Какие произведения проходят в школе по литературе. Соединенные Штаты Америки

Что вы себе представляете под словом «катушка» ? Ну… это, наверное, какая-нибудь «фиговинка», на которой намотаны нитки, леска, веревка, да что угодно! Катушка индуктивности представляет из себя точь-в-точь то же самое, но вместо нитки, лески или чего-нибудь еще там намотана обыкновенная медная проволока в изоляции.

Изоляция может быть из бесцветного лака, из ПВХ-изоляции и даже из матерчатой. Тут фишка такая, что хоть и провода в катушке индуктивности очень плотно прилегают к друг другу, они все равно изолированы друг от друга . Если будете мотать катушки индуктивности своими руками, ни в коем случае не вздумайте брать обычный медный голый провод!

Индуктивность

Любая катушка индуктивности обладает индуктивностью . Индуктивность катушки измеряется в Генри (Гн), обозначается буковкой L и замеряется с помощью LC — метра .

Что такое индуктивность? Если через провод пропустить электрический ток, то он вокруг себя создаст магнитное поле:

где

В — магнитное поле, Вб

I —

А давайте возьмем и намотаем в спиральку этот провод и подадим на его концы напряжение


И у нас получится вот такая картина с магнитными силовыми линиями:


Грубо говоря, чем больше линий магнитного поля пересекут площадь этого соленоида, в нашем случае площадь цилиндра, тем больше будет магнитный поток (Ф) . Так как через катушку течет электрический ток, значит, через нее проходит ток с Силой тока (I), а коэффициент между магнитным потоком и силой тока называется индуктивностью и вычисляется по формуле:

С научной же точки зрения, индуктивность — это способность извлекать энергию из источника электрического тока и сохранять ее в виде магнитного поля. Если ток в катушке увеличивается, магнитное поле вокруг катушки расширяется, а если ток уменьшается, то магнитное поле сжимается.

Самоиндукция

Катушка индуктивности обладает также очень интересным свойством. При подаче на катушку постоянного напряжения, в катушке возникает на короткий промежуток времени противоположное напряжение.

Это противоположное напряжение называется ЭДС самоиндукции. Эта зависит от значения индуктивности катушки. Поэтому, в момент подачи напряжения на катушку сила тока в течение долей секунд плавно меняет свое значение от 0 до некоторого значения, потому что напряжение, в момент подачи электрического тока, также меняет свое значение от ноля и до установившегося значения. Согласно Закону Ома :


где

I — сила тока в катушке, А

U — напряжение в катушке, В

R — сопротивление катушки, Ом

Как мы видим по формуле, напряжение меняется от нуля и до напряжения, подаваемого в катушку, следовательно и ток тоже будет меняться от нуля и до какого то значения. Сопротивление катушки для постоянного тока также постоянное.

И второй феномен в катушке индуктивности заключается в том, что если мы разомкнем цепь катушка индуктивности — источник тока, то у нас ЭДС самоиндукции будет суммироваться к напряжению, которое мы уже подали на катушку.

То есть как только мы разрываем цепь, на катушке напряжение в этот момент может быть в разы больше, чем было до размыкания цепи, а сила тока в цепи катушки будет тихонько падать, так как ЭДС самоиндукции будет поддерживать убывающее напряжение.

Сделаем первые выводы о работе катушки индуктивности при подаче на нее постоянного тока. При подаче на катушку электрического тока, сила тока будет плавно увеличиваться, а при снятии электрического тока с катушки, сила тока будет плавно убывать до нуля. Короче говоря, сила тока в катушке мгновенно измениться не может.

Типы катушек индуктивности

Катушки индуктивности делятся в основном на два класса: с магнитным и немагнитным сердечником . Снизу на фото катушка с немагнитным сердечником.

Но где у нее сердечник? Воздух — это немагнитный сердечник:-). Такие катушки также могут быть намотаны на какой-нибудь цилиндрической бумажной трубочке. Индуктивность катушек с немагнитным сердечником используется, когда индуктивность не превышает 5 миллигенри.

А вот катушки индуктивности с сердечником:


В основном используют сердечники из феррита и железных пластин. Сердечники повышают индуктивность катушек в разы. Сердечники в виде кольца (тороидальные) позволяют получить большую индуктивность, нежели просто сердечники из цилиндра.

Для катушек средней индуктивности используются ферритовые сердечники:


Катушки с большой индуктивностью делают как трансформатор с железным сердечником, но с одной обмоткой, в отличие от трансформатора.


Дроссели

Также есть особый вид катушек индуктивностей. Это так называемые . Дроссель — это катушка индуктивности, задача которой состоит в том, чтобы создать в цепи большое сопротивление для переменного тока, чтобы подавить токи высоких частот.

Постоянный ток через дроссель проходит без проблем. Почему это происходит, можете прочитать в этой статье. Обычно дроссели включаются в цепях питания усилительных устройств. Дроссели предназначены для защиты источников питания от попадания в них высокочастотных сигналов (ВЧ-сигналов). На низких частотах (НЧ) они используются цепей питания и обычно имеют металлические или ферритовые сердечники. Ниже на фото силовые дроссели:


Также существует еще один особый вид дросселей — это . Он представляет из себя две встречно намотанных катушки индуктивности. За счет встречной намотки и взаимной индукции он более эффективен. Сдвоенные дроссели получили широкое распространение в качестве входных фильтров блоков питания, а также в звуковой технике.


Опыты с катушкой

От каких факторов зависит индуктивность катушки? Давайте проведем несколько опытов. Я намотал катушку с немагнитным сердечником. Ее индуктивность настолько мала, что LC — метр мне показывает ноль.


