Мясоедов григорий григорьевич картины. Григорий григорьевич мясоедов - биография и картины. Мясоедов Григорий Григорьевич: картины

Владимир Дергачев


Иван Мясоедов (Эжен Зотов) «Вакханка» конец 1910-х

Русский художник, представитель символизма и модерна, Иван Мясоедов (1881, Харьков - 1953, Буэнос-Айрес) родился в семье знаменитого художника-передвижника Григория Мясоедова. Был внебрачным сыном художника Григория Мясоедова и художницы Ивановой. Детство провел в родовой усадьбе Павлёнки (под Полтавой).

Вехи биографии. Корреспондент армии Деникина, художник Берлинского зоопарка, изготовлявший так же плакаты для голливудской киностудии, киноактёр, дважды узник берлинской тюрьмы «Моабит», автор многочисленных портретов, в том числе итальянского дуче Бенито Муссолини и лихтенштейнского князя Франца-Йозефа II. В Вадуце он пишет многочисленные пейзажи и натюрморты. По его гравюрам на металле было выпущено около 13 миниатюр в нескольких марочных сериях. Дружил с генералом Смысловским, с которым познакомился еще в армии Деникина, где художник изготовлял для разведки фальшивые английские фунты.

Лихтенштейн. 1950 год. Семья Мясоедова (Зотова). У ног Ивана Мясоедова и Мальвины Верничи сидит их дочь Изабелла Верничи и слева ее дети - Анита и Михаэль Модлер.

Художник Иван Мясоедов был прекрасным профессиональным гравером, что стало причиной большой беды. Германия в 20-е годы бедствовала, немецкая марка девальвировалась. Но на этом фоне семья Мясоедовых жила на широкую ногу. У них собираются русские эмигранты, художники и поэты. Вскоре секрет благополучия раскрывается. В 1923 году Мясоедова арестовывают как фальшивомонетчика — рисовал и печатал английские фунты. Три года Иван проводит в Моабитской тюрьме, где расписывает тюремную церковь. Выйдя на свободу, пишет целый ряд полотен, среди которых выделяется ностальгический цикл «Украинские подсолнухи», наполненный тоской по родине и украинскому имению.

После двух судимостей в Германии в 1938 году бежит с семьей в Лихтенштейн по поддельному чешскому паспорту (сам «нарисовал») на имя «профессора Зотова».
В княжестве Иван Мясоедов стал придворным художником, создал великолепные эскизы почтовых марок. После нескольких лет благополучной жизни обнаружилось, что художник находится в международном розыске как опытный фальшивомонетчик. В 1946 году правительство Лихтенштейна получило известие, что Евгений Зотов - самозванец, многие годы проживающий по поддельному паспорту. Говорят, что даже при аресте его застали за подделкой стодолларовой банкноты. Достоверен факт, что в 1948 году Мясоедов вновь попал под арест за подделку государственных кредитных бумаг, а всю семью лишили гражданства княжества. После непродолжительного заключения Мясоедов с семьей в 1953 году переезжает в Аргентину. Возможно, по протекции генерала Смысловского, ставшего советником аргентинского президента Перона. По приезду в Буэнос-Айрес Иван Мясоедов внезапно тяжело заболел и умер от рака печени. Ему было 73 года.

После смерти художника, его жена вернулась в Вадуц и привезла все его произведения в Лихтенштейн. Мальвина Верничи пережила своего мужа почти на 20 лет, умерла в местном доме для престарелых. Похоронена на городском кладбище в Ведуце в 1972 году.

***
Лихтенштейн стал второй Родиной художника. В альпийском княжестве его творчество получило государственное признание как национального художника. Иван Мясоедов создал более 4 тыс. живописных и графических произведений, из них более тысячи находится в Лихтенштейне. Картины художника были собраны по всей Европе его другом бароном Фальц-Фейном и помещены в специальной галерее в местном Художественном музее.

Когда в княжестве отмечалось 100-летие со дня рождения Мясоедова-Зотова, было собрано более 1 млн. швейцарских франков частных пожертвований. За эти средства выкуплены у наследников работы художника и основан частный «Фонд Мясоедова-Зотова». Фонд построил в Вадуце технически оснащённую Картинную галерею, в которой находятся многочисленные работы художника. В настоящее время коллекция оценивается более чем в $60 млн.

