Инфантильность: что скрывается за понятием. Инфантильность или незрелость личности: ошибки воспитания

– психопатологическое состояние, основанное на задержке темпов эмоционально-личностного развития. Проявляется детскостью, незрелостью поведения, неспособностью принимать решения, самостоятельно делать выбор. У школьников преобладают игровые интересы, учебная мотивация слабая, затруднено принятие правил поведения, дисциплинарных требований. Диагностика включает клинические и психологические методы, направлена на исследование особенностей эмоционально-волевой и личностной сферы, социальных взаимоотношений, уровня адаптации. Лечение симптоматическое, предполагает медикаментозную, психотерапевтическую и консультационную помощь.

    Термин «инфантилизм» произошел из латинского языка, означает «младенческий, детский». Психический инфантилизм понимается как несоответствие поведения, эмоциональных реакций, волевых функций возрастным требованиям. В повседневной жизни инфантильными называют людей, отличающихся наивностью, зависимостью, недостаточным владением общих бытовых навыков. Международной классификацией болезней (МКБ-10) выделена отдельная нозологическая единица – инфантильное расстройство личности. Кроме этого, психический инфантилизм является симптомом неврозов , психопатий , реакций на стресс. Распространенность среди детей достигает 1,6%, соотношение мальчиков и девочек примерно равное.

    Причины психического инфантилизма

    Предпосылками психической инфантильности являются патологии нервной, эндокринной системы, наследственная предрасположенность, неправильное воспитание. К факторам риска относятся:

    • Легкие поражения головного мозга. Психический инфантилизм чаще развивается после воздействия неблагоприятных пренатальных, натальных и постнатальных факторов. К ним относятся инфекции, интоксикации, травмы, гипоксии , асфиксии .
    • Психические расстройства . У детей с умственной отсталостью, аутизмом , шизофренией , задержкой психического развития риск возникновения психического инфантилизма выше. Синдром формируется на базе социальной дезадаптации.
    • Наследственная отягощенность. Существуют генетические и конституциональные особенности, передающиеся ребенку от родителей. Скорость созревания корковых структур, метаболические процессы, инертность нервной системы – факторы, влияющие на формирование инфантилизма.
    • Стиль воспитания. Развитию инфантильности способствует ограничение свободы ребенка, повышенный родительский контроль. Психическая незрелость – результат гиперопеки или деспотического воспитания.

    Патогенез

    Существует три варианта патогенеза психического инфантилизма. Первый основан на задержанном развитии лобных долей мозга, отвечающих за формирование мотивов, целенаправленное поведение, программирование, регуляцию и контроль психической деятельности. Причинами являются объективные факторы – травмы, интоксикации, инфекции. Второй вариант патогенеза – общая психофизическая незрелость. Задержка развития определяется в лобных и других отделах мозга. Незрелость тотальна: ребенок миниатюрен, выглядит младше своего возраста, поведение соответствует внешнему виду. Третий вариант – искусственная задержка социализации дисгармоничным стилем воспитания. Развитие лобных функций тормозится гиперопекой, чрезмерной заботой, тотальным контролем.

    Классификация

    Этиологически расстройство подразделяется на врожденное и приобретенное. Более подробная классификация выделяет 4 вида психического инфантилизма:

  1. Органический. Возникает при поражении ЦНС. Является результатом черепно-мозговой травмы , асфиксии, инфекционного заболевания, интоксикации. Психической незрелости сопутствует легкий психоорганический синдром .
  2. Соматогенно обусловленный. Наблюдается при эндокринных болезнях, хронических истощающих заболеваниях, поражениях внутренних органов. Психическая незрелость формируется на фоне симптомов основной патологии, астенических проявлений.
  3. Психогенно обусловленный. Развивается как результат изнеживающего воспитания, гиперпротекции либо деспотического отношения. Иное название – психологический инфантилизм.

Другая классификация основана на особенностях клинической картины. Выделяют два типа психического инфантилизма:

  • Тотальный. Ребенок отстает в росте, весе, физическом и психическом развитии. Внешний вид, поведение, эмоции соответствуют более раннему возрасту.
  • Частичный. Незрелость психики сочетается с нормальным, опережающим физическим развитием. Ребенок неуравновешен, раздражителен, зависим от взрослых.

Симптомы психического инфантилизма

Психическая незрелость проявляется отсутствием устойчивости внимания, поспешными необоснованными суждениями, неспособностью анализировать, выстраивать план, контролировать деятельность. Поведение беззаботное, легкомысленное, эгоцентричное. Выражена тенденция к фантазированию. Понимание, принятие норм и правил затруднено, дети часто не владеют понятиями «надо», «нельзя», не соблюдают социальную дистанцию при общении с незнакомыми, взрослыми людьми. Невозможность оценить ситуацию, изменить поведение согласно внешним условиям снижает адаптационные возможности.

Дети тяжело приспосабливаются к образовательному учреждению, дублируют классы. Часто ребенок дошкольного возраста остается в ясельной группе, младший школьник – в подготовительной группе детского сада. Отставания в умственном развитии нет: пациенты вовремя начинают говорить, задают вопросы, рисуют, лепят из пластилина, собирают конструктор в соответствии с возрастными нормами. Интеллектуальная задержка формируется вторично, на основе дезадаптации в обществе, проявляется в период школьного обучения. Эмоциональная сфера характеризуется неустойчивостью: преобладающая жизнерадостность резко сменяется плачем, гневливостью при неудачах. Негативные состояния быстро проходят. Целенаправленного желания причинить вред, отомстить не возникает. Эмоции безудержны, поверхностны, пантомимика живая, выразительная. Истинные глубокие чувства не формируются.

Эгоцентрическая направленность личности проявляется стремлением быть в центре внимания, получать похвалу, восхищение от окружающих. При дисгармоничном психическом инфантилизме дети воспринимаются сверстниками как равные, но общение не складывается. Постепенно возникает изолированность, обостряющая истероидные черты инфантила. Дети с тотальным инфантилизмом заводят друзей на год-два помладше. Сверстники проявляют стремление заботиться, оберегать. Социализация проходит более успешно, чем при частичном инфантилизме.

Осложнения

Основное осложнение психического инфантилизма – социальная дезадаптация. Она происходит из-за неумения принять социальные нормы, контролировать поведение, оценивать ситуацию. Формируются невротические и личностные расстройства: депрессия , тревожность , истероидная психопатия. Отставание в эмоциональном развитии приводит к вторичной интеллектуальной задержке. Преобладает конкретно-действенное и наглядно-образное мышление, склонность к подражательному виду деятельности при выполнении интеллектуальных заданий, недостаточная целенаправленность психической активности, слабость логической памяти. К средним классам проявляется учебная неуспеваемость.

Диагностика

Диагностика психического инфантилизма выполняется в дошкольном и старшем школьном возрасте. Причиной обращения к врачам становятся трудности адаптации ребенка к условиям, режиму, нагрузке образовательных учреждений. Обследование включает:

  • Беседу с врачом-психиатром . Специалист проводит опрос: уточняет симптомы, их продолжительность, выраженность, особенности адаптации к школе, детскому саду. Отмечает поведенческие и эмоциональные реакции ребенка: адекватность, умение соблюдать дистанцию, поддерживать продуктивный разговор.
  • Рисуночные тесты. Используются методики «Рисунок человека», «Дом, дерево, человек», «Несуществующее животное». Инфантилизм проявляется неспособностью удержать инструкцию, очеловечиванием животного, упрощением элементов (прямой ствол, руки) и другими признаками. Результаты информативны при обследовании дошкольников, младших школьников.
  • Тесты интерпретации ситуаций. Применяются методики «РАТ», «САТ», фрустрационный тест Розенцвейга. Характерно восприятие ситуаций как игровых, шуточных, веселых. Затруднено пояснение мыслей и чувств людей на картинках. Методики используются для обследования школьников различных возрастов.
  • Опросники. Распространено применение опросника акцентуаций характера Леонгарда-Шмишека, патохарактерологического диагностического опросника. По результатам определяется эмоциональная неустойчивость, черты истероидного, гипертимного типов. Тесты подходят для диагностики психического инфантилизма у пациентов старше 10-12 лет.