Имеется ферритовый сердечник


Начинаю вводить катушку в сердечник на самый край


LC-метр показывает 21 микрогенри.

Ввожу катушку на середину феррита


35 микрогенри. Уже лучше.

Продолжаю вводить катушку на правый край феррита


20 микрогенри. Делаем вывод, самая большая индуктивность на цилиндрическом феррите возникает в его середине. Поэтому, если будете мотать на цилиндрике, старайтесь мотать в середине феррита. Это свойство используется для плавного изменения индуктивности в переменных катушках индуктивности:

где

1 — это каркас катушки

2 — это витки катушки

3 — сердечник, у которого сверху пазик под маленькую отвертку. Вкручивая или выкручивая сердечник, мы тем самым изменяем индуктивность катушки.


Индуктивность стала почти 50 микрогенри!

А давайте-ка попробуем расправим витки по всему ферриту


13 микрогенри. Делаем вывод: для максимальной индуктивности мотать катушку надо «виток к витку».

Убавим витки катушки в два раза. Было 24 витка, стало 12.


Совсем маленькая индуктивность. Убавил количество витков в 2 раза, индуктивность уменьшилась в 10 раз. Вывод: чем меньше количество витков — тем меньше индуктивность и наоборот. Индуктивность меняется не прямолинейно виткам.

Давайте поэкспериментируем с ферритовым кольцом.


Замеряем индуктивность


15 микрогенри

Отдалим витки катушки друг от друга


Замеряем снова


Хм, также 15 микрогенри. Делаем вывод: расстояние от витка до витка не играет никакой роли в катушке индуктивности тороидального исполнения.

Мотнем побольше витков. Было 3 витка, стало 9.


Замеряем


Офигеть! Увеличил количество витков в 3 раза, а индуктивность увеличилась в 12 раз! Вывод: индуктивность меняется не прямолинейно виткам.

Если верить формулам для расчета индуктивностей, индуктивность зависит от «витков в квадрате». Эти формулы я здесь выкладывать не буду, потому как не вижу надобности. Скажу только, что индуктивность зависит еще от таких параметров, как сердечник (из какого материала он сделан), площадь поперечного сечения сердечника, длина катушки.

Обозначение на схемах


Последовательное и параллельное соединение катушек

При последовательном соединении индуктивностей , их общая индуктивность будет равняться сумме индуктивностей.


А при параллельном соединении получаем вот так:


При соединении индуктивностей должно выполняться правило, чтобы они были пространственно разнесены на плате. Это связано с тем, что при близком расположении друг друга их магнитные поля будут влиять с друг другом, и поэтому показания индуктивностей будут неверны. Не ставьте на одну железную ось две и более тороидальных катушек. Это может привести к неправильным показаниям общей индуктивности.

Резюме

Катушка индуктивности играет в электронике очень большую роль, особенно в приемопередающей аппаратуре. На катушках индуктивности строятся также различные для электронной радиоаппаратуры, а в электротехнике ее используют также в качестве ограничителя скачка силы тока.

Ребята из Паяльника забабахали очень неплохой видос про катушку индуктивности. Советую посмотреть в обязательном порядке:

Если катушка индуктивности включена в цепь переменного тока , то в такой цепи, фаза тока всегда отстает от фазы напряжения . Разберем причины этого отставания на простейшем примере, когда в цепи имеется только индуктивное сопротивление , а омического сопротивления нет вовсе, или вернее омическим сопротивлением провода катушки самоиндукции можно пренебречь, так как оно мало.

Для удобства рассмотрения явлений будем считать, что мы присоединяем катушку индуктивности к источнику переменного тока в тот момент, когда напряжение U на его зажимах имеет максимальное амплитудное значение (рис. 1а.). Этот момент будем считать началом периода.

Рисунок 1. Самоиндукция-инерция. а) соотношения фаз тока, напряжения и ЭДС самоиндукции при включение катушки индуктивности в цепь переменного тока; б) соотношение фаз скорости движения, внешней силы и силы инерции

В момент включения катушки в ней немедленно возникнет электрический ток. Но ток не может сразу достичь своего амплитудного значения потому, что при его возникновении вокруг катушки начнет появляться магнитное поле, которое будет наводить в катушке ЭДС самоиндукции, направленную против внешнего напряжения, т. е. напряжения источника переменного тока. Электродвижущая сила самоиндукции будет препятствовать быстрому нарастанию силы тока в катушке. Поэтому нарастание тока будет длиться целую четверть периода.

По мере приближения к концу первой четверти периода скорость нарастания тока в катушке постепенно уменьшается.

Но вместе с тем ослабевает и ЭДС самоиндукции, так как величина ее зависит от скорости изменения силы тока.

Итак, в конце первой четверти периода внешнее напряжение, приложенное к катушке, будет равно нулю, ЭДС самоиндукции также будет, равна нулю, а ток в катушке и магнитный поток вокруг нее будут иметь максимальные амплитудные значения. В магнитном поле катушки будет запасено некоторое количество энергии, полученной от источника тока.

С началом второй четверти периода внешнее напряжение, переменив свое направление, будет возрастать, вследствие чего ток в катушке, текущий все еще в прежнем направлении, начнет уменьшаться. Но теперь в катушке снова возникнет ЭДС самоиндукции, обусловленная уменьшением магнитного потока, которая будет поддерживать ток в прежнем направлении.

В течение всей второй четверти периода внешнее напряже¬ние будет увеличиваться, а сила тока - уменьшаться. Ско¬рость уменьшения силы тока, оставаясь небольшой в начале второй четверти, станет постепенно нарастать и в конце этой четверти достигнет наибольшей величины.

