«Последний романтик» Микаэл Таривердиев. Таривердиев и обвинение в плагиате С кем таривердиев попал в аварию


15 августа известному композитору, автору музыки к 132 фильмам, народному артисту РСФСР Микаэлу Таривердиеву исполнилось бы 86 лет, но его уже 21 год нет среди живых. Всенародную любовь и популярность принесли ему песни, написанные для фильмов «Семнадцать мгновений весны» и «Ирония судьбы», но мало кто знает о том, что его связи с кинематографом не ограничивались написанием музыки. Идею фильма «Вокзал для двоих» Эльдару Рязанову подсказала драматическая история, случившаяся однажды в жизни Таривердиева.





Музыкальное дарование Микаэла Таривердиева проявилась еще в раннем детстве. В 8 лет он уже был автором нескольких фортепианных пьес, в 10 лет написал симфонию, а в 16 – два одноактных балета, поставленных в Тбилисском оперном театре. В кинематографе Таривердиев дебютировал еще будучи студентом «Гнесинки», написав музыку к фильмам «Человек за бортом» и «Юность наших отцов». Тогда же состоялся его дебют в Большом зале Московской конверватории, где его романсы исполнила Зара Долуханова.







За музыку к фильму «Ирония судьбы, или С легким паром!» Микаэл Таривердиев получил Государственную премию. С Эльдаром Рязановым они сразу нашли общий язык, ведь оба любили хорошую поэзию. Жена композитора Вера рассказывала: «Они первыми широко предъявили советским зрителям Цветаеву, Ахмадулину. Эффект от той картины был таков, что их пели в подворотнях. Чтобы добиться такого исполнения музыки, которое звучит в фильме, Таривердиев на репетициях с Аллой Пугачевой не жалел сил. К каждой песне сделали минимум 30 дублей ».







Благодаря Таривердиеву у Рязанова появилась идея фильма «Вокзал для двоих». Немногие зрители догадывались о том, что драматическая история персонажа, которого сыграл Олег Басилашвили, на самом деле случилась с композитором. Его жена Вера позже рассказала в интервью одному из изданий: «Этот роман случился в 60-е годы. Таривердиев был отчаянно влюблен в Людмилу Максакову. Ему всегда нравились красивые женщины. А она была дьявольски красива и привлекательна, а еще – чрезвычайно свободна. Этот роман закончился трагически. Произошло следующее. Они с Максаковой ехали ночью по Ленинградскому проспекту. Она сидела за рулем его «Волги». Внезапно из кустов на проезжую часть выскочил человек и попал под их машину. Как оказалось, он был пьян. Максакова не была виновата в его смерти, потому что в этой ситуации ничего нельзя было сделать. Микаэл Леонович, не раздумывая, пересел за руль и взял всю вину на себя. По-другому он поступить просто не мог... Его осудили на два года. А поскольку суд длился ровно два года, то в тюрьму его не посадили – освободили по амнистии. Самым страшным для Таривердиева было во время судебного разбирательства находиться в зале за тюремной решеткой. Его это просто убивало. В этой тяжелой ситуации Максакова его фактически оставила: во время последнего заседания уехала куда-то с друзьями. И вот тут он решил все прекратить. Максакова потом ему звонила, пыталась вернуть, но, хотя ему было очень трудно, он был тверд. Потом он вспоминал об этих отношениях так: «Это была не любовь, а болезнь... ».







Приглашенный на премьеру фильма «Вокзал для двоих», ни о чем не подозревающий композитор был шокирован и обижен. Ему казалось, что теперь все знают его историю и все обсуждают его личную жизнь. Людмила Максакова была еще больше возмущена, ведь ее версия событий была кардинально противоположной: «Вера утверждает, что ее муж спас меня от тюрьмы: дескать, Микаэл Леонович взял вину на себя, заявив, что за рулем машины сидел он, в то время как вела автомобиль я. Говорили даже, что потом эта история легла в основу фильма «Вокзал для двоих». Прочитав это, я была поражена, ведь Вера говорила явную неправду. Это чудовищный миф! Я думаю, кто-то сознательно придумал версию моей причастности к той аварии и внушил Микаэлу, что так он будет выглядеть благородней. В результате Таривердиев через годы и сам поверил в то, чего не было ».





