Оренбургский театральный институт. Учреждения. Талант – всегда новость

Сегодня имя Мстислава Ростроповича - это имя одного из величайших академических музыкантов XX века. Он не только обладал уникальным исполнительским талантом, но и был принципиальным человеком, выступившим против политики тоталитарной системы СССР. За это Ростропович был выслан из страны. На западе он сделал карьеру мирового масштаба, после чего вернулся на родину, когда коммунизм уже пал.

Детство

Будущий дирижер и виолончелист Мстислав Ростропович родился 1927 года в Баку. Его родители и деды были музыкантами, поэтому будущее ребенка определилось еще до того, как он появился на свет. В 1932-1937 гг. Ростропович учился в школе имени Гнесиных в Москве. Это было одно из самых лучших музыкальных образовательных учреждений страны.

С наступлением войны в столице началась массовая эвакуация мирного населения. Попал в нее и 14-летний Ростропович. Биография дирижера оказалась связана с городом Чкаловым (Оренбургом). В эвакуации умер отец Мстислава, и подросток стал фактическим главой семьи. В возрасте пятнадцати лет он начал преподавать в местном музыкальном училище и таким образом кормил родственников.

Тогда же появились первые самостоятельные произведения, которые написал Ростропович. Биография начинающего композитора ознаменовалась созданием поэмы для виолончели, фортепианного концерта и прелюдии для фортепиано. В годы войны музыкант стал гастролирующим артистом. Он выступал вместе с оркестром Малого театра, исполняя произведения Чайковского. Также Ростропович давал концерты в воинских частях, госпиталях, райцентрах и колхозах.

Образование

В 16 лет одаренный исполнитель поступил в столичную Московскую консерваторию, где он стал учиться искусству игры на виолончели и композиторским навыкам. Его преподавателем оказался Семен Козолупов. Он сразу заметил тот потенциал, который скрывал в себе Ростропович. Биография музыканта могла пойти иначе, если бы он не оказался во внимательных и требовательных руках Козолупова.

В консерватории Ростропович познакомился с Шостаковичем и показал ему партитуру собственного фортепианного концерта, а также для наглядности исполнил его. Дмитрий Дмитриевич оценил старания молодого ученика и предложил ему заниматься индивидуально для усовершенствования композиторских умений.

Однако в дальнейшем Ростропович так и не стал сочинять собственную музыку. Причина была проста. Когда он впервые услышал восьмую симфонию Шостаковича, произведшую на него колоссальное впечатление, виолончелист решил махнуть рукой на свое композиторское будущее, поняв, что он все равно никогда не достигнет уровня мэтра. Возможно, это и было юношеским преувеличением, но свое решение Ростропович принял. Время показало, что он сделал правильный выбор, так как весь мир запомнил его как уникального и неподражаемого исполнителя.

Преподаватель

В 1945 году проходил очередной Всесоюзный конкурс молодых музыкантов. I премию на нем получил Мстислав Ростропович. Биография виолончелиста ознаменовалась первой наградой, хотя в течение жизни он получил их еще великое множество. Этот успех позволил студенту второго курса сразу перейти на пятый. В 1950 году молодой исполнитель победил на конкурсе имени Гануша Вигана, проходившем в Праге.

На тот момент он уже окончил консерваторию и аспирантуру. Ростропович быстро стал ярким и завидным преподавателем. 26 лет он работал в Московской консерватории и еще 7 лет - в Ленинграде. За три десятилетия Мстислав Ростропович выучил множество профессионалов мирового уровня. Среди них были Наталья Шаховская, Наталия Гутман, Иосиф Фейгельсон, Сергей Ролдугин, Давид Герингас, Марис Виллеруш, Иван Монигетти и т. д. Многие из этих воспитанников позже сами стали профессорами самых престижных музыкальных академий по всему миру.

Творчество Ростроповича

Чем запомнился как исполнитель Мстислав Ростропович? Музыкант выступал с огромным репертуаром произведений. Его творчество можно разделить на две группы. Во-первых, Ростропович был виолончелистом (ансамблистом и солистом), а во-вторых - симфоническим и оперным дирижером. Его талант был признан повсеместно - около 60 лучших композиторов мира написали произведения специально для Мстислава Леопольдовича. Он первым исполнил больше сотни виолончельных произведений и дал еще порядка 70 премьер с оркестром. В качестве дирижера Ростропович дебютировал в 1957 году, когда под его чутким руководством в Большом театре с аншлагом прошел «Евгений Онегин» Чайковского. Это был оглушительный успех.

В советский период своей карьеры виолончелист Ростропович гастролировал по всему СССР. Также он выступал как камерный музыкант в ансамбле с Давидом Ойстрахом и Женой исполнителя стала оперная певица Галина Вишневская. Ростропович часто выступал вместе с ней на одной сцене, аккомпанируя своей супруге. В 1951 году дирижер получил в 1965-м - Ленинскую, а в 1966-м стал

Защита Солженицына

Мстислав Ростропович, личная жизнь которого была связана со множеством друзей, не боялся защищать их перед тоталитарным государством, даже если ему приходилось рисковать своим положением. В 1969 году композитор приютил на своей даче опального писателя Александра Солженицына. К тому времени осталась в прошлом и брежневская власть начала травить автора «Одного дня Ивана Денисовича» и других популярных лагерных произведений.

Музыкант не только укрыл у себя Солженицына, но и написал в защиту него открытое письмо, которое послал в главную советскую газету «Правда». После этого виолончелист Ростропович столкнулся с множеством проблем. Власти не давали ему выступать с крупными оркестрами и не позволяли гастролировать за рубежом. Пресса стала игнорировать виолончелиста. Фактически он стал для советского государства маргиналом и непримиримым врагом.

Жизнь в США

В 1974 году Мстислав Ростропович и его супруга Галина Вишневская были высланы из СССР. В 1978-м их лишили советского гражданства. Вся история опалы великого музыканта началась с открытого письма в «Правду». Уже после падения коммунизма и возвращения в демократическую Россию Ростропович в одном из интервью сказал, что считает тот жест в защиту Солженицына лучшим поступком в своей жизни, так как именно он примирил дирижера с собственной совестью.

