Системы и концепции профессионального образования. Концепция формирования системы профессионального обучения. Актуальные подходы к подготовке рабочих кадров

Профессионального образования.

Компетентностный подход как результативно-целевая основа высшего профессионального образования.

Цели и задачи высшего профессионального образования.

Цель высшего профессионального образования состоит в подготовке специалистов соответствующего уровня, удовлетворении потребностей личности и расширении образования на базе среднего общего, среднего профессионального образования. Для российского рынка труда в настоящий момент характерно наличие большого количества людей с высшим образованием, но при этом остро ощущается нехватка высококвалифицированных специалистов; разрешить данное противоречие возможно только при выполнении ряда условий:

1. Повышение роли вузов как центров науки, культуры и образования.

2. Обеспечение доступа людей к высшему образованию как фактору устойчивого социально-экономического и культурно-технологического развития, разработка стратегии совершенствования высшего образования.

3. Разработка механизмов формирования государственного заказа на подготовку специалистов с высшим образованием.

4. Совершенствование системы вступительных испытаний в вузы в целях обеспечения равных возможностей на получение высшего профессионального образования и улучшения отбора абитуриентов.

5. Проведение регулярной аттестации вузов; обновление государственных стандартов и образовательных программ высшего образования.

6. Сохранение и обновление кадрового потенциала высшей школы, повышение его квалификации и социального статуса.

7. Разработка и внедрение в учебный процесс вузов прогрессивных технологий обучения, повышение роли самостоятельной работы студентов, создание университетских комплексов.

8. Развитие и повышение статуса вузовской науки, оказывающее влияние на укрепление кадрового и технологического уровня в системе образования и других отраслях экономики, осуществление государственной поддержки научных школ и ведущих ученых, интеграция академической, вузовской и отраслевой науки.

Как отмечалось выше объективно сложившееся состояние общества – это переход от индустриального к постиндустриальному, информационному обществу, основанному на знаниях и высоком инновационном потенциале. Информация, буквально заполонившая мир человека, воздействует на его сознание, потребности, общение формирует новый способ жизни и что особенно важно для образования условия и формы получения, присвоения знаний, формируя сложное соотношение информации, знания, познания. В современной ситуации развития общества система образования не способна обеспечить качество образования растущих людей. И не потому, что плохая, а потому, что не соответствует реалиям современного общества. Понятно, что повышение качества образования актуально не только для России, но и для всего мирового сообщества. Решение этой проблемы связано с модернизацией содержания образования, оптимизацией способов и технологий образовательного процесса и конечно с переосмыслением цели и результата образования в контексте Болонского процесса. Реформирование отечественного образования затрагивает всю систему: основного общего, профессионального и постдипломного образования.



Основополагающим подходом реформирования заявлен компетентностный подход. Целью образования выступают компетенции/компетентности (ключевые, надпредметные, базовые, универсальные, переносимые) для общего образования и профессиональные для профессионального и постдипломного образования.

Компетентностный подход – это подход, акцентирующий внимание на результате образования, причём в качестве результата рассматривается не сумма усвоенной информации, а способность человека действовать в различных проблемных ситуациях. Набор этих ситуаций зависит от типа образовательного учреждения: общего, профессионального, постдипломного.

Компетентностный подход – это подход, при котором результаты образования признаются значимыми за пределами системы образования. Компетентностный подход возник в ответ на существующий в рамках «знаниевого» подхода разрыв между знаниями и умением их применять для решения жизненных задач.

Теоретико-методологический анализ места компетентностного подхода в исследованиях проблем образования выполнен И.А. Зимней. Она отмечает всю сложность, многомерность и неоднозначность трактовки как самих понятий компетенция, компетентность, так и основанного на них подхода. Компетентность понимается нами как личностное качество обретаемое (а не врождённое) человеком в процессе познания, общения, деятельности как результат образования. Компетенция как общая способность и готовность использовать знания, умения и обобщённые способы действий, усвоенные в процессе образования, в реальной деятельности. Иными словами компетенция – это знание в действии. Таким образом, основным результатом педагогической деятельности становятся не знания, умения, навыки, а набор ключевых компетенций школьников для системы общего образования, профессиональных компетенции студентов в системе профессионального образования, совершенствование профессиональных компетенций слушателей системы повышения квалификации.

На наш взгляд, одной из центральных проблем обновления содержания образования на всех уровнях российской образовательной системы является отбор компетенций, чёткое их описание в образовательном стандарте, разработка диагностического инструментария по измерению уровня достижения цели. Тем более, что разработчики концепции модернизации образования прогнозируют становление компетенций обучаемых на достаточном или продвинутом уровне. Заметим, что единого перечня компетенций в мировой педагогике пока не существует, как нет его и у нас.

Имеются различные перечни таковых. Поскольку компетенции это прежде всего, заказ общества к подготовке граждан, то такой перечень во многом определяется согласованной позицией социума в определённой стране или регионе. Достичь такого согласования не всегда удаётся.

Отечественными учёными предложено несколько списков. В материалах «Стратегия модернизации содержания общего образования» представлена следующая группа ключевых компетентностей: компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности; компетентность в сфере гражданско-общественной деятельности; компетентность в сфере социально-трудовой деятельности; компетентность в бытовой сфере; компетентность в сфере культурно-досуговой деятельности. Для школьной педагогической системы В. В. Краевский и А. В. Хуторской разработали следующий список ключевых компетенций: ценностно-смысловые компетенции; общекультурные компетенции; учебно-познавательные компетенции; информационные компетенции; коммуникативные компетенции; социально-трудовые компетенции; компетенции личностного самосовершенствования (цитируется с сокращениями). .Очевидно, что каждая из вышеназванных компетенций нуждается в конкретизации и тщательном изучении. Каким же компетентным должен быть учитель чтобы обеспечить овладение школьниками набором ключевых компетенций?

Для высшего профессионального образования по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование» (степень «магистр») в федеральном государственном образовательном стандарте третьего поколения обозначены следующие виды компетенций общекультурные, общепрофессиональные, профессиональные (компетенции в области образовательной, научно-методической, научно-исследовательской, организационно-управленческой деятельности, а так же психолого-педагогическое сопровождение дошкольного, общего, дополнительного и профессионального образования). Можно констатировать переход системы профессионального образования от подготовки квалифицированного специалиста к компетентностному профессионалу.

