Картина богатыри описание картины. «Богатыри»: описание картины. Три богатыря Васнецова – герои былинного эпоса. Картина “Богатыри” Работа по плану сочинения

Современники о картине «Богатыри».

Его витязи и богатыри, воскрешающие самую атмосферу Древней Руси, вселяли в меня ощущения великой мощи и дикости – физической и духовной. От творчества Виктора Васнецова веяло «Словом о полку Игореве». Незабываемы на могучих конях эти суровые, нахмуренные витязи, смотрящие из-под рукавиц вдаль – не перекрёстках дорог…

В. М. Василенко. "Богатыри".


Рыжеют стебли трав. Холмы круты и голы.
Над ними облака безмолвны. С вышины
Спускаются орлы. Плющом оплетены
Крутые склоны гор. И в синей дымке голы.

Овраги глубоки. И странные глаголы
Порою в глубине их зарослей слышны:
То ветер кружится, медвяный дух весны
Наполнил всё кругом – и сладкий и тяжёлый.

На солнце светятся как золото, щиты.
Богатыри глядят в степную даль, в пустыню:
Илья – крестьянский сын, Алёша и Добрыня!

И кони их молчат. У конских ног цветы
Раскинулись, дрожат. Полынью пахнут травы.
Богатыри стоят у киевской заставы.

Ф. И. Шаляпин. "Маска и душа". 1932.


На картине В. М. Васнецова изображены три богатыря. Богатыри – могучие, храбрые люди, защитники отечества. Они зорко смотрят вдаль, так как стерегут границы Руси. И эти три могучих человека готовы вступить в битву с врагами Руси в любую минуту. Они исполняют свой богатырский долг и уверены в правоте своего дела. Выражение их лиц серьёзное, хладнокровное, взгляд грозный. Этих трёх богатырей зовут Добрыня Никитич, Илья Муромец и Алёша Попович. Все эти смельчаки полны достоинства, величавы и очень собранны, готовы биться в любой момент не на жизнь, а на смерть. Они очень уверены в себе и готовы умереть за Русь.

Илья Муромец – герой былин – расположен в самом центре картины. Крестьянский сын из села Карачарово из города Муромля – самый старший и могучий богатырь. Он не богат, но по нему видно, что он не нуждается в богатстве. Одет он просто. На Илье Муромце простая кольчуга, грубая серая рукавица и самые обычные сапоги в цвет коричневым штанам. Он легко держит палицу, которая весит более четырёхсот килограмм. Также Илия Муромец держит большое копьё, которое помещено в центр картины, это говорит о том, что он может справиться с таким большим оружием. Его крестьянское происхождение видно по его лицу. Оно широкое с большими скулами. Он зорко смотрит в сторону. Его глаза очень серьёзны, а брови нахмурены. Илья Муромец сидит на могучем вороном коне. Конь его тяжёл, как земля, и очень красив. Этот конь под стать хозяину. Сбруя у коня красивая, и кажется, что, когда он скачет, звенит бубенчик. Конь смотрит с лёгким укором туда же, куда и хозяин. Я думаю, что Илья Муромец хорошо заботится о своём коне, так как он ухожен, бодр и велик.

Добрыня Никитич – сын рязанского князя – находится слева от Ильи Муромца. Он богат. На нём надета богатая кольчуга, его щит украшен жемчугами, золотые ножны и рукоять меча. Его орлиный взгляд суров. Его борода ухожена и длинна. Он дальновиден. Добрыня Никитич моложе Ильи Муромца. Его конь красив и бел. Его сбруя превосходно смотрится на нём, да и притом она очень богата. Грива скакуна, как женские волосы, ухоженная и развевается на ветру. В некоторых былинах говорится, что коня зовут Белеюшка. Этот конь быстр, как ветер. Он словно говорит хозяину, что враг близко.

Алёша Попович родился в семье священника. Одет он не богато, но и не бедно. Его кольчуга и шлем блестят. Он самый молодой и без бороды. Алёша худой. Его взгляд слегка косит в сторону. Взгляд его лукав, так как, похоже, что он замышляет какую-то хитрость. Он держит своё любимое оружие – лук. Лук у него разрывчатый, тетивочка каленая, а стрела быстрая. Он возит с собой гусли. Сидит Алёша Попович на рыжем коне с белым пятнышком на лбу. Его грива светла, красива и ухожена. Конь богатыря горяч как огонь.