Итак, к концу второй четверти периода внешнее напряжение приближается к амплитудному значению, а сила тока и магнитный ноток приближаются к нулю, убывая все с большей скоростью, вследствие чего ЭДС самоиндукции достигает своего амплитудного значения. Направление ЭДС самоиндукции, как всегда, остается противоположным направлению внешнего напряжения. Энергия, запасенная в магнитном поле за первую четверть периода, теперь возвращается обратно в цепь.

В течение второй половины (третья и четвертая четверти) периода все явления будут происходить в том же порядке, с той лишь разницей, что направления тока, внешнего напряжения и ЭДС самоиндукции изменяются на противоположные (рис. 1а.).

Таким образом, фаза тока все время отстает от фазы напряжения, причем нетрудно заметить, что сдвиг фаз тока и напряжения равен 90°.

Представим себе, что мы толкаем вдоль по рельсам груженую вагонетку. В первый момент, когда вагонетка только начинает трогаться с места, мы прилагаем к ней максимум усилий, которые по мере увеличения скорости вагонетки будем постепенно уменьшать. При этом мы почувствуем, что вагонетка, обладая инерцией, как бы сопротивляется нашим усилиям. Это противодействие (реакция) вагонетки будет особенно сильным вначале, по мере же ослабления наших усилий будет ослабевать и противодействие вагонетки, она постепенно будет переставать «упрямиться» и покорно покатится по рельсам.

Затем мы вовсе перестанем толкать вагонетку и даже, наоборот, начнем понемногу тянуть ее в обратном направлении. При этом мы почувствуем, что вагонетка снова сопротивляется нашим усилиям. Если мы будем все сильнее и сильнее тянуть вагонетку назад, то и ее противодействие будет соответственно все более и более возрастать. Наконец, нам удастся остановить вагонетку и даже изменить направление ее движения. Когда вагонетка покатится обратно, мы будем постепенно ослаблять наши усилия, т. е. будем тянуть ее все слабее и слабее, однако, несмотря на это, скорость вагонетки будет все-таки увеличиваться (при слабом трении в подшипниках).

Когда вагонетка пройдет половину пути в обратном направлении, мы совсем перестанем тянуть ее и снова переменим направление наших усилий, т. е. начнем ее снова задерживать, постепенно увеличивая силу торможения до тех пор, пока вагонетка не остановится, заняв первоначальное (исходное) положение. После этого мы можем продолжать все наши действия сначала.

В этом примере наши усилия, прилагаемые к вагонетке, соответствуют внешней ЭДС , противодействие вагонетки, обусловленное ее инерцией, - ЭДС самоиндукции , а скорость вагонетки - электрическому току . Если изобразить графически изменение наших усилий, а также изменение противодействия вагонетки и ее скорости с течением времени, то мы получим графики (рис. 1б), в точности соответствующие графикам рис.1а.

Из этого примера становится более понятной сущность реактивного (безваттного) сопротивления. В самом деле, в течение первой четверти периода мы толкали вагонетку, а она противодействовала нашим усилиям; в течение второй четверти периода она катилась сама, а мы «упирались»; в течение третьей четверти периода мы опять тянули ее, а вагонетка снова оказывала противодействие нашим усилиям и, наконец, в течение четвертой четверти периода она снова катилась сама, а мы ее тормозили.

Короче говоря, в течение первой и третьей четверти периода мы работали «на вагонетку», а в течение второй и четвертой четвертей она работала «на нас», возвращая обратно полученную то нас энергию. В результате наша работа оказалась «безваттной».

Таким образом катушка индуктивности в цепи переменного тока может работать как безваттный резистор.

Как ведет себя катушка индуктивности в цепи постоянного и переменного тока?

Катушка индуктивности в цепи постоянного тока

Итак, для этого опыта нам понадобится блок питания , который выдает постоянное напряжение, лампочка накаливания и собственно сама катушка индуктивности.

Чтобы сделать катушку индуктивности с хорошей индуктивностью, нам надо взять ферритовый сердечник:

Намотать на него лакированного медного провода и зачистить выводы:

Замеряем индуктивность нашей катушки с помощью LC метра :


132 микрогенри.

Теперь собираем все это вот по такой схеме:

где

L — катушка индуктивности

La — лампочка накаливания на напряжение 12 Вольт

Bat — блок питания, с выставленным напряжением 12 Вольт

Лампочка засветилась!


Как вы помните из , конденсатор у нас не пропускал постоянный электрический ток:


Делаем вывод: постоянный электрический ток почти беспрепятственно течет через катушку индуктивности. Сопротивлением обладает только сам провод, из которого намотана катушка.

Катушка индуктивности в цепи переменного тока

Для того, чтобы узнать, как ведет себя катушка индуктивности в цепи переменного тока, нам понадобится , генератор частоты , собственно сама катушка индуктивности и резистор на 100 Ом. Чем больше сопротивление, тем меньше будет проседать напряжение с моего генератора частоты, поэтому я взял резистор на 100 Ом.Он у меня будет в качестве шунта. Падение напряжения на этом резисторе будет зависеть от тока, протекающего через него

Собираем все это дело по такой схеме:


Получилось как то так:


Сразу договоримся, что у нас первый канал будет красным цветом, а второй канал — желтым. Следовательно, красная синусоида — это частота, которую нам выдает генератор частоты, а желтая синусоида — это сигнал, который снимается с резистора.

Мы с вами узнали, что при нулевой частоте (постоянный ток), катушка почти беспрепятственно пропускает через себя электрический ток. В нашем опыте мы будем подавать с генератора частоты синусоидальный сигнал с разной частотой и смотреть, меняется ли напряжение на резисторе.

