Галерея тейт лондоне английском языке.  Нить Ариадны: Путеводитель ~ Великобритания ~ Лондон ~ Галерея Тейт Британия. Галерея Тейт Модерн

Здание музея

Дорогой читатель, ты, вероятно, даже не подозреваешь, что, выпивая чашку чая или кофе с кусочком сахара, прикасаешься к… истории создания галереи Тейт! Ты спросишь, каким образом? А вот каким! Галерея названа в честь Генри Тейта (1819–1899), ее основателя. Это у нас не принято спрашивать (кроме «компетентных органов»), откуда у того или иного олигарха образовался огромный капитал и, в первую очередь, тот самый загадочный «первоначальный». В Европе возможен такой вопрос, а главное, и ответ на него. Генри Тейт, сын священника, в 1860-е занялся сахарным бизнесом и основал очень прибыльное производство по нарезке сахара в кубики и его упаковке. Предприниматель стал богат и занялся меценатством: вкладывал средства в больницы, библиотеки, колледжи и наконец основал художественную галерею.

Интерьер музея

В зале музея

Тейт приобретал картины, главным образом, на ежегодных выставках Королевской академии искусств. Его интересовали произведения современных художников, со многими из них промышленник был лично знаком и поддерживал их материально. Он не только собрал большую коллекцию картин английских мастеров, но и выстроил на свои средства здание для нее. Можно сказать, что Тейт для британского искусства был тем, кем Третьяков являлся для русского.

Галерея Тейт - государственный национальный музей в Лондоне. Это самое крупное в мире собрание английской живописи, состоящее из трех больших разделов: английское искусство с 1550 до наших дней; коллекция работ Уильяма Тернера; искусство XX века. Общий художественный фонд музея оказался распределен между несколькими «дочерними» галереями: Тейт Бритен, галерея Клор и Тейт Модерн.

Галерея Тейт Бритен

Собрание галереи Тейт не могло ограничиваться творениями лишь тех художников, которых предпочитал сам предприниматель. Со временем коллекция пополнилась картинами старых английских мастеров.

В национальной живописи XVI–XVII веков доминирует парадный портрет. Самая ранняя работа этого жанра - «Человек в черной шляпе» Джона Беттса (1545), хранящаяся в музее, - несет на себе отпечаток влияния Ганса Гольбейна Младшего и вместе с тем дает представление об английском искусстве эпохи Возрождения.

К следующему, XVIII, столетию относятся произведения великих мастеров - Уильяма Хогарта, Джошуа Рейнолдса, Томаса Гейнсборо, Джорджа Стаббса.

Искусство XIX века представлено в Галерее еще полнее. Помимо произведений прерафаэлитов и Уильяма Тернера, о котором речь пойдет ниже, здесь хранятся работы Уильяма Блейка, Джона Констебля. Достойны внимания пейзажи и других авторов.

Годы и десятилетия внесли изменения в распределение живописных сокровищ между британскими музеями. Ряд картин импрессионистов, которые поначалу находились в галерее Тейт, были переданы в Национальную галерею Лондона. Тем не менее в музее осталось весьма внушительное собрание полотен мастеров этого направления, а также творения практически всех, кто стоял у истоков современного искусства: Пьера Огюста Ренуара, Камиля Писсарро, Альфреда Сислея, Эдгара Дега, Анри де Тулуз-Лотрека и других.

Галерея Тейт Модерн

Галерея Клор

В галерее Клор выставлена наиболее полная коллекция произведений одного из самых талантливых и известных британских художников - Уильяма Тернера, завещанных им государству. Наследие было передано в 1856, через пять лет после его смерти: около 300 картин и 30 000 рисунков и набросков, а также записные книжки Тернера и произведения, считающиеся незаконченными, некоторое количество работ других авторов. Девять картин этого собрания оказались в Национальной галерее Лондона, они демонстрируют наследие великого английского мастера в контексте мирового искусства. Та же часть, которая составила сокровищницу галереи Тейт, в настоящее время выставлена в специально созданной для нее галерее Клор, открытой в 1987.

Тейт Модерн

Галерея Тейт Модерн в составе галереи Тейт является крупнейшим национальным собранием мирового современного искусства, в том числе и английского. Она создана в 2000, ее открытие было приурочено к празднованию наступления третьего тысячелетия. Для музея реконструировали монументальное здание бывшей электростанции в центре Лондона, на противоположном от собора Святого Павла берегу Темзы. Сохранив внешний облик, архитекторы полностью изменили постройку внутри и добавили крышу из стекла и стали.

Экспозиция размещена в четырех крыльях здания. Три предназначены для основных направлений искусства XX века: сюрреализма, минимализма, абстракционизма, а четвертое - для тесно связанных друг с другом кубизма и футуризма. Вокруг названных главных течений группируются произведения множества близких.

В галерее представлены значительные работы Пабло Пикассо и Анри Матисса. Здесь собрана одна из лучших в мире коллекций сюрреализма, в том числе полотна Сальвадора Дали, Макса Эрнста, Рене Магритта и Хуана Миро, произведения американского абстракционизма, поп-арта.

Галерея Тейт - это не только музейное собрание, но и средоточие культурной жизни. Здесь можно удовлетворить все свои художественные интересы. Богатая и хорошо организованная инфраструктура Галереи предоставляет посетителю массу возможностей для изучения искусства на разных уровнях знания и вовлеченности в него. Также это замечательное место отдыха, где приятно посидеть в кафе после прогулки по выставочным залам, послушать концерт из произведений композиторов разных эпох или выбрать развлечение на свой вкус и возраст.

Искусство XVII–XVIII веков

Иоганн Дзоффани. Миссис Вудхалл. Около 1770

Британская школа. Дамы семейства из Холмондейли. 1600–1610

Эта картина неизвестного английского мастера XVII века необычайно интересна по своей идее и в подлинном смысле уникальна. Уже хотя бы потому, что иллюстрирует совершенно фантастический случай, о котором повествует надпись внизу слева: «Две дамы из семейства в Холмондейли, родившиеся в один день, вышедшие замуж в один день и родившие в один день».