Я думаю, что Васнецову удалось передать тревожность того исторического времени, когда на Руси существовали богатырские заставы через тяжёлые облака и грозовые тучи над Русью. Также через сильный ветер, который виден по развеванию грив и хвостов лошадей и по колышущейся траве.

Я считаю, что художник показывает мощь богатырей и создаёт монументальность их образов, так как они занимают огромную площадь в картине. Также Васнецов поднимает линию горизонта, и фигуры лошадей уходят в небо. Ёлочки Васнецов изобразил маленькими, а богатырей большими, и это создаёт контраст ёлочек и больших фигур и подчёркивает мощность богатырей.

Как никому другому мастерски удавалось перенести русскую душу на полотно и показать ее широту и богатство. Продолжая тематику русских сказок и народного творчества, он обратился к былинам. Апофеозом творческих поисков и метаний художника в этом плане явились «Богатыри». Позже друг Васнецова, Павел Чистяков вспоминал о том, что Виктор Михайлович стремился запечатлеть, «как богатыри на выезде высматривают в широкое поле, не видно ль врагов, не обижают ли кого где?»

Персонажами полотна являются герои былин русских. Васнецов изобразил Добрыню Никитича, Алешу Поповича и Илью Муромца. Озарение для сюжета и написания «Богатырей» пришло Васнецову в мастерской Поленова. Речь шла о картине Репина «Подводное царство». На размышления о написании былинных героев его навел все тот же Чистяков – он в письме излагал мысли о том, какой должна быть рисованная вода. Согласно его цитате «Речь идет не тоне воды, тон должна задавать былина, а вода – под стать ей». Художник потихоньку создал мысленный образ, и на едином дыхании углем набросал штрихи на бумаге – лохматых лошадок и могучих персонажей из былин.

Вдохновение настигло его внезапно, вспомнились и детские видения, в которых проплывали просторные степи, богатырские кони и люди, обладающие недюжинной силой. Все как во сне. Угольный рисунок был тут же представлен Чистякову. Тот глянул и вынес вердикт: «Заботу проявлять о каждом рисунке и держать тебе ответ за свое искусство». Произошло это в 1871 году, а законченное произведение появилось только в 1874.

Илью Муромца Васнецов писал с Ивана Петрова, крестьянина родом из Владимирской губернии. Позднее Петров служил извозчиком в селе Большие Мытищи. Несмотря на то, что былинный герой Добрыня является молодцем отнюдь не старым, Васнецову этот образ привиделся зрелым мужчиной, у которого роскошная рыжая борода развевается по ветру.

Центральным персонажем картины является Илья Муромец – согласно былинным сказаниям, это самый зрелый и могучий муж среди богатырей. К глазам он приложил ладонь и прищурился, пристально всматриваясь в даль. На правой руке у Ильи висит массивная палица, а поперек коня в левой руке лежит длинное копье и щит. Под Ильей конь под стать богатырю – вороной масти, с тяжелой поступью и упрямым норовом. По левую руку от Ильи мы видим Добрыню Никитича. Его конь белоснежной масти – антипод коня Муромца, он как и его хозяин весь в ожидании встречи с врагом. У Добрыни виден в правой руке меч, он наполовину вынут из ножен. Богатырь в любую минуту готов ринуться в бой.

Самым молодым, даже юным, только вступившим в пору возмужания, богатырем является Алеша Попович. Его стройная фигура контрастирует с массивными очертаниями соратников. Под Алешей рыжий рысак, в руках молодец держит лук и колчан со стрелами.

Многие живописцы интересовались историей, фольклором и этнографией, черпая вдохновение из легенд, преданий, небылиц и басен. Не стал исключением и Виктор Михайлович Васнецов (1848-1926). Именно о его произведении и пойдёт речь в нашей статье!

Виктор Васнецов «Богатыри». 1881—1898 Холст, масло. 295,3 × 446 см. Фото с оригинала

Как появилась картина Васнецова «Три богатыря»?

Официально художник начал трудиться над полотном в 1881 г. Однако идея панно возникла у него ещё в 1871 г., при посещении мастерской Василия Дмитриевича Поленова (1844-1927). Друзья обсуждали принципы творчества, и кто-то сказал, что задавать тон всего произведения обязано то сказание, которое легло в его основу. Рисунок может разве что дополнить и расширить уже существующее впечатление, но не полностью его трансформировать. Сразу же после визита Виктор Михайлович «набросал карандашиком» давно лелеемый замысел - троицу могучих богатырей на лохматых конях.

