Индейцы кечуа используют для охраны. Индейцы Кечуа. Географическая, лингвистическая, антропологическая характеристика. Быт и традиции

Хосе Мария Ардегас::: Обычаи и обряды индейцев

Окончание «илью» на кечуа является звукоподражательным. В одной из своих форм «илью» - звук, производимый крыльями птицы во время полета, либо это любой звук, производимый полетом легких предметов. Но «илья» - это название монстров, рожденных лунными ночами: ребенок с двумя головами или теленок без головы, или огромная черная скала, на поверхности которой проходит широкая белая полоса, излучающая мерцающий свет, кукурузный початок, семена в котором расположены в страшной неразберихе; «илья» - это быки, что живут в глубине озер, лагун, окруженных камышами, где обитают черные утки. Все «илья» приносят или счастье, или большое несчастье. Умереть или воскреснуть можно, лишь дотронувшись до «илья». Звукосочетание «илья» и по звучанию и по смыслу совпадает с окончанием «илью».

Танкайлью - беззащитный шмель, который летает в полях и опыляет цветы. Танкайлью появляется в апреле, но на орошаемых полях его можно увидеть и в другое время года. Его крылья трепещут с бешеной скоростью, так как сам он очень тяжелый, с огромным брюшком, со светящимися полосами. Дети гоняются за ним и ловят его. Длинное темно-зеленое тельце танкайлью оканчивается чем-то похожим на жало, которое совершенно безобидно и к тому же сладко. Дети охотятся за шмелем, чтобы облизать мед с его «жала». Но танкайлью поймать нелегко: он высоко летает, разыскивая медоносные цветы. Из-за того, что его трепещущие крылья производят при этом полете шум, совершенно не соизмеримый с размером тела, индейцы придают этому несоответствию какой-то сверхъестественный смысл. В нем они находят много загадочного: почему же у него мед на кончике жала? почему его маленькие и слабые крылья способны поднять настоящий ветер? почему в лицо ударяет порыв ветра, если рядом пролетел танкайлью? разве способно его маленькое тельце создать такой вихрь? Пролетая в воздухе, он жужжит, как что-то большое, его пушистое тельце исчезает под лучами солнца, поднимаясь перпендикулярно вверх. Нет, он не злодей: дети, которым удалось полакомиться его медом, радостно вспоминают о нем. Но танкайлью - не как все насекомые, он - не божье создание, он - грешник.

Миссионеры иногда вынуждены были читать проповеди против него и других загадочных существ. В департаменте Айякучо жил фокусник, ставший легендарным. Костюмом ему служило оперение, украшенное кусочками зеркала. Он появлялся на площадях селений во время больших праздников и проделывал свои дьявольские штучки: глотал кусочки железа, протыкал свое тело иголками и колючками, ходил около паперти с тремя металлическими прутьями в зубах. Этого фокусника тоже называли «танкайлью».

Пинкуйлью - название гигантской кены, на которой играют индейцы только во время больших праздников. Ее никогда не увидишь на домашних праздниках, это эпический инструмент. Делают ее не из обычного тростника и не из осоки, и даже не из мамакк (дикого тростника необычной толщины и длины). Отверстие мамакк темное и глубокое. В районах, где не растет бузина с мягкой сердцевиной, индейцы изготавливают пинкуйлью меньшего размера, однако не осмеливаются называть ее «пинкуйлью», ее называют просто «ма"макк», чтобы отличить от обычной кены. «Ма"макк» означает мать, дающую жизнь, это магическое название. Для изготовления пинкуйлью в природе не существует тростника. Для этих целей индеец выбирает из ветвей бузины мягкую сердцевину, затем изгибает их и оплетает бычьими сухожилиями. После этого становится невозможно увидеть свет из-за изгиба в другом конце пустой трубки, а лишь его отражение, словно на горизонт упали лучи заходящего солнца. Изготовитель пинкуйлью просверливает в ней отверстия на значительном расстоянии одно от другого. Первые два отверстия должны закрываться большим и указательным пальцами левой руки; три оставшихся - указательным, безымянным и мизинцем правой руки, т. е. самыми подвижными пальцами. Индейцы с короткими руками (бывает и такое!) не могут играть на пинкуйлыо. Инструмент настолько велик, что человек среднего роста должен вытягивать шею и поднимать голову так, как если бы он хотел заглянуть за горизонт. На этом инструменте играют в ансамбле, под аккомпанемент барабанов и пение женщин, непременно в открытом поле или во дворе дома, но ни в коем случае не в закрытом помещении.

Только звук уак"рапукус мощнее и ниже голоса пинкуйлью. Однако в тех районах, где появился уак"рапукус, уже не знают пинкуйлью. Оба инструмента служат для одних целей. Уак"рапуку - это бычьи рога, самые мощные и изогнутые. На их острые концы надевают по серебряному или бронзовому мундштуку. Влажный и извилистый канал внутри него еще более непроницаемый и загадочный, чем канал пинкуйлью.

На пинкуйлью исполняют только музыку, песни и эпические танцы. Я не слышал ее звуков во время религиозных праздников. Может быть, миссионеры запрещали индейцам пользоваться этим инструментом с удивительно низкой и загадочной тональностью в храмах, на папертях, в католических процессиях? На пинкуйлью играют на выборах Главы общины, во время драк между парнями на карнавале, на кровавых корридах, во время сельскохозяйственных работ.

Пинкуйлью словно насылает на всех временное помрачение, лишает ясности ума. Возникает необыкновенная раскованность, беспредельное презрение к смерти, когда слышится ее голос. Опьяненные звуками пинкуйлью индейцы могут идти на диких быков, распевая и сквернословя, поигрывать тлеющей бомбой, начиненной динамитом, прокладывать дороги н туннели в неприступных скалах, танцевать без отдыха, не замечая, как день сменяет ночь. Только чарующие звуки пинкуйлью способны проникнуть в самые глубины человеческого сердца.