Людмила Максакова утверждала, что в тот злополучный день за рулем был Таривердиев, что он в нетрезвом состоянии мчался на большой скорости и сбил 16-летнего юношу, спешившего на свидание, и даже не остановился после этого. Впрочем, большинство знакомых все же придерживались версии Микаэла, как, например, актер Олег Басилашвили, сыгравший главную роль в фильме «Вокзал для двоих». Те, кто хорошо знал композитора, были уверены в том, что ему не нужно было «играть в благородство». Друзья за его успех у женщин и рыцарское поведение называли Таривердиева «смесью Дон Жуана и Дон Кихота».
почему Олег Басилашвили отказывался целоваться с Гурченко, и как научился водить катафалк .

Его автобиография называлась «Я просто живу». Хотя был он совсем не «простым». Композитор, отдающий музыке всего себя. Человек бесконечно элегантный и любящий всё красивое. Мужчина, жизнь которого была наполнена головокружительными романами. Но жил он, судя по этим историям, действительно просто - с любовью к жизни.

Несколько историй из жизни композитора, который посвятил себя искусству музыки и по-настоящему владел искусством жить...

В своей книге «Я просто живу» Микаэл Леонович написал: «Всему, что было во мне хорошего, я научился у моей матери. А всё плохое - это то, чему я не смог у нее научиться». Мама Микаэла, Сато Григорьевна, до безумия обожала своего сына. Но однажды, когда она увидела, что Микаэл с мальчишками во дворе поджаривает жука, она засунула его палец в огонь, сказав, что жуку так же больно, как и ему. Юный Таривердиев навсегда запомнил этот урок.


Когда Микаэлу было шесть лет, родители отдали его в музыкальную школу при Тбилисской консерватории. К восьми он уже был автором нескольких фортепианных пьес, а к десяти - целой симфонии. При этом Таривердиев в своих мемуарах вспоминал, что во времена его детства в Тбилиси самым сложным для него была не учеба в школе, а решение совершенно иной проблемы - он должен был выбрать, в какой из двух известных в городе мальчишеских «банд» участвовать. К счастью, самым большим грехом этих «банд» было выяснение отношений между собой с помощью кулаков, а предводителями этих отрядов были Володька Бураковский, позже - академик и знаменитый кардиолог, а другого звали Женька Примаков. Тоже весьма известный человек.

Свой первый гонорар Таривердиев получил в 1949 году, когда состоялся его дебют как композитора. Он написал две балетные сцены, которые поставили в Театре оперы и балета имени Палиашвили. Время было голодное, а отец Микаэла сидел в лагере. Но свой первый гонорар Микаэл потратил… на шляпу.

С поступлением Таривердиева в Гнесинку связана интересная история. В Ереване 18- летний Микаэл однажды чуть было не женился на племяннице Арама Хачатуряна. Была объявлена помолвка, но в отсутствие Таривердиева у его невесты случился роман с известным музыкантом, и, узнав об измене, Таривердиев расстался с девушкой. В Москве, увидев Микаэла на экзамене, Арам Ильич спросил: «Как ты собираешься после всего этого ко мне поступать?» Микаэл Леонович ответил: «Если вы сочтете меня недостойным, то не примете». Выдержав конкурс в 7 человек на место, Таривердиев единственный с оценкой «5+» поступил в класс Арама Хачатуряна и стал его любимым студентом.


В период учебы в Гнесинке Таривердиеву нужен был какой-нибудь заработок, чтобы прожить. Ему предлагали играть на пианино в ресторане, но это для него было неприемлемо - и он предпочёл разгружать вагоны на Рижском вокзале.

Мечтой Таривердиева в юности было приехать в Тбилиси на «Мерседесе», в котором сидела бы Лолита Торрес (аргентинская певица, популярная в 1960-е годы). Кстати, Микаэл Леонович со временем таки приобрел «Мерседес». И с Лолитой Торрес тоже познакомился.

