Ознакомление детей с культурой и традициями малой родины. Классный час моя малая родина обычаи и традиции Народные праздники моей малой родины

1
МКОУ «Ершовская СОШ»
«Моя малая родина – Оглонги»
Автор работы: обучающаяся 2 класса
Терехова Ульяна
Руководитель:
Дорошенко Ольга Константиновна
2017 год
п.Ершово

2
Содержание
1. Введение 2­3
2.Мои исследования
1.2 Моя малая родина. Почему мы так называем? 3
2.2 Почему мой район так называется? 4
3.2 Красота природы моего края 4­5
4.2 Быт, культура и традиции моего народа 5­6
5.2 Известные люди моей малой родины 6­7
6.2 Маленькая история моей большой семьи 7­8
3. Заключение 8
4.Использованная литература 8

3
Проект «Моя малая родина – Оглонги»
Выйди в верховье Амура
Сунгари устье сверкает.
Выйди в низовье Амура­
Устье Амгунь открывает.
Здесь я родился и вырос,
Здесь мой любимый край.
В среднем теченье Амура
Родина всех нанай!
И.Терехова
1.Введение
Каждый дорожит своей малой родиной и считает, что нет на свете места
прекраснее. Я слушала рассказ своего одноклассника о красоте своей малой
родины. С какой любовью и гордостью Серёжа рассказывал о красоте села
Ершово! Уже скоро будет 2 года, как я приехала в Ершово из Хабаровского
края. Мне очень нравится здесь. Здесь я пошла в школу, здесь у меня новые
друзья. Но я хочу рассказать ребятам о своей малой родине, где я родилась,
откуда идут мои корни. Поэтому я выбрала тему своей работы: «Моя малая
родина ­ Оглонги».
Целью, которой является рассказать о красоте моего края, чтобы привить
любовь и уважение к нему.
Задачи:
1. Выяснить, что значит выражение «Моя малая Родина»?

5
Среди ребят я провела анкетирование. В анкете было 3 вопроса: почему моя?
Почему малая? Что значит слово Родина?
Обработав анкеты, я сделала вывод:
Моя ­ потому что здесь родилась моя семья, родилась я, здесь мой дом, моя
улица, мои друзья.
Малая ­ потому что это малая частичка моей необъятной страны.
Родина – потому что здесь живут родные моему сердцу люди.
2.2 Почему мой район так называется?
Географический адрес моей малой родины: Хабаровский край, район имени
Полины Осипенко, село Оглонги. Район образован в 1926 году.
Первоначально назывался Кербимским. Сейчас район носит имя Полины
Осипенко. Почему он так называется? Мне рассказала мама, что район назван в
честь лётчицы Полины Осипенко. Вместе в Интернете мы нашли фотографии и
точный ответ. Переименован район в 1939 году в честь Героя Советского
Союза Полины Денисовны Осипенко. 78 лет назад экипаж самолета «Родина» в
составе Валентины Гризодубовой, Полины Осипенко и Марины Расковой
совершил рекордный перелет по маршруту Москва – Дальний Восток, который
закончился на территории нашего района. Этим полетом был установлен
международный женский рекорд по дальности полета. Так был открыт
воздушный мост между столицей нашей Родины и Дальневосточным побережьем.
Я горжусь, что это произошло на территории моей малой родины.
3.2 Красота природы моего края
Красота природы моего села неописуема, манит к себе, притягивает как магнит.
Летом жизнь многообразная, разносторонняя. Зимой жизнь суровая, сложная и
подчас экстремальная. Село Оглонги стоит на берегу реки Амгунь. Горная река

6
Амгунь является притоком реки Амура и имеет высокую скорость течения реки.
В летне–осенний период бывают резкие подъёмы уровня воды, большие
наводнения. Амгунь – кормилица, богата рыбными ресурсами, среди которых
выделяются осётр, кета, горбуша, таймень, ленок. Любуются люди Амгунью.
Величава она летом, спокойна зимой, изумляет красотой берегов. Этим
привлекает туристов, путешественников.
Богатые недра земли привлекают геологов. Основными отраслями хозяйства
являются: золотодобыча, заготовка и переработка древесины, охотничий
промысел, сбор не древесных продуктов леса и рыбная ловля.
Наша тайга ни с чем несравнима, где ели под 30 метров, стланик кедровый.
Случается такой урожай грибов, что не в сказке сказать! А ягодное раздолье:
голубика, брусника, смородина, клюква, морошка!
Богат и разнообразен животный мир моего края.
4.2 Быт, культура и традиции моего народа.
А какие люди живут здесь! На территории Хабаровского края российского
Дальнего Востока издревле проживают 8 коренных малочисленных народов:
нанайцы, негидальцы, нивхи, орочи, удэгейцы, ульчи, эвены, эвенки, имеющие
свою культуру и быт. В моём селе проживают нанайцы, русские, эвенки,
удэгейцы, нифхи. Я расскажу о жизни нанайцев т.к. мои корни относятся к этому
народу. Рассказывали будто в краях северных, на великой реке Амгунь с давних
времен живут счастливые люди. Им нипочём ни снег, ни вьюга, ни мороз. Глаза у
них как смородины, а волосы как смоль. Свои дома они строили по берегам
Амура, Амгуни. Так появилось моё село Оглонги. Старое название нанайцев –
гольды. Само название ­ нанай ­ «человек Земли». Как и все другие народы,
нанайцы имеют свой родной язык. Традиционное верование ­ шаманизм. Русские
познакомились с нанайцами в середине 17 века. Главным занятием мужчин была

7
рыбалка и охота. Нанайцам приходилось много трудиться, чтобы выжить в
суровых условиях нашего края. Охотник должен быть сильным, смелым,
храбрым, зорким. Реки и окружающая тайга кормили и одевали нанайцев.
Обеспечивали семьи всем необходимым. Нанайцы носили летом – халат из
рыбьей кожи и конусную шапку из бересты, которая спасала их от солнца,
дождя, а зимой халат как шубу из шкур животных мехом внутрь, сверху
надевали специальную зимнюю юбку и шапку, чтобы не замерзать. Женщины
занимались собирательством, хозяйствовали в доме: готовили еду, шили
одежду, убирались, воспитывали детей. Но нанайцы не только трудились, они
еще умели здорово веселиться. Большое число из коренных жителей чтят и
помнят культуру и традиции своих предков. Развивается художественное
национальное творчество. Традиционные развлечения нанайцев ­ это
национальные праздники: кормление воды, медвежий праздник, праздник
последней тропы. На этих праздниках всегда проводились веселые состязания и
подвижные игры. А вечерами бабушки и мамы рассказывали своим деткам
сказки. В наше время возрождается культура, язык нанайцев. Стали выходить
книги, учебники на нанайском языке. Все это важно сохранить и развивать,
чтобы передать следующему поколению.
5.2 Известные люди моей малой родины.
Моя малая родина славится своими жителями, самые лучшие из которых
являются почетными гражданами района. Так, Василий Витальевич Бочкарев,
ветеран Великой Отечественной войны и труда, краевед, долгое время
возглавлял районный краеведческий музей. Моя бабушка рассказала о школьном
учителе Чеботарь Юрие Николаевиче. Мы связались в сети с его дочерью
Татьяной Чеботарь, которая проживает в Анапе. Она любезно поделилась