Для компетентностно-ориентированного образования пока отсутствует единая теоретическая концепция, что приводит к затруднениям в педагогической практике. Сегодня все уровни образовательной системы не обеспечены учебно-методическими материалами, направленными на становление компетенций обучаемых. Вместе с тем исследователи выделяют ряд теорий и технологий, соответствующих поставленным целям: проблемное и развивающее образование; личностно ориентированное образование, теория и технологии контекстного обучения; технологии интерактивного и рефлексивного обучения, технология обучения действиям. Нельзя не отметить, что применение выше названных технологий на всех уровня образовательной системы носит фрагментарный характер. По-прежнему ведущей дидактической теорией остаётся традиционное обучение.

5 .Исторически сложившиеся системы и концепции

Схема 5

Концепция обучения одной профессии. Согласно этой концепции уже на первом году профессионального обучения происходит специальная подготовка к определённой профессии по единому плану в течение одного цикла обучения, который завершается сдачей экзаменов. Концепция обучения одной профессии отличается последовательностью и непрерывностью. При этом, с одной стороны, выпускники получают глубокие знания и умения по одной профессии, с другой – снижается их мобильность и приспособляемость к научно-техническому прогрессу.

Ступенчатое обучение. Цикл профессионального обучения разбивается на несколько ступеней. На первой ступени осуществляется базовое профессиональное обучение в рамках группы профессий. Оно служит основой для дальнейшего специального профессионального образования. На второй ступени происходит общая профессиональная специализация. Здесь обучение проводиться по нескольким специальностям одновременно. Третья ступень предусматривает специальное профессиональное обучение знаниям и умениям, необходимым для выполнения определённой квалификационной профессиональной деятельности.

На каждой ступени обучения сдаются соответствующие экзамены; учащийся может прекратить дальнейшее обучение и начать профессиональную деятельность, имея соответствующую квалификацию.

Третья ступень – смежная профессия.

(модельер-закройщик)

Вторая ступень – смежная профессия.

(технолог швейного производства)

Первая ступень – основная профессия.

(портной по пошиву готового платья).

Ступенчатое обучение систематизирует профессиональную подготовку и способствует мобильности специалистов. Несомненными достоинствами этого обучения являются обеспечение отбора и продвижение по уровням образования наиболее способных обучающихся, а также возможность организации подготовки специалистов на следующих ступенях по сокращённым срокам обучения.

Исходным условие организации ступенчатого обучения, придающим ему определённую ограниченность, является однопрофильность направлений подготовки, осуществляемой в рамках ступеней.

Концепция базового и специального профессионального обучения предусматривает основную ступень базового профессионального образования по группе родственных профессий (полипрофессиональное обучение) и специальную ступень – получение специального профес -сионального образования по конкретной специальности (монопрофес -сиональное обучение).

Основным принципом концепции базового и специального профессионального обучения является принцип специализации: обучение на специальной ступени осуществляется по определённой специализации. Например: студенты медицинских вузов на 1-3 курсах получают базовое образование по профессии врача. На последующих курсах они обучаются по конкретным врачебным специальностям: терапевт, хирург, педиатр и т.д.

Базовое и специальное образование от ступенчатого обучения отличается тем, что выпускной экзамен сдаётся только после завершения обучения на специальной ступени. Преимущество этой системы профессионального образования - фундаментальная базовая подготовка на основной ступени, повышающая качество специальной подготовки. Проблемой же этого вида обучения является обеспечение адекватности выбора специализации обучения с учётом интересов, способностей и возможностей обучающихся.

Многоуровневое профессиональное обучение. Основной идеей данной концепции обучения является разделение общеобразовательного и профессионального образования. Обучающийся сначала получает широкое общее образование по одному из принятых в настоящее время профилей (естественно-научному, гуманитарному, социально-экономическому, технологическому и пр.), а затем на его основе получает профессию и специальность различного уровня (начального, среднего, высшего и послевузовского образования). По каждому уровню образования разрабатываются государственные образовательные стандарты.

Положительная особенность многоуровневого образования заключается в том, что на основе профильного общего образования более осознан выбор профессии и более высок уровень мотивации профессионального обучения.

Определённая ограниченность этой структуры образования связана с проблемами преодоления автономности профессиональных учебных заведений. Овладение всеми уровнями образования достаточно длительный процесс, и обучающийся сравнительно поздно активно включается в полноценную профессиональную деятельность.

В настоящее время наблюдается тенденция сближения профессиональных учебных заведений. Так создаются комплексы «Детский сад- школа -вуз», «Вуз-лицей » и др.Интеграция средних специальных учебных заведений в систему высшего профессионального образования квалификационной структуры подготовки специалистов и реализации принципа диверсификации образовательных структур. Диверсификация образования - разнообразие уровней и форм получения образования.

На уровне среднего профессионального образования появились

образовательные учреждения нового типа – лицеи и колледжи, что позволяе

рассматривать их в качестве одного из уровней высшего профессионального образования.

Высшая школа переходит на двухуровневое образование – бакалавриат и магистратуру.

УДК 37.01 ББК 74.5 И 27

Игтисамова Галия Рашитовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры информационных технологий, математики и естественных наук Уфимского государственного нефтяного технического университета (филиал в г. Октябрьский, ФГБОУВПО УГНТУ).

НЕКОТОРЫЕ КОНЦЕПЦИИ И МОДЕЛИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ЗАПАДЕ И В РОССИИ

(рецензирована)

Объект исследования: некоторые модели и теоретические основания

реформирования системы профессионального образования. Предмет исследования -анализ структурных трансформаций в системе профессионального образования на рубеже XX-XXI вв. Цель работы: выявление инвариантных черт современного профессионального образования. Выделены следующие черты нового типа профессионального образования: практико-ориентированное обучение,

компетентностный подход, взаимодействие с работодателями в условиях системы социального партнерства, ранняя профессиональная социализация, партисипативность, открытость.

Ключевые слова: практико-ориентированное обучение, дуальная система, компетентностный подход, социальное партнерство, теория транзиций, партисипативность.

Igtisamova Ghalia Rashitovna, Candidate of Pedagogy, assistant professor of the Department of Information Technology, Mathematics and Natural Sciences, Ufa State Oil Technical University (Octyabrski branch).

