10 самых известных писателей ссср. Смотреть что такое "Русские советские писатели" в других словарях. Детский писатель ссср аркадий петрович гайдар

Русский поэт Анна Андреевна Ахматова (настоящая фамилия Горенко), яркий представитель творческой интеллигенции, жена известного поэта Николая Гумилева до 1918 года. После публикации своих первых стихов в 1912 году Ахматова стал культовой фигурой среди интеллигенции и части литературной сцены Санкт-Петербурга. Ее вторая книга, Розария (1914), была одобрена критиками, которые высоко оценили достоинства осознанного, тщательно обработанного стиха, в отличии от расплывчатости стиля символистов, которые доминировали в русской литературе того периода.

Очень много написала Анна Ажматова лирических стихов, пронзительная любовная поэзия любима миллионами людей разных поколений. Но ее резкое отнощение в своем творчестве к бесчинству власте, привела к конфликту. При советской власти был негласный запрет на поэзию Ахматовой с 1925 по 1940 год. За это время Ахматова посвятила себя литературной критике, в частности, переводу Пушкина на другие языки.

Изменения в политического климата, наконец, позволил Ахматовой быть принятой в Союз писателей, но после Второй мировой войны, был официальный указ, запрещающий публикацию ее поэзии. Ее сын, Лев, был арестован в 1949 году и провел в тюрьме до 1956 года, чтобы попытаться выиграть его освобождения, Ахматова пишет стихи, восхваляющие Сталина и правительства, но это было бесполезно.

Хотя Ахматова часто сталкивается с официальной оппозицией правительства к ее работе в течение ее жизни, она была глубоко любили и хвалили русского народа, отчасти потому, что она не оставляла свою страну в трудные политические времена. Ее наиболее опытных работ, Реквием (который не был опубликован в полном объеме в России до 1987 года) и Поэма без героя, являются реакцией на ужас сталинского террора, во время которого она пережила художественное репрессии, а также огромную личную потерю. Ахматова умерла в Ленинграде, где она провела большую часть жизни, в 1966 году.

Признанный пролетарский писатель придумал себе литературный псевдоним Максим Горький на заре своего творчества. Родился он в 1868 году как Алексей Максимович Пешков. Прежде чем стать писателем Алеша Пешков много работал и разносчиком газет и еды, грузчиком, продавцом на рынке. Вращение в бедной среде, несправедливость и повлияло на его литературный стиль. В 1889 году царская полиция впервые узнала о Пешкове, о его мятежных стихах и связями и революционерами. Не раз арестовывали Максима Горького, он сидел и тюрьме, в Петропавловской крепости. Его стихотворение «Буревестник» стало символом революционного движения в царской России. После победы Великой Октябрьской Социалистической революции Горький получил орден Ленина и стал членом ЦК КПСС. Его шестидесятилетие торжественно отмечалось по всей стране, в многочисленных учреждениях культуры. Его именем назвали Московский художественный театр и Московский институт литературы. Его пьесы много ставили, например, «На дне» и отображали разврат мещанства, критиковали пороки буржуазии. Его место рождения Нижний Новгород был переименован в 1932 году в город Горький. В 1930 году он основал журнал «Советский Союз». Многочисленные литературно-научные работы того времени хорошо вписывались в каноны социалистического реализма, другие были скрыты. Роман «Мать», единственная работа Горького, в которой герой является простым рабочим, настоящим пролетарием, долгое время служила образцом для новой советской литературы.

Михаил Шолохов родился в станице Вешенская на Дону, в крестьянской семье в 1905. Советский писатель, стал символом социалистического реализма в литературе и получил лауреата Нобелевской премии за свой роман «Тихий Дон». Произведение, которое рассказывает об испытаниях казачества на Дону в годы первой мировой войны, революции, и гражданской войны. Прежде чем стать писателем он зарабатывал себе на жизнь тяжелым физическим трудом. Работал докером и каменщиком, даже как бухгалтер, периодически посещая классы писателей. Его первая опубликованная работа была сатирической статьей «Экзаменация» (опубликована 19 октября 1923 года). В 1924 году Шолохов вернулся в свой дом в Вёшенскую, где посвятил себя исключительно литературной работе. В 1928 году Михаил Александрович Шолохов начал работу над четырехтомным романом, который должен был сделать его знаменитым. «Тихий Дон», произведение, которое он закончил только в 1940 году. В 1941 году он получил Сталинскую премию, а в 1960 году - Ленинскую премию, в 1965 году он получил в Стокгольме нобелевскую премию за свою главную работу. Умер писатель в 1984 году.