Дифференциальный диагноз психического инфантилизма проводится с олигофренией , аутизмом, поведенческими расстройствами . Отличие от умственной отсталости – способность к абстрактно-логическому мышлению, умение использовать помощь, переносить усвоенные знания на новые ситуации. Различение с аутизмом основано на оценке социальных отношений: ребенок нуждается в них, но устанавливает с трудом. Поведенческие расстройства отличаются большим разнообразием проявлений, прогрессирующей динамикой. Психический инфантилизм может быть предпосылкой для психопатий, симптомом олигофрении, аутизма.

Лечение психического инфантилизма

Лечебные мероприятия определяются причинами, формой расстройства. При соматогенном и органическом психическом инфантилизме усилия направлены на устранение основного заболевания, при психогенном – на психотерапевтическую коррекцию. Комплексный подход включает:

Прогноз и профилактика

Тотальный психический инфантилизм имеет наиболее благоприятный прогноз: при психолого-педагогической поддержке ребенок постепенно становится самостоятельным, активным, проявляет интерес к исследованиям, творчеству. Симптомы расстройства исчезают к 10-11 годам. Дисгармоничная форма синдрома требует более глубокого и длительного медико-психологического вмешательства, ассоциирована с риском возникновения когнитивного дефицита, психопатического развития личности. Основа профилактики – правильное воспитание, ориентация родителей на актуальные потребности ребенка, зону его ближайшего развития. Необходимо побуждать ребенка быть самостоятельным, подавать пример адекватного переживания неудач, ориентировать на достижение целей.

Инфантильное расстройство личности – состояние человека, при котором он не имеет эмоционального равновесия. При этом влияние на него нестандартных ситуаций, стрессов и других неприятностей вызывает выраженную негативную эмоциональную реакцию, что приводит к расстройству всей эмоциональной сферы. Человек не может контролировать свои чувства враждебности, тревоги или вины. Проявляются тенденции в поведении, свойственные маленьким детям. Такие люди склонны к чрезмерным обидам, негативизму, своеволию и так далее.

Пациент внешне может ничем не отличаться от других людей, но его поведение выдаст проблемы с принятием решений, ответственностью за свое поведение, несамостоятельность.

У человека проявляются детские черты. Он сначала не хочет, затем не может принимать самостоятельные решения, постоянно ищет поддержки своим решениям и мнению. Он не гибок в жизни: в сложных ситуациях действует только по сценарию, который заложен в его семье, знакомый с детства. Изменить в отношениях что-либо, чтобы отличаться от родительской семьи, такой человек также не может, это повергнет его в стрессовую ситуацию для психики. Такие люди не обязательно будут полностью послушны. Среди инфантилов есть и бунтари, которые желают постоянно опровергнуть родительские правила, установки. Но в конечном итоге они всегда отталкиваются от родительских стереотипов, поступая по ним или вопреки им.

Во взрослом возрасте инфантильным людям сложно выстраивать длительные отношения. Женщинам вообще очень сложно с инфантильным мужчиной, мужчинам проще с такими женщинами. Но эти отношения не долговечны, так как здоровому от инфантилизма партнеру рано или поздно захочется взрослых отношений на равных, чего второй партнер дать не сможет без коррекции поведения. Возникает много трудностей у таких пар, которые часто обе стороны не преодолевают: инфантильные люди не стремятся брать ответственность на себя за сложные отношения, а другая сторона устает тянуть на себе все тяготы таких отношений.

Инфантильность в последнее время присуща многим детям, взрослым. Все больше подростков, молодых людей растут, не подчиняясь каким-либо ограничениям в поведении, не понимая, как это выполнять не то, что хочется, а то, что надо. Они не берут ответственность за свои поступки, привыкают, что кто-то другой отвечает и решает за них. Пациенты очень плохо контролируют тревогу, страх, агрессию. Диагноз, подтверждающий это расстройство, можно поставить только после 17 лет, когда прошел период полового созревания, гормональная перестройка закончилась.

Причины такого расстройства

Причин инфантилизма много, как и при всех расстройствах личности. Нужно учитывать, что это разновидность психопатии, поэтому причинами расстройства могут быть социальные, физиологические, психологические факторы.

Эти факторы основные в формировании инфантильного расстройства. У человека становится нестабильной эмоциональная сфера, и даже незначительные стрессы могут привести к обострению расстройства.

Лечение этой патологии

Лечение инфантильного расстройства довольно затруднено в первое время после проявлений патологии. Это связано с тем, что изначально расстройство не воспринимается как патология поведения личности. Окружающие замечают некоторые странности в поведении, но связывают это с характерологическими особенностями личности, ссылаясь, например, на ее лень, медлительность, легкомыслие и другие. Уже в зрелом возрасте можно определить расстройство по специфическим проявлениям, когда неправильные установки поведения личности уже глубоко укоренились.

Часто это проблема рассматривается в плоскости психологической науки, так как лечение не требует применения лекарственных препаратов. Поэтому применяются только психотерапевтические методики и подходы. Но в крайних, пограничных состояниях возможно применение медикаментов.

Медикаментозное лечение

Медицинские препараты не являются главным терапевтическим методом при инфантильном расстройстве. Они применяются при выраженном обострении состояния пациента, когда к этому расстройству добавляется еще какое-либо расстройство личности или депрессивное состояние.

Такое состояние в психиатрии называется смешанным расстройством личности. Они возникают довольно редко, и симптомы явления проявляются в зависимости от присоединенной патологии. Также лечение медикаментами зависит от степени развития расстройства. Если эмоциональная нестабильность достигает непозволительного уровня, возможно использование фитопрепаратов с успокоительным действием или другие подобные препараты. Часто используется Валерьянка, Глицин или Гилицисед, настои трав, обладающих успокоительным эффектом.

Если расстройство сопровождается депрессивным состоянием, врачи иногда назначают антидепрессанты, которые помогают человеку восстановить обмен веществ, способствуют улучшению физического самочувствия. Антидепрессанты нового поколения сделаны так, что снижен до минимума риск появления побочных эффектов, которые приводят к угнетению нервной системы человека, токсическому воздействия на печень человека и другие.

Применение медикаментов самостоятельно строго запрещено, так как дозировку и курс лечения определяет только лечащий врач.

Психотерапия

Психотерапия – это основной метод лечения данной патологии. «Лечебные разговоры» помогают человеку осознать свое инфантильное поведение, посмотреть на свои действия со стороны, проработать неправильные установки в жизни, заменив их на рациональные убеждения. Психотерапия осуществляется с помощью нескольких направлений в психологии. Самыми действенными из них является когнитивно-бихевиоральная психотерапия, психоанализ, классический и эриксоновский гипноз.

Когнитивно-бихевиоральная психотерапия

Этот вид психологической терапии совмещает в себе несколько направлений психологии, поэтому по праву признается одним из наиболее действенных. Психотерапевты, работающие в данном направлении, уделяют внимание восприятию пациентом врача, структурированию сеанса и изменению когнитивной и поведенческой составляющей личности.

Инфантильная личность всегда при первых встречах будет перекладывать ответственность за свое состояние, поведение на психотерапевта. Здесь необходим профессионализм специалиста, чтобы проявить эмпатию и сочувствие к состоянию больного, но также не брать на себя ответственность за его действия.

Психотерапевты, использующие это направление для лечения инфантильного расстройства, помогают человеку обнаружить автоматические мысли, заряженные негативом, находить связи между этими мыслями и поведением пациента, анализировать вместе с ним эти автоматические мысли, чтобы подтвердить или опровергнуть их достоверность. Психотерапевт помогает более реалистично сформулировать эти мысли, что помогает пациенту осознать ошибочность своих утверждений. Главной целью психолога должна быть трансформация ошибочных утверждений, которые приводят к инфантильному расстройству.

Конечно, в этом явлении основную роль играет воспитательная ситуация в детстве, отрочестве. Ребенку навязывается, что он еще маленький, ответственность брать за какое-либо дело еще рано, так как можно навредить себе или предметам. Все за него делает опекающий взрослый, что убивает в нем инициативу, ответственность, трудолюбие, смелость. Похожая ситуация при чрезмерном критиканстве. Когда дети пытаются что-то сделать (зона ближайшего развития по Выготскому – ребенок в определенные моменты готов психологически и физически развиваться, познавать что-то новое и выполнять определенные задачи), малейшая их погрешность воспринимается как тяжелейший грех. Такой ребенок вырастает с убеждением, что ни за что браться нельзя, так как потом будет критика, любая инициатива обязательно наказывается и так далее.

Выявив такие иррациональные убеждения, автоматические негативные мысли, психотерапевт обучает пациента правильным действиям.

