Жизненные девизы героев романа два капитана. «Бороться и искать, найти и не сдаваться» («Если быть - то быть лучшим»). Невероятно, но факт

Даже в современном Пскове поклонники романа легко узнают места, где проходило детство Сани Григорьева. В описании несуществующего города Энска Каверин на самом деле следует за своими воспоминаниями о Пскове начала XX века.

Дорогие читатели! "АиФ-Петербург" объявляет о запуске нового масштабного проекта, посвящённого 170-летию Русского географического общества, -"Два капитана ". Название выбрано не случайно, ведь именно девизу «Бороться и искать, найти и не сдаваться», провозглашённому героями одноимённого романа Вениамина Каверина, человечество обязано всеми самыми великими открытиями. Своим проектом мы перекинем мостик между прошлым, настоящим и даже будущим. На страницах нашего еженедельника вы сможете прочесть не только малоизвестные и уникальные факты о знаменитых путешественниках и исследователях, чьё имя уже вписано в историю, но и о тех, кто живёт и "не сдаётся" рядом с нами.

Бороться и искать!

Было бы странно начать проект "Два капитана" не с рассказа о самом романе, судьба героев которого тесно переплелась и с Ленинградом, и с Русским географическим обществом. Для того, чтобы разгадать феномен произведения, которым вот уже 70 лет зачитывается поколение за поколением, редакция "АиФ-Петербург" отправилась в Псков, родной город Вениамина Каверина, в котором существует единственный в стране памятник книге "Два капитана" и даже её музей.

Как генетик стал лётчиком

Даже в современном Пскове поклонники романа легко узнают места, где проходило детство Сани Григорьева. В описании несуществующего города Энска В. Каверин на самом деле следует за своими воспоминаниями о Пскове начала XX века. Жил главный герой на знаменитой Золотой набережной (до 1949 г. – Американская набережная), ловил раков в реке Пскова (в романе – Песчанка) и давал знаменитую клятву в Соборном саду. Однако вовсе не с себя списывал Вениамин Александрович образ маленького Сани, хотя и признавался, что с первых сраниц романа он взял за правило ничего не выдумывать. Кто же стал прототипом главного героя?

В 1936 году Каверин едет отдыхать в санаторий под Ленинградом и там знакомится с Михаилом Лобашёвым, соседом писателя за столом во время обедов и ужинов, - рассказывает Галина Чернокожева, главный библиотекарь Псковской областной библиотеки для детей и юношества им. В.А. Каверина, где и находится музей книги "Два капитана". – Каверин предлагает сыграть ему в карамболь, разновидность бильярда, в котором писатель был настоящим асом, и без труда обыгрывает соперника. Несколько следующих дней Лобашёв почему-то не приходит на обеды и ужины… Каково же было удивление Каверина, когда спустя неделю его сосед объявился, предложил снова соревноваться в карамболе и с лёгкостью выиграл у писателя партию за партией. Оказывается, все эти дни он упорно тренировался. Человек с такой силой воли не мог не заинтересовать Каверина. И на протяжении нескольких последующих вечеров он подробно записывал историю его жизни. Писатель практически ничего не меняет в жизни своего героя: немота мальчика и удивительное излечение от неё, арест отца и смерть матери, побег из дома и приют… Автор лишь переселяет его из Ташкента, где прошли школьные годы героя, в знакомый и родной Псков. А также меняет его род деятельности – ведь тогда генетики были никому не интересны. То было время челюскинцев и освоения Севера. Поэтому вторым прототипом Сани Григорьева стал полярный лётчик Самуил Клебанов, который героически погиб в 1943 году.

История двух экспедиций

Однако роман связал судьбы сразу двух капитанов – Сани Григорьева и Ивана Татаринова, командовавшего шхуной "Святая Мария". Для образа второго главного героя Каверин также использовал прототипы двух реальных людей, исследователей Крайнего Севера – Седова и Брусилова, экспедиции под руководством которых ушли из Санкт-Петербурга в 1912 году. Ну а дневник штурмана Климова из романа целиком основан на дневнике полярного штурмана Валериана Альбанова.

Экспедиции Георгия Седова было отказано в господдержке, поэтому она финансировалась из частных пожертвований, - продолжает Г. Чернокожева. – Было арендовано довольно ветхое судно. Некий архангельский купец Вышомирский (в книге – Вышемирский) продаёт капитану 85 ездовых собак, большая часть которых оказались обычными дворнягами и погибли в первую же зиму. Другой купец поставил на судно мясо в бочках якобы высшего качества, но на деле в них оказались лишь кости и шкуры убитых животных. По сути, команда уходила, чтобы погибнуть…

В это же время из Санкт-Петербурга отправляется шхуна "Святая Анна" под командованием Георгия Брусилова, идея которого – впервые в истории России пройти Северным морским путём.