8
фотографиями и рассказала об отце. Во время Великой Отечественной войны
Юрий Николаевич Чеботарь был стрелком­радистом экипажа пикирующего
бомбардировщика ПЕтляков­2. Имеет боевые награды Родины. А после войны
Юрий Николаевич преподавал в школе. Был учителем химии. Моя бабушка
Ирина Васильевна училась у него. Никто не забыт и ничто не забыто. Каждый год
9 мая у памятника проходит митинг. В знак памяти, уважения зажигаются свечи,
возлагаются цветы.
Наше село северное, маленькое и не благоустроенное очень мило и дорого мне.
Я люблю его таким, какое оно есть. Как родителей не выбирают. Так и свою
малую родину мы не вправе судить и осуждать. Люди покидают родные места, а
в душе тоскуют по ним. Вот несколько комментариев к старой фотографии
1.«Это село Оглонги, р­н П.Осипенко, где прошло моё детство» (пишет Римма
Ахметзянова)
2.«Я часто вспоминаю наш дом в Оглонгах. Хочется хоть краешком глаза
заглянуть в детство» (Флюра Ахметова)
3.«Вот моя деревня, вот мой дом родной» (Фануза Ахметзянова)
4.«Мой отец в Оглонгах был директором школы» (Александр Щербаков)
Каждому хочется вернуться на свою малую родину, где радовались каждому
дню, каждой минуте, прожитой в детстве. Молодежь перебирается жить в
города, забывая вековые традиции и обычаи рода. Вот и наше село Оглонги не
стало исключением. Но все­таки большое число коренных жителей района чаще
из числа старшего поколения чтят и помнят культуру и традиции своих предков.
6.2 Маленькая история моей большой семьи
Вот и мы всей семьёй переехали из Хабаровского края. Так решили родители. Но
не забываем культуру и традиции своего народа. Моя бабушка Ирина Васильевна

9
тоже родилась в селе Оглонги. В селе она вела активную общественную жизнь.
Много стихов о родном крае написала, которые помещены в сборники
Приамгунья. Старается делать всё, чтобы мы не забывали традиции своего
народа, помнили свои корни. Шьёт нам костюмы для выступления. Брату Денису
сшила костюм и разучила с ним нанайский танец на фестиваль «Дружбы
народов», который проходил в нашей школе. Этот национальный наряд сшила
мне бабушка, чтобы выступить с этим проектом. Сама она постоянный участник
всех концертов и праздников посёлка. Мы все большие любители порыбачить. И
здесь в Ершово наши взрослые занимаются рыболовством. Мы всё время
придерживаемся традиций своего народа.
3.Заключение.
Моя семья, мой дом. С этого начинается малая родина. Родная мать, дом, где ты
родился и вырос, друзья детства, любимые игры и книги, природа – такие
простые человеческие ценности становятся основой настоящей любви к Родине.
Они принадлежат каждому из нас, отнять их невозможно ни при каких
обстоятельствах, ведь они хранятся в самом сердце. От нас зависит и её
настоящее и то, какой она станет. Есть у моего народа нерешенные вопросы,
один из них ­ это вопрос о земле, о территориях традиционного
природопользования. Земля для коренных народов священна, она дана им Богом,
и никто не вправе отнимать её у них. И хочется пожелать всем нам активной
жизненной позиции в решении этих проблем и вопросов, чтобы все мы любили
нашу малую родину не только словом, но и делом.
Практическая значимость моей работы в том, что её можно использовать на
классном часе, на уроках литературного чтения, окружающего мира.
Литература:

10
1.Дальний Восток, автор В.Г. Удовиченко, Издательство географической
литературы, Москва 1957 г., на 240 стр.
2.Хабаровский край, очерки. Автор А.А. Степанов, Хабаровское книжное
издательство, 1957 г. на 288 стр.
3.Хабаровский край, 1972 год.П.В. Баранов, Хабаровское книжное издательство,
1974 г.
4.Наш орденоносный Хабаровский край, А.П. Шитиков, Хабаровское книжное
издательство, 1967 г. на 240 стр.
5.Низовья
http://www.fesk.ru/wetlands/293.html
реки

Амгунь Водно­болотные

Экскурсия по теме « Традиции и обычаи родного края»

Малая Родина –

Островок земли.

Под окном смородина,

Вишни расцвели.

Яблоня кудрявая,

А под ней скамья –

Ласковая малая

Родина моя!

У каждого из нас есть своя малая Родина – тот уголок, где мы родились, где живут наши родители и друзья, где находится наш родной дом. Для кого-то малая Родина – родной город. Для кого-то – село или уютный дворик с качелями. Прекрасно имя моей Малой Родины – село Каменный Брод. Необозримая ширь полей. Развесистые белоствольные березы. Разлив реки Иловли. А самое главное - родной отчий дом, семья.

Наше село богато своей историей.

На территории Каменнобродского сельского поселения находится Белогорский Свято-Троицкий мужской монастырь, построенный в 1864 г.. Монастырь знаменит древними меловыми пещерами, многовековыми дубами, являющимися уникальным памятником природы Волгоградской области.

То место, где ты родился, - это не только природа и история, но ещё и человеческие взаимоотношения, уклад жизни и традиции живущих.

Сегодня, возрождая традиционную культуру, мы всё чаще обращаемся к своему древнему духовному наследию и самобытным праздникам нашего народа.

На Руси издавна праздновали Великую Троицу. Для православных верующих людей Троица означает единство Бога Отца, Бога Сына (Иисуса Христа) и Святого Духа. А вообще все - и верующие, и неверующие - на Троицу празднуют расцвет природы, начало лета, рождение лесных и водных сил природы.

В Ольховском районе также стало уже традиционным празднование Троицы в живописном уголке близ Каменнобродского монастыря, где устраивается гуляние с угощением. По живописной поляне через праздничные ворота, украшенные березовыми ветками, разноцветными лентами и русскими платками, в ярких красочных костюмах с песнями, пожеланиями добра и удачи проходят участники праздника: творческие коллективы Ольховского района, гости из разных уголков нашей православной России. Участники праздника могут полакомиться блюдами русской и украинской кухни. Сельские поселения радушно встречают гостей. Всех присутствующих угощают традиционным троицким блюдом - яичницей и квасом.

А вот выставка «Город Мастеров», представляющая изделия местных народных умельцев. Проводятся мастер-классы по бисероплетению, вязанию, вышиванию и изготовлению изделий из глины.

Перед зрителями предстают и русские народные обряды: «завивание березки», «кумовление». Возле берёзки водят хороводы, плетут из веток косички и завязывают цветные ленты. Девушки целуются сквозь ветви березы, приговаривая:

Покумимся, кума, покумимся,

Нам с тобою не браниться,

Вечно дружиться.

Покумившиеся девушки считаются подругами на всю жизнь. Потом всех закружит веселый массовый хоровод. Под березою показывают свою удаль в играх, песнях, танцах. Когда гуляние заканчивается, березку «развивают».

Для России наше село – частица,

А для нас оно – родительский дом.

И мы рады, что можем гордиться

Малой Родиной, где мы живем.

MicrosoftInternetExplorer4

/* Style Definitions */

table.MsoNormalTable

{mso-style-name:"Обычная таблица";

mso-tstyle-rowband-size:0;

mso-tstyle-colband-size:0;

mso-style-noshow:yes;

mso-style-priority:99;

mso-style-parent:"";

mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt;

mso-para-margin:0cm;

mso-para-margin-bottom:.0001pt;

mso-pagination:widow-orphan;

font-size:10.0pt;

font-family:"Times New Roman","serif";}

«Любовь к Отчизне начинаетсяс любви к своей малой Родине – месту, где человек родился. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем и ко всему человечеству»

Д.С.Лихачёв

В современных условиях жизни общества одним из центральных направлений работы сподрастающимпоколением становится патриотическое воспитание. Только любовь к России, к её истории,культуре,народу может возродить великую страну. Эта любовь начинается с малого – с любви к нашей малой Родине. Но чтобы любить, надо знать. С чего начинается Родина для малыша? Вопрос этот не праздный. В дошкольном возрасте дети должны обязательно знать и ценить свою малую родину – место, где они родились и живут.

