Цены. Ефанов Василий Прокофьевич - Каталог картин. Биография. Цены Награды и премии

Советский живописец, график, сценограф; мастер парадных портретов, жанровых картин, масштабных театрализованных композиций в духе «большого стиля» соцреализма. Член Союза художников СССР. Лауреат Сталинской премии второй степени (1941, 1946). Лауреат Сталинской премии третей степени (1948, 1950, 1952). Действительный член Академии художеств СССР (1947). Народный художник РСФСР (1951). Народный художник СССР (1965).

Василий Прокофьевич Ефанов родился в Самаре на Шихабаловской (ныне Ленинской) улице в многодетной семье мелкого предпринимателя. Учился в единой трудовой школе II ступени (1908-1917), далее - в местном Художественно-промышленном техникуме (1917-1921) у художников-декораторов Ф. Чижова и П. Краснова. После неудачных попыток поступить в Петроградские Свободные художественные мастерские (бывшая Академия художеств) и московские Высшие художественно-технические мастерские (Вхутемас), в 1922 году переселился в Москву, где занимался в студиях А. Е. Архипова (1922). Позже учился в «Студии на Тверской» художника К. П. Чемко (1922-1926). С весны 1922 года студией руководит известный педагог профессор Д. Н. Кардовский - продолжатель школы П. П. Чистякова. Соучениками Ефанова были будущие известные художники: Б. А. Дехтерев , Л. Ф. Голованов , Д. А. Шмаринов , В. П. Мальков, М. М. Соловьев и другие.

Сотрудничал с различными издательствами в качестве иллюстратора, в том числе журналами «Пионер», «Смена» (1922), «Красноармеец и краснофлотец» (1926-1932). Участвовал в различных художественных и театральных студиях. Работает как актер, гример и декоратор в студийно творческом театре - «4-я студия МХАТ». Вместе с театром много ездит по стране (1930-1934).

В начале 1930-х годов занимался агитационно-массовым искусством, выполнил политические плакаты: «Ни одного гектара незасеянной земли!» (1931). В 1933 году участвовал во всесоюзной выставке «XV лет РККА» картиной «Ликвидация антоновщины».

В 1934 году Василий Ефанов приглашен в художественную мастерскую «Перекоп», которая организована при активном участии М. Б. Грекова и Г. К. Савицкого. Работали над панорамой «Штурм Перекопа». Идея создания панорамы принадлежала К. Е. Ворошилову. В диорамную бригаду, возглавляемую Б. В. Иогансоном, входили Г. Н. Горелов, А. В. Моравов, А. А. Пластов, П. П. Соколов-Скаля ; панорамной руководил Г. К. Савицкий, помощниками его были Н. П. Христенко и В. П. Ефанов. От Главного Политического Управления Красной Армии был назначен консультантом участник гражданской войны и штурма Перекопа генерал Д. М. Карбышев. В 1938 году картина экспонировалась в Москве в Музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина на выставке, посвященной 20-й годовщине Рабоче-Крестьянской Красной Армии и Военно-Морского Флота. В 1938 году картина экспонировалась в Москве в Музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина на выставке, посвященной 20-й годовщине Рабоче-Крестьянской Красной Армии и Военно-Морского Флота.

Участвовал на выставке «XX лет РККА» картиной «Встреча слушателей Военно-Воздушной академии им. Н. Е. Жуковского с артистами театра им. К. С. Станиславского» (1938), всесоюзной выставке «Индустрия социализма», открывшаяся в дни работы XVIII съезда ВКП(б). На ней Ефанов выставляет портрет наркома тяжелой промышленности Серго Орджоникидзе, «На новой родине» и картина «Незабываемая встреча», над которой он начал работать в мастерской «Перекопа» еще в 1936 году.

С конца 1930-х годов Василий Ефанов прочно становится на путь политическо-ангажированной картины, художник приобретает известность своими монументальными полотнами в стиле социалистического реализма, на которых изображены виднейшие политические деятели страны советов. Ангажированность этих работ определила их живописную манеру: предписанную дозированность изобразительных средств и сухую документальность.

В 1939 году под руководством В. П. Ефанова, бригада художников написала картину «Знатные люди Страны Советов» - групповой портрет передовиков социалистического строительства. Огромное полотно предназначалась для павильона на Международной выставке в Нью-Йорке. Размеры этого парадно-официозного полотна небывалые даже для социалистического реализма - 11 х 17 метров (ГТГ).

Именно Ефанов руководил бригадой художников (А. П. Бубнов, Т. Г. Гапоненко, А. А. Пластов, В. Г. Одинцов, Г. Г. Нисский, В. В. Крайнев, Д. А. Шмаринов, К. П. Ротов и другие), которой было поручено создание небывалого по размерам панно «Знатные люди Страны Советов» для Советского павильона на Международной выставке в Нью-Йорке.

Писалось панно в помещении ГУМа на Красной площади. Задание было срочным, и мастера соцреализма работали днем и ночью. Заказ был выполнен за полтора месяца.

