Ларины. «Всегда скромна, всегда послушна, всегда, как утро, весела… Как жизнь поэта простодушна

а) хорей;

б) ямб;

в) анапест;

г) дактиль.

а) 1819 – 1825;

б) 1825 – 1835;

в) 1837 – 1840.

  1. О ком Пушкин сказал в романе

а) мать сестер Лариных;

б) Татьяна;

в) Ольга;

г) няня Филипьевна.

  1. кульминацией ?

а) дуэль Онегина и Ленского;

  1. Какова роль автора в романе?

а) ;

а) ;

а) ;

  1. Выпишите из отрывка эпитет

Мгновенным холодом облит,

Онегин к юноше спешит,

Глядит, зовет его… напрасно;

Его уж нет. Младой певец

Нашел безвременный конец!

Увял на утренней заре,

Потух огонь на алтаре!

Контрольная работа по роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин»

  1. Как называется стихотворный размер, которым написан роман?

а) хорей;

б) ямб;

в) анапест;

г) дактиль.

  1. Укажите временные границы действия, происходящего в романе:

а) 1819 – 1825;

б) 1825 – 1835;

в) 1837 – 1840.

  1. О ком Пушкин сказал в романе «…Любой роман / возьмите и найдете верно / ее портрет…»?

а) мать сестер Лариных;

б) Татьяна;

в) Ольга;

г) няня Филипьевна.

  1. Какой элемент композиции называют кульминацией ?

а) элемент, в котором возникает, зарождается конфликт;

б) элемент, в котором художественный конфликт достигает наивысшей точки своего развития и требует разрешения;

в) элемент, в котором конфликт разрешается.

  1. Кульминацией романа «Евгений Онегин» является:

а) дуэль Онегина и Ленского;

б) объяснение Татьяны в любви Онегину;

в) второе объяснение Евгения и Татьяны в ее Петербургском доме.

  1. Что такое «онегинская строфа»?

а) строфа из 8 стихов, где первые 6 рифмуются между собой, а 2 связываются парной рифмовкой;

б) строфа из 14 стихов: 3 четверостишия и 2 завершающие строки.

  1. Лирическое отступление – это:

а) эмоциональное восприятие событий, описываемых автором;

  1. Какова роль автора в романе?

а) является действующим лицом;

б) является наблюдателем за событиями.

  1. Определите, кому из героев романа соответствуют эти характеристики (напротив буквы запишите соответствующее имя):

а) молодой повеса; он умен и очень мил; не мог он ямба от хорея, как мы ни бились, отличить; ярем он барщины старинной оброком легким заменил; как рано мог он лицемерить; русская хандра им овладела понемногу ;

б) дика, печальна, молчалива; ей рано нравились романы; душа ждала кого-нибудь;

в) кругла, красна лицом она; кокетка, ветреный ребенок;

г) его перо любовью дышит; поклонник славы и свободы; он был любим… так думал он;

д) он был простой и добрый барин.

Для справок: Татьяна, Дмитрий Ларин, Онегин, Ленский, Ольга.

  1. Определите, кому из писателей, критиков принадлежат слова:

а) Онегин – страдающий эгоист, эгоист поневоле ;

б) Всегда я рад заметить разность между Онегиным и мной;

в) Онегин – эгоист по природе, светский тунеядец.

Для справок: В. Белинский, Д. Писарев, А. Пушкин.

  1. Определите героев по кругу их чтения:

а) бранил Гомера, Феокрита, зато читал Адама Смита ;

б) Она любила Ричардсона не потому, чтобы прочла, не потому, что Грандисона она Ловласу предпочла…

  1. Выпишите из отрывка эпитет : «Куда, куда вы удалились, весны моей златые дни?..»
  2. Выпишите из отрывка метафоры :

Мгновенным холодом облит,

Онегин к юноше спешит,

Глядит, зовет его… напрасно;

Его уж нет. Младой певец

Нашел безвременный конец!

