Формирования ууд на уроках английского языка. Учебно-познавательные УУД на уроках английского языка на примере УМК «Spotlight

УУД – это обобщенные способы действий, открывающие возможность широкой ориентации учащихся, – как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися ее целей, ценностно-смысловых и операциональных характеристик. Таким образом, достижение «умения учиться» предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности, которые включают: 1) учебные мотивы, 2) учебную цель, 3) учебную задачу, 4) учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка) .
ФГОС второго поколения формулирует результаты образования по английскому языку на трех уровнях: личностном, метапредметном и предметном. Кроме того у учащихся формируются следующие виды универсальных учебных действий: способствуют развитию личностных качеств и способностей ребёнка. У ребёнка на начальном этапе обучения формируется представление о себе как о личности, когда он кратко рассказывает о себе. Ученик начинает осознавать, что существует другой язык и что он может в этой сфере общаться. Он начинает осознавать, для чего выполняются устные и письменные задания, для чего нужно выполнять домашние задания. Учащиеся знакомятся с традициями и обычаями других стран и начинают сравнивать их соответственно со своей страной. На этом этапе происходит нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей. Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают организацию и регулирование учащимися своей учебной деятельности. На начальном этапе обучение необходимо часто менять виды учебной деятельности, учитывая психологические и возрастные особенности учащихся. Доказана эффективность использования игр в процессе обучения, потому что они помогают естественному изучению языка. На начальном этапе учатся, играя и играя, развиваются и обучаются. И при этом важно научить учащихся регулировать свою игровую деятельность. Саморегуляция происходит при инсценировке сказок, при диалогической речи, при составлении рассказа по цепочке, по опорной схеме, по картинкам. Необходимо на начальном этапе научить детей прогнозировать свои результаты. При положительном результате у детей появляются позитивные эмоции, и повышается самооценка.

Познавательные универсальные учебные действия включают в себя:

- общеучебные; - логические; - действия постановки и решения проблем.

Логические УУД на начальном этапе ещё не сформированы, но тем не менее на уроке английского языка необходимо развивать у ребёнка логическое мышление, используя опоры (тексты, грамматический материал, лингвострановедческий материал и др.). При изучении грамматического материала целесообразно использовать геометрические фигуры. Например: подлежащее - четырехугольник, смысловое сказуемое - чёрный треугольник, именное сказуемое - заштрихованный треугольник, определение - ромб, обстоятельство – овал ит.д. При помощи геометрических фигур формируется моделирование. Анализировать учащихся можно научить при прохождении грамматического материала. Синтезировать – при монологической и диалогической речи или при выполнении упражнений в учебнике: - вставить недостающие слова, - вставить недостающие буквы, - завершить предложение, -заполнить таблицу, -догадаться о правиле образования степеней сравнения прилагательных и т.д. Постановка и решение проблем осуществляется при проектной деятельности младших школьников. Коммуникативные универсальные учебные действия способствуют продуктивному взаимодействию и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми. Учащиеся должны уметь слушать других, участвовать в коллективном обсуждении проблем. Для успешного решения коммуникативных задач учителю необходимо создавать на уроке благоприятный психологический климат. Чем благоприятнее атмосфера на уроке, тем быстрее происходит формирование коммуникативных действий. Более подробно мы остановимся на формировании личностных УУД.

Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить два вида действий:
- действие смыслообразования, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения, и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется; ученик должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него;
- действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор. Теперь рассмотрим пути формирования личностных УУД на уроке иностранного языка.

Личностные УУД Пути формирования личностных УУД
1. Положительное отношение к учению, к познавательной деятельности Упражнения, стимулирующие познавательную деятельность (найти информацию, дополнить текст, заполнить таблицы)
2. Желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся Работа с интересными текстами на различные темы, обсуждение тем
3. Желание осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению Анализ и синтез текста
4. Желание осваивать новые виды деятельности Разнообразие упражнений(ответы на вопросы, аудирование, заполнение таблиц, подготовка презентаций и докладов)
5. Желание участвовать в творческом, созидательном процессе Выполнение проектов, написание сочинений
6.Осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества Тексты и темы для обсуждения о семье, себе, о своем хобби и т.д.
7.Признание для себя общепринятых морально-этических норм Обсуждения поведения персонажей текстов и их действий
8.Осознание себя как гражданина, как представителя определенного народа, определенной культуры; Интерес и уважение к другим народам, проявление толерантности к проявлению иной культуры (социокультурный компонент) Тексты и темы для обсуждения по страноведению, о городах, достопримечательностях, знаменитых людях и событиях России и других стран
9.Создание у ученика целостной картины мира и понимания собственной личной ответственности за будущее планеты и человечества Тексты, упражнения, темы для обсуждения по экологии, страноведению. Работа в парах и группах.
10.Развитие критического мышления школьника, ценностных ориентаций, чувств и эмоций Анализ текстов, поведения персонажей, сопоставления явлений в родном и ин. языках.

