Шишкин дубовая роща описание картины для школьника. Описание картины Ивана Шишкина «Дубовая роща. «Дуб, освещенный солнцем»

Тема: Работа с картиной Ивана Шишкина «Дубовая роща».

Устное сочинение.

Цель: Создать все условия для того, чтобы школьники самостоятельно составили сочинение-описание по картине. Задействовать различные умения учеников: определение основной мысли текста, составление плана текста, подбор названия к тексту, умение проверять орфограммы.

Задачи урока:

познавательные : Познакомить с жизнью и творчеством И.И.Шишкина; Подготовить учащихся к сочинению-описанию по картине; Обогатить словарный запас учащихся; Повторить сведения о научном и художественном описаниях;

развивающие: Способность развитию связной устной и письменной речи учащихся; Способность развитию навыков выразительного чтения, умения анализировать.

воспитательные : Привить любовь к русскому языку; приобщить учащихся к искусству, к миру живописи, воспитать чувство восхищения живописью.

Планируемые результаты:

Предметные:

Знать:

- отличие научного текста от художественного.

Уметь:

Составлять рассказ по картине

Метапредметные и личностные (УУД):

Личностные: положительное отношение к учению, к познавательной деятельности; Регулятивные: понимать и сохранять учебную задачу. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция;

Познавательные: осознать познавательную задачу, читать и слушать.

Коммуникативные: адекватно использовать средства общения для решения коммуникативных задач; излагать свое мнение
и аргументировать свою точку зрения, допускать существование различных точек зрения, принимать позицию партнера (оппонента). Вступать в учебный диалог с учителем и сверстниками.

Учебно - методическое обеспечение : У-2:с.88-89

Ход урока.

1.Организационный момент.

Проверка готовности рабочего места.

2. Целепологание .

У вас на партах карточка с картинами ваша задача вместе с товарищем по парте простым карандашом соотнести картину с названием и автором.

На выполнение задания у вас 1 мин. (Ответы детей)

Давайте проверим, правильно ли все вправились с заданием, ни кто из вас не забыл картины, с которыми мы уже знакомы.

(1 слайд)

Одна картина у вас осталась без названия, как вы думаете почему?

( Потому что мы еще не знакомы с этой картиной и незнаем как она называется и кто ее автор )

Может, кто ни будь, знает, как называется эта картина, ну или может, догадываетесь? (Ответы детей)

Посмотрите внимательно, какие деревья изображены на картине?

(Ответы детей «Дубы»)

А как называются дубовые насаждения?

(«Дубовая роща»)

Это картина Ивана Шишкина, а называется она «Дубовая роща».

(2 слайд)

О чем мы будем сегодня говорить?

(Сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством Ивана Шишкина, с его картиной «»Дубовая роща)

Так же мы попробуем составить план для устного сочинения и по этому плану попытаемся составить устное сочинение. Сочинение мы будем составлять устно, поэтому ваша задача - все мысли, услышанные сегодня, запомнить.

Тема нашего урока Работа с картиной Ивана Шишкина «Дубовая роща».

Устное сочинение.

(3 слайд)

3. Работа по теме урока.

Откройте 2 часть учебника русского языка на стр. 88

Нам предлагается в «музейном доме» найти картину Шишкина «Дубовая роща»

Картина Ивана Ивановича Шишкина «Дубовая роща» была написана в 1887году. На холсте, маслом.

Почему я сказала, что в художниках сочетаются талант и писателя, и ученого?

( Мне кажется потому, что художник с точностью изобразил, как старые деревья, так и молодые. На старых деревьях видно, что кора на стволах уже треснувшая. А у молодых деревьев кора гладкая, ровная).

А что происходит с ветвями деревьев? (Чем старше дерево, тем его ветви больше раскинуты в стороны. Дерево становится более крупным, а ветви более толстыми, изогнутыми).

У вас на столах лежат лупы, возьмите их, давайте рассмотрим картину внимательно, заглянем в каждый уголок этой дубовой рощи.

- Рассматривание репродукции картины, беседа по ней с.89 №37- Расскажите о дубах, которые изобразил художник? (Дубы, большие, могущественные, создают впечатление таинственности)

Как ты думаешь, почему художника заинтересовали именно эти деревья: ведь в лесу много молодняка? (Старые деревья большие, могучие они многое пережили, что у каждого дерева есть своя история. Старые деревья хранят память о прошлом)

Можно ли сказать, что в лесу Ивана Шишкина интересуют только деревья? Что еще привлекло его внимание? (Художник изобразил у подножия дубов лесные кустарники, травы, цветы. Справа на первом плане картины можно разглядеть небольшой лесной пруд.