Но уже через несколько недель судно оказалось закованным во льдах Карского моря. До того времени географы всего мира считали, что северные моря никак не связаны с Северным Ледовитым океаном. То есть если судно замёрзло, оно может спокойно перезимовать, а после продолжить свой путь. Благодары Брусилову весь мир узнаёт, что это не так - моря связаны с океаном глубинными течениями. Начинается медленный дрейф "Святой Анны" к Северному полюсу.

Оказывается, что шхуна не приспособлена к зимовке в таких условиях - слишком тонкие стены. Весь экипаж перебирается в две каюты, только они и отапливаются. В ход идут части корабля, шкуры и жир животных... Штурман Альбанов писал в дневнике: "Температура в каюте редко достигает 4 градусов, стоит туман, вода стекает по потолку и стенам. На них - несколько десятков сантиметров копоти".

На судне начинаются конфликты. Брусилов считает, что надо просто ждать. Альбанов - необходимо что-то предпринять. Тогда капитан принимает беспецендентное решение – увольняет штурмана. В апреле 1914 года Альбанов с ещё 13-ю членами команды уходит со шхуны.

С этого момента начинается история из романа "Два капитана". 4,5 месяца в снегах. Голод, холод, предательство, гибель товарищей. Как вспоминал Альбанов, шли гуськом. Вперёд смотрел только первый, остальные продвигались, закрыв глаза. "Слёзы текли из наших глаз, боль от ослепительно белого снега была невыносимой. Случались дни, когда не видел никто. Мы ставили палатку и ждали, когда боль пройдёт".

В какой-то момент группе пришлось разбиться на две группы - одна пошла по суше налегке, другая, под руководством Альбанова - по воде со всем грузом. Но в точку предполагаемой встречи сухопутная группа так и не пришла. До лета 2010 года о судьбе пропавших путешественников не было известно ничего. И только пять лет назад экспедицией при поддержке РГО в этом месте были найдены человеческие останки и предметы: карманные часы, ложка с инициалами "П. С." (возможно, принадлежавшая матросу Павлу Смиренникову), самодельные тёмные очки из бутылочных стёкол и т. д. Многие из найденных вещей упоминаются в дневнике Альбанова.

До цели экспедиции, брошенной зимовке Джексона на мысе Флора, добираются лишь двое – сам штурман и матрос Конрад. Здесь их и спасает экипаж Седова, судно которого также оказывается зажатым во льдах. Но капитан, одержимый идеей достигнуть Северного полюса, принимает решение продолжать путь на собаках. Два моряка сопровождают Седова, они же и похоронят капитана, который не дотянет до цели всего 400 вёрст. После экипаж решает зайти на мыс Флоры, чтобы разобрать несколько домиков для отопления и таким образом спасают Альбанова и Конрада. Удивительное стечение обстоятельств.

До последней капли

Интересно, что Саня Григорьев стал едва ли не национальным героем задолго до того, как писатель закончил свой роман. Дело в том, что первая часть книги была издана в 1940 году, а после её написание Каверин отложил аж на 4 года – помешала война.

Во время ленинградской блокады… Ленинградский радиокомитет обратился ко мне с просьбой выступить от имени Сани Григорьева с обращением к комсомольцам Балтии, - вспоминал Вениамин Александрович. – Я возразил, что хотя в лице Сани Григорьева выведен определённый человек, лётчик-бомбардировщик, действовавший в то время на Центральном фронте, тем не менее это всё-таки литературный герой. "Это ничему не мешает, - был ответ. - Говорите так, как будто фамилию вашего литературного героя можно найти в телефонной книжке". Я согласился. От имени Сани Григорьева я написал обращение к комсомольцам Ленинграда и Балтики – и в ответ на имя "литературного героя" посыпались письма, содержавшие обещание бороться до последней капли крови.

Кстати, роман "Два капитана" очень понравился Сталину, именно это спасло Каверина от репрессий, которым подверглись многие его родные. Писатель даже был удостоен звания лауреата Госпремии СССР. Правда, только лишь второй степени. Всё дело в том, что имя Верховного главнокомандующего упоминается в книге всего один раз. Что и стало поводом "занизить" оценку.

Невероятно, но факт

Один из самых удивительных экспонатов музея - книга В.А. Каверина "Два капитана", изданная в 1940 году. Но дело не в возрасте издания. 68 она пролежала в болоте Новгородской области, на глубине 6 метров в сбитом в конце апреля 1942 года самолёте ИЛ-2 в набедренном кармане лётного комбинезона пилота Михаила Гаврилова, останки которого нашли лишь в 2010 году во время поисковой экспедиции.

», приключенческого романа об исследователях Севера, писатель Вениамин Каверин (1902 - 1989) стал известен на всю страну. Его книга, написанная в лучших традициях советского романтизма, выдержала более сотни переизданий и послужила основой для двух экранизаций, а придуманные им герои оказались кумирами детей и подростков.

