Сценарий внеклассного мероприятия в начальной школе «В мире сказок. Сценарий открытого внеклассного мероприятия «Сказки народов мира. Постановка индийской сказки «Кукла» » Постановка сказок народов мира для начальной школы

цель данного мероприятия формировать у детей представление об одном из жанров фольклора – сказке; о связи русских народных сказок с другими сказками. Познакомить детей с особенностями национальных костюмов, танцев,с культурой разных народов. Через сказку воспитывать в детях нравственные качества человека: скромность, доброту. Мероприятие позволяет воспитывать у детей желание участвовать в театрализованных постановках, способствует сплочению коллектива детей с учетом индивидуальных особенностей участников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сценарий литературного театрализованного праздника по сказкам народов мира для детей классов « Особый ребенок».

Цель: Воспитание толерантности, как принятие и понимание богатого многообразия культур нашего мира, разнообразных форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности. Развитие интереса к сказкам.

Задачи:

Обучающие:

  • Формировать у детей представление об одном из жанров фольклора – сказке; о связи русских народных сказок с другими сказками.
  • Познакомить детей с особенностями национальных костюмов, танцев,с культурой разных народов.

Развивающие:

  • Развивать умения выразительно передавать характеры героев посредством движений, речи.
  • Развивать способность,через элементы театрализации выражать свои чувства, эмоции, фантазии.
  • Развивать память, внимание.

Воспитывающие:

  • Через сказку воспитывать в детях нравственные качества человека: скромность, доброту.
  • Воспитывать желание участвовать в театрализованных постановках.
  • Сплочение коллектива детей с сохранением, учетом индивидуальных особенностей участников.

Оборудование:

Рисунки к сказкам, « Хвастливая сова – индийская народная сказка », « Хвастливые мыши – китайская народная сказка », « Заяц – Хваста русская народная сказка », поговорка “ Собой не хвастай: дай наперед похвалить себя людям ”, выставка рисунков, ширма оформленная под стилистику Индии, Китая, России, костюмы представителей сказок, магнитофон, звукозаписи, выставка книг.

Предварительная работа: Чтение сказок, пословиц о хвастовстве, экскурсия в библиотеку,беседа о положительных и отрицательных качествах характеров героев сказок, участие в выставке рисунков «По дорогам сказки» среди классов « Особый ребенок», просмотр мультипликационных фильмов, прослушивание музыкального материала, разучивание танцев с использованием атрибутов представителей Индии, Китая и России.

Ход мероприятия:

Ведущая: В тридевятом царстве, в тридесятом государстве… Стоит только произнести эти волшебные слова, как сразу становится ясно, что в наш дом пришла Сказка.

Вы слышите, звенит колокольчик? Он приглашает нас в путешествие. Сказка уже ждет нас и зовет за собой. Сказочный мир - огромный и бесконечный, и живет он по своим волшебным законам, которые придумывают особенные люди – сказочники.

(Появляется Сказительница. Ею может быть и Ведущая, которая должна немного измениться, например накинуть цветастый платок на плечи.)

Ведущая: - В сказках всего мира всегда заключена народная мудрость, в них умело высмеиваются отрицательные качества характеров героев,такие, как, глупость,жадность и хвастовство.

Сегодня мы побываем с вами сразу в трех странах, я расскажу вам,три сказки – очень разные и в то же время очень похожие, а, чем вы поймете, когда услышите и увидите все сами. Для начала мы с вами отправимся в Индию.

В Индии далекой,

Слон неприхотливо

Прохладною водою

Брызгался из Нила

Он проказник? (что с того!)

С детства непослушен,

Длинный хобот у него

Стал отличным душем.

Индийская народная сказка « Хвастливая сова».

Однажды на крышу царского дворца опустилась сова В саду она увидала соловья. Сам царь кормил его отборным зерном. Когда царь ушел, сова поинтересовалась у соловья: за, что это тебе такие почести, сам царь кормит тебя? А за то, ответил соловей, что по ночам я пою ему песни и он спит и видит самые чудесные сны. Вот глупости, думала сова я пою нисколько не хуже, а даже лучше. А когда настала ночь сова принялась ухать, да так громко, что разбудила всю свиту и самого царя. Царь очень рассердился и приказал прогнать сову и больше никогда не пускать ее в царский сад.

Сказительница:-

В сказке может все случиться,
Наша сказка впереди.
Вот уже она стучится
Скажем дружно “Заходи!”

Дверь скорее открывай – отправляемся в Китай.

Ведущая: - Отсюда за морем - Китай. От солнца Китай пожелтел и высох.
Родина чая - Родина риса.
Совсем неплохо - блюдо рисовой каши и чай - из разрисованных чашек.


Исполняется танец в костюмах.

Китайская народная сказка «Хвастливые мыши».

Жили были две подружки, мышка Острозубка и мышка Острохвостка. Очень дружили но, как только встречались, то тут же начинали друг перед другом хвалиться.Самые острые зубки у меня,- говорила Острозубка, а самые острый хвостик у меня,- говорила Острохвостка. Только я. Такая ловкая, и могу так быстро грызть рисовые зернышки,-говорила Острозубка. Только я такая шустрая и,могу так ловко нанизывать рисовые зернышки на хвостик. А я такая смелая, что если встречу кота,- то укушу его прямо за нос, а я такая смелая, что если, только встречу кота- уколю его своим острым хвостом прямо в глаз. Долго бы они еще спорили и хвастались друг перед другом, но они так шумели, что и в самом деле разбудили кота. Одним прыжком кот настиг болтушек- хвастунишек. Они рванулись в разные стороны и только чудом успели укрыться в куче рисовой шелухи. Долго еще дрожали их хвостики и стучали зубки от страха. Интересно теперь они тоже такие же хвастунишки?

Сказительница:

Во поле березки, на лугу цветы

Балалайки, ложки и колосья ржи

Среди полей, простора синего

Страна раскинулась – Россия!

Исполняется танец в костюмах.

Русская народная сказка « Заяц – Хваста».

