Квинтовый круг тональностей таблица. Квинтовый круг: Говорим о музыке простыми словами. Тональность. Квинтовый круг тональностей

Квинтовый круг помогает удобно запоминать музыкальную гармонию и изучать Он позволяет эффективно выучивать лады и ключевые знаки, поэтому понимание принципа его работы чрезвычайно важно для всех студентов, осваивающих музыкальную теорию.

Понятие кварто-квинтового круга

Кварто-квинтовый круг - это особая система расположения по степени родства, то есть отличия по количеству знаков одной от другой различных тональностей. В графическом виде он наглядно изображается в виде схемы замкнутой окружности, в которой с одной - правой - стороны находятся по восходящему квинтовому ряду тональности с диезами, а с левой - по нисходящему ряду - с бемолями.

Если осуществлять по часовой стрелке движение по квинтовому кругу, первая ступень (тоника) последующих мажорных тональностей будет отстоять вверх от предыдущих на интервал, равный пяти ступеням, то есть на чистую квинту. При этом в ключе всегда будет прибавляться один знак - диез. В направлении против часовой стрелки нисходящий интервал также будет составлять 3,5 тона. При этом в каждой последующей тональности будет увеличиваться количество бемолей.

Для чего используется эта система?

Кварто-квинтовый круг тональностей применяется для определения количества знаков (диезов, бемолей) при ключе. Также его используют для поиска родственных тональностей и определения степени их близости. К родственным тональностям первой степени относятся мажоры и миноры, отличающиеся от исходной на один знак альтерации. Также к ним относятся находящиеся в круге по соседству, параллельные к ним и к исходной. Чем ближе друг к другу в круге находятся тональности, тем выше степень их родства. В том случае, если между ними имеется больше трех-четырех шагов, значит, близости нет. Многие композиторы использовали принцип движения по кругу при написании своих произведений, например Ф. Шопен ("24 прелюдии") и И. С. Бах ("Хорошо темперированный клавир"). В XIX-XX веках он нашел отражение в джазовых композициях и рок-музыке, но использовался в трансформированной форме, которая называется (для построения аккордов использовалась не только квинта, но и кварта).

Принцип нахождения мажорных тональностей с диезами

Итак, давайте разберемся, как "работает" квинтовый круг и каким образом добавляются знаки альтерации в разных тональностях. Принцип действия системы таков: сначала берется одна исходная тональность. Нам известна ее тоника. Для определения первой ступени следующей тональности отсчитаем пять нот вверх. Тоника родственной тональности будет находиться на пятой ступени исходной, то есть на ее доминанте. Таким образом, интервалом для вычислений служит квинта. Именно из-за использования пяти ступеней для определений тональностей квинтовый круг и получил свое название. Теперь рассмотрим Правило таково: они переносятся из исходной тональности в последующую, плюс к ним (к шестой ступени) добавляется один знак - диез.

Давайте рассмотрим тональность до-мажор, в которой не имеется знаков альтерации (диезов и бемолей). Ее тоникой является нота до, а доминантой - соль. Поэтому, согласно принципу работы квинтового круга, следующей тональностью будет выступать соль-мажор (иначе G-dur). Теперь определимся со знаком альтерации. В полученной родственной тональности ступенью №6 является фа. Именно на ней и будет диез. Для определения следующей тональности от соль отложим вверх интервал, равный пяти ступеням. Ее доминантой является ре. Это означает, что следующая тональность будет ре-мажор (D-dur). В ней уже будет два знака альтерации: из предыдущей тональности (фа-диез) и присоединяющийся на шестой ступени до-диез. По аналогии можно найти и все остальные тональности. При определении той, что имеет при ключе семь знаков, круг энгармонически замкнется.

Мажорный квинтовый круг с бемолями

Бемольные мажорные тональности стоятся, в отличие от диезных, наоборот, по чистым квартам вниз. За исходную точку берется тоника до-мажора, так как C-dur не имеет знаков альтерации. Отсчитывая пять ступеней вниз, получаем тонику второй после нее тональности - фа-мажор. В бемольных тональностях знаки альтерации возникают не на шестой, а на четвертой ступени лада, то есть на субдоминанте. В фа-мажоре это си-бемоль. Пройдя весь квинтовый круг, получим следующие мажорные бемольные тональности: При этом последняя имеет целых семь бемолей. Далее круг энгармонически замыкается. Конечно, после этого по спирали появляются и другие тональности - с дубль-бемолями, но они используются достаточно редко в силу их сложности.