SOME CONCEPTS AND MODELS OF VOCATIONAL EDUCATION IN THE

WEST AND IN RUSSIA (reviewed)

The object of study: some models and theoretical foundations of reforming the system of vocational education. The purpose of the study is the analysis of structural

transformations in the system of vocational education at the turn of XX-XXI centuries. The objective: To identify the invariant features of the modern professional education. The following features of the new type of vocational education: practice-based learning, competence-based approach, working with employers in the social partnership system, the early professional socialization, participative, openness have been identified.

Keywords: practice-based learning, the dual system, the competence approach, social partnership, the theory of transition, participative.

Кризис системы профессионального образования в конце XX века проявил себя в отставании образования от требований научно-технического и социального прогресса. Обозначенный кризис вызвал ряд структурных изменений в системе профессионального образования в зарубежной и отечественной практике. В основе реформ лежало концептуальное переосмысление роли профессионального образования в обществе в целом. В большинстве стран специалисты пришли к выводу, что успех профессиональной школы будет очевиден тогда, когда осуществится связь между обучением и занятостью. Данный вывод представляется весьма существенным: получила признание идея о том, что профессиональное образование обладает принципиальной особенностью - оно может быть эффективным, только интегрируясь в систему социально-экономической жизни общества. В результате осознания этого возник закономерный вопрос о необходимости построения новых теоретических и концептуальных представлений о профессиональном образовании.

Сегодня в педагогической науке и практике существует несколько актуальных концепций профессионального образования. Это важно отметить, поскольку в каждой стране профессиональное образование, опирающееся на данные концепции, приспособлено к образовательным традициям и социальным потребностям. В США концепция нового профессионального образования опирается на идею гармоничного взаимодействия общего и профессионального образования (диверсифицированные школы с узкопрофессиональными курсами на фоне академической программы). Такая концепция развития профессионального обучения получила название дуальной системы, а формой ее воплощения стала система молодежного ученичества. Важно отметить, что «молодежное ученичество» - это наиболее развивающаяся и скоординированная форма практико-ориентированного профессионального обучения.

Данная модель предполагает возможность обучения профессии в последних классах школы и частично в образовательных учреждениях послесреднего образования; опыт оплачиваемой работы через последовательное повышение уровня занятости, который сопровождается профессиональной подготовкой и наставничеством; возможность получения сертификатов, официально признаваемых работодателями и промышленными предприятиями. Таким образом, в США начинают свою профессиональную социализацию учащиеся старших классов средней школы. Они могут одновременно и учиться, и осуществлять производственную деятельность на базе школы. Таким образом, учащийся еще в рамках школы начинает овладевать социальными знаниями и основами различных социальных практик.

Г осударственная образовательная стратегия в Г ермании направлена на предоставление обучающимся возможности продолжения образования по нескольким специализациям в профессиональной подготовке, на предоставление равных возможностей в подготовке к профессиональной деятельности. Немецкая модель начального профессионального образования также предполагает необходимость вводной стажировки без отрыва от производства, часто проходящей параллельно с обучением по программе профессиональной подготовки, что позволяет учащимся получить представления о необходимом для дальнейшей деятельности уровне квалификации. Благодаря стажировке, которая позволяет на практике применять полученные знания, происходит корректировка этих знаний и впоследствии корректировка, в целом, учебных программ. Таким образом, профессиональные компетенции специалистов разрабатываются с учетом требований рабочего места, создания преемственности в их отработке на базе предприятий и образовательных учреждений.

В Дании основная цель реформы профессионального образования заключается в создании гибкой и прозрачной системы, основанной на концепции обучения на протяжении всей жизни. В датской системе профессионального образования важное место занимают проблемы оценивания и повышения качества обучения. В соответствии с новым законодательством приоритетной областью развития профессионального образования становится компетентностный подход. Формирование у молодежи ключевых социальных компетентностей включено в долгосрочные цели стратегии развития образования Дании. В целом,

«компетентностное движение» становится приоритетной областью развития профессионального образования во многих странах.

Таким образом, профессиональное образование в западных странах на новом этапе своего развития опирается на следующие инвариантные принципы: практикоориентированного обучения, личностно ориентированного обучения (компетентностный подход); трансформации методов и содержания обучения в процессе взаимодействия с работодателями; равных возможностей в получении профессионального образования; ранней профессиональной социализации в системе школьного или послешкольного образования.

В отечественной педагогической теории (К.Д. Ушинский, А.К. Гастев) достаточно давно определялось, что рынок и профессиональное образование - это сопряженные, взаимоинтегрируемые явления. На современном этапе, в новых социокультурных и социально-экономических условиях жизни российского общества, требуется разработка новых теоретических оснований развития системы профессионального образования. Во многом, новые теории опираются на идеи западных исследователей. Тем не менее, они обладают и собственной спецификой. Можно выделить ряд актуальных идей и теорий, которые могут быть востребованы российской педагогической наукой. Прежде всего, в методологических подходах к реформированию современного отечественного профессионального образования можно выделить проблему разработки и научно-теоретического обоснования идеи перехода учащейся молодежи в мир профессиональной деятельности. Теоретическое обоснование данного процесса в работах отечественных ученых опирается на теорию транзиций Н. Шлоссберга. «Транзиция» определяется как «переход от одного состояния, этапа, предмета или места к другому». Жизнь человека состоит из разных транзиций, самой важной из которых является переход от школы к программе профессионального обучения или занятости. Современное понимание транзиции в отечественной литературе не ограничивает ее лишь периодом перехода от окончания школы к фактическому вступлению в мир занятости, но включает в это понятие школьный опыт выбора профессии и подготовки к миру труда, который начинает формироваться еще в начальной школе и не заканчивается с моментом трудоустройства. Такая точка зрения предусматривает наличие мини-транзиций, имеющих место при сочетании обучения в школе с работой или при смене

образовательных программ. Это подтверждает концепцию включения в школьное обучение знаний, связанных с реалиями мира труда.