Технологическая карта урока

Технологическая карта урока – что это? Понятие “технологическая карта” пришло в образование из промышленности. Технологическая карта в дидактическом контексте представляет проект учебного процесса, в котором представлено описание от цели до результата с использованием инновационной технологии работы с информацией. Сущность проектной педагогической деятельности в технологической карте заключается в использовании инновационной технологии работы с информацией, описании заданий для ученика по освоению темы, оформлении предполагаемых образовательных результатов.

Технологической карте присущи следующие отличительные черты: интерактивность, структурированность, алгоритмичность при работе с информацией, технологичность и обобщённость.

Для полноценного и эффективного использования технологических карт необходимо знать ряд принципов и положений, которые помогут работать с ней. Технологическая карта – это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов в школе и возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ на всех ступенях образования в соответствии с ФГОС второго поколения. Обучение с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий), в соответствии с требованиями ФГОС второго Технологическая карта предназначена для проектирования учебного процесса по темам.

Технологическая карта урока – это способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам. Такими параметрами могут быть этапы урока, его цели, содержание учебного материала, методы и приемы организации учебной деятельности учащихся, деятельность учителя и деятельность обучающихся.

Какова деятельность учителя при проектировании урока в условиях внедрения ФГОС НОО?

· четко определить и сформулировать для себя тему урока;

· определить место темы в учебном курсе;

· определить ведущие понятия, на которые опирается данный урок, иначе говоря, посмотреть на урок ретроспективно;

Определить и четко сформулировать для себя и отдельно для учащихся целевую установку урока - зачем он вообще нужен?

В соответствии с требованиями ФГОС к планируемым результатам освоения основных образовательных программ цели урока как образ ожидаемого результата должны быть:

1) предметными , ориентированными на формирование у учащихся конкретных знаний (понятий, правил, законов), умений объяснять и применять эти знания, действовать продуктивно в изучаемой области;

2) метапредметными , направленными на расширение опыта творческой деятельности учащихся по отношению к образовательному стандарту по предмету, формирование познавательных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий;

3) личностными , предполагающими ценностно-смысловую ориентацию учащихся в содержании учебного материала, ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях, формирование личностных универсальных учебных действий.

1.Спланировать учебный материал

2.Подобрать учебные задания, целью которых является:

Узнавание нового материала;

Воспроизведение;

Применение знаний в новой ситуации;

Применение знаний в незнакомой ситуации;

Творческий подход к знаниям.

3.Упорядочить учебные задания в соответствии с принципом "от простого к сложному".

4.Составить три набора заданий:

· задания, подводящие ученика к воспроизведению материала;

· задания, способствующие осмыслению материала учеником;

· задания, способствующие закреплению материала учеником.

5. Определить, с помощью каких педагогических технологий вы будете достигать поставленной цели:

Проблемно-диалогического обучения,

Деятельностного метода обучения,

Развития критического мышления,

Самостоятельной оценочной деятельности,

Информационно-коммуникационные,

Здоровьесберегающие.

Шаг 4.

Продумать "изюминку" урока. Каждый урок должен содержать что-то, что вызовет удивление, изумление, восторг учеников - одним словом, то, что они будут помнить, когда все забудут. Это может быть интересный факт, неожиданное открытие, красивый опыт, нестандартный подход к уже известному.

Шаг 5.

Разработка структуры урока, расчет времени, требуемого для каждого этапа и вида деятельности учащихся, подбор методических приемов и техник для каждого этапа урока.

Сгруппировать отобранный учебный материал. Для этого подумать, в какой последовательности будет организована работа с отобранным материалом, как будет осуществлена смена видов деятельности учащихся.

Шаг 6. Определение способов оценки результатов урока и рефлексии учащимися хода урока и результатов собственной деятельности.

Спланировать контроль за деятельностью учащихся на уроке, для чего подумать:

· что контролировать;

· как контролировать;

· как использовать результаты контроля

Задание ученикам по рефлексии их деятельности должно помогать им, найти ответы на ряд вопросов: «Что мы сегодня делали? Для чего это необходимо? Каков главный результат? В чем состоит приращение знаний по данной теме? Благодаря чему оно произошло? Какие возникли вопросы по теме? и т.п.»

Шаг 7.

Разработка домашнего задания, ориентированного на создание учащимися образовательных продуктов, объективирующих их личностные приращения как результат урока. При этом к домашнему заданию предъявляются те же требования, что и к оценочным заданиям в ходе урока: оно должно быть комплексным, предоставлять возможность обучающимися по своему выбору выходить на разные уровни выполнения задания и представления результатов.

Шаг 8.

Подготовить оборудование для урока. Составить список необходимых учебно- наглядных пособий, приборов и т. д. Продумать вид классной доски, чтобы весь новый материал остался на доске в виде опорного конспекта.

