Объединение двух объектов ОС: бухгалтерский и налоговый учет. Объединение нескольких объектов ОС в один – как отразить в бухучете? Объединение объектов основных средств в одно бухучет

Рассмотрим на примере программных продуктов «1C: Управление производственным предприятием», «1C: Комплексная автоматизация, ред. 1.0». Для объединения двух и более земельных участков в один в 1С можно воспользоваться документом «Списание ОС». Интерфейс «Полный» - Документы - Основные средства - Списание ОС.

Заполняем шапку документа «Списание ОС»:

    Причина - создаем новую запись «Объединение в один земельный участок»

    Событие - выбираем из списка «Списание»

    Счет БУ и Счет НУ - это счет вложения во внеоборотные активы, счет на котором необходимо отразить новый объект внеоборотных активов, а именно земельный участок объединенный

    Субконто - выбираем из справочника внеоборотных активов вновь созданный объект «Земельный участок объединенный»

Заполняем табличную часть документа «Списание ОС»:

    Основное средство - выбор из справочника Основных средств, основные средства находящееся на балансе предприятия, то которые будем объединять

  1. По кнопке «Заполнить» заполняем табличную часть данными: Стоимость, Ост. стоимость, Амортизация, Аморт. за месяц, Стоимость БУ, Стоимость НУ

Результат проведения документа «Списание ОС»:




Заполняем закладку Основные средства:

    Счет БУ и Счет НУ - счет, на котором числится объект внеоборотных активов «Земельный участок объединенный»

    Объект - объект внеоборотных активов «Земельный участок объединенный»

В нижней части табличной части закладки Основные средства выбираем из справочника Основные средства вновь созданное основное средство «Земельный участок объединенный»:



пожалуйста,скажите какие проводки надо сделать, если наша организация(малое предприятие) продала два Основных средства,объединив их в линию,соответственно, название стало другим,без дополнительной модернизации

Действующим законодательством не предусмотрено объединение нескольких основных средств в одно ни в бухгалтерском, ни в налоговом учете.

Официальные разъяснения контролирующих органов по вопросу о том, как отражать данную операцию в учете отсутствуют, несмотря на то, что на практике объединение нескольких объектов в один довольно часто встречается. По мнению Минфина России, объединять или делить объекты вообще нельзя.

В данном случае есть два варианта.

Первый – это отразить в учете продажу каждого объекта отдельно. То есть в общем порядке списать остаточную стоимость каждого объекта.

Подробнее см. Как оформить и отразить в бухучете продажу основных средств

Как отразить при налогообложении продажу основных средств

При этом можно составить приказ руководителя (или иной распорядительный документ), в котором следует указать, что необходимо реализовать два объекта как один, изменив наименование и т.д.). Это нужно для того, чтобы прослеживалась связь при списании выбывающих объектов (так как в договоре и первичных документах будет другое наименование). Этот вариант представляется оптимальным.

Второй вариант – самостоятельно разработать и прописать в учетной политике порядок отражения в учете объединения основных средств. При этом следует учитывать, что положения учетной политики не могут противоречить действующему законодательству. А законодательством в настоящее время предусмотрено, что первоначальная стоимость основных средств может увеличиться только при реконструкции, модернизации, переоценке и т.д.

Т.е. просто сложить первоначальную стоимость двух объектов нельзя.

При таком варианте велика вероятность возникновения претензий налоговых органов в части законности таких операций. Свою позицию организации придется отстаивать в суде.

Обоснование данной позиции содержится в материалах рекомендаций «Системы Главбух» Версия для коммерческих организаций

1.Статья: Минфин запретил делить и объединять активы в учете

Евгений Сатаев , эксперт «УНП»

Письмо Минфина России от 20.06.12 № 03-03-06/1/313

Компания не вправе разделять или объединять объекты основных средств в налоговом учете. К такому выводу пришел Минфин России в письме от 20.06.12 № 03-03-06/1/313(ответ на частный запрос).*

Иногда компаниям выгодно разделить в учете инвентарный объект на несколько частей. Например, если учитывать здание с лифтом как единый объект, можно выделить лифт и списать его быстрее. Покажем на примере.

