Сценарий музыкально-литературной композиции "вампиловские чтения в лицее". Литературный вечер на тему "Звезда, в которую он верил" (сценарий литературного вечера, посвященного творчеству А. Вампилова) Вечер по вампилову сценарий сценка свидание

Цель: знакомство с жизнью и творчеством драматурга А. Вампилова посредством биографических фактов, поэзии, творчества писателя, музыки.

раскрыть творческую индивидуальность драматурга, показать основные проблемы, над которыми размышлял Вампилов;
развивать творческие и коммуникативные способности учащихся;
воспитывать чувство сопричастности к автору, жившему и творившему в Иркутске.

Здесь заканчивается текст 1 слайда (2 слайд)

(Звучит начало романса «Гори, гори, моя звезда»)

Ведущий 1: «Я предчувствую - у нас родится сын. Мне кажется, что судьба у него будет необычной, возможно, писательской. Мне приснился недавно Л.Н.Толстой и А.М.Горький. С Горьким мы бы-ли вместе на охоте, он в знак благодарности подарил мне полмешка пороху». (Валентин Никитич Вампилов из письма к жене в род-дом.)

Здесь заканчивается текст 2 слайда (3 слайд)

Ведущий 2: 1937 год - в этот год вся страна говорила о Пушкине, убитом ровно 100 лет назад.

Ведущий 3: Храни меня, мои талисман.

Храни меня во дни гоненья.

Во дни раскаянья, волненья.

Ты в день печали был мне дан.

Когда подымет океан

Вокруг меня валы ревучи.

Когда грозою грянут тучи.-

Храни меня, мои талисман.

(А.Пушкин)

Ведущий 4: 1937 год. Именно в этот год отец Саши - директор школы в селе Кутулик, не примирив-шись с незаконным арестом одного из учителей, поехал хлопотать за него в Иркутск и сам оказался на подозрении.

Ведущий 1: Священный, сладостный обман.

Души волшебное светило...

Оно сокрылось, изменило...

Храни меня, мой талисман.

Пускай же в век сердечных ран

Не растопит воспоминанье.

Прощай, надежда, спи, желанье:

Храни меня, мой талисман.

(Фон романса «Гори, гори, моя звезда»)

Ведущий 2: Предчувствие необыкновенной судьбы своего ребенка было самым светлым в последних днях Валентина Никитича. Смутным декабрьским утром приехала за ним кошевка, за которой погнался в детском отчаянии старший Сашин брат- Михаил...

Здесь заканчивается текст 3 слайда (4 слайд)

Ведущий 3: В школе Саша не выделялся среди товарищей, кото-рых у него всегда было много и которых он очень любил. Рос, как все дети. Любил Гайдара, немного писал стихи. Много читал Пушкина. Лермонтова. Чехова. Есенина, но особенно любил стихи Тютчева.

Ведущий 4: Есть в светлости осенних вечеров

Умильная, таинственная прелесть.

Зловещий блеск и пестрота дерев.

Багряных листьев томный, легкий шелест.

Туманная и тихая лазурь

Над грустно-сиротеющей землею.

И, как предчувствие сходящих бурь.

Порывистый, холодный ветр порою.

Ущерб, изнеможенье — и на всем

Та кроткая улыбка увяданья.

Что в существе разумном мы зовем

Божественной стыдливостью страданья.

(Ф. Тютчев)

Здесь заканчивается текст 4 слайда (5 слайд)

Ведущий 1: В формировании духовного мира А. Вампилова семья сыграла существенную роль. Здесь он впитал подлинную интелли-гентность и чуткость, определенность во взглядах на жизнь, ис-кренность суждений.

Ведущий 2: Огромное влияние на детей оказывала бабушка Алек-сандра Африкановна Медведева. В Саше она нашла благодарного внимательного слушателя и ученика. Рассказывала Саше много сказок и былей. Увлекалась классикой и любовь к ней передала и внукам.

Здесь заканчивается текст 5 слайда (6 слайд)

Ведущий 3: Поражало близких всегдашнее участие Александра в судьбе односельчан, особенно кутуликских мальчишек. Всегда ин-тересовался жизнью старых обитателей поселка. Жадный интерес к людям А.Вампилов сохранил на всю жизнь. За всеми его героями стояли реальные лица и судьбы. История родного края не просто волновала его, она стала предметом его гордости и новых замы-слов.

Ведущий 4: Саша Вампилов обладал изумительным магнетизмом обаяния. К нему льнули люди. Невозможно даже объяснить, чем же он так притягивал к себе. Его редко можно было видеть одного, всегда вокруг него были друзья, товарищи.

Ведущий 1: Верховая езда, тайга, катание на лодках, а зимой на лыжах, самостоятельно подготовленные литературные вечера, долгие споры о литературе в классе, освещенном пламенем топившейся печки, дрова для которой запасали сами - вот круг их занятий, интересов.

Вот какая духовная жажда отличала то послевоенное поколение мальчишек и девчонок! (Из воспоминаний классной руководитель-ницы.)

Ведущий 2: В 1955 году Вампилов поступает в университет на ис-торико-филологический факультет. Поступает без сомнений, пото-му что история в этих ссыльных рядах, к которым принадлежит Вампилов - наука прикладная, домашняя - проходила через родо-вую память, а литература была в имени, годе рождения, пушкин-ском юбилее, бабушке, памяти отца, во влечении сердца.

Здесь заканчивается текст 6 слайда (7 слайд)

Ведущий 3: Началась веселая, интересная студенческая жизнь. Общительный, насмешливый и деликатный, он быстро перезнако-мился с однокашниками, позднее и с Валентином Распутиным. Это было начало истинной и преданной дружбы, которую оборвала лишь смерть.

Ведущий 4: На вопрос: «Легко ли дружить с Вампиловым?» - Рас-путин отвечал: «С одной стороны - легко. Казалось, что он допол-няет тебя. То, что ты мог рассказать самому себе, можно было рас-сказать и Вампилову. С ним нужно было быть предельно искрен-ним, откровенным, никогда и ничего не утаивать. А то, что говорил он казалось необходимым тебе, именно этого и не хватало в собст-венных рассуждениях, в откровениях с самим собой. Да, дружить с ним было легко и в то же время трудно, потому что другу этому нужно было соответствовать».

Ведущий 1: Денно и нощно просиживали в библиотеке. Основное общение было такое: знакомились, влюблялись, записки пересыла-ли... Это было место для встреч, и разговоры велись неплохие, умные разговоры.

Ведущий 2: Это были дни, когда все спорилось, когда друг у друга хоть чему-то учились, что-то перенимали, ненасытно рвались к книге и к знанию литературы.

Здесь заканчивается текст 7 слайда (8 слайд)

Сценка «Свидание»

Вампилов Александр Валентинович — Свидание

Александр Вампилов. Свидание

Сценка из нерыцарских времен

Майский день. Тихая городская улочка. В тени двухэтажного дома сидит сапожник, последний из кустарей-одиночек. Это бородатый благообразный старичок с задатками интеллигентности, трезвый, в хорошем настроении. Перед ним табуретка, инструменты - все в образцовом порядке. К нему подходит молодой человек в сером пиджаке и обуженных в мастерской брюках.

СТУДЕНТ. Здравствуйте!

САПОЖНИК. Добрый день!

СТУДЕНТ. Изнываете без работы?

САПОЖНИК. Прячусь от жары. В моих башмаках нет такой роскошной вентиляции...

СТУДЕНТ (усаживаясь на табурет и снимая ботинки). Досадная случайность. Привычка ходить не глядя под ноги... Эти штиблеты должны жить во что бы то ни стало.

САПОЖНИК. Ты хочешь сказать: во что бы это тебе ни стоило? (Осматривает штиблеты.) Операция рискованная...

САПОЖНИК. Сколько?

СТУДЕНТ. Десять. И то из сострадания к безработным хирургам.

САПОЖНИК. Тридцать рублей. Из сочувствия к городскому порядку.

СТУДЕНТ. Только десять.

САПОЖНИК. Тогда давай своим ботинкам порошки - по три раза в сутки... И потом, мне кажется, я чинил эти штиблеты кому-то другому.

СТУДЕНТ. Но-но!

САПОЖНИК. Пришить, подбить, поставить набойки - тридцать рублей!

СТУДЕНТ. Ну хорошо... Среднее арифметическое между десятью и тридцатью - двадцать рублей. Чините, черт с вами! Но условие: как можно быстрее. Промедление смертельно.

САПОЖНИК. Что ж, давай. Я воспитан по-старому.

СТУДЕНТ. Что-то мне сдается, что вы, папаша, сидите на чужом месте.

САПОЖНИК (принимаясь за работу). Почему это на чужом? Место самое мое.

Где еще сидеть шестидесятипятилетнему пенсионеру, изнывающему от скуки жизни? Здесь светит солнце, ходят люди... Гляди, девушки-то, девушки-то, так и шьют, так и шьют!

Проходящая мимо девушка, коротко подстриженная и модно одетая, вдруг вскрикивает и приседает на тротуар.

ДЕВУШКА (с отчаянием). Каблук! (Осматривается.) Сапожник! Как удачно!

САПОЖНИК (любезно). Очень удачно!

ДЕВУШКА (подходя, поглядывая на часы). Оторвался каблук, пришейте, пожалуйста.