Структура урока освоения новых знаний, построенного на основе системно- деятельностного метода, имеет следующие этапы:

1. Мотивация к учебной деятельности ( эмоциональный настрой, создание ситуации успеха, интеллектуальная разминка, самоопределение к деятельности)

Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности по «открытию» нового универсального знания.

Цель: включение учащихся в деятельность на личностно- значимом уровне.

«Хочу, потому что могу».

1-2 минуты;

Приёмы работы:

Учитель в начале урока высказывает добрые пожелания детям; предлагает пожелать друг другу удачи (хлопки в ладони друг друга с соседом по парте);

Учитель предлагает детям подумать, что пригодится для успешной работы на уроке; дети высказываются;

Девиз, эпиграф («С малой удачи начинается большой успех», «Ум и сердце в работу вложи, каждой минутой своей дорожи»);

Самопроверка домашнего задания по образцу.

2. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном

учебном действии.

Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося

4-5 минут;

Для этого необходимо, чтобы учащиеся:

Воспроизвели и зафиксировали знания, умения и навыки, достаточные для построения нового способа действий,

Активизировали соответствующие мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификафия, аналогия и т.д.) и познавательные процессы (внимание, память и т.д.),

Актуализировали норму пробного учебного действия («надо» - «хочу» -

«могу»),

Попытались самостоятельно выполнить индивидуальное задание на применение нового знания, запланированного для изучения на данном уроке,

Зафиксировали возникшее затруднение в выполнении пробного действия или его обосновании.

3. Постановка учебной задачи.


Цель: обсуждение затруднений («Почему возникли затруднения?», «Чего мы ещё не знаем?»); проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить, или в виде темы урока.

На данном этапе учитель организует выявление учащимися места и причины затруднения. Для этого учащиеся должны:

1) восстановить выполненные операции и зафиксировать место - шаг, операцию, где возникло затруднение;

2) соотнести свои действия с используемым способом (алгоритмом, понятием и т.д.), и на этой основе выявить и зафиксировать в речи причину затруднения

Те конкретные знания, которых недостает для решения поставленной задачи и задач такого типа в целом.

Методы постановки учебной задачи: побуждающий от проблемной ситуации диалог, подводящий к теме диалог.

4. Построение проекта выхода из затруднения.

Цель: построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять, как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще.

На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель (целью всегда является устранение причины возникшего затруднения), строят план достижения цели, определяют сроки, выбирают способ и средства. Этим процессом руководит учитель (подводящий диалог, побуждающий диалог, мозговой штурм и т.д.).

Одной из лучших и эффективных форм организации деятельности учащихся на данном этапе является работа в парах, группах. Очень важна на этом этапе роль учителя. Необходимо обеспечить учащихся групп всем необходимым для поисковой- исследовательской деятельности, дать четкий инструктаж по порядку работы, все заметить и своевременно оценить. Итак, каждая группа получает свое задание, изучает и предъявляет на всеобщее обсуждение. Очень важно, что в группе дети сидят в кругу

«глаза в глаза», а не «глаза в спины». Работа в группах позволяет вовлечь в учебную деятельность одновременно всех учеников, что достаточно сложно сделать во время фронтальной работы.

5. Реализация построенного проекта.

Цель: построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще.

На данном этапе осуществляется реализация построенного проекта: обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися, и выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково. Построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение. В завершение уточняется общий характер нового знания и фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения.

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Цель: проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала.

Первичное закрепление осуществляется через комментирование каждой ситуации, проговаривается вслух установленные алгоритмы действия

· Что делаю и почему?

· Что идет зачем?

· Что должно получиться?

4-5 минут;

Способы: фронтальная работа, работа в парах;


Средства: комментирование, обозначение знаковыми символами, выполнение продуктивных заданий, выполнение заданий с проговариванием в громкой речи

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет.

4-5 минут;

При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задание на новое знание и осуществляют его самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. Для учащихся, допустивших ошибки, необходимо предоставить возможность выявления причин ошибок и их исправления. В завершение организуется рефлексия хода реализации контрольных процедур. Эмоциональная направленность этапа состоит в организации для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшее освоение новых знаний.

8. Включение в систему знаний и повторение.

Цель: включение «открытия» в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного.

7-8 минут;

Сначала предложить учащимся из набора заданий выбрать только те, которые содержат новый алгоритм или новое понятие;

Заем выполняются упражнения, в которых новое знание используется вместе с изученными ранее.

При повторении ранее изученного материала используются игровые технологии. Это создаёт положительный эмоциональный фон, способствует развитию у детей интереса к урокам.

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока).

Цель: осознание учащимися своей УД (учебной деятельности), самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

2-3 минуты;

На данном этапе фиксируется изученное знание и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности. В завершение соотносятся поставленная цель и результаты, фиксируется степень их соответствия, и намечаются дальнейшие цели деятельности.

Какую задачу ставили?

Удалось решить поставленную задачу?

Каким способом?

Какие получили результаты?

Что нужно сделать ещё?

Где можно применить новые знания?