На картине изображены шестьдесят выдающихся представителей страны победившего социализма. В их числе герои-летчики - М. М. Громов, В. П. Чкалов, И. С. Юмашев, В. С. Гризодубова, П. Д. Осипенко, М. М. Раскова, В. К. Коккинаки; знаменитые полярники; герои труда - Алексей Стаханов, Петр Кривонос, Дуся и Мария Виноградовы; акын Джамбул; прославленные артисты - И. М. Москвин, В. И. Немирович-Данченко, А. К. Тарасова; писатель А. Н. Толстой и другие.

Грандиозное панно было призвано показать зарубежным зрителям фасад страны, где под эгидой марксистско-ленинско-сталинской идеологии процветает счастливый народ. По замыслу авторов, все персонажи составляли коллективный портрет, отмеченный «типическими чертами людей советской эпохи» (№ 7 «Творчество», 1939).

В военные годы Ефанов продолжает работать в Куйбышеве. Пишет картины - «Уличный бой», «У могилы товарища», «Хищники», серию портретов героев Великой Отечественной войны и деятелей советской культуры. В 1943 - состоялась персональная выставка художника. В этом же году в составе бригады художников выезжает в Сталинград в самый разгар сражений. Во время боёв, под обстрелом делает наброски и рисунки. На основе собранного материала пишет картину «Сталинград». Вместе с художником К. И. Финогеновым создал агитационный плакат «Враг не уйдет от нашей мести!» (1943).

Ефанов зарекомендовал себя как талантливый портретист, написал немало портретов современников - академиков, артистов, политических деятелей и военачальников, художников, передовиков производства и простых тружеников села: «Портрет Г. К. Орджоникидзе» (1937), «Портрет железнодорожника А. И. Секретарева» (1942), «Портрет генерала А. А. Игнатьева» (1942), «Портрет народного художника Грузинской ССР Я. И. Николадзе» (1944), «Портрет Народной артистки СССР Е. Н. Гоголевой» (1946), «Народный артист СССР П. М. Садовский» (1946), «В. М. Молотов» (1947), «Портрет профессора А. М. Кирхенштейна» (1947), «Портрет А. А. Жданова» (1948), «Портрет заместителя секретаря комсомольской организации Метростроя Т. К. Рожковой» (1949), «Портрет художника В. Н. Бакшеева» (1953), «Портрет академика И. Г. Петровского» (1958), «Академик П. Л. Капица» (1966), «Портреты А. М. Каневского» (1967), «Портрет академика И. В. Курчатова» (1969), «Портрет Я. М. Свердлова» (1969), «Портрет Героя Социалистического Труда доярки С. К. Крыловой».

Наряду с официальными портретами, создал серию камерных работ - лирических портретов и жанровых картин: «На новой родине (Девочка-испанка)» (1937), «На фестивале», «Индиец в красной чалме», «Студент из Джайпура», «Портрет матери» (1957), «Дедушка с внучкой» (1958), «Маринка» (1959), «После форума» (1961), «Юность» (1962), «Москвичка» (1966), «В Монголии. Жду ответа» (1966).

Занимается педагогической работой; профессор кафедры живописи Московского государственного художественного института имени В. И. Сурикова. Руководит персональной мастерской (1949-1957). Профессор кафедры живописи Московского государственного педагогического института имени В. И. Ленина (1959-1978).

Совершает творческие поездки в США (1939), Индию (1952), Монгольскую Народную Республику (1954); Австрию, Болгарию, Венгрию, Германию, Румынию (1960); Италию, Францию, Голландию (1965, 1967-70, 1975).

Состоялись персональные выставки произведений художника: выставка посвященная 70-летию со дня рождения в Москве (1971), выставка произведений, посвященная 75-летию со дня рождения в Москве (1975), выставка, посвященная 80-летию со дня рождения в Академии Художеств СССР (1981). Персональная выставка в Академии Художеств СССР, посвященная 100-летию со дня рождения (2001).

Работы В. П. Ефанова находятся в Государственной Третьяковской галерее, Русском музее, Омском художественном музее, Самарском областном художественном музее, Сальском музее имени народного художника В. К. Нечитайло, Музее Государственного академического Малого театра.

Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Ефанов Василий Прокофьевич

Цена по возрастанию Цена по убыванию

Ефанов Василий Прокофьевич
(23.12.1900 - 03.03.1978)
Живописец, Народный художник СССР (1965), Академик АХ СССР (1947)
Лауреат Государственных премий СССР (1941, 1946, 1948, 1950, 1952)

23.11.1900 Родился. В Самаре на Шихабаловской улице (сейчас Ленинской), в одноэтажном деревянном домике жила многочисленная семья Прокофия Ивановича Ефанова. Мать художника, Анастасия