Представляя себе менталитет средневекового англичанина, можно быть уверенным в том, что хотя это совпадение и кажется неправдоподобным, но оно имело место, а не было плодом фантазии художника. Им, по-видимому, до известной степени является художественное воплощение образов дам, чьи имена доподлинно неизвестны. Это, можно сказать, парадный портрет сестер с их детьми. Как роженицы, они показаны в постели, крохи завернуты в алые ткани. Художник жил в графстве Чешир, неподалеку от которого - названное поместье. Героини могли быть обитательницами Холмодельского замка, существующего и сегодня.

На первый взгляд кажется, что женщины в одинаковых платьях, они очень похожи, как и их младенцы. Но здесь как раз и проявилось изумительное мастерство художника. Буквально во все одинаковые по значению детали этого двойного (даже, можно сказать, четверного) портрета он внес тончайшее разнообразие. Стоит сравнить кружева платьев, ожерелья и прочее. Причем сложной задачей было не допустить у зрителя (при явной одинаковости статуса сестер) впечатления большей или меньшей привлекательности той или иной. Вероятно, сейчас тоже никто не сможет доказать, что какая-то из двух красивее.

В эстетическом плане картина чрезвычайно интересна: она демонстрирует поразительное разнообразие внутри некоего единства. Полной аналогией этому явлению в английской живописи является первое опубликованное собрание национальной вёрджинельной музыки - «Парфения», изданное в то же самое время, в 1611. И здесь, и там в основе художественного метода лежит принцип варьирования. Легко представить себе продолжение примера этого разнообразия, заключенного в идентичности: две дамы, сев за два столь же похожих инструмента, сыграют пьесу Джайлиса Фарнеби «Для двух вёрджинелов», в которой обе партии равнозначны…

Уильям Хогарт (1697–1764). Художник и его мопс. 1745

Уильям Хогарт - великий английский художник, гравер, теоретик искусства.

«Официальное» название работы не совсем точно, правильное - «Автопортрет художника с его мопсом». Эта картина в картине продолжает барочную традицию подобных автопортретов. На переднем плане - предметы, идентифицирующие модель как художника (палитра) и литературно образованного человека (книги, на корешках которых указано «Шекспир», «Свифт», «Мильтон»). И это действительно так, позднее, в 1753, будет издан собственный трактат Хогарта «Анализ красоты», но его идеи нашли отражение уже в данном автопортрете. Присмотримся к палитре: на ней изображена кривая линия и дано пояснение: «Линия красоты и изящества». Эта идея станет основной в трактате: «линия красоты» согласно учению Хогарта - S-образная линия, являющаяся границей двух пространств, наиболее гармонично сочетающихся друг с другом. Большое мастерство требуется, чтобы прочертить ее совершеннейшим образом. Проведя ее, Хогарт уподобил себя древнегреческому художнику Апеллесу - олицетворению совершенства в искусстве живописи, проводившему столь тонкую и совершенную линию, что никто не мог ее повторить. Но если у Апеллеса, согласно преданию, это была прямая линия, то Хогарт за эталон взял изогнутую. В предисловии к трактату художник признавался, что «ни один египетский иероглиф не занимал умы в течение столь долгого времени», как эта линия. «Художники и скульпторы являлись ко мне, чтобы узнать значение этих слов, были озадачены ими не менее, чем все прочие, до тех пор, пока не получали разъяснение».

Вторым важным персонажем картины является любимая собака автора - мопс Трамп. Если внимательно присмотреться к обоим изображенным, то, как это часто бывает, можно найти некое сходство в их обликах. В таком случае пес служит воплощением драчливого характера хозяина.

Уильям Хогарт (1697–1764). Шесть голов слуг Хогарта. 1750–1755

Уильям Хогарт отрицательно относился к шаблонным светским парадным портретам, какие во множестве создавали его современники. Обычно он писал своих родственников и близких людей. Групповой портрет слуг - одна из таких работ. Он примечателен не только с эстетической точки зрения как произведение великого мастера, но и с социальной - передает человеческое достоинство людей, занимающих невысокие ступени в общественной иерархии, но при этом обладающих несомненным душевным благородством.

Этот необычный групповой портрет первоначально висел в мастерской Хогарта. Его могли видеть покровители и заказчики художника. Работа служила доказательством непревзойденного мастерства автора в передаче индивидуальных черт модели. Она не была заказной, живописец создал ее для собственного удовольствия, а быть может, и своих слуг.

Картина состоит из нескольких не связанных между собой голов. Художник добился единства композиции с помощью их симметричного расположения и однородного освещения источником, находящимся за пределом картины, в верхнем левом углу. Уникальным оказался замысел Хогарта написать портреты слуг вне их повседневной работы. Однозначно читается отношение самого мастера к ним - полное расположение. Она побуждает зрителя представлять себе спокойную, налаженную, умеренную жизнь художника в своем ухоженном доме.

Исследование произведения установило, что первоначально его размер был больше и автор намеревался поместить семь голов. Но последняя не была проработана столь же тщательно, как остальные, и тогда у художника возникла мысль обрезать край для того, чтобы шесть законченных голов композиционно смотрелись более цельно.

Джордж Стаббс (1724–1806). Кобылы и жеребята на фоне пейзажа с рекой. Около 1763–1768

Джордж Стаббс знаменит, прежде всего, тем, что был одним из первых выдающихся английских живописцев, посвятивших свое творчество лошадям. В 1760-е Стаббс два года занимался анатомическими штудиями этих животных. Его многочисленные зарисовки были изданы в 1766 отдельной книгой, которая называлась «Анатомия лошадей». Художник необычайно долго работал над каждым своим полотном, что было следствием его чрезвычайной скрупулезности и полной поглощенности работой. Такой большой научный интерес мог в некотором смысле даже стать помехой в воплощении чисто художественных задач, но в случае со Стаббсом этого не произошло. Все его изображения лошадей необычайно живые, красивые, энергичные.

Картина доставляет зрителю истинное наслаждение композицией, рисунком и красочной палитрой. Далекий и широкий горизонт, большие пространства земли и воды, высокое место, где пасутся лошади, отсутствие каких бы то ни было преград для них - все это создает настроение и ощущение покоя и воли, столь желанных в общении с этими животными и столь редких во взаимоотношениях людей.

Джошуа Рейнолдс (1723–1792). Полковник Акланд и лорд Сидней. Лучники. 1769

Английский живописец Джошуа Рейнолдс был первым президентом Королевской академии художеств.