На цифрах

Срок полезного использования здания с лифтом - 25 лет (то есть 300 мес.). Первоначальная стоимость - 135 000 000 руб. Если списывать объект как единый, то ежемесячно компания будет учитывать в расходах по 450 000 руб. (135 000 000 руб. / 300 мес.). Компания решила разделить лифт и здание. Срок полезного использования здания не изменился, а срок использования лифта - 3 года (36 мес.). Компания выделила из стоимости здания стоимость лифта в 2 000 000 руб. Тогда в течение трех лет компания будет ежемесячно списывать 498 888,89 руб. (133 000 000 руб. / 300 мес. + 2 000 000 руб.: 36 мес.). А после списания лифта компания будет учитывать только стоимость здания по 443 333,33 руб. ежемесячно (133 000 000 руб.: 300 мес.). Таким образом, компания за первые месяцы сможет списать больше расходов. При этом занизит налоговую базу на 48 888,89 руб. (498 888,89 руб. – 450 000 руб.).

Прямого запрета на такое разделение объектов нет ни в кодексе, ни в Классификаторе (утв. постановлением Правительства РФ от 01.01.02 № 1). Но Минфин в комментируемом письме выступил против таких действий. В опрошенных нами УФНС занимают аналогичную позицию. Более того, по мнению налоговых инспекторов, за разделение объектов не исключен штраф как за грубое нарушение правил учета в сумме до 30 тыс. рублей (ст. 120 НК РФ). Причем чиновники сообщили о правомерности этого штрафа, даже если после деления или разукрупнения общая сумма амортизации не изменится. Если же компания, как в примере, после разделения активов в учете спишет амортизацию в большей сумме, то налоговики могут заявить о необоснованной налоговой экономии. Так что компании грозят доначисления по налогу на прибыль, пени и штраф за неполную уплату налога в сумме до 20 процентов от недоимки (ст. 122 НК РФ).*

Мы считаем, что с позицией Минфина и налоговиков можно поспорить. Во-первых, иногда разделение или объединение основных средств является единственно возможным вариантом. К примеру, если компания продает часть здания или, напротив, покупает здание по частям. Во-вторых, нет запрета на разделение объектов. В-третьих, правила бухучета прямо требуют учитывать отдельно объекты, у которых значительно различается срок полезного использования (п. 6 ПБУ 6/01). А компания не может в бухучете учитывать объекты по отдельности, а в налоговом - вместе.

Если компания решит разделить или объединить объекты в учете, то для этого необходимо провести инвентаризацию и составить акт. В приказе о проведении инвентаризации безопаснее обосновать, зачем компания меняет состав основных средств. Например, обосновать это можно тем, что компания будет использовать актив в разных видах деятельности или готовит его продажу.*

Не исключено, что инспекторы с таким подходом все равно не согласятся. Тогда позицию компании потребуется доказывать в суде. Но судьи на стороне налогоплательщиков (постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 30.10.09 № КА-А40/11455-09).*

2.Статья: Как оформить объединение или укрупнение основных средств

Спрашивает Светлана Зотеева ,
главный бухгалтер (г. Чистополь)

– Как бухгалтеру правильно оформить укрупнение или объединение нескольких основных средств в одно в учете? Мы планируем переделывать часть производственной линии. И нам скоро потребуется заниматься этим вопросом.*

Отвечает Артем Перегудов ,
к. э. н., ведущий аудитор ICGM

– В законодательстве не закреплена форма документа или регистра, которая бы отражала процедуру укрупнения или объединения нескольких основных средств в одно. Компания имеет право самостоятельно разработать формы необходимых документов. То же касается и налоговых регистров: они должны содержать дату составления, наименование операции и ее измерители в денежном и, если необходимо, в натуральном выражении. Надо определить и закрепить в учетной политике перечень и содержание используемых форм и регистров налогового учета. Операция по объединению или укрупнению ОС может быть оформлена бухгалтерской справкой.