Концепции реформирования профессионального образования обосновывают также идею развития «социального партнерства как особого типа взаимодействия образовательных учреждений с субъектами и институтами рынка труда, государственными и муниципальными органами власти, общественными организациями» . Большой вклад в разработку идеологии социального партнерства внес Э. Бернштейн. Автором российской концепции развития социального партнерства в образовании является академик Е.В.Ткаченко . В педагогической интерпретации российского образования социальное партнерство характеризуется как система договорных отношений образовательных учреждений с работодателями, службой занятости, профсоюзами, родителями, позволяющих отслеживать и адекватно реагировать на динамику рынка труда, объемы и структуру востребованных профессий, а также диктуемые обществом социально-культурные приоритеты. По мнению Е.В.Ткаченко, объединение сферы труда и сферы образования может осуществляться только через трансляцию требований промышленности в стандарты профессионального образования. Объединение сферы труда и сферы образования осуществляется через трансляцию требований промышленности в стандарты профессионального образования, реализуемого через учебные программы. В рамках социального партнерства может осуществляться объединение усилий образования и работодателей в оценке качества подготовки выпускников учреждений профессионального образования, в выработке государственных образовательных стандартов по профессиям и общих схем финансирования профессионального образования.

Социальное партнерство служит целям удовлетворения потребностей:

Рынка труда как совокупности экономических структур, представляющих информацию о потребностях в рабочих и специалистах соответствующей квалификации;

Рынка рабочей силы как совокупности различных людей, желающих приобрести профессию, изменить профиль деятельности или повысить квалификацию;

Рынка образовательных услуг как совокупности учреждений профессионального образования, представляющих информацию о перечне учебных профессий и программ, стоимости и сроках обучения.

Социальное партнерство (прежде всего, взаимодействие образовательных учреждений и работодателей) может стать надежной основой внедрения практикоориентированного обучения, когда обучающийся получает возможность прохождения практики в сфере будущей профессиональной деятельности. Методологическая система, предоставляющая современной системе профессионального образования возможность осуществления практико-ориентированного образования, учитывающего потребности современного социума - социальный конструкционизм.

Реализация идей социального партнерства неизбежно предполагает «открытость» новой системы профессионального образования. Данное положение привлекает исследователей, так как, с одной стороны, открытость системы профессионального образования стимулирует многообразие интересов, обращенных к ней от государства и общества, то есть некоторую неопределенность «социального заказа». С другой стороны, в системе профессионального образования формируется многообразие образовательных институтов и образовательных сред, соответствующее не только сложившемуся социальному многообразию, но и возможному многообразию будущего. Открытость делает систему профессионального образования способной не только воспринимать инновационные тенденции извне, со стороны изменившегося общества, но и встречать это внешнее воздействие внутренними потребностями и возможностями самоизменения и саморазвития. Откликаясь на многообразие действительности, профессиональное образование само становится внутренне многообразной системой, элементы которой обеспечивают существование и развитие друг друга.

Идеи социального партнерства тесно связаны с идеей партисипативного подхода к управлению профессиональным образованием. Термин «participative management» дословно означает «управление, основанное на участии». Идея партисипативности затрагивает не только учащихся, но и более широкие круги лиц, так или иначе связанных с образовательным процессом и заинтересованных в его качественных результатах. Н. П. Стромквист обращает внимание на то, что в партисипативное планирование (participatory planning) образовательного процесса

могут вовлекаться преподаватели, администрация учебного заведения, родители, общественность.

Идея партисипативности в теории профессионального образования стала интенсивно развиваться как альтернатива технократическому подходу, что означает отход от квантитативного и обращение к квалитативному подходу. С идеей партисипативности в управлении профессиональным образованием связывают два момента. Во-первых, партисипативное управление ведет к росту инноваций в образовательной системе. Это происходит либо потому, что новые субъекты (актеры) в этот процесс привносят новые идеи, представления, либо потому, что вероятность их имплементации выше, так как роль субъектов системы допускает их большее влияние на принятие решений. Во-вторых, партисипативное управление при вовлечении в него общественности обеспечивает учебному заведению большую поддержку при реализации своих функций и решении проблем.

Необходимо указать на то, что идея партисипативности и идея открытости образовательного процесса тесно связаны. Это проявляется, в частности, в том, что реализация идеи открытости создает своеобразное пространство незавершенности и потребности в учете максимально большего числа факторов, в котором и возникает необходимость и возможность реализации идеи партисипативности. Данный подход демонстрирует внимание к проблеме качества профессионального образования. Идеи партисипативности наиболее актуальны для воплощения в рамках образовательных систем местного уровня (регионального, муниципального, отдельных ОУ), так как именно на данном уровне система управления предполагает взаимодействие со структурами гражданского общества и вовлечение их представителей в процесс управления качеством образования. При партисипативном подходе, отражая актуальные потребности общественности, система образования становится в наибольшей степени социо- и культуросообразной.

Если в большинстве исследований традиционно качество образования связывается с запросами общества к современному для него образованию, которые выясняются образовательной системой в процессе обмена информацией с обществом (в рамках кибернетического подхода), то в квалитологии отношение адекватности -динамическое отношение, связанное с темпами развития системного окружения, в

котором функционирует и развивается образование. Оно подчинено действию механизмов закона опережающего развития качества человека, качества общественного интеллекта, качества образовательных систем в обществе. То есть в динамике развития (эволюции) качество объектов или процессов должно опережать систему требований, предъявляемых развитием среды (надсистемы). Это обозначает, что качество должно быть эволюционно избыточным, опережать через темпы развития внутреннего, потенциального качества объекта или процесса формы его реализации в конкретных условиях социально-экономического и природного развития.

Сегодня невозможно рассматривать проблему качества образования без обращения к компетентностному подходу. Интегрирующийся в современную систему профессионального образования компетентностный подход - это подход, акцентирующий внимание на результате образования, причем в качестве результата рассматривается не сумма усвоенной информации, а способность человека действовать в различных проблемных ситуациях, при этом результаты образования признаются значимыми за пределами системы образования. Подход к результату образования как возможной основе формирования общего понимания содержания квалификаций и компетенций современного специалиста определяется документами Болонского процесса.

Важной основой теоретического осмысления новых направлений развития профессионального образования в России в свете новых концепций является признание того, что профессиональная образованность в постиндустриальном обществе - это способность человека осуществлять профессиональную деятельность (общаться, учиться, анализировать, проектировать, выбирать и творить) на основе:

Глубоких фундаментальных знаний;

Высоких профессиональных компетенций;

Высоких базисных компетенций.