Таривердиев увлекался спортом, причем довольно необычным: верховой ездой, велогонками, боксом. У него были права на вождение катера, а еще он одним из первых в СССР увлекся виндсёрфингом. 50-летие композитор отметил вместе с другом Родионом Щедриным так: они в Сухуми ушли в море на сёрфах, в километре от берега сложили паруса и, качаясь на волнах, распили по сувенирной бутылочке коньяка.

В 60-е годы Таривердиев был влюблен в актрису Людмилу Максакову. Как-то раз они ехали на машине ночью по Ленинградскому проспекту. Максакова была за рулем и насмерть сбила человека. Таривердиев взял вину на себя и был осуждён на два года. А его возлюбленная уехала с заседания суда с друзьями. Таривердиева спасла амнистия, но с Максаковой он больше никогда не общался. Эта история позже стала сюжетом для фильма «Вокзал для двоих».

Примерно через неделю после выхода фильма «Семнадцать мгновений весны» Таривердиеву в Союзе композиторов показали телеграмму от знаменитого французского композитора Франсиса Ле (автор музыки к кинофильму «Мужчина и женщина»): «Поздравляю с успехом моей музыки в вашем фильме». Таривердиев посмеялся над телеграммой, не придав ей значения, и оставил на столе у референта Тихона Хренникова, где она и лежала.

Однако через несколько дней на радио позвонил человек, назвавшийся представителем французского посольства. Он заявил, что музыка к «Семнадцати мгновениям» украдена у Ле. Через день последовал аналогичный звонок на киностудию им. Горького. Таривердиев продолжал считать это шуткой, но на радио «на всякий случай» перестали передавать музыку к фильму, а на студии пошли разговоры о том, что советскому правительству придется заплатить 50 тыс. долларов за плагиат.

Поняв, что дело принимает серьезный оборот, композитор позвонил атташе французского посольства, и тут выяснилось, что никогда звонка оттуда не было. Более того, Франсис Ле прислал по этому поводу возмущённую телеграмму, заявил, что это провокация. Кстати, потом обнаружилось, что телеграмма была напечатана на обычной машинке с латинским шрифтом и полоски бумаги были просто приклеены к бланку международной телеграммы, купленной в обычном почтовом отделении Москвы. Никто её не получал, просто кто-то принёс и оставил на столе. Таривердиев считал, что автором телеграммы был знаменитый своими розыгрышами Никита Богословский.


Премьера «Семнадцати мгновений» принесла Таривердиеву популярность, в которой было много приятного. Так Юрий Андропов, например, с подачи Юлиана Семенова, выдал Таривердиеву автомобильный пропуск, по которому можно было останавливать и парковать машину где угодно. Микаэл Леонович с удовольствием включился в эту игру, однажды ради эксперимента остановил машину на Красной площади и был в восторге, что это удалось.

Песня «На Тихорецкую состав отправится…» была написана Таривердиевым задолго до съемок фильма «Ирония судьбы». Однажды Рязанов напевал эту песенку в присутствии Таривердиева и заметил мимоходом, что песенка эта народная и войдёт в его новый фильм «Ирония судьбы». «Что это за разговоры! — возмутился Таривердиев. — Это песня не народная, и у неё есть автор. Эта песня моя … ». Микаэл Леонович написал её, когда Ролан Быков ставил свой первый спектакль в театре МГУ и нужна была песня. Рязанов предложил Таривердиеву прочитать сценарий «Иронии судьбы» и написать еще пару песен. Изначально режиссер планировал пригласить в фильм разных композиторов. Но вышло иначе. Вместо двух песен Таривердиев написал дюжину, и все они так понравились Рязанову, что больше в картину он никого приглашать не стал.

«Микаэлу Таривердиеву было совестно за то, что струсил. А мне - неловко за него, моего любимого человека, который так ужасно себя повел. Микаэл получил условный срок - у него был очень известный адвокат…» - вспоминает актриса Людмила Максакова.

Впервые я увидела Микаэла в Крыму, в санатории «Актер».