Первый эскиз маслом, подаренный В. Д. Поленову, сейчас хранится в его доме-музее. На нём есть две даты - «75» и «10 марта 1898». Первое число проставлено ошибочно - полотно Васнецов закончил вскоре после своей поездки в Париж в 1876-1877 гг. и преподнёс приятелю. Но, увидев рисунок и услышав описание картины, которую хотел создать Виктор Михайлович Васнецов, Поленов отказался забирать набросок, заявив, что возьмёт его лишь тогда, когда мастер нанесёт финальные штрихи. Для этого потребовалось более 20 лет - и наконец 27 апреля 1898 г., огромный шедевр (его размеры - 295,3*446 см) был закончен.

Художник рисовал и другие эскизы. Среди них - пейзажи «Абрамцево» (1879), «Мелколесье. Ахтырка» (1880), «Лесистый пригорок и дали в Абрамцеве» (1881), портреты «Витязь в кольчуге» (1880), «Крестьянин Владимирской губернии Иван Петров» (1883), этюды «Лошади» (1881), «Кольчуга» (1898), «Голова крестьянина» (1898).

Этюд для первого плана картины «Богатыри» Абрамцево
Холст, масло 19х47,5 Дом-музей В. Д. Поленова

Мелколесье. Ахтырка
Холст на картоне, масло 14 х48 Музей-заповедник Абрамцево

Пейзаж лесистого пригорка и дали в Абрамцеве (Пейзаж под Абрамцевым)
Холст, масло.34,7х49,3 Третьяковская галерея 1882 г.

Вот что говорил о картине сам живописец: «Может, я не всегда работал над «Богатырями» с должным усердием и напряженностью, но они неотступно были передо мною, лишь к ним влеклось сердце и тянулась рука! Это - мой творческий долг».

Полотно по достоинству оценила публика и критики. А когда Виктора Михайловича посетил коллекционер П. М. Третьяков, он был настолько поражен произведением, что простоял перед ним несколько минут, а потом немедленно заключил договор о покупке. Так «Три богатыря» стали одним из последних панно, внесённых в каталог картин всемирно известного собрания. Кроме того, они заняли центральное место на персональной выставке Васнецова, организованной в марте-апреле 1899 г.

«Богатыри» в Государственной Третьяковской галереи, Москва

Персонажи шедевра - натурщики и прототипы

Раньше герои преданий считались вымышленными, но исследования историков показали, что за эпосом скрываются вполне реальные люди. В частности, «настоящий» Илья Муромец родился в г. Муроме (Владимирская обл. России) в XII ст. Сначала он носил прозвание «Чоботок», но после тяжёлого ранения принял постриг под именем Илия. Останки силача похоронили в Киево-Печерской лавре, а в 1643 г. его причислили к лику святых. Изучив мощи, учёные установили, что богатырь страдал от проблем с позвоночником и даже реконструировали его внешность - это высокий (около 182 см) мужчина с развитой мускулатурой.

Художник долго искал человека, с которого он мог бы написать Илью Муромца. Он зарисовывал крестьянина Ивана Петрова, кузнеца из помещичьей усадьбы Абрамцево , ломового извозчика, встреченного около Крымского моста в Москве.

Иван Петров, крестьянин Владимирской губернии
Этюд Виктора Васнецова для картины «Богатыри». 1883 год

Алёша Попович - младший из трёх храбрецов. В былинах его образ довольно противоречив - воин отличается находчивостью и хитроумием, но в то же время хвастливостью, лукавством и коварством. В реальности витязь Александр Попович был ростовским боярином, «храбром» (лучшим бойцом) Всеволода Большого Гнезда, Константина Всеволодовича и Мстислава Старого, вместе с которым и погиб в битве под Калкой в 1223 г.

Натурщиком же для полотна стал младший сын мецената и промышленника Саввы Мамонтова Андрей. Впервые мальчик позировал живописцу, когда ему ещё не исполнилось 13 лет. По картине Васнецова легко уловить весёлый, благодушный, искренний характер юноши.

Андрей Саввич Мамонтов, младший сын мецената и промышленника Саввы Мамонтова

Добрыня Никитич - умный и образованный «служилый» князя, то есть соратник правителя, которому тот поручает самые сложные и опасные задачи. Его исторический прототип - воевода Добрыня, дядя Владимира Красное Солнышко. А внешность богатыря скопирована… с самого Виктора Михайловича! Впрочем, некоторые исследователи считают, что это собирательный образ всего семейства Васнецовых.