Дохнула буря, цвет прекрасный

Увял на утренней заре,

Потух огонь на алтаре!

  1. Почему стихотворное произведение «Евгений Онегин» названо романом?
  2. Перечислите особенности сюжета романа «Евгений Онегин».
  3. Какие социальные слои представлены в романе, и какие герои их представляют?
  4. Напишите краткий ответ на тему
  1. вариант – «Мое представление о Татьяне»;
  2. вариант – «Мое представление об Онегине».

Ответы

  1. а – Онегин; б – Татьяна; в – Ольга; г – Ленский; д – Дмитрий Ларин.
  2. а – Белинский; б – Пушкин; в – Писарев.
  3. а – Онегин; б – Татьяна.
  4. златые дни
  5. холодом облит, дохнула буря, цвет прекрасный увял, потух огонь на алтаре
  6. отражает историческую эпоху, показывает внутренне развитие героя (психологизм)
  7. 2 конфликта, образ автора, показана русская жизнь во всех проявлениях
  8. высший свет (Онегин), патриархальное дворянство (Ларины), образованное провинциальное дворянство (Ленский)

1 вариант

  1. Роман был написан в:

а) 1836 – 1839 гг.; б) 1839 – 1841; в) 1812 – 1837.

2. Печорина звали:

а) Максим Максимович; б) Григорий Александрович; в) Сергей Александрович.

3. Выберите наиболее точное определение жанра произведения «Герой нашего времени».

а) повесть с динамичным сюжетом и неожиданной концовкой;

б) роман, в котором основной проблемой является проблема личности и который с наибольшей полнотой стремится изобразить всю сложность мира и человека;

в) роман, в котором представлено большое количество действующих лиц и развивается несколько сюжетных линий.

4. Тема художественного произведения – это:

а) предметы, характеры и ситуации, взятые автором из реальной действительности и преображенные в его художественном мире;

б) основные эпизоды литературного произведения в их художественной последовательности;

в) главная обобщающая мысль литературного произведения.

5. Дайте определение термину «фабула».

8. В чем причина трагедии незаурядной личности в эпоху 30-х годов 19 века?

Контрольная работа по роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»

2 вариант

1. К какому идейно-эстетическому направлению в литературе принадлежит роман «Герой…»?

а) романтизм; б) реализм; в) классицизм.

2. Определите героя по описанию:

«Ни в чем не видит для себя законно, кроме самого себя…»

а) Печорин; б) Доктор Вернер; в) Онегин.

3. В чем заключается трагедия Печорина?

а) в его конфликте с окружающими;

б) в безразличии ко всему, что его окружает;

в) в неудовлетворенности окружающей действительностью и ясном понимании своей противоречивой натуры;

г) в его эгоистичности.

4. Определите идею романа «Герой нашего времени».

а) изображение социально-типической личности дворянского круга после поражения восстания декабристов, анализ современного общества и психологии человеческой личности;

б) осуждение типической личности дворянского круга и породившей ее социальной среды.

5. Дайте определение термину «сюжет».

6. Восстановите хронологическую последовательность событий в романе (запишите главы в нужном порядке).

«Бэла» - «Максим Максимыч» - Предисловие к журналу Печорина – «Тамань» - Окончание журнала Печорина – «Княжна Мэри» - «Фаталист».

7. Сформулируйте, что такое психологический роман. Объясните, почему роман «Герой нашего времени» называют психологическим романом.

8. Почему характер Печорина называют противоречивым? Расскажите подробно о противоречиях в характере Печорина.

Ответы

Вариант 1

Вариант 2

Тамань-Княжна Мэри-Фаталист-Бэла-Максим Максимыч-Предисловие к журналу-Окончание журнала



Задание:

Внимательно прочтите примеры, найдите в них сравнения и при чтении вслух выделите их.

Пример 1.

Всегда скромна, всегда послушна,

Всегда, как утро, весела,

Как жизнь поэта, простодушна,

Как поцелуй любви, мила;

Глаза, как небо, голубые;

Улыбка, локоны льняные,

Все в Ольге… Но любой роман

Возьмите и найдете, верно,

Ее портрет…

(А.С.Пушкин «Евгений Онегин»)

Пример 2.

