Проектные работы по литературе 7. Проектная работа по литературе "Система образов в произведениях А.С. Пушкина" проект по литературе (7 класс) на тему. формировать у учащихся представление о милосердии как величайшей ценности культуры и духовного развития

МБОУ «Агибаловская СШ»

Творческий проект

по литературе на тему

« Мой любимый литературный герой»

(составление синквейнов)

Выполнили: учащиеся 7 класса

Руководитель: Серегина О.Е

Агибалово

2015 - 2016

СИНКВЕЙН

Синквейн-прием технология развития критического мышления на стадии рефлексии.

Слово синквейн происходит от французского слова «пять».

Синквейн - это стихотворение, состоящее из 5 строк.

Есть еще несколько определений синквейна.

Синквейн - малая стихотворная форма, используемая для фиксации эмоциональных оценок, описания своих текущих впечатлений, ощущений и ассоциаций.

Синквейн - короткое литературное произведение, характеризующее предмет (тему), состоящее из пяти строк, которое пишется по определенному плану.

Правила написания синквейна.

1строка- одно слово-название стихотворения, тема, обычно существительное;

2 строка - два прилагательных, раскрывающих тему синквейна;

3 строка - три глагола, описывающих действия по теме синквейна;

4строка - фраза, предложение, цитата или крылатое выражение, выражающее свое отношение к теме;

5 строка - слово-резюме, дающее новую интерпретацию темы.

Например,

синквейн на тему русской народной сказки

«Лисичка-сестричка и серый волк».

Лиса.

Хитрая, умная.

Плачет, жалуется, хитрит.

Есть такие и среди животных.

Обманщица.

Синквейн на тему А.С. Пушкин.

Пушкин.

Умный, талантливый.

Пишет, сочиняет, творит.

Поэзия его пережила.

Гений.

Синквейн с точки зрения педагогики.

Написание синквейна является формой свободного творчества, требующей от автора умения находить в информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать. Помимо использования синквейнов на уроках литературы практикуется и использование синквейна как заключительного задания по пройденному материалу любой другой дисциплины.

Простота построения.

Простота построения синквейна делает его одним из эффективных методов развития ребенка школьного возраста, который позволяет быстро получать результат. В частности, знакомство с самим понятием слова и расширение словарного запаса для более эффективного выражения своей мысли.

Формирование аналитических способностей.

Составление синквейна, краткого резюме на основе больших объемов информации, полезно для выработки способности к анализу. В отличие от школьного сочинения, синквейн требует меньших временных затрат, хотя и имеет более жесткие рамки по форме изложения, и его написание требует от составителя реализации практически всех его личностных способностей (интеллектуальные, творческие, образные). Таким образом, процедура составления синквейна позволяет гармонично сочетать элементы всех трех образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно ориентированной.

С синквейном можно работать по-разному.

Вариативность.

Различные варианты для составления синквейна способствуют разноплановому составлению заданий. Помимо самостоятельного (так и в паре, группе) составления нового синквейна, возможны варианты с: составлением краткого рассказа по готовому синквейну (с использованием слов и фраз, входящих в состав синквейна); коррекция и совершенствование готового синквейна; анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части (например, дан синквейн без указания темы-без первой строки, необходимо на основе существующих ее определить).

Синквейн:

Обогащает словарный запас;

Подготавливает к краткому пересказу;

Учит формировать идею (ключевую фразу);

Позволяет почувствовать себя хоть на мгновение творцом;

Получается у всех.

Былины

Илья Муромец

Богатырь

Сильный, смелый

Пашет, сражается, защищает

Илья Муромец – защитник земли Русской

Герой

Садко

Гусляр

Красивый, талантливый

Играет, торгует, плавает

Садко играет на гуслях и торгует товаром

Мастер

Микула Селянинович

Пахарь

Сильный, работящий

Пашет, трудится, сражается

Едет воевать за землю-матушку

Богатырь

Синквейн

выполнила ученица 7 класса

Байкова Анна

Древнерусская литература

Владимир Мономах

Князь

Умный, просвещённый

Учит, наставляет, просвещает

Владимир Мономах - древнерусский князь

Киев

Синквейн

Выполнил ученик 7 класса

Соловьёв Андрей

Древнерусская литература

Синквейн

Выполнила ученица 7 класса

Косачёва Любовь

«Песнь о вещем Олеге» А.С.Пушкин

Олег

Воин

Смелый, сильный

Воюет, пирует, умирает

Олег не поверил кудеснику и принял смерть от коня

Герой

Синквейн

Выполнила ученица 7 класса

Байкова Анна

«Полтава» А.С.Пушкин

Пётр

Карл

Царь

Король

Сильный, смелый

Больной, слабый

Строит, сражается,

побеждает

Сидит, отступает, проигрывает

Один из самых смелых людей

Своего времени

Напал на Россию и проиграл сражение

Победитель

Побеждённый

Синквейн

Выполнил ученик 7 класса

Пирожников Тимофей

«Станционный смотритель» А.С.Пушкин

Дуня

Гусар

Самсон Вырин

Девушка

Красавец

Старик

Красивая,

Ветреная

Хитрый,

удалой

Любящий,

заботливый

Помогает,

влюбляется, уезжает

Притворяется,

Увозит, прогоняет

Воспитывает,

любит, ищет

Дуня бросает отца

Забирает Дуню у родного отца

Едет в город, пытаясь найти дочь

Бессовестная

Бесчестен

Жалок

Синквейн

Выполнил ученик 7 класса

Соколов Станислав

«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»

М. Ю.Лермонтов

Иван Васильевич

Калашников

Кирибеевич

Алёна Дмитриевна

Царь

Купец

Опричник

Красота

Грозный, могучий

Смелый, удалой

Влюблённый, лживый

Верная, честная

Правит, судит, казнит

Любит, защищает, сражается

Обижает, молчит, сражается

Признается, просит, любит

Вершит судьбы людей

Заступается за честь семьи

Живёт по своим законам

Рассказывает мужу правду и просит защиты

Могущество

Долг

Эгоист

Жена

Синквейн

Выполнил ученик 7 класса

Рыбаков Егор

«Тарас Бульба» Н.В.Гоголь

Тарас Бульба

Казак

Сильный, смелый

Любит, защищает, поддерживает

Славный воин своей земли

Герой

Остап

Сын

Смелый, сильный

Сражается, воюет, погибает

Достойный сын своего отца

Доблесть

Андрий

Сын

Умный, слабый

Влюбляется, предаёт, умирает

Выбирает любовь

Романтик

Синквейн

Выполнила ученица 7 класса

Егорова Юлия

«Русские женщины» Н.А.Некрасов

Жёны декабристов

Женщины

Верные, преданные

Отрекаются, любят, поддерживают

Эти героини олицетворяют самые лучшие женские качества

Сила

Синквейн

Выполнила ученица 7 класса

Косачёва Любовь

«Василий Шибанов» А.К.Толстой

Василий Шибанов

Слуга

Верный, мужественный

Передает, выносит, погибает

Образец мужества и стойкости духа

Товарищ

Синквейн

Выполнил ученик 7 класса

Тырцев Данила

«Князь Михайло Репнин» А.К.Толстой

Михайло Репнин

Князь

Православный, верующий

Воспротивился, чтит, отказывается

Указывает Ивану Грозному на его недостатки

Смелость

Синквейн

Выполнил ученик 7 класса

Тырцев Данила

« Повесть о том , как один мужик двух генералов прокормил » М . Е . Салтыков - Щедрин