В содержании ФГОС отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольника. Дети в этом возрасте очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы, легко откликаются на инициативу, умеют искренне сочувствовать и сопереживать. В этом возрасте происходит формирование духовной основы ребёнка, эмоций, чувств, мышления, процессов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Только научившись любить свою малую Родину, можно говорить о любви к Родине, своему народу.

В последнее время воспитание чувства патриотизма приобретает всё большее общественное значение и становится задачей государственной важности. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям своего народа.

Современные условия характеризуются гуманизацией образовательного процесса, обращением к личности ребёнка, развитию лучших его качеств. Поэтому проблема формирования разносторонней и полноценной личности в условиях детского сада приобретает особое значение. Академик Д.С.Лихачёв говорил: «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному посёлку, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству». Целенаправленное ознакомление ребёнка с родным краем – это составная часть формирования у него патриотизма. Ведь чувство Родины у малыша связывается с местом, где он родился и живёт. Наша задача – углубить это чувство, помочь растущему человеку открывать Родину в том, что ему близко и дорого – в ближайшем окружении. Расширить круг представлений о родном крае, дать о нём некоторые доступные для ребёнка исторические сведения, показав всё, что свято чтут люди, - значит раздвинуть горизонты познаваемого, заронив в детское сердце искорку любви к Родине. Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Без знания своих корней, традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с уважением относящегося к другим народам.

Таким образом, патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.

В работес дошкольникамибольшое внимание уделяю воспитанию любви к истории и культуре малой Родины. Эту задачу считаю актуальной и важной.

Но прежде чем приступить к данной теме,прочла много исторических местных и воронежских очерков, книг по краеведению, художественной литературы. По-моему, Воронежский край - самое лучшее место России, а отбор соответствующего материала позволяет формировать у воспитанников представление о том, чем славен родной край.

Цель патриотического воспитания детей дошкольного возраста состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.

Работая над данной темой, ставлю перед собой целый комплекс задач:

- воспитание у ребёнка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, посёлку;

– формирование бережного отношения к природе и всему живому;

– воспитание уважения к труду;

– развитие интереса к русским традициям и промыслам Воронежского края;

– расширение представлений о родном посёлке;

– знакомство детей с символами г. Воронежа и пос. Каменка;

– развитие чувства ответственности и гордости за достижения Воронежского края;

– формирование чувства уважения к другим народам, их традициям.

Данные задачи стараюсь решать во всех видах детской деятельности.

Учёт возрастных особенностей детей требует широкого применения игровых приёмов, которые важны как для повышения познавательной активности детей, так и для создания эмоциональной атмосферы образовательной деятельности. Основнымиформамипатриотического воспитания детей являются беседы, рассматривание иллюстраций, тематические недели, экскурсии, праздники, развлечения, посещение музеев, выставок, создание проектов, встречи с интересными людьми, продуктивная деятельность.

В беседах, играх, индивидуальной работе добиваюсь, чтобы дети младшего возраста знали названия своей улицы и той, на которой находитсядетский сад, дошкольников постарше знакомлю с объектами, которые расположены на ближайших улицах: школа, масложировой комбинат, кинотеатр, рассказываю об их назначении и поясняю, что всё это создано для людей. Диапазон объектов, с которыми знакомлю старших воспитанников, расширяется – это район и посёлок в целом, его достопримечательности, исторические места, памятники. Объясняю детям, в честь кого они воздвигнуты.

Особая страница истории посёлка – годы Великой Отечественной войны. Каменская земля вырастила славных сыновей. Это Герои Советского Союза Рогозин Пётр Карпович и Захарченко Василий Петрович. Их славные имена носят поселковые школы. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи прививаю детям такие важные понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «ненависть к врагу», подвожу дошкольников к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну.

В детском саду создан мини-музей «Бабушкина избушка», гдедля ребёнка открывается возможность первого проникновения в историю быта родного края.

Попадая в мини-музей, дошкольники погружаются в мир старинного русского быта, получают возможность «пропитаться русским духом», приобщиться к культурному наследию своего народа.

В«Бабушкинойизбушке» можно найти стариннуюпрялку, чугунный утюг, крынку, каток и валёк, ухват и чугунок для приготовления каши и щей.

Этипредметы использую в непосредственно – образовательной деятельностипо ознакомлению детей с далёким прошлым родного края, а также при проведении досугов и традиционных обрядовых праздников «Пошла коляда», «Сороки», «Масленица». Музей «Бабушкина избушка» постоянно пополняется. Каждый экспонат мини-музея – это результат совместного трудапедагогов, детей и родителей.

Считаю, наличиемини - музея в ДОУ одним из достоинств детского сада. Игра – естественный спутник ребёнка, обладающая великой воспитательной силой, в которой дошкольник подчиняется правилам игры, договаривается о совместных действиях, преодолевает трудности. Народные игры являются неотъемлемой частью патриотического воспитания дошкольников. В них отражается образ жизни людей, их труд, быт, представления о чести, смелости, мужестве, желания обладать силой, ловкостью, выносливостью, проявлять смекалку, выдержку, находчивость. Особо любимы детьми народные игры «Гуси-лебеди», «У медведя во бору», «Я на камушке сижу». В совместной образовательной деятельности рассказываю об одной из главных достопримечательностей нашего района – марковском роднике «Серебряные ключи», где вода считается целебной, излечивая от разных недугов. Воспитанники, затаив дыхание, слушают, когда рассказываю о ежегодном фестивале поэтического творчества «Воронцовая Русь», который проходит в нашем районе и на который съезжаются участники из разных уголков нашей необъятной Родины. Это -фестивальпоэтов-любителей, главным организатором которого был мастер поэтического слова, настоящий ценитель красоты, наш земляк, поэт А. И. Хильченко. Фестиваль проводится в период цветения редкого лугового цветка – воронца. В работе с детьми старшего дошкольного возраста особое внимание уделяю таким темам, как «Мой посёлок», «Воронеж - столица Черноземья», «Каменка – посёлок на пятидесятой параллели».

Рассказ о героизме человека-труженика воспитывает у дошкольника патриотическиечувства не менее, чем героизм военного подвига, а родной посёлок может смело гордиться своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками илучшими людьми. При ознакомлении детей с трудом взрослыхпоказываюобщественную значимостьтруда, его необходимость не только лично какому-то человеку, но и всей стране. Без помощи взрослого детям трудно понять, что люди трудятся на благо всей страны, что город, село, лес, река, которые ребёнок видит каждый день – это и есть его Родина.

Важное место в патриотическомвоспитании дошкольников занимают экскурсии. Воспитанники подготовительной к школе группы побывали в районном краеведческом музее, где ознакомились с предметами культуры и быта нашего края, с историей посёлка, а также смогли и сами продемонстрировать достаточные знания.

В районной детской библиотеке дошкольники познакомились с известными сказителями воронежского края А.Н.Корольковой, А.Н.Афанасьевым.

Продолжением данной работы является знакомство детей с символикой родного края.Полученные знания закрепляем в продуктивной деятельности: лепке, аппликации, рисовании. В игровой форме предлагала детям стать художниками и сделать герб нашего детского сада. Детские работы порадовали сердца и воспитателей, и родителей.

Очень рано в мир ребёнка входит природа родного края. У него появляются любимые уголки для игры, любимое дерево, тропинки в лесу, место для рыбалки у реки. Это делает лес, речку своими, родными, остающимися в памяти дошкольника на всю жизнь. Так общественное и природное окружение выступает в роли первого педагога, знакомящего ребёнка с Родиной.

Немаловажную роль в группе играет и развивающая предметно – пространственная среда, котораяпозволяет расширять представления детей о растениях, животных, профессиях, сказочных персонажах, памятных местах родного края.

Считаю, что успешное решение задач патриотического воспитания возможно при условии взаимодействия с родителями, которое предполагает обмен мыслями, чувствами, общение. Положительные эмоции и совместная деятельность сближают взрослых и детей. Таким образом, родители становятся не только помощниками ДОУ, но и равноправными участниками формирования личности ребёнка.