Для Каверина, не самого известного участника группы «Серапионовы братья», ранее писавшего и фантастические, и реалистические произведения, такой успех, возможно, был неожиданным, однако голову писатель не потерял и за свое «высокое» положение не боялся. Именно он был первым, кто в печати упомянул о запрещенном романе Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита ». В 1958 году Каверин оказался едва ли не единственным обласканным властью романистом, который не поддержал травлю Бориса Пастернака, в 1965-м он подписал письмо в защиту Юлия Даниэля и Андрея Синявского, а еще три года спустя объявил о разрыве с Константином Фединым , поскольку тот не опубликовал «Раковый корпус » Александра Солженицына.

Во многом Вениамин Каверин был похож на своего героя Саню Григорьева - человека честного, принципиального, влюбленного в жизнь и людей. Именно на этой любви и строится роман «Два капитана».

Мы отобрали 15 вдохновляющих цитат из знаменитой книги:

Бороться и искать, найти и не сдаваться.

Бывают такие минуты, когда жизнь вдруг переходит на другую скорость - все начинает лететь, лететь и меняется быстрее, чем успеешь заметить.

Юность кончается не в один день - этот день не отметишь в календаре: «Сегодня кончилась моя юность». Она уходит незаметно - так незаметно, что с нею не успеваешь проститься.

За горем приходит радость, за разлукой - свидание. Все будет прекрасно, потому что сказки, в которые мы верили, еще живут на земле.

Небо меня не подведет. Вот за землю я не ручаюсь.

Если быть - так быть лучшим!

Нужно выбирать ту профессию, в которой ты способен проявить все силы души.

Не так уж много на свете людей, без которых хотя и можно, но не очень хочется жить.

Страсть сама по себе счастье, и заглушать ее в себе, бороться с ней - что может быть глупее?

Любовь - это, в сущности, простейший способ познания мира и что подлинную сущность человека видит только тот, кто действительно любит. Кто писал о «музыке души»? Её-то и слышит тот, кто любит. А все другие слышат в лучшем случае гаммы, а то и уличный шум.

Устала я не от труда, а от борьбы с собственной душой. Не умею я применяться к жизни, все хочется приложить к ней свое, а это «свое», воспитанное в мечтах, слишком хрупко и разлетается на куски при первом же столкновении.

Когда работаешь целый день, разные невеселые мысли приходят и уходят: ничего не поделаешь - помещение занято.

Я легко забываю языки, а с языком теряешь душу народа.

«Дом» - это ведь не хозяйство, не «совместное квартирование», как ты говорил, даже не дети. «Дом» - это когда друг от друга ничего не скрывают.

Жизнь поворачивает туда и сюда и падает, пробиваясь, как подземная река в темноте, в тишине вечной ночи, и вдруг выходит на простор, к солнцу и свету, выходит, и оказывается, что ничто не пропадает даром!

скачать

Аудио роман Вениамина Каверина "Два капитана", глава 15, Бороться и искать, найти и не сдаваться. "Все путешествия, когда путешественникам по одиннадцати-двенадцати лет, когда они ездят под вагонами и не моются месяцами, похожи одно на другое... Семь заповедей тети Даши были вскоре забыты. Мы ругались, дрались, курили - иногда навоз, чтобы согреться. Мы врали... Мы выдавали себя за братьев - это производило трогательное впечатление. Мы не умели петь, но я читал в поездах письмо штурмана дальнего плавания. Помню, как на станции Вышний Волочок какой-то моложавый седой моряк заставил меня повторить это письмо дважды. - Очень странно, - сказал он, глядя мне прямо в лицо суровыми серыми глазами, - экспедиция лейтенанта Седова? Очень странно...
Мы не были беспризорниками... Мы шли открывать новую страну - солнечные города, привольные сады. Мы дали друг другу клятву... И вот наконец - Москва!.. Утром в комитете седьмого депо мы узнали, что дядя уехал на фронт... дядя был холостой. Он жил... в каком-то вагоне и так в этом вагоне и поехал на фронт...Так начались плохие дни... И вдруг все переменилось..."

Помню как в детстве читала захватывающий роман В. А. Каверина (Зильбера) "Два капитана".
Последняя часть этого романа была опубликована в 1944 году и он сразу же удостоился Сталинской премии! По роману было несколько телевизионных экранизаций. Но на всю огромную тогда страну прогремел девиз: "Бороться и искать, найти и не сдаваться!"

Сколько мальчишек устремлялись под влиянием прочитанного к морю, исследованиям и открытиям! Если даже я, сопливая тогда девченка, мечтала вместе со старшими братьями о том как мы, когда-нибудь.....ах!)) И эти строки - "Бороться и искать, найти и не сдаваться!"