Как отразить в бухгалтерском и налоговом учете объединение двух веток ж.д. путей с разными годами ввода в эксплуатацию. Каждое из них амортизировалось.

Вопрос: В организации на балансе есть два основных средства - ж.д.пути, с разными годами ввода в эксплуатацию, изначально они оприходованы как разные объекты, каждое из них амортизировалось. Теперь руководством принято решение об объединении двух объектов в один, Как эту операцию отразить в бухгалтерском и налоговом учете?

Ответ: В данном случае объединение объектов можно отразить в том же порядке, что и объединение двух зданий в одно. Порядок отражения таких операций в бухгалтерском и налоговом учете приведен в рекомендации ниже в полном ответе.

Обоснование

Как оформить и учесть поступление основных средств, требующих госрегистрации

Ситуация: как отразить в бухгалтерском и налоговом учете объединение двух зданий в одно

Бухучет

Выберите вариант учета самостоятельно и утвердите его в учетной политике. Правил, как в бухучете отражать объединение двух зданий, в законодательстве нет. Принимая решение, руководствуйтесь принципом приоритета содержания над формой (п. 1 ПБУ 1/2008).

Когда организация объединяет два здания в одно, ни одно из основных средств фактически не выбывает. В результате такого объединения экономические выгоды организации не уменьшаются и не увеличиваются. Поэтому нет оснований отражать в бухучете прочие доходы или расходы.

Изменение инвентарного объекта основных средств, которое не влияет на финансовый результат, не отражайте на синтетических счетах бухучета. Такие разъяснения есть в Рекомендациях , которые приведены в письме Минфина России от 28 декабря 2016 № 07-04-09/78875 .

Объединение двух объектов можно отразить в бухучете как реконструкцию основного средства . Какого именно из двух, решите сами. Решение о реконструкции оформите приказом руководителя . Новые характеристики объединенного здания зарегистрируйте в государственном реестре .

Затраты на реконструкцию одного из основных средств учтите на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы» (п. 42 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 13 октября 2003 № 91н). Откройте к нему субсчет «Расходы на реконструкцию»:

Дебет 08 субсчет «Расходы на реконструкцию» Кредит (60, 10, 16, 23, 68, 69, 70...)
- учтены расходы на проведение реконструкции;

Дебет 08 субсчет «Расходы на реконструкцию» Кредит 68 субсчет «Государственная пошлина»
- учтены расходы на госрегистрацию изменений в реестре прав собственности.

Организация присоединила к реконструируемому объекту второе основное средство. Его остаточную стоимость тоже перенесите на счет 08 субсчет «Расходы на реконструкцию». Для этого к счету 01 целесообразно открыть специальный субсчет «Объединение основных средств»:


- отражена первоначальная (восстановительная) стоимость присоединяемого основного средства;


- отражена амортизация, начисленная за период эксплуатации объекта;

Дебет 08 субсчет «Расходы на реконструкцию» Кредит 01 субсчет «Объединение основных средств»
- остаточная стоимость присоединенного объекта включена в расходы на реконструкцию другого основного средства.

Когда закончите реконструкцию, включите затраты, которые учли на счете 08 , в первоначальную стоимость основного средства либо учтите их обособленно на счете 01 «Основные средства». Если выбрали первый вариант учета, то сделайте проводку:

Дебет 01 Кредит 08 субсчет «Расходы на реконструкцию»
- увеличена первоначальная стоимость основного средства на сумму затрат по реконструкции.

Результаты реконструкции в виде присоединения одного основного средства к другому отразите в инвентарных карточках учета основных средств (например, по форме № ОС-6 или ОС-6а) или в инвентарной книге (например, по форме № ОС-6б, которую применяют малые предприятия).

