Простой цирковой номер для детей. Цирковое представление «Звездопад» для детей старшего дошкольного возраста. Сценарий праздника "мы едем, едем в цирк!"

Марина Вешкина

(Творческий отчет музыкального руководителя 2014)

Вешкина М. Г.

Клоун 2 – взрослые

Фламинго

Волшебник Сулейман

Номер теневого театра

Оборудование:

Ширма для теневого театра, гири и штанги из папье-маше, костюмы героям,

Здравствуйте, дорогие гости!

Здравствуйте, дорогие зрители!

В поселок ваш приехал цирк.

Висят афиши всюду.

Вы заходите в гости к нам,

Чтобы увидеть чудо.

Сегодня и сейчас знаменитый на весь мир детский цирк дает свое представление!

Потом мы поедем,

Возможно в Нью-Йорк

И вызовем там

Всеобщий восторг!

Ну, а сейчас –

Представленье для всех.

Надеюсь, нас ждет

Огромный успех!

Звучит музыка. Парад-алле.

(Все участники программы по кругу обходят сцену. Те, кто проходит перед зрителями, делают поклон. С окончанием музыки артисты уходят за кулисы).

Появятся лишь на арене

Все сразу «ох» и «ах»!

Экзотические бабочки

Сегодня здесь в гостях!

ТАНЕЦ БАБОЧЕК

Единственные в мире атлеты – силачи!

Подбрасывают гири, как детские мячи!

Нет, с ними не сравнится Шварцнейгер и Ван Дам!

Аплодисментами встречаем –

Слава – силачам!

СИЛОВОЙ НОМЕР С ГИРЯМИ


А теперь замрите,

И дыханье затаите!

Сам волшебник Сулейман

Прибыл из далеких стран.

Этот фокус – не обман!

Встречайте – волшебник Сулейман!

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ СУЛЕЙМАНА

(Выбегают клоуны у одного в руках мешок, в котором лежит яйцо- муляж)


Клоун 1:

Здрасьте, ребятишки Вани, Тани и Маришки. Ой, да вы совсем не ребятишки! Здравствуйте, дорогие гости! А меня зовут Антошка. Вы моего друга Тошку не видели?

(Появляется Тошка)

А вот и он, явился – не запылился! Ну, где же ты был?

Клоун 2 : А я смотрю, вы ли, не вы ли?

Клоун 1: Что вылил: Я ничего не вылил.

Клоун 2 : Да не вылил! Я говорю, вы ли, не вы ли?

Клоун 1 : Ах, выли! Кто? Они выли? А зачем они выли? Вы, выли? (смотрит на зрителя). Тошка, боюсь, что ты один понимаешь, что хочешь сказать.

Клоун 2: Нет, я не один, а мы…

Клоун 1 : Кто это мы?

Клоун 2 : вы, мы, ты (объясняет жестами)

Клоун 1 : (зрителю) Вы вымытые? А кто же по-твоему немытый? Не про меня ли?

Вед: Хватит, хватит, уважаемые клоуны. Похоже, что вам никак не разобраться. Лучше расскажите, зачем к нам пожаловали?

Клоун 1: (смотрит на мешок)

Я открою вам секрет –

Ничего пока здесь нет.

Отвечайте-ка мне дружно,

Что найти в мешке нам нужно?

Клоун 2:

Клоун 1 :

Я открою свой мешок…

Только тихо, все… молчок!

Мы немного поколдуем, дружно на мешок подуем, (дуют)

Ручками похлопаем (хлопают, ножками потопаем (топают!

Раз, два, три – вот подарок посмотри! (достает яйцо)

Клоун 2:

Ты, дружок, шутить изволишь?

Клоун 1:

Колдовство не получилось…

В руки мне яйцо свалилось,

Ой, куда меня несет?

В зале дел невпроворот.

(кидает яйцо в сторону занавеса)

Что случилось? Что случилось?

Ой (берется за голову ) яйцо-то укатилось.

Клоун 2:

Сейчас яйцо я догоню

И обязательно верну.

(Из-за занавеса)

Погоди, постой! Догнал!

Я поймал, поймал, поймал!

Клоун 1 бежит за занавес. Выносят каждый по яйцу (за ним дети-цыплята).

Клоун 1 :

А яйцо-то подросло,

Ох…тяжелое оно.

Клоун 2:

Тише (подносит палец ко рту)

Кто-то в нем стучит.

Клоуны убегают.

ТАНЕЦ ЦЫПЛЯТ

Мне с утра хотелось чуда.

Искала я его повсюду,

Даже в темном коридоре,

Через щель в большом заборе,

Раз 15 обежала

Вдоль и поперек квартал,

Запыхалась и устала,

Чуда не нашла нигде (садится возле ширмы).

Просто так пришла к воде…

Вниз спустился солнца круг…

Что же увидала вдруг?

(Включается проектор для экрана теневого театра)

НОЧНОЕ ЧУДО

(сценка для теневого театра)

Что за полосатый кот,

Но размер огромный?

Грациозно он идет,

И рычит нескромно.

И в полоску у него

Рыжая шубейка,

Угадай-ка ты его,

Как зовут котейку?

Подскажу немного я:

С ним нам не до игр,

Называется друзья

Эта кошка ….!

На арене – хищники!

НОМЕР С ТИГРАМИ

До чего изящный вид,

Эта птица всех сразит!

Ах, Фламинго, ты – мечта,

Просто сказка, красота!

Ярко-розовый наряд,

Глазки солнышком горят –

Так стройна, нежна, прелестна

Длинноногая принцесса.

ТАНЕЦ ФЛАМИНГО


Продолжается представление,

По арене балаганной буйным ветром ураганным

Мчатся, как в погоне, цирковые кони.

Вам покажут джигитовку

Смелость, ловкость и сноровку

Всадники лихие, парни удалые

Любят бегать и скакать никому их не догнать!

НОМЕР С ЛОШАДКАМИ




Я вижу, публика довольна?

Ей хорошо здесь и привольно!

Никто уходить не собирается?

Скажите же скорей, вам нравится?

(зрители отвечают)

А нам нравятся и комплименты,

И бурные аплодисменты!

ПАРАД-АЛЛЕ артистов

Клоун 1:

Благодарим всех за внимание!

Представление наше окончено!

Всем до свидания!

Именинник
мальчик

Количество гостей
неограничено

Возраст
4 - 6 лет
Длительность праздника
2 часа
Место проведения
дом и двор
Идея праздника
воссоздать все жанры циркового представления
Декор
плакаты, воздушные шары, ленты, шифон
Цвета
красный, желтый, синий, оранжевый, зеленый

ПОДГОТОВКА К ДЕТСКОМУ ПРАЗДНИКУ НА ТЕМУ ЦИРК

ПРИГЛАШЕНИЕ НА ДЕТСКИЙ ПРАЗДНИК

Вариантов пригласительных открыток мы рассматривали целых два: в форме билета на цирковое представление, и в форме циркового шатра.