И только уже будучи студенткой истфака узнала, что девиз этот, строки эти придумал не Каверин , а Альфред Теннисон (_en. Alfred Lord Tennyson) - талантливейший английский поэт! Потомок самих Плантагенетов!
Вот это стихотворение:

Нет толку в том, чтобы, король без дела,
У очага, затёртого средь скал,
С женой-старухой, я бы раздавал
Законы строгие средь этих дикарей,
Что спят, едят, пасут, не ведая меня.
Не стану отдыха искать от странствий; допью
Жизнь до конца; все что со мною было - было полным,
Страдал ли - сильно, радовался - сильно, один
И с теми, кто меня любил; на берегу
И в море, когда сквозь волны пенные Аид
В нас ливнем метил; я превратился в имя;
Скиталец вечный с жадною душой
Я много видел, много мне знакомо;
Людские грады, климаты, манеры,
Советы, государства, да и сам я
Почётом был отмечен среди них;
Я выпил радость битвы средь друзей
Далёко на равнинах звонких Трои.
Я частью стал всего, что мне встречалось;
Но встреча каждая - лишь арка; сквозь неё
Просвечивает незнакомй путь, чей горизонт
Отодвигается и тает в бесконечность.
Как скучно было бы остановиться,
Ржавея в ножнах не блестеть при деле!
Как будто жизнь - в дыханьи! Жизнь за жизнью -
Всё было б мало; мне ж и от одной
Осталось уж немного; но час каждый
Спасённый от молчания векового
Приносит новое; и было подло
Почти три лета хоронить себя
И серый дух, что так горит желаньем
За знаньем следовать, как за звездой упавшей,
Перешагнув пределы нашей мысли.
А вот и сын мой, добрый Телемах,
Кому оставлю скипетр и остров -
Он, мной любимый, завершить стремится
Работу эту, медленным терпеньем
Смягчить людей суровых, постепенно
К полезному труду их приручая.
Он безупречно исполняет долг
Общественный; могу я положиться
На нежную заботу и почёт,
Которыми богов он окружит
Домашних, когда я уйду отсюда.
Ему - своя работа, мне - моя.
А вот и порт; раздуло судно парус;
Лежат во мраке тёмные моря.
Матросы, трудились вы и мыслили со мной,
Вы с равной радостью приветствовали гром
И солнце яркое, на встречу выставляя
Свободные сердца - и вы и я стары;
У старости остались честь и долг.
Смерть скроет всё; но до конца успеем
Мы подвиг благородный совершить,
Людей, с богами бившихся, достойный.
На скалах понемногу меркнет отблеск; день
Уходит; медлительно ползёт луна; многоголосые
Глубины стонут. В путь, друзья,
Еще не поздно новый мир искать.
Садитесь и отталкивайтесь смело
От волн бушующих; цель - на закат
И далее, туда, где тонут звёзды
На западе, покуда не умру.
Быть может, нас течения утопят;
Быть может, доплывём до Островов
Счастливых, где вновь встретим Ахиллеса.
Уходит многое, но многое пребудет;
Хоть нет у нас той силы, что играла
В былые дни и небом и землею,
Собой остались мы; сердца героев
Изношенны годами и судьбой,
Но воля непреклонно нас зовет
Бороться и искать, найти и не сдаваться.

Александр Григорьев и Иван Львович Татаринов. Те самые два капитана. Говорят, что в образе Татаринова слилось три реальных человека, три капитана, три начальника русских морских экспедиций - Георгий Яковлевич Седов, Георгий Львович Брусилов и Владимир Александрович Русанов.
Седов мечтал водрузить на Северном полюсе российский флаг, погиб на земле Франца-Иосифа....Брусилов хотел пройти Северным морским путем, погиб во льдах, Русанов, посвятивший себя делу освоения Арктики...погиб.
И потому надгробная надпись на могиле Татаринова:

«Здесь покоится тело капитана И. Л. Татаринова, совершившего одно из самых отважных путешествий и погибшего на обратном пути с открытой им Северной Земли в июне 1915 года.

Бороться и искать, найти и не сдаваться ».

Роберт Фалькон Скотт, Руал Амундсен - 16 декабря 1911 года, ровно за месяц до Скотта норвежец Амундсен достиг Южного полюса! Первым! А Скотт погиб при возвращении с Полюса... И на его могиле надгробная надпись:
«Бороться и искать, найти и не сдаваться» («То strive, to seek, to find and not to yield»).

Они стремились, боролись, шли вперед, не отчаиваясь, кто нашел; кто недошел, но путь указал; кто опоздал, но стремился и не сдался! Патетика?! Нет! Жажда жизни, свершений, открытий, жажда, что так естественна человеку и так опасна!

Интересно, что биографы Теннисона ставят поэму "Улисс" лишь "в ряд поэм, что отдают дань неоклассицизму("Эдем", "Улисс", "Лукреций" и др.). Вот так вот!

А как эти строки звучали в когда-то огромной стране! Стали девизом для многих и многих!

P.S. Куда зовут книги нынешнее детство?...

Разделы: Литература

Цель урока:

  1. Обучить работе с текстом.
  2. Развивать навыки составления презентаций, работе с Интернетом. Развивать навыки написания рефератов, сочинений, репортажей.
  3. Воспитывать неравнодушие, целеустремленность, показать способы самовоспитания. Развитие интереса к истории своего края и его жителям.