Опыт N1

Для начала подаем сигнал с частотой в 1 Килогерц.


Давайте разберемся, что есть что. В зеленой рамочке я вывел автоматические замеры, которые делает осциллограф


Красный кружок с цифрой «1» — это замеры «красного»канала. Как мы видим, F (частота) =1 Килогерц, а Ма (амплитуда) = 1,96 Вольт. Ну грубо скажем 2 Вольта. Смотрим на кружочек с цифрой «2». F =1 Килогерц, а Ма =1,96 Вольт. То есть можно сказать, что сигнал на выходе точно такой же, как и на входе.

Увеличиваем частоту до 10 Килогерц


Амплитуда не уменьшилась. Сигнал какой есть, такой и остался.

Увеличиваем до 100 Килогерц


Заметили разницу? Амплитуда желтого сигнала стала меньше, да еще и график желтого сигнала сдвигается вправо, то есть запаздывает, или научным языком, появляется . Красный сигнал никуда не сдвигается, запаздывает именно желтый. Это имейте ввиду.

Сдвиг фаз — это разность между начальными фазами двух измеряемых величин . В данном случае напряжения. Для того, чтобы произвести замер сдвига фаз, должно быть условие, что у этих сигналов одна и та же частота . Амплитуда может быть любой. Ниже на рисунке приведен этот самый сдвиг фаз или, как еще его называют, разность фаз :

Увеличиваем частоту до 200 Килогерц


На частоте 200 Килогерц амплитуда упала вдвое, да и разность фаз стала больше.

Увеличиваем частоту до 300 Килогерц.


Амплитуда желтого сигнала упала уже до 720 милливольт. Разность фаз стала еще больше.

Увеличиваем частоту до 500 Килогерц


Амплитуда уменьшилась до 480 милливольт.

Добавляем еще частоту до 1 Мегагерц


Амплитуда желтого канала стала 280 милливольт.

Ну и добавляем частоту до предела, который позволяет выдать генератор частоты: 2 Мегагерца


Амплитуда «желтого» сигнала стала настолько маленькой, что мне пришлось ее даже увеличить в 5 раз.

И можно сказать, что сдвиг фаз стал почти 90 градусов или π/2.

Но станет ли сдвиг фаз больше, чем 90 градусов, если подать очень-очень большую частоту? Эксперименты говорят, что нет. Если сказать просто, то при бесконечной частоте сдвиг фаз будет равняться 90 градусов. Если совместить наши графики на бесконечной частоте, то можно увидеть примерно вот такой рисунок:


Так какой вывод можно сделать?

С увеличением частоты сопротивление катушки растет, а также увеличивается сдвиг фаз. И чем больше частота, тем больше будет сдвиг фазы, но не более, чем 90 градусов.

Опыт N2

Давайте же уменьшим индуктивность катушки. Прогоним еще раз по тем же самым частотам. Я убрал половину витков и сделал витки на край феррита, тем самым уменьшил индуктивность до 33 микрогенри.


Итак, прогоняем все по тем же значениям частоты


При частоте в 1 Килогерц у нас значение почти не изменилось.

10 Килогерц


Здесь тоже ничего не изменилось.

100 Килогерц


Тоже почти ничего не изменилось, кроме того, что желтый сигнал стал тихонько сдвигаться.

200 Килогерц


Здесь уже видим, что амплитуда на желтом сигнале начинает проседать и сдвиг фаз наращивает обороты.

300 Килогерц


Сдвиг фаз стал больше и амплитуда просела еще больше

500 Килогерц


Сдвиг стал еще больше и амплитуда желтого сигнала тоже просела.

1 Мегагерц


Амплитуда желтого сигнала падает, сдвиг фаз прибавляется. ;-)

2 Мегагерца, предел моего генератор частоты


Сдвиг фаз стал почти равен 90 градусов, а амплитуда стала даже меньше, чем пол Вольта.

Обратите внимание на амплитуду в Вольтах на тех же самых частотах. В первом случае у нас индуктивность была больше, чем во втором случае, но амплитуда желтого сигнала во втором случае больше, чем в первом.

Отсюда вывод напрашивается сам собой:

При уменьшении индуктивности, сопротивление катушки индуктивности также уменьшается.

Реактивное сопротивление катушки индуктивности

С помощью нехитрых умозаключений, физиками была выведена формула:

где

Х L — катушки, Ом

П — постоянная и равна приблизительно 3,14

F — частота, Гц

L — индуктивность, Гн

В данном опыте мы с вами получили (ФНЧ). Как вы видели сами, на низких частотах катушка индуктивности почти не оказывает сопротивление напряжению, следовательно амплитуда и мощность на выходе такого фильтра будет почти такой же, как и на входе. Но с увеличением частоты у нас амплитуда гасится. Применив такой фильтр на динамик, можно с уверенностью сказать, что будет усиливаться только бас, то есть низкая частота звука.

Заключение

Постоянный ток протекает через катушку индуктивности без каких-либо проблем. Сопротивлением обладает только сам провод, из которого намотана катушка.

Сопротивление катушки зависит от частоты протекающего через нее тока и выражается формулой:

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

«Война и мир», «Горе от ума», «Евгений Онегин» - эти названия знакомы выпускникам абсолютно всех российских школ. Кто-то, возможно, даже сможет с ходу продолжить незабвенную строчку «Мой дядя самых честных правил...».

А что цитируют ученики из других стран мира? сайт изучил школьные программы и сделал для вас подборку, благодаря которой вы сможете не только больше узнать о зарубежных школах, но и открыть для себя несколько новых имен.