Прототипом Добрыни считают собирательный образ всего семейства Васнецовых

Благодаря трудолюбию и старательности художника панно вышло не только красочным и привлекательным, но и достоверным - всё, от одежды воинов и их оружия до сбруи коней в точности соответствует археологическим находкам того периода. Именно поэтому полотно до сих пор пользуется такой популярностью - зал Государственной Третьяковской галереи, где оно находится, постоянно посещают экскурсии, репродукции шедевра есть во многих домах и учреждениях, а ученики средних классов даже пишут сочинение по картине!

Символика картины Васнецова

Художник воспринимал богатырей как мифическое воплощение созидательной энергии природы. Они олицетворяли преемственность поколений, нерасторжимую связь предков и потомков, богатое наследие, оставленное населявшими эти земли людьми.

Васнецов придал каждому воину индивидуальность, наделив его личными качествами. Так:

  • Илья Муромец символизирует основательность, рассудительность, неторопливость. Он является носителем народной мудрости, опыта и традиций.
  • Добрыня Никитич предстаёт в ипостаси храброго защитника своей семьи и Родины, служащего ей до последнего вздоха.
  • Алёша Попович , на поясе которого висят и меч, и гусли, воплощает сразу два начала - отважного бойца и поэта, чуткого к любым проявлениям красоты.

Неслучаен и выбор пейзажа. Пасмурное небо, низко нависшее над головами героев, напоминает, что они постоянно должны находиться настороже - по словам живописца, «примечать в поле, нет ли ворога, не обижают ли кого».

Впрочем, постичь смысл произведения можно, лишь взглянув на него вблизи - и купить , полностью повторяющую оригинал, Вам поможет наш

Разделы: Начальная школа

План урока.

I. Оргмомент.

II. Сообщение темы и целей урока.

III. Работа по теме урока.

Вступительное слово

Рассматривание картины

Беседа по содержанию картины

Составление плана сочинения

Устное описание картины

Словарная работа

Работа в группах:

  • 1 группа работает над описанием образа богатыря Ильи Муромца;
  • 2 группа работает над описанием образа богатыря Добрыни Никитича;
  • 3 группа работает над описанием образа богатыря Алеши Попович.

Цели и задачи :

  • Формировать умение составлять текст – описание, познакомить с творчеством В.М. Васнецова, развивать орфографическую зоркость.
  • Воспитывать любовь к своей родине, уважение к защитникам нашей родины, бороться за мир во всем мире.

Чтение стих. учеником. (рисунок1)

Вопросы.

За что любят Русь?- Почему Русь называют матерью?

Кто готов защитить Русь?

Каких богатырей вы знаете?

Как называлось древнерусское государство?(Киевская Русь)

Почему приходилось защищать Родину?

(Кочевые племена скотоводов нападали на Русь. Заставляли платить дань, сжигали, разоряли жилища, уводили мастеров, женщин и детей в рабство. (печенеги, гунны, половцы)

На южных границах Руси создавались укрепления, крепости, богатырские заставы, воспетые в былинах.

Что такое былина? Былина – это жанр литературы.

Былина – это русское народное сказание о богатырях, защищавших русские земли.

Былина – это не простой пересказ истории, её задача – прославить богатыря и его подвиг, который имеет решающее значение для русского государства.

Викторина.

В славном городе Ростове у ростовского попа был один единственный сын. А как его звали? (А. Попович.)

Кто из великих русских богатырей 30 лет лежал на печи? (И. Муромец)

Какое чудище проживало в горах Сорочинских? (Змей Горыныч)

Кто освободил Забаву Путятичну, племянницу князя Владимира из плена? (Д. Никитич)

Кем был Тугарин, побежденный Алешей Поповичем? (сыном Змея Горыныча)

Единственный из русских богатырей, гробница которого доныне существует в пещере Киево-Печерской Лавры. Кто это богатырь? (И. Муромец)

Картина “Богатыри”. Рассматривание картины.

Какое впечатление вызывает у вас от увиденного?

Кто написал эту картину?

Какие еще картины Васнецова знаете? (Аленушка, Иван Царевич на Сером волке)

Самостоятельное составление плана детьми.

1) Творчество художника В.М. Васнецова.

2) Описание содержания картины “Богатыри”

Общее впечатление

Илья Муромец

Добрыня Никитич

Алёша Попович

Природа

3) Что художник хотел передать этой картиной?

Картина “Богатыри” Работа по плану сочинения.

Творчество В. М. Васнецова. (Рассказывает ученик.)

