Музей усадьба останкино передвижные выставки. Дворец искусств графа Н. П. Шереметева в Останкине. Новая жизнь усадьбы

Музей-усадьба «Останкино»

Музей-усадьба «Останкино» представляет собой уникальный архитектурный ансамбль, расположенный в северной части столицы. Ранее это была подмосковная усадьба, а ныне до нее можно добраться всего за 20 минут от центра города. Останкино привлекает посетителей красотой своих классических форм, изысканностью и утонченностью внутренних интерьеров и великолепным старинным парком.

Останкинская усадьба была построена в конце 18 века одним из самых богатых представителей московского дворянства графом Николаем Шереметьевым. Земли, на которых строился дом и другие постройки достались роду Шереметьевых в качестве приданного за матерью Николая, урожденной княжной Черкасской.

Ансамбль усадьбы формировался в течение нескольких столетий и окончательно сложился в начале 19 века. Музей интересен, прежде всего, тем, что в нем практически полностью сохранилось внутреннее убранство и элементы декора. Главной достопримечательностью дворца Шереметьевых является уникальный наборный паркет, выполненный с высокой художественностью, а также обилие резного золоченого дерева. Здесь все поражает воображение – люстры, старинная мебель, зеркала и другие предметы убранства. Останкинская усадьба – это единственный в России памятник архитектуры, в котором сохранился домашний театр со сценой, зрительным залом, остатками механизмов машинного отделения и гримировочными комнатами актеров. Слава о Шереметьевском театре гремела далеко за пределами Москвы.

После революции усадьба была национализирована и уже в 1918 году в ней была развернута экспозиция музея. Наверное, это и спасло дворец Шереметьевых от разграбления и мы можем сейчас любоваться интерьерами 18-19 веков, слушать музыку того времени и смотреть оперы из репертуара Шереметьевского театра.

Экспозиция музея-усадьбы «Останкино»

Первое упоминание об Останкино относится к 16 веку. В то время здесь стояла деревня Осташково на суходоле, которая принадлежала служивому Алексею Сатину, приходившемуся родственником царскому окольничему. Потом угодьями владел иноземец Орн, который служил опричником у Ивана Грозного. В 1585 году земли отошли думному дьяку Василию Щелканову. При нем в деревне появилась деревянная церковь, рукотворный пруд, а также кедровые и дубовые рощи, остатки которых сохранились до наших дней.

Усадьба графа Шереметьева в Останкино – это своеобразный вызов суровой российской природе, ведь все строения здесь выполнены из дерева. Здесь все кажется очень хрупким и нереально красивым. Строили усадьбу крепостные графа, знаменитая труппа Шереметьевского театра также состояла из крепостных.

Уникальность интерьеров графского дворца состоит в том, что практически все элементы декора в нем выполнены из дерева. Колонны дворца, которые кажутся мраморными, на самом деле выполнены из дерева, залы украшают деревянные люстры с многочисленными хрустальными подвесками, кругом установлены деревянные вазы и скульптурные композиции высокого художественного исполнения. Все интерьеры дворца сохранили свою эклектичность и самобытность.

Залы дворца имеют определенную тематику – его хозяин попытался в ограниченном пространстве отразить всю историю человечества. В египетском зале можно увидеть сфинксов, в римском – статуи и амуры эпохи Просвещения. Вестибюли дворца украшены орнаментом в духе Версаче, в кабинете, где любил заниматься делами император Александр Второй, напротив, царит официоз с деревянными панелями и строгой кожаной мебелью.

Архитектурные памятники на территории Останкино

Самым старым зданием, входящим в состав архитектурного ансамбля усадьбы является Храм Живоначальной Троицы. Ее строительство началось в 1678 году, после того, как патриарх Иаков благословил челобитную князя Михаила Черкасского. Каменная церковь была построена на месте деревянной обветшалой домовой церкви. Проект церкви разработал крепостной князя Павел Сидорович Потехин. В стороне от церкви располагалось семейное кладбище.

