Пьеса шварца обыкновенное чудо. Анализ сказки «Обыкновенное чудо» Шварца. Евгений ШварцОбыкновенное чудо

Атеистическое наше время, усмехаясь над библейской легендой, считает, что Бог - это псевдоним человеческой глупости.

Наиболее деятельным союзником болезни является уныние больного.

Как можно не верить человеку? Даже если и видишь - врёт он, верь ему, то есть слушай и старайся понять, почему он врёт?

Я знаю, что война - сплошное зверство и что на войне люди, ни в чём не повинные друг перед другом, истребляют друг друга, будучи насильно поставлены в состояние самообороны.

Если враг не сдаётся - его уничтожают.

В ХХ-м веке, после того, как девятнадцать веков Европа проповедовала человечность в церквях, которые она теперь разрушает пушками, в книгах, которые солдаты жгут, как дрова, - в ХХ-м веке гуманизм забыт, осмеян, а всё, что создано бескорыстной работой науки, схвачено и направлено волею бесстыдных убийц на истребление людей.

Дети очень часто умнее взрослых и всегда искреннее.

Без любви жить человеку невозможно: затем ему и душа дана, чтобы он мог любить.

Хорошее всегда зажигает желание лучшего.

Восславим женщину-Мать, чья любовь не знает преград, чьей грудью вскормлен весь мир!

Женщина иногда может в своего мужа влюбиться.

От любви к женщине родилось всё прекрасное на земле.

Есть только две формы жизни: гниение и горение. Трусливые и жадные изберут первую, мужественные и щедрые - вторую.

Жизнь всегда будет достаточно плоха для того, чтоб желание лучшего не угасало в человеке.

Жизнь идёт: кто не поспевает за ней, тот остаётся одиноким.

Жизнь устроена так дьявольски искусно, что, не умея ненавидеть, невозможно искренне любить.

Жизнь тасует нас, как карты, и только случайно - и то не надолго - мы попадаем на своё место.

Стремление вперёд - вот цель жизни. Пусть же вся жизнь будет стремлением, и тогда в ней будут высоко прекрасные часы.

Смысл жизни в красоте и силе стремления к целям, и нужно, чтобы каждый момент бытия имел свою высокую цель.

Доказывать человеку необходимость знания - это всё равно что убеждать его в полезности зрения.

Нет силы более могучей, чем знание; человек, вооружённый знанием,- непобедим.

Когда природа лишила человека его способности ходить на четвереньках, она дала ему в виде посоха - идеал! И с той поры он бессознательно стремится к лучшему - всё выше!

Истина необходима человеку так же, как слепому трезвый поводырь.

Предрассудки - обломки старых истин.

История человеческого труда и творчества гораздо интереснее и значительнее истории человека, - человек умирает, не прожив и сотни лет, а дело его живёт века.

Книга - такое же явление жизни, как человек, она - тоже факт живой, говорящий, и она менее «вещь», чем все другие вещи, созданные и создаваемые человеком.

Книги читай, однако помни - книга книгой, а своим мозгом двигай!

Любите книгу, она облегчает вам жизнь, дружески поможет разобраться в пёстрой и бурной путанице мыслей, чувств, событий, она научит вас уважать человека и самих себя, она окрыляет ум и сердце чувством любви к миру, к человечеству.

Чтобы иметь право критиковать - надо верить в какую-то истину.

культура

Высота культуры определяется отношением к женщине.

литература

Литература - дело глубоко ответственное и не требует кокетства дарованиями.

Есть любовь, которая мешает человеку жить.

Истинная любовь бьёт сердце, как молния, и нема, как молния.

Любовь - это желание жить.

Люди, которых понимаешь сразу, люди без остатка - неинтересны. Человек должен вмещать в себя, по возможности, всё, плюс - ещё нечто.

Черти в аду мучительно завидуют, наблюдая иезуитскую ловкость, с которой люди умеют порочить друг друга.

Безумство храбрых - вот мудрость жизни!

Надо понять, что труд учёного - достояние всего человечества и наука является областью наибольшего бескорыстия.

Подлецы - самые строгие судьи.

Прославим поэтов, у которых один бог - красиво сказанное, бесстрашное слово правды.

Ложь - религия рабов и хозяев. Правда - бог свободного человека.

Всякая работа трудна до времени, пока ее не полюбишь, а потом - она возбуждает и становится легче.

Решающую роль в работе играет не всегда материал, но всегда мастер.

равнодушие

Не будьте равнодушны, ибо равнодушие смертоносно для души человека.

Лучшее наслаждение, самая высокая радость в жизни - чувствовать себя нужным и близким людям!