в квинтовом круге. Каков их принцип построения?

Итак, мы рассмотрели 12 мажорных тональностей. У каждой из них имеются родственные минорные. Вы можете увидеть это на квинтовом круге, представленном на рисунке выше. Гамма родственной тональности минорной строится на тех же самых звуках, что и мажорная. Но она начинается с другой ноты. К примеру, родственные тональности без знаков альтерации до-мажор и ля-минор строятся на простых звуках. В C-dur устойчивыми звуками выступают до, ми и соль. Они составляют мажорное тонические трезвучие.

Интервал между тоникой и третьей ступенью является большой терцией. При первой ступени в ноте A звуки ля, до и ми формируют устойчивое трезвучие. Интервал между первой и третьей ступенью получается равным 1,5 тонам (малая терция). Это делает a-moll минорной тональностью. Ля-минор и до-мажор являются параллельными: тоника первого отстоит на малую терцию вниз от тоники второго. Важной их характеристикой является одинаковое число знаков альтерации. К примеру, соль-минор и си-бемоль-мажор содержат при ключе два бемоля, а ми-минор и соль-мажор - один диез. В параллельных тональностях применяется одинаковый звукоряд, поэтому мелодия, звучащая в мажорном ладе, может достаточно легко трансформироваться в минорный, и наоборот. Этот прием часто используется в русских народных песнях (см. "А мы просо сеяли"). Таким образом, если мы опустим тоники всех мажорных тональностей на терцию малую вниз, то получим минорный квинтовый круг. На рисунке показаны знаки альтерации, которые имеются в каждой диезной и бемольной минорной тональности.

Вместо заключения

Итак, в этой статье мы рассмотрели квинтовый круг и узнали, что он представляет собой систему расположения всех тональностей, учитывающую степень их родства. Благодаря энгармонизму в музыке круг замыкается, формируя диезные и бемольные, мажорные и минорные тональности. Зная принцип работы системы, можно легко построить любые аккорды и узнать количество знаков альтерации в ладу.

Дмитрий Низяев

Давайте попробуем сделать какие-нибудь наблюдения, имея под руками такую наглядную систему как кварто-квинтовый круг. Сами по себе проявляющиеся закономерности, может статься, и не будут для Вас новы, но даже Ваши старые знания смогут систематизироваться и стать для Вас проще в применении. А может, Вы обнаружите и что-то неожиданное для себя.

Например, у многих учащихся вызывает ощутимые трудности запоминание того, какие ключевые знаки имеют разные тональности. Большинству людей приходится запоминать это простым зазубриванием. Другие при упоминании имени тональности вспоминают ноты тех пьес, которые им доводилось играть. Вот Вам еще один способ: запомнить положение тональности на круге, как на циферблате часов. Само положение укажет Вам количество знаков.

А кстати, Вы обратили внимание, что при построении круга (на прошлом занятии) новые ключевые знаки появлялись тоже по квинтам? В соль-мажоре - знак "фа", а в следующем ре-мажоре добавляется "до". Между "фа" и "до" - квинта. Но это просто интересное наблюдение, не более.

А вот другое полезное открытие от разглядывания круга: новый, последний знак в правой половине круга всегда оказывается на VII ступени тональности ("фа" в соль-мажоре, "соль" - в ля-мажоре и т.д.) Значит, Вам достаточно запомнить порядок следования знаков, всего-то семь штук, и Вы в две секунды сможете вычислить их количество в любой тональности. Скажем, ми-мажор. Знаки появляются в порядке "фа-до-соль-ре-ля-ми-си". Какой из них будет VII-й ступенью в ми-мажоре? "Ре", четвертый по порядку. Ответ: в ми-мажоре четыре диеза. Чем не способ?

Посмотрите теперь в левую, бемольную половину круга. Там закономерность обнаруживается обратная (снова симметричность вездесущая!). А именно: если в диезах последний знак был предпоследней ступенью тональности, то в бемолях, наоборот, предпоследний знак - последняя ступень, то есть, попросту, тоника. Например, в тональности ми-бемоль-мажор три знака: "си", "ми" и "ля". Предпоследний из них - тоника. Следовательно, и здесь Вам просто нужно запомнить порядок следования знаков - и их количество будет вычисляться моментально и легко.

Еще одна симметрия. Сравните-ка порядок появления для диезов и для бемолей:

Каково? Похоже на стихи-перевертыши, не правда ли? "А роза упала на лапу Азора". Читается в любом направлении одинаково.