Как я убедилась, необходимо продолжать воспитывать патриота-гражданина России через познавательную деятельность, игры, экскурсии, беседы, совместную образовательную деятельность.

У каждого из нас – своя малая Родина. Любовью к ней, к людям, живущим на этой земле, гордостью за свой край пронизана вся наша работа. И пока мы интересуемся прошлым, изучаем свою историю – не прерывается связь поколений. Считаю, что эта работа – маленький ручеёк, который со временем станет большой рекой в деле воспитания дошкольников. Недаром В. В. Сухомлинский утверждал, что детство – это каждодневное открытие мира, и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия.

Если не мы, то кто – же

Детям нашим поможет?

Россию любить и знать.

Ольга Субботина
Ознакомление детей с культурой и традициями малой Родины

«Человеку никак нельзя жить без Родины , как нельзя жить без сердца».

javascript:addImage("message") К. Паустовский

Актуальность :

О важности приобщения ребёнка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отечественному наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живёшь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков . Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям своего и других народов.

Родина , Отечество. …В корнях этих слов близкие каждому образы : мать и отец, родители , те, кто дает жизнь новому существу. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу, краю и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.

В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания : идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально – региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины . Знакомство детей с родным краем : с историко-культурными , национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины . Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.

Необходимо разбудить у детей чувство любви к своей малой родине , дать понять, что это их земля и страна – дать понять, что именно они преемники традиций родного края . Культура родного народа должна быть неотъемлемой частью души ребенка, лечь в основу его воспитания как полноценной, гармоничной личности и гражданина своей Родины .

Цель проекта :

Воспитание чувства патриотизма у детей дошкольного возраста; обогащение их познавательного , эмоционального опыта через приобщение детей к истории , традициям культуре родного города . Показать детям город, в котором они живут, вызвать чувство гордости за свою «малую родину » . Приобщать к истокам региональной культуры . Воспитывать чувство уважения к своей малой родине , ее природе, обычаям, традициям .

Задачи :

1. Дать знания детям о родном городе : история, символика, достопримечательности, промышленные объекты, их вред и польза, экологическая ситуация в городе.

2. Формировать бережное отношение к культурным ценностям района , осознание их неповторимости и индивидуальности. Расширить знания детей о флоре и фауне Краснодарского края.

3. Воспитывать любовь к родному городу, краю, умение видеть прекрасное, гордиться им.

4. Формировать экологическую культуру у детей и их родителей , желание принимать участие в проведении мероприятий по охране окружающей среды.

5. Научить гордиться тем, что сделано руками их родителей , старшим поколением.

Тип проекта : познавательно-исследовательский

Вид проекта : личностно-ориентированный

Участники проекта :

Воспитанники детского сада

Педагоги группы

Узкие специалисты ДОУ

Родители .

Срок реализации : долгосрочный - 2 года

Этапы реализации : Подготовительный – сбор информации, работа с методической литературой. Практический – реализация проекта. Итоговый – подведение результатов

Условия для реализации проекта :

Интерес детей и родителей

Методические разработки

Педагогический опыт

Предметно – развивающая среда

Инновации

Интеграция со специалистами детского сада

Методы (формы и приёмы работы) проекта :

1. Наблюдения, экскурсии, целевые прогулки;

2. Совместные игры и творческие проекты;

3. Познавательно – игровые занятия ;

4. Беседы, интервью, составление творческих рассказов, выставки рисунков;

5. Развлечения, досуги, театрализованные праздники;

Ожидаемые результаты :

1. Дети будут знать свое имя, фамилию, свой адрес, название города, края, страны.

2. Знать историю края и города, символику города, достопримечательности, промышленные объекты.

3. Называть и узнавать (по иллюстрации) достопримечательности, зеленые зоны города Туапсе, 4- 5 улиц, площади.

4. Называть народные праздники, предметы быта края, декоративно-прикладное искусство края.

5. Знать и называть растения и животных края.

6. Выражать отношение к окружающей среде, участие в проведении мероприятий по охране окружающей среды в городе.

7. Иметь представление о членах семьи и ближайших родственниках, традициях своей семьи , детского сада.

8. Уметь заботиться о близких людях, оказывать помощь, проявлять дружелюбие, уметь договориться со сверстниками.

Предполагаемый продукт :

1. Презентации в формате Microsoft Power Point проекта : «Родина моя - Туапсе » , «Достопримечательности Туапсе» , «Туапсе-город воинской славы» .

2. Знание стихов о родном Туапсе.

3. Посещение краеведческого музея.

4. Библиотечка произведений туапсинских писателей, поэтов, доступных для восприятия детей конкретной возрастной группы;

5. Методические материалы и дидактические пособия по краеведению : «Мы - из города Туапсе» , «Я шагаю по Туапсе» , «Собери картинку» , «Бабушкин сундучок» , «Сказки черного моря» , «Спортивный Туапсе» .

6. Выставка «Любимый город» (совместно с родителями ) .

7. Альбомы : «Достопримечательности моего города» , «Природа родного края» , «Прошлое и настоящее моего города» , «Профессии наших родителей » .

8. Словотворчество с родителями «Мое стихотворение о родном городе» .

9. Лепка, рисование по темам : «Животные, птицы и растения нашего края» .

10. Экскурсии и фото экскурсии по городу.

Литература

1. Алёшина Н. В. Знакомим дошкольников с родным городом : Конспекты занятий. М.: ТЦ «Сфера» , 1999.

2. Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры . Спб.: Детство Пресс, 2002.

3. Даринский А. В. Региональный компонент содержания образования Педагогика. 1999.

4. Алябьева Е. А. Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками.

5. Буре Р. С. Социально-нравственное воспитание дошкольников, Мозаика - Синтез, 2012

6. Маханева М. Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников, Сфера, 2009

7. Зеленова Н. Г., Осипова Л. Е. Мы живем в России, Скрипторий, 2008

8. Виноградова Н. Ф. Дошкольникам о родной стране, Просвещение, 2009

9. Мосалова Л. Л. Я и мир. Конспекты занятий по социально-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста, Детство-Пресс, 2009

Публикации по теме:

Конспект интегрированной НОД «Красота малой Родины в картинах кубанских художников» «Красота малой родины в картинах кубанских художников» НОД (интеграция областей «познание» и «художественно творческая деятельность». Программные.

Сценарий праздника малой Родины «Мой любимый город Бор» «Мой Любимы город Бор» Праздник малой Родины (Сценарий для старшей- подготовительной группы) (Звучит музыка, дети входят в зал и встают.

Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с традициями и культурой народов Поволжья Педагогический проект на тему: «Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления с традициями и культурой.

Конспект открытого занятия по знакомству с с культурой и традициями мордовского народа «День рождения Алдуни» Цель: познакомить детей с культурой и традициями мордовского народа через мордовские народные и различные виды игр, разработанных с учетом.

Краткосрочный проект «Знакомство с народной культурой и традициями. Русский фольклор» Краткосрочный проект по теме «Знакомство с народной культурой и традициями. Русский фольклор». Участники проекта:дети подготовительной группы,.

Цель:Дать детям первоначальные представления основ национальной культуры, вызвать интерес к познанию культуры своего народа, способствовать.

СЕНТЯБРЬ: 1. Беседа «Город чудный – город древний» Цель: Познакомить с архитектурой и древним зодчеством. Рассказать некоторые факты из.

Рабочая программа «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста посредством ознакомления с наследием малой Родины» 1. Пояснительная записка Данная рабочая программа составлена в соответствии с нормативно- правовыми документами: ФГОС, Закон РФ. Цель: Приобщать.