Тимофеевна. Ефановы перебрались в город из деревни Верхне-Заглядино, где Прокофий Ефанов был пастухом. Детей было десять человек.
1908-1917
Учится в единой трудовой школе II ступени
1917-1921 Учеба в художественно-промышленном техникуме г. Самара. Педагоги художник-декоратор Ф. Чижова и П. Краснов
Учился на художественных курсах при городском университете. Руководителем курсов был М. И. Степанов
1920 Поездка в Петроград для поступления в Свободные художественные мастерские (бывшая Академия художеств). Неудачно.
Участвовал в работе драматической студии при Самарском городском театре, занимался у видного актера А. П. Двинского. На выпускном вечере студии он исполнил роль Дамиса, сына Оргона, в «Тартюфе» Мольера
1922 Поездка в Москву, чтобы поступить в Высшие художественно-технические мастерские (ВХУТЕМАС), но его постигает неудача
Поступает в «Вольную академию художеств» - небольшую студию, которой руководил один из старейших мастеров русской реалистической живописи А. Е. Архипов
1922-1926 поступает в «Студию на Тверской» художника К. П. Чемко. С весны 1922 г. студией руководит профессор Д. Н. Кардовский - продолжатель школы П.П. Чистякова. Соученики: Д. А. Шмаринов, Б. А. Дехтерев, Л. Ф. Голованов, В. П. Мальков, А. М. Соловьев и другие.
работал в драматических труппах
1922 Начал сотрудничать в издательствах (журналы «Смена», «Пионер»)
1926-1932 работает в журнале «Красноармеец и краснофлотец» («Красноармеец») в качестве иллюстратора
1928 Участвует на выставке картин московских и ленинградских художников, организованной к 25-летию художественной и педагогической деятельности профессора Д. Н. Кардовского, картиной «Подвиг Г. И. Котовского»
1930-1934 Работает как актер, гример и декоратор в студийно творческом театре - «4-я студия МХАТ». Вместе с театром много ездит по стране
1933 Участвует на выставке «XV лет РККА» картиной «Ликвидация антоновщины»
1934-1938 Приглашен в художественную мастерскую «Перекоп», которая организована при активном участии Г. К. Савицкого и М. Б. Грекова. Работали над панорамой «Штурм Перекопа». Идея создания панорамы принадлежала К. Е. Ворошилову. В диорамную бригаду, возглавляемую Б. В. Иогансоном, входили А. А. Пластов, Г. Н. Горелов, А. В. Моравов, П. П. Соколов-Скаля; панорамной руководил Г. К. Савицкий, помощниками его были Н. П. Христенко, В. П. Ефанов. От Главного Политического Управления Красной Армии был назначен консультантом участник гражданской войны и штурма Перекопа генерал Д. М. Карбышев.
В 1938 году картина экспонировалась в Москве в Музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина на выставке, посвященной 20-й годовщине Рабоче-Крестьянской Красной Армии и Военно-Морского Флота.
1938 Участвует на выставке «XX лет РККА» картиной «Встреча слушателей Военно-Воздушной академии им. Н. Е. Жуковского с артистами театра им. К. С. Станиславского». Событие, послужившее сюжетом для картины, произошло 22 декабря 1935 года. Среди гостей, слева от К. С. Станиславского, Герой Советского Союза Н. П. Каманин, солисты балета М. И. Шарова и П. И. Макеев. Направо от Станиславского - старший лейтенант А. Н. Полосухин, народная артистка РСФСР М. Л. Мельтцер, заслуженный артист РСФСР М. Н Жуков и актриса театра Л. Т. Васильева. Напротив - народная артистка РСФСР М. С. Гольдина. Седовласая женщина в кресле на первом плане, - 3. С. Соколова, сестра К. С. Станиславского.
1939 Выставка «Индустрия социализма», открывшаяся в дни работы XVIII съезда ВКП(б). На ней экспонируются портрет наркома тяжелой промышленности Серго Орджоникидзе, «На новой родине» и картина «Незабываемая встреча», над которой он начал работать в мастерской «Перекопа» еще в 1936 году. Замысел картины возник в те дни, когда в Большом Кремлевском дворце проходило совещание жен хозяйственников и инженерно-технических работников тяжелой промышленности.
Работает над монументальным панно «Передовые люди Страны Советов» для советского павильона на Всемирной выставке в Нью-Йорке. Размер панно 11х17 м. В 1939 году Ефанов как руководитель бригады и ее участник, вместе с художниками А. А. Пластовым, А. П. Бубновым, В. Г. Одинцовым, Г. Г. Нисским, Д. А. Шмариновым, В. В. Крайневым, Т. Г. Гапоненко, К. П. Ротовым и другими пишет панно «Знатные люди Страны Советов» для Советского павильона на Международной выставке в Нью-Йорке. Писалось панно за полтора месяца в помещении ГУМа на Красной площади
Совершает поездку в США и Францию.
Избирается членом Оргкомитета Союза советских художников
1940 Начинает работу над картиной «У постели больного А. М. Горького»
1941 Присуждена Государственная премия СССР за картину «Незабываемая встреча»
1942-1944 Живет и работает в Куйбышеве. Пишет картины - «У могилы товарища», «Уличный бой», «Хищники», серию портретов героев Великой Отечественной войны и деятелей советской культуры
1943 Первая персональная выставка произведений в г. Куйбышеве
В составе группы художников выезжает в Сталинград в самый разгар сражений. Под обстрелом делает наброски и рисунки. Пишет картину «Сталинград»
1944 Заканчивает картину «У постели больного А. М. Горького». Возвращается в Москву
1946 Присуждена Государственная премия СССР за картину «У постели больного А. М. Горького»
1947 Утвержден действительным членом Академии художеств СССР
Избирается депутатом Моссовета
1948 Присуждена Государственная премия СССР за портрет народного комиссара иностранных дел В. М. Молотова
1949-1957 Профессор кафедры живописи Московского государственного художественного института имени В. И. Сурикова. Руководит персональной мастерской
1950 Присуждена Государственная премия СССР за картину «Передовые люди Москвы в Кремле», созданную совместно с группой молодых художников, и портреты: Героя Социалистического Труда В. Т. Осипова, начальника строительства № 20 Метростроя Т. В. Федоровой и авиаконструктора А. М. Люльки.
1951 Присвоено звание народного художника РСФСР
1951-1957 Избирается депутатом Моссовета
Избирается секретарем Оргкомитета Союза советских художников
1952 Присуждена Государственная премия СССР за картину «Заседание Президиума Академии наук СССР», созданную совместно с группой художников, и портреты академиков А. И. Абрикосова, А. Н. Несмеянова и А. В. Топчиева
Совершает творческую поездку в Индию. В Индии пишет серию портретов и эскизов картин из серии «НАРОДНЫЕ ТИПЫ ИНДИИ». По приезде в Москву одноименная выставка. Большинство созданных в этой поездке произведений находятся в Государственной Третьяковской галерее.
1954 В составе делегации деятелей советской культуры совершает поездку в Монгольскую Народную Республику. Серия «ПОЕЗДКА В МОНГОЛИЮ» - портреты, эскизы картин, пейзажи.
1958 Присуждена серебряная медаль Министерства культуры СССР за «Портрет матери», «Портрет заслуженного артиста РСФСР А. А. Михайлова» и портретную композицию «Дедушка с внучкой»
За портретную композицию «Дедушка с внучкой» присуждена бронзовая медаль Всемирной выставки 1958 года в Брюсселе
1959-1978 Профессор кафедры живописи Московского государственного педагогического института имени В. И. Ленина
1960 Пишет портрет академика И.В. Курчатова
Круиз по Дунаю
1963 Поездка во Францию
1965 Присвоено звание народного художника СССР
Совершает творческую поездку в Италию. Серия «ПО ИТАЛИИ».
1967 Поездка во Францию
1968 Поездка в Голландию
1969 Совершает творческую поездку в Италию. Серия «ПО ИТАЛИИ».
1970 В связи с 70-летием награжден орденом Трудового Красного Знамени
Творческая поездка в Испанию
1971 Персональная выставка произведений, посвященная 70-летию со дня рождения. Москва
1975 Персональная выставка произведений, посвященная 75-летию со дня рождения. Москва