Мужик

Генералы

Человек

Ордена

Работящий, умелый

Ленивые, неприспособленные

Кормит, находит, подчиняется

Лежат, мечтают, охают

Русский мужик умеет всё делать

Считают, что за них работать должны другие

Молодец

Позор

Синквейн

Выполнила ученица 7 класса

Егорова Юлия

«Детство» Л.Н.Толстой

Николенька

Маменька

Отец

Карл Иванович

Наталья Савишна

Мальчик

Любовь

Строгость

Учитель

Няня

Добрый, впечатлительный

Внимательная, ласковая

Далёкий, образованный

Умный, знающий

Добрая, преданная

Учится, мечтает, живёт

Любит, уважает, оберегает

Знает, сидит, понимает

Учит, читает, поучает

Помогает, заботится, любит

Николенька пытается понять себя и окружающий мир

Самый родной человек

Отца надо уважать

Учитель должен быть всегда

Невозможно представить жизнь без няни

Взросление

Счастье

Почёт

Классы

Член семьи

Синквейн

Выполнила ученица 7 класса

Беляева Карина

«Цифры» И.А.Бунин

Женя

Дядя

Мама и бабушка

Мальчик

Взрослый

Родные

Маленький, капризный

Умный, строгий

Добрые, безучастные

Просит, настаивает, плачет

Ленится, не хочет баловать, «не слышит»

Любят, скрывают, не жалеют

Ребёнок просил, чтобы взрослые обратили на него внимание

Считает, что это верный подход в воспитании ребёнка

Разве так правильно поступать?

Жалость

Не прав

Недоумение

Синквейн

Выполнила ученица 7 класса

Беляева Карина

«Хамелеон» А.П.Чехов

Очумелов

Надзиратель

Грубый, несправедливый

Отбирает, дрожит, заискивает

Меняет свое мнение в зависимости от ситуации

Хамелеон

Синквейн

Выполнил ученик 7 класса

Пирожников Тимофей Приезжает, живёт, мечтает

Поёт, слушает, спасает

Учит, злится, ругается

Помогает, работает, танцует

Открыт для всего нового

Самый светлый человек

Сложный персонаж

Окружающие ценили этого человека

Жизнь

Любовь

Одиночество

Иван

Синквейн

Выполнила ученица 7 класса

Беляева Карина

« Данко » М . Горький

Данко

Герой

Отважный, сильный духом

Зовёт, спасает, погибает

Такие люди вызывают восхищение

Подвиг

«Челкаш» М.Горький

Челкаш

Вор

Свободный, смелый

Плывёт, любуется, отдаёт

Для него главное быть свободным от всего

Порядочность

Гаврила

Парень

Трусливый, жадный

Боится, трясется, пытается убить

Откуда у простого крестьянина такая жадность?

Презрение

Синквейн

Выполнила ученица 7 класса

Егорова Юлия

«Необычайное приключение,

бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче» В.В.Маяковский

Солнце

Златолобо

Яркое, смелое

Светит, приходит, разговаривает

Светить всегда, светить везде

Предназначение

Синквейн

Выполнила ученица 7 класса

Косачёва Любовь

«Хорошее отношение к лошадям»

В.В.Маяковский

Лошадь

Лирический

герой

Толпа

Животное

Участник

Зеваки

Безобидная, трудолюбивая

Добрый, милосердный

Злая, бесчувственная

Упала, лежит, плачет

Жалеет, успокаивает, поддерживает

Ходит, скучает, смеётся

Мы в ответе за тех, кого приручили

Все мы немножко лошади…

Лишена милосердия и сострадания

Ответственность

Человек

Жестокость

Синквейн

Выполнила ученица 7 класса

Егорова Юлия

«Юшка» А.Платонов

Юшка

Человек

Нужный, добрый

Работает, живёт, помогает

Я нужен, раз живу на свете

Милосердие

Синквейн

Выполнил ученик 7 класса

Рыбаков Егор

«Кусака» Л.Андреев

Кусака

Собака

Одинокая, безымянная

Сторожит, знакомится, любит

«Приехавшие дачники были очень добрыми людьми…»?

Тоска

Леля

Девочка

Юная, «добрая»

Скучает, приручает, бросает

«Собака выла…»

Тоска

Синквейн

Выполнила ученица 7 класса

Беляева Карина


Разделы: Русский язык , Литература , Информатика

Общие подходы к структурированию проекта:

1. Начинать следует всегда с выбора темы проекта, его типа, количества участников.
2. Далее необходимо продумать возможные варианты проблем, которые важно исследовать в рамках намеченной тематики. Сами же проблемы выдвигаются учащимися с подачи учителя (наводящие вопросы, ситуации, способствующие определению проблем, видеоряд с той же целью, т.д.). Здесь уместна "мозговая атака" с последующим коллективным обсуждением.
3. Распределение задач по группам, обсуждение возможных методов исследования, поиска информации, творческих решений.
4. Самостоятельная работа участников проекта по своим индивидуальным или групповым исследовательским, творческим задачам.
5. Промежуточные обсуждения полученных данных в группах (на уроках или на занятиях в научном обществе, в групповой работе в библиотеке, медиатеке, пр.).
6. Защита проектов, оппонирование.
7. Коллективное обсуждение, экспертиза, результаты оценки.

Расскажу, как я работала над проектом.
В 7 классе по литературе (программа Курдюмовой Т.Ф.) идет целый ряд произведений, связанных с юмором и сатирой, и, начиная их изучать, дети задаются вопросом: “В чем разница между сатирическим произведением и юмористическим?”. Этот вопрос мы берем как основополагающий. Таким образом, тему и основной вопрос проекта подсказывают сами дети, т.к. тема проекта – это всегда то, что интересно ребятам.

Литературу я преподаю в двух 7 классах, поэтому и участники проекта – 7Б и 7В (с возрастной группой определились).

Далее для себя формулируем дидактические цели: формирование компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности, навыков самостоятельной работы с большими объемами информации, умений увидеть проблему и наметить пути ее решения, формирование критического мышления, навыков работы в группах.

Ставим методические задачи: научить пользоваться Microsoft PowerPoint для оформления результатов (информатика), научить кратко излагать свои мысли устно и письменно (русский язык, литература), познакомить с творчеством писателей-сатириков и юмористов, совершенствовать умения анализировать текст художественного произведения.

Ученики самостоятельно формулируют проблемы (темы) индивидуальных исследований в рамках заявленного проекта. Проводим "мозговой штурм", используя метод наводящих вопросов. Время проведения: на 1-м уроке, 10 минут.

И вот какие темы были сформулированы: “Что такое юмор?”, “Что такое сатира?”, “В творчестве каких писателей встречаются юмористические и сатирические произведения?”, “Можно ли назвать А.П.Чехова юмористом?”, “Есть ли сатира в произведениях А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова?”, “Над чем смеялся Н.В.Гоголь?”, “Приемы сатиры в произведениях Салтыкова-Щедрина”, “Что смешного нашел Салтыков-Щедрин в жизни провинциальной Вятки?”, “Юмор и сатира вокруг нас”, “Что окружающие знают о юморе и сатире?” и т.д. Ученики каждого класса выбирают свои темы, формируются группы по интересам.

Дальше выдвигаем гипотезы решения проблем, их формулируются учащиеся (каждая группа выдвигает свои гипотезы). Гипотезы возникают как возможные варианты решения проблем. Затем в ходе исследований они подвергаются проверке. Например, есть проблема исследования "Что такое юмор?", гипотезой может служить следующее размышление: "Юмор – это добрый смех”. Или проблема исследования “Над чем смеялся Гоголь?”, гипотезой было следующее суждение: “Гоголь смеялся над глупостью чиновников”. Тема исследования “Юмор и сатира вокруг нас”, гипотеза – “Юмор – смешной анекдот, а сатира – злой розыгрыш над другом”. Время проведения: на 1-ом уроке, 20 минут.