Сценарий праздника малой Родины для детей и родителей старшей группы «Вы откуда? Мы из Георгиевска!» Цель: формирование любви к малой родине, к городу Георгиевск. Предварительная работа: беседа о родном городе Георгиевск; рассматривание.

Система воспитания патриотических чувств дошкольников в условиях малой Родины Особое внимание в Программе уделяется развитию личности ребенка, сохранению и укреплению здоровья детей, а также воспитанию у дошкольников.

Библиотека изображений:

Плоникова Ольга

Исследовательская работа о свадебном обряде села Безопасного

Скачать:

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №3

Традиции и обряды моей малой Родины

Плотникова Ольга Валерьевна-

ученица 10 а класса

МБОУ СОШ №3

с.Безопасное,

ул. Егорлыкская, 31

Руководитель:

Гущина Елена Сергеевна-

Учитель истории и обществознания

МБОУ СОШ №3

АДРЕС:

356190 Ставропольский край

Труновский район, село Безопасное

Ул. Комарова, 3а, МБОУ СОШ№3

Тел. 23-2- 52

Введение

Обзор литературы и обоснование направления исследования

Результаты исследования. Первый этап.

Результаты исследования. Второй этап.

Заключение

Список источников и используемой литературы

Приложения

Введение

Проблема сохранения культурного наследия в современном обществе очень актуальна. Всемирная паутина и средства массовой информации сформировали у молодого поколения своеобразное понятие о культуре. Термины «духовная культура», «традиции», «обычаи» воспринимаются молодёжью как нечто далёкое, непонятное и абсолютно ненужное. Однако невозможно быть гражданином своей страны, если ты не знаешь ее культуры, традиций, обычаев и обрядов.

В 2012 году село Безопасное в 208-й раз отмечало своё рождение. Во время праздничных мероприятий, чествовали передовиков производства, долгожителей, только что родившихся жителей села, а также проводился свадебный обряд для пары, прожившей вместе 50-т лет. Нам стало интересно, откуда в селе Безопасном появился такой обряд? Кто или что повлияло на его формирование? Ведь мы не раз сталкивались со свадебным обрядом в повседневной жизни, а объяснить, почему мы соблюдаем те или иные традиции, не можем. На все возникающие вопросы отвечаем: «Так принято…».

За более чем двухвековую историю села, безопасненцами накоплены огромные богатства духовных ценностей. Многое из этого нами либо не используется, либо вовсе утрачивается. Знание истории своей малой Родины, особенно истории культуры, содействует изучению, сохранению, а значит и обогащению историко-культурного наследия. Фольклорное наследие села Безопасного имеет много специфических черт и весьма своеобразно. Необходимость изучения устногопесенногонародноготворчестваселакакодногоизкомпонентовдуховнойкультурыназреладавно. Такой интереск фольклору вызван также и тем, что мы живем в многонациональном селе, что в свою очередь нашло отражение духовной культуре Безопасного.

Цель моей работы – рассказать о фольклорном наследии села Безопасного, определить какие народы и категории населения России оказали влияние на его развитие.

Для того чтобы достичь поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:

  1. Провести поиск материала об истории заселения села Безопасного и определить категории населения и регионы, откуда пришли к нам переселенцы;
  2. Проследить на примере свадебного обряда жителей села Безопасного влияние исторических условий, региона проживания и занятий переселенцев на формирование фольклорных традиций;

Хронологические рамки. Работа охватывает период с XIX по XX век, так как изменения в духовной культуре происходят достаточно медленно и за короткий период сложно проследить происходящие в ней изменения.

Методика исследования:

Работа с исторической литературой и архивными источниками по изучаемой проблематике. Сопоставление и анализ различных источников, обобщение полученных данных.

Обзор литературы и обоснование

Направления исследования

При написании исследовательской работы, мною использовались работы следующих авторов: Мельниковой И.М. , Бодровой В.И. ,Воиновой Э. Л. . Натальи Быковой . Эти работы поливают свет на развитие духовной культуры Ставропольского края, рассказывают о песенных традициях казаков, крестьян орловской и курской губерний XIX - XX веков.

Особое место в работе занимают источники безопасненского сельского музея, а также архивные материалы народного фольклорного коллектива «Сельские зори».

Все эти материалы позволяют пролить свет на проблему заселения села, формирование обычаев и обрядов Безопасного в XIX– XX веках, а также помогают понять, какие народы оказали влияние на традиции, обычаи и обряды безопасненцев.

Результаты исследования

Первый этап

Фольклор - очень чувствительная тема. Он не может существовать отдельно от природно – географических, хронологических и исторических условий. Поэтому на первом этапе исследования мною были сделаны запросы в музей села Безопасного (приложение №1) с целью, выяснить, когда и кем было заселено село Безопасное, чтобы определить какие народы и категории населения оказали влияние на формирование фольклорных традиций села.

Отвечая на наш запрос, заведующая общественным музеем села Безопасного имени Заслуженного работника культуры Российской Федерации Русановой М.А, Радченко Г.Д. ссылаясь на копии документов пишет: «…Безопасное населялось на реке Ташла, при впадении в реку Егорлык, на одном из пунктов селения, который сохранил название городка, стоял редут, в котором находилось до 50 всадников из донских казаков, сменявшихся из Донской крепости.. » .

А в Справочнике по Ставропольской епархии села Безопасного, Ставропольского уезда, 4 земского участка «… основано в 1804 году крестьянами Воронежской и Курской губ. Первым поселился здесь хутор кр. Лунев…»

Следующим, немаловажным источником, проливающим свет на историю основания села Безопасного, можно считать труд инспектора народных училищ А.Твалчрелидзе «Ставропольская губерния в статистическом, географическом и сельскохозяйственном отношениях». В своём исследовании А.И. Твалчрелидзе пишет: «Основание селу положил крестьянин Лунев, построив в 1804 г. на месте села мельницу, около которой и стали, потом мало-по-малу селиться переселенцы из России... Преобладающий элемент коренного населения состоит из великороссов Воронежской и Курской губерний..."

Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что в период военного освоения Центрального Предкавказья в конце XVIII века (в том числе и Ставропольской губернии), на территории современного села Безопасного располагался пост для охраны местности от набегов кочевников. Для охраны поста, из Донской крепости присылали отряд хопёрских казаков. В начале XIXвека, в период освоения Центрального Предкавказья гражданским населением, территория вокруг безопасненского поста была заселена выходцами из центральных губерний Российской империи.

Второй этап.

Во все времена семья была основным началом общества. Её формирование находилось в центре внимания людей и государства. Поэтому изучению свадебного обряда, обряда создания семьи, мы уделяем большое внимание. Для того чтобы добиться поставленной цели, мы обратились к архивным материалам народного фольклорного коллектива «Сельские зори». В архиве хранилась рукопись свадебного обряда, который был записан в середине XXвека, по воспоминаниям местных старожилов.

Изучивлитературу и архивные материалы по интересующей нас тематике, мы пришли к выводу о том, что свадебный обряд жителей села Безопасного сформировался под влиянием традиций переселенцев из Воронежской и Курской, Орловских губерний, и частично казачества, к началу XXвека.До этого свадебный обряд у казаков и крестьян был различным, так как казаками осуждались браки с представителями других сословий. Только лишь по прошествии долгого времени, совместной трудовой деятельности произошло сращивание культурных традиций данных категорий населения.

Обряд представлял собой большое музыкально – драматическое праздничное действие. Он старательно сохранялся и всеми уважался, поэтому устойчиво долгое время переходил из поколения в поколение. Сравнительный анализ показал, что в свадебном обряде безопасненцев можно выделить три этапа: предвенечный, включавший сватовство и подготовку к венчанию, собственно свадебный и послевенечный. Предвенчальный этап состоял из сватовства, рукобитья, смотрин и великой недели шитья приданого, обрядовой бани, девичника и прощания с красной красотой. Подобные этапы встречаются в свадебных обрядах казаков и крестьян Орловской, Воронежской и Курской губерний. Традиционно самым подходящим для свадьбы временем считались осень и зима. Это было время, свободное от сельскохозяйственных работ. Весной и летом заключались лишь браки по обстоятельствам, например, беременность невесты, а в мае браки вообще почти не заключались.