В 1998 году в Москве в Государственной Третьяковской галерее была организована ретроспективная выставка «Иван Мясоедов-Евгений Зотов. Путь исканий». На открытие были приглашены внучки художника. Мишель Модлер жила в Нюрнберге, работала дизайнером в Siemens. Нанита Модлер была искусствоведом парижского Центра им. Жоржа Помпиду.

Недавно выставка «Лихтенштейн: далекий и близкий» прошла на Урале в Екатеринбурге при поддержке Швейцарского информационного центра. Здесь кроме картин и рисунков была представлена серия марок, посвященная творчеству Ивана Мясоедова. Серия была выпущена в 2013 году совместно княжеством Лихтенштейна и Российской Федерацией.

Больше всего люди любят прописные истины и избитые цитаты. Действительно, лучше Фридриха Ницше показные страдания юной девушки из-за неразделенной любви не выразил никто. Как тут не согласиться? Разве «То, что нас не убивает, не делает нас сильнее?» Конечно, делает! Не поспоришь! А фраза «На детях творцов природа отдыхает» вообще превратилась в аксиому. Выдумывая правила жизни, люди по своей глупости не понимают одного - жизни плевать на сочиненные для нее правила.

Усомниться в прописной истине все равно, что плевать против ветра. Но я, человек любопытный и настойчивый, пожалуй, попробую. Плевок первый: отец был скульптором, неужели на сыне природа отдохнула? Плевок второй: родители Бориса Пастернака - люди творческие, но на самом поэте природа тоже решила не отдыхать. Плевок третий – это герой моей статьи. Все шло к тому, что судьба Ивана Мясоедова должна была сложиться не лучшим образом. Но получилось иначе. Перед нами практически неизвестный в России, но великий художник, история жизни которого скорее напоминает шпионский триллер, чем биографию творца.

Он родился в Харькове, а умер в Буэнос-Айресе. Ивану Мясоедову как будто с самого детства предназначалось провести жизнь в дороге, нигде не задерживаться надолго, даже в собственном доме. Его отец, один из лидеров «Передвижников», художник, чьи картины и сейчас украшают стены Русского музея и Третьяковской галереи, в обычной жизни явно был не лучшим человеком. О его тяжелом характере ходили легенды, а отношение к сыну, которого он очень долго не признавал своим ребенком, было настолько отвратительным, что пригласил Григория Мясоедова стать моделью для своей картины: «Иван Грозный и сын его Иван». Репин был убежден, что никого больше подходящего на роль детоубийцы он не найдет.

«Илья взял царя с меня, потому что ни у кого не было такого зверского выражения лица, как у меня…» - писал позже старший Мясоедов.

В этом он был прав. Григорий Григорьевич в семье был настоящим тираном. Он запрещал своей жене говорить Ивану, что она его настоящая мать, а при первой возможности удалил ребенка из дома, отдав его на воспитание своим знакомым. Воспитание отца, в котором Репин так удачно угадал характер детоубийцы, принесло свои плоды. Иван Мясоедов рос диким ребенком, не признавал никаких правил, постоянно ввязывался в драки.

«Исчадье Ада! Страшно подумать, что из него выйдет!» - говорила про своего воспитанника приемная мать Софья Матвеевна Киселева.


Для таких утверждений были все основания. Как-то на приеме, на котором присутствовали почти все передвижники, маленький Иван подошел к Николаю Маковскому, который был одет лучше всех, высморкался прямо в рукав его нового сюртука, после чего продолжил, улыбаясь, смотреть в глаза обсопливленного живописца. Выражалось ли в этом презрение младшего Мясоедова к реалистической живописи и канонам реалистического искусства? Возможно. Одно известно точно: отца и его товарищей он на дух не переносил. Выбор рукава в виде носового платка стоил Ивану дорого - ребенка отдали в детдом. Правда, ненадолго. Вскоре Григорий Мясоедов официально усыновил его.

Чему мог учиться мальчик в семье, где отец и мать были художниками? Ответ очевиден. Иван поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Там же он узнал две шокирующие новости: от туберкулеза умерла мать, и отец официально признал его своим сыном. Эти известия явно не обрадовали молодого живописца.

Обучение в Петербургской Академии художеств тоже проходило не просто. Чаще, чем награды, художник получал выговоры за нарушение уставных правил, а в 1904 году, после очередной ссоры с отцом, сжег около шести тысяч своих рисунков. Похвалы от именитого родителя вообще ждать не приходилось. О первом значительном успехе сына он написал так:

«Бродит, пускает пузыри, а выйдет вино или квас - не известно…»

Вышло вино. В 1909 году Иван Мясоедов получил золотую медаль Академии за картину «Поход минийцев», что дало ему право на обучение в Европе.