Как и музыка, называемая «илью», «илья» означает свет, который вызывает разного рода расстройства у человека. Оба слова имеют такое множество значений, какое возможно лишь в языках, подобных кечуа. Оно практически бесконечно. «Пинкуйлью» - не только название инструмента, это и обозначение эффекта, производимого ее музыкой. «Танкайлью» - не только название маленького насекомого, но и обозначение непонятных явлений природы. И слово «килья» не просто название луны, оно содержит универсальные знания о мире звезд, их взаимосвязи с человеком и Вселенной, красоте луны и периодичности ее появления на небосводе.

«Ильярий» означает рассвет, т. е. свет, который едва забрезжил после того, как ночь умерла. Солнце еще не взошло, оно запаздывает, бродит где-то в бездне Вселенной... И вот оно поднимается после короткого отдыха. «Илья» служит не для обозначения яркого солнечного света. Это тот сумеречный свет, при котором лучше думается и мечтается человеку, оно обозначает сияние, молнию, луч. Это особенный свет, не совсем божественный, но и не земной.

«Эль лайк"а». Слово «эль лайк"а» обозначает колдун. Индейские дети играют черными плодами дерева, растущего в горах. Но иногда среди тысяч черных попадается плод с красными и желтыми прожилками. Это и есть лайк"а. Ему придаются магические свойства: он непобедим и стоит сотни обычных. Контраст между черными и красными плодами кажется загадочным, особенно когда этот контраст является произведением самой природы. Всегда черный плод, но вот встретился красный с желтыми пятнами. Индейцы верят в его чудодейственную силу. Его хранят и оберегают с суеверным страхом, достают лишь в исключительных случаях, когда нет другого выхода из какого-нибудь затруднительного положения. Это - эль лайк"а - колдун, воплощение дьявола.

В дальних горных долинах живет лохматый паук (к"ампу). При встречах с человеком он сразу же принимает угрожающую позу. Иногда после дождя его можно видеть тяжело идущим по дороге. Когда его дразнят, он приподнимается на своих мощных мохнатых лапах и начинает раздуваться, кажется гигантом, а в глазах индейцев разъяренным и страшным быком.

Дети разбегаются в ужасе и долго еще помнят о встрече с ним. К"ампу ядовит, но в Абанкайе, столице департамента Апуримак, я видел девочку, которая играла с одним из таких пауков. Она гладила его, подбрасывала и ловила в свои маленькие ладошки. Это казалось невероятным. Ведь считается, что только лайк"а Сан Хорхе может справиться с к"ампу и даже съесть его. Сан Хорхе - двукрылое насекомое с темно-синим тельцем, красными крыльями и усиками. Размер его обычно достигает 2-4 сантиметров. Все его темно-синее тело блестит, красные крылья подрагивают в нетерпении, - красные, как огонь, на загадочном синем, как горная порода, теле. Он тоже лайк"а! Сан Хорхе выигрывает жесточайшие сражения с к"ампу. Это впечатляющее зрелище. Огромный к"ампу приподнимает голову, как бы готовится к прыжку, его ярость и гнев вселяют ужас в индейцев. Сан Хорхе пикирует на него сверху и наносит ему укол, затем снова взмывает вверх, снова - пике, и вновь - укол. Раненый к"ампу медленно погибает. Когда начинается агония к"ампу, Сан Хорхе приближается к нему, если тяжесть паука ему под силу, хватает его и улетает вместе с ним.

Низколетящий, он теряется среди деревьев, кустарников и камышей, опускается в каком-либо укромном месте и, говорят, съедает свою добычу. Сан Хорхе индейцы тоже боятся и считают его магическим насекомым, может быть, поэтому он кажется им значительно больше, чем есть на самом деле. Я видел одного мертвого и немного покалеченного Сан Хорхе, вероятно, какое-то животное наступило на него переходя дорогу. Мне он показался очень маленьким, хрупким, как и все насекомые. Несмотря на свое «святое» имя, для индейцев он является также лайк"а. Когда они слышат стрекот его крыльев, останавливаются и провожают его взглядом, пока он не исчезнет среди гор или леса.

Лайк"а, таким образом, представляет из себя колдуна, способного причинить порчу, сглазить. Правда, иногда он помогает лечить страшные болезни - безумие, истерию, бессонницу и страх. Он лечит нервных и напуганных детей, применяя для них «мягкий» вариант системы исцеления. Он рассказывает больному ребенку истории об интересных животных, камнях, сказки про зачарованные озера, а когда тот почти засыпает, склоняется над ним и, словно заклинание, произносит отрешенным голосом: «Душа, душа этого ребенка, где ты, где ты бродишь, вернись на свое место! Хорошая душа, смотри, как я жду тебя, как я плачу по тебе, вернись, я уже сплю!». Этот способ лечения называют «к"айай», он основан на предположении, что если мужчина или ребенок в раннем детстве испугался чего-либо, душа его покинула тело, которому принадлежала, и нигде не может его найти. Именно поэтому больным овладевает меланхолия, у него теряется память и благоразумие, он превращается в «утти»- идиота, или человека без души, безумного, испытывающего постоянно приступы депрессии или буйства. Только голос лайк"а способен дойти до блуждающей где-то души, наставить ее на путь истинный. Он обращается к душе таким тихим призывным голосом, что не будит детей, а держит их в каком-то туманном полусне. В этом состоянии ребенок слушает лайк"а, и ему кажется, что это именно он обегает ночные небеса, превратившись в меняющееся и обволакивающее облако. Я присутствовал на сеансе одного из этих лайк"а в столице провинции Тайакаха, городе Пампас. Его всепроникающий голос, казалось, исходил из какого-то потустороннего, но такого знакомого по сновидениям, мира. На другой день колдун ушел из селения, но я до сих пор не могу забыть его лицо, запах коки, цвет его пончо, склоненную голову и скрытую силу его голоса.