Картина Виктора Михайловича Васнецова находится в Москве в Третьяковской галерее в васнецовском зале. В этой картине художник выразил любовь народа к богатырям, показав их могучими и красивыми, одетыми во всё самое лучшее, самое надёжное и богатое. Картина вызывает чувство гордости за русский народ, доверивший своим сынам – богатырям защищать заставу, нашу землю.

Виктор Михайлович Васнецов родился и жил в детстве в Вятском крае, где было много дремучих лесов. Он был впечатлительным мальчиком, надолго запомнил сказки и былины, которые часто слушал в детстве. Разные чудеса, богатыри с подвигами вошли в его художественное творчество. Картину “Богатыри” он писал 20 лет с небольшими перерывами. Он долго выбирал подходящих натурщиков, изучал былины и предметы старинного народного творчества.

В богатырях воедино слились литературные герои, образы творческой фантазии художника и живые люди, напоминающие славян Киевской Руси. О них рассказывается в былинах и народных преданиях.

Вопросы.

Где находится картина “Богатыри” Васнецова?

Что он выразил в этой картине? (любовь народа к богатырям)

Каким мальчиком был Васнецов? (впечатлительным)

Сколько лет писал эту картину? (20 лет)

Какие герои попали в картину?

Описание содержания картины “Богатыри .

1. Общее впечатление. (картина)

Застава богатырская зорко охраняет русскую землю. В дозоре три славных защитника нашего отечества. Число три в народном творчестве имеет значение множественности. Народ пользовался этим условным понятием постоянно. В лице трех богатырей весь народ стоит на страже границ своей родины.

Что означает число три в народном творчестве?

Назовите снаряжение коня. (слайд)

  • Седло – сиденье
  • Сбруя – комплект (собрать)
  • Уздечка – на оголовье надевают
  • Поводья – вожжи
  • Подпруга – подкрепляют седло
  • Стремя – железное кольцо для опоры тела человека.

Назовите доспехи и оружия.

  • Шлем – головной убор
  • Щит – защита тела
  • Лук – оружие
  • Меч – оружие
  • Кольчуга – защищает тело, из железных колец
  • Колчан – футляр
  • Палица – оружие из крепкой стали
  • Стрелы - оружие
  • Копье – оружие

Орфографическая работа по данным словам.

Описание Ильи Муромца. (Рисунок2)

Чтение отрывка об Ильи Муромца из былины.

Как завидел его и Соловей-разбойничек,
Засвистел тут Соловей по-соловьиному,
Закричал, собака, и по звериному.
Зашипел, проклятый, по змеиному, -
Так все травушки-муравы уплеталися,
Все лазоревы цветочки осыпалися,
А что есть людей вблизи, так все мертвы лежат,

Ай конь на корни спотыкается,
А у старого казака Ильи Муромца
Его и сердце богатырское не сдрогнуло,
А берет он в руки плеточку шелковую,
А удары давает все тяжелые…
Да берет он свою стрелочку каленую,
Да и спустил тетивочку шелковую,
Его тую ль стрелочку каленую,
А попало в Соловья-разбойника,
А попало ему да во правый висок;
Она сбила Соловья да из сыра дуба,
Во сыру землю да в ковыль-траву.

Какие характерные черты Ильи Муромца заметили?

(Устный ответ детей.)

Рассказ ученика об Ильи Муромце.

В центре на вороном коне Илья Муромец, славный богатырь, воспетый в народных былинах. Мощная сила, мудрость и выдержка чувствуется в нём. У Муромца благородное лицо, ясные зоркие очи, прямой нос, волевой рот с плотно сжатыми губами, окладистая борода с проседью. Сидит Илья в седле, на сбруе и уздечке красуются “пряжки красного золота”. Они мокнут да не ржавеют”. Поводья и подпруги шелковые, они тянутся, да не рвутся. Нет такой силы, которая могла выбить богатыря из седла, ни даже подвинуть его. Стоит конь и слегка потряхивает бубенчиками под челкой, зло косит глазом в сторону врага. Если он двинется, то загудит от шага земля. С правой руки Ильи Муромца свисает булатная палица, за ней виден колчан со стрелами, в левой руке – щит и громадное копьё. Одет он в железную кольчугу, на голове шлем. Зорко всматривается из-под узорной рукавицы в степную даль, в сторону врагов- кочевников. Он готов к бою, но не торопится. Даже ногу вытащил из стремени. Илья справедлив, бесстрашен, прямодушен, не способен на хитрости и уловки. Он не станет напрасно проливать кровь людскую.

План описания внешности и характерных черт богатыря. (слайд)

а) Откуда родом?