Придумываем творческое название проекта, исходя из обсуждения тем индивидуальных исследований. На выбор названия влияет не только учебный предмет, но и возраст участников проекта. Вот, что у нас получилось: “В сатире шуток нет”, “Сатира – грубое осмеивание пороков общества”, “Разные вещи!”, “Сатира – это просто злой юмор”, “Взрослые шутки”. Время проведения: на 1 уроке, 10 минут.

Обсуждаем план работы учащихся индивидуально или в группе. Ученики продумывают пути проведения своих исследований: анкетирование, рефераты по творчеству писателя, создание презентаций, сбор информации в музее М.Е.Салтыкова-Щедрина, библиотеке, подбор портретов писателей, иллюстраций к произведениям, работа со словарями, аудио записи, а также обработка собранных сведений, и то, как будут оформлены результаты исследования.

Как найти источники информации по теме исследования? В школьной (городской) библиотеке, в Интернете или мультимедийной энциклопедии? Например, книги (какие?), интервью (с кем?), опросы (кого?), веб-сайты (какие?), мультимедиаиздания (какие?), видеофрагменты (где взять и как соблюсти авторские права?). Цель: задать направление поиска информации. При обсуждении информационных источников необходимо особо остановиться на достоверности источников информации. Время проведения: консультации во внеурочное время.

Самостоятельная работа учащихся в группах, обсуждение задания каждого в группе. Планирование этапов самостоятельной работы, например, по теме “Какие разные вещи!”:

  1. Анкетирование разных возрастных групп. (Ответственная – Арасланова Катя, помогает – Полекаренкова Маша)
  2. Анализ результатов. (Отв. – Сентябова Катя)
  3. Составление презентации на тему. (Отв. – Арсланова Катя и Сентябова Катя).

Время проведения 1 урок или консультации после урока, т.к. нужно поработать с каждой группой.

Самостоятельная работа групп. Над проектом мы работали весь третий учебный интервал (в нашей школе пять учебных интервалов).

Роль учителя – консультирование, помощь, направление деятельности учащихся в методически нужное русло.

Заключительный этап: защита полученных результатов и выводов.

Каждой группе на представление полученных результатов представляется до 4 минут. Далее – ответы на вопросы присутствующих. Разрабатываются критерии оценки (обычно используем пятибалльную систему, т.к. она привычнее детям): оценочные листы получают все ученики. Ученики не только оценивают, но и отвечают на вопросы, предлагая свои варианты будущих проектов, ставя следующие проблемные вопросы. Вот примерная таблица.

Критерии оценивания проектов учащихся. Анкета. Оценки. Ответы.
1. Оцените презентацию:
  • интересный материал
  • красивое оформление
  • логичность подачи материала
  • подача презентации
2. Оцените устные выступления учащихся:
  • четкая, понятная речь
  • правильная подача материала
  • выразительность, эмоциональность
3. Оцените публикацию:
  • дизайн
  • подборка статей
4. Понравилась ли такая форма работы
5. Предложите для проекта тему, которая вас бы заинтересовала:
6. Твои вопросы по проекту:
7. Подведи итог твоей оценки

Группы оценивают работу каждого участника. Учитель оценивает работу групп в целом. Результативность каждого выступает здесь как фундамент для новых исследований по темам проекта.

Можно и воспользоваться меньшим количеством вопросов (зависит от уровня подготовленности класса), например:

  • перечислить три наиболее сильные стороны представленной презентации;
  • перечислить два момента, требующих доработки;
  • вести свои предложения по усовершенствованию проекта (если есть такие)
  • сделать итоговый вывод и выставить общий балл за выступление

В этом учебном году (2006-2007) продолжили работу над проектами. Детей заинтересовала личность А.К.Толстого. Все этапы проекта были соблюдены (описаны выше). Результатом стали разные работы: презентация, буклет, доклады, музыкальная подборка романсов на стихи А.К.Толстого. Разработку урока предлагаю вам.

Урок-проект по творчеству А.К. Толстого готовился в течение второго учебного интервала. (Даны только этапы урока, а цели, оборудование и подготовка пропущены из-за экономии места).

А.К.ТОЛСТОЙ

“Совершенно удивительный был человек (и поэт, конечно)!”

1-й этап. Подбираем синонимы к слову удивительный (отталкиваемся от цитаты И.Бунина)

Следовательно, мы будем сегодня говорить об исключительном, поразительном необычном человеке. Что же удивило вас в нём? Это и будет основополагающим вопросом нашего урока. Давайте начнем наш разговор с портрета А.К.Толстого. Чем он поражал современников? Рассказывает Калугина Ульяна. (Краткий пересказ ее текста)

Портрет

С картины Карла Брюллова на нас глядит красивый безмятежный юноша с нежным цветом лица и стройной атлетической фигурой. Большинство современников вспоминают молодого А.К.Толстого именно таким: “…Красивый молодой человек с белокурыми волосами и румянцем во всю щеку. Нежность и деликатность настолько проникали его фигуру, что он похож был на красную девицу” (В.А.Инсаров)
Но “красная девица” перебрасывает двухпудовую гирю через одноэтажный дом, пальцем вгоняет гвоздь в стену, легко разгибает подкову и узлом завязывает кочергу…
Внешний портрет получается двойственным – мы слишком привыкли отождествлять силу и грубость, и “деликатный богатырь” звучит почти оксюмороном. Зато в нравственном облике Алексея Константиновича мы не найдем такого противоречия – настолько единодушны все, знавшие этого удивительного человека.

2-й этап. Чтение высказываний о нравственном облике Толстого (готовила группа учащихся, выбраны только самые интересные высказывания, по мнению ребят):

“Широкого он сердца человек! А то, что он был выдумщик и мечтатель, это совсем неплохо. Поэту надо тосковать по несбыточному. Без этого он не поэт”, – говорил С.Есенин.

“Подобной ясной и светлой души, такого отзывчивого и нежного сердца, такого вечно присущего в человеке высокого нравственного идеала, как Толстого, я в жизни ни у кого не видел”, – говорил князь Мещерский.

А вот слова И.С.Тургенева: “Всем, знавшим его, хорошо известно, какая это была душа, честная, правдивая, доступная всяким добрым чувствам, готовая на жертвы, преданная до нежности, неизменно верная и прямая”.

Или ещё читаем у Тургенева: “Гуманная натура Толстого сквозит и дышит во всем, что он написал”.

Конечно, впечатления современников – лишь взгляд со стороны, и никто не напишет подлинной биографии души человека, кроме него самого. Доверим же Толстому создание собственного портрета – пусть это будет автопортрет, написанный жизнью и творчеством.

Для начала пройдемся по фамильной галерее: аристократ по крови и по духу Алексей Константинович многим обязан своим предкам.

3-й этап. Предлагаю познакомиться ещё с одним результатом проекта – Презентацией.

4-й этап . Давайте ещё раз посмотрим на портрет А.К.Толстого. В портрете мы можем рассмотреть и черты чиновника-царедворца, т.к. Толстой с детских лет был хорошо знаком с будущим императором Александром 11. И это знакомство плюс старания матери и её братьев (Льва и Василия Перовских) привели к быстрому карьерному росту.

Карьера

Стремительно его восхождение по службе: в 19 лет – коллежский регистратор; в 22 – губернский секретарь; в 24 – коллежский секретарь, в 25 – титулярный советник; в 26- камер-юнкер; в 28 – коллежский асессор; в 29 – надворный советник; в 34 – церемониймейстер двора, статский советник; в 39 – подполковник, флигель-адъютант императора.
Началась эта удачная карьера еще с детства, когда Толстой стал товарищем игр будущего наследника престола – Александра II и после этого уже всю жизнь находился под пристальным вниманием императорской фамилии.
Но Толстой карьеристом не был, получая от судьбы и двора подарки, которых не просил и не желал, он тяготился службой: “Я живу не в своей среде, не делаю то, что хочу, во мне – полный разлад” “Я родился художником…” (из выступления ученика 8 класса Конакова Богдана).