Другие болезни лайк"а лечат и с помощью к"ако"опас. Это слово происходит от «к"ак"ой» - «растирать». Лайк"а растирает тело больного главным образом живыми кроликами или другим грызуном - вискачей. Он бьет ими о тело пациента до тех пор, пока зверьки не умрут. Затем он тут же вспарывает брюшко животного, изучает состояние внутренностей и ставит диагноз. До сих пор колдуны пользуются большим спросом среди индейцев и белых обитателей горных селений. Лайк"а лечит также с помощью трав, земли и ворожбы.

Впрочем, индейцы почитают, но и боятся лайк"а, ведь он может вызвать медленную или быструю смерть, напустить порчу. Лайк"а, как считают индейцы, - пособник дьявола и значит, имеет власть над смертью. Он может также вызвать сумасшествие, немоту, слепоту и хромоту, наслать неизлечимую и необъяснимую болезнь на тело своего врага или врага того, кто хорошо ему заплатит.

Лайк"а опутывает свою жертву разными приемами в зависимости от масштабов того зла, которое он собирается причинить. Чтобы вызвать образование опухоли в теле врага, он где-то рядом с домом предполагаемой жертвы ловит жабу, повязывает ей нечто вроде галстука, сплетенного из одежды того, кого ожидает страшная кара, купает ее в моче, настоенной на табаке. Жаба после такой «ванны» вздувается, глаза ее вылезают из орбит. Если колдун хочет, чтобы жертва получила еще и боль в горле, он втыкает колючку в горло жабы. Затем лайк"а произносит над жабой соответствующее заклятье.

Если лайк"а хочет наслать нечто более серьезное, например неизлечимую болезнь, заставляющую жертву чахнуть и покрываться гнойными язвами, то он прибегает к более сложной процедуре. Он собирает лоскутки от гардероба жертвы, прядь ее волос, обрезки ногтей с ее ног и рук. Все это он связывает в узел, используя при этом шнурок или веревку, которая обязательно должна быть скручена «влево», закапывает узел рядом с домом жертвы при условии, что никто не должен знать об этой страшной тайне. Поэтому никто не может утверждать, что видел что-либо подобное. Известно лишь одно - все происходит в абсолютной тишине. Лай собаки, чей-то голос, звуки кены или гитары, пение птицы, шаги путника - любой шум или шорох сведет на нет эффект колдовства. Это почти невыполнимое условие должно быть непременно соблюдено. Любые магические действия имеют силу лишь в полнейшей тишине.

В каждом горном селении имеется свой лайк"а, но немногие из них пользуются всеобщей известностью. Из самых дальних селений идут к ним люди, чтобы исцелиться, избавиться от порчи или, наоборот, вызвать чью-либо смерть. Индейцы рассказывают невероятнейшие истории из жизни этих людей: они умеют, например, плавить камни и иссушать родники, ходить целыми днями спиною вперед и пересекать бурные гоные реки верхом на палке, будто бы глаза их светятся в темноте, словно горящие свечи, освещая дорогу желтым и дрожащим светом. Единственное, чего боятся лайк"а - это встречи с духом священных аукис (горных вершин) или с освященным крестом.

Лайк"а - это слуга дьявола («супай») и прочей нечистой силы. Пако, наоборот, - посланник аукис, их священник, поскольку он охраняем крестом, умеет молиться и вызывать «пукарас» - души аукис.

- 60.50 Кб

2Ке́чуа - индейский народ, проживающий в Южной Америке (Перу, Боливия, Эквадор, Аргентина, Колумбия, Чили) и являющийся наследником культурной традиции государства инков Тауантинсуйю. Численность по последним имеющимся данным около 25.245.000 человек: 13.887.073 человека в Перу, 6.018.691 человек в Эквадоре, 3.821.820 человек в Боливии, 1.469.830 человек в Аргентине, 39.100 человек в Колумбии и 8.480 человек в Чили. Кечуа составляют 47 % населения в Перу, 41,3 % в Эквадоре и 37,1 % в Боливии. Название кечуа впервые встречается в письменных источниках 60-80-х годов XVI в.

3Основная масса Кечуа живет в Перу. Индейцы расселены в южных горных районах. Диалекты северо-центральной части горного Перу наиболее отличаются от остальных. Письменность на основе латинского алфавита. Являются верующими - католиками. Крестьянство, население, занятое в сельскохозяйственной и горнопромышленной сферах в Перу, Эквадоре и Боливии в преобладающем большинстве состоят из индейцев кечуа.

Этническая история

4Происхождение и значение наименования кечуа разъясняется из географического описания Перу, датированного 1586 г.

Из этих источников явствует, что инки, а за ними и испанцы применяли термин кечуа в нескольких смыслах. Первое значение слова кечуа -горная долина Андов такого типа, как, например, долина Куско, т. е. теплая долина. Правда, Куско расположен на высоте 3414 м над уровнем моря, и климат там прохладный; теплой долина Куско и ей подобные могут быть названы только по сравнению с высокогорьем. Название кечуа применялось инками, а потом и завоевателями в отношении племен, населявших подобные долины (люди теплых долин), в отличие от обитателей холодного плоскогорья - племен аймара. Наконец, в колониальный период название кечуа установилось для языка этих племен.