б) Внешний вид.

в) Характерные черты.

г) Доспехи и оружия.

е) Описание сбруи.

а) Откуда родом? Старый казак из города Мурома, села Карачарова.

б) Внешний вид. (Благородное лицо, ясные зоркие очи, прямой нос, волевой рот с плотно сжатыми губами, окладистая борода с проседью.)

в) Характерные черты. (выбрать соответствующие качества)

(Мудрый, слабый, выдержанный, трусливый, хитрый, благородный, неловкий, сильный, суетливый, неторопливый, ясные зоркие глаза, справедливый, бесстрашный, прямодушный, не способен на хитрость и уловки.

г) доспехи и оружия (шлем, кольчуга, щит, колчан со стрелами)

д) конь вороной

е) Описание сбруи. На сбруе и уздечке красуются пряжки красного золота. Они мокнут, да не ржавеют. Поводья и подпруги шелковые, они тянутся, да не рвутся, бубенчики под челкой.

Описание Добрыни Никитича. (рисунок 3)

Чтение отрывка о Добрыне Никитиче.

Увидал только молоденький Добрынюшка,
Увидал он на крутом берегу –
Тут лежит колпак да земли греческой.
Он берет тот колпак до во белы ручки,
Он с той ли со досадушки великой -
Да ударил он Змеища Горынища:
Еще пал – то Змей да на сыру землю,
На сыру – то землю пал – во ковыль траву!
Молодой Добрынюшка Никитич,
Он ведь смелый был и сноровистый:
Да вскочил – то он Змеищу на белы груди,
А и хочет срубить да буйны головы!

Какие характерные черты заметили Д. Никитича? (смелый, храбрый, сноровистый.)

Рассказ ученика о Добрыне Никитиче.

Добрыня Никитич не менее известный и любимый народом богатырь. Добрыня искусен в боях и забавах, в стрельбе из лука всегда отличался. Он умеет на гуслях играть и песни петь. Добрыня вежливый. Он знает как вести речь. Соблюдает правила поведения. Чертами лица Добрыня напоминает самого художника Виктора Васнецова. Тип лица богатыря характерен для русских людей. Одет он богато и нарядно. Поверх кольчуги – драгоценные княжеские доспехи, щит из дорогого красного металла, покрытый золотом, узорчатый высокий шлем, нарядные сапоги цветом бирюзы. Добрыня не так спокоен и рассудителен, как Илья Муромец. Он нетерпеливо сжимает рукоятку Киевскому князю Владимиру Красное Солнышко меча, наполовину вынутого, ноги в стременах, глаза зорко всматриваются в даль, он готов в любую минуту броситься в бой. Без приказа Ильи он не сдвинется с места. Уберет Илья копье, может Добрыня ринуться на врага на белом коне. Сбруя нарядная из красного золота.

а) Откуда родом?

Из Рязани, гусляр, шахматист, дипломат.

б) Внешний вид.

Черты лица напоминают самого художника. Тип лица характерен для русских людей. Он одет богато и нарядно, нарядные сапоги цветом бирюзы.

Искусный, неловкий, трусливый, спокойный, ленивый, терпеливый,

поет, играет на гуслях, вежливый, знает, как речь вести (дипломат),

нетерпеливый, характер русских людей, не так спокоен и рассудителен.

г) Доспехи и оружия. (Шлем узорчатый и высокий, кольчуга, щит, меч, лук.)

д) Конь белый.

е) Описание сбруи. Сбруя нарядная из красного золота.

Описание Алеши Поповича . (рисунок 4)

Чтение отрывка об Алеше Поповиче из былины.

Да едет Тугарин по чисту полю,
Кричит он, зычит во всю глотку-то:
“Да хочешь ли, Алеша, я конем стопчу?
Да хочешь ли, Алеша, я копьем сколю?
Да хочешь ли, Алеша, я живьем сглону?”
На то да Алешенька ведь верток был –
Подвернулся под гриву лошадиную,
Смотрит собака по чисту полю:
“Да где же Алеша стоптан лежит?”
Да в тапоры Алешенька Попович млад,
Он выскакивал из-под гривы лошадиной,
Он махнул шалыгой подорожною
По Тугариновой да буйной голове –
Покатилась голова с плеч, как пуговица,
Свалилось трупьё да на сыру землю!

Какие характерные черты заметили у Алеши Поповича? (смелый, ловкий, находчивый, хитрый.)

Рассказ ученика об Алёше Поповиче.