Мероприятия музея-усадьбы «Останкино»

Вечера классической музыки 18 века;
- оперные спектакли из репертуара театра графа Шереметьева.

Музей-усадьба «Останкино» - потрясающей красоты архитектурный комплекс, сохранивший самобытность своих внутренних интерьеров.

Несмотря на всю свою роскошь и великолепие, здание Останкинского дворца построено целиком из дерева. При этом дворец в Останкино совсем не похож на сельские усадьбы, и вполне мог бы занять достоянное место на самых красивых улицах Москвы.

Останкино. Планы первого и второго этажей дворца. Обмер И. Голосова

Лишь большие размеры здания, призванного вместить все то, что требуется для широкого барского быта, напоминают о том, что это сельское имение. Дворец был построен и декорирован в течение одного десятилетия, что придает ему необычайное единство и целостность. Проект его был разработан несколькими замечательными архитекторами, в числе которых были такие звезды как М. Казаков, Д. Кваренги, и Д. Жилярди. В центральной части дворца виден творческий гений М.Ф. Казакова, в боковых крыльях легко узнать манеру Кваренги, Жилярди же были сделаны незначительные дополнения уже после того, как дворец был закончен. В работе над проектом дворца также были привлечены и крепостные зодчие Шереметевых - А. Миронов, Г. Дикушин и А. Аргунов.

Казаков Матвей Фёдорович

Джакомо Антонио Доменико Кваренги

Доменико Жилярди

По своей композиции Останкинский дворец выстроен в виде буквы П («покоем») с парадным двором, что очень традиционно для усадеб того времени. Боковые крылья соединены с центральным зданием одноэтажными галереями, подчеркивающими нарядное великолепие портика на центральной части дома. Возвышающийся над всем этим купол, придает всему зданию необычайную законченность и гармонию. Со стороны садового фасада здание выглядит не менее величественно. Этому способствует десятиколонная лоджия-портик, охватывающая весь второй этаж. Мраморный барельеф, завершающий звучный аккорд колонн, выполнен в греческом стиле. Под жарким солнцем юга мрамор давал бы резкие эффекты, темные тени еще резче выделялись бы на фоне блеска освещенных частей. В пасмурном же русском свете тени барельефа приобретают необычайно нежную гармонию, их легкие перламутрово-серые переливы замечательно сочетаются с сырым московским небом и блеклостью окружающей природы. Несмотря на всю классичность своих форм, Останкинский дворец отличается необыкновенной нарядностью и роскошью. Да и немудрено, ведь он не мог не отражать тот дух обилия и вычурности, который господствовал в архитектуре и искусстве на всем протяжении 18 века. Сам граф дотошно вникал в малейшие детали строительства своего детища. Часто советовался и спорил со своими архитекторами. В результате Останкино не выглядит как творение одного мастера, но зато в нем замечательно отражена эпоха и то понимание красоты, которое объединяло всех мастеров конца 18 века.

Экскурсии в музей-усадьбу Останкино

Музей закрыт на реставрацию (2019 г.).

Адрес усадьбы Останкино

Москва, 129515, ул. Останкинская 1-я, д.5

Как добраться до усадьбы Останкино

Доехать до станции метро ВДНХ. Затем пересесть на трамвай №11 или 17 и ехать до конечной остановки Останкино (5 и 6 остановок). Или ехать на троллейбусе №9 и 37, автобусе №85 до остановки Улица Королева (4 остановки). От станции метро Алексеевская можно также ехать на троллейбусе №9 и 37 или автобусе №85 до остановки Улица Королева (8 остановок).

Также можно попробовать оригинальный способ передвижения - монорельсовая железная дорога. При выходе из метро "ВДНХ" Вы почти сразу увидете её, посольку она проходит на значительной высоте над землей, на своеобразной эстакаде. Либо спросите у любого прохожего как пройти до монорельса. Ехать 2 остановки - от станции "Выставочный Центр" до "Телецентра". Будьте внимательны, монорельс оснащен злыми бабками, запрещающими фотографировать!

