Какие религии можно назвать нетрадиционными. Нетрадиционные религии: понятие и причины возникновения. Список использованной литературы

В период коренной перестройки общества возникают новые сложные задачи. Они связаны как с невозможностью работать устаревшими методами, так и с новыми реальностями, проблемами и процессами, которые проявились в современных условиях.

На сегодняшний день в странах Запада очень распространились так называемые новые культы или религии "Нового века". Эти новообразования в духовной жизни западного общества в 60-е годы возникли и распространились в США, а затем и в Западной Европе. Данная нетрадиционная религиозность небезосновательно может рассматриваться как симптоматическое проявление глубоких кризисных процессов в идеологии и массовом сознании людей, как неожиданные метаморфозы, которые переживает религия в современную эпоху. Определенным образом эти культы можно рассматривать как единую идейно-политическое течение, как продукт современного этапа развития общества, порожденный общими причинами, и поэтому имеют общие характерные черты и особенности.

На пороге третьего тысячелетия новые признаки возрождения религиозной жизни оказались не только в обращении к ортодоксальному вероучения, восстановлении устоявшихся религиозных традиций. Это также поиск новых ценностей, духовных ориентаций с помощью новых религий. Часто среди них оказываются эклектичные синкретические учения, составляют пеструю смесь элементов традиционных религий, а также оккультизма, спиритизма, теософии.

Из истории религий хорошо известно, что многие течения и направления, которые противостоят ортодоксальной церкви, - явление не такое уж редкое. их возникновения - результат глубинных процессов в обществе. Следует подчеркнуть: хотя так называемые новые религии в основном были еретическими, все они были относительно эпизодическим явлением. Возникновение новых религиозных течений, объединений характерно и для современных религий.

Именно к таким течений относятся религии Нового возраста, получили распространение на первых порах в США и странах Западной Европы. На данный момент они имеются и в Украине. Уже прошло то время, когда распространение неокультов вызвало ужас, панику в большинстве общественности. Стало ясно, что нетрадиционные религии входят составной частью в общественно-культурной жизни, а потому нуждаются в глубоком изучении со всех сторон.

Относительно обозначения этого явления, то употребляют много терминов: "неорелигии", "неосекты", "неокульти", "нетрадиционные верования", "псевдорелигии", "неомистицизм", "религии Нового века", "по закону-профессиональной объединения", "квазирелигия» и т. п. Все эти названия выступают как синонимичные. И в литературе по данной тематике мы встречаемся со многими из них. Однако следует отметить такой момент: наши отечественные религиоведы добиваются определенного упорядочения терминологии, отделить определенные оттенки в ЕЕ употреблении. Это только первые шаги, и поэтому они еще не являются общепризнанными. Но оставлять их из-за этого без внимания нецелесообразно.

Так, наши ученые-исследователи предлагают понятием "нетрадиционные религии" обозначать те вероучения, которые не являются установленными для нашей культуры. К ним можно отнести буддизм, ислам и т. Д. Что же касается термина "неокульти" или "новые религиозные верования", то его следует применять к тем явлениям сакрального жизни, которые стали достоянием нашей эпохи как поиск новых духовных ориентиров. Сюда при- числяють неохристианские, неоориенталистские движения, неоязичниц-тво, синтетические неорелигии. Кроме того, отделяют еще такое понятие, как "религии Нового века". Им предлагается обозначать сайентологические движения на новейшие научные достижения. Считается даже, что их лишь условно можно отнести к религиозным течениям.

Вот такие идеи разрабатываются на территории собственного научного религиоведения. Мы не будем углубляться в вышеупомянутые смысловые оттенки, а считать, что любой из указанных ранее сроков обозначает то религиозное явление, течение, направление, движение, объединение сложившихся в середине XX в.

Теперь несколько слов о классификации неокультов. ее используют для удобства, для того, чтобы облегчить ориентацию среди многочисленных существующих направлений. Суть классификации в том, что в основу кладутся определенные базисные представления и в зависимости от следования им выделяют ту или иную группу неорелигий. Согласно данной типологии, на сегодняшний день отделяют семь групп нетрадиционных религиозных верований.

1) Неохристианские движения на общехристианской основе. К ним относятся, во-первых, привнесенные из-за границы разные международные христианские миссии, секты (Международная христианская миссия, Христианская миссия "Эммануил", Армия спасения, Левобережная церковь Христа, Христианская церковь "Калвари Чапел" и др).

Во-вторых, это направление представляют возрожденные христианские объединения украинского происхождения (Союз христианской межконфессиональной согласия "Лога", Собор евангельских церквей).

В-третьих, в эту группу можно присоединить такое пророссийское неохристианских образования, как церковь воскресая Богородицы.

2) Религии ориенталистского направления. Они в основном представлены неоиндуизм (Общество сознания Кришны, Общество Шри Ауробиндо, Общество ведической культуры, Международное общество "Всемирная чистая религия") и течениями буддисте-либо толка (дзен-буддизм, тибетский буддизм, ламаизм).

3) Езотеорични об9еднання (Рериховское общество, Ассоциация "Живой этики", Теософия Братство Грааля.

4) Неоязичництво (Большой огонь, Собор Родной веры, Родная вера, рун Вера, Ладовирство).

5) Синтетические неорелигии (Вера Бахаи, Большое Белое братство, Церковь унификации, Церковь единения).

6) сайентологической движения (Дионетика, АСТ1КА, система Порфирия Иванова, Наука ума, Христианская наука).

7) Сатанизм.

2. Основная причина возникновения неорухив заключается в кризисе традиционной религиозности. В XX веке позиции устоявшихся религиозных течений оказались значительно подорваны в первую очередь научным мировоззрением. Достижения НТРвисунулы массу проблем, прежде всего социальных, перед которыми официальная церковь со своими консервативными представлениями оказалась бессильной. Довольно часто она воспринимается как оплот старого мира.

Во-вторых, свою роль сыграли разочарование многих людей в политических способах решения острых социально-экономических проблем. Часто молодые люди не могут найти свое место в жизни. Отсюда попытки найти новые духовные ориентиры. Ими и становятся неокульти. Они отвергают церковный деспотизм, предлагают своим сторонникам идти богоравному путем самоудоско-шенствование.

В системе Нового возраста охватывается широкий спектр проблем, связанных с телом, умом и душой, включая рост значимости проблем питания, экологии и т. Д. А это является весьма актуальным в наше время.

В новых религиях молодых людей привлекают призывы к самотворчости, спасение душ именно сейчас, а не в потустороннем мире. Кроме того, неокульти имеют в своем распоряжении целый арсенал методов психологического привлечения к своим сект, умение создать эйфорию счастливой жизни.

В-третьих, нельзя не учитывать и такое обстоятельство, как приближение третьего тысячелетия. Известно, что именно на таких вехах истории и происходило оживление мистики.

Нетрадиционные религии имеют и свои особенности. Наиболее существенным для них является то, что они не ограничены рамками одной религии, в определенной степени направлены на межрелигиозный синтез. Эта униатская тенденция общественного развития очень стойка для второй половины XX века. Но если традиционные религии решают проблему религиозного единства путем экуменического взаимопонимания, всячески оберегая свою уникальность и заботясь о сохранении прежнего содержания и форм, то неорелигии опираются на единый мистический опыт в слиянии с Абсолютом. Неорелигии выделяют главное, общее, общее во всех религиях, не останавливаясь на различиях, делают ставку на то единственное, что объединяет всех - признание существования сверхъестественного и связь с ним человека.

Неорелигии в массе своей не интересуют догматические доказательства истинности какой-то религиозной системы. Они признают истинность всех религий, существование и месийну роль всех пророков. Но своего считают наиболее подходящим для данной эпохи. Неорелигии не требуют отказаться или разрушить уже существующие взгляды или системы. Они построены, как правило, не на принципе негативизма, а на принципе дополнительности.