Увлеченность античностью вообще сыграла в жизни художника очень большую роль. Это не только тема почти всех первых его картин, не только противостояние отцу, который терпеть не мог сюжетов из древней истории и предпочитал изображать только крестьянский быт. Благодаря увлечению культурой Древней Греции, младший Мясоедов начал профессионально заниматься силовой гимнастикой. Вскоре он уже получал первые призы на соревнованиях по всей Европе, исполнил свою мечту и выступал в Колизее - тогда ему рукоплескал весь Рим. А отец по-прежнему был недоволен.

«Чемпион мира и окрестностей…» - презрительно бросил он, узнав об успехе сына.

Сын мстил изобретательно. Приезжая на летние каникулы в имение отца под Полтавой, он специально разбрасывал в местах его прогулок свои гимнастические снаряды. Старик регулярно натыкался на них, ругался, но сдвинуть их был не в силах.

Иван Мясоедов видел смертный час своего отца и даже изобразил его, вот только сложно сказать, чего в этом наброске больше - мастерства или ненависти. Предсмертная агония родителя явно доставила художнику удовольствие - все, что связано в этом рисунке со страданием, выписано с особой тщательностью.


Но это было только начало мести. Вступив в права наследования, Иван Мясоедов устроил выставку-продажу, где за бесценок избавился от всего наследия отца.

Странно, но именно после смерти Григория Мясоедова в жизни художника начался самый счастливый этап. Его выступления в цирке всегда собирали толпу, его работы отлично продавались, его тоже имели большой успех. Он нашел любовь всей своей жизни, свою музу, которой стала итальянская танцовщица Мальвина Верничи, приехавшая в 1912 году на гастроли в Россию (на родину она так и не вернулась, оставшись с живописцем).

В этот же период Иван Мясоедов создал первую самостоятельную и по-настоящему интересную картину «Художник и модель». Первое, что бросается в глаза, - положение тела девушки в центре картины. Она не шевелится, ни малейшего движения. Ее глаза опущены, а сама она как-будто висит в воздухе. Наш взгляд двигается дальше, и мы видим художника, который не смотрит на свою модель, не смотрит даже на холст, на котором пока нет ничего, даже наброска. Нет, взгляд его устремлен в темноту, расстилающуюся за окном, рука нервно впилась в подлокотник стула. Вообще первая ассоциация, которая приходит в голову, - у них только что был секс! Причем, художника это явно не радует, а модель привыкла, но не все так просто.



Ключ, необходимый для понимания картины, здесь задается через свет. Девушка в центре - мечта, она нерожденная картина, она - та, чье место сейчас пустует на полотне, а не живой человек. Это момент рождения шедевра, когда автор стоит на пороге озарения. И мотив, мотив прекрасный в своей простоте смысла и сложности в своем понимании: художник не случайно смотрит в ночь - свет всегда рождается из тьмы.

Так и в жизни Ивана Мясоедова: свет родился из смерти отца, но счастье продолжалось не долго. Первая Мировая, за ней революция, лидером которой был простой народ, который так любил отец и так ненавидел сын. Ивану Мясоедову казалось, что его деспотичный родитель снова с ним, но уже в другом, незримом, виде. Перед тем как оставить навсегда усадьбу в Павленках, художник тщательно уничтожает в ней все, что было связано с его отцом. Но об этом уже в следующей статье.

Иван Мясоедов родился в 1881 году под Полтавой, в имении отца Павленки, в семье знаменитейшего художника-передвижника Григория Мясоедова. С 1889 по 1895год он регулярно посещал уроки в частной художественной школе, принадлежащей его отцу. В 1896 году Иван поступил в Московскую школу Живописи, ваяния и зодчества. Примерно в тот же период он увлекся тяжелой атлетикой и гиревым спортом. Прекрасно сложенный от природы, он вскоре довел свое тело до совершенства. В то время модно было быть здоровым и сильным.Мясоедов был членом Атлетического общества графа Рибопьера и даже участвовал в соревнованиях: в на Всеросийском чемпионате по тяжелой атлетике в 1909 году он занял Второе место. Не забывал он, впрочем и занятия живописью.
С 1907 по 1909 год он учится в батальной мастерской Императорской Академии художеств, которую заканчивает с отличаем. Его дипломная работа "Аргонавты отправляются за Золотым руном" произвела фурор.
Учась в академии, Мясоедов в совершенстве овладел искусством гравировки в мастерской профессора Матэ. Это имение со временем позволит ему пожить с размахом, но не доведет до добра.
Иван много пишет. В основном, это монументальные полотна на античные сюжеты, но ему одинаково хорошо давались и портреты, и пейзажи.