Психоанализ

Психоанализ помогает проработать обиды на значимых взрослых, определить срабатывающие психологические защиты, при любом начинании или принятии ответственности за малейшее задание. Психоаналитик уделяет довольно много времени изучению психологической ситуации в детстве, которая привела к отклонению в поведении.

Помощь оказывается и в принятии себя со своими внутренними проблемами. Врач вместе с пациентом определяет, какие именно ситуации вызывают у него желание вернуться в детство, что именно во взрослой жизни приводит к стереотипам детского поведения, воспоминаниям о детском возрасте.

Важно! Если для лечения инфантильного расстройства используется именно этот метод, врач должен быть высококвалифицированным, в противном случае (если опыт невелик или не много знаний в этом направлении) можно значительно ухудшить состояние больного. Это расстройство личности тесно связано с эмоциональной сферой человека, а классический психоанализ не применяется в лечении эмоциональных психозов.

Для лечения используются методы психоанализа, чтобы осветить внутренний мир пациента, его чувства. Активно можно использовать арт-терапию – метод, основанный на психоанализе. Лечение длится от 3 до 5 лет.

Гипноз

Для лечения используется фрейдистский или эриксоновский гипноз. В первом случае используются директивные методы, во втором более мягкие методы воздействия на психику пациента. Фрейдистский гипноз в последнее время менее популярен, так как пациент становится полностью зависимым от желаний врача, его мнения. Это не позволяет полностью нейтрализовать привычные формы патологического поведения. Гипноз применяется в крайних ситуациях, когда человек страдает серьезными формами заболевания.

Чтобы избавиться от этой патологии потребуется максимум усилий со стороны пациента и его окружения. Для положительной динамики необходимо ввести режим дня, спортивные упражнения, стараться больше общаться. Поможет преодолеть симптомы расстройства развитие самоконтроля посредством постановки себе сначала незначительных задач, доведение их до конца и анализ затраченных сил, времени и качества результата.

Об инфантильности очень часто и много говорят в последнее время. Кто такой инфантильный человек? Данное явление не делит людей на мужчин и женщин, оно проявляется абсолютно у всех. Поскольку инфантильность чаще мешает человеку жить счастливо, следует разобраться на сайте психологической помощи сайт, как от него можно избавиться.

Все начинается с рассмотрения термина о том, что такое инфантилизм. Мы же начнем рассмотрение вопроса с того, насколько распространено данное явление.

Быть инфантильным человеком для современного общества стало нормой, нежели каким-то исключением. Многие люди полагают, будто, достигши определенного возраста, они неизбежно стали взрослыми. При этом забывают о том, что можно повзрослеть телом, но внутри, в душе, в сознании остаться все теми же детьми, которыми были раньше. Вот почему существуют понятия «биологический возраст» и «психологический возраст», где первый показывает количество прожитых лет, а второй – реальное самоощущение человека.

Инфантильность взрослых бывает наигранной. Заметив, что детское поведение вызывает определенные реакции у других людей, человек начинает намеренно вести себя, как ребенок. Но зачастую человек имеет инфантильный характер именно потому, что не вырос психологически. Его тело повзрослело, по паспорту он может считаться взрослым человеком, но судя по его поступкам и манерам поведения, он является маленьким ребенком или подростком.

В психологии это называется фиксацией, когда человек словно застревает на одном из этапов своего развития и не растет дальше, хотя его биологическое тело продолжает свое взросление.

Инфантильный человек отличается от взрослого многими факторами. Первым из них является то, что неповзрослевшие люди живут эмоциями, а не разумом. Они весь мир, события, людей делят на «хочу – не хочу», «нравится – не нравится», «добрый – злой» и т. д. Другими словами, они поддаются своим эмоциям и ведут себя в зависимости от того, что чувствуют.

Инфантильные люди боятся ответственности. Они предпочитают заниматься той работой, которая не несет большой нагрузки, но при этом дает большую прибыль. Вместе с тем данная категория людей не любит решать проблемы. Сталкиваясь с трудностями, они либо от них бегут, либо стараются забыть, либо перекладывают их на плечи других людей. В общем, все в поведении инфантильных взрослых говорит о том, что они все еще остались детьми.

Конечно, человек может повзрослеть, но для этого необходимо хорошо поработать над собой. Можно обратиться к психологу за помощью или просто учиться жить, как взрослый и независимый человек. Брать на себя ответственность, решать свои проблемы, учиться общаться даже с теми людьми, которые не нравятся. Бывает, что человек взрослеет в результате некой травмирующей ситуации, где он не может иначе вести себя, как только не по-взрослому.

Если говорить об инфантильности, то данное качество больше распространено, чем какое-либо другое. Инфантильность приписывают исключительно взрослым людям, поскольку дети должны быть инфантильными, незрелыми.

Что такое инфантильность?

Под инфантильностью понимается незрелость личности, которая проявляет не взрослые, а детские черты характера. По возрасту человек считается взрослым, а по поведению, образу жизни и даже мышлению он больше напоминает ребенка. Что такое инфантильность? Другим словом ее называют детскостью. Человек словно застревает на ранних этапах своего развития, оставаясь ребенком.

Что способствует развитию инфантильности? Как оказывается, современное общество способствует развитию данного качества во взрослых людях:

  • Интенсивный образ жизни, когда человек настолько устает, что действует на автомате. Он привычным образом прибегает к тем методам расслабления, которыми пользовался в детстве.
  • Культ молодости. Все должны постоянно оставаться молодыми. Однако взрослые люди уже считаются стариками. Вот почему человек хоть не телом, так интеллектом будет оставаться молодым.
  • Современные технологии и развлечения. Все больше человеку предлагается не «париться» и ничего не делать. Все у него под рукой в виде гаджетов, компьютерных игр и прочих приспособлений, с помощью которых он может чувствовать себя полноценным человеком.

Единожды вкусив беззаботную жизнь, где не нужно нести ответственности, принимать серьезные решения и устранять проблемы, человек быстро привыкает к этому и соглашается навсегда остаться ребенком. Это приводит к тому, что женщины и мужчины жалуются друг на друга, часто не замечая, что оба обладают тем качеством, на которое пеняют. И главной проблемой является то, что инфантильные люди не смогут создать семьи. Им нужны взрослые партнеры, которые будут брать на себя серьезные и ответственные поручения.

Одной из причин развития инфантильности среди людей психологи называют воспитание матерей, когда они желают всю свою жизнь опекать своих детей. Малыши уже повзрослели, а матери будто этого не замечают и продолжают опекать их, заботиться, решать их проблемы.

Характерными признаками инфантильности, по которым можно распознать качество, являются:

  1. Страх перед ответственностью. Инфантилы боятся сталкиваться с ситуациями, где на них будет возложена ответственность.
  2. Минутные влияния и отсутствие жестких ориентиров.
  3. Зависимость от мнения окружающих. Инфантилы не любят критики, поэтому готовы сделать все, что будет считаться отличным способом получить одобрение со стороны других людей.
  4. Наивность и доверчивость, что делает инфантилов жертвами аферистов и мошенников.
  5. Страх одиночества. Они просто не могут быть сами по себе.
  6. Неумение прогнозировать развитие событий. Инфантил просто не желает думать о последствиях своих действий, а также признавать и исправлять ошибки.
  7. Неумение контролировать свои эмоции.
  8. Преобладание игровой деятельности над учебной/трудовой. Человек предпочитает играть, веселиться, нежели заниматься серьезной работой.
  9. . В силу отсутствия профессиональных и зрелых качеств человек не способен адекватно приспособиться к обществу.
  10. Недержание слова и убегание от обязанностей.
  11. Абстрактно-логическое мышление, что позволяет человеку думать необъективными понятиями.

Инфантильность проявляется со временем. Психологи часто склоняются к причинам в воспитании инфантильности:

  • Родители не позволяют ребенку принимать собственные решения и ни во что его не ставят. Подростка постоянно ограничивают в свободе движений и принятии решений.
  • Мать растит ребенка сама, что заставляет ее быть жесткой, авторитарной, бескомпромиссной и т. д.

Инфантильность у мужчин

У мужчин инфантильность проявляется во многих вариациях. Одной из них является неготовность к браку. Здесь речь больше идет о неготовности нести ответственность.