Для неокультов характерно особое отношение к основателю религии. Ему поклоняются, его уважают, считая божьим посланником. Часто создается даже определенный культ учителя (гуру) "который приобретает черты самого божества.

Представление о Боге неперсонифицированные. Он трактуется как Абсолютный разум, как Духовная сущность, как Объективный закон. Компенсировать эту удаленность и Обезличенность Бога призваны посредники - гуру.

Для неорелигий характерен универсализм и синтетизм. Они сочетают в себе элементы не только многих религий, но и используют идеи и концепции теософии, антропософии, современной философии, оккультизма, астрологии. А это значит, что к новым культов входят люди образованные, с высоким интеллектуальным уровнем, которые способны ставить перед собой смысложизненные проблемы и искать на них ответы.

Неорухы является постоянно открытыми для новых идей и учений.

Рассмотрим несколько конкретных направлений среди разнообразных и многочисленных религий Нового века.

Среди нетрадиционных культов на Западе наиболее распространенным и мощным является братство индуистской направленности "Международное общество сознания Кришны", или Движение Харе Кришна.

Введение

В последние годы наше общество переживает один из наиболее драматических периодов в своей истории. В кризисной ситуации, которая охватила все сферы экономики, социальных отношений, культуры, многие люди видят выход в религиозных поисках. В этих условиях в Россию в большом количестве начинают проникать нетрадиционные религии из Западной Европы и США. Проникая в нашу страну, нетрадиционные секты и культы создают новую, небывалую доселе панораму религиозной жизни. Если ранее на территории СССР, а затем на территории России существовали несколько традиционных религий (православие, ислам, ламаизм и некоторые другие, в том числе и протестантские секты), а принадлежность человека к одной из них определялась культурными и духовными традициями среды его обитания, то теперь человек поставлен в ситуацию религиозного плюрализма, т. е. выбора религии для исповедания. В этих условиях возрастает и актуальность теоретического рассмотрения проблемы возникновения и развития нетрадиционных движений.

Объект исследования, предпринятого в данной работе - религии в целом. Предмет исследования - нетрадиционные движения.

Целью данной работы является выявить сущность и специфику явления нетрадиционной религиозности, выяснить ее отличие от традиционной религиозности. Реализация этой цели в работе требует решения следующих задач:

рассмотреть понятие и причины возникновения нетрадиционных движений;

попытаться дать классификацию нетрадиционных движений;

выявить признаки нетрадиционных движений;

рассмотреть некоторые современные нетрадиционные религии.

Состояние научной разработанности проблемы. Мировой опыт в изучении нетрадиционных религий впервые был накоплен англо-американскими и западно-германскими религиоведами, которые заговорили о «крахе религии», о появлении «религий без церкви». В классических работах Э. Бенца, Я. Нидлемена, Т. Роббинса и Д. Энтони, Р.С. Эллвуда впервые прослежено удивительное разнообразие современных нетрадиционных религий, получившее название «религиозного калейдоскопа». Оценки роли и значения нетрадиционных религий у религиоведов западных стран часто были весьма различными: одни, как Э. Тоффлер или Д. Белл, видели неизбежность их появления, но относились к ним сдержанно и даже настороженно; другие, как Т. Роззак, Т. Лири и многие другие встретили их восторженно. П. Бергер и Т. Лукман расценивали нетрадиционные религии как закономерный результат процесса секуляризации и видели в них свидетельство демократизации буржуазного строя и его духовного оздоровления посредством пробуждения спиритуальных чувств и потребностей и отказа от материалистического мировоззрения. Третьи, в основном сотрудники конфессиональных центров по противодействию «деструктивным культам», повели широкое пропагандистское наступление против новых религиозных объединений.

В отечественном религиоведении проблеме нетрадиционных религий уделялось много внимания на протяжении последних десятилетий, при этом исследователи опирались на общие философские и методологические подходы к изучению религии, получившие разработку в трудах В.И. Гараджи, М.П. Мчедлова, Д.М. Угриновича, И.Н. Яблокова, Ю.А. Кимелева. Обычно принято считать, что в отечественной науке интерес к нетрадиционным религиям появился спустя десятилетие после первых серьезных исследований этого феномена в США и ФРГ, начатых в 1970 г. вслед за широким распространением в западном мире на рубеже 60-70 годов новых сект и культов. В действительности отечественные историки и востоковеды обратили свое внимание на появление нетрадиционных религиозных объединений несколькими годами раньше, занявшись исследованием массового распространения новых сект в послевоенной Японии.

Значительно больший круг отечественных ученых занялся проблемами нетрадиционных религий десять-пятнадцать лет спустя. Это было вызвано двумя основными причинами. Во-первых, распространением на исходе 70-х годов религиозно-мистических и сектантских настроений в среде молодежного движения протеста западных стран, на которое до этого обстоятельства возлагались большие надежды в плане политической борьбы с «властью капитала». Об этом писали Е.Г. Балагушкин, П.С. Гуревич, А.Ю. Мельвиль, К. Мяло, Л. Тимошин. Во-вторых, интерес к нетрадиционным религиям был вызван прямо противоположным обстоятельством: их расширяющееся влияние расценивалось коммунистическими идеологами (в созвучии с голосами многих западных социологов и культурологов) как свидетельство углубления кризисных явлений в самой капиталистической системе Запада. Об этом писали И.Я. Кантеров, Б.З. Никифорова, Д.Е. Фурман.

Новизной данной работы является анализ подходов к изучению нетрадиционных религий.

Методы, используемые в работе - анализ, дедукция, метод обобщения.

Работа состоит из введения, двух глав и заключения. В первой главе рассматриваются понятие нетрадиционных движений, причины их возникновения, признаки и классификации. Во второй главе рассмотрены два нетрадиционных современных движения - «Церковь объединения» Муна и «Церковь единой веры» Виссариона.

1. Понятие и причины возникновения нетрадиционных религий

Мировые религии, наряду с национально-государственными, охватывают своим влиянием большинство верующего населения земного шара. Однако процесс формирования религиозных систем продолжается и в наше время. Религиоведами установлена определенная взаимосвязь между характером той или иной эпохи и зарождающимися в данную эпоху религиями. Каждая эпоха в соответствии со своими специфическими особенностями порождает и свои разновидности религии. На этой идее базируется классификация религий, созданная крупнейшим американским социологом Р. Белла. По мнению Р. Белла в XX в. начинается новый этап в эволюции религии. Этот этап характеризуется ослаблением влияния и авторитета традиционных форм религии и появлением значительного числа новых религиозных движений, организаций, культов.

Дмитрий Розет в работе «Определения и признаки культа» предлогает четыре подхода к определению культа:

·Популярный подход: это подход журналистов и политиков. Не будучи специалистами в данном вопросе и преследуя популистские цели, приверженцы подобного подхода действуют по принципу: «Культ - это все, с кем я не согласен».

·Психологический подход: в основе психологического подхода к проблеме лежит убеждение, что культы насильственно изменяют мышление человека, и что любой человек, при определенных условиях, может стать жертвой такого влияния.

Чаще всего в рамках психологического подхода используются два термина: деструктивный культ и тоталитарная секта.

Тоталитарная секта - это группа с жестким авторитарным управлением, сознательно отрывающая человека от общества и ограничивающая его свободу выбора и самостоятельность мышления.

Деструктивный культ - группа, учение и действия которой наносят вред физическому или психическому здоровью человека, негативно сказываются на его общественной, семейной и личной жизни.

·Социологический подход: культ в данной типологии - это тоже молодая энергичная группа, только в отличие от секты не имеющая исторических связей с какими-либо из ранее существовавших в данном обществе церквей. Культ - это религиозное нововведение, либо импортированное из какой-то другой культуры, либо самостоятельно развившееся внутри данной культуры.

