Малочисленные народы России - список. Самый малочисленный народ России. Малочисленные народы России: статус, права, проблемы Единый перечень коренных малочисленных народов российской

В России проживают 776 национальностей, многие из которых насчитывают не больше нескольких сотен человек, а некоторые находятся на грани исчезновения. Мы вспомнили малые народы нашей страны.

Чулымские тюрки или июс кижилер («чулымские люди»), живут на берегах реки Чулым в Красноярском крае и имеют свой язык. В прежние времена проживали в улусах, где строили землянки (одыг), полуземлянки (кыштаг), юрты и чумы. Занимались рыболовством, охотой на пушного зверя, добывали лекарственные травы, кедровый орех, выращивали ячмень и просо, заготавливали бересту и лыко, плели веревки, сети, изготавливали лодки, лыжи, нарты. Позже стали растить рожь, овес и пшеницу и жить в избах. И женщины, и мужчины носили штаны, сшитые из налимьих шкурок и рубашки, отороченные мехом. Женщины заплетали множество кос, носили подвески из монет и украшения. Для жилищ характерны чувалы с открытыми очагами, глиняные низкие печи (кемега), нары и сундуки. Одни чулымчцы приняли православие, другие остались шаманистами.
У народа сохранился традиционный фольклор и ремесла, но родным языком владеют только 17% из 355 человек.

Коренные жители Сахалина. Сами называют себя уйльта, что означает «оленные».
Орокский язык не имеет письменности, на нем разговаривает почти половина из 295 оставшихся ороков. Ороками народность прозвали японцы.
Уйльта занимаются охотой – морской и таежной, рыбалкой (добывают горбушу, кету, кижуча и симу), оленеводством и собирательством. Сейчас оленеводство пришло в упадок, а охота и рыбалка находятся под угрозой из-за нефтяных разработок и проблем с землями. Ученые оценивают перспективы дальнейшего существования народности с большой осторожностью.

Шаманисты энцы, они же енисейские самоеды, сами называют себя эньчо, могади или пэбай. Живут на Таймыре в устье Енисея в Красноярском крае. Традиционное жилище - конический чум. Из 227 человек родным языком владеет только треть. Остальные разговаривают на русском или ненецком.
Национальная одежда энцев - парка, меховые штаны и чулки. У женщин парка распашная, у мужчин – цельная. Традиционной пищей является свежее или мороженное мясо, свежая рыба, рыбная мука – порса.
Испокон веков энцы занимаются охотой на северного оленя, оленеводством, добывают песца. Почти все современные энцы живут в стационарных поселках.

Тазы (тадзы, дацзы) – немногочисленная и довольно молодая народность, проживающая на реке Уссури в Приморском крае. В первый раз упоминается в XVIII веке. Тазы произошли от смешения нанайцев и удэгейцев с маньчжурами и китайцами.

Язык похож на диалекты северного Китая, но очень сильно отличается. Сейчас на территории России насчитывают 274 тазы, и почти никто из них не говорит на родном языке. Если в конце XIX века его знали 1050 человек, то сейчас им владеют несколько пожилых женщин в селе Михайловка.
Тазы живут охотой, рыболовством, собирательством, земледелием и животноводством.
В последнее время стремятся возродить культуру и обычаи предков.

Финно-угорская народность ижора (ижоры) жила на одноименном притоке Невы. Самоназвание народа - каръялайшт, что означает «карелы». Язык близок к карельскому. Исповедуют православие.
Во времена Смуты ижоры попали под власть шведов, и спасаясь от внедрения лютеранства, переселились на русские земли.
Главным занятием ижор стало рыболовство, а именно - добыча корюшки и салаки. Ижоры плотничали, занимались ткачеством и корзиноплетением. В середине XIX века в Петербургской и в Выборгской губерниях проживало 18000 ижор. На численности населения катастрофически сказались события II мировой. Часть деревень сгорела, ижоры были вывезены на территорию Финляндии, а вернувшиеся оттуда перевезены в Сибирь. Те, кто остались на месте, растворились среди русского населения. Сейчас ижор осталось всего 266 человек.