Налоговый учет

В налоговом учете отразите данную операцию как выбытие двух объектов недвижимости и создание нового объекта после объединения зданий.

Амортизацию по выбывшим зданиям прекратите начислять с месяца, следующего за месяцем, в котором данные здания были списаны (п. 5 ст. 259.1 НК РФ).

Остаточную стоимость выбывших зданий учтите в расходах и одновременно включите в доходы в виде стоимости материалов, полученных при списании зданий ( , п. 13 ст. 250 НК РФ). Эта стоимость сформирует первоначальную стоимость вновь созданного здания.

Кроме того, в первоначальную стоимость здания включите:

  • расходы, связанные с объединением двух зданий;
  • расходы на регистрацию права собственности (если они понесены до ввода здания в эксплуатацию).

Начислять амортизацию по вновь созданному зданию нужно с месяца, следующего за месяцем, в котором здание введено в эксплуатацию. Такой порядок применяется независимо от факта подачи документов на госрегистрацию права собственности .

Пример, как отразить в бухучете и при расчете налога на прибыль объединение двух зданий в одно

ЗАО «Альфа» имело на балансе два здания: «Склад № 1» и «Склад № 2». В июле 2017 года «Альфа» объединила эти здания в одно, оформив это как реконструкцию. Для этого руководитель издал приказ о реконструкции «Склада № 2» и присоединении к нему «Склада № 1». Расходы на работы по объединению зданий составили 590 000 руб. (в т. ч. НДС - 90 000 руб.).

В июле «Альфа» заплатила госпошлину за регистрацию изменений в государственном реестре о правах собственности - 15 000 руб. (подп. 22 п. 1 ст. 333.33 НК РФ). Эту сумму бухгалтер учел в расходах на реконструкцию «Склада № 2». Реконструкцию закончили в августе. В этом же месяце зарегистрировали изменения в государственном реестре о правах собственности.

Первоначальная стоимость зданий составляла:
- «Склад № 1» - 5 000 000 руб.;
- «Склад № 2» - 5 500 000 руб.

Зданиям был установлен срок полезного использования (восьмая амортизационная группа):
- «Склад № 1» - 20 лет (240 мес.);
- «Склад № 2» - 22 года (264 мес.).

Период эксплуатации зданий составлял:
- «Склад № 1» - 40 месяцев;
- «Склад № 2» - 48 месяцев.

Сумма начисленной амортизации за период эксплуатации составила (по июль включительно):
- «Склад № 1» - 833 400 руб.;
- «Склад № 2» - 1 000 032 руб.

В июле бухгалтер сделал такие проводки в учете:

Дебет 01 субсчет «Объединение основных средств» Кредит 01
- 5 000 000 руб. - отражена первоначальная стоимость присоединяемого «Склада № 1»;

Дебет 02 Кредит 01 субсчет «Объединение основных средств»
- 833 400 руб. - списана сумма амортизации, начисленная за время эксплуатации «Склада № 1»;

Дебет 08 «Расходы на реконструкцию» Кредит 01 субсчет «Объединение основных средств»
- 4 166 600 руб. (5 000 000 руб. - 833 400 руб.) - остаточная стоимость «Склада № 1» включена в расходы на реконструкцию «Склада № 2»;

Дебет 08 Кредит 60
- 500 000 руб. - отражены расходы на проведение работ по перепланировке здания;

Дебет 19 Кредит 60
- 90 000 руб. - отражен входной НДС со стоимости работ по перепланировке здания;

Дебет 08 Кредит 68 субсчет «Государственная пошлина»

15 000 руб. - начислена госпошлина за регистрацию объекта недвижимости;

Дебет 68 субсчет «Государственная пошлина» Кредит 51
- 15 000 руб. - уплачена госпошлина за госрегистрацию права собственности на здание.

