Выставка альфонса мухи. Париж под мухой. Многие работы итальянская публика увидит впервые

Картина «Лето» из серии «Времена года» Альфонса Мухи, на выставке в музее в Люксембургском саду Ксения Гулиа/RFI

В музее в Люксембургском саду в сентябре открылась ретроспектива одного из наиболее прославленных представителей ар-нуво Альфонса Мухи. Это первая с 1980 года парижская выставка, посвященная выдающемуся чешскому художнику - автору театральных афиш, иллюстраций, ювелирных украшений и монументальной «Славянской эпопеи», переданной в дар Праге. Организаторы выставки поставили себе целью показать все разнообразие творчества Мухи.

Первое, что бросается в глаза в биографии Альфонса Мухи, - это, конечно, череда намеков судьбы и случайностей - как трагических, так и счастливых.

Муха родился в 1860 году в городке Иванчице в Моравии, которая тогда была частью Австро-Венгерской империи. С детства он увлекался живописью, но провалил вступительные экзамены в пражскую Академию. Эта неудача не поколебала его решимость стать художников. Муха вернулся в родной Иванчице и начал изготавливать декорации и афиши для местного любительского театра.

Молодого художника скоро заметили и пригласили в Вену в качестве театрального декоратора. В 1881 году венская карьера Мухи резко прервалась - после трагического пожара в «Рингтеатре», унесшего жизни около 400 человек. Этот театр был одним из основных заказчиков мастерской, где работал Муха. Фирма понесла огромные финансовые убытки, из нее уволили Муху и еще несколько сотрудников.

Это трагическое происшествие потрясло Муху. Художник покинул Вену и отправился в моравский городок Микулов. Здесь он получил свои первые крупные заказы от графа Карла Куэна-Беласи, в том числе на роспись его дворца. Граф, восхищенный талантом художника-любителя, оплатил ему учебу в Мюнхене, а затем и в Париже, где Муха обосновался в 1887 году. В столице Франции Муха поступил сначала в художественную Академию Жюлиана, затем - в Академию Коларосси.

Однако совсем скоро, в 1889-м, из-за финансовых трудностей граф Куэн-Беласи прекратил денежные переводы своему протеже. Чешский художник остался в Париже фактически без средств к существованию. Это заставило его прервать учебу и начать зарабатывать изготовлением всевозможных иллюстраций для парижских и пражских изданий. Его мастерская находилась над кафе мадам Шарлотты на улице Гранд-Шомьер. Одно время Муха делил ее с Полем Гогеном, оказавшимся фактически без копейки после возвращения из Таити.

Настоящий прорыв в судьбе Альфонса Мухи произошел 1 января 1985 года, когда по всему Парижу появились его афиши премьеры спектакля «Жисмонда» с великой Сарой Бернар. Эту афишу театр «Ренессанс» заказал Мухе в последний момент, 26 декабря. Эта работа мгновенно прославила Муху. По воспоминаниям современников, Сара Бернар, увидев афишу, сказала: «Как красиво! Теперь вы будете работать для меня, со мной. Я вас уже люблю». Чешский художник подписал шестилетний контракт с «божественной Сарой» и делал афиши и для других спектаклей с ее участием («Медея», «Дама с камелиями», «Гамлет» и другие).


Афиши к спектаклям «Дама с камелиями» и «Жисмонда» Альфонса Мухи Siegfried Forster / RFI

Эти знаменитые плакаты с Сарой Бернар и другие иллюстрации Альфонса Мухи можно увидеть на выставке в Люксембургском саду. Всего здесь выставлено около двухсот его работ - от упаковки печенья и рекламы шампанского до больших полотен его позднего периода, когда Муха обратился к истории славянских народов. В центре творчества Мухи неизменно - женские фигуры.


«Муха понимал, что женские образы всегда привлекают внимание, - говорит в интервью RFI куратор выставки, хранительница пражского Фонда Мухи Томоко Сато. - Возможно, именно поэтому в центре его творчества женщины, которых он окружал цветами и другими природными мотивами. Именно это и стало узнаваемым декоративным „стилем Мухи“. Он часто использовал разнообразные круги, изогнутые линии, экспериментировал с этими формами, чтобы передать свой месседж. Как иллюстратор и рекламщик, он использовал эти приемы, чтобы заинтересовать широкую публику. Но эту технику он перенес и в более поздние свои работы».