Приёмы рефлексии: «Лесенка успеха», «Дерево успеха», «Светофор»,

«Рефлексивный экран» (Я узнал. Я запомнил. Я удивился. Я могу похвалить себя за), «Карта настроения», «Смайлики».

Естественно, что описанные этапы урока в их полноте реализуются не сразу, а постепенно, в соответствии с возрастными особенностями развития детей.

В условиях введения новых образовательных стандартов изменились подходы к современному уроку. Он должен быть личностно-ориентированным, деятельностным, компетентностным, здоровьесберегающим. Ситуация современного урока - это ситуация

расставания с уроком строгим, характеризующимся порядком, проверенной регламентацией, дисциплиной, исполнительностью учеников, подчиняющихся учителю, и

встреча с уроком свободным, характеристики которого рождаются по велению культуры, но не сами по себе, а благодаря усилиям педагога, выстраивающего свободный урок.

Формирование УУД средствами современных образовательных технологий.

В данной статье описываются разнообразные виды заданий, используемых в моей педагогической работе на уроках английского языка в рамках ФГОС: индивидуальная работа, работа по дифференцированным заданиям, работа в группах, создание проекта, портфолио.

Формирование УУД

на уроках английского языка в начальной школе

Из опыта работы учителя английского языка

МОБУ "СОШ №3" г. Оренбурга

Клуновой Валентины Алексеевны

«Ученик - не сосуд, который надо наполнить,

а факел, который необходимо зажечь».

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию «научить учиться» , а не только освоение обучающимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.

Стандарты второго поколения определяют следующие цели обучения иностранному языку :

  • Развитие иноязычной коммуникативной компетенции в совокупности её составляющих: речевая, языковая, социокультурная/межкультурная, компенсаторная, учебно-познавательная компетенции.
  • Развитие личности учащихся.
  • Формирование и развитие универсальных учебных действий (УУД).

Я работаю по УМК Быковой Н.И., Дули Д., Поспеловой М.Д., Эванс В. «Английский в фокусе» для начальной школы общеобразовательных учреждений (2-4 классы). Формирование УУД в УМК Быковой Н.И. предлагает широкий спектр увлекательных заданий, позволяющих расширить и углубить изучаемый материал.

Личностные универсальные учебные действия способствуют развитию личностных качеств и способностей ребёнка.

Формирование Личностных УУД:

- Рассказ о себе, своей семье. (Действия самоопределения)

Рассказ о своей игрушке.

Личностные УУД делают учение осмысленным, обеспечивают значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Личностные УУД выражаются формулами «Я и моя семья», «Я и другие люди», «Я и общество», «Я и школа», «Я и познание», «Я и Я», что позволяет ребенку выполнять разные социальные роли («сын или дочь», «школьник», «ученик», «собеседник», «одноклассник», «гражданин» и др.).

Ситуации общения в УМК приближены к жизни и соответствуют образовательным и воспитательным целям, а также интересам и возрастным особенностям младших школьников, что повышает их мотивацию. Во втором классе все модули начинаются со слова “my”: «Моя семья», «Мой дом», «Мои игрушки» и т. д. В третьем и четвертом классах тематика также охватывает ближайшее окружение ученика, и дети рассказывают, читают, пишут о своей любимой еде, праздниках, школе, друзьях и т. д.

Примеры заданий:

- Диалог со сверстниками и учителем. (Действия самоопределения)

Использование групповой формы работы. (Действия самоопределения - Ученик задает вопросы одноклассникам)

Знакомство с традициями и обычаями родной страны и страны изучаемого языка. (Действия смыслообразования) Учащиеся учатся объяснять, для чего я изучаю английский язык, в какой ситуации мне пригодятся знания, полученные сегодня на уроке.

Формирование личностных УУД эффективно осуществляется с помощью раздела УМК «Портфолио», в котором учащимся предлагается выполнить проект или творческое задание. (Действия нравственно-этического и нравственно-эстетического оценивания материала).

Для формирования личностных УУД с вышеуказанной целью я обращаюсь к разделу “Spotlight on Russia”, в котором предлагаются тексты о России по различной тематике. Задания этого раздела не только позволяют сформировать у учащихся способность в элементарной форме представлять родную культуру на английском языке, но также формируют личное, эмоциональное позитивное отношение к себе и окружающему миру. Выработать жизненную позицию в отношении мира помогают задания в разделе “Spotlight on English-Speaking Countries”. Знакомство с различными аспектами жизни англоговорящих стран помогает воспитать у учащихся толерантность, уважение к другим народам, принятие их ценностей, обычаев и традиций. Разделы “Spotlight on Russia” и “Spotlight on English-speaking Countries” изучаются параллельно, что помогает формировать у учащихся целостную картину мира.

Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают организацию и регулирование учащимися своей учебной деятельности и формируются при помощи:

Игры в процессе обучения.

Разыгрывания диалогов.

Составления рассказа по цепочке, по опорной схеме, по картинкам.

Тестовых заданий для самоконтроля.