Признаками инфантильности у мужчин являются:

  1. Эгоцентризм – когда он думает, что все крутится вокруг него.
  2. Восприятие себя как единственно правильных и достойных занимать место лидера.
  3. Обвинение других, если что-то не нравится или возникает конфликтная ситуация.
  4. Иждивенчество. Это может проявляться в нежелании работать, а также вести домашнее хозяйство. Такие мужчины часто приписывают домашнюю работу исключительно женщинам. Они и берут девушек в жены, чтобы переложить на них роль домработниц, с которых потом постоянно требовать и критиковать.
  5. Слабость силы воли, что провоцирует неспособность принимать важные решения.
  6. Постоянное сидение в Интернете, где мужчина играет, общается на сайтах, смотрит фильмы и т. д. Он веселый и интересный, но полностью безответственный как муж.
  7. Предпочтение женщин постарше, поскольку те точно смогут взять на себя все взрослые обязанности.

Инфантильность у женщин

Многие полагают, будто женщины уже по праву своего пола являются инфантильными. Рядом с ними должны находиться «папики», взрослые мужчины или романтики, которые позволят женщине оставаться легкомысленной и наивной. Однако зачастую мужчины пользуются такими женщинами.

Мужчинам, которые многого достигли в своей жизни, очень интересно с такими женщинами. Они позволяют отвлечься от будничных забот, подумать о будущем, не стремясь к созданию семьи и рождению детей. Мужчины наконец-то могут расслабиться.

Сами инфантильные женщины ищут папиков, которые будут нежадными, ответственными, мужественными, щедрыми и обеспеченными. Они желают, чтобы все их проблемы решали мужчины, которые при этом восхищались их беззащитностью.

В арсенале инфантильной женщины очень много штучек, которыми она пользуется, чтобы показать себя беззащитной и нуждающейся в мужчине:

  1. Она говорит высоким голосом.
  2. Удивляется, будто ничего не понимает.
  3. Обижается, когда на самом деле злится.
  4. Позволяет мужчине быть сильным и опытным, чтобы поднять его самооценку.
  5. Капризничает, плачет и дуется, вместо того чтобы сказать, чего она хочет.

Таким образом, женщина не берет на себя ответственности, что помогает ей переложить ее на мужчину.

Как избавиться от инфантильности?

Если есть желание избавиться от инфантильности, следует рассмотреть такие способы:

  • Попасть в ситуацию, где никто не поможет и придется самостоятельно решать все проблемы.
  • Родить ребенка и взять ответственность за его воспитание.
  • Выполнить какую-либо работу, полезную для других или себя.

Устраняя инфантильность, следует быть осторожными. Слишком сильные потрясения могут привести не к избавлению, а к регрессу – еще большему погружению в инфантильность.

Современный человек становится все более инфантильным, то есть по своему поведению и характеру похожим на ребенка. И многие люди настолько запутались в том, какие черты являются детскими и взрослыми, что довели себя до депрессии и грусти, считая это взрослыми проявлениями.

Что обычно считается детским в поведении человека? Когда он веселится, радуется, удивляется, проявляет любознательность, восхищается и т. д. На самом деле эти черты не являются детскими. Они присущи и взрослым людям, которые тоже могут быть счастливыми, любознательными и спонтанными. В действительности существует всего лишь 3 инфантильные черты взрослого человека:

  1. Несамостоятельность, неспособность самого себя обеспечивать.
  2. Неумение учитывать желания других людей.
  3. Неспособность планировать, предвидеть дальнейшее развитие событий, прослеживать причинно-следственные связи своих поступков.

Вот и все! Все остальные проявления взрослого человека естественны для него и не делают его ребенком. Лишь эти 3 качества характеризуют его неповзрослевшую личность. И если хотя бы одна черта присутствует в человеке, значит, он не повзрослел.

К какому итогу приводит инфантильность?

Если говорить об инфантильности, то она лишает человека многих благ и счастья. Такого итога уже достигли многие люди, которые теперь что-то пытаются сделать, чтобы от него избавиться. Но у них ничего не получается, поскольку необходимо все делать самим, а не перекладывать ответственность на других людей.

Каждый взрослый человек должен сам себя обеспечивать, быть самостоятельным. Почему, к примеру, он не может найти работу: потому что ее нет или потому что не хочет ее искать? В первом случае реальное отсутствие работы не позволяет ему работать. Во втором случае человек проявляет инфантильность: не он должен найти себе работу, а ему должен кто-то найти работу и еще заставить на нее пойти.

Каждый взрослый человек должен понимать, что не он один живет на планете Земля. Есть еще и другие люди, у которых есть своя жизнь, свои желания и потребности. И если вы собираетесь что-то сделать, посмотрите, не заденут ли ваши действия свободу другого человека. Точно так же и окружающие должны быть взрослыми, то есть своими действиями не ущемлять и не ограничивать вашу свободу. Конечно, вы можете, к примеру, делать ремонт в квартире и шумом мешать своим соседям. Но одно дело, когда вы плюете на их пространство спокойствия и тишины, а другое дело, когда вы сначала предупреждаете своих соседей о том, что будете заниматься ремонтом и шуметь. Намного приятнее пойти на уступки другому человеку, когда он все-таки проявил интерес к вашим желаниям, нежели понимать его, когда он наплевал на ваше мнение и сделал то, что ему захотелось.

Каждый взрослый человек умеет планировать свою жизнь, приблизительно понимать дальнейшее развитие событий и замечать причинно-следственные связи между своими поступками и результатами, которые получает. Это ребенок еще не может сказать, что будет дальше, поскольку не имеет опыта. Это ребенок привык винить кого-то в своих бедах, поскольку не замечает, как он сам эти беды создает. И это довольно часто можно проследить во взрослых людях, которые стали взрослыми телами, но не психикой и характером.


Сегодня мы разберем совсем не однозначную тему – инфантильность. Термин «инфантильность» происходит от слова «инфант».

Из Википедии:

Инфа́нт, женская форма инфа́нта (исп. infante, порт. infant, от лат. infans - дитя) - титул всех принцев и принцесс королевского дома в Испании и Португалии (до ликвидации португальской монархии в 1910 году).

Инфантилизм (от лат. infantilis - детский) - незрелость в развитии, сохранение в физическом облике или поведении черт, присущих предшествующим возрастным этапам.

В переносном смысле инфантилизм (как детскость) - проявление наивного подхода в быту, в политике, во взаимоотношениях и т. д.

Для более полной картины необходимо отметить, что инфантилизм бывает психическим и психологическим. И главное их отличие не внешнее проявление, а причины возникновения.

Внешние проявление у психического и психологического инфантилизма похожи и выражаются они в проявлении детских черт в поведении, в мышлении, в эмоциональных реакциях.

Чтобы понять различие психического и психологического инфантилизма необходимо разобраться в причинах возникновения.

Психический инфантилизм

Он возникает вследствие отставания и задержки в психике ребенка. Другими словами происходит задержка становления личности, вызванная задержкой развития в эмоциональной и волевой сферах. Эмоционально-волевая сфера – это база, на которой строится личность. Не имея такой базы, человек в принципе не может повзрослеть и в любом возрасте остается «вечным» ребенком.

Здесь необходимо еще отметить, что инфантильные дети отличаются от умственно-отсталых или аутичных. Умственная сфера у них может быть развита, они могут иметь высокий уровень абстрактно-логического мышления, способны применять полученные знания, быть интеллектуально развиты и самостоятельны.

Психический инфантилизм невозможно выявить в раннем детстве, его можно заметить только тогда, когда у ребенка школьного или подросткового возраста начинают преобладать игровые интересы над учебными.

Другими словами, интерес ребенка ограничивается только играми и фантазиями, все, что выходит за рамки этого мира не принимается, не исследуется и воспринимается как что-то навязываемое извне неприятное, сложное, чужеродное.

Поведение становится примитивным и предсказуемым, от любых дисциплинарных требований ребенок еще больше уходит в мир игры и фантазии. Со временем это приводит к проблемам социальной адаптации.

Как пример, ребенок может часами играть на компьютере, искренне не понимая, зачем нужно чистить зубы, заправлять постель, ходить в школу. Все, что за пределами игры – чужеродное, ненужное, непонятное.

Необходимо отметить, что в инфантилизме человека, родившегося нормальным, могут быть повинны родители. Несерьезное отношение к ребенку в детстве, запрет на принятие самостоятельных решений подростку, постоянное ограничение его свободы как раз и ведет к неразвитости эмоционально-волевой сферы.

Психологический инфантилизм

При психологическом инфантилизме ребенок имеет здоровую, без отставаний, психику. Он вполне может соответствовать своему развитию по возрасту, но практически это не происходит, потому что по ряду причин выбирает в поведении роль ребенка.