Альфонс Муха прославился в первую очередь как иллюстратор и декоратор. Организаторы выставки подчеркивают, что его поздние исторические полотна пока малоизвестны, особенно во Франции. Именно им они хотели уделить особое внимание. Один из залов выставки называется «Муха, патриот». В нем, например, работа Мухи под названием «Франция целует Богемию» 1918 года, посвященная образованию Чехословакии и освобождению от Австро-Венгрии. Но самое известное позднее произведение Мухи - это серия «Славянская эпопея» - двадцать монументальных полотен, которым он отдал почти двадцать лет своей жизни. Они посвящены разным эпизодам истории и мифологии и проникнуты идеями панславизма.

«Муха родился в 1860 году, когда националистическое движение на его родине переживало подъем. Как и все представители своего поколения, Муха был националистом, - рассказывает Томоко Сато. - Независимость своей страны он считал высшей целью, и он хотел способствовать этому движению как художник. Это было сначала. Муха рос как человек, приобретал новый опыт, работал во многих местах, в Париже он познакомился с новыми идеями. Его националистические взгляды трансформировались в более гуманитарные и пацифистские идеи. Это и стало отправной точкой для создания „Славянской эпопеи“ и других его поздних работ».

Выставка работ Альфонса Мухи проходит в Люксембургском саду в Париже до 27 января 2019 года. Музей открыт каждый день, без выходных. Стоимость входного билета 13 евро. Предусмотрены скидки.

16 февраля в Баку, в Центре Гейдара Алиева, открылась выставка «Альфонс Муха: в поисках красоты». В церемонии открытия выставки приняла участие вице-президент Фонда Гейдара Алиева Лейла Алиева.

В открытии выставки принял участие внук Альфонса Мухи – Джон Муха.

«Я рад приехать в вашу прекрасную страну и город. Надеюсь, что впредь буду часто посещать вашу страну». Джон Муха отметил, что 2018 год – важный как для Чехии, так и для Азербайджана. Так, в этом году отмечается 100-летие создания Чешского государства. В этом году также будет отмечаться 100-летие создания Азербайджанской Демократической Республики.


«На выставке вы почувствуете и увидите ряд связей между произведениями моего деда и вашей страной», - сказал Джон Муха.

Подчеркнув бережное отношение вице-президента Фонда Гейдара Алиева Лейлы Алиевой к творчеству Альфонса Мухи, поддержку, оказанную реализации этого проекта, куратор выставки Томако Сато выразила ей глубокую признательность.

Затем гости посмотрели выставку. В экспозиции представлены произведения известного художника, иллюстратора и дизайнера Альфонса Мухи на тему красоты, составляющую основу его художественной философии. На выставке демонстрируются свыше 80 произведений Альфонса Мухи – картины, фотографии, афиши и плакаты.

Ретроспектива самого изысканного художника ар-нуво Альфонса Мухи открылась в в Париже. На выставке представлены все грани таланта художника - живописца, графика, дизайнера, театрального мастера.

Муха родился в небогатой семье неподалеку от чешского Брно, и хотя довольно рано стало ясно, что у него есть талант к рисованию, денег на высшее образование в семье не было. Работая писарем, Муха создавал декорации в любительском театре, где был замечен и приглашен в Вену. После того как венский театр сгорел, Муха работал декоратором в семье моравских аристократов, один из которых согласился оплатить его обучение. Недолго поучившись в Мюнхенской академии, Муха отправился в самую знаменитую парижскую Академию Коларосси, но из-за смерти мецената не проучился там и года. Бедность заставила художника заняться дизайном - создавать афиши, календари и даже ресторанные меню.

Случай открыл Мухе дорогу к большому успеху. Он получил заказ на афишу к спектаклю Сары Бернар «Жисмонда». Плакат так поразил великую актрису, что она пригласила художника стать декоратором театра, вскоре их связали и романтические отношения. С этого момента фортуна повернулась лицом к художнику. Образ миловидной барышни, утопавшей в цветах, стал иконой ар-нуво, которой поклонялись современники. А Муха моментально сделался востребованным художником.

Заказы сыпались на него со всех сторон. Помимо работы в театре, он не оставлял дизайнерскую работу. Ангелический женский типаж, придуманный Мухой, пошел в тираж - украшал этикетки многочисленных товаров, от шампанского и вафель до велосипедов и спичек. Кроме того, Муха занимался дизайном ювелирных украшений, интерьеров, предметов прикладного искусства. Многочисленные примеры дизайнерских проектов художника, ставших раритетами, широко представлены на выставке.

