Еврорадио: Насколько вы готовы к роли лидера? Еврорадио: А хотя бы из белорусских

Накануне мероприятия вокалист коллектива Павел Булатников ответил на 12 злых вопросов музыкального журналиста Татьяны Замировской, впервые детально прояснив ряд моментов в распаде группы “Ляпис Трубецкой”.

– Давайте я просто расскажу, как все было. Где-то в июле прошлого года у меня дома собралась группа товарищей: Колмыков, Михалок, Сторожук, Азизбекян и др. В теплой и дружеской обстановке мы обсуждали наше будущее. Михалок сказал, что оставляет за собой песни "Железный", "Воины света", "Капитал" и что-то еще, всего не больше пяти. И что остальные песни "Ляписов" ему вообще неинтересны – делайте с ними что хотите. После этого встал вопрос о названии нашей новой команды. У нас была идея назваться Magister Bibendi, но поскольку было коллегиальное решение, что большая часть репертуара "Ляписов" остается за нами, то возникла идея взять название "Трубецкой". Чтобы сразу была понятна эта вот преемственность. Чуть ли не сам Михалок это предложил, поскольку его лично многие фаны (и не только) называли "Ляписом". Типа Ляпис ушел, а Трубецкой остался. Такая была идея, и она всем нам показалась логичной. Объяснять, почему песни "Ляписов" поет какая-то группа Magister Bibendi, было бы сложнее.

– Ваш имидж, в котором, как можно без труда догадаться, не очень много спортивности, а присутствует некий намек на обычную рок-н-ролльную жизнь не без алкоголя - это элемент лайфстайла или часть имиджа назло Михалку?

– Почему все считают, что если мы что-то делаем, то это назло Михалку? Мы что, дети малые? Или придурки какие-то? Наш имидж – это отражение того, как мы живем. И все, что мы делаем – мы делаем для себя и для наших слушателей, а не назло кому-то. Если честно, порядком достали эти вопросы про "назло". Мы живем своей жизнью, и нам меньше всего хочется ее тратить на какие-то "ответочки".

– Почему вы никогда не могли точно и ясно ответить на вопросы о том, как решились дела с авторскими правами на старые песни группы? Неужели все и правда держалось на честном слове?

– Тут опять проще рассказать, как у нас все было устроено. Вот Михалок часто употреблял такое выражение, как "анархосиндикат", когда говорил о "Ляписах". В этом была доля рисовки, но и правда была тоже. Бумажная волокита у нас в группе использовалась только для общения с третьими лицами, между собой мы никогда не подписывали никаких договоров и гордились этим. У нас действительно все держалось на честном слове.

Что касается документов, то все авторские права на все песни "Ляписов" до сих пор находятся в управлении ООО "Дети Солнца", которым руководит менеджмент группы Trubetskoy. Насчет суда – в свете последних событий мы ничему не удивимся, но юридических оснований для этого не видим.

– Соответствуют ли старые песни "Ляписов", которые вы хотите петь, текущему имиджу коллектива? И не попахивает ли тут эксгумацией - выкапывание древностей, поднятие старинных пластов в духе "Ау-ау-ау"?

– Начну с того, что "Ау-ау" мы не поем. Изначально у нас была идея и дальше перерабатывать ранние песни "Ляписов", но теперь это желание как-то пропало – наверное, понятно почему. Для минского концерта 25 апреля мы подняли несколько раритетов, но основная работа идет над собственными песнями.

– "Покатав" по фестивалям старые песни, вы теперь стали носителями сакрального социологического знания о том, что На Самом Деле нужно людям. Расскажите, какие песни "Ляписов" вызывают наибольшие эмоции у зрителей? Каких песен людям больше всего не хватало все эти годы?

– Мы на концертах не занимаемся социологическими исследованиями. Мы рубим рок. И я могу сказать только одно: с каждым месяцем песен "Ляписов" в нашем сет-листе становится все меньше, а песен группы Trubetskoy – все больше.

Внимание! У вас отключен JavaScript, ваш браузер не поддерживает HTML5, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player.



– Как избавиться от этого травматичного ярлыка кавер-бэнда? Какова ваша последовательность действий на этот счет?

– Если нас так один раз назвал Сергей Михалок, то это не значит, что на нас уже висит какой-то ярлык. Люди, которые ходят на наши концерты, так совершенно не считают. И вообще – вы можете объяснить, почему такие вопросы задаются только нам? Насколько я знаю, группа Brutto тоже исполняет достаточно много каверов на песни "Ляписов". На минуточку, в создании этих песен принимали участие все музыканты группы – но вот Руслан Владыко никому же не кидает предъявы по поводу того, что используются его соло или риффы! Песни в "Ляписах" создавались так: Михалок приносил какой-то набросок, напевал текст под гитару. А все остальное придумывалось на репетициях. Но автором музыки всегда записывали одного Сергея. Мы просто не парились по этому поводу, потому что жили одной семьей… А последовательность действий простая, я уже про это говорил: песни "Ляписов" постепенно будут заменяться нашими, это уже происходит.

– Насколько четко вы понимаете, о чем ваша нынешняя новая музыка - и каким вы видите свой музыкально-эстетический месседж, на котором вы основываетесь, сочиняя новые треки?

– А какой был месседж у "Ляписов"? Он за 24 года менялся сто раз. Одна группа в разное время пела и "Цыки-цык", и "Сочи", и "Андрюшу", и "Рабкор". У нас то же самое – нет какого-то продуманного бизнес-плана, по которому мы пишем песни. Сегодня может родиться песня про любовь к девушке, завтра про любовь к своему городу, а послезавтра – даже не знаю что. Единственное, что мы точно решили на данный момент – в нашем творчестве не будет политики. Мы не хотим множить негатив. Но это не означает, что наши политические взгляды изменились. И, например, на каком-нибудь съезде "Единой России" мы никогда не будем выступать, ни за какие деньги. А, про музыку еще. Музыка нам всем нравится жесткая, гитарная. В этом направлении и движемся.

– Вы не планируете обращаться к сонграйтерам со стороны? Если да, то кто бы вас устроил?

– Да, к Молчану планируем обратиться (смеется ).

– В виртуальных скандалах, которые разжигает Михалок, вы предпочитаете выступать такими добродушными, хорошими ребятами, незлобными, приятными пацанчиками, которые зла не держат, делают свое дело и продолжают валить добрый старый рок-н-ролл. Это тоже часть имиджа или вы действительно относитесь к этому всему с грустью, нежностью и некоторым недоумением?

– Когда случаются подобные разборки, когда я вижу где-то в прессе, что люди начинают друг на друга лить-поливать, мне одинаково неприятна позиция обеих сторон – неважно, кто из них прав, кто виноват. И я не хочу участвовать в чем-то подобном. Мне это неинтересно.

– Вам вообще жалко группу "Ляпис Трубецкой"? Нет ли ностальгии и печали? Вот играете вы на сцене и понимаете – ах, если бы тут еще Сережа стоял, вот бы круто было! А уже не будет такого никогда.

– В эмоциональном плане было тяжело отыгрывать последние концерты "Ляписов", понимая, что это конец серьезного жизненного этапа. Но сейчас я по уши погружен в нашу новую историю. Все, отболело, забыли. Совершенно точно я не мечтаю возродить что-то старое. Мне нравится играть с теми людьми, которые стоят рядом со мной на сцене сейчас.

– Интересно, что после распада как бы "повзрослевшей", мудрой и философской обновленной версии "Ляписов" появилось два коллектива, которые из состояния "взрослости" перепрыгнули назад в инфантилизм и молодецкую удаль. Только у Михалка нигилистическое детство юного борца-партизана, а у вас веселое рок-н-ролльное детство с песнями во дворе под гитару. Объясните, почему взрослая группа распалась на две детские?

– Потому что "Ляписам" было 25 лет, а группе Trubetskoy еще нет и года – такой ответ вас устроит? (Смеется.) У меня ощущение, как будто я на приеме у психиатра, который обо мне уже все знает и все мои ответы заранее разложил по полочкам. А если эти полочки нам не подходят?

– Когда вы уже запишете альбом? Это же теперь дело чести: альбом.