Писатель СССР Александр Александрович Фадеев

Александр Александрович Фадеев родился в 1901 году, был известным советским писателем и публицистом. Фадеев участник гражданской войны, это его подвигло написать в 1927 году роман «Девятнадцать» (Разгром). Произведение о борьбе партизан и солдат Красной Армии против японских войск в 1920 году на Дальнем Востоке России, где он сам провел часть своего детства и юности в селе Чугуевка. Фадеев был секретарем Союза писателей СССР в сталинскую эпоху (1938-1944 и 1946-1954 гг.). Его самый известный роман - «Молодая гвардия». Александр Александрович был награжден в 1946 году Сталинской премией и дважды - орденом Ленина и орденом Красного Знамени – очень почетные награды СССР. Роман «Молодая гвардия» был опубликован в 1945 и 1949 годах и описывает борьбу и судьбу молодого партизанского отряда во время немецкой оккупации в 1942 году. После смерти Сталина его сильно критиковали за поддержку политики Сталина в период оттепели. Фадеев не выдержал нападок и выбрал самоубийство, застрелившись на своей даче в Переделкино. Накануне своего самоубийства Фадеев признался другу, что, будучи официальным членом Ассоциации писателей, он согласился на многочисленные аресты писателей, несмотря на то, что он знал, что эти люди невиновны.

Михаил Афанасьевич Булгаков

Русский советский писатель Михаил Афанасьевич Булгаков родился в 1891 году в Киеве, умер в 1940 году в Москве. Он считается одним из величайших сатириков в русской литературе. Михаил Булгаков сын Афанасия Ивановича Булгакова, преподавателя Киевской духовной академии, и его жены Варвары Михайловны. После окончания Киевской гимназии в 1909 году поступил на медицинский факультет Киевского университета. В 1916 году он получил диплом доктора. Во время Гражданской войны в России Булгаков был вызван в феврале 1919 года в качестве врача в Украинской республиканской армии. Через короткое время сумел остаться в той же функции в Красной Армии. В конце октября 1921 года Булгаков переехал в Москву и начал работать в ряде газет. В 1928 году в Москве состоялась премьера его пьесы «Багровый остров» Автор разработал в этот период, первые идеи Мастер и Маргарита, и начал работу над пьесой о Мольер под названием «Кабала святош». С 1930 г. произведения Булгакова не публикуются, в том числе: Бег, Зойкина квартира, Багровый Остров, и Дни Турбинных. Исчезли они и из репертуара театров. Его здоровье быстро ухудшалось. Врачи диагностировали нефросклероз, вызванный артериальной гипертензией (гипертонией) . Он начал диктовать своей жене Елене Сергеевне последние вариации своего романа «Мастер и Маргарита», ставший классикой литературы. Гротескные описания Булгакова в повседневной жизни в Советском Союзе часто имеют фантастические или абсурдные черты. В литература - типичный способ заниматься социальной критикой. Так появился роман «Собачье сердце» в 1925 году, но было опубликовано лишь в 1987 году в Советском Союзе. Самая известная работа Булгакова - «Мастер и Маргарита», сатирическая гротескная повесть по мотивам Фауста, путешествие во времени. Работа была впервые напечатана в 1967 году в литературном журнале «Москва», почти через 30 лет после смерти автора. Некоторые критики считают книгу лучшим русским романом 20-го века.

Детский писатель СССР Аркадий Петрович Гайдар

Аркадий Петрович Гайдар, настоящая фамилия Голиков, родился в 1904 году. Работал как корреспондент газеты «Комсомольская правда». Гайдар был отправлен на фронт после нападения фашисткой Германии на Советский Союз. После того, как его подразделение было окружено немцами, он присоединился к партизанскому отряду. Был убит в бою с немецкими войсками на Украине.

Его самая известная работа «Тимур и его команда» (1940), описывает молодежную группу, которая помогает в повседневной жизни женщинам и семьям фронтовых солдат, живущих в одиночестве в русской деревне. Книга о герое Тимуре (имя его сына, родившегося в 1926 году) была образцом для «Тимуровского движения». Ее участники реально помогали старикам и ветеранам войны в быту. Книгу хорошо знали читатели в социалистических государствах Центральной и Восточной Европы. По мотивам «Тимур и его команда» был снят фильм, который был популярен в СССР десятки лет.