После женитьбы на своей натурщице Марии Хитиловой, Марушке, Муха переезжает в США, где также пользуется большим успехом. Оттуда он возвращается в Чехию и начинает заниматься «высоким искусством». С тех пор он работает над «Славянским эпосом» - циклом гигантских исторических картин, который заканчивает в 1928 году и дарит государству. После оккупации Праги и нескольких арестов гестапо художник умер от пневмонии в 1939 году. Ряд эскизов к циклу можно увидеть и на выставке - сами же картины из-за огромного размера не покидают пределов Выставочного дворца в Праге.

Alphonse Mucha
«Gismonda»
1894
Fondation Mucha, Prague
© Mucha Trust 2018

Alphonse Mucha
«Zodiac»
1896
Fondation Mucha, Prague
© Mucha Trust 2018

Alphonse Mucha
Poster for «Salon des Cent Mucha Exhibition June 1897»
1897
Fondation Mucha, Prague
© Mucha Trust 2018

Alphonse Mucha
«Christmas in America»
1919
Fondation Mucha, Prague
© Mucha Trust 2018

Alphonse Mucha
«Woman in the Wilderness»
1923
Fondation Mucha, Prague
© Mucha Trust 2018


Альфонс Муха и его жена Марушка, позади — Complesso del Vittoriano (фото со страницы выставки на сайте Фонда Альфонса Мухи)
Многие работы итальянская публика увидит впервые.
Альфонс Муха. Любовники
Альфонс Муха
Любовники
1895, 106.5×137 см.
Альфонс Муха. Автопортрет

Почти через 100 лет после того, как Альфонс Муха с женой побывал в Риме, столица Италии принимает крупнейшую в истории страны ретроспективу чешского художника — «иконы ар-нуво». Выставка «Альфонс Муха» в Витториано (Complesso del Vittoriano) представляет более 200 работ, от картин и рисунков до роскошной реконструкции интерьера для бутика Фуке в Париже.

В экспозиции — легендарная афиша для спектакля «Жисмонда» с Сарой Бернар, «Мадонна лилий», «Лето» из серии «Времена года», этюды к «Славянской эпопее», плакаты, рисунки, картины, ювелирные изделия, книги и фотографии.


Альфонс Муха и его жена Марушка, позади — Complesso del Vittoriano (фото со страницы выставки на сайте Фонда Альфонса Мухи)

Многие работы итальянская публика увидит впервые.

Альфонс Муха. Любовники. 1895, 106.5×137 см.

Альфонс Муха (1860 — 1939) был одним из самых известных художников в Европе конца XIX — начала XX веков. Сочетая портреты соблазнительных женщин с новейшими достижениями в области печати, он создал весьма оригинальные плакаты и породил новый жанр изобразительного искусства, который расцвёл в Париже Прекрасной эпохи. Во время визита в США в 1904 году местная пресса провозгласила Муху «величайшим художником-декоратором в мире».

Слева: Альфонс Муха, «Автопортрет» (1899)

Альфонс Муха. Мадонна лилий. 1905, 247×182 см.

Альфонс Муха считается одним из «отцов» художественного движения ар-нуво, для которого характерно преобладание мягких линий, цветочных форм и растительных мотивов. Но в действительности это был многогранный и разносторонний мастер, который экспериментировал с различными стилями и подходами. Муха был твёрдо убеждён, что ценность искусства — в отражении жизни, и это не относится исключительно к эстетической сфере, а, скорее, находит завершение в ней.

Альфонс Муха. Лето. Из серии "Времена года"

Альфонс Муха, «Лето. Из серии "Времена года"» (1896) 1 Альфонс Муха, «Живопись. Из серии "Искусства"» (1898)

Кроме того, Муха, родившийся в южной Моравии на территории тогдашней Австро-Венгрии, был пылким патриотом. Он глубоко верил в политическую свободу своей родины и духовное единство славянских народов, а потому значительную часть своего таланта, энергии и времени посвятил прославлению свободы и братства. Художник мечтал о мире, где этнические меньшинства живут в гармонии, не находясь под давлением более мощных государств. Эти утопические идеалы проявляются в его шедевре «Славянская эпопея» (1911 — 1928). На выставке в Риме представлен эскиз к полотну № 14 из этой серии — «Николай Зринский защищает Сигет от турок».

Альфонс Муха. Эскиз к картине «Николай Зринский защищает Сигет от турок» 1913, 31×44 см.