Самоназвание этого православного финно-угорского исчезающего народа России – водьялайн, ва́ддялайзыд. В переписи 2010 года только 64 человека причислили себя к водь. Язык народности близок к юго-восточному наречию эстонского языка и к ливскому языку.
Испокон веков водь жили южнее Финского залива, на территории так называемой Водской пятины, которая упоминается в летописях. Сама народность сформировалась еще в I тысячелетии нашей эры.

Основой жизни было земледелие. Выращивали рожь, овес, ячмень, разводили скот и птицу, занимались рыболовством. Жили в ригах, наподобие эстонских, а с XIX века – в избах. Девушки носили сарафан из белого холста, короткую кофту «ихад». Молодые люди сами выбирали себе жениха и невесту. Замужние женщины коротко стриглись, а пожилые брились наголо и носили головной убор «пайкас». В обрядах народа сохранилось много языческих пережитков. Сейчас культура води находится под изучением, создан музей, ведется преподавание языка.

Исчезающий народ. На всей территории России их осталось только четыре человека. А в 2002 году было восемь. Трагедия этого палеоазиатского народа заключалась в том, что издревле они жили на рубеже Чукотки и Камчатки и оказались между двух огней: чукчи воевали с коряками, а доставалось анкалгакку – именно так называют себя кереки. В переводе это означает «народ, живущий у моря».

Враги сжигали жилища, женщин уводили в рабство, мужчин убивали. Много кереков погибло во время эпидемий, охвативших земли в конце XVIII века.
Сами кереки вели оседлый образ жизни, пропитание добывали рыболовством и охотой, били морского и пушного зверя. Занимались оленеводством. Кереки внесли свой вклад в езду на собаках. Запряжка собак цугом - это их изобретение. Чукчи запрягали собак «веером».
Керекский язык относится к чукотско-камчатским. В 1991 году на Чукотке осталось три человека, разговаривавших на нем. Для его сохранения был записан словарь, в который вошло около 5000 слов.

Территория, на которой проживают коренные малочисленные народы России, пролегает вдоль 28 субъектов РФ. Она тянется от дальневосточных регионов вплоть до

Согласно официальному перечню от 2006 года, на Севере, в Сибири, на Дальнем Востоке и в других районах РФ проживают представители 45 коренных народов, что дает в сумме население, близкое к 250 тысячам человек.

Наиболее многочисленным народом из них являются ненцы, их число достигает 44 тысяч. К малочисленным народам относят энцев, которые идентифицируют себя под именем эньчо. Их количество не превышает 200 человек. К также относятся ижорцы — 450 человек, и народность водь, количество которых по последним данным составило менее 100 человек. Как называются остальные малочисленные народы России? Список их можно увидеть ниже.

Список малочисленных народов России

  • Чукчи.
  • Эскимосы.
  • Чуванцы.
  • Камчадалы.
  • Коряки.
  • Алюторцы.
  • Алеуты.
  • Нивхи.
  • Ороки.
  • Орочи.
  • Удегейцы.
  • Негидальцы.
  • Ульчи.
  • Эвенки.
  • Эвены.
  • Юкагиры.
  • Долганы.
  • Абазины.
  • Кеты.
  • Вепсы.
  • Ижорцы.
  • Ненцы.
  • Игельмены.
  • Саамы.
  • Чулымцы.
  • Шорцы.
  • Ханты.
  • Бесермяне.
  • Кореки.
  • Манси.
  • Сепькупы.
  • Сойоты.
  • Тазы.
  • Телеуты.
  • Тофалары.
  • Тувинцы-тоджинцы.
  • Кумандинцы.
  • Нанайцы.
  • Нагайбаки.
  • Наганасаны.
  • Тубалары.
  • Нганасаны.
  • Челканцы.
  • Карелы.
  • Водь.