Советский фантаст Беляев Александр Романович родился в 1884 году. Литературные труды с 1920-х и 1930-х годов сделали его популярной фигурой в русской научной фантастике. Его часто называют «русский Жюль Верн». Самые известные книги Беляева включают «Голова профессора Доуэлла», «Человек-амфибия», «Ариэль» и «Продавцы воздуха». Александр Беляев родился в Смоленске в семье православного священника. Его отец, потеряв двух других детей (сестра Александра Нина с детства умерла от саркомы, а его брат Василий, ветеринар, утонул во время катания на лодке), хотел, чтобы он продолжил семейную традицию и зачислил Александра в Смоленскую семинарию. Беляев не чувствовал себя особенно религиозным и после окончания университета он поступил в юридическую школу. Вскоре его отец умер, и он должен был поддерживать свою семью. Будущий фантаст давал уроки и писал для театра. Литература все больше привлекала его, и в 1914 году он оставил закон, чтобы сосредоточиться на своих литературных занятиях. В 1925 году был опубликован его первый роман, профессор Доуэлл (Голова Профессора Доуэля). С 1931 года жил в Ленинграде со своей женой и старшей дочерью; его младшая дочь умерла от менингита в 1930 году, в возрасте шести лет. В Ленинграде он встретился с Г. Г. Уэллсом, который посетил СССР в 1934 году. В последние годы своей жизни Беляев жил в Ленинградском пригороде Пушкина (ранее Царское Село). В начале немецкого вторжения в Советский Союз во время Второй мировой войны он отказался эвакуироваться, поскольку выздоравливал после операции, которую он перенес несколько месяцев назад. Беляев умер от голода в советском городе Пушкин в 1942 году, когда он был оккупирован нацистами. Точное место его могилы неизвестно. Мемориальный камень на Казанском кладбище в городе Пушкин помещен на массовую могилу, где предполагается, что его тело захоронено.

Список русских советских поэтов включает авторов, писавших по русски на территории Советского Союза с 1920 х по 1980 е гг. главным образом, тех, у кого на этот период пришёлся период наиболее активного творчества (так, в список не включены… … Википедия

Русские писатели это писатели, создававшие произведения на русском языке, независимо от национальности, гражданства и места проживания. Русских писателей необходимо отличать от Писателей России писателей, работавших на территории России в… … Википедия

Содержание 1 Русскоязычные писатели 2 Нерусскоязычные писатели 2.1 А 2.2 Б 2.3 В … Википедия

Русские советские писатели сатирики, работавшие совместно. Ильф Илья (псевдоним; настоящие фамилия и имя Файнзильберг Илья Арнольдович) , родился в семье банковского служащего. Был сотрудником… …

РСФСР. I. Общие сведения РСФСР образована 25 октября (7 ноября) 1917. Граничит на С. З. с Норвегией и Финляндией, на З. с Польшей, на Ю. В. с Китаем, МНР и КНДР, а также с союзными республиками, входящими в состав СССР: на З. с… … Большая советская энциклопедия

VIII. Народное образование и культурно просветительные учреждения = История народного образования на территории РСФСР уходит в глубокую древность. В Киевской Руси элементарная грамотность была распространена среди разных слоев населения, о чём… … Большая советская энциклопедия

БИБЛИОГРАФИЯ ЛИТЕРАТУРНАЯ - БИБЛИОГРАФИЯ ЛИТЕРАТУРНАЯ, отрасль научной и практической деятельности, основными задачами которой являются информация о художественной литературе и трудах по литературоведению, пропаганда и рекомендация лучших произведений литературы, помощь… … Литературный энциклопедический словарь

I Смирнов Александр Александрович , русский советский литературовед медиевист. Окончил Петербургский университет (1907). В 1913 58 преподавал в ЛГУ, профессором которого он был. Автор трудов… … Большая советская энциклопедия

Герцель (Герцль) Самойлович Новогрудский Псевдонимы: Н. Гордеев Дата рождения: 21 августа (3 сентября) 1904(1904 09 03) Место рождения: Волковыск Гродненская губерния, Российская империя Дата смерти … Википедия

Бруно Ясенский Bruno Jasieński Имя при рождении: Wiktor Zysman Дата рождения: 17 июля 1901(1901 07 17) … Википедия

Книги

  • Собрание сочинений 1955-1959
  • Собрание сочинений 1955-1959 , Стругацкий А.Н., Стругацкий Б.Н.. Аркадий (1925–1991) и Борис (1933–2012) Стругацкие – русские советские писатели–фантасты, поднявшие отечественную фантастику до высот мирового уровня. Переведенные на все основные языки,…