Жил, был заяц в лесу, и надо сказать, что любил тот заяц хвастать! Всем говорил кого ни встретит – я самый храбрый в лесу! У меня не усы, а УСИЩИ, не лапы, а ЛАПИЩИ!, не зубы,а ЗУБИЩИ! Смеялась над ним ворона и ругала его _ НЕ хвастай, не хвастай! Однажды напали на ворону собаки, и давай ее мять! Заяц думает, как же вороне помочь? Сидит и дрожит, вдруг ветка под ним хрустнула.Заяц испугался, как выскочит, да как, побежит… Собаки ворону бросили, а зайца не догнали. Вот встречаются заяц и ворона в лесу, а ворона и говорит зайцу: вот ты молодец не Хваста,а храбрец

Ведущая: - А какими словами заканчиваются сказки?

(Стали жить-поживать да добра наживать. Вот и сказки конец, а кто слушал – молодец. А сказки которые мы послушали и посмотрели сегодня можно закончить такими словами

Собой не хвастай: дай наперед похвалить себя людям.

А еще, вы прочтете другие сказки в этих книгах, которые выставлены перед вами. Пора и нам прощаться с вами. В добрый путь! До новых встреч, в Стране Сказок и Чудес.

Все выходят на поклон.

Предварительный просмотр:

Велигодская А.К – учитель ГС(К)ОУ № 18 Центрального района

Балашова Т.Ю – воспитатель ГС(К)ОУ № 18 Центрального района

Роль театрализованных праздников в работе с учащимися с умеренной умственной осталостью.

Выявление потенциальных возможностей детей с умеренной умственной отсталостью, включение их в жизнь общества требует поиска определенных путей их возможной социализации.

Опыт работы с учащимися с проблемами в развитии показал, что организация театрализованных праздников в школе VIII вида является своеобразным и эффективным средством коррекции и компенсации в развитии детей с интеллектуальной недостаточностью их адаптации в обществе. Сущность праздника невозможно определить вне социальной деятельности. Как деятельность, праздник является важным средством гуманизации воспитания, как форма, объединяющая разные виды деятельности (познание, труд, общение) - средством всестороннего развития личности. Как предмет педагогической деятельности праздник выступает посредником в обеспечении процесса сотрудничества, так как основными участниками праздника являются взрослые и дети. Исполняя совместные действия, дети удовлетворяют потребности в общении, приобретают опыт взаимопомощи и взаимодействия. Театрализованный праздник - это синтез многих видов искусств. В него включены разнообразные виды искусства; это литература и музыка, живопись и театр, пантомима, словом все, что позволяет расширить кругозор детей, сформировать нормы поведения, развить их потенциальные возможности. Основой любого праздника является музыкальная деятельность, которая состоит из песен и танцев. Дети учатся подчинять свои движения ритму музыки, различать музыкальные темпы, отражать их в движениях, играх, сопровождая речью. Значимую роль в процессе подготовки праздника играет изобразительная деятельность, в процессе которой развивается зрительная память, мелкая моторика. Учащиеся изготавливают подарки родителям, элементы театральных костюмов, участвуют в процессе оформления декораций (листья к празднику осени, снежинки, украшения для новогодней ёлки, листья к празднику осени). Важно, чтобы дети знали, что своим участием они помогают в организации предстоящего театрализованного представления. Театрализованные постановки развивают речевую деятельность учащихся с умеренной умственной отсталостью. В процессе подготовки и проведения праздника даже безречевые дети пытаются на элементарном уровне звукоподражать персонажам театрального действия. Важным критерием подбора содержания театрализованного представления для учащихся с интеллектуальной недостаточностью является правильно адаптированный литературный материал. Как известно, дети с умеренной умственной отсталостью вследствии своеобразия психического развития имеют ряд особенностей, в том числе недоразвитие эмоциональной сферы.

Использование литературного материала на основе содержания народных и авторских сказок оказывает положительное влияние на эмоциональное развитие детей, вызывает у них определенный отклик, учит радоваться, грустить, побуждает к контакту. В практике нашего образовательного учреждения используются разнообразные формы детских праздников: театрализованные представления, тематические дни и недели, праздничные обряды и ритуалы, спектакли, смотры, конкурсы, линейки, концерты. Все они составляют неотъемлемую часть культурно-досуговой деятельности в работе с учащимися. В работе с учащимися с умеренной умственной отсталостью мы активно используем календарные (праздник 1-е сентября, праздник « Дары Осени», новогодний праздник, праздник 8-е марта, Масленица, праздник «Скоро лето!») и тематические праздники (по сюжетам литературных произведений). Театрализованный праздник должен объединять не только развлекательные, но и развивающие, обучающие функции. Следовательно, в содержание любого праздника мы включаем воспитательные моменты и познавательные задания.

Работа по организации праздников включает в себя ряд этапов:

I этап. Установочный - (составление плана проведения мероприятий)

II этап. - Разработка и утверждение сценария;

III этап. - Репетиции

IV этап. - Изготовление костюмов и декораций;

V этап. - Проведение праздника.

VI этап-. Заключительный (подведение итогов)

I .На первом методическом объединении обсуждается план работы на год (выбор тематики и сроки проведения праздников)

II. На данном этапе разрабатывается и обсуждается сценарий праздника, включающий в себя отобранный и адаптированный, с учетом психофизических особенностей детей с проблемами в развитии, речевой и музыкальный материал.

III. После утверждения сценария праздника начинается непосредственная работа по разучиванию стихов, песен, постановки танцев. На данном этапе идет также работа над сценарием, куда вносятся изменения и коррективы, появившиеся во время работы. IV.Данный этап включает совместную работу взрослых (педагоги, родители) и учащихся по оформлению декораций зала, изготовлению костюмов.

V. На данном этапе мы погружаемся в волшебную атмосферу театрального действия

VI. Подведение итогов. Происходит обсуждение итогов среди педагогов, выявляются положительные моменты, недостатки и их устранение. Педагоги проводят беседы с детьми о том, что им больше всего понравилось, наиболее яркие моменты праздника отражаются в рисунках детей, отзывах родителей и педагогов, в выставках фотографий, видеозаписях и компьтерных презентациях.