СТУДЕНТ. Вы видите, мастер занят.

ДЕВУШКА. Но надеюсь, вы уступите. Мне ужасно некогда.

СТУДЕНТ. Мне тоже некогда.

ДЕВУШКА. Но войдите в положение.

САПОЖНИК (девушке). Разрешите вашу модель...

СТУДЕНТ. Ни в коем случае! Я опаздываю.

ДЕВУШКА. Вы не имеете права... Мастер согласен.

СТУДЕНТ. Зато я не согласен. Присядьте... то есть вам придется постоять.

ДЕВУШКА. Благодарю... Поймите, меня ждут...

СТУДЕНТ. Очень рад за вас... (Смотрит на часы.) Поторопитесь, патриарх.

ДЕВУШКА (смотрит на часы, нервничает). Я не говорю уж о благородстве, но элементарная вежливость, порядочность...

СТУДЕНТ. Вежливым и предупредительным с вами будет тот, к кому вы торопитесь. Он, и никто другой. Я же не вижу в этом никакого смысла. Другое дело, если бы вы мне понравились...

ДЕВУШКА. Ну знаете ли! Вы, вы... (Нервничает, ломает руки. Тихо.) Ну хорошо... Я прошу вас, вы понимаете, прошу... Я даже признаюсь вам... мне нельзя опоздать. Решается судьба, от этих минут зависит счастье...

СТУДЕНТ. Не нервничайте. Мое счастье, может быть, тоже зависит от этого вот гвоздя. А почему вы думаете, что ваше счастье лучше моего? (Сапожнику.) Скажите, патриарх, сколько вам лет? Вы, наверно, успели уже заметить, что взаимоотношение полов состоит из предрассудков и заблуждений. Оттого, что какой-то болван тысячелетие назад взял манеру бренчать под окнами капризной особы на гитаре, прикладывать руку к сердцу и прочее, я должен сейчас уступать во всем каждой женщине. И, заметьте, женщины уже не ждут проявления чуткости, томно закатив глаза, а требуют, кричат и грозят судом. Не уступите в автобусе места - и вас назовут невежей, хамом и кем угодно. (Смотрит на часы.) Вот, скажем, вы. Вы пристаете ко мне с нелепым требованием: "Уступите мне свое счастье!"С какой стати! Я не могу, не имею возможности быть чутким и нежным со всеми девушками, починяющими обувь у частников. Не нервничайте. Вас ждет феодал с гитарой. Вы, я полагаю, понравитесь ему и без каблука. Спешите - вейте из него веревки, гните в бараний рог. Но при чем здесь я?

ДЕВУШКА (сапожнику). Прибейте этому молодому человеку язык.

СТУДЕНТ. Вам нечем будет за это заплатить. (Смотрит на часы.) Поторопитесь, патриарх! Осталась минута!

САПОЖНИК. Дети, разве можно заходить так далеко с самого начала?

ДЕВУШКА. Для таких нахалов не бывает начала.

СТУДЕНТ. Вы хамеете на глазах...

ДЕВУШКА (вспыхивая). Нет, это вы - хам! (Сапожнику.) Сколько минут ходьбы до памятника Крылову?

СТУДЕНТ (с ужасом). Крылову?

САПОЖНИК. Пять, не больше.

ДЕВУШКА (смотрит на часы). Опоздала! (Всхлипывая). Вы... Вы самый наглый хам...

СТУДЕНТ (бледнея). Вы... Вы - Лиля?..

ДЕВУШКА (нервно). Что! Так это вы... Ха-ха-ха! Чудесно! Ха-ха-ха!... Прощайте! Не смейте звонить. (Быстро уходит.)

САПОЖНИК. В чем дело? Обувайся, беги за ней...

САПОЖНИК (краснея от любопытства). В чем дело?

СТУДЕНТ (кричит). В чем дело! В чем дело! Дело в том, что свидание состоялось. Первое свидание! Три месяца я упивался этим голосом, боялся дыша в телефонную трубку. Почти признался в любви! боготворил... Гордая и таинственная. Едва вымолил свидание...

САПОЖНИК. Хе-хе... Феодал рвет струны...

СТУДЕНТ. Молчи, старый пират! Черт посадил тебя сюда! Разрешают же частные лавочки.

Впервые напечатана в сборнике: А. Санин. Стечение обстоятельств (Иркутск, 1961)

Ведущий 3: Из записной книжки: «Последнее время я заглядываю в глаза своей судьбе с беспокойством и жду от нее чего угодно. Что-то я последнее время подозрительно счастлив: ты любишь ме-ня и в основном сбываются мечты, оправдываются надежды - не много ли сразу?»

Ведущий 4: Шаткая калитка

В стареньком плетне.

Всем она открыта.

Но уже не мне.

Прохожу я мимо.

Загляжусь слегка.

Под окном черемух

Белых облака.

Не пойду я ближе.

Постою я тут.

Там меня забыли.

Там меня не ждут.

Разнята калитка

Не моей рукой.

И уходит в полночь

Уж не я - другой.

Помню я калитку

Тихо затворял. .

Ласковое имя

Тихо повторял.

Не пойду я мимо.

Загляжусь слегка:

Под окном черемух

Белых облака.

Не зайду я больше

В их густой приют.

Там меня забыли.

Там меня не ждут.

(А.Вампилов)

Ведущий 1: Его сценки и зарисовки, написанные на лекциях, охот-но печатает университетская многотиражка и молодежная иркут-ская газета. И хоть чаще всего это мимолетности, студенческое зу-боскальство, но в основе всегда оказывается та-кая живая нежность к героям, что жизнь обязательно выбирается из-под формы.

Ведущий 2: «С карандашиком, с несколькими листиками белой бумаги, свернутой в рулон или трубочкой, он появляется на лекци-ях, и. если чтение ее не было интересным, он обдумывает свои рас-сказики и потом тут же, на следующем часе, посылает по ряду».

Ведущий 3: Немудрено, что еще в университете он будет пригла-шен в штат «Молодежки» и вскоре после окончания университета выпустит книгу «Стечение обстоятельств», маленькую, невзрачную, как многие провинциальные книжки тех лет, но и сейчас со-хранившую свет того уже далекого времени.

Ведущий 4: Сам Вампилов верил в свой талант, в свою писатель-скую звезду и. может быть, эту веру, как тайный смысл, вкладывал в слова любимого романса: «Гори, гори, моя звезда» (Звучит ро-манс)

Ведущий 1: С детских лет театр для Вампилова стал первенствую-щей страстью. В семье увлечение искусством и театром было тра-диционным. Еще Африкан Федорович, прадед драматурга, был лю-бителем театра и музыки.

Ведущий 2: Вместе с кутуликскими сверстниками играл Саша в школьном театре.

Здесь заканчивается текст 8 слайда (9 слайд)

Ведущий 3: Елена Якушкина: «В конце декабря 1964 года, вече-ром, часов в семь, в комнату литературной части театра на Малой Бронной вошел молодой человек в меховой шапке и спросил: «Здесь литературная часть? В комнате было полутемно, горела только настольная лампа, и потому лицо вошедшего было трудно разглядеть.

Видите ли, - сказал он, - я вот написал пьесу.

Проходите, пожалуйста, садитесь.

Он подошел к столу, снял шапку и сел в кресло. У него было совсем детское лицо, вьющиеся темные волосы и глаза, которые сразу привлекли внимание.

Вы живете в Москве?

Нет, в Иркутске, - ответил он. - Был здесь на семинаре од-ноактных пьес.

Он говорил серьезно, а глаза улыбались. Он был скромным абсолютно естественным и ни на кого не похожим. Фамилия моло-дого автора была Вампилов. звали его Александр, пьеса называлась «Ночь в июне» (вариант пьесы «Прощание в июне»).

Здесь заканчивается текст 9 слайда (10 слайд)

Ведущий 4: Настало время, и на стол легли пьесы: «Дом окнами в поле». «Прощание в июне», «Утиная охота». «Прошлым летом в Чулимске». «Провинциатьные анекдоты».

Ведущий 1: Валентин Распутин. «Главный вопрос, который задает себе Вампилов в пьесах: останешься ли ты, человек, человеком? Сумеешь ли ты превозмочь все то лживое и недоброе, что уготова-но тебе во многих житейских испытаниях, где трудно различимы даже противоположности: любовь и измена, страсть и равнодушие, искренность и фальшь, благо и порабощение».

Ведущий 2: Что отличает Вампилова - драматурга? Вниматель-ность, серьезность, строгость, стремление раскрывать правду жиз-ни со всей ее сложностью и многообразием.

Ведущий 3: Инсценированный диалог между оппонентом Вампи-лова и драматургом. Воображаемый оппонент:

Зачем ты пишешь эти свои пьесы? - спрашивает с недоуме-нием. - Жизнь жестока, и люди не хотят жить по человеческим за-конам. Их сломают, твои прекраснодушные создания. Посмотри, что делается вокруг!

А я все равно буду писать их, - отвечает Вампилов, совсем так же как героиня его пьесы «Прошлым летом в Чулимске».

Здесь заканчивается текст 10 слайда (11 слайд)

Инсценирование отрывка из пьесы.

Валентина спускается в палисадник, подбирает доски и на-чинает восстанавливать ограду. Шаманов сначала рассеяно, по-том внимательнее наблюдает за Валентиной.

