Национальные узоры и орнаменты ненцев. Художественный мир сибири. Применение узоров для вышивания

Ненцы

В суровых условиях Заполярья

Таймырские ненцы живут в низо­вьях Енисея, севернее города-порта Дудинка. Ненцы — оленеводы и, естественно, рыбаки, поскольку рядом одна из величайших рек мира.

Среди бесконечных просторов тун­дры, в суровых условиях Заполярья веками вырабатывался мужественный и поэтический характер ненцев, лю­дей, влюбленных в природу своей земли, ее своеобразную красоту. Не­даром ненецкая пословица гласит: «Я знаю, где сердце у оленя, знаю, где оно у реки, но кто скажет мне, где сердце у тундры?!»

Живя среди снега и льда, таймыр­ские ненцы очень любят в одежде и предметах быта два цвета — белый и темно-коричневый. Так и хочется ска­зать: снег и земля. Ненецкая мужская парка с капюшоном и пришитыми рукавицами так и решена в цвете: сама парка из белой шкуры, а капю­шон, кайма подола и рукавицы — темные, из шкуры темного оленя, имеющей общий коричневый тон с серебристым отливом.

Женская шуба-парка ненецкая. Меховая с отделкой цветным сукном

Такая парка имеет самый простой крой и состоит из двух прямых полотнищ (перед и спинка) с вшитыми под прямым углом рукавами. Это самый простой по принципу народный крой. Так, напри­мер, кроилась и шилась и русская кре­стьянская рубаха. Близкая по крою женская шуба надевается не через голову, а имеет разрез и надевается в рукава обычным порядком. Существу­ет и иная по крою шуба. Она имеет конусовидную, сильно расширяющу­юся книзу форму, также сшита из белой шкуры и опушена по вороту и рукавам пушистым белым, чаще всего песцовым мехом. Носят ее не с капю­шоном, а с шапкой.

Женская шапка ненецкая из оленьего меха, опушенная песцом

Женская шапка таймырских нен­цев имеет, как и другие головные уборы народов Крайнего Севера, вид капора, однако совершенно иной фор­мы, чем, например, капор у эвенков или долган. Этот капор довольно пло­ской формы, но с удлинением — «оборкой», спускающейся под ворот­ник шубы. Как и сама шуба, капор отделан таким же пышным белым мехом. Отделкой всех носильных вещей ненцев служат полоски цветного сукна или цветного ситца — крас­ного, желтого, зеленого. Такими по­лосками, нашитыми параллельно, от­деланы манжеты рукавов. Нашивают­ся полоски на плечи шубы, от горло­вины к пройме так, чтобы кончики этих тряпочек свободно развевались. Характерным украшением ненецкой женской шапки служат также метал­лические подвески. Обычно это нани­занные одна за другой медные трубоч­ки, иногда ради живописности переме­жающиеся с крупными цветными фарфоровыми или стеклянными буси­нами и заканчивающиеся внизу круп­ной круглой или ромбовидной прорез­ной медной бляхой.

Медная ненецкая прорезная бляха-подвеска

В центре такой бляхи можно видеть иногда изображе­ние человечка с раскинутыми в сто­роны руками, который как бы стара­ется раздвинуть края ромба. Круглые прорезные бляхи часто имеют в центре изображение звезды или иногда бегу­щего оленя, мастерски вписанного в круг. Такие медные украшения, трубка и бляха делались местными мастерами-ремесленниками. Трубки служили игольниками, а не просто украшениями.

В летнее время шуба из оленьей шкуры, естественно, не нужна, ненки одевались в свободную одежду такого же прямого рубашечного покроя ров­ного синего цвета (у русских такая ткань кубовой окраски носила назва­ние синей крашенины) с отделкой по краям или по вороту и рукавам жел­тыми и зелеными полосками; на боках у подола нашивались также декора­тивные уголки тех же цветов.

z0000039/st046.shtml

Ненцы украшают свою верхнюю зимнюю одежду также оригинальным двухцветным мозаичным орнаментом. Орнамент в виде полосы с бесконечно повторяющимся рисунком обыкновенно располагается по краю пол, вдоль подола и на рукавах, непосред­ственно перед меховой опушкой.

Узор ненецкой мозаики строго ге­ометрический и состоит из прямо­угольных зигзагов, углов, ромбов, меандровых фигур (меандр — прямоугольный уступ­чатый зигзаг, известен как элемент орнамен­та еще в Древней Греции, где он украшал керамические вазы), но, хотя мы воспри­нимаем эти формы как чистую геоме­трию, сами ненцы трактуют каждую фигуру как живое воспроизведение близкой им северной природы. Так, например, ряды темных симметрич­ных отростков, возвышающихся над зубчатой полосой, носят название «за­ячьих ушей», а ряды ромбов, постав­ленных на угол — название «голове­шек». Ряды треугольников с зубча­тыми основаниями, вписанных в пря­моугольные изгибы темной полосы, называются «оленьи следы», сложные асимметричные уступчатые фигу­ры — «оленьи рога». Наконец, фор­ма, напоминающая геометризованное изображение насторожившегося и присевшего зверя, называется «со­боль».