После выезда из Советского Союза музыкант со своей семьей в основном жил в США. Он был отцом двух дочерей. Ольга и Елена Ростропович родились в 50-е годы и покинули родину детьми. В 1977-1994 гг. дирижер руководил Вашингтонским национальным симфоническим оркестром. Раз в четыре года этот коллектив играл на церемонии инаугурации президента США. Также Ростропович регулярно выступал на праздничных концертах, посвященным Дню независимости 4 июля. Кроме того, он гастролировал по всему миру. По приглашению он выступал с главными оркестрами Франции, Великобритании, Германии, Австрии, Японии и т. д.

Мировая звезда

Свое 60-летие Ростропович встретил в Вашингтоне. В 1987 году по случаю этой даты в американской столице прошел Первый всемирный конгресс виолончелистов. Тогда же Рональд Рейган вручил дирижеру высшую государственную награду - медаль Свободы. Ростроповича навестила даже королева Великобритании Елизавета II.

Музыкант был по характеру человеком экстравертным и жизнелюбивым. За годы головокружительной славы за рубежом он обзавелся колоссальным количеством высокопоставленных друзей и приятелей. На его юбилеи съезжался весь мировой музыкальный бомонд. Друзьями Ростроповича были Пикассо, Шагал, Дали, Галич и Бродский. В 1994 году, когда дирижер объявил об окончании сотрудничества с Вашингтонским национальным симфоническим оркестром, он провел грандиозный гала-концерт. Благодарственные письма Ростроповичу отправили все американские президенты, с которыми он познакомился на своем «посту»: Картер, Рейган, Буш-старший и Клинтон.

Музыкант и гражданин

На Западе Ростропович стал известен не только как непревзойденный музыкант, но и как борец за права человека. Он часто выступал с концертами в особенно проблемных регионах мира. Например, в 1989 году маэстро сыграл одну из виолончельных сюит Баха у Берлинской стены. В 1974-м он стал обладателем награды, присужденной ему Лигой прав человека.

Тем временем обстановка в мире менялась. В СССР к власти пришло новое руководство, вставшее на путь реформ. В 1990 году Михаил Горбачев отменил постановление, по которому Ростроповича и Вишневскую лишили гражданства, наград и почетных званий. Однако музыкант захотел остаться «гражданином мира». Он не принял обратно советское гражданство, а позже и российское. В 1991 году, когда на последнем вздохе советской системы реакционеры устроили путч ГКЧП, Ростропович специально из Парижа прилетел в Москву и присоединился к толпе, защищавшей Белый дом.

Продолжение карьеры

В девяностые и нулевые года исполнитель продолжал активно гастролировать. Виолончель Ростроповича звучала в крупнейших городах мира. Как дирижер он выступал с «Пиковой дамой» в Сан-Франциско, с «Царской невестой» - в Монте-Карло, с «Леди Макбет» - в Мюнхене. Музыкант вновь начал давать концерты в России. В 1996 году он выступил в Большом театре с «Хованщиной».

Ростропович часто записывал концерты для радио. В 2003 году он получил свою очередную премию «Грэмми». На этот раз она была почетной - за «жизнь в записях» и «экстраординарную карьеру». Всего Мстислав Леопольдович становился лауреатом премии «Грэмми» пять раз. На протяжении всей его карьеры критики отмечали артистизм, эмоциональность, вдохновенность и филигранную красоту игры маэстро.

Фонд и фестиваль Ростроповича

В качестве преподавателя дирижер в 2004 году открыл школу в Валенсии, где учили высшему музыкальному мастерству. Организаторские способности виолончелиста проявлялись в его кипучей деятельности и создании новых фестивалей. Такие мероприятия позволяли открывать для всего мира новые молодые имена талантливых исполнителей. Сегодня в память о великом музыканте каждый год проходит фестиваль Ростроповича.

Дирижер стал президентом собственного фонда. Его средства шли на помощь одаренным студентам. Благодаря ему в России появились новые стипендии и гранты для детей-музыкантов. Сегодня музыкальный фонд покойного отца возглавляет Ольга Мстиславовна Ростропович.

Помощь медицине

Как благотворитель Ростропович стал известен еще и своими проектами по помощи лечебным учреждениям России. Этой деятельностью занимался и занимается «Благотворительный фонд Вишневской-Ростроповича». Сегодня его возглавляет дочь исполнителя Елена Ростропович.

В 2000 году организация начала реализовывать программу по вакцинации детей против гепатита B. На тот момент это было первое подобное начинание после распада СССР.

Смерть

В 2006 году в средствах массовой информации появилась информация об ухудшении здоровья Мстислава Леопольдовича. Музыкант перенес операцию, проведенную в швейцарской Женеве. В декабре дирижера госпитализировали после возвращения в Москву из Воронежа.

В больнице он провел три месяца. Вскоре после выписки в марте маэстро отметил 80-летний юбилей. Его заслуженно поздравили самые знаменитые коллеги по музыкальному цеху, политики, общественные деятели и старые друзья. Само празднование прошло в Московском Кремле. Вскоре состояние Ростроповича вновь ухудшилось. 27 апреля 2007 года он скончался. После смерти легенды в Москве каждый год проходит музыкальный фестиваль Ростроповича.

Признание

Ростропович был членом Академии искусств Франции, Академии наук и искусств США, музыки Англии и т. д. В более чем 50 университетах музыкант стал профессором, а еще в десятках городов по всему миру - почетным гражданином. Франция наградила его орденами Почетного легиона, а Японская ассоциация искусств отметила творчество дирижера Императорской премией. Британские власти сделали Ростроповича почетным рыцарем.

В США музыкант получил Президентскую медаль, в Швеции - орден «Полярная звезда». Всего в его копилке были государственные награды из 29 стран. Накануне 80-летия Ростропович получил российский орден «За заслуги перед Отечеством» I степени.

Мстислав Леопольдович Ростропович (27 марта 1927, Баку - 27 апреля 2007, Москва) - советский и российский виолончелист, пианист и дирижёр, общественный деятель, защитник прав человека и духовной свободы, педагог. Народный артист СССР (1966). Лауреат Ленинской премии (1964), Сталинской премии второй степени (1951) и двух Государственных премий России (1991, 1995). Пятикратный лауреат премии Грэмми.

Мстислав Ростропович родился в семье профессиональных музыкантов - виолончелиста Леопольда Ростроповича, сына пианиста и композитора Витольда Ростроповича, и пианистки Софьи Федотовой, в Баку, куда семья переехала из Оренбурга по приглашению азербайджанского композитора Узеира Гаджибекова.

Ростропович начал заниматься музыкой в раннем детстве с родителями.

В 1932-1937 годах учился в Москве в Музыкальном техникуме имени Мусоргского.