5На основании преданий, при сопоставлении с археологическими и топонимическими данными, история образования государства инков представляется в следующем виде.

В долине Куско археологи выделяют так называемую раннеинкскую культуру, датируемую X - началом XV вв. Она отличается керамикой особого стиля. Найдены и бронзовые поделки. Архитектурные сооружения свидетельствуют об организации коллективных работ. Термин инки, вернее инка, приобрел позднее несколько значений: господствующая народность в государстве Перу, титул правителя и название народа в целом. Первоначально наименование инка относилось к одному из нескольких мелких племен, обитавших в долине Куско наряду с племенами аймара, уайльякан, уалья, кеуар, уарок, киспи- канчи. Как и племена долины Анта, расположенной вблизи Куско,- анта майо, тампо, санко, кильискачи, экеко, а также ларе и поке - племя инков принадлежало к языковой группе кечуа. Инки периода расцвета говорили на языке кечуа.

В первые десятилетия XV в. на кечуа с запада напало племя чанка и заняло часть их земель - провинцию Андуайлья, которая поэтому позднее получила название провинции Чанка. В последующие годы племена кечуа и инков, вероятно, вступили в союз.

6В последующие сто лет инки завоевали и подчинили себе племена всей области Анд и создали мощную державу с границами от Южной.Колумбии (р. Анкасмайу) на севере до среднего Чили (р. Рио Мауле) на юге, на протяжении 4 тыс. км. По приблизительным подсчетам Роу, население государства инков достигало 6 млн.

В период расцвета экономики и политического могущества инков и их государства инки распространили свою культуру среди населения всей области Анд.
Они основали на данной территории сильное государство Тауантинсуйю.

7Андское нагорье изобилует долинами с благоприятными для земледелия климатическими условиями, с плодородными почвами, которые к тому же могут орошаться водой многочисленных рек и озер. Основной хозяйственной деятельностью этой местности оставалось земледелие. Главными сельскохозяйственными культурами были кукуруза и картофель. Наряду с ними выращивались кинуа, тыква, бобы, хлопок, бананы, ананасы и многие другие культуры.

В некоторых областях Тауантинсуйю, в частности в Кольясуйю, значительных размеров достигло скотоводство - разведение лам и альпака в качестве вьючных животных, а также для получения мяса и шерсти. Впрочем, содержание этих животных в меньших масштабах практиковалось повсеместно. Была одомашнена одна из разновидностей уток.

8Способность жителей Тауантинсуйю находить огромное количество цветовых оттенков, гармонично сочетать их между собой составляет целую область ремесленного искусства. Индейские ткачи умели выделывать разнообразные сорта тканей - от толстых и ворсистых, типа бархата, до легких, полупрозрачных, типа газовых.

Древнекечуанские металлурги выплавляли и обрабатывали золото, серебро, медь, олово, свинец, а также некоторые сплавы, в том числе и бронзу. Железо они знали лишь в виде гематита; железная руда не обрабатывалась. Строительная техника (постройка дворцов, крепостей, складов, мостов) достигла больших успехов. Для мореплавания помимо обычных лодок и плотов строились специальные большие плоты, обладавшие значительной грузоподъемностью- до нескольких тонн. Гончарное ремесло и керамика, унаследовавшие древнейшие традиции Чиму и Тиауанако, отличались необычным богатством форм.

9С образованием государства соотношение между инками и другими племенами страны изменилось. Если раньше, в период расцвета культуры тиауанаку, племена колья или аймара стояли выше по своему развитию, чем племена кечуа, то с XV в. племена колья - обитатели нагорья - утрачивают свое превосходство.

В результате осуществления « экспансионистской» политики государственная территория инков достигла огромных размеров. Сегодня в границах бывшего инкского государства расположена большая часть территории Перу, Боливии и Эквадора, значительная часть Чили и Аргентины.

10Физико-географические условия не благоприятствовали сохранению территориального единства Тауантинсуйю: не было единой речной артерии, которая соединяла бы различные районы страны, бурные горные реки текли с востока на запад и разрезали страну на части, а не соединяли отдельные ее районы. Не способствовал территориальному единству инкской державы и рельеф: глубокие ущелья, высокие горные цепи, обрывы, пропасти. Вскоре после захвата новых территорий начался процесс переселения племен. усиление политико-административного единства страны оказывало прямое воздействие на процессы этнической консолидации. Было бы неправильно этническое слияние различных племен и народностей Тауантинсуйю представлять как односторонний процесс, как процесс, сводящийся исключительно к кечуанизации. Инки-кечуа неизбежно должны были испытать влияние со стороны подчиненных племен. В результате этого процесса обширная государственная территория Тауантинсуйю превращалась в этническую территорию многочисленной народности кечуа.

Своеобразная и яркая история государства инков исторические была прервана в 1531 г. вторжением испанцев.

11От первого периода колонизации остались сборники текстов на языке кечуа, записанных латинизированным алфавитом. Наиболее ранние тексты - большей частью фольклорные материалы, предания, песни и гимны. Фольклор, как и другие виды народного творчества, играл большую роль в духовной жизни кечуа, в формировании единого народного самосознания и общей культуры.

После испанского завоевания в 1531 и кампании по борьбе с язычеством в 1570-х годах кечуа приняли католичество, сохранив, однако, много традиционных верований. двоякой оказалась роль испанских завоевателей. С одной стороны, они прерывали естественный процесс консолидации кечуанской народности, с другой,- утверждая свое экономическое и политическое господство, невольно способствовали сохранению и даже развитию некоторых этнических черт народа кечуа, прежде всего языка.