Да не о том думай, что спросили, а о том - для чего? Догадаешься - для чего, тогда и поймёшь, как надо ответить.

Разум, не организованный идеей, - ещё не та сила, которая входит в жизнь творчески.

Русские люди, по нищете и скудости жизни своей, вообще любят забавляться горем, играют им, как дети, и редко стыдятся быть несчастными.

Русский язык достаточно богат, но у него есть свои недостатки, и один из них - шипящие звукосочетания: -вши, -вша, -вшу, -ща, -щей. На первой странице вашего рассказа вши ползают в большом количестве: прибывшую, проработавший, говоривших. Вполне можно обойтись и без насекомых.

Мучительны сердца скорби,
И часто помочь ему нечем,
Тогда мы забавной шуткой
Боль сердца успешно лечим!

Люди запутываются в массе лишних слов.

Слово - одежда всех фактов, всех мыслей.

В совершенствовании человека - смысл жизни.

Счастье начинается с ненависти к несчастью, с физиологической брезгливости ко всему, что искажает, уродует человека, с внутреннего органического отталкивания от всего, что ноет, стонет, вздыхает.

Талант развивается из чувства любви к делу, возможно даже, что талант - в сущности его - и есть любовь к делу, к процессу работы.

Талант - это вера в себя, в свою силу.

Талант - как породистый конь, необходимо научиться управлять им, а если дёргать повода во все стороны, конь превратится в клячу.

Смысл жизни вижу в творчестве, а творчество самодовлеет и безгранично!

Когда труд - удовольствие, жизнь - хороша! Когда труд - обязанность, жизнь - рабство!

Ум есть драгоценный камень, который более красиво играет в оправе скромности.

Ум имей хоть маленький, да свой.

Учитесь у всех, не подражайте никому.

Учитель, если он честен, всегда должен быть внимательным учеником.

Основная задача всех церквей была одна и та же: внушать бедным холопам, что для них - нет счастья на земле, оно уготовано для них на небесах, и что каторжный труд на чужого дядю - дело богоугодное.

В каждом человеке скрыта мудрая сила строителя, и нужно ей дать волю развиться и расцвести.

До той поры, пока мы не научимся любоваться человеком, как самым красивым и чудесным явлением на нашей планете, до той поры мы не освободимся от мерзости и лжи нашей жизни.

Если всё время человеку говорить, что он «свинья», то он действительно в конце концов захрюкает.

Когда человеку лежать на одном боку неудобно - он перевёртывается на другой, а когда ему жить неудобно - он только жалуется. А ты сделай усилие: перевернись!

Росту человеческих потребностей нет предела. Человек никогда не будет доволен, никогда, и это его лучшее качество.

Человек есть вселенная, и да здравствует вовеки он, носящий в себе весь мир.

Человек - чудо, единственное чудо на земле, а все остальные чудеса её - результаты творчества его воли, разума, воображения.

Человек - вот правда! Всё - в человеке, всё для человека! Существует только человек, всё же остальное - дело его рук и его мозга! Чело-век! Это - великолепно! Это звучит гордо!

Личный эгоизм - это родный отец подлости.

В юности люди кажутся себе талантливыми, и эта кажимость позволяет им думать, что ими управляют бездарности.

на другие темы

В бесконечных буднях и горе - праздник и пожар - забава; на пустом лице и царапина - украшение.

В карете прошлого никуда не уедешь.

Всё относительно на этом свете, и нет в нём для человека такого положения, хуже которого не могло бы ничего быть.

Краше солнца - нету в мире бога, нет огня, огня любви чудесней.

На день надо смотреть как на маленькую жизнь.

Не зная прошлого, невозможно понять подлинный смысл настоящего и цели будущего.

Не умея держать в руке топор - дерева не отешешь, а не зная языка хорошо - красиво и всем понятно - не напишешь.

Нет людей чисто беленьких или совершенно чёрненьких; люди все пёстрые.

Никогда не подходи к человеку, думая, что в нём больше дурного, чем хорошего.

Но то, чего женщина хочет,
Сам Бог не ведает даже!

Нужно жить всегда влюбленным во что-нибудь недоступное тебе. Человек становится выше ростом от того, что тянется вверх.

Один, если он и велик, всё-таки мал.

Около хорошего человека потрёшься, как медная копейка о серебро, и сам потом за двугривенный сойдешь.

Помнить - это всё равно что понимать, а чем больше понимаешь, тем более видишь хорошего.

Рождённый ползать - летать не может!

Самодовольный человек - затвердевшая опухоль на груди общества.