Художник не изобразил солнца. Что же помогает нам его увидеть? (Солнечные блики на стволах деревьев, на траве и земле.)

Анишит Йокоповна сказала, что в картине дважды использован прием контраста. Ты догадываешься, что она имела в виду?

Учитывай размеры предметов и освещение. (контраст освещенных солнцем и находящихся в тени стволов деревьев и участков земли, а также контраст огромных старых деревьев и мелких лесных цветов на первом плане картины.)

Понравилась ли вам репродукция? Объясните чем. Словесно иллюстрируя высказываниями описательного типа. (Мне очень понравилась картина Ивана Шишкина «Дубовая роща». В картине художник изобразил могучие дубы, которые хранят свою историю, картина яркая солнечная, но солнца не видно, но мы можем это понять при помощи солнечного блика, который художник изобразил на деревьях, траве и земле.)

Определите основную мысль, которую надо раскрыть в сочинении. (Художник восхищается красотой природы).

Какие чувства рождает картина у зрителя? (радость, тепло, спокойствие, таинственность).

Опишите с помощью слов-прилагательных уголок леса, представленный на картине. Придумайте и назовите сравнения

Небо – бездонное, синее, ясное, малооблачное.

Дубы - стройные, величавые, могучие, гордо застыли.

Вершины – пышные, словно замерли под солнцем.

Тишина – глубокая, молчаливая, задумчивая, торжественная.

Цветочки – маленькие, хрупкие, тонкие, нежные

Солнце – летнее, жаркое, ласковое, смеющееся.

Стволы – шершавые, грубые, морщинистые.

Картина – теплая, радостная, ощущение приподнятого настроения.

О чем это говорит? (Это говорит нам о том, что талант художника сочетается со знаниями о природе.)

Вы соглашаешься с тем, что Иван Шишкин – настоящий знаток природы? Как вы это подтвердите? (Иван Шишкин очень внимательно и точно передает облик, как больших старых деревьев, так и каждого лесного растения и цветка.)

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Устанавливает осознанность восприятия. Первичное обобщение

Обсуждение содержания сочинения. Лексическая подготовка.

Так о чем мы можем рассказать в сочинении? (самое первое мы должны сказать о художнике, о том, как называется его картина, что на ней изображено.)

Верно, как мы можем назвать эту первую часть сочинения.

1. Опушка дубовой рощи.

2.Величественные дубы.

3.Нежные цветочки.

Что еще мы видим на картине помимо дубов, цветов. Что делает нашу картину яркой? (Еще мы видим блики яркого летнего солнца на деревьях, траве.)

Как можно назвать эту часть сочинения?

4.Теплое летнее солнце.

И в заключении мы должны сказать о любви художника к картине, ведь он так точно изобразил природу.

Как можно назвать эту часть сочинения?

5.Любовь художника к природе.

Кто попробует рассказать по первому пункту плана.

На картине Ивана Шишкина "Дубовая роща" изображен яркий солнечный день в дубовой роще. Скорее всего, это опушка леса. Так как солнце очень яркое.

Мощные, развесистые дубы, вековые свидетели, которые поражают своим могуществом и спокойствием. Несмотря на то, что изображенные на картине дубы уже обзавелись ссохшимися ветками, их стволы изогнулись, а кора в некоторых местах облупилась, кроны их по-прежнему зелены и пышны. И невольно задумываешься о том, что эти дубы будут способны простоять еще не одну сотню лет.
- Маленькие, нежные цветочки кажутся еще меньше и беззащитнее рядом с огромными деревьями, но все равно от этого на картине не теряют своей красоты

Озорные солнечные пятнышки на траве, освещенные кроны и стволы вековых дубов словно бы излучают тепло, пробуждая в душе воспоминания о лете.
-Вся красота и точность с которой художник передал нам природу дубовой рощи, говорит о том, что Шишкин любил природу и мог передать эту любовь на картине.

Я предлагаю вам посмотреть небольшой видео фрагмент и если вдруг вы, где ни - будь когда, ни -будь, встретите картины Ивана Шишкина, то сможете их отличить, а может быть даже вспомните названия.

( Видео фрагмент о картинах Шишкина )

Итог урока. Рефлексия.

С картиной какого художника мы сегодня познакомились?

(И. Шишкин «Дубовая роща»)

Какие картины писал Иван Шишкин? (Картины о природе.Пейзажи)

Домашнее задание: Найти фамилии художников, которые тоже, как И.И.Шишкин рисовал природу.