В общем, главное отличие психического инфантилизма от психологического можно выразить так:

Психический инфантилизм: не могу, даже если хочу.

Психологический инфантилизм: не хочу, даже если могу.

С общей теорией понятно. Теперь более конкретно.

Как появляется инфантилизм

По мнению психологов, инфантильность не врожденное качество, а приобретенное через воспитание. Так что же такое делают родители и воспитатели, что ребенок вырастает инфантильным?

Опять же, по мнению психологов, инфантильность развивается в период от 8 до 12 лет. Не будем оспаривать, а просто пронаблюдаем, как это происходит.

В период с 8 до 12 лет ребенок уже может брать на себя ответственность за свои поступки. Но для того, чтобы ребенок начал совершать самостоятельные поступки, ему необходимо доверять. Вот именно здесь и кроется основное «зло», которое и приводит к инфантильности.

Вот некоторые примеры воспитания инфантильности:

  • «У тебя не получается писать сочинение? Я помогу, я раньше хорошо писала сочинения», - говорит мама.
  • «Я лучше знаю, как правильно!»
  • «Будешь слушать маму, и у тебя все будет хорошо».
  • «Какое у тебя может быть свое мнение!»
  • «Я сказал, так и будет!»
  • «Руки у тебя не из того места растут!»
  • «Да у тебя всегда все как не у людей».
  • «Отойди, я сам сделаю».
  • «Ну, конечно, за что он не возьмется, все сломает!»
Так постепенно родители закладывают программы в своих детей. Некоторые дети, конечно, пойдут наперекор, и будут делать по-своему, но могут получить такой прессинг, что желание что-либо делать вообще отпадет и, причем навсегда.

С годами ребенок может поверить в правоту родителей, что он неудачник, что он ничего не может сделать правильно, и что намного лучше это могут сделать другие. А если еще идет подавление чувств и эмоций, ребенок никогда с ними не познакомится и тогда его эмоциональная сфера будет не развита.

  • «Ты еще мне тут плакать будешь!»
  • «Ты чего орешь? Больно? Терпеть надо».
  • «Мальчики никогда не плачут!»
  • «Что ты орешь, как ненормальная».
Все это можно охарактеризовать такой фразой: «Ребенок, не мешай нам жить». К сожалению, это основное требование родителей к детям, быть тихим, послушным и не мешать. Так чего ж потом удивляться, что инфантилизм поголовен.

По большому счету родители бессознательно подавляют в ребенке и волю и чувства.

Это один из вариантов. Но есть и другие. Например, когда мама одна воспитывает сына (или дочь). Она начинает опекать ребенка больше, чем ему требуется. Ей хочется, чтобы он вырос каким-то очень известным, чтобы доказал всему миру, какой он талант, чтобы мать могла им годиться.

Ключевое слово – мать могла гордиться. В данном случае о ребенке и не думается, главное удовлетворить свои амбиции. Такая мама с удовольствием найдет для своего ребенка то занятие, которое будет ему по душе, положит на это все силы и деньги, а все трудности, которые могут возникнуть во время такого увлечения, возьмет на себя.

Вот и вырастают талантливые, но ни к чему не приспособленные дети. Хорошо, если потом найдется женщина, которая захочет служить этому таланту. А если нет? А если еще так окажется, что и таланта-то по существу нет. Догадываетесь, что ждет такого ребенка в жизни? А мама будет горевать: «Ну, почему он у меня такой! Я столько для него сделала!». Да не для него, а ЗА НЕГО, вот поэтому он и такой.

Еще пример, когда родители не чают души в своем дитяти. С детства он только и слышит, какой он замечательный, какой талантливый, какой смышленый и все в этом роде. Самомнение ребенка становится настолько высоко, что он уверен, что достоин большего просто так и не приложит ни какого труда, чтобы этого большего достичь.

Родители сами за него все сделают и будут с восхищением смотреть, как он ломает игрушки (он такой любознательный), как он обижает детей во дворе (он такой сильный) и т.п. А столкнувшись с настоящими трудностями в жизни, он сдуется, как пузырь.

Еще один, очень яркий пример зарождения инфантилизма, бурный развод родителей, когда ребенок ощущает себя ненужным. Родители выясняют отношения между собой, и заложником этих отношений становится ребенок.

Все силы и энергия родителей направляется на то, чтобы «досадить» другой стороне. Ребенок не понимает, что же на самом деле происходит и зачастую начинает брать ответственность на себя – папа ушел из-за меня, я был плохим сыном (дочкой).

Эта ноша становится непомерной и происходит подавление эмоциональной сферы, когда ребенок не понимает, что же с ним происходит, а рядом не оказывается взрослого, который помог бы понять ему самого себя и того, что происходит. Ребенок начинает «уходить в себя», замыкаться и жить в собственном мире, где ему комфортно и хорошо. Реальный мир представляется как что-то пугающее, злое и неприемлемое.

Я думаю, что вы и сами можете привести множество таких примеров, а может быть, в чем-то даже узнаете себя или своих родителей. Любой результат воспитания, который ведет к подавлению эмоционально-волевой сферы, приводит к инфантилизму.

Только не торопитесь во всем винить своих родителей. Это очень удобно и это тоже одна из форм проявления инфантильности. Лучше посмотрите, что вы сейчас делаете со своими детьми.

Понимаете, чтобы воспитать личность, самому необходимо быть личностью. А чтобы рядом росло сознательное дитя, надо чтобы и родители были осознанными. Но так ли это на самом деле?

Не сбрасываете ли вы на своих детей раздражение за свои неразрешенные проблемы (подавление эмоциональной сферы)? Не пытаетесь ли вы навязать детям свое видение жизни (подавление волевой сферы)?

Мы бессознательно совершаем те же самые ошибки, которые совершали наши родители, а если мы не осознаем их, то наши дети будут совершать те же ошибки в воспитании уже своих детей. Увы, это так.

Еще раз для понимания:

Психический инфантилизм – неразвитая эмоционально-волевая сфера;

Психологический инфантилизм – подавленная эмоционально-волевая сфера.

Как проявляется инфантилизм

Проявления психического и психологического инфантилизма практически одинаковые. Отличие их в том, что при психическом инфантилизме человек не может сознательно и самостоятельно изменить свое поведение, даже если у него появляется мотив.

А при психологическом инфантилизме, человек может изменить свое поведение при появлении мотива, но чаще всего не меняет из желания оставить все, как есть.

Давайте рассмотрим конкретные примеры проявления инфантилизма.

Человек добился успехов в науке или в искусстве, но в бытовой жизни оказывается совершенно не приспособленным. В своей деятельности он ощущает себя взрослым и компетентным, но абсолютным ребенком в быту и во взаимоотношениях. И старается найти кого-то, кто возьмет на себя ту сферу жизни, в которой можно оставаться ребенком.

Взрослые сыновья и дочери продолжают жить со своими родителями и не создают своих семей. С родителями все привычно и знакомо, можно оставаться вечным ребенком, за которого будут решаться все бытовые проблемы.

Создать свою семью – это взять на себя ответственность за свою жизнь и столкнуться с определенными трудностями.

Предположим, что с родителями становится жить невыносимо, они тоже начинают что-то требовать. Если в жизни человека появляется другой, на которого можно переложить ответственность, тогда он уйдет из родительского дома, и будет продолжать вести тот же образ жизни, что и с родителями – ничего не брать на себя и не за что не отвечать.

Только инфантилизм может толкнуть мужчину или женщину бросить семью, пренебречь своими обязательствами ради попытки вернуть свою ушедшую молодость.

Постоянная смена работы из-за нежелания прилагать усилия или приобретения мифического опыта.

Поиски «спасителя» или «волшебной таблетки», это тоже признаки инфантилизма.

Основным критерием можно назвать неумение и нежелание брать на себя ответственность за свою жизнь, не говоря уже о жизни близких людей. И как написали в комментариях: «самое страшное быть с человеком и знать, что на него нельзя положиться в критический момент! Такие люди создают семьи, рожают детей и перекладывают ответственность уже на другие плечи!»

Как выглядит инфантилизм

Не всегда можно с первого взгляда определить – инфантильный перед вами человек или нет. Инфантильность начнет проявляться во взаимодействии, а особенно в критические моменты жизни, когда человек как бы тормозит, не принимает ни какого решения и ждет, что кто-то возьмет за него ответственность.