– Мы могли бы выпустить альбом хоть завтра – песен записано уже достаточно. Но у нас нет такой цели – выпустить альбом как можно скорее, потому что все этого ждут. Или кому-то "назло", как вы говорите. Или обязательно включить в альбом все, что было записано. Мы, может, половину песен из него выкинем, потому что сейчас рождаются новые, и они получаются интереснее уже записанных. Так что процесс идет. И результат обязательно будет. А раньше или позже – это как получится.

Прихожу на интервью за несколько часов до концерта, осматриваюсь. Работа вокруг идёт не менее напряжённая, чем в цеху. Захожу в подсобку, больше похожую на продуктовый склад. Странно видеть артиста в таких декорациях, но понятно, что именно так выглядит обратная сторона гастролей любых музыкантов.

Как вы отреагировали на завершение проекта «Ляпис Трубецкой»?

Это было уже давно. Мы все спокойно отреагировали, стали продолжать то, что умеем делать… Ну, как нам кажется, мы умеем.

2010-й год, очередное переизбрание Лукашенко. Цитата: Нас начали прессовать, запрещать концерты, а роспуск группы восприняли бы как трусость и малодушие”. Расскажите поподробнее про этот не самый приятный период в жизни группы.

Было такое дело. Мы отыграли один или два концерта, остальные были отменены по совершенно дурацким причинам. Порой доходило до маразма. В Гомеле были проданы все билеты, а это порядка двух-трёх тысяч. Сказали, что в этот день будет не то снег, не то дождь и крыша не выдержит. И так постоянно находились какие-то формальные поводы для отказа. Так случалось чуть ли не в каждом городе, и в итоге тур свернулся.

У нас в стране существует практика, принятая ещё в Советском союзе: чтобы провести концерт, ты должен получить гастрольное удостоверение. Его дают специалисты-идеологи, управление культуры и прочие лица. Они рассматривают запросы на предмет соответствия эстетическому… Понятно, что нам их просто не выдавали.

На десятках сайтов натыкался на такой факт: за много лет участия в группе «Ляпис Трубецкой», Булатников не сыграл ни одной ноты на гитаре, хотя играть на акустической гитаре Павел умеет…

Это связано с тем, что у нас всегда были люди, играющие на гитаре намного лучше и профессиональнее. Так зачем же я буду колупаться и смешить народ? Как-то так сложилось, что я больше тру-ля-ля.

Возвращаясь к предыдущему вопросу про негласный запрет выступать в Минске, сейчас у группы нет проблем с властью?

Да нет. Ни у нашего коллектива, ни у Сергея, насколько я знаю.

Но он, тем не менее, не выступает в России.

В России нет, а в Украине и Белоруссии — да.

Более четырёхсот концертов за четыре года: как работаете в таком ударном темпе, и как расслабляетесь?

Я не думаю, что это сильно ударно. Многие наши российские коллеги дают куда больше концертов и нормально себя чувствуют.

За исключением какого-нибудь Филиппа Бедросовича, который по два концерта подряд может давать в одном городе…

Я имею в виду именно наших коллег, а не эстрадных исполнителей. А расслабляемся, как все. Мы не то, что бы ЗОЖевцы. Главное не переборщить.

В 2012-ом году, во время прошлого вашего визита, в СМИ прошла информация об отмене концертов в Туле и Калуге из-за запоя музыкантов. В итоге в Туле концерт состоялся…

Я вряд ли уже вспомню детали, но в нашей практике случались такие истории. Как это официально называлось? По причине болезни одного из членов коллектива. Бывало и такое, что уж тут врать?

Вы выступали на фестивале в Германии: когда и как это было? Понятны ли были немцам русские песни или происходило «потребление» музыки: принятие ритма, голоса, но непонимание текста?

Это было уже в рамках группы «Трубецкой». Фестиваль был в Берлине, назывался, по-моему, Red square. Основная часть публики была русскоязычной, но немцы тоже были. Я думаю, что люди, любящие гитарную музыку, все понимали и без привязки к языку. Что нужно слушателю на фестивале? Музыка, энергетика. Даже если не понимаешь смысл слов. Мы ведь тоже слушаем западные коллективы, зачастую не всё понимая, но, тем не менее, воспринимаем это нормально.

«Ляпис Трубецкой» распался относительно мирно — почему в дальнейшем испортились отношения?

Не знаю. Я ни с кем отношения не портил.

С соры с Михалком нет? Возможно ли совместное выступление с Сергеем?

Я обычно говорю так: никогда не говори никогда; любые крайности страдают ложью. Но на данном этапе, в данной ситуации, мне кажется это не очень уместно.

В анонсах к концертам ваш жанр описывается как «хэви-дэнс мьюзик». В одном из интервью вы сказали, что давно ушли от этого звучания. Как сейчас описываете жанр, в котором играете?

Сложно описать. Иногда у нас в программах симбиоз: есть и старые песни «Ляписов», и новые «Трубецкого», тяжёлые, и не очень. Винегрет, шизофрения, но это всё равно гитарная музыка — достаточно тяжёлая и плотная.

Один альбом за четыре года творческого пути — ввиду молодости группы?

Вы посчитайте все синглы, которые мы выпустили. За один год вышло более 20-ти треков. Сейчас востребованность альбомов пропала, людям интересно здесь и сейчас. Никто не хочет заморачиваться и слушать целый альбом. Более того, как мне кажется, многие просто включают песню, и если за пару секунд она не воткнула - всё, следующую начинает слушать.

Довольно спорное утверждение.

Мне кажется, что молодое поколение слушает именно так. Иногда в альбоме не успеешь донести мысль, а слушатель уже потерялся.

Мне кажется, тогда это плохой альбом. Или плохой слушатель.

Плохих слушателей не бывает — бывают плохие артисты.

Это из разряда “клиент всегда прав”?

Если делаешь музыку для определенной аудитории, значит ты должен их чем-то зацепить. Понятно, что людям, слушающим «Руки вверх», ничего против них не имею, вряд ли понравится такая музыка.

У «Руки вверх» довольно интересная аудитория сейчас: новая русская волна в музыке - симбиоз андеграунда и попсы, и многие молодые люди слушают «Руки вверх».

Это потому, что эта музыка звучала в их детстве.

Принятие решений в группе «Трубецкой» отличается от принятия решений в «Ляписе»?

По большей части, да. Здесь больше коллективного творчества, решения принимаются совместно. До этого в группе был яркий генератор идей. Не скажу, что всё только на нём держалось, но тем не менее.

Это про Сергея?

Не так давно общались с группой « », такими же долгожителями. Василий Васин сказал такую фразу: “ Власть не обязательно любить, но её нужно уважать ”. Ваша группа дистанцируется от политики?

Да. В рамках группы «Ляпис Трубецкой» мы сказали всё, что хотели, всё, что могли. Сказали даже то, что не должны были говорить. На данный момент политика нам не интересна. Мне кажется музыка - это та вещь, которая должна объединять людей. К сожалению, сегодняшняя политика и так людей раздербанила на несколько лагерей. Вы же наверняка видите, что иногда у целых семей возникает конфликт по политическим мотивам, и родные люди могут не общаться из-за этого.

Сталкивался с конфликтами на этой почве, но чтоб прекращать общаться…

А я знаю о подобных ситуациях, и это далеко не единичный случай. Поэтому и говорю, что музыка — вещь, способная объединить нас. Невзирая на наши политические взгляды, социальные, экономические статусы… Придя на концерт, совершенно разные люди могут общаться посредством музыки, а если мы будем в этот момент устраивать раздрай, мне кажется, ничего хорошего не получится.

Года три назад у вас был совместный проект с «Лигалайзом» — с кем ещё хотелось бы поработать? Кому пришла идея записать тот трек?

Так получилось, что с «Лигалайзом» мы знакомы очень давно. Он частенько бывал на наших московских концертах. Однажды, когда коллектив уже развалился, мы в очередной раз зависали после концерта. Зашёл разговор, что нам обоим нравится один и тот же трек группы The roots. Мы решили замутить похожий трек по мотивам. Такие вещи обычно заранее не планируются — всё случается спонтанно. Иногда получается, иногда нет. Поэтому в наших планах сейчас нет того, с кем хотелось бы записаться. Может на одной общей волне мы с кем-нибудь пересечемся… Раз-раз-раз, какой-нибудь кипишь и всё.