Пример «Введение в тему урока» с помощью разгадывания ребуса.

Действия целеполагания. Ученики определяют цель урока с опорой на наглядность и решая ребус. Ребята называют тему урока и задачи.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ГРУППОВОЙ ФОРМЫ РАБОТЫ

Игра «Детективы»

Групповая работа (3 группы)

Каждая группа получает описание портрета человека и разрезанные части портрета. Ребята в группах читают описание портрета человека, переводят и из разрезанных частей составляют портреты. У каждой группы разные описания и портреты. (2-3 мин). Каждая группа представляет свой портрет и описывает его. Ученики сопоставляют свои портреты с правильными на слайде.

Игра «Художники»

Групповая работа (3 группы)

Ученики рисуют (обводят по кальке) картинку-игрушку и описывают её.

Регулятивные УУД помогают учащимся обеспечить организацию своей учебной деятельности. Они включают в себя целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекцию, оценку, самооценку и саморегуляцию. Пусть эти научные слова вас не пугают. С целеполаганием, планированием и прогнозированием учащимся поможет справиться модульная страница, на которой написано, что узнают учащиеся в этом модуле, что они научатся делать. Детям предлагается пролистать страницы модуля; спросить их: «Как вы думаете, какой текст познакомит нас с …? Какое задание вам нравится больше всего? Как вы думаете, что мы научимся делать, работая с … параграфом?» и т. д. Модульную страницу можно обсудить на русском языке, и в начальной школе на уроках английского языка при двух часах в неделю совершенно очевидно, что планировать и ставить цели учащиеся могут только в сотрудничестве с учителем.

Для формирования навыков самоконтроля и коррекции в УМК предлагаются разделы “I love English” и “Now I know”. С первым учащиеся работают дома, сверяются с учебником, а затем задание проверяется в классе. Второй раздел предназначен для самостоятельной работы в классе: выполняя задания, дети сверяют ответы с правильным вариантом, который учитель пишет на доске, и подсчитывают количество правильно выполненных заданий. Они видят, какие понятия еще нуждаются в доработке и с помощью учителя планируют действия для достижения более высокого результата. (Действия прогнозирования. - Предположить, какими знаниями и умениями ты будешь владеть после изучения этой темы. Действия контроля. - Самостоятельно проверить и оценить результаты своей работы. Действия коррекции. - Выполнить работу над ошибками.)

Выполнение теста (Действия контроля и самоконтроля. Самостоятельно проверить и оценить результаты своей работы по предложенной шкале.)

Индивидуальные карточки (дифференцированные задания) для создания ситуации успеха для каждого ученика. (Действия контроля, самоконтроля и взаимоконтроля.)

Разыгрывание диалогов. Парная работа. Опираясь на образец, ученики составляют мини-диалоги. (Целеполагание. Планирование действия.)

Познавательные универсальные учебные действия:

1) общеучебные;

2) логические;

3) действия постановки и решения проблем.

Примеры:

1) общеучебные

Работа с текстами - обучение чтению.

Умение выделять главное;

Умение строить высказывания с опорой на картинки;

Понимание содержания текста;

Составление собственного оригинального текста на основе текста-образца.

Работа с текстами - обучение аудированию.

Извлечение необходимой информации из прослушанных текстов. Прослушав текст или слушая его, учащиеся овладевают следующими общеучебными УД: соотнести картинки с именами и вписать соответствующую букву, сделать альтернативный выбор, закончив предложение, пометить ответ в таблицу.

2) логические

Работа с грамматическим и лексическим материалом. Учить анализировать.

3) постановка и решение проблем осуществляется при проектной деятельности

Нарисуй и расскажи о своей любимой игрушке.

Коммуникативные УУД

Формируются во всех видах речевой деятельности:

 аудировании,

 говорении,

 чтении,

 письме.

Это умение слушать и вступать в диалог со сверстниками и взрослыми в пределах речевых потребностей и возможностей младшего школьника. Совершенствуются общеречевые коммуникативные умения, например, начинать и завершать разговор, используя речевые клише.

  1. Умение слушать и вести диалог. В начальной школе это три типа диалогов: элементарный этикетный диалог в ограниченном круге типичных ситуаций общения, диалог-расспрос и диалог-побуждение к действию. Формируются следующие УУД: умение слушать собеседника и вести диалог, поддерживать беседу, задавая вопросы и переспрашивая; отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу; соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.
  2. Умение работать в паре. Формируется умение взаимодействовать с окружающими, выполняя разные социальные роли, а также умение планировать свое речевое и неречевое поведение.
  3. Умение работать в группе. Коммуникативные действия обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничества партнера и самого себя.

Правила нашей работы:

  • Детям должно быть интересно учиться, важно, чтобы они с большим желанием шли на
  • Родители должны видеть положительные результаты работы детей.
  • Преподаватель должен получать удовольствие от каждого занятия с детьми.