Инфантильных людей можно сравнить с вечными детьми, которых ничего особо не заботит. Причем их не только не интересуют другие люди, но они и о себе не хотят (психологический инфантилизм) или не могут (психический) позаботиться.

Если говорить о мужском инфантилизме, то это однозначно поведение ребенка, которому необходима не женщина, а мама, заботящаяся о нем. Очень многие женщины попадают на эту удочку, а потом начинают возмущаться: «Почему все время должна делать я? И деньги заработать, и дом содержать, и за детьми ухаживать, и отношения выстраивать. И вообще есть ли рядом мужчина?»

Сразу напрашивается вопрос: «Мужчина? А за кого вы выходили замуж? Кто был инициатором знакомства, встреч? Кто принимал решения, как и где провести совместный вечер? Кто все время придумывал, куда пойти и что делать?» Эти вопросы бесконечные.

Если вы с самого начала брали все на себя, сами все придумывали и делали, а мужчина просто послушно выполнял, то разве вы выходили замуж за ВЗРОСЛОГО МУЖЧИНУ? Мне кажется, что вы выходили замуж за РЕБЕНКА. Только вы были так влюблены, что сразу этого не заметили.

Что делать

Это самый главный вопрос, который возникает. Давайте его сначала рассмотрим относительно ребенка, если вы родители. Потом относительно взрослого, который продолжает оставаться ребенком по жизни. И последнее, если вы увидели в себе черты инфантилизма и решили все-таки что-то поменять в себе, но не знаете как.

1. Что делать, если у вас растет инфантильный ребенок.

Давайте рассуждать вместе – что вы хотите получить в итоге в результате воспитания ребенка, что вы делаете и что необходимо делать, чтобы получить желаемый результат?

Задача каждого родителя состоит в том, чтобы максимально приспособить ребенка к самостоятельной жизни без родителей и научить жить во взаимодействии с другими людьми, чтобы он мог создать свою счастливую семью.

Существует несколько ошибок, в результате которых развивается инфантилизм. Вот некоторые из них.

Ошибка 1. Жертвенность

Проявляется эта ошибка тогда, когда родители начинают жить для детей, стараясь дать ребенку самое лучшее, чтобы у него все было, чтобы одет он был не хуже других, чтобы в институте учился, при этом отказывая себе во всем.

Своя жизнь как бы становится не важной по сравнению с жизнью ребенка. Родители могут работать на нескольких работах, недоедать, недосыпать, не заботиться о себе и о своем здоровье, только бы у ребенка было все хорошо, только бы он выучился и вырос человеком. Чаще всего так поступают одинокие родители.

На первый взгляд кажется, что родители вкладывают всю свою душу в ребенка, но результат оказывается плачевным, ребенок вырастает неспособным ценить своих родителей и ту заботу, которую они давали.

Что же происходит на самом деле. Ребенок с малых лет привыкает к тому, что родители живут и работают только ради его благополучия. Он привыкает получать все готовое. Возникает вопрос, если человек привык получать все готовое, сможет ли он, потом сам, что-то делать для себя или будет ждать, что кто-то сделает за него?

И при том не просто ждать, а требовать своим поведением, что вы должны, потому что опыта что-то делать самостоятельно нет, и именно родители не дали этот опыт, ведь все всегда было для него и только ради него. Он на полном серьезе не понимает, почему должно быть по-другому и как это вообще возможно.

И ребенок не понимает, почему и за что он должен быть благодарен родителям, если так и должно было быть. Жертвовать собой – это как калечить свою жизнь, так и жизнь ребенка.

Что делать. Начинать надо с себя, научиться ценить себя и свою жизнь. Если родители не будут ценить свою жизнь, ребенок примет это как данность и тоже не будет ценить жизнь родителей, а, следовательно, и жизни других людей. Для него жизнь ради него станет правилом во взаимоотношениях, он будет использовать других и считать это абсолютно нормальным поведением, ведь его так научили, по-другому он просто не умеет.

Задумайтесь, интересно ли ребенку с вами, если вам, кроме заботы о нем нечего дать? Если в вашей жизни ничего не происходит такого, что могло бы привлечь ребенка, чтобы разделить ваши интересы, чтобы почувствовать себя членом сообщества – семьи?

И стоит ли потом удивляться, если ребенок будет на стороне находить развлечения такие, как выпивка, наркотики, бездумное гулянье и т.п., он ведь привык только получать то, что ему дают. Да и как он может гордиться вами и уважать вас, если вы ничего из себя не представляете, если все ваши интересы только вокруг него?

Ошибка 2. «Тучи разведу руками» или я все проблемы решу за тебя

Проявляется эта ошибка в жалости, когда родители решают, что на век ребенка еще хватит проблем, и пусть хоть с ними он останется ребенком. А в итоге вечным ребенком. Жалость может быть вызвана недоверием, что ребенок в чем-то сам может о себе позаботиться. А недоверие опять же возникает из-за того, что ребенка не научили самостоятельно заботиться о себе.

Как это выглядит:

  • «Ты устал, отдохни, я доделаю».
  • «Успеешь еще наработаться! Давай я сделаю это за тебя».
  • «Тебе еще уроки делать, ладно, иди, я сама помою посуду».
  • «Надо договориться с Мариванной, чтобы она сказала кому нужно, чтобы ты без проблем поступил учиться»
И все в таком духе.

По большому счету родители начинают жалеть своего ребенка, он устал, у него большая нагрузка, он маленький, не знает жизни. А то, что родители сами не отдыхают и нагрузка у них не меньше, и сами не все когда-то знали, об этом почему-то забывается.

Вся домашняя работа, устройство в жизни, ложится на плечи родителей. «Это же мой ребенок, если я его не пожалею, не сделаю что то для него (читай: за него), кто еще о нем позаботится? А через какое-то время, когда ребенок привыкает к тому, что за него все сделают, родители удивляются, почему ребенок ни к чему не приспособлен и им все приходится делать самим. Но для него это уже норма поведения.

К чему это приводит. Ребенок, если это мальчик, будет искать себе такую же жену, за спиной которой можно тепло устроиться и спрятаться от жизненных невзгод. Она накормит, обстирает и денег заработает, с ней тепло и надежно.

Если ребенок девочка, то она будет искать себе мужчину, который будет выполнять роль папы, который будет за нее решать все проблемы, содержать ее и ничем не обременять.

Что делать. Во-первых, обратите внимание, чем ваш ребенок занят, какие обязанности по дому он выполняет. Если ни каких, то в первую очередь необходимо, чтобы и у ребенка были свои обязанности.

Не так сложно научить ребенка выносить мусор, мыть посуду, убирать за собой игрушки и вещи, содержать свою комнату в порядке. Но обязанности необходимо не просто вменить, а научить, как и что нужно делать и объяснить для чего. Ни в коем случае не должна звучать подобная фраза: «Ты главное хорошо учись, это твоя обязанность, а по дому я все сделаю сама».

За свои обязанности он должен нести ответственность. Устал ребенок, не устал, не важно, в конце концов, можно отдохнуть и выполнить свои обязанности, это его ответственность. Вы разве не так сами поступаете? За вас кто-то что-то делает? Ваша задача научиться не жалеть и не выполнять за него работу, если вы хотите, чтобы он не вырос инфантильным. Именно жалость и недоверие, что ребенок может что-то сделать сам хорошо и не дает возможности воспитать волевую сферу.

Ошибка 3. Чрезмерная любовь, выражающаяся в постоянном восхищении, умилении, возвышении над остальными и вседозволенность

К чему это может привести. К тому, что он никогда не научится любить (а значит, и отдавать), и родителей в том числе. На первый взгляд будет казаться, что он умеет любить, но вся его любовь, она условна и только в ответ, а при любом замечании, сомнении в его «гениальности» или при отсутствии восхищения, будет «пропадать».

В результате такого воспитания ребенок уверен в том, что весь мир должен им восхищаться, потакать. А если этого не происходит, то все вокруг плохие, не способные любить. Хотя именно он и не способен любить, его этому не научили.

В итоге он выберет защитную фразу: «Я такой, какой есть и принимай меня таким, не нравится, не держу». Любовь других он будет принимать спокойно, как должное и, не имея внутри отклика, делать больно тем, кто его любит, в том числе и родителям.

Часто это воспринимают как проявление эгоизма, но проблема намного глубже, у такого ребенка не развита эмоциональная сфера. Ему просто нечем любить. Находясь все время в центре внимания, он не научился доверять своим ощущениям и у ребенка оказался не развит искренний интерес к другим людям.