С кем ещё из музыкантов неформально общаетесь?

Со многими музыкантами знакомы. Всё-таки, мы столько лет этим занимаемся, на фестивалях видимся.

Кого можете отметить из современных музыкантов? Может за чьим-то творчеством следите или просто кто-то запомнился?

Сложно сказать. Про современных хип-хоп исполнителей точно не скажу. Может быть я выгляжу смешно.

Нет, почему?

Ортодоксом. Меня эта история вообще не привлекает. Не вижу в них ничего общего со понятием «музыки». Не моё это, поэтому про этих персонажей я ничего не могу сказать. Современные коллективы? Да много хороших коллективов: например, Луна, … Много достойных.

Какие песни из «Трубецкого» большего всего нравится людям? Какая нравится вам?

Часто бывает, что с помощью опросов в ВК, мы видим, что народ ставит лайки под песнями, которые мы считали средненькими. А людям они больше всего нравятся. Наверное, это нормально, что у публики и музыкантов немного разные представления об идеальной песне.

На данном этапе у вас получилось сделать ту самую, идеальную песню? Или вы постоянно находитесь в творческом процессе?

Пока ещё находимся в поиске. Хотелось бы совместить то, что нравится нам, и, в то же время, угодить нашим слушателям. Попасть в десяточку. И у нас все козыри на руках. Сейчас мы занимаемся написанием нового альбома — вдруг всё-таки сможем создать тот шедевр, который будет нравиться и нам, и публике.

В сети есть информация, что Сергей Михалок запретил исполнять песни «Ляписа Трубецкого» его сочинения. Позже сказал: “если они исполняют, то я буду тоже”. Но в суд подавать не будет, так как он против судебных разбирательств. В итоге, вы с ним договорились или пустили всё на самотёк?

Столько сообщений выходило: разрешаю, запрещаю, разрешаю, запрещаю… Лично я перестал следить за этим. Мы просто продолжаем петь эти песни и всё.

А в одном из интервью от 15-16-го года, ваша группа заявила о том, что песни «Ляписа Трубецкого» исполняться не будут…

Дело в том, что заявлений было много с той стороны. Это порядком нервирует нас, публику, держит всех в каком-то дурацком состоянии. Да, мы сделали это заявление, а потом, поразмыслив, решили, что получается неловкая ситуация: мы же берём себе название «Трубецкой».

И менять название уже поздно — назвался груздем…

Мы назвались груздем, чтобы исполнять эти песни. Потом мы вдруг оставляем название, но при этом отказываемся петь песни. Это реальная шизофрения. Мы стали заложниками ситуации, поэтому оставили всё как есть.

Количество зрителей на «Ляписе» и «Трубецком»: тяжело было перейти со стадионов на клубы?

Это была нормальная ситуация: мы понимали, что после дворцов, стадионов и прочего нам придётся перейти в небольшие клубы. Понятно, что не те гонорары, не те сборы, не те толпы людей, не те технические условия и так далее.

Как к этому отнеслась группа?

Да нормально все отнеслись. Мы люди из более раннего времени, всё это уже проходили. Есть прекрасные примеры, как людям после мировой славы приходилось выступать «на фургончике». Я говорю про Дейва Грола (прим.авт. барабанщик Nirvana, в дальнейшем гитарист-вокалист собственной группы Foo Fighters ): мировая известность, мировая звезда, а после Nirvana, первое время, им пришлось колесить по Америке на маленьком автобусе за смешные деньги. Вы, наверное, в курсе этой истории?

Да. Также вспомнился пример New order, после распада Joy division.

Примеров масса. Что здесь такого? Такова жизнь.

#Гостеваядорожка

Можете посоветовать трек и объяснить, почему именно он?

Как пример красивой, но неизвестной музыки.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Павел Булатников
267x400px
Булатников на концерте «20 лет рунета» в 2014 году .
Основная информация
Имя при рождении

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Полное имя

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Дата рождения
Дата смерти

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Место смерти

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Годы активности

1989-настоящее время

Страна

Белоруссия 22x20px Белоруссия

Профессии
Певческий голос

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Инструменты
Жанры
Сотрудничество

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Лейблы
Награды

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Автограф

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
[] в Викитеке
Ошибка Lua в Модуль:CategoryForProfession на строке 52: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Павел Олегович Булатников (род. 27 июня 1972 года) - бывший вокалист и перкуссионист минской группы «Ляпис Трубецкой ». После самороспуска группы основал новый проект - «Trubetskoy ».

Биография

Семья

Женат. Воспитывает дочь.

[[К:Википедия:Статьи без источников (страна: Ошибка Lua: callParserFunction: function "#property" was not found. )]][[К:Википедия:Статьи без источников (страна: Ошибка Lua: callParserFunction: function "#property" was not found. )]]

Напишите отзыв о статье "Булатников, Павел Олегович"

Отрывок, характеризующий Булатников, Павел Олегович

– Я думала, вы знаете меня достаточно давно, ваше святейшество, чтобы понять – угрозы не изменят моего решения... Даже самые страшные. Я могу умереть, не выдержав боли. Но я никогда не предам то, для чего живу. Простите меня, святейшество.
Караффа смотрел на меня во все глаза, будто услышал что-то не совсем разумное, что очень его удивило.
– И вы не пожалеете свою прекрасную дочь?!. Да вы более фанатичны, чем я, мадонна!..
Воскликнув это, Караффа резко встал и удалился. А я сидела, совершенно онемевшая. Не чувствуя своего сердца, и не в состоянии удержать разбегавшиеся мысли, будто все мои оставшиеся силы ушли на этот короткий отрицательный ответ.
Я знала, что это конец... Что теперь он возьмётся за Анну. И не была уверенна, смогу ли выжить, чтобы всё это перенести. Не было сил думать о мести... Не было сил думать вообще ни о чём... Моё тело устало, и не желало более сопротивляться. Видимо, это и был предел, после которого уже наступала «другая» жизнь.
Я безумно хотела увидеть Анну!.. Обнять её хотя бы раз на прощание!.. Почувствовать её бушующую силу, и сказать ей ещё раз, как сильно я её люблю...
И тут, обернувшись на шум у двери, я её увидела! Моя девочка стояла прямая и гордая, как негнущаяся тростинка, которую старается сломать надвигающийся ураган.
– Что ж, побеседуйте с дочерью, Изидора. Может быть, она сможет внести хоть какой-то здравый смысл в ваше заблудившееся сознание! Я даю вам на встречу один час. И постарайтесь взяться за ум, Изидора. Иначе эта встреча будет для вас последней...
Караффа не желал более играть. На весы была поставлена его жизнь. Так же, как и жизнь моей милой Анны. И если вторая для него не имела никакого значение, то за первую (за свою) он был готов пойти на всё.
– Мамочка!.. – Анна стояла у двери, не в состоянии пошевелиться. – Мама, милая, как же мы его уничтожим?.. Не сумеем ведь, мамочка!
Вскочив со стула, я подбежала к моему единственному сокровищу, моей девочке и, схватив в объятия, сжала что было сил...
– Ой, мамочка, ты меня так задушишь!.. – звонко засмеялась Анна.
А моя душа впитывала этот смех, как приговорённый к смерти впитывает тёплые прощальные лучи уже заходящего солнца...

Перед большим концертом Trubetskoy 25 апреля в Минске вокалист группы Павел Булатников раскатил на двоих с журналистом KYKY литр виски и рассказал, что он думает о запретах Михалка, почему отказался от политики на сцене и когда Trubetskoy начнёт писать хиты.

Фотографии: Павел Чаплин

В тот самый момент, когда Павел Булатников вылез из машины у бара Bristle, я пытался выбросить жвачку, но она, скотина такая, приклеилась к ручке. Так что когда он подошёл ко мне и приветственно протянул руку, я ещё несколько секунд тщетно пытался отодрать резинку от пластика. К счастью, этот момент остался самым неловким за весь вечер, и за это наверняка нужно поблагодарить виски. Мы для начала хотели попросить 300 грамм, но администратор быстро уговорила нас на бутылку. Правда, заказанного сорта виски в баре не оказалось, и Павел остановил свой выбор на напитке чуть попроще. Вместе с бутылкой нам принесли лёд, воду и стаканы. Ничего лишнего.