Фото: Из архива Людмилы Максаковой

Не заметить его было невозможно: очень модный композитор, а кроме того, у него была элегантная, самая модная одежда, невероятные по тем временам собственные водные лыжи и в придачу ко всему личная «Волга» с оленем на капоте! Таривердиев меня тоже заметил, на пляже подошел познакомиться, пригласил в ресторан. То ли от выпитого шампанского, то ли от галантного ухаживания моя голова немного закружилась. Договорились встретиться на следующий день - я должна была зайти за Таривердиевым в его гостиницу. Прихожу к нему в номер и вижу Микаэла в спортивном костюме с вытянутыми коленками! Это мне очень не понравилось: мы же только что познакомились, и я ждала продолжения романтических ухаживаний. А Таривердиев тем временем сел за рояль. Поиграл немного, потом томно подошел ко мне и эффектным жестом развязал поясок на моем платье.

Я шарахнулась от него к двери, завопила на всю гостиницу: «Немедленно откройте!» - и принялась барабанить что есть силы. Таривердиев очень удивился: «Вы зря так стараетесь - дверь никто не запирал. Если повернете ручку, дверь откроется». Я выскочила в коридор, убежала в свой санаторий, и… больше в тот год мы с Микаэлом не виделись. Но от судьбы не уйдешь. Следующим летом я опять поехала в «Актер». Гуляя с приятельницей, шла к гостинице, где в прошлом году жил Таривердиев. Со смехом рассказала ей о своем несостоявшемся романе. И как только произнесла фразу «А дверь оказалась открытой…», увидела его, выходящего из дверей санатория. Мы оба - он и я - оторопели. Потом Микаэл подошел к нам, и мы уже втроем посмеялись над этой историей. И дальше у нас с Микой начались нежные и подлинно романтические отношения.


Фото: Валерий Плотников/Russian Look

На этот раз он уже не позволял себе «фамильярных треников». (Смеется.) В тот период мы оба были свободны, и наше счастье длилось три года. Отношения закончились после нашумевшего в свое время трагического случая…

Два года назад в журнале «Караван историй» было опубликовано интервью с вдовой Таривердиева Верой, где она рассказывала, как 40 лет назад машина, в которой ехали мы с Микаэлом, насмерть сбила человека. Вера утверждает, что ее муж спас меня от тюрьмы: дескать, Микаэл Леонович взял вину на себя, заявив, что за рулем машины сидел он, в то время как вела автомобиль я. Говорили даже, что потом эта история легла в основу фильма «Вокзал для двоих». Прочитав это, я была поражена, ведь Вера говорила явную неправду. Это чудовищный миф! Ведь все произошло в центре Москвы, на глазах у десятков свидетелей!

15 августа известному композитору, автору музыки к 132 фильмам, народному артисту РСФСР Микаэлу Таривердиеву исполнилняется 86 лет, но его уже 21 год нет среди живых. Всенародную любовь и популярность принесли ему песни, написанные для фильмов «Семнадцать мгновений весны» и «Ирония судьбы», но мало кто знает о том, что его связи с кинематографом не ограничивались написанием музыки. Идею фильма «Вокзал для двоих» Эльдару Рязанову подсказала драматическая история, случившаяся однажды в жизни Таривердиева.

tariverdiev.ru

Микаэл Таривердиев в молодости | Фото: tariverdiev.ru и chtoby-pomnili.com

Музыкальное дарование Микаэла Таривердиева проявилась еще в раннем детстве. В 8 лет он уже был автором нескольких фортепианных пьес, в 10 лет написал симфонию, а в 16 – два одноактных балета, поставленных в Тбилисском оперном театре. В кинематографе Таривердиев дебютировал еще будучи студентом «Гнесинки», написав музыку к фильмам «Человек за бортом» и «Юность наших отцов». Тогда же состоялся его дебют в Большом зале Московской конверватории, где его романсы исполнила Зара Долуханова.

kino-teatr.ru

Композитор, который подсказал Эльдару Рязанову идею фильма *Вокзал для двоих* | Фото: personallife.ru

За музыку к фильму «Ирония судьбы, или С легким паром!» Микаэл Таривердиев получил Государственную премию. С Эльдаром Рязановым они сразу нашли общий язык, ведь оба любили хорошую поэзию. Жена композитора Вера рассказывала: «Они первыми широко предъявили советским зрителям Цветаеву, Ахмадулину. Эффект от той картины был таков, что их пели в подворотнях. Чтобы добиться такого исполнения музыки, которое звучит в фильме, Таривердиев на репетициях с Аллой Пугачевой не жалел сил. К каждой песне сделали минимум 30 дублей ».