В августе:

Дебет 01 Кредит 08 «Расходы на реконструкцию»
- 4 681 600 руб. (4 166 600 руб. + 500 000 руб. + 15 000 руб.) - увеличена первоначальная стоимость «Склада № 2» на сумму расходов на реконструкцию.

Срок полезного использования «Склада № 2» после реконструкции в бухучете оставили прежним. Реконструкция длилась менее 12 месяцев, поэтому амортизацию не приостанавливали.

В налоговом учете бухгалтер учел в июле выбытие двух объектов основных средств - «Склада № 1» и «Склада № 2». В августе он отразил в составе амортизируемого имущества новый объект «Склад № 3» по первоначальной стоимости 9 181 568 руб. (8 666 568 руб. + 500 000 руб. + 15 000 руб.). Начиная с сентября бухгалтер начал начислять по нему амортизацию.

Отвечает Владислав Волков,

заместитель начальника Управления налогообложения доходов физических лиц и администрирования страховых взносов ФНС России

«Инспекторы сравнят доходы физлиц в 6-НДФЛ с суммой выплат в расчете по страховым взносам. Такое контрольное соотношение инспекторы станут применять с отчетности за I квартал. Все контрольные соотношения для проверки 6-НДФЛ приведены в . Инструкцию и образцы заполнения 6-НДФЛ за I квартал смотрите в рекомендации.»