Шаманов: Вапентина... (Валентина прекратила работу.)

Вот я все хочу спросить...Зачем ты это делаешь?

Валентина: (не сразу). Вы про палисадник?...Зачем я его чиню?

Шаманов: Да, зачем?

Валентина: Но...Разве непонятно?

Шаманов (качает головой): Непонятно.

Валентина: И вы, значит, не понимаете...Меня уже все спрашива-ли, кроме вас. Я думала, что вы понимаете.

Шаманов: Нет. я не понимаю.

Валентина (весело): Ну. тогда я вам объясню...Я чиню палисадник для того, чтобы он был целый.

Шаманов (усмехнулся): Да? А мне кажется, что ты чинишь палисадник для того, чтобы его ломали.

Валентина (делаясь серьезной). Я чиню его. чтобы он был целый.

Шаманов: Зачем. Вапентина?...Стоит кому-нибудь пройти, и...

Валентина: И пускай, я починю его снова.

Шаманов: А потом?

Валентина: И потом. До тех пор, пока они не научатся ходить по тротуару.

Шаманов: (покачал головой). Напрасный труд.

Валентина: Почему напрасный?

Шаманов (меланхолически): Потому что они будут ходить через палисадник. Всегда.

Валентина: Всегда?

Шаманов (мрачно): Всегда.

Валентина: А вот и неправда. Некоторые, например, и сейчас об-ходят по тротуару. Есть такие.

Шаманов: Неужели?

Валентина: Да. Вот вы, например. Вы всегда обходите по тротуару

Шаманов (искренне удивился): Я?...Ну, не знаю, не замечал...Во всяком случае, пример неудачный. Я хожу с другой стороны.

Валентина: С другой стороны. Но и с этой вы тоже ходите. И все-гда вокруг.

Шаманов: Да? Ну, значит, мне просто лень нагибаться. Мне лучше обойти, чем нагибаться. (Не сразу). Нет, Валентина, ты зря стара-ешься.

Валентина: Неправда. (Двумя-тремя жестами закончила с огра-дой). Вот и все. Много ли здесь труда - и все на месте. И ограда целехонька. (Живо). Ну неужели вы не понимаете? Ведь если мах-нуть рукой и ничего не делать, то через два дня растащат весь па-лисадник.

Шаманов: Так и будет.

Валентина: Неправда! Увидите, они будут ходить по тротуару.

Шаманов: Ты возлагаешь на них слишком большие надежды.

Валентина: Да нет же. Они поймут, вы увидите. Должны же они понять - в конце концов...

Ведущий 4; А.Вампилов утверждал: «Никакой человек не достоин унижения, всякий человек достоин только любви и прощения».

Ведущий 1: Людей и жизнь он любил всегда.

Ведущий 2: Сердце Александра Вампилова не выдержало всего в нескольких метрах от берега, к которому он плыл, после того как, натолкнувшись на скрытый под байкальской водой топляк, пере-вернулась лодка.

Здесь заканчивается текст 11 слайда (12 слайд)

Ведущий 3: Через день ему исполнилось бы 35 лет, он и поехал с товарищем в тот вечер 17 августа 1972 года, чтобы наловить ко дню рождения рыбы. Товарищ спасся, он - нет.

Ведущий 4: Играется в жизни последняя драма.

Судьба или лодка зависла над бездной

И рухнула в темную вечность...А мама?

А маме в той драме и больно, и тесно.

Сжимается сердце от черного горя.

И, кажется, нет и не будет дыханья.

Качаются волны Бессмертья...А море?

А море Байкальское предало Саню.

Как молнии, мысли мелькнули о чуде:

Ведь дома еще не окончена пьеса!

Неужто Господь отвернулся... А люди?

А люди спешили вдоль темного леса.

О. где ты, спасенье? О, где вы, славяне?

Не скоро мы все осознаем потерю.

Утопшую лодку достали... А Саню?

А Саню мальчишки подняли на берег.

Заря поднебесная льется нелепо,

Стезя прерывается в сумрачной рани,

И звезды колючие смотрят...А небо?

А небо Господнее приняло Саню.

Здесь заканчивается текст 12 слайда (13 слайд)

Инсценированное чтение.

«За несколько дней до трагедии, в один из первых августов-ских дней (дело было под вечер), пришли в мой байкальский до-мишко гости из Молчановской пади - Вампиловы всей семьей и Пакулов с женой Тамарой. Долго сидели за столом, чаевничали. угощались свежими вареньями, разговаривали о том, о сем. Потом пошли во двор. Отправилась с нами Леночка, шестилетняя дочка Вампиловых. - нюхать ночную фиалку «маттиолу» и звезды смот-реть.

К тому часу уже вызвездило. Все небо горело, лучилось, мер-цало.

Саня, принагнувшись к дочери и вытянув правую руку, пока-зывал ей, где большая Медведица и где Малая.

Вдруг ребенок задал вопрос:

Папа, а у тебя есть своя звезда?

И он ответил так, как мог ответить только он:

Не располагаю, доча.»

Ведущий 1: Когда из Дома писателей выносили гроб с телом Вам-пилова, кто-то поставил пластинку с романсом «Гори, гори, моя звезда» в исполнении Б. Штоколова. (Звучит этот романс)

Ведущий 2: «Чтобы, умирая, воплотиться в пароходы, строчки и другие долгие дела», - писат поэт. Кроме строчек - у Вампилова выходят книги - в Кутулике, на родине драматурга, есть красивая библиотека его имени. А в Иркутске это имя присвоено театру юного зрителя. На Байкале - теплоход. В микрорайоне Первомай-ском г. Иркутска главная улица носит имя Вампилова.

Ведущий 3: Вампилов отыскал свою звезду. Главное в земной жизни он сделал - он оставил мир, космос. Наша задача - открыть этот мир для себя.

Ведущий 4: Конечно, с равнодушием мы сталкиваемся сегодня так же, как и при Вампилове. Но именно против власти страха, лжи и демагогии обострилось болью слово Вампилова.

Ведущий 1: Сквозь несокрушимую стену бездушья пробивалась Галина Солуянова и ее единомышленники, чтобы в дни 70-летнего юбилея драматурга в Иркутске открыть Дом Вампилова. Борьба с черствостью души, с равнодушием продолжается - во имя утвер-ждения нашего духовного богатства. Нравственного здоровья. В конце концов, для утверждения нашей славы.

Ведущий 2: Мир иной зовется раем.

Бродят ангелы, скорбя...

Как ты там?- мы не знаем,

Нам здесь - плохо без тебя.

Не про распри, не про свару -

Не об этом вовсе речь, -

А про смолкшую гитару,

Что могла тепло беречь.

Слушать жизнъ и слышать речь.

Без боязни власть обидеть.

Без боязни сердце сжечь.

Про святое первородство

Пьес, и замыслов, и фраз.

А еще про благородство.

Столь нечастое сейчас.

Снова август, многоцветье.

Нет тебя. Кому пенять?

Длится боль десятилетья.

Как, скажи, ее унять?

(М. Сергеев)

Похожие образовательные материалы:

Сценарий
кино­квеста
«Вспоминайте меня весело…»,
посвящённого 80­летию со дня рождения А. Вампилова
МБОУ г. Иркутска СОШ № 5
13.00­13.30 Интерактив в фойе
Видеоролик «Александр Вампилов и Иркутск».
В фойе расположена выставка книг, посвящённая 80­летию со дня рождения А. Вампилова
(школьная библиотека). Заведующая библиотеки № 14 проводит викторину на любую тему,
связанную с жизнью и творчеством драматурга.
1. В каком районном центре Иркутской области родился Александр Валентинович
Вампилов?
а) Тулун
б) Куйтун
с) Кутулик
д) Култук
Ответ: с) Кутулик (по ­ бурятски ­ сумка)
2. Как назывался первый сборник рассказов Вампилова?
а) «Стечение событий»
б) «Стечение обстоятельств»
с) «Принятие обязательств»
д) «Использование доказательств»
Ответ: б) «Стечение обстоятельств»
3. На семинар драматургов ­ одноактников Вампилов представил однажды свою пьесу под
названием:
а) «Двадцать минут с чертом»
б) «Двадцать минут с дьяволом»
с) «Двадцать минут черт знает с кем»
д) «Двадцать минут с ангелом»
Ответ: д) «Двадцать минут с ангелом»
4. Под каким псевдонимом публикует Вампилов свои первые рассказы и очерки?
а) Ванин
б) Валин
с) Санин
д) Томин
Ответ: с) Санин
5. Как называется очерк, посвященный родному поселку, родной школе, друзьям?
а) «Как там наши тополя?»
б) «Как там наши березки?»
с) «Как там наши акации?»
д) «Как там все наши?»
Ответ: в) «Как там наши акации?»
6. Главную роль в фильме режиссера Мельникова «Старший сын», снятого по одноименной
пьесе, сыграл народный артист России:
а) Андрей Миронов
б) Вячеслав Тихонов
1

с) Евгений Леонов
д) Юрий Никулин
Ответ: с) Евгений Леонов
7. Героиня пьесы «Прошлым летом в Чулимске», по имени Валентина, на протяжении всего
действия чинит:
а) забор
б) крышу
с) ворота
д) калитку
Ответ: д) калитку, на вопрос, зачем она это делает, Валентина отвечает: «Чтобы
целая была»
8. Первая одноактная комедия Вампилова называлась
а) «Дом окнами в поле»
б) «Дом окнами в лес»
с) «Поле около дома»
д) «Крыша дома твоего»
Ответ: а) «Дом окнами в поле»
9. Известный в советском кино артист Олег Даль сыграл в фильме, снятом по «Утиной
охоте» Вампилова:
а) Официанта
б) Кузакова
с) Саянина
д) Зилова
Ответ: д) Зилова, главного героя пьесы
Победителю вручают приз в завершении всего мероприятия (на сцене зала). Приз вручает
заведующая школьной библиотеки (или библиотеки № 14).