·Богословский подход к определению культа основан на понятии христианской ортодоксии или исторического христианства.

Согласно определению д-ра Майкла Лангоуни культом следует называть группу, которая проявляет чрезмерную привязанность к некоему человеку, идее или вещи; использует программу изменения мышления для того, чтобы убедить, контролировать и социализировать своих членов (т.е. ввести их в круг характерных для группы внутренних взаимоотношений, убеждений, ценностей и обычаев); систематически порождает в членах состояние психологической зависимости; эксплуатирует членов с целью достижения поставленных руководством задач; наносит вред членам, их семьям и обществу.

Исследователь Л.Н. Митрохин предложил назвать возникшие в нашем веке религиозные вероисповедания религиями «Нового века». Иногда их называют «внеконфессиональные неканонические верования», «альтернативные культы», «молодежные религии». В широком смысле слова нетрадиционные религии обозначают «все религиозные движения, возникающие в новое время, примерно с середины XIX века» (Р. Флаше). М.Ю. Смирнов говорит о нетрадиционных движениях как о религиях, не имеющих длительного существования в историческом прошлом какого-либо народа и исповедуемые ограниченными группами населения на основной территории проживания этого народа. В своей работе «Религиозная толерантность в свете традиционных и нетрадиционных религий» он пишет: «Понятие нетрадиционной религии не имеет однозначного применения. Вне научного дискурса оно чаще всего употребляется в порицательном смысле, как указание на опасное присутствие чуждых религиозных влияний или квази-религий, подрыв традиционных духовных основ общества. Нормативность такого звучания придает негативное значение всем характеристикам нетрадиционной религии. Любое проявление нетрадиционной религии рассматривается как враждебное «истинной религиозной вере».

По словам профессора Айлин Баркера нетрадиционным движением называется «религиозная, этническая или духовная группа, не получившая (или еще не получившая) общественное признание в качестве деноминации или церкви, - в особенности, если она имеет нетрадиционное вероучение и не является сектой».

Нетрадиционные религии получают распространение в США и Европе с конца 1950-х, в странах СНГ - с конца 1980-х. Причины появления нетрадиционных религий многие исследователи видят в кризисе постиндустриальной культуры (материалистической по своей сути): масштабные ценностные трансформации после Второй мировой войны; секуляризация дает обратную реакцию в виде массовой сакрализации при замещении традиционной религиозности квазирелигиозным сознанием; усугубление чувства трагичности от бесперспективности разрешения нарастающих проблем (экологический кризис, политический экстремизм, ядерная угроза и т. п.); феномен социальной робинзонады личности: рост чувства одиночества человека, отчужденности, бессилия. В. Франкл обобщил эти причины как экзистенциальный вакуум, т. е. утрата людьми смыслообразующих ценностей жизни, потеря нравственной и социальной ориентации личности. Согласно концепции Тоффлера, массовое появление новых религий, сект и культов - следствие крупнейшего цивилизационного сдвига, означающего вступление западных стран в постиндустриальную фазу общественного развития.

Итак, термин нетрадиционные движения охватывает собой широкий круг движений, начиная с тех, которые основаны на новых подходах к религии и духовности и предоставляющие своим последователям свободное членство, и заканчивая общинными организациями, которые требуют от своих последователей значительного соответствия другим членам группы и социальной индивидуальности, что отделяет их от остальной части общества.

Причиной возникновения нетрадиционных религий считается экзистенциальный вакуум, в котором оказались многие западные общества в 1940-1950-е гг., их духовный кризис и утрата ими высоких стандартов ценностных жизненных смыслов, потеря нравственной и социальной ориентации личности. Их истоки лежат в упадке постиндустриальной материалистической по своей сути культуры - масштабных трансформациях ценностей после Второй мировой войны; обратной реакции на секуляризацию в виде массовой сакрализации несакральных объектов и замещении традиционной религиозности квазирелигиозным сознанием; усугублении чувства трагичности от нарастания глобальных угроз (экологический и др. вызовы, политический экстремизм, ядерная опасность и т.п.); росте чувства одиночества, отчужденности и бессилия человека перед валом обрушившихся на него проблем.

1.1 Классификация нетрадиционных религий

Классификация нетрадиционных движений - одна из самых сложных тем. Коснемся различных подходов к этой, по всей видимости, до конца не разрешимой проблеме. К сожалению, ни один из них нельзя назвать ни полностью исчерпывающим, ни полностью адекватным.

Специалисты-религиоведы из всего многообразия культов условно выделяют пять разновидностей нетрадиционных религий.

Неохристианские объединения. К ним можно отнести распространенные в СНГ следующие религиозные секты: «Международная церковь унификации», «Дети Бога», «Церковь тела Христа», «Богородничное братство», «Белое братство» и др. Для них характерно стремление объединить христианские вероучения с элементами восточных религий.

Сайентологическое направление. Название произошло от английского слова sience - наука. Направление объединяет различные «космические религии» (типичный представитель - «Церковь сайентологии» Рона Хаббарда), которые наукообразно и мистически трактуют различные неисследованные явления психики человека и окружающей природы, например связь Земли и высших космических сил, контакты с неопознанными летающими объектами.

Неоориенталистские культы. К ним относятся «Общество сознания Кришны», «Тихоокеанский дзен-буддийский центр», «Миссия Божественного света», «Махарай Джи», и др. Это вероучения восточного происхождения, представляющие собой западное воплощение индуистских и буддийских культур. Характерной их особенностью является антирационалистическая направленность, а также способы психофизического воздействия на человека.

Сатанинские группы. Среди них можно назвать «Церковь Сатаны», культы дьявола и другие разновидности зловещих объединений. Они возвеличивают значение зла и насилия, проповедуют общение с мистическими источниками зла - демонами, Сатаной. Деятельность их отличается особой жестокостью и таинственностью ритуалов посвящения и отправления культов.

Религиозно-мистические культы. Речь идет о распространении оккультных учений, новой магии, спиритизма, астрологии, колдовства, целительства и других явлений. Как отмечают ученые-социологи, за последние годы в России подобные организации уверенно лидируют и получают довольно широкую популярность среди населения.

Нетрадиционные религии формируются как разновидность харизматических культов. Обобщенную характеристику основных особенностей новых религиозных вероисповеданий дает Л. Н. Митрохин в своей работе «Религиозные культы в США», М., 1984.

Во главе стоит харизматический лидер, уверяющий, что он обладает новым уникальным «откровением» относительно Бога и реальности.

2.Лидер создает особую «семью» или коммуну, в которой его называют «отцом».

3.Лидер устанавливает обязательные для всех абсолютные правила поведения, но вовсе не обязательно следует им сам.

.Группа придерживается катастрофическо-апокалиптического взгляда на мир. Члены организации часто отказываются от всего имущества, меняют место жительства.

.Используется определенная техника контроля за поведением обращенных, обычно предполагающая изоляцию от внешнего мира.

.Культ в этих новых организациях предпочтительно коллективный, используется «техника» психологического манипулирования, психотерапия, особое внимание уделяется новообращенным, их адаптированию к группе.

Дворкин А.Л. В работе «Сектоведение. Тоталитарные секты» пишет о том, что все новые религиозные движения делятся на «христианские» (например, ЦХ, «виссарионовцы», мормоны, «Семья», муниты и т. д.), «восточные» (например, кришнаиты, «Аум Синрикё», «Трансцендентальная медитация», «Ананда Марга» и др.), «психологическо-терапевтические» (например, сайентология, «Лайф Спринг», «ЭСТ» и др.) и движение «Нью эйдж» («Новой эры»). Слабость этой классификации в том, что только очень немногие секты можно уместить в одну из этих категорий. Например, такая обычно относимая к христианским секта, как мормоны, на самом деле в основе своей является гностико-языческой системой, а другая секта из этой же группы - мунизм - это чисто восточная смесь шаманизма, синтоизма, конфуцианства и спиритизма в обрамлении нескольких христианских терминов.