Оборудование:

  1. Текст романа В.Каверина “Два капитана”.
  2. Компьютер с проектором, презентация, выход в Интернет.

Ход урока

1. Оргмомент.

2. Объявление цели урока (Презентация . Слайд №1 ).

3. Биография В.Каверина(2 чел.) (Приложение №1). (Презентация . Слайд № 2).

4. Сообщение ученика об истории создания романа (Приложение № 2).

5. Беседа по произведению. Ответы на слайдах (Презентация . Слайды № 3-15).

Когда Саня впервые столкнулся с несправедливостью?

– Несправедливо осужденный отец – первая жертва подлости, с которой столкнулся Саня. Весь роман – восстановление справедливости.

Какое значение имела встреча с Иваном Ивановичем?

– Встреча с Иваном Ивановичем показала, что человек должен делать себя сам.

Позднее Саня убедился в правильности этой мысли в школе ОСОВИАХИМа.

Какую роль в судьбе Сани сыграл Гаер Кулий?

– Встреча с Гаером Кулием показала, что в жизни много подлых людей, для которых главное – ухватить лакомый кусочек.

Когда Сане были сказаны слова “Слабый, но смелый”? Как они повлияли на него?

– Слова “Слабый, но смелый” были сказаны Сане в лагере, когда он побил Степу

Иванова, председателя коммуны, за то, что тот съедал больше всех из общей тарелки. После этого Саня задумался: “Вообще, какой я?”

После какого случая Саня решил воспитывать волю?

– После рассказа о совете, уходе из дома, болезни и слов Кораблева “ У тебя слабая воля” Саня решил заняться самовоспитанием.

С чего началось воспитание? Его этапы.

– Этапы воспитания: 1.Чтение “Записок охотника”. 2.Ромашка режет руку. 3.Правила жизни. 4.Чтение книг Амудсена. 5. Выступление на комсомольском собрании. 6.Зарядка. 7. Учеба в ОСОВИАХИМ. 8. Спокойствие в любви. 9. Прочитал дневник.

Какая была цель у Сани?

– У Сани была цель – найти экспедицию капитана Татаринова.

Когда он впервые подумал о небе?

– Впервые он подумал о небе, когда лежал с Петькой в Энске на берегу реки и хотел увидеть днем звезды и луну.

Почему Саня стал полярным летчиком?

– Санька стал полярным летчиком, потому что это было время челюскинцев и Чкалова.

Каких качеств требовала профессия полярного летчика?

– Эта профессия требовала выдержки, мужества, любви к своей стране и своему делу, а именно такие качества хотел воспитать в себе Санька.

Какую роль сыграл Ч. в судьбе Сани? На кого Саня равнялся в жизни?

– Саня хотел походить на Чкалова и на капитана Татаринова, у “которых был билет дальнего следования”.

Что произошло в осиновой роще и как Ромашов рассказал об этом Кате?

– В осиновой роще Ромашов оставил Саню умирать, представив потом себя Кате героем. Саня выжил и доказал Кате свою любовь и подлость Ромашки. Он нашел следы экспедиции капитана Татаринова.

Как понимал Саня слово ЧЕСТЬ?

– Честь для Сани – это найти экспедицию капитана Татаринова, восстановить правду о виновнике гибели экспедиции – Николае Антоныче, показать подлость Ромашова.

Почему Николая называют страшным человеком? Что роднит его с Ромашовым?

– Николай Антоныч и Ромашка – два страшных человека. Нечестными путями они хотели завоевать любовь женщин и погубить своих близких.

Почему Саня стал искать и нашел экспедицию капитана Татаринова?

– Его поиски были восстановлением правды в жизни и восстановлением чести честного человека.

Почему роман назван “Два капитана”?

– Два капитана – это два “ведущих по жизни”– капитан Татаринов и капитан Саня

Григорьев.

6. Рассказ ученика о памятнике героям Каверина в Пскове (Презентация).

Слайд № 16).

Стремительно идущий вперед к совершенно ясной для него цели Саня Григорьев и романтичный, возвышенный, приподнятый на пьедестал капитан Татаринов, очень похожий на знаменитого исследователя Севера О. Шмидта, ежедневно приветствуют жителей и гостей города Пскова. Здесь, на родине, перед зданием областной библиотеки для детей и юношества установлен памятник героям Каверина.

7. Рассказ учителя о постановке мюзикла “Норд-Ост” (Презентация. Слайды № 17,18).

“Норд-Ост” – это первый русский мюзикл мирового класса. Премьера его состоялась 19 октября 2001 года. В 2003 году он получил национальную премию “Золотая маска” в номинации “Лучший мюзикл”. Секрет его успеха состоял в том, что в основу либретто положен роман многих поколений подростков Советского Союза “Два капитана” Вениамина Каверина. Мюзикл построен на бережном отношении к нашей истории. Русский дух спектакля поддерживался тонко стилизованной музыкой, в которой слышатся отзвуки произведений великих русских композиторов. Традиционные спецэффекты, динамический декорации, живой симфонический оркестр придавали спектаклю необычайную зрелищность. К сожалению, в судьбе спектакля был не только триумф, но и трагедия: захват боевиками 23-26 октября 2002 года, погибло много людей.