– Приятного отдыха! – улыбается официант, а уже из дверей добавляет в сторону Павла: – Я ваш кумир! Ну, группы «Ляпис Трубецкой».

– Спасибо! – на автомате отвечает Павел «кумиру», откручивая бутыль.

KYKY: Говорят, ты большой поклонник виски.

Павел Булатников: Да, из всех напитков предпочитаю его. Ты со льдом будешь?

KYKY: Наверное. Я не знаю, как лучше! Можешь научить меня правильно пить виски.

П. Б.: Слышал про мою татуировку «Magister bibendi»? На всех пьянках обычно разливаю я. Есть поверье, что у меня лёгкая рука, ни у кого похмелья не бывает. Ну, понятное дело, это смотря сколько выпить, но в целом правда. Magister bibendi – это на латыни «мастер питья». Распорядитель попойки. Ну, давай за знакомство.

За знакомство

На эту тему: Эркин Тузмухамедов: «Большая часть напитков, которые продаются в магазинах, - просто бухло»

П. Б.: Хороший напиток! Шотландский. Это достаточно ординарный виски, не односолодовый, а просто купажированный.

KYKY: Чем, кстати, односолодовые круче?

П. Б.: Односолодовые делаются из одного сорта ячменя, у них яркий вкус. Но это всё для эстетов. Есть виски, который просто так пить невозможно: запах гари и торфа, привкус дыма. Этот виски считается более мужским, но я предпочитаю варианты поспокойнее. Вот Dewars – мой самый любимый виски.

KYKY: Я вот об односолодовых виски слышал, что их лучше пить чистыми – без воды и безо льда.


П. Б.:
Лёд всё-таки можно кинуть. Считается, что вкус некоторых сортов виски раскрывается именно с добавлением небольшого количество льда. Тем более что виски бывает и пятидесятиградусный. Или с долгой выдержкой – по 15 и даже по 25 лет. В них следует кинуть кубик льда, чтобы немного разбавить насыщенный вкус. Но это всё для прожжённых эстетов, а я себя к таким не отношу. Да и отдавать $50 за бутылку виски – это надо очень хорошо зарабатывать.

KYKY: А в Беларуси можно сделать виски такой же хороший, как шотландский?

П. Б.: Сложный вопрос. У них культура приготовления воспитывалась столетиями! По законам Шотландии бочка для виски используется только один раз, потом она разбирается и переправляется в Штаты, где её опять собирают и готовят в ней бурбон. Впрочем, если кто-то заморочится – думаю, сделать неплохой виски у нас можно. Ингредиенты все есть, интернет есть.

KYKY: То есть самогонную столицу Беларуси, Старые Дороги, можно превратить в город великого виски, известного во всём мире?

П. Б.: Сходу точно не получится. Но есть достаточно нетрадиционный японский виски, и по последним рейтингам он входил в десятку лучших сортов мира. Раз в Японии сумели изготовить приличный напиток – значит, и в Беларуси можно. Только качества тут мало, нужен ещё и хороший маркетинг. У нас уже пытались возродить крамбамбулю, и она так и не стала широко популярной. Почему – это уже вопрос не ко мне, а к маркетологам.

Я вот историю вспомнил. Мы были в Париже с гастролями. Дело было осенью или в начале зимы, мы ходили на Эйфелеву башню и все промёрзли, а в кафешках там ничего крепче пива и вина не подают. Мы решили для сугреву чего-нибудь выпить и отыскали неподалёку русский ресторан «Князь Игорь». Как всегда: русские музыканты, русская атмосфера, но нас поразило не это. Попросили водки. Спрашиваем: «А есть у вас к ней бочковые огурцы?» Официант: «Да, без проблем» – и достаёт пятилитровую банку с огурцами. Один из приятелей говорит: «А я вот водки не хочу, у вас, может, пиво есть?» – «Да, есть “Жигулёвское"». Приносит «Жигулёвское» с классической советской этикеткой, наливает в бокал – а оно и по вкусу такое же, как в старые времена, даже пенится так же! Делают в Германии где-то небольшими партиями. Так что для продукции важно не место, где её делают.

На эту тему: Дайте виски шанс: белорусская мечта. Часть первая

П. Б.: Я не очень люблю разведённый виски. Зачем портить продукт? Вот коктейли – да. Я сам люблю дома потчевать гостей коктейлями собственного производства. Я ничего не изобретаю – беру классические рецепты. Ту же Маргариту делаю, например. Хотя она и выглядит в своей большой рюмке как дамский напиток, но на самом деле ничего дамского в нём нет, он достаточно суровый.

KYKY: Ну, раз о коктейлях заговорили, я предлагаю за эксперименты.

П. Б.: Согласен!

За эксперименты

KYKY: Вернусь к обронённой фразе об алкоголе: нужны и качество, и маркетинг. Мне кажется, это в полной мере относится и к группе Trubetskoy.

П. Б.: Конечно, это важно в продвижении чего угодно. Может, у нас и есть сейчас недостатки в маркетинге. Вот с фильмом «Trubetskoy. The Band» был провал. Когда мы его выпускали, нам казалось, что он станет хорошим ответом на вопрос: «Что же такое группа Trubetskoy?». Но посмотреть фильм – это полчаса времени, а в наше время людям нужно очень быстро и лаконично показать, чего ты хочешь, что ты из себя представляешь.

Фильм-визитка "Trubetskoy. The Band" набрал на YouTube 36 тысяч просмотров. Пожалуй, это всё же не провал – но и не успех тоже.


KYKY: Хорошо, быстро и лаконично: что такое Trubetskoy?

П. Б.: Trubetskoy – это люди, которые любят музыку. Мы называем это «рок-н-роллом в чистом виде». Мы любим гитарную музыку, мы играем её живьём и получаем от этого удовольствие.

KYKY: Ну, такие определения я слышал уже сотню раз. Чем Trubetskoy отличается от всей этой сотни?

П. Б.: Мне кажется, у нас есть своё звучание, свой подход к аранжировкам, к звуку, да и к самим песням. Может, это не ново, но я надеюсь, что кому-то это будет интересно. По крайней мере, нам это пока интересно.

KYKY: В позднем «Ляписе» интересно не было?

П. Б.: Тот коллектив изжил сам себя. Мне, да и многим из ребят, там было психологически неуютно. Не хочется про это долго рассказывать. То, что сейчас происходит в нашем коллективе в плане взаимоотношений, мне нравится больше.

KYKY: То есть хотелось собрать команду, а всё остальное – второе дело?

П. Б.: Да, собрать команду, попробовать собственные силы, реализовать свои амбиции, если хочешь. Всё вместе.

KYKY: Насчёт сил. В «Ляписе» ты был серьёзной творческой силой?


П. Б.:
Основным генератором и идейным вдохновителем группы, конечно же, был Сергей Михалок. А мы были всего лишь исполнителями, воплощали идею, которую он приносил. Сейчас ситуация изменилась кардинально: всё приходится делать самим: писать музыку, придумывать тексты. Самое главное – не бояться показаться дураком или неадекватным. Приносишь какой-то набросок и говоришь: «Ребята, показываю в порядке бреда».

KYKY: А творческие идеи за времена исполнительства не замылились?

П. Б.: У нас есть палочка-выручалочка – наш саунд-продюсер Снорре Бергеруд. Во-первых, этот человек далёк от эстетики славянской музыки. Во-вторых, он обращает меньше внимания на тексты, поскольку не совсем их понимает. В-третьих, он сразу видит все наши музыкальные недочёты. Мы доверились ему, и мне нравится, как звучит результат – наши первые синглы.

KYKY: Ну, тогда давай за доверие.

За доверие

KYKY: Насчёт синглов. Буду честным: они мне не нравятся. Мне кажется, это ещё не песни, а только процесс поиска.

П. Б.: У меня и у самого есть вопросы к тому, что мы сделали, особенно в плане текстов. Это ведь проба пера. Многие думали: «Вот сейчас они возьмут старые лирические песни “Ляписов", Булатников запоёт для девочек, все будут счастливы». Нет, я изначально не собирался этого делать, хотя и понимал, что коммерчески это будет более выигрышно. Лавры Стаса Михайлова мне нахрен не нужны. Я делаю музыку с удовольствием, и я делаю это честно. Я не хочу в 40 с лишним лет морщить жопу ради каких-то лавров и выглядеть при этом смешно.