Картина представляет собой портрет двух английских аристократов - полковника Акланда (справа) и лорда Сиднея, ирландского политика и дипломата. Здесь они еще молодые, позже полковник примет участие в войне Соединенных Штатов Америки за независимость (на стороне Британской короны), будет ранен в ноги (?777), переживет плен и вернется на родину, где его изберут членом парламента. Но пока он не проявил себя героем, и Рейнолдс изображает его как обычного аристократа, увлеченного вместе с лордом Сиднеем охотой - всегда считавшимся великосветским развлечением. Они уже преуспели: у ног лежат трофеи.

Рейнолдс представил сцену необычайно живо. Замечательно переданы азарт охотников, их напряженность. Кстати, в немалой степени последняя выражена упруго натянутыми тетивами луков стрелков. Лук ко времени, когда создавалась картина, уже был оружием прошлых времен, охота велась из ружей. Рейнолдс идеализировал момент и перенес время действия в романтически представленную эпоху Возрождения. На это намекает и то, что в фигуре Акланда явно угадывается намек на другого охотника, вернее, охотницу - Диану - персонажа ренессансной картины Тициана «Смерть Актеона» (1562. Национальная галерея, Лондон).

Джошуа Рейнолдс (1723–1792). Леди Бамфилд. 1776–1777

Этот портрет был заказан мастеру Чарлзом Уорвиком Бамфилдом по случаю его бракосочетания с Екатериной Мур, леди Бамфилд. Образ очаровательной молодой женщины является остроумной адаптацией классической статуи Венеры Медицейской (из собрания Медичи), всегда считавшейся воплощением женской красоты. Обращение к эстетическим идеалам античности у Рейнолдса было вполне органичным: в свое время, в 1749, он отправился в Европу, жил в Италии, посещал Флоренцию, где в галерее Уффици увидел мраморную копию с утерянной античной скульптуры богини. В зрелой по мастерству работе очень полно проявился талант великого портретиста. Пленительный образ модели дан, как обычно у Рейнолдса, на фоне природы.

Примечательно, что одновременно с созданием этого портрета другой художник, Иоганн Цоффани, писал ставшую знаменитой картину «Трибуна галереи Уффици», изобразив на ней художественные сокровища Галереи и эту статую. Произведение было известно в Англии, поскольку хранилось в Виндзоре, в королевском замке.

Генри Роберт Морланд (1716–1797). Горничная за глажкой белья. 1765–1782

Всю свою жизнь Генри Морланд писал идеализированные образы слуг, горничных, бардов. Все эти полотна, и данное, исполнены в стиле, если так можно выразиться, «воображаемых картин(ок)» - очень милый, трогательный жанр живописи эпохи сентиментализма. Все в таких работах очаровательно, уютно, благополучно, спокойно, греет душу. На такого рода произведения всегда был и, очевидно, будет спрос в определенных кругах общества. Ряд мастеров, и Морланд среди них, сделал этот стиль знаменем своего творчества. Как в каждом художественном течении, здесь есть свои корифеи. Признанный шедевр - дрезденская «Шоколадница» Ж. Э. Лиотара. У такой живописи есть аналогии в музыке (Карл Филипп Эммануил Бах - один из старших сыновей И. С. Баха), литературе (ранний И. В. Гете), архитектуре (городские «односемейные» дома во всей Европе). Спрос на подобные картины был столь велик, что один и тот же сюжет тиражировался живописцами по многу раз. Данный образ молодой горничной, занятой глажкой, существует, кажется, в пяти вариантах, написанных за указанный в дате создания работы период времени.

Джон Синглтон Копли, американский и английский художник, представитель классицизма, портретной и исторической живописи, родился в Бостоне. Его отчим был мастером кисти и в дальнейшем помогал пасынку. В 1774, в преддверии войны за независимость США, Копли покинул Америку и осел в Лондоне. Здесь он обратился к историческому жанру. Мастер был членом Королевской академии художеств.

Картина известна также под вторым названием - «Штурм Джерси». Для понимания батальной живописи необходимо знать политический и военный расклад сил, кто и с кем воевал. Штурм Джерси был попыткой Франции вторгнуться на остров и устранить угрозу, которую он представлял для американского судоходства во время войны за независимость. Джерси использовался британцами в качестве военной базы, и Франция, извечный враг Англии, вступив в войну как союзник США, хотела заполучить контроль над ним.

Французы высадились в Джерси 5 января 1781. Губернатор сдал остров после падения его столицы, Сент-Хельер, но двадцатичетырехлетний майор Френсис Пирсон, начальник гарнизона, отверг капитуляцию и возглавил успешную контратаку. В действительности майора убили незадолго до боя, но Копли изображает его умирающим под британским флагом в момент победы. Чернокожий слуга Пирсона стреляет, мстя за гибель своего хозяина.

Френсис Пирсон стал национальным героем Великобритании, картина привлекла толпы зрителей, когда была впервые выставлена. Она воспроизведена на банкноте в десять джерсийских фунтов.

Генри Фюсли (1741–1825). Сон пастуха из «Потерянного рая». 1793

Генри Фюсли - швейцарский и английский художник, график, историк и теоретик искусства. Он служил пастором, затем учился живописи в Берлине, с 1764 работал в Англии, дружил с Уильямом Блейком. Творчество мастера - один из ранних образцов романтизма в Англии.

Поэмы Джона Мильтона «Потерянный рай» и «Обретенный рай» привлекли внимание Фюсли еще в молодости, когда он жил в Швейцарии. Многие художники-романтики обращались к ним, желая проиллюстрировать отдельные эпизоды. Данная картина изображает строки из 1-й книги поэмы, в которых повествуется о сказочных эльфах:

Малютки-эльфы, что в полночный час
На берегах ручьев и на лесных
Опушках пляшут; поздний пешеход
Их видит въявь, а может быть, в бреду,
Когда над ним царит Луна, к земле
Снижая бледный лёт, - они ж, резвясь,
Кружатся (…)
Вместо того чтобы изображать эльфов танцующими, как это обычно делалось, автор представляет их взявшимися за руки и кружащимися над спящим пастухом, которому это видится в его фантазиях. Фюсли мобилизует все свое воображение, чтобы создать сверхъестественных существ, населяющих картину. Их любопытно разглядывать.