Спектакль был восстановлен, прошел по 17 городам России и завершил свою работу в 2004 году.

Видеоролик “Nord-Ost 1” на www.nordost.ru)

8. Выступления учащихся об одержимых

людях.

1 вариант. Рассказ об одержимом человеке, фотографе времен войны, Викторе Темине , выставка работ которого представлена в Балашихинском краеведческом музее

(Презентация. Слайд № 19).

Есть ли такие одержимые люди не в литературе, а в жизни? Конечно, есть.

Я вам хочу рассказать о замечательном человеке знаменитом фотографе Викторе Михайлович Темине. Его фотографии и памятные вещи подарила нашему краеведческому музею его приемная дочь Светлана, жившая последние годы в Балашихе. Темин знаменит, прежде всего, тем, что запечатлел победные знамена Великой

Отечественной, и был очень отважным и рисковым человеком. Первая выставка его работ была в нашем музее в 1995 году, а в январе 2009 года в честь 65-летия Победы экспонаты выставлены второй раз.

Виктор Тёмин был участником четырёх войн. Ему, единственному из фотокоров, посчастливилось запечатлеть боевые победные знамёна: у озера Хасан, у реки Халхин-Гол, на взорванных дотах “линии Маннергейма”, на Электрическом утёсе в Порт-Артуре.

Вместе с танковым корпусом генерал-лейтенанта Кривошеина он вошел в Берлин, снимал последний бой в парке Тиргарден, что в двухстах метрах от рейхстага, и вместе с Романом Карменом, несмотря на стрельбу, запечатлел Знамя Победы. Но как доставить снимки в Москву? Еще со времен тревожных событий на Дальнем Востоке он хорошо знал Жукова, у которого всегда был наготове самолет ПО-2. С большим трудом Темин добрался до самолета и вместе с летчиком Вештаком долетел до штаба фронта. Тут же по прибытии позвонил напрямую Жукову, попросил побыстрее отправить самолет. “Жди звонка”, - сказал маршал. А уже через десять минут сам позвонил: “Все указания даны. Лети”.

По приказу командования в Польше Темину предстояло пересесть в ночной бомбардировщик и на нем следовать в Москву. Но Темин знал, что будет потеряно время. По его просьбе летчик запросил по радио у своего командования разрешение лететь в Москву. В ответ - молчание. Тогда Темин взял ответственность на себя и приказал пилоту лететь прямиком в Москву. Тот подчинился, хотя и не знал ежедневно менявшегося пароля для перелета границы СССР. Пришлось дать радиограмму в Ставку Верховного Главнокомандующего и просить о пропуске самолета. Ответа не было. Сунулись пролететь на авось, но зенитчики взяли машину в такие шоры, что по прилете в ней оказалось 62 пробоины. Через полчаса пришел приказ и запрос с земли: “Где находитесь?” Темин прикинул, что самый близкий к редакции аэродром - Центральный. Но ПВО не дало посадки. Пришлось давать новые радиограммы. Когда все же сели на полосу Центрального аэродрома, Темин увидел много генералов, встречающих самолет. Он выскочил на трап, пробежал по нему, обронив как бы невзначай: “Сейчас выйдет”, а сам отыскал редакционную машину и в 3 часа 10 минут вошел в кабинет главного редактора “Правды”.

3 мая 1945 года “Правда” напечатала приказ Верховного Главнокомандующего о взятии Берлина и три снимка Виктора Темина “Знамя Победы над рейхстагом”, “Митинг танкистов генерала Кривошеина у колонны Победы” и “Пленные немцы через Бранденбургские ворота возвращаются обратно в Берлин”. И в тот же день 3 мая, в семь утра, Темин улетел в поверженный Берлин, прихватив с собой несколько тысяч номеров “Правды”. В германской столице он тут же бросился к Жукову, чтобы объясниться. Жуков взял газету, развернул ее. Его нахмуренные брови раздвинулись. Он даже улыбнулся.

За свою работу ты достоин звания Героя, - сказал маршал. - Но за то, что ты угнал самолет...

Эти слова повисли в воздухе, и Жуков неожиданно отчеканил:

Получишь орден Красной Звезды.

И пожал Темину руку.