Сидит человек… не двигается… и грешит оттого, что скучно ему, делать нечего: машина за него делает всё… Труда ему нет, а без труда - гибель человеку! Он обзавёлся машинами и думает - хорошо! Ан она, машина-то, - дьяволов капкан тебе! В труде для греха нет время, а при машине - свободно! От свободы - погибнет человек, как червь, житель недр земных, гибнет на солнце… От свободы человек погибнет!

Ссориться - не значит не любить.

Страшно хорошо - быть рождённым с солнцем в крови!

Человека приласкать - никогда не вредно.

Я как-то особенно люблю солнце, мне нравится самое имя его, сладкие звуки имени, звон, скрытый в них.

Язык - это оружие литератора, как ружьё - солдата. Чем лучше оружие - тем сильнее воин.

К 80-летию со дня памяти русского писателя Максима Горького предлагаем самые известные и актуальные высказывания, мысли и изречения этого классика отечественной литературы.
Основная задача всех церквей была одна и та же: внушать бедным холопам, что для них - нет счастья на земле, оно уготовано для них на небесах, и что каторжный труд на чужого дядю - дело богоугодное.

В карете прошлого никуда не уедешь.

В совершенствовании человека - смысл жизни.

Если враг не сдаётся, - его уничтожают.

Если всё время человеку говорить, что он «свинья», то он действительно в конце концов захрюкает.

Если кактусы отвлекли вас от резьбы из дерева – да будут прокляты и сгниют! Дрянь кактусы. Иван Соловей-Ракицкий развёл их в саду кучу, всехсортов, шипы и колючки вонзаются в брюки мои...
- из письма Леониду Леонову, Сорренто. 21 октября 1928 г.


Против нас всё, что отжило свои сроки, отведённые ему историей; и это даёт нам право считать себя всё ещё в состоянии гражданской войны. Отсюда следует естественный вывод: если враг не сдаётся, - его истребляют. - «Правда» и «Известия» 15 ноября 1930. Впоследствии эти слова приписали Сталину и они, неоднократно повторённые в речах, докладах и по радио, стали своего рода девизом и оправданием последующих массовых «чисток» и репрессий.
- статья «Если враг не сдаётся, его уничтожают», 15 ноября 1930


Есть только две формы жизни: гниение и горение. Трусливые и жадные изберут первую, мужественные и щедрые - вторую… - «Часы», 1896

Жизнь тасует нас, как карты, и только случайно - и то не надолго - мы попадаем на своё место.

Личный эгоизм - это родный отец подлости.


Ложь - религия рабов и хозяев. Правда - бог свободного человека.

Лучшее наслаждение, самая высокая радость жизни - чувствовать себя нужным и близким людям.

Любовь - это желание жить.

Люди запутываются в массе лишних слов.

Надо понять, что труд учёного – достояние всего человечества и наука является областью наибольшего бескорыстия...


Нет силы более могучей, чем знание; человек, вооруженный знанием,- непобедим.

Память, этот бич несчастных, оживляет даже камни прошлого и даже в яд, выпитый некогда, подливает капли меда… - «Челкаш»

…русские люди, по нищете и скудости жизни своей, вообще любят забавляться горем, играют им, как дети, и редко стыдятся быть несчастными.
В бесконечных буднях и горе - праздник и пожар - забава; на пустом лице и царапина - украшение… - «Детство»


Русский язык достаточно богат, но у него есть свои недостатки, и один из них - шипящие звукосочетания: -вши, -вша, -вшу, -ща, -щей. На первой странице вашего рассказа вши ползают в большом количестве: прибывшую, проработавший, говоривших. Вполне можно обойтись и без насекомых. -из письма одному молодому литератору

Сидит человек… не двигается… и грешит оттого, что скучно ему, делать нечего: машина за него делает всё… Труда ему нет, а без труда - гибель человеку! Он обзавёлся машинами и думает - хорошо! Ан она, машина-то, - дьяволов капкан тебе! В труде для греха нет время, а при машине - свободно! От свободы - погибнет человек, как червь, житель недр земных, гибнет на солнце… От свободы человек погибнет! - «Фома Гордеев»

Слово - одежда всех фактов, всех мыслей.

Смысл жизни в красоте и силе стремления к цели, и нужно, чтобы каждый момент бытия имел свою высокую цель.

Ум имей хоть маленький, да свой.

Учитель, если он честен, всегда должен быть внимательным учеником.

Чтобы иметь право критиковать - надо верить в какую-то истину.