Произведение было написано для создававшейся художником большой галереи образов поэмы Мильтона.

Филипп Джеймс де Лотербург (1740–1812). Видение белой лошади. 1798

Филипп Джеймс де Лотербург (известен под именем Филипп-Жак, а также Филипп Якоб Младший) - английский художник французского происхождения. Он учился в Страсбурге, родители готовили его стать лютеранским священником, но юноша настоял на том, чтобы быть художником, с этой целью отправился в Париж и там в скором времени прославился. В 1771 мастер переехал в Лондон и принял приглашение актера Дэвида Гарика работать сценографом для старейшего лондонского театра Друри-Лейн. На этом поприще у него были выдающиеся достижения.

Последние десятилетия XVIII века (эпоха Великой французской революции, последующих войн и предощущения приближающегося сравнительно скоро нового тысячелетия) дали толчок к очередной интерпретации апокалипсической темы. Художники стали разрабатывать сюжеты гибели мира, Страшного суда, конца человечества. Картина Лотербурга демонстрирует первых двух из четырех всадников Апокалипсиса - «Завоевателя» («Я взглянул, и вот конь белый и на нем всадник, имеющий лук, и дан был ему венец; и вышел он как победоносный, и чтобы победить». - Откр., 6:2) и «Войну» («И вышел другой конь, рыжий; и сидящему на нем дано взять мир с земли, и чтобы убивали друг друга; и дан ему большой меч». - Откр., 6:4). В трактовке этого сюжета автор явно опирался на знаменитую гравюру Дюрера «Четыре всадника Апокалипсиса» из его серии «Апокалипсис».

Уильям Блейк (1757–1827). Навуходоносор. 1795–1805

Английский художник, поэт, мистик, визионер Уильям Блейк учился в Лондоне в Королевской академии искусств. На его становление оказали влияние тенденции национального романтизма. Происходивший из очень религиозной семьи, он с раннего детства воспитал в себе пиетет перед Библией, образы которой владели им на протяжении всей жизни, создал большое количество оригинальнейших по идеям, композиции и технике иллюстраций к ней. Мир Блейка населен фантастическими персонажами, представленными в исключительных в контексте искусства рубежа XVIII и XIX веков образах и явлениях. Блейку нет параллелей в его эпохе. В сущности, с буйством его фантазии могут сравниться разве что некоторые творения сюрреалистов. В галерее Тейт хранится 175 работ художника.

Понять картину Блейка можно, зная рассказ о Навуходоносоре в библейской Книге пророка Даниила (4:26–30): «По прошествии двенадцати месяцев, расхаживая по царским чертогам в Вавилоне, царь сказал: „Это ли не величественный Вавилон, который построил я в дом царства силою моего могущества и в славу моего величия!“ Еще речь сия была в устах царя, как был с неба голос: „Тебе говорят, царь Навуходоносор: царство отошло от тебя! И отлучат тебя от людей, и будет обитание твое с полевыми зверями; травою будут кормить тебя, как вола, и семь времен пройдут над тобою, доколе познаешь, что Всевышний владычествует над царством человеческим и дает его, кому хочет!“ Тотчас и исполнилось это слово над Навуходоносором, и отлучен он был от людей, ел траву, как вол, и орошалось тело его росою небесною, так что волосы у него выросли как у льва, и когти у него - как у птицы».

Через семь лет он поднял глаза к небу, восславил Всемогущего и сразу же вернулся к своему прежнему человеческому состоянию.

Искусство XIX века

Альберт Мур. Цветение. 1881

Джон Констебль (1776–1837). Сцена на судоходной реке. 1816–1817

Эта картина английского пейзажиста Джона Констебля известна под вторым названием - «Флетфордская мельница». Мельница находилась в самом центре области, где в большом количестве выращивалась кукуруза, что, кстати, в период войны с Францией, когда Англия из-за блокады Наполеоном могла рассчитывать лишь на собственные продовольственные ресурсы, было прибыльным бизнесом. Отец художника преуспевал, и эта кормилица семьи, стоящая на берегу реки Стаур, в небольшой деревушке Ист Бергхоулт, где родился живописец, не раз появляется на его картинах. В юности Констебль много путешествовал по окрестностям, делая зарисовки и этюды. По словам самого автора, эти сценки «сделали его художником, за что он очень благодарен».

Большое бревно в нижнем левом углу картины - это, безусловно, одна из опор мельницы, которой объясняется оживление жителей на берегу. Баржа отъединяется от лошади, поскольку ей теперь предстоит отправиться в путь.

В одном из своих писем Констебль признается, что беззаботное отрочество у него ассоциируется, прежде всего, с рекой Стаур, ведь именно благодаря ей он стал мастером. В данном пейзаже художественными средствами выражена эта детская ассоциация. На картине царит редкостное спокойствие, почти аркадская безмятежность бытия, доступная всем и каждому.

Джозеф Мэллорд Уильям Тернер (1775–1851). Озеро Баттермир, с видом на Кромакуотер в Камберленде. Ливень. 1798

Джозеф Мэллорд Уильям Тернер - непревзойденный мастер романтического пейзажа, в сущности, по духу своей живописи - импрессионист. В 1871 Клод Моне и Камиль Писсарро, увидевшие его произведения в Лондоне, не могли поверить, что британский художник за несколько десятилетий до парижских импрессионистов сумел предвосхитить их стилистические поиски. Галерея Тейт обладает самой большой коллекцией работ Тернера, вместе с рисунками, эскизами и набросками - 4187.

Стимулом к написанию картины послужило стихотворение шотландского поэта Джеймса Томсона «Весна»:

Клонясь на запад, солнце предстает
Таким блистательным - и быстрое сиянье
Бьет прямо в горы - а из желтой дымки
Взлетает, устремляясь в бесконечность
Воздушная дуга, цветенье красок.
Английская живопись и литература XVIII века дают массу поводов для сопоставления воспеваемых в них образов. Британские философы создали новую, своеобразную концепцию «возвышенного»: оно неоднородно. В пейзажах можно выделить два его вида: первый условно назван «пугающе-возвышенное», связан с бурями и катастрофами, второй - «природное возвышенное» - обращен к более спокойным состояниям природы. Здесь Тернер изменил некоторые детали и, в сущности, переиначил поэтический образ, у Томсона он - образец первого, тогда как у живописца весьма драматичен. Автор любил изображать природу, одержимую стихией. На его подготовительном рисунке, сделанном во время путешествия на север Англии годом ранее, написано: «Черно». Тернер и впоследствии будет снабжать свои картины ремарками, цель которых - возбудить в зрителе благоговение и страх перед величием и силами природы.