Совершает творческую поездку в Италию. Серия «ПО ИТАЛИИ».
03.03.1978 Скончался в Москве
1981 Персональная выставка в Академии Художеств СССР, посвященная 80-летию со дня рождения
Выставка в Германии. Берлин
2001 Персональная выставка в Академии Художеств СССР, посвященная 100-летию со дня рождения

Ефанов Василий Прокофьевич

ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ

, СССР

Васи́лий Проко́фьевич Ефа́нов ( -) - советский художник -живописец, мастер парадного портрета. Действительный член АХ СССР (). Народный художник СССР (). Пятикратный лауреат Сталинских премий ( , , , , ). Член КПСС с 1954 года .

Биография

Затем участвовал в различных художественных и театральных студиях, сотрудничает с различными издательствами в качестве иллюстратора. В 1930-х годах становится известен своими монументальными полотнами в стиле социалистического реализма , на которых изображены важнейшие люди того времени.

В. П. Ефанов скончался в Москве в 3 марта 1978 года .

Награды и премии

  • Сталинская премия второй степени () - за картину «Незабываемая встреча» (1938).
  • Сталинская премия второй степени () - за картину «И. В. Сталин, К. Е. Ворошилов, В. М. Молотов у постели больного А. М. Горького».
  • Сталинская премия третьей степени () - за картину «В. М. Молотов у Кремлёвской стены».
  • Сталинская премия второй степени () - за коллективную работу над картиной «Передовые люди Москвы в Кремле» и за портреты знатных людей Москвы: Т. К. Рожковой, метростроевки Т. В. Фёдоровой, авиаконструктора А. М. Люльки, Героя Социалистического Труда В. Т. Осипова.
  • Сталинская премия третьей степени () - за картину «Заседание Президиума Академии наук СССР» и портреты советских учёных (с соавторами)
  • народный художник РСФСР (1951)
  • народный художник СССР ()

Источники

  • Курочкина Т. Картина «Юность» Василия Ефанова // Художник. 1962, № 12. С.3-4.
  • Вторая Республиканская художественная выставка «Советская Россия». Живопись. Скульптура. Графика. Монументально-декоративное и театрально-декорационное искусство. Каталог. - М: Советский художник, 1965. - с.4,17.