Еще понаблюдаем. Например, как в круге соотносятся положения одноименных тональностей. До-мажор стоит на самом верху, а до-минор - на "девяти часах" - и следовательно, имеет три бемоля в ключе. Увидели? (было бы здорово, если бы Вы приучились все эти наблюдения делать в уме, не справляясь по картинке (см.рис.). Но это можно и со временем). Теперь возьмите (или вообразите) бумажный кружок, чтобы его можно было вложить в круг и поворачивать. Нарисуйте на нем двухвостую стрелочку, охватывающую четверть окружности. Вложите в круг - и она, в каком бы положении ни оказалась, всегда покажет на одноименные тональности. Не правда ли, похоже на хитрую игрушку? И вывод для облегчения Вашей жизни готов: одноименные тональности всегда имеют разницу в три ключевых знака, причем мажор располагается в диезной стороне относительно минора. Хм, картинка смахивает на обложку к фантастическому роману о путешествиях во времени…

Еще один фокус. Малополезный, но красивый. Если "поводить пальчиком" по схеме, двигаясь по хроматической гамме, то получается довольно занимательная траектория, правда? (см. рис.)

Еще наблюдение, лежащее на поверхности: знаменитая кварто-квинтовая секвенция, по имени "золотая" - это просто равномерное пошаговое движение по этому кругу. Помните, когда мы знакомились с ней, я говорил, что эта секвенция может продолжаться бесконечно - теперь-то понятно, почему. Ведь она движется не по прямой, а по кругу! И после двенадцати звеньев будет вынуждена замкнуться на свое собственное начало.

А теперь попробуйте придумать множество разных секвенций - или хотя бы проследить по этому кругу те, что мы разбирали в том занятии - и Вы обнаружите, что наиболее красивые и естественные сочетания аккордов в них соответствуют движению по соседним ячейкам круга, как по лестнице. А наиболее резкие и неожиданные сочетания - это скачки по этому же кругу между далеко отстоящими ячейками. О как!

Между тем, движение по- и против часовой стрелки звучит неодинаково. Посмотрите, как соотносятся межу собой трезвучия двух любых соседних позиций круга. Например, соль-мажор и до-мажор. "Соль" является доминантой для "до", а вот "до" для "соль" - субдоминанта, верно? А психологически движение от доминанты к тонике звучит более естественно, чем наоборот, потому что в первом случае означает разрешение напряженности, а во втором - ее нагнетание. Наиграйте теперь ту же "золотую" кварто-квинтовую последовательность трезвучий, идущую по кругу в ту и в другую сторону (примеры 2 ). Согласитесь, что первый пример звучит не столь натянуто и искусственно, как второй - потому что в каждом его звене реализуется движение от доминанты к тонике или против часовой стрелки по нашему кругу. Таким образом Вы можете взять на вооружение, что вот такое "вращение" аккордов в Вашей музыке против часовой стрелки будет психологически вести Вашего слушателя к разрешению, к успокоению, "домой". А обратное движение уместно применять, наоборот, при нагнетании напряженности, подготовке кульминации.

Давайте теперь, как мы собирались в предыдущем занятии, проследим на круге, как расположены тональности первой степени родства (или просто - родственные). Вырезаем бумажный кружок с одной стрелкой от центра. Ставим его в наш круг, указываем на до-мажор. В прошлый раз мы уже отыскали для него все родственные тональности, теперь давайте вертеть стрелку:

Ре-минор : шаг влево от центра
Ми-минор : шаг вправо от центра
Фа-мажор : шаг влево от центра
Соль-мажор : шаг вправо от центра
Ля-минор : возврат в центр

Когда я первый раз это проделал, я был в шоке! Мало того, что стрелка ни разу не ушла от "дома" дальше, чем на один шаг, так она еще танцует вокруг него кадриль! И опять приходит в центр в конце концов. Апофеоз симметрии, да?

Картина ничуть не хуже и для исходной минорной тональности. Берем ля-минор и "танцуем" от него родственные тональности:

До-мажор : стрелка неподвижна
Ре-минор : шаг влево от центра
Ми-минор : шаг вправо от центра
Фа-мажор : шаг влево от центра
Соль-мажор : шаг вправо от центра

Практически то же самое, верно? Это и не удивительно: ведь для обеих исходных тональностей "родня" такая же, поскольку количество знаков и, следовательно, диатонический звукоряд у них общий.