Кроме того, подходящих для свадьбы дней было не так много: венчание запрещалось в пост, на Масленицу, Пасхальную Седмицу, Святки, накануне православных двунадесятых праздников, а ещё накануне среды, пятницы и воскресенья, в день, предшествующий перед престольными праздниками того храма, в котором планировалось совершить Таинство венчания.

В описании свадьбы села Безопасного указывалось на совершение браков преимущественно в октябре, ноябре, январе.

Чаще всего выбор невесты, жениха делался родителями, без согласия последних. По сложившейся у крестьян и казаков традиции, сваты приходили в дом и говорили: «У вас -товар, у нас – купец» или «К вам горлинка залетела. Разрешите поискать?». После этого родители невесты делали вид, что не готовы к такому посещению и просили время подумать. По крестьянскому обычаю, сватам принято было отказывать два раза. После третьего прихода сватов, если родители согласны, гостей к вечеру приглашали за праздничный стол.

Следующий этап сватовства, встречающийся у крестьян и казаков, был обряд рукобития или говоря нашим языком, обручения. После чего гости садились за стол, пили, ели и уговаривались с родителями невесты о приданном.

Свадебные песни начинали звучать во время сватовства и до конца свадебных мероприятий. В основном они иллюстрировали происходящие события: выбор женихом невесты, просьбу невесты к отцу не выдавать ее замуж (приложение №2) .

  1. К рукомоечке, ко медноей.
  2. Ты свои, да ручки белые.
  3. Не молись, да не промаливай
  4. Во чужи-то, да люди добрые…

Для невесты с браком прекращалась пора счастливой свободы, происходил переход от жизни вольной и беззаботной к зависимой и тяжелой. И тексты песен являются наглядным тому примером (приложение №2):

  1. Все прошло, да прокатилося,
  2. Все часом, да миновалося,
  3. Честно, хорошо девичество
  4. Соколом оно пролетело,
  5. Соловьем оно просвистело и т.д.

Печаль и грусть пронизывала все песни от сватовства до венца, посвящённые невесте. Особо хотелось бы остановиться на обряде прощания с девичьей косой, который проходил перед самой свадьбой. Расплетение девичьей косы означало прощание с отчим домом, с родными, подругами. Это был окончательный разрыв со счастливым девичьим прошлым, происходило это торжественно. Невеста с плачем обращалась к подругам (приложение №2) :

  1. Вы повывяжте, да ленты алые
  2. Расплетите, да мою косу,
  3. Распустите да русы волосы
  4. По моим-то плечам могучим.

После расплетения косы проводилась обрядовая баня. По выходу из бани невеста становилась за стол и просила подруг найти девичью красу. После этого все подруги и родственники походили к девушке. Она каждого обнимала, целовала и со слезами приглашала на завтрашнюю свадьбу. В конце прощального ужина приезжал жених с товарищами, привозил невесте подарки: гребень, мыло, леденцы и пряники.

На следующее утро в доме невесты приготовлялся парадный стол, толпились родственники, ждали приезда жениха. День свадьбы проходил весело, трагические песни сменялись веселыми и шуточными. Свадебная процедура включала в себя выкуп невесты, благословение матерью невесты молодых. Каждое совершаемое сватами и молодыми действие сопровождалось песней. После выкупа невесты, молодые и гости отправлялись в церковь, где проходил обряд венчания (в соответствии и религиозными канонами).

Заключение

В ходе проведённого исследования мы пришли к выводу о том, что село Безопасное было основано выходцами из Орловской, Курской, Воронежской губерний и казаками, находившимися здесь для охраны. На протяжении XIX века шло взаимное проникновение культур крестьянского и казачьего сословия. Коллективное проживание людей из разных регионов России, привело к тому, что уже к началу XX века, сформировалась новая духовная культура села Безопасного, которая стала результатом их сотворчества. Традиции, обычаи, обряды безопасненцев отражают занятия, мировоззрение данных категорий населения.

Свадебный обряд, сформировавшийся в конце XIXначале XX века, хотя и претерпел некоторые изменения, все же продолжает свое существование и сейчас. Он включает в себя такие этапы как сватовство (запой), выкуп невесты, благословение родителей, свадебная церемония.

Работа над данным исследованием не завершена. На следующем этапе мы планируем изучить обряд покровских посиделок.

Список источников и используемой литературы:

  1. Бодрова В.И. «Свадебные обряды казаков»// kazaknation.com/
  2. Воинова Э.Л. «Свадебные песни на Руси», Орёл, 2000
  3. Мельникова И.М. «Духовная культура Ставрополья XIX – XX век», Ставрополь, 2003
  4. Михайлов Н.Т.. « Справочник по Ставропольской епархии», г. Екатеринодар, 1910 год,
  5. Семилуцкий А.. « Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа», выпуск 16, Тифлис, 1893,
  6. Сценарий свадебного обряда (из архива народного фольклорного коллектива «Сельские зори»
  7. Твалчрелидзе А.И.. «Ставропольская губерния в статистическом, географическом, историческом и сельскохозяйственном отношениях» Ставрополь, 1991 г.; репринт.изд. 1897г,
  8. http://www.stavkazaki.ru/

ПРИЛОЖЕНИЕ №1

Общественный музей

Села Безопасного имени Заслуженного работника культуры

Российской Федерации

Русановой М.А

ЗАПРОС.

Мы учащиеся МБОУ СОШ №3, проводим исследовательскую работу на тему: «Фольклорное наследие села Безопасного» и просим предоставить информацию об истории заселения села Безопасного.

Наш адрес: 356190 Ставропольский край

Труновский район

село Безопасное

ул.Комарова, 3-а

МБОУ СОШ№3

Директор школы: И.С.Жиданова

ПРИЛОЖЕНИЕ № 2

СВАДЕБНЫЙ ОБРЯД (старинный русский)

1 часть. СВАТОВСТВО.

При выборе невесты родители учитывали пожелания жениха, но не всегда. Сами шли сватать, конечно же, без жениха. Свадьба затягивалась на неделю. Наши предки в браке видели, прежде всего, хозяйственную необходимость. Завести свой дом, приобрести заботливую хозяйку, вырастить детей-помощников - в этом было главное - залог материального благополучия и семейного счастья. Заключение брака обставлялось торжественно.

Сваты, родственники жениха, приходили в дом невесты, здоровались с ее родителями и говорили:

Мы пришли к вашей милости за добрым делом, за сватаньем. У вас товар, у нас -купец. У нас жених, у вас невеста. Нельзя ли их вместе свести и новый род завести? Родители невесты уже, как правило, бывают подготовлены к такому посещению, но делали вид, что их застали врасплох и просили дать им время подумать. Сваты уходили, а через час возвращались с тем же вопросом. Если жених не нравился невесте, тол они на этот раз кланялись и отвечали:

  1. Благодарим за честь, а только наша дочь еще молода. Пусть еще с нами поживет, ума-разума наберет, на нас стариков поработает. Это был отказ. Если же родители согласны, отвечали так:
  2. Милости просим с водкою, приходите вечером. Сваты уходили довольные. Третье приглашение всегда означало согласие на брак.

К вечеру в доме невесты делались приготовления. Приглашалась ближайшая родня, ставили вино, закуски, зажигались свечи перед образами. К приходу жениха и его родни невеста с головою накрыта большим платком, сидела за печкой с подругами. В горницу выходить ей не полагалось.