«Масса ворочалась, гудела, волновалась, словно огромный шерстистый зверь - тысячелапый, тысячеглазый, податливый, как медведь-мохнач».

(Д.Фурманов «Чапаев»).

Когда в рассказе появляется новое понятие, оно также выделяется логическим ударением. Так, логическое ударение падает на имя, впервые появившееся в произведении:

Онегин, добрый мой приятель,

Родился на брегах Невы,

Где, может быть, родились вы

Или блистали, мой читатель.

(А.С.Пушкин «Евгений Онегин»)

Когда герои впереди уже названы, при дальнейшем упоминании нет надобности их особо выделять:

По деревне ехал царь с войны.

Едет - черной злобой сердце точит.

Слышит - за кустами бузины

Девушка хохочет.

Грозно брови рыжие нахмуря,

Царь ударил шпорами коня,

Налетел на девушку, как буря,

И кричит, доспехами звеня…

(М.Горький «Девушка и смерть»)

Из книги Хризантема и меч автора Бенедикт Рут

I Задание: Япония Для Соединенных Штатов Япония была самым чуждым противником из числа тех, с кем им приходилось когда-либо вести большую войну. Ни в какой другой войне с крупным противником мы не оказывались перед необходимостью принимать в расчет совершенно отличные от

Из книги Техника речи автора Харитонов Владимир Александрович

Задание: На примере любого произведения русской классической литературы продемонстрируйте роль точки с запятой в художественном контексте (описание, размышление, лирическое отступление и т. д.) ДВОЕТОЧИЕ Двоеточие часто соперничает с тире. Оба знака служат пояснению.

Из книги автора

Задание: Найдите по 5 примеров подобной расстановки тире в пьесах М.Горького. ВОСКЛИЦАТЕЛЬНЫЙ ЗНАК Восклицательный знак служит для обозначения эмоциональности речи. Вместе с тем, наряду с точкой, восклицательный знак служит разграничителем предложений.Так же как

Из книги автора

Задание: На примере любого художественного текста прокомментируйте состав вопросительных конструкций, определите их значение в структуре произведения. МНОГОТОЧИЕ Для многоточия характерна интонация незаконченности. Этот знак требует т исполнителя большого

Из книги автора

Задание 2. Прочтите внимательно следующие три отрывка, сравните их. Что в них общее и что различное?Обратите внимание на расстановку знаков препинания и, читая тексты вслух, следуйте тем указаниям, которые изложены выше. Обратите специальное внимание на разнообразные

Из книги автора

Задание: Прочитайте вслух. Расставьте паузы (логические), которые вы считаете необходимыми для уточнения мысли. 1. «На Старице по берегам - песчаные дюны, заросшие чернобыльником и чередой. На дюнах растет трава, ее зовут живучкой. Это плотные серо-зеленые шарики, похожие

Из книги автора

Задание: Внимательно прочтите примеры, найдите в них сравнения и при чтении вслух выделите их. Пример 1. Всегда скромна, всегда послушна, Всегда, как утро, весела, Как жизнь поэта, простодушна, Как поцелуй любви, мила; Глаза, как небо, голубые; Улыбка, локоны льняные,

Пушкинские строки «Всегда скромна, всегда послушна» применяют мамы в отношении своих дочек, когда хотят похвалиться их поведением. Эта строфа посвящена из романа «Евгений Онегин» ().

Вольно или невольно, Пушкин изобразил не просто послушную девочку-ангелочка. Ольга мила и по-детски наивна, как может быть наивен 11-12-летний ребенок. Она с детства слышала о том, что предназначена . Она сумела с ним подружиться и полюбить. Она охотно слушала его стихи, может быть, высказывала свое мнение. Ольга играла с ним в шахматы, слушала книги, которые Ленский читал ей. Владимир почти каждый вечер приезжал к Лариным и ему не было с ней скучно. Находились общие интересы, общие темы для бесед.