Человек - вот правда! Всё - в человеке, всё для человека! Существует только человек, всё же остальное - дело его рук и его мозга! Человек! Это - великолепно! Это звучит… гордо! - «На дне»

Человек - чудо, единственное чудо на земле, а все остальные чудеса её - результаты творчества его воли, разума, воображения. - (Письмо к И.В.Львову, 1928)

Язык - это оружие литератора, как ружьё - солдата. Чем лучше оружие - тем сильнее воин…


Вечный революционер - это дрожжа, непрерывно раздражающая мозги и нервы человечества, это - или гений, который, разрушая истины, созданные до него, творит новые, или - скромный человек, спокойно уверенный в своей силе, сгорающей тихим, иногда почти невидимым огнём, освещая пути к будущему.

А вы на земле проживёте,
Как черви слепые живут:
Ни сказок о вас не расскажут,
Ни песен про вас не споют.

О Горьком
Ян говорит, что никогда не простит Горькому, что он теперь в правительстве.
- Придёт день, я восстану открыто на него. Да не только, как на человека, но и как на писателя. Пора сорвать маску, что он великий художник. У него, правда, был талант, но он потонул во лжи, в фальши.
Мне грустно, что всё так случилось, так как Горького я любила. Мне вспоминается, как на Капри, после пения, мандолин, тарантеллы и вина, Ян сделал Горькому такую надпись на своей книге: «Что бы ни случилось, дорогой Алексей Максимович, я всегда буду любить вас».
Неужели и тогда Ян чувствовал, что пути их могут разойтись, но под влиянием Капри, тарантеллы, пения, музыки душа его была мягка, и ему хотелось, чтобы и в будущем это было бы так же. Я, как сейчас, вижу кабинет на вилле Спинола, качающиеся цветы за длинным окном, мы с Яном одни в этой комнате, из столовой доносится музыка. Мне было очень хорошо, радостно, а ведь там зрел большевизм. Ведь как раз в ту весну так много разглагольствовал Луначарский о школе пропагандистов, которую они основали в вилле Горького, но которая просуществовала не очень долго, так как все перессорились, да и большинство учеников, кажется, были провокаторами. И мне всё-таки и теперь не совсем ясен Алексей Максимович. Неужели, неужели...
- Иван Бунин, «Устами Буниных» Том I, 1918

Был у нас Гальберштадт. Это единственный человек, который толково рассказывает о Совдепии. Много он рассказывал и о Горьком. Вступление Горького в ряды правительства имело большое значение, это дало возможность завербовать в свои ряды умирающих от голода интеллигентов, которые после этого пошли работать к большевикам, которым нужно было иметь в своих рядах интеллигентных работников.<...> Горькому дано в распоряжение 250 миллионов рублей. Подкуп интеллигенции развит до нельзя и чем он контр-революционнее, тем дороже ценится. Горький вступил в правительство как раз после расстрела офицеров, когда в одну ночь было казнено 512 человек.
- Иван Бунин, «Устами Буниных» Том I, 1919

"Вы были словно высокая арка, переброшенная между двумя мирами - прошлым и будущим, а также между Россией и Западом". - Из письма Ромена Роллана к Горькому от 18 марта 1918 г.

Шел вперед порывисто и уверенно, то это шел он к лучшему будущему для народа; а если заблуждался, сбивался, быть может, с того пути, который другие считают правильным, это опять-таки шел он к той же цели», - писал о Максиме Горьком Федор Шаляпин .

Действительно, Алексей Максимович Пешков (настоящее имя писателя) прожил удивительную, противоречивую, но при этом яркую и ни на что не похожую жизнь. В ней были скитания по миру, всемирная слава и признание, прижизненная канонизация на родине и убийство сына...

Такие его произведения, как пьеса «На дне », романы «Мать» и «Жизнь Клима Самгина», а также удивительные по своей силе рассказы, стали классикой мировой литературы.

Мы отобрали из них 20 цитат:

Человек - это звучит гордо. «На дне »

Когда труд - удовольствие, жизнь - хороша! Когда труд - обязанность, жизнь - рабство! «На дне »

Все женщины неизлечимо больны одиночеством. «Жизнь Клима Самгина»

В любви - нет милосердия. «Жизнь Клима Самгина»

Актёры и женщины живут только ночью. «Жизнь Клима Самгина»

Мне кажется, что спорить любят только люди неудачные, несчастливые. Счастливые - живут молча. «Жизнь Клима Самгина»

Нужно жить всегда влюбленным во что-нибудь недоступное тебе... Человек становится выше ростом оттого, что тянется кверху... «Фома Гордеев»