Франция

Во Франции, как и в подавляющем большинстве других стран, отдельного предмета «Литература» нет - ученики читают на уроках родного языка. Школьной программы как таковой тоже нет, есть рекомендованный список литературы, а выбор конкретного произведения отдается на откуп школам, учителям или самим детям. Французская классика читается в обязательном порядке, например следующие книги:

Соединенные Штаты Америки

В США, как и во Франции, нет единой школьной программы по литературе, однако некоторые имена и названия знакомы каждому американскому ученику. В пятерку самых популярных книг входят:

Великобритания

В Соединенном Королевстве со школьной программой по литературе все просто: ее основу составляют произведения английской классики. А так как английская классика давно и прочно вошла в состав классики мировой, список, рекомендованный британским школьникам, для любого читающего человека будет выглядеть очень и очень знакомым. Вот он:

Нидерланды

В отличие от ровесников из многих других стран, нидерландских школьников не слишком утруждают чтением классической литературы. Список рекомендованной литературы более чем наполовину состоит из книг современных европейских и голландских авторов. Вот несколько примеров из списка:

Германия

В Германии вопросы литературного образования школьников решаются в каждой федеральной земле. Но общие пункты в списках рекомендованной литературы, конечно, есть, и это прежде всего произведения немецких авторов и классика мировой литературы, как, например, эти книги.

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XVIII ВЕКА М.В. Ломоносов «Ода на день восшествия на Всероссийский престол Ее Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года» (фрагменты).

Д.И. Фонвизин Комедия «Недоросль».

Г.Р. Державин Стихотворения: «Памятник», «Река времен в своем стремленьи…», а также 2 произведения по выбору.

А.Н. Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву» (фрагменты).

Н.М. Карамзин Повесть «Бедная Лиза». В школе с родным (нерусским) языком обучения литература XVIII века изучается обзорно с чтением фрагментов вышеуказанных произведений.

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА И.А. Крылов 5 басен по выбору.

В.А. Жуковский Баллада «Светлана», а также 2 произведения по выбору.

А.С. Грибоедов Комедия «Горе от ума» (в школе с родным (нерусским) языком обучения – отдельные сцены).

И.А. Гончаров Статья «Мильон терзаний»* (фрагменты).

А.С. Пушкин Стихотворения: «К Чаадаеву», «Песнь о вещем Олеге», «К морю», «К*» («Я помню чудное мгновенье…»), «19 октября» («Роняет лес багряный свой убор…»), «Пророк», «Зимняя дорога», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла…», «Я вас любил: любовь еще, быть может…», «Зимнее утро», «Бесы», «Туча», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…», а также 3 стихотворения по выбору. Поэма «Полтава» (фрагменты) «Повести Белкина» (одна из повестей по выбору). Романы: «Дубровский», «Капитанская дочка» (в школе с родным (нерусским) языком обучения оба романа изучаются в сокращении). Роман в стихах «Евгений Онегин» (в школе с родным (нерусским) языком обучения – фрагменты). В.Г. Белинский Цикл статей «Сочинения Александра Пушкина». Статьи: 8, 9 (фрагменты). М.Ю. Лермонтов Стихотворения: «Парус», «Смерть Поэта», «Бородино», «Когда волнуется желтеющая нива…», «Дума», «Поэт», «Три пальмы», «Молитва» («В минуту жизни трудную…»), «И скучно и грустно», «Нет, не тебя так пылко я люблю…», «Родина», «Пророк», а также 3 стихотворения по выбору. Поэмы: «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова», «Мцыри». Роман «Герой нашего времени» (в школе с родным (нерусским) языком обучения – повесть «Бэла»). А.В. Кольцов 3 стихотворения по выбору. Н.В. Гоголь Повести: «Вечера на хуторе близ Диканьки» (1 повесть по выбору), «Тарас Бульба», «Шинель» (в школе с родным (нерусским) языком обучения указанные повести изучаются в сокращении). Комедия «Ревизор» (в школе с родным (нерусским) языком обучения – отдельные сцены). Поэма «Мертвые души» (I том) (в школе с родным (нерусским) языком обучения – отдельные главы). А.Н. Островский Комедия «Свои люди – сочтемся» (в школе с родным (нерусским) языком обучения – отдельные сцены). И.С. Тургенев «Записки охотника» (2 рассказа по выбору). Повесть «Муму». Повесть «Ася»*. Роман «Отцы и дети» (фрагменты) . «Стихотворения в прозе» (3 стихотворения по выбору).

Ф.И. Тютчев Стихотворения: «Весенние воды», «Есть в осени первоначальной…», «Умом Россию не понять…», а также 3 стихотворения по выбору.

А.А. Фет Стихотворения: «Вечер», «Это утро, радость эта…», «Учись у них  у дуба, у березы…», а также 3 стихотворения по выбору.

А.К. Толстой Стихотворения: «Средь шумного бала, случайно…», «Край ты мой, родимый край…». Баллада «Василий Шибанов», а также 3 произведения по выбору. Н.А. Некрасов

Стихотворения: «Размышления у парадного подъезда», «Крестьянские дети», «Железная дорога». 3 произведения по выбору*. Поэма «Кому на Руси жить хорошо» (фрагменты) . Н.С. Лесков Рассказы: «Левша»*, «Кадетский монастырь» (в сокращении). М.Е. Салтыков-Щедрин Сказки: «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Премудрый пескарь», а также 1 сказка по выбору.