И в 1861 году он получает долгожданную отставку, необходимость, которой пришлось доказывать императору: “Государь,… служба, какова бы она ни была, глубоко противна моей натуре; знаю, что каждый должен приносить пользу своему отечеству, но есть разные способы приносить пользу, Путь, указанный мне для этого провидением,- моё литературное дарование”. Прошение было принято и “усталый раб” возвращается в “обитель дальнюю трудов и чистых нег”, где он написал много известных произведений (это усадьба Красный Рог). И он отдается творчеству.

Вот и мы с вами обратимся к его творчеству. Но прежде давайте посмотрим, как вам удалось усвоить то, что было удивительного в его жизни.

5-й этап. Викторина

1. Почему А.К.Толстого можно назвать “деликатным богатырем”?

2. В каком году линии Толстых и Перовских пересеклись?

3. Сколько было лет Толстому, когда он начал писать стихи?

4. Кому из известных русских поэтов дядя Толстого показывал стихи племянника? Какие были отзывы?

5. Стремительно восходил Толстой по служебной лестнице. Что этому способствовало?

Этот этап помогает проверить, что ученики запомнили из предыдущих выступлений, дает возможность немного передохнуть и настроится на творческую сторону работы.

6-й этап. Творчество. Алексей Толстой всегда “шёл против течения”, не разделяя чужих мнений, а имея своё. Если он критикует что-то, то делает это с позиции честного и смелого человека, а не потому что это модно.

Чего стоит только одна мистификация, придуманная им и его братьями Жемчужниковыми! А ведь многие в неё поверили! И это поразительно!

Обратимся к работе Миши Балыбердина, который нас познакомит с Козьмой Прутковым.

Козьма Прутков

В начале 50-х годов “родился” Козьма Прутков. Это не простой псевдоним, а созданная Толстым и его двоюродными братьями Алексеем и Владимиром Жемчужниковыми сатирическая маска тупого и самовлюбленного бюрократа николаевской эпохи. От его имени они писали стихи, басни, эпиграммы, пародии, пьесы, афоризмы, исторические анекдоты, высмеивая в них явления окружающей действительности.

Многие современники “попались на удочку”, всерьез восприняв творчество Козьмы Пруткова, например, глубокомысленный афоризм “Бди!” воспринимался очень серьезно.

Прутковским произведениям соответствовал ряд озорных проделок. Рассказывали, например, о том, как один из “опекунов” Пруткова объездил ночью в мундире флигель-адъютанта главных петербургских архитекторов, сообщив им, что провалился купол Исаакиевского собора, и, приказав от имени государя явиться утром во дворец, и как был раздражен, узнав об этом, Николай I. В другой раз кто-то из них в театре нарочно наступил на ногу высокопоставленному лицу и потом являлся к нему в каждый приемный день извиняться, пока тот не выгнал его. И много ещё подобных рассказов ходило о Толстом и Жемчужниковых.

7-й этап. Толстой боец по натуре и не приемлет холодного спокойствия, которое, по словам его брата, Льва Николаевича, “душевная подлость”. Поэт должен бороться с несовершенством мира. А Толстой – это поэт.

8-й этап. В чем же исключительность его как поэта? На этом этапе дети выразительно читают стихи, показывают рисунки к стихам, говорят о том, что им понравилось в творчестве А.К.Толстого. Здесь же говорим о музыкальности его стихов (примерный рассказ, подготовленный учеником 8 класса Лысых Евгением).

Музыка и А.К.Толстой

Лирика Толстого оказалась благодарным материалом для музыкальной обработки. Больше половины всех его лирических стихов положены на музыку, причем очень многие по нескольку раз.

Более ста произведений А.К.Толстого стало романсами. На стихи Толстого писали музыку композиторы: П.И.Чайковский, С.В.Рахманинов, Ц.А.Кюн, А.Г.Рубинштейн, Р.М.Глиэр, Б.В.Асафьев, Н.А.Римский-Корсаков, М.П.Мусоргский, М.А.Балакирев, Ф.Лист и многие другие композиторы.

Петр Ильич Чайковский следующим образом отозвался о его творчестве: “Толстой – неисчерпаемый источник для текстов под музыку; это один из симпатичных мне поэтов”. Он написал романс на стихотворение “Средь шумного бала, случайно...”, посвященное будущей жене Толстого Софье Андреевне Миллер.

Две эпохи вызывали особый интерес Толстого – историка: дотатарский период (Киевская Русь) и московский период (правление Ивана Грозного). Если первый он любил и мечтал о нем, как о “золотом веке”, то второй ненавидел, поскольку именно в нем проявились две страшные черты русского народа – деспотизм и рабство.

Второму периоду и посвящена баллада, которую мы будем читать – “Василий Шибанов”.

Предлагаю вам ознакомиться с работой ученицы 8 класса Шешиной Юли – буклетом, в котором постарались собрать самый главный материал. (См. Приложение №2 )

10-й этап. Представление буклета.

11-й этап. Ну что ж мы с вами узнали много интересного, необычного об этом поэте. Каждый, наверное, запомнил то, что ему показалось ближе всего, что было удивительнее в этом человеке. Я предлагаю вам взять розовые листочки, которые лежат перед вами, и написать только одну фразу, ответив на главный вопрос: Что же удивительного было в этом человеке лично для вас? И прикрепить этот листочек на доску.

Домашнее задание

  1. Ознакомьтесь с буклетом.
  2. Составьте вопросы к автору буклета.
  3. Прочитайте балладу “Василий Шибанов”.

Таким образом , работа над проектами продолжается. На втором уроке (оценочном) пользуемся таблицей, оцениваем работу учеников и выдвигаем новые вопросы, которые нас заинтересовали:

  • А.К.Толстой написал роман “Князь Серебряный” – почему один?
  • Почему тема романа связана с нелюбимой эпохой?
  • Что заинтересовало писателя?



Задачи проекта по литературе: при помощи художественной литературы ориентировать участников образовательного процесса на приоритет гуманных взаимоотношений с окружающими; при помощи художественной литературы ориентировать участников образовательного процесса на приоритет гуманных взаимоотношений с окружающими; формировать представления о ценности другого человека и знаний о способах проявления милосердия;формировать представления о ценности другого человека и знаний о способах проявления милосердия; научить детей бескорыстно заботиться о близких и далёких людях, нуждающихся в помощи, умению сопереживать им в несчастье и радоваться благополучию;научить детей бескорыстно заботиться о близких и далёких людях, нуждающихся в помощи, умению сопереживать им в несчастье и радоваться благополучию; воспитывать ответственность «за тех, кого приручили»;воспитывать ответственность «за тех, кого приручили»; формировать у учащихся представление о милосердии как величайшей ценности культуры и духовного развития человека;формировать у учащихся представление о милосердии как величайшей ценности культуры и духовного развития человека; формировать восприимчивость к чувствам других людей, потребность в выражении чувств сострадания, жалость, человеколюбие, нетерпимость к проявлениям унижения, оскорбления.формировать восприимчивость к чувствам других людей, потребность в выражении чувств сострадания, жалость, человеколюбие, нетерпимость к проявлениям унижения, оскорбления.