Организация театрализованных праздников с участие «особых» детей помогает раскрыть их индивидуальные особенности, объединяет родителей, педагогов и детей. Театрализованные праздники изменяют однообразие каждодневного пребывания учащихся в школе. Атмосфера праздника помогает взглянуть другими глазами на возможности детей, понять и принять каждого ребёнка с проблемами в развитии.

Предварительный просмотр:

Сценарий мероприятия для учащихся классов « Особый ребенок»

« Прогулка по городу»

Цель: создать положительный эмоциональный фон праздника

Вед: Родина - слово большое, большое!

Пусть не бывает на свете чудес,

если сказать это слово с душою,

глубже морей оно, выше небес.

В нём умещается ровно полмира:

мама и папа, соседи, друзья,

город любимый, родная квартира,

бабушка, школа, котёнок... и я.

Вед: Родина - это место, где человек родился или где он живет. Наша родина - Санкт-Петербург.
Вед: Посмотрите, красивый наш город какой,
Чайки с криком летят над широкой Невой,
А у самой Невы Медный всадник стоит,
И на нас Петр Первый глядит.

Вед: Давайте, отправимся на прогулку по городу. А поедем мы на автобусе.

Весёлый автобус спешит по дорожке.

Сияют на солнце бока и окошки.

Дети совместно с педагогами строятся друг за другом. Под музыку «Мы едим…» передвигаются по залу

Солнце вдруг засветило над тихой Невой,
Петропавловский шпиль засиял золотой,
В нашем городе столько музеев, дворцов,
И так много красивых решеток садов.

Вед: Мы вместе нарисуем решетку.

Дети совместно с учителями рисуют решетку по пунктирным линиям

Вед: Ребята, повторяйте за мной

В городе закапал дождь.

Кап-кап-кап-кап.

(Ритмично стучим кулачком о кулачок)

И по лужам ты идешь.

Так-так-так-так.

(Ритмично притопываем)

Дождь сильнее застучал.

Тук-тук-тук-тук.

(Ритмично стучим указательным пальцем одной руки о ладонь другой)

Скоро дождик ливнем стал.

Тук-тук-тук-тук, тук-тук-тук-тук.

(Хлопаем в ладоши)

Вед: Мы поиграем в игру «Дождик». Пока звучит музыка, вы ходите, если музыка остановилась, прячемся под зонтом

Игра «Дождик»

Вед:

Ребята! Оглянитесь-ка вокруг,
Наш город так прекрасен!

Ему нужна забота наших рук,
Чтоб красота его не гасла!

Чтоб в городе везде была повсюду чистота,

На улицах и парках мусорить нельзя!

Вед: Пока мы играли, прилетел ветерок и разбросал фантики. Давайте наведем порядок

Проводится игра «Собери фантики»

Вед: Ведь, правда, друзья,

Хорошо на планете,

Когда на планете

Хозяева - дети!

Давайте беречь

От невзгоды любой

Большой и доверчивый

Шар голубой!

Давайте, ребята,

Назло непогодам,

Обнимем планету

Своим хороводом!

Хороводная игра «Если нравится тебе»

Вед: Наша прогулка закончилась. Но мы забыли о том, что сегодня в нашем городе, и в нашей большой стране России праздник- День Знаний.

Вед:

Каждый год звонок веселый

Собирает вместе нас.
Здравствуй, осень! Здравствуй, школа!
Здравствуй, наш любимый класс.

Вед: Мы поздравляем вас с праздником и дарим небольшой подарок – частичку сердца нашего любимого и родного города – Санкт-Петербурга.

Вручение подарков


Сценарий

конкурса фестиваля инсценировок

«Сказки народов мира» для 2-4 классов

2015-2016 уч.год

    Дать детям представление о многонациональности Мира.

    Знакомить детей с культурным наследием народов

    Воспитывать уважение к культуре разных народов, любовь к родному краю.

СЛАЙД: 1 – РОЛИК

1.МУЗЫКАЛЬНЫЙ НОМЕР: Песня «Сказка начинается» - 3 «а» класс

2.Отбивка для скомарохов .

СЛАЙД:2 – фото

Ведущий: Добры молодцы и красны девицы, милые ребятушки, здравствуйте!

2 скоморох - Здравствуйте, солидные господа, почтенные учителя!

1 скоморох - Мы развеселые потешники,

Известные скоморохи и насмешники!

2 скоморох - За медный пятак, расскажем вам все эдак, да так!

1 скоморох Есть земля крымская

Приветливая да искренняя

2 скоморох Сто народов на ней живут,

Сказки сказывают, да песни поют.

1 скоморох Слетались птицы с моря,

Садились у нас на заборе,

Пели птицы, сказывали птицы

Крымские сказки, были да небылицы.

Одну я бросил в воз,

Да сказку вам привез!

СЛАЙД:3 - Теремок

2 скоморох - Сказка первая. Русская.

1 скоморох - «Теремок»

Показ сказки 4 «А»класс

2 скоморох - А вы пареной репы покушайте,

1 скоморох - Сказка вторая,

2 скоморох «Про двух ленивых мышат»

Показ сказки 3 «б» - класс

2 скоморох - Варится в печи кашка,

Начинается новая сказка,

Кашка упреет и сказка поспеет.

2 скоморох - Сказка третья,

1 скоморох - «Кому горшок мыть»!

Показ сказки 4 «Б» класс

1 скоморох - А теперь расскажем вам сказку старинную –

Не шибко короткую, да и не шибко длинную!

2 скоморох - А такую как раз,

Как от меня - до вас!

1 скоморох - Сказка четвертая, русская

2 скоморох - «Лиса и журавль»!

Показ сказки 3 «г» класс

СЛАЙД 6

1 скоморох - Шел баран

По крутым горам,

Вырвал травку,

Положил на лавку.

Кто ее возьмет-

Тот и сказку начнет

2 скоморох - Белорусская сказка! «Страшный пых»!

Показ сказки 2 в класс

1 скоморох - И я там побывал, всем подарков набрал,

Да покуда дорогу искал, все подарки растерял!

2 скоморох - Сказки еще не все.

Вот вам

Показ сказки 3-«в»

1 скоморох - Жили - были старик да старушка.

Под окном у них текла речушка.