Ничто - ни работа, ни женщины не изнуряют тела и души людей так, как изнуряют тоскливые думы. «Старуха Изергиль »

Что значит - честно умереть? Все умирают - честно, а вот живут... «Жизнь Клима Самгина»

Наказание человека - в нем самом. «Старуха Изергиль »

За все, что человек берет, он платит собой: своим умом и силой, иногда - жизнью. «Старуха Изергиль »

Некоторым людям всегда и во всем сопутствует удача - не потому что они талантливы и трудолюбивы, а скорее потому что, обладая огромным запасом энергии, они по пути к своим целям не умеют - даже не могут - задумываться над выбором средств и не знают иного закона, кроме своего желания. «Фома Гордеев»

Не своротить камня с пути думою. «Старуха Изергиль »

Мир делится на людей умнее меня - этих я не люблю - и на людей глупее меня - этих презираю. «Жизнь Клима Самгина»

В русских университетах не учатся, а увлекаются поэзией безотчётных поступков. «Жизнь Клима Самгина»

Жизнь - красавица, она требует подарков, развлечений, всякой игры. Жить надо с удовольствием. Каждый день можно найти что-нибудь для радости. «Дело Артамоновых»

Человек - все может... Лишь бы захотел... «На дне »

Что же можно выдумать безумнее действительности? «Жизнь Клима Самгина»

Жизнь сводится, в сущности, к возне человека с самим собою... «Жизнь Клима Самгина»

«Двойственность», «противоречивость», «раздвоенность» - эти и им подобные понятия проходят через всю историю критики о Максиме Горьком и отражают как «двойственную» личность самого писателя, так и двойственное отношение критиков к нему. В дальнейшем приводится подборка высказываний на эту тему, вслед за текстами в отдельной записи комментируются и обсужадаются основные линии этой темы на протяжении более столетнего спора о Горьком.

(1) Антон Чехов (1899)

Вы по натуре лирик, тембр у Вашей души мягкий. Если бы Вы были композитором, то избегали бы писать марши. Грубить, шуметь, язвить, неистово обличать - это не свойственно Вашему таланту. Отсюда Вы поймете, если я посоветую Вам не пощадить в корректуре сукиных сынов, кобелей и пшибздиков, мелькающих там и сям на страницах «Жизни».

А.М. Горькому, 3 сентября 1899 г. Цит. по изданию: Переписка А.П. Чехова в двух томах, Т. II, М. 1984, С. 321.,

(2) Александр Блок (1908)

Ценно то, что роднит Горького не с Луначарским, а с Гоголем: не с духом современной «интеллигенции», но с духом «народа». Это и есть любовь к России в целом, которую, может быть, и «обожествляет» разум Горького, попавший в тенёта интеллигентских противоречий и высокопарных «боевых» фраз, свойственных Луначарскому; сердце же Горького тревожится и любит, не обожествляя, требовательно и сурово, по-народному, как можно любить мать, сестру и жену в едином лице родины - России.

«Народ и интеллигенция». Собрание сочинений в восьми томах, Т. V, 1962, С.321.

(3) Корней Чуковский (1924)

Боготворя Толстого [в очерке «Лев Толстой»], Горький ненавидит толстовство. Оно кажется ему фальшивым, надуманным, враждебным тому жизнелюбцу-язычнику, каким на самом деле был Толстой. В русской литературе эта мысль о том, что Толстой жил во вражде с собою, - мысль не новая, но Горький выразил ее по-новому, в образах, ярко и громко. Не потому ли он ощутил ее с такой чрезвычайной силою, что и сам он тоже человек двойной, что рядом с его живописью вся его проповедь тоже кажется надуманной фальшью, что в нем, как и в Толстом, две души, одна - тайная, другая - для всех, и одна отрицает другую? Первая глубоко запрятана, а вторая на виду у всех, сам Горький охотно демонстрирует ее на каждом шагу.

«Две души М. Горького», Ленинград 1924, С. 51-52.

(4) Евгений Замятин (начало 20-х годов)

Я буду говорить с вами о двух, резко отличающихся один от другого писателях. Первый - молодой, буйный, упрямый, непокорный, которому дороже всего на свете свобода, воля, анархия. Второй - все знает; для второго - все решено, нет вопросов. У второго - программы и законы. Первый - анархист; второй - марксист. Первый бунтует против того, что дважды два - четыре... Второй - все подчиняет закону, потому что это рассудок не может опровергнуть этого закона. Первый - весь чувство, второй - весь разум. И оба эти писателя вместе - носят одно имя: Максим Горький...