Введение Песни и былины, сказки и рассказы, повести и романы русских писателей учат нас добру, милосердию и состраданию. А сколько создано пословиц и поговорок! «Добро помни, а зло забывай», «Доброе дело два века живет», «Пока живешь, творишь добро, лишь путь добра - спасение души», - гласит народная мудрость. Так что же такое милосердие? И почему сегодня человек несет другому человеку иногда больше зла, чем добра? Наверное потому, что доброта – это такое состояние души, когда человек способен прийти на помощь другим, дать добрый совет, а иногда и просто пожалеть. Не каждый способен почувствовать чужое горе как свое собственное, пожертвовать чем-то для людей, а без этого не бывает ни милосердия, ни сострадания. Добрый человек притягивает к себе как магнит, он отдает частицу своего сердца, свое тепло окружающим людям. Вот почему каждому из нас нужно очень много любви, справедливости, чуткости, чтобы было что отдавать другим. Да, жизнь сурова. Многие человеческие качества Неких подверглись испытаниям. Некоторые в процессе этих испытаний затерялись среди пороков и зла. Но главное то, что среди пошлости, грязи и разврата Некие смогли сохранить, пожалуй, самое важное человеческое качество - милосердие.Песни и былины, сказки и рассказы, повести и романы русских писателей учат нас добру, милосердию и состраданию. А сколько создано пословиц и поговорок! «Добро помни, а зло забывай», «Доброе дело два века живет», «Пока живешь, творишь добро, лишь путь добра - спасение души», - гласит народная мудрость. Так что же такое милосердие? И почему сегодня человек несет другому человеку иногда больше зла, чем добра? Наверное потому, что доброта – это такое состояние души, когда человек способен прийти на помощь другим, дать добрый совет, а иногда и просто пожалеть. Не каждый способен почувствовать чужое горе как свое собственное, пожертвовать чем-то для людей, а без этого не бывает ни милосердия, ни сострадания. Добрый человек притягивает к себе как магнит, он отдает частицу своего сердца, свое тепло окружающим людям. Вот почему каждому из нас нужно очень много любви, справедливости, чуткости, чтобы было что отдавать другим. Да, жизнь сурова. Многие человеческие качества Неких подверглись испытаниям. Некоторые в процессе этих испытаний затерялись среди пороков и зла. Но главное то, что среди пошлости, грязи и разврата Некие смогли сохранить, пожалуй, самое важное человеческое качество - милосердие.


Лексическое значение слов по Толковому словарю Ожегова: Сочувствие- отзывчивое, участливое отношение к переживанию других.Сочувствие- отзывчивое, участливое отношение к переживанию других. Сострадание -жалость, сочувствие, вызываемое несчастьем другого человека.Сострадание -жалость, сочувствие, вызываемое несчастьем другого человека.


Лексическое значение слов по словарю Ушакова: Все формы слова "милосердие" и производные от него -- МИЛОСЕРДИЕ, МИЛОСЕРДНЫЙ, МИЛОСЕРДСТВОВАТЬ, МИЛОСЕРДЫЙ, МИЛОСТИВЫЙ, МИЛОСТИВЕЦ, МИЛОСТЫНЯ, МИЛОСТЬ -- снабжены пометкой "устар.", что означает устаревшее слово, редко используемое в современном языке, вероятно, чаще всего в связи с историей. Эта пометка "устаревший" делится на два вида -- "книжн. устар." и "простореч. устар.". Первый вид означает устаревшее слово, употребляемое только в книжном: в литературном, в научном или церковном языках. Второй вид означает устаревшее слово, когда-то бытовавшее в живом разговорном нелитературном языке, ныне же устаревшее и неупотребляемое или малоупотребимое.Все формы слова "милосердие" и производные от него -- МИЛОСЕРДИЕ, МИЛОСЕРДНЫЙ, МИЛОСЕРДСТВОВАТЬ, МИЛОСЕРДЫЙ, МИЛОСТИВЫЙ, МИЛОСТИВЕЦ, МИЛОСТЫНЯ, МИЛОСТЬ -- снабжены пометкой "устар.", что означает устаревшее слово, редко используемое в современном языке, вероятно, чаще всего в связи с историей. Эта пометка "устаревший" делится на два вида -- "книжн. устар." и "простореч. устар.". Первый вид означает устаревшее слово, употребляемое только в книжном: в литературном, в научном или церковном языках. Второй вид означает устаревшее слово, когда-то бытовавшее в живом разговорном нелитературном языке, ныне же устаревшее и неупотребляемое или малоупотребимое.


Что касается слова "гуманность", то все словоформы слова humanus, переводимого с древней латыни словом "человеческий", имеют пометку "книжн.". Это означает, что слова ГУМАНИЗМ, ГУМАНИСТ, ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ, ГУМАНИТАРНЫЙ, ГУМАННОСТЬ, ГУМАННЫЙ -- удел книжников: литераторов, публицистов и ученых, философов или историков. Это означает, что слова "гуманизм", "гуманист", "гуманность" или "гуманный" в живом разговорном языке редко кто употребляет.Что касается слова "гуманность", то все словоформы слова humanus, переводимого с древней латыни словом "человеческий", имеют пометку "книжн.". Это означает, что слова ГУМАНИЗМ, ГУМАНИСТ, ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ, ГУМАНИТАРНЫЙ, ГУМАННОСТЬ, ГУМАННЫЙ -- удел книжников: литераторов, публицистов и ученых, философов или историков. Это означает, что слова "гуманизм", "гуманист", "гуманность" или "гуманный" в живом разговорном языке редко кто употребляет.


По словарю Ушакова: Но нас должно обнадеживать существование в русском языке эквивалента слову "гуманизм".Но нас должно обнадеживать существование в русском языке эквивалента слову "гуманизм". Это "человечность". "ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ, человечности, мн.ч.нет, ж.р. Отвлеч.сущ. -- к человечный, -- гуманность, человеческое отношение к окружающим… ЧЕЛОВЕЧНЫЙ, человечная, человечное; человечен, человечна, человечно. Гуманный, достойный человека, отзывчивый, внимательный к чужой личности. Человечный поступок. Человечное отношение…"Это "человечность". "ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ, человечности, мн.ч.нет, ж.р. Отвлеч.сущ. -- к человечный, -- гуманность, человеческое отношение к окружающим… ЧЕЛОВЕЧНЫЙ, человечная, человечное; человечен, человечна, человечно. Гуманный, достойный человека, отзывчивый, внимательный к чужой личности. Человечный поступок. Человечное отношение…"


Есть также в русском языке и слово "добро", как источник и "человечности", и "милосердия". Это вселяет оптимизм, так как в словаре Ушакова эти фундаментальные этические понятия не снабжены пометками "книжное" или "устаревшее". Там так и написано: "ДОБРО, добра, мн.ч. нет, ср. Положительное начало в нравственности, противоп. зло. Люди стремятся к истине, добру и красоте.".Есть также в русском языке и слово "добро", как источник и "человечности", и "милосердия". Это вселяет оптимизм, так как в словаре Ушакова эти фундаментальные этические понятия не снабжены пометками "книжное" или "устаревшее". Там так и написано: "ДОБРО, добра, мн.ч. нет, ср. Положительное начало в нравственности, противоп. зло. Люди стремятся к истине, добру и красоте.".


По словарю Даля: ДОБРО -- В духовном значении «благо, что честно и полезно, все чего требует от нас долг человека, гражданина, семьянина; противоположно худу и злу».ДОБРО -- В духовном значении «благо, что честно и полезно, все чего требует от нас долг человека, гражданина, семьянина; противоположно худу и злу». Добро делай, никого не бойся.Добро делай, никого не бойся. От добра худа не бывает.От добра худа не бывает. За добро злом не платят.За добро злом не платят.