Напишите отзыв о статье "Ефанов, Василий Прокофьевич"

Примечания

Ссылки

  • . Энциклопедия Кругосвет. Проверено 17 января 2010. .
  • . ARTiHAUS. Проверено 17 января 2010. .
  • . Российский общеобразовательный портал. Проверено 17 января 2010. .
  • (недоступная ссылка с 14-06-2016 (1127 дней))

Отрывок, характеризующий Ефанов, Василий Прокофьевич

Анатоль Курагин жил в Москве, потому что отец отослал его из Петербурга, где он проживал больше двадцати тысяч в год деньгами и столько же долгами, которые кредиторы требовали с отца.
Отец объявил сыну, что он в последний раз платит половину его долгов; но только с тем, чтобы он ехал в Москву в должность адъютанта главнокомандующего, которую он ему выхлопотал, и постарался бы там наконец сделать хорошую партию. Он указал ему на княжну Марью и Жюли Карагину.
Анатоль согласился и поехал в Москву, где остановился у Пьера. Пьер принял Анатоля сначала неохотно, но потом привык к нему, иногда ездил с ним на его кутежи и, под предлогом займа, давал ему деньги.
Анатоль, как справедливо говорил про него Шиншин, с тех пор как приехал в Москву, сводил с ума всех московских барынь в особенности тем, что он пренебрегал ими и очевидно предпочитал им цыганок и французских актрис, с главою которых – mademoiselle Georges, как говорили, он был в близких сношениях. Он не пропускал ни одного кутежа у Данилова и других весельчаков Москвы, напролет пил целые ночи, перепивая всех, и бывал на всех вечерах и балах высшего света. Рассказывали про несколько интриг его с московскими дамами, и на балах он ухаживал за некоторыми. Но с девицами, в особенности с богатыми невестами, которые были большей частью все дурны, он не сближался, тем более, что Анатоль, чего никто не знал, кроме самых близких друзей его, был два года тому назад женат. Два года тому назад, во время стоянки его полка в Польше, один польский небогатый помещик заставил Анатоля жениться на своей дочери.
Анатоль весьма скоро бросил свою жену и за деньги, которые он условился высылать тестю, выговорил себе право слыть за холостого человека.
Анатоль был всегда доволен своим положением, собою и другими. Он был инстинктивно всем существом своим убежден в том, что ему нельзя было жить иначе, чем как он жил, и что он никогда в жизни не сделал ничего дурного. Он не был в состоянии обдумать ни того, как его поступки могут отозваться на других, ни того, что может выйти из такого или такого его поступка. Он был убежден, что как утка сотворена так, что она всегда должна жить в воде, так и он сотворен Богом так, что должен жить в тридцать тысяч дохода и занимать всегда высшее положение в обществе. Он так твердо верил в это, что, глядя на него, и другие были убеждены в этом и не отказывали ему ни в высшем положении в свете, ни в деньгах, которые он, очевидно, без отдачи занимал у встречного и поперечного.
Он не был игрок, по крайней мере никогда не желал выигрыша. Он не был тщеславен. Ему было совершенно всё равно, что бы об нем ни думали. Еще менее он мог быть повинен в честолюбии. Он несколько раз дразнил отца, портя свою карьеру, и смеялся над всеми почестями. Он был не скуп и не отказывал никому, кто просил у него. Одно, что он любил, это было веселье и женщины, и так как по его понятиям в этих вкусах не было ничего неблагородного, а обдумать то, что выходило для других людей из удовлетворения его вкусов, он не мог, то в душе своей он считал себя безукоризненным человеком, искренно презирал подлецов и дурных людей и с спокойной совестью высоко носил голову.
У кутил, у этих мужских магдалин, есть тайное чувство сознания невинности, такое же, как и у магдалин женщин, основанное на той же надежде прощения. «Ей всё простится, потому что она много любила, и ему всё простится, потому что он много веселился».
Долохов, в этом году появившийся опять в Москве после своего изгнания и персидских похождений, и ведший роскошную игорную и кутежную жизнь, сблизился с старым петербургским товарищем Курагиным и пользовался им для своих целей.
Анатоль искренно любил Долохова за его ум и удальство. Долохов, которому были нужны имя, знатность, связи Анатоля Курагина для приманки в свое игорное общество богатых молодых людей, не давая ему этого чувствовать, пользовался и забавлялся Курагиным. Кроме расчета, по которому ему был нужен Анатоль, самый процесс управления чужою волей был наслаждением, привычкой и потребностью для Долохова.
Наташа произвела сильное впечатление на Курагина. Он за ужином после театра с приемами знатока разобрал перед Долоховым достоинство ее рук, плеч, ног и волос, и объявил свое решение приволокнуться за нею. Что могло выйти из этого ухаживанья – Анатоль не мог обдумать и знать, как он никогда не знал того, что выйдет из каждого его поступка.