Традиционное мировоззрение коренных народов Севера

Традиционно эвены, как и другие коренные малочисленные народы России, обожествляют небосвод со всеми главными светилами, а также основные элементы окружающей флоры и фауны - горные массивы, реки, таежные леса и разнообразных животных, в них обитающих. Так, например, Солнце в традиционном сознании эвена представлено добрым человеком, всецело заинтересованным в интересах и защите местного населения. Бога Солнца можно склонить к взаимодействию путем принесения жертв, а также веры и молитв. Божество способно исполнять волю верующих, одаривать их здоровым и сильным потомством, приумножать стада оленей, приносить удачу охотникам и благоприятствовать рыбному улову.

Ижора

Ижора — самоназвание финно-угорского народа, что в прошлом, наряду с малочисленным народом водь, составлял основное население Ижорской земли. Наименование этого народа лежит корнями в Ингерманладской губернии (Ingermanland). Кроме того некоторые ижорцы называют себя во множественном числе "каръялайшт". Это согласуется с тем фактом, что представители народа водь обозначают ижорцев не иначе как «карелы».

В 1897 г. численность этого народа достигала 14000 человек, однако на сегодняшний день их число приблизилось к 400. В 1920 годах была разработана даже собственная письменность, но и ей пришлось кануть в Лету к концу 1930 годов.

Свое первое упоминание в качестве «ингров» ижорцы получили еще в 1223 году. В XV веке этот народ находится в составе Русского государства. Он плавно претерпевал ассимиляцию с прочим населением в силу православного вероисповедания. В XVII веке часть земель Приневья (Ingermanland) становится шведской провинцией, и ижоры ассимилируются с финнами, а в 1943 году население вывозится немецкими войсками в Финляндию. Впоследствии, до середины 1950 годов, процесс расселения ижорцев в прежних местах претерпевал некоторые ограничения со стороны властей.

Хозяйство ижорцев схоже с русским и предполагает в своей основе земледелие: выращивание овощных и зерновых культур с последующим сбором, сушкой и молотьбой цепами и обивкой о скамью, а также животноводством и специфическим рыболовством, включающим в себя этапы зимнего лова, на который ижорцы уходили, как правило, всем населением, проводя ночи в дощатых будочках.

Проживание ижорцев происходило в деревнях, как правило малыми семьями. Невзирая на православие, народ имел собственную аутентичную похоронную обрядность. Захоронения происходили в святых местах-рощах. Вместе с покойным в гроб клались запас еды и шерстяные вожжи, а также нож.

Огромную культурную ценность представляет собой руническое наследие ижоры в виде большого количества эпических произведений. Так, финский фольклорист Элиас Леннорот использовал руны ижоры при составлении текста «Калевалы».

Водь

Самый малочисленный народ России насчитывает на сегодняшний день всего 82 человека и проживает преимущественно в юго-западной части Ленинградской области. Водь относится к финно-угорским народам. Языков, которыми владеет население народа, три - это водьский, ижорский и русский. Самый близкий к водьскому наречию язык — эстонский. Основным и традиционным занятием этого небольшого народа было земледелие, а также лесной промысел, рыболовство и мелкое ремесленничество. Полученные в хозяйстве продукты обычно сбывались в крупные центры, такие как Санкт-Петербург.

Самый малочисленный народ России не смог сохранить свой первоначальный язык. Этому помешало не только пришедшее православие (проповеди велись на русском языке), но и ненормированность языка, отсутствие школ, в которых преподавался бы письменный водьский язык, маленькая численность народа и множество смешанных браков. Таким образом, водьский язык практически утерян, а культура народности водь сильно поддалась обрусению.

Российская Федерация включает в себя немалое количество самых различных народов - по подсчетам специалистов, около 780 групп. Так называемые малочисленные народы России проживают на северной территории, пролегающей вдоль 30 регионов страны. Если суммировать их численность, то их окажется не так уж и много: чуть больше четверти миллиона. По состоянию на 2010 год в нашем государстве проживает порядка 45 групп коренного типа. В этой статье будет подробно рассказано про особенности проживания, юридические полномочия, проблемы и правовой статус малочисленных народов России.