Мне лично второй вариант понравился больше. Во-первых, потому, что такая открытка выглядела очень оригинально и загадочно (так и хотелось заглянуть, а что же там, внутри?). А во-вторых, потому, что такое приглашение сделать совсем просто своими руками. Для одной открытки нужно: 2 листа белого картона (10 на 10 см), красная и желтая художественная гуашь, немного лака для ногтей (с блестками), ножницы, клей ПВА.

Шаг 1. На листике картона распечатываем с помощью цветного принтера текст приглашения:

«Дорогой ______ (имя гостя)! Приглашаем тебя стать участником большого циркового представления! Спеши! Пока у тебя есть возможность выбрать самому для себя роль! Кем ты будешь? Акробатом? Укротителем? Клоуном? Шатер цирка расположен по адресу: ____ (ваш адрес), отбор участников представления начнется ___(дата, время). Не упусти свой шанс! Директор цирка ______ (имя именинника) _____ ему в день представления исполнится (_ возраст __). От его выбора многое зависит!»

Текст нужно разместить по центру, сделав отступы вверху, слева и справа по 4 см.

Шаг 2. На другом листе делаем рисунок шатра так, чтобы «вход» (линия Т-образного разреза) располагалась ровно посредине. Для рисунка используем красную и желтую краску. Когда желтый отворот просохнет - наносим тонкой кисточкой лак с блестками.

Шаг 3. Разрезаем «шатер» и склеиваем две части пригласительной открытки.

УКРАШЕНИЕ ИГРОВОЙ ПЛОЩАДКИ, ДЕКОРАЦИИ ДЛЯ ЦИРКОВОГО ПРАЗДНИКА

Как известно, дорога к цирку начинается с билетной кассы. У нас тоже была такая!

Мы ее сделали с большой картонной коробки испод холодильника. Вырезали окошко, нарисовали красками надпись «Касса». Тут наши маленькие гости меняли приглашение на билетик в цирк. Если бы вы только видели, с какими важными лицами подходили ребята к кассе за билетом! А еще, у ворот цирка их встречал огромный «воздушный клоун» - как символ будущего праздника.

Второй момент - цирковой шатер

Если погода позволяет (ваш праздник приходится на теплое время года) можно главную цирковую арену построить во дворе. Для этого вам понадобится установить садовую палатку (конусной формы) и украсить ее яркими лентами, воздушными шарами, гирляндами из флажков.

Купол цирка

Очень интересный момент декора (можно использовать как для украшения шатра во дворе, так и игровой комнаты в доме) - оформление купола цирка.

Чтобы сделать такую красоту необходимо всего лишь несколько метров разноцветного шифона и гроздь воздушных шариков. Кроме того, к куполу можно прикрепить «трапеции» воздушных гимнастов. Для этого вам понадобится: держатель для бумажных полотенец и несколько метров бельевой веревки. А на «трапеции» усадите мягкие игрушки (наверняка, в каждом доме найдется с десяток таких «пушистых подарков»).

В «антракте» поиграйте со своими гостями в магазин

Установите несколько торговых точек (лимонад, попкорн, сладкая вата, чипсы). Пусть одни детки «продают», а другие «покупают». Для этой цели стоит запастись и бумажными печатными «деньгами».

Поддержать сказочную атмосферу цирка в вашем доме (дворе) помогут и плакаты (картинки) с изображением главных участников представления. Если ими украсить стены шатра (или комнаты) получится создать отличный «эффект присутствия» на цирковом представлении.

А еще можно расставить по всему дому (двору) плакаты на подставках с сюжетами циркового представления , вырезав при этом лица главных героев (чтобы ваши маленькие гости могли просунуть туда свои мордашки и сфотографироваться).

КОСТЮМЫ И РЕКВИЗИТ ДЛЯ ЦИРКОВОГО ПРАЗДНИКА

Очень хорошо будет, если в приглашении на цирковую вечеринку вы укажете дресс-код: «приходите в костюме любимой зверушки, клоуна и пр.». Но если такой подход к празднику по каким-то причинам невозможен (родители ваших маленьких гостей слишком заняты, чтобы позаботится о костюме, и др.) подготовьте сами элементарные детали цирковых костюмов .

Носы клоунов и яркие галстуки

Поролоновые красные носики можно купить на распродаже, или сделать дома (у меня на носик ушло ровно 15 минут, кусочек красного поролона 7 на 7 см, пару капель резинового клея и кусок рыболовецкой резинки). А галстуки можно вырезать с недорогой яркой ткани (закрепить так же, при помощи рыболовецкой резинки) или куска оберточной бумаги для подарков.

Костюмы для взрослых

Желательно, если и мама с папой (да и все другие добровольные помощники) будут одеты по «цирковой моде». Также приобретите другой тематический реквизит для конкурсов (фото 4).

Ульяна Чернова

3адачи :

1. Развивать координацию и чувство равновесия, ощущение пространства и ощущение себя в пространстве.

2. Развивать гибкость и выносливость.

3. Развивать двигательные способности детей.

4 .Развивать творческие способности, артистизм.

5. Развивать коммуникативные черты личности, умение быть единой командой.

6. Создать праздничное настроение , вызвать положительные эмоции.

Оборудование : Обручи, мячи, кегли, кольца, понч - болы, хопы, штанга, гантели, гиря, цепь, шелковые платки, скакалка, мыльные пузыри, швабра, с прибитой к ней кастрюлей, воздушные шары, султанчики.

Музыкальная подборка :

1. Песня (минус) «Волшебная страна» (приложение № 1)

2. Песня «Светит солнышко для всех» (приложение № 2)

3. Песня «Веснушки» (приложение №3)

4. Музыка к танцам «Обручи» ; «С султанчиками» ; «Цыплята» ;»Кошечки»; «Жонглеры» ; «Силачи» ; «Ковбои» ; «Восточный» ; «Цыганский» ; к играм.

Ход праздника

Зал красиво украшен клоунами, воздушными шарами, звездами.

Под веселую музыку в зал выбегают клоуны Вася и Кнопочка

Вася Цирк !

Кнопочка Цирк !

Вася Цирк !

Кнопочка Цирк !

Вместе : Только сегодня и только сейчас знаменитый на весь мир детский цирк дает свое единственное представление!

В цирк пригласить вас настала пора

Можно сегодня кричать и смеяться,

Можно шутить, визжать, кувыркаться.

Можно ногами всем громко потопать,

А лучше всего артистам похлопать.

Звучит музыка «Ярмарки краски» (выходят дети)

1 ребенок Двери цирка мы сегодня открываем

Всех гостей на представленье приглашаем

Приходите веселиться вместе с нами

Приходите, станьте нашими друзьями!

2 ребенок : Впервые в России,

Сегодня, сейчас,

Наш детский цирк -

Представляем для Вас!

3 ребенок : Потом мы поедем

Возможно, в Нью-Йорк

И вызовем там

Всеобщий восторг.