Маргарет Тэлер Сингер предлагает следующую классификацию:

1.Неохристианские религиозные группы

2.Индуистские и восточные религиозные группы

.Оккультные, колдовские и сатанистские группы

.Спиритические группы

.Дзен и прочие группы с китайско-японской философско-мистической ориентацией

.Расовые группы

.Группы, возникшие вокруг НЛО и прочих внеземных феноменов

.Психологические или психотерапевтические группы

.Политические группы

10. Системы самоусовершенствования, самореализации или саморазвития

Классификация нетрадиционных религий по Рональду Энроту:

1.Восточные мистические группы

2.Псевдохристианские группы

.Духовно-психологические группы и группы самоусовершенствования

.Эклектичные и синкретические группы

.Парапсихологические, оккультные и астральные группы

Классификация по Майклу Лангоуну:

1.Восточная медитация

2.Движения, основанные на Библии и христианстве

.Оккультизм, сатанизм, колдовство, чёрная магия

.Политический терроризм

.Психотерапия / самореализация

.Группы по избавлению от наркотической зависимости

Е.Г. Балагушкин за основу типологии нетрадиционных религий берёт их отношение к социальной реальности, в соответствии с чем все религии можно определить как принадлежащие к одному из следующих типов: обновленческие, оппозиционные, альтернативные и адаптированные.

Б. Фаликов указывает, что существует четыре типа нетрадиционных религий. К ним исследователь относит религиозные объединения, импортированные из других культурных ареалов; нетрадиционные религии, возникшие в результате традиции; движения, имеющие своей основой оккультную традицию; синкретические нетрадиционные религии.

О.А. Богданова в основу классификации нетрадиционных религий кладёт их отношение к традиционному христианству, исходя из этого исследователь выделяет псевдохристианские, нехристианские и антихристианские религии.

Итак, сложность любой классификации в том, что, по существу, все современные тоталитарные секты суть ветви единого оккультного древа. При такой их текучести и эклектизме в принципе невозможно создать однозначную классификацию.

1.2 Признаки нетрадиционных религий

Каждая нетрадиционная религия претендует на универсальность и исключительность своего учения. Каждый из лидеров доказывает, что его религия самая справедливая и лучшая, а сам он является живым земным богом или пророком Всевышнего, которого должны уважать верующие. Именно культ земного бога является одной из характерных признаков нетрадиционных религий.

Основные признаки нетрадиционных религий по Порублеву Н.:

Возглавляет религиозную общину харизматический лидер, который считает, что он как будто получил от сверхъестественной силы, Бога, новое уникальное «объявление» и призванный исполнять роль нового мессии. Каждый, кто не разделяет его взглядов глубоко ошибается и является последователем сатаны.

Лидер создает собственную религиозную общину, которую называет семьей, коммуной, миссией, колонией или центром. В этой религиозной общине лидера называют отцом или учителем. Он имеет неограниченную власть.

Лидер, как главный руководитель религиозной общины, устанавливает обязательные правила и нормы поведения членов общины, которые провозглашаются священными. Сам лидер не обязательно должен придерживаться установленным правил и живет в значительно лучших условиях, чем его последователи.

Религиозная община придерживается, как правило, аппокалиптичных взглядов на мир. Ее члены отказываются от собственного имущества в пользу религиозной группы, меняют место проживания, и собственные имена.

5.Члены религиозной общины в основном изолируются от внешнего мира с помощью всякой техники контроля за поведением верующих. Это достигается максимально насыщенной программой разных групповых мероприятий, которые проводятся на протяжении суток. Участие в этих мероприятиях рассматриваются верующими и их наставниками как пример высокой религиозной дисциплины. В научной литературе это стало называться промыванием мозгов.

Отечественный сектовед А.Л.Дворкин в работе «Сектоведение» пишет: «У организаций кадрового типа имеется много характерных признаков: единый язык (сектантский жаргон), отрыв от всего внешнего мира, черно-белое восприятие мира, изменение системы ценностей, когда признаются только ценности внутригрупповые».

Ерышев А.А. выделяет три типа специфических признаков нетрадиционных религий: первый тип - организационные особенности, второй - кадровые, третий - вероучительные.

К организационным можно отнести: поклонение живому божеству (обожествление лидера); жесточайшая централизация управления и суровая дисциплина; активное миссионерство; активное материальное жертвование или полный отказ верующего от собственности в пользу своей общины (т. е. в пользу лидера).

Кадровые особенности нетрадиционной религии: общая направленность на быстрое и радикальное изменение сознания новообращенного; агрессивные методы привлечения и удержания своих сторонников, основанные на психологической обработке индивидуума; требование безоговорочного принятия вероучения и исполнения культовых предписаний; полное разрушение социальных связей личности и включенность только в структуру группы единоверцев; унификация личности верующего до типа «фанатик» или «зомби».

Вероучительные особенности: отсутствие догматической и обрядовой традиции (вероучение и культ находятся в стадии формирования, уточнения); ярко выраженное антихристианство и неоязычество (вплоть до идолопоклонства); синтетичность и эклектичность вероучения, в котором можно обнаружить и христианские, и восточные, и теософские, и научные понятия, символы и мотивы; такая компилятивность вероучения позволяет ему претендовать на обладание абсолютной истиной как результату «всеобщего синтеза» духовной традиции человечества; учение и обряд носят ярко выраженный мистический характер, коренящийся в системе эзотерических идей и установок.

К особенностям нетрадиционных религий можно отнести и методы вербовки сторонников, методы обработки неофита: «бомбардировка любовью» (Вы - центр внимания, восхищения, любви); информационная комфортность (Вы получаете ответы на все вопросы); изоляция (общение только с единоверцами); строгий режим (ограничение сна и пищи, изнурительные духовные практики, тяжелый физический труд). Эти методы присущи, прежде всего, тоталитарным (деструктивным) сектам, ставящим под полный контроль сознание и поведение адепта, разрушающих его личность.

Итак, новые религиозные движения могут напоминать классические: как правило, они разрабатывают собственное вероучение на основе признаваемого священным текста, существует определенная система поклонения и ритуальная практика (чаще всего упрощенная), создаются культовые сооружения (залы царств, дома молитв) и т. п. Непременно формируются система ценностей и правила поведения, обязательные для последователей.

Нетрадиционность проявляется в специфике их учения, идей, нравственных установок, а также в отсутствии связи с культурной и духовной жизнью конкретного общества. Еще одним признаком нетрадиционных религий является то, что они противопоставляют себя традиционным вероучениям. Прибывшие из-за рубежа миссионеры заявляют о том, что имеющие давнюю историю конфессии не могут удовлетворить духовные потребности человека. Некоторые новые религии полностью отвергают старые священные тексты, другие же предлагают их новую трактовку. В крайних формах нетрадиционные движения могут полностью отвергать общечеловеческие гуманистические ценности и требования морали.

2. Нетрадиционные современные движения

.1 «Церковь объединения» Муна

«Церковь объединения» также известна как «Ассоциация Святого Духа за объединение мирового христианства». Организация зародилась в 1954 г. в Южной Корее преподобным Сан Мен Муном. Он утверждает, что ему в шестнадцатилетнем возрасте явился Христос, призвавший его к служению. По различным обвинениям Мун трижды сидел в тюрьме. Сам он считает, что подвергался гонениям за веру, однако в действительности был наказан за сексуальные извращения и двоеженство. С 1972 г. Мун проживает в США, где ему удалось широко развернуть миссионерскую и коммерческую деятельность. Руководящий центр мунитов находится в Нью-Йорке.