KYKY: Когда мы дождёмся от Trubetskoy первого хита?

П. Б.: Я уже поддал, конечно, стал самоуверенным, но я думаю, что в последнем сете мы записали два отличных трека, два хита. Конечно, сложно говорить, пока их никто не слышал, но всем нам кажется, что это хорошие песни. Плюс один дуэт-сюрприз – к концерту мы его должны выпустить.

Тот самый дуэт-сюрприз: песня «Гагарин», записанная с российским рэпером Лигалайзом. За 10 дней клип набрал 180 тысяч просмотров на YouTube.


KYKY: Хочется верить. У «Ляписа» хитов было предостаточно, а теперь две группы – и ни одна по-настоящему сильных песен пока не сделала.

П. Б.: Может, каждый из нас думал, что ключик у него в кармане, и можно забрать всё и сразу, но так не случилось. Но бывали ведь удачные примеры, когда коллективы распадались и вдруг возрождались в удачной новой форме. Вот наша любимая группа Foo Fighters – её же Дейв Грол собрал, когда не стало Nirvana.

KYKY: Trubetskoy хочет стать белорусскими Foo Fighters?

П. Б.: Было бы здорово.

KYKY: Значит, Trubetskoy хочет каждый год получать Grammy?

П. Б.: (смеётся) Как минимум белорусский Grammy!

KYKY: Слушай, у вас хитов нету, у Brutto песни скучнее и тупее «ляписовских»… Может, все хорошие песни в «Ляписе Трубецком» на самом деле трубачи писали?

П. Б.: Нет, песни писал Серёга. Может, магия была в том, что эти песни делали именно те люди и именно в том составе. Мелочей не бывает. Каждая мелочь – это ценная составляющая. Слушай, не знаю, как ты, а я хочу дальше безо льда пить.

Безо льда (и без тоста)

KYKY: Есть идеи, почему Сергей Михалок внезапно запретил вам петь его песни?

П. Б.: Я не знаю, что по этому поводу сказать: мы всё сказали в заявлении . С Сергеем мы не общаемся, о его заявлениях узнали, как и все, из соцсетей. Да я даже думать об этом не хочу. Мне неважно. Если честно, обрыдло уже молотить про это из интервью в интервью. Концерты, запланированные до заявления Сергея, будут сыграны так, как было обещано – с песнями «Ляписа». Практически все летние фестивали были заявлены до того, как было сделано заявление. А дальше – новый альбом. Дальше будет своё.

KYKY: Кстати, вам же не «Ляписов» играть запретили, а только песни Михалка. Какой это процент от песен «Ляписа»?

П. Б.: В «Ляписе Трубецком» Михалок писал практически всё. Есть песни, которые написал не он – «Курвы», например, написал бывший участник «Ляписа» Александр Ролов. Есть ещё каверы, которые мы делали с «Ляписом»: I Wanna Be Your Boyfriend группы Ramones, например. Правда, сейчас мы эти песни не исполняем.


KYKY:
Не боитесь потерять часть публики, когда перестанете «Ляписов» играть?

П. Б.: Конечно, опасения есть, но это нормально. Вся эта ситуация должна только подстёгивать нас на дальнейшее движение. Для чего в пруду щука? Чтобы карась не дремал. К тому же мы всё равно ощущаем себя молодым и начинающим коллективом. Может, интерес к нам и не совсем оправданный, но я адекватно смотрю на вещи.

KYKY: А интерес к Brutto, по-твоему, тоже завышенный?

П. Б.: Это не мне судить. Я честно скажу: я за творчеством Brutto не слежу. Послушал альбом, и мне неинтересно. К тому же мне не хочется заниматься ни сравнениями, ни гонками, ни соревнованиями. Так что я для себя решил: не смотрю и не слушаю. И чувствую себя нормально.

KYKY: Все эти вопросы о Михалке у тебя уже в печёнках, наверное, сидят?

П. Б.: Если честно, да. Я понимаю, что многим это интересно, но это неинтересно мне. Я устал уже полгода рассказывать об этом.

KYKY: Хорошо, а что тебе интересно?

П. Б.: Очень интересно сыграть 25 апреля концерт в Минске в рамках группы Trubetskoy. Для нас это знаковый концерт: здесь наша родина, здесь куча друзей, знакомых, родственников. «Ляписы» не играли в Минске уже лет шесть. Я понимаю, что многие будут снова нас сравнивать с Brutto, обсасывать эти сравнения – ну и неважно. Для коллектива это знаковое событие. Может, когда мы выпустим новые песни, настроения «они никто, кавер-группа» немного успокоятся, и мы сможем показать: мы самодостаточный коллектив, который тоже имеет право на существование.

KYKY: То есть разговоры о кавер-группе обижают?

П. Б.: Конечно, неприятно постоянно читать о том, что мы кавер-группа! Мы же все люди с амбициями. Мы хотим доказать, что мы состоявшиеся музыканты.

KYKY: Надо налить.

П. Б.: (фотографу Павлу Чаплину) Может, и ты с нами?

Павел Чаплин: Только если чуть-чуть.


П. Б.:
А у нас много-то и нет. Полбутылки всего.

KYKY: Уже без тостов можно, наверное.

П. Б.: Думаю, да.

Да к чёрту уже тосты

KYKY: Давай про идею поговорим. Trubetskoy принципиально отказывается от любых идейно-политических моментов. Почему?

П. Б.: Мы не хотим нести на сцену политику. Мне кажется, в рамках группы «Ляпис Трубецкой» мы уже сказали всё, что хотели, и выносить это на большую аудиторию дальше большого смысла нет. Время сейчас очень сложное, и у меня есть ощущение, что вносить раздрай в это время очень опасно. Но я не меняю ни флагов, ни убеждений. Я тот самый человек, который не один раз держал на сцене бел-чырвона-белы флаг. Я не поменял своё отношение ни к белорусской культуре, ни к белорусской мове, ни к белорусской истории. Да, я считаю, что наш флаг – БЧБ, наш герб – Пагоня, наш язык – белорусский. Но я не хочу призывать со сцены к чему бы то ни было.

KYKY: А вещи из творчества «Ляписа», связанные с политикой, вы играете?

П. Б.: На последних сетах мы постарались уйти от этого. Надоели гневные плевки со стороны и одних, и других, и даже со стороны автора. На наших концертах нет никаких призывов, никакой политики. Мне нравится, когда на концерт могут прийти и поклонники ранних «Ляписов», и любители позднего периода. Они ведь всегда в соцсетях срались между собой: «Ты true, а ты не true», а теперь ещё один распад добавился. Люди могут быть разных слоёв населения, разных политических взглядов, но на наших концертах они вместе поют песни, которые им нравятся. Это ж здорово.

KYKY: Были ли вы c Михалком друзьями когда-нибудь?

П. Б.: Я считал, что были. Так было на протяжении очень долгих лет. Мы даже детей друг друга крестили: я – его сына, он – мою дочь. Да, было время, когда я считал, что это мой лучший друг. Я потому и сказал, что сейчас с опаской говорю про лучших друзей. Теперь я говорю «большие приятели». Но, знаешь, мне не хочется муссировать эту тему.

KYKY: Давай ещё о смысловой составляющей. О чём вы людям хотите сказать?


П. Б.: Сам подумай: что должны говорить люди возрастом около сорока? Конечно, мы не можем петь только про цветочки и девчонок на дискотеке, это будет глупо. Но есть какие-то вещи вне времени. Вот, к примеру, взяли мы стихи Максима Богдановича и сделали из них рок-балладу. С этой песней вообще отдельная история. Гитарист наш, Руслан Петрович, принёс текст, и мы за одну репетицию сделали песню. Радостные – круто же, за день сделать песню! А потом выясняется, что в этот день у Богдановича был день рождения. Мне кажется, в этом есть какая-то мистика.

KYKY: Давай за Богдановича.

За Богдановича

П. Б.: Вообще, я считаю, что наш второй сингл получился более удачным.

KYKY: Вот тут соглашусь. Первый был совсем скомканный. К тому же получился полный провал с презентацией.