ЕФАНОВ, ВАСИЛИЙ ПРОКОФЬЕВИЧ (1900–1978), русский художник, мастер живописи, автор произведений, наглядно и ярко воплотивших программу соцреализма.
Родился в Самаре 10 (23) ноября 1900 в семье мелкого предпринимателя, недавнего крестьянина. Учился в местном Художественно-промышленном техникуме (1917–1921). После неудачных попыток поступить в петроградские Свободные художественные мастерские (бывшая Академия художеств) и московские Высшие художественно-технические мастерские (Вхутемас) все же переселился в 1922 в Москву, где занимался в студиях А.Е. Архипова (1919–1921) и Д.Н. Кардовского (1921–1926). Был членом АХРР.
В 1934–1938 работал в панорамной бригаде мастерской «Перекоп» под руководством Г.К.Савицкого. Выдвинулся именно как автор «панорам», изображавших, правда, уже не батальное прошлое, а ослепительно-счастливую современность – с верховными вождями, военными, партийной элитой, деятелями культуры и науки, представленными в воодушевленном взаимообщении. Как раз в «Перекопе» были написаны известнейшее его полотно Незабываемая встреча (Встреча И.В.Сталина и членов правительства с женами руководителей Наркомата тяжелой промышленности) (1936–1937, Третьяковская галерея; Сталинская премия 1941) и Встреча артистов театра имени К.С. Станиславского с учащимися Военно-воздушной академии имени Н.Е. Жуковского, 1938, Русский музей). В 1939 возглавил бригаду художников, создавших самое масштабное из соцреалистических живописных полотен, грандиозный (9 на 16 м) групповой портрет Знатные люди Страны Советов для советского павильона на Международной выставке в Нью-Йорке (ныне – в Русском музее). Позднее, также бригадным методом, были написаны: Передовые люди Москвы в Кремле (Третьяковская галерея; Сталинская премия 1950) и Заседание Президиума Академии наук СССР (1951, Президиум АН, Москва; Сталинская премия 1952).
Солнечный «академический импрессионизм» – типический как для манеры Ефанова, так и для официальной живописи тех лет в целом – драматически приглушен в картине И.В. Сталин, К.Е. Ворошилов и В.М. Молотов у постели больного А.М. Горького (1940–1944, Третьяковская галерея; Сталинская премия 1946). Написал целый ряд одиночных парадных портретов (В.М.Молотов на фоне Кремлевской стены, 1947, там же; Сталинская премия 1948).
Работал как педагог: в Художественном институте имени В.И. Сурикова (1948–1957) и Педагогическом институте имени В.И. Ленина (с 1959). Для его творчества «оттепельно-застойного» периода наиболее характерны салонные портреты (Дедушка (художник М.И. Курилко) с внучкой, 1957, там же; Г.П.Вишневская, 1963, частное собрание, Москва).
Умер Ефанов в Москве 3 марта 1978.


Автопортрет. 1920.
Бум., тушь, перо. 18х15 см.

Автопортрет. 1924.
Бум., тушь. 18,5х14,7 см.

Актриса Е.Д. Морозова. 1930.
Бум., сангина. 50х40 см.

Портрет И.К. Скобцевой. 1952. Х.М. 43х33 см.
Омский художественный музей

Девушка индианка. 1952

Портрет Сергея Дрезнина. 1975

Портрет Л. Г. Крамаренко. 1970. Х.М. 50х55 см.

Пейзаж. 1974. К.М. 34,6х47,8 см.

Баньки. 1974. К.М. 23,5х33,5 см.

Надвигается гроза. 1974. К.М.

Натюрморт. 1974. К.М.

Лунная ночь. 1974. К.М.

1965. Зимой с женой, Суворовой А.П.