В отличие от , которая только и делала, что грустила, Ольга помогала матери накрывать на стол и в других домашних делах. Занималась рукоделием. Из Ольги должна была получиться замечательная хозяйка и мать. Или стремился видеть в героинях будущих декабристок? Даже если так, то на эту роль больше подходила Ольга. Она бы не пропала, потому что больше умела и была духом сильнее своей сестры.

Следует обратить внимание на последние 3 строки. Не Ольга надоела Пушкину, а ее портрет. Портрет голубоглазой белокурой девочки, который изображали другие писатели и поэты. Этот сентиментальный образ любили изображать художники на своих полотнах. Его можно было встретить везде. Разве ж Ольга виновата, что родилась белокурым ангелом с голубыми глазами?

Всегда скромна, всегда послушна,
Всегда как утро весела,
Как жизнь поэта простодушна,
Как поцелуй любви мила,
Глаза как небо голубые,
Улыбка, локоны льняные,
Движенья, голос, лёгкой стан,
Всё в Ольге… но любой роман
Возьмите и найдёте верно
Её портрет: он очень мил,
Я прежде сам его любил,
Но надоел он мне безмерно.

Персонаж “любого романа”. Ольга Ларина в контексте пушкинского «Онегина»

ГАЛЕРЕЯ

Вячеслав КОШЕЛЕВ,
г. Великий Новгород

Персонаж “любого романа”

Ольга Ларина в контексте пушкинского «Онегина»

Тот импровизированный портрет Ольги, который приводит Пушкин во второй главе «Онегина» (стр. XXIII), кажется характеристикой абсолютно неинтересной девушки - вполне “проходного” персонажа, введённого с чисто “сюжетной” целью: через Ленского и Ольгу нить повествования тянется к действительно неординарному женскому персонажу - к Татьяне. Об Ольге же много сказать как будто и нечего:

Всегда скромна, всегда послушна,
Всегда как утро весела,
Как жизнь поэта простодушна,
Как поцелуй любви мила,
Глаза как небо голубые,
Улыбка, локоны льняные,
Движенья, голос, лёгкой стан,
Всё в Ольге... но любой роман
Возьмите и найдёте верно
Её портрет: он очень мил,
Я прежде сам его любил,
Но надоел он мне безмерно...
(VI, 41)

Перед нами расхожий, вполне традиционный облик “русской красавицы”, вполне соответствующий сентиментально-романтическому шаблону героини произведений конца XVIII - начала XIX столетия. Н.Л. Бродский в своём комментарии к роману обращает внимание на то, что Пушкин здесь сосредоточивается именно на “наружности” Ольги, которую передаёт “деталями, слишком общими, лишёнными индивидуализации”: “Бедный внутренним содержанием, портрет Ольги не требовал углублённого раскрытия” . В.В. Набоков фактически соглашается с этим утверждением, определяя описание внешности Ольги как набор “трафаретных риторических фигур аналогичных описаний в европейском романе того времени с речитативом перечислений, разрешающихся восторженным «всё...»”, и приводя ряд примеров из романов Ж. де Сталь «Дельфина», Ш.Нодье «Жан Сбогар», О.Бальзака «Тридцатилетняя женщина», а заодно из поэзии Э.Марвелла, А.Рамзея, П.Д. Экушара-Лебрена и А.Пирона . Ю.М. Лотман добавляет к этому перечню русские “образцы”: «Роман и Ольга» А.А. Бестужева, повести Н.М. Карамзина “Бедная Лиза», «Рыцарь нашего времени», «Прекрасная царевна и щастливой карла» и тому подобное .