Единственное нарушение этой стройной картины связано с шестой родственной тональностью, которая - помните? - была включена в список позднее и с известной долей условности, а именно, с использованием ступеней гармонического лада. Разжуем это. Как известно, гармонический лад (и мажор, и минор) отличается присутствием увеличенной секунды между VI и VII ступенями. В до-мажоре это ноты "ля" и "си". Как Вы можете расширить этот интервал? Только одним путем: понижением "ля". Поскольку "си" повышать некуда. Теперь попробуйте построить все трезвучия, в которых полученный "ля-бемоль" может участвовать. Это будут трезвучия "ре-фа-ля" (и с понижением "ля" оно становится уменьшенным); "фа-ля-до"(здесь мажор сменяется минором); и "ля-до-ми"(мажорное трезвучие превратится в увеличенное). Как Вы сами понимаете, ни увеличенное, ни уменьшенное трезвучия не могут служить тониками для искомых тональностей. Вот и выходит, что если мы примем в законный состав до-мажора ноту "ля-бемоль", то получаем в распоряжение только одну новую родственную тональность - фа-минор. На круге это будет "120 градусов против часовой стрелки". Следите за мыслью? Это и будет шестая и последняя родственная тональность для мажора.

Вкратце повторим этот путь для ля-минора. В гармоническом ладу нужна увеличенная секунда между ступенями VI и VII, т.е. между "фа" и "соль". "Фа" понижать некуда, так что получаем "соль-диез". Трезвучия с участием "соль-диеза" будут такие: "до-ми-соль" (мажорное станет увеличенным); "ми-соль-си" (минор станет мажором); и "соль-си-ре" (мажорное станет уменьшенным). Снова только одна новая тональность - ми-мажор. Отыщем ее на круге - 120 градусов по часовой стрелке от ля-минора. То есть, картина абсолютно та же, с точностью до наоборот! Зеркальная ситуация. Оказывается, даже принудительное внесение дополнительной родственной тональности симметрии не нарушает. О как!

Итак, что же такое квинтовый круг, для чего он нужен и главное как им пользоваться?

Дадим определение: квинтовый круг, кварто-квинтовый круг, диквинтовая система — это замкнутая двусторонняя последовательность тональностей, отражающая степень их родства. Наглядно изображается в виде окружности, откуда и получила своё название. В последовательности располагаются мажорные тональности в паре со своими параллельными минорными. При движении по часовой стрелке по квинтовому кругу тоника каждой последующей мажорной тональности стоит от предыдущей (вверх) на чистую квинту, а в записи при ключе добавляется один диез. При движении против часовой стрелки интервал (вниз) составляет чистую кварту, а в записи добавляются бемоли. Так как октава состоит из 12 полутонов, кварта — из 5, а квинта — из 7, то 12 кварт или 12 квинт составляют несколько октав и следовательно тринадцатые тональности, если считать в любую сторону по квинтовому кругу, совпадают с до мажор. Так как 12 взаимно просто с 5 и 7, то все тональности можно получить, рассмотрев любые 12 подряд идущих в кругу. Из этого также следует, что тональности в конце концов совпадут, если двигаться в противоположные стороны (например, Ges=Fis). Поэтому обычно используют только 5—7 шагов в каждом направлении, оставляя тональности с большим количеством знаков альтерации только в теории.

Впервые квинтовый круг был изображён украинским музыкальным теоретиком Николаем Павловичем Дилецким в 1679 году. Детальное его описание дал Иоганн Давид Хайнихен (немецкий композитор, теоретик (1683-1729))в 1711 году. Во всех тональностях кварто-квинтового круга написаны такие произведения, как циклы из 24-х прелюдий Шопена и Шостаковича. И. С. Бах показал равноправность всех тональностей, написав знаменитый «Хорошо темперированный клавир».

Назначение квинтового круга

Квинтовый круг используют в решении нескольких задач:

  • поиск родственных тональностей;
  • определение количества ключевых знаков заданной тональности;
  • определение степени родства тональностей.

Поиск родственных тональностей по квинтовому кругу

К тональностям первой степени родства (проще говоря, родственным) относятся те мажоры и миноры, которые отличаются от исходной тональности на один знак. В квинтовом круге все связи тональностей видны как на ладони. К родственным относятся тональности, находящиеся в круге по соседству от исходной, а также параллельные к ним и к исходной. Теоретики относят к первой степени родства также: минорную одноименную субдоминантовой тональность - для мажоров (например, для до мажора - фа минор); мажорную одноименную доминантовой тональность - для миноров (например, для ля минора - ми мажор). Это связано с гармоническими видами соответствующих ладов: в мажоре понижается шестая ступень, а в миноре повышается седьмая (они и входят в соответствующие тонические аккорды).