Человеческая история, согласно Муну, делится на три эпохи: век Ветхого завета, век Нового завета, век Завершенного завета. Истина, предназначенная для первой и второй эпох, содержится в Библии. Однако к ХХ в. Библия уже устарела и перестала быть путем к спасению. Поэтому Мун объявил себя мессией третьей эпохи - эпохи Завершенного завета, который изложен в его собственных книгах.

Учение Муна представляет собой противоречивую и сильно отличающуюся от традиционной версию христианства в сочетании с положениями, заимствованными из восточных религий.

«Церковь унификации» функционирует во всем мире как «семья». Себя и свою жену Мун объявил истинными родителями всех людей. «Ваши физические родители лишь инструмент, чтобы вас создать», - говорит он. При этом муниты, вступающие в новую «семью», обязаны оставить свои настоящие семьи. Мун учит тому, что главное - это составляющие церковь люди, заботящиеся друг о друге. Члены церкви жертвуют религиозной общине деньги и имущество. Каждый последователь стремится обрести «новое рождение» и принять активное участие в строительстве царства Божия. Мун призывает создать всемирное «истинное государство» путем объединения всего человечества под его началом.

Жизнь в общинах мунитов состоит из бесконечных семинаров, песнопений, изнурительного бесплатного труда. Распорядок дня строго контролируется: адепты обязаны в отведенное время посещать занятия, работать, участвовать в спортивных играх или танцах, при этом время на сон ограничено. Жесткая дисциплина дополняется системой тотального контроля друг за другом.

Согласно учению «Церкви унификации», человек может достичь жизненной гармонии только в правильном браке. Поэтому Мун лично участвует в формировании семейных пар из числа потенциальных женихов и невест. На основе фотографий и анкет формируются будущие семьи, а процедура бракосочетания проходит одновременно для множества молодоженов.

Последователи Муна отказываются от своей земли и собственности в пользу секты, они обязаны заниматься активной миссионерской деятельностью, бесплатно трудиться на благо церкви, собирать пожертвования и беспрекословно подчиняться своим наставникам. Благодаря использованию бесплатного труда верующих Мун получает многомиллиардные доходы, а его церковь превратилась в гигантскую корпорацию, включающую сотни предприятий по всему миру.

Благодаря активному проповедничеству, муниты создали свои общины в 160 странах, включая Казахстан. Для вербовки адептов они создали ряд организаций с благовидными названиями, среди которых «Всемирная ассоциация семей за мир во всем мире», «Федерация студентов за мир во всем мире», «Федерация женщин за мир во всем мире», «Международная межрелигиозная федерация за мир во всем мире» и т.д. Такого рода организации ведут активную работу с различными категориями населения, включая студентов и школьников, проводят конференции.

Между тем во многих странах Муна и его последователей обвиняют в нарушении закона. В США Мун был обвинен в уклонении от уплаты налогов. Ему запрещен въезд в Великобританию и Германию. Судебные процессы по делам, связанным с деятельностью мунитов, проходили в десятках государств.

2.2 «Церковь Единой веры» Виссариона.

нетрадиционный движение церковь мун

Другие названия: «Церковь Последнего Завета», «Община единой веры».

Это псевдохристианский тоталитарный культ, возглавляемый "новым мессией" - Виссарионом.

Основатель, глава церкви последнего завета и ее высшее духовное лицо - Сергей Анатольевич Тороп 1961 года рождения, бывший сотрудник милиции г. Минусинска Красноярского края, больше известен под культовым именем Виссарион. С. Тороп утверждает, что в январе 1991 г. принял крещение от небесного Отца, получив новое имя - Виссарион, и "благословение" на создание единой объединяющей веры, представляющей собой воплощение всех существующих религий.

Ориентировочно в августе 1991г. он организовал секту. Уверовав в его учение, несколько тысяч людей продали свои квартиры в Москве, Санкт-Петербурге и других городах, передали значительные суммы в кассу организации и переселились в Красноярский край. В июне 1994 г. они объединились в "Общину единой веры", а в 1995 г. перерегистрировались в "Церковь Последнего Завета".

Во второй половине 1994 г. инициативная группа последователей Виссариона выступила с предложением создать в Курагинском районе Красноярского края "экспериментальное экологическое поселение". Для построения поселения администрация района выделило из лесного фонда 250 га земли. Проектируемое в настоящее время поселение рассчитано на 120 семей.

По утверждениям сектантов, в их общине придерживаются, исходя из "этических и мировоззренческих принципов", строгого вегетарианства, а рацион питания составляют исключительно продукты растительного происхождения. В реальности практикуется "агрессивная" диета, при которой беременные женщины и дети лишены необходимых питательных веществ, а кормящим матерям даже запрещается кормить детей грудным молоком. По показаниям врачей, имеется несколько случаев истощения фанатичных последователей Виссариона. Практикуются роды в воде (в обыкновенной бочке), не разрешается делать детям прививки, прибегать к медикаментам в случае болезни. Основатель секты С. Тороп подтвердил факты самоубийств среди своих последователей, что, впрочем, с его точки зрения, вполне приемлемый способ ухода из жизни. По мнению специалистов, в связи с несостоятельностью проекта Виссариона построить город избранных и невозможностью возвращения членов секты к прежним местам жительства, могут произойти массовые самоубийства последователей культа. Предпосылки к такой развязке создают и некоторые "заповеди" Виссариона ("не осуждай уходящего"), оправдывающие самоубийство.

Одним из важнейших направлений деятельности в культе считается издание и распространение видео- и аудиокассет с проповедями Виссариона, культовой литературы, посредством чего происходит обращение новых адептов.

По данным руководства "церкви", у нее около 50 тыс. последователей в 83 населенных пунктах РФ и зарубежья. Реальное количество адептов около 10 тыс. человек, половина из которых проживает в Красноярском крае, а другая занимается прозелитизмом во многих городах России.

Виссарион составил свой "Последний завет" с человечеством, чтобы совершить "Великое Священное Воссоединение" всех существующих религий. Реально учение Виссариона - смесь космологии, христианства и йоги. Христианству он отводит центральную роль, при этом фактически извращая его.

Виссарион выдвигает пять основных постулатов. Творец вселенной (Абсолют) материален, в нем нет ни добра, ни зла. Творец человеческой души - Отец Небесный - создатель добра, источник Духа Жизни, который, слившись с энергией Сердца Земли-Матушки, породил Сына Божия. Существует и ад, и рай. Из индуизма взято учение о переселении души. Души, выполнившие свое предназначение, развившиеся духовно, пребывают в раю. Неспособные к духовному росту оказываются в аду. Человек воплощается на земле до десяти раз и каждый раз получает возможность для духовного роста. Есть вирус зла, который обитает только на Земле и только среди людей. Он и есть дьявол. Дьявола породили люди, точнее, их греховные помыслы. Мысль человека материальна, она никуда не пропадает, и злые мысли породили злых духов.

Итак, я считаю, что масса рядовых верующих стала жертвой не столько Виссариона, Мунна и других, сколько всей драматической переломной ситуации в стране. Не захотев тихо вымирать поодиночке, люди бросили вызов обществу.

Заключение

Нетрадиционные религии, ставшие самым заметным явлением общественной жизни России с последнего десятилетия XX в., представляют собой противоречивый культурно-исторический феномен, различные формы проявления которого можно обнаружить на всем протяжении истории, особенно в периоды глубоких и острых изменений в общественной жизни. Современный всплеск интереса к ним во многом вызван всем ходом развития современной цивилизации, так как в своих доктринах нетрадиционные религии в мистифицированном виде отражают наиболее актуальные, острые проблемы, вызванные научно-технической революцией, ее последствиями и издержками.