По мнению А.М.Новикова, этот постулат развивается в «...формулировании четырех основных идей, соответствующих основным целям образования, связанных с удовлетворением потребностей четырех субъектов - личности, общества, производства и самой образовательной сферы: гуманизации, демократизации, опережающего образования, непрерывного образования».

Несмотря на принципиальные различия реформ профессионального образования в странах мира, основное направление реформирования можно определить как создание среды для проверки молодыми людьми своих знаний и умений, отношений через процесс непосредственной трудовой деятельности, знакомство с культурой современного производства и иных сфер труда. Тем самым формируется благоприятная ситуация для начальной профессиональной социализации личности. Определяются различные формы взаимовлияния системы образования и трудовой деятельности, в рамках которых осуществляется корректировка учебных программ, форм и содержания профессионального образования.

Литература:

1. Чистякова С.Н., Захаров Н.Н. Профессиональная ориентация школьников: организация и управление. М.: Педагогика, 1987.

2. Смирнов И.П., Ткаченко Е.В. Социальное партнерство: что ждет работодатель? // Итоги пилотного Всероссийского социологического исследования. М.: Аспект, 2004.

3. Stromquist, N. P. Participatory Planning in Education // The international encyclopedia of education: research and studies / Ed.-in-chief: Torsten Husen. 1. ed. Oxford : Pergamon Pr., 1985. V. 7.

4. Новиков А.М. Российское образование в новой эпохе // Парадоксы наследия, векторы развития. М.: Эгвес, 2000. 272 с.

1. Chistyakova S. N., Zakharov N.N. Career-oriented students: organization and management. M.: Education, 1987.

2. Smirnov I.P., Tkachenko E.V. Social partnership: what does the employer expect? / / Results of pilot all-Russian sociological survey. M.: Aspect, 2004.

3. Stromquist, N. P. Participatory Planning in Education // The international encyclopedia of education: research and studies / Ed.-in-chief: Torsten Husen. A. ed. Oxford : Pergamon Pr., 1985. V. 7.

4. Novikov A.M. Russian education in the new age / / Paradoxes of heritage, the vectors of development. M.: Egves, 2000. 272 p.

1

Статья посвящена анализу теоретических основ становления современной системы профессионального образования. Рассматриваются существующие в настоящий период отечественной науке подходы к осмыслению основных форм управления системой профессионального образования, к оценке его качества, типа взаимодействия с общественностью, а также основные идеи и принципы функционирования профессионального образования в контексте существующего информационного общества. В качестве важнейших идей, выступающих в качестве опоры для современных трансформаций в данной сфере, по мнению авторов, являются: идеи социального партнерства, партисипативного управления образованием, открытости профессионального образования, стимулирующего многообразие интересов, а также способствует формированию многообразия образовательных институтов и образовательных сред, оценивания качества в рамках компетентностного подхода, опережающего и непрерывного образования, его гуманизации и демократизации.

Ключевые слова: социальное партнерство

открытое образование

опережающее образование

партисипативность

компетентностный подход

непрерывное образование.

1. Гершунский, Б. С. Философия образования для XXI века (в поисках практико-ориентированных образовательных концепций) / Б. С. Гершунский. - М.: Совершенство, 1998. - 608 с.

2. Бармин, Н. Ю. Образование взрослых в условиях новой экономики: социально-философский анализ / Н. Ю. Бармин. - Н. Новгород: Нижегородский институт развития образования, 2010. - 155 с.

3. Ильенков, Э. В. Философия и культура / Э.В. Ильенков. - М.: Издательство Московского психолого-педагогического института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2010. - 808 с.

4. Колотилова, Н. В. Проблема взаимодействия образовательных учреждений и семей в современных социокультурных условиях / Н. В. Колотилова // Теоретические и прикладные проблемы развития личности в образовательном пространстве: сб. ст. по матер. V Межд. науч.-практ. конф. преподавателей вузов, ученых, специалистов, аспирантов, студентов. - Н.Новгород: ВГИПУ, 2010. - С. 158-160.

5. Новиков, А. М. Российское образование в новой эпохе / А. М. Новиков // Парадоксы наследия, векторы развития. - М.: Эгвес, 2000. - 272 с.

Проблемы профессионального образования обсуждаются сегодня достаточно активно. И в отечественной науке, несмотря на разногласия ученых по отдельным вопросам, сформировался определенный концепт, отражающий ряд общих принципов профессионального образования, необходимого сегодня российскому обществу.

Профессиональное образование может способствовать успешной адаптации личности в мире профессии только при условии тесной взаимосвязи учебных заведений с работодателями и общественностью в целом. Поэтому современные концепции реформирования профессионального образования обосновывают идею развития «социального партнерства как особого типа взаимодействия образовательных учреждений с субъектами и институтами рынка труда, государственными и муниципальными органами власти, общественными организациями» . Автором российской концепции развития социального партнерства в образовании является академик Е. В. Ткаченко. В педагогической интерпретации российского образования социальное партнерство характеризуется как система договорных отношений образовательных учреждений с работодателями, службой занятости, профсоюзами, родителями, позволяющих отслеживать и адекватно реагировать на динамику рынка труда, объемы и структуру востребованных профессий, а также диктуемые обществом социально-культурные приоритеты. В рамках социального партнерства может осуществляться объединение усилий образования и работодателей в оценке качества подготовки выпускников учреждений профессионального образования, в выработке государственных образовательных стандартов по профессиям и общих схем финансирования профессионального образования. Социальное партнерство служит целям удовлетворения потребностей:

  • рынка труда как совокупности экономических структур, представляющих информацию о потребностях в рабочих и специалистах соответствующей квалификации;
  • рынка рабочей силы как совокупности различных людей, желающих приобрести профессию, изменить профиль деятельности или повысить квалификацию;
  • рынка образовательных услуг как совокупности учреждений профессионального образования, представляющих информацию о перечне учебных профессий и программ, стоимости и сроках обучения.