Черновой набросок лекции о Горьком в Педагогическом институте им. А.И. Герцена в Петрограде. Цит. по первой публикации из Архива Горького в статье Н.Н. Примочкиной «М. Горький и Е. Замятин», Русская литература, 1987, 4, С. 153.

(5) Александр Воронский (1926)

Величественна, свободна и бесстрашна мысль человека, но у нас на Руси она разобщена и оторвана от первобытных инстинктов жизни. В этой разорванности писатель видит и трагедию нашей революции. В революции «разумное начало» - интеллигенция - оказалось вне «народной стихии»./.../
Отсюда сомнения и колебания Горького.
Горький - писатель не цельный, он не монолитен, как принято теперь выражаться. В рассказе «Карамора» герой говорит: «Цельный человек всегда похож на вола - с ним скучно./.../ Запутанные люди интереснее.» Эти слова могут быть отнесены и к Горькому. Он тоже любит запутанных людей, и в нем уживается много противоречий. /.../ Но следует отметить, особенно для наших не в меру «монолитных» художников и критиков, что именно благодаря нецельности и сложности своей натуры Горький и стал большим, огромным, честным и интересным писателем.

«О Горьком». Впервые - «Правда» (1926), цит по кн.: А. Воронский, Избранные статьи о литературе, С. 43-44.

(6) Ж. Эльсберг (1927)

Горький превосходно понимает, что Клим [герой романа «Жизнь Клима Самгина»] злостный враг тех самых «интересных» людей, «чудаков», которых он сам так любит. Но отграничить себя резко и определенно от Самгина Горький все же не может. Не может потому, что скептицизм в пессимистической оправе уже въелся в него самого, потому, что разоблачить до конца Клима Самгина - значит - не остановиться перед саморазоблачением, потому что уже во многом, как мы видели, Горький с Самгиным соглашается. Вера в «гуманизм», в культуру вообще, в Ромэн Роллан, в чудаков сплетается, особенно в художественных произведениях Горького последнего времени, с «объективизмом», в котором есть и холодок пессимистического равнодушия. /.../ «Жизнь Клима Самгина» показывает, что скептические самгинские очки уже оказали свое вредное влияние на глаза Горького.

«Глаза Максима Горького сквозь самгинские очки», На литературном посту, 2, 1927, С.31.

(7) Георгий Адамович (1936)

У Горького социальная тревога всегда была очень остра. Можно было бы подумать /.../, что им руководит сочувствие людям, что гуманные соображения, верные или не верные - все равно, заставляют его подчинить опасные силы поэзии принципам разумности и пользы. Но дело-то в том, что творчество Горького менее всего «гуманно», и двойственность его сказывается тут особенно наглядно. Как бы ни был Горький мягкосердечен или даже сантиментален в повседневной жизни, - в творчестве он суров и жесток. Вдохновение осеняет его только перед лицом зла, и не один русский писатель не оставил галлереи типов подобной горьковской, галлереи, от которой сжимается сердце. В творчестве Горького отсутствует свет. Он малоэротично, в высоком смысле этого слова, - и замкнуто в себе. Какая-то неисцелимая сухость сковывает его.

«Максим Горький»; Современные записки (Париж) 1936, Т. LXI, S.391-392.

(8) Владислав Ходасевич (1936)

Господа! Если к правде святой
Мир дорогу найти не умеет, -
Честь безумцу, который навеет
Человечеству сон золотой!
(М. Горький, «На дне»)
Сквозь русское освободительное движение, а потом сквозь революцию он прошел возбудителем и укрепителем мечты, Лукою, лукавым странником. От раннего, написанного в 1893 г. рассказа о возвышенном чиже, «который лгал», и о дятле, низменном «любителе инстины», вся его литературная, как и вся жизненная деятельность, проникнута сентиментальной любовью ко всем видам лжи и упорной, последовательной нелюбовью к правде. «Я искреннейше и непоколебимо ненавижу правду», писал он Е.Д. Кусковой в 1929 году. Мне так и кажется, что я вижу, как он, со злым лицом, ощетинившись, со вздутой на шее жилой, выводит эти слова.

«Горький», цит. по книге: В.Ф. Ходасевич, Некрополь. Воспоминания, Париж 1976, С. 252-253.

(9) Robert Louis Jackson (1988)

In an article in „Novaja zhizn‘“ in December 1917, Gor’kij wrote of the „monstrous contradictions“ of the Russian revolution. Gor’kij, one might say, grappled with these contradictions not only during the Russian revolution, but in the periods leading up to and following that cataclysmic event. As a man and writer, however, he was unable and unwilling to come to terms with these contradictions. „My thoughts and feelings“, he once wrote, „will never reach an equilibrium, will never arrive at a common denominator“. Yet the very disequilibriums and contradictions that we find in Gor’kij the man and thinker are the ones that give his life and work their enormous vitality, interest and value.
Critics and scholares today are reassessing Gor’kijs complex personality and protean work.