Определение количества знаков при ключе

В некоторых моделях квинтового круга количество знаков при ключе отмечается над тоном. Как правило, ставится число от 0 до 7 (тональности с большим количеством знаков в практике не используются). Рядом стоит обозначение самого знака - бемоля или диеза. Если такой подсказки нет, посчитать не составит труда. Просто двигайтесь от до мажора в нужную сторону, считая шаги, пока не найдете искомую тональность. Определение степени родства тональностей Чем ближе друг к другу стоят две заданные тональности, тем ближе степень родства. Если между тонами расстояние в один шаг - это первая степень родства. Два шага - вторая, три - третья (по системе Римского-Корсакова). Если между тональностями больше 3-4 шагов, о родстве не говорят.

Объяснение принципа устройства и работы квинтового круга

Квинтовый круг принято изображать как круг или спираль. На верхней точке указывается нота до (буквой C или слогом «До»). Далее по часовой стрелке располагаются ноты соль, ре, ля и т.д. Обратно - фа, си-бемоль, ми-бемоль и далее. Такой порядок (до вверху) традиционен, потому что в до мажоре нет ни одного знака при ключе.

Кварты и квинты

Нота, указанная на круге, соответствует мажорной тонике заданной тональности. Часто под ней для удобства ставится другая нота. Она обозначает тонику параллельной минорной тональности. Например, под Cdur может находиться am (именно строчными буквами). Интервал между соседними нотами на круге равен квинте или кварте. К примеру, при движении от до мажора по часовой стрелке ближайшей справа тональностью будет соль-мажор. Он находится в интервале квинты (вверх) или кварты (вниз). При обратном движении ближайший тон - фа. Он находится на интервале кварты (вверх) или квинты (вниз). Собственно, из-за этого движения по квартам и квинтам система и получила название. Если двигаться от до мажора вверх квинтами, то в каждой следующей тональности будет больше знаков при ключе на один диез (или меньше на один бемоль). В обратном направлении - на один бемоль больше (или на один диез меньше).

Чтобы определить какие аккорды в той или иной тональности, проще всего использовать квинтового круг, на внешней стороне которого мажорные тональности, на внутренней — минорные. Выбрав нужный нам аккорд в качестве тоники (или проще — определив тональность), можно найти все тональные аккорды. Выше приведен пример для тональности ДО-МАЖОР и ФА-МИНОР.

December 26th, 2014 , 05:24 pm

Квартово-квинтовый круг

Квинтовый круг тональностей, или, как его ещё называют, квартово-квинтовый круг - в теории музыки это схематическое изображение последовательно расположенных тональностей.

Этот схематический рисунок даёт представление об очерёдности гамм. Принцип его действия основан на постепенном добавлении знаков при ключе по мере прохождения этого круга. Следует запомнить ключевое слово «квинтовый». На этом интервале основаны построения в квинтовом круге мажорных тональностей.

Берём за исходную точку ноту до (C). До мажор находится в вершине круга и не имеет ключевых знаков.

Далее от ноты до в сторону повышения звука выстраиваем по квинтам ноты.
Для построения интервала «чистая квинта» от исходной точки рассчитываем пять ступеней или 3,5 тона. Первая квинта: до-соль. Значит, соль мажор - это первая тональность, в которой должен появиться ключевой знак, естественно диез и естественно он будет один.

Дальше строим квинту от соль - соль-ре. Получается, что ре мажор - это вторая тональность от исходной точки в нашем круге и в ней уже два ключевых диеза. Аналогично вычисляем количество диезов во всех последующих тональностях.

Кстати, для того чтобы узнать, какие именно диезы появляются при ключе, достаточно один раз запомнить так называемый порядок диезов: 1-й - фа, 2-й - до, 3-й - соль, далее - ре, ля, ми и си - тоже всё по квинтам, только от ноты фа. Следовательно, если в тональности один диез, то это будет обязательно фа-диез, если два диеза - то фа-диез и до-диез.

Опустившись вниз диаграммы и двигаясь дальше по кругу диезы сменяются бемолями.
Фа диез и соль бемоль занимают одну позицию в диаграмме, также они идентичны по звучанию и являются одной клавишей — и в нотных текстах, и в нотном стане. В музыкальной терминологии они энгармоничны.