Словом, не случайно уже в черновой рукописи «Онегина» Пушкин предпочёл оттолкнуться от “надоевшего” шаблона и декларировал принципиально новый подход:

И новый карандаш беру,
Чтоб описать её сестру.
(VI, 289; выделено мной. -
В.К. )

Между тем из сохранившихся черновиков «Онегина» видно, что в первоначальном замысле повествования о “похождениях” героя (которые должны были совершаться “в роде Дон Жуана”) вовсе не было места для какой бы то ни было “сестры” возлюбленной его героя. Рисуя предмет любовных воздыханий Ленского в строфах, позднее получивших номера с XX по XXIII (второй главы), Пушкин в рабочей тетради ПД № 834 на листах 34–35 последовательно прописал более обширный набросок характера женщины, которой надлежало связать судьбу с личностью страдающего “хандрой” Онегина. Она уже получила имя Ольги, но начальная характеристика её в чём-то напоминает характер Татьяны. Облику романтической красавицы, начертанному в XXIII строфе, предшествовали две строфы, перекочевавшие позднее и в первый беловой автограф и уже в нём зачёркнутые. В первой из этих отвергнутых строф содержался намёк на возможное трагическое будущее героини:

Кто ж та была, которой очи
Он, без искусства, привлекал,
Которой он и дни и ночи,
И думы сердца посвящал
Меньшая дочь - соседей бедных -
Вдали веселий, связей вредных
Невинной прелести полна
В глазах родителей она
Цвела, как ландыш потаенный -
Незнаемый в траве глухой
Ни мотыльками, ни пчелой -
И, может быть, уж обреченный
Питомец утренней росы
Слепому [острию] косы.
(VI, 287)

Ольгу в окончательной редакции романа в стихах невозможно сравнить с “ландышем потаённым”: в ней изначально нет ничего “потаённого”. В.В. Набоков, комментируя финал этой, зачёркнутой в окончательной редакции строфы, заметил: “Интересно, была ли Ольгина судьба, о которой все мы теперь знаем, столь очевидна для Пушкина в тот момент <…> Я думаю, что тогда Ольга была ещё составлена из двух лиц - Ольги и Татьяны - и являлась единственной дочерью, которую (с неизбежными литературными последствиями) должен был совратить негодяй Онегин. В этом наборе вариантов мы наблюдаем процесс биологической дифференциации” . С этой гипотезой о первоначальном замысле романного сюжета, кажется, стоит согласиться: подобный “ход” весьма вписывался в повествование “в роде Дон Жуана” .

Затем в черновой рукописи следует строфа, повествующая о первоначальном воспитании Ольги; показательно, что, переписав её в беловую рукопись, Пушкин пробовал “приспособить” её для характеристики Татьяны:

Ни дура Английской породы,
Ни своенравная Мамзель
(В России по уставам [моды]
Необходимые досель)
Не баловали Ольги милой.
Фадеевна рукою - хилой
Её качала колыбель,
Стлала ей детскую постель,
Помилуй мя, читать учила,
Гуляла с нею, средь ночей
Бову рассказывала <ей>,
Она ж за Ольгою ходила
По утру наливала чай
И баловала невзначай. (VI, 287–288)

Показательно, что в беловом автографе в составе этой строфы находилось и указание на внешность героини: “Чесала золото кудрей” (VI, 566). “Перерабатывая” строфу для характеристики Татьяны, Пушкин переменил “золото кудрей” на “шёлк её кудрей”: судя по варианту черновой рукописи, поэт представлял Татьяну внешне похожей на Ольгу с одним различием:

[Вы можете, друзья мои,
Её лицо представить сами,
Но только с чёрными глазами.]

(VI, 290; ПД 834, л. 35 об.)

То есть идея вывести не одну возлюбленную (предполагавшуюся, вероятно, в качестве предмета любовного соперничества Онегина и Ленского), а двух сестёр пришла к Пушкину уже в процессе работы над словесным оформлением второй главы «Онегина». В сущности, это была идея совершенно новая для подобного “любовного” романа: до Пушкина антиномия двух сестёр не очень ещё в нём развивалась.