12Весьма эффективным в колониальный период явился процесс усиления у кечуа культурной общности. Зарождается литература на языке кечуа, в частности драматургия. Драмы «Апу-Ольянтай», «Смерть Атауальпы», «Уткха Паукар», «Элегия на смерть Атауальпы» не только представляют собой высокохудожественные образцы литературы, но и определенно влияют на укрепление этнического самосознания индейцев-кечуа.

Никакими мерами нельзя было ликвидировать глубокий след, оставленный в сознании индейцев движением под руководством Тупак Амару II. Многие тысячи повстанцев, спасаясь от преследования, бежали из родных деревень и городов в отдаленные местности.

13Попадая в районы, населенные индейцами иного языка и иной культуры, они определенно содействовали дальнейшему слиянию с кечуа других этнических групп. Кроме того, значительная часть повстанцев, уйдя в очень далекие местности, встретила там население, которое в конце XVIII в. уже говорило на кечуа. Это обстоятельство способствовало появлению у беженцев сознания единства всех кечуа, и они становились на новых местах носителями идеи единства народности. Эти явления способствовали дальнейшему укреплению самосознания индейцев, взаимосвязей и взаимодоверия, а следовательно, и взаимного этнического сближения между индейцами, принадлежащими к различным группам. оставаясь самой многочисленной группой индейского населения, играя роль основной руководящей и движущей силы широких антиколониальных выступлений, кечуа занимали в этом этническом процессе центральное место. восстания и в особенности движение Тупак Амару II явились завершающим фактором консолидации племенных групп в единую народность.

14Попытка восстановления империи Инков в 1780 была подавлена, но движения (в том числе вооружённые) под этим лозунгом существуют до наших дней.

Война за независимость и образование самостоятельных государств Андского нагорья - Эквадора, Перу, Боливии - не приостановили процесса объединения языка и культуры индейских племен. К 60-м годам XIX в., подавляющая масса индейских племен уже начала сливаться в единую народность. Это выразилось прежде всего в том, что язык кечуа оттеснил и даже во многих областях вытеснил другие индейские языки.

Уже в начале XX в. кечуа представляли собой преобладающую индейскую народность области Анд. Ныне кечуа - самый большой и значительный из современных индейских народов. С 70-х годов происходит массовая миграция кечуа в города, главным образом в Лиму.

Географическая характеристика

15В Перу кечуа составляют большинство населения в центральных и южных департаментах. В Куско на кечуа говорит 98%, а в Аякучо - 99%. В Боливии кечуа живут главным образом в департаментах Оруро, Потоси, Кочабамба, а также частично в Чукисаке. В Эквадоре основная масса кечуа занимает горный район и частично побережье. В Чили и Аргентине они расселены в некоторых северных высокогорных пустынных районах.

Климат и растительность резко различаются в зависимости от высоты над уровнем моря и рельефа. На высокогорье большую часть года царит зима с небольшими морозами и снегом, который, однако, не скопляется большими массами из-за сильных ветров. Растительность здесь очень бедная, деревьев совсем нет. Это область высокогорной степи - так называемой пуны. Летнее время - дождливое. Восточные пологие склоны Анд - долины притоков Амазонки - покрыты густыми лесами, часто заболоченными, здесь влажный субтропический климат. На западных крутых склонах; бедных растительностью, год делится почти пополам на два сезона: дождливый и сухой, засушливый.

16На побережье, отгороженном от остального материка высокими горными хребтами, никогда не бывает дождей, влага собирается лишь в виде густого тумана и выпадает обильной росой. Тогда, примерно на два месяца в году, прибрежная полоса покрывается цветущей растительностью, затем вновь наступает засушливый период. При ирригации возможности земледелия здесь очень велики, так как почва плодородна. Еще во времена инков здесь выращивали кукурузу, фасоль, хлопчатник и некоторые плодовые - гвайава, папайя, в колониальный период были освоены пшеница, ячмень. В последние полвека введены рис, лучшие сорта хлопчатника, виноградная лоза, а также тропические культуры: кофе, какао, бананы, ананасы, цитрусовые, сахарный тростник.

17Кроме одомашненных с древности лам и альпак в колониальный период начали разводить овец, крупный рогатый скот, ослов и лошадей. Последние, однако, акклиматизировались здесь хуже других животных. Большое применение нашли мулы.

Кечуа живут главным образом в Сьерре. Большую опасность в горных районах здесь представляют частые землетрясения. Полоса величайших горных систем нашей планеты - Анд, это - Сьерра, занимающая 30% территории Перу. Здесь из небольшого ледникового озера Лаурикоча берет начало самая многоводная река мира - Амазонка, несущая свои воды в Атлантический океан. Сьерра образована горной системой Анд. В пределах Перу 38 горных вершин поднимаются на высоту более 6000 м.

18С незапамятных времен межгорные бассейны с их плодородными вулканическими почвами были освоены индейскими племенами.

Сьерра служит водоразделом между реками Тихоокеанского и Атлантического бассейнов. И те и другие текут в глубоко врезанных долинах.

В речных долинах Сьерры температурный режим позволяет возделывать сахарный тростник и другие теплолюбивые культуры, на плоскогорье - лишь культуры умеренного пояса.

Однако ночи здесь холодные, температура ночью иногда бывает на 20° ниже, чем днем. Можно сказать, что ночью в Сьерре зима, утром весна, а вечером осень. В Сьерре выпадает много осадков - около 1000 мм.

19Дождливый и сухой сезоны выражены довольно слабо. Осадки выпадают в виде дождя, и только высоко в горах бывают сильные снегопады.