П. Б.: Даже не буду спорить. Скомканный получился, потому что мы показали всё, что у нас было. А вот со вторым синглом – мне было очень приятно, что песня моего авторства «Горад» победила в «Тузіне гітоў». Конечно, «Тузін гітоў» – не Grammy, но побеждать всегда приятно, тем более на родине. Особенно с учётом того, что это мой первый опыт написания текста на мове.

KYKY: Ты, кстати, в одном из интервью обронил фразу «Белорусское – это модно». Песни по-белорусски – это погоня за трендом?

П. Б.: Нет, дело не в моде, просто я ощущаю себя белорусом, для меня это как данность. Я не рождён в Беларуси, я здесь с двух лет, но мне кажется, я неплохо владею языком. Думаю я по-русски, но мне не нужен переводчик, чтобы читать, слушать и говорить на белорусском. Мне нравится культура Беларуси. Мне всегда казалось: живёшь в стране – павінен ведаць мову і гісторыю.

KYKY: Вот знаешь, чем меня распад «Ляписов» огорчил? Раньше была одна хорошая в плане идей группа, а теперь стало две группы со спорными идеями. У одних – ёлки и бас, у других – мяч, грач и «получат п**дюлей».

П. Б.: Знаешь, мы не говорим, что больше не будем петь песен другого смыслового направления. Но мне реально страшно, что случившееся с нашими соседями может повториться у нас. Моя родина, моя семья, мои друзья – не пустые слова. Я не хочу, чтобы кто-то из моих соотечественников мог пострадать. Каждый из нас, кто более-менее ответственен, должен это понимать. Сложное время. Но повторюсь: я своих убеждений не поменял.


KYKY:
Мне хочется сказать: «Слава Украине».

П. Б.: Героям слава! Можно, я ещё добавлю?

KYKY: Давай.

П. Б.: Жыве Беларусь!

KYKY: Жыве!

Жыве

У Павла звонит телефон.

П. Б.: (в трубку) Через полчаса заезжай за мной! (кладёт трубку) Жена подкалывает. Речь-то уже буксует.

У мяне руская мова таксама буксуе, таму я аўтаматычна пераходжу на больш звыклую беларускую. Павел пераходзіць за мной.

KYKY: Мне вельмі хочацца перастаць параўноўваць Trubetskoy і Brutto, але вы так адначасова пачалі, нібы і хацелі адказаць: «Яны зрабілі, дык і мы зробім!»
На словах «яны» і «мы» я чамусьці гучна стукаю па стале.

П. Б.: Ведаеш, калі кожны з нас пайшоў сваім шляхам, Сяргей казаў: «Бяры мае песні, выконвай, бо калі ніхто не будзе іх выконваць, гэта будзе глупства. У мяне ёсць Brutto, новы матэрыял, новая гісторыя». Што цяпер здарылася, мы і самі не разумеем. Гэта непрыемна, але не смяротна. То, что нас не убивает, делает нас…
Завісае паўза.

KYKY: Лепш.

П. Б.: Мацней.

KYKY: Угу. Слухай, я вось думаю: а што ваш гітарыст Руслан Пятровіч слухае?

П. Б.: О, у яго добры густ. Калі ты назіраў, ён не робіць модных запілаў – бо мы яму па руках (Павел таксама стукае ў стол) даем. У нас усе музыкі, ведаеш, такія… Разнапланавыя. І джаз, і які-небудзь System of a Down…

KYKY: О, System of a Down – выдатны гурт.

П. Б.: А ведаеш, чаму ён табе падабаецца? Таму што ў іх ёсць славянскія гармоніі!

KYKY: Але ж я і амерыканскую музыку люблю!


П. Б.:
Не маю нічога супраць амерыканскай музыкі, але віскі амерыканцы робяць гаўнячы. Я бурбон піць проста не магу. На смак ён прыемны, але назаўтра гэта кукурузная гісторыя так па башцэ дае! А ўвогуле, ведаеш, што галоўнае? Галоўнае – піць з правільнымі людзьмі з правільнай энергетыкай. Калі ты ўжываў з добрымі людзьмі, то не так і важна, што ўжываў. Спадзяюся, заўтра ўранку ты будзеш мяне добрым словам успамінаць.

KYKY: За гэта і вып"ем.

П. Б.: Будзь здаровы.

За правільную энергетыку

П. Б.: Я што яшчэ хацеў сказаць. Калі я ішоў на інтэрв"ю, я быў у курсе таго, што ты пісаў пра цыцкі і ўсё такое. Я разумею, што ты адэкватны. І я лічу, што такія журналісты і павінны быць. Ты не павінен нікому лізаць сраку. Я не хочу, чтобы кто-то писал, какой я п**датый чувак. Пиши как есть. У меня в жизни есть такой принцип: никогда не врать. По одной простой причине: у меня не очень получается. Если человек спросил, что я думаю, я ему отвечаю. Мне кажется, в этом и есть смысл интервью. Если я стану умничать и притворяться – кто эту херню читать будет? Мои ответы можно и так из интернета дёргать.

KYKY: Тым часам наша 0.7 скончваецца.

П. Б.: Здаецца, тут 0.75.

Павел колькі секунд разглядае бутэльку.

П. Б.: Слухай, тут літр!

KYKY: Ого! Гэта мы ўжо па 0,5 залілі?

П. Б.: Атрымліваецца так. Чытачы таксама ўбачаць, што мы з табой па 0,5 павалілі?

KYKY: Усё, я спыняю інтэрв"ю, бо я напіўся.

П. Б.: Допивать будем?

KYKY: Будзем.


На развітанне фатограф Паша спрабуе зрабіць пастановачнае фота. «А можно чуть улыбнуться?» Усміхаемся.

Свое первое интервью участники Trubetskoy дают по-белорусски, рассказывают об отдыхе от Михалка, переосмыслении песен "Ляписов" и о рвоте от "Яблонь"...

Павла Булатникова мы ждали ещё неделю назад. Тогда не срослось. А во вторник, 9 сентября, Павел всё же пожаловал к нам. Да не один. С бас-гитаристом Александром-Франтишком Мышкевичем. Павел, кстати, как и Александр, разговаривали с нами исключительно на родном языке!

Все творчество группы "Ляпис Трубецкой" будет переосмыслено

Еврорадио: Что такое Trubetskoy? Почему именно Trubetskoy, а не "Ляпис"?

Павел Булатников: "Ляпис" устойчиво ассоциируется у многих людей с Сергеем Михалком. Многие даже не знают, как его зовут, а знают как "Ляписа". А поскольку наш коллектив будет исполнять старые произведения "Ляписа Трубецкого", мы решили, что название Trubetskoy

будет кстати.

Еврорадио: Насколько это будут старые произведения? Это будут только песни "докапиталовского периода" или песни последних 7-ми лет вы также будете исполнять?

Павел Булатников : Это будут и те, и другие песни. Мы ничего не отметаем. Всё творчество группы "Ляпис Трубецкой" будет переосмыслено.

Алесь-Франтишек Мышкевич : Главное, что мы не будем искать никакой конъюнктуры, а будем исполнять то, что нам нравится из всего творчества "Ляписов".

Мы играем рок-н-ролл в чистом виде

Еврорадио: Какова идея нового проекта? Какой стиль?

Павел Булатников : Мы бы не хотели загонять себя в какие-то стилистические рамки. Мы играем рок-н-ролл в чистом виде.

Алесь-Франтишек Мышкевич : Проще говоря, на сегодняшний день в нашем мире сложилась такая ситуация, что отовсюду исходит много негатива. Мы больше хотим нести не какую-то личную музыкальную позицию, а позитив для человека, для слушателя разного возраста и разных классов.

Со 2-й или с 3-й песни люди начали кричать "Трубецкой", "Трубецкой". И ни одного возгласа "Ляпис" мы не слышали

Еврорадио: Когда ждать вашего выступления в Беларуси? Планируется ли новый альбом?

Павел Булатников : Мы очень надеемся, что в будущем сможем выступать в Беларуси, нам очень хочется, потому что давно не выступали на Родине. А насчет нового альбома - сейчас идёт работа над ним. Понятно, что у группы "Ляпис Трубецкой" было много гастролей, и руки не доходили до работы над новым материалом. Новую концертную программу, которую мы показали на нашем первом концерте на фестивале "Республика" в Каменце-Подольском, мы сделали за очень короткий период. Планов на самом деле гора.