Что представляют собой российские малочисленные народы?

Малыми специалисты называют небольшие этнические общности, сохраняющие свои традиции, обычаи и культурные особенности проживания. Проблема жизнедеятельности малых народов поднимается не только на общероссийском, но и на мировом уровне. Так, в 1993 году Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию, в соответствии с которой малочисленным и коренным общинам должно уделяться особое внимание. Россия тогда не осталась в стороне: Конституция 1993 года провозгласила принцип гарантии прав и свобод, как для обычных граждан, так и для коренных представителей страны. На конституционном уровне закрепление прав коренных жителей является неотъемлемым элементом в системе защиты и поддержки демократического государственного развития.

Почему проблеме существования малочисленных народов России в последнее время уделяется особое внимание? Ответ на этот вопрос кроется в истории. Дело в том, что еще в начале XX века некоторые народы нашего государства столкнулись с целым рядом проблем: экономических, демографических, социальных и, конечно же, культурных. Произошло это, как не сложно догадаться, из-за глубочайших государственных перемен: революций, репрессий, гражданской и Великой Отечественной войны и т. д. В начале же 90-х годов остро встал вопрос о сохранении оставшихся коренных и малочисленных народов России.

Надо сказать, что этносы малочисленного типа играют не последнюю роль в культурном развитии страны. Более того, они являются неотъемлемой частью многонационального народа России, выступают в качестве самостоятельного фактора, благодаря которому происходит возрождение некогда великой российской государственности. Так в чем же заключается политика нынешних властей по отношению к малочисленным народам России? Об этом будет рассказано далее.

Правовая основа существования коренных народов в РФ

Юридическое закрепление статуса тех или иных этносов - явление далеко не новое. Еще в начале XIX века в Российской Империи существовал специальный Устав о жизни инородцев, датировавшийся 1822 годом. В этом документе коренным жителям тех или иных территорий России гарантировались права на самоуправление, землю, культурную самобытность и т. д. В советское время продолжалась похожая политика, однако места расселения национальных меньшинств стали безжалостно делиться. Переселение с места на место, а также принцип патернализма (диктата поведенческих норм) сыграли с малыми народами злую шутку: вековые традиции и обычаи понемногу стали исчезать.

Проблема была обнаружена в 90-е годы. Дабы не допустить дальнейшего ускорения процессов удаления языковых и культурных особенностей среди коренных и малочисленных народов России, был закреплен ряд юридических норм, провозглашающих принцип самобытности и сохранения традиционной культуры среди этносов коренного типа.

Первый и самый важный источник это, конечно же, российская Конституция. Здесь стоит выделить статью 72, в которой говорится о совместном регулировании прав и свобод национальных меньшинств регионами и федерацией. В статьях 20 и 28 говорится о возможности указывать свою национальную принадлежность. Во многих федеральных законах и прочих нормативных актах закрепляется принцип равноправия различных этнических групп. Стоит выделить ФЗ "Об основных избирательных правах граждан", ФЗ "О языках в РФ" и многие другие законы.

Конституционный суд РФ является основным государственным органом в стране, в чьи обязанности входит правовая защита малочисленных народов. Эта же инстанция устанавливает для этнических групп специальные гарантии и права, о которых будет рассказано далее.

О льготах и гарантиях для малочисленных народов России

Что гарантируют этническим меньшинствам российские федеральные законы? Если речь идет о политической сфере, то выделить здесь стоит отдельные юридические предпосылки для широкого участия народов коренного типа в работе государственных органов РФ и инстанциях местного самоуправления. Каким образом это работает? Согласно ФЗ "Об избирательных правах граждан" должны быть установлены специальные квоты представительства во властных органах. Происходить это должно за счет формирования избирательных округов, куда входило бы меньшее количество людей, чем установлено в законе. Избирательные округи могут касаться отдельных национальных поселений, этнических объединений, племен и т. д.