Горно-луговые и горно-степные почвы межгорных бассейнов отличаются высоким плодородием. Они или распаханы, или превращены в пастбища.

Кустарники и леса поднимаются примерно до 3000 м над ур. моря, а выше простираются высокогорные луга- парамос. В лесах Сьерры много ценных пород деревьев- сейба, хинное дерево.

Западное побережье, склоны Анд и межгорные плато зимой находятся под воздействием восточной периферии тихоокеанского антициклона. Южные и юго-восточные ветры перемещают из более высоких и холодных широт массы тропического морского воздуха в более низкие и теплые широты. Эти массы насыщены влагой только в нижних слоях.

Описание работы

Ке́чуа - индейский народ, проживающий в Южной Америке (Перу, Боливия, Эквадор, Аргентина, Колумбия, Чили) и являющийся наследником культурной традиции государства инков Тауантинсуйю. Численность по последним имеющимся данным около 25.245.000 человек: 13.887.073 человека в Перу, 6.018.691 человек в Эквадоре, 3.821.820 человек в Боливии, 1.469.830 человек в Аргентине, 39.100 человек в Колумбии и 8.480 человек в Чили. Кечуа составляют 47 % населения в Перу, 41,3 % в Эквадоре и 37,1 % в Боливии. Название кечуа впервые встречается в письменных источниках 60-80-х годов XVI в.

Доколумбовая Америка пережила расцвет и падение великих цивилизаций – майя, ацтеков, инков. Территорию современной Центральной и Южной Америки населяло более 5 тысяч племен. Часть из них исчезла, не оставив практически никак упоминаний. Другая – была полностью уничтожена. Большинство потомков индейцев той эпохи до сих пор живут в Мексике , Боливии , Перу , Эквадоре и других странах Южной Америки.

Племена Боливии и Перу

К приходу Колумба территория нынешней Боливии уже была завоевана инками. До этого большую часть земель заселяли аймара и кечуа.

Первые жили в высокогорных районах на западе Южной Америки. К XV в. они создали несколько государств. Самое могущественное – Колья у озера Титикака. Вопреки суровым погодным условиям аймара выращивали картофель, кукурузу, тыкву. Племя смогло сохранить быт и традиции и после прихода европейцев. Сейчас численность народа составляет почти 4 млн. человек. Они живут в Боливии, Перу, Чили , Аргентине .

Кечуа – самый многочисленный народ доколумбовой и современной Южной Америки. Численность – 20 млн. человек. Сейчас большая часть живет в Боливии и Перу. Культура племен была более развитой по сравнению с майя и ацтеками. К XV в. индейцы сумели создать могущественное государство.

Помимо них территорию Перу и Боливии населяли:

  • бороро, вступившие в контакт с европейцами в XVIII в;
  • итонами, практически утратившие свою культуру и язык;
  • такана, мирно относившиеся к завоевателям;
  • уитото, численность которых сильно сократилась в XX в.;
  • хакару, занимавшиеся разведением лам и альпак в Перу;
  • хиваро, в традициях которых смешался быт индейцев из предгорий Анд и тропических лесов;
  • шипико-конибо – группа племен, пришедших из Амазонии.

О некоторых племенах (например, хиваро) стало известно совсем недавно, в начале или середине XX в.

Эквадор

До испанцев Эквадор находился под влиянием древнего государства Чимор. Территорию населяли индейцы:

  • Киту, порабощенные племенем кара. Оставившие о себе катастрофически мало сведений.
  • Каньяри, жившие в центральной части Эквадора. Поклонявшиеся луне и завоеванные инками.
  • Тумбе, исчезнувшие после вторжения кара.
  • Кара, завоевавшие племена Эквадора в I тысячелетии до н. э.

Сейчас 40% населения Эквадора составляют потомки индейских племен. Самые многочисленные – народ кечуа. Остальные живут в основном в лесах. Ачуале, малаката, уамбиса на юге. Аламо и ямбо на востоке. Так же здесь живет низкорослое племя ваорани, избегающее контактов с людьми.

Центральная Америка

В Мексике до прихода Колумба господствовал ряд высокоразвитых цивилизаций с собственной письменностью, летоисчислением, архитектурой. Обладавших глубокими познаниями в математике и астрономии.

  • Ольмеки, давшие начало цивилизации майя и оставившие о себе очень мало сведений.
  • Майя с необычной религией и ритуалами. Достигшие невероятного развития. И к приходу конкистадоров уже находившиеся в упадке. Их потомки, около 7 млн. человек, сейчас живут в Мексике, Сальвадоре, Белизе, Гондурасе, Гватемале.

Также территорию нынешней Мексики населяли племена Теотиуканы, сапотеки, тотонаки.

Южная часть континента

На землях современной Аргентины, Чили, Парагвая, Бразилии до испанской колонизации существовало несколько сотен племен:

  • кочевники – алакалуфы, атакменьо, ботокуды;
  • арауканы – сейчас их численность составляет 1,5 млн. человек;
  • караибы из тропических лесов с отдельными языками для мужчин и женщин;
  • каяпо из Бразилии – племена из южных районов практически полностью истребили, северным удалось сохранить самобытную культуру;
  • мундуруку, вошедшие в контакт с европейцами в середине XVIII в. и ставшие их союзниками;
  • пирахан – малочисленное племя охотников Амазонии;
  • тукуна, занявшие земли практически вымерших народов омагуа и кокама;
  • туюка – славившиеся производством плетеных вещей и каноэ;
  • яномамо – отдельные общины до сих пор ведут изолированный образ жизни.

У некоторых народов получилось сохранить самобытный уклад жизни. Большинство ассимилировалось с колонизаторами. Огромное количество просто исчезло. К таким племена относятся апибоны, апиака, пасиока, капаяны, селькнамы, сутагао, тупи. Миштеки из Мексики, подчиненные ацтеками и другие.