4 ребенок : Ну, а сейчас

Представление для всех

Надеемся ждет нас

Огромный успех!

Звучит песня «Волшебная страна» - (приложение №1)

Вася : Дорогие зрители! Дети и родители! На нашем

представлении развлечься не хотите ли?

Кнопочка : Хотите? Отлично! Тогда только сегодня можно все! Все разрешается! Можно разыгрывать и проказничать! Шалить и озорничать!

Вася : Ходить на голове и фокусничать : А давайте, я сейчас буду вам говорить разные новости! А вы, если новость радостная, кричите : "Ура!" и хлопайте в ладоши.

Кнопочка : А если грустная, кричите : «У-у-у!» и топайте ногами. Договорились? Сегодня всем ребятам будут вручаться призы! Дети : Ура-а!

Вася : А вместо призов вы получите манную кашу! Дети : У-у-у!

Кнопочка : На самом деле всех ждут вкусные конфеты! Дети : Ура!

Вася : Которые уже давно слопала Кнопочка Дети : У-у-у!

Кнопочка : А почему это сразу я? Как что, так сразу Кнопочка

Вася : Не обижайся, я пошутил. Давай тихо, представление начинается.

Ребенок : Парад-алле! Начнем аттракционы!

И ничего, что мы не чемпионы -

Всему мы можем научиться,

Нам в жизни это очень пригодиться

Спортивный танец с султанчиками («Кукарелла» )

Кнопочка

Вася

Кнопочка : Давай загадывай

Вася : Был белый дом, чудесный дом

Но что-то застучало в нем

И он разбился и оттуда

Живое выбежало чудо

Мягкое, пушистое, и золотое!

ведь на арене цирка цыплятки танцуют .

Танец цыплят (дети 2 младшей группы)

Вася Кнопочка, скажи, а ты что самая умная?

Кнопочка : Ну, конечно же не самая, но кое что знаю, а ты чего хотел-то?

Вася : Да вот хотел тебе загадку одну загадать.

Кнопочка : Давай загадывай

Вася : Был белый дом, чудесный дом

Но что-то застучало в нем

И он разбился и оттуда

Живое выбежало чудо

Мягкое, пушистое, и золотое!

Кнопочка Я знаю, почему ты загадал мне эту загадку.

Зрители в восторге, зрители ликуют,

ведь на арене цирка цыплятки танцуют .

Танец цыплят (дети 2 младшей группы)


Кнопочка Какие же они хорошенькие, такие миленькие, пушистенькие, воздушные. А знаешь, Вася, что еще бывает воздушным?

Вася : Облако? Пух? Снег?

Кнопочка : Да нет же! Мыльные пузыри!

Вася : И что, мы сейчас будем мыльные пузыри выдувать?

Кнопочка : Мы сейчас будем танцевать!

Вася : Что-то не пойму, а мыльные пузыри при чем тут?

Кнопочка : А притом, что когда музыка зазвучит, я начну выдувать мыльные пузыри, нужно будет танцевать и ловить их. А как только музыка остановится - нужно замереть на месте.

Игра «Пузыри»

Вася : Да, здорово так играть, только я вот почему-то ни одного пузыря так и не поймал.

Кнопочка : А ты Вася посмотри на наших следующих артистов, может быть у них научишься быть ловким!

Кольца взлетают все выше и выше,

обручи, кегли, мячи,

это жонглеры к зрителям вышли

самые ловкие в мире они!

«Жонглеры» - спортивные упражнения

с мячами, кеглями, кольцами. (дети ст. гр)

Забегает Вася, несет обручи и пытается их крутить, но у него ничего не получается.

Кнопочка : А зачем ты сюда обручи принес?

Вася Я решил худеть, один обруч купил себе, а другой подарить тебе.

Кнопочка : Эх, Вася, Вася, так ты точно не похудеешь, поменьше сладкого надо есть.

Ты лучше посмотри, как выступают юные гимнастки. Очень скоро вся страна, будет знать их имена.

Спортивный танец с обручами (девочки подг. гр)


Вася (плачет) Ой горе мне горе!

Кнопочка Вася, что случилось?

Вася : Ой, горе, заболел я болезнью страшной, неизлечимой, помогите, умираю!

Кнопочка Вася, подожди ты умирать, обьясни толком, что произошло.

Вася : Да ты сама посмотри, видишь у меня на лице какие пятнышки появились, чем я их только не смывал, и мылом, мочалкой, и песком даже, ничего не помогает. Все, я умираю.

Кнопочка Не переживай Вася,я кажется знаю, что это такая за болезнь, называется она «Веснушки» . ей почти все дети болеют.

Вася : Правда? И я не умру?Кнопочка : Ну, конечно же нет, глупенький. Веснушки - это же наоборот, очень красиво. Я знаю одну девочку, которая очень бы хотела иметь такие же вот веснушки. Хочешь послушать, как она поет об этом?

Вася Конечно

Песня «Веснушки» муз. А Варламов, сл. Р. Панин (дети выполняют движения под музыку)

Вася : А я тоже умею петь.

Потихоньку, понемножку, прибавляет к мышке кошку

Получается ответ-кошка есть, а мышки нет!

Кнопочка : Ой, слава богу, что мышей нет, я их ужасно боюсь!

Котята в нашем цирке выступают , и танцем всех вас удивляют!

Танец «Кошки» (выступление детей средней гр)


Входит Вася, у которого сзади за пояс зацеплена веревка.

Кнопочка Вася, что это такое?

Вася : В кошку превращаюсь, а это мой длинный хвост!

Кнопочка (смеется) ну и хвост! - отбирает и убегает

Вася : Ну и ладно, подумаешь! Есть у меня скакалочка, скакалочка - вращалочка, могу ее я повращать, а вам придется поскакать!

Игра «Удочка»

Вася Ты знаешь Кнопочка, вот за язычки детишкины я волнуюсь. Давненько они ничего не кричали. Пожалуй, и язычки у них присохли.

Кнопочка : Что же делать? Зарядку для язычков?

Вася : Именно! А что у нас вместо зарядки для язычков? Конечно же, кричалки. Сейчас эти ребята будут со мной кричать : «Дощ - щечка!» .

Кнопочка : А эти вместе со мной кричат : «Прищ-щепка!» .

Вася : А взрослые дружно крикнут : «Дружищ-ще!» . А теперь все вместе по моему сигналу кричим!

Одновременно все кричат свои слова. В конце получается "Апчхи!».

Кнопочка Здорово покричали!

Вася Ага! У меня так корова чихает.

Кнопочка : Откуда у тебя корова?

Вася : Какая разница? Главное, она молоко дает! Попьешь того молочка и сразу станешь сильным и могучим, как наши следующие выступающие. Давай, обьявляй их скорее.

Кнопочка : Выходят на арену силачи

И гири поднимают высоко

Они подковы гнут как калачи

И вес любой они возьмут легко.