Я считаю, что программа формирования УУД актуальна, и каждый учитель, внимательно прочитав ее, сможет увидеть урок через призму УУД и будет учить детей учиться. Хочется закончить свои мысли цитатой немецкого философа и социолога XIX века Георга Зиммеля: «Человек образованный — тот, кто знает, где найти то, чего он не знает».

Рассмотрим познавательные учебные действия, что они представляют

Познавательные УУД

В основе успешного применения этих учебных действий-выбранный УМК.

Мы работаем по серии УМК «Английский в фокусе»- «Spotlight». Этот УМК отвечает всем требования ФГОС.

Современность курса в частности рубрика Study Skills, включающая описание способов учебной деятельности, советы и рекомендации школьникам по развитию разнообразных учебно-познавательных умений необходимых в процессе освоения английского языка.

Рассмотрим учебник 7 класса. В каждом новом модуле грамматический справочник дается в рубрике «Grammar reference», с заданием Study the theory box(изучи теорию) и тут же даются задания на закрепление нового грамматического правила. Find examples (найди примеры). Общеучебные действия развиваются грамматическим справочником, представленным по модулям. Благодаря материалу справочника учащиеся применяют умения пользоваться справочным материалом, действовать по образцу, работать с таблицами. Что нам это дает?

Новый грамматический материал представляется учащимся в виде элемента исследования и самостоятельного подведения под понятие.

Например, в первом модуле рабочей тетради дается задание на использование глаголов в Present Simple или Present Continuous (стр. 5 №3). Первый вариант по которому работают учащиеся - самостоятельно изучают справочную информацию и применяют ее на практике. Совместная проверка и исправление ошибок позволяют проанализировать и подвести под понятие новое правило. Таким образом происходит организация деятельности учащегося по осмысления изучаемого явления, анализ имеющегося языкового речевого опыта.

Второй вариант, учитель, не объясняя правило, дает по 1 правильному образцу выполнения на Present Simple и Present Continuous.

Учащиеся анализируют изменения в глаголах, применение Do/Does применение глагола to be и окончания - ing, сравнивают, подводят под понятие, что такое Present Simple и Present Continuous. Закрепляют тему справочным материалом.

В данном УМК коммуникативный-когнитивный подход к обучению иностранного языка, развивает и воспитывает в школьниках потребность пользоваться английским языком как средством общения, познания, самореализации.

Учебное пособие состоит из 8-10 тематических модулей, каждый из которых включает 9 уроков.

Новый лексико-грамматический материал в основном содержится в первых трех уроках модуля. Его освоение организованно через интеграцию всех видов речевой деятельности.

Такой подход поддерживает высокую мотивацию для развития устной и письменной речи. Новая лексика вводится в словосочетаниях. Создаются речевые ситуации, в которых развиваются умения строить речевые высказывания.

В первом же модуле (стр. 6 №1), в первом задании учащиеся проявляют умение извлекать информацию из прослушанного текста, действуют по образцу, строят речевые высказывания.

  1. Listen to the sounds.

What can you see, smell, and hear?

How do they make you feel: stressed/ relaxed/free/ worried/happy/lonely…

b) Use the phrases and your own ideas…

Наиболее успешными в использовании логических УУД являются проекты. На всех этапах работы над проектом используются все компоненты обще учебных и логических УУД.

В конце каждого модуля, представлена страница Extensive reading, рубрика Writing №4 включает Project по пройденной теме.

Например, проект, данный в завершении 3 модуля.

Этапы работы над проектом включают следующие задачи:

Развитие умений работать в группе

Передать сюжет сказки с русского на английский язык(монологическая речь)

Выведение морали

Результат проекта - книга сказок

Этапы и УУД

Обще учебные УУД

Логические УУД

Распределение работы на кол-во участников

Самостоятельный выбор сказки

Анализ лексики, выделение ключевых слов

Обсуждение путей перевода: смыслового и дословного

Умение работать с текстом, пользоваться справочным материалом

Сравнение выражений на английском и русском языке

Распределение ролей

Определение основной и второстепенной информации

Анализ работы с текстом

Самостоятельная работа

Структурирование знаний, понимание и адекватная оценка языка

Подведение под понятие, перевод прямой речи в косвенную

Промежуточное обсуждение. Работа над структурой переведенного текста.

Применение методов информационного поиска с помощью компьютерных средств, построение пересказа, монолога.

Решение проблемы творческого и поискового характера

Защита проекта

Рефлексия, оценка результатов деятельности

МБОУ гимназия №2

Учебно-познавательные УУД на уроках английского языка на примере УМК « Spotlight »

Даниелова А.В

Дюльгарова Д.Ф.

ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ (УУД) НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Соколова М. С.