, Аргентина , Чили
Регион проживания: Южная Америка

КЕЧУА, кичуа, индейский народ в Перу , Боливии , Эквадоре , на северо-западе Аргентины и севере Чили . Численность 14870 тыс. человек, в том числе в Перу 7700 тыс., Боливии 2470 тыс., Эквадоре 4300 тыс. человек. Говорят на языках кечуа. Диалекты северо-центральной части горного Перу наиболее отличаются от остальных. Письменность на основе латинского алфавита. Верующие - католики.

Во второй четверти XV века в Андах возникло централизованное государство (империя Инков или Тауантинсуйу). В инкский период сформировалась народность кечуа, была создана высокая культура. После испанского завоевания в 1532 и кампании по борьбе с язычеством в 1570-х годах кечуа приняли католичество, сохранив, однако, много традиционных верований. Попытка восстановления империи Инков в 1780 была подавлена, но движения (в том числе вооружённые) под этим лозунгом существуют до наших дней. С 70-х годов происходит массовая миграция кечуа в города, главным образом в Лиму.

Основное занятие - террасное орошаемое земледелие (картофель и другие клубневые культуры, зерновые типа проса - киноа, каньиуа, в долинах - кукуруза, ячмень, пшеница). Основное орудие - чакитаклья - заступ с поперечным выступом для ноги; в долинах применяется примитивный плуг. В горах большое значение имеет скотоводство (лама, альпака, в колониальный период - овцы). До появления грузовиков в середине XX века лама имела большое транспортное значение. Среди народных ремёсел распространено производство тканей: в горах - из шерсти, в долинах - из хлопка. Прядением занимаются мужчины, женщины и дети, ткут обычно мужчины. Распространён примитивный ткацкий станок. Развиты выделка фетровых шляп, плетение шляп типа панамы, изделий из тростника, изготовление лепной керамики, калебас, золотых и серебряных украшений, резьба по дереву.

Сельская община, в основном эндогамная, управляется выборным старейшиной и его помощником (варайок). Брак неолокальный.

Поселения в долинах кучевые, в горах - разбросанные. Жилище сырцовое, прямоугольное, с двускатной крышей. Жильём служит одна большая комната, в остальных помещениях - кладовые.

Традиционная мужская одежда - короткие штаны до колен, короткая куртка и пончо из домотканой шерсти. Головной убор - широкополая фетровая шляпа с неглубокой тульей, под которую часто надевается вязаный шлем (чульо). Женщины носят несколько юбок с цветной каймой, причём нижняя юбка длиннее верхних, шерстяную шаль (льиклью), скалываемую на груди большой серебряной брошью. Украшения - из металла, камня, кости, раковин. Большинство кечуа ходят босиком или носят кожаные сандалии.

Среди традиционных ритуалов наибольшее значение имеет праздник очистки оросительных каналов. Сохраняются почитание горных вершин, матери-земли Пачамамы, шаманизм, жертвоприношения при полевых работах, строительстве дома и т. д. В фольклоре - сочетание местных (например, истории о трикстере-лисе) и европейских сюжетов; милленаристская идеология отражена в мифе об Инкарри («Инка-царь»), который должен ожить и уничтожить европейских пришельцев. На основе музыкальных традиций кечуа и аймара сложилась получившая мировую известность современная музыка уайно.

КЕЧУА, кичуа (самоназвание - Qhichwa runa/runakuna), индейский народ на западе Южной Америки. Численность около 10 миллионов человек (2008, оценка), в том числе в Перу 5,2 млн. человек, на западе и юго-западе Боливии 2,6 миллиона человек, в центральной и восточной части Эквадора 499,3 тысяч человек (2001, перепись; по оценкам - 1,5-2,2 миллиона человек), на юго-западе Колумбии (инга) 38,6 тысяч человек, на севере Аргентины 1,5 миллиона человек, на севере Чили 8,4 тысяч человек. В составе кечуа выделяются разные по происхождению и выраженности общекечуанского самосознания группы: инга (Колумбия); каранки, каньяри, каямпи, киту-кара, натавила, отавало, пансалию, пастаса, пуруха, саласака, саракуру, сараяку, уаранка, чибулео (Эквадор); амантани, кана, канчи, керо, льякуаш (ламиста), напуруна, такиле, уанка, чанка (Перу); колья, кальявая (Боливия). Говорят на кечуанских языках, распространён также испанский язык. В основном католики, часть сохраняет традиционные верования.