Выступление силачей (с гантелями, штангой, гирей)

Вася Мираж, в пустыне идет караван

Вот чей-то гибкий колышется стан

Звуки востока слышны на заре

Танец красавиц чудится мне.

Исполняется «Восточный танец»


Кнопочка : Давай поиграем в наездников?

Вася : А как это?

Кнопочка : Ну, сначала ты будешь лошадью, а я буду наездником, а потом наоборот.

Вася : Давай, садись!

Кнопочка влезает на спину Васи. Тот подхватывает ее и ходит по кругу.

«Наездник» понукает «лошадь» .

Кнопочка : Но, но. Быстрее скачи, а то ходишь как кляча! Давай.

Вася (возмущенно) . Хватит, слезай!

Кнопочка : Подожди, еще кружочек. «Лошадь» падает на колени.

Вася : Ну, а теперь моя очередь. Становись на четвереньки!

Кнопочка : Ну, вот еще, делать мне нечего - быть лошадью. Ты вот лучше давай обьяви следующий номер нашей программы.

Вася : На арене выступают-

хорошо подкованные,

кони дрессированные.

Кони, скачут словно ветер,

нет быстрее их на свете!

«Ковбойский танец» (исполняется на мячах-хопах)


Кнопочка Мы все немножко засиделись,

на наших артистов загляделись,

станем быстренько в кружок,

и попляшем мы чуток!

Исполняется общий танец «Привет ребята!»

(музыка дуэта «Учитель танцев)

Вася : Ехали цыгане с ярмарки домой,

и остановились рядом на постой.

А остановились, чтобы станцевать,

и задор цыганский всем вам передать!

«Цыганский танец»


Звучит песня «Ярмарки краски» (все артисты выходят)

Дети Спасибо, цирк , за красоту твоей души,

Спасибо цирк , за доброту за веру в жизнь,

Спасибо цирк , за праздник твой ,

Короткое свидание с мечтой.


Вася и Кнопочка : Веселья вам и оптимизма, ясного солнца и безоблачной погоды в ваших семьях,

Песня «Светит солнышко для всех» (музыка А. Ермолова, сл. В. Орлова) (приложение №3)

Дискотека под музыку «Арам-зам-зам»

Приложение № 1

«Волшебная страна»

1куплет Есть на свете такая страна,

где всегда чудеса совершаются,

называется цирком она ,

вечно юной она называется.

И поверьте, что эта страна

поднимает нам всем настроенье,

мы плывем по волшебным волнам,

по волнам счастья и восхищенья!

Припев Волшебная страна,

здесь звери выступают,

жонглеры, силачи,

и клоуны бывают.

Волшебная страна

здесь красочно и ярко,

нас в цирке ждут всегда-

сюрпризы и подарки.

2 куплет Веселый цирк-страна чудес ,

здесь двери всем открываются,

здесь все добры, здесь слышен смех,

все люди тут улыбаются.

В этой доброй, волшебной стране-

солнце ярче и звезды светлее,

есть на свете такая страна-

нет дороже ее и милее.

Приложение № 2

«Светит солнышко для всех»

1 куплет День открылся на заре

золотистым ключиком,

чтоб досталось на Земле

каждому по лучику.

Чтобы пальмы подросли

и берёзки с ёлками,

чтоб весною соловьи

на ветвях защёлкали.

Припев (2 раза) :

Светит солнышко для всех,

чтоб звенел весёлый смех,

детвора не плакала.

Светит солнышко для всех,

чтоб звенел весёлый смех,

светит одинаково.

2 куплет День открылся на заре

золотистым ключиком,

чтоб досталось на Земле

каждому по лучику.

Чтоб звенел весёлый смех,

детвора не плакала

светит солнышко для всех,

светит одинаково.

Приложение №3

песня «Веснушки»

1 куплет На носу, на щеках веснушки

у моей самой лучшей подружки.

И скажу я вам откровенно,

что к лицу они ей несомненно.

Стоит ей хоть чуть-чуть улыбнуться,

и веснушки её засмеются.

Я завидую, я чуть не плачу

Припев Веснушки, веснушки

у моей подружки.

И у опят веснушки, под ёлкой на опушке.

Веснушки, веснушки,

у моей подружки,

а главное у солнышка

есть на носу веснушки.

2 куплет Целый день я лежу на солнце,

а оно надо мною смеётся.

Но сказал мне сосед по секрету,

что бывают они только летом.

Я с тоскою смотрю на подружку

до чего же идут ей веснушки.

Я завидую, я чуть не плачу

и в платок голубой слёзы прячу.

3 куплет Соберу все свои игрушки,

отнесу поскорее подружке.

И скажу : " Забери всё, не жалко!

лишь отдай мне свои веснушки!"

Список используемых источников информации :

1. «Тематические физкультурные занятия и праздники в дошкольном учреждении» Л. П. Щербак

2. «Спортивный серпантин » Е. А Гальцова; О. П. Власенк

3. «Дружить со спортом и игрой » Г. П Попова

4. «Дидактическая копилка воспитателя детского сада» П. П. Дзюба

5. «Веселая физкультура для детей и их родителей» О. Б Казина

Цирк... Цирк? Цирк! - сценарий

Для проведения каждого из игровых конкурсов требуется особый реквизит. До начала циркового представления детям - участникам конкурсов раздают цветные жетоны, что помогает в нужный момент легко организовать команды. Все конкурсы сопровождаются ритмичной музыкой.

Для каждого конкурса заранее готовят призы : книги, ручки, блокноты, карандаши, закладки и др.

Ведущий. Сегодня мы с вами отправимся... угадайте куда? Правильно, в цирк. Нас ждет необыкновенное представление! Почему необыкновенное?

Потому что в обыкновенном цирке артисты - это артисты, зрите ли - это зрители. А в нашем цирке вы сами будете и зрителями и артистами.

Прежде чем начать нашу программу, представьтесь, пожалуйста, друг другу, как настоящие артисты, Я объявлю: «В необыкновенном цирковом представлении принимают участие...», а вы громко назовете свои имена. Приготовились! «В необыкновенном цирковом представлении участвуют... (дети громко называют свои имена.) Приятно с вами познакомиться!»

(Звучит музыкальный эпиграф цирковой программы.)

Ведущий. Ну вот, мы друг с другом познакомились. Вы, как настоящие артисты, приготовились участвовать в представлении.

Но, кажется, мы забыли познакомиться еще с одним цирковым артистом, самым смешным участником любой цирковой программы. Кто он? (дети называют.) Ну конечно, клоун. Так, давайте позовем нашего клоуна Клепу к нам. Приготовились. (дети зовут Клепу). ‘Клоун, жонглируя, выходит к детям

Клоун. Здравствуйте, детишки, здравствуйте, ребятишки! Какая у меня молодая смена подрастает! А вы знаете, я столько лет уже в цирке работаю, многому на учился, ведь в цирке столько интересных жанров.

Вы знаете их? Назовите! (дети перечисляют.)