Два - по Далю - “второе счётное число, один с одним, пара, чета, дружка”; это число “выражает удвоение, двойственность”. Эта “двойственность” может быть различна: Даль же различает понятия двоичный, двойственный и двоякий (к последнему понятию приводится синоним двуразличный ). Само представление о двух сёстрах - то есть о кровных родственницах - провоцирует восстановление препозиции сходства (по типу: “двое из ларца, одинаковых с лица”). Но Пушкин предпочитает бинарную оппозицию по типу того, когда у одного гоголевского Ивана голова “похожа на редьку хвостом вниз”, а у другого - “на редьку хвостом вверх”.

Эта бинарная антиномия закреплена уже в деталях первоначального описания первой из выведенных в романе сестёр. Ольга “всегда скромна, всегда послушна” - первый же поступок Татьяны (её письмо к Онегину) свидетельствует о противоположных чертах её характера. Ольга “всегда как утро весела” - Татьяна, как правило, “грустна”. Ольга “простодушна” - Татьяна, напротив, изначально демонстрирует сложную душевную организацию. И так далее.

То же - и во внешности. Ольга, соответственно пушкинским представлениям, светлая: “глаза как небо голубые”, “локоны льняные”. Татьяна - тёмная, “с чёрными глазами”. Отметим, что в окончательной редакции романа внешность Татьяны не описывается вовсе, но в нашем представлении она выступает антиподом младшей сестры, и, соответственно, представление читателя о её внешности конструируется “от противного” по отношению к Ольге.

Татьяна - “бледна” - это её обычное состояние. Ольга румяна: “Авроры северной алей” (VI, 106). С этой точки зрения младшая сестра, кажется, ближе к простому народу, чем Татьяна: “...свежий цвет лица и румянец во всю щёку - первое условие красоты по простонародным понятиям” (Н.Г. Чернышевский) . Именно по поводу Ольгиного “румянца” и разворачивается первая выведенная в романе “полемика” между Онегиным и Ленским.

Онегин и Ленский возвращаются домой после первого посещения дома Лариных; Онегин удивляется, почему из двух сестёр его приятель выбрал “меньшую”:

- А что? - “Я выбрал бы другую,
Когда б я был, как ты, поэт.
В чертах у Ольги жизни нет.
Точь-в-точь в Вандиковой Мадоне:
Кругла, красна лицом она,
Как эта глупая луна
На этом глупом небосклоне”.
Владимир сухо отвечал
(VI, 53)

Любопытно, что Набоков комментирует реплику Онегина как несомненную похвалу Ольгиной красоте: “Старое значение слова «красна» - «красива», и я понимаю выражение «она красна лицом», как «у неё красивое лицо», а не как утверждение, что «у неё красное лицо». «Красное лицо» свидетельствовало бы о грубом румянце невоздержанности, высоком кровяном давлении, злости, чувстве стыда и так далее, что абсолютно не соответствовало бы образу розоволикой Памелы или мадонны, который имеет в виду Онегин. И без того он здесь довольно груб <…> Мой выбор этого значения обусловлен и сравнением с луной, которая предстаёт здесь прекрасной сферой («круглой и белоликой»), воспеваемой поэтами <…> Естественно, эта лирически обобщённая луна не окрашена никаким цветом; как бы то ни было, сравнение красного лица с красной луной вызывало бы у читателя ассоциации с цветом помидора, а не розы” .

Но ведь Ленский явно обиделся на эту онегинскую реплику: выходит, что он не понял комплимента... И почему в таком случае Онегин оказывает предпочтение “некрасивой” Татьяне перед “прекрасной” Ольгой?