Как добраться до музея-усадьбы Останкино в Москве.
От станции метро «ВДНХ» на любом трамвае до конечной остановки «Останкино».
От станции метро «ВДНХ» или «Алексеевская» на троллейбусе №9, 37 или автобусе № 85 до остановки «Улица Королева».
Музей-усадьба Останкино в Москве при повышенной влажности воздуха (более 80%) не работает! Уточняйте о работе музея-усадьбы в день посещения по телефону.
Останкино – одна из усадеб в Москве семьи Шереметьевых, которые были одни из самых богатых людей России.
Усадьба Останкино в Москве это редчайшая жемчужина русских мастеров 18 века.

Сейчас Останкино это действующий музей-усадьба, где бережно хранится 11 коллекций с редкими экспонатами. Здесь собраны уникальные коллекции фарфора, изделий из стекла, созданные в 17-20 веках, коллекция скульптур, фамильное собрание картин и икон, принадлежащих семье Шереметьевых.


В музее-усадьбе Останкино в Москве сохранилось много подлинных интерьеров, мебели, хрустальных люстр.


Здесь можно увидеть частично сохранившиеся фрагменты бумажных французских обоев, которыми на момент открытия дворца в 1795 году были оклеены все залы.


Также в музее-усадьбе Останкино хранятся фотоотпечатки семейного архива графов Шереметьевых. Здесь регулярно проводятся выставки прославленных художников- акварелистов 19 века.


Часть усадьбы Останкино открыта для бесплатного посещения гостями и жителями Москвы. Любой желающий может прогуляться по аллеям парка и посидеть на берегу пруда. Другая часть усадьбы превращена в музей.


В музее-усадьбе Останкино можно увидеть следующие достопримечательности:
Дворец Шереметьевых, который был построен в конце 18 века.


Парадный двор.




Пейзажный и увеселительный парки.


Московский дворец Шереметьевых в Останкино уникален! Это почти единственное театральное здание 18 века в Москве, где сохранилась сцена, зрительный зал, гримерные комнаты.




Появлением театра в Останкино усадьба обязана графу Николаю Петровичу. Он был страстно увлечен театром и имел отличную труппу из крепостных актеров. Поэтому оставаясь в Москве в летней резиденции Останкино, граф наслаждался театральными представлениями.
Сейчас помещения театра открыты для посещения всеми желающими.

История музея- усадьбы Останкино в Москве.

Первые упоминания об усадьбе Останкино относятся к 1558 году. В то время Останкино принадлежала дьяку Василию Щелкалову – хранителю государственной печати. В конце 16 века в подмосковной деревне Останкино он построил боярский дом, посадил рощу и заложил деревянную церковь. Во время Смутного времени здание церкви было разрушено. В 1601 году Останкино было пожаловано царем Михаилом Федоровичем князю Черкасскому, который восстановил усадьбу и церковь. Позднее в середине 17 века вместо деревянной церкви установили каменную, которая получила название Живоначальной Троицы в Останкино. К началу 18 века усадьба Останкино считается одной из красивейших усадеб Москвы. Графам Шереметьевым усадьба Останкино стала принадлежать после женитьбы Петра Борисовича на княгине Варваре Алексеевне Черкасской в 1743 года. Усадьба вошла в состав приданого невесты.
Граф вместе с молодой женой живет в усадьбе Кусково. Останкино он использует для хозяйственных целей, разбивает парк, перестраивает дом, строит теплицы и оранжереи. После смерти графа усадьбу Останкино наследует его сын Николай Петрович. При нем усадьба Останкино становится его летней резиденцией. Граф обустраивает помещение театра с уникальной для Москвы того времени театральной машинерией.
С 1918 года усадьба Останкино стала государственным музеем Москвы, где можно увидеть подлинные интерьеры 18 века.


В настоящее время в музее-усадьбе Останкино проходят музыкальные фестивали «Шереметьевские сезоны», которые стали популярными у жителей Москвы и Московской области.