2 скоморох - Жили в речушке карась да елец.

Тут нашим сказкам – КОНЕЦ!

1 скоморох - Только вы не расходитесь,

Вы жюри наше дождитесь.

2 скоморох - Ведь оно сейчас решит, кто сегодня победит!

1 скоморох - Ну а пока жюри решает для вас поет

Максютова Юлия – 2 б класс

СЛАЙД: 11. РОЛИК.Красная шапочка

Жюри определяет победителей в различных номинациях, например :

«Дипломант I степени»

«Дипломант II степени»

«Дипломант III степени»

«Лучшая мужская роль» - личное

«Лучшая женская роль» - личное

«Лучшая роль второго плана»

«Лучшая режиссура»

«Лучшее художественное оформление»

«Лучшее музыкальное оформление»

Программа:

1. Показ сказки 4 «А»класс «Теремок» -

2. Показ сказки 3 «б» - класс «Про двух ленивых мышат» -

3. Показ сказки 4 «Б» класс «Кому горшок мыть»!

4. Показ сказки 3 «г» класс «Лиса и журавль»!

5. Показ сказки 2 «в» класс «Страшный пых»!

6. Показ сказки 3-«в» сказка «Как вороне не удалось кузнечика склевать»!

Программа:

1.Муз.номер 3 а класс Песня: «Сказка начинается»

1. Показ сказки 4 «А»класс «Теремок» -

2. Показ сказки 3 «б» - класс «Про двух ленивых мышат» -

3. Показ сказки 4 «Б» класс «Кому горшок мыть»!

4. Показ сказки 3 «г» класс «Лиса и журавль»!

5. Показ сказки 2 «в» класс «Страшный пых»!

6. Показ сказки 3-«в» сказка «Как вороне не удалось кузнечика склевать»!.

7.Максютова Юлия песня: «Красная шапочка»

8.Хор 3 а класса__________________________

Программа:

1.Муз.номер 3 а класс Песня: «Сказка начинается»

1. Показ сказки 4 «А»класс «Теремок» -

2. Показ сказки 3 «б» - класс «Про двух ленивых мышат» -

3. Показ сказки 4 «Б» класс «Кому горшок мыть»!

4. Показ сказки 3 «г» класс «Лиса и журавль»!

5. Показ сказки 2 «в» класс «Страшный пых»!

6. Показ сказки 3-«в» сказка «Как вороне не удалось кузнечика склевать»!

7.Максютова Юлия песня: «Красная шапочка»

8.Хор 3 а класса__________________________

Панкова Мария Михайловна, учитель русского языка и литературы

Артюшкина Екатерина Ивановна, учитель русского языка и литературы

Место работы: ГБС(К) ОУ РХ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат III - IV видов» г. Абакан

Фестиваль «Сказки народов России»

Цели:

    познакомить учащихся со сказками из сборника М. Ватагина «Сказки народов России»;

    повышать уровень читательской и творческой активности школьников через участие во внеурочных мероприятиях;

    развивать умение и навыки выразительного чтения наизусть;

    развивать кругозор учащихся, знакомя их с культурой, обычаями и традициями малых народов, проживающих на территории России;

    формировать гражданскую позицию школьников, предусматривающую уважительное отношение к культуре малых этносов России через изучение культуры, традиций, сказок народов России;

    воспитывать толерантное отношение ко всем народам, проживающим в России;

    коррекция и развитие связной устной речи (выразительная сторона; орфоэпически правильное произношение, пополнение и обогащение пассивного и активного словарного запаса, диалогическая и монологическая речь; эмоциональная окраска речи; плавность, последовательность речи) через выполнение творческих заданий фестиваля.

Данная цель реализуется через задачи:

    Через момент проживания учащихся в модели «Культурная среда» того или иного народа.

    Через расширение знаний, представлений детей о культуре, обычаях и традициях народов, населяющих Россию.

    Через сплочение классного и общешкольного коллектива, формирование традиций школы, развитие творческих способностей детей, их самостоятельности и инициативности.

1. Мероприятие рекомендуется проводить для учащихся начальной школы и среднего звена с привлечением учащихся VIII вида. Путем объединения классов формируются 4 команды, каждая из которых представляет народ и готовит инсценировку сказки на закрытие фестиваля. Сказку команды выбирают из сборника «Сказки народов России» (сост. Ватагин М.)

1 и 9 кл. – русские.

2 и 8 кл. – буряты.

3 и 6 кл. – якуты.

4 и 7 кл. – тувинцы.

2. Сроки проведения мероприятия – 5 дней: 1 день – открытие фестиваля; 2 день - знакомство с культурой, обычаями и традициями представляемых народов России; 3, 4 дни – подготовка команд к итоговому концерту; 5 день - подведение итогов и закрытие фестиваля (театральный сказочный вечер).

3.Каждая команда заранее изготавливает модель герба, флага представляемого народа, делает эмблемы. Представление народа проходит в форме презентации.

4.Работа фестиваля отражается на страницах дневника в виде стенда, где команды каждый день будут делиться своими мыслями, впечатлениями о прожитом дне. Это могут быть рисунки, отзывы, поделки, заметки и репортажи. Рядом со стендом – дневником фестиваля большая карта – контуры России, на которую дети будут прикреплять эмблемы народов, представленных на фестивале.

5. В каждой команде назначается режиссер (ответственный за постановку сказки), художник (ответственный за оформление стенда), костюмер (ответственный за костюмы), видеохудожник (ответственный за презентацию).

6. На этапе подготовки мероприятия необходимо учитывать контингент учащихся с точки зрения принадлежности к той или иной национальности; активно привлекать детей и родителей разных национальностей к участию в мероприятии, используя их знания, опыт, традиции и обычаи.

Методы и формы работы:

Формы:

    Малые группы

    Массовая

Методы:

    Деятельностный метод

    Игровые ситуации

    Инсценирование

    Метод сбора информации и мозговой штурм

    Метод «проживания» определенной роли

    Метод оценки

    Метод создания моделей и проектов

Сценарий закрытия фестиваля «Театральный сказочный вечер».

Ведущий 1: Здравствуйте, дорогие друзья! Сегодня последний день работы фестиваля. Мы многое узнали о культуре и традициях народов, населяющих Россию.