Джозеф Мэллорд Уильям Тернер (1775–1851). Снежная буря Ганнибал и его армия, переходящие через Альпы. 1812

Картина относится к началу карьеры Тернера, она - одно из самых смелых и значительных произведений молодого живописца. Сюжет основывается на повествовании древнеримского историка Тита Ливия о сражении карфагенянина Ганнибала с местными племенами во время перехода через Альпы в Италию в 218 до н. э. Местом действия Тернер выбрал долину Аоста, которую посещал во время путешествия в 1802. Сражение, показанное с некой высокой точки, разворачивается на всем пространстве холста, оно, пораженное невероятной бурей, уходит вдаль, на горизонте виден один из легендарных слонов армии Ганнибала. Живописец - мастер изображать действия больших масштабов. Неопределенность, вызванная размытостью очертаний, создает необычайно возвышенный образ.

Первый показ картины в Королевской академии художеств в Лондоне сопровождался публикацией поэмы Тернера «Обманчивость надежды». В ней есть такие строки:

<…> вождь глядит
С надеждой на бледнеющий закат,
Где кромка италийская ветрами
Изрезана у года на краю.
Что ждет их, пропитавших кровью скалы
И оползни, за каменной пустыней?
Он мнил: Кампаньи тучные равнины.
Выл ветер: Капуи соблазнов яд!
«Ответ» ветра отсылает к описанию Ливием последующего падения армии Ганнибала вследствие того, что изобильная жизнь на итальянском плоскогорье подточила моральные и физические силы воинов.

Картина дает еще одну аллюзию - на Наполеона Бонапарта: за два года до создания полотна Тернер видел работу Жака-Луи Давида «Наполеон на перевале Сен-Бернар», на которой Первый консул представлен в виде современного Ганнибала. Так, произведение Тернера отсылает к вторжению Наполеона в Тирольские Альпы, оно написано в разгар войны с Францией. Вкупе со стихотворным предостережением изображенная снежная буря может восприниматься как символ и предзнаменование краха амбиций как Карфагена, так и наполеоновской Франции.

Джозеф Мэллорд Уильям Тернер (1775–1851). Байский залив с Аполлоном и Сивиллой. 1823

Джозеф Мэллорд Уильям Тернер (1775–1851). Байский залив с Аполлоном и Сивиллой. 1823 (фрагмент)

Данную картину Тернер продемонстрировал в Королевской академии художеств в Лондоне в том же году, когда ее закончил. Между тем работа над нею, судя по всему, велась раньше, и холст стал своего рода итогом первого путешествия автора в Италию осенью 1819. Тогда он посетил Венецию, Неаполь, Флоренцию и Рим, где по протекции Кановы был избран почетным членом Академии Святого Луки.

Тернера пленили виды Италии. Об этом свидетельствует не только сама картина, но и начертанный на ней латинский девиз из оды Горация «К Каллиопе»: «Seu liquidae placuere Baiae» («иль Баий взморие влечет меня»).

Хотя согласно названию работы и утверждениям историков искусства здесь изображен именно Байский залив, совершенно очевидно, что картина представляет собой романтический идеализированный пейзаж и напоминает подобные пейзажи К. Лоррена. Известна забавная история: младший современник Тернера, художник Джордж Джонс, беседовал о картине с одним путешественником, недавно побывавшим на берегу Байского залива. Тот констатировал, что «половина сцены была просто вымышлена». Тогда возмущенный коллега начертал на раме: «Splendide mendax» (с латинского - «блестящая ложь»). Тернер повеселился и долгое время не удалял эту надпись.

На данном холсте Байский залив стал декорацией для повествования об Аполлоне и Кумской сивилле. Сюжет восходит к «Метаморфозам» Овидия. Он повествует о том, как Аполлон влюбился в сивиллу из Кум, что на севере Италии. Бог обольщал ее, обещая за объятия продлить ей жизнь на столько лет, сколько пылинок содержится в пригоршне пыли. И хотя она отказала ему, Аполлон сдержал свое слово и наделил ее долгожительством, но не дал вечной юности. Таким образом, она оказалась обреченной на столетия существования в образе дряхлой старухи. Сивилла, молодая женщина, изображена сидящей перед Аполлоном. Ее руки, сложенные чашечкой, наполнены пылью. Бог сидит перед нею на камне, одна его рука - на лире. Этот сюжет довольно поздний, впервые он появился в XVII веке.

Джозеф Мэллорд Уильям Тернер (1775–1851). Буря на море. Около 1840

Хотя Тернер, безусловно, был городским жителем, его всегда привлекала морская стихия. С начала 1830-х он постоянно наведывался в Маргейт - городок на побережье в графстве Кент. Здесь художник сделал множество зарисовок видов моря в разные моменты: штиля, волнения, бури, в дневные часы, на закате…

В картинах автора поражают и восхищают как сама идея, так и мастерство ее воплощения. Что касается идеи, то зритель всегда «слышит» в его пейзажах, в особенности морских, некий романтический мотив, который, кажется, изливается из самых глубин и сокровенных уголков человеческой души. Такое впечатление, что тернеровский пейзаж буквально что-то говорит, внушает… Он захватывает зрителя, делает его соучастником, внимающим зову природы.

Увлечение живописца пейзажами с изображением штормовой погоды объясняется его интересом к теме возвышенного. Он снова и снова напоминает о могуществе природы, изображая море как прекрасную и одновременно устрашающую стихию. Для Тернера океан был фоном, на котором разворачивались действия, разыгрывались драмы. Особенно это ясно, когда в картину действительно привносится человеческий фактор, например, в виде кораблекрушения. Но и на данном полотне, где передана только стихия, ощущается возможность такой катастрофы.