Социальное партнерство может стать надежной основой внедрения практико-ориентированного обучения, когда обучающийся получает возможность прохождения практики в сфере будущей профессиональной деятельности. Методологическая система, предоставляющая современной системе профессионального образования возможность осуществления практико-ориентированного образования, учитывающего потребности современного социума - социальный конструкционизм, «наука об отношениях». Если фокус внимания перемещается с индивида на отношение, то это предопределяет равенство позиций личности и социума в системе диалогических отношений, что сегодня крайне необходимо для системы профессионального образования. В теории социального конструкционизма предполагается, что результатом образования должны становиться определенные формы социальной практики. Тогда весь фокус обучения смещается с подготовки человека к простому повторению формализованных и стандартизированных дискурсов.

Реализация идей социального партнерства неизбежно предполагает «открытость» системы профессионального образования . Данное положение привлекает исследователей, так как, с одной стороны, открытость системы профессионального образования стимулирует многообразие интересов, обращенных к ней от государства и общества, то есть некоторую неопределенность «социального заказа». С другой стороны, в системе профессионального образования формируется многообразие образовательных институтов и образовательных сред. Открытость делает систему профессионального образования способной не только воспринимать инновационные тенденции извне, но и встречать это внешнее воздействие внутренними потребностями и возможностями самоизменения и саморазвития. Откликаясь на многообразие действительности, профессиональное образование само становится внутренне многообразной системой, элементы которой обеспечивают существование и развитие друг друга.

Идеи социального партнерства и открытости профессионального образования тесно связаны с идеей партисипативного подхода к управлению профессиональным образованием. С идеей партисипативности в управлении профессиональным образованием связывают два момента. Во-первых, партисипативное управление ведет к росту инноваций в системе профессионального образования. Это происходит либо потому, что новые субъекты (актеры) в этот процесс привносят новые идеи, представления, либо потому, что вероятность их имплементации выше, так как роль субъектов системы допускает их большее влияние на принятие решений. Во-вторых, партисипативное управление при вовлечении в него общественности, работодателей обеспечивает учебному заведению большую поддержку при реализации своих функций и решении проблем.

Данный подход демонстрирует внимание к проблеме качества профессионального образования. Идеи партисипативности наиболее актуальны для воплощения в рамках образовательных систем местного уровня (регионального, муниципального, отдельных ОУ), так как именно на данном уровне система управления предполагает взаимодействие со структурами гражданского общества и вовлечение их представителей в процесс управления качеством образования. При партисипативном подходе, отражая актуальные потребности общественности, система образования становится в наибольшей степени социо- и культуросообразной.

В связи с этим реформирование системы профессионального образования нельзя рассматривать без разработки новых подходов к оцениванию его качества. Анализ научно-педагогических источников показал, что критерием оценки эффективности профессионального образования долгое время являлось трудоустройство выпускников, зачастую зависящее от изменений на рынке труда. В 1990-е гг. акцент сместился на оценивание результатов и целей обучения. Сегодня оценка качества подготовки будущих специалистов предполагает оценивание применения академических умений, владения профессиональными навыками и другие формы демонстрации компетентности.

С точки зрения интересов общества качество профессионального образования есть сложная категория, имеющая цивилизационное, социально-системное, культурное, национально-эстетическое, образовательно-педагогическое, личностное измерения. Ключевым понятием в этих «измерениях» является отношение адекватности, соответствие образования требованиям развития соответствующих цивилизационных, социальных, культурных институтов и систем, включая требования развития человека и подготовки специалиста-профессионала.

Сложность категории «качество образования» обусловлена не только необходимостью профессионального образования соответствовать (быть адекватным) разнообразным запросам общества, культуры, личности и эпохи, но и сложной внутренней структурой самого явления качества образования, его многогранностью. Перечислим некоторые характеристики качества образования:

  • многоаспектность качества (качество конечного результата образования, качество потенциала образовательных систем, обеспечивающих достижение этого качества; качество результатов воспитания и обучения); творческая и репродуктивная, знаниевая и деятельностная компоненты;
  • многоуровневость конечных результатов качества (качества выпускников ВШ, ССУЗОВ, общеобразовательных школ);
  • многосубъектность качества образования (оценка качества образования осуществляется множеством субъектов: сами учащиеся и студенты, выпускники вузов и послевузовского образования и т.д.);
  • многокритериальность - качество образования оценивается набором критериев;
  • полихронностъ - сочетание текущих, тактических и стратегических аспектов качества образования, которые в разное время одними и теми же субъектами воспринимаются по-разному;
  • неопределенность в оценках качества образования и образовательных систем в принципе, из-за более высокого уровня субъективности оценки качества образования разными субъектами;
  • инвариантность и вариативность - среди множества качеств образовательных систем, учебных заведений, их выпускников выделяются инвариантные, общие качества для всех выпускников каждого уровня образования, каждой специальности или направления подготовки выпускников вузов и специфические (именно для данного множества выпускников или образовательных систем).

Качество профессионального образования является результирующей интегральной функцией (компромиссом) всех перечисленных факторов. Поэтому его оценка является одной из сложнейших социально-педагогических задач. Поскольку корневое понятие «образование» распространяется и на «образование» как результат (образованность), и на «образование» как образовательный процесс, позволяющий получить необходимый результат, то и понятие «качество образования» относится и к результату, и к процессу.

Подход к результату образования как возможной основе формирования общего понимания содержания квалификаций и компетенций современного специалиста определяется документами Болонского процесса. В проекте «Надстройка образовательных структур», которого придерживаются большинство образовательных учреждений профессионального образования стран участников Болонского процесса, приоритетным направлением совместных усилий названо определение общих и специальных компетенций выпускников. Таким образом, компетентностный подход - это подход, акцентирующий внимание на результате образования, причем в качестве результата рассматривается не сумма усвоенной информации, а способность человека действовать в различных проблемных ситуациях, при этом результаты образования признаются значимыми за пределами системы образования.

На наш взгляд, качество профессионального образования обусловлено также действием механизмов закона опережающего развития качества человека, качества образовательных систем в обществе. То есть в динамике развития (эволюции) качество объектов или процессов должно опережать систему требований, предъявляемых развитием среды (надсистемы).