Видит теперь все ясно текущее поколение, дивится заблужденьям, смеется над неразумием своих предков, не зря, что небесным огнем исчерчена сия летопись, что кричит в ней каждая буква, что отовсюду устремлен пронзительный перст на него же, на него, на текущее поколение; но смеется текущее поколение и самонадеянно, гордо начинает ряд новых заблуждений, над которыми также потом посмеются потомки. "Мертвые души"

Нестор Васильевич Кукольник (1809 - 1868)
К чему? Как будто вдохновенье
Полюбит заданный предмет!
Как будто истинный поэт
Продаст свое воображенье!
Я раб, поденщик, я торгаш!
Я должен, грешник, вам за злато,
За сребреник ничтожный ваш
Платить божественною платой!
"Импровизация I"


Литература — язык, выражающий всё, что страна думает, чего желает, что она знает и чего хочет и должна знать.


В сердцах простых чувство красоты и величия природы сильнее, живее во сто крат, чем в нас, восторженных рассказчиках на словах и на бумаге. "Герой нашего времени"



И всюду звук, и всюду свет,
И всем мирам одно начало,
И ничего в природе нет,
Что бы любовью не дышало.


Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, — ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя — как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!
Стихотворения в прозе, "Русский язык"



Так, заверша беспутный свой побег,
С нагих полей летит колючий снег,
Гонимый ранней, буйною метелью,
И, на лесной остановясь глуши,
Сбирается в серебряной тиши
Глубокой и холодною постелью.


Послушай: стыдно!
Пора вставать! Ты знаешь сам,
Какое время наступило;
В ком чувство долга не остыло,
Кто сердцем неподкупно прям,
В ком дарованье, сила, меткость,
Тому теперь не должно спать...
"Поэт и гражданин"



Неужели и тут не дадут и не позволят русскому организму развиться национально, своей органической силой, а непременно безлично, лакейски подражая Европе? Да куда же девать тогда русский-то организм? Понимают ли эти господа, что такое организм? Отрыв, «отщепенство» от своей страны приводит к ненависти, эти люди ненавидят Россию, так сказать, натурально, физически: за климат, за поля, за леса, за порядки, за освобождение мужика, за русскую историю, одним словом, за всё, за всё ненавидят.


Весна! выставляется первая рама -
И в комнату шум ворвался,
И благовест ближнего храма,
И говор народа, и стук колеса…


Ну, чего вы боитесь, скажите на милость! Каждая теперь травка, каждый цветок радуется, а мы прячемся, боимся, точно напасти какой! Гроза убьет! Не гроза это, а благодать! Да, благодать! У вас все гроза! Северное сияние загорится, любоваться бы надобно да дивиться премудрости: «с полночных стран встает заря»! А вы ужасаетесь да придумываете: к войне это или к мору. Комета ли идет, — не отвел бы глаз! Красота! Звезды-то уж пригляделись, все одни и те же, а это обновка; ну, смотрел бы да любовался! А вы боитесь и взглянуть-то на небо, дрожь вас берет! Изо всего-то вы себе пугал наделали. Эх, народ! "Гроза"


Нет более просветляющего, очищающего душу чувства, как то, которое ощущает человек при знакомстве с великим художественным произведением.


Мы знаем, что с заряженными ружьями надо обращаться осторожно. А не хотим знать того, что так же надо обращаться и со словом. Слово может и убить, и сделать зло хуже смерти.


Известна проделка американского журналиста, который, для поднятия подписки на свой журнал, стал печатать в других изданиях самые резкие, наглые на себя нападки от вымышленных лиц: одни печатно выставляли его мошенником и клятвопреступником, другие вором и убийцей, третьи развратником в колоссальных размерах. Он не скупился платить за такие дружеские рекламы, пока все не задумались - да видно же любопытный это и недюжинный человек, когда о нем все так кричат! - и стали раскупать его собственную газету.
"Жизнь через сто лет"

Николай Семенович Лесков (1831 - 1895)
Я… думаю, что я знаю русского человека в самую его глубь, и не ставлю себе этого ни в какую заслугу. Я не изучал народа по разговорам с петербургскими извозчиками, а я вырос в народе, на гостомельском выгоне, с казанком в руке, я спал с ним на росистой траве ночного, под тёплым овчинным тулупом, да на замашной панинской толчее за кругами пыльных замашек…


Между этими двумя столкнувшимися титанами – наукой и теологией – находится обалдевшая публика, быстро теряющая веру в бессмертие человека и в какое-либо божество, быстро спускающаяся до уровня чисто животного существования. Такова картина часа, освещенного сияющим полуденным солнцем христианской и научной эры!
"Разоблаченная Изида"