В 1941 году его семья была эвакуирована в город Чкалов, где Мстислав учился в музыкальном училище, в котором преподавал его отец.

В 16 лет он поступил в Московскую консерваторию, где изучал виолончель у Семёна Козолупова и композицию у С. С. Прокофьева и Д. Д. Шостаковича.

Мстислав Ростропович в детстве

Получил известность как виолончелист в 1945 году, выиграв золотую медаль Третьего Всесоюзного конкурса музыкантов-исполнителей в Москве.

Наряду с 18-летним Ростроповичем, выдержавшим труднейшее состязание и одержавшим свою первую победу, первую премию на конкурсе музыкантов-исполнителей получил и уже имевший к тому времени известность пианист Святослав Рихтер.

В 1947 году выиграл 1-ю премию на Всемирном фестивале молодёжи и студентов в Праге.

Благодаря международным контрактам и турам Ростропович стал известен на Западе. В его исполнении прозвучал фактически весь репертуар виолончельной музыки, и впоследствии многие произведения были написаны специально для него. Им были исполнены впервые 117 произведений для виолончели и даны 70 оркестровых премьер. Как камерный музыкант выступал в ансамбле со Святославом Рихтером, в трио с Эмилем Гилельсом и Леонидом Коганом, в качестве пианиста в ансамбле с женой Галиной Вишневской.

По его собственному признанию, на формирование его личности огромное влияние оказали три композитора: Сергей Прокофьев, Дмитрий Шостакович и Бенджамин Бриттен.

В 1955 году, спустя четыре дня после знакомства на фестивале «Пражская весна» с известной оперной певицей Г. П. Вишневской, фактически стали мужем и женой. После возвращения из Праги Вишневская решительно рассталась со своим прежним супругом, директором Ленинградского Театра оперетты М. И. Рубиным и связала жизнь с «человеком из оркестра».

Вместе Ростропович и Вишневская прожили 52 года. Семья обосновалась в квартире «Дома композиторов» в Газетном переулке. Вскоре родились две дочери - Ольга и Елена. По воспоминаниям дочерей, отец был очень строгим, педантичным родителем, постоянно занимавшимся их воспитанием.

Мстислав Ростропович в Галина Вишневская

Начиная с 1969 года Ростропович и его семья поддерживали , разрешив ему жить на своей даче под Москвой, и написав открытое письмо в его защиту. За этим последовала отмена концертов и туров, остановка записей.

В 1974 году получил выездную визу и выехал с женой и детьми за границу на длительный срок, что было оформлено как командировка Министерства культуры СССР.

В 1978 году они были лишены советского гражданства. Газета «Известия» от 16.03.1978 писала: "Выехавшие в зарубежные поездки М. Л. Ростропович и Г. П. Вишневская, не проявляя желания возвратиться в Советский Союз, вели антипатриотическую деятельность, порочили советский общественный строй, звание гражданина СССР. Они систематически оказывали материальную помощь подрывным антисоветским центрам и другим враждебным Советскому Союзу организациям за рубежом. В 1976-1977 годах они дали, например, несколько концертов, денежные сборы от которых пошли в пользу белоэмигрантских организаций. ...Учитывая, что Ростропович и Вишневская систематически совершают действия, наносящие ущерб престижу Союза ССР и несовместимые с принадлежностью к советскому гражданству, Президиум Верховного Совета СССР постановил на основании ст. 7 Закона СССР от 19 августа 1938 года «О гражданстве Союза Советских Социалистических Республик» за действия, порочащие звание гражданина СССР, лишить гражданства СССР М. Л. Ростроповича и Г. П. Вишневскую" .

Гражданство СССР было возвращено Ростроповичу и Вишневской в 1990 году.

С 1974 года стал одним из ведущих дирижёров Запада. В течение 17 сезонов он был бессменным дирижёром и художественным руководителем Национального симфонического оркестра в Вашингтоне, вошедшего под его руководством в число лучших оркестров Америки, регулярным гостем Берлинской филармонии, Бостонского симфонического оркестра, Лондонского симфонического оркестра и Лондонской филармонии.

Последними записями Ростроповича были Концерт для виолончели с оркестром № 2 Шнитке и «Возвращение в Россию» - документальный фильм о поездке в Москву вместе с Национальным симфоническим оркестром в 1990 году.

Во время августовского путча 1991 года и событий октября 1993 года выступал на стороне Президента России , в августе 1991 года находился в рядах защитников Белого дома.

В течение 26 лет преподавал в Московской консерватории, семь лет был педагогом Ленинградской консерватории.

С 1959 по 1974 годы Ростропович - профессор, а с 1993 года - почетный профессор Московской консерватории.

Репертуар Ростроповича-виолончелиста включал наряду с классическими сочинениями более 140 современных произведений для виолончели, написанных специально для него. Свои сочинения Ростроповичу посвятили около 60 композиторов, в том числе Сергей Прокофьев, Дмитрий Шостакович, Арам Хачатурян, Лучано Берио, Альфред Шнитке, Леонард Бернстайн, Анри Дютийе, Оливье Мессиан, Витольд Лютославский, Кшиштоф Пендерецкий и, особенно, Бенджамин Бриттен.

В 2002 году лондонская газета «The Times» провозгласила Ростроповича «величайшим из ныне живущих музыкантов». Музыкальный колумнист газеты «Daily Telegraph» Ллойд Уэббер назвал Ростроповича «вероятно, величайшим виолончелистом всех времен» (28 апреля 2007).

Ростропович известен и своей благотворительной деятельностью: он был президентом Благотворительного фонда Вишневской-Ростроповича, оказывающего помощь российским детским лечебным учреждениям, а также одним из попечителей школы имени А. М. Горчакова, возрождаемой в духе и традициях Царскосельского лицея.

Летом 2006 года Мстислав Леопольдович тяжело заболел: в феврале и в апреле 2007 года он перенёс две операции в связи со злокачественной опухолью печени.

Прощание с Ростроповичем состоялось 28 апреля в Большом зале Московской консерватории. Отпевание прошло в Храме Христа Спасителя.

Похоронен Ростропович в Москве, на Новодевичьем кладбище.