Следующая сфера, в которой возможны льготные права коренных малочисленных народов России - это экономика. В этой области должны применяться методы по качественному развитию хозяйственной деятельности традиционного типа. Должны приниматься меры по созданию особых территорий, в которых была бы возможность использовать традиционные методы природопользования. Не стоит забывать и о бюджетных ассигнованиях, направленных на поддержку народных промыслов. Со строгим учетом интересов коренных народов могут подлежать приватизации производственные предприятия. При этом налогообложение таких предприятий будет осуществляться с учетом возможных льгот и дотаций.

Наконец, льготные права малочисленных народов России можно осуществлять и в социально-культурной области. Здесь стоит рассказать о принятии условий по сохранению духовных и культурных основ того или иного коренного народа. Этнические средства массовой информации, соответствующий язык и литература должны всячески поддерживаться со стороны государственных властей. Необходимо периодически проводить научные исследования культурных сфер малочисленных народов.

Международное право о малочисленных народах

Национальная правовая основа, содержащая в себе нормы о защите правового статуса коренных малочисленных народов России, базируется на принципах, установленных международным правом. Иначе говоря, российское право не должно противоречить международным юридическим нормам. Это правило закрепляется и в отечественной Конституции 1993 года.

Все нормативные акты международного характера, гласящие о проблемах малочисленных народов земли, можно поделить на три основные группы. В первую такую группу входят документы, носящие рекомендательный характер. Что это означает? Если вкратце, то Декларация о языковых меньшинствах, Венская (1989 год), Парижская (1990 год), Женевская (1991 год) и многие другие документы декларативного характера направлены на стимулирование благоприятного отношения к этническим меньшинствам.

Вторая группа включает в себя документацию, целью которой является оказание идеологического и культурного влияния на правовую систему того или иного государства. Например, Конвенция № 169 гласит о племенных народах, Конвенция СНГ от 1994 года о реализации качественной защиты прав меньшинств и т. д. Особенностью представленной группы является игнорирование Россией содержащейся в ней документации. Составляет ли это группу проблем коренных малочисленных народов России? Скорее всего, нет. Ведь существует третья группа, в которую входят юридически обязательные для любого государства документы.

Последнюю составляют международные документы, призванные защищать национальные меньшинства от различного рода дискриминационных и принижающих их достоинство моментов. Так, существует Пакт о политических и гражданских правах 1965 года, Европейская конвенция о защите прав и свобод человека 1950 года и многие другие документы, обязательные для исполнения российским государством.

Права и свободы российских малочисленных народов

На сегодняшний день в России действует Федеральный закон № 256-ФЗ "О гарантиях прав коренных народов России" от 1999 года. В статье 8 представленного нормативного акта сообщается о правах этнических меньшинств. Что именно здесь стоит выделить?

Народы малочисленного типа, а также их объединения должны всячески поддерживаться государственной властью. Необходимо это для защиты их исконной среды обитания, традиционного образа жизни, различного рода промыслов и хозяйствования. Именно поэтому такие народы имеют право на пользование в местах своего обитания полезными ископаемыми, почвами, животными и растительными организмами.

Предоставляется оно, конечно же, на безвозмездной основе. Однако это далеко не единственное право народов рассматриваемого типа. Здесь также стоит выделить:

  • право на участие в осуществлении контроля над использованием собственных земель;
  • возможность осуществлять контрольно-надзорную деятельность за исполнением федеральных законов и нормативных актов Российской Федерации;
  • право на постройку и реконструкцию хозяйственных, бытовых и производственных объектов;
  • возможность своевременно получать от Российской Федерации денежные средства или материальное довольствие, необходимое для культурного или социально-экономического развития народов;
  • право на участие в осуществлении государственной власти или органов местного самоуправления - напрямую или через уполномоченных представителей;
  • возможность делегировать своих представителей во властные инстанции;
  • право на возмещение убытков, которые были причинены в результате ущерба природной среде обитания;
  • право на получения от государства помощи в виде реформирования той или иной социальной сферы.