Ф.М. Достоевский Повести: «Бедные люди»* или «Белые ночи»*. Роман «Преступление и наказание» (фрагменты). Л.Н. Толстой Рассказы: «Кавказский пленник», «После бала»*. Роман-эпопея «Война и мир» (фрагменты) , повесть «Хаджи-Мурат». В.М. Гаршин 1 рассказ по выбору. А.П. Чехов Рассказы: «Смерть чиновника», «Хамелеон», «Крыжовник», а также 2 рассказа по выбору. Рассказы: «Злоумышленник»*, «Человек в футляре»*. В.Г. Короленко 1 произведение по выбору. РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА ХХ ВЕКА И.А. Бунин 2 рассказа по выбору. 2 стихотворения по выбору. М. Горький Повесть «Детство» (фрагменты). «Песня о Соколе», а также 1 рассказ по выбору. А.А. Блок Стихотворения: «Россия», «О, я хочу безумно жить…», «О доблестях, о подвигах, о славе…», а также 3 стихотворения по выбору. В.В. Маяковский Стихотворения: «Послушайте!», «Хорошее отношение к лошадям», «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче», а также 3 стихотворения по выбору. С.А. Есенин Стихотворения: «Гой ты, Русь, моя родная…», «Песнь о собаке», «Отговорила роща золотая…», а также 3 стихотворения по выбору. А.А. Ахматова Стихотворения: «…Мне голос был. Он звал утешно…», «Мужество», «Родная земля», а также 3 стихотворения по выбору. М.И. Цветаева Стихотворения: «Моим стихам, написанным так рано…», «Красною кистью…», «Семь холмов, как семь колоколов…», «Москве», а также 2 стихотворения по выбору. О.Э. Мандельштам 3 стихотворения по выбору. Б.Л. Пастернак 3 стихотворения по выбору. М.А. Булгаков Повесть «Собачье сердце» (в школе с родным (нерусским) языком обучения – фрагменты). М.М. Зощенко 1 рассказ по выбору А.П. Платонов 1 произведение по выбору. К.Г. Паустовский1 рассказ по выбору. М.М. Пришвин 1 произведение по выбору. Н.А. Заболоцкий 3 стихотворения по выбору. А.Т. Твардовский Поэма «Василий Теркин» (главы). М.А. Шолохов Рассказ «Судьба человека» (в школе с родным (нерусским) языком обучения - фрагменты). ЛИТЕРАТУРА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ ХХ ВЕКА Ф.А.Абрамов, Ч.Т.Айтматов, В.П.Астафьев, В.И.Белов, А.А.Вознесенский, Е.А.Евтушенко, Ф.А.Искандер, Ю.П.Казаков, В.Л.Кондратьев, Е.И.Носов, Б.Ш.Окуджава, В.Г.Распутин, Н.М.Рубцов А.И.Солженицын, В.Ф.Тендряков, В.Т.Шаламов, В.М.Шукшин. 4 произведения по выбору. ЛИТЕРАТУРА НАРОДОВ РОССИИ Героический эпос народов России: «Гэсэр», «Джангар», «Калевала», «Маадай-Кара», «Мёге Баян-Тоолай», «Нарты», «Олонхо», «Урал-батыр» (1 произведение по выбору во фрагментах) . Р. Гамзатов, М. Карим, Г. Тукай, Ю. Рытхэу, К. Хетагуров (1 произведение по выбору). ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА Гомер «Одиссея» (фрагменты). Античная лирика 2 стихотворения по выбору. О. Хайям Цикл «Рубаийат» (3 рубаи по выбору). Данте «Божественная комедия» (фрагменты). М. Сервантес Роман «Дон Кихот» (фрагменты). У. Шекспир Трагедии: «Ромео и Джульетта» (в школе с родным (нерусским) языком обучения - фрагменты) или «Гамлет» (в школе с родным (нерусским) языком обучения - фрагменты). 2 сонета по выбору.

Ж.-Б. Мольер Комедия «Мещанин во дворянстве» (в школе с родным (нерусским) языком обучения - фрагменты). И.-В. Гете «Фауст» (фрагменты). Ф. Шиллер 1 произведение по выбору. Дж. Г. Байрон 1 произведение по выбору. Х.К. Андерсен 1 сказка по выбору. П.-Ж.Беранже, Р.Бернс, Р.Брэдбери, Ж.Верн, Г.Гейне, В.Гюго, Д.Дефо, А.К. Дойл, Р.Киплинг, А.Линдгрен, М.Рид, Л. Кэрролл, Ф. Купер, Д. Лондон, Ш.Перро, Дж.Родари, Дж.Свифт, А.Сент-Экзю-пери, Дж.Сэлинджер, В. Скотт, Р. Л.Стивенсон, М. Твен, Г.Уэллс. 2 произведения по выбору.