В черновой и беловых рукописях третьей главы между тем нет никакой “глупой луны”. В беловых рукописях приведены даже два варианта этого краткого диалога двух приятелей по поводу Ольгиной красоты. В первом варианте дан показательный “сухой” ответ Ленского:

В чертах у Ольги мысли нет.
Как в Рафаелевой Мадоне,
Румянец да невинный взор
Мне надоели с давних пор. -
- Всяк молится своей иконе, -
Владимир сухо отвечал,
И наш Онегин замолчал.
(VI, 575)

Во втором варианте показательна “литературная” отсылка:

В чертах у Ольги мысли нет,
Как у Рафаеля в Мадоне.
Поверь - невинность это вздор
А приторной Памелы взор
Мне надоел и в Ричардсоне, -
Владимир сухо отвечал
И после во весь путь молчал.
(VI, 575)

Кроме попытки заменить “глупую луну”, бросаются в глаза два существенных различия в семантике обоих вариантов и окончательной редакции. Во-первых, Онегин ведёт речь не об отсутствии “жизни” в чертах лица возлюбленной Ленского, а об отсутствии “мысли”. Во-вторых, в сравнении с “Мадонной” речь идёт не о какой-то конкретной картине А.Ван-Дейка (единственное полотно такого рода, которое Пушкин мог видеть, - «Мадонна с куропатками» - почему-то представлялось Н.Л. Бродскому “слащавым” и “сентиментальным” ). Почему-то пушкинский Онегин не хочет оценить красоту Мадонны как таковой: вариантом к “Вандиковой Мадоне” возникают и “Рафаэлева”, и “Перуджинова” (VI, 575).

Примечания

Бродский Н.Л. «Евгений Онегин». Роман А.С. Пушкина. Пособие для учителей. 4-е изд. М., 1957. С. 161.

Сразу стоит сказать, что Пушкин «разбивает» этих четверых на пары: Папенька и Оленька, Маменька и Татьяна. При этом он плавно переходит от Ленского к Ольге, а потом, обрывая рассказ, рисует портрет Татьяны, а за нею и ее матушки. Дмитрий же Ларин подробных описаний не удостоен, он как бы сам собой возникает из рассказа о его жене.

Ольга
В той же второй главе мы узнаем, что Ленский не смог утаить от Онегина тайну сердца своего:
Чуть отрок, Ольгою плененный, …
Он был свидетель умиленный
Ее младенческих забав…
И детям прочили венцы,
Друзья-соседи, их отцы.

Долгое пребывание в Германии сердце поэта не охладило. Оно и понятно: в тех далях идеал добродетельной светловолосой Лотты или Клары совпал с его русским идеалом… И Пушкин «свидетельствует в ее защиту»:

XXIII
Всегда скромна, всегда послушна,
Всегда как утро весела,
Как жизнь поэта простодушна,
Как поцелуй любви мила,
Глаза как небо голубые;
Улыбка, локоны льняные (!!),
Движенья, голос, легкий стан,
Всё в Ольге...

(сделаю разрыв в строфе, ибо тут А.С. резко обрывает «пафосное» описание «русской немочки» Ольги)

… но любой роман
Возьмите и найдете верно (!)
Ее портрет: он очень мил,
Я прежде сам его любил,
Но надоел он мне безмерно (!!)…
Позвольте мне, читатель мой,
Заняться старшею сестрой.

Невольно подумаешь: не с Пушкина ли пошло ироническое отношение к этим блондинкам? И конечно, взрослый читатель насторожится в ожидании дальнейших событий, и тревожное чувство поселится в его груди: ой, недаром Поэт так резок по отношению к милой девушке! И предчувствия его не обманут, увы.

Татьяна

XIV
Ее сестра звалась Татьяной …
Впервые именем таким
Страницы нежные романа
Мы своевольно освятим.
И что ж? оно приятно, звучно;
Но с ним, я знаю, неразлучно
Воспоминанье старины
Иль девичьей!....

XXV
Итак, она звалась Татьяной.
Ни красотой (!) сестры своей,
Ни свежестью ее румяной (!)
Не привлекла б она очей.
Дика, печальна, молчалива,
Как лань лесная боязлива,
Она в семье своей родной
Казалась девочкой чужой(!!)
Она ласкаться не умела
К отцу, ни к матери своей (!!);
Дитя сама, в толпе детей
Играть и прыгать не хотела
И часто целый день одна
Сидела молча у окна.