Таким же двухцветным геометри­ческим орнаментом украшены и жен­ские сумки.

Ненецкая сумка

Большая хозяйственная сумка, служащая для хранения, пере­носа и перевозки мягких вещей, пло­ская, двусторонняя, имела форму по­луокружности или, вернее, прямо­угольника с округленным низом и шилась из кожи двух цветов. Общий ее тон — темный, темно-коричневый, в вертикальном направлении вшиты полосы геометрического орнамента. Еще интереснее те сумки, в которых женщины-ненки носят и хранят свои рукодельные принадлежности: нитки, ленты, кусочки кожи, отделочного меха и т. п. Они полны изящества, затейливы, как игрушки. Такая сумка для рукоделий имеет вид мешка на вздёржке и шьется обычно из подкра­шенной в красновато-коричневый тон ровдуги. Бывают и белые в основе сумки, на которых выкладывается аппликационным способом уже знако­мый нам ненецкий геометрический орнамент. Края сумки отделываются бахромой из той же крашеной ровдуги. Кроме того, зачастую к сумке под­вешиваются звучащие, бренчащие подвески, делаются они из копытцев новорожденных оленят. Конечно, оле­нят специально ради этих украшений не убивают, а используют копытца тех новорожденных животных, которые по тем или иным причинам не выжи­ли.

Ненцы издавна известны как от­личные скульпторы. Еще голландский исследователь Крайнего Севера Ви­льям Баренц (по имени которого названо Баренцево море) во второй половине XVI века видел и отмечал на острове Вайгач множество (от 300 до 400) изображений людей, вырезан­ных из дерева и воткнутых рядами в землю. Впоследствии именно за огромное количество идолов (или бол­ванов, как их называли русские земле­проходцы) мыс острова Вайгач, где эти скульпторы были сосредоточены, был назван Болванским Носом.

Большинство скульптур повернуто лицом на восток. Судя по более поздним и более тщательным описа­ниям, вырезались или, точнее, выте­сывались эти скульптуры так же, как в наши дни мастера подмосковного про­мысла резьбы по дереву — богород­ского промысла (село Богородское Загорского района, Московской об­ласти) — вырезают свои деревян­ные скульптурки и игрушки. Богородцы режут их из так называемо­го трехгранника, т.е. из четвертушки расколотого вдоль полена: две грани получившейся призмы служат для вы­резания лицевой части скульптуры, а та часть, где была кора, образует спи­ну, или тыльную сторону. Видимо, так поступали и ненецкие мастера. Они раскалывали ствол срубленного дере­ва или часть ствола длиною от 70 см до 4 м на четыре части и из каждого трехгранника вырезали по фигуре. При этом затрачивался минимум уси­лий. В верхней части трехгранника намечалось в самых общих чертах человеческое лицо: угол призмы — нос, под ним скалывался кусок — рот, по сторонам косые черточки — глаза. Остальной объем деревянной заготовки оставался необработанным. Нижняя часть трехгранника заостря­лась, и фигурка втыкалась в землю. Этими фигурами обозначались и насе­лялись священные места, где соверша­лись жертвоприношения, где ненцы-охотники и рыбаки испрашивали у своих древних богов и духов охотни­чьего счастья.

Сравнение с современной народ­ной богородской скульптурой убежда­ет нас в том, что мастера-резчики, представители самых разных народов, в своем подходе к обработке одинако­вых или сходных материалов мыслили и поступали довольно единообразно. В этом смысле народное искусство по существу интернационально. Многие народы Крайнего Севера устраивали жертвоприношения духам — покро­вителям охоты среди скальных нагро­мождений, особенно почитая те камни, которые, хотя бы и очень отдаленно, напоминали человека. Как не вспом­нить при этом о знаменитых изва­яниях острова Пасхи в Тихом океане, которые так подробно описал Тур Хейердал в своей книге «Аку-Аку»? Деревянные скульптуры ненцев, «на­селявшие» места жертвоприношений, назывались хэ-хэ. Иногда резчики бо­лее тщательно отделывали голову фи­гуры, придавали ей округлую форму. Сам материал, видимо, зачастую под­сказывал мастеру ту или иную форму изображения. Если от ствола в подхо­дящем месте отходили в разные сто­роны два симметричных сучка, их сохраняли: скульптура получалась с руками.

Тем же способом вырезались из дерева фигурки меньшего размера — сядэи, покровители дома, жилья, охот­ничьего и рыболовного промыслов, хранители оленьих табунов.

Маленькие деревянные фигурки домашних покровителей ненцы часто одевали, и, вполне объяснимо, что одежда этих деревянных божков по­ходила на обычную одежду, которую