Садитесь, я вам рад. Откиньте всякий страх
И можете держать себя свободно,
Я разрешаю вам. Вы знаете, на днях
Я королем был избран всенародно,
Но это всё равно. Смущают мысль мою
Все эти почести, приветствия, поклоны...
"Сумасшедший"


Глеб Иванович Успенский (1843 - 1902)
- Да что же тебе за границей-то надо? - спросил я его в то время, когда в его номере, при помощи прислуги, шла укладка и упаковка его вещей для отправки на Варшавский вокзал.
- Да просто... очувствоваться! - сказал он растерянно и с каким-то тупым выражением лица.
"Письма с дороги"


Разве в том дело, чтобы пройти в жизни так, чтобы никого не задеть? Не в этом счастье. Задеть, сломать, ломать, чтоб жизнь кипела. Я не боюсь никаких обвинений, но во сто раз больше смерти боюсь бесцветности.


Стих - это та же музыка, только соединенная со словом, и для него нужен тоже природный слух, чутье гармонии и ритма.


Странное чувство испытываешь, когда лёгким нажатием руки заставляешь такую массу подниматься и опускаться по своему желанию. Когда такая масса повинуется тебе, чувствуешь могущество человека…
"Встреча"

Василий Васильевич Розанов (1856 - 1919)
Чувство Родины – должно быть строго, сдержанно в словах, не речисто, не болтливо, не «размахивая руками» и не выбегая вперед (чтобы показаться). Чувство Родины должно быть великим горячим молчанием.
"Уединенное"


И в чем тайна красоты, в чем тайна и обаяние искусства: в сознательной ли, вдохновенной победе над мукой или в бессознательной тоске человеческого духа, который не видит выхода из круга пошлости, убожества или недомыслия и трагически осужден казаться самодовольным или безнадежно фальшивым.
"Сентиментальное воспоминание"


С самого рождения я живу в Москве, но ей-богу не знаю, откуда пошла Москва, зачем она, к чему, почему, что ей нужно. В думе, на заседаниях, я вместе с другими толкую о городском хозяйстве, но я не знаю, сколько вёрст в Москве, сколько в ней народу, сколько родится и умирает, сколько мы получаем и тратим, на сколько и с кем торгуем... Какой город богаче: Москва или Лондон? Если Лондон богаче, то почему? А шут его знает! И когда в думе поднимают какой-нибудь вопрос, я вздрагиваю и первый начинаю кричать: «Передать в комиссию! В комиссию!»


Всё новое на старый лад:
У современного поэта
В метафорический наряд
Речь стихотворная одета.

Но мне другие — не пример,
И мой устав — простой и строгий.
Мой стих — мальчишка-пионер,
Легко одетый, голоногий.
1926


Под влиянием Достоевского, а также иностранной литературы, Бодлера и Эдгара По, началось моё увлечение не декадентством, а символизмом (я и тогда уже понимал их различие). Сборник стихотворений, изданный в самом начале 90-х годов, я озаглавил «Символы». Кажется, я раньше всех в русской литературе употребил это слово.

Вячеслав Иванович Иванов (1866 - 1949)
Бег изменчивых явлений,
Мимо реющих, ускорь:
Слей в одно закат свершений
С первым блеском нежных зорь.
От низовий жизнь к истокам
В миг единый обозри:
В лик единый умным оком
Двойников своих сбери.
Неизменен и чудесен
Благодатной Музы дар:
В духе форма стройных песен,
В сердце песен жизнь и жар.
"Мысли о поэзии"


У меня много новостей. И все хорошие. Мне «везёт». Мне пишется. Мне жить, жить, вечно жить хочется. Если бы Вы знали, сколько я написал стихов новых! Больше ста. Это было сумасшествие, сказка, новое. Издаю новую книгу, совсем не похожую на прежние. Она удивит многих. Я изменил своё понимание мира. Как ни смешно прозвучит моя фраза, я скажу: я понял мир. На многие годы, быть может, навсегда.
К. Бальмонт - Л. Вилькиной



Человек — вот правда! Всё — в человеке, всё для человека! Существует только человек, всё же остальное — дело его рук и его мозга! Чело-век! Это — великолепно! Это звучит... гордо!