Почти монохромной гаммой темных тонов мастер изображает плотную завесу штормовых туч. Кажется, что здесь он использует тот же метод, каким пользовался, создавая подобные рисунки на бумаге: рисует гребни штормовых волн и кончиками пальцев снимает небольшое количество краски, чтобы рельефнее передать изгибы волны.

Конец первой части

Галерея Тейт в Лондоне изначально создавалась как экспозиция исключительно британской живописи, она была основана Генри Тейтом в 1897 году. Как владелец компании «Tate & Lyle», разбогатев на торговле сахаром (а точнее благодаря изобретению сахарной ваты), он решил вкладывать деньги в искусство, так как весьма ценил викторианскую живопись.

За век существования предметов искусства было собрано так много, что с 2000 года для коллекции современного искусства было выделено отдельное здание – галерея Тейт Модерн (Tate Modern).
Дабы не путаться в названиях, старая галерея, представляющая только английской искусство, стала называться «Tate Britan».

Коллекция Тейт Британ представлена в хронологическом порядке, начиная с 1500 годов до наших дней. В пределах каждого временного промежутка выделяются тематические разделы , например «Викторианские зрелища», «Изобретая Британию», «Культ юности» и другие. Темы примерно раз в год могут меняться.

Портреты правящих особ и известных людей своего времени (в том числе кисти приглашенных голландцев), картины английского быта, романтические фантазии, мистические гравюры и акварели (мистика всегда была почитаема жителями туманного Альбиона) — всё это вы увидите в галерее.

В корпусе Клор представлена самая крупная в мире коллекция живописи У.Тернера – порядка 300 картин, которые он сам завещал нации. Его творчество масштабно: от исторических полотен о переходе Ганнибала через Альпы до пейзажей в духе импрессионистов (но написанных за полстолетия до появления этого направления искусства).

Галерея Тейт в Лондоне классична и спокойна, но детям здесь не дадут заскучать. Постоянно проводятся семейные лекции , тематические туры, рассказываются истории отдельных полотен и даже «оживляются» картины звуковыми эффектами.
Или вот например игра «Найди круг » — кто больше отыщет кругов, и не только на картинах, но и на дверях, стенах и даже потолке.

По выходным и в дни праздников в галерее Тейт есть интересное развлечение – в 12.00 и 17.00 выкатывается так называемая «Художественная тележка ». На ней находятся игры и другие любопытные развлечения, тематически связанные с экспозициями галереи, интересные как для взрослых, так и для детей.
Информация о том, в каких мероприятиях галереи Тейт Британ дети могут участвовать сегодня, располагается у входа в музей и на сайте.

Сайт http://www.tate.org.uk/britain/

Часы работы :
ежедневно 10.00 — 18.00, последний вход 17.15, первая пятница каждого месяца до 22.00
Вход бесплатный, стоимость билета на сезонные выставки может быть платным.

Адрес :
Millbank, London SW1P
Метро: Pimlico, Vauxhall
Автобусы: 2, 3, 36, 77A, 88, 159, 185, 507

Между галереями «Тейт Британ » и «Тейт Модерн », находящимися на разным берегах Темзы, имеется прямое речное сообщение судами компании «Thames Clipper». Рейсы отходят каждые 40 минут от причала Bankside до причала Millbank с одной остановкой по пути.
Расписание и информацию о стоимости билетов можно узнать на сайте речной компании www.thamesclippers.com

В 1897 году была открыта галерея Тейт, которая считается одним из самых крупных собраний английского искусства малого ледникового периода (16-20вв). Свое название галерея получила в честь её создателя – сэра Генри Тейта. Будучи британским сахарным королём, он оказывал поддержку многим талантливым художникам. Огромное количество работ живописцев Генри приобрёл для себя. Вскоре его коллекция заняла почётное место в галерее британского искусства, где собрано свыше шестидесяти тысяч великолепных произведений.

Сегодня галерея Тейт – это прекрасное сочетание живописи, скульптуры, гравюры. Здание музея состоит из двух частей, одна из которых – галерея Tate Britain, которая ещё называется старой галереей Тейт (вторая часть здания – современная галерея).

В период Второй мировой войны музей сильно пострадал, но коллекцию удалось сохранить (она была заранее эвакуирована). Посетители вновь увидели её в 1949 году. Коллекция Tate Britain – это собрание живописи, которое берёт начало ещё с начала XVI века. Посещая залы старой галереи, каждому гостю предоставляется возможность не только насладиться английской живописью, но и познать основные этапы и особенности художественной жизни этого периода.

Картины в залах галереи представлены в хронологическом порядке и разделены согласно тематике. Темы периодически могут меняться, что способствует повышению интереса к музею. Здесь можно увидеть романтические картины, мистические гравюры, авторские фантазии. В отдельном корпусе музея представлена коллекция Тернера, которая насчитывает более 300 картин. Музей пользуется популярностью и среди юных посетителей, ведь в его стенах проводятся увлекательные экскурсии для детей, а также «оживают» полотна (большинство картин сопровождается звуковыми эффектами).

История

Почти все художественные музеи Лондона начинались с частных коллекций, проданных или подаренных им на определенных условиях. Подобные приобретения составляют основной источник роста числа произведений искусства для всех картинных галерей. Владельцы, передающие свои коллекции в дар музеям, часто оговаривают порядок их хранения и размещения. Это мешает музею создавать единую композицию, объединяя вместе полотна одних и тех же мастеров или школ. Порой условия владельцев коллекций отражаются на профиле художественного музея.

Это можно отнести к галерее Тейт, где в основе музея лежит коллекция картин богатого промышленника Генри Тейта. На его же средства в 1897 г. на берегу Темзы были построены первые выставочные залы. Открытие музея состоялось 21 июля того же года. Первые посетители прошли по залам уже 16 августа.

Коллекция Тейта состояла из 67 работ современных тому времени английских художников и трёх скульптур. Среди полотен были работы кисти Лейтона, Миллеса, Очардсона и др. В 1910 г. были пристроены залы, предназначенные для размещения пейзажей Тёрнера. Согласно завещанию художника, его картины должны были экспонироваться все вместе. Это стало стимулом для приобретения полотен английских классиков. Галерея быстро росла за счёт приобретения художественных коллекций через Национальный, фонд, созданный в 1903 г. Картины поступали в дар от частных лиц, а также из фондов Национальной галереи. Музей очень скоро стал самым большим по площади, занятой экспозициями.