Качество в международных стандартах ИСО 9000 определяется как соответствие требованиям потребителя. Потребителем по отношению к профессиональному образованию выступают: государство, заказывающие организации, обучающиеся и их родители. В рыночных условиях в хорошем качестве образования заинтересовано не только государство, но и общественные организации, производственные и коммерческие структуры, бизнес и т.д. В данном контексте управление качеством профессионального образования - это разработка и осуществление системы мер, позволяющих эффективно предоставлять образовательные услуги такого качества, которое обеспечивает соответствие результата профессионального образования требованиям потребителей, прежде всего - работодателей.

Одним из разработчиков концепции профессионального образования на основе компетентностного подхода является А. М. Новиков. Важной основой теоретического осмысления новых направлений развития профессионального образования в России, по его мнению, является признание того, что профессиональная образованность в постиндустриальном обществе - это способность человека осуществлять профессиональную деятельность (общаться, учиться, анализировать, проектировать, выбирать и творить) на основе:

  • глубоких фундаментальных знаний;
  • высоких профессиональных компетенций;
  • высоких базисных компетенций.

По мнению А. М. Новикова, этот постулат развивается в «...формулировании четырех основных идей, соответствующих основным целям образования, связанных с удовлетворением потребностей четырех субъектов - личности, общества, производства и самой образовательной сферы: гуманизации, демократизации, опережающего образования, непрерывного образования» .

Гуманизация (субъектно-личностная направленность) профессионального образования рассматривается как его переориентация на личностную направленность, как процесс и результат развития и самоутверждения личности и как средство ее социальной и экономической устойчивости и социальной защиты в постиндустриальном обществе в условиях рыночных отношений. Речь идет о смене знаниевой парадигмы образования личностно-ориентированной парадигмой.

Демократизация профессионального образования может рассматриваться как переход от жесткой централизованной и повсеместно единообразной системы организации обучения к созданию условий и возможностей для каждого учащегося, студента и преподавателя, для каждого учебного заведения наиболее полно раскрыть свои возможности и способности, с учетом потребностей общества и производства.

Опережающее образование означает следующее: уровень развития системы общего и профессионального образования должен опережать и формировать уровень развития личности, общества и производства, его техники и технологии. Организация форм опережающего профессионального образования возможна при создании системы учета регионального социального заказа. Только в этом случае возможны как опережающая подготовка кадров для регионов, так и заблаговременная переподготовка специалистов по перспективным для регионов профессиям.

Непрерывность образования обеспечивает возможность многомерного движения личности в образовательном пространстве и создает для нее оптимальные условия для такого движения, то есть осуществляется переход от конструкции «образование на всю жизнь» к конструкции «образование через всю жизнь». С точки зрения личности, как потребителя образовательных услуг, можно выделить три типа «непрерывности» (основаниями выделения являются векторы движения личности в образовательном пространстве):

  • горизонтальная непрерывность (например, смена профессии без изменения квалификационного уровня);
  • вертикальная непрерывность (рост по ступеням и уровням образования данной профессии с изменением образовательного статуса);
  • движение «вперед» - повышение квалификации без изменения образовательного статуса.

Непрерывность профессионального образования предполагает реализацию принципа дополнительности (взаимодополнительности) базового и последипломного образования. Этот принцип относится к «вектору движения вперед» человека в образовательном пространстве. При этом развитие последипломного образования может быть весьма вариативным.

Таким образом, опираясь на теории профессионального образования, доминирующие в современной отечественной науке, можно сделать ряд выводов:

  1. Дальнейшее развитие профессионального образования в условиях инновационного общества возможно только на основе его взаимодействия с экономической сферой, представляющей интересы работодателей; в данном случае система профессионального образования должна быть «открытой», а основными формами взаимодействия образования и общественности могут стать социальное партнерство и управление образовательным учреждением, опирающееся на принцип партисипативности; методологической основой взаимодействия образования и социума может выступать социальный конструкционизм.
  2. Качество профессионального образования зависит от соответствия уровня знаний и умений выпускников запросам современной экономики; обеспечить данное качество может только опережающее профессиональное образование, готовящее специалистов с учетом основных тенденций социально-экономического развития региона.
  3. В условиях быстрой смены технологий, научного прогресса актуальным становится формирование специалиста нового типа: обладающего не столько стабильным запасом знаний, сколько определенными умениями и личностными качествами, позволяющими грамотно осваивать технологические новшества; поэтому новой концепцией профессионального образования становится компетентностный подход, оценивающий конкурентоспособность личности выпускника профессионального учебного заведения на современном рынке труда; педагогической основой данного типа образования является личностно-ориентированная парадигма.
  4. Трансформации в научно-производственной, информационной сферах достаточно быстро приводят к обновлению областей профессиональных знаний, поэтому необходима система непрерывного профессионального образования для совершенствования знаний специалистов или для освоения личностью новой востребованной специальности.

Рецензенты:

  • Повшедная Фаина Викторовна, д. пед. н., профессор кафедры общей педагогики ФБГОУ ВПО «Нижегородского государственного педагогического университета им. Козьмы Минина», г. Н. Новгород.
  • Филиппов Юрий Владимирович, начальник управления по международному и межвузовскому сотрудничеству Нижегородского государственного архитектурно-строительного университета, доктор педагогических наук, профессор, г. Н. Новгород.

Библиографическая ссылка

Игтисамова Г.Р., Шабалин О.А. КОНЦЕПЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ НАУКЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 4.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=6609 (дата обращения: 01.02.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Современная концепция профессионального обучения молодёжи


Богатство страны прирастает не только ее природными ресурсами.
Исторический опыт показывает, что благополучие многих развитых стран закладывалось упорством и уникальным мастерством их народов-тружеников. Примеров тому много. Крохотная Голландия, жители которой, отвоевывая у моря все новые территории, благоденствуют плодами сельскохозяйственного производства. Маленькая Швейцария - вековой законодатель приоритетов в точной металлообработке. Япония, не обладающая большими природными богатствами, стала одним из мировых лидеров в разработке и применении передовых технологий.
Этот перечень можно продолжить, и всегда в таких случаях дело решают компетентность и профессионализм исполнителей.
Время диктует новые требования к уровню и содержанию подготовки молодых специалистов, занятых в современном производстве. Изменилась общая логика развития производственной деятельности и это касается всех видов труда - от самого простого физического до сложного умственного: и традиционно привилегированного труда технического интеллигента, и труда квалифицированного рабочего. Проявляются совершенно новые тенденции, о которых ранее даже не упоминали. От понимания этой ситуации обществом в целом и, особенно, специалистами, работающими в сфере образования, зависит успех продвижения нашей страны к развитию и процветанию.