На знаменитом полотне титана русского изобразительного искусства запечатлена дубовая роща, и это понятно из названия картины. Однако описать картину, как изображение рощи с дубами при солнечной погоде, означает, что этим не будет сказано ровным счётом ничего.

Этот художник признан одним из величайших в мире. В его притягательных картинах скрыты свои тайны. С момента, когда художник задумал изобразить этот пейзаж, и до момента завершения работы минуло три десятилетия. Можно предположить, что именно столько времени И. И. Шишкин оттачивал своё мастерство, достигая совершенства. Одним из подтверждений его гениальности служит как раз эта картина.

Перенесённая с натуры на полотно величественная роща пропитана мягким солнечным светом. Зритель ощущает это тепло, будто бы сам проникает в изображённый мир. Чувствуется, насколько скрупулёзно художник работал над каждой мельчайшей деталью. Чтобы так естественно отобразить заповедный уголок русской природы, другому творцу не хватило бы и целого века. Детали описаны настолько тщательно, что стираются грани между изображением реальности и самой реальностью.

Кажется, что достаточно перешагнуть через раму полотна «Дубовая роща», и тут же очутишься в этом лесу — в мире свежих запахов и мирного звучания всего живого, что скрывается под сенью многовековых великанов. Трава пропитана лучами солнца, причём свет прорисован с невероятной точностью. Эти же лучи своим теплом ласкают стволы и кроны древесных гигантов. На их почтенный возраст указывает местами облупившаяся кора, однако верхушки по-прежнему густые и зелёные.

И хотя по детальному расположению теней даже можно предположить, который час, здесь время как бы застыло. Закрадывается мысль, что эти гордые символы русского леса много веков стояли до нас, всё так же растут и сейчас, и когда-то их увидят правнуки наших правнуков…

Специалисты, оценивающие эту работу, сходятся во мнении, что полотно Шишкина, в котором древняя дубрава притягивает к себе зачарованные взоры зрителей, можно назвать самым гениальным его творением. Те мощные чувства, что когда-то испытывал автор, продолжают передаваться новым и новым поколениям людей.

Сегодня шедевр выставляется в Киевском музее русского искусства. Каждому посетителю музея предоставляется возможность убедиться лично в чарующих свойствах полотна «Дубовая роща», вглядываясь в эту картину и оказываясь в самом сердце тихого царства лесных великанов.

Год написания картины: 1887.

Размеры картины: 42 x 62 см.

Материал: холст.

Техника написания: масло.

Жанр: пейзаж

Стиль: реализм.

Галерея: Государственный музей русского искусства, Киев, Украина.

Нельзя посчитать, сколько прекрасных творений написано в любви и преданности Родине. Эта тема высветлена в творчестве великого русского художника, что подняло пейзажное направление на недосягаемую высь. Каждая его картина говорит зрителю о том, какая прекрасная, широкая и раздольная наша страна.

Даже запечатленные на полотнах луга и равнины, опушки леса и перелесков поражают вас необычной радугой красок из дальних экзотических стран. Они во много раз милее нашему уму, потому что Отчизна - это самое дорогое, что бывает у людей, ведь здесь же находится родной дом, близкие люди, здесь мы умеем любить, радоваться и печалиться.

Каждый из вас стоит в этой жизни на избранном пути, то же относится и к художникам, которые определяют область применения своего таланта. И.Шишкиным сделан свой выбор в училище живописи, так как ничто не привлекает его так сильно, как картина природы, а поэтому в своих пейзажах он вкладывает всю свою любовь к краю, поражавшего глубиной чистоты его коллег и наших современников.

И не стоит дивиться тому, что художник в одном запечатлевает в своих картинах старца, лицо которого с глубокими морщинами от прожитых лет, даря взамен опытность и мудрость, а в другом с той же страстью изображает растительное царство, где исполины много повидали на своем веку.

Известно то, что дубы живут весьма долго, являются некими свидетелями перемены веков и поколений. Однако не нужно искать ту часть дубов-исполинов, которых изобразил вы их не найдете, это скорее собирательность образа, созданного по крохам на основании многолетнего опыта с этюдами.

Интересно то, что от замысла о будущей картине, который возник у живописца и наметился в первом пейзаже, до воплощения в реальность прошел промежуток времени в 30 лет.

Картине «Дубовая роща» предначертано было появиться в 1887 году, когда ее автор ее уже постиг творческой зрелости, и поэтому он сумел воссоздать монументальное произведение, поразившее зрителей тщательностью проработки до мельчайшей детали.