Ведущий 2: Сегодня мы подведем итоги по следующим номинациям:

- «Листая дневник фестиваля…»

- «Мы – на карте России»

- «Лучшая постановка сказки»

Ведущий 1: Итак, дорогие друзья, в номинации «Листая дневник фестиваля», обратимся к календарю.

Ведущий 2: Мы рады, что каждый день фестиваля был насыщенным и оставил незабываемое впечатление в душе каждого из вас. Это доказывают ваши многочисленные творческие работы на страничках дневника.

(Ведущий делает обзор дневника фестиваля)

Ведущий 1 : Дорогие ребята. В течение пяти дней вы думали над главным вопросом фестиваля «Что объединяет все народы России?» Давайте посмотрим, какие же ответы мы получили на этот вопрос.

(Ведущий зачитывает ответы учащихся из конверта)

Ведущий 2: Да, вы верно подметили сходства в традициях, обычаях, играх и даже кухне народов России. Все это помогает нам тысячелетиями жить в согласии и мире на территории нашей великой и могучей страны – России.

Ведущий 1: Перед вами – карта России.

(Контур России обозначен мелом на полу)

Сейчас мы проведем игру «Кто где живет». Представителям каждой национальности по сигналу нужно найти и занять своё место на карте.

(Ведущий проверяет правильность выбора места детьми. Дети стоят в контуре карты России)

Ведущий 2: Ребята, мы подошли к самой интересной части нашего фестиваля. Все четыре дня вы выбирали сказку своего народа и готовились к театрализованному представлению. Итак, мы приглашаем на сцену первый народ со своей постановкой сказки.

4 команды показывают инсценировки сказок, взятые из сборника М. Ватагина «Сказки народов России».

Русские – «Василиса Премудрая и морской царь».

Буряты – «Старик ловкач».

Якуты – «Чирок и беркут».

Тувинцы – «Богатырь Кулюк».

По окончании концерта участники фестиваля награждаются по номинациям:

    Лучшая постановка

    Лучшее представление народа (презентация)

    Лучшая роль

    Лучший костюм

    Лучший дневник фестиваля

Ведущий 2: Ребята, давайте возьмемся за руки - это и будет символом

единства и дружбы народов, а значит – могущества России.

(Звучит Гимн России)

Ведущий 1: С этого момента наш фестиваль считаем закрытым.

Между инсценировками со зрителями проводятся викторины и конкурсы.

«Полушуточные вопросы»

    Кто из героев русской народной сказки был хлебобулочным изделием? (Колобок)

    Назовите героиню сказки, которая была сельскохозяйственным продуктом?

    Подсказка: Всем помогла мышка. (Репка)

    Кто из русских сказочных героев любил поговорку: «Одна голова хорошо, а три – лучше». Подсказка: в одном из мультфильмов с этим героем дружил Добрыня Никитич . (Змей Горыныч)

    Герой какой зарубежной сказки очень любил обувь, особенно сапоги? (Кот в сапогах).

    Назовите героиню сказки, которая занималась по дому неквалифицированным трудом: чистила печки и убиралась в доме? (Золушка)

    Назовите героя тувинской народной сказки, в совершенстве знающего три науки? (Оскюс-оол)

    Какой вид энергии использовала Баба-Яга в русских сказках, летая в ступе? (нечистую силу)

    В какой зарубежной сказке говорится о деятельности оригинального музыкального коллектива, состоящего, главным образом, из представителей фауны, концерт которого до смерти напугал целую шайку разбойников? (бременские музыканты)

    В какой сказке зарубежного писателя героиня была размером с ячменное зёрнышко? (Дюймовочка)

    Этот герой тувинской народной сказки очень мешался главному герою и хотел заполучить себе Золотую Дангыну? (Караты-хан)

    Героиня какой сказки мечтала стать человеком, но обратилась в пену морскую? (Русалочка)

    В какой русской сказке брат не послушал сестрицу и нарушил санитарно-гигиенические правила, за что серьёзно поплатился? (Сестрица Алёнушка и братец Иванушка)

    Главный герой этой зарубежной сказки очень любил сладкое, любил шалить и приговаривать: «Не беда – дело житейское». Подсказка: Жил на крыше. (Карлсон)

    Назовите героя русской народной сказки, который нетрадиционным способом ловил рыбу в проруби? (Волк)

    Какая птица в тувинских народных сказках самая умная? (Филин)

    В какой русской народной сказке от брошенной шапки главного героя избушка зашаталась? (Иван-крестьянский сын и чудо-юдо)

    Назовите злого духа в тувинских народных сказках, который всегда был одноглазым и воровал скот? (Шулбус)

    Назовите джина из повести-сказки русского советского писателя, которого освободил из бутылки пионер Волька? (Хоттабыч)

    Назовите единственную героиню русской народной сказки «Репка», имя которой нам известно? (Жучка)

    Назовите настоящее имя Царевны-лягушки? (Василиса Премудрая)

    Как зовут божественных существ нижнего мира в тувинских народных сказках, которые, по преданиям, осуществляли суд над умершими? (эрлики)

    Эта героиня зарубежной сказки освободила от злого заклятия своих братьев, связав из стеблей жгучего растения им верхнюю одежду? (Элиза «Дикие лебеди»)

«Угадай-ка!»

    Героиня одной известной сказочной повести послала главного героя за удивительным «цветком»: «Ступай скорее вниз, в долину, в хижины людей, и достань у них Красный цветок. … я видела, как люди в горшок суют ветку, и на её конце расцветает Красный цветок».

Какой же «цветок» растёт перед хижинами людей в сумерках? Кто говорит эти слова главному герою?

(Красным цветком Багира называла огонь. Маугли его добыл и при его помощи победил своего врага Шер-Хана)

    Героине этой сказки, чтобы попасть обратно домой, нужно было выполнить задания великого и ужасного Гудвина, победить злую волшебницу Гингему и освободить летучих обезьян. Как зовут эту девочку? Из какой она сказки?

(Элли. «Волшебник изумрудного города» А.Волков)

    Где находится смерть Кощея Бессмертного?