Это, конечно же, далеко не все возможности, которые закрепляет закон. Здесь также стоит выделить замену военной службы альтернативной гражданской, возможность создавать особенные самоуправленческие инстанции, право на осуществление судебной защиты и т. д. Надо сказать, что все представленные права составляют юридический статус малочисленных народов России.

Проблемы малочисленных российских народов

Прежде чем приступить к рассказу об особенностях жизнедеятельности самых известных коренных этносов нашего государства, стоит обозначить основные проблемы, с которыми этим этносам часто приходится сталкиваться.

Первая и, наверное, самая важная проблема - это идентификация национальных меньшинств. Процесс идентификации может быть групповым и индивидуальным. Трудности возникают при поиске соответствующих критериев и процедур. Вторая проблема касается прав меньшинств. Как известно, коренным народам требуются особенные права. Для этого необходимо качественно определить условия, при которых реализация специальных прав была бы возможной. Трудности могут возникнуть при обеспечении адресности и правильного применения прав в частных или публичных юридических сферах.

Третьей проблемой коренных малочисленных народов Севера России можно называть трудность самоопределения таких этносов. Дело в том, что в этой области существуют проблемы целесообразности формирования территориальных образований, наделения правами или построения гарантий этих прав. Отсюда вытекает и еще одна проблема, тесно связанная с системой правового регулирования и защищенности. Здесь крайне актуальны вопросы соотношения начал регионального и федерального уровня, заключения договоров между этносами, применения обычного права и т. д. Кстати, проблема государственного управления по делам малочисленных народов РФ также стоит довольно остро. Если речь идет об уровнях соответствующих государственных инстанций, о делегировании полномочий инстанций местного самоуправления, то здесь могут возникнуть некоторые трудности организационного характера.

Стоит также выделить проблему статуса общественных организаций национальных меньшинств. Дело в том, что подобным организациям можно было бы предоставить довольно большие и объемные права, касающиеся избирательного процесса, защиты интересов, контроля над выполнением полномочий и т. д. Трудности здесь могут возникать, опять-таки, при вопросе о целесообразности подобного рода действий.

Влияние на культуру малочисленных народов

В различных международных договорах и национальных нормативных актах устанавливаются правила, которые ни в коем случае нельзя нарушать. Касаются они и многовековых культурных традиций того или иного народа. Все-таки, советские времена не лучшим образом сказались на отдельных малочисленных народах. Так, стоит обратить внимание на ижорцев, коих в период с 1930 по 1950 годы поубавилось в несколько раз. А ведь это только единичный пример. Государственный патернализм, выбранный в качестве приоритетного вектора культурного развития в советское время, очень плохо сказался почти на всех самобытных народах России. Надо сказать, что некая форма патернализма присутствует и сегодня, вопреки всем установленным законам и правилам. И это еще одна проблема малочисленных народов России, на которую стоило бы обратить пристальное внимание.

Все дело в том, что во многих народах Севера идет непримиримая борьба с шаманизмом. При этом именно шаманизм оказывает наибольшее влияние на традиции и культуру национальных меньшинств. Способствует борьбе в какой-то мере и всероссийская клирикализация. Так, в республике Саха местной православной епархией была поставлена задача по полнейшему искоренению язычества на близлежащих территориях. Безусловно, можно ссылаться на историю, ведь подобная борьба велась еще во времена царской России. Но так ли это хорошо сегодня? В условиях сохранения светскости и приоритета культурных обычаев подобные действия церкви должны расцениваться как силовое давление на традиции тех или иных народов.