Волонтёры проводят тестирование среди зрителей по биографии А. Вампилова (из трёх
вариантов в каждом вопросе выбрать правильный ответ).
Вопросы теста:
1. Год рождения А. Вампилова
А. 1927 г.
Б. 1931 г.
В. 1937 г.
2. В честь кого А. Вампилов назван Александром
А. Пушкина
Б. Грина
Б. Блока
3. В каком высшем учебном заведении Иркутска учился А. Вампилов?
А. Иркутский государственный университет
Б. Байкальский государственный университет экономики и права
В. Иркутский государственный университет путей и сообщения
4. Какой фильм по произведениям А. Вампилова вышел первым на экраны?
А. «Старший сын»
Б. «Прощание в июне»
В. «Отпуск в сентябре»
2

5. Какой театр в Иркутске носит имя А. Вампилова
А. музыкальный
Б. драматический
В. Театр юного зрителя
6. Где прошло детство Вампилова?
А. Иркутск
Б. Кутулик
В. Усть – Илимск
7. Что преподавали родители Вампилова в школе?
А. Русский язык и литературу
Б. Историю
В. Математику
8. Какое хобби имел Вампилов?
А. Охота
Б. Нумизматика
В. Рыболовство
9.О чём мечтал Вампилов?
А.О том, чтобы, его пьесы поняли и поставили на сцене
Б. Найти любовь всей своей жизни
В. Прославиться
10. Сколько детей было в семье Вампилова?
А. Один
Б. Три
В. Четыре
11. Кем мечтал увидеть отец своего сына?
А. Поэтом
Б. Писателем
В. Учёным
12. Расставьте произведения Вампилова по хронологии:
А. «Утиная охота»
Б. «Провинциальные анекдоты»
В. «Старший сын»
Г. «Прощание в июне»
Д. «Прошлым летом в Чулимске»
Е. «Дом, окнами в поле»
13. Назовите псевдоним Вампилова, которым он подписывался в первых своих
произведениях?
А. Лыжин
Б. Коньков
В. Санин
14. На каком факультете учился Вампилов?
А. Историко­филологическом
Б. Историческом
В. Филологическом
15. С каким из иркутских писателей на одном факультете учился Вампилов?
А. Б. Шугаев
3

Б. В. Распутин
В. П. Реутский
16. Какое здание было видно из окон общежития, где жил Вампилов (сейчас это улица
Чкалова)?
А. Детский сад
Б. Церковь
В. Планетарий
17. В каком городе продолжалось обучение Вампилова?
А. Прага
Б. Москва
В. Париж
18. Как литературоведы называли Вампилова?
«Великий писатель 20 века»
«Великий драматург 20 века»
«Великий актёр 20 века»
19. В каком году погиб А. Вампилов?
А.1962
Б.1972
В.1980
ПРОЛОГ
13.30­14.30 Кино – квест по творчеству А. Вампилова в актовом зале школы.
13.30 – 13.32. Звучит музыка Е. Крылатова из к/ф «И это всё о нём», и в это время на
экране видео плывущего в лодке Вампилова, в это время параллельно звучит
стихотворение Николая Рубцова, посвящённое Александру Вампилову (исполняет
учащийся 6 А класса Якутов Игорь):
Я уплыву на пароходе,
Потом поеду на подводе,
Потом ещё на чем­то вроде
Потом верхом,
Потом пешком
Пойду по улице с мешком
И буду жить в своём народе…
Далее на экране слайд – шоу фотографий разных лет.
В завершении номера на сцену выходят ведущие (Алёшин­Анпилогов Фёдор и Кардова
Ангелина).
На экране фотография А. Вампилова
Ведущий. Добрый вечер, уважаемые слушатели. Мы рады приветствовать вас в актовом
зале нашей школы. И сегодня мы с вами являемся участниками очень значимого события
для всех жителей Приангарья. В этом году мы широко отмечаем 80­летие Иркутской
области, 80 –летие со дня рождения выдающегося писателя Валентина Распутина и ещё
один важный юбилей – 80 лет со дня рождения ещё одного нашего прославленного земляка
– драматурга Александра Вампилова.
А сейчас со стихотворением Баяра Жигматова «Постоим на ангарской земле»
4

выступает учащаяся 5 Б класса Шинкарева Анастасия.
Сегодняшний кино – квест посвящён творчеству Александра Вампилова.
И мне приятно сообщить вам, что сегодня в зале находятся почётные гости:
библиотека № 14
Аплодисменты
В истории русской литературы Вампилов по праву занимает место в одном ряду с такими
драматургами как Гоголь, Островский и Чехов.
Ведущая. И сегодняшняя наша с вами встреча пройдёт в форме диалога и путь к нему мы
выбрали через проведения викторин, конкурсов, тестирований, чтобы как можно больше
именно от вас услышать о жизни и творчестве нашего земляка. В связи с этим в фойе была
организованна книжная выставка силами школьной библиотеки. Все желающие могли
поучаствовать в викторине и ответить на вопросы по творчеству Вампилова.
В фойе также проходило тестирование на знание главных событий в жизни и творчестве
Александра Вампилова. И нам приятно сообщить, что победителей Этих конкурсов и
дальнейших туров ждёт вознаграждение.
А сейчас мы посмотрим отрывок сценки из нерыцарских времен А. Вампилова под
названием «Свидание». Исполняют учащиеся 7 В класса Захаренко Петр, Карабутов
Кирилл, Овсянникова Валерия.
1ТУР
Ведущий. И продолжая разговор о творчестве Александра Вампилова, я думаю вы все со
мной согласитесь, что большинство из нас впервые познакомились с его творчеством
благодаря экранизациям его пьес.
И так. вашему вниманию представляем кино – квест, в котором вы станете
непосредственными участниками игровой программы на знание самых знаменитых фильмов
и внимание первый вопрос. Какая пьеса Вампилова начинается с эпизода: «На улице, у
автобусной остановки, в ожидании транспорта стоит Таня, девушка 19 лет, читающая
афиши. С ней настойчиво пытается познакомиться студент последнего курса, молодой
человек 24 лет. Вскоре он объясняет, что обещал явиться на свадьбу к другу с красивой
девушкой. Таня заинтригована, но всё же отказывает составить Коле компанию». Кто
скажет название фильма?.. Совершенно верно. Эта пьеса «Прощание в июне»…
Инсценировку эпизода по данной пьесе исполняют учащиеся 10 А класса Медведева
Виктория, Колесов Юрий, Алешин­Анпилогов Фёдор, Михаль Екатерина.
Я прошу подняться тех, кто дал правильный ответ…
На сцену поднимаются участники первого блока кино­квеста
На экране заставка – афиша фильма «Прощание в июне»
Ведущая В 2003 году по мотивам пьесы Александра Вампилова «Прощание в июне»
режиссёр Сергей Ломкин снимает фильм под одноимённым названием. Сама пьеса была
написана в 1964 году, а впервые опубликована в 1966­м. События фильма перенесены из
5

60­х годов в наши дни, что говорит об актуальность произведения. Герой фильма, молодой
человек, которого зовут… Подскажите мне пожалуйста:
А. Василий Букин
Б. Николай Колесов
В. Григорий Фролов
Ведущая Совершенно верно, главного героя зовут Николай Колесов. По сюжету Николай,
столкнувшись со сложными жизненными обстоятельствами, должен сделать выбор, от
которого будет зависеть его судьба и судьба близкого человека.
А теперь вопрос:
какой выбор должен был сделать герой фильма:
а. жениться
б. развестись
в. отказаться от любимого человека
Участники 1 тура отвечают на вопрос
Ведущая А теперь внимание на экран.
На экране видеоролик из фильма «Прощание в июне» ­ 3 мин. 4 сек.
Ведущая Правильный ответ ­ отказаться от любимого человека во имя карьеры.
Этот фильм об умении прощать, умении смирять свой эгоизм и о самопожертвовании. И к
нашему глубокому удовлетворению Герой делает правильный выбор.
Вручение приза победителю 1 тура
На экране – афиша квеста
Ведущий В самом наследии писателя – его ранних рассказах, публицистике, пьесах можно
обнаружить лишь косвенную связь с музыкой – она проявляется в ремарках, репликах,
беглых заметках или характеристике некоторых образов и носит, на первый взгляд,
формальный, случайный характер. В ремарках пьесы «Утиная охота», где траурная музыка
трансформируется в легкомысленную или причудливо чередуется с ней, ­ явное отражение
одного из известных и любимых Вампиловым произведений Берлиоза – его
«Фантастической симфонии», точнее – главной, сквозной темы, темы возлюбленной,
которая предстаёт сначала как лирический образ, а в финале приобретает гротескные
черты. Таких примеров можно привести очень немного.
Инсценировку из пьесы А. Вампилова «Утиная охота» исполняют учащиеся 11 класса
Ильин Андрей и Шишкина Екатерина.
2 ТУР
Заставка – афиша фильма «Отпуск в сентябре» по пьесе «Утиная охота»
Ведущая Кстати, фильм «Отпуск в сентябре» по пьесе Александра Вампилова «Утиная
охота» ­ один из шедевров режиссёра Виталия Мельникова. Снятый в 1979 году он восемь
лет, до самой перестройки пролежал на полке. И хочется так же отметить, что и для актёра
Олега Даля это была лучшая роль и очень жаль, что фильм вышел на экраны уже после
смерти актёра.
Образ героя фильма не вписывался в советскую конъюнктуру. Разве может герой быть
циником, выпивающим по причине «неудавшейся жизни» в кавычках, регулярно
изменяющий и устраивающий истерики своей долго терпящей кроткой жене Галине. К тому
6