(дерево, сундук, заяц, утка, яйцо, игла)

    Где живёт Кот-учёный?

(у Лукоморья)

    Эта русская сказка о том, что просьба исполнении я песни «на бис» бывает смертельно опасна для автора.

(Колобок)

    Отгадайте героиню: «… Зелёная ряска на поверхности пруда заколебалась, и появилась большая, страшная змеиная голова. Она плыла к листу. Но это была не змея... Это была пожилая, мудрая… Кто?

(Черепаха Тортилла, «Золотой ключик»)

    Угадайте, из какого произведения этот отрывок…

(показываются отрывки из мультфильмов и худ. фильмов – учащиеся должны отгадать, кто герои. Из какой сказки? Каков финал этой сказки?)

«Волшебный предмет»

Вы знаете, что в любой сказке могут присутствовать волшебные

предметы. Ваша задача – угадать волшебный предмет, героя и сказку.

    Героиня этой сказки имела волшебное зеркальце, весьма затейливой работы.

«…Ей в приданое дано

Было зеркальце одно;

Свойство зеркальце имело:

Говорить оно умело.

С ним одним она была

Добродушна, весела…»

(Царица из сказки А.Пушкина «Сказка о мёртвой царевне…»)

    Этот герой каждую ночь прокрадывается в комнату, где спят дети. И над их головой он раскрывает либо чёрный зонтик, либо цветной, и от этого зависит, какой сон будет видеть ребёнок: пустой или яркий цветной. Как зовут этого героя? Из какой он сказки?

(Оле-Лукойе из сказки Г.Андерсена «Оле-Лукойе)

    Героине этой сказки подарили колечко. Волшебная сила, заключённая в нём, приводилась в действие при помощи слов:

«…Ты катись, катись, колечко,

На весеннее крылечко,

В летние сени, в теремок осенний

Да по зимнему ковру

К новогоднему костру!»

Кто и кому подарил это колечко? Назовите сказку.

(Месяц Апрель подарил Падчерице в сказке «12 месяцев»)

    Герой этой зарубежной сказки имел небольшой рост, кроме того, у него был горб, но при помощи этих волшебных предметов он хорошо бегал, в последствие стал лучшим скороходом королевства. Назовите волшебные предметы, героя и сказку.

(туфли-скороходы, Карлик Нос, автор Гауф)

    Этот волшебный предмет присутствует во многих русских сказках. Функцию этого предмета в наши дни выполняет вертолёт и…

(ковёр-самолёт)

    Этим волшебным предметом убирали из памяти любые воспоминания. Этот предмет помогал задерживать погоню, так как перед преследователями мгновенно вырастал лес. Этим предметом ещё гордится петушок.

(гребешок)

Светлана Крысанова

Театрализованное представление

«Наш край- Ямал »

Инсценировка ненецкой сказки «Кукушка »

Крысанова С. Ю. МДОУ Детский сад «Сказка » г. Надым

Программное содержание :

Продолжать знакомить детей с устным народным творчеством народов Ямала .

Учить детей эмоционально воспроизводить содержание сказки , свободно общаться и двигаться.

Развивать связную речь детей, память, фантазию, навыки подражания.

Поощрять творческую инициативу.

Воспитывать бескорыстное чувство любви и благодарности к своей матери.

Оборудование :

Карта ЯНАО, стенд с рисунками о Севере, импровизированный чум, река, костюмы, игра «Рыбалка» , атрибут-маска «Кукушка » , ягоды брусники, орудия труда и спортивные снаряжения ненцев.

Конспект театрализации ненецкой сказки «Кукушка »

Воспитатель

Человек! Оставь на мгновения дела, оглянись на воду, лес, небо и полюбуйся первозданной красотой северной природы.

А можно ли жить в гармонии с природой, не зная своих истоков, национальной культуры, народных традиций и ремёсел, без сохранения опыта предков , когда природа и человек составляли единое целое.

1 ребёнок

Вы на карту посмотрите

И Ямал на ней найдите ,

Потому что, здесь наш дом

Мы на Севере живём.

2 ребёнок

Ты ещё не видел чуда. -

В нашей тундре не был?

Видишь, сопки, словно чумы,

Подпирают небо.

3 ребёнок

Тундра спит…на сопках дальних

Совы-сторожа

В их глазах больших, овальных

Огоньки дрожат.

4 ребёнок

Тьма смягчает лай собачий

И песцовый крик.

Долго на земле озябшей

Ждать ещё зари.

Воспитатель

Много разных загадок у народов Ямала . Они связаны с явлениями природы, окружающим миром и бытом коренных жителей тундры- ненцев.

1. целый день у порога, согнувшись, лежит.

позовёшь на охоту - вперёд побежит (собака)

2. гусиный пух тундру заметает (снег)

3. олень от них убегает, а они не отстают (нарты)

4. в ночь беззвёздную до чума

кто добраться вам поможет?

кто разыщет путь по ветру,

если в тундре бездорожье? (олень)

5. Под водой зубастая собака (щука)

6. под водой много дыр (сеть, невод)

Воспитатель

Много разных сказок у народов Ямала . В них нас поражает точность и красота языка, мы видим в них торжество правды и справедливости. И сейчас вы послушаете одну из них. Называется она «Кукушка » .

Жила на земле бедная женщина. Было у неё четверо сыновей. Не слушались дети матери. Бегали, играли на снегу с утра до вечера. А женщина работала : одежду шила, оленей пасла, обед готовила. Вернутся к себе в чум дети, целые сугробы снега натащат, а мать – убирай. Одежду промочат, а мать суши. Трудно было матери. Вот однажды ловила мать рыбу в реке, тяжело ей было, а дети не помогали. От жизни такой, от работы, тяжело заболела мать. Лежит она в чуме, детей зовёт, просит :

Детки, воды мне дайте. Пересохло у меня горло. Принесите мне водички.

Я без бурок

Я без шапки.

У меня нет варежек.

Моя малица промокла.

Близко от нас река, и без одежды сходить. Пересохло у меня во рту. Пить хочу!