Список малочисленных народов России

От Кольского полуострова, расположенного в Мурманской области, вплоть до дальневосточных регионов расположено множество самых различных национальных меньшинств. Список малочисленных народов России хоть и установлен довольно давно, но, тем не менее, время от времени дополняется. Стоит назвать самые известные национальные меньшинства России:

  • Республика Карелия и Ленинградская область: вепсы, ижорцы, водь и кумадинцы;
  • Камчатка: алеуты, алюторцы, ительмены, камчадалы, коряки, чукчи, эвенки, эвены и эскимосы;
  • Красноярская область и Якутия: долганы, нганасаны, ненцы, селькупы, телеуты, энцы;
  • Саха и Магаданская область: юкагиры, чуванцы, ламуты, орочи, коряки.

Естественно, список не полный. Он может постоянно дополняться, ведь одни народы все еще обнаруживаются, а другие и вовсе "вымирают". Описание малочисленных народов Севера России будет представлено далее.

О самом крупном и самом малочисленном народах Севера России

Список малочисленных народов РФ постоянно пополняется. Связано это с открытием новых, доселе неизвестных поселений. Например, не так давно статус этнического меньшинства приобрела группа водь, состоящая всего из 82 человек. К слову, именно водь является самым малочисленным народом России. Проживает этот этнос в Ленинградской области, а потому входит в финно-угорскую группу. Говорят представители водь на эстонском наречии. До сих пор основным занятием этого народа является земледелие, ремесленничество и лесной промысел. На данный момент водь занимается поставкой продукции в столицу Ленинградской области. Надо сказать, что распространение православия и множественные смешанные браки заметно повлияли на рассматриваемую национальную группу. Выразилось это в практически полной утере национального языка и многовековой культуры.

Стоит чуть более подробно рассказать про остальные малочисленные народы Севера России. Так, в противовес самому небольшому народу малочисленного типа, существует и самый крупный. На данный момент это группа карелов. На территории Выборгской и Ленинградской областей их насчитывается порядка 92 тыс. человек. Карельский этнос сформировался к началу 13-го века. Удивительным кажется тот факт, что массовое крещение на новгородской территории практически никак не повлияло на культуру карелов. В этой группе мало кто понимал русский язык, а потому пропаганда православия не коснулась столь самобытной группы и не смогла повлиять на традиции этого народа. Основным занятием карелов является рыболовство и оленеводство. На сегодняшний день в Карельской республике хорошо развита промышленность деревообрабатывающего типа.

Народы Чукотки

Многим известно, что именно на территории Чукотского автономного округа проживает наибольшее количество национальных меньшинств. Чуванцев, например, насчитывается порядка полутора тысяч человек. Это арктическая раса большой монголоидной группы. Большинство представителей чуванцев говорит на чукотском языке с небольшим русским диалектом. Еще одна такая группа известна всем россиянам: это чукчи. Насчитывается их около 15 тыс. человек. Проживают чукчи в Якутии.

Всего на Чукотке проживает порядка 90 тыс. человек. Хотя еще 30 лет назад эта цифра бала гораздо больше. В чем же причина? Почему с начала 90-х годов представителей национальных меньшинств заметно поубавилось? Затрудняются ответить на этот вопрос даже самые видные специалисты. Ведь похожая ситуация происходит и на Камчатке, где от 472 тыс. человек по состоянию на 1991 год осталось сегодня только 200 тыс. Возможно, все дело в урбанизации, хотя статистика не дает каких-то высоких показателей в этой области. Справедливости ради надо отметить, что проблемы решаются при помощи проведения качественной политики по сохранению малых народов России.

Малочисленный коренной - это от 0 до 50 000 человек. Официально их - 47 по всей территории страны, кроме Дагестана. На правах самого многонационального субъекта Федерации, Госсовет Республики сам определяет особенности проживающих на её территории народов.

Кеты . Самый малочисленный народ - всего четыре человека. Кетский язык - последний живой представитель енисейской языковой семьи. Последние родственные наречия исчезли на рубеже XVIII-XIX веков вместе с их носителями.

Север Красноярского края

Охота-рыболовство

Ненцы («настоящий человек»). Самый многочисленный из малых народов - 44 640 представителей.