же Зилов решает покончить жизнь самоубийством. Правда неизвестно: не играется ли он в
этот момент? Ведь звонит телефон и отвлекает Зилова от нелепой попытки.
Кто из присутствующих скажет, а как начинается эта история?
В зале отвечают и на вопрос и их приглашают на сцену.
Ведущий А теперь внимание на экран.
Видеоролик из фильма «Отпуск в сентябре» ­ 3. 30
Ведущий Итак, Зилову приносят траурный венок. Кто предложил отправить Зилову венок?
А. Саяпин.
Б. Кузаков.
В. Кушак.
, тому кто правильно ответил на вопрос
вручается жетон.
Ведущая Зилов запутался, заврался не видит ни цели, ни смысла в своем существовании.
Не рад ничему – ни ребенку, которого ждет его жена, ни новой квартире, ни творческой
работе. Привыкнув всегда делать выбор подлый, руководствуясь сиюминутными,
меркантильными выгодами, в конце концов, постепенно теряет ту главную нравственную
основу жизни, без которой все – ничто. Что это?
А. Отчуждённость от реальной жизни и погруженность в себя.
Б. Откровенный цинизм.
В. Раскаяние
Участники 2 тура отвечают
Ведущая Небесталанный Зилов - человек аморальный, потерявший ориентиры и от этого
бесконечно страдающий, непонимающий, что же с ним происходит. Не имея возможности
разобраться ни в себе, ни в своей жизни, устав от груза ошибок, вранья Зилов мечтает
побыть, наконец, один. Съездить на утиную охоту.
Так что же больше всего интересует А Вампилова в “Утиной охоте”?
А. Осмысление роли человека в обществе.
Б. Процесс нравственного разрушения человека.
В. Душевный идеализм героев.
Участники 2 тура отвечают на вопрос. Победителю 2 тура вручают приз.

Ведущий Репертуар серьёзных пьес у Вампилова составляли в основном переложения для
гитары, издававшиеся в популярной «Библиотечке гитариста» и других массовых изданиях.
Среди них особое место занимала испанская музыка. Многие сокурсники Вампилова
впервые именно от него услышали пьесы и имена малоизвестных в те годы композиторов и
исполнителей, таких как И. Альбенис, М. де Фалья, П. Сарасате, Ф. Таррега, А. Сиговия, Э.
Гранадос.Он мечтал овладеть хотя бы некоторыми элементами «фламенко» ­ стиля
характерного для испанской музыки. Вообще испанская тема – загадка Вампилова,
действительно, «откуда у парня испанская грусть?». Скорей всего её истоки – в ранней
юности, когда впервые в его руках ожила гитара, а нотные строки самоучителя и
популярных сборников, где печатались пьесы испанских авторов, превращались в
колоритные мелодии и причудливые ритмы. Первый творческий опыт не только приносит
радость, но и формирует пристрастия…
7

И сейчас прозвучит романс «Калитка» на стихи Александра Вампилова. Исполняет
учащийся 10 класса Воробьев Владислав.
Ведущая Прежде чем мы продолжим кино – квест, я хочу объявить победителей теста и
викторин, которые проходили в фойе.
Победителем конкурса на приз школьной библиотеки стал ___________________.
Победителем теста по биографии Вампилова стал ______________________.

3 ТУР
Ведущий (читая книгу). «Время действия 1970 год. Само действие происходит в таежном
райцентре ранним летним утром. Валентина, стройная миловидная девушка лет
восемнадцати, направляется в чайную, где она работает, а по дороге осматривает
палисадник перед домом: опять доски из ограды вынуты, калитка сорвана. Она вставляет
доски, расправляет примятую траву и принимается чинить калитку. На протяжении всего
действия она делает это несколько раз, потому что прохожие почему­то предпочитают
ходить напрямик, по газону, минуя калитку». Я уверено, что многим из вас знакома пьеса.
Это… Совершенно верно – это пьеса «Прошлым летом в Чулимске».
На экране заставка – афиша из фильма «Валентина» по пьесе «Прошлым летом в
Чулимске)
Ведущая Что ответила героиня пьесы, когда ей сказали, что это напрасное занятие. Что на
это ответила Валентина?
А. Мне всё равно нечем заняться
Б. Мне отец наказал
В. Когда­нибудь они обязательно поймут и будут ходить по тротуару
Участники тура отвечают
Ведущий Валентина тайно влюблена и совершенно случайно признаётся в своих чувствах
человеку, который даже не мог и предположить… Что там предположить! Ему в это
трудно поверить! Но тут же вдруг начинает испытывать к девушке нечто особенное: она
вдруг становится для него, как он говорит случайно подслушавшей их беседу аптекарше
Кашкиной, что она для него стала, внимание:
А. «лучом света из­за туч»
Б. «лучом света в тёмном царстве»
В. «лучиком надежды»
Участники отвечают на вопрос
Ведущая И отсюда вытекает следующий вопрос. Как звали персонаж, для которого вдруг
Валентина стала «лучом света из­за туч»:
А. Пашка
Б. Шаманов
В. Мечеткин
Участники отвечают на вопрос
Ведущий Пашка тоже испытывает чувства к Валентине, как ему кажется он её любит и
хочет на ней женится. Для него серьёзным соперником является Шаманов. Явившемуся с
угрозами Пашке Шаманов советует пойти остудить голову, между ними завязывается
8

ссора. Шаманов явно хочет скандала, он протягивает Пашке свой пистолет и нарочно
дразнит его, сообщая, что у них с Валентиной на десять часов назначено свидание и что
любит она его, Шаманова, а Пашка ей не нужен. Пашка в ярости нажимает курок
пистолета. И что происходит дальше?
А. Осечка
Б. Пашка ранит Шаманова
В. Шаманов убивает Пашку
Участники тура отвечают на вопрос
Ведущая А правильный ответ на вопрос мы сейчас узнаем. Внимание на экран.
Видеоролик из фильма «Валентина» по пьесе «Прошлым летом в Чулимске» – 3
мин. 28 сек.
Ведущая Это был фрагмент из фильма «Валентина» по пьесе «Прошлым летом в
Чулимске» режиссера Глеба Панфилова, в роли Шаманова – Радион Нахапетов и как вы
все уже поняли правильный ответ ­ осечка.
Победителю 3 тура вручается приз.
Стихотворение народного поэта Бурятии Андрея Румянцева «Я скачу на коне…»
читает ученица 5 Б класса Юдашева Наргиза
4 ТУР
Заставка – афиша фильма «Старший сын»
Ведущая Фильм "Старший сын" по одноимённой пьесе А. Вампилова – стал шедевром
мирового кинематографа, кто впервые увидит этот фильм уже никогда не забудет
фантастическую игру Евгения Леонова. Я думаю, что именно поэтому с 1975 года никто из
кинорежиссёров не пытался что называется переснять сюжет.
А скажите мне, пожалуйста, “Старший сын” ­ это по жанру
А. Случай,
Б. Парадокс.
В. Анекдот.
В зрительном зале отвечают на вопрос. Те, кто правильно ответил поднимаются на
сцену
Ведущий Напоминаю, в чём заключается анекдотичность ситуации.
Двое незадачливых молодых людей - студент Владимир Бусыгин и его случайный
приятель Семён Севостьянов по прозвищу Сильва - провожают двух девушек, с которыми
только что познакомились в кафе, домой в пригород, в надежде на продолжение
отношений. Получив отказ, бегом возвращаются на вокзал - и опаздывают на последнюю
электричку. Оказавшись холодной осенней ночью в чужом городке, они пытаются
напроситься к кому­нибудь переночевать, но безуспешно. В одном из окон они видят отца и
сына, бурно выясняющих отношения. Владимиру, случайно подслушавшему разговор,
приходит в голову авантюрная идея - назваться внебрачным сыном хозяина квартиры и,
таким образом, решить проблему с ужином и ночлегом.
9