Где находится музей-усадьба Останкино в Москве:

Как добраться до музея-усадьбы Останкино в Москве. От станции метро «ВДНХ» на любом трамвае до конечной остановки «Останкино». От станции метро «ВДНХ» или «Алексеевская» на троллейбусе №9, 37 или автобусе № 85 до остановки «Улица Королева». Музей-усадьба Останкино в Москве при повышенной влажности воздуха (более 80%) не работает! Уточняйте о работе музея-усадьбы в день посещения по телефону. Останкино - одна из усадеб в Москве семьи Шереметьевых, которые были одни из самых богатых людей России. Усадьба Останкино в Москве это редчайшая жемчужина русских мастеров 18 века. Сейчас Останкино это действующий музей-усадьба, где бережно хранится 11 коллекций с редкими экспонатами. Здесь собраны уникальные коллекции фарфора, изделий из стекла, созданные в 17-20 веках, коллекция скульптур, фамильное собрание картин и икон, принадлежащих семье Шереметьевых. В музее-усадьбе Останкино в Москве сохранилось много подлинных интерьеров, мебели, хрустальных люстр. Здесь можно увидеть частично сохранившиеся фрагменты бумажных французских обоев, которыми на момент открытия дворца в 1795 году были оклеены все залы. Также в музее-усадьбе Останкино хранятся фотоотпечатки семейного архива графов Шереметьевых. Здесь регулярно проводятся выставки прославленных художников- акварелистов 19 века. Часть усадьбы Останкино открыта для бесплатного посещения гостями и жителями Москвы. Любой желающий может прогуляться по аллеям парка и посидеть на берегу пруда. Другая часть усадьбы превращена в музей. В музее-усадьбе Останкино можно увидеть следующие достопримечательности: Дворец Шереметьевых, который был построен в конце 18 века. Парадный двор. Церковь Живоначальной Троицы в Останкино. Пейзажный и увеселительный парки. Московский дворец Шереметьевых в Останкино уникален! Это почти единственное театральное здание 18 века в Москве, где сохранилась сцена, зрительный зал, гримерные комнаты. Появлением театра в Останкино усадьба обязана графу Николаю Петровичу. Он был страстно увлечен театром и имел отличную труппу из крепостных актеров. Поэтому оставаясь в Москве в летней резиденции Останкино, граф наслаждался театральными представлениями. Сейчас помещения театра открыты для посещения всеми желающими. История музея- усадьбы Останкино в Москве. Первые упоминания об усадьбе Останкино относятся к 1558 году. В то время Останкино принадлежала дьяку Василию Щелкалову – хранителю государственной печати. В конце 16 века в подмосковной деревне Останкино он построил боярский дом, посадил рощу и заложил деревянную церковь. Во время Смутного времени здание церкви было разрушено. В 1601 году Останкино было пожаловано царем Михаилом Федоровичем князю Черкасскому, который восстановил усадьбу и церковь. Позднее в середине 17 века вместо деревянной церкви установили каменную, которая получила название Живоначальной Троицы в Останкино. К началу 18 века усадьба Останкино считается одной из красивейших усадеб Москвы. Графам Шереметьевым усадьба Останкино стала принадлежать после женитьбы Петра Борисовича на княгине Варваре Алексеевне Черкасской в 1743 года. Усадьба вошла в состав приданого невесты. Граф вместе с молодой женой живет в усадьбе Кусково. Останкино он использует для хозяйственных целей, разбивает парк, перестраивает дом, строит теплицы и оранжереи. После смерти графа усадьбу Останкино наследует его сын Николай Петрович. При нем усадьба Останкино становится его летней резиденцией. Граф обустраивает помещение театра с уникальной для Москвы того времени театральной машинерией. С 1918 года усадьба Останкино стала государственным музеем Москвы, где можно увидеть подлинные интерьеры 18 века. В настоящее время в музее-усадьбе Останкино проходят музыкальные фестивали «Шереметьевские сезоны», которые стали популярными у жителей Москвы и…

На Первой Останкинской улице города Москвы раскинулся живописный дворцово-парковый ансамбль конца XVIII века, построенный «русским Крезом» графом Николаем Шереметевым — одним из самых богатейших людей Российской империи.