Актуальные подходы к подготовке рабочих кадров


Последние десятилетия отечественной истории были достаточно сложными, и, в частности, это негативно отразилось на самом значимом для перспективы развития общества участке - смене уходящего и подготовке нового поколения производителей.
Сегодня страна вынуждена срочно изменять ситуацию в одном из самых болезненных для нее вопросов - подготовке рабочих кадров для всех отраслей экономики. Любая ее сфера остро нуждается в специалистах высокой квалификации, которые способны овладевать современными технологиями и новейшей техникой.
Совсем другими стали функции рабочего, занятого на современном производстве. Само слово «рабочий» приобретает совсем иное наполнение в условиях естественного движения научно-технического прогресса. Сегодня уровень начального овладения специальностью - удел прошлого. Например, в Японии доля рабочих, имеющих высшее профессиональное образование, давно перевалила за 60%. Жизнь однозначно подводит к совершенно очевидному выводу: подготовка рабочих кадров в России сегодня нуждается в новых подходах, неординарных решениях.
Такое положение имеет место не только в образовании, но именно здесь следует особенно оперативно учитывать изменения, с которыми неумолимая жизнь вмешивается в уже сложившиеся системы деятельности.
Подготовка квалифицированных рабочих всегда была серьезной задачей, так как от уровня их квалификации в значительной мере зависели реальные успехи производства. Вместе с тем анализ содержания труда рабочих показал устойчивую тенденцию, характерную для всех развитых стран, которая связана с уменьшением во всех отраслях промышленности удельного веса затрат физического труда.
В большинстве промышленно развитых стран малоквалифицированный труд, связанный с монотонной и однообразной работой, с производством во вредных или опасных условиях, все чаще выполняется машинами и их интеллектуальной разновидностью - роботами. Выполнять малоквалифицированную, связанную со значительными физическими нагрузками работу становится не престижно. Изменение функций труда четко выделило критерии привлекательности видов работы для молодежи.
Во главу угла (вне зависимости от сферы приложения сил) ставится деятельность, связанная с личным интересом, с возможностями творческого приложения своих сил. Это относится к самым различным направлениям трудовой деятельности: от промышленного и сельскохозяйственного производства до сферы услуг. Исследования ученых во всем мире подтверждают, что через сравнительно малый временной период наметившаяся тенденция лавинообразного прорыва новейших технологий в производство примет повсеместный характер. Многие привычные сегодня производственные процессы уходят в небытие или кардинально меняются. Следовательно, речь идет о том, что современный рабочий, сохранив лучшие качества профессионала прошлого, должен быть готовым мобильно приспосабливаться к быстро меняющимся технологическим процессам, появлению новейшего оборудования и инструментов, успешно овладевать ими. Молодые должны осознать, что никакой, даже высокий уровень знаний сегодня не гарантирует им в будущем соответствия требованиям избранной специальности. Если хочешь остаться востребованным, то свыкнись с мыслью - учиться надо (и придется!) всю жизнь.
Таким образом, важнейшей задачей подготовки квалифицированных специалистов становится прежде всего осмысление новых подходов к профессиональному обучению.
Сказанное не означает отказа от формирования у обучаемых базовых качеств, необходимых во все времена и учитывающих перспективные требования производства. Таковыми всегда были:
- соблюдение производственной и технологической дисциплины;
- бережное отношение к оборудованию и инструментам;
- умение применять на практике полученные теоретические знания;
- глубокие и прочные знания основ техники и технологии производства, организации труда - в объеме, необходимом для овладения профессией и дальнейшего роста квалификации.
На современном этапе от будущего специалиста ждут проявления качеств личности, творчески думающей, активно действующей и легко адаптирующейся к изменяющимся условиям производства. Иными словами, качеств профессионала - человека, нашедшего свое предназначение, овладевшего высокими уровнями производственной деятельности, сознательно изменяющего и развивающего себя в ходе решения самых разнообразных задач, вносящего свой индивидуальный творческий вклад в профессию. Следовательно, основными направлениями подготовки квалифицированных специалистов становится не просто обучение молодежи, а реализация приоритетов, обозначенных самой жизнью.

Системы и концепции профессионального образования Ступенчатоеобучение Ступенчатоеобучение Концепция обучения одной профессии Концепция базового и специального профессионального обучения Многоуровневое профессиональное обучение Подготовка специалистов по сокращенным срокам обучения 2


К ОНЦЕПЦИЯ ОБУЧЕНИЯ ОДНОЙ ПРОФЕССИИ. Согласно этой концепции уже на первом году профессионального обучения происходит специальная подготовка к определенной профессии по единому плану в течение одного цикла обучения, который завершается сдачей экзамена. 3




С ТУПЕНЧАТОЕ ОБУЧЕНИЕ: Цикл профессионального обучения разбивается на несколько ступеней. На каждой ступени обучения сдаются соответствующие экзамены; учащийся может прекратить дальнейшее образование и начать профессиональную деятельность, имея соответствующую квалификацию. 5


С ТУПЕНЧАТОЕ ОБУЧЕНИЕ 1 базовое профессиональное обучение в рамках группы профессий, которое является основой для дальнейшего специального профессионального образования 2 общая профессиональная специализация. Обучение проводится по нескольким специальностям одновременно 3 специальное профессиональное обучение с целью приобретения знаний и умений, необходимых для выполнения определений квалификационной профессиональной деятельности. 6






К ОНЦЕПЦИЯ БАЗОВОГО И СПЕЦИАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ предусматривает основную ступень базового профессионального образования по группе родственных профессий (поли профессиональное обучение) и специальную ступень получение специального профессионального образования по конкретной специальности (моно профессиональное обучение). Основным принципом концепции базового и специального профессионального обучения является принцип специализации: обучение на специальной ступени осуществляется по определенной специализации. 9






Д ИВЕРСИФИКАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ (лат. diversicatio - изменение, разнообразие) - разнообразие уровней и форм получения образования. На базе вузов создаются учебно-научные компоненты, либо происходит слияние средних учебных заведений в единое учебное заведение под эгидой вузов. 12