С 1915 г. галерея Тейт постепенно стала превращаться из галереи современного английского искусства в галерею английского искусства всех периодов. Этот новый статус был утверждён правительством страны 24 марта 1917 г. В связи с этим Национальная галерея передала в этот музей более 200 полотен английских художников.

В 1980-е гг. были значительно расширены помещения галереи Тейт. В частности, с северо-восточной стороны были построены залы для коллекции современного искусства. Национальная коллекция английской живописи разместилась в залах левой половины галереи.

Для жизни Англии XVI в. характерен стремительный подъём культуры и искусства, чему благоприятствовали политические и экономические условия, сложившиеся в стране. Абсолютная монархия, установленная при Тюдорах (Генрихе VII и Генрихе VIII) способствовала единению нации и экономическому развитию Англии. При Елизавете I укрепились и международные позиции страны. Эволюция английского искусства происходила по своему пути, отличному от развития искусства на континенте. Реформация Генриха VIII освободила Англию от папского Рима, создав новую англиканскую церковь и уничтожив монастыри.

В результате, власть церковников была ослаблена и на первое место вышли идеалы светской культуры. В живописи выражение сложившихся условий жизни нашло в портрете. Это был единственный культивируемый властью жанр живописи, служивший возвеличиванию короля и прославлению придворной знати. Во времена правления Тюдоров ведущие позиции в живописи принадлежали иностранным мастерам, приглашенным к английскому двору. Но несмотря на то, что они вносили свои художественные образы и приёмы, уже были явно видны черты английской национальной художественной школы.

В галерее Тейт есть портрет Елизаветы I работы английского портретиста Николаса Хиллиарда. Лицо королевы трактовано несколько плоскостно. Художник делает акцент на тонкой проработке орнамента её облачения. Эти особенности, свойственные английским художникам елизаветинского периода, прослеживаются и в творчестве других портретистов.

Настоящий переворот в искусстве английского портрета произвёл знаменитый фламандец Антонис Ван Дейк. Его пригласил ко двору в 1632 г. Карл I, и живописец прожил в Англии последние 9 лет своей жизни. За это время он написал более 300 картин, среди которых есть истинные шедевры, известные во всем мире. Заложенные художником традиции живости сохранялись вплоть до XVIII в. Одним из самых прекрасных портретов Ван Дейка - «Дама семейства Спенсер». Зрителя восхищает изящество и грация женщины, ее величавое достоинство. Художник умело подчеркнул тонкую красоту женщины, элегантность её наряда, изобразив лёгкой кистью нежные оттенки роскошного голубого платья. В конце XVII в. в Англии началась эпоха Реставрации. На трон сел Карл II, сын казнённого Карла I. В эти годы ведущим портретистом Англии был ученик Ван Дейка голландец Питер Лели. Это был замечательный рисовальщик, обладавший прекрасным вкусом и чувством цвета.

В XVIII в. в стране сформировалась национальная школа живописи, из которой вышли настоящие мастера, составившие славу английского изобразительного искусства. Самой колоритной фигурой среди художников первой половины XVIII в. был Уильям Хогарт. Он писал сатирические полотна, исторические картины, замечательные портреты. Хогарт известен и как автор трактата «Анализ красоты», где художник выступил как теоретик искусства. В галерее Тейт хранятся первоклассные произведения Хогарта. Одним из его шедевров считается «Автопортрет с собакой». Решение этого полотна несколько необычно. Овальный портрет стоит на стопках книг любимых авторов художника - Шекспира, Мильтона, Свифта. Рядом с портретом сидит верный пес Трамп, друг Хогарта, и лежит палитра художника. Все изображённые предметы находятся в полной гармонии друг с другом и подчёркивают самую важную деталь в картине - лицо художника. Автопортрет Хогарта первоначально попал в Национальную галерею вместе с собранием Ангерстейна, а в галерею Тейт его передали вместе с другими работами английских художников. Вершиной творчества Хогарта считаются картины «Портрет слуг» и «Свадебный бал».

Ведущим художником второй половины XVIII в. выступил Джошуа Рейнолдс, ставший первым президентом им же организованной в 1768 г. Королевской академии художеств. Рейнолдс оставил Англии портретную галерею всех выдающихся людей того времени. В галерее Тейт хранится 35 работ этого замечательного живописца.

Яркую страницу в историю английской портретной живописи вписал Томас Гейнсборо. Кроме того, он был мастером пейзажа и считался наиболее английским художником, чем кто-либо. Наиболее интересными работами Гейнсборо являются его оригинальные портреты в пейзаже. Как пример этого жанра можно назвать «Портрет викария Джона Чейфи, играющего в парке на виолончели». Картина написана с большой симпатией, так как Гейнсборо сам любил музыку и с огромным уважением относился к другим музыкантам. Фигура викария расположена вблизи от левого края полотна, а справа изображена истинно английская природа. Гейнсборо особенно удавались женские портреты. Среди самых лучших можно назвать портреты балерины Джиованны Баччелли и дочери художника Мэри.

Джозеф Мэллорд Уильям Тёрнер и Джон Констебл осуществили революцию в области пейзажной живописи. В полотнах Тёрнера основными стихиями стали свет и воздух, а реальность причудливо переплетается с романтической символикой. Значительным событием для культурной жизни Лондона стало открытие в апреле 1987 г. нового крыла галереи - галереи Клор, построенного специально для размещения в нём огромного собрания полотен Тёрнера. А это ни много, ни мало - 300 картин, написанных маслом и более 20 тыс. рисунков и акварелей. В них весь творческий путь великого английского художника. Посетителей музея поражает яркий талант Тёрнера, сумевшего проникнуть в глубины морей, раскрыть тайны тайфунов и бурь, научиться передавать лучезарный солнечный свет.

Джон Констебл, влюблённый в природу родной Англии, создавал картины, воспевающие поэтическую красоту окружающего мира. Он старался раскрыть очарование английской природы в каждом её проявлении. Среди перечисленных выше мастеров английской живописи нет ещё многих имён, рассказать обо всех в коротком тексте просто не представляется возможным. Современное собрание галереи состоит из двух экспозиций, одна из которых включает живопись и графику английской школы от XVI в. до наших дней, а другая посвящена западноевропейской живописи и скульптуре конца XIX - начала XX вв.