Кечуа - основатели государства инков. В колониальный период неоднократно возглавляли антииспанские восстания (крупнейшее - Тупака Амару восстание 1780-83). Традиционная культура типична для индейцев Центральных Анд. Основное занятие - орошаемое террасное земледелие (клубнеплоды - картофель, ока, ульюка; зерновые - киноа, каньяуа, в долинах - кукуруза, позднее - ячмень, пшеница). Из картофеля готовят сухой концентрат (чунью). Основное сельскохозяйственное орудие в горах - узкий заступ с перекладиной для ноги (чакитаклья), в долинах - плуг в упряжке из быков. В горах разводили лам, альпака, морских свинок. Развиты прядение (в горах - из шерсти, в долинах - из хлопка) и ткачество (ткут в основном мужчины), выделка фетра, плетение, резьба по дереву, изготовление расписных калебасов (особенно в Аякучо), лепной расписной (основные цвета - красный, оранжевый, белый) керамики, золотых и серебряных украшений. Поселения в долинах кучевые, в горах - разбросанные. Жилище из сырцового кирпича или каменное прямоугольное с двускатной крышей. Мужская одежда - штаны длиной до колен, короткая куртка, пончо, женская - несколько коротких юбок (до 8) с цветной каймой (нижние юбки длиннее верхних), рубаха, шаль (льиклью), скалываемая на груди серебряной брошью. Головной убор - фетровая шляпа с полями, у женщин - шапка с круглым плоским навершием, у мужчин - узорная вязаная шапочка с наушниками (чульо). В основе традиционной общины (айлью) - группа родственных семей первопоселенцев (орихинарио). Община управляется выборным старейшиной (алькальд) и его 4-6 помощниками (варайок, от вара - жезл). Сохраняются система взаимопомощи (айньи), элементы инкской дуальной организации и параллельного счёта родства (мужчина наследует от своего отца, женщина - от матери); соответственно существуют специальные термины для детей в зависимости от того, кто говорящий - отец или мать. Система терминов родства бифуркативного типа. Свойственники частично отождествляются с родственниками, категории свойства демонстрируют элементы генерационного скоса. Сиблинги делятся по относительному полу. Среди календарных ритуалов важнейшие - летний праздник очистки оросительных каналов и карнавал, во время которого устраиваются танцы в масках, изображающих «диких людей», инсценировки «свадьбы животных», до середины 20 века разыгрывались ритуальные сражения между членами разных айлью. Сохраняются почитание горных вершин, Матери-Земли (Пачамама), шаманизм, жертвоприношения (при строительстве дома, при полевых работах и т.п.). Во время ритуалов мужчины жуют листья коки.

Устное творчество . В фольклоре сочетаются местные (о трикстере-Лисе, демонической женщине Ачикее, гибели первопредков при первом восходе солнца, исчезновении и возвращении героя, воплощающего плодородие, и др.) и европейские сюжеты; милленаристская идеология отражена в мифе об Инкарри (Инка-царь), который должен ожить и уничтожить европейских пришельцев. Распространены исторические предания, народные драмы в стихах (уанка), восходящие к инкским временам («Апу-Ольянтай», «Смерть Атауальпы» и др.), сказки, легенды, предания. Миссионеры создавали религиозные драмы на языке кечуа. Музыкальные традиции восходят к культуре инков; среди архаических музыкальных инструментов - глиняные флейты, морская раковина-труба, глиняные и металлические трубы, музыкальный лук. Традиционные инструменты (сохранились главным образом в высокогорных районах), жанры, виды музицирования приурочены к старинному инкскому календарю с делением года на половины - мужскую (сухой сезон) и женскую (сезон дождей), связаны с земледельческими, семейно-бытовыми, христианскими обрядами. Характерны ансамбли однородных флейт разных размеров, ансамбли двойных и многоствольных флейт могут включать до 50 исполнителей (стиль сикури в Перу). Флейтам могут аккомпанировать 2-сторонние барабаны (бомбос, ванкара). Популярны танцевальные драмы, танцы (чукару, хула-хула, личивайю, чарангеада, сикуриада), которые исполняются в сопровождении ансамблей. У кечуа Боливии распространены музыкально-танцевальные действа, включающие женское пение с аккомпанементом ударных либо щипкового инструмента чаранго (такий), мужскую игру на инструментах (такай) и круговые танцы (тусуй). Для вокальной и инструментальной ансамблевой музыки типичны высокий регистр, антифонная манера исполнения, параллельное движение голосов и подголосочная полифония. В основе ладовой организации - ангемитонная пентатоника (иногда расширенная до 6- и 7-ступенных звукорядов), в ансамблевой музыке для флейт - диатоника.

Устные традиции кечуа развиваются в тесной связи с музыкальной культурой аймара (стиль сикуморено в Перу), испытывают влияние музыки африканского происхождения (игра на идиофонах и мембранофонах), взаимодействуют с креольской музыкой (игра на струнных инструментах, танцы), проникают в городскую культуру Андских стран.

Многие современные кечуа живут в городах. С середины 20 века растёт движение за возрождение языка и традиционной культуры. Развивается профессиональная музыка, кинематограф, литература; из поэтов и прозаиков выделяются Х. А. Соса, С. Д. Палавесино, А. Л. Тевес, М. К. Тебес, И. Толоса в Аргентине, Уальпа Римачи (18 - начало 19 века), Х. Кальвимонтес и Х. Уальяпаримакни в Боливии, А. А. Гутьеррес в Перу (лауреат Кечуанской национальной премии, 1951) и др.

Лит.; Олланта: древнеперуанская драма из времён инков / Пер. Ф. Миллера. М., 1877; Di Lullo О. El folklore de Santiago del Estero. Tucumân, 1943; Osborne Н. Indians of the Andes: Aymaras and Quechuas. 1952. , 2004; Bravo D. А. Cancionero quichua santiagueñо. Tucumán, 1956; Arguedas J.М. The singing mountaineers: songs and tales of the Quechua people. Austin, 1957; Saavedra В. El Ayllu: estudios sociológicos. La Paz, 1975; Man in the Andes: multidisciplinary study of high-altitude Quechua. Stroudsburg, 1976; Зубрицкий Ю. А. Инки-кечуа. М., 1975; Quechua peoples poetry. Willimantic, 1976; Rasnake R. Domination and cultural resistance: authority and power among an Andean people. Durham, 1988; Harrison R. Sings, songs and memory in the Andes: translating Quechua language and culture. Austin, 1989; Van Vleet К.Е. Performing kinship: narrative, gender, and the intimacies of power in the Andes. Austin, 2008.

Ю. Е. Берёзкин; Г. В. Дзибель (система терминов родства), В. И. Лисовой (устное творчество).