Засмеялись дети, из чума выбежали. Долго играли, в чум к матери не заглядывали. Наконец, захотели дети есть, заглянули они в чум. Смотрят, а мать посреди чума стоит и ягушку надевает. И вдруг ягушка покрылась перьями, берёт мать доску, на которой шкуру скоблят, а доска та хвостом птичьим становится. Напёрсток железным клювом стал. В место рук крылья выросли. Обернулась мать птицей и вылетела из чума.

Смотрите, братья, улетает наша мать птицей!

Мама, мама, мы тебе водички принесли.

Ку-ку, ку-ку, поздно, поздно. К вольным водам лечу я.

Бегут дети за матерью, зовут её, ковшик с водой ей протягивают.

Мама, мама! Вернись домой!

Ку-ку, ку-ку. Поздно сынок, не вернусь я.

(мать убегает за сцену, дети бегают по кругу)

Так бежали за матерью дети много дней и ночей по болотам и кочкам. Ноги себе в кровь изранили. Где пробежали дети, там до сих пор растёт красная ягода брусника.

Навсегда бросила детей мать-кукушка . С тех пор не вьёт себе кукушка гнезда , не растит сама своих детей, а по тундре с той поры краснеет брусника.


Внеклассное мероприятие в начальной школе "В мире сказок"

Девиз: «Сказка – ложь, да в ней намек…»

Цели:

    Привить любовь и заинтересованность к изучению народного творчества.

    Организация досуга.

    Расширить знания ребят о жанре сказки.

    Дать возможность проявить свои таланты.

    Развить творческие способности.

    Учить правильно решать свои проблемы.

    Развивать умение поддерживать разговор.

Задачи:

    Воспитать культуру общения младших школьников.

    Развить способность восприятия детской литературы.

    Находить в них примеры достойных уважения нравственных поступков.

    Помочь в изучении произведений русской литературы, ознакомлении с творчеством детских писателей, расширении читательского кругозора младших школьников.

Подготовка праздника .

Что бы детям было интересно на празднике, их надо подготовить. Они должны знать тексты русских народных сказок, героев сказок, их имена, занятия, сказочные предметы, их применение, волшебные слова, заклинания, зачины, концовки русских народных сказок.

Оборудование : костюмы, декорации, рисунки, призы.

Ход занятия

Учитель. Добрый день, дорогие ребята! Сегодня мы с вами совершим путешествие в мир сказок. Вы вспомните своих любимых сказочных героев, примите участие в веселых конкурсах. А за каждый правильный ответ, вы будите получать приз – наклейку с изображением сказочных героев. В конце занятия, мы подсчитаем количество наклеек у каждого учащегося и у кого их окажется больше тот получит более серьезный приз – альбом и краски.

Сказка, ребята, к устному народному творчеству. И раньше она называлась баснь. В сказке всегда происходят необычные события, удивительные и таинственные. А заканчивается сказка всегда счастливо. События и действующие лица – вымышленные. Часто сказочный мир полон удивительных существ, предметов, чудесных событий. Но эти события всегда отражают действительность и мечты о лучшем. В сказках люди мечтали о возможности летать по воздуху (ковер-самолет). Луди мечтали передвигаться быстрее и по земле. А сказка отобразила эти мечты. Обув человека в сапоги-скороходы. Первый рукописный сборник сказок появился в XVIII веке. А в первой половине XIX века был уже и печатный сборник – «Русские народные сказки».

Ребята, а какие виды сказок вы знаете?

Ученики. Волшебные сказки, сказки о животных, бытовые сказки.

Учитель. Правильно ребята. Вы все конечно знаете, что очень многие сказки наполняют всякие чудеса. То злой колдун превращает прекрасную царевну в лягушку, то гуси-лебеди крадут братика у сестры, то непослушный Иванушка, испив водицы из колодца, превращается в козленочка, то яблонька награждает девочку серебряными и золотыми яблоками, то коровушка-буренушка помогает девочке…

На доске изображение леса. Звучит музыка: «Куда уходит детство?». Выходит сказочница.

Сказочница.

Мы подрастаем, другими станем,
И, может быть, среди забот
Мы сказке верить перестанем
Но сказка снова к нам придет!
И мы ее улыбкой встретим:
Пускай опять живет у нас!
И эту сказку нашим детям,
Мы вновь расскажем в добрый час.

Спешу приветствовать вас я,
Мои веселые друзья!
Мы собрались сегодня в зале!
Верней, не в зале, а в лесу.
Случайно волка не видали?
А может, встретили лису?
Все это присказка, не сказка,
Ведь сказка будет впереди…
Но мало времени осталось.
Готовы вы со мной идти?

Ученики. Да.

Сказочница.

Раскроем занавес – вуаль,
И перед нами на мгновенье
Раздвинул ветви чудный лес.
Мы, задержав слегка волненье,
Войдем в мир сказок и чудес.
Исполняется «Город сказок».
В этом зале ожидают нас сегодня чудеса.
Слышите? Здесь оживают добрых сказок голоса.

Выходит сказочник.

Сказочник.

Добрый день и добрый вечер!
Я веселый сказочник.
Я из сказок к вам пришел,
Я дорогу сам нашел!
А о том, что будет дальше,
Я и сам не знаю даже.
Знаю только: каждый лес
Полон сказочных чудес.
В кабинетах в вашей школе
Чудес будет и поболе!

Сказочница. Немало на свете прекрасных сказок, но среди них есть самые любимые и дорогие. Я буду читать загадки-куплеты, а вы на каждый вопрос подскажете ответ.

Всех на свете он добрей,
Лечит он больных зверей,
И однажды бегемота
Вытащил он из болота.

Он известен, знаменит,
Это доктор…(Айболит ).

Многим долго неизвестный,
Стал он каждому дружком.
Всем по сказке интересной
Мальчик-лукова знаком.

Очень просто и не длинно
Он зовется… (Чиполлино ).

Уймись, уймись, колдунья злая,
Себя надеждами не тешь-ка,
В лесу семь гномов повстречала-
Спасется наша … (Белоснежка ).

Всех он любит неизменно,
Кто б к нему не приходил.
Догадались? Это Гена,
Это Гена … (Крокодил ).