Еврорадио: Кстати, как только вы презентовали проект, у вас на сайте значилось выступление в Минске. Позже вы его убрали. Почему? Концерт не разрешили?

Алесь-Франтишек Мышкевич : Пока мы не договорились на концерт в Минске, но ведутся переговоры, и, надеемся, через некоторое время мы договоримся. Сейчас комментировать это особо не можем.

Еврорадио: Вы вернулись из "Республики". На ваш взгляд, насколько успешно прошло выступление? Как вас воспринимала публика? Не было ли возгласов типа давай Михалка" и т.д.?

Павел Булатников : Мы опасались тенденции насчет "давай Михалка", но нас приняли очень хорошо. Я бы сказал, что это был такой даже фурор для нас. Это было неожиданно.

Алесь-Франтишек Мышкевич : Было интересно, что со 2-й или с 3-й песни люди начали кричать "Трубецкой", "Трубецкой". И ни одного возгласа "Ляпис" мы не слышали, что было удивительно для нас, конечно, потому что, по сути, мы приехали как новая группа, совершенно новая.

Павел Булатников: У нас была возможность показать новый коллектив с новым звуком публике. Мы решили, что это хороший шанс показать себя миру. И повод, чтобы понять, как мы сами себя ощущаем в новом качестве. Мы же не знали сами, как мы будем вести себя в этой новой "шкуре".

Еврорадио: Кстати, насчет фэнов. Как вам кажется, придётся ли заново завоевывать публику, которая отпала после поворота "Ляписа" в социально-политическую сатиру? За кем движет тот миллионный отряд фэнов - за "Трубецким" или Brutto?

Алесь-Франтишек Мышкевич : Мы никак не думали о том, что кого-то будет кто-то разделять! Мне кажется, что всегда были слушатели, которым нравился и старый репертуар, и новый. Каждый находил для себя определенный интерес и в том, и в другом творчестве. Теперь то же самое. Мы не ставим никаких целей вроде "давайте теперь разделим, и люди, которые больше любят альбомы "Рабкор"и "Матрёшка", будут идти только на Brutto, а остальные будут идти только за "веселухой". Ни в коем случае! Мы для всех играем. И для всех хотим нести позитив. И наша главная цель - объединить всех, а не разделять.

Теперь мы поём произведения, которые раньше пел Сергей. Но я исполняю по-другому

Еврорадио: Как правильно понимать: "Ляпис" распался или превратился в 2 новых проекта?

Павел Булатников : Есть факт - группа "Ляпис Трубецкой" больше не существует. И есть проект Trubetskoy и проект Brutto.

Еврорадио: Есть ли вероятность того, что однажды эти проекты снова станут одним?

Павел Булатников : На данный момент это невозможно.

Еврорадио: Слушатели пока полагают, что ни один из новых проектов не способен достичь успеха "Ляписов"...

Павел Булатников: Посмотрим (смеется).

Еврорадио: Когда-то вы говорили, что хотели бы некоторые песни отобрать у Михалка и петь их по другому. Те же "Русалки", например. И вот теперь ваша мечта сбылась?

Павел Булатников : Отобрать? Может я думал попытаться исполнить иначе? Но да, моя мечта осуществилась. Теперь мы поём произведения, которые раньше пел Сергей. Но я исполняю по-другому.

Еврорадио: Лучше?

Павел Булатников : Не знаю (смеется).

Я не нахожусь на сцене один - рядом со мной мои друзья

Еврорадио: Не страшно остаться на сцене одному, после того, как в течение 20 лет вы находились рядом с дружеским плечом Михалка?

Павел Булатников: Я не нахожусь на сцене один - рядом со мной мои друзья. Это музыканты, которые сцену знают с детского саду (смеются). Поэтому никакого страха у меня нет.

Еврорадио: "Ляпис" у многих ассоциируется именно с Михалком. Долго ли вы решались на подобный шаг - стоять во главе группы-преемника без т.н. лидера?

Павел Булатников: Как только было решено, что Сергей пойдёт другим путём, у нас не было сомнений по поводу продолжения нашего дела. Решение было молниеносным.

Еврорадио: Насколько вы готовы к роли лидера?

Павел Булатников : У нас в коллективе нет лидера. Мы все свободные люди, личности, мы коллективно принимаем какие-то решения. И мне, честно, не хотелось бы примерять на себя маску какого-то лидера.

Еврорадио: То есть, то, что сейчас делает группа, это исключительно коллективное творчество?

Павел Булатников: Да!

Еврорадио: Кто решает, какие песни будут играться?

Павел Булатников : Коллектив!

Еврорадио: Кто сейчас ответственный за тексты (имею в виду новые песни)?

Павел Булатников : Это тоже будут коллективные произведения. Мы постараемся (смеется).

Еврорадио: Кстати, о новых песнях. Вы их пишите?

Павел Булатников : Да, пытаемся и репетируем.

Еврорадио: А вы случайно не писали песни в "Ляписах", которые складывали в долгий ящик?

Павел Булатников: Нет-нет. Таким не занимался. Мне казалось, что не сподобил меня Всевышний на такие вещи. Но теперь уже я так не считаю (смеется).

Еврорадио: Собираетесь писать песни на тексты других авторов, как это было с "Не быть скотом" Янки Купалы?

Павел Булатников: Да. Есть предложения от наших друзей-авторов. Будем пробовать.

Еврорадио: По-белорусски будете петь?

Павел Булатников : Обязательно!

Еврорадио: Павел, не было ли желания привнести в "Трубецкой" техно, с которого вы, собственно, начинали?

Павел Булатников : Да, у меня было желание попробовать что-то делать с электроникой, но когда я услышал, как две гитары меняют аранжировки, я отказался от этой мечты.

Еврорадио: То есть, только рок-н-ролл?

Павел Булатников: Да (смеется).

Еврорадио: Наша слушательница просит спеть хотя бы маленький фрагмент песни "Яблони".

Павел Булатников: Нет. От песни "Яблони" меня уже тошнит. Другую ещё возможно, а "Яблони" - нет.

Еврорадио: Ваши поклонники хотят вернуть в группу трубачей Краба и Цыбулю и интересуются их судьбой.

Павел Булатников : К сожалению, я ничего не знаю о планах ребят. Владик, может, будет заниматься джазом - он всегда тянулся к джазу. Может сольный проект какой сделает.

Еврорадио: То есть, духовой секции в группе Trubetskoy ожидать не стоит?

Павел Булатников : Да некуда! (смеется). В составе с двумя гитарами! Что вы!

Еврорадио: Бедные трубы.

Павел Булатников: Бедные медные трубы (смеются).

Алесь-Франтишек Мышкевич : Мы хотим на самом деле отойти от того звучания, которое было. Поэтому и духовые инструменты мы не используем. Нас интересует именно новое звучание, в том числе и старых песен. Повторюсь, как Павлик сказал, что это будет рок-н-ролл. Мы хотели отойти от маршевого звучания, от ска-панка "Ляписов". Ведь, по сути, Trubetskoy - это новая группа с новыми людьми. Вот в чём дело!

Еврорадио: Чем музыканты Trubetskoy занимаются вне музыки? Есть ли вообще время на что-то другое?

Алесь-Франтишек Мышкевич : Сейчас, честно говоря, идёт давление на то, чтобы сделать новый материал, новый альбом, осмыслить группу - что это будет - сделать как можно лучше. Поэтому свободного времени сейчас у нас совсем нет, потому что всё направлено на работу. Надо работать, чтобы добиться какого-нибудь результата.

Павел Булатников: Да, свободного времени не было, и в прежней группе из-за плотного гастрольного графика. Максимум хватало, чтобы провести это свободное время с семьёй.

Еврорадио: Вы, Павел, сейчас живёте в Минске или Москве?

Павел Булатников : В Минске. Группа Trubetskoy базируется в Минске.

Распад "Ляписов" - это взаимный процесс, от которого все мы выигрываем

Еврорадио: Правда ли, что последние несколько лет вы, Павел, выступали в "Ляписах" через силу? И что то, что в последнее время делал Михалок, вам не нравилось?

Павел Булатников : Да нет. Мне всё нравилось, что мы совместно делали. Поэтому я бы так не сказал.