Для получения бемольных тональностей аналогичным способом выстраиваем квинту, но следуя по окружности против часовой стрелки — справа налево, то есть в направлении понижения звуков.

Примем за исходную тонику ноту до, ведь в до мажоре нет знаков. Итак, от до вниз или как бы против часовой стрелки строим первую квинту, получаем - до-фа. Значит, первая мажорная тональность с бемолем при ключе - это фа мажор. Дальше строим квинту от фа - получаем следующую тональность: это будет си-бемоль мажор, в котором уже два бемоля.

Порядок бемолей, что интересно, это тот же порядок диезов, но только прочитанный зеркально, то есть наоборот. Первый бемоль будет - си, а последний - фа.

Тональность – это высотное положение лада. 12 мажорных и 12 минорных тональностей образуют систему кварто-квинтовый круг. Тональности, расположенные квинтой выше и квинтой ниже связаны между собой общими тетрахордами

В темперированном строе любую диезную тональность можно заменить на энгармонически равную бемольную и наоборот.

Минорные тональности, как и мажорные, также располагаются по кругу на расстоянии квинты друг от друга.

Параллельными называются мажорная и минорная тональности, имеющие одинаковый звукоряд (одинаковые знаки). Тоники параллельных тональностей находятся на расстоянии малой терции: A – fis, Es – c.

Одноименными называются мажорная и минорная тональности, тоники которых находятся на одной высоте: D – d, B – b.

Однотерцовыми называются мажорная и минорная тональности, в тонических трезвучиях которых совпадает терцовый тон. Эти тональности находятся на расстоянии полутона и имеют разницу в четыре знака: C – cis, Des – d.

По мнению музыкантов, каждая тональность пригодна для передачи определённых образов и эмоций. Так, в эпоху Барокко тональность Ре мажор выражала «шумные» эмоции, бравурность, героику, победное ликование. Тональность си минор считалась связанной с образами страдания, распятия. Наиболее печальными были «мягкие» тональности до минор, фа минор, си-бемоль минор. Для выражения печали, траура использовался до минор. С понятием «триединства» (Троицы) ассоциировался Ми-бемоль мажор с его тремя бемолями. Одна из чистых, «твердых» тональностей, применяемых Бахом для выражения радостного чувства, - Соль мажор. Тональности Ля мажор и Ми мажор - светлые, часто связаны с музыкой пасторального характера. Чистейшей тональностью считался До мажор, не имеющий знаков альтерации. Эта тональность избиралась для произведений, посвященных самым чистым и светлым образам.

Композиторов разных эпох привлекала идея создать цикл из произведений, написанных во всех 24 тональностях. Первым в этом ряду был Иоганн Себастьян Бах – это два тома «Хорошо темперированного клавира». В каждом томе тональности следуют по полутонам, начиная с до мажора и до минора. После Баха циклы произведений во всех тональностях создают Ф. Шопен (24 Прелюдии), К.Дебюсси (24 Прелюдии), А.Скрябин (24 Прелюдии), Д.Шостакович (24 прелюдии и фуги), Р.Щедрин ( 24 прелюдии и фуги), С.Слонимский (24 прелюдии и фуги), К Караев (24 Прелюдии), П.Хиндемит (Ludustonalis). Порядок следования тональностей у каждого композитора различный: по полутонам, по кварто-квинтовому кругу. Пауль Хиндемит создает свою систему следования тональностей

У многих музыкантов тональности вызывают цветовые ассоциации. Связь абсолютной высоты музыкальных звуков и тональностей с определёнными цветами или образами называется цветным слухом. Таким слухом обладали Скрябин, Римский-Корсаков, Асафьев и другие композиторы. В этой таблице отражены цвето-тональные ассоциации А.Скрябина. Обратите внимание, что порядок цветов диезных тональностей близок радуге: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый!

Задание 3.4

1. Написать верхние тетрахорды натурального, гармонического, мелодического мажора и минора в тональностях Es – dur , H – dur , f – moll , g – moll .

2. Написать полную функциональную формулу гармонического мажора и минора As – dur , E – dur , fis – moll , d – moll . Образец выполнения

3.Каким тональностям принадлежат эти тетрахорды?

4. Каким тональностям принадлежат эти обороты?

5. Переписать мелодии из ХТК Баха в указанных тональностях

а ) f – moll, c - moll

б ) d – moll, f - moll