"На дне"


Мне жаль создавать нечто бесполезное и никому не нужное сейчас. Собрание, книга стихов в данное время - самая бесполезная, ненужная вещь... Я не хочу этим сказать, что стихи не нужны. Напротив, я утверждаю, что стихи, нужны, даже необходимы, естественны и вечны. Было время, когда всем казались нужными целые книги стихов, когда они читались сплошь, всеми понимались и принимались. Время это – прошлое, не наше. Современному читателю не нужен сборник стихов!


Язык — это история народа. Язык — это путь цивилизации и культуры. Поэтому-то изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью.


Какими националистами, патриотами становятся эти интернационалисты, когда это им надобно! И с каким высокомерием глумятся они над "испуганными интеллигентами",- точно решительно нет никаких причин пугаться,- или над "испуганными обывателями", точно у них есть какие-то великие преимущества перед "обывателями". Да и кто, собственно, эти обыватели, "благополучные мещане"? И о ком и о чем заботятся, вообще, революционеры, если они так презирают среднего человека и его благополучие?
"Окаянные дни"


В борьбе за свой идеал, который состоит в „свободе, равенстве и братстве“, граждане должны пользоваться такими средствами, которые не противоречат этому идеалу.
"Губернатор"



«Пусть ваша душа будет цельна или расколота, пусть миропостижение будет мистическим, реалистическим, скептическим, или даже идеалистическим (если вы до того несчастны), пусть приемы творчества будут импрессионистическими, реалистическими, натуралистическими, содержание – лирическим или фабулистическим, пусть будет настроение, впечатление – что хотите, но, умоляю, будьте логичны – да простится мне этот крик сердца! – логичны в замысле, в постройке произведения, в синтаксисе».
Искусство рождается в бездомье. Я писал письма и повести, адресованные к далекому неведомому другу, но когда друг пришел — искусство уступило жизни. Я говорю, конечно, не о домашнем уюте, а о жизни, которая значит больше искусства.
"Мы с тобой. Дневник любви"


Художник не может большего, как открыть другим свою душу. Нельзя предъявлять ему заранее составленные правила. Он — ещё неведомый мир, где всё ново. Надо забыть, что пленяло у других, здесь иное. Иначе будешь слушать и не услышишь, будешь смотреть, не понимая.
Из трактата Валерия Брюсова "О искусстве"


Алексей Михайлович Ремизов (1877 - 1957)
Ну и пусть отдохнет, измаялась - измучили ее, истревожили. А чуть свет подымется лавочница, возьмется добро свое складывать, хватится одеялишка, пойдет, вытащит из-под старухи подстилку эту мягкую: разбудит старуху, подымет на ноги: ни свет ни заря, изволь вставать. Ничего не поделаешь. А пока - бабушка, костромская наша, мать наша, Россия!"

"Взвихренная Русь"


Искусство никогда не обращается к толпе, к массе, оно говорит отдельному человеку, в глубоких и скрытых тайниках его души.

Михаил Андреевич Осоргин (Ильин) (1878 - 1942)
Как странно /…/ Сколько есть веселых и бодрых книг, сколько блестящих и остроумных философских истин,- но нет ничего утешительнее Экклезиаста.


Бабкин смел, — прочёл Сенеку
И, насвистывая туш,
Снес его в библиотеку,
На полях отметив: «Чушь!»
Бабкин, друг, — суровый критик,
Ты подумал ли хоть раз,
Что безногий паралитик
Легкой серне не указ?..
"Читатель"


Слово критика о поэте должно быть объективно-конкретным и творческим; критик, оставаясь ученым, – поэт.

"Поэзия слова"




Только о великом стоит думать, только большие задачи должен ставить себе писатель; ставить смело, не смущаясь своими личными малыми силами.

Борис Константинович Зайцев (1881 - 1972)
«Верно, тут есть и лешие, и водяные, – думал я, глядя перед собой, – а может быть, здесь живет и еще какой дух… Могучий, северный дух, который наслаждается этой дикостью; может, и настоящие северные фавны и здоровые, белокурые женщины бродят в этих лесах, жрут морошку и бруснику, хохочут и гоняются друг за дружкой».
"Север"


Нужно уметь закрывать скучную книгу...уходить с плохого фильма...и расставаться с людьми, которые не дорожат тобой!


Из скромности я остерегусь указать на тот факт, что в день моего рождения звонили в колокола и было всеобщее народное ликование. Злые языки связывали это ликование с каким-то большим праздником, совпавшим с днём моего появления на свет, но я до сих пор не понимаю, при чём здесь ещё какой-то праздник?