На этом военные приключения Темина не закончились. Он отправился в Маньчжурию, а затем, после разгрома Квантунской армии, получил приказ лететь в Токио на подписание акта капитуляции. 2 сентября 1945 года в Токийском заливе на борту американского авианосца “Миссури” собралось около 200 журналистов. Наших, советских, разместили метрах в 70 от стола, на котором должен был подписываться акт о капитуляции. Темин пришел в отчаяние. У него не было телеобъектива, а это означало, что съемка обречена на провал. Тем временем три цепи американской охраны, взявшись за руки, преграждали путь нажимавшей толпе корреспондентов. Темин тут же вручил американцам две баночки черной икры и встал в их цепь. Потом неожиданно вырвался и побежал вверх. За ним не стали гнаться, ибо охране надо было вновь сомкнуть цепь и сдерживать напор озверелой фотопрессы. Короче, Темин пробрался к площади, что была занята крупнейшими информационными агентствами США. Он вытащил из сумки последний запас икры и водки, показывая, что после съемки неплохо было бы выпить за победу. Американские фотокоры встретили его дружески, но в этот момент появились офицеры и показали Темину, что если он не послушается их, то они выбросят его за борт. И надо же было случиться так, что в момент спора мимо проходили делегации союзных стран, в том числе и представитель Советского Союза генерал-лейтенант Деревянко, который хорошо знал Темина. Он все понял и тихо сказал: “Следуйте за мной”, а когда навстречу ему вышел адмирал Макартур, представил Темина: “Это личный фотограф Сталина”. За эти съемки Темин был награжден орденом Красной Звезды. Весь мир опубликовал именно его снимки.

2 вариант. Рассказ ученика о полярном летчике Викторе Михайловиче Перове, семья которого проживает на территории Балашихинского района, а правнуки учатся в нашем лицее. (Презентация. Слайд № 20).

Слово учителя. Есть ли такие одержимые люди не в литературе, а в жизни? Конечно, есть. Мы вам расскажем о замечательном человеке, благодаря которому была прекращена холодная война, полярном летчике Викторе Михайловиче Перове, семья которого проживает на территории Балашихинского района, а правнуки учатся в нашем лицее.

Рассказ ученика. Для выступления на городской краеведческой конференции я написал реферат, который называется “Человек, влюбленный в небо”. В нем я рассказываю о своем прадеде Викторе Михайловиче Перове. Еще в детстве я заинтересовался, почему меня назвали Михаилом и почему в нашем роду мальчиков называют Викторами и Михаилами. Папа сказал мне, что это в честь нашего предка, который был известным летчиком, очень сильным и мужественным человеком, и в роду должны поддерживать эту традицию. Когда я приезжал к прадедушке, он мне рассказывал о себе, а на плакатах, которые висели в его комнате, я видел прадеда-летчика. Прадед дарил мне модельки самолетов, сделанные собственными руками. Ему нравилось, что я с интересом слушаю. Когда я научился читать, я решил по книгам узнать, чем же прославился мой прадед. В своей работе я коротко рассказываю о его детстве и юности и более подробно о его подвигах в Арктике и Антарктике. При написании работы я опирался на рассказы папы, книгу прадеда “От Арктики до Антарктики”, статьи из газет и журналов.

Я узнал, что мой прадед родился в 1917 году в Чарджоу Туркменской ССР. В 1920 году семья Михаила Григорьевича Перова, торгового представителя республики, переехала в Ташкент, в 1924 в Иран, а в 1927 году в Москву. Перовы жили в Никольском на 2 линии, дом 9. В Никольском он закончил 7 классов, а потом продолжал учиться в Москве. В 1936 году Коммунистической партией был объявлен призыв подготовить 100000 пилотов. И Перов после заводской смены стал учиться в школе ОСОВИАХИМ. Прадед в первые же дни войны ушел на фронт. В одном из боев самолет потерпел крушение и после госпиталя Виктор был направлен в полярную авиацию. Об этом мне рассказывал папа.

Я начал изучать жизнь прадеда с книги “От Арктики до Антарктики”. Ведь в ней он рассказывает о самом интересном для нас, мальчишек, – о своих полетах в Арктике и Антарктике, о спасении людей, об известных летчиках П. Москаленко, И.Мазуруке, Г.В.Сорокине.

Во-первых, я узнал, за что он получил свой первый орден Ленина. Это было так. Летом 1956 года в рамках Третьего Международного геофизического года проводилась высокоширотная Арктическая экспедиция по исследованию пролива между Гренландией и Шпицбергеном силами ученых СССР, Швеции и Норвегии. Программой работ была предусмотрена высадка международной группы ученых на ледовый купол Северного Шпицбергена, и для выполнения этой задачи придан был вертолет МИ-4, которым командовал пилот-испытатель Р.И.Капрелян. Когда все работы были выполнены, вертолет по дороге к ледоколу потерпел крушение, и пятеро ученых остались на куполе северного Шпицбергена. Перов спас полярников и за это ему вручили орден Ленина.

Также я узнал, за что он получил второй Орден Ленина.Летом 1957 года сформировался авиационный отряд Третьей Комплексной антарктической экспедиции. Планы Третьей КАЭ были грандиозные: нужно было произвести полеты на полюс относительной недоступности и сбросить государственный флаг СССР. Авиаторы должны были помогать ученым и строителям в создании двух новых станций “Восток” и “Советская”, удаленных от Мирного вглубь континента на 1100-1200 км, и обеспечивать тракторные поезда горючим на всем пути от поселка Мирный. Прадед в пути следования вел дневник, который я прочитал. В нем он описывал невиданные им ранее места, нравы людей, повадки рыб и любимое им небо.