Сказать, что на полотне изображен летний денек, значит, ничего не сказать. Картину художник буквально соткал из тепла и света, ведь ярко освещаются стволы могучих дубов, солнечные лучи проскальзывают по траве.

При взгляде на картину душа зрителя наполняется жизненной энергией, красотой и гармонией. Вас манит прохлада леса, хочется сесть на сочной зеленой траве под одним из дубов и слушать шелест зеленых листьев, повествующих о минувшем событии, свидетелями которого они были в растительном мире.

Время наградило кору деревьев сеткой морщин, некоторые места ее пересекают трещины, отдельные ветки даже усохли, согнувшись. Однако дубы еще полны силы для противостояния буре и невзгоде. Кроны же зеленые и пышные, а значит, проживут еще много сотен лет, предоставляя приют людям в летний полдень.

Описание картины «Дубовая роща» И. Шишкина

У каждого человека свой жизненный путь. Люди, которые несут в себе творческое начало, проходят его по-особому: они находятся в постоянных поисках себя, применению своего таланта. Если они сумели раскрыть свой потенциал, то становятся настоящим мастерами, о которых буду помнить вечно. Гениальный русский художник И. Шишкин нашел свое предназначение и выбрал свой путь еще будучи учеником – он писал природу. Титанический труд, фотографическая память, постоянные зарисовки и любовь к тому месту, где прошли его детские годы – вот что заставляет восхищаться полотнами Шишкина наших современников.

Между задумкой написания «Дубовой рощи» и ее воплощения на полотне прошло 30 лет. Талант художника эволюционировал, расцветал и, в конечном итоге, удивил своих поклонников. Художник делал частые зарисовки и, в итоге, в 1887 году на свет явилось эта картина.

Она настолько пропитанная солнечным светом, настолько тепла и настолько монументальна, что просто невероятно, как Шишкину хватило всего 30 лет. По тщательной, практически фотографичной прорисовке деталей, переходов между цветами и светом, с «Дубовой рощей» могут сравниться лишь полтона Вермеера и творчество современных гиперреалистов. Зритель не ощутит то, что это – картина. Он, скорее, подумает о том, что это одно из воспоминаний – настолько гармоничны у Шишкина принципы монументальности и детализации.

Один взгляд на полотно – и кажется, что вы вот-вот очутитесь в этом лесу, упадете на свежую траву и будете вдыхать свежий воздух или греться в лучах теплого солнечного цвета, которые скачут по траве. Кажется, будто они одновременно гладят верхушки деревьев, успокаивают их и прячутся где-то вдали рощи.

Солнечный день в лиственном лесу, на первый взгляд, самое обычное из всех явлений природы. Дело в том, что у Шишкина он играет по-особому. Поражает великолепие дубов, которые видели не одну смену поколений. Поражает тщательная прорисовка каждого листика и каждой травинки. Зрителя, несомненно удивит то, что работа маслом может быть выполнена с фотографической точностью.

Маленькие белые цветы на опушке настолько хрупки и изящны, что вполне могли бы потеряться рядом с мощными дубами. Но Шишкин не был бы Шишкиным, если бы не нашел гармонию. Природная антитеза у него не несет в себе никакого антагонизма, а, наоборот, подчеркивает величие вековых деревьев. Красота и сила – вот основной лейтмотив картины.

Листья деревьев выписаны художником настолько точно, что видна каждая их прожилка, выпуклость и оттенок. Неподалеку от старых дубов растут молодые деревья, по нежности, стройности и хрупкости напоминающие те самые белые цветы на поляне. Скоро они станут величественными и пышными, такими же, как и их столетние собратья.

Зеленые, коричневые и желтые оттенки, настолько естественно прописанные Шишкиным, заставляют верить, что это – фотография, а не картина.

Тем не менее, здесь нет упадка природы. Несколько засохших веток, облупившаяся в нескольких местах кора и изогнутые стволы должны были бы задавать полотну минорное настроение. Только благодаря озорным пятнам на траве, особому освещению высоких крон и стволов, «Дубовая роща» дышит жизнью и утверждает ее, а зритель невольно думает о том, что простояв не один век, дубы простоят еще столько же.

Невозможно не заметить, что главный творческий прием Шишкина – воплощение красоты и мощи русского леса нашел утверждение и в «Дубовой роще». Художник удивительным образом передал пластичность и величие раскидистой кроны и сильных стволов деревьев, которые уже покрыли «морщины».

Дубы у Шишкина, как и во всей русской культуре, несут особый смысл. Им поклонялись со времен язычества, берегли во времена христианства. Дубовая роща была местом для свершения магических обрядов и весенних хороводов, она манила путешественников своей прохладой. А время, между тем, не стояло на месте.