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА А.С. Пушкин Стихотворения: «Вольность» , «Погасло дневное светило…», «Я пережил свои желанья…», «Демон», «Свободы сеятель пустынный…», «Разговор книгопродавца с поэтом», «Подражания Корану» (III, V, IX), «Если жизнь тебя обманет…», «Брожу ли я вдоль улиц шумных…», «Поэту», «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье…»), «Осень», «Пора, мой друг, пора! покоя сердце просит…», «…Вновь я посетил…», «Отцы-пустынники и жены непорочны…», «Из Пиндемонти», а также 4 стихотворения по выбору. Поэма «Медный всадник» Повесть «Пиковая дама». «Маленькие трагедии» («Моцарт и Солбери»). Трагедия «Борис Годунов» (в школе с родным (нерусским) языком обучения – обзор с анализом фрагментов). Ф.М. Достоевский, очерк «Пушкин». Поэты пушкинской поры К.Н. Батюшков, Е.А. Баратынский, А.А. Дальвег, Д.В. Давыдов. 4 стихотворения по выбору. М.Ю. Лермонтов Стихотворения: «К*» («Я не унижусь пред тобою…»), «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою…»), «Как часто, пестрою толпою окружен…», «Есть речи - значенье…», «Благодарность», «Завещание» («Наедине с тобою, брат…»), «Валерик», «Сон» (В полдневный жар в долине Дагестана…»), «Выхожу один я на дорогу…», а также 4 стихотворения по выбору. Поэма «Демон» Н.В. Гоголь Повести: «Портрет», «Невский проспект». А.Н. Островский Пьесы: «Гроза», «Лес». Н.А. Добролюбов, «Луч света в темном царстве» (фрагменты). А.А. Григорьев, «После “Грозы” Островского. Письма к И.С. Тургеневу» (фрагменты). И.А. Гончаров Очерк «Фрегат “Паллада”» (фрагменты). Роман «Обломов» Н.А. Добролюбов «Что такое обломовщина?» (фрагменты). А.В. Дружинин «Обломов», роман Гончарова» (фрагменты). И.С. Тургенев Роман «Отцы и дети» Д.И. Писарев «Базаров» (фрагменты). Ф.И. Тютчев Стихотворения: «Полдень», «Silentium!», «Цицерон», «Осенний вечер», «Не то, что мните вы, природа…», «Тени сизые смесились…», «День и ночь», «Слезы людские, о слезы людские…», «О, как убийственно мы любим…», «Последняя любовь», «Эти бедные селенья…», «Нам не дано предугадать…», «Природа – сфинкс. И тем она верней…», «К. Б.» («Я встретил вас – и все былое…»), а также 4 стихотворения по выбору. А.А. Фет Стихотворения: «Кот поет, глаза прищуря…», «Облаком волнистым…», «Шепот, робкое дыханье…», «Сосны», «Еще майская ночь…», «Заря прощается с землею…», «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…», «Еще одно забывчивое слово…», «Как беден наш язык! – Хочу и не могу…», «Одним толчком согнать ладью живую…», «На качелях», а также 4 стихотворения по выбору. А.К. Толстой Стихотворения: «Меня, во мраке и в пыли…», «Коль любить, так без рассудку…», «Не верь мне, друг, когда, в избытке горя…», «Двух станов не боец, но только гость случайный…», «Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре…», «Против течения», «Благословляю вас, леса…» (из поэмы «Иоанн Дамаскин»), «История государства Российского от Гостомысла до Тимашева», а также 4 произведения по выбору. Н.А. Некрасов Стихотворения: «В дороге», «Современная ода», «Тройка», «Еду ли ночью по улице темной…», «Мы с тобой бестолковые люди…», «Праздник жизни – молодости годы…», «Забытая деревня», «Поэт и гражданин», «Под жестокой рукой человека…» («О погоде»), «Умру я скоро. Жалкое наследство…», «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода…»), «Сеятелям», «О Муза! я у двери гроба…», а также 4 стихотворения по выбору. Поэма «Кому на Руси жить хорошо» (в школе с родным (нерусским) языком обучения – обзор с анализом фрагментов). Н.Г. Чернышевский Роман «Что делать?» (обзор). Н.С. Лесков Повесть «Очарованный странник» или рассказ «Однодум». М.Е. Салтыков-Щедрин «История одного города» Ф.М. Достоевский Роман «Преступление и наказание» Н.Н. Страхов, Очерк «Преступление и наказание» (фрагменты). Л.Н. Толстой Роман-эпопея «Война и мир» А.П. Чехов Рассказы: «Попрыгунья», «Палата №6», «Студент», «Дом с мезонином», «Ионыч», «Душечка», «Дама с собачкой», а также 2 рассказа по выбору. Пьеса «Вишневый сад». РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА ХХ ВЕКА И.А. Бунин Рассказы: «Антоновские яблоки», «Господин из Сан-Франциско», «Темные аллеи» (рассказ), «Чистый понедельник», а также 2 рассказа по выбору. А.И. Куприн Повесть «Гранатовый браслет», а также 1 произведение по выбору. Л.Н. Андреев 1 произведение по выбору. М. Горький Рассказ «Старуха Изергиль». Пьеса «На дне». Поэзия конца XIX–начала XX вв. И.Ф. Анненский, К.Д. Бальмонт, В.Я. Брюсов, З.Н.Гиппиус, А.Белый, Н.С. Гумилев, Н.А. Клюев, В.В. Хлебников, И. Северянин. Стихотворения 4 поэтов по выбору. А.А. Блок Стихотворения: «Предчувствую тебя. Года проходят мимо…», «Вхожу я в темные храмы…», «Мы встречались с тобой на закате…», «Девушка пела в церковном хоре…», «Незнакомка», «Ночь, улица, фонарь, аптека…», «Фабрика», «Она пришла с мороза…», «Когда вы стоите на моем пути…», цикл «На поле Куликовом», «В ресторане», «Художник», «О, я хочу безумно жить…», «Перед судом», «На железной дороге», «Скифы», а также 4 стихотворения по выбору. Поэмы: «Соловьиный сад», «Двенадцать». В.В. Маяковский Стихотворения: «А вы могли бы?», «Нате!», «Скрипка и немножко нервно», «Лиличка!», «О дряни», «Прозаседавшиеся», «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви», «Юбилейное», «Письмо Татьяне Яковлевой», а также 4 стихотворения по выбору. Поэмы: «Облако в штанах», «Люблю». Первое вступление к поэме «Во весь голос». Пьеса «Клоп». С.А. Есенин Стихотворения: «Шел Господь пытать людей в любови…», «Русь», «Сорокоуст» («Видели ли вы…»), «Не бродить, не мять в кустах багряных…», «Я помню, любимая, помню…», «О красном вечере задумалась дорога…», «Письмо матери», «Русь Советская», «Мы теперь уходим понемногу…», «Шаганэ ты моя, Шаганэ…», «На Кавказе», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Письмо к женщине», «Спит ковыль. Равнина дорогая…», «Каждый труд благослови, удача…», а также 4 стихотворения по выбору. Поэма «Анна Снегина». М.И. Цветаева Стихотворения: «Стихи к Блоку» («Имя твое – птица в руке…»), «Стихи растут, как звезды и как розы…», «Я счастлива жить образцово и просто…», «Кто создан из камня, кто создан из глины…», цикл «Ученик», «Легкомыслие – милый грех…», «Маяковскому» («Советским вельможей…»), «Заклинаю тебя от злата…», «Дон» («Белая гвардия, путь твой высок…»), «Тоска по родине! Давно…», а также 4 стихотворения по выбору. О.Э. Мандельштам Стихотворения: «Дано мне тело – что мне делать с ним…», «Невыразимая печаль…», «Notre Dame», «Я не знаю, с каких пор…», «Бессонницы. Гомер. Тугие паруса…», «Я ненавижу свет…», «О, как мы любим лицемерить…», «Не спрашивай: ты знаешь…», «Образ твой, мучительный и зыбкий…», «За гремучую доблесть грядущих веков…», «Век», «Я вернулся в мой город, знакомый до слез…», а также 4 стихотворения по выбору. А.А. Ахматова Стихотворения: «Песня последней встречи», «Сжала руки под темной вуалью…», «Сероглазый король», «Смятение», «Любовь», «Двадцать первое. Ночь. Понедельник…», «Я научилась просто, мудро жить…», «Мне ни к чему одические рати…», «Нам свежесть слов и чувства простоту…», «Приморский сонет», «Молитва», «Муза», а также 4 стихотворения по выбору. Поэмы: «Поэма без героя», «Реквием». Б.Л. Пастернак Стихотворения: «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Про эти стихи», «Быть знаменитым некрасиво…», «Определение поэзии», «Когда разгуляется», «Во всем мне хочется дойти…», «Гамлет», «Чудо», «Август», «Гефсиманский сад», «Ночь», «Единственные дни», а также 4 стихотворения по выбору. М.А. Булгаков Романы: «Белая гвардия» или «Мастер и Маргарита». И.Э. Бабель 2 рассказа по выбору. А.А. Фадеев Роман «Разгром» А.П. Платонов Повесть «Сокровенный человек». М.А. Шолохов Роман-эпопея «Тихий Дон» В.В. Набоков 1 произведение по выбору. Н.А. Заболоцкий Стихотворения: «Меркнут знаки Зодиака…», «Завещание», «Читая стихи», «О красоте человеческих лиц», «Сентябрь», а также 3 стихотворения по выбору. А.Т. Твардовский Стихотворения: «Я убит подо Ржевом…», «Вся суть в одном-единственном завете…», «Памяти матери», «Я знаю: никакой моей вины…», «К обидам горьким собственной персоны…», а также 4 стихотворения по выбору. А.И. Солженицын Повесть «Один день Ивана Денисовича», рассказ «Матренин двор». Проза второй половины XX века Ф.А. Абрамов, Ч.Т. Айтматов, В.П. Астафьев, В.И. Белов, А.Г.Битов, В.В. Быков, В.С.Гроссман, В.Л. Кондратьев, В.П. Некрасов, Е.И.Носов, В.Г. Распутин, В.Ф.Тендряков, Ю.В. Трифонов, В.Т.Шаламов, В.М.Шукшин. 4 произведения по выбору; одно из них на тему Великой Отечественной войны. Поэзия второй половины XX века Б.А.Ахмадулина, И.А.Бродский, А.А.Вознесенский, В.С. Высоцкий, Е.А.Евтушенко, Ю.П.Кузнецов, Л.Н.Мартынов, Б.Ш. Окуджава, Н.М. Рубцов, Д.С. Самойлов, А.А. Тарковский. Стихотворения 4 поэтов по выбору. Драматургия ХХ века А.Н.Арбузов, А.В. Вампилов, А.М. Володин, В.С. Розов, М.М. Рощин, Е.Л. Шварц. 2 произведения по выбору.