В 1912 году на гастроли в Россию приехала итальянская танцовщица Мальвина Верничи. Иван влюбился в нее с первого взгляда. Это крохотная женщина с греческим профилем и гибкой мускулистой фигуркой полностью соответствовала представлениям Ивана об античной красоте; средиземноморская внешность экзотической танцовщицы пленила его навсегда. Они стали жить вместе, похоже, так и не узаконив своих отношений - дочь Ивана и Мальвины носила фамилию матери. Жили молодожёны не особенно раскошно, питаясь за те гроши, которые Иван зарабатывал в цирке. Еще иногда удавалось подзаработать, устраивая выставки отцовских работ.Мальвина часто позировала мужу

Приближалась Революция. Иван не стал ее сторонником, ему близки были идеи анархизма, но ему претило любое насилие, концентрацией которого он считал революцию. Он вступил в армию Деникина и стал при ней художественным корреспондентом. После разгрома деникинских войск красными Мясоедов попал в плен и чуть не был расстрелян. Ему чудом удалось спастись, и в 1921 году он вместе с Мальвиной уплывает из Крыма на немецком корабле "Вигберт" в Константинополь, затем в Триест, Баварию и надолго оседает в Берлине.
Началась эмиграция. В Берлине Мясоедов продолжает писать картины. Он создает серию портретов на заказ и становится довольно популярным, его полотна неплохо продаются.




Германия в это время бедствует, марка девальвируется, многие жители влачат жалкое существования, Иван и Мальвина же начинают жить на широкую ногу. У них собираются русские эмигранты, художники и поэты. Мальвина воспитывает дочь. Дом Мясоедова - полная чаша. Это было странно, даже с учетом множества заказов. Вскоре секрет семьи раскрывается самым драматическим образом: в 1923 году Мясоедова арестовывают за фальшивомонетничество. Искусный гравер, он заставил Музу служить преступлению. Три года Иван проводит в Моабитской тюрьме, где он расписывает тюремную церковь. Выйдя на свободу, Иван пишет целый ряд полотен, среди которых множество откровенно ностальгических, наполненных тоской по родине, по своему украинскому имению. Именно тогда рождается цикл "Украинские подсолнухи", родимые пейзажи, написанные по памяти и печальное полотно "Прощание с Павленками":






Неугомонного Мясоедова, оказывается, не так легко было унять: в 1933 году его опять арестовывают за подделку банкнот. На этот раз он проводит в тюрьме чуть больше года. Выйдя, он обнаруживает, что многое изменилось: к власти пришел Гитлер. Мясоедов делает себе и жене поддельные паспорта и под именами Евгения и Мальвины Зотовых они покидают Берлин. Художник не боялся нацистов, он опасался, что Германия, подписавшая пакт с Россией, выдаст его, бывшего деникинца сталинским властям. По пути из Германии Мясоедов-Зотов останавливается в Брюсселе, где пишет портрет Бенито Муссолини. Дуче остался очень доволен его работой, портрет позже напечатали на обложке журнала "Новая Италия". Поселяется "новоиспеченная" семья Зотовых в Лихтенштейне, в Вадуце.

В Лихтенштейне семья ведет размеренную жизнь. Зотовы становятся добропорядочными респектабельными гражданами. Иван-Евгений теперь известный уважаемый портретист, который выполняет заказы княжеского дома.


Художник и модель

Мясоедов разочарован в устройстве мира и в человечестве. Он пишет серию картин-аллегорий, посвященных России, Войне, Революции, бедствиям и разрухе.


Аллегория России

Мясоедов-Зотов выпустил первые в Лихтенштейне государственные почтовые марки, занесенные сейчас во все каталоги. В 1981 годах Лихтенштейн отблагодарил художника - в честь его 100-летия была выпущена серия марок, посвященных ему самому.
В 1946 году правительство Лихтенштейна получило известие, что Евгений Зотов, практически придворный художник - самозванец, многие годы проживающий по поддельному паспорту. "Зотовых" лишили гражданства. Мясоедов постарел, но не успокоился: в 1948 году ему пришлось покинуть Вадуц - его в очередной раз обвинили в подделке ценных бумаг.