Словарная работа по словарям синонимов и антонимов: Сочувствие- сострадание Синонимы:Синонимы: Милосердие, доброта, гуманизм. Милосердие, доброта, гуманизм. Антонимы:Антонимы: Равнодушие, жестокость, бездуховность, безразличие, тщеславие, эгоизм, безжалостностьРавнодушие, жестокость, бездуховность, безразличие, тщеславие, эгоизм, безжалостность


Афоризмы «Добро само по себе не кажется на вид и убеждает нас, только если осветит его красота…» М.Пришвин.«Добро само по себе не кажется на вид и убеждает нас, только если осветит его красота…» М.Пришвин. «Добродетель- есть не что иное, как красота духовная». Ф.Чесгерфилд.«Добродетель- есть не что иное, как красота духовная». Ф.Чесгерфилд. «Сострадание -есть горе о чужом несчастье, зависть -есть горе о чужом счастье». Плутарх.«Сострадание -есть горе о чужом несчастье, зависть -есть горе о чужом счастье». Плутарх. «Помоги, раздели беду –и твоя не так давить будет».«Помоги, раздели беду –и твоя не так давить будет». «Без сострадания, милосердия невозможно жить в мире». Зигфрид Ленц.«Без сострадания, милосердия невозможно жить в мире». Зигфрид Ленц.


Афоризмы «Чем достойней человек, тем большему числу существ он сочувствует». «Милосердие…не бывает чрезмерным.» Ф.Бэкон.«Чем достойней человек, тем большему числу существ он сочувствует». «Милосердие…не бывает чрезмерным.» Ф.Бэкон. «Сочувствие- неважная милостыня». «Милосердие украшает сильного» (Индийское изречение).«Сочувствие- неважная милостыня». «Милосердие украшает сильного» (Индийское изречение).


Божьи заповеди: Божье милосердие является основанием для нашего милосердия:Божье милосердие является основанием для нашего милосердия: Милосердие – признак мудрости, сходящей свыше: Иаков 3:17 «Но мудрость, сходящая свыше, во-первых, чиста, потом мирна, скромна, послушлива, полна милосердия и добрых плодов, беспристрастна и нелицемерна».Милосердие – признак мудрости, сходящей свыше: Иаков 3:17 «Но мудрость, сходящая свыше, во-первых, чиста, потом мирна, скромна, послушлива, полна милосердия и добрых плодов, беспристрастна и нелицемерна». Милосердие – признак истинной любви (Агапе): 1 Коринфянам 13:4-7 «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит».Милосердие – признак истинной любви (Агапе): 1 Коринфянам 13:4-7 «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит». Милосердие – плод Святого Духа: Галатам 5:22-23 «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание».Милосердие – плод Святого Духа: Галатам 5:22-23 «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание».


Мы не рождаемся милосердными, но мы можем таковыми стать, если позволим Господу Богу совершить в нас работу по преображению нашего характера. Посему Слово Божье призывает нас: Мы не рождаемся милосердными, но мы можем таковыми стать, если позволим Господу Богу совершить в нас работу по преображению нашего характера. Посему Слово Божье призывает нас: « Помнящий добро никогда не сотворит зла».« Помнящий добро никогда не сотворит зла».


Из «Евангелия от Матфея»: «Возлюби ближнего твоего…»«Возлюби ближнего твоего…» «Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня; радуйтесь и веселитесь, ибо велика Ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде Вас».«Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня; радуйтесь и веселитесь, ибо велика Ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде Вас». «Смотрите: не творите милостыню вашей перед людьми с тем, чтобы они видели вас, иначе не будет вам награды от Отца вашего небесного…»«Смотрите: не творите милостыню вашей перед людьми с тем, чтобы они видели вас, иначе не будет вам награды от Отца вашего небесного…» Ф.Бэкон


Социальный опрос, проведенный учащимися. Тема « Нужны ли сочувствие и сострадание в наши дни?» Предварительная работа: -письменное разрешение родителей на проведение социального опроса; -разрешение администрации школы на проведение опроса Ход работы: опрошено 28 взрослых и 20 детей «Результат: «Да»: «Да»: «Взрослые-28.«Взрослые-28. Дети-18.Дети-18. «Нет»: «Нет»: Взрослые-0.Взрослые-0. Дети-2.Дети-2.


Сочинения-миниатюры (выдержки) Из сочинения Чикиной Елены:Из сочинения Чикиной Елены: «При жизни у Юшки не было даже имени. Его обижали все: и взрослые, и дети. Его считали низшим существом, а он полагал, что люди так выражают свою любовь к нему. Когда он умер, люди еще больше ожесточились. И теперь вражда и ненависть поселились в их домах -не на ком стало вымещать свою злобу. Его любовь к людям, к природе была без границ».Таких, как Юшка, я называю: «Люди с большим сердцем».«При жизни у Юшки не было даже имени. Его обижали все: и взрослые, и дети. Его считали низшим существом, а он полагал, что люди так выражают свою любовь к нему. Когда он умер, люди еще больше ожесточились. И теперь вражда и ненависть поселились в их домах -не на ком стало вымещать свою злобу. Его любовь к людям, к природе была без границ».Таких, как Юшка, я называю: «Люди с большим сердцем».


Из сочинения Андреевой Л. Самым близким человеком для Алёши была его бабушка, темные глаза которой, «улыбаясь, изливали на всех греющий душу свет». Лозунгом всей её жизни были слова: «Господи, господи! Как хорошо всё! Нет, вы поглядите, как хорошо-то всё!» До неё как будто спал я, спрятанный в темноте, но явилась она, разбудила, вывела на свет, сказала всё во круг меня в непрерывную нить, сплела всё в разноцветное кружево и сразу стала на всю жизнь другом, самым близким сердцу моемо, самым понятным и дорогим человеком – это её бескорыстная любовь к миру обогатила меня, насытив крепкой силой для трудной жизни». Одним из самых запоминающихся героев повести М.Горького «детство» является Цыганок.Самым близким человеком для Алёши была его бабушка, темные глаза которой, «улыбаясь, изливали на всех греющий душу свет». Лозунгом всей её жизни были слова: «Господи, господи! Как хорошо всё! Нет, вы поглядите, как хорошо-то всё!» До неё как будто спал я, спрятанный в темноте, но явилась она, разбудила, вывела на свет, сказала всё во круг меня в непрерывную нить, сплела всё в разноцветное кружево и сразу стала на всю жизнь другом, самым близким сердцу моемо, самым понятным и дорогим человеком – это её бескорыстная любовь к миру обогатила меня, насытив крепкой силой для трудной жизни». Одним из самых запоминающихся героев повести М.Горького «детство» является Цыганок.


Алеша узнал, что Цыганок пытался облегчить ему боль во время порки, подставляя под кнут свою руку. Цыганок просто ответил мальчику, что боль он принял «за любовь», и эта способность к самопожертвованию в мире, где каждый думает только о себе, поразила Алёшу. Цыганок занимал в доме особое место. Он был подкидышем, бабушка воспитала его, как сына. Его любили за весёлый нрав, золотые руки и беззлобный характер. Цыганок, выполняя обет другого человека, совершившего смертный грех, взял на себя главную тяжесть и погиб, преданный этим человеком.


Надо уметь прощать Алексей Нескородов Алексей Нескородов Красиво жить не запретишь И с Божьей помощью, быть может, Ты где-то, в чем-то победишь, Я знаю: Бог тебе поможет! Поможет Он тебе любить, Быть добрым, честным и бесстрашным, Добро на всей земле дарить И жить в гармонии, в мире нашем! Я знаю: много есть всего, Чего бы ты хотел увидеть. Я знаю: есть добро и зло, Есть те, кого можно обидеть! Есть те, кто обижал тебя, Весь мир ты можешь упрекать. Поверь: всем надо жить любя. Поверь: надо уметь прощать!