Еврорадио: Какие отношения у вас сохранились с Михалком?

Павел Булатников : С Сергеем мы вместе проводили очень много времени, даже больше, чем с родными и близкими. И в данный момент мы отдыхаем друг от друга.

Еврорадио: Михалок недавно написал обращение Ляписов, в котором рассказывает о взаимной ненависти в группе, возникшей из-за непонимания группой его дерзкой революционной позиции. Ваш пресс-атташе прокомментировал это фразой, что пора вызывать санитаров...

Павел Булатников : Мне нечего объяснять в этом заявлении. Лучше спрашивайте у него, что он имел в виду.

Еврорадио: Слушатели спрашивают: что вы думаете по поводу новой группы Михалка Brutto?

Павел Булатников: Не хотел бы комментировать, потому что это будет не этично.

Еврорадио: А ты, Алесь, что скажешь?

Алесь-Франтишек Мышкевич : Нравится! Что мне сказать!? Ну, класс! (смеется).

Еврорадио: И всё же. Только ли внутренние недоразумения заставили "Ляпис Трубецкой", группу на вершине популярности, оставить музыкальный Олимп? Или также влияли и внешние факторы вроде давления из-за российско-украинских дел, из-за запрета в Беларуси? Или просто группа действительно сказала всё, что хотела?

Павел Булатников: Это было решение Сергея Михалка. Но с другой стороны, это и взаимный процесс. Когда было принято решение, что коллектив перестаёт существовать, возникла такая центробежная сила, которая нас разнесла в разные стороны. Мы не хотим друг другу звонить, узнавать, как у кого дела. Есть много, чего не сказал Сергей, наверное, о том, что он не смог реализовать в "Ляписе Трубецком", но и у нас есть прекрасная возможность поднять, например, песни, которые мы галопом по Европам пробежали, но их не удалось показать на альбомах. Это взаимный процесс, от которого все мы выигрываем. Что такое выигрываем? Выигрываем творчески!

Я очень хорошо разливаю. У меня лёгкая рука

Еврорадио: Слушатели из Уфы спрашивают, будете ли вы выступать в тех городах, где выступали в своё время "Ляписы"?

Павел Булатников : Если будут предложения - естественно! Мы никакие города не вычеркиваем из своего графика. Приедем и в Россию, и в Украину, и в Прибалтику.

Еврорадио: Вопрос для Павла: как вы учились в школе, и какой ваш любимый предмет?

Павел Булатников : Ой, учился средненько. Был ярко выраженным гуманитарием, поэтому география, история, русская и белорусская литературы были ещё туда сюда, а всякие математики-физики-химии вообще никак. "Три" в лучшем случае (смеется).

Еврорадио: А ты, Алесь, лучше учился?

Алесь-Франтишек Мышкевич : Я ещё хуже! (смеются). У меня в четверти двойка сидела на двойке, что интересно, по русскому языку, русской литературе и математике. Учительницы русского языка меня не любили. А потом, когда я стал преподавателем в Институте современных знаний, моя математица сказала, что бросает работу учителя, потому что ничего не понимает! Заядлый двоечник преподаёт в университете! (смеются). Преподаватель! Лектор! Лекции ведёт! Говорили мне, кем ты будешь? Я говорил, что буду! Ещё увидите!

Еврорадио: Спрашивают, Павел, про вашу татуировку "Magister bibendi": после скольких лет беспробудного пьянства вы ее набили?

Павел Булатников : Я не считал (смеётся). Этой татуировке лет 7... Но она не означает только пьянство. Я очень хорошо разливаю. У меня лёгкая рука (смеются).

Еврорадио: Ещё вопрос от слушателей: был ли хоть один участник группы, который выступал против концерта "Ляписов" на Майдане?

Павел Булатников: Нет, таких людей не было. Мы знали о Майдане то, что туда пришли простые киевляне, которые таким образом хотели выразить своё отношение к происходящему в стране. Там не было никаких фашистов. Там была мирная акция. Хочу, чтобы люди об этом знали.

Алесь-Франтишек Мышкевич : Тем более, как мне кажется, там было много поклонников группы "Ляпис Трубецкой". Да и вообще, как в Киеве, нигде так не собирались на "Ляписах".

Павел Булатников : Мы ехали в Киев на сольный концерт. И пока мы туда ехали, большое количество наших друзей нам звонили и говорили, что мы не можем не выступить. Мы постоянно пели о гражданском обществе, о социальной справедливости. А в Киеве в этот момент происходили именно эти вещи. И мы видели, что такое Майдан. Майдан представлял собой победу гражданского общества. Люди были трезвыми. Убирали мусор. Они наводили порядок. Там витал дух, который не разрушает, а создаёт. Другое дело, что потом из этого сделали СМИ. Это не совсем то, что там было на самом деле.

Может ты приснишь ещё что-нибудь о Уэмбли и "Грэмми"?

Еврорадио: Наш слушатель спрашивает, Павел: "Кто занимался написанием песен для группы Bad Informers? Музыка, по всей видимости - детище клавишника. А англоязычные тексты? И где-нибудь есть возможность послушать материалы группы? Судя по сохранившимся видеозаписям выступлений материал был качественный и на очень достойном уровне, который не уступает зарубежным техно-аналогам.

Павел Булатников : Автором текстов был также наш клавишник Юрий Гуресёв, который уже много лет живет в Америке. Насчёт записей я не знаю - может, где-то они и сохранились, но у меня их нет. Но спасибо за добрые слова. На тот момент это был очень современный проект.

Еврорадио: Известно, Павел, что вы по образованию хореограф. Почему всё же музыка в вашем случае победила над танцем?

Павел Булатников : Увлечение музыкой у меня началось в лет 17, когда я учился в культпросветучилище. Я принимал участие в группе "Лицей". Наше первое выступление было на фестивале "На доўгім бродзе", и был очень фееричным (смеётся). Так музыка меня и захватила.

Еврорадио: Что из современной музыки вам нравится?

Павел Булатников: Ой, очень долго придётся перечислять.

Еврорадио: А хотя бы из белорусских?

Павел Булатников : "Крамбамбуля" и старый N.R.M.

Еврорадио: Александр, говорят, из-за работы в "Трубецком" ты постепенно отказываешься от участия в других проектах. По крайней мере, от Крамбамбули?

Алесь-Франтишек Мышкевич : Разумеется, было много вопросов по поводу того, что будет с другими проектами, которых у меня, как ни у кого, в Минске (смеется). Были разговоры по этому поводу с артистами, с которыми я работаю сейчас. Но я скажу просто: есть приоритеты, которые с течением времени становятся на свои места. На данный момент я пока не разошёлся с группами, но, если придётся, мне хочется остаться с музыкантами, с которыми работал, в хороших отношениях. Потому что каждый должен понимать, что это жизнь, которая с течением времени меняется, хочется чего-то нового. Я бы везде играл и везде остался, честно говоря. Но в определённый момент, думаю, я останусь только в "Трубецком".

Еврорадио: Кстати, мечтал ли ты в детстве играть в "Ляписах"?

Алесь-Франтишек Мышкевич : Я мечтал играть в "Крамбамбуле", N.R.M. и "Трубецком". Мои мечты сбылись (смеётся). Разве что кроме N.R.M., но в сольном проекте Лявона я исполняю песни N.R.M.. У меня дежавю. Сны снятся. Однажды в 12 лет приснилось, что я беру бас-гитару, а тогда я на басу не играл, и вдруг играю в "Энэрэме". Прошло время. Меня пригласил Лявон играть в своей группе "Крамбамбуля", я записал с ним альбом и начал играть песни N.R.M. А потом как-то приснилось, что я лабаю в "Трубецком" (смеются).

Павел Булатников : (смеётся) Может ты приснишь ещё что-нибудь о Уэмбли и "Грэмми"? (смеются все)

Алесь-Франтишек Мышкевич : А недавно мне приснилось, что мы играем в Карнеги-Холле. А потом я появился в Сан-Франциске и зашёл на студию "Металлики". Мне предложили с ними поджемить (смеются).

Еврорадио: Короче, не долго у вас будет этот басист.

Алесь-Франтишек Мышкевич: (смеется) Нет, я буду долго.

Павел Булатников: Он же только поджемит с "Металликой" (смеются).