Оно наложило свой отпечаток на внешний вид деревьев: придало коре иной цвет, дало морщинистые стволы и сухие ветви. Но время не смогло победить особую силу, умение противостоять зимним бурям и осенним ветрам. Кроны этих великанов все также молоды и зелены, под их тенью начнут цвести ни один цветок или вырастет еще ни один молодой дубок. «Дубовая роща» - это не просто картина, а героических эпос природы, которая напоминает героев былин или народных сказок – богатырей.

Интересен еще один прием Шишкина, нашедший воплощение в этом полотне. Изображение деревьев, травы и цветов объемно, что заставляет зрителя погружаться в пространство, вызывает желание прикоснуться к стволу дуба или вдохнуть терпкий хвойный запах. Тщательно и аккуратно прописанные травинки и цветы также объемны, как и основные «персонажи». Они напоминают ковер, который устилает землю и манит к себе уставших путников.

Освещение картины заслуживает особого внимания. Солнечный свет заливает все пространства, но художник не изображает сам источник света. он присутствует в виде многочисленных бликов, пятен на деревьях и траве, с которыми резко контрастируют глубокие тени.

Полотно монументально и одновременно наполнено движением. Основной его источник – конечно же, тени, которые скользят по сильным ветвям и мощным стволам. Динамика ощущается и в напряженности верхней кроны дубов. Энергия самой жизни, энергия природы заключена не только в дубах, а и в каждой травинке, которая словно нашептывает красивую сказку. Дубовая роща – потрясающе красива, она хранит в себе множество секретов и тайн, которые так и останутся скрытыми от зрителя.

Здесь есть монументальность, но нет монолитности. Картина живая, она таит в себе движение каждой частички этого мира. Солнечный свет, стволы вековых деревьев – вот пейзаж, традиционный для Шишкина. Причем традиционный и привычный настолько, что сумел стать своеродным эталоном в мире искусства. А эталон, как известно, повторить не удается никому, поэтому «Дубовая роща» считается не только вершиной творчества художника, а и одним из самых прекрасных в мире произведений пейзажной живописи.

В третьем классе на уроке литературы мы писали сочинение по картине Ивана Шишкина «Дубовая роща» . Перед тем, как приступить к работе над сочинением, наша учительница рассказала нам много интересного об истории написания картины.
Мы узнали, что изображение русского леса – это любимая тема для художника. Поэтому, у него очень много картин с изображением природы и леса, в частности.

Нас очень удивил тот факт, что художник задумал написать эту картину за тридцать (!) лет до того, как она была завершена. Мы-то думали, что художник просто перенёс понравившийся уголок природы на бумагу, а в своей мастерской воплотил эту красоту на полотне. Оказалось, что всё не так просто. На самом деле была проделана огромная работа, созданы десятки этюдов («заготовок» для будущей картины). В результате художник создал собирательный образ дубовой рощи.
Затем мы всем классом хорошенько разглядели картину. Сразу отметили, что на картине лето. Так же мы увидели вековые стволы деревьев, морщинистую кору, пышные кроны, изогнутые ветви. Кто-то обратил внимание на игру солнечного света и тени. Некоторые удивились тому, что травяной покров под дубами-исполинами тщательным образом прорисован, так что мы видим каждый цветочек, каждую травиночку. В конце-концов, все сошлись на мнении, что картина создаёт ощущение присутствия в ней. Кажется, что можно протянуть руку, сделать один шаг и оказаться внутри неё. Всем захотелось оказаться на этой поляне и прилечь под деревом, обязательно в том месте, где светит солнышко. И вот с таким настроем мы взялись за

Сочинение по картине И. И. Шишкина «Дубовая роща»

Передо мной лежит картина Ивана Шишкина «Дубовая роща». На ней изображены большие старые деревья с длинными извилистыми ветками, толстой корой и пышной кроной из листьев. Что деревья старые, видно по засохшим веткам, на которых уже не растут листья, и они, страшные и корявые, доживают свой век.
В правом нижнем углу картины изображён пруд. На его берегу лежит большой камень. Неизвестно, как он там появился, но случилось это давно. За это время он оброс зелёным мхом, возле него вырос кустик, а сам камень, буквально, врос в землю.
Дубовая роща озарена солнечным светом. Хотя на картине солнце не изображено, видно, как солнечные лучи пытаются проникнуть сквозь густые шапки деревьев.
Мне эта картина очень понравилась. Она мне напоминает лето, проведенное в деревне, мои прогулки по лесу, где я любовалась красотой деревьев, и у меня было всегда хорошее настроение.