XXVI
Задумчивость, ее подруга
От самых колыбельных дней,
Теченье сельского досуга
Мечтами (!)украшала ей.
Ее изнеженные пальцы
Не знали игл; склонясь на пяльцы,
Узором шелковым она
Не оживляла полотна.

XXVII
Но куклы даже в эти годы
Татьяна в руки не брала;
Про вести города, про моды
Беседы с нею не вела.
И были детские проказы
Ей чужды: страшные рассказы
Зимою в темноте ночей
Пленяли больше сердце ей.
Когда же няня собирала
Для Ольги на широкий луг
Всех маленьких ее подруг,
Она в горелки не играла,
Ей скучен был и звонкий смех,
И шум их ветреных утех.

XXIX
Ей рано нравились романы;
Они ей заменяли всё;
Она влюблялася в обманы
И Ричардсона и Руссо.
Отец ее (!) был добрый малый,
В прошедшем веке запоздалый;
Но в книгах не видал вреда;
Он, не читая никогда,
Их почитал пустой игрушкой
И не заботился о том,
Какой у дочки тайный том
Дремал до утра под подушкой (!!).
Жена ж его была сама
От Ричардсона без ума.

Этот Ричардсон, один из классиков сентиментализма, писал чувствительные романы, и матушка Танина была очень привержена к ним, хотя сама их и не читала. Вот и понятно, в кого пошла старшая Дочь!

Маменька

XXX
Она любила Ричардсона
Не потому, чтобы прочла,
Но в старину княжна Алина,
Ее московская кузина,
Твердила часто ей об них.
(Героях тех романов)
В то время был еще жених
Ее супруг, но по неволе;
Она вздыхала о другом,
Который сердцем и умом
Ей нравился гораздо боле:
Сей Грандисон был славный франт,
Игрок и гвардии сержант.

XXXI
Как он, она была одета
Всегда по моде и к лицу;
Но, не спросясь ее совета,
Девицу повезли к венцу.
И, чтоб ее рассеять горе,
Разумный муж уехал вскоре
В свою деревню, где она,
Бог знает кем окружена,
Рвалась и плакала сначала,
С супругом чуть не развелась;
Потом хозяйством занялась,
Привыкла и довольна стала.
Привычка свыше нам дана:
Замена счастию она.

(Словом, маменьке есть что вспомнить и есть, чем утешить дочь: идеалы идеалами, а жизнь жизнью!)

XXXII
Привычка усладила горе,
Неотразимое ничем;
Открытие большое вскоре
Ее утешило совсем:
Она меж делом и досугом
Открыла тайну, как супругом
Единовластно управлять,
И всё тогда пошло на стать.
Она езжала по работам,
Солила на зиму грибы,
Вела расходы, брила лбы,
Ходила в баню по субботам,
Служанок била осердясь -
Всё это мужа не спросясь.
(«Обыклась!» Того и доченькам желает.)
Все сие в школе кажется дурным сном нашим старшеклассникам, которые в тайны человеческих характеров не желают, да и не могут никак входить:наши классические романы не для школьников, но их усердно им преподают. И несть выхода из этой апории!
Но будем считать, что из и второй главы мы благополучно вырвались. Все герои в основном поданы, осталось дождаться их взаимодействий.

Рецензии

Игорь Ваныч, доброго дня!
Вернулась к "Евгению Онегину". Оказывается 6 Записок словесника мною прочитано ранее.
Настоящую статью прочла с превеликим удовольствием. Встретила одну из любимых фраз, ставшей крылатой:" Привычка свыше нам дана: Замена счастию она". К слову сказать, такое в жизни - не редкость.
Татьяной не устаю восторгаться! Какая ж она необыкновенная!
С признательностью и благодарностью за Ваши труды и добрыми пожеланиями, Ваша К.

Здравствуй, Дежурная по Карину! Спасибо, спасибо! Виноват, надо было бы опустить эту записку вниз, к тем запискам, но просто оставил, как намек, что еще есть... А стихи-то пишешь? Очень бы хотелось почитать... Твой К.