То было время, когда любовь, чувства добрые и здоровые считались пошлостью и пережитком; никто не любил, но все жаждали и, как отравленные, припадали ко всему острому, раздирающему внутренности.
"Хождение по мукам"


Корней Иванович Чуковский (Николай Васильевич Корнейчуков) (1882 - 1969)
- Ну что плохого, - говорю я себе, - хотя бы в коротеньком слове пока? Ведь точно такая же форма прощания с друзьями есть и в других языках, и там она никого не шокирует. Великий поэт Уолт Уитмен незадолго до смерти простился с читателями трогательным стихотворением “So long!”, что и значит по-английски - “Пока!”. Французское a bientot имеет то же самое значение. Грубости здесь нет никакой. Напротив, эта форма исполнена самой любезной учтивости, потому что здесь спрессовался такой (приблизительно) смысл: будь благополучен и счастлив, пока мы не увидимся вновь.
"Живой как жизнь"


Швейцария? Это горное пастбище туристов. Я сама объездила весь свет, но ненавижу этих жвачных двуногих с Бэдэкером вместо хвоста. Они изжевали глазами все красоты природы.
"Остров погибших кораблей"


Всё, что писал и напишу, я считаю только лишь мысленным сором и ни во что почитаю мои писательские заслуги. И удивляюсь, и недоумеваю, почему по виду умные люди находят в моих стихах какое-то значение и ценность. Тысячи стихов, моих ли или тех поэтов, которых я знаю в России, не стоят одного распевца моей светлой матери.


Я боюсь, что у русской литературы одно только будущее: её прошлое.
Статья «Я боюсь»


Мы долго искали такую, подобную чечевице, задачу, чтобы направленные ею к общей точке соединенные лучи труда художников и труда мыслителей встретились бы в общей работе и смогли бы зажечь обратить в костер даже холодное вещество льда. Теперь такая задача — чечевица, направляющая вместе вашу бурную отвагу и холодный разум мыслителей, — найдена. Эта цель — создать общий письменный язык...
"Художники мира"


Поэзию он обожал, в суждениях старался быть беспристрастным. Он был удивительно молод душой, а может быть и умом. Он всегда мне казался ребёнком. Было что-то ребяческое в его под машинку стриженой голове, в его выправке, скорее гимназической, чем военной. Изображать взрослого ему нравилось, как всем детям. Он любил играть в «мэтра», в литературное начальство своих «гумилят», то есть маленьких поэтов и поэтесс, его окружавших. Поэтическая детвора его очень любила.
Ходасевич, "Некрополь"



Я, я, я. Что за дикое слово!
Неужели вон тот — это я?
Разве мама любила такого,
Желто-серого, полуседого
И всезнающего, как змея?
Ты потерял свою Россию.
Противоставил ли стихию
Добра стихии мрачной зла?
Нет? Так умолкни: увела
Тебя судьба не без причины
В края неласковой чужбины.
Что толку охать и тужить -
Россию нужно заслужить!
"Что нужно знать"


Я не переставала писать стихи. Для меня в них — связь моя с временем, с новой жизнью моего народа. Когда я писала их, я жила теми ритмами, которые звучали в героической истории моей страны. Я счастлива, что жила в эти годы и видела события, которым не было равных.


Все люди, посланные нам -это наше отражение. И посланы они для того, чтобы мы, смотря на этих людей, исправляли свои ошибки, и когда мы их исправляем, эти люди либо тоже меняются, либо уходят из нашей жизни.


На широком поле словесности российской в СССР я был один-единственный литературный волк. Мне советовали выкрасить шкуру. Нелепый совет. Крашеный ли волк, стриженый ли волк, он всё равно не похож на пуделя. Со мной и поступили как с волком. И несколько лет гнали меня по правилам литературной садки в огороженном дворе. Злобы я не имею, но я очень устал…
Из письма М. А. Булгакова И. В. Сталину, 30 мая 1931 года.

Когда я умру потомки спросят моих современников: "Понимали ли вы стихи Мандельштама?" - "Нет, мы не понимали его стихов". "Кормили ли вы Мандельштама, давали ли ему кров?" - "Да, мы кормили Мандельштама, мы давали ему кров". - "Тогда вы прощены".