Сегодня ансамбль известен как музей-заповедник «Останкино» и является частью старейшего Останкинского парка, территория которого после реконструкции 2014 года обрела не только свой первоначальный исторический облик, но и дополнилась современными велодорожками, крупнейшим в Европе скейт-парком, танцплощадкой, лодочной станцией, фонтанами, площадкой с тренажерами, конной трассой, парком скульптур, детскими игровыми площадками и кафе. По парку любят прогуливаться многочисленные туристы и жители столицы, тем более что с одной своей стороны он примыкает к Главному ботаническому саду РАН, а с другой к .

В 2013 году Останкинский музей закрылся на реконструкцию и с тех пор посетители в него не допускаются. Реконструкция эта была вынужденной: деревянное неотапливаемое здание не выдерживало больше нагрузки и могло разрушиться в любой момент.

Однако парк по-прежнему открыт для всех желающих. Да и сотрудники музея проводят однодневные выездные выставки и групповые занятия для взрослых и детей, в ходе которых они рассказывают об Останкино и других усадьбах, принадлежавших графам Шереметевым. Круг тем зависит от предпочтений группы: можно выбрать виртуальную экскурсию по дворцу, узнать об истории усадьбы и ее владельцах, послушать о крепостном театре – «Пантеоне искусств» Шереметевых, ознакомиться с удивительными коллекциями дворцово-паркового комплекса, в числе которых скульптуры, фарфор, часы и осветительные приборы конца XVIII века. Занятия сопровождаются показом многочисленных фотографий и видеорядом.

После завершения реконструкции (ориентировочно — 2020 год), музей-усадьба «Останкино» предстанет перед современниками во всей красе: с подземными выставочными залами, деревянным дворцом-театром с богатыми интерьерами, увеселительным садом и потрясающими оранжереями.

История усадьбы «Останкино»

Первые документальные упоминания об Останкино относятся к середине XVI века, тогда это была деревня Осташково и принадлежала она некоему Алексею Сатину. В 1584 году владельцем деревни стал дьяк Василий Щелкалов, который построил в деревне деревянную церковь и боярский дом, выкопал пруд и посадил дубово-кедровую рощу.

В Смутное время постройки Щелкалова сгорели, остались только пруд и остатки деревьев. В 1620 году Останкино перешло к князю Ивану Черкасскому, родственнику царя Михаила Романова. В 1642 году землю унаследовал племянник Ивана Черкасского Яков, который обустроил в Останкино охотничьи угодья. А в 1666 году Останкино стало собственностью Михаила Черкасского, сына Якова. Михаил приказал заново посадить кедровую рощу и отстроить новую каменную церковь.

После Михаила усадьба перешла к его сыну Алексею Черкасскому, и на нем цепочка наследования прервалась: в 1743 году дочка Алексея Варвара Черкасская вышла замуж за графа Петра Шереметева, и Останкино было отдано ее супругу в качестве приданого. Фельдмаршал Петр Шереметев и без того был богатым человеком, а после женитьбы на наследнице огромного состояния, стал еще богаче. В обществе его прозвали «русским Крезом», а позднее это прозвище перешло к его сыну Николаю Шереметеву, унаследовавшему состояние отца.

Петр Шереметев практически не уделял время поместью, так как был занят обустройством другой своей усадьбы в . Однако он использовал Останкино в качестве сельскохозяйственных и охотничьих угодий, поэтому в имении были построены оранжереи и теплицы, разбит парк и заложен Увеселительный сад. В теплицах выращивались овощи, которые затем поставлялись к графскому столу в Кусково.

В 1788 году Николай Шереметев стал самым завидным женихом в Москве, так как сделался владельцем несметных сокровищ, завещанных ему отцом. Однако граф о женитьбе в те годы не помышлял. Его любовью и музой был крепостной театр в Кусково, однако там ему не хватало простора для того, чтобы развернуть полет своих творческих фантазий. Поэтому в 1790 году он принял решение построить в Останкино большую летнюю резиденцию, главным звеном которой должен был стать настоящий «Пантеон искусств» — крепостной театр, в котором будут играть и петь лучшие артисты его труппы.

