке блестящее наследие оставил после себя М. Глинка - оперы «Иван Сусанин» и «Руслан и Людмила». Традиции, заложенные им, развивались дальше композиторами, которые в 1862 г. организовали «Могучую кучку». Это были М, Балакирев, М.Мусоргский, А. Бородин, Ц. Кюи и Н. Римский-Корсаков. Во второй половине 19 в. творил П. Чайковский. Наверняка, этого композитора знают многие, хотя бы за его балет «Лебединое озеро».

Образование и наука.
По реформе 1803 -1804 гг. на территории империи было выделено 6 учебных округов, центрами которых стали университеты, причём часть из них только ещё открыли свои двери. В правление же Николая II в образовании проводилась строго консервативная политика. Так, в 1835 году университеты были лишены автономии. С Александром II всё изменилось в противоположную сторону. Было объявлено о бессословности образования, наряду с государственными, частными и церковными появились земские школы. Грамотность резко возросла. Увеличивалось число учебных заведений. С восхождением на престол Александра III вновь возобладал консервативный курс.
Огромного подъёма в 19 веке добилась наука. Н. Лобачевский, Н.Зинин, Б. Якоби, Н. Пирогов, Ф. Беллинсгаузен и М. Лазарев, Н. Карамзин - видные учёные и исследователи первой половины столетия (далеко не все). Затем больших успехов добились Д. Менделеев, И. Сеченов, И. Мечников, К. Тимирязев, П. Яблочков, Н. Жуковский, В. Ключевский и другие. Фамилии, которые каждый может услышать на уроках в школе.
Как можно видеть, наследие чрезвычайно огромно. Как можно было заметить, между искусством и политической жизнью государства существует неразрывная связь, которая способствовала небывалому взлёту культуры России в 19 веке, наконец, занявшей достойно высокое место в мире.

Необычайный взлет отечественной культуры в первой половине XIX в. позволил назвать это время се «золотым иском». Если в экономическом и социально-политическом развитии Россия отставала от передовых европейских государств, то в культурных достижениях она не только шла вровень с ними, но и часто опережала.

Развитие русской культуры в первой половине XIX в. опиралось на преобразования предшествующего времени. Проникновение элементов капиталистических отношений в экономику усилило потребность в грамотных и образованных людях. Города стали основными культурными центрами. Новые социальные слои втягивались в общественные процессы. Культура развивалась на фоне все возрастающего национального самосознания русского народа и в связи с этим имела ярко выраженный национальный характер. Существенное влияние на литературу, театр, музыку, изобразительное искусство оказала Отечественная война 1812 г.

Однако консервативные тенденции в политике императоров Александра I и Николая I сдерживали развитие культуры. Правительство активно боролось с проявлениями передовой общественной мысли в литературе, публицистике, театре и живописи. Оно препятствовало широкому народному образованию. Крепостничество не давало возможности пользоваться высокими культурными достижениями всему населению. Культурные запросы и потребности верхушки общества были иными, чем у народа, у которого складывались собственные культурные традиции.

Уровень образованности общества является одним из показателей культурного состояния страны. В России в конце XVIII - начале XIX в. он был крайне невысок. Население, и главным образом крестьянство, было неграмотным или малограмотным. Поэтому усилия правительства Александра I были направлены на создание системы государственного образования. Она состояла из: одногодичных приходских школ; трехклассных уездных училищ; семиклассных гимназий. В эпоху Александра I образование было бессословным. При Николае I оно приняло замкнутый сословный характер: приходские школы для крестьян; уездные училища для детей купцов, ремесленников и других городских обывателей; гимназии для детей дворян и чиновников. Для дворянства, кроме того, открывались и специальные средние учебные заведения - кадетские корпуса и др. Лишь гимназическое образование или окончание специальных дворянских учебных заведений давало право поступления в университеты.

Образцовым учебным заведением стал с 1811 г. знаменитый Царскосельский лицей. Программа преподавания в нем почти соответствовала университетской. В лицее получили образование литераторы А. С. Пушкин, В. К. Кюхельбекер, И. И. Пущин, А. А. Дельвиг, М. Е. Салтыков-Щедрин; дипломаты А. М. Горчаков и Н. К. Гире; министр народного просвещения Д. А. Толстой; публицист Н. Я. Данилевский и др.

Широко была распространена система домашнего образования. В ней основное внимание уделялось изучению иностранных языков, словесности, музыки, живописи, правил поведения в обществе.

В первой половине XIX в. в России не было системы женского образования. Только для дворянок открыли несколько закрытых институтов (средних учебных заведений), созданных по образцу Смольного института благородных девиц. Программа была рассчитана на 7-8 лет обучения и включала арифметику, словесность, историю, иностранные языки, музыку, танцы, домоводство. В начале ХТХ в. в Петербурге и Москве были созданы школы для девушек, отцы которых имели обер-офицерское звание. В 30-е годы открылось несколько школ для дочерей гвардейских солдат и матросов-черноморцев. Однако основная масса женщин была лишена возможности получить даже начальное образование.

В политике правительства по отношению к начальному и среднему образованию доминировали консервативные тенденции. Многие государственные деятели осознавали растущую потребность в образованных или хотя бы грамотных людях. В то же время они боялись широкого просвещения народа. Эту позицию обосновал шеф жандармов А. X. Бенкендорф. «Не должно слишком торопиться с просвещением, чтобы народ не стал по кругу своих понятий в уровень с монархами и не посягнул тогда на послабление их власти». Под строгим правительственным контролем находились все программы образовательных учреждений. Они усиленно наполнялись религиозным содержанием и принципами, воспитывавшими монархические чувства.

Однако даже в этих сложных условиях высшее образование продолжало развиваться. Открывались новые университеты в Дерите (ныне г. Тарту), Петербурге (на базе Педагогического института), Казани, Харькове. Юридический статус университетов определялся Уставами 1804 и 1835 гг. В последнем наглядно проявилось усиление консервативной линии в политике правительства. Университеты потеряли свою автономию, а повышение платы за обучение больно ударило по малоимущим слоям молодежи, стремившейся к знаниям для подготовки квалифицированных кадров были созданы специальные высшие учебные заведения: Медико-хирургическая академия, Технологический, Строительный и Межевой институты, Высшее училище правоведения, Лазаревский институт восточных языков и др.

Университеты и институты стали основными центрами, пропагандировавшими современные научные достижения и формировавшими национальное самосознание. Большой популярностью пользовались публичные лекции профессоров Московского университета по проблемам отечественной и всеобщей истории, коммерческим и естественным наукам. Особую известность приобрели лекции по всеобщей истории профессора Т. Н. Грановского.