Основное средство представляет собой объект со всеми приспособлениями и принадлежностями. Это может быть отдельный конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций, или обособленный комплекс конструктивно сочлененных предметов, составляющих единое целое, который предназначен для выполнения определенной работы. Единицей бухгалтерского учета основных средств является инвентарный объект. Согласно п.6 ПБУ 6/01 комплекс конструктивно сочлененных предметов - это один или несколько предметов одного или разного назначения, имеющих общие приспособления и принадлежности, общее управление, смонтированных на одном фундаменте, в результате чего каждый входящий в комплекс предмет может выполнять свои функции только в составе комплекса, а не самостоятельно. В случае наличия у одного объекта нескольких частей, имеющих разный срок полезного использования, каждая такая часть учитывается как самостоятельный инвентарный объект.
В нашем случае речь идет, по сути, о различных частях одного объекта - складе 1 и складе 2, которые могут выполнять свои функции только в составе комплекса, а не самостоятельно. Поскольку эти части комплекса имеют разные сроки полезного использования, каждая такая часть учитывается как самостоятельный инвентарный объект.
Объединение нескольких инвентарных номеров в один инвентарный объект не предусмотрено Общероссийским классификатором основных фондов ОК 013-94, утвержденным Постановлением Госстандарта России от 26.12.1994 N 359, положениями которого определено, что объектом, выступающим как сооружение, является каждое отдельное сооружение со всеми устройствами, составляющими с ним единое целое. Кроме того, по правилам бухгалтерского учета стоимость основных средств, в которой они приняты к бухгалтерскому учету, не подлежит изменению, кроме случаев достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, частичной ликвидации и переоценки объектов основных средств. Таким образом, действующим законодательством не установлен порядок объединения двух самостоятельных инвентарных объектов основных средств в один. Это относится и к случаю, когда планируется объединить несколько частей одного объекта (комплекса), имеющих разный срок полезного использования и учитываемых в бухгалтерском учете как самостоятельные инвентарные объекты.
Объединение двух инвентарных объектов основных средств происходит путем выбытия первоначальных объектов и "создания" на их основе нового основного средства. У этого вновь созданного основного средства будут свой инвентарный номер, иная стоимость для целей бухгалтерского и налогового учета, срок его службы может отличаться от срока службы основных средств, на основе которых оно было создано. Эти операции должны быть отражены в налоговом и бухгалтерском учете с составлением бухгалтерских справок.
Возможно также оформление "выбытия" объекта "Склад 2" с соответствующим увеличением инвентарной стоимости объекта "Склад 1" ввиду его дооборудования (в 2000 г.). Впрочем, на наш взгляд, этот вариант небезупречен. Правильнее было бы пригласить оценщика и провести оценку рыночной стоимости объекта "Склад 1" с учетом дооборудования, однако результаты такой переоценки можно будет отразить в бухгалтерском балансе только на 1 января будущего года.
В формах документов по списанию основных средств (форма N ОС-4) в соответствующие разделы введены реквизиты о корреспонденции счетов при заполнении сведений о затратах, связанных со списанием основных средств с бухгалтерского учета, и о поступлении материальных ценностей от списания. В нашем случае затрат на списание нет, а сумма поступлений материальных ценностей от списания равна остаточной стоимости объектов.
Принятие решения об объединении отдельных объектов основных средств (или различных частей одного объекта с разными сроками полезного использования) в единый инвентарный объект не должно привести к искажению начисления амортизационных отчислений и, следовательно, определения финансового результата организации для целей как бухгалтерского, так и налогового учета. Чтобы избежать возможных споров с налоговыми органами, можно рекомендовать выбрать срок полезного использования нового объекта и норму амортизации таким образом, чтобы это не привело к существенному изменению начисления амортизационных отчислений как в текущем, так и в будущие отчетные периоды. Другими словами, общий объем амортизационных отчислений, начисленный по новому объединенному объекту, должен быть равен сумме величин амортизации, которые должны были бы быть начислены по каждому самостоятельному объекту основных средств до объединения.
Относительно срока полезного использования следует отметить, что Классификация основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.01.2002 N 1, в соответствии со ст.258 НК РФ может использоваться и для целей бухгалтерского учета при определении срока полезного использования объектов основных средств, которые принимаются к бухгалтерскому учету после 1 января 2002 г.
Постановлением Госкомстата России от 21.01.2003 N 7 утверждены согласованные с Минфином России и Минэкономразвития России унифицированные формы первичной учетной документации по учету основных средств и краткие указания по их применению. В частности, для оформления хозяйственных операций по списанию основных средств используется форма N ОС-4 "Акт о списании объекта основных средств (кроме автотранспортных средств)". Формы N N ОС-1, ОС-1а, ОС-1б используются для оформления и бухгалтерского учета операций, связанных с движением основных средств.
Пообъектный учет основных средств ведется бухгалтерией организации на инвентарных карточках (формы N ОС-6 - на каждый объект, N ОС-6а - на группу объектов). Инвентарная карточка открывается в бухгалтерии в одном экземпляре. Заполнение инвентарных карточек (инвентарной книги) производится на основе форм N N ОС-1, ОС-1а и ОС-1б и технических паспортов и других документов на приобретение, сооружение, перемещение и списание объектов основных средств. На основании соответствующих документов в инвентарных карточках производятся записи об их перемещении, дооборудовании, реконструкции, модернизации, капитальном ремонте и списании с бухгалтерского учета.
Л.Колесниченко
Аудитор
Подписано в печать
20.10.2004
"Финансовая газета", 2004, N 43

Объединить несколько основных средств под одним инвентарным номером сложно из-за того, что некоторые из них числятся на забалансовых счетах. К примеру, арендованы или приняты на ответственное хранение. Поясним, как не ошибиться при такой операции.

Когда необходимо объединение объектов

Начальная стоимость основных средств может меняться, если они нуждаются в реконструкции или модернизации, достройке или частичной ликвидации.

На практике это может быть связано с передачей объектов , когда образуются отдельные основные средства, которые учреждение-получатель планирует объединить в одно.

Еще один вариант, когда в результате реорганизации учреждения нужно навести порядок в ОС.

Читайте по теме:

  • Учет основных средств в бюджетных учреждениях в 2017 году
  • Списание основных средств в бюджетных учреждениях в 2017 году

Учете списании c забаланса объединяемых объектов

Бухгалтеру учреждения предстоит наладить учет и отразить бухгалтерскими записями хозяйственные операции.

Списание объединяемых основных средств, которые числятся за балансом, оформляется следующей записью:

Учете основных средств после объединения

Выбор корректной проводки определяется тем, модернизируется ли одно ОС путем присоединения других, либо из нескольких ОС создается совершенно новое.

Присоединение основных средств

Основное средство реконструировано (модернизировано), оно изменилось за счет слияния нескольких основных средств с балансовых и забалансовых счетов. Бухгалтерские записи по реконструкции (модернизации) формируются через счет капитальных вложений для каждого ОС, которое присоединяется к главному.

При этом код ОКОФ у модернизированного основного средства не изменяется.

Типовые проводки по учету основных средств

Скачать

Объединение объектов

При объединении объектов, числящихся на балансе и за балансом создается новое основное средство, которому присваивается новый ОКОФ.

ОК 013-2014. Он утвержден приказом Росстандарта № 458 от 21.04.2016 и действует с 1 января 2017 года.

Документы при объединении

На разных этапах объединения объектов основных средств необходимо оформить такие документы:

  • бухгалтерскую справку (ф. 0504833) - при начислении дохода от модернизации;
  • акты списания (ф. 0504104, ф. 0504105) - при списании основного средства с баланса (забалансового счета);
  • акт о приеме-сдаче отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов основных средств (ф.0504103) - при модернизации;
  • акт приема-передачи объектов НФА (ф. 0504101) - в случае принятия нового ОС к учету.

Скачать образец

Срок полезного использования объединённого объекта

Объединенному ОС устанавливается срок полезного использования. Его определяет комиссия по поступлению и выбытию активов. При расчете срока полезного использования должно быть учтено время фактической эксплуатации.

Некоторые объекты ОС не упоминаются в амортизационных группах, у некоторых отсутствуют рекомендации производителя. В этом случае при расчете срока полезного использования следует учесть несколько критериев:

  • каков установленный производителем гарантийный срок;
  • как долго планируется использовать объект;
  • какова ожидаемая мощность или производительность;
  • каким будет физический износ с учетом особенностей эксплуатации ОС;
  • сколько эксплуатировался объект по факту;
  • каков срок ранее начисленной амортизации.

Последние два пункта касаются основных средств, которые на безвозмездной основе получены от других учреждений, государственных или муниципальных организаций.

Продление полезного срока использования основного средства

Срок полезного использования объекта можно продлить и после даты ввода его в эксплуатацию - после реконструкции или технического перевооружения объекта. Продление разрешено в пределах, установленных для амортизационной группы, к которой относилось основное средство до обновления.

Чтобы определить для таких объектов сумму амортизации на год, следует учитывать остаточную стоимость объединенного объекта, а также уточненную норму амортизации (п. 85 Инструкции № 157н). Последняя величина рассчитывается исходя из оставшегося срока полезного использования.

Срок полезного использования основного средства отражается в акте о приеме-передаче объектов нефинансовых активов (ф. 0504101) и в инвентарной карточке (ф. 0504031, ф. 0504032).

Пример объединения основных средств

Руководителем МБОУ «Калининская школа» принято решение о формировании рабочего места «Юный техник». Для этого объединяются несколько основных средств:

Факты совершения хозяйственных операций бухгалтер оформляет такими проводками:

Описание операции

Сумма, рублей

Выбытие с забалансового счета объектов основных средств ОС «Весы» и «Инструменты»

2 000 + 1 400 = 3 400

Списана начисленная амортизация ОС «Производственный стенд» и «Промышленный конструктор»

1 428,57 + 3 571,43 = 5 000

Списана с баланса остаточная стоимость «Производственный стенд» и «Промышленный конструктор»

18 571,43 + 1 428,57 = 20 000

Начислен доход за счет добавленной стоимости ОС «РМ Юный техник»

Оприходовано новое ОС со счета вложений