  1. Так как же наше дело? - спрашивают сваты. Родители невесты соглашаются отдать дочь.
  2. Ну, так ударим по рукам, - говорят сваты. Услышав эти слова, невеста начинала плакать и голосить:

Я побью, да низко покланяюсь,

Я родителю, да сударь батюшке.

Не ходи-ка ты, красно солнышко,

К рукомоечке, ко медноей.

Ты не мой-ка, да красно солнышко,

Ты свои, да ручки белые.

Не ходи-ка, да красно солнышко

Ко переднему да большому углу,

Не засвечивай, да свечки божией

Не молись, да не промаливай

Ты меня-то, да красну девушку

Во чужи-то, да люди добрые.

Но эти слезы ни к чему. Отец умывал руки, зажигал свечи. Все молились перед образами. А затем отец ударял по рукам с женихом и сватами. Сделка была заключена.

Жених и его родня садились за стол, пили, ели, уговаривались с родителями невесты о приданном.

А нельзя ли невесту повидать?- спрашивал, наконец, жених. Невесту выводили под руку. Она шла, пошатываясь, закрываясь платком, и причитала, обращаясь к отцу:

Все пришли-то люди добрые

Все пришли они, приехали.

Все ко мне-то красной девушке,

Буйной головы да победители,

Ретиву сердцу да огневители,

Трубчатой косы-то расплетатели,

Вольной волюшке, да разорители,

Девьей красоты, да отгонители.

Рыдающую невесту уводили под руки, там она продолжала выплакивать:

Все прошло, да прокатилося,

Все часом, да миновалося,

Честно, хорошо девичество

Соколом оно пролетело,

Соловьем оно просвистело,

Черным вороном прокаркало,

Серым волком оно провояло,

Серым заюшком проскакало,

Горностаюшкой пропрядало,

Золотым кольцо пробрякало,

Серой утицей проплавало,

Что по тихим-то заводям

Красной девицей проплакало

Во высоком новом тереме.

В знак согласия и заключения сватовства, брали пирог хлеба и ножом, что принес жених, разрезали. Кто быстрее, тот в семье и главным будет.

Проходило после этого дней пять- семь. В эти дни по вечерам к невесте собирались подруги с рукоделиями. Усевшись вокруг печальной невесты, они грустными песнями и предсказаниями еще пуще расстраивали ее сердце:

Что ты, что ты, березонька

Ты стоишь не шатаешься,

Что ты, что ты, Настасьюшка,

Ты стоишь не усмехаешься.

Ты на нас не оглянешься,

На нас, милых подруженек,

На нас милых, любимых...

Невеста отвечала, что ей не до смеху. Она видела ночью тревожный сон, который предсказал ей несчастье, тяжелую жизнь в чужой не любимой семье. Так в слезах и песнях проходила вся неделя.. В субботу с утра невеста ходила с плачем по деревне и приглашала всех родных проводить ее к венцу. Пока ее в каждом доме встречали, угощали, утешали дяди и тети, ее подружки готовили ей последнюю баню в отчем доме. Вернувшись домой, невеста находила в нем всех своих сестер, подруг, девушек и молодых ребят чуть не со всей деревне. Тут наступал один из самых трагических моментов старого обряда: снятие девичьей головной повязке (девьей красоты) и расплетание девичьей красы. В старой Деревне девушки обычно носили волосы, заплетенные в одну косу, а замужние две косы. Расплетание девичьей косы означало прощание с отчим домом, с родными, с подругами. Это был окончательный разрыв со счастливым девичьим прошлым, происходило это торжественно. Невеста с плачем обращалась к подругам:

Вы послушайте, да белы лебеди,

Вы повывяжте, да ленты алые

Вы повыплятите да косоплеточку

Расплетите, да мою косу,

Распустите да русы волосы

По моим-то плечам могучим.

Подруги приближались, чтобы расплести косу, но невеста отбивалась. Однако ничего не помогало - волосы невесты распускали по плечам, и она с новым плачем просила:

Истопите мне жарку баньку

Без дыму без кудрявого

Мне без чаду-то, да без едучего.

Наносите-ка, да, белы лебеди,

Ключевой воды, холодненькой

Мне из трех ключей, да подземельныих.

Баня была уже истоплена. Толпа расступалась, и подруги вели невесту в баню. Невеста по выходу из бани становилась за стол и в последний раз обращалась к подругам. Она просила принести ей обратно ее девичью красоту, которую она оставила в бане:

Там я мылась, умывалась,

Позабыла девичью красоту

Я во жаркой парной бань(и)ке

На точеном, на столбике...

Но подруги, ожидавшие по обряду этой просьбы, отвечали:

Мы пошли белые лебеди

Во жаркую Бань(и)ку

По твою по девичью красоту.

Отворили дверь узешенько,

Заходили потихошеньку.

Мы пошли-то, белы лебеди,

По широкой славной улице,

По проезжей по дорожечке.

Как задули ветры буйные,

Размахнулось полотенышко,

Улетела девья красота

За горы за высокие, за леса-то за дремучие...

Уж как села твоя девья красота

На проезжу-то дорожечку

Не вернуть твоей девьей красоты!

Все родные поочередно подходили к невесте. Она каждого обнимала, низко кланялась и со слезами всех приглашала на завтрашнюю свадьбу.

В конце прощального ужина приезжал жених со товарищами. Он привозил невесте подарки: гребень, мыло, леденцы и пряники. На следующее утро в доме невесты приготовлялся парадный стол, толпились родные. Жених приезжал на «бараны» - так назывался отъезд невесты из родного дома. Он входил со своими родственниками, садился за стол, и родные невесты их угощали. Девушки, стоя толпой у дверей, расхваливали жениха величальными песнями. Невесту выводил к столу отец.

ЧастьII. Свадьба.

Сидит девица с подружками в углу избы и молится на образа. Подружки наряжают невесту.

1 подружка: Не летай соловей,

Не летай молодой;

При долине

Ты не вей гнезда

При осине

2 подружка: Ты совей гнездо

При тереме!

Что в котором теремочке

Сидела девица

(выходят с 2 сторон подружки и поют старинную народную свадебную песню)

«Прилетел (ы), да сизай голубь»

Прилетел (ы), да сизай голубь

Из чистого поля

Ой лели, ой – ли – ля лели

Из чистого поля

Да посажу я сиза голуба

В терем на три ночи

Ой лели, ой – ли – ля лели

В терем на три ночи

Да накормлю я сизы голуба

Яровой пшеницей

Ой лели

Яровой пшеницей

Напою я сиза голуба

Ключевой водицей

Ой, лели

Ключевой водицей

Старинная народная свадебная песня «Зиму – лето, да сосенушка была зеленая»

Зиму – лето, да сосенушка

Была зеленая

Ой лели, ой – ли – ля лели

Была зеленая

Всю неделю Татьянушка

Была веселая

Ой лели, ой – ли – ля лели

Была веселая

В воскресенье

К венчали шла, плакала

Ой лели, ой – ли – ля лели

Плакала

А все ж она,

Да на батюшку

Пиняла

Ой лели, ой – ли – ля лели

Пиняла

Мой батюшка

Усе пенюшки

На тебе

Ой –и- лели

На тебе

Отдаешь в чужие людюшки

Не жалеешь

Ой –и- лели, ой – и – лели

Не жалеешь

Остается три садика

У тебе

Ой-и-лели, ой – и – лели

У тебе

Остается 3-и зелененьких

Все цветут

ой – и- лели, ой- и лели – лели

все цветут

Вставай, вставай мой батюшка раненько

Ой -и- лели, ой – и- лели- лели, раненько

Поливай, поливай в саду цветики частенько

Ой -и- лели, ой – и- лели- лели, частенько

Все утренними, да вечерними зорями

Ой -и- лели, ой – и- лели- лели, зорями

Все горькими, да горькими слезами

Ой -и- лели, ой – и- лели- лели, слезами.