Несмотря на препятствия, чинимые правительством, происходила демократизация состава студенчества. Разночинцы (выходцы из недворянских слоев) стремились получить высшее образование. Многие из них занимались самообразованием, пополняя ряды складывавшейся русской интеллигенции. Среди них поэт А. Кольцов, публицист Н. А. Полевой, А. В. Никитенко, бывший крепостной, выкупленный на свободу и ставший литературным критиком и академиком Петербургской академии наук.

Наука

В отличие от XVIII в., для которого был характерен энциклопедизм ученых, в первой половине XIX в. началась дифференциация наук, выделение самостоятельных научных дисциплин (естественных и гуманитарных). Наряду с углублением теоретических познаний все большее значение приобретали научные открытия, имевшие прикладное значение и внедрявшиеся, хотя и медленно, в практическую жизнь.

Для естественных наук были характерны попытки более глубокого проникновения в понимание основных законов природы. Исследования философов (физика и агробиолога М. Г. Павлова, медика И. Е. Дядьковского) внесли значительный вклад в этом направлении. Профессор Московского университета биолог К. Ф. Рулье еще до Ч. Дарвина создал эволюционную теорию развития животного мира. Математик Н. И. Лобачевский в 1826 г., опередив современных ему ученых, создал теорию «неевклидовой геометрии». Церковь объявила ее еретической, а коллеги признали правильной лишь в 60-е годы XIX в. В 1839 г. завершилось строительство здания Пулковской астрономической обсерватории. Она была оснащена современной для того времени аппаратурой. Обсерваторию возглавил астроном В. Я. Струве, обнаруживший концентрацию звезд в главной плоскости Млечного Пути.

В прикладных науках особенно важные открытия были сделаны в области электротехники, механики, биологии и медицины. Физик Б. С. Якоби в 1834 г. сконструировал электромоторы, работавшие от гальваничсеких батарей. Академик В. В. Петров создал ряд оригинальных физических приборов и положил начало практическому применению электричества. П. Л. Шиллинг создал первый записывающий электромагнитный телеграф. Отец и сын Е. А. и М. Е. Черепановы на Урале построили паровой двигатель и первую железную дорогу на паровой тяге. Химик Н. Н. Зинин разработал технологию синтеза анилина - органического вещества, употреблявшегося для закрепления красок в текстильной промышленности. П. П. Аносов раскрыл утерянный в Средние века секрет изготовления булатной стали. Н. И. Пирогов впервые в мире начал делать операции под эфирным наркозом, широко применял антисептические средства в военно-полевой хирургии. Профессор А. М. Филомафитский разработал методику использования микроскопа для исследования элементов крови и совместно с Н. И. Пироговым метод внутривенного наркоза.

Складывание России как великой евразийской державы, ее геополитические интересы требовали активного исследования не только прилегающих к ней территорий, но и отдаленных районов земного шара. Первая русская кругосветная экспедиция была предпринята в 1803-1806 гг. под командованием И. Ф. Крузенштерна и Ю. Ф. Лисянского. Экспедиция прошла от Кронштадта до Камчатки и Аляски. Изучались острова Тихого океана, побережье Китая, остров Сахалин и полуостров Камчатка. Позднее Ю. Ф. Лисянский, проделав путь от Гавайских островов до Аляски, собрал богатые географические и этнографические материалы об этих территориях. В 1819-1821 гг. во главе с Ф. Ф. Беллинсгаузеном и М. П. Лазаревым была осуществлена русская экспедиция, которая 16 января 1820 г. открыла Антарктиду. Ф. П. Литке изучал Северный Ледовитый океан и территорию Камчатки. Г. И. Невельской открыл устье Амура, пролив между Сахалином и материком, доказав, что Сахалин - остров, а не полуостров, как полагали ранее. О. Е. Коцебу исследовал западное побережье Северной Америки и Аляску. После этих экспедиций многие географические объекты на карте мира были названы русскими именами.

Гуманитарные науки выделились в особую отрасль и успешно развивались. В начале XIX в. и особенно после Отечественной войны 1812 г. усилилось стремление познать русскую историю как важный элемент национальной культуры. При Московском университете было создано Общество истории и древностей российских. Начались интенсивные поиски памятников древнерусской письменности. В 1800 г. было опубликовано «Слово о полку Игореве» — выдающийся памятник древнерусской литературы XII а. Археографическая комиссия развернула работу по сбору и публикации документов по русской истории. Начались первые археологические раскопки на территории России.

В 1818 г. были изданы первые 8 томов «Истории государства Российского» Н. М. Карамзина. Консервативно-монархическая концепция этого труда вызвала неоднозначный отклик общественности: одни (крепостники) превозносили автора, другие (будущие декабристы) порицали его. 19-летний А. С. Пушкин откликнулся дружеской и ироничной эпиграммой:

«В его «Истории» изящность, простота

Доказывают нам, без всякого пристрастья,

Необходимость самовластья - И прелести кнута».

Н. М. Карамзин своим трудом пробудил интерес многих писателей к отечественной истории. Под его влиянием были созданы «Исторические думы» К. Ф. Рылеева, трагедия «Борис Годунов» А. С. Пушкина, исторические романы И. И. Лажечникова и Н. В. Кукольника.

Для следующих поколений историков (К. Д. Кавелин, Н. А. Полевой, Т. Н. Грановский, М. П. Погодин и др.) было характерно стремление по-новому осмыслить русскую историю, понять закономерности и специфику ее развития, связь и отличие от западно-европейской. При этом углублялось размежевание теоретико-философских позиций, исторические наблюдения использовались для обоснования своих политических взглядов и программы будущего устройства России. В конце 40-х годов начал свои исследования корифей русской исторической науки С. М. Соловьев. Его научная деятельность в основном протекала в 50-70-х годах XIX в. Он создал 29-томную «Историю России с древнейших времен» и множество других работ по разным проблемам отечественной истории.

Важной задачей в процессе становления национальной культуры была разработка правил и норм русского литературного и разговорного языка. Это имело особое значение в связи с тем, что многие дворяне не умели ни строчки написать по-русски, не читали книги на родном языке. Существовали различные мнения о том, каким быть русскому языку. Часть ученых выступала за сохранение архаизмов, характерных для XVIII в. Некоторые выражали протест против низкопоклонства перед Западом и использования иностранных слов (преимущественно французских) в русском литературном языке. Большое значение для решения этой проблемы имели создание словесного отделения в Московском университете и деятельность Общества любителей российской словесности. Разработка основ русского литературного языка окончательно осуществилась в творчестве писателей Н. М. Карамзина, А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя и др. Публицист Н. И. Греч написал «Практическую русскую грамматику».