Семья "Зотовых" в 1950 г. У ног Ивана Мясоедова и Мальвины Верничи сидит их дочь Изабелла Верничи. Слева ее дети - Анита и Михаэль Модлер (сейчас живы)

В 1953 году Мясоедовы отправились в Аргентину. Одна из последних работ: "Море и небо. Отъезд в Аргентину" светится безмятежным покоем и надеждой, которой не суждено было сбыться:

По приезду в Буэнос-Айрес Иван Григорьевич внезапно тяжело заболел и умер - оказывается, у него был рак печени. Вот так закончил свою жизнь большой художник, оставивший более 4000 живописных и графических работ, авантюрист и беспокойный скиталец - Иван Мясоедов. Мальвина пережила его на 20 лет.

Три сестры в парке

Искусствоведы утверждают, что художник Григорий Мясоедов вошел в историю живописи вообще и русской живописи в частности, как один из отцов-основателей и активных деятелей передвижничества. Я с этим утверждение не согласен.

Григорий Григорьевич Мясоедов — это прежде всего художник и не просто художник, а действительно великий художник. А уже потом, если угодно, общественный деятель в области живописи. Пройдет ещё 100 лет и про передвижников будут знать, и помнить, только глубокие и узкие специалисты в области изобразительного искусства. А картины художника Григория Мясоедова будут изумлять своей глубиной и радовать красотой любителей живописи.

Биография художника Григория Мясоедова

Автопортрет

Григорий Григорьевич Мясоедов родился в апреле 1834 году в селе Паньково Тульской губернии, в семье дворян. Некоторое время учился в Орловской гимназии, а потом оставил гимназию и поступил в Академию художеств, в классы профессоров Т.А. Неффа и А.Т. Маркова.

В 1861 году Мясоедов получил малую золотую медаль за картину «Поздравление молодых», а в 1862 году (в год выпуска из академии) – большую золотую медаль за картину «Бегство Григория Отрепьева из корчмы». Кроме золотой медали Григорий Мясоедов был награжден правом на зарубежный пенсион в Европу за государственный счет.

Несколько лет (до 1869 года) художник жил и работал в Европе, однако часто приезжал в Россию и посещал «вечера» Крамского. Именно там Григорий Григорьевич заболел идеей создания сообщества прогрессивных художников, которые бы работали независимо от академии художеств и формировали собственное иное мировоззрение живописца.

В 1870 году Мясоедову было присвоено звание академика. И в том же году в Министерство внутренних дел (2 ноября 1870 года) был подан проект «Товарищества передвижных выставок».

Я не буду перечислять самые знаменитые картины художника – я эти картины вам покажу. Но, только действительно знаменитые, поскольку Григорий Григорьевич работал много и продуктивно, и каждая его картина – это событие в живописи. Не все, в своё время, были приняты публикой и не все попали в созданный критиками раздел «великих произведений». По этой причине огромное количество работ просто не дожили до нашего времени.

Умер Г.Г. Мясоедов 18 декабря 1911 года под Полтавой, в своём имении Павленки, и был похоронен в саду усадьбы.

Картины художника Григория Григорьевича Мясоедова


Страдная пора
Дорога во ржи
Молебен на пашне о даровании дождя
Бегство Григория Отрепьева из корчмы на литовской границе
Поздравление молодых в доме помещика
Чтение Положения 19 февраля 1861 года
Земство обедает
Пристань в Ялте
Дедушка русского флота (Франц Тимерман объясняет юному Петру Алексеевичу устройство ботика, найденного в одном из амбаров села Измайлово)
Монахи. Не туда заехали
Смотрины невесты
У чужого счастья
Лесная река
Опахивание Лесной ручей близ Полтавы Осеннее утро Сам с собою или Игра в шахматы

Биография Григория Мясоедова

(1834-1911)

Григорий Григорьевич Мясоедов родился в селе Паньково Тульской губернии и принадлежал к старинному дворянскому роду. В детстве мальчик много читал, часто рисовал. Отец всячески поощрял его интерес к художеству.

Свое обучение будущий художник начал в Орловской гимназии, где рисование преподавал профессиональный художник И. А. Волков.