А знаете ли вы, что цирк родился почти 200 лет назад и был сначала только конным, т.е. ничего, кроме скачек лошадей, в цирке не показывали. Но так красиво лошадки гарцевали!

Ведущий. Ребята, а давайте сделаем нашему Клепе подарок. Устроим ему конное представление, да не простое, а с настоящими наездниками и жонглерами.

Конкурс «Лошадки»

Проводится конкурс наездников. На сцену приглашают желающих с жетонами... цвета.

Участникам выдают «лошадок» - головы животных на длинной палке. Под музыку дети, словно наездники, бегут по кругу. В это время ведущий стоит в середине круга и бросает бегущим мячик. Если участник потеряет лошадку» или выронит мячик, то выбывает из игры.

Конкурс продолжается до тех пор, пока не определится победитель.

Клепа. Какие вы, ребята, молодцы! Так меня порадовали. А вы знаете, что сейчас в цирке выступает очень много животных и птиц. Вот угадайте, о ком я говорю.

Белы хоромы,

Красны подпорки. (Гуси.)

Днем молчит,

Ночью кричит. (Филин.)

Шапочка серенькая,

Жилеточка нетканая,

Кафтанчик рябенький,

А ходит босиком. (Ворона)

Маленькие ушки

Жмутся друг к дружке,

Колечками шерсть,

И копытца есть. (Овца)

С бородой родится,

Никто не дивится. (Козел)

Среди двора стоит копна :

Спереди вилы, сзади метла. (Корова.)

По горам, по долам

Ходит шуба да кафтан. (Овца.)

Четыре ноги, пятый хвост,

Шестая грива. (Лошадь.)

Лапка мягонька,

А коготок востер. (Кошка.)

Ноги тонки, бока звонки,

А хвост закорючкой. (Собака.)

Уши длинные, большие,

А глаза его косые.

Куцый хвост, серый мех,

Он в лесу трусливей всех. (Заяц.)

Бредут вразвалку по тропинке

К воде подушки и перинки.

Они пловцы прекрасные,

На лапках

Ласты красные. (Гуси.)

Ведущий. А я хочу сказать, что в Москве есть настоящий кошачий цирк Юрия Куклачева. Действительно, каких только животных не увидишь в цирке! Какое самое большое животное вы видели в цирке? (Слон.) А какое самое маленькое? (Муравей.)

Клоун. Раз уж у нас происходит настоящее необыкновенное представление, почему бы некоторым ребятам не превратиться в трудолюбивых муравьев?

Конкурс «Муравьи»

Команды, состоящие из четырех человек, строятся у дверей зала. Первый участник каждой команды бежит через зал мимо первого ряда до противоположной стены, затем возвращается, и теперь, держась за палку («тростинку»), «муравьи» бегут вдвоем, затем втроем, вчетвером. Побеждает та команда, которая первой вернется к своей двери, не потеряв по дороге ни «соломинку», ни «муравьев».

Ведущий. Ребята! Как вы думаете, что делают зрители, когда хотят поблагодарить артистов? Свистят? Кричат? Стучат ногами?

Правильно, аплодируют. давайте и мы поучимся аплодировать. Когда в начале представления выходит его ведущий, мы аплодируем не очень сильно, вежливо и сдержанно, как будто говорим: «Спасибо, что представление начинается». Давайте попробуем поаплодировать так, как будто представление только начинается. (Дети аплодируют.)

Молодцы! А если выступление артиста понравилось, как мы аплодируем? (Аплодисменты.)

А если очень понравилось? (Аплодисменты.) Молодцы, настоящие бурные аплодисменты.

А если выступление очень-очень понравилось? (Аплодисменты.)

Замечательно, это были продолжительные аплодисменты, переходящие в овации.

Клоун. Вот вы, ребята, сказали, что я - самый главный герой в цирке. А знаете ли вы, какой номер - самый главный. Такой номер часто называют смертельным.

Ведущий. Для того чтобы исполнить этот номер, нам нужно выбрать самого смелого мальчика в зале. (Ведущий объявляет, кто выступает.)

Аттракцион «Смертельный номер»

Смельчаку дают в руки поднос, на котором стоит ваза с цветами. Ее нужно донести до стола, аккуратно минуя подстерегающие на пути преграды - кегли. Сложность выполнения задания заключается в том, что участнику завязывают глаза и он должен запомнить, где стоят кегли, и не сбить их, двигаясь к столу. Но когда участнику завяжут глаза, кегли тихонько убирают.

Зрителям очень весело смотреть как смельчак преодолевает преграды.

Клоун. Ну что, страшно было? Как же нет, вон все ребята под кресла попрятались. А хотите я вас рассмешу? Вот только вы помогите мне.

На сцену поднимаются дети. Клоун надевает им за кулисами клоунские носы. Зал смеется.

Ведущий. Сейчас в нашем представлении примут участи артисты очень интересного жанра. Не говоря ни слова, они смогут поведать нам о многом интересном. Думаете, это легко? Вот попробуйте все вместе не словами, а с помощью мимики и жестов сказать фразу: «Дайте мне балалайку.

А теперь : «У меня большой воздушный шар». Ну что ж, у всех получилось очень хорошо. Клепа, думаю, что артисты готовы продемонстрировать свое мастерство, а вы, ребята, отгадайте, о чем же они нам рассказывают.

Конкурс мимики и жестов

Три участника с клоунскими носами поочередно изображают с помощью мимики и жестов строки известных детских стихотворений А.Барто:

Мишка косолапый...;

Идет бычок качается...;

Я люблю свою лошадку...

Клепа. Мне кажется, ребята достойны ваших бурных аплодисментов. Знаете, я сейчас был за кулисами и с большим интересом наблюдал за вами - зрителями которые сидят в зале. Все ведут себя по-разному, хотя существует ряд правил поведения в театре, в кино, на цирковом представлении.

Хотите, я о них вам расскажу?

Вредные советы.

В зал можно входить, когда захочешь. Если в нем уже сидят зрители, не бойся, пробирайся на свое место, наступай всем на ноги. Можно съесть вкусную шоколадку. Во время представления - чего же она тает в кармане! Можно, если тебе нравится концерт, топать, кричать.

А и тебе плохо видно за головой сидящей впереди девочки, дерни ее за косы + пусть пригнется. В общем, веди себя как дома.

Ведущий. Ребята, расскажите Клепе, как нужно вести себя в зале, а то он за кулисами ничего не видит. (Дети отвечают.)

А сейчас мы проведем с вами музыкальную викторину, а ее победителей Клепа пригласит для участия в нашем представлении.

Викторина «Семь вопросов о музыке»

1. Сколько всего нот? (7.)

2. у какого инструмента З струны? (У балалайки.)

3. Какой весенней птице посвятил свое произведение композитор Алябьев? (Соловью.)

4. Какие вы знаете духовые музыкальные инструменты? (Труба, саксофон, флейта и др.)

5. На каком музыкальном инструменте играл Крокодил Гена? (На гармошке.)