А теперь внимание – вопрос: кто придумал версию, что Андрей Григорьевич Сарафанов ­
отец Бусыгина?
А. Бусыгин.
Б. Сильва.
В. Сарафанов.
Участники тура отвечают, получает жетон тот, кто правильно ответил
Ведущая Сарафанов ­ это...
А. Сохранивший детскую душу человек.
Б. Неудачник.
В. Состоявшийся музыкант.
Участники тура отвечают на вопрос
Ведущий Андрей Григорьевич Сарафанов, музыкант­кларнетист (играет в клубе на танцах
и в кинотеатре перед сеансом), добрейшей души человек, воспитавший без жены своих
двоих детей, признаёт в неожиданном госте своего внебрачного сына. Реакция его так
искренна и трогательна, что во Владимире пробуждается совесть. Кроме того, сам он рос
без отца, и отношение Сарафанова заставляет его невольно проникнуться взаимными
чувствами. Он не может обманом отвечать на столь безграничное доверие и неожиданно
понимает, что проблемы этой семьи, о существовании которой он вчера ещё и не
подозревал, ему небезразличны.
Но всё же Владимир вынужден во всём сознаться. Однако искренне полюбив своего
«старшего сына», Андрей Григорьевич прощает обман: «Вы все мои дети, потому что я
люблю вас. Плох я или хорош, но я люблю вас. А это - главное». На прощание Андрей
Гаврилович дарит подарок своему «старшему сыну». Что это за подарок?
Участники отвечают
Ведущая. Внимание на экран.
Видеоролик из х/ф «Старший сын» ­ 5 мин.30 сек.
Ведущая (на реплике Сарафанова «Надо распахнуть окна») Победителем 4 тура кино –
квеста стал(ла) участник, который сказал шкатулка.
Награждение победителя 4 тура
Ведущий Наш вечер, посвященный 80­летию А. Вампилова подходит к концу. И мы хотели
бы подытожить его стихотворением автора многих книг об Иркутске и иркутских
писателях.
Стихотворение Петра Реутского «Вспоминайте меня весело» исполняет учащийся 7 В
класса Захаренко Петр.
Ведущая Мы благодарим всех, кто принял участие в нашей программе. За неоценимую
помощь в создании сценария к мероприятию отдельную благодарность мы выражаем
филармонии г. Иркутска. А также говорим «спасибо» нашим друзьям и помощникам,
библиотеке № 14.
Ведущий Читайте и перечитывайте Александра Вампилова… До свидания, до новых
встреч!
10

Награждение грамотами участников вечера.
11

сообщить о неприемлемом содержимом

Текущая страница: 1 (всего у книги 1 страниц)

Александр Вампилов
Свидание
Сценка из нерыцарских времен

Майский день. Тихая городская улочка. В тени двухэтажного дома сидит сапожник, последний из кустарей-одиночек. Это бородатый благообразный старичок с задатками интеллигентности, трезвый, в хорошем настроении. Перед ним табуретка, инструменты – все в образцовом порядке. К нему подходит молодой человек в сером пиджаке и обуженных в мастерской брюках.


СТУДЕНТ. Здравствуйте!

САПОЖНИК. Добрый день!

СТУДЕНТ. Изнываете без работы?

САПОЖНИК. Прячусь от жары. В моих башмаках нет такой роскошной вентиляции…

СТУДЕНТ (усаживаясь на табурет и снимая ботинки). Досадная случайность. Привычка ходить не глядя под ноги… Эти штиблеты должны жить во что бы то ни стало.

САПОЖНИК. Ты хочешь сказать: во что бы это тебе ни стоило? (Осматривает штиблеты.) Операция рискованная…

САПОЖНИК. Сколько?

СТУДЕНТ. Десять. И то из сострадания к безработным хирургам.

САПОЖНИК. Тридцать рублей. Из сочувствия к городскому порядку.

СТУДЕНТ. Только десять.

САПОЖНИК. Тогда давай своим ботинкам порошки – по три раза в сутки… И потом, мне кажется, я чинил эти штиблеты кому-то другому.

СТУДЕНТ. Но-но!

САПОЖНИК. Пришить, подбить, поставить набойки – тридцать рублей!

СТУДЕНТ. Ну хорошо… Среднее арифметическое между десятью и тридцатью – двадцать рублей. Чините, черт с вами! Но условие: как можно быстрее. Промедление смертельно.

САПОЖНИК. Что ж, давай. Я воспитан по-старому.

СТУДЕНТ. Что-то мне сдается, что вы, папаша, сидите на чужом месте.

САПОЖНИК (принимаясь за работу). Почему это на чужом? Место самое мое. Где еще сидеть шестидесятипятилетнему пенсионеру, изнывающему от скуки жизни? Здесь светит солнце, ходят люди… Гляди, девушки-то, девушки-то, так и шьют, так и шьют!


Проходящая мимо девушка, коротко подстриженная и модно одетая, вдруг вскрикивает и приседает на тротуар.


ДЕВУШКА (с отчаянием). Каблук! (Осматривается.) Сапожник! Как удачно!

САПОЖНИК (любезно). Очень удачно!

ДЕВУШКА (подходя, поглядывая на часы). Оторвался каблук, пришейте, пожалуйста.

СТУДЕНТ. Вы видите, мастер занят.

ДЕВУШКА. Но надеюсь, вы уступите. Мне ужасно некогда.

СТУДЕНТ. Мне тоже некогда.

ДЕВУШКА. Но войдите в положение.

САПОЖНИК (девушке). Разрешите вашу модель…

СТУДЕНТ. Ни в коем случае! Я опаздываю.

ДЕВУШКА. Вы не имеете права… Мастер согласен.

СТУДЕНТ. Зато я не согласен. Присядьте… то есть вам придется постоять.

ДЕВУШКА. Благодарю… Поймите, меня ждут…

СТУДЕНТ. Очень рад за вас… (Смотрит на часы.) Поторопитесь, патриарх.

ДЕВУШКА (смотрит на часы, нервничает). Я не говорю уж о благородстве, но элементарная вежливость, порядочность…

СТУДЕНТ. Вежливым и предупредительным с вами будет тот, к кому вы торопитесь. Он, и никто другой. Я же не вижу в этом никакого смысла. Другое дело, если бы вы мне понравились…

ДЕВУШКА. Ну знаете ли! Вы, вы… (Нервничает, ломает руки. Тихо.) Ну хорошо… Я прошу вас, вы понимаете, прошу… Я даже признаюсь вам… мне нельзя опоздать. Решается судьба, от этих минут зависит счастье…

СТУДЕНТ. Не нервничайте. Мое счастье, может быть, тоже зависит от этого вот гвоздя. А почему вы думаете, что ваше счастье лучше моего? (Сапожнику.) Скажите, патриарх, сколько вам лет? Вы, наверно, успели уже заметить, что взаимоотношение полов состоит из предрассудков и заблуждений. Оттого, что какой-то болван тысячелетие назад взял манеру бренчать под окнами капризной особы на гитаре, прикладывать руку к сердцу и прочее, я должен сейчас уступать во всем каждой женщине. И, заметьте, женщины уже не ждут проявления чуткости, томно закатив глаза, а требуют, кричат и грозят судом. Не уступите в автобусе места – и вас назовут невежей, хамом и кем угодно. (Смотрит на часы.) Вот, скажем, вы. Вы пристаете ко мне с нелепым требованием: «Уступите мне свое счастье!» С какой стати! Я не могу, не имею возможности быть чутким и нежным со всеми девушками, починяющими обувь у частников. Не нервничайте. Вас ждет феодал с гитарой. Вы, я полагаю, понравитесь ему и без каблука. Спешите – вейте из него веревки, гните в бараний рог. Но при чем здесь я?

ДЕВУШКА (сапожнику). Прибейте этому молодому человеку язык.

СТУДЕНТ. Вам нечем будет за это заплатить. (Смотрит на часы.) Поторопитесь, патриарх! Осталась минута!

САПОЖНИК. Дети, разве можно заходить так далеко с самого начала?

ДЕВУШКА. Для таких нахалов не бывает начала.

СТУДЕНТ. Вы хамеете на глазах…

ДЕВУШКА (вспыхивая). Нет, это вы – хам! (Сапожнику.) Сколько минут ходьбы до памятника Крылову?

СТУДЕНТ (с ужасом). Крылову?

САПОЖНИК. Пять, не больше.

ДЕВУШКА (смотрит на часы). Опоздала! (Всхлипывая). Вы… Вы самый наглый хам…

СТУДЕНТ (бледнея). Вы… Вы – Лиля?..

ДЕВУШКА (нервно). Что! Так это вы… Ха-ха-ха! Чудесно! Ха-ха-ха!… Прощайте! Не смейте звонить. (Быстро уходит.)

САПОЖНИК. В чем дело? Обувайся, беги за ней…

САПОЖНИК (краснея от любопытства). В чем дело?

СТУДЕНТ (кричит). В чем дело! В чем дело! Дело в том что свидание состоялось. Первое свидание! Три месяца я упивался этим голосом, боялся дышать в телефонную трубку. Почти признался в любви! боготворил… Гордая и таинственная. Едва вымолил свидание…

САПОЖНИК. Хе-хе… Феодал рвет струны…

СТУДЕНТ. Молчи, старый пират! Черт посадил тебя сюда! Разрешают же частные лавочки.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Александр Вампилов

Александр Валентинович Вампилов (1937 -1972)

Александр Вампилов ни дня не мог прожить без музыки. В его доме хранилась гитара, старинная, оставшаяся ещё от деда, и потому особенно притягательная. В тесном дружеском кругу звучали под аккомпанемент гитары и щемяще трогали за сердце песни на стихи А. Пушкина, А. Дельвига, М. Лермонтова

Родители Валентин Никитич Вампилов и Анастасия Прокопьевна Копылова - Вампилова

Театр юного зрителя имени А. В.Вампилова в Иркутске

Памятник А. Вампилову в Иркутске

А. Вампилов на фоне афиш « Прощание в июне» в клайпедском и вологодском театрах. 1966 г.