В 1853 году он поступил в Академию Художеств. Непростая ситуация сложилась между художником и его отцом. Отец полностью лишил сына материальной помощи, и лишь написанный в 1857 году с натуры портрет отца примирил их.

В 1861 году за полотно «Поздравление молодых в доме помещика», Мясоедов получил малую золотую медаль.

В 1862 году Мясоедов окончил Академию Художеств по классу исторической живописи, получив большую золотую медаль за композицию «Бегство Григория Отрепьева из корчмы на литовской границе» и был поощрен пенсионерской поездкой.

В 1863 году он посетил Италию, Германию, Бельгию, Швейцарию, работал в Париже, Испании. В Риме он занимался в частной Академии.

В 1867 году он живет во Флоренции, где знакомится с семьей опального А.И.Герцена, с литературоведом А.Н.Веселовским, и с семьей художника Николая Ге . Здесь же он создал картину на сюжет «Божественной комедии» «Франческа да Римини и Паоло да Паоленто».

В 1869 году он вернулся в Россию. В Москве пишет картину «Заклинание», за которую получил звание академика.

В конце 1860-х годов, находясь за границей, Мясоедову пришла идея организации Товарищества передвижников . 16 декабря 1870 года состоялось первое общее собрание членов ТПХВ, где было избрано правление, в состав которого вошел и Мясоедов. Он стал автором первого устава ТПХВ и оставался бессменным членом правления в течение сорока лет.

29 ноября 1871 года в Петербурге открылась I передвижная художественная выставка, показанная затем в Москве, Киеве и Харькове.

Мясоедов представил на эту выставку картину «Дедушка русского флота», а в марте 1872 года открылась II передвижная выставка, на которой экспонировалось самое значительное полотно Мясоедова – «Земство обедает ». Эта картина принесла успех художнику. В картине раскрыта главная задача передвижнического реализма – «стремление к реальному и повседневному», отмеченному В.В.Стасовым.

Действие картины разворачивается в тихом провинциальном городишке. У подъезда земской управы расположилась группа крестьян. Один крестьянин дремлет, а другие спокойно едят скудный обед. Рядом, в самом доме, только что отобедали господа. Через открытое окно видно как лакей старательно вымывает посуду, множество бутылок и графинов. В картине изображена бедность в контрасте с богатством. Главными героями картины становятся крестьяне. Художник запечатлел разнообразие их характеров, их особую красоту и душу.

В довольно короткий срок художником была написана картина «Чтение манифеста 19 февраля 1861 года». В картине раскрывается иной аспект той же темы - судьба крестьянства, обманутого в своих ожиданиях.

В 1876 году художник переселился на хутор близь Харькова. Он увлекся садоводством и огородничеством. С этого момента можно отметить начало спада в его творчестве. Меняется его отношение к крестьянской жизни. Мясоедова привлекали темы, раскрывающие народные поверья и традиции.

В картине «Опахивание» изображен древний языческий обряд, защищающий скотину от болезни и смерти: крестьяне опахивают деревню от злых духов, впрягая в плуг обнаженных девушек. В картине «Молебен на пашне о даровании дождя» передано эмоциональное напряжение крестьян, просящих помощи Всевышнего в засушливое лето.

В 1882-1884 художник работает над историческим полотном «Самосожигатели ». В нем художник изобразил момент самосожжения иступленных фанатиков-староверов в горящей избе.

В 1880-е годы Мясоедов работает над пейзажами. Он создал картину «Дорога во ржи». На картине изображена фигура одинокого странника среди бескрайнего ржаного поля.

В 1880-е пейзажи Мясоедова получили признание публики. Он выбирал простые мотивы, неброские виды южного Крыма. Среди этюдов встречались и марины.

В конце 1880-х Мясоедов живет в Полтаве в большой усадьбе с садом, парком и прудом. Осенью и зимой художник уезжал в Крым. Одной из последних его работ стала картина «Зреющие нивы».

В 1890-1900 годах в его произведениях чувствуется влияния салонной живописи. Художник много работал в графической технике. Он создал эскиз театрального занавеса и написал декорации для театра в Полтаве. Он также организовал школу рисования, написал брошюру по садоводству.

Как и многие передвижники Мясоедов в 1890-е года пережил кризис. Он осознавал, что его время безвозвратно ушло. Незадолго до смерти он собирался исполнить три больших картины под единым названием «Святая Русь».

Умер Григорий Григорьевич в 1911 году, в своем имении Павленки близ Полтавы.