Композитор Микаэл Таривердиев | Фото: ria.ru

Благодаря Таривердиеву у Рязанова появилась идея фильма «Вокзал для двоих». Немногие зрители догадывались о том, что драматическая история персонажа, которого сыграл Олег Басилашвили, на самом деле случилась с композитором. Его жена Вера позже рассказала в интервью одному из изданий: «Этот роман случился в 60-е годы. Таривердиев был отчаянно влюблен в Людмилу Максакову. Ему всегда нравились красивые женщины. А она была дьявольски красива и привлекательна, а еще – чрезвычайно свободна. Этот роман закончился трагически. Произошло следующее. Они с Максаковой ехали ночью по Ленинградскому проспекту. Она сидела за рулем его «Волги». Внезапно из кустов на проезжую часть выскочил человек и попал под их машину. Как оказалось, он был пьян. Максакова не была виновата в его смерти, потому что в этой ситуации ничего нельзя было сделать. Микаэл Леонович, не раздумывая, пересел за руль и взял всю вину на себя. По-другому он поступить просто не мог... Его осудили на два года. А поскольку суд длился ровно два года, то в тюрьму его не посадили – освободили по амнистии. Самым страшным для Таривердиева было во время судебного разбирательства находиться в зале за тюремной решеткой. Его это просто убивало. В этой тяжелой ситуации Максакова его фактически оставила: во время последнего заседания уехала куда-то с друзьями. И вот тут он решил все прекратить. Максакова потом ему звонила, пыталась вернуть, но, хотя ему было очень трудно, он был тверд. Потом он вспоминал об этих отношениях так: «Это была не любовь, а болезнь... ».

Композитор, который подсказал Эльдару Рязанову идею фильма *Вокзал для двоих* | Фото: tariverdiev.ru

Приглашенный на премьеру фильма «Вокзал для двоих», ни о чем не подозревающий композитор был шокирован и обижен. Ему казалось, что теперь все знают его историю и все обсуждают его личную жизнь. Людмила Максакова была еще больше возмущена, ведь ее версия событий была кардинально противоположной: «Вера утверждает, что ее муж спас меня от тюрьмы: дескать, Микаэл Леонович взял вину на себя, заявив, что за рулем машины сидел он, в то время как вела автомобиль я. Говорили даже, что потом эта история легла в основу фильма «Вокзал для двоих». Прочитав это, я была поражена, ведь Вера говорила явную неправду. Это чудовищный миф! Я думаю, кто-то сознательно придумал версию моей причастности к той аварии и внушил Микаэлу, что так он будет выглядеть благородней. В результате Таривердиев через годы и сам поверил в то, чего не было ».

Микаэл Таривердиев в фильме *Адам женится на Еве*, 1980 | Фото: kino-teatr.ru

Людмила Максакова утверждала, что в тот злополучный день за рулем был Таривердиев, что он в нетрезвом состоянии мчался на большой скорости и сбил 16-летнего юношу, спешившего на свидание, и даже не остановился после этого. Впрочем, большинство знакомых все же придерживались версии Микаэла, как, например, актер Олег Басилашвили, сыгравший главную роль в фильме «Вокзал для двоих». Те, кто хорошо знал композитора, были уверены в том, что ему не нужно было «играть в благородство». Друзья за его успех у женщин и рыцарское поведение называли Таривердиева «смесью Дон Жуана и Дон Кихота».

aif.ru

Кадр из фильма *Вокзал для двоих*, 1982 | Фото: aif.ru

Композитор, который подсказал Эльдару Рязанову идею фильма *Вокзал для двоих* | Фото:

3 апреля 2018, 23:40

Один из наиболее известных фильмов с Людмилой Максаковой - это "Плохой хороший человек" по повести Антона Чехова "Дуэль", режиссер Иосиф Хейфиц. Актерский состав блестящий: Людмила Максакова, Владимир Высоцкий, Олег Даль, Анатолий Папанов.