1966. В мастерской

1975. С Тишкой в Ново-Дарьино

Участие в выставках

1927 Вторая выставка графики. Москва
1928 Выставка картин московских и ленинградских художников, организованная к 25-летию творческой и педагогической деятельности профессора Д. Н. Кардовского. Москва
1930 «Красная Армия в советском искусстве». Москва
1933 Художественная выставка «XV лет РККА». Москва. Ленинград
1938 Выставка макетов, этюдов и эскизов панорамы и диорам «Штурм Перекопа». Москва. Ленинград
Художественная выставка «ХХ лет РККА и Военно-Морского Флота». Москва. Ленинград
1939 Всесоюзная выставка «Индустрия социализма». Москва
Всемирная выставка в Нью-Йорке «Мир завтрашнего дня»
1940 Выставка графики на темы истории ВКП(б). Москва
1941 Всесоюзная выставка лучших произведений советских художников. Москва
Художественная выставка графики. Москва
1942 Всесоюзная выставка живописи, графики, скульптуры и архитектуры «Великая Отечественная война». Москва
Персональная выставка произведений. Куйбышев
1943 Выставка «Красная Армия в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками». Москва
1943-1944 Всесоюзная художественная выставка «Героический фронт и тыл». Москва
1946
Выставка, посвященная лауреатам Государственной премии СССР. Москва
1947 Всесоюзная художественная выставка «30 лет Великой Октябрьской социалистической революции». Москва
Весенняя
Выставка «Москва в произведениях художников», посвященная 800-летию Москвы. Москва
1948 Художественная выставка «ХХХ лет Советских Вооруженных Сил». Москва
1949 Выставка советской живописи и графики. Москва
Выставка произведений московских художников. Москва
Всесоюзная художественная выставка. Москва
Тематическая выставка произведений советских художников. Москва
1951 Всесоюзная художественная выставка. Москва
1952 Всесоюзная художественная выставка. Москва
Вторая выставка произведений членов Академии художеств СССР. Москва
1953 Весенняя выставка живописи московских художников. Москва
1955 Всесоюзная художественная выставка. Москва
1957 Всесоюзная художественная выставка, посвященная 40-летию Великой Октябрьской социалистической революции. Москва
Москва социалистическая в произведениях московских художников. Москва
Выставка живописи, скульптуры и графики к Первому Всесоюзному съезду художников Москва
IV выставка произведений членов Академии художеств СССР. Москва Всемирная выставка в Брюсселе
1959 V выставка произведений членов Академии художеств СССР. Москва
1960 Республиканская художественная выставка «Советская Россия». Москва
Выставка произведений московских художников. Москва
1961 Всесоюзная художественная выставка. Москва
1962 VI выставка произведений членов Академии художеств СССР. Москва
Выставка произведений московских художников к 30-летию творческого Союза Москва
1964-1965 Выставка произведений московских художников «Москва-столица нашей Родины». Москва
Передвижная выставка произведений художников РСФСР
1965 Вторая республиканская выставка «Советская Россия». Москва
VII выставка произведений членов Академии художеств СССР. Москва
1966 VIII выставка произведений членов Академии художеств СССР. Москва
Художественная выставка к 25-летию со дня разгрома немецко-фашистских войск под Москвой. Москва
1967 Юбилейная Всесоюзная художественная выставка, посвященная 50-летию Великой Октябрьской социалистической революции. Москва
Художники Москвы 50-летию Октября. Москва
1969 IX выставка произведений членов Академии художеств СССР. Москва. Тбилиси. Ереван. Баку
1970 Выставка произведений художников Москвы, посвященная 100-летию со дня рождения В. И. Ленина. Москва
1971 Х выставка произведений членов Академии художеств СССР. Москва
Персональная выставка произведений к 70-летию со дня рождения. Москва
1972 «СССР - наша Родина». Всесоюзная художественная выставка к 50-ле­тию образования СССР. Москва. Кишинев. Киев. Одесса. Баку
1972-1973 Всесоюзная художественная выставка «На страже Родины» к 55-летию Советской Армии и Военно-Морского Флота. Москва. Баку
1974 Юбилейная выставка произведений членов Академии художеств СССР к 25-летию преобразования Всероссийской Академии художеств в Академию художеств СССР. Москва. Ленинград. Москва
1975 Международная художественная выставка «30 победных лет». Москва
Выставка произведений членов Академии художеств СССР в Польской Народной Республике. Варшава, Щецин
Персональная выставка произведений к 75-летию со дня рождения. Москва
1976 XII выставка произведений членов Академии художеств СССР. Москва
1977 XIII выставка произведений членов Академии художеств СССР. Москва
Всесоюзная художественная выставка «Советский спорт» Москва
1982 Персональная выставка произведений к 82-летию со дня рождения. Москва, Берлин
2002 Персональная выставка произведений к 100-летию со дня рождения. Москва