Еще один вариант, когда родители «защищают» своего ребенка, стукнувшегося о порог, таким образом: «У, какой порог не хороший, обидел нашего мальчика!». С детских лет ребенку внушается, что все вокруг виноваты в его бедах.

Что делать. Опять необходимо начинать с родителей, которым тоже пора повзрослеть и перестать видеть в своем ребенке игрушку, предмет обожания. Ребенок – это самостоятельная автономная личность, которой для развития необходимо находиться в реальном, а не придуманном родителями мире.

Ребенок должен увидеть и пережить всю гамму чувств и эмоций, не убегая и не подавляя их. А задача родителей – научиться адекватно реагировать на проявление эмоций, не запрещать, не успокаивать без необходимости, а разбирать все ситуации, которые вызвали негативные эмоции.

Совсем не обязательно, что кто-то другой «плохой» и поэтому ваш ребенок плачет, посмотрите на ситуацию в целом, что ваш ребенок сделал не так, научите его не зацикливаться на себе, а самому идти навстречу людям, проявляя к ним искренний интерес и находить выходы из сложных ситуаций, без обвинения других и себя. Но для этого, как я уже написала, родителям самим необходимо повзрослеть.

Ошибка 4. Четкие установки и правила

Большинству родителей очень удобно, когда рядом растет послушный ребенок, четко выполняющий указания «делать это», «не делать то», «с этим мальчиком не дружить», «в этом случае поступать так» и т.п.

Они считают, что все воспитание заключено в командовании и подчинении. Но совершенно не задумываются, что лишают способности ребенка мыслить самостоятельно и брать на себя ответственность за свои поступки.

В итоге они воспитывают бездушного и бездумного робота, которому нужны четкие инструкции. А потом сами страдают от того, что если что-то не сказали, то ребенок и не сделал. Здесь подавляется не только волевая, но и эмоциональная сфера, потому что ребенку нет необходимости замечать эмоциональные состояния как свои, так и других людей, и для него становится нормой действовать только по инструкции. Ребенок живет в постоянной навязчивости действий и полном эмоциональном игнорировании.

К чему это приводит? Человек не учится думать и становится не способным размышлять самостоятельно, ему постоянно нужен кто-то, кто будет давать ему четкие указания что, как и когда делать, виноваты у него всегда будут другие, те, кто не «откорректировал» его поведение, не сказал что делать и как поступить.

Такие люди никогда не проявят инициативы, и всегда будут ждать четких и конкретных инструкций. Не будут способны решать какие-то сложные задачи.

Что делать в таких случаях? Учиться доверять ребенку, пусть он сделает что-то не так, вы просто потом разберете ситуацию и вместе найдете правильное решение, вместе, а не за него. Больше разговаривать с ребенком, спрашивать его, чтобы он высказывал свое мнение, не высмеивать, если его мнение вам не нравится.

А главное, не критиковать, а разбирать ситуации, что было сделано не так и как можно было сделать по-другому, постоянно интересуясь мнением ребенка. Другими словами, ребенка необходимо учить думать и размышлять.

Ошибка 5. «Я сама знаю, что ребенку надо»

Эта ошибка является разновидностью четвертой ошибки. А заключается она в том, что родители не прислушиваются к истинным желаниям ребенка. Желания ребенка воспринимаются как сиюминутные капризы, но это не совсем одно и то же.

Капризы – это мимолетные желания, а истинные желания это то, о чем мечтает ребенок. Цель подобного поведения родителей – реализация ребенком того, что не смогли реализовать сами родители (как варианты – семейные традиции, вымышленные образы будущего ребенка). По большому счету из ребенка делают «второго себя».

Когда-то, в детстве, такие родители мечтали стать музыкантами, известными спортсменами, великими математиками и теперь они стараются свои детские мечты воплотить через ребенка. В итоге ребенок не может найти для себя любимое занятие, а если и находит, то родители воспринимают это в штыки: «Я лучше знаю, что тебе надо, поэтому ты будешь делать то, что я тебе говорю».

К чему это приводит. К тому, что у ребенка вообще никогда не будет цели, он так никогда и не научится понимать свои желания, и всегда будет находиться в зависимости от желаний других и вряд ли добьется каких-то успехов в реализации желаний родителей. Он всегда будет ощущать себя «не на своем месте».

Что делать. Учитесь прислушиваться к желаниям ребенка, интересуйтесь, о чем он мечтает, что его привлекает, учите его высказывать свои желания вслух. Наблюдайте, что привлекает вашего ребенка, чем он с удовольствием занимается. Никогда не сравнивайте ребенка с другими.

Помните, желание, что ваш ребенок станет музыкантом, художником, знаменитым спортсменом, математиком – это ваши желания, а не ребенка. Стараясь внушить свои желания ребенку, вы сделаете его глубоко несчастным или добьетесь обратного результата.

Ошибка 6. «Мальчики не плачут»

Неумение самих родителей выражать свои эмоции приводит к тому, что и эмоции ребенка начинают подавлять. Происходит запрет на сильные переживания положительных и отрицательных эмоций, соответствующих реальной ситуации, так как родители сами не знают, как на них реагировать.

А если что-то не знаешь, то часто выбор делается в сторону ухода или запрета. В результате, запрещая ребенку выражать свои эмоции, родители по большому счету запрещают ребенку чувствовать, а в конечном итоге – жить полной жизнью.

К чему это приводит. Вырастая, ребенок не может понять себя, и ему необходим «поводырь», который будет ему объяснять, что же он чувствует. Он будет доверять этому человеку и полностью зависеть от его мнения. Отсюда и возникают конфликты между матерью и женой мужчины.

Мать будет говорить одно, а жена – другое, и каждая будет доказывать, что именно то, что она говорит, мужчина и чувствует. В итоге мужчина просто отходит в сторону, предоставляя женщинам возможность «разбираться» между собой.

Что же происходит с ним на самом деле, он не знает и последует решению той, которая победит в этой войне. В итоге он все время будет жить чей-то жизнью, но не своей, и когда не познакомится с собой.

Что делать. Позвольте своему ребенку плакать, смеяться, выражать себя эмоционально, не спешите успокоить таким образом: «Ну ладно, ладно, все образуется», «мальчики не плачут» и т.п. Когда ребенок испытывает боль, не прячьтесь от его чувств, дайте понять, что вам в подобной ситуации тоже было бы больно, и вы понимаете его.

Проявите сочувствие, пусть ребенок познакомится со всей гаммой чувств без подавления. Если он чему-то рад, порадуйтесь вместе с ним, если опечален, выслушайте, что его тревожит. Проявите интерес к внутренней жизни ребенка.

Ошибка 7. Перенос своего эмоционального состояния на ребенка

Нередко родители переносят свою неустроенность и неудовлетворенность жизнью на ребенка. Это выражается в постоянных придирках, повышении голоса, а иногда просто в срыве на ребенке.

Ребенок оказывается заложником неудовлетворенности родителя и не способным противостоять ему. Это приводит к тому, что ребенок «выключается», подавляет свою эмоциональную сферу и выбирает психологическую защиту от родителя «уход в себя».

К чему это приводит. Вырастая, ребенок перестает «слышать», закрывается, а нередко просто забывает, что ему говорили, воспринимая любые слова, обращенные к нему, как нападение. Ему приходится десять раз повторять одно и то же, чтобы он услышал или дал какую-то обратную связь.

Со стороны это выглядит как безразличие или пренебрежение к словам других. Прийти к взаимопониманию с таким человеком сложно, потому что он никогда не высказывает своего мнения, а чаще этого мнения просто не существует.

Что делать. Запомните: ребенок не виноват в том, что ваша жизнь не идет так, как вам хочется. То, что вы не получаете желаемого, это ваша проблема, а не его вина. Если вам необходимо «выпустить пар», найдите более экологичные способы – натрите полы, переставьте мебель, сходите в бассейн, усильте физическую нагрузку.

Неубранные игрушки, не вымытая посуда – это не причина вашего срыва, а только повод, причина внутри вас. В конце концов, научить ребенка прибирать игрушки, мыть посуду – это ваша ответственность.

Я показала только основные ошибки, но их намного больше.

Главное условие, чтобы ваш ребенок не вырос инфантильным – признание его, как самостоятельной и свободной личности, проявление вашего доверия и искренней любви (не путать с обожанием), поддержка, а не насилие.