Немало трудностей пришлось преодолевать летчикам. Когда подошли к Мирному, начали выгружать самолеты, но не так, как планировал Перов, а одновременно и Ли-2, и Ил-12 и к ночи не успели, а наутро подул сильный порывистый ветер и собирать самолет в такую погоду не представлялось возможным. Но все эти трудности были преодолены. Об этом я рассказываю в своей работе.

В Антарктиде летчики выполняли важное правительственное поручение. Они пошли к полюсу относительной недоступности. Сначала на малой высоте сбросили Государственный флаг Советского Союза на станции советская. Еще через 3 часа подошли к полюсу относительной недоступности тоже сбросили государственный флаг, засвидетельствовав наше первенство.

А Орден Ленина прадед получил вот за что. 11 сентября в Мирном была получена телеграмма с арктической станции “Мусон” о том, что с бельгийской станции “Король Бодуэн” вылетел в неизвестном направлении самолет и пропал. Попытки бельгийцев найти пропавших собственными силами ни к чему не привели. В этот момент в Мирном свирепствовала пурга, а днем обещали временное улучшение погоды. Не дожидаясь приказа начальника арктической экспедиции Толстикова, Перов решил воспользоваться улучшением погоды и вылетел на спасение бельгийцев, находящихся в 3100 километрах. Сначала нашли брошенный вертолет, потом одного из полярников, затем начали искать остальных. Об этом я подробно рассказываю в своей работе. Решили, как гребенкой, прочесывать каждые 10 километров. 7 часов безрезультатных поисков. Заправили последний запас горючего, оставалось только на обратный путь. Каждый имел свой сектор обзора, за которым следил неустанно. Наконец через несколько часов полета где-то между горой Сфинкс и горой Трилинген заметили темное пятно-палатку. Начали приземляться. Полярники были спасены. Бельгийское правительство наградило весь экипаж, командира корабля и начальника экспедиции высшей наградой Королевства Бельгии – Орденом Леопольда Второго. Советское правительство – Вторым Орденом Ленина. Бельгийские ученые, желая увековечить этот подвиг, дали одной из вершин в “Горах Бельгии”, открытых бельгийцами, имя Перова и отметили на карте. Под влиянием героических событий в Антарктиде была написана детская книга писателя Сергея Алексеева и Богдана Чалого “Самолет летит с Мирного” Эти же авторы написали сценарий художественного фильма “Закон Антарктиды”, главную роль играл актер Всеволод Сафонов.

О моем прадедушке и его друзьях написано много книг и статей. Но мне очень хочется посмотреть картину художника Игоря Рубана “Экипаж Перова спасает членов бельгийской Антарктической экспедиции”, которая сейчас находится в Музее Арктики и Антарктики в Санкт-Петербурге. В заказниках Манежа находится бюст Перова работы польского скульптора Збержицкого.

После Антарктики Перов опять на северной трассе, летает на самолетах Ил-12, новом Ил-18, осваивает Ан-12. Участвует в снаряжении экспедиции “Север-12”. В 1972 году В.М. Перов увольняется по состоянию здоровья. За время своей службы он не разбил ни одного самолета, но спас жизни многим. Занимается в географическом обществе, комитете “Аляска – Сибирь”. Умер прадед в 2005 году. В мае мы поедем классом в Санкт-Петербург. Я хочу побывать в музее Арктики и Антарктики. Тогда я дополню свою работу новыми материалами.

9. Слово учителя.

О таких одержимых людях есть немало стихов, им посвящают поэмы.

Чтение заранее подготовленным учеником стихотворения Сергея Острового “Размышление”.

Случалось, когда уходил я в путь,
Люди твердили мне:
“Кому на роду суждено утонуть,
Тот не сгорит в огне!”
Потом просили запомнить впредь:
“Уж если пришла беда –
Кому на роду суждено сгореть,
Того не возьмет вода!”
А я-то, простак, жил-поживал.
Шагал себе напрямик.
Одолевая в пути перевал,
Отчаянно жить привык.
А я-то кидался в огонь не раз,
Печалился о воде.
Так разве они в мой тревожный час
Оставят меня в беде?!
Я падал с коня. Я был на коне.
Ни в чем не жалел души.
И все-таки лучше сгореть в огне,
Чем прозябать в тиши!

Использованная литература

  1. www.nordost.ru
  2. www.rg-rb.de/2005/19/tem.shtml
  3. www.journalist-virt.ru/mag.php?
  4. ia-bal.mosoblonline.ru/news/1362.html
  5. Программа персональной выставки В. Темина “Репортаж эпохи” в Казани, 1968.
  6. Перов В. От Арктики до Антарктики. – М.: Вестник Воздушного флота, 2003.