И горох перебирала
По ночам при свечке.
И спала у печки.
Хороша, как солнышко.
Кто же это? (Золушка ).

Работать умела красиво и ловко,
В деле любимом проявляла сноровку.
Лебедью белой в танце плыла…
Кто мастерица эта была? (Василиса Премудрая ).

Он и весел и не злобен
Этот милый чудачок.
С ним хозяин, мальчик Робин,
И приятель Пятачок.

Для него прогулка – праздник,
И на мед особый нюх.
Этот плюшевый проказник
Медвежонок… (Вини Пух )

Вот что Вам скажу, друзья!
Я лягушкою была.
Если б не Иван - дурак,
Быть бы мне лягушкой так. (Царевна – лягушка ).

Она легко, как по канату,
Пройдет по тоненькой веревочке.
Она жила в цветке когда-то.
Ну, а зовут ее… (Дюймовочка ) .

Он дружок не только детям,
Он живое существо,
Но таких на белом свете
Больше нет ни одного.
Потому что он не птица,
Не тигренок, не синица,
Не котенок, не щенок,
Не волчонок, не сурок.
Но заснята для кино
И известна нам давно
Эта милая мордашка,
А зовется … (Чебурашка ).

Будем дружно веселиться,
Будем петь и танцевать,
Что бы в сказке очутиться,
Надо Вам меня позвать!

Ребята, вы догадались, о ком это идет речь?

Конечно же, это фея. Давайте ее позовем.

Вылетает на метле Баба Яга .

Баба Яга.

Берегись! Разойдись!
Везделет, остановись!
Что за сборище у вас
В неурочный зимний час?

Где же видано, чтоб я
Здесь веселье завела?
Хватит, крышка вам, друзья,
Эй, нечистая, сюда!

Сказочница. Баба Яга, зачем ты хочешь праздник прекратить? Наши дети желают веселиться!

Баба Яга. А мне – то что? Что хочу, то и ворочу!

Сказочница. Мы с ребятами фею звали. Куда ты ее дела? Нам путешествовать по сказкам без нее никак нельзя.

Баба Яга. А вы ответьте на мои вопросы, тогда я вам и скажу, где ваша фея. Из каких сказок взяты отрывки.

    А были у ее хозяйки три дочери. Старшая звалась Одноглазка, средняя – Двуглазка, а меньшая – Триглазка. (Хаврошечка ).

    Девочка легла на самую большую кровать, но на ней было твердо и неудобно. (Три медведя ).

    Жил старик со старухой у самого синего моря. Они жили в ветхой землянке ровно тридцать лет и три года. («Сказка о рыбаке и рыбке».).

    Рукодельница принялась взбивать снег, чтоб старику мягче было спать, а меж тем у нее, бедной, руки окостенели и пальцы побелели. («Мороз Иванович».).

    Он некрасив, но у него доброе сердце. А плавает он не хуже, смею даже сказать – лучше других. Я думаю, со временем он выровняется и станет поменьше. («Гадкий утенок ».).

    жила одна женщина, и не было у нее детей. А ей очень хотелось маленького ребенка. (Дюймовочка ).

    В одном сказочном городе жили коротышки. Коротышками их назвали потому, что они были маленькие. (Приключения Незнайки и его друзей ).

Баба Яга. Какие вы молодцы, все отрывки отгадали. Ну ладно, скажу, где ваша фея.

Вашу фею я видала
У Кощея во дворце.
Заменить ее смогу вам-
Преображусь сейчас в лице.
(Достает пудру и пудрится .)
Сказочный я элемент,
У меня есть документ.
На метле своей летаю
И детишек я пугаю.

Сказочница. (Обращается к Бабе Яге )

Что ты, Бабушка Яга,
Ребятам страшное нельзя!
Надо фею выручать.
Может, нам тебя послать?

Баба яга.

Даже не подумаю.
Давайте мне метлу мою.
Хотя вас в беде помочь я рада
Но я жду от вас награды.

Сказочник.

Бабка, время не тяни
И за феей ты лети.

Баба Яга.

Вот бесстыжий, вот нахал!
Где ты бабку увидал?
Я моложе всех вас вместе.
Мне к обеду будет двести.
Забодай тебя лишай,
Отойди и не мешай.

Баба Яга садится на метлу и улетает за феей.

Сказочница.

Зло не убьешь, но с ним надо бороться,
Зло – это леность души.
Пусть утром каждый,
Как только проснется,
Сделать добро поспешит.

Сказочник. Пока баба Яга совершает доброе дело и ищет фею, я вас предлагаю вспомнить прочитанные сказки. Я буду показывать вам найденные вещи, а вы отвечайте, чья это вещь и кому она принадлежит. А если сможете, назовите и автора сказки.

    Игрушечный телефон. (К.Чуковский «Телефон»)

    Кот и сапоги. (Ш.Перро «Кот в сапогах »)

    Корзина с пирогами. (Сказка «Маша и медведь »)

    Зеркало и яблоко. (А.Пушкин «Сказка о мертвой царевне»)

    Монетка (К. Чуковский «Муха Цокотуха »)

Входит Баба Яга и Фея.

Баба Яга.

За жару ли, за пургу
Все бранят меня, каргу,
А во мне вреда не больше,
Чем ромашек на лугу.
Что, заждалась детвора?
Забирайте. Вот она.

Ах, как много ребятишек-
И девчонок и мальчишек!
Злой Кощей меня унес-
Испугалась я до слез.
Бал хотел устроить вроде…
Но теперь я на свободе!
В одиночестве и покое
Дремлют все наши герои
На страницах книг своих.
Позовем скорее их!
Что им маяться от скуки!
Все герои любят труд!
Вам, друзья, и карты в руки…
Пусть герои оживут!

Входят сказочные герои в костюмах.

Сказочные герои.

Как у Бабы, у Яги
Нет совсем одной ноги,
Зато есть замечательный
Аппарат летательный.

На сметане я мешен,
На окошке я стужен.
Круглый бок, румяный бок –
Покатился колобок.

Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Хвост пушистый – краса.
А зовут меня Лиса.

Возле леса на опушке
Трое нас живет в избушке.
Там три стула и три кружки,
Три кровати, три подушки.