Рядом с картинами импрессионистов в галерее можно увидеть редкие скульптурные работы Ренуара, Матисса и Дега, которых многие знают только как живописцев. В нескольких залах разместились работы живописцев новейших течений современного искусства.

Галерея Тейт стала не только крупнейшим хранилищем произведений искусства, но и важным научным центром. Перу специалистов галереи принадлежат серьёзные исследования в области искусствознания. В галерее постоянно проводятся выставки и всевозможные мероприятия, касающиеся жизни и творчества различных художников, работают кружки для детей. Ежегодно по залам галереи проходят более 2 млн человек.

Тейт Модерн – это лондонская галерея современного искусства, представляющая экспонаты, начиная с 1500 года по сегодняшний день. Галерея Тейт Модерн расположена на берегу Темзы в здании бывшей электростанции Bankside. Это величественное сооружение со стеклянной крышей, центральная часть которого имеет вид огромной трубы высотой почти в 100 метров.

Здание построено после Второй мировой войны и это одно из самых удачных образцов индустриальной архитектуры. Оно расположено в уникальном месте с великолепным видом на Темзу и Собор Святого Петра .

Адрес

Адрес - Bankside, London SE1 9TG

Как доехать до галереи Тейт Модерн

  • Ближайшая станция метро – Southwark линии Jubilee Line
  • Немного дальше – станция Blackfriars (District and Circle Line) или St Pauls (Central Line)
  • На автобусах 45, 63 и 100 до остановки «Blackfriars Bridge Road», маршруты RV1 и 381 до остановки «Southwark Street», маршрут 344 до остановки «Southwark Bridge Road».

Режим работы галереи Тейт Модерн - лето 2019

  • Воскресенье - четверг с 10:00 до 18:00
  • Пятница - суббота с 10:00 до 22:00
  • Вход прекращается за 45 минут до закрытия музея
  • Закрыто 24-26 декабря

Стоимость билетов в галерею Тейт Модерн - лето 2019

  • Осмотр постоянных композиций - бесплатный
  • Для посещения выставок и специальных мероприятий необходимо приобрести билет. Стоимость зависит от проводимых выставок.

Из истории

Основателем галереи Тейт в Лондоне был Генри Тейт, владелец компании «Tate & Lyle», разбогатевший за счет изобретения и продажи сахарной ваты. Генри Тейт был ценителем викторианской живописи и решил вложить свои деньги в искусство, организовав в 1897 году экспозицию работ британских мастеров живописи XIX века.

В дальнейшем эта коллекция постоянно пополнялась и за сто лет было собрано такое количество предметов искусства, что в 2000 году для экспозиции современного искусства решили отвести отдельную галерею.

Здание электростанции Bankside, закрывшейся в 1981 году, удачно подошло для этой цели. Так, группа галерей Тейт пополнилась выставочным залом современного искусства.

  • Новое здание получило название «Tate Modern», в нем разместились коллекции современного искусства
  • Старая галерея, представляющая только классическое английское искусство, стала называться «Tate Britan».

За прошедшие годы Tate Modern приобрела большую популярность – она стала самой посещаемой галереей в мире, в год число ее посетителей составляет более 5 миллионов человек.

Обзор экспонатов

Галерея Тейт Модерн – одна из самых больших в мире, она содержит около 70 тысяч экспонатов современного искусства и охватывает период с 1900 года до наших дней.

Экспозиции представлены в хронологическом порядке, а в пределах каждого периода выделяются тематические разделы. Например, темы могут быть такие: «Поэзия и сновидения» или «Вещи в движении». Содержимое и название разделов меняется примерно один раз в год.

Благодаря такому расположению экспонатов, в одном зале могут быть представлены произведения совершенно разного стиля и манеры исполнения.

Вы увидите, как со временем и сменой эпох меняется стиль и представление о красоте, появляются новые идеи и направления в искусстве.

Среди экспонатов - полотна таких художников, как Сезанн и Матисс, Пикассо и Дали, Миро и Уорхол, Андре и Ротко, Кандинский, а также работы других выдающихся мастеров XX века. Представлены все течения современного искусства, в том числе сюрреализм и кубизм, модернизм и поп-арт, минимализм и концептуализм.

Вы увидите портреты правящих особ и известных людей, картины английского быта и романтические фантазии, мистические гравюры и акварели, а также произведения из войлока и металла, а также коллекцию светских плакатов.

В Tate Modern расположен самый большой выставочный зал в мире, это бывший турбинный зал, имеющий длину 160 метров, высоту десятиэтажного дома и балконы, с которых открывается прекрасный вид на Лондон .

В корпусе Клор представлена самая крупная в мире экспозиция картин английского художника Уильяма Тернера. Около 300 работ живописца составляют как исторические полотна, так и работы в духе импрессионистов, хотя и написанные мастером еще за полстолетия до появления этого направления в живописи.

В Tate Modern очень много необычных экспонатов: например, огромное искусственное солнце и непонятная скульптурная фигура в виде человеческого органа и даже спиральная горка, с которой можно скатиться.

Организуются временные выставки и семинары, лекции и выступления, работает учебный центр Open Studio, в котором дети вместе с родителями могут с помощью материалов и инструментов создать собственное произведение.

Если Вы хотите посетить галерею классического искусства Tate British, Вы можете добраться до нее на теплоходе по Темзе. Лодки компании Thames Clipper отправляются в течение дня через каждые 40 минут.

Кафе и магазин

На 4-м этаже расположен кофе-бар, а на верхнем этаже можно не только перекусить в ресторане, но насладиться великолепной панорамой Лондона .

На первом этаже находится магазин, где продаются сувениры в современном стиле, а также книги и альбомы по искусству.

Официальный сайт Галереи Тейт Модерн

Адрес официального сайта – www.tate.org.uk


Галерея Тейт Модерн интересна не только взрослым - детям здесь тоже не будет скучно. В музее постоянно проводятся семейные лекции, тематические туры и игры, а осмотр некоторых картин сопровождаются звуковыми эффектами. Посетив Тейт Модерн, Вы почувствуете и поймете дух современной британской и мировой культуры.