Экспозиция в Витториано разделена на шесть секций: «Богемец в Париже», «Создатель образов для широкой публики», «Космополит», «Мистик», «Патриот» и «Художник-философ».
Альфонс Муха. Афиша к пьесе "Жисмонда" с Сарой Бернар
В первом разделе представлены афиши к спектаклям с участием Сары Бернар. Главный плакат — «Жисмонда», с которого началось восхождение Альфонса Мухи к вершинам славы. В конце 1894 года знаменитая актриса искала художника для оформления афиши к предстоящей новой постановке, но ни одни её не удовлетворил. В конце концов, остался лишь Муха, который создал эскиз в большой спешке. Печатник был сбит с толку: он никогда не видел ничего подобного. Постер, на котором византийские мотивы сочетались с приёмами в стиле ар-деко, выглядел ультрасовременно. Все были уверены, что примадонна отклонит его. Однако Бернар пригласила Альфонса Муху на встречу и заявила, что он сделал её бессмертной. С тех пор актриса не позволяла никому другому изображать себя.

Альфонс Муха, афиша к спектаклю «Жисмонда» по пьесе Викторьена Сарду с Сарой Бернар в заглавной роли (1895)

Эта работа сделала чешского художника самым знаменитым дизайнером плакатов своего времени и породила термины «стиль Мухи» и «женщины Мухи».

Альфонс Муха. Портрет Яри (Ярославы) 1935, 73×60 см.

Отсюда логически вытекает контент второго раздела выставки — «Создатель образов для широкой публики». Это плакаты и декоративные панели, созданные для коммерческих целей. Помимо прочего тут представлены «Декоративные материалы» (1902) — практическое руководство по дизайну для мастеров, предназначенное «помочь прививать эстетические ценности в декоративно-прикладном искусстве».

Альфонс Муха. Шоколад "Идеал". 1897, 117×78 см.
Альфонс Муха. Декоративные материалы: наброски лилии

Альфонс Муха. Декоративные материалы: наброски аксессуаров

Альфонс Муха, «Декоративные материалы: наброски лилии» (1901 - 1902) 1 Альфонс Муха, «Декоративные материалы: наброски аксессуаров» (1901 - 1902)

Кольцо, созданное ювелиром Жоржем Фуке по эскизу Альфонса Мухи

Центральные элементы третьей секции «Космополит» демонстрируют Альфонса Муху на пике славы — от Всемирной выставки в Париже в 1900 году до работ, созданных в сотрудничестве с известным французским ювелиром Жоржем Фуке. Сюда же вошли и произведения «американского периода»: декорации для «Немецкого театра» в Нью-Йорке и афиши для актрис Лесли Картер и Мод Адамс.

Альфонс Муха, реконструкция интерьера ювелирного магазина Жоржа Фуке в стиле ар-нуво в Париже (1900)

Четвёртый раздел ретроспективы в Риме посвящён влиянию спиритизма и масонской философии в творчестве Мухи. Они ярко проявились в Le Pater («Отче наш») — иллюстрированной книге, которая была опубликована в 1899 году.

Альфонс Муха. Обложка иллюстрированной книги "Отче наш". 1899, 41×31 см.

В разделе пятом представлен патриотический аспект карьеры Мухи после его возвращения на родину в 1910 году. Особое внимание сосредоточено на создании «Славянской эпопеи»: тут можно увидеть подготовительные этюды, наброски, документы и фотографии, связанные с этой серией монументальных работ.

Альфонс Муха. «Силой к свободе, с любовью к единству!»: эскиз для росписи «Своими силами II» в Общественном доме Праги. 1911, 79×98 см.

Альфонс Муха. Свет надежды. 1933, 96.2×90.7 см.

В заключение кураторы представляют Альфонса Муху как философа, и в шестой секции расположены работы, которые иллюстрируют его гуманитарные идеалы и реакцию на угрозу войны в быстро меняющемся мире.

Альфонс Муха, «Век Разума» (1936 - 1938)

Альфонс Муха, «Век Любви» (1936 - 1938)

Экспозиция завершается последним проектом художника — триптихом «Век Разума», «Век Мудрости» и «Век Любви», задуманного как памятник человечеству в целом. И хотя начатое в 1936 году произведение не было окончено, эскизов к нему достаточно, чтобы почувствовать послание, которое мастер хотел передать всем живущим.

Альфонс Муха. Век мудрости. 1938, 55×32 см.

По материалам официального сайта Фонда Альфонса Мухи, официального сайта Complesso del Vittoriano и artdaily.com
Автор: Vlad Maslov
Источник -