СИТУАЦИИ Как вы считаете, нужно ли приносить себя в жертву ради помощи другим людям?Как вы считаете, нужно ли приносить себя в жертву ради помощи другим людям? Вы нашли котенка, но родители не разрешают вам взять его домой. Если вы добры, как вы поступите, не нарушая при этом установленных родителями правил?Вы нашли котенка, но родители не разрешают вам взять его домой. Если вы добры, как вы поступите, не нарушая при этом установленных родителями правил? А можно ли приносить в жертву одних людей ради помощи другим?А можно ли приносить в жертву одних людей ради помощи другим? Нужно ли проявлять милосердие к "падшим" людям: бомжам, пьяницам, наркоманам…?Нужно ли проявлять милосердие к "падшим" людям: бомжам, пьяницам, наркоманам…?


«Всего более убогих не забывайте, но насколько можете по силам кормите, и подавайте сироте, и вдовицу оправдывайте сами, а не давайте сильному губить человека».«Всего более убогих не забывайте, но насколько можете по силам кормите, и подавайте сироте, и вдовицу оправдывайте сами, а не давайте сильному губить человека». Владимир Мономах. Владимир Мономах.


Призыв: Делайте людям добро, а не зло, разделяйте с ними и радость, и беду, любите, уважайте друг друга, будьте готовыми прийти на помощь в любую минуту, умейте прощать из сострадания, человеколюбия. Милосердие – это нераздельное слияние чувства и поступка.Милосердие – это нераздельное слияние чувства и поступка. «Будь щедрым! Время не забудет хорошим словом помянуть Того, кто сердце отдал людям, Время не забудет хорошим словом помянуть Того, кто сердце отдал людям, Запомни это, щедрым будь!» Петруся Бровка Петруся Бровка Будем же милосердными!Будем же милосердными!

Фильм учащихся 8И класса "Есенин и Лидия Кашина"

В преддверии 120-летия со дня рождения С. А. Есенина мы с ребятами побывали в селе Константиново Рязанской области, посетили дом поэта, дом Лидии Кашиной, литературный музей, посмотрели окрестности. Конечно, сняли видео и решили использовать его для создания небольшой биографической справки на тему: "Есенин и Лидия Кашина". С результатом нашей работы вы можете познакомиться

Фильм учащихся 10И класса "Карабиха"

Проект учащихся 10И класса в виде заочной экскурсии "Карабиха"

Я как-то летом побывала в Карабихе, сняла там видео и сделала фото, а вот ребята написали сценарий экскурсии и смонтировали фильм. Недостаток работы детей - это то, что они не умеют декламировать. Есть над чем работать.

Работа учащейся 11И класса Галынской Карины

Это коллективная работа ребят разных лет

Ниже дан пример оформления лингвистической сказки в форме клипа. Ребята сочинили сказку, потом Степанова Даша нарисовала кадры, их отсканировали, потом записали звук и на звук наложили картинки. Вот фильм и готов! Конечно, тема и так простая, надо бы что-то потруднее.

Не с глаголами. Лингвистическая сказка

Владимир Красно Солнышко. Проектная работа Шестернёнковой К. и Литвиненко А.

"Судьба священника Константина Голубева"

Документальный фильм "Фёдор Недосекин"

Эта проектная работа участвовала в городском конкурсе "Шаг в будущее. Электросталь - 2010". Мы хотели рассказать о человеке, о котором узнали от его внука - Константина Васильевича Владыченского. Фильм наш рассказывает о священнике Богородского края отце Сергии Владыченском. Он был репрессирован, как многие священнослужители в 30 годы. О его судьбе, поведанной нам его внуком, мы и рассказали в этом фильме. Авторы проекта - Симагина Екатерина, Коренкова Нина, Клиншова Ксения. В озвучании фильма помогали учащиеся 11М класса и К. В. Владыченский.

Документальный фильм из цикла "Священники Богородского края" "Отец Сергий Владыченски"

В 2009 году мы отметили 210-летие со дня рождения А. С. Пушкина. В городе проходил конкурс минипроектов "Пока в России Пушкин длится, метелям не задуть свечу". Я предлагаю вам познакомиться с проектом-победителем - видеоклипом "Памяти Пушкина". Над проектом работали учащиеся 7М класса Красотенко Татьяна, Судакова Кира и Кузнецова Екатерина.

  • Выполнили учащиеся 7 класса:

  • Андреева Любовь,

  • Афанасьева Кристина,

  • Чикина Елена.

  • Руководитель: учитель литературы

  • Давыдова М.А.

Эпиграф

  • Пока мы боль чужую чувствуем,

  • Пока живёт в нас сострадание,

  • Пока мечтаем мы и буйствуем,

  • Есть в нашей жизни оправдание.


Задачи проекта по литературе:

  • при помощи художественной литературы ориентировать участников образовательного процесса на приоритет гуманных взаимоотношений с окружающими;

  • формировать представления о ценности другого человека и знаний о способах проявления милосердия;

  • научить детей бескорыстно заботиться о близких и далёких людях, нуждающихся в помощи, умению сопереживать им в несчастье и радоваться благополучию;

  • воспитывать ответственность «за тех, кого приручили»;

  • формировать у учащихся представление о милосердии как величайшей ценности культуры и духовного развития человека;

  • формировать восприимчивость к чувствам других людей, потребность в выражении чувств сострадания, жалость, человеколюбие, нетерпимость к проявлениям унижения, оскорбления.


Введение

    Песни и былины, сказки и рассказы, повести и романы русских писателей учат нас добру, милосердию и состраданию. А сколько создано пословиц и поговорок! «Добро помни, а зло забывай», «Доброе дело два века живет», «Пока живешь, творишь добро, лишь путь добра - спасение души», - гласит народная мудрость. Так что же такое милосердие? И почему сегодня человек несет другому человеку иногда больше зла, чем добра? Наверное потому, что доброта – это такое состояние души, когда человек способен прийти на помощь другим, дать добрый совет, а иногда и просто пожалеть. Не каждый способен почувствовать чужое горе как свое собственное, пожертвовать чем-то для людей, а без этого не бывает ни милосердия, ни сострадания. Добрый человек притягивает к себе как магнит, он отдает частицу своего сердца, свое тепло окружающим людям. Вот почему каждому из нас нужно очень много любви, справедливости, чуткости, чтобы было что отдавать другим. Да, жизнь сурова. Многие человеческие качества Неких подверглись испытаниям. Некоторые в процессе этих испытаний затерялись среди пороков и зла. Но главное то, что среди пошлости, грязи и разврата Некие смогли сохранить, пожалуй, самое важное человеческое качество - милосердие.


Лексическое значение слов по Толковому словарю Ожегова:

  • Сочувствие - отзывчивое, участливое отношение к переживанию других.

  • Сострадание -жалость, сочувствие, вызываемое несчастьем другого человека.


Лексическое значение слов по словарю Ушакова:

    Все формы слова "милосердие" и производные от него -- МИЛОСЕРДИЕ, МИЛОСЕРДНЫЙ, МИЛОСЕРДСТВОВАТЬ, МИЛОСЕРДЫЙ, МИЛОСТИВЫЙ, МИЛОСТИВЕЦ, МИЛОСТЫНЯ, МИЛОСТЬ -- снабжены пометкой "устар.", что означает устаревшее слово, редко используемое в современном языке, вероятно, чаще всего в связи с историей. Эта пометка "устаревший" делится на два вида -- "книжн. устар." и "простореч. устар.". Первый вид означает устаревшее слово, употребляемое только в книжном: в литературном, в научном или церковном языках. Второй вид означает устаревшее слово, когда-то бытовавшее в живом разговорном нелитературном языке, ныне же устаревшее и неупотребляемое или малоупотребимое.


    Что касается слова "гуманность", то все словоформы слова humanus, переводимого с древней латыни словом "человеческий", имеют пометку "книжн.". Это означает, что слова ГУМАНИЗМ, ГУМАНИСТ, ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ, ГУМАНИТАРНЫЙ, ГУМАННОСТЬ, ГУМАННЫЙ -- удел книжников: литераторов, публицистов и ученых, философов или историков. Это означает, что слова "гуманизм", "гуманист", "гуманность" или "гуманный" в живом разговорном языке редко кто употребляет.