Озеро Байкал Вампилов утонул в Байкале летом 1972 года. Жизнь оборвалась на самом её взлете, жизнь, которой он привык диктовать условия, ведь он даже не позволял себе утонуть. В лодке, перевернувшейся от удара о топляк, их было двое. Один уцепился за днище, надеясь, что лодку заметят скорее, чем его самого. А Саня поплыл к берегу. И он доплыл, и уже чувствовал дно под ногами, но сердце не выдержало

« Будем добрее, внимательнее друг к другу, иначе потом бывает поздно » Не стало нашего Саши. Не верится в это, не верится. Мы гордились, когда узнали, что пьесами нашего Саши заинтересовались Георгий Товстоногов, Олег Ефремов, Юрий Любимов. В сентябре он вновь собирался в Москву. Одному из нас обещал привезти модный галстук и пластинку вальсов Шопена, а другой советовался с Сашей о своем отпуске и они вместе составляли «план» . А потом он уехал в гости к Байкалу, и старик его обратно не отпустил… Теперь о тебе, Саша, нужно говорить « был». Ты бы рассмеялся, старик, если бы услышал это неделю назад. И глаза твои, острый восточный разрез которых всегда говорил, что ты умеешь понимать и ценить шутку, улыбнулись бы вместе с тобой. Но мы не скажем, Саша, что ты был, потому что ты останешься с нами, среди своих героев, среди дел и поступков своих друзей. Они будут жить так же любя жизнь и людей, как ты. Мы сбережем память о твоей прямоте и честности, о твоем уважении к творчеству. А ещё мы будем добрее и внимательнее друг к другу, потому что потом бывает поздно / Марк Сергеев/ - Подумайте, какие строки выражают сущность личности А. Вампилова и могут стать эпиграфом к нашему уроку?

е Что неприветливо, широкий дол, шумишь? Не можешь мне простить разлуки? Что не хранят, чего не помнят люди, То, вечный, ты и помнишь, и хранишь. Я навсегда в твоих лугах бескрайних, Я навсегда в твоих лугах густых. И после всех дорог судьбы – Случайных, Извилистых, запутанных, крутых – Последняя дорога мне Прямая – Сюда, чтобы спокойно умереть… /А. Вампилов/

Мемориальный камень на месте гибели А. Вампилова

Важнейшие даты жизни и творчества А.В.Вампилова 1937год – поселок Кутулик. Иркутская область. Родился драматург, принесший на сцену « удивительное, всесильное чувство правды» 1960 год – закончил историко – филологический факультет Иркутского университета. Работа в газете «Советская молодежь». Увлечение драматургией

Важнейшие даты жизни и творчества 1965 год – приезд в Москву в театр «Современник» 1966 год – « Прощание в июне» 1970 год - « Старший сын» , « Утиная охота» 1972 год - « Прошлым летом в Чулимске» Август 1972 года – трагическая гибель писателя

«Старший сын» А. Вампилов любил повторять: « Случай, пустяк, стечение обстоятельств иногда становятся самыми драматичными в жизни человека» - Какое стечение обстоятельств привело главного героя и его попутчика в дом семьи Сарафановых?

Андрей Григорьевич – глава семьи Сарафановых Почему Андрей Григорьевич признал в Володе Бусыгине старшего сына? Можно ли главу семьи считать неудачником?

Дети в семье Сарафановых: Нина Что вам нравится в Нине? За что её осуждаете? Как и почему меняется Нина в конце пьесы?

Васенька -Как можно объяснить поступки Васеньки? Как ласковое обращение к нему автора помогает разобраться в характере героя? Изменился ли Васенька в конце пьесы?

Володя Бусыгин Каковы главные черты характера Володи Бусыгина? Его отношение к семье Сарафановых?

Изменила ли Володю встреча с семьей Сарафановых?

Сильва Докажите, что Сильва по сути – сирота при живых родителях? Где проявляется цинизм и практичность Сильвы?

Михаил Кудимов – жених Нины Ваше мнение о женихе Нины? Что настораживает в нем? Какова, на ваш взгляд, главная черта его характера?

« Предместье» « Нравоучения с гитарой» « Семья Сарафановых» Почему « Старший сын» - наиболее удачное название произведения? Что утверждает Александр Вампилов в человеке?

Валентин Распутин о творчестве А. Вампилова: «Кажется, главный вопрос, который постоянно задаёт Вампилов: останешься ли ты, человек, человеком? Сумеешь ли ты превозмочь всё то лживое и недоброе, что уготовано тебе во многих житейских испытаниях, где трудно стали различимы и противоположности – любовь и измена, страсть и равнодушие, искренность и фальшь, благо и порабощение»


Сценарий спектакля по пьесе А. Вампилова «Двадцать минут с ангелом»

Заставка

О, светло светлая и прекрасно украшенная земля Иркутская! Многими красотами прославлена ты: Байкалом-батюшкой величавым славишься, Ангарой-красавицей и источниками животворными, Саянами высокими, городами славными и храмами великими, но самое главное твое богатство – народ сибирский. Не скудеет талантами Сибирь-матушка, прославленная и воспетая сынами своими: Евгением Евтушенко, Валентином Распутиным, Геннадием Михасенко…

Мы хотим предложить вашему вниманию спектакль по пьесе Александра Вампилова «Двадцать минут с ангелом»… Двадцать минут нашей жизни, двадцать минут истины.

Семьдесят лет одоленья…

Семьдесят памятных лет…

Строек этапы, свершенья –

Летопись наших побед.

Но за великими целями

Следует ли забывать

Важное: не разучились ли

Ближнего мы понимать?

Итак, мы начинаем. 70-е годы, обычный номер в провинциальной гостинице, утро, диалог двух командированных, оказавшихся по служебным делам в этом городе.

У. Подъем!

А. Выпить.

У. Выпить? Сколько хочешь.(Подает графин с водой)

А. (отстранил руку У.) Водки.

У. Так. Водку, значит, предпочитаешь?

А. Нету? Ничего? А деньги есть?

У. (бросает пиджак) Обследуй!

А. Тишина…А у тебя?

У. Ни копейки… Слушай, а где мой ботинок? Ты не знаешь? Куда он делся? Надо соображать. Хотя бы три рубля.

А. Три шестьдесят две.

Скрипка

А. А этому горя мало. Пилит и пилит.

У. А что ему делать? Артист. Обеспеченный человек. Туда провел – рубль, обратно – опять же рубль.

А. Надоел.

Женский смех

Вот еще тоже. Кобыла.

У. А тут парочка поселилась. Молодые. Веселые.

Скрипка.

А. Замолчит он или нет?

У. Слушай, может, он нам трояк даст? Ты иди к молодоженам, а музыканта я беру на себя!

А. Хрен с ним, попробую.

У. (набирает номер телефона) Товарищ скрипач? Доброе утро. Не дадите ли вы нам взаймы немного? Что? Понятно… Жлобина!

Стук в дверь. Входит Васюта.

В. Убирать будем?

У. Можно.

В. Какой день пьете?

У. Третий, Анна Васильевна. Третий.

В. В честь чего пьете? На что? На какие такие капиталы?

У. На свои, А.В,. на трудовые.

В. Господи! Что люди с деньгами делают! Я вот, к примеру, по копейке собираю, никак внучку одеть не могу, а вы на водку сотнями, сотнями фугуете. Зло меня берет.

А это что? Господи! Где это видано, чтобы ботинок в урну класть.

Входит А.

У. Анна Васильевна, вот посмотри на него, ведь он человек нездоровый. Больной…А.В., Спаси. Дай три рубля до завтра.

В. Нет, нет, не дам. Ни стыда у вас, ни совести. Сотнями швыряете, а просите у кого? Нет, не дам, и не просите! (Уходит)

У.А как соседи?

А. Держи карман шире. А этот?

У. То же самое.

Слышна скрипка.

А.Черепок раскалывается. (Стучит по столу 3 раза).

Входит Базильский.

Б. Что это значит? Зачем вы стучите?

А.Ваша музыка мне надоела.

Б. О! Так я вам помешал? Извините! Я мешаю вам орать, реветь, рычать, простите великодушно. А вчера вы даже визжали. Вот вы именно визжали. Это как вам удается, не понимаю…

А. Ваша музыка нам осточертела.

У. Здесь вам не Дворец культуры, здесь гостиница, здесь люди отдыхают, между прочим.

Б. Все. И больше чтоб - ни звука. Ясно?

А. Заводной мужик.

У. Видно, народ на него не ходит – деньга не идет.

А. Деньга есть. Жмется.

У. Неужели на свете нет добрых людей? (Распахивает окно) Смотри, сколько народу. Полная улица.

Музыка

Свадьба

Жених, невеста

Военный под ручку с женой, приглашенные.