Третий богатырь – Алёша Попович, сын ростовского попа Леонтия. Тоже храбрый и смелый, хотя не так силён, как Илья и Добрыня. Но Алёша напуском смел. Где не взять силой, он берёт ловкостью, ухваткой, находчивостью. Рыжий конь низко опустил голову, хочет пощипать степной травы, но уши навострил, ждёт команды. Хитёр Алёша! Не смотрит в сторону врага, глаза косит, а тугой лук держит наготове. Он моложе двух других богатырей. Безбородое лицо миловидно. Стройная фигура опоясана широким золотым поясом. Шлем с наушниками и красивы. Сбоку виднеется гусли. Он весельчак и балагур.

а) Откуда родом? Из Ростова. Самый молодой богатырь, поповского рода, гусляр.

б) Внешний вид. Молодой, безбородое лицо миловидно, стройная фигура опоясана широким золотым поясом.

в) Характерные черты (выбрать соответствующие качества)

Тоже храбрый и смелый, трусливый, спокойный, не так силён, напуском смел, ловкий, терпеливый, ухваткой берёт, находчивый, хитрый, весельчак и балагур, миловидный.)

г) Доспехи и оружия. (Шлем с наушниками, пластинчатая кольчуга, лук, стрела, гусли.)

д) Конь рыжий

е) Описание сбруи. Сбруя нарядная.

Сравнительная характеристика богатырей.

Имя богатырей Три поколения Общие черты Отличительные черты Кому служили?
Илья Муромец старшее смелый серьёзный

выдержанный

прямодушный

Добрыня Никитич среднее смелый вежливый

дипломат

нетерпеливый

искусный

Киевскому князю Владимиру Красное Солнышко
Алёша Попович молодое смелый находчивый

ухваткой берет

Киевскому князю Владимиру Красное Солнышко

ОБОБЩЕНИЕ.

Народ Древней Руси наделил своих любимых героев национальными чертами характера, свойственными русским людям, - отвагой, находчивостью и великодушием, способностью принести любую жертву для защиты своего Отечества.

ОПИСАНИЕ ПРИРОДЫ

(рисунок 1)

Какая местность? (степь с холмами)

Какой травой покрыта степь? (ковыльной)

Какое небо? (низкое небо покрыто тучами)

Почему они кажутся свинцовыми? (может напасть враг)

Где находится Русь? (за холмами, за их спиной)

Как стоят богатыри? (головы и плечи выше горизонта)

Рассказ ученика о природе.

Богатыри написаны на фоне сурового степного пейзажа. Головы и плечи возвышаются над линией горизонта, отчего богатыри кажутся ещё более мощными и значительными. Симметричное расположение фигур передаёт сплочённость богатырей, объединенных общим стремлением, не пропустить врага в пределы России. Степь покрыта густой ковыльной травой. Над дальними холмами нависло низкое небо, покрытое холодными свинцовыми тучами. За холмами к северу – Русь. Та широкая, раздольная Русь, которая вырастила и снарядила могучих богатырей на защиту своих границ от многочисленных орд кочевников.

Что художник хотел передать этой картиной? (ответы детей.)

Каких богатырей в современной жизни вы можете встретить? (военные, МЧС, врачи, простые люди с доброй душой)

Каких хакасских богатырей вы знаете?

В Хакасском героическом эпосе пишется о богатырке – женщине Алтын Арыг, которая совершает подвиги во имя свободы и счастья людей родной земли.

К чему мы должны стремиться в наше время? (рисунок 5)

Итог урока.

1. Самооценка учащихся.

2. Оценка работы учащихся учителем.

Виктор Васнецов - это один из самых знаменитых художников дореволюционной России. Его сказочные, фантастические сюжеты известны практически каждому школьнику. Картина Васнецова «Три богатыря» является самой масштабной по размерам, да и по значению, в карьере художника. В ней воплотились могущество, гордость, сила, стать русского народа. Оставаться равнодушным, глядя на данную работу, практически невозможно.

Только вот перед анализом главных образов следует заметить, что очень часто картину называют неправильно. Настоящее название - «Богатыри», а не «Три богатыря», как полагают многие. Хотя сейчас искусствоведы на этом особо не настаивают.

Идея картины

Замысел картины пришел к художнику намного раньше, чем она была написана. Целых тридцать лет первый набросок, совсем сырой еще рисунок, был создан во время пребывания Васнецова в Париже. Как говорил сам живописец, хоть работа и тянулась весьма долго, но все равно его руки буквально тянулись к ней. Написать «Богатырей» было его творческим долгом, долгом перед каждым русским человеком.