6. С кем пел дуэтом свою песенку «Я на солнышке лежу» Львенок? (С черепахой.)

7. Кто исполнял песню Снегурочки в новогоднем выпуске «Ну, погоди (Заяц.)

Клепа. Вот они, самые умные, самые любознательные. Я вам сегодня столько интересного рассказал, порадуйте и вы меня.

Пусть на нашем цирке будут певцы выступать, ведь у нас необыкновенное представление.

Конкурс «Нотки»

На сцену выходят семь участников - победители музыкальной викторины. Им прикалывают заранее подготовленные эмблемы с нотками: до-ре-ми-фа-соль-ля-си. Каждой «нотке предлагают спеть куплет своей любимой песенки.

А зрители с помощью аплодисментов определяют победителя кому громче хлопают - тому и приз.

Ведущий. Спасибо вам, ребята. Большое удовольствие вы доставили нашему Клепе, да и он нас сегодня много раз радовал. Правда?

(Дети Отвечают.)

Клепа. Раз я вам так понравился, то, так и быть, покажу вам один фокус, но вы мне снова должны помочь. Всем девочкам я дарю вот эту ромашку, а всем мальчикам - вот этот колокольчик.

Как только вы поймаете бабочек, скорее бегите к своему цветку и сажайте их на него, а потом мы посмотрим, у кого же лучше получился этот чудо-фокус.

Ведущий. Ну что же, ребята, прошу вас встать, по вернуться лицом к креслам и быстрее поймать своих бабочек.

Конкурс «Бабочки»

По обе стороны сцены (зала) на планшетах прикреплены цветы, а под креслами зрителей приколоты бумажные бабочки. Их нужно найти, прибежать на сцену и посадить бабочку на свой (ромашку или колокольчик) цветок. Прикалывают бабочек булавками или скотчем, которые подают помощники Клепы.

В конце циркового представления его ведущий и Клепа прощаются с ребятами и приглашают на новую цирковую программу.

Цирк - одно из любимых детских зрелищ.
В нем соединяются эксперименты по исследованию невероятных возможно-стей человеческого тела (гимнасты, акробаты, силачи), игровые сюжеты, беззлобно пародирующие физическое несовершенство человека (клоуны), таинственность и волшебство (фокусники и иллюзионисты) и демонстрация удивительного сходства человека и животных, их артистического единства (дрессированные звери). Дрессированные звери особенно любимы детьми. Почему - отдельный, очень интересный вопрос.
Но сейчас речь не об этом. Сейчас речь о том, как можно трансформировать детскую любовь к цирку в игру и поставить ее на службу педагогическим задачам.

Любой мало-мальски грамотный, заботящийся о детях педагог понимает, насколько важно для детей испытывать чувство успешности. Переживая свою успешность, ребенок убеждается в том, что взрослые его принимают, интересуются им, что он - пусть и не всегда - все-таки способен удовлетворять их требованиям. И, следовательно, может рассчитывать на их любовь. А дети довольно рано начинают искать подтверждения любви взрослых - как только они переживают кризис трех лет, как только сталкиваются с выражением неудовольствия родителей по поводу своего поведения, с ограничивающими их требованиями. В глубине души дети полагают, что взрослые любят их тогда, когда они - «хорошие». Но ведь они бывают и «плохими»! И переживают свою «плохость» не только как несоответствие заданным нормам, но и как причину лишиться родительской любви. Это чувство - страх потерять родительскую любовь - для ребенка очень тяжело. Это источник конфликтов, срывов и напряжений.

И дело психологов - учить родителей «правильно» наказывать детей (чтобы наказание не порождало чувство потерянной любви), а также как можно чаще выражать свои теплые чувства к детям.

А дело педагогов - создавать для детей возможности «нравиться» мамам и папам, удивлять и радовать их, тешить их амбиции, их тайные желания видеть ребенка талантливым, ярким, подающим надежды.

Для этого в детских садах устраивают выставки детских работ. Это немаловажно. Но психологи не раз отмечали: специфика детского творчества - в предпочтении процесса результату. Рисовать интереснее, чем разглядывать уже готовый рисунок. Лепить увлекательнее, чем рассматривать слепленное в ряду похожих фигурок, когда можно к тому же и обнаруживать его несовершенство. Да и родители не всегда «умеют» смотреть на детские работы.

Участие в спектакле, в концерте, в дефиле - совсем другое дело. Такая форма детской публичности позволяет слить воедино удовольствие от процесса и результата. К тому же эта «узаконенная» ролевая игра втягивает в свою игровую орбиту взрослых, делает их соучастником детских переживаний. Поэтому все маленькие так хотят «быть артистами».

Но не всем это удается. Не всем удается попасть в свет прожекторов так, чтобы ощутить безусловное, неотменимое восхищение взрослых. Один плохо двигается, и музыкальный работник старается не ставить его танцевать. Другой плохо говорит и поэтому никогда не получит значительной, заметной роли. Третий вообще стесняется оказаться один на один с публикой, хотя такая потребность в нем и живет. Но нет никакой возможности позволить этой потребности реализоваться.

И вот, представьте себе, игра в цирк. Это ведь жанр, деформирующий представления о красивом и правильном. Какая уж в клоунах красота, если у них животы, как мячи, башмаки величиной с лыжу, и они что ни шаг, то растягиваются на манеже, путаясь в собственных штанинах? Или собачки в юбочках. Или медведь, катающийся на роликах. Он ведь катается не как звезда экрана, а как медведь - смешно, неуклюже.

Если взглянуть на цирк глазами психолога, это зрелище, позволяющее детям примириться с собственным несовершенством: бывает еще хуже. И это «хуже» - не такое уж страшное. Смешное, милое. В цирке дети в общем-то смеются над собой. И это позволяет принимать жизнь в целом.

А гимнасты и акробаты - это такое совершенство, которого не достигают даже мамы с папами. Это то, о чем можно мечтать. Во что можно играть.

Если бы мы сумели сделать это содержанием игры, использовать возможности, заложенные в цирковом жанре, мы бы продвинулись в решении важнейших психотерапевтических задач: помогли бы стеснительным выйти на сцену, молчаливым - покорить публику движением, плохо двигающимся - сделать вид, что так и должно быть.

Давайте придумаем цирковое представление. Сразу оговоримся: главное для нас - вывести на сцену (на «арену») всех детей, найти для них такие роли, которые позволили бы скрыть их недостатки и подчеркнуть их достоинства.

Роли нужно подобрать так, чтобы они позволяли ребенку быть активным в меру его возможностей и красивым, интересным - в меру возможностей педагога-постановщика и гримера-взрослого.

Цирк - искусство зрелищное, а не словесное. Это хорошо. Значит, дети могут принять участие в представлении, независимо от уровня развитости речи и ее чистоты.