ЛИТЕРАТУРА НАРОДОВ РОССИИ Г. Айги. Стихотворения. Р. Гамзатов. Книга «Мой Дагестан», сказание «Возвращение Хаджи-Мурата», поэма «Горянка». М. Джалиль. Цикл стихотворений «Моабитская тетрадь». М. Карим. Стихотворения по выбору; трагедия «Не бросай огонь, Прометей». Д. Кугультинов. Стихотворения. К. Кулиев. Стихотворения. Ю. Рытхэу. Роман «Сон в начале тумана» (легенда о белой Женщине-прародительнице). Г. Тукай. Стихотворения по выбору. Поэма «Шурале». К. Хетагуров. Стихотворения. Поэма «Фатима». Ю. Шесталов. Языческая поэма. Два произведения по выбору. ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА Г. Аполлинер, О. Бальзак, Г.Бёлль, Ш. Бодлер, П.Верлен, О. Генри, Г.Гессе, У. Голдинг, Э.Т.А.Гофман, В. Гюго, Ч. Диккенс, Г. Ибсен, А. Камю, Ф. Кафка, Т. Манн, Г.Маркес, П. Мериме, М.Ме-терлинк, Г. Мопассан, Д. Оруэлл, Э.А.По, Э.М.Ремарк, А.Рембо, Дж.Сэлинджер, О.Уайльд, Г.Флобер, У.Фолкнер, А. Франс, Э. Хемингуэй, Б.Шоу, У. Эко. 3 произведения по выбору.