Что такое инфантильность? Это феномен характеризующийся детским восприятием мира и окружающих, и все бы ничего, но взрослый человек, ведущий себя как ребенок, воспринимается другими очень критично. Инфантильные мужчины и женщины не способны на полноценные семейные отношения, плохо социализированы.

Что такое инфантилизм?

Что значит «инфантильный»? Это качество личности противоположное зрелости. Для любого человека является нормой изредка испытывать регресс, например в тревожных ситуациях, но зрелая личность тем и отличается от инфантильной, что умеет отследить это состояние и выйти на уровень поиска решения для выхода из сложившейся ситуации. Иногда инфантилизм - это проявление болезни, но чаще - это позиция взрослого человека, выраженная в избегании взросления, для инфантильных личностей характерны следующие проявления:

  • боязнь ответственности;
  • застревание в детских переживаниях обидах;
  • склонность обвинять весь мир в своих неудачах;
  • не стремятся к развитию и новым знаниям;
  • неумение ставить цели и реализовывать их;
  • сложно воспринимается чей-либо отказ в чем-то, инфантилы считают, что им все должны, а они никому;
  • сильная привязанность к родителям;
  • в работе стремятся переложить свои обязанности на других.

Инфантильная личность – это незрелая личность, сам инфантилизм многогранен и подразделяется на несколько видов:

  1. Физиологический – проявляется телесным недоразвитием вследствие тяжелой беременности или родов.
  2. Психический – врожденные психопатологии и расстройства.
  3. Психологический – формируется в процессе воспитания в семье.
  4. Социальный – нарушение механизмов социализации.
  5. Правовой – связан с пробелами знаний в системе прав и нежелание исследовать свои права.

Инфантилизм в психологии

Что такое инфантильность – психологи характеризуют этот феномен как незрелость индивида, проявляющаяся в мышлении, действиях, как несоответствующих возрастному критерию. Психический инфантилизм может явиться симптомом других расстройств: неврозов, фобий, задержкой развития нервной системы, тяжелых психопатологий (шизофрении, расстройств аутистического спектра).

Причины психологического инфантилизма:

  • активное вторжение родителей в пространство ребенка и пресечение его самостоятельности;
  • ребенок успешно манипулирует родителями, они выполняют все его прихоти, закрепляя в нем паттерн поведения, что всего можно добиться в жизни умело манипулируя на чувствах других.

Инфантильная сексуальность

Инфантильное поведение маленького ребенка направлено на удовлетворение им потребностей. Инфантильная сексуальность это аутоэротизм, когда ребенок сосредотачивается на ощущениях своего тела, получая от этого удовольствие и успокоение, например, в отсутствии материнской груди он заменяет ее сосанием своего пальца, или испытывает удовольствие от мочеиспускания и опорожнения. З. Фрейд в своих «Очерках о сексуальности» подробно рассматривал становление сексуальности человека через начальное проявление – инфантильную сексуальность.

Правовой инфантилизм

Инфантилизм бывает разным. Что такое правовой инфантилизм? Это явление, присущее современному обществу и выражается в том, что люди не стремятся к познанию правовой системы, не знают своих прав и отрицательно относятся ко многим законам, попросту игнорируя их. Правовой инфантилизм считается мягкой формой искажения правового сознания граждан, но может грозить тем, что ценностные установки постепенно разрушаются.

Что такое инфантильность в психиатрии? Инфантилизм проявляется незрелостью психофизиологических функций, внешне это выглядит как недоразвитие физическое, ребенок отстает в росте, мышечная и костная система недоразвиты, интеллектуальное развитие также страдает. Если провести медикаментозную и психологическую коррекцию – дети часто выправляются. Серьезным проявлением считается инфантильный психоз, являющийся признаком тяжелых расстройств аутистического спектра.

Проявляет себя инфантильный психоз следующим образом:

  • гиперкинестезия (попытка карабкаться на стены, высокий мышечный тонус вплоть до судорог, бег по кругу;
  • речь бессвязная;
  • агрессия;
  • нарушения внимания;
  • навязчивые однотипные телодвижения.

Социальный инфантилизм

Незрелость человека как личности в сочетании с эмоционально-волевой незрелостью порождает явление – социальный инфантилизм, и он связан с таким понятием, как виктимность. Выученная беспомощность, позиционирование себя как жертвы обстоятельств, не в состоянии решать что-то по-взрослому и брать на себя ответственность за действия, исходя из социальной роли.

Инфантильный гедонизм одно из ярких проявлений социального инфантилизма. Чтобы что-то получить нужно отдать: свое время, труд, преодоление себя, но в современном обществе процветает потребительство и получение сначала удовольствия. Например, человек загорелся купить новый дорогой телефон, денег не накопил, но взял кредит под большие проценты, и с предвкушением счастья покупает телефон, он становится причастным к толпе, как все вокруг. Приходит время платы по счетам и столкновение с реальностью: на жизнь не хватает, а платить нужно.

Инфантильность – признаки

Что значит инфантильный человек? Для мужчин и женщин характерны следующие признаки инфантильности:

  • эгоцентризм – все должно вращаться вокруг него, без усилий с его стороны;
  • иждивенчество – социальная позиция;
  • совершает поступки, не задумываясь о последствиях, а лишь ориентируясь на свои потребности;
  • нет цели в жизни, кроме собственного комфорта;
  • нет адекватной оценки себя;
  • не стремится к самопознанию и саморазвитию;
  • не умеет решать проблемы, ждет когда кто-то решит за него.

Что такое мужская инфантильность? Психологический инфантилизм у мужчин может возникнуть, если он воспитывался в неполной семье, где мать заменяла обоих родителей была и мамой и папой, посвятила ребенку всю себя без остатка. Часто такое «залипание» на ребенке происходит, если женщина решает родить «для себя», в позднем возрасте. Мальчикам в этом плане везет меньше чем девочкам, потому что женщина не может дать отцовской любви и воспитания. Инфантильный мужчина, признаки:

  • тесная симбиотическая связь с матерью, слушает ее во всем, постоянно советуется;
  • не умеет обращаться с деньгами, у него их всегда нет;
  • часто это весельчаки и балагуры, любящие празднества и вечеринки за чужой счет;
  • избегает серьезных отношений с женщинами, а если женится приводит жену в дом родителей;
  • выглядит моложаво даже в зрелом возрасте взгляд ребенка;
  • предпочитает уход в иллюзорный мир фантазии, компьютерные игры;
  • капризничает и часто обижается как ребенок на любую критику в его сторону.

Инфантильность у женщин

Что такое женская инфантильность, отличается ли она от мужской? И да, и нет. Инфантильная женщина в некоторых обществах даже поощряется. Много семей, где решает все мужчина, а от женщины требуется только содержать дом в чистоте и рожать детей, она привыкает почти во всем полагаться на мужа. На часто проблемы женской инфантильности начинаются в родительской семье, девочек часто балуют: «Кто у нас тут папина девочка?», что взращивает в ней чувство того, что все должны о ней всегда заботиться. Сначала папа, потом она ищет мужчину «отца».

Женская инфантильность, признаки:

  • она выросла, но по сути осталась девочкой;
  • ищет в партнере решение всех своих проблем;
  • другой вариант, когда связь с мужчиной длится ровно до завершения романтики, на длительные глубокие отношения она не способна.

Личность сталкиваясь с последствиями реальности, или винит других в своих проблемах или, наконец раскрывает глаза и начинает задаваться вопросом: «Как перестать быть инфантильным?» Дорогу осилит идущий – это значит, что нужно признать свою инфантильность как реально существующую проблему и начать двигаться в направлении избавления от нее, на это уйдет какое то время, но большим бонусом будет то, что личность становится самостоятельной и жизнь начинает налаживаться. Шаги по избавлению от инфантильности:

  1. Если до сих пор взрослый человек живет со своими родителями, нужно «уйти» в самостоятельное плавание, например, снять квартиру.
  2. Научиться располагать теми денежными средствами, которые есть в наличии, перестать брать у родителей. Они уже ничего не должны взрослому сыну или дочери, и у них тоже есть свои потребности, не надо об этом забывать.
  3. Завести домашнее животное – о нем нужно заботиться, и это помогает взрослеть и быть ответственным.
  4. Найти работу и стать востребованным специалистом.
  5. Научиться иметь свое мнение и отстаивать его.
  6. Перестать перекладывать ответственность за принятие решений на близких, должна быть четкая позиция «Я так решил!», и четкое понимание, почему такое решение было принято со всеми вытекающими из него последствиями.