Сегодняшний этап в понимании нетрадиционных религий как культурно исторического общественного феномена характеризуется, прежде всего, наработкой и накоплением исходного исторического материала и созданием гипотез цельной системной концепции. Сделан значительный шаг в создании типологии нетрадиционных религий, достигнуты определенные результаты в выявлении причин ее возникновения, распространения и воспроизводства.

Распространение нетрадиционных религий - в большей степени результат резких и глубоких социокультурных изменений конца 80-х - начала 90-х годов. В результате «перестройки», за очень короткий промежуток времени Россия, великая мировая держава, переместилась из одного исторического периода в другой. Эти социокультурные изменения породили чувство пессимизма, бесперспективности жизни, психологическое ощущение хрупкости окружающего мира, невозможности достичь гармонии в обществе, осуществить в нем гуманистические идеалы. Общими для определенной части населения стали кризис гуманизма, разрушительный для существования человека и культуры.

В условиях российского кризиса, неотступно сопровождающего наше общество на всем протяжении переходного периода, трудно ставить вопрос о гражданской религии так, как это характерно для высокоразвитых стран мира, где на протяжении многих десятилетий накоплен положительный опыт установления социально-политического консенсуса с новыми религиями и их ассимиляции с господствующей культурно-исторической традицией.

Итак, идеальная религиозная ситуация в стране, к которой целесообразно стремиться российскому обществу в своем развитии, определяется единством трех компонентов: секулярного государства (гарантирующего свободу совести своим гражданам), религиозного плюрализма и гражданской религии, направленной на позитивное, заинтересованное и активно-созидательное отношение к социальной действительности. Эти три условия явятся залогом веротерпимости между людьми, будут способствовать изживанию раскола общества по религиозным убеждениям и его внутреннему сплочению благодаря ориентациям на демократические, гуманистические и патриотические приоритеты.

Список используемой литературы

1.Балагушкин Е.Г. Нетрадиционные религии в капиталистических странах Запада и их влияние на молодежь. М., 1980.

2.Балагушкин Е.Г. Нетрадиционные религии в современной России. - М., 1999.

.Кузнецова Т.Н. Мунизм: вероучение, религиозная практика и образ жизни последователей Сан Мён Муна. М., 1999.

.Гараджа В.И. Религиоведение. М., 1994.

.Угринович Д.М. Введение в религиоведение. М., 1985.

.Яблоков H.H. Основы теоретического религиоведения. М., 1994.

.Дворкин А.Л. Сектоведение. Тоталитарные секты. Н.-Новгород. 2003.

8.Порублёв Н. Культы и мировые религии. М., 1994.

9.Уолтер Мартин. Царство культов. СПб. 1992.

10.Ерышев А. А. Религиоведение: Учеб. пособие. - 3-е изд., стереотип. - К.: МАУП, 2003. - 280 с.

11.Розет Д. Определения и признаки культа http://www.apologetika.ru/win/index.php3?razd=1&id1=41

Похожие работы на - Современные нетрадиционные движения в религии

НЕТРАДИЦИОННЫЕ РЕЛИГИИ

НЕТРАДИЦИОННЫЕ РЕЛИГИИ

Философия: Энциклопедический словарь. - М.: Гардарики . Под редакцией А.А. Ивина . 2004 .

НЕТРАДИЦИОННЫЕ РЕЛИГИИ

НЕТРАДИЦИОННЫЕ РЕЛИГИИ (“религии Нового века”, религиозные “культы”, “новые религии”, “тоталитарные секты”) - общее и достаточно условное обозначение современных религиозных объединений, которые противостоят официальным и господствующим религиям. Разделения и размежевания внутри “традиционных” церквей - характерная черта развития религии, обусловленная в конечном счете исторически-конкретной социальной обстановкой, в которой эти церкви существовали (напр., постоянно возникавшие внутри христианства “расколы”, “ереси” и секты). Однако новые религии сегодня существенно отличаются от форм прежнего религиозного диссидентства (см. Диссиденты).

Нетрадиционное религиозное представляет собой сложный историко-культурный , по-своему воспроизводящий кризис устоев современной цивилизации, нараставший в течение 20 в.: истребительные войны, обострение глобальных проблем, крах либерально-прогрессистских концепций, отказ от европоцентризма, рост антисциентистских и мистических доктрин, обостренное к мифологии и эзотерическому знанию. Одним словом, нетрадиционные религии - тех же умонастроений, что нашли в различных иррационалистических и антропологических философских учениях, начиная с кон. 19 в. {философия жизни, персонализм), а также в литературе и искусстве (Ф. Кафка, “театр абсурда” и т. д.). Фиксируя радикальные сдвиги в религиозном сознании, они свидетельствуют и о неспособности сложившейся системы церковных организаций удовлетворять изменившиеся духовные потребности верующих (поиски путей личностной идентификации и нравственных абсолютов, решения проблемы смысла жизни и предназначения человеческого рода и т. п.) в “обезбоженном мире” (Хайдеггер), когда в сознании многих привычный и милосердный “Бог умер”. Эти явления вызывают глубокую обеспокоенность в богословских кругах, примером чего могут служить появление диалектической теологии в протестантизме, обратившейся ко многим идеям экзистенциализма, и курс на обновление (“аджорнаменто”) официального католицизма, все более активно ассимилирующего антропологические и персоналистские доктрины. Возникновение нетрадиционных религий отражает ту же реакцию, но не теологов, а спонтанно формирующегося массового религиозного сознания, стремящегося обрести свои институциональные формы. Маргинализации церковного сознания, растущему числу причудливых синкретических религиозных форм способствует стремление Запада (прежде всего США) распространить в качестве глобальных собственные духовные, в т. ч. и религиозные, ценности. Естественно, что в зависимости от специфики культурных традиций и социально-политической обстановки религиозные новообразования принимают различные, нередко полярные формы.

Среди диссидентских образований в религиеведении принято различать и сектантство, относя появление последнего к кон. 16 в.. И , и секты возникали внутри господствующих церквей, идя на разрыв с ними из-за несогласия с ортодоксальным толкованием тех же самых священных книг. Новые же религии, как правило, возникают самостоятельно, параллельно, отвергая традиционные церкви в целом. Наиболее наглядно это видно в противопоставлении собственных взглядов основателей новых религий Священному Писанию. Здесь, правда, трудно провести четкую временную разграничительную линию. Так, уже в теософии Е. П. Блаватской, в учении и деятельности мормонов, отчасти “Свидетелей Иеговы” и др. проявились характерные черты современных нетрадиционных религий, дающие рассматривать их как новый религиозных объединений, наиболее адекватно представляющих религиозный кон. 20 в. Тем самым понятие “нетрадиционные религии” приобретает крайне широкий ; в него включают многочисленные версии неоориентализма, неоязычество, теософию, антропософию, космизм, различные врачевательные культы и т. д. Отсюда неправомерность приписывания всем новым религиям одних и тех же характеристик, отождествление, напр., последователей Ананды Марги и сатанистов, практикующих бесчеловечные ритуалы, с последователями респектабельного бахаизма и безобидными поклонниками летающих тарелок. Если церковно-догматические критики нетрадиционных религий, защищающие собственное “молитвенное пространство”, обличают их как злостное “уклонение” от истинной веры, то для серьезного религиеведа они представляют явные или превращенные формы нового типа религиозности, имеющего глубокие социально-онтологические корни, а поэтому исторически закономерного.