ЯНАО, ХМАО, Архангельская область

Оленеводство

Нивхи (4652 человека). Предполагается, что их родственные народы живут в Полинезии. А культура зародилась в Японии, откуда её носители изгнаны в VII веке. Про нивхов рассказывали писатели Владимир Санги, Чингиз Айтматов, Геннадий Гор…

Приамурье и Сахалин

Рыбалка

Саамы - (в России проживает 1 771 человек). Они же лапландцы, лопари. Жители Лапландии - территории, поделенной между Россией и странами Скандинавии. У них есть отчётливая национальная самоидентификация, алфавит (латиница) флаг и гимн, их права представляют выборные представительные органы культурного самоуправления. Американская актриса Рене Зеллвегер - по матери норвежская саами.

Кольский полуостров

оленеводство, рыболовство, морская и сухопутная охота

Юкагиры (1597 человек) - народ на грани исчезновения. Экспедиция, состоявшаяся в 2011 году, не выявила ни одного юкагира в третьем поколении, представители старшего поколения не помнят юкагирских сказок, хотя знают имена персонажей. Выявлено лишь шесть носителей языка.

Север Якутии, запад Чукотки, Магаданская область

Оленеводство

Телеуты (2 643 человека). Богатейшая и древняя история: в 391-м году покорены тубгачамии, в 403-м - жужанями, в 280-х телеуты взяли Гаочян и разорили Юебани, создали союзное с китайцами государство Гаогюй, скоро уничтоженное эфталитами, в 550-м покорены тюркютами…

Кемеровская область

Сельское хозяйство

Абазины (43 341 человек - второй по численности среди малых народов после ненцев). Историческая родина - территория современной Абхазии. Древнегреческий историк Геродот (V в. до. н. э.) в своей карте древнего мира в перечне народов, обитавших по берегу Понта Эвксинского, упомянул абасагов. В I веке, по церковному преданию, апостол Андрей проповедовал среди горских народов алан, абазгов и зикхов. В 1073 году Абазинские иконописцы и ювелирных дел мастера участвовали в росписи Собора Киево-Печерской лавры.

Карачаево-Черкесия

Сельское хозяйство

Чукчи (15 908 человек). Очень воинственно племя - на своих байдарках терроризировали не только соседей, но и доплывали до нынешних Аляски и Канады. Сопротивлялись российской оккупации почти полтора века. Задобрить сумели только экономическими преференциями.

Чукотский АО

Оленеводство, рыболовство

Алюторцы (0 человек). По данным Всероссийской переписи населения 2002 года их было 12. В переписи 2010 года алюторцы не упоминаются даже как субэтнос. Остались ли носители языка - не известно.

Север Камчатского края

Оленеводство, рыболовство, морской забойный промысел

Водь (64 человека). Народность, близкая к полному исчезновению. Сегодня её представители живут лишь в поселке Усть-Луга (здесь будут строить порт), деревнях Краколье (план строительства предполагает её снесение) и Лужицы (окажется в промзоне). План развития порта предусматривает расселение жителей в города Ленинградской области, что окончательно уничтожит культуру води.

Ленинградская область

Долгане (7885 человек) - самый северный тюркоязычный народ мира.

Таймыр

Оленеводство

Нганасаны (862 человека). Самый северный народ Евразии. В 1940-1960 их решили сделать осёдлыми, для чего построили несколько посёлков. Сегодня ишь около ста человек живут полуоседло на «точках» охотничье-рыболовецкого промысла.

Восток Таймыра

Охота, рыболовство

Сойоты (3608 человек). Этот народ позже всех получил свою письменность. Она разработана лишь в 2001 году для возрождения сойотского языка. В 2003-м издан «Сойотско-бурятско-русски й словарь». С 2005 года началось постепенное внедрение преподавания языка в начальных классах сойотских школ Окинского района Бурятии.


Бурятия

Оленеводство и яководство