Просветительская деятельность

Распространению знаний способствовали многие научные общества: Географическое, Минералогическое, Московское общество испытателей природы, упомянутые выше Общество истории и древностей российских, Общество любителей российской словесности. Они устраивали публичные лекции, печатали отчеты и сообщения о наиболее выдающихся достижениях отечественной науки, финансировали различные исследования.

Особое значение для просвещения народа играло издание книг.

В начале XIX в. существовали лишь государственные типографии, в 30 - 40-е годы распространилось частное книгоиздательство. Оно прежде всего связано с именем А. Ф. Смирдина, которому удалось удешевить стоимость книг, увеличить тиражи и сделать книгу широко доступной. Он был не только предпринимателем, но и известным издателем-просветителем.

В первой половине XIX в. заметно оживилось газетное и журнальное дело. Кроме «Санкт-Петербургских» и «Московских ведомостей» появились многие частные газеты («Северная пчела», «Литературная газета» и др.)- Первым русским общественно-политическим журналом был «Вестник Европы», основанный Н. М. Карамзиным. Материалы патриотического содержания публиковались в журнале «Сын Отечества». Огромной популярностью в 30-50-е годы пользовались литературно-художественные журналы «Современник» и «Отечественные записки», в которых сотрудничали В. Г. Белинский, А. И. Герцен и другие прогрессивные общественные деятели.

В 1814 г. в Петербурге появилась первая публичная библиотека, ставшая национальным книгохранилищем. В дальнейшем публичные и платные библиотеки открывались во многих провинциальных городах. Нередки стали крупные частные книжные коллекции в домах не только богатых людей.

В первой половине XIX в. начали открываться общедоступные музеи, ставшие местом хранения вещественных, письменных и изобразительных памятников, представлявших историческую, культурную и художественную ценность. Примечательно, что музейное дело более быстрыми темпами развивалось в провинциальных городах: Барнауле, Оренбурге, Феодосии, Одессе и др. В 1831 г. был основан Румянцевский музей в Петербурге. Он содержал книги, рукописи, монеты, этнографические коллекции. Все это было собрано графом Н. П. Румянцевым и передано после его смерти государству. В 1861 г. собрание было перевезено в Москву и послужило основой Румянцевской библиотеки (ныне - Российская государственная библиотека). В 1852 г. коллекция произведений искусства в Эрмитаже была открыта для публичного доступа.

Распространению знаний способствовали также ежегодные с конца 20-х годов XIX в. всероссийские промышленные и сельскохозяйственные выставки.

Литература

Именно расцвет литературы позволил определить первую половину XIX в. как «золотой век» русской культуры. Писатели, отражавшие российскую действительность, занимали разные общественно-политические позиции. Существовали различные художественные стили (методы), сторонники которых придерживались противоположных убеждений. В литературе первой половины XIX в. закладывались те основополагающие принципы, которые определили ее дальнейшее развитие: народность, высокие гуманистические идеалы, гражданственность и чувство национального самосознания, патриотизм, поиски социальной справедливости. Литература становилась важным средством формирования общественного сознания.

На рубеже XVIII-XIX вв. классицизм уступил место сентиментализму. В конце своего творческого пути к этому художественному методу пришел поэт Г. Р. Державин. Главным представителем русского сентиментализма был писатель и историк Н. М. Карамзин (повесть «Бедная Лиза») и др.

Русский сентиментализм просуществовал недолго. Героические события войны 1812 г. способствовали появлению романтизма. Он был широко распространен и в России, и в других европейских странах. В русском романтизме существовало два течения. В творчестве В. А. Жуковского проявился «салонный» романтизм. В балладах он воссоздал мир поверий, рыцарских легенд, далеких от реальной действительности. Другое течение в романтизме представляли поэты и писатели - декабристы (К. Ф. Рылеев, В. К. Кюхельбекер, д. А. Бестужев-Марлинский). Они призывали к борьбе против самодержавно-крепостнических порядков, выступали за идеалы свободы и служения Родине. Романтизм оказал заметное влияние на раннее творчество А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова.

Во второй четверти XIX в. в европейской литературе начал утверждаться реализм. В России его основоположником стал А. С. Пушкин. После создания романа «Евгений Онегин» этот художественный метод стал доминирующим. В творчестве М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя, Н. А. Некрасова, И. С. Тургенева, И. А. Гончарова отчетливо проявились характерные черты реализма: правдивое отображение действительности во всем ее многообразии, внимание к простому человеку, обнажение отрицательных явлений жизни, глубокие раздумья о судьбах Родины и народа.

Большое значение для развития литературы имела деятельность «толстых» литературных журналов «Современник» и «Отечественные записки». Основателем «Современника» был А. С. Пушкин, а с 1847 г. его возглавили Н. А. Некрасов и В. Г. Белинский. В 40-е годы XIX в. «Отечественные записки» сплачивали вокруг себя наиболее талантливых писателей того времени - И. С. Тургенева, А. В. Кольцова, Н. А. Некрасова, М. Е. Салтыкова-Щедрина. В этих журналах возникло новое явление для России - литературная критика. Они стали и центрами литературных объединений, и выразителями разных общественно-политических взглядов. В них отражалась не только литературная полемика, но и идейная борьба.

Развитие литературы происходило в сложных социально-политических условиях. Ее постоянное соприкосновение с передовыми течениями общественной мысли вынуждало правительство применять к литераторам запретительные и репрессивные меры. В 1826 г. цензурный устав, названный современниками «чугунным», сменил прежний (1804 г.), более либеральный. Теперь цензор мог по своему усмотрению кромсать текст, убирая из него все, что ему казалось оскорбительным для самодержавия и церкви. «История нашей литературы, по словам А. И. Герцена,- это или мартиролог, или реестр каторги». А. И. Полежаев и Т. Г. Шевченко были отданы в солдаты. А. И. Герцен и Н. П. Огарев за свои первые литературные опыты сосланы. А. А. Бестужев-Марлинский убит во время Кавказской войны.

Театр. В первой половине XIX в. в России театральная жизнь вступила в новую фазу. Существовали различные виды театров. По-прежнему широко были распространены крепостные театры, принадлежавшие русским аристократическим фамилиям (Шереметевым, Апраксиным, Юсуповым и др.). Государственных театров было немного (Александринский и Мариинский в Петербурге, Большой и Малый в Москве). Они находились под мелочной опекой администрации, которая постоянно вмешивалась в репертуар и подбор актеров. Это тормозило театральное творчество. Начали появляться частные театры, которые то разрешались, то запрещались властями.