Для лучшей акустики Большой дом решено было построить из дерева. Строительство дома-театра шло с 1792 по 1797 годы. Театр, заложенный в нем, стал одним из лучших частных театров страны, однако просуществовал он недолго, дав всего 4 представления, а затем был заброшен Шереметевым.

Причиной такого попустительства стала тяжелая болезнь Прасковьи Жемчуговой, крепостной артистки и фаворитки графа, после которой она не смогла больше петь. В 1798 году Николай дал вольную девушке, а затем тайно с ней обвенчался в 1801 году. Их брак длился всего два года: после рождения сына Прасковья была отравлена кем-то из крепостных, хотя официальной причиной ее смерти была названа родовая горячка. Шереметев распустил труппу и в 1804 году театр перестал существовать.

Следующий этап в жизни Останкино начался в 1856 году, когда в Большом доме решил временно поселиться Александр II с членами своей семьи. В честь приезда царских особ дом-театр подвергся частичной перепланировке. Император прожил в усадьбе всего неделю, готовясь к церемонии своей коронации, но именно после его приезда Большой дом стал именоваться дворцом.

В 1918 году усадьба Останкино была национализирована и превратилась в государственный музей. В 1932 году на территории бывшей усадьбы был открыт Парк культуры и отдыха Феликса Дзержинского, в 1976 году ставший зоной отдыха ВДНХ. После развала СССР парк был переименован в Останкинский.

Достопримечательности усадьбы «Останкино»

Дворец-театр Шереметевых

Деревянный дворец-театр строился в течение пяти лет. Николай Шереметев хотел, чтобы он блистал красотой и роскошью и чтобы высокие гости, которых он планировал приглашать, восхищались не только «Пантеоном искусств», но и парадными покоями. Основным архитектором дворца стал итальянец Франческо Кампорези, который решил спроектировать дворец в П-образной форме.

В центре дворцового комплекса он построил театр, затем в разные стороны от него провел две проходные, соединявшие центр с боковыми Египетским и Итальянским павильонами. Актерский флигель и жилые помещения примкнули к павильонам. Крепостной театр по заказу Шереметева сделали трансформирующимся: театральный зал с легкостью превращался в танцевальный за счет разборного пола. Гримировочная комната артисток выходила сразу на сцену.

Кроме Кампорези, проектировщиками дома являлись известные придворные архитекторы Джакомо Кваренги, Иван Старов, Винченцо Бренна. Большой вклад в создание дворца внесли и крепостные графа: архитекторы Павел Аргунов и Алексей Миронов. В 1795 году была закончена отделка интерьеров, и театр дал свое первое феерическое представление.

Большая сцена, роскошный партер, великолепный бельэтаж действительно превратили театр в «Пантеон искусств». За счет построенного машинного отделения на сцене сверкали молнии, шли дожди, гремел гром – все, как в настоящей жизни. Такой эффект достигался за счет желоба, в который специально обученный крепостной сыпал горох или мелкие камешки, — они и создавали нужные звуки. Второе представление театр дал в честь приезда в усадьбу графа Станислава Потоцкого.

В 1796 году Шереметев решил продолжить строительство и добавить парадные залы, выстроенные в анфиладном порядке, к южной части дворца на втором этаже. Теперь по парадной лестнице можно было попасть в Малиновую прихожую, затем в изысканный Голубой зал – самый роскошный во всем дворце, после него в Пунцовую гостиную, в которой повесили огромный портрет императора Павла I.

Над новыми залами трудились лучшие крепостные резчики, искусные позолотчики и опытные столяры, которые создали настоящие царские интерьеры, сохранившиеся до наших дней. Парадные залы украсили хрустальные светильники, бра, навесные люстры, канделябры, торшеры, фигурные подсвечники для свечей и стенники – все осветительные приборы, существовавшие в стране в конце XVIII века. Еще одним элементом декора стали скульптуры, установленные по всему дворцу.