ГБПОУ «Лысьвенский политехнический колледж»

Еще в XVI веке величайший английский философ Френсис Бэкон утверждал, что время – это величайший из новаторов. Сегодня мы как никогда чувствуем актуальность данной идеи. Инновационные тенденции и явления становятся реалиями каждого нового дня. Одной из актуальнейших задач современного образования в таких условиях становится формирование активной личности, способной не просто адаптироваться к меняющимся условиям жизни, но и самой являться двигающей силой прогресса. Центр тяжести школьного и дальнейшего образования смещается сегодня с обыденного усвоения определенной суммы факторов на формирование потребности и умения самостоятельно ориентироваться в постоянно растущем потоке информации и пополнять свои знания. Новый стандарт образования реализует системно-деятельностный подход в обучении, в котором учащийся занимает активную позицию, выступает в роли инициатора, творца, а не занимает пассивную позицию слушателя. В стандартах нового поколения во главу угла ставятся универсальные учебные действия. Основным приоритетом системы образования декларируется формирование у школьников и студентов общеучебных умений и навыков, а также способов деятельности. Новые государственные документы в области образования, в частности новый Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС), трактуют важнейшую задачу иноязычного образования как формирование универсальных метапредметных учебных действий, обеспечивающих развитие умения учиться, способности к самостоятельной работе над языком, а, следовательно, способности к саморазвитию и самосовершенствованию .

Важнейшим фактором, обеспечивающим достижение данной задачи, является особый характер учебной дисциплины «Иностранный язык». Её принципиальное отличие от иных учебных предметов заключается в том, что общеобразовательные цели реализуются посредством формирования коммуникативной компетенции. Из этого следует, что преподавание иностранного языка как предмета «в себе» невозможно. Язык выступает средством достижения других целей – коммуникативной, в первую очередь.

Содержание коммуникации определяется широким кругом тематических интересов и задач, сформулированных программой по иностранному языку, соответствующей ФГОС. Так, в программе по английскому языку для студентов первого курса для изучения предлагаются следующие темы: «Семья и семейные отношения», «Общественная жизнь», «Хобби, досуг», «Физкультура и спорт, здоровый образ жизни», «Магазины, совершение покупок», «Россия», «Англоговорящие страны», «Путешествия», «Научно-технический прогресс», «Экология» и другие, то есть охватываются различные исторические, социальные, культурно-нравственные аспекты жизни общества . Другими словами, темы метапредметны или релевантны и для других дисциплин. Очевидно, что в полной мере созданы условия для реализации результатов освоения предметной области «Филология» и освоения иностранного языка в частности, которые сформулированы следующим образом «формирование гражданской, этнической и социальной идентичности, позволяющей понимать, быть понятым, выражать внутренний мир человека» . Всё это в очередной раз подтверждает невозможность освоения дисциплины «Иностранный язык» в отрыве от других научных областей, общекультурных ценностей и концепций.

Сам тип коммуникации, свойственный для уроков английского языка, также способствует формированию универсальных учебных действий.

Вовлечение учащихся в различные виды речевой деятельности и моделирование реальных ситуаций общения не только ускоряет процесс освоения языка и расширяет зону его применения, но и косвенно способствует формированию универсальных учебных действий, то есть развивает умения, применимые на разных этапах образовательной деятельности и в рамках всех дисциплин. Такие умения условно разделяют на четыре группы: регулятивные, личностные, познавательные и коммуникативные.

Действия регулятивного характера направлены на обеспечение организации учебной деятельности. Это прежде всего целеполагание, планирование этапов работы, поиск средств достижения поставленных целей, самоконтроль и самокоррекция. Среди типовых заданий для учащихся предлагаются следующие :

1. постановка цели, организация этапов работы («Look at the title of the lesson and say what the text below may be about»);

2. самокоррекция и самоконтроль («Check your progress»);

3. регуляция эмоциональных состояний, в том числе и саморегуляция («What advice would you give to the girl?»).

К коммуникативным универсальным учебным действиям относят умения вести диалог, четко и лаконично выражать собственные мысли, оформлять их в грамотные речевые образцы, использовать языковые единицы в надлежащем контексте, исполнять прагмалингвистические нормы ведения диалога. Роль данной группы учебных действий невозможно недооценить. Овладев вышеуказанными умениями в рамках обучающих коммуникативных ситуаций, учащиеся более успешно строят свою спонтанную коммуникацию. Так, с формированием коммуникативных универсальных учебных действий решаются вопросы успешной социальной интеграции посредством повышения социальной компетентности студентов. Наиболее важными в этом отношении умениями являются монологическая и диалогическая речь. На протяжении всего процесса обучения английскому языку происходит систематическое развитие этих умений, начиная диалогами-расспросами и заканчивая диалогами на основе обмена мнениями. Совершенствуются навыки ведения монолога и полилога.

Можно представить следующие примеры типовых заданий по формированию коммуникативных универсальных учебных действий :

1. языковая компетенция: отработка языкового материала для его последующего использования в речи («Read the quotations and explain in your own words what each of them means»);

2. социолингвистическая компетенция: грамотное использование языкового материала в соответствующих ситуациях общения («Role play. Should professional sport be prohibited?»);

3. дискуссионная компетенция: способность понимать собеседника и строить в ответ свои речевые высказывания таким образом, чтобы быть понятым («Divide into two groups supporting one of the statements below. Discuss»);

4. речевая компетенция: способность понимать предъявляемый зрительно или на слух текст, порождать на основе услышанного речевые высказывания («Listen to how three people speak about risk taking and complete the chart»);

5. информационная компетенция: способность ориентироваться и использовать в учебной деятельности различные источники информации («Produce leaflet Sport in our city/town»).

Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся: знание социальных ролей и умение «примерять их на себя», профессиональную ориентацию, формирование нравственных ориентиров, жизненных ценностей. Решению этой непростой задачи способствуют типовые задания на формирование личностных универсальных учебных действий, например :

1. самоопределение жизненное, личностное и профессиональное («Is it always good to be on your own. Continue the sentences»);

2. критическое осмысление морально-нравственных основ поведения («Speak about teen problems»).

Среди познавательных универсальных учебных действий, формирующихся в том числе и на занятиях по английскому языку, выделяют такие действия как навыки работы с текстом, анализ, синтез, структурирование, умения различать важную и второстепенную информацию. Среди типовых заданий можно выделить следующие :

2. смысловое чтение («Read the two versions of advice given to one of the teenagers by the agony aunt and answer the questions»);

3. задания, направленные на развитие логического мышления («Be ready to answer the donor’s questions: think what questions may be asked»);

4. задания на развитие комбинаторного мышления («Link each of these sentences with a corresponding time expression»).

Особое внимание в приведенном перечне типовых заданий заслуживает такой вид деятельности как чтение. Оно выступает не только инструментом формирования языковых и речевых навыков и умений, но и целью обучения, предусматривающей формирование и развитие всех УУД: познавательных личностных, коммуникативных и регулятивных. Согласно Соколовой Е. В., чтение – это мотивированный, рецептивный, опосредованный вид речевой деятельности, нацеленный на извлечение информации из письменно-фиксированного текста, на основе процессов зрительного восприятия, произвольной кратковременной памяти и перекодировки информации . ФГОС ставит перед дисциплиной «Иностранный язык» задачу дальнейшего развития всех видов чтения (ознакомительного, изучающего, поискового) аутентичных текстов различных жанровых направлений из разных областей знания.

Универсальность работы с отрывками из произведений, репортажами, рецептами, статьями, проспектами, буклетами , инструкциями заключается в том, что они представляют собой содержательный стержень для развития коммуникативной компетенции. Следует отметить, что с точки зрения формирования УУД работа с текстом не всегда представляется простым процессом. Наблюдения и личный опыт показывают, что зачастую студенты оказываются беспомощными перед текстом ещё на предварительном этапе работы с ним. Умение читать не тождественно овладению рациональными приемами чтения и умению критически оценить содержание прочитанного. Вместе с тем грамотно построенная работа над текстом может стать опорой для достижения предметных, метапредметных и личностных результатов.

На работу с текстом направлены такие формы заданий, как:

1) анализ заголовка;

2) составление плана текста, разделение его на структурные части;

3) вопросно-ответные упражнения;

4) упражнения на воспроизведение содержание текста с опорой и без нее;

5) инсценировка;

6) творческие задания, направленные на переработку прочитанной информации и другие .

Ценность грамотно организованной и проведенной работы с текстом трудно переоценить. Формированию коммуникативных УУД способствуют интегрированные коммуникативные задания, направленные на развитие навыков говорения, аудирования, письма. Такие задания становятся основой межличностного общения, в котором его участники учатся выражать свою позицию по обсуждаемой проблеме, аргументировать её, влиять на мнение собеседника, находить совместные решения. Формирование личностных УУД реализуется путем критического осмысления содержания текста. Участник коммуникации учится пропускать информацию сквозь призму собственных морально-этических норм, нравственных ценностей и давать свою оценку прочитанному. Познавательная инициатива, интерес, мотивация к прочтению, проявление волевого усилия для осуществления данной деятельности способствуют формированию полноценных регулятивных и познавательных УУД.

Так, сбалансированная отработка все видов чтения и грамотно составленный алгоритм выполнения дотекстовых, текстовых и послетекстовых заданий не просто реализует стратегию развития навыков чтения, но и формирует весь спектр универсальных учебных действий. По такому же принципу работает вся система обучения в рамках дисциплины «Иностранный язык».

Правильно подобранные методические приемы и способы для целенаправленной работы над формированием всех видов УУД станут не только основой реализации обучающей цели дисциплины, но и положительным образом повлияют на формирование полноценной самостоятельной активной личности.

1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования: Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ

2. Федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования : Приказы Министерства образования и науки Российской Федерации

3. Безкоровайная Г. Т. Planet of English. Учебник английского языка для учреждений НПО и СПО (+ CD-ROM). – Академия (Academia), 2014

4. Голубев А. П. Учебник для студентов учреждений среднего профессионального образования. Английский язык для технических специальностей. – Академия (Academia), 2013

5. Соколова Е. Н. Методика обучения иностранным языкам. – М.: АСТ, 2010.