(10) Михаил Агурский (1988)

В очерке о Льве Толстом Горький называвет его «озорником». Он утверждает, что Толстой выдавал себя не за того, кем был на самом деле. Будучи язычником, Толстой представал перед людьми как христианский мыслитель - и не из-за лицемерия, а в ходе некой странной игры с самим собой и другими.
Похоже, что таким «озорником» был и сам Горький. Если Толстой под маской христианского мыслителя скрывал свое глубинное язычество, то Горький воспользовался маской радикала (позже - социал-демократа), чтобы скрыть свое глубинное отрицание мира, свое отождествление с древней дуалистической традицией, видевшей в мире творение дьявола и страстно искавшей спасения в уничтожении мирового зла.
Большевики были близки Горькому, как люди, наиболее активно стремившиеся к радикальной переделки всего мира, поэтому он им искренне сочувствовал, - но никогда не отождествлял себя с ними духовно. Он оставался трагическим духом отрицания, искавшим путей спасения мира и построившим собственную сотериологию, в которой глубоко скрытая древняя мистика берет на вооружение элементы различных современных философских и научных доктрин.

«Неизвестный Горький», Двадцать два , 1988, Nr. 61, S. 166.

(11) Борис Парамонов (1992)

В Горьком, в большевизме взорвалась европеизированная Русь, но этот взрыв был направленным, технически рассчитанным: анархия мотивировалась и прикрывалась жесткой организацией. Вот почему так трудно решить, что же все-таки произошло в России: возвращение в допетровскую архаику или футуристический скачок. Было и то и другое. Движения, однако, не вышло, - вышел «застой».
Горький вызывает смешанные чувства - как сама Россия, может быть, следует сказать - как русская революция и последующие события. Это, конечно, комплимент Горькому, признание его своевременности, уместности, талантливой его выразительности. Горький - значителен, его следует помнить.

«Горький, белое пятно», Октябрь, 1992, № 5, С. 167.

(12) В.А. Келдыш (1993)

В этом смысле [т.е. в смысле противопоставления Горького-публициста Горькому-художнику] прежде всего примечательна одна из основных художествнных оппозиций у Горького. Через все его творчество проходят два типа человека - человек «пестрой души» (выражение писателя) и цельная личность.
В «пестрой душе» «все противоречия вместе живут» (вспоминая слова Мити Карамазова). В одних характерах «пестрота» воспринимается как ущербность, в других - как внутреннее богатство. Рядом с «пестротою» разрушающей «пестрота» полифоническая (как в образе Льва Толстого, «человека-оркестра», из посвященного ему известного очерка). Сказывалось не только различие самих характеров, но и разномыслие писателя, иногда усматривающего в этом качестве национальный порок, а иногда прямо противоположное - духовное достояние народа: «Мужик из книжки или плох, или хорош... а живые мужики ни хороши, ни плохи, они удивительно интересны» («В людях»)./.../
Ведущая оппозиция горьковского твочества, о которой идет разговор, - это, по существу, оппозиция нормативности и анормативности.

«О ценностных ориентирах в творчестве М. Горького», ИАН, Серия литературы и языка, т. 52, Но. 4, 1993, С. 23.

(13) Michel Niqueux (1996)

Gor"kij a mérité le purgatoire qu"il connaît maintenant. Il est victime de son dédoublement, de ses «deux âmes», et récolte la haine qui l"habitait (haine contre le passé, les petits-bourgeois, les paysans, l"Église, les «saboteurs», etc.). Sa tragédie est celle de toute une philosophie prométhéenne, d"un humanisme antichrétien, d"un relativisme qui justifie les moyens par la fin (après avoir affirmé le contraire à R. Rolland (lettre du 25 janvier 1922)). Elle est celle d"une majorité de ses contemporains, et Gor"kij est autant le reflet de son époque que son inspirateur. Comme chantre de l"idéologie du stalinisme qui repose sur cette philosophie, Gor"kij ne peut en être la victime innocente. /.../ Ce sont ces contradictions et ces déchirements qui font de sa figure l"emblème de toute une epoque. Le grand mérite de la perestroika a été de nous rendre un Gor"kij dans toute sa complexité.