Подружка : Что, ты, что ты березонька

Стоишь не шатаешься

Ой -и- лели, ой – и- лели- лели

Что, ты, что, ты, Татьянушка

Сидишь не усмехаешься

Ты на нас не оглянешься

На нас милых подружек

На нас милых, любимых

Невеста: Уж, вы свет мои подруженьки

Уж я рада бы век вековать

У родимого, у батюшки

У родимой, своей матушки

Да за мной скор, посол послан

Со чужей дальней сторонушки

За моей буйной головушкой

За моей русой косонькой

Участница: Едут, едут…Попереди свашка с женихом, позади две повозки со свашками, да с дружком…

«Ой, зять у ворот…

Стреляют, стреляют…

звучит старинная народная свадебная песня «Из-за гор – горы эх, едут мазури»

Из – за гор – горы, эх едут мазурии

Едут, едут мазурики

Везут, везут горилочку

На сером коне, коне

На сером коне

На сером коне, эх

Что был на войне

Стук – грюк в окошечко

Выйди сердце – коханочка

Дай коню воды, воды

Дай коню воды

Не хочу я встать, эх

Коню воды дать

С вечера роса холодна

Там ходила девка боса

Ножечки щемлять, щемлять

Ножечки щемлять

На те ножечки, эх

Куплю башмачки

Носи, носи моя гожа

На коханочку похожа

Куплю башмачки чки, чки

Куплю чулочки

Купляй, ни купляй

Ны стану я брать

Мине маты приказала

Чтоб с парнями ни гуляла

Матуси боюсь, боюсь

Матуси боюсь

Матуси ни бойсь, эх

Садись на мой воз

Тай поедем в чужей край,

Где хороший урожай

Зелены поля, поля

Зелены поля

Шум, в избу входят сваты. Сваха с рискою впереди, за ней дружек. Свашки мериются рисками

Участница : А у свашки жениха риска лучше, да и голубочек наш покрасивее…

Сваха: А в нашего свата

Соломенная хата

Боится пустить

Чтоб не развалить

звучит старинная народная свадебная песня «Да приехали немцы»

Да приехали немцы

Да приехали немцы

Голаи коленцы

Голаи коленцы

Просят полотенцы

Просят полотенцы

Полотать коленцы

Полотать коленцы

А мы им не дали

А мы им не дали

Со двора прогнали

Со двора прогнали

Участница: Проходите гости, милые..

Проходите, долгожданные

Подружки невесты : (ведут выкуп невесты)

Да покрупней платите

Дорожку все крупненькими

Выкладывайте…хрустященькими..

Дружек: А какую же цену назначили?..

Сваха (невесты): А говорили сваты богаты

А они пешком ишли

Жениха в мешке несли

А свашку в корзине

Чтоб ни съели свиньи

Подружка (невесты): А мосточек длинненький

Дружек: да нате дорогу червонцами выложили, а косоньку русу еще побогаче выкупим

Девушки: ложите червонец, не обедняете

Сваха (невесты) : Ой, что – то за ворона

Стоит (ь) у порога

Крылья расставила

Рот раззявила

Хочет нас поисть

На наше место систь

Сваха (жениха): свашенька, да что ж ты так обидела

Да у нас же будет делать нечего

Зимзеленьке – то нашей, душеньки

Звучит старинная шуточная свадебная песня «Зимзелюшка луговая»

Зимзелюшка луговая

Лели – ладу

Зимзелюшка луговая

Душиль мою

Идее была пробивала

Лели – ладу

Идее была пробывала

Душиль мою

А в нас воду на волах возят

Лели – ладу

А в нас воду на волах возят

Душиль мою

А в нас мидведь хату митеть

Душиль мою

А в нас мидведь хату митеть

Душиль мою

А в нас галки моют лавки

Душиль мою

А в нас кошки моют ложки

Лели – ладу

А в нас кошки моют ложки

Душиль мою

Подружки (дружку): тебе дружек не дружковати,

Тебе дружек свиней пасти,

С добраю лошакою,

С чернаю собакою,

Тебе дружек. Не дружковати

Тебе дружек – свиней пасти

С добраю лошакою

С черною собакою

Плати – же скорее, а то товар состарица, послушав вас еще обедняешь (дружек платит)

Подружки: ну наконец-то сговорились

Дружек: мир – миром,

Пирог с сыром

Давай – же помиримся

наливают чарки, звучит величальная старинная народная песня «Чарочка моя»

Чарочка моя серебряная

На золоте блюдечко поставленная

Кому чару пить – тому здраву быть

На многое лет, эх

На многое лет

Чтоб ваша головушка

Не болела

Чтоб ваше сердечушко

Ни щимела

Ура! Ура! Ура – эх!

Чарочку до дна

На здоровье, на здоровье, на здоровье, на здоровье

На многое лет – эх!

На многое лет

появляется мать с иконой, стелят шубу на пол, ставят на нее жениха и невесту и мать благословляет молодых на богатую и счастливую жизнь

Мать: Бог простит и благословит

Прощаю и благословляю

Ну, дочка ты теперь отрезанный ломоть

Пойдешь в чужие людюшки, не забывай нас

звучит старинная народная свадебная песня «Кучер, кучерявый»

Кучер, Кучерявый

Держи вожжи ровно

Держи вожжи ровно

Привдарь коня вольно,

Привдарь коня вольно

Чтоб(ы) я да не с(ы) слыхала

Чтоб(ы) я да не с(ы) слыхала

Как батюш(и)ка плача

Как батюш(и)кА плача

На стол(ы) возлегая

На стол(ы) возлегая

С двора провожая

Участница: Бобоньки, да что мы

Все грустим, да грустим…

Запевай веселую, чтоб весело жилось

звучит старинная свадебная народная песня «Все бы, все бы я на лавочке сидела»

Все бы, все бы на милого глядела

На такого на хорошенького

На такого на хорошенького

Черноглазай, чернобровый милай мой

Черноглазай, чернобровай милай мой

Пили, ели говорили мы с тобой

Пили, ели, говорили мы с тобой

Целовались, любовались, миловались мы с тобой

Все бы, все бы я на лавочке сидела

Все бы, все бы я на милого глядела

Участница: Пир продолжается

Пир горою, да на неделюшку

звучит старинная народная свадебная песня «Ой, у утушки»

Ой, у утушки,

Ой, у серенькой

Да короткаи ножки

Ой и лели – ой – и – лели – лели

Да короткаи ножки

На двор едут, да на двор едут

С вином сустречают

С вином сустречают

С двора едут, да с двора едут

Колом провожают

Ой – и – лели, ой – и – лели – лели

Колом провожают

А мы ж у тебя Иванушка

Да ни пили, ни ели

Ой – и – лели, ой – и – лели – лели

Да ни пили, ни ели.

На веселую, на беседушку

Да только поглядели

Ой – и – лели, ой – и – лели – лели

Да только поглядели.

или старинная свадебная песня «Ой, роза ты роза моя»

А кто ж это, да на конику проезжал

А кто ж это, на вороном на коне

Ой, роза ты, роза моя

Была бела, стала розовая

Иванушка, да на конику проезжал

Васильевич, да на вороном на коне

Припев тот же

А Марьюшка у воротьях стояла

Сергеевна во широких воротьях

Припев тот же

Иванушка, я сердита на тебя

Что вечериком ко мне не пришел

Припев тот же

Без тебя мил и постель холодна

По перинушку мороз подполз

Припев тот же

Одеялище заветрилося

А Марьюшка, да рассердилася.

А. Семилуцкий. « Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа», выпуск 16, Тифлис, 1893,

стр 211-221.

А.И. Твалчрелидзе. «Ставропольская губерния в статистическом, географическом, историческом и сельскохозяйственном отношениях» Ставрополь, 1991 г.; репринт.изд. 1897г, стр. 638