Василий Прокофьевич Ефанов
(из книги А.БЕРЕЗИНА "Вороново. Художественная галерея". 1978 г.) Действительный член Академии художеств СССР, народный художник СССР, лауреат Государственных премий СССР, профессор В.П.Ефанов (1900-1978) родился в Самаре. В 1917-1919 годах он учился в Самарском художественно-промышленном техникуме, а в 1920-1926 годах - в студии Д.Н.Кардовского в Москве.
Ефанов более полувека своей жизни посвятил напряженному творческому труду.
Ефанов является автором портретов выдающихся деятелей Коммунистической партии и Советского государства, например, Г.К.Орджоникидзе (1937). В нем художник сумел убедительно передать живописными средствами характер этого необыкновенного человека: сердечность, мужественность, могучую волю и бесстрашие, душевную щедрость, высокую принципиальность.
В 1969 году он исполнил портрет Я.М.Свердлова - один из лучших среди портретов выдающегося деятеля нашей партии и Советского государства.
Очень много портретов создал Ефанов. Ему удалось воплотить самые различные характеры. Но кого бы он ни писал, кто бы ему ни позировал, художник ищет в человеке черты благородные, возвышенные. Это можно видеть в портретах генерал-лейтенанта А.А.Игнатьева (1942), народного художника Грузинской ССР Я.И.Николадзе (1944) и народного артиста СССР П.М.Садовского (1946), народной артистки СССР А.А.Яблочкиной (1946), профессора А.Н.Кирхенштейна (1947) и метростроевки Т.К.Рожковой (1949)...
В.П.Ефанов - автор большой серии портретов советских ученых-академиков А.И.Абрикосова, А.Н.Несмеянова, А.В.Топчиева, И.М.Виноградова, П.Л.Капицы, И.Г.Петровского, А.Н.Бакулева, И.И.Артоболевского, И.В.Курчатова.
Особенностью этих, как многих других, ефановских полотен является то, что в них запечатлены не одни лишь портретные черты, свойственные данному лицу. Например, в "Портрете трижды Героя Социалистического Труда академика И.В.Курчатова" очень скупыми и в то же время точными, выразительными средствами создается образ советского ученого, с его необычайной целеустремленностью, напряженностью мысли.
А сколь выразителен образ замечательного советского ученого-физика, лауреата Ленинской и Нобелевской премий, одного из открывателей волшебного луча лазера Александра Михайловича Прохорова (!970)! С холста смотрят умные, проникновенные глаза...
Особая эмоциональная приподнятость наблюдается в портретах артистов, музыкантов, художников. Творческая одухотворенность отражена в "Портрете народной артистки СССР А.А.Яблочкиной", широко и звучно написан портрет народной артистки СССР Е.Н.Гоголевой (1946), проникновенен образ композитора Ю.А.Шапорина (1954).
Высокой оценки заслуживает созданный Ефановым "Портрет художника В.Н.Бакшеева", принадлежащий Третьяковской галерее. Это произведение, исполненное в 1952 году, когда Бакшееву уже перевалило за 90 лет, представляет собой одно из самых совершенных творений Ефанова. Престарелый художник изображен в состоянии глубокого раздумья - словно перед его мысленным взором проходит длинная, насыщенная творческими поисками жизнь.
В.П.Ефанов написал огромную портретную галерею наших современников.
Из множества женских образов, созданных в разное время Ефановым, следует отметить портрет матери (1957). Трепетно передает он свою любовь к этой старой женщине, полной трогательной нежности к людям. Художник сумел создать собирательный образ простой русской женщины, прожившей нелегкую жизнь, полную труда и забот.
Есть у Ефанова и обобщающие образы. Такова "Москвичка" (1965). Даже не зная имени этой женщины, нельзя не почувствовать, что это наша современница. Великолепная по композиции и колориту работа, исполненная в гамме открытых - красного, розового, коричневого и синего - цветов, покоряет своей цельностью.
Следует заметит, что при работе над портретом Ефанов большое внимание уделяет изображению рук, которые рисовать не менее трудно, чем лицо.
"Руки, - говорил Василий Прокофиевич, - помогают и дополняют характеристику личности. Они как бы его второй портрет. Я по своей практике знаю, если не уделить должного внимания рукам. то самый хороший портрет окажется неглубоким, поверхностным".
Портреты Г.К.Орджоникидзе, А.А.Игнатьева, В.Н.Бакшеева, И.И.Артоболевского, И.В.Курчатова и многих других намного выигрывают от того, что они скомпонованы так, что жест, типичный для модели, способствует выявлению характера человека.
В 1937 году Ефанов создал звучную и убедительную по цвету картину "На новой родине". Она была посвящена детям героической республиканской Испании, нашедшим вторую родину на советской земле. Центральный образ картины - образ испанской девочки - овеян трогательной теплотой.
В 1938 году художник написал большую многофигурную композицию "Встреча слушателей Военно-воздушной академии имени Н.Е.Жуковского с артистами театра имени К.С.Станиславского". Этот огромный холст, исполненный в лучших традициях русской реалистической живописи, отличается композиционной слаженностью, портретным сходством и колористическим мастерством.
Есть у Ефанова и много других произведений, свидетельствующих о композиционном мастерстве художника, разнообразии его художественного дарования. И все же Ефанов - прежде всего портретист.
Много и плодотворно работает Ефанов над образом вождя пролетарской революции В.И.Ленина. Картины "В.И.Ленин и А.М.Горький в Горках" (1942), "Ленин - вождь октября" (1969) отличаются глубиной мысли и высокими художественными достоинствами.
В годы Великой Отечественной войны Ефанов создал эпическое полотно "Сталинград", отразившее размах великого сражения, мужество защитников города-героя.
В 1953 году Ефанов побывал в Индии, а в 1956 году - в Монголии. В результате этих поездок появилась обширная серия работ, посвященная природе и быту этих стран. Вы еще раз убеждаетесь, какой удивительной способностью обладал этот художник, умевший точно передать колорит необычной природы. Ефанов - один из тех немногих художников, кто лепил форму цветом. Он словно рисовал самой кистью, избегая предварительного контура.
Это вы видите также в многочисленных пейзажах и портретах, созданных В.П.Ефановым в последние годы: портрет Героя Социалистического Труда генерал-майора инженерных войск в отставке И.М.Рабиновича (1976), "Женский портрет" (1977), "Мужской портрет" (1977), экспонировавшиеся на XIII академической выставке 1977 года.

В разделе использованы материалы сайта