Драматический театр развивался под воздействием тех же тенденций, что и литература. В нем в начале XIX в. господствовали классицизм и сентиментализм. Позднее появились романтические пьесы. Ставились произведения европейских (Ф. Шиллер, В. Шекспир) и отечественных авторов. Особенно популярен был Н. В. Кукольник, написавший ряд исторических пьес. Большим успехом пользовались сатирические комедии Д. И. Фонвизина и И. А. Крылова. В 30 - 40-е годы XIX в. под влиянием отечественной литературы в театральном репертуаре стали утверждаться реалистические традиции. Крупным событием культурной жизни России стала постановка пьесы Н. В. Гоголя «Ревизор».

Талантливые артисты - В. А. Каратыгин, П. С. Мочалов, Е. С. Семенова и др.- закладывали основы русской театральной школы. В Малом театре, исповедовавшем реалистические традиции, в роли Фамусова («Горе от ума») и Городничего («Ревизор») прославился М. С. Щепкин. Он вошел в историю театра как реформатор актерского мастерства. В Александринском театре реалистические образы Хлестакова в «Ревизоре» и Митрофанушки в «Недоросле» создал А. Е. Мартынов.

Балет

Особое место в культурной жизни России занимало балетное театральное искусство. Оно развивалось в тесной связи и под влиянием отечественной литературы. Уходили в прошлое балеты «чистейшего классицизма». Им на смену приходили сентиментальные мелодрамы и романтические постановки. Кроме балетных дивертисментов, сопровождавших оперы или имевших самостоятельный характер, в репертуаре появились балеты, сюжет которых был подсказан отечественной литературой («Руслан и Людмила», «Бахчисарайский фонтан», «Кавказский пленник» А. С. Пушкина). В либретто балетов использовались мифология, сказки, события из реальной истории разных стран.

Своим успехом балет в России обязан балетмейстеру, педагогу и драматургу Ш. Дидло. Он создал основы русского классического балета, использовав национальные мотивы и традиции европейского танцевального искусства. Под его руководством на Петербургской сцене блистали А. С. Новицкая, А. И. Истомина, А. А. Лихутина и др.

Музыка

В первой половине XIX в. открылась новая страница в истории отечественной музыкальной культуры. Композиторы не стремились к заимствованиям у немецкой, итальянской и французской школ. Многовековое народное творчество создало основу для развития национальной музыкальной школы. Сочетание народных мотивов с романтизмом обусловило появление особого жанра - русского романса (А. А. Алябьев, А. Е. Варламов, А. Л. Гурилев).

Особое место в истории русского музыкального искусства занимал композитор М. И. Глинка. В его творчестве искусно переплетались классические каноны европейской музыкальной культуры с русскими народными мелодиями. Оперы «Жизнь за царя» по либретто Н. В. Кукольника, «Руслан и Людмила» по мотивам поэмы А. С. Пушкина заложили основы русского оперного искусства. Кроме опер, М. И. Глинка писал романсы, этюды, хоры и струнные квартеты. Он был родоначальником всех основных жанров национальной классической музыки.

Реалист и новатор А. С. Даргомыжский вводил в свои произведения бытовые сюжеты и народные песенные мелодии, удачно развивал приемы и средства музыкальной выразительности в операх «Русалка» и «Каменный гость». Крупным представителем романтического направления в музыке был композитор А. Н. Верстовский (опера «Аскольдова могила»).

Живопись и скульптура

Для русского изобразительного искусства также были характерны романтизм и реализм. Однако официально признанным методом был классицизм. Академия художеств стала консервативным и косным учреждением, препятствовавшим любым попыткам свободы творчества. Она требовала строго следовать канонам классицизма, поощряла написание картин на библейские и мифологические сюжеты. Молодых талантливых русских художников не удовлетворяли рамки академизма. Поэтому они чаще, чем прежде, обращались к портретному жанру.

Ярким представителем романтизма в живописи был О. А. Кипренский, кисти которого принадлежат несколько замечательных картин. Его портрет молодого, овеянного поэтической славой А. С. Пушкина является одним из лучших в создании романтического образа.

Реалистическую манеру отражали произведения В. А. Тропинина. Он тоже написал портрет А. С. Пушкина. Перед зрителем предстает умудренный жизненным опытом, не очень счастливый человек. Чаще всего В. А. Тропинин обращался к изображению людей из народа («Кружевница», «Портрет сына» и др.).

Художественные и идейные искания русской общественной мысли, ожидание перемен отразились в картинах К. П. Брюллова «Последний день Помпеи» и А. А. Иванова «Явление Христа народу».

В первой половине XIX в. в русскую живопись входит бытовой сюжет. Одним из первых к нему обратился А. Г. Венецианов. Она посвятил свои картины «На пашне», «Захарка», «Утро помещицы» изображению крестьян. Его традиции продолжил П. А. Федотов. Его полотна реалистичны, наполнены сатирическим содержанием, разоблачающим торгашескую мораль, быт и нравы верхушки общества («Сватовство майора», «Свежий кавалер» и др.). Современники справедливо сравнивали П. А. Федотова в живописи с Н. В. Гоголем в литературе.

На рубеже XVIII-XIX вв. наметился подъем русской скульптуры. И. П. Мартос создал первый в Москве памятник - К. Минину и Д. Пожарскому на Красной площади. По проекту А. А. Монфсррана была воздвигнута 47-метровая колонна на Дворцовой площади перед Зимним дворцом как памятник Александру I и монумент в честь победы в войне 1812 г. Б. И. Орловскому принадлежат памятники М. И. Кутузову и М. Б. Барклаю де Толли в Петербурге. П. К. Клодт был автором четырех конных скульптурных групп на Аничковом мосту и конной статуи Николая I. Ф. П. Толстой создал серию замечательных барельефов и медалей, посвященных Отечественной войне 1812 г.

Архитектура и градостроительство

Русская архитектура первой половины XIX в. связана с традициями позднего классицизма. Характерная черта - создание крупных ансамблей. Это особенно проявилось в Петербурге, в котором многие кварталы поражают своим единством и гармоничностью. По проекту А. Д. Захарова было воздвигнуто здание Адмиралтейства. От него разошлись лучи петербургских проспектов. Стрелку Васильевского острова украсило здание Биржи и ростральные колонны (архитектор Т. де Томон). Невский проспект приобрел завершенный вид после возведения А. Н. Воронихиным Казанского собора. По проекту А. А. Монферрана был создан Исаакиевский собор - самое высокое здание России того времени. К. И. Росси закончил формирование петербургских ансамблей зданиями Сената, Синода, Александринского театра и Михайловского дворца. Именно в первой половине XIX в. Петербург стал подлинным шедевром мирового зодчества.