(12 человек)

(После танца -2 куплета с проигрышем- кричит) Люди добрые! Помогите! Тяжелый случай! Безвыходное положение! Кто даст взаймы сто рублей?

У. Не шути, Федор Григорьевич.

Частушка.

Звонкий смех. Убегают.

А Гляди на них. Смеются…Вот они, твои люди добрые.

Стук в дверь.

Х. Добрый день. Это вы просили деньги? Я могу вам помочь.

У. Он предлагает на троих.

Х. Ничего подобного.

А. Слушай, друг,… Полезай ты хоть в самую свою душу, разве ты вырвешь оттуда хотя бы три рубля?

Х. (достает деньги) Вот держите… Можете не возвращать. До свидания. (Уходит).

А. Сколько?

У. Сто!

А. Погоди-ка.(Уходит).

У(пересчитывает деньги, рассматривает на свет).

Появляется Х., ведомый А.

А. Вот, забирай деньги, ну тебя к черту.

Х. Но ведь я их вам отдал.

А. А может, денежки вовсе не твои, а?

Х. А чьи они, по-вашему?

У. А они у вас не фальшивые?

Х. (положил деньги в карман). Я вижу, простое человеческое участие вам непонятно.

А. Слушай, объясни ты мне, признайся. А то ведь я спать не буду. Сто рублей просто так, за здорово живешь – ну кто тебе поверит, сам посуди…

Х. Я хотел вам помочь.

А. Врешь! Полотенце! (Скручивает руки Х.).

Х. Товарищи, в чем дело?

А. Откуда гроши, рассказывай! Где ты их взял? Украл?

У. Не крал он, видно, что не крал.

У. Откуда деньги? Скажешь или нет?

У. Не надо, Федя, Хуже будет.

Х. Развяжите или вы за это ответите.

А. Я тебя сейчас…

У. Слушай, давай его развяжем. Мало ли что? Пусть идет себе подальше…

А. Нет…Он мне расскажет…

У. А я тебе говорю…отпустим…

Борьба. Устают. Падают на кровать.

А. Фраер…Барбос…

У. Дурак ты, Федор Григорьевич…

У. Нарываешься сам не знаешь на что. (Поднимается, хочет развязать Х.)

Борьба.

А. Надо позвать людей. Пусть рассудят. (Выбегает в коридор)Граждане, помогите, если можете.

Входят все.

Б. В чем дело?

С. Что случилось?

В. Это что еще такое?

А. Садись, А.В., слушай. Садитесь граждане. (Угарову) Введи в курс.

У. Уважаемые соседи! Вы видите перед собой человека, который за полчаса истрепал нам все нервы.

Б. Покороче.

Х.Развяжите мне руки.

С. А почему он связан? Он что, преступник?

У. Может, и преступник, а может, и почище преступника.

А. В общем, дело такое. Тут я давеча шутки ради крикнул в окно, мол, граждане, займите сто рублей.

С. Мы слышали. По-моему, эта шутка возмутительная.

Б.Продолжайте.

А. Ну пошутил, и забыли мы это дело. Тут вваливается этот гусь…

У. Буквально нам незнакомый.

А.И говорит: «Это вы просили деньги?». Оставляет здесь эту сотню и уходит. Так или нет?

А. Ну, я его, конечно, волоку сюда.

У. А он нам – мораль. Помочь, говорит, хотел от всего сердца. Что же это такое, а? Рассудите, люди добрые.

С. М-да… Интересно…

У. Может, мы не понимаем, действительно. Он шофер, я добываю унитазы для родного города – может, мы жизни не понимаем?

В. Да он, поди, пьяный.

А. Трезвый он. Ни в одном глазу, в чем и дело.

Б. Подарить этим молодцам сто рублей? Загадочно…

С. Ну это вы напрасно. Что тут загадочного? жулик. Жулик, и только.

Ф. Зачем же ты так? Ведь неизвестно…

С. Что неизвестно? Неизвестны мотивы, недаром он их скрывает. Такую шутку может выкинуть только аферист, пройдоха, заведомо несерьезный человек. Словом, жулик.

В. Позвать администратора?

Б. А может быть врача? Вы уверены, что вы здоровы?..

Х. Я здоров, а вот с вами что, товарищи? Неужели вы не понимаете? У одного человека ни копейки, у другого червонцы. Второй дает первому, делится с ним. Это же так просто. Послушайте, все мы больше всего заботимся о себе. Но при этом нельзя вовсе забывать о других. Приходит час, и мы дорого расплачиваемся за свое равнодушие, за свой эгоизм. Это так, уверяю вас…

С. Бред. И притом религиозный. Бред и вранье.

Х. Да, сами-то вы никому не поможете.

Б. Непостижимо! В этом городе никто, кроме старух и вундеркиндов не просещает концертов. А интеллигентные люди вместо того, чтобы заботиться о культуре, пьют водку и стараются во что бы то ни стало удивить белый свет. Зачем вы это делаете? Для чего? Этим самым вы развращаете публику, понимаете вы это?.. Нет, не верю я в вашу доброту! Это чертовщина какая-то!

Х. Вот уж в самом деле: сделай людям добро, и они тебя отблагодарят.

С. Бросьте вы эти штучки. Кто вы такой, чтобы раскидываться сотнями? Толстой или Жан Поль Сартр? Ну кто вы такой? Я скажу, кто вы такой. Вы хулиган. Но это в лучшем случае.

В. Да откуда ты такой красивый? Уж не ангел ли ты небесный, прости меня, господи.

Б. Увы, с ангелом у него никакого сходства. Вы шарлатан. Или разновидность шарлатана.

Ф. А что, если в самом деле?.. Если он хотел им помочь? Просто так…

С. Не говори глупостей!

Ф. Почему ты на меня кричишь?

С. Потому что – не лезь куда не следует!

Ф. Слышите, я вам верю. Верю, что вы делаете это просто так…

С. Дура! Просто так ничего не бывает. И никогда! Запомни это!

Ф. И вы все так думаете?

В. А то как еще?

С. Не суйся ты со своей наивностью! Прошу тебя.

Ф. Значит, все, что ни делается, - все не просто так?

В. Все, милая, все – даже не сомневайся. И помощь, и участие –все не просто так. Уж любовь и та…

Ф. Что – любовь?

В. А то, милая, что любовь любовью, а, сама знаешь, с машиной-то, к примеру, муж лучше, чем без машины.

С. Замолчите!

В. А что, разве не правду говорю?

С. Чего вам тут надо?

В. Да я не вам говорю – ей. Пусть знает свое место. Вам же на пользу.

С. Заткнитесь вы, старуха!

В. А вы чего орете?

А. Смотри, агроном. Смущаешь ты людей…

С. Товарищи! Что здесь происходит? Это просто чудовищно! Мы же все перегрыземся. И все из-за него! Из-за него! Он провокатор! Он всех нас оскорбил! Оклеветал! Наплевал нам в душу! Его надо изолировать. Немедленно!

А. Пусть скажет сначала, зачем приходил.

У. Откуда деньги?

А. Зачем давал? За что?

Б.Вы можете назвать наконец истинную причину?

С. Говорите, черт возьми!

Все

Псих, пьяница, жулик, врешь, покалечу.

Б. Маньяк! Уж не воображаете ли вы себя Иисусом Христом?

Ф. Остановитесь! Опомнитесь!

Х. Чего вы от меня добиваетесь? Чего хотите?.. Сказать вам, что я зарезал?.. Ограбил?.. Убил?

С Не исключено. Я даже уверен, что мы раскрыли преступление. Позвонить в милицию- и дело с концом!

Б. Нет, нет, звоните в больницу. Это мания величия. Определенно. Он вообразил себя спасителем.

С. Справочное? Номер психбольницы. Спасибо.

Х. Хорошо, развяжите. Я все объясню. Я не намерен сидеть в сумасшедшем доме. Мне некогда. Я приехал сюда на неделю… В этом городе жила моя мать… Я не видел ее шесть лет… И эти шесть лет я ни разу ее не навестил. Ничем не помог… Все шесть лет я собирался отправить ей эти самые деньги. Я таскал их в кармане, тратил… И вот… теперь ей уже ничего не надо… И этих денег тоже. Я похоронил ее три дня назад. А эти деньги я решил отдать первому. кто в них нуждается больше меня… Остальное вам известно. Теперь, надеюсь, вы меня понимаете?

В. Господи, грех-то какой…

У. А мы-то, а? Нехорошо вышло.

Б. Простите, если возможно…

У. Вина…

Б. Это ужасно, ужасно. С нами что-то приключилось. Мы одичали, совсем одичали…

А. Прости, друг, не серчай.

У. Если б знали, какой разговор…

С. Извините, разумеется, Сегодня я в первый раз поссорился со своей женой. Перестань дуться. Как видишь, у товарища несчастье. Ну, извини меня. Ну не дуйся.

Ф. Не трогай меня, пожалуйста.

А. Пойми, браток, деньги, когда их нет, - страшное дело.

В. Бог с ними, с проклятыми. Где деньги, там и зло – всегда уж так.

У. Что поделаешь… За вашу маму… Так сказать за помин души… Извините.

Х. Да нет, товарищи, ничего, жизнь, как говорится, продолжается…

Куплет из песни про бродягу («По диким степям Забайкалья…»)