Придумываем номера

Все цирковые номера будущей программы условно делятся на две группы - «настоящие» и «имитационные».
Если в группе есть дети, занимающиеся гимнастикой, уверенно двигающиеся на роликах или ездящие на велосипедах, это конечно же надо использовать. Особенно - если цирковое представление состоится на открытой площадке, на участке детского сада. Это придаст представлению основательность.
Любой инструктор физической культуры сумеет выстроить эти номера и проследит за тем, чтобы дети были одеты ярко, сценично. Чтобы их выступления сопровождались музыкой и интересным комментарием.
Но мы уделим особое внимание имитационным номерам, где мастерство гимнаста, акробата или дрессировщика обозначено игровыми средствами.
Такие номера должны быть разными, открывающими сценические возможности для разных детей.

Гимнасты и акробаты

«Канатоходцы»

В выступлении канатоходцев нужно обеспечить постепенное возрастание уровня сложности их движения - точно так же, как в настоящем цирке.

К примеру, сначала три канатоходца друг за другом двигаются, перемещаясь с тумбы на тумбу (с кочки на кочку). Затем в центр арены выносится скамейка и устанавливается между двух тумб. (В цирке воздушные гимнасты всегда вступают на канат с «насестов».) По скамейке двое канатоходцев двигаются под музыку навстречу друг другу. Сложность состоит в том, чтобы разойтись в середине. А можно эффектно спрыгнуть и поднять руки вверх, затем снова заскочить на скамейку и продолжить движение.

Третий уровень сложности - движение по канату. Его тоже нужно разложить между тумбами. Канатоходцы берут в руки гимнастические палки (для балансирования), их вступлению на канат предшествует барабанная дробь. Затем музыка стихает, и гимнасты двигаются по канату в полной тишине - будто они действительно под куполом цирка. Когда последний из них достигнет тумбы, снова раздается барабанная дробь. Ну, и аплодисменты.

«Невиданные движения: группа акробатов»

Выступает группа акробатов, обладающих способностью двигаться самым невиданным образом. Это могут быть четыре–шесть мальчиков. Среди акробатов может быть и пара девочек.

Акробаты выстраиваются в линию лицом к зрителям, по сигналу опускаются на корточки и двигаются гусиным шагом до обозначенной линии. Затем поднимаются, разворачиваются и маршируют обратно.

Здесь меняют позу: встают, опираясь руками сзади, и опять двигаются на зрителя.

После этого акробаты делятся на пары. Пары образуют «тачку»: передний стоит, опираясь на руки, задний держит его за ноги. Это трудный способ движения, поэтому дети могут пройти таким способом совсем небольшое расстояние.

Можно также двигаться боковым галопом, «склеившись» спинами.

Наконец, все участники аттракциона выстраиваются в колонну, образуют «сороконожку» и покидают таким способом арену. Движение «сороконожки» настолько экстравагантно, что не может не вызвать аплодисментов.

Фото из архива детского сада № 21, г. Уссурийск

«Жонглеры»

Научить маленьких детей сколько-нибудь сносно жонглировать практически невозможно. И не надо ставить перед собой такой задачи. Достаточно, если дети выстроятся в два ряда и будут перекидывать друг другу цветные мячи: сначала - большие, потом - маленькие.

Затем ведущий объявляет: «А сейчас юные жонглеры покажут, как можно удерживать мяч без помощи рук». Дети делятся на пары, встают лицом друг к другу, зажимают мячи между животами и двигаются в сторону зрителей, а потом назад. Чем не аттракцион?

После этого они могут продемонстрировать зрителям «чудеса равновесия», двигаясь по кругу с какими-нибудь предметами на головах. Чтобы «артистам» было удобнее покорять присутствующих мастерством, можно надеть им на голову ободки из твердого картона. На таких ободках мяч будет лежать достаточно устойчиво. А можно водрузить на голову и что-нибудь более эффектное - например, чайник или корзиночку с бумажными цветами.

Корзинки с цветами на головах - это кульминация номера.

Под красивую музыку жонглеры двигаются в сторону зрителей, подходят совсем близко, снимают корзиночки и передают их своим мамам-зрительницам. Очень эффектно!

Выступления дрессированных зверей

Переходим к любимой детской теме - к дрессированным зверям. Дрессировщицами обычно хотят быть девочки, а дрессированными хищниками - мальчики. Что вполне характерно для эпохи феминизма.

Но мы начнем не с хищников, а с более безобидных зверьков - с мышат.

«Дрессированные мышки»

Сначала на арене появляется дрессировщица (или дрессировщик) мышат. Использовать кнут в отношении таких безвредных зверьков неэтично. Но нужно снабдить дрессировщицу каким-нибудь «орудием управления». Это может быть колокольчик. Для пущей эффектности это можно подвязать на цветную ленточку или подвесить к палочке с лентами.

На звон колокольчика на арену выбегают мышки. Первой движется мышка-мать, за ней, держась за хвостик впереди стоящего собрата, двигаются остальные мышата. Цепочка может состоять из пяти-шести детей. Она не должна быть очень короткой (трое мышат, например, - это маловато), но и не должна быть очень длинной.

Сам вид мышат, держащихся за хвостики друг друга и семенящих маленькими шажками на носочках, вызывает аплодисменты зрителей.

Что могут делать мышки? Мышки могут «нырять» в воротца, могут двигаться по тоннелю. Для этого им придется опуститься на коленки и быстро-быстро проползти друг за другом, а потом снова построиться и ухватить друг друга за хвостики. Дрессировщица при этом может говорить: «Мышки! В воротца!», «Мышки! В тоннель!» - и взмахивать колокольчиком.

После каждого удачно выполненного задания мышки должны разворачиваться к зрителям и кланяться - вместе с дрессировщицей.

Покидают они арену тем же способом, что и в начале.

В этом номере могут принимать участие даже маленькие дети, которые уже бывали в цирке, хотят выступать и умеют двигаться на носочках, держась за хвостик впереди стоящего.

«Укротитель львов и тигров»

Львы и тигры появляются после мышат и составляют с ними контраст.

Для пущей серьезности перед появлением хищников можно обнести арену декоративным заборчиком, имитирующим решетку. На сцене полукругом расставляют тумбы (крупные кубики из строительного материала).

Дрессировщица (дрессировщик) появляется на арене с хлыстом, которым нужно громко щелкать об пол со словами «Алле, гоп!». Следом за дрессировщицей выбегают хищники. Они рысцой передвигаются по арене, щелкают зубами, а время от времени оборачиваются к зрителям и громко рычат.

Фото из архива детского сада № 47, г. Полысаево Кемеровской области

Дрессировщик восклицает: «Место!» - и снова щелкает хлыстом. Хищники залезают на тумбы и усаживаются там на четвереньках. Все, кроме одного. Один все ходит кругами, и когда дрессировщица приближается к нему с хлыстом, рычит и бьет по хлысту лапой. Но затем и он занимает свое место.

Дрессировщица отдает следующую команду: «Ап!». Хищники с рыком поднимаются «на задние лапы» - попросту встают на ноги.