    Мстислав Леопольдович Ростропович. РОСТРОПОВИЧ Мстислав Леопольдович (родился в 1927), российский виолончелист, дирижер. Ярко образный исполнительский стиль Ростроповича сочетает эмоциональную приподнятость с интеллектуальностью, исключительно… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    - (р. 1927) российский виолончелист, дирижер. Профессор Московской консерватории (1960 74). С 1974 в эмиграции; в 1978 за правозащитную деятельность Ростропович и его жена Г. П. Вишневская были лишены гражданства СССР. В 1990 гражданство… … Большой Энциклопедический словарь

    Виолончелист, дирижер, Народный артист СССР; родился 27 марта 1927 г. в г. Баку; окончил Московскую государственную консерваторию; с 1948 г. солист Московской филармонии, одновременно занимался музыкально педагогической деятельностью, являясь… … Большая биографическая энциклопедия

    - (р. 27.3.1927, Баку), советский виолончелист, народный артист СССР (1966). Родился в семье музыканта. В 1946 окончил Московскую консерваторию по классу виолончели у С. М. Козолупова, занимался композицией в классе В. Я. Шебалина (1943‒46). С 1948 … Большая советская энциклопедия

    - (р. 1927), виолончелист, дирижёр, народный артист СССР (1966). Ученик С. М. Козолупова. Профессор Московской консерватории (1960 74). С 1974 живёт в США; в 1978 за правозащитную деятельность Ростропович и его жена Г. П. Вишневская были лишены… … Энциклопедический словарь

    Ростропович Мстислав Леопольдович - (род. 1927) виолончелист, дирижер, пианист, обществ. деятель. Учился игре на фортепиано, позднее на виолончели, композиции у отца, Л. В. Ростроповича. В 1946 окончил Моск. конс. по кл. виолончели у С. М. Козолупова, композиции у В. Я. Шебалина… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь

    Ростропович, Мстислав Леопольдович - (р. 1927) почетный член РАО (2000; Отделение образования и культуры), профессор. (Бим Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. М., 2002. С. 468) См. также Российская академия образования (РАО) Ч33(2)7 8 … Педагогический терминологический словарь

    Мстислав Ростропович с виолончелью Дюпора, 1978 год Дата рождения 27 марта 1927(19270327) Место рождения … Википедия

    Мстислав Леопольдович Ростропович Мстислав Ростропович с виолончелью Дюпора, 1978 год Дата рождения 27 марта 1927(19270327) Место рождения … Википедия

Книги

  • , Афанасьева Ольга Владимировна. Мстислав Ростропович - великий виолончелист, дирижер и пианист, объявленный лондонской газетой "Таймс""величайшим из ныне живущих музыкантов" . Он родился в Баку, в семье музыкантов, в 4 года…
  • Мстислав Ростропович. Любовь с виолончелью в руках , Афанасьева Ольга Владимировна. Мстислав Ростропович – великий виолончелист, дирижер и пианист, объявленный лондонской газетой "Таймс""величайшим из ныне живущих музыкантов" . Он родился в Баку, в семье музыкантов, в 4 года…

О Оренбургский государственный институт искусств имени Леопольда и Мстислава Ростроповичей создан в апреле 1997 года на базе музыкального училища (организовано в 1927 году), имеющего богатую историю и музыкальные традиции. В этом старейшем учебном заведении Оренбурга в годы Отечественной войны сначала учился в классе своего отца, а потом работал всемирно известный музыкант Мстислав Леопольдович Ростропович.
С 1993 года, во время ежегодных визитов М.Л. Ростроповича в Оренбург, проходили мастер-классы, творческие встречи, благотворительные концерты маэстро. Институт искусств – обладатель бесценной полной коллекции компакт-дисков «Мстислав Ростропович играет, дирижирует, аккомпанирует». Во время проведения очередного мастер-класса 1 сентября 2003 года Мстислав Леопольдович вручил ректору Б.П.Хавторину в дар институту скрипку современного итальянского мастера Леонардо Рафаэлиано, изготовленную в Кремоне 25 июля 2003 года по модели А. Страдивари «Крейцер-1727 г.»

В структуру вуза входят специальная детская музыкальная школа, музыкальный колледж, собственно институт и аспирантура. Оренбургский вуз - один из самых молодых в России, но его интенсивное развитие позволило сформировать яркие творческие коллективы, которые уже получили известность и признание не только в городе и области, а также в стране и за рубежом: академический и народный хоры, оркестр народных инструментов, камерный, духовой и симфонический оркестры, инструментальные и вокальные ансамбли.
На базе учебного заведения традиционно проводятся различные конкурсы, фестивали молодых музыкантов как областного, регионального, всероссийского, так и международного уровней, многие из которых получили широкое признание, в частности - Российский конкурс исполнителей на духовых и ударных инструментах, а также - Международный конкурс исполнителей на народных инструментах среди студентов высших и средних профессиональных учебных заведений культуры и искусств «Кубок Южного Урала – Оренбургская мозаика», проходившие весной 2005 и осенью 2010 года. Ежегодный фестиваль-конкурс «Молодые музыканты Оренбуржья», объединяющий талантливых музыкантов области, проводится с 1979 года. За последние годы лауреатами международных, всероссийских, республиканских и областных конкурсов стали более 100 студентов института искусств.

В институте искусств интенсивно развивается музыкальная наука. В частности, институт является инициатором проведения Российских и Международных научно-практических конференций, посвященных важным проблемам культуры, искусства и образования с приглашением ведущих специалистов. Ежегодно проводятся вузовские научно-практические конференции, педагогические чтения, семинары-практикумы, лекции и мастер-классы ведущих педагогов творческих вузов России.
В институте действуют два факультета: музыкальный и гуманитарно-творческий. Институт готовит музыкантов-исполнителей (фортепиано, оркестровые народные, оркестровые духовые и ударные, оркестровые струнные инструменты), вокалистов (академическое и народное пение), дирижеров, артистов драматического театра и кино, артистов музыкального театра, библиотечных работников. В 2013 году институт успешно прошел комплексную оценку деятельности государственного образовательного учреждения высшего образования, был аккредитован и получил лицензию сроком на 6 лет. Плодотворно и активно развиваются научные и творческие связи с ведущими вузами культуры и искусств региона, России, ближнего и дальнего зарубежья, СМИ, общественными организациями.
Гордостью института является концертный зал с уникальной акустикой, в котором регулярно проходят концерты классической и народной музыки. Преподаватели и студенты ведут активную просветительскую работу, выезжают с лекциями, концертами в города и районы Оренбургской области. Оренбургский государственный институт искусств является одним из центров культурной жизни города, области и Южного Урала.

Мемориальную доску Мстиславу Ростроповичу и Галине Вишневской открыли в Москве, говорится в материалах столичной мэрии.