В ходе строительства фойе на первом этаже переделали в Эстампную галерею, а графскую ложу на втором – в Картинную. В итоге в обеих галереях разместилась богатая коллекция картин Шереметевых, которая уцелела до наших времен.

В 1797 году состоялось третье представление театра, которое готовилось в честь приезда в усадьбу Павла I, но император только осмотрел усадьбу и уехал. Четвертое и последнее представление было дано в честь приезда во дворец Станислава Понятовского и иностранных министров.

В 1820 году сын Николая и Прасковьи Шереметевых Дмитрий разобрал актерский флигель и жилые помещения, примыкавшие к дому, из-за их обветшалого состояния.

Накануне приезда императора Александра II театр превратился в зимний сад: разборный пол был уничтожен, а вместо него положили стационарный. «Пантеон искусств» потерял возможность трансформироваться и лишился нижнего машинного отделения. Ротонда дворца была оборудована в рабочий кабинет императора. И театр, и ротонда дошли в этом варианте реконструкции до наших дней.

Церковь Живоначальной Троицы

Строительство каменной церкви в стиле русского узорочья по прошению князя Черкасского началось в 1678 году. Ее архитектором был крепостной Павел Потехин. В 1683 году был освящен Тихвинский придел церкви, в 1691 году – придел Александра Свирского, а еще через год – придел Святой Троицы и завершен резной иконостас в стиле нарышкинского барокко. Впоследствии в храме были достроены галереи, крыльцо и колокольня с шатровым завершением. Для отделки и декора церкви использовались белый камень, красный кирпич, разноцветные полихромные изразцы, гирьки, ширинки, киотцы, балясины, кувшинчики, розетки и арочки.

В 1930 году церковь стала филиалом Антирелигиозного музея искусств, и службы в ней прекратились. В январе 1935 года она была включена в комплекс Останкинского музея и долгие годы в ней располагались служебные помещения. Службы в храме возобновились только в 1991 году.

За годы своего существования церковь неоднократно подвергалась реконструкции. Сегодня она представляет собой бесстолпный четырехгранный храм с тремя галереями и одинаковыми приделами, стоящий на высоком каменном цоколе. Главный иконостас состоит из восьми ярусов, на двух из которых представлены иконы XVII-XVIII веков.

Увеселительный сад

Увеселительный сад усадьбы был заложен графом Петром Шереметевым в 1754 году. В последующие годы шла активная посадка кленовых, липовых и еловых аллей, а в оранжереях выращивались декоративные растения. Кульминацией стала постройка в саду увеселительного павильона, в котором планировалось устраивать гуляния с танцами и маскарадами.

Когда Останкино унаследовал Николай Шереметев, он решил заняться не только строительством дворца-театра, но и обустройством Увеселительного сада. Главным садовником стал англичанин, имя которого не зафиксировано ни в одном из документов. Разбивку сада осуществляли Иоганн Манштатт, Петр Ракка и Карл Рейнерт. Парк включил в себя «английскую» пейзажную часть с прудами, беседками, павильонами, дорожками и регулярную «французскую» со скульптурами, вазами и статуями. В прудах было организовано катание на лодках. Основу парка составляли дубы, кедры, липы и вязы, которым сегодня насчитывается свыше 200 лет.

В 1795 году на искусственной насыпи, названной Парнасом, была построена очаровательная беседка «Миловзор», которая стала лучшим видовым местом усадьбы. В начале XX века утраченная беседка была воссоздана. Еще одним элементом дизайна увеселительного сада, сохранившимся до наших дней, стало берсо.

Где находится и как добраться

Усадьба «Останкино» находится по адресу: город Москва, 1-я Останкинская улица, дом 5.

Попасть сюда можно от станции метро «ВДНХ», сев на любой трамвай, следующий до остановки «Останкино». Либо сев на автобус № 85 или троллейбусы № 37 и № 9, следующие от этой же станции или станции метро «Алексеевская». Конечным пунктом назначения будет остановка «Улица Королева».