Общественный к нетрадиционным религиям возник после самоликвидации “Народного храма” Д. Джонса в 1978, когда погибло 914 американцев. Поскольку эта трагедия стала возможной лишь потому, что Джонс сумел добиться собственного почитания (культа) в качестве “живого бога”, то организации такого типа получили обличительное наименование “культы”, которое и утвердилось в американской литературе. Тогда же выяснилось, что начиная с 1960-х гг. в США возникло около 2 тыс. необычных религиозных и квазире

лигиозных образований, полностью порвавших с традиционными церквами. В печати их также стали называть “культами”, хотя большинство из них составили аморфные и неустойчивые группы поклонников спиритизма, парапсихологии, телекинеза, летающих тарелок и различные “организации здоровья”, которые точнее обозначать более широким термином, а именно “религии Нового века”, или нетрадиционные религии.

Характерная для тех лет обстановка поисков американской молодежью альтернативных путей развития общества и личностной самореализации создала благоприятную почву для деятельности “небесных посланцев”, преследующих сугубо материальные, корыстные цели. Наибольшую, часто скандальную известность приобрели “Церковь объединения” Сён Муна,

Проблема классификации нетрадиционных религий до сих пор вызывает острые разногласия среди специалистов. Прежде всего представляется целесообразным выделение “культов” (при всей спорности самого наименования) в особую группу, поскольку их специфика постоянно порождает конфликтные ситуации.

В 1970-80-х гг. религиозные “культы” распространились за пределами Северной Америки, прежде всего в странах Европы. В США “культы”, нередко нарушавшие законодательство, сразу же столкнулись с активным противодействием властей, традиционных церквей и родителей, фактически потерявших своих детей. В результате некоторые организации утратили агрессивность, другие преобразовались в духовные транснациональные корпорации, которые имеют филиалы по всему миру, ведут прибыльную финансовую деятельность. В этом отношении наиболее преуспел основатель “Церкви объединения” Сён Мун, владеющий многомиллионной недвижимостью, отелями, периодическими изданиями, заводами по производству оружия, кораблями и т. п. Не меньшую коммерческую хватку проявляла и “Церковь сайентологии”. За минувшие десятилетия движение нетрадиционных религий на Западе законсервировалось, многие “культы” распались или существуют в виде замкнутых колоний и групп.

В деятельности российских новых религий тесно переплелись искренние духовные поиски молодого поколения, вызванные болезненным состоянием общества, и цинично-расчетливая деятельность отдельных “спасителей” и “мессий”, которые либо преследуют сугубо меркантильные цели, либо стремятся"удовлетворить свои властные и политические амбиции. Деятельность нетрадиционных религий (у нас они обычно фигурируют под научно неприемлемыми наименованиями “тоталитарные секты”, “деструктивные культы”) встречает резкое противодействие со стороны традиционных религий, прежде всего Русской Православной Церкви. В силу сложност ι; и динамичности описанных процессов проблематика, связанная с нетрадиционными религиями остается одной из наиболее неразработанных в современном религиеведении.

Лит.: Митрохин Л. И. Религии “Нового века”. М., 1985: Он же. Религиозные “культы” в США. М., 1984; Балагушкин Е. Г. Критика современных нетрадиционных религий. М., 1984; Он же. Нетрадиционные религии в современной России. М., 1999; “Нетрадиционные религии” в посткоммунистической России (круглый стол).- “ВФ”, 1996, № 12; БаркерА. Новые религиозные движения. СПб., 1998.

Л. Н. Митрохин

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль . Под редакцией В. С. Стёпина . 2001 .


Смотреть что такое "НЕТРАДИЦИОННЫЕ РЕЛИГИИ" в других словарях:

    НЕТРАДИЦИОННЫЕ РЕЛИГИИ - – религиозные движения и созданные ими организации, вышедшие за рамки традиционных национальных и мировых религий, но использующие их идеи, символы и обряды. Появились в 60 – 70 х годах 20 в. в США и Западной Европе в результате массового… … Евразийская мудрость от А до Я. Толковый словарь

    Нетрадиционные религии и культы в России - («новые религиозные движения») В 50 80 х гг. 20 в. в ряде стран Азии (Япония, Индия, Южная Корея и др.), а также в США, странах Западной Европы (Франция, Германия, Англия и др.) появилось и получило достаточно широкое распространение множество … Религии народов современной России

    Динамика религиозности в России по данным опросов общественного мнения Религия в России Действующая (от 1993 года) Конституция Россия определяет Российскую Федерацию как светское государство. Конституция гарантирует «свободу совести, свободу… … Википедия

    НЕТРАДИЦИОННЫЕ КУЛЬТЫ - собират. понятие, используемое в совр. религиовсдч. лит ре для обозначения новых религ. движений и культов, возникших в капиталистич. странах (прежде всего в США) в 60 х и 70 х гг. Н. к. представляют собой одно из проявлений совр. общего кризиса… … Атеистический словарь

    СОЦИОЛОГИЯ РЕЛИГИИ - отрасль социологии, изучающая религию как сферу культуры, как социальный феномен. К факторам, обусловившим возникновение С.Р. можно отнести: идеологию французского Просвещения, сформировавшую критический интерес к религии как социальному… … Социология: Энциклопедия

    Запрос «НРД» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Новое религиозное движение (сокр.НРД) (англ. New Religious Movement (NRM)), новое религиозное сообщество, новая религия, нетрадиционная религия, нетрадиционный культ, религия… … Википедия

    Ветви христианства Католицизм Католическая церковь Римско католическая церковь Восточнокатолические церкви Старокатолики … Википедия

    В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Митрохин. Лев Николаевич Митрохин Дата рождения: 1 марта 1930(1930 03 01) Место рождения: деревня Детчино, Калужская область, СССР Дата смерти … Википедия

    Игорь Кантеров Игорь Яковлевич Кантеров Дата рождения: 4 сентября 1938(1938 09 04) (74 года) Место рождения: Кострома, РСФСР Страна … Википедия

Книги

  • Живительный эликсир или опиум прокаженного? Нетрадиционные религии, секты и культы в современной России , Балагушкин Е.Г.. Вынесенный в заголовок книги вопрос вовлекает читателей в острую дискуссию последних десятилетий о природе новых религий, сект и культов, широко распространившихся в западном мире. Что…

Государство и общество активно поддерживают различные формы социального служения религиозных объединений. Из государственного бюджета могут выделяться средства на реставрацию, содержание и охрану храмов и других объектов, являющихся памятниками истории и культуры. Каждому, кто посещает памятное для россиян место - монумент на Поклонной горе в Москве, бросается в глаза, что здесь неподалеку друг от друга расположены культовые сооружения православных, иудеев и мусульман. Это место поклонения погибшим за Родину, которых не разобщила принадлежность к различным религиям.

Складывается система государственных органов, подразделений, существует штат сотрудников, осуществляющих связь с религиозными объединениями. Религиозные деятели приглашаются в различные консультативные советы при федеральных и региональных органах власти.

В новой России влияние религиозных организаций на общественную жизнь и политические процессы возрастает. Этот рост проявляется в многочисленных акциях благотворительности и милосердия разных конфессий, в объедине20 8 нии усилий при проведении правозащитных, миротворческих, экологических акций.

Для устойчивого и стабильного развития многоконфессиональной России необходимо сохранять межрелигиозный мир. В противном случае наша страна окажется на грани катастрофы. Каковы «факторы риска», угрожающие межрелигиозному миру и согласию?

Во-первых, религиозная нетерпимость, особенно если она перерастает в антагонизм. При учете чаяний, нужд, интересов более многочисленных и влиятельных религиозных организаций никто не должен попирать законные права или оскорблять религиозные чувства меньшинства. Роль компетентного консультанта может сыграть Совет по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте РФ, в который вошли лидеры 11 наиболее авторитетных религиозных организаций. Сотрудничество религиозных организаций различных конфессий возможно в самых разных вопросах: от благотворительности и милосердия до совместных экологических и миротворческих программ.