Героиня Людмилы Максаковой - Надежда Федоровна, дама неоднозначная. Но роль Максаковой удалась. Да там все актеры к месту: и Высоцкий и Папанов и Даль и Максакова. Людмила Максакова играет красивую, запутавшуюся в любовных перипетиях женщину. Ну и как всегда у Чехова героям нельзя дать однозначную оценку, сложно сказать, хорошие они или плохие. Но почему-то их всех искренне жаль. И не смотря на то, что Надежда Федоровна - довольно распутная женщина, Максакова ее сыграла до того талантливо и естественно, что уже и развратность ее прощаешь. Просто по-человечески хочется ее героине сочувствовать. В целом эта постановка Хейфица очень хороша. Не возникает диссонанса от сравнения повести Чехова и фильма. На мой взгляд, данный фильм - образец блестящей экранизации русской классики.

Еще одна известная роль Людмилы Максаковой - "Летучая мышь". Тоже отличная постановка классической оперетты. Режиссер - Ян Фрид. В ролях прекрасные актеры советского кино: Людмила Максакова, Юрий и Виталий Соломин, Лариса Удовиченко, Олег Видов, Евгений Весник.

Людмила Максакова дочь известной оперной певицы Марии Максаковой, солистки Большого театра. Отцом был баритон Большого театра Александр Волков; спустя два года после рождения дочери он эмигрировал в США.

В фильмографии Людмилы Максаковой есть также такие известные фильмы, как "Десять негритят", "Осень", "По главной улице с оркестром" и другие. Максакова снималась у Григория Чухрая, Яна Фрида, Иосифа Хейфица, Андрея Смирнова, Петра Тодоровского.

Людмила Максакова была дважды замужем. Первый раз за Львом Збарским, художником, сыном биохимика Бориса Збарского, директора Лаборатории при мавзолее Ленина (на фото ниже). От этого брака у нее сын Максим. От Людмилы Максаковой Збарский ушел к Марианне Вертинской. Затем эмигрировал в Америку. Лев Збарский умер от рака легких в марте 2016 года в США.

И второй брак у Максаковой с Петером Андреасом Игенбергсом, от которого у нее родилась дочь Мария. Второй муж - иностранец, по национальности латыш, доктор физико-математических наук, известный ученый. О своем втором супруге Максакова рассказывала: "Родители Петера родились в царской России, причем отец - в Латвии, он абсолютный латыш из Риги. Мама Петера Зинаида Рудольфовна родом из Эстонии, она урожденная графиня Орлиевская... Но родители моего мужа много чего пережили - и войну, и всякие перипетии. Не вернулись потом ни в Эстонию, ни в Латвию. После многих-многих приключений осели в Мюнхене. Их сын Петер, получив образование физика, подрабатывал гидом с туристами из СССР. Потом нашел работу в Москве". В браке с 1974 года.

Также Максакова три года встречалась с Микаелом Таривердиевым. Знакомству Максаковой с композитором Микаэлом Таривердиевым в 1960-х годах приписывают историю, которая позже была использована в сценарии картины «Вокзал для двоих». По одной из версий, актриса была за рулем машины Таривердиева, когда на ночном Ленинградском проспекте прямо под её колеса из кустов выскочил человек. От удара человек погиб, а когда на место прибыли сотрудники ГАИ, Таривердиев сказал, что за рулем был он. В результате композитор был осужден, но освобожден по амнистии. Сама Максакова рассказывала эту историю совершенно иначе. За рулём был композитор, который и сбил пешехода: «Микаэлу Таривердиеву было совестно за то, что струсил. А мне - неловко за него, моего любимого человека, который так ужасно себя повел. Микаэл получил условный срок - у него был очень известный адвокат…» - вспоминает актриса Людмила Максакова. Плюс у того случая было много свидетелей: помимо других пассажиров в автомобиле, который вел Таривердиев, были свидетели на улицы, т.к. авария произошла 9 мая, в центре Москвы на глазах у многих прохожих.

На мой взгляд, природа щедро одарила Людмилу Максакову: очень красивая внешность с правильными чертами лица плюс безусловный актерский талант.