Уже в России, в стенах своей любимой мастерской, Васнецов спокойно и кропотливо заканчивал шедевр. Картина Васнецова «Три богатыря» увидела свет в самом конце девятнадцатого столетия. Сразу же после того как Виктор Михайлович закончил ее написание, она была приобретена Павлом Михайловичем Третьяковым в коллекцию всемирно известной галереи. Очень интересна, а также хорошо запоминается зрителю картина Васнецова «Три богатыря», фото расположено выше.

Критические заметки

Читая критические статьи тех, перед кем картина Васнецова «Три богатыря» предстала впервые, можно заметить, что отзывы о ней только лишь положительного характера. Колорит, замысел, перспектива и реалистичность - все в данной работе вызывает лишь восхищение. Критик В. Стасов писал о том, что ни одно иное полотно так не напитано патриотизмом и духом Руси.

Картина «Три богатыря», Васнецов. Описание

Это самая настоящая ода героизму и любви к своему Отечеству. Главные персонажи картины имеют необычный облик. Перед зрителями предстают древние витязи, те самые былинные герои, о подвигах которых когда-то слагали легенды: Алеша Попович, Илья Муромец и Добрыня Никитич. Итак, очень долго готовилась выйти в свет картина «Три богатыря». Васнецов описание свое собственное, теоретическое не оставил. Но зато существует весьма много искусствоведческих анализов к данному шедевру.

Илья Муромец

В центральной части картины верхом на вороном коне восседает сам Муромский богатырь Илья. От этого образа так и веет уверенностью, мощью и силой. Он разительно отличается от двух других богатырей своей умудренностью и спокойствием. Он будто могучий дуб, которому нипочем даже буря.

Одной рукой он заслоняется от солнца, высматривая врага, на предплечье висит тяжелая палица, другой же удерживает копье. И хотя Илья Муромец нарисован в кольчуге, с боевым оружием, все равно ничего опасного и устрашающего в данном образе нет.

Алеша Попович

Правее изображен самый молодой богатырь - Алеша Попович. Смелость его кажется слегка напускной. В нем нет столько силы, как в его товарищах. Но зато насколько красив и благолепен этот воин. Он тоже не боится сечи, а если придется встретить врага, то точно не подведет. Под его седлом рыжая лошадь, к седлу привязаны гусли, наверняка Алеша Попович во время нелегкого и долгого похода развлекает богатырей. Вооружение у него легкое - это лук и колчан со стрелами.

Добрыня Никитич

Ну а третьим, уже на белом коне, предстает перед зрителем Добрыня Никитич. Он отличается от двух иных образов, воплощая знания, культуру русского народа. Он так же силен, как и Илья Муромец, но сила эта в нем потаенная. От него веет осмотрительностью и вдумчивостью поступков.

Тем-то и хороша картина «Три богатыря» Васнецова, что богатырей видишь единомоментно всех вместе. Их образы сливаются в единый дух - дух русской народности. Ракурс, от которого отталкивался художник, очевиден: зритель как бы смотрит на богатырей немного снизу, от земли, именно поэтому картина и выглядит так помпезно и торжественно.

Задний план

Интересна и деталировка картины. Дело в том, что абсолютно все, что предстает перед глазами, когда смотришь на этот шедевр, символично. Не случайно в качестве заднего плана выбраны русское поле и лес, этот одухотворенный пейзаж будто вобрал в себя настроение полотна. Над полем клубятся темные тучи, ветер развивает гривы коней и пожелтелую траву. Страшная птица летит подальше по направлению к лесу от места событий. Вся природа будто замерла в ожидании врага. Это же можно почувствовать и в образах главных персонажей. Еще больше к мысли о предстоящей сече подталкивают серые надгробия, что располагаются на этом поле - когда-то здесь уже происходили сражения.

Но только вот страшно не становится от этого мрачного места, ведь на защите рубежей русских стоят три бравых героя, три богатыря.

Интересно, что обычно на Руси в слово «богатырь» вкладывали не только всем известный смысл - защитник, но еще так называли человека набожного, богоугодного. Именно таковыми можно назвать и богатырей Васнецова.

Картина Васнецова «Три богатыря» и сейчас находится в московской Третьяковской галерее, рядом с ней всегда можно увидеть экскурсионные группы, которые подолгу задерживаются, чтобы получше разглядеть всемирно известный шедевр. Полотно В. Васнецова - поистине одно из самых замечательных творений русских художников.