Во-вторых, расширение деятельности нетрадиционных конфессий и религий и возникновение не менее широкого противодействия им, стремление лишить нетрадиционные конфессии и религии доступа к СМИ, сфере образования, возможности заниматься благотворительной деятельностью.

Так называемые новые религиозные движения (в мире до 140 млн верующих являются их приверженцами, а в России их число по разным оценкам доходит до 300- 400 тыс.) крайне неоднородны. Одни заняты милосердием и благотворительностью, тратя большую часть средств и сил на помощь ближним, другие сконцентрированы на своих внутриобщинных проблемах и религиозной практике, игнорируя жизнь общества и его заботы. А некоторые больше похожи на религиозно-философские учения или медицинско-оздоровительные системы, сведя к минимуму обычные формы религиозной жизни.

Ученые-религиоведы отмечают, что многие нетрадиционные культы представляют собой особый тип религиозных организаций. В них, как правило, отсутствуют строго разработанные вероучения, а структура их нередко жестко иерархическая с авторитарным лидером. Для них типична оппозиционность к официально признанным ценностям и церковным идеалам. Культ в таких общинах сочетается с использованием методов психического воздействия и манипулирования. Подобная деятельность оказывает вредное, а порой и разрушающее воздействие на индивидуальное и общественное сознание, ведет к нарушению социализации личности. Последователи таких культов бросают работу, учебу, уходят из семей. Примером такого культа служит Белое братство Юсмалос, проповедовавшее конец света в октябре 1993 г., веру в новое воплощение Христа в Марии Дэви Христос (такое имя приняла одна из создательниц организации Марина Цвигун).

Некоторые религиозные группы и общины явно попадают под определение экстремистских.

Политикам, безусловно, приходится учитывать специфику различных религиозных организаций, строя с ними свои отношения.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ВЫВОДЫ

1 Осуществление принципа свободы совести предоставляет каждому возможность выбора принадлежности к той или иной религиозной организации или отказа от такой принадлежности. Вам самим решать, участвовать или нет в религиозном объединении, организации. Это дело сугубо личное и добровольное.

2 Ряд нетрадиционных религиозных культов делают свою ставку на молодежь, которая, с одной стороны, ищет для себя духовные ориентиры, а с другой - склонна к социальному протесту, в том числе и в вопросах веры. Недостаток знаний о существе вероучения может легко привести в организацию, далекую от истинно религиозных целей.

3 Решая для себя, состоять или не состоять в объединении верующих, стоит помнить о том, какую опасность представляют так называемые тоталитарные секты. Для них характерны жесткий контроль за членами в сочетании с воинствующе-агрессивным учением. Он и часто используют методы психологического воздействия на человека, отнюдь не безопасные для морального и психологического здоровья.

ДОКУМЕНТ

Из Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности» (от 25 июля 2002 г.).

Статья 1. Основные понятия

Для целей настоящего Федерального закона применяются следующие основные понятия: экстремистская деятельность (экстремизм):

1) деятельность общественных и религиозных объединений, либо иных организаций, либо средств массо21 0 вой информации, либо физических лиц по планированию, организации, подготовке и совершению действий, направленных на:

насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации;
подрыв безопасности Российской Федерации;
захват или присвоение властных полномочий;
создание незаконных вооруженных формирований;
осуществление террористической деятельности;
возбуждение расовой, национальной или религиозной розни, а также социальной розни, связанной с насилием или призывами к насилию;
унижение национального достоинства;
осуществление массовых беспорядков, хулиганских действий и актов вандализма по мотивам идеологической, политической, расовой, национальной или религиозной ненависти либо вражды, а равно по мотивам ненависти либо вражды в отношении какой-либо социальной группы;
пропаганду исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их отношения к религии, социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности...

Статья 9. Ответственность общественных и религиозных объединений, иных организаций за осуществление экстремистской деятельности

В Российской Федерации запрещаются создание и деятельность общественных и религиозных объединений, иных организаций, цели или действия которых направлены на осуществление экстремистской деятельности.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ К ДОКУМЕНТУ

1. Какие признаки позволяют характеризовать отдельные религиозные организации как экстремистские?
2. Укажите признаки, которые наиболее опасны для межконфессиональных отношений.
3. Почему государство применяет к экстремистским организациям жесткие санкции вплоть до запрещения их деятельности?

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

1. Какие религиозные объединени я могут действовать в Российской Федерации?
2 Укажите обязательные признаки, которым и должны обладать религиозные объединения.
3 Что вам известно о законодательных нормах в отношении создания религиозных объединений в органах власти?
4. Каковы основные проблемы, стоящие перед государством в вопросах взаимоотношений с религиозными организациямии учреждениями?

ЗАДАНИЯ

1. Проанализируйте преамбулу к Федеральному закону «О свободе совести и о религиозных объединениях » (текст 1) , а также отношение к закону, представленное в «Основах социальной концепции Русско й православной церкви » (текс т 2), и сделайте необходимые выводы.

1) «Федеральное Собрание Российской Федерации, подтверждая право каждого на свободу совести и свободу вероисповедания, а также на равенство перед законом независимо от отношения к религии и убеждений, основываясь на том, что Российская Федерация является светским государством, признавая особую роль православия в истории России, в становлении ее духовности и культуры, уважая христианство, ислам, буддизм и другие религии, составляющие неотъемлемую часть исторического наследия народов России, считая важным содействовать достижению взаимного понимания, терпимости и уважения в вопросах свободы совести и свободы вероисповедания, принимает настоящий Федеральный закон» .

2) «Право содержит в себе некоторый минимум нравственных норм, обязательных для всех членов общества. Задача светского закона не в том, чтобы лежащий во зле мир превратился в Царствие Божие, а в том, чтобы он не превратился в ад».

2. Подберите материалы из периодической печати, характеризующие деятельность современных религиозных организаций по следующим направлениям (одному или нескольким) : хозяйственно-экономическая деятельность, социально-медицинская сфера, военно-патриотическая деятельность, культурно-просветительская работа.

3 . Среди оснований для приостановления деятельности религиозного объединения Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях » 2002 г. называет следующие:

«...нанесение установленного в соответствии с законом ущерба нравственности, здоровью граждан, в том числе использованием в связи с их религиозной деятельностью наркотических и психотропных средств, гипноза.. . склонение к самоубийству или к отказу по религиозным мотивам от оказания медицинской помощи лицам, находящимся в опасном для жизни и здоровья состоянии.. . принуждение членов и последователей религиозного объединения и иных лиц к отчуждению принадлежащего им имущества в пользу религиозного объединения, воспрепятствование угрозой причинения вреда жизни,
здоровью, имуществу, если есть опасность реального ее исполнения, или применения насильственного воздействия, другими противоправными действиями выходу гражданина из религиозног о объединения... »

Какие права человека нарушают эти действия? Можно ли характеризовать организации, допускающие указанные правонарушения, как экстремистские? Какую дополнительную информацию необходимо получить для обоснованного решения о приостановлении деятельности религиозного объединения?

4 . Одним из проявлени й межконфессиональных противоречи й в прошлом человечества был и религиозные войны. Из курса
истории вам известно, к каким трагическим последствиям он и приводили. Какие меры могут предотвратить опасность возникновения вооруженных столкновений на основе межконфессиональной вражды? Назовите факты, которые, с вашей точки зрения, характеризуют развитие диалога между различными религиозными организациями в России.

МЫСЛИ МУДРЫХ

«В лицах своих богов человек рисует свой собственный
портрет».
Ф. Шиллер (1759-1805), немецкий поэт и драматург

Обществознание: учеб. для учащихся 11 кл. общеобразоват. учреждений: базовый уровень / Л. Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая, А. И. Матвеев и др.; под ред. Л. Н. Боголюбова и др. . - М. : Просвещение, 2006. - 349 с.