Дрессировщица берет большой обруч с натянутой на него тонкой бумагой, бьет хлыстом, восклицает: «Алле!».

Тигры друг за другом прыгают в обруч. Самый первый должен прорвать бумагу. Эту роль должен взять на себя самый отчаянный и смелый мальчик.

Если кто-то из «тигров» умеет кувыркаться, нужно предоставить ему такую возможность. После этого все тигры и львы выстраиваются в линию в позе «упор присев», а дрессировщица прыгает или просто переступает через их спины.

Затем хищники снова занимают места на тумбах.

Наконец конферансье объявляет: «А сейчас смертельный номер. Голова куклы Лизы в пасти льва!»

Ребенок, изображающий дрессированную собачку, может ввести куклу Лизу на арену в тележке. Дрессировщица берет куклу, целует ее, показывает зрителям и направляется к тому хищнику, который рычал больше всех.

Она щелкает кнутом и говорит: «Пасть - ап!» Лев широко-широко открывает пасть, и дрессировщица под бой барабанов вкладывает ему в рот кукольную голову. Конферансье считает: «Один-два-три!» Лиза извлекается на свет божий и усаживается на тележку, лев закрывает пасть. Под аплодисменты зрителей кукла уезжает, а за ней убегают хищники и уходит дрессировщица.

«Дельфины»

Использование кукол и других игрушек в детском цирковом представлении - вещь вполне органичная и сильно расширяющая возможности имитационного цирка.

Дельфины - это куклы. Можно купить надувных дельфинов в магазине игрушек. (В купальный сезон такие игрушки представлены на прилавках в изобилии.) Только они должны быть не очень большими, ведь детям придется держать их в руках и управлять ими. Если подходящих надувных игрушек нет, можно сшить двух-трех дельфинов.

Для выступления дельфинов поперек арены между двумя стойками натягивается голубая ткань. Верхний край ткани доходит примерно до груди актерам, управляющим игрушечными дельфинами. То, что актеров видно, несущественно. Все равно внимание публики будет сосредоточено на куклах.

У дельфинов тоже есть дрессировщик. В руках у него маленькая палочка, похожая на дирижерскую. Он тоже время от времени вскрикивает: «Алле!»

По его зову над тканью появляются дельфины и изображают свободные прыжки над водой. Следующее «Алле!» и постукивание палочки по краю ткани означает, что дельфины должны развернуться и поклониться зрителям. Звучит вальс, дрессировщик «дирижирует» палочкой, дельфины танцуют парами. Затем дрессировщик стучит палочкой по краю ткани и берет в руки мяч. Дельфины разворачиваются к публике. Каждый из кукловодов принимает положение особой готовности: сейчас ему предстоит отбивать мяч головой дельфина. Конферансье и зрители участвуют в ловле мяча, отлетающего в разные стороны.

После каждого номера дрессировщик достает из сумочки картонных рыбешек и кидает их в воздух в сторону дельфинов. Дельфины изображают, будто хватают их в воздухе.

После последнего кормления дельфины опять свободно прыгают над водой и наконец исчезают за тканью. Дрессировщик кланяется. Зрители в восторге.

К выступлениям дрессированных зверей можно прибавить «танцы» страусов-марионеток (или других подобных кукол).

Фокусники и чародеи

Без фокусников цирк - не цирк. Но в игровом цирке нет надобности стремиться продемонстрировать «настоящие» фокусы. И детей, и зрителей вполне устроят условные чудеса. Всех фокусников разделим на две категории: на тех, что одеты в плащи, цилиндры и белые перчатки, и на тех, что в чалмах.

Фокусники в цилиндрах превращают девочек в бабочек и камушки - в конфеты. Фокусники в чалмах имеют дело со змеями.

Чтобы обеспечить фокусникам успех, необходимо установить в глубине сцены задник - мини-занавес на раме, установленной на колесиках. Так его можно будет в нужный момент установить на площадке. Можно воспользоваться более простой конструкцией: выше голов артистов натянуть вдоль сцены проволоку, по которой будет перемещаться съемный тканевый занавес. За ним спрячутся актеры, участвующие в фокусах.

«Фокусник в цилиндре»

Фокусник в цилиндре может удивить всех сразу при появлении: сначала он будет великаном, а потом - «карликом», то есть примет свои естественные размеры. Великаньи размеры достигаются за счет того, что ребенок-фокусник усаживается на плечи папе или сильному подростку. «Фигура» скрывается плащом. Проделав круг почета, она исчезает за задником, и через пару минут оттуда появляется фокусник - в том же цилиндре, но заметно «сократившийся» в размерах.

Это первая часть его номера. Вторая часть связана с превращением бабочек. Фокусник берет в руки мобиль с бумажными бабочками, некоторое время раскачивает его в такт музыке, а потом небрежным движением бросает в «тайное» окошко на занавесе задника. Тут же из-за занавеса, откуда недавно появился он сам, появляются девочки-бабочки с прозрачными крылышками и танцуют на радость зрителям.

Затем бабочки рассаживаются вокруг фокусника, который снимает с головы цилиндр и вытягивает оттуда прозрачные цветные платочки. Платочки лежали там с самого начала. Ведь цилиндр высокий, на голове он удерживается с помощью резиночки. А зрители не будут требовать, чтобы фокусник сначала продемонстрировал им черную пустоту своего головного убора. Они вполне удовольствуются красотой появления цветного из черного. Платочки раздаются бабочкам, которые снова танцуют и улетают. А фокусник раскланивается.

«Маг в чалме»

Маг в чалме может появиться на верблюдах. Изображать верблюдов (как и слонов, «говорящих» коров и лошадей) - дело взрослых. Ведь нужно некоторое время находиться с головой под тканью. Для малышей это совершенно невозможно. Верблюд выплывает под восточную музыку. Между горбами у него - кукла в чалме. Ведет верблюда погонщик (ребенок). Верблюд и погонщик разворачиваются к зрителям и качаются из стороны в сторону в такт музыке. Затем погонщик легонько ударяет верблюда палочкой по передним ногам, и верблюд кланяется. После этого они оба удаляются, а из-за занавеса появляется «натуральный» маг в чалме.

Это заклинатель змей. Он достает дудочку и изображает, будто играет. (Звучит фонограмма.) А из щели занавеса появляется тряпичная змея - тростевая кукла. Можно изображать змею и просто рукой, одетой в соответствующий «костюм» до локтя. И изображать змею рукой, и водить тростевую куклу - дело взрослых.

Вообще внутри игры в цирк для них можно найти много «подсобных» ролей, не требующих особых артистических умений, но обеспечивающих эффектность выступления ребенка. Или просто эффектность номера, как, к примеру, «катание на слоне». В конце представления на арене вполне может появиться слон, на котором желающие могут покататься. Правда, для этого под «слоновьим камуфляжем» должны быть спрятаны не воспитательницы, а пара крепких мужчин, способных подставить детям свои спины.

Марина АРОМШТАМ

Рисунки Зденека Махитки

Продолжение следует