По словарю Ушакова:

  • Но нас должно обнадеживать существование в русском языке эквивалента слову "гуманизм".

  • Это "человечность". "ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ, человечности, мн.ч.нет, ж.р. Отвлеч.сущ. -- к человечный, -- гуманность, человеческое отношение к окружающим… ЧЕЛОВЕЧНЫЙ, человечная, человечное; человечен, человечна, человечно. Гуманный, достойный человека, отзывчивый, внимательный к чужой личности. Человечный поступок. Человечное отношение…"


    Есть также в русском языке и слово "добро", как источник и "человечности", и "милосердия". Это вселяет оптимизм, так как в словаре Ушакова эти фундаментальные этические понятия не снабжены пометками "книжное" или "устаревшее". Там так и написано: "ДОБРО, добра, мн.ч. нет, ср. Положительное начало в нравственности, противоп. зло. Люди стремятся к истине, добру и красоте.".


По словарю Даля:

  • ДОБРО -- В духовном значении «благо, что честно и полезно, все чего требует от нас долг человека, гражданина, семьянина; противоположно худу и злу».

  • Добро делай, никого не бойся.

  • От добра худа не бывает.

  • За добро злом не платят.


Словарная работа по словарям синонимов и антонимов:

  • Сочувствие- сострадание

  • Синонимы:

  • Милосердие, доброта, гуманизм.

  • Антонимы:

  • Равнодушие, жестокость, бездуховность, безразличие, тщеславие, эгоизм, безжалостность


Произведения, изученные по теме в 7–ом классе: М.Горький «Детство». Л.Андреев «Кусака». В.Маяковский «Хорошее отношение к лошадям» Ф. Абрамов «О чем плачут лошади». А.Платонов «Юшка». Е.Носов «Кукла».


Афоризмы

  • «Добро само по себе не кажется на вид и убеждает нас, только если осветит его красота…» М.Пришвин.

  • «Добродетель- есть не что иное, как красота духовная». Ф.Чесгерфилд.

  • «Сострадание -есть горе о чужом несчастье, зависть -есть горе о чужом счастье» . Плутарх.

  • «Помоги, раздели беду –и твоя не так давить будет».

  • «Без сострадания, милосердия невозможно жить в мире». Зигфрид Ленц.


Афоризмы

  • «Чем достойней человек, тем большему числу существ он сочувствует». «Милосердие…не бывает чрезмерным.» Ф.Бэкон.

  • «Сочувствие- неважная милостыня». «Милосердие украшает сильного» (Индийское изречение).


Божьи заповеди:

  • Божье милосердие является основанием для нашего милосердия:

  • Милосердие – признак мудрости, сходящей свыше: Иаков 3:17 «Но мудрость, сходящая свыше, во-первых, чиста, потом мирна, скромна, послушлива, полна милосердия и добрых плодов, беспристрастна и нелицемерна ».

  • Милосердие – признак истинной любви (Агапе): 1 Коринфянам 13:4-7 «Любовь долготерпит, милосердствует , любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит ».

  • Милосердие – плод Святого Духа: Галатам 5:22-23 «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие , вера, кротость, воздержание ».


  • Мы не рождаемся милосердными, но мы можем таковыми стать, если позволим Господу Богу совершить в нас работу по преображению нашего характера. Посему Слово Божье призывает нас:

  • « Помнящий добро никогда не сотворит зла».


Из «Евангелия от Матфея»:

  • «Возлюби ближнего твоего…»

  • «Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня; радуйтесь и веселитесь, ибо велика Ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде Вас».

  • «Смотрите: не творите милостыню вашей перед людьми с тем, чтобы они видели вас, иначе не будет вам награды от Отца вашего небесного…»


Социальный опрос, проведенный учащимися. Тема «Нужны ли сочувствие и сострадание в наши дни?» Предварительная работа: -письменное разрешение родителей на проведение социального опроса; -разрешение администрации школы на проведение опроса Ход работы: опрошено 28 взрослых и 20 детей «Результат:

  • «Да»:

  • «Взрослые-28.

  • Дети-18.


Сочинения-миниатюры (выдержки)

  • Из сочинения Чикиной Елены:

  • «При жизни у Юшки не было даже имени. Его обижали все: и взрослые, и дети. Его считали низшим существом, а он полагал, что люди так выражают свою любовь к нему. Когда он умер, люди еще больше ожесточились. И теперь вражда и ненависть поселились в их домах -не на ком стало вымещать свою злобу. Его любовь к людям, к природе была без границ».Таких, как Юшка, я называю: «Люди с большим сердцем».


Из сочинения Афанасьевой К.


Из сочинения Андреевой Л.

    Самым близким человеком для Алёши была его бабушка, темные глаза которой, «улыбаясь, изливали на всех греющий душу свет». Лозунгом всей её жизни были слова: «Господи, господи! Как хорошо всё! Нет, вы поглядите, как хорошо-то всё!» До неё как будто спал я, спрятанный в темноте, но явилась она, разбудила, вывела на свет, сказала всё во круг меня в непрерывную нить, сплела всё в разноцветное кружево и сразу стала на всю жизнь другом, самым близким сердцу моемо, самым понятным и дорогим человеком – это её бескорыстная любовь к миру обогатила меня, насытив крепкой силой для трудной жизни». Одним из самых запоминающихся героев повести М.Горького «детство» является Цыганок.


    Алеша узнал, что Цыганок пытался облегчить ему боль во время порки, подставляя под кнут свою руку. Цыганок просто ответил мальчику, что боль он принял «за любовь», и эта способность к самопожертвованию в мире, где каждый думает только о себе, поразила Алёшу. Цыганок занимал в доме особое место. Он был подкидышем, бабушка воспитала его, как сына. Его любили за весёлый нрав, золотые руки и беззлобный характер. Цыганок, выполняя обет другого человека, совершившего смертный грех, взял на себя главную тяжесть и погиб, преданный этим человеком.


Иллюстрации к обложке книг


Сострадание к животным так тесно связано с добротой характера, что можно с уверенностью утверждать: «КТО ЖЕСТОК С ЖТВОТНЫМИ, ТОТ НЕ МОЖЕТ БЫТЬ ДОБРЫМ ЧЕЛОВЕКОМ» А.ШОПЕНГАУЭР

  • «Кусака»


«Кусака»

  • «Кусака»


Надо уметь прощать

  • Алексей Нескородов

  • Красиво жить не запретишь И с Божьей помощью, быть может, Ты где-то, в чем-то победишь, Я знаю: Бог тебе поможет!

  • Поможет Он тебе любить, Быть добрым, честным и бесстрашным, Добро на всей земле дарить И жить в гармонии, в мире нашем!

  • Я знаю: много есть всего, Чего бы ты хотел увидеть. Я знаю: есть добро и зло, Есть те, кого можно обидеть!

  • Есть те, кто обижал тебя, Весь мир ты можешь упрекать. Поверь: всем надо жить любя. Поверь: надо уметь прощать!


СИТУАЦИИ

  • Как вы считаете, нужно ли приносить себя в жертву ради помощи другим людям?

  • Вы нашли котенка, но родители не разрешают вам взять его домой. Если вы добры, как вы поступите, не нарушая при этом установленных родителями правил?

  • А можно ли приносить в жертву одних людей ради помощи другим?

  • Нужно ли проявлять милосердие к "падшим" людям: бомжам, пьяницам, наркоманам…?


  • «Всего более убогих не забывайте, но насколько можете по силам кормите, и подавайте сироте, и вдовицу оправдывайте сами, а не давайте сильному губить человека».

  • Владимир Мономах.


Призыв: