Программы основанные на синтезе искусств. Анализ парциальных программ музыкального развития. Методы управления проектами

Светлана
«Синтез искусств»

Тема : «Синтез искусств в музыкальном воспитании дошкольников».

Музыкальный руководитель : Ластухина Светлана Викторовна.

Музыка занимает особое, уникальное место в воспитании детей дошкольного возраста. Музыку называют «зеркалом души человеческой» . Наши дети живут и развиваются в непростых условиях музыкального социума. Современную музыку, которая звучит повсюду и культивируется средствами массовой информации (хотим мы этого или не хотим, слышат и наши дети. Ее ритмы, сверхвысокие и сверхнизкие частоты, предельная громкость, минуя сознание, попадают в область подсознания, и оказывают сильнейшее, отрицательное воздействие на эмоциональное состояние даже взрослого, не говоря о ребенке.

Родители и педагоги должны сделать все возможное, чтобы максимально оградить от такой музыки детей, дать им возможность узнать и полюбить другую настоящую музыку. Уже в раннем и дошкольном детстве необходимо формировать музыкальный вкус, подлинные эстетические ценности.

Наш детский сад работает по «Программе воспитания и обучения в детском саду» под ред. М. А. Васильевой. Программа соответствует возрастным психофизиологическим возможностям каждого периода дошкольного детства, она интересна музыкальному руководителю и позволяет применять ее в работе с детьми. В своей работе мы творчески относимся к содержанию программы по музыкальному воспитанию, в зависимости от конкретной группы детей. Но обязательным условием является организация пространственно-предметной среды, способствующей созданию атмосферы доброжелательности, доверия и взаимного уважения. Только в этих условиях ребенок может раскрыться, проявить способности в полном объеме.

Развитие творческих способностей и формирование гармоничной личности ребенка происходит через восприятие музыки, умение ее слушать и анализировать.

Слушание музыки - уникальный вид музыкальной деятельности. Его уникальность состоит в тех развивающих возможностях, которые слушание обеспечивает как в плане музыкального, так и общего психического развития ребенка. Слушая музыку, ребенок познает мир во всем его многообразии. Слушание музыки - универсальный вид деятельности. В музыкальных программах для дошкольников он выделен в самостоятельный раздел, но без слушания невозможно представить себе и другие виды музыкальной деятельности : перед тем, как разучить песню, танец, оркестровую пьесу или начать работу над игрой-драматизацией, их нужно обязательно прослушать. Такое большое значение слушания музыки, казалось бы, должно было обеспечить ему соответствующее положение в музыкальной работе с дошкольниками. Однако, к сожалению, это далеко не так.

Работа с детьми по этому разделу программы очень часто проводится «по остаточному» принципу. В стремлении «обеспечить» проведение очередного праздника, мы стараемся за счет слушания, выкроить» на занятии дополнительное время, для повторения песен, танцев. В результате слушание проводиться от случая к случаю, дети не воспринимают музыку как носитель определенного содержания, не овладевают музыкальным языком, не накапливают музыкальные впечатления, и в конечном итоге их пение, игра в оркестре и музыкальное движение становятся менее выразительными. В том случае, когда слушание на занятии все - таки проводиться, «коэффициент полезного действия» также бывает очень низок. Можно представить, что в первой части занятия дети слушают и эмоционально переживают

высокохудожественное произведение, а через 5-7 минут в разделе «Музыкальное движение» , уже разучивают боковой галоп. Понятно, что работа по слушанию в таком случае проходит практически впустую. Преодолеть эти недостатки возможно при правильной организации слушания музыки на музыкальных занятиях. Новые интересные работы, проведенные последнее время в педагогами-музыкантами послужили основой для создания новых программ по музыкальному воспитанию дошкольников и новых методов работы с детьми.

В числе этих программ - программа «Синтез » - специальная программа по слушанию музыки, созданная под редакцией коллектива педагогов : К. В. Тарасовой, МЛ. Петровой, Т. Г. Рубан, О. П. Радыновой, Т. В. Антоновой. В нашем детском саду занятия по слушанию музыки мы проводим по этой программе.

Программа «Синтез » посвящена развитию у детей музыкального восприятия на основе синтеза искусств . Эта программа основана на взаимодействии трех основных видов искусства : музыки, изобразительного искусства и художественной литературы.

Взаимодействие искусств способствует их взаимообогащению, усиливает их познавательные и воспитательные возможности и воздействие на личность ребенка. Литература, музыка и живопись охватывают духовную жизнь ребенка всесторонне и полно, а их взаимодействие, синтез обогащают каждое из них новыми чертами и возможностями. Авторами программы было проведено специальное исследование, о роли синтетических жанров - оперы и балета в развитии музыкального восприятия у детей дошкольного возраста. Было показано, что взаимодействие искусств на занятиях по слушанию музыки приводит к значительному и более раннему развитию музыкального восприятия дошкольников. Результаты этого исследования и нашли отражение в программе «Синтез » . Программа «Синтез » предусматривает проведение специальных интегрированных занятий, которые включают в себя различные виды художественной деятельности детей, а именно : слушание музыки, чтение стихов, художественной прозы, просмотр слайдов, видеоматериалов, музыкальное движение, рисование. Эта программа очень интересная, содержательна и методически обеспечена. В пакет материалов входят : Программа и методика, нотные сборники «Хрестоматия музыкального репертуара» , набор аудиокассет с музыкой для слушания, набор видеокассет с записями музыки. Для лучшего восприятия музыки детям предлагаются к просмотру слайды : это высокохудожественные произведения изобразительного искусства , специально подобранные создателями программы, соответствующие музыке по содержанию и настроению.

Основной особенностью интегрированных музыкальных занятий является наличие трех основных элементов :

1. Восприятие музыки происходит как переживание определенного

эмоционального и эстетического состояния.

2. Ребенок осознает свои эмоции, связанные с музыкой, что, в свою очередь означает развитие музыкального вкуса.

3 дети мобилизуют свое восприятие, художественный опыт и только что пережитое эстетическое чувство от слушания музыки, и испытывают потребность воплотить свое воображение в какую-либо объективную форму.

Интегрированные занятия направлены на развитие эмоциональной сферы детей. Общеизвестно, что чем богаче художественный опыт ребенка, тем точнее его суждения, оценки, тем выразительнее его творчество. Разрабатывая методику интегрированного музыкального занятия, в основу был взят тематический подход, при котором художественный образ рассматривается взаимосвязано. Детям предоставляется возможность познать, как одно и то же явление отражается в разных видах искусства , какие художественные средства использовали композитор, художник, поэт. Такие занятия позволяют мне, как музыкальному руководителю не только дать ребенку знания, умения, но и обобщить их, представить то или иное явление целостно.

При проведения интегрированного занятия мы стремимся, чтобы была осуществлена межпредметная связь, заданная тема изучалась в одни и те же дни на музыкальных и других художественно-эстетических занятиях. Заранее обсуждаем с воспитателем темы и музыкальные произведения, которые предлагается воплотить в детских рисунках или других видах детского творчества. Затем на музыкальных занятиях происходит накопление музыкальных и художественных впечатлений, а воспитатель проводит подготовительную работу по формированию навыков и умений, которые будут необходимы детям для практического воплощения музыкального образа. Это объединяет работу двух педагогов - музыкального руководителя и воспитателя, а также содействует развитию нашего творческого содружества. Такая межпредметная связь повышает познавательную и творческую активность детей. Теперь подробнее о программе.

Музыкальный репертуар, представленный в программе «Синтез » , отвечает двум основным принципам : высокой художественности и доступностн детям и включает в себя произведения разных эпох и стилей : Иоганна Себастьяна Баха и Вольфганга Амадея Моцарта, Антонио Вивальди и Йозефа Гайдна, Михаила Глинки и Петра Ильича Чайковского, Н. А. Римского-Корсакова и Сергея Прокофьева. Достаточно широко представлена музыка современных композиторов : Г. Свиридова, В. Гаврилина, С. Слонимского, В. Агафонникова и др.

И тут же даю представление, на каких музыкальных инструментах исполнялась такая музыка, рассказываю и показываю видеослайды с изображением старинных музыкальных инструментов (клавесин, лютня, орган) .

Я считаю, знакомить детей с разными по стилю музыкальными произведениями очень важно - это позволяет значительно расширить круг их музыкальных впечатлений, способствует формированию основ музыкальной культуры, приобщает ее к ценностям. Просматривая слайды, дети получают представление о предметах старины, костюмах, прическах.

На занятиях я рассказываю детям о ярких фрагментах биографий ряда композиторов- классиков. В программе «Синтез » опера и балет впервые были включены в программу для детей дошкольного возраста и, как показала ее широкая апробация, успешно используются в практике детского сада, вызывал у детей живой и яркий интерес. Например, балет Чайковского «Щелкунчик» , фрагменты оперы Римского -Корсакого «Сказка о царе Салтане» , опера «Снегурочка» , фрагменты из оперы Глинки «Руслан и Людмила» , фрагменты из балета Прокофьева «Золушка» , «Любовь к трем апельсинам» .

Использование на занятиях произведений «самых молчаливых искусств » - живописи, скульптуры, архитектуры также помогает детям слушать и воспринимать музыку, создавать необходимое настроение, значительно обогащать восприятие музыкального образа.

детям предлагаем эталонные, высокохудожественные картины И. Левитана : «Весна. Большая вода» , «Вечерний звон» , «Март» , «Сентябрьский снег» .

И. Шишкина «Дубы» , «Цветы на опушке» , «Корабельная роща» .

М. Нестерова «Осенний пейзаж» ,

В. Васнецова «Гусляры» , Саврасова «Дворик. Зима» , «Грачи прилетели»

«Хоровод» , «Рожь» , «К концу лета на Волге» .

Пейзажи И. Грабаря «Февральская лазурь» , «Рябинка» . Созерцание картин помогает создать поэтическую атмосферу, которая настраивает детей на восприятие музыки.

Не случаен выбор произведений народного прикладного искусства : Городецкая роспись, дымковская игрушка, вышивка и т. д. Отношение народных художников к природе, окружающему миру выражено в радостных и понятных детям образах.

Представленные в программе литературные произведения, которые мы читаем детям перед слушанием музыки, также очень разнообразны : это древнерусский фольклор, поэзия 19 века, стихи современных детских авторов, эмоциональные, выразительные

рассказы, потешки, соответствующие по содержанию музыкальным пьесам. Произведения изобразительного искусства , художественной прозы и поэзии мы подбираем с учетом принципа стилевого и содержательного соответствия изучаемой музыке. Этот принцип очень важен.

При ознакомлении детей с оперой и балетом, мы показываем прежде всего эскизы декораций и костюмов или живописные произведения, создаваемые художниками под воздействием музыкальных впечатлений. Так, слушая оперу Н. Римского-Корсакова «Снегурочка» дети рассматривают замечательные эскизы декораций и костюмов В Васнецова, созданные им специально для этой постановки

Но здесь есть важный момент, несмотря на привлекательные слайды, картины, важно сохранить приоритет музыки. т. е. музыка - это главное. Слово и живопись, используемые на занятиях, лишь помогают ребенку лучше понять музыку, глубже проникнуть в ее содержание.

Методы ведения библиотек

Методы управления проектами

Общее определение метода управления проектом таково: способы определения метрик и нормативов логического программирования, обнаружения узких мест, планирование материальных, людских и вычислительных ресурсов и сроков выполнения работ по проекту. Способы предназначены для определения путей повышения эффективности работ и оценки деятельности коллектива проектантов над проектом и его реализации.

Главный принцип методов состоит в обеспечении максимального копирования человеческого поведения в библиотеке и ведения библиотеки книг и документов, собранных в библиотеке. Вводится понятие картотеки и форм карточек, определяется метод доступа к содержимому библиотеки, ее поддержания, чистки и защиты от несанкционированного доступа. В указанных руководствах подробно описаны все макро и микро действия по вводу документов в библиотеку и сопровождению их по времени.

В библиотеке находят приют описания языков и проектов, программные модули, программы общего назначения, системные программы, БЗ, БД, отчеты о работах и др. документация.

Накопление разделов данных, знаний или систем способствует сохранению отлаженных (точных) знаний и атрибутов их использования. Кроме этого библиотека снабжается средством просмотра списка всех картотек (каталогов) библиотеки.

Главная ориентация в работе со знаниями (в том числе с алгоритмическими знаниями) состоит в применении логических методов и подходов. Такая ориентация исторически родилась из проблем построения доказательств правильности программ. В решении этих проблем получены хорошие теоретические результаты, но практическое воплощение оказалось весьма трудным делом. Минуя эти проблемы можно достичь больших практических результатов после внедрения методов и средств синтеза программ автоматическими методами. После реализации методов синтеза программ отпадает необходимость в доказательстве правильности программ, но правильность алгоритмов остается. Автоматический синтез обеспечивает (гарантирует) построение правильных программ, но не правильных алгоритмов, если в задании допущена ошибка. Имеется другая сторона проблемы синтеза - проблема соответствия алгоритма и программы физической сущности решаемой задачи. И тогда возникает проблема установления правильности постановки задачи. Технически эта проблема несколько проще проблемы доказательства правильности программы. А теоретически проблема исследования правильности постановки задачи находится в начальной стадии ее формулировки.

Сущность синтеза программ состоит в следующем. Если знания не полны, то решение задачи не может быть получено. Чаще других причин существует причина отсутствия варьируемых исходных данных. Тогда строят программу по «сырому» решению и через запуск программы с вводимыми исходными данными осуществляется проверка истины для всего задания (задачи). Если истина не определяется, то выдаются условия для получения истины. Выводимые условия окончательно определяют решение задачи. Решение при этом выглядит как альтернативы совместных фактов. Каждый факт - имя и полученное значение для понятия с этим именем или имя и выражение, если знания об операциях не полны. Итак, программа реализует динамическое «вычисление» истины (или лжи) или условия, при которых задание будет истинным. Программы продолжает поиск решения задания, но с изменяющимися исходными данными.



Результаты работы программ могут использоваться далее с каким-либо назначением, например, для их анализа. Анализ результатов производится для установления соответствия между физической сущностью проблемы и программной моделью. Анализ может быть связан просто с поиском ошибок в задании.

МЕТОДЫ ПРОГРАММИРОВАНИЯ:

1. Процедурное (императивное) программирование.

2. Структурное программирование.

3. Автоматное программирование.

4. Функциональное программирование.

5. Логическое программирование.

6. Объектно-ориентированное программирование.

7. Прототипное программирование.

8. Аспектно-ориентированное программирование.

9. Модульное программирование.

Процедурное (императивное) программирование является отражением архитектуры традиционных ЭВМ, которая была предложена фон Нейманом в 40-х годах. Теоретической моделью процедурного программирования служит алгоритмическая система под названием «машина Тьюринга».

Программа на процедурном языке программирования состоит из последовательности операторов (инструкций), задающих процедуру решения задачи. Основным является оператор присваивания, служащий для изменения содержимого областей памяти. Концепция памяти как хранилища значений, содержимое которого может обновляться операторами программы, является фундаментальной в императивном программировании

Выполнение программы сводится к последовательному выполнению операторов с целью преобразования исходного состояния памяти, то есть значений исходных данных, в заключительное, то есть в результаты. Таким образом, с точки зрения программиста имеются программа и память, причем первая последовательно обновляет содержимое последней.

Языки императивного программирования: Ада (язык общего назначения), Бейсик (начиная с версии Quick Basic и до появления Visual Basic), Си, ДРАКОН, КОБОЛ, ФОРТРАН, Модула-2, Паскаль, ПЛ/1, Рапира, REXX.

Структурное программирование - методология разработки и проектирования программного обеспечения, в основе которой лежит представление и структуризация программы в виде иерархической структуры блоков. Предложена в 70-х годах XX века Э. Дейкстрой, разработана и дополнена Н. Виртом и Харланом Милзом. Технология структурного программирования и проектирования в 80-ых годах ХХ века была описана в школьных и вузовских учебниках информатики А.П.Ершова, В.А.Каймина и А.Г.Кушниренко.

Структурный подход к разработке программного обеспечения имеет два подхода:

1. Использование языков структурного программирования (языки Pascal, C, Ada, Modula, Java и т.д.).

2. Структурное проектирование программ с использованием структурированных алгоритмов, записываемых на структурном псевдокоде с использованием лексики родного (русского языка) для документирования всего комплекса программ, предложенного Харланом Миллзом (IBM,1972) и В.А.Кайминым (МИЭМ,1978-1983

В соответствии с данной методологией:

1. Структурированная программа (структурированный алгоритм) представляет собой структуру, построенную из трёх типов базовых конструкций:

o последовательное исполнение - однократное выполнение операций в том порядке, в котором они записаны в тексте программы (алгоритма)

o альтернативное исполнение - однократное выполнение одной из двух или более операций, в зависимости от выполнения некоторых заданных условий

o цикл - многократное исполнение одной и той же операции вплоть до выполнения некоторых заданных условий (условий продолжения либо завершения цикла).

В современных языках программирования «ветвления» допускают несколько альтернативных операций, а в «циклах» - несколько условий выхода с различными условиями выхода из цикла. Структурный псевдокод в силу его гибкости допускает многоальтернативные ветвления и циклы, используемые в наиболее современных языках программирования, для которых В.А.Кайминым были предложены оригинальные процедуры верификации и анализа правильности алгоритмов, изложенные с самого начала в учебниках информатики.

2. В структурированных алгоритмах и программах базовые конструкции могут быть вложены друг в друга произвольным образом, но никаких других средств управления последовательностью выполнения операций не предусматривается

3. Повторяющиеся фрагменты программы (представляющие собой логически целостные вычислительные блоки) могут оформляться в виде т. н. подпрограмм (процедур, функций или модулей). В этом случае в тексте основной программы, вместо помещённого в подпрограмму фрагмента, вставляется инструкция вызова подпрограммы . При выполнении такой инструкции выполняется вызванная подпрограмма, после чего исполнение программы продолжается с инструкции, следующей за командой вызова подпрограммы.

Разработка структурированных программ ведётся пошагово, методом «сверху вниз»

Структурное проектирование программ означает, что сначала пишется текст основной программы, в котором, вместо каждого связного логического фрагмента текста, вставляется вызов подпрограммы, которая будет выполнять этот фрагмент. Вместо настоящих, работающих подпрограмм, в программу вставляются «заглушки», которые ничего не делают. Полученная программа проверяется и отлаживается. После того, как программист убедится, что подпрограммы вызываются в правильной последовательности (то есть общая структура программы верна), подпрограммы-заглушки последовательно заменяются на реально работающие, причём разработка каждой подпрограммы ведётся тем же методом, что и основной программы

Разработка заканчивается не тогда, когда не останется ни одной «затычки», которая не была бы удалена, а когда протестирован каждый модуль, функция и подпрограмма. Тестирование и разработку программ можно вести как «сверху-вниз» так и «снизу-вверх» от автономной к комплексной отладке.

Такая последовательность гарантирует, что на каждом этапе разработки программист одновременно имеет дело с обозримым и понятным ему множеством фрагментов, и может быть уверен, что общая структура всех более высоких уровней программы верна. При сопровождении и внесении изменений в программу выясняется, в какие именно процедуры нужно внести изменения, и они вносятся, не затрагивая части программы, непосредственно не связанные с ними. Это позволяет гарантировать, что при внесении изменений и исправлении ошибок не выйдет из строя какая-то часть программы, находящаяся в данный момент вне зоны внимания программиста

Автоматное программирование - это парадигма программирования, при использовании которой программа или её фрагмент осмысливается как модель какого-либо формального автомата.

В зависимости от конкретной задачи в автоматном программировании могут использоваться как конечные автоматы, так и автоматы более сложной структуры

Определяющими для автоматного программирования являются следующие особенности:

1. Временно́й период выполнения программы разбивается на шаги автомата , каждый из которых представляет собой выполнение определённой (одной и той же для каждого шага) секции кода с единственной точкой входа; такая секция может быть оформлена, например, в виде отдельной функции и может быть разделена на подсекции, соответствующие отдельным состояниям или категориям состояний.

2. Передача информации между шагами автомата осуществляется только через явно обозначенное множество переменных, называемых состоянием автомата ; между шагами автомата программа (или её часть, оформленная в автоматном стиле) не может содержать неявных элементов состояния, таких как значения локальных переменных в стеке, адреса возврата из функций, значение текущего счётчика команд и т.п.; иначе говоря, состояние программы на любые два момента входа в шаг автомата могут различаться между собой только значениями переменных, составляющих состояние автомата (причём такие переменные должны быть явно обозначены в качестве таковых).

Полностью выполнение кода в автоматном стиле представляет собой цикл (возможно, неявный) шагов автомата.

Название автоматное программирование оправдывается ещё и тем, что стиль мышления (восприятия процесса исполнения) при программировании в этой технике практически точно воспроизводит стиль мышления при составлении формальных автоматов (таких как машина Тьюринга, автомат Маркова и др.).

Функциональное программирование - раздел дискретной математики и парадигм программирования, в которой процесс вычисления трактуется как вычисление значений функций в математическом понимании последних (в отличие от функций как подпрограмм в процедурном программировании). Противопоставляется парадигме императивного программирования, которая описывает процесс вычислений как последовательность изменения состояний (в значении, подобном таковому в теории автоматов). Функциональное программирование не предполагает изменяемость данных (в отличие от императивного, где одной из базовых концепций является переменная).

На практике отличие математической функции от понятия «функции» в императивном программировании заключается в том, что императивные функции взаимодействуют и изменяют уже определенные данные. Таким образом, в императивном программировании, при вызове одной и той же функции с одинаковыми параметрами можно получить разные данные на выходе, из-за влияния на функцию внешних факторов. А в функциональном языке при вызове функции с одними и теми же аргументами мы всегда получим одинаковый результат в обоих случаях, входные данные не могут измениться, выходные данные зависят только от них

λ-исчисления являются основой для функционального программирования, многие функциональные языки можно рассматривать как «надстройку» над ними

Наиболее известными языками функционального программирования являются:

o Haskell – чистый функциональный. Назван в честь Хаскелла Карри;

o LISP (Джон МакКарти, 1958);

o ML (Робин Милнер, 1979);

o Miranda (Дэвид Тёрнер, 1985), впоследствии дал развитие языку Haskell

o Erlang (Джой Армстронг, 1986), функциональный язык с поддержкой процессов

o Nemerle – гибридный функционально/императивный язык

Еще не полностью функциональные изначальные версии и Lisp и APL внесли особый вклад в создание и развитие функционального программирования. Более поздние версии Lisp, такие как Scheme, а так же различные варианты APL поддерживали все свойства и концепции функционального языка

Как правило, интерес к функциональным языкам программирования, особенно чисто функциональным, был сугубо научный, нежели коммерческий. Однако, таким примечательным языкам как Erlang, OCaml, Haskell, Scheme (после 1986) а так же специфическим R (статистика), Mathematica (символическая математика), J и K (финансовый анализ), и XSLT (XML) находили применение в индустрии коммерческого программирования. Такие широко распространенные декларативные языки как SQL и Lex/Yacc содержат некоторые элементы функционального программирования, они остерегаются использовать переменные. Языки работы с электронными таблицами также можно рассматривать как функциональные.

Многие нефункциональные языки, такие как C, C++ и C# могут вести себя как функциональные при использовании указателей на функцию, в соответствие с библиотекой и λ-исчислениями.

Логическое программирование - парадигма программирования, основанная на автоматическом доказательстве теорем, а также раздел дискретной математики, изучающий принципы логического вывода информации на основе заданных фактов и правил вывода. Логическое программирование основано на теории и аппарате математической логики с использованием математических принципов резолюций.

Самым известным языком логического программирования является Prolog, являющийся по своей сути универсальной машиной логического вывода, работающей в предположении замкнутости мира фактов и используемой для логического подхода к решению проблем искусственного интеллекта.

Язык Пролог, принципы и законы логического вывода, элементы математической логики, а также принципы проектирования баз знаний и экспертных систем были включены в первые школьные и вузовские учебники информатики В. А. Каймина. В этих целях интерпретаторы Пролога были реализованы на ряде отечественных школьных ЭВМ.

Первым языком логического программирования был язык Planner, в котором была заложена возможность автоматического вывода результата из данных и заданных правил перебора вариантов (совокупность которых называлась планом). Planner использовался для того, чтобы понизить требования к вычислительным ресурсам (с помощью метода backtracking) и обеспечить возможность вывода фактов, без активного использования стека. Затем был разработан язык Prolog, который не требовал плана перебора вариантов и был, в этом смысле, упрощением языка Planner.

От языка Planner также произошли логические языки программирования QA-4, Popler, Conniver и QLISP. Языки программирования Mercury, Visual Prolog, Oz и Fril произошли уже от языка Prolog. На базе языка Planner было разработано также несколько альтернативных языков логического программирования, не основанных на методе backtracking, например, Ether.

Объектно-ориентированное программирование (ООП) - парадигма программирования, в которой основными концепциями являются понятия объектов и классов (либо, в менее известном варианте языков с прототипированием - прототипов).

Класс - это тип, описывающий устройство объектов. Понятие «класс» подразумевает некоторое поведение и способ представления. Понятие «объект» подразумевает нечто, что обладает определённым поведением и способом представления. Говорят, что объект - это экземпляр класса. Класс можно сравнить с чертежом, согласно которому создаются объекты. Обычно классы разрабатывают таким образом, чтобы их объекты соответствовали объектам предметной области.

Класс является описываемой на языке терминологии (пространства имён) исходного кода моделью ещё не существующей сущности, т. н. объекта.

Объект - сущность в адресном пространстве вычислительной системы, появляющаяся при создании экземпляра класса (например, после запуска результатов компиляции (и линковки) исходного кода на выполнение).

Прототип - это объект-образец, по образу и подобию которого создаются другие объекты.

Прототипное программирование - стиль объектно-ориентированного программирования, при котором отсутствует понятие класса, а повторное использование (наследование) производится путём клонирования существующего экземпляра объекта - прототипа .

Каноническим примером прототип-ориентированного языка является язык Self. В дальнейшем этот стиль программирования начал обретать популярность и был положен в основу таких языков программирования, как JavaScript, Cecil, NewtonScript, Io, Slate, MOO, REBOL, Kevo и др

Аспектно-ориентированное программирование (АОП) - парадигма программирования, основанная на идее разделения функциональности, особенно сквозной функциональности, для улучшения разбиения программы на модули.

Методология аспектно-ориентированного программирования была предложена группой инженеров исследовательского центра Xerox PARC под руководством Грегора Кикзалеса (Gregor Kiczales). Ими же был разработан первый, и наиболее успешный до сих пор, контекстно-ориентированный язык программирования AspectJ.

Существующие парадигмы программирования, такие как процедурное программирование и объектно-ориентированное программирование, предоставляют некоторые способы для разделения и выделения функциональности, например, функции, объекты, классы, пакеты, но некоторую функциональность с помощью предложенных методов невозможно выделить в отдельные сущности. Такую функциональность называют сквозной, так как её реализация разбросана по различным модулям программы. Сквозная функциональность приводит к рассредоточенному и запутанному коду. Запутанным называется такой код, в котором одновременно реализована различная функциональность.

Трассировка - типичный пример сквозной функциональности. Другие примеры: контрактное программирование, в частности проверка пред- и пост-условий, обработка ошибок, реализация систем безопасности. Если рассматривать программу написанную с помощью ООП, то любая функциональность, по которой не происходила декомпозиция программы, является сквозной.

Все языки АОП предоставляют способы для выделения сквозной функциональности в отдельную сущность. Различие между ними заключается в удобстве, безопасности и области применения средств, которые они предоставляют. Наиболее популярный на данный момент язык АОП - AspectJ. Используемые в нем понятия распространились на большинство языков АОП.

Основные понятия AspectJ:

Точка выполнения (англ. JoinPoint ) - определенная точка выполнения программы;

Срез (англ. PointCut ) - набор точек выполнения программы.

Применение (англ. Advice ) - состоит из условий применения и реализации функциональности. Условия применения определяют до, после или вместо какого среза надо вставить требуемую функциональность

Аспект (англ. Aspect ) - модуль AspectJ.

Представление (англ. Introduction ) - метод изменения структуры класса путем введения новых полей и методов, а также изменения иерархии наследования

Программа «Синтез»

«Синтез» - программа развития музыкального восприятия у детей на основе синтеза искусство. Это программа по слушанию музыки. Группа авторов программы основывала свою работу на том, что изначально, на ранних этапах развития человеческое истории искусства носило синкретичных характер и включало в себя зачатки искусства словесного и музыкального, ранние формы хореографии и пантомимы. Принцип синкретичности искусства авторы используют на музыкальных занятиях с детьми: «синтез дает возможность соединения различных искусство в интересах их взаимообогащения, усиления образной выразительности» (21, стр. 3).

Авторы считают, что полноценное восприятие и осознание человеком произведений любого искусства возможны только при наличии элементарных знаний в области других видов искусств. «Воспитание такого рода «художественных полиглотов» должно начинаться в детском возрасте, поскольку для ребенка естественны синкретическая ориентация в мире и синкретический характер художественно-творческой деятельности» (21, стр. 4). Наиболее плодотворным, по мнению авторов является синтез музыки, живописи, литературы, дающей большие возможности для развития художественной культуры ребенка.

Данная программа основана на взаимодействии нескольких принципов организации музыкальных занятий с детьми:

Специальный подбор музыкального репертуара;

Использование синтеза искусств;

Использование на занятиях по слушанию музыки других видов музыкальной деятельности детей как вспомогательных: пения, игры в оркестре, дирижирования.

Разработка некоторых блоков содержания музыкальных занятий и их сюжетной канвы.

В музыкальный репертуар программы вошли произведения разных эпох и стилей, отвечающие двум ведущим принципам - высокой художественности и доступности. Исходя из того, что программа строится на синтезе искусств, авторы ее обратились так же к музыкальным жанрам, в основе которых лежит органичный синтез нескольких искусств - к опере и балету. В стремлении к тому, чтобы они были доступны детям, предпочтение отдается сказке - сказке в опере и сказке в балете.

Музыкальные произведения программы объединены в тематические блоки и даны в них в порядке возрастающей сложности. Темы блоков для детей 5 года жизни «Природа в музыке», «Мой день», «Русские народные образы», «Сказка в музыке», «Я учу ноты» и др.

Предлагаемые в программе произведения визуальных искусств не ограничиваются задачей дать только знания о тех предметах, событиях, персонажах, которые отражены в звуках. И живописные, и скульптурные произведения предлагаются как вариант образного понимания музыки на уровне ассоциативных связей. Это будит творческую фантазию ребенка, стимулирует его образное мышление. Пейзажи А. Саврасова, И. Левитана, И. Грабаря помогают создать поэтическую атмосферу служат своеобразной увертюрой, которая настраивает на восприятие музыки, посвященной картинам русской природы (П. Чайковский, С. Прокофьев, Г. Свиридов).

Работа по программе предполагает вариативности занятий. Авторы рекомендуют выделить слушание музыки в самостоятельное занятие и проводит его во второй половине дня. В пакет материалов наряду с программой входят: «Хрестоматия музыкального репертуара», «Методические рекомендации», кассета со студийной записью музыкальных произведений, набор слайдов, видеокассеты и диафильмы.

Программа «СИНТЕЗ» для детей 6-го года жизни построена на тех же научных основах и методических принципах и решает тот же комплекс задач музыкального и общехудожественного развития ребенка, что и программа «СИНТЕЗ» для детей 5-го года жизни. Вместе с тем, ее содержание и формы его подачи отличаются большей глубиной и сложностью, что связано с возросшими возможностями старших дошкольников. В программе два крупных раздела: «Камерная и симфоническая музыка» и «Опера и балет». В первом из них дети знакомятся с произведениями И. С. Баха, Й. Гайдна, В. А. Моцарта, С. Прокофьева. Во втором разделе программы детям предлагаются две музыкальные сказки - балет П. И. Чайковского «Щелкунчик» и опера М. И. Глинки «Руслан и Людмила». Для того, чтобы дети получили более полное впечатление о таких сложных жанрах искусства, как балет и опера, им предлагаются в видеозаписи фрагменты балета «Щелкунчик» и оперы «Руслан и Людмила».

Данная программа ставит своей целью развитие музыкального восприятия детей от четырех до семи лет. Имеет широкий образовательный аспект. Ее содержание вводит ребенка не только в мир музыкального искусства, но и художественной культуры в целом. В основе программы лежит принцип интегрированного подхода, при котором музыкальные произведения рассматриваются в едином комплексе с произведениями изобразительного искусства и художественной литературы. При этом стержневым видом искусства в программе является музыка. В программу вошли доступные детям произведения классического искусства и фольклора. Впервые наряду с камерной и симфонической музыкой в обучении используются синтетические жанры музыкального искусства - опера и балет. Рекомендована Министерством образования РФ.

Программа «Цветные ладошки»(3-4 года)

Автор - Лыкова и.А. Москва, 2008 г.

Пояснительная записка

Общая характеристика программы.

Программа содержит систему коррекционно-развивающих занятий изобразительной деятельностью с детьми 3-4 лет, в том числе имеющими отставания в развитии. Занятия по данной программе включают в себя: лепку, рисование, аппликацию.

Программа построена на следующих принципах:

    принцип сезонности: содержание занятий учитывает природные и климатические особенности местности в данный момент времени («листопад», «волшебные снежинки», «вьюга-завирюха», «новогодние игрушки», «праздничная елочка», «цветы», «сосульки», «солнышко», «ручеек и кораблик», «одуванчик» и пр.)

    развитие детей в рамках программы учитывает принципы систематичности, последовательности, и цикличности т.е. развитие осуществляется: «от простого к сложному», «от близкого к далекому», «от хорошо известного к малознакомому и неизвестному». Содержание программы постепенно расширяется и усложняется по мере взросления ребенка.

    принцип природосообразности: задачи развития детей корректируются с учетом «природы» детей, их возрастных особенностей и индивидуальных способностей. Несмотря на то, что занятия по программе проходят в группе, в ходе занятий осуществляется индивидуальный подход к каждому ребенку.

    принцип интереса и естественной радости: занятия проводятся с опорой на интересы детей и детского сообщества, и вызывают радость восприятия и деяния.

    принцип интеграции: объединение различных видов изобразительного искусства и художественной деятельности.

Программа рассчитана на 1 учебный год (всего 64 занятия), по 2 занятия в неделю.

Актуальность программы

Человек будущего должен быть созидателем, личностью с развитым чувством красоты и активным творческим началом. «Я убежден, - пишет один из крупнейших представителей английской теоретическом мысли Херберт Рид, - что никогда до сих пор в мировой истории художественное воспитание не было так важно, как теперь, и как оно будет важно для грядущих лет... Я не хочу сказать, что художественное воспитание разрешит все проблемы. Но я думаю, что мы не можем сохраниться как цивилизованная нация, не развивая в значительной степени эстетический элемент жизни».

Художественная деятельность – это ведущий способ эстетического воспитания детей дошкольного возраста и эффективное средство развития детей с самого раннего детства. Художественная деятельность представляет собой систему специфических художественных действий, направленных на восприятие, познание и продуктивную деятельность (по созданию эстетических объектов - художественных образов).

Программа по музыкальному воспитанию автор «О.П.Радынова»

Программа О.П. Радыновой. Эта программа по музыкальному воспитанию дошкольников составлена группой авторов: О.П.Радыновой, А.И.Катинене, М.П.Палавандишвили, под редакцией О.П.Радыновой. Это последователи и ученики Н.А.Ветлугиной, поэтому основные принципы музыкального воспитания детей в этих программах совпадают.

«Музыкальное воспитание в детском саду - это организованный педагогический процесс, направленный на воспитание музыкальной культуры, развитие музыкальных способностей детей с целью становления творческой личности ребёнка». Всего этого можно достигнуть, считает автор, через развитие восприятия музыки. Получение знаний, умений, навыков не должно являться самоцелью, а должно способствовать формированию предпочтений, интересов, потребностей, вкусов детей, т.е. элементов музыкально-эстетического сознания.

Авторы программы считают и доказывают, что в процессе музыкальной деятельности детей (пение, ритмика, слушание, игра на инструментах) формируются и развиваются основные музыкальные способности детей. Программа выстроена таким образом, что все виды музыкальной деятельности детей тесно взаимосвязаны и взаимодополняют друг друга. Так, произведение, которое дети слушали, автор предлагает оркестровать, а что бы лучше прочувствовать музыку, предлагается выучить танцевальные движения, соответствующие характеру музыки.

Обучая детей игре на музыкальных инструментах, авторы акцентируют внимание на том, что важно привить не только навыки игры на инструментах, а научить ребенка чувствовать выразительные возможности каждого инструмента.

Прослеживание «чувственной программы» музыкального произведения предполагает умственные операции - сравнение, анализ, синтез. Формирование у ребёнка образного «словаря эмоций»,позволяющего расширить представления о чувствах человека, выраженных в музыке, связать их с жизнью, возможно именно в процессе различных видов музыкальной деятельности.

Обязательно использование на занятиях карточек, других музыкально-дидактических пособий, так как у детей преобладает наглядно-образное восприятие.

Занятия делятся на индивидуальные, по подгруппам, фронтальные. По содержанию занятия могут быть типовые, доминантные, тематические, комплексные. Наглядно это показано на схеме из методики.

Творческая группа под редакцией К.В.Тарасовой, М.Л.Петровой, Т.Г.Рубан «СИНТЕЗ»

«Синтез» - программа развития музыкального восприятия у детей на основе синтеза искусства. Это программа по слушанию музыки. Группа авторов программы основывала свою работу на том, что изначально, на ранних этапах развития человеческое истории искусства носило синкретичных характер и включало в себя зачатки искусства словесного и музыкального, ранние формы хореографии и пантомимы. Принцип синкретичности искусства авторы используют на музыкальных занятиях с детьми: «синтез дает возможность соединения различных искусство в интересах их взаимообогащения, усиления образной выразительности».

Авторы считают, что полноценное восприятие и осознание человеком произведений любого искусства возможны только при наличии элементарных знаний в области других видов искусств. «Воспитание такого рода «художественных полиглотов» должно начинаться в детском возрасте, поскольку для ребенка естественны синкретическая ориентация в мире и синкретический характер художественно-творческой деятельности». Наиболее плодотворным, по мнению авторов является синтез музыки, живописи, литературы, дающей большие возможности для развития художественной культуры ребенка.

Данная программа основана на взаимодействии нескольких принципов организации музыкальных занятий с детьми:

Специальный подбор музыкального репертуара;

Использование синтеза искусств;

Использование на занятиях по слушанию музыки других видов музыкальной деятельности детей как вспомогательных: пения, игры в оркестре, дирижирования.

Разработка некоторых блоков содержания музыкальных занятий и их сюжетной канвы.

В музыкальный репертуар программы вошли произведения разных эпох и стилей, отвечающие двум ведущим принципам - высокой художественности и доступности. Исходя из того, что программа строится на синтезе искусств, авторы ее обратились так же к музыкальным жанрам, в основе которых лежит органичный синтез нескольких искусств - к опере и балету. В стремлении к тому, чтобы они были доступны детям, предпочтение отдается сказке - сказке в опере и сказке в балете.

Музыкальные произведения программы объединены в тематические блоки и даны в них в порядке возрастающей сложности. Темы блоков для детей 5 года жизни «Природа в музыке», «Мой день», «Русские народные образы», «Сказка в музыке», «Я учу ноты» и др.

Предлагаемые в программе произведения визуальных искусств не ограничиваются задачей дать только знания о тех предметах, событиях, персонажах, которые отражены в звуках. И живописные, и скульптурные произведения предлагаются как вариант образного понимания музыки на уровне ассоциативных связей. Это будит творческую фантазию ребенка, стимулирует его образное мышление. Пейзажи А.Саврасова, И.Левитана, И.Грабаря помогают создать поэтическую атмосферу служат своеобразной увертюрой, которая настраивает на восприятие музыки, посвященной картинам русской природы (П.Чайковский, С.Прокофьев, Г.Свиридов).

Работа по программе предполагает вариативности занятий. Авторы рекомендуют выделить слушание музыки в самостоятельное занятие, и проводит его во второй половине дня. В пакет материалов наряду с программой входят: «Хрестоматия музыкального репертуара», «Методические рекомендации», кассета со студийной записью музыкальных произведений, набор слайдов, видеокассеты и диафильмы.

Программа «СИНТЕЗ» для детей 6-го года жизни построена на тех же научных основах и методических принципах и решает тот же комплекс задач музыкального и общехудожественного развития ребенка, что и программа «СИНТЕЗ» для детей 5-го года жизни. Вместе с тем, ее содержание и формы его подачи отличаются большей глубиной и сложностью, что связано с возросшими возможностями старших дошкольников. В программе два крупных раздела: «Камерная и симфоническая музыка» и «Опера и балет». В первом из них дети знакомятся с произведениями И.С.Баха, Й.Гайдна, В.А.Моцарта, С.Прокофьева. Во втором разделе программы детям предлагаются две музыкальные сказки - балет П.И.Чайковского «Щелкунчик» и опера М.И.Глинки «Руслан и Людмила». Для того, чтобы дети получили более полное впечатление о таких сложных жанрах искусства, как балет и опера, им предлагаются в видеозаписи фрагменты балета «Щелкунчик» и оперы «Руслан и Людмила».