"В Москве открыли мемориальную доску виолончелисту и дирижёру Мстиславу Ростроповичу и его жене, известной оперной певице Галине Вишневской. Памятный знак установили в Газетном переулке, на доме, где проживали супруги", - говорится в них.

Церемония открытия мемориальной доски оперной певице Галине Вишневской и музыканту Мстиславу Ростроповичу на доме 13 в Газетном переулке в Москве


Галина Вишневская держит маэстро под руку, в другой руке у неё букет цветов.

Мемориальная доска создана по инициативе и за счёт средств Фонда Мстислава Ростроповича. Её открытие состоялось в день рождения музыканта. 27 марта 2017 года ему исполнилось бы 90 лет.

UTV. IV фестиваля Мстислава Ростроповича

В Оренбурге прошел IV Международный фестиваль Мстислава Ростроповича // oreninform.ru

Три дня отличной музыки, торжество классики! Посвящение народной артистке СССР Галине Вишневской, которой в этом году исполнилось бы 90 лет.

По традиции форум открыл спектакль – настоящий международный проект – опера Джузеппе Верди «Риголетто» в постановке режиссера из Македонии Ивана Поповски. В ролях – солисты Центра оперного пения Галины Вишневской.

За дирижерским пультом – гость из Италии Марко Боэми. Для него участие в фестивале стало почетной миссией:

Мстислав Ростропович и Галина Вишневская для меня, как для европейца, не просто великие музыканты, а еще и символ борьбы за свободу в искусстве и в жизни. И все итальянцы знают фотографию Ростроповича, который играет на виолончели перед Берлинской стеной. И эта фотография – образ, который стал легендой, которая войдет в историю на века.

В роли Риголетте, чье имя и носит легендарное произведение – молодой солист Александр Алиев. Для артиста нынешний фестиваль – не первый. И он с удовольствием вновь посетил оренбургскую землю. Публика, по его словам, очень теплая, всегда хорошо принимает. Образ придворного шута дался Александру непросто. Тут и драматичная музыка Верди, и характер, и неоднозначность сюжета. Однако зрители этих трудностей не заметили. Три акта с одним антрактом пролетели, как одно мгновение.

Второй день фестиваля был посвящен творчеству великого композитора Сергея Прокофьева. В первом отделении оркестр Центра оперного пения под управлением дирижера Дениса Власенко виртуозно исполнил фрагменты из сюиты «Ромео и Джульетта».

Настоящей звездой вечера стал 14-летний пианист Давит Хрикули:

Для меня большая честь выступать на фестивале, который носит имя величайшего виолончелиста Мстислава Ростроповича. Я очень рад, что принимаю участие в концерте, в котором буду играть произведение любимого композитора Мстислава Ростроповича. Я давно хотел исполнить седьмую сонату Прокофьева.

Во втором отделении прозвучала кантата для меццо-сопрано, хора и оркестра op.78 «Александр Невский». Исполнители: академический хор Оренбургского государственного института искусств им. Л. и М. Ростроповичей и Оренбургский муниципальный камерный хор под управлением заслуженного деятеля искусств РФ Ольги Серебрийской.

Сильное впечатление на оренбургских меломанов произвела солистка Центра оперного пения Любовь Молина. Красивый голос, яркая внешность. Для артистки это уже третий фестиваль. Она блистала в операх «Борис Годунов» и «Царская невеста». На этот раз Любовь примерила на себя образ, о котором давно мечтала – исполнила в кантате соло для меццо-сопрано «Мертвое поле»:

Эта кантата не так часто исполняется, хотя ария часто звучит в концертах, но полностью, в контексте всего произведения, это очень интересно для меня, как для исполнителя.

Завершился фестиваль концертом известного музыканта Айдара Гайнуллина и ансамбля «Эйфория». Вечер под названием «Tango de Amor» – это романтическое путешествие в мир кино. Произведения самого Айдара, написавшего музыку к фильмам «Кислород» и «Эйфория», мелодии Астора Пьяццоллы, Педро Лауренса, Яна Тьерсена и других известных авторов, завораживали, проникали в сердца…

Праздник классики завершился. На будущий год фестиваль отметит свой первый юбилей. Но это будет уже другая история.

IV Международный фестиваль Мстислава Ростроповича в сюжете корреспондента телекомпании «Регион-РИАД» Анны Терентьевой // http://orenfilarmonia.ru/

В Оренбуржье завершился IV Международный фестиваль Мстислава Ростроповича // regnum.ru

В Оренбуржье завершился IV Международный фестиваль Мстислава Ростроповича. Три дня на сцене Областной филармонии и Оренбургского драматического театра им. М. Горького звучала классическая музыка. Как сообщили корреспонденту ИА REGNUM в региональном Минкульутры, в самом названии фестиваля, за короткое время ставшего неотъемлемой частью российской культурной жизни, нет слов «памяти» или «имени Ростроповича», и это глубоко символично.

Художественный руководитель Фестиваля Ольга Ростропович неизменно подчеркивает, что маэстро всегда остается рядом с нами, его многочисленными почитателями, близкими, друзьями, коллегами, учениками. Незримое присутствие Мстислава Ростроповича ощущается во время фестиваля в зрительном зале, вот почему, по словам Ольги Ростропович, «главное в художественной концепции фестиваля то, что на его концертах должны звучать произведения высочайшего уровня и в самом лучшем исполнении».

Уже стало традицией начинать оренбургский творческий марафон оперным спектаклем. В прошлые годы на сцене Областного драматического театра звучали исторические музыкальные полотна Модеста Мусоргского «Борис Годунов» и Николая Римского-Корсакова «Царская невеста». В этот раз в исполнении Центра оперного пения Галины Вишневской оренбуржцы услышали оперу итальянского композитора Джузеппе Верди «Риголетто».

Второй день фестиваля организаторы музыкального праздника посвятили юбилею Сергея Прокофьева. На сцене областной филармонии прозвучала сюита «Ромео и Джульетта» в исполнении оркестра Центра оперного пения Галины Вишневской (дирижер Денис Власенко). Юный пианист, лауреат международных конкурсов, обладатель «Золотого Щелкунчика» Давит Хрикули представил сонату № 7 си-бемоль мажор.

«Мстислав Ростропович - это величайшая личность современности, - поделился впечатлениями Давит Хрикули. - Для меня большая честь участвовать в этом фестивале. Я очень люблю музыку Фредерика Шопена, Сергея Рахманинова, Александра Скрябина. И как раз начал изучать творчество Сергея Прокофьева. На оренбургском фестивале мне и предложили сыграть его произведение».

Ярким завершающим акцентом вечера стало совместное исполнение академическим хором Оренбургского государственного института искусств им. Леопольда и Мстислава Ростроповичей (художественный руководитель и главный дирижер Светлана Студенникова, хормейстер Ольга Левченко), Муниципальным камерным хором (худ. рук. заслуженный деятель искусств Ольга Серебрийская) и оркестром Центра оперного пения Галины Вишневской кантаты Сергея Прокофьева «Александр Невский». Объединение музыкой - еще одна важная идеологическая составляющая Фестиваля.

«Мы готовим музыкантов-профессионалов, поэтому, для наших студентов участие в этом фестивале очень серьезная стажировка, - рассказал ректор Оренбургского государственного института искусств им. Л. и М. Ростроповичей Борис Хавторин. - Я видел чувство гордости в глазах студентов. Я считаю, что Ольга - великая дочь своих родителей, она делает великое дело, она продолжает их дело, пропагандирует их творчество, которое невозможно забыть».

В последний день творческого марафона фестивальная публика Оренбуржья стоя аплодировала музыканту с мировым именем, известному вокалисту и композитору, академику кинематографических искусств, заслуженному артисту РТ, обладателю Национальной кинематографической премии «Ника» и Национальной премии кинопрессы и кинокритики «Белый слон» Айдару Гайнуллину и его ансамблю «Эйфория».

«Много лет тому назад, когда я был еще студентом Российской академии музыки им. Гнесиных, мне позвонили из Фонда Мстислава Ростроповича и пригласили на прослушивание, - рассказал Айдар Гайнуллин. - Я удивился, потому что документы я подавал задолго до этого и уже понял, что не прошел. Меня прослушивал сам маэстро. После того, как я сыграл, он обнял меня и спросил, как можно на одном баяне сыграть за весь оркестр?».

«Этот фестиваль дает определенный толчок развитию Оренбургского музыкального искусства, - отметила министр культуры и внешних связей Оренбургской области Евгения Шевченко. - Наверное, в этом и есть главная цель фестиваля, чтобы у нас появлялись свои новые исполнители, подрастал и воспитывался новый зритель, чтобы формировалось сообщество, воспринимающее классическое искусство».

Стоит отметить, в Оренбургской области имя Мстислава Ростроповича знакомо практически каждому жителю. Музыкант, оказавшийся в эвакуации в Оренбурге в 1941 году, спустя десятилетия, будучи уже музыкантом с мировой известностью, солировал в концертах и давал мастер-классы для студентов и преподавателей Оренбургского государственного института искусств, носящего имя маэстро и его отца.

Главная роль / Ольга Ростропович. Эфир от 24.03.2016 / tvkultura.ru

«Я вырос на русской музыке» // Коммерсантъ

Дирижер Зубин Мета о фестивале Ростроповича, который открывается на этой неделе, дружбе с маэстро и о том, почему музыканты не чувствуют разницы в возрасте

С 27 марта по 5 апреля в России пройдет VII Международный фестиваль Мстислава Ростроповича. Пять концертов состоятся в Москве, а два в Санкт-Петербурге и Кронштадте, где родилась и провела свое детство великая певица Галина Вишневская. Художественный руководитель фестиваля Ольга Ростропович подчеркивает, что нынешний музыкальный праздник посвящен Вишневской, 90-летие со дня ее рождения будет отмечаться в этом году. Традиция фестиваля - участие мировых звезд высочайшего уровня. К сожалению, в этом году из-за сложной экономической ситуации организаторам пришлось отменить два концерта. Но выдающийся дирижер современности Зубин Мета выступит в Москве с оркестром, хором и солистами Maggio Musicale Fiorentino. Маэстро Мета рассказал «Огоньку», почему он так дорожит участием в фестивале Ростроповича, с которым его связывала многолетняя дружба.

- Когда вы познакомились с Мстиславом Ростроповичем?

Мы впервые встретились в Лос-Анджелесе в 1963 году. Он играл концерт Дворжака со мной и Лос-Анджелесским филармоническим оркестром.

- Как быстро вы нашли общий язык?

Мы мгновенно стали друзьями и долгое время поддерживали очень теплые отношения. Он много раз играл со мной и филармоническими оркестрами Лос-Анджелеса, Нью-Йорка, Израиля, с Лондонским симфоническим оркестром. Словом, мы играли вместе очень долго. Наш последний совместный концерт с итальянским оркестром состоялся в моем родном городе - в Бомбее. У Ростроповича возникла идея - создать фонд, который помогал бы молодым индийским музыкантам заниматься классической музыкой. Ростропович дал этому фонду имя моего отца - дирижера Мехли Меты, с которым они тоже были большими друзьями и тоже вместе выступали в Лос-Анджелесе. Помню, что бомбейский концерт был бесплатным: Ростропович просто отказался брать за него деньги. А Музыкальный фонд, кстати говоря, существует до сих пор.

- Оказало ли знакомство с Ростроповичем влияние на ваше творчество?

О да, огромное! Каждая репетиция и каждый концерт со Славой были для меня уроками и, само собой, источниками вдохновения. Так и напишите!

Мстислав Ростропович был старше вас лет на десять. Чувствовалась ли эта разница во время ваших совместных репетиций и концертов?

Нет, конечно же. Музыканты в принципе не чувствуют разницы в возрасте.

На протяжении трех десятилетий вы - главный дирижер фестиваля Maggio Musicale Fiorentino. Почему это ежегодное событие так важно для вас?

Это один из самых престижных музыкальных фестивалей в Италии. Все великие музыканты и лучшие европейские оркестры выступали там, сам я дирижирую на нем с 1985 года. Очень рад приехать с оркестром в Москву, где мы в последний раз выступали в 2015 году на фестивале Мстислава Ростроповича. В этом году мы привозим «Аиду».

Почему вы остановили свой выбор именно на «Аиде»? В России эта опера очень хорошо известна. Сможет ли русская публика открыть для себя что-то новое в вашем исполнении?

- «Аида» - неотъемлемая часть нашего репертуара на протяжении 50 лет. Мы исполняли ее с Флорентийским оркестром и певцом Андреа Бочелли. Когда я предложил Ольге Ростропович привезти «Аиду» в Москву, она была в восторге от этой идеи. Что касается нового прочтения оперы - могу только надеяться на это. Наше выступление будет насквозь итальянским: итальянский оркестр, итальянский хор и прекрасные певцы - Мария Хосе Сири, Вероника Симеони, Фабио Сартори, Симоне Пьяццола, Джорджо Джузеппини и Карло Коломбара. Думаю, русская публика сможет почувствовать вкус подлинной, итальянской «Аиды».

- Галина Вишневская была одной из лучших исполнительниц партии Аиды...

Безусловно. И мне посчастливилось слышать ее! Я посвящу наше будущее выступление в Москве ее памяти.

- Чем, на ваш взгляд, отличается ее исполнение этой партии Аиды?

Галина была первой великой певицей, которая вывезла русское искусство за границы Советского Союза. Она, Слава Ростропович и Святослав Рихтер были артистами одного уровня. Как и они, Галина Вишневская владела великим мастерством русского исполнительства. Она была не только первоклассной певицей, но и превосходной актрисой.

- Какими качествами должен обладать современный оркестр?

Он должен в совершенстве владеть сразу несколькими стилями исполнения: классическим, романтическим, современным... Хотя некоторые оркестры до сих пор придерживаются только одного. Если в одной программе встречаются и Моцарт, и Дебюсси, и Брамс, оркестр должен уметь мастерски исполнить каждое произведение этих совершенно разных композиторов.

- Должен ли оркестр в точности следовать мановению дирижерской палочки? Или он имеет право на импровизацию?

Мне трудно описать то, что происходит между дирижером и музыкантами на сцене. В управлении оркестром есть нечто мистическое. Дирижер задает ритм, контролирует оркестр, выравнивает баланс инструментов в нем, пытается что-то интерпретировать на свой манер. Но дело в том, что, когда в оркестре сидят великие музыканты, вся интерпретация произведения зависит как раз от них. Дирижер обязан уважать этих музыкантов.

- С каким оркестром вам было приятнее всего работать?

На этот вопрос я не могу ответить во многом потому, что уже не дирижирую так часто, как раньше. Сейчас под моим управлением выступают Израильский, Венский, Берлинский оркестры и Maggio Musicale Fiorentino. С ними мы достигли полного взаимопонимания.

- Произведения каких русских композиторов вы любите больше всего?

Несколько лет назад тот же самый вопрос мне задал Горбачев. Я назвал Чайковского, а он удивился: «Почему не Рахманинов?» Я, можно сказать, вырос на русской музыке. Мой отец играл в струнном концерте в Бомбее Чайковского и других русских композиторов. Эта память осталась у меня на всю жизнь.

Подготовили Анна Сабова и Александр Трушин

МУЗЫКАЛЬНАЯ ЖИЗНЬ №2, 2016

ТАЛАНТ – ВСЕГДА НОВОСТЬ

Концерт стипендиатов Фонда Ростроповича удивил мастерством юных дирижеров

Алла Алешина

Фото Александра Гайдука

В Центре оперного пения Галины Вишневской на Остоженке 5 февраля царило типично предпремьерное оживление: обменивалась приветствиями красивая публика с букетами цветов в руках, мелькали фото- и телекамеры. Однако в центре внимания на этот раз были не оперные премьеры и премьерши, а совсем еще юные музыканты. Ежегодному концерту стипендиатов в Фонде культурных и гуманитарных программ М.Л. Ростроповича придают важное значение, и он всегда проходит как яркое и статусное событие. Для стипендиатов же концерт архиважен — это отчет о новых достижениях в исполнительском мастерстве и, конечно, отличная возможность заявить о себе на московской сцене. Надо отметить, что оплату проезда ребятам, которые живут не только в России, но и в других постсоветских республиках, а также их проживание в Москве всегда берет на себя Фонд.

С тех пор, как Центр оперного пения обзавелся собственным оркестром, стипендиаты получили возможность выступать с симфоническим оркестром. Программа концерта теперь состоит не только из пьес, но и из произведений большого концертного репертуара. Первым номером программы как раз и было выступление оркестра с Увертюрой к «Севильскому цирюльнику» Россини. Однако вместо маститого маэстро за дирижерский пульт встала пятнадцатилетняя Дана Муриева – во фраке весьма креативного дизайна и с очень смелой манерой держаться. Ее яркая эмоциональность и энергетика покорили публику с первых тактов. С оркестром у Даны также возникло полное взаимопонимание благодаря ее точным дирижерским жестам и особому, волевому посылу. Девочка является студенткой Владикавказского колледжа искусств имени Валерия Гергиева и уже пять лет выступает с оркестром.

То, что Владикавказ у нас является кузницей дирижерских кадров подтвердило выступление еще одного молодого осетинского дирижера — Хетага Тедеева. Он уверенно и эмоционально вел оркестр в Увертюре к «Силе судьбы» Дж. Верди, умно и тонко аккомпанировал Александру Малофееву в первой части фортепианного Концерта П. Чайковского №1. Хетагу 19 лет, он уже вполне профессионален, имеет несколько дипломов международных конкурсов и в настоящее время учится оперно-симфоническому дирижированию в Санкт-Петербургской консерватории в классе профессора Ю.И.Симонова.

Не менее успешными, чем дирижеры, выглядели на концерте стипендиатов Фонда Ростроповича и юные пианисты. Исполнение Третьего фортепианного концерта Бетховена Давитом Хрикули (Тбилиси) стало настоящим откровением – настолько философски глубоко играет этот парень, что не верится, что ему всего лишь 15. Давит лауреат нескольких международных премий и обладатель Золотого Щелкунчика XIII Международного телевизионного конкурса юных музыкантов «Щелкунчик». Отрадно, что он так быстро прогрессирует и подает серьезные заявки на блестящее исполнительское будущее.

Прекрасно выступил в тот день еще один любимец публики, 14-летний Александр Малофеев. Ученик школы имени Гнесиных (педагог Е.В. Березкина), Саша уже вполне сложившийся музыкант с солидным списком побед на нескольких международных конкурсах, в том числе на VIII Международном юношеском конкурсе им. П.И. Чайковского в Москве (2014). Первый Концерт Чайковского прозвучал глубоко, лирично и технически безупречно.

Хочется также отметить выступление самой маленькой стипендиатки – пианистки Анисы Дажаевой (также ученицы Е.В.Березкиной), которая ярко и виртуозно исполнила «Хоровод гномов» Ф. Листа.

Как старого знакомого встретила публика появление на сцене скрипача Георгия Ибатулина. После того, как он принял участие в конкурсе «Синяя птица» телеканала «Россия», 14-летний воронежец стал телезвездой. Георгий страстно, однако не безупречно в техническом отношении, исполнил Концертный полонез Венявского в сопровождении оркестра под управлением Ярослава Ткаленко. Более убедительным стало выступление с произведением Венявского другой скрипачки – 15-летней Татьяны Крячковой из Барнаула. Эта серьезная и вдумчивая девочка за последние годы очень выросла, много концертировала, участвовала в мастер-классах З. Н. Брона, В. В.Третьякова, в фестивале мастер-классов Иегуди Менухина. Таня играет ярко, музыкально и очень сочным, красивым звуком.

Среди академических инструментов свежо смотрелся саксофон, на котором обаятельный Валентин Ковалев исполнил в сопровождении оркестра эффектную и очень техничную пьесу «Венецианский карнавал» П. Женина.

Вокальное искусство в концерте стипендиатов было представлено певцом из Перми Владимиром Печенкиным – обладателем сильного и мягкого баритона. Его исполнение романса Г. Свиридова «Богоматерь в городе» поразило точным и образным проникновением в стихи А. Блока и было тепло принято публикой. После концерта Президент Фонда О. М. Ростропович сердечно поздравила участников концерта, за судьбой которых следит буквально с раннего детства, и, конечно, их педагогов и родителей. Ольга Мстиславовна считаем своим долгом продолжать дело Мстислава Леопольдовича Ростроповича по поддержке юных талантов и уделяет этому много времени. Она всегда сама прослушивает всех стипендиатов, напутствует их для дальнейшего совершенствования. Ведь как писал Гейне, «талант мы угадываем по одному-единственному проявлению, но, чтобы угадать характер, требуется продолжительное время и постоянное общение». И это общение дает замечательные результаты – с каждым годом уровень концертов стипендиатов Фонда Ростроповича набирает новые высоты.

На фестивале Мстислава Ростроповича выступят Зубин Мета и Люка Дебарг // m24.ru


27 марта в Москве в седьмой раз стартует Международный фестиваль Мстислава Ростроповича. Традиционно он становится одним из ярчайших событий в сезоне, и это не случайно – в российскую столицу приезжают ведущие западные коллективы. В программе семь концертов, два из которых пройдут в Санкт-Петербурге и Кронштадте. В этом году фестиваль посвящен памяти Галины Вишневской, 90-летию со дня ее рождения.
Художественный руководитель фестиваля Ольга Ростропович рассказала m24.ru о персонах, с именами которых будет связан нынешний праздник музыки.


– Ольга Мстиславовна, при первом же беглом взгляде на программу фестиваля невольно оказываешься в замешательстве – ни в одном концерте нет русской музыки.

– На фестивале должно было состояться концертное исполнение оперы Прокофьева «Война и мир», в которой блистала Галина Вишневская, и которой Мстислав Ростропович дирижировал по всему миру, начиная с 70-х годов в Большом театре. Но от этих планов пришлось отказаться...

– Причина в финансовой стороне вопроса?

– Даже та фестивальная программа, которая у нас сверстана в конечном варианте, обходится очень дорого. Помимо «Войны и мира», мы вынуждены были отказаться от двух концертов Лондонского филармонического оркестра под управлением Владимира Юровского – пришлось оставить только один из них. Но я хочу подчеркнуть: речь не идет об отмене концерта (обсуждалось исполнение «Песен Гурре» Шенберга), мы отказались от него в процессе формирования программы. Возвращаясь к русской музыке: юбилейный год большой, поэтому, конечно, она будет звучать как в проектах Фонда Ростроповича, так и Центра оперного пения Галины Вишневской. Кстати, совсем недавно в Центре мы возобновили постановку одной из любимых опер мамы – «Иоланту» Чайковского и уже представили ее концертную версию на фестивале в Иркутске в феврале – кстати, также в рамках празднования юбилейного года.

– А по какому принципу вообще составляется программа? Коллективы предлагают вам свои варианты, или вы высказываете им свои пожелания?

– Я выбираю коллективы, обсуждаю с ними программу. Но с ними тоже нужно считаться, ведь мы их приглашаем – то есть буквально «выдергиваем» на наш фестиваль в середине сезона. Неизбежно мы исходим из того, каким объемом времени они располагают для репетиций. У Зубина Меты, к примеру, совершенно безумный график, а я очень хотела, чтобы он представил в Москве «Аиду» Верди в концертном исполнении. Эта опера у его оркестра и хора Maggio Musicale Fiorentino не в репертуаре, поэтому этот проект обсуждался и проговаривался два года. То есть Мета выстраивает свой репетиционный процесс так, чтобы еще и специально заниматься нашей «Аидой», а это один единственный концерт в Москве.

– Но у вас на фестивале есть еще один дирижер, в большей степени специализирующийся на опере…

– Массимо Дзанетти? Да, он много раз выступал в La Scala. И именно он будет дирижировать Реквиемом Моцарта на торжественном открытии фестиваля 27 марта.

– А почему для такого торжественного мероприятия выбрали Реквием? Помню, один из фестивалей открывал Реквием Верди.

– Это все-таки открытие фестиваля памяти Галины Вишневской. Память – ключевое слово. Это произведение, которое она очень любила. Здесь есть вокал и все, что по моему ощущению должно присутствовать именно в этот день.

– Скрипичный концерт Элгара крайне редко исполняется в мире – у нас его будет играть Борис Бровцын с Лондонским филармоническим оркестром. Я не могу сказать наверняка, исполнялся ли он когда-нибудь в России. Он очень сложный, около часа музыки.

(Прим.: редакция фантазии для оркестра «Русалочка» Александра фон Цемлинского, которую везут англичане под руководством Юровского, прежде в России не звучала)

– Конечно, не могу не спросить про Дебарга в программе.

– Когда я слушала его на конкурсе Чайковского, мне было интересно. Захотелось еще раз увидеть его за инструментом.

– Вам он понравился больше как сольный исполнитель или как пианист, играющий в сопровождении оркестра?

– Я слышала сольный концерт Дебарга. «Ночной Гаспар» Равеля произвел на меня неизгладимое впечатление! Краски, фразировка, рассказ... В плане содержания его интерпретация очень интересна. А так как у нас на фестивале есть традиция представлять молодых музыкантов, то я выбрала Дебарга как наиболее яркого из этого поколения.