Илья Григорьевич Эренбург (Элиягу Гершевич) (1891 - 1967)
Может быть, пойти в Дом печати – там по одному бутерброду с кетовой икрой и диспут – «о пролетарском хоровом чтенье», или в Политехнический музей – там бутербродов нет, зато двадцать шесть молодых поэтов читают свои стихи о «паровозной обедне». Нет, буду сидеть на лестнице, дрожать от холода и мечтать о том, что все это не тщетно, что, сидя здесь на ступеньке, я готовлю далекий восход солнца Возрождения. Мечтал я и просто и в стихах, причем получались скучноватые ямбы.
"Необычайные похождения Хулио Хуренито и его учеников"

В состав жюри ‘The Top Ten: Writers Pick Their Favorite Books ’ под руководством колумниста New York Times вошли такие известные писатели как: Джонатан Франзен, признанный журналом Таймс лучшим американским романистом, автор романа «Дети императора» Клэр Месуд, Джойс Кэрол Оутс, известная американская романистка, и многие другие. Писатели составили списки из 10 лучших романов и писателей, рассмотрев 544 заголовка. Романы получили баллы от 1 до 10.

Десять величайших писателей всех времён, согласно общему количеству набранных очков:

1. Лев Толстой – 327

Один из наиболее широко известных русских писателей и мыслителей, почитаемый как один из величайших писателей мира. Участник обороны Севастополя.
Писатель, признанный ещё при жизни главой русской литературы, чьё творчество ознаменовало новый этап в развитии русского и мирового реализма, став своеобразным мостом между традициями классического романа XIX века и литературой XX века.
Наиболее известны такие произведения Толстого, как романы «Война и мир», «Анна Каренина», «Воскресение», автобиографическая трилогия «Детство», «Отрочество», «Юность», повести «Казаки», «Смерть Ивана Ильича», «Крейцерова соната», «Хаджи-Мурат», цикл очерков «Севастопольские рассказы», драмы «Живой труп» и «Власть тьмы», автобиографические религиозно-философские произведения «Исповедь» и «В чём моя вера?» и др.

2. Уильям Шекспир – 293

Английский поэт и драматург, зачастую считается величайшим англоязычным писателем и одним из лучших драматургов мира. Часто именуется национальным поэтом Англии. Дошедшие до нас работы, включая некоторые, написанные совместно с другими авторами, состоят из 38 пьес, 154 сонетов, 4 поэм и 3 эпитафии. Пьесы Шекспира переведены на все основные языки и ставятся чаще, чем произведения других драматургов.
Большинство работ Шекспира написаны в период с 1589 по 1613 год. Его ранние пьесы в основном относятся к комедиям и хроникам, в которых Шекспир значительно преуспел. Затем в его творчестве настал период трагедий, включающих произведения «Гамлет», «Король Лир», «Отелло» и «Макбет», которые считаются одними из лучших на английском языке. В конце своего творчества Шекспир написал несколько трагикомедий, а также сотрудничал с другими писателями.

3. Джеймс Джойс – 194

Ирландский писатель и поэт, представитель модернизма, Джойс в значительной степени повлиял на мировую культуру. Он и в наше время остается одним из самых широко читаемых англоязычных прозаиков. В 1998 году издательство Modern Library составило список «100 лучших романов Новейшей библиотеки», в который попали все три романа Джеймса Джойса: «Улисс» (номер 1 в списке), «Портрет художника в юности» (номер 3) и «Поминки по Финнегану» (номер 77). В 1999 году журнал Time включил писателя в список «100 героев и кумиров XX века», сказав, что Джойс осуществил целую революцию. Улисс был назван «демонстрацией и подведением итога под всем современным движением [модернизма]».

4. Владимир Набоков – 190

Русский и американский писатель, поэт, переводчик и энтомолог.

Произведения Набокова характеризуются сложной литературной техникой, глубоким анализом эмоционального состояния персонажей в сочетании с непредсказуемым, порой почти триллерным сюжетом. Среди известнейших образцов творчества Набокова можно отметить романы «Машенька», «Защита Лужина», «Приглашение на казнь», «Дар». Известность у широкой публики писатель получил после выхода в свет скандального романа «Лолита», по которому впоследствии было сделано несколько экранизаций (1962, 1997).

5. Федор Достоевский – 177

Один из самых значительных и известных в мире русских писателей и мыслителей. Творчество Достоевского оказало большое влияние на русскую и мировую культуру. Литературное наследие писателя по-разному оценивается как на родине, так и за рубежом. На Западе, где романы Достоевского пользуются популярностью с начала ХХ века, его творчество оказало значительное влияние на такие в целом либерально настроенные движения, как экзистенциализм, экспрессионизм и сюрреализм. Предтечей экзистенциализма видят его многие литературные критики. Впрочем, за рубежом Достоевский обычно оценивается, прежде всего, как выдающийся литератор и психолог, в то время как его идеология игнорируется или почти полностью отвергается.