Сгоревшая в 1812 г. Москва тоже отстраивалась в традициях классицизма, но с меньшим размахом, чем Петербург. О. И. Бове оформил ансамбль Театральной площади, возведя здания Малого и Большого театров. Крупным архитектурным ансамблем стала Манежная площадь со зданиями Университета (перестроенными Д. И. Жилярди), Манежа и Александровского сада (архитектор О. И. Бове). Грандиозное здание Манежа было построено в честь пятилетия победы над Наполеоном и для смотра войск, возвращавшихся в 1817 г. из заграничного похода. В дальнейшем это здание использовалось для проведения парадов, для сельскохозяйственных и этнографических выставок, музыкальных концертов.

В 30-х годах классицизм в архитектуре с его лаконичностью, строгостью линий и форм начал сменяться «русско-византийским стилем». К. А. Тон преобразил территорию Кремля, построив Большой Кремлевский дворец и здание Оружейной палаты. По его проекту в 1839 г. был заложен храм Христа Спасителя как символ избавления от нашествия французов в 1812 г. (Строительство было завершено лишь в 1883 г.)

Существенные преобразования затронули лишь центр старой стопины России. В целом же ее облик изменился мало, она оставалась деревянной и архаично застроенной. На Красной площади располагались многочисленные торговые ряды и лавки, заслонявшие ее красоту. Тверскую улицу обрамляли сады и огороды. За Тверской заставой (в районе нынешнего Белорусского вокзала) простиралось огромное поле, на котором охотники травили зайцев. Весьма образно обрисовал Москву той поры поэт П. А. Вяземский:

«…здесь чудо - барские палаты

С гербом, где венчан знатный род.

Вблизи на курьих ножках хаты

И с огурцами огород».

Подражая обеим столицам, преображались и провинциальные города. Там работали талантливые архитекторы Я. Н. Попов, В. П. Стасов и др. По проекту В. П. Стасова в Омске был возведен Никольский казачий собор. В Одессе по проекту А. И. Мельникова создан ансамбль Приморского бульвара с полукруглыми зданиями, обращенными к морю, и в центре с памятником герцогу Ришелье - создателю и первому губернатору Одессы. Ансамбль завершала величественная лестница, ведущая к морю.

В целом в первой половине XIX в. Россия добилась впечатляющих успехов в области культуры. В мировой фонд навечно вошли произведения многих русских писателей, художников, скульпторов, архитекторов и композиторов. Завершился процесс складывания русского литературного языка и в целом - формирования национальной культуры. Традиции, заложенные в первой половине XIX в., развивались и приумножались в последующее время.

1. Русская культура XIX века. Особенности «Золотого века» классического русского искусства.

2. Культурология как наука: методы и основные направления.

Тестовое задание

Используемая литература.

1. Русская культура XIX века. Особенности «Золотого века» классического русского искусства .

Необычайный взлет отечественной культуры в первой половине 19 в. позволил назвать это время «золотым веком». Если в экономическом и социально-политическом развитии Россия отставала от передовых европейских государств, то в культурных достижениях она не только шла вровень с ними, но и часто опережала.

Развитие русской культуры в первой половине 19 в. опиралось на преобразования предшествующего времени. Проникновение элементов капиталистических отношений в экономику усилило потребность в грамотных и образованных людях. Города стали основными культурными центрами. Новые социальные слои втягивались в общественные процессы. Культура развивалась на фоне все возрастающего национального самосознания русского народа и в связи с этим имела ярко выраженный национальный характер. Существенное влияние на литературу, театр, музыку и изобразительное искусство оказала Отечественная война 1812 года.

Однако консервативные тенденции в политике императоров Александра 1 и Николая 1 сдерживали развитие культуры. Правительство активно боролось с появлением передовой мысли в литературе, публицистике, театре и живописи. Оно препятствовало широкому народному образованию. Крепостничество не давало возможности пользоваться высокими достижениями всему населению. Культурные запросы и потребности верхушки общества были иными, чем у народа, у которого складывались собственные культурные традиции.

Архитектура и скульптура. Конец 18 и начало 19 вв. – это эпоха классицизма в русском зодчестве, наложившая яркий отпечаток на архитектурный облик обеих столиц и других городов.

Классицизм – европейское культурно-эстетическое течение, которое ориентировалось на античное (древнегреческое и древнеримское) искусство, на античную литературу и мифологию. В русской литературе век классицизма был сравнительно короток и неярок, в русской музыке почти не было классицизма, зато в живописи и особенно в архитектуре он оставил подлинные шедевры.

Еще в середине 18 в. Петербург был городом одиночных архитектурных ансамблей, утопал в зелени усадеб и был во многом похож на старую Москву. Затем началась регулярная застройка города вдоль прорезавших его проспектов, лучами расходившихся от Адмиралтейства. Петербургский классицизм – это архитектура не отдельных зданий, а целых проспектов и ансамблей, поражающих своей уравновешенностью, единством, гармоничностью.

Работа по упорядочению центра Петербурга началась с возникновения здания Адмиралтейства по проекту Андрея Дмитриевича Захарова (1761-1811). В громадном здании архитектор выделил центральную башню. Принципиальное значение имело возведение в начале 19 в. здания Биржи на стрелке Васильевского острова. Именно это здание должно было объединить ансамбли, сложившиеся вокруг самого широкого участка русла Невы. Проектирование Биржи и оформление стрелки было поручено французскому архитектору Тома де Томону. В доработке проекта участвовал А.Д.Захаров.

Невский проспект, приобрел вид цельного архитектурного ансамбля с постройкой в 1801 – 1811 гг. Казанского собора. Автор проекта Андрей Никифорович Воронихин (1759-1814), взял за образец собор св. Петра в Риме, творение великого Микеланджело. Перед собором были поставлены памятники Кутузову и Барклаю-де-Толли, выполненные Б.И.Орловским.

В 40 – 50-е годы 19в. Невский проспект украсили бронзовые скульптуры Петра Карловича Клодта (1805-1867) «Укротители коней», установленные на устоях Аничкова моста через Фонтанку. Еще одна работа Клодта – памятник Николаю 1 на Исаакиевской площади в Петербурге. Император изображен верхом на лошади.

Сорок лет, с 1818 по 1858 г., строился Исаакиевский собор в Петербурге – самое большое здание, возведенное в России в первой половине 19в. Внутри собора одновременно могут находиться 13 тысяч человек. Проект был разработан французским архитектором Огюстом Монферраном (17886-1858). Фигура ангела, держащего крест, была выполнена Б.И.Орловским. Ему же принадлежит памятники М.И.Кутузову и М.Б.Барклаю де Толли в Петербурге.

Карл Иванович Росси (1775-1849), сын итальянской балерины, родился и жил в России. По проекту Росси были построены здания Сената и Синода, Александровского театра, Михайловского дворца (ныне – Русский музей). Не ограничиваясь возведением отдельных зданий, знаменитый маэстро перестраивал и переоформлял прилегающие к ним улицы и площади.

Московский классицизм был характерен отдельными зданиями, а не ансамблями. Трудно было создать архитектурные ансамбли на изогнутых улицах с наслоением разных эпох. Даже пожар 1812 г. не переломил традиционное разностилье московских улиц, живописную хаотичность застройки.

После пожара в Москве были возведены такие выдающиеся по красоте здания, как Большой театр, Александровский сад и Манеж (архитектор О.И.Бове, инженер А.А.Бетанкур), Опекунский дворец на Солянке (архитектор Д.И.Жидярди). На Красной площади был воздвигнут памятник Минину и Пожарскому – произведение Ивана Петровича Мартоса (1754-1835). Следуя традициям классицизма, скульптур облачил своих героев в античные одежды.

В целом, однако, московский классицизм не отличался такой величественной монументальностью, как петербургский. Для Москвы были характерны небольшие особняки усадебного типа. Московский классицизм более свободен, порою трогательно наивен (когда портик приделывался к оштукатуренному деревянному зданию) и более приближен к человеку.

В 1839-1852 гг. по проекту немецкого архитектора Лео Кленце в Петербурге было построено здание Нового Эрмитажа. Спокойное равновесие его частей, декоративное оформление в новогреческом стиле, мощные гранитные атланты у входа – все это создавало впечатляющий образ музея – хранилища шедевров мирового искусства.

Работа Тона понравились Николаю 1. Архитектор получил два крупных заказа для Москвы. В 1838-1849 гг. под его руководством был построен Большой Кремлевский дворец и здание Оружейной палаты. В 1839 г. на берегу Москвы-реки был заложен храм Христа Спасителя. Торжественное освящение храма Христа Спасителя состоялось в 1883 г. В его строительстве участвовали многие талантливые русские скульпторы, художники, инженеры, литейщики, каменотесы. В храме были установлены мраморные доски с именами убитых и раненых офицеров, сообщалось о числе погибших солдат в каждом сражении, были увековечены имена людей, пожертвовавших свои сбережения на дело победы. Величественная стометровая громада храма органично вписалась в силуэт Москвы.

Русская живопись. Для русского изобразительного искусства также были характерны романтизм и реализм. Однако официально признанным методом был классицизм. Академия художеств стала консервативным и косным учреждением, препятствовавшим любым попыткам свободы творчества. Она требовала строго следовать канонам классицизма, поощряла написание картин на библейские и мифологические сюжеты. Молодых талантливых русских художников не удовлетворяли рамки академизма. Поэтому они чаще, чем прежде, обращались к портретному жанру.

Два замечательных портретиста своего времени – Орест Адамович Кипренский (1782-1836) и Василий Андреевич Тропинин (1776-1857) – Оставили нам прижизненные портреты Пушкина. У Кипренского Пушкин выглядит торжественно и романтично, в ореоле поэтической славы. На портрете Тропинина поэт по-домашнему обаятелен.

В 1803 г. на раскопках античного города Помпеи побывал русский художник Карл Петрович Брюллов. Он гулял по древним мостовым, любовался фресками, и в его воображении вставала та трагическая ночь августа 79 г. н. э., когда город был засыпан раскаленным пеплом и пемзой проснувшегося Везувия. Через три года картина «Последний день Помпеи» совершила триумфальное шествие из Италии в Россию. В это время начинается эпоха академической живописи.

Поистине с пушкинским изяществом он умел запечатлеть на холсте и красоту обнаженного человеческого тела, и дрожание солнечного луча на зеленом листе. Немеркнувшими шедеврами русской живописи навсегда останутся его полотна «Всадница», «Вирсавия», «Итальянское детство», многочисленные парадные и интимные портреты. Однако художник всегда тяготел к большим историческим темам, к изображению значительных событий человеческой истории.

Своей вершины академическая живопись достигла в творчестве Александра Андреевича Иванова (11806-1858). Более 20 лет работал он над картиной «Явление Христа народу», в которую вложил всю мощь и яркость своего таланта. На переднем плане его грандиозного полотна в глаза бросается мужественная фигура Иоанна Крестителя, указывающего народу на приближающегося Христа. Его фигура дана в отдалении. Он еще не пришел, он идет, он обязательно придет, говорит художник. И светлеют, очищаются лица и души тех, кто ожидает Спасителя.

В первой половине 19 в. в русскую живописи входит бытовой сюжет. Одним из первых к нему обратился А.Г.Венецианов. Он посвятил свои картины «На пашне», «Захарка», «Утро помещицы» изображению крестьян. Его традиции продолжил Павел Андреевич Федотов (1815-1852). Свой путь художника-сатирика он начинал, будучи офицером-гвардейцем. Тогда он делал веселые, озорные зарисовки армейского быта. В 1842 г. на академической выставке была представлена его картина «Свежий кавалер».

Лучшие творения художников попали в коллекции вельмож, оседали в запасниках Академии художеств. Их мало кто видел. Создание общедоступных художественных музеев в России началось в 1852 г., когда открыл свои двери Эрмитаж. Дворцовое собрание художественных сокровищ было превращено в национальный музей, доступный для публики.

Театр и музыка. В первой половине 19 в. в России театральная жизнь вступает в новую фазу. Существовали различные виды театров. По прежнему широко были распространены крепостные театры, принадлежавшие русским аристократическим фамилиям (Шереметьевым, Апраксиным, Юсуповым и др.). Государственных театров было немного (Александринский и Мариинский в Петербурге, Большой и Малый в Москве). Начали появляться частные театры, которые то разрешались, то запрещались властями.

Начало 19 в. стало временем подъема русской культуры. В его основе лежали факторы сближения России с Европой, рост национального самосознания, связанный с событиями 1812 г., возникновение оппозиционных течений в обществе.

В стране продолжалось становление национального просвещения. Для работы в промышленности, науке, армии и государственных учреждениях требовалось огромное количество грамотных специалистов. Просвещение стало приоритетным направлением государственной политики. В 1802 г. образовано Министерство народного просвещения. Основаны университеты в Петербурге, Казани, Харькове и Киеве. Открылись высшие специальные учебные заведения, технические инженерные институты и лицеи, в которых готовились государственные чиновники. В России была создана 4-ступенчатая система образования, предусматривающая преемственность между учебными заведениями различных уровней. Число учащихся низших и средних школ возрастает с 120 до 450 тыс. человек. Школы были социально обособлены и подчеркивали сословный характер образования.

Начало века характеризуется развитием книгопечатания и издательства периодической литературы. В 1850 г. в России издавались общественно-политические и литературные журналы: «Вестник Европы» (изд. Н.М.Карамзин), «Северный вестник» (изд. Н.С.Глинка), «Телескоп» (изд. Н.И.Надеждин), «Московский телеграф» (изд. Н.А.Полевой), «Отечественные записки» (изд. А.А.Краевский), «Современник» (изд. А.С.Пушкин, Н.А.Некрасов).

Мировое признание получили научные труды русских ученых. Н.И.Лобачевский в 1825 г. создал неевклидову геометрию. В.В.Петров заложил основы электрохимии и электрометаллургии. Физик Б.С.Якоби сконструировал электродвигатель и открыл новую область техники - гальванопластику. Химик Н.Н.Зинин положил начало анилинокрасочной промышленности. Н.И.Пирогов стал основоположником анатомо-экспериментального направления в хирургии. Он впервые применил эфирный наркоз в хирургии. В 1839 г. была открыта Пулковская обсерватория.

В начале века были организованы многочисленные научные экспедиции по исследованию Ледовитого и Тихого океанов. Дальнего Востока и Средней Азии. В 1803-1806 гг. организованы экспедиции Ю.Ф.Лисянского и И.Ф.Крузенштерна. В 1819-1821 гг. состоялось кругосветное плавание М.П.Лазарева и Ф.Ф.Беллинсгаузена, открыта Антарктида.

Ведущей областью культуры стала литература. Складывается современный литературный язык. Происходит смена различных эстетических направлений: сентиментализм сменяется романтизмом, на смену которого, в свою очередь, приходит реализм.

Ярким представителем русского сентиментализма был Н.М.Карамзин. Романтизм зародился во времена Отечественной войны 1812 г. и был воспет В.А.Жуковским и поэтами-декабристами К.Ф.Рылеевым, В.К.Кюхельбекером, А.А.Бестужевым.

Романтизмом проникнуты ранние произведения А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова. Во второй четверти 19 в. в литературе начинает утверждаться реализм. Его представителями являются Н.А.Некрасов, И.С.Тургенев, А.Н.Островский, И.А.Гончаров, М.Е.Салтыков-Щедрин.

Признанным стилем в русском изобразительном искусстве долгое время оставался классицизм. Однако в 19 в. традиции классицизма стали сочетаться с романтизмом. Это выразилось в работах портретистов К.П.Брюллова, О.А.Кипренского, В.А.Тропинина, художников А.Г.Венецианова, П.А.Федотова.

В музыке произошла смена идейно-эстетических направлений, шел процесс внедрения народных мелодий и русской национальной тематики. Путь через романтику к реализму прослеживается в произведениях А.С.Даргомыжского. А.А.Алябьева, А.Е.Варламова, А.Л.Гурилева, М.И.Глинки.

В архитектуре наступила пора позднего классицизма, проповедующего монументальность, строгость и простоту - Адмиралтейство (А.Д.Захаров), Большой театр (А.А.Михайлов, О.И.Бове). Архитектор К.А.Тон стал родоначальником русско-византийского стиля (Б.Кремлевский дворец, храм Христа Спасителя).

В середине 50-х гг. начался общественный подъем, повлекший за собой изменения в культурной жизни страны. Сохранение самодержавия, незавершенность реформ стали причиной раскола в среде интеллигенции.

Представители науки, культуры и передовые государственные деятели должны были определить свое отношение к преобразованиям, происходящим в обществе.

В Русской культуре конца 19 в. выделились три основных течения: консервативное, демократическое и либеральное.

Представители консерваторов - В.П.Боткин, А.В.Дружинин, П.В.Анненков, А.Н.Майков, А.А.Фет публиковались на страницах журналов «Русский вестник» и «Домашняя беседа».

Демократы (Н.Г.Чернышевский, Н.А.Добролюбов, Д.И.Писарев, Н.А.Некрасов), стоявшие на позициях реализма, высказывались в журналах «Русское слово» и «Отечественные записки».

Либералы - К.Д.Кавелин, Ф.И.Буслаев печатались в журналах «Русская мысль», «Вестник Европы» и «Северный вестник».

В русской литературе наиболее ярко проявили себя: Л.Н.Толстой («Воина и мир», «Анна Каренина» и др.), Ф.М. Достоевский («Преступление и наказание», «Идиот» и др.), Н.Г.Чернышевский «Что делать», Н.А.Некрасов «Кому на Руси жить хорошо», И.А.Гончаров «Обломов», И.С.Тургенев «Дворянское гнездо», А.П.Чехов «Степь», «Чайка», В.И.Даль «Толковый словарь». А.И.Куприн «Первый дебют», М.Горький «Макар Чудра».

Революционные изменения произошли в живописи. По инициативе И.Н.Крамского 14 художников вышли из Академии художеств, проводившей консервативную политику, и образовали «товарищество передвижников» (870 г.).

В это общество вошли художники-реалисты Е.И.Репин («Арест пропагандиста», «Под конвоем», «Бурлаки на Волге»), М.Е.Маковский («Осужденный», «Узник», Н.А.Ярошенко («Студент») и др.

Суть передвижничества - популяризация искусства, вовлечение провинции в художественную жизнь России. Большое внимание художники уделяли крестьянству: Е.И.Репин «Крестный ход в Курской деревне», Г.Т.Мясоедов «Косцы».

В историческом жанре значимые работы создали В.И.Суриков «Утро стрелецкой казни», В.Г.Перов «Суд Пугачева», И.Е.Репин «Стенька Разин», В.М.Васнецов «Царь Иван Васильевич Грозный». Живописцы представили интересные работы: И.И Шишкин «Дубовая роща», А.К.Саврасов «Грачи прилетели», А.Й.Куинджи «Ночь на Днепре».

Во второй половине 19 в. сложилась русская национальная музыкальная школа. В 1859 г. А.Г.Рубинштейн основал в Петербурге Русское музыкальное общество. В 1862 г. М.А.Балакирев и Г.Я.Ломакин организовали первую бесплатную музыкальную школу. В 1883 г. было основано Московское филармоническое общество. Открылись консерватории в Санкт-Петербурге (1862 г.) и Москве (1866 г.).

Во второй половине 19 в. в России появились такие гениальные композиторы и исполнители, как П.И.Чайковский, Н. А.Римский-Корсаков, М.П.Мусоргский, А.П.Бородин, оказавшие огромное влияние на становление русской музыкальной культуры.

Глубокой реформе подверглось просвещение. Для соответствия потребностям времени в 1863 г. был принят Устав гимназий, который разделил гимназии на классические (гуманитарные) и реальные, основой программы которых было изучение точных наук. В 1863 г. открыты женские гимназии и принят новый университетский устав.

Произошли значительные открытия в науке и технике. В1884 г. О.Д.Хвольсон издал «Популярные лекции об электричестве и магнетизме». А.С.Попов повторил опыты Г.Герца по получению электромагнитных волн, А.Г.Столетов создал фотоэлемент. 24 марта 1896 г. А.С.Попов продемонстрировал передачу сигналов на расстояние, передав первую в мире радиограмму.

Вторая половина 19 века - время творчества выдающихся ученых Д.И.Менделеева и А.И.Бутлерова.

Рост национального самосознания, который стал прямым следствием победы в войне 1812 г., в значительной степени определил прогресс и достижения отечественной культуры и науки. В сфере просвещения продолжался процесс формирования единой системы народного образования. Её основными звеньями становятся: церковноприходские школы и двухклассные уездные училища (для представителей всех сословий) - начальная ступень; гимназии (за исключением крепостных) - средняя ступень; университеты и технические учебные заведения - высшая ступень. Университеты действовали в Петербурге, Москве, Дерпте, Вильно, Казани, Киеве, Харькове. Университетский устав 1804 г. закрепил автономию университетов, разрешив Совету профессоров выбирать ректора и деканов.

Тенденции развития русского искусства во многом определялись сложным, но достаточно интенсивным процессом смены одних стилей и направлений другими: сентиментализма - романтизмом, романтизма - реализмом. Господствующей областью искусства и духовной жизни становится литература. Сентиментализм в русской литературе утверждается на рубеже 18-19 вв. Его основоположником и наиболее ярким представителем стал Н.М. Карамзин. Становление и развитие романтизма во втором десятилетии 19 в. связано с творчеством В.А. Жуковского. Переводы Жуковского открыли отечественному читателю лучшие произведения западноевропейской романтической поэзии. К данному направлению следует отнести поэтов-декабристов К.Ф. Рылеева, В.К. Кюхельбекера, А.И. Одоевского. Идеи романтизма пронизывают и ранние произведения М.Ю. Лермонтова, А.С. Пушкина, Ф.И. Тютчева. С 30-х гг. в русской литературе начинает утверждаться реализм.

У его истоков стояли А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь, М.Ю. Лермонтов, В.Г. Белинский. Русская литература вступала в свой «золотой век».

Вторая половина 19 в. - важнейший этап в развитии отечественной литературы. Творчество Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского, А.П. Чехова, И.С. Тургенева оказало огромное влияние не только на русскую литературу, в которой утверждается критический реализм, но и мировую. В 70-80-е гг. создаёт основные свои произведения выдающийся писатель-сатирик М.Е. Салтыков-Щедрин. К лучшим образцам русской лирической поэзии принадлежат стихи А.А. Фета.

Изобразительное искусство было представлено двумя основными направлениями - классицизмом и романтизмом. Традиции классицизма развивали в своих произведениях Ф.А. Бруни, Ф.И. Толстой. Сюжетами для их картин служили главным образом библейские и мифологические темы. Влияние романтизма особенно проявлялось в портретной и пейзажной живописи. Черты романтизма присущи портретным работам О.А. Кипренского и пейзажам итальянской природы С.Ф. Щедрина. Жанровые сюжеты, идеалистическое изображение простых людей, и в первую очередь крепостных крестьян, было характерно для творчества А.Г. Венецианова и В.А. Тропинина. Романтическая трактовка образов в сочетании с элементами и традициями академической живописи отличала произведения выдающегося художника первой половины 19 в. К.П. Брюлова. Более 20 лет работал над созданием своего монументального полотна «Явление Христа народу» А.А. Иванов. В живописи, как в литературе, доминирующим становится реалистическое направление. В 1870 г. возникает «Товарищество передвижных выставок», объединившее большинство художников-реалистов (И.Н. Крамской, В.Г. Петров, А.К. Саврасов, Н.Н. Ге, И.Е. Репин, В.И. Суриков и другие). В творчестве «передвижников» была широко представлена панорама современной жизни, глубокий поэтический мир русской природы, героические эпизоды отечественной истории. Талант и кисть Репина, Крамского, Серова придали портретной живописи особые черты: глубокий психологизм, тончайшее отображение душевного состояния и духовного мира человека. Выставки «передвижников» имели большое общественное значение.

Первая половина 19 в. характеризуется развитием искусства скульптуры, и в первую очередь монументальной. Этот процесс был непосредственно связан с укреплением российского государства, ростом национального самосознания, вызванного победой в войне 1812 г.

Героические страницы отечественной истории получили своё воплощение в памятниках Минину и Пожарскому в МосквеКутузову и Барклаю де Толли в Петербурге у Казанского собора.

Яркими образцами монументальной скульптуры стали памятники, воздвигнутые по проектам А.М. Опекушина (Пушкину - в Москве и Лермонтову - в Пятигорске).

Уровень и состояние архитектуры в значительной степени определялись промышленным прогрессом и развитием строительной техники.

Появляются новые для отечественной архитектуры сооружения: доходные дома, железнодорожные вокзалы, банки, большие крытые торговые помещения. В Важнейшими составными частями культурной жизни России являлись театральное и музыкальное искусство. Начало 19 в. отмечено достаточно интенсивным ростом количества театров и театральных трупп. В 1824 г. в Москве образовалась драматическая труппа Малого театра.. На театральной сцене классицизм и сентиментализм уступал место романтизму. Русская реалистическая литература в значительной степени способствовала формированию сценического реализма. Основоположником реализма в актёрском искусстве по праву считается М.С. Щепкин. Выдающиеся актёры-трагики П.С. Мочалов, В.А. Каратыгин, М.С. Щепкин создали запоминающиеся образы в пьесах Шиллера, Гоголя, Островского, Тургенева.

С именем М.И. Глинки связано становление и развитие русской классической музыки и национальной музыкальной школы. Основу произведений М.И. Глинки составляла русская народная музыка. Таким образом, рассмотрев, как развивалась культура в России в XIX в., мы видим, что в течение этого периода было сделано очень много важных открытий в области науки, было открыто много школ и гимназий, искусство XIX в. характеризовалось своими стилями. Все эти открытия и изменения смогли благотворно повлиять на культурное состояние общества.