[Горький заслужил то чистилище, которому он сейчас подвергается. Он стал жертвой своей двойственности, своих «двух душ», и он испытывает со стороны критиков ту ненависть, которая жила в нем самом (ненависть к прошлому, мещанам, крестьянам, к церкови, к «вредителям» и т.д.). Его трагедия - это трагедия всей прометейской философии, антихристианского гуманизма, того релятивизма, согласно которому цель оправдывает средства (хотя и в письме Р. Роланну (от 25 январяря 1922 г.) решительно отказывается от этой точки зрения). Это трагедия большинства его современников, и Горький является как рефлектором, так и вдохновителем его эпохи. Певец идеологии сталинизма, Горький не может считаться безвинной жертвой. /.../ Это его противоречия и разорванности делают эту фигуру эмблемой целой эпохи. Большая заслуга перестройки в том, что она вернула нам Горького во всей его сложности.]

„Le renouvellement des études sur Gor’kij (1986-1996)“, Revue des Ètudes slaves, Paris, LXVIII/4, 1996, p. 541-553; 553.

(14) Павел Басинский (2005)

Ненавистью к русской империи отравлено все его творчество. Впрочем, не только его. Это была эпоха бесконечных расколов и какой-то жуткой, загадочной внутренней воли к самоуничтожению. Интеллигенция шла против Церкви и государства. Церковь против Толстого.
Не случайно одним из самых ярких выразителей этой эпохи стал Горький.
Все в нем соединилось в гремучую смесь: любовь к человеку и ненанвисть к людям, поиски Бога и антихристианство, воля к жизни и воля к самоуничтожению, любовь к России и описание «свинцовых мерзостей» ее. Жалость и жестокость. Здоровье и «декаданс». Все, все, все.

ГОРЬКИЙ, «Молодая гвардия» М. 2005, С. 181 (Жизнь замечательных людей).

Шел вперед порывисто и уверенно, то это шел он к лучшему будущему для народа; а если заблуждался, сбивался, быть может, с того пути, который другие считают правильным, это опять-таки шел он к той же цели», - писал о Максиме Горьком Федор Шаляпин .

Действительно, Алексей Максимович Пешков (настоящее имя писателя) прожил удивительную, противоречивую, но при этом яркую и ни на что не похожую жизнь. В ней были скитания по миру, всемирная слава и признание, прижизненная канонизация на родине и убийство сына...

Такие его произведения, как пьеса «На дне », романы «Мать» и «Жизнь Клима Самгина», а также удивительные по своей силе рассказы, стали классикой мировой литературы.

Мы отобрали из них 20 цитат:

Человек - это звучит гордо. «На дне »

Когда труд - удовольствие, жизнь - хороша! Когда труд - обязанность, жизнь - рабство! «На дне »

Все женщины неизлечимо больны одиночеством. «Жизнь Клима Самгина»

В любви - нет милосердия. «Жизнь Клима Самгина»

Актёры и женщины живут только ночью. «Жизнь Клима Самгина»

Мне кажется, что спорить любят только люди неудачные, несчастливые. Счастливые - живут молча. «Жизнь Клима Самгина»

Нужно жить всегда влюбленным во что-нибудь недоступное тебе... Человек становится выше ростом оттого, что тянется кверху... «Фома Гордеев»

Ничто - ни работа, ни женщины не изнуряют тела и души людей так, как изнуряют тоскливые думы. «Старуха Изергиль »

Что значит - честно умереть? Все умирают - честно, а вот живут... «Жизнь Клима Самгина»

Наказание человека - в нем самом. «Старуха Изергиль »

За все, что человек берет, он платит собой: своим умом и силой, иногда - жизнью. «Старуха Изергиль »

Некоторым людям всегда и во всем сопутствует удача - не потому что они талантливы и трудолюбивы, а скорее потому что, обладая огромным запасом энергии, они по пути к своим целям не умеют - даже не могут - задумываться над выбором средств и не знают иного закона, кроме своего желания. «Фома Гордеев»

Не своротить камня с пути думою. «Старуха Изергиль »

Мир делится на людей умнее меня - этих я не люблю - и на людей глупее меня - этих презираю. «Жизнь Клима Самгина»

В русских университетах не учатся, а увлекаются поэзией безотчётных поступков. «Жизнь Клима Самгина»

Жизнь - красавица, она требует подарков, развлечений, всякой игры. Жить надо с удовольствием. Каждый день можно найти что-нибудь для радости. «Дело Артамоновых»

Человек - все может... Лишь бы захотел... «На дне »

Что же можно выдумать безумнее действительности? «Жизнь Клима Самгина»

Жизнь сводится, в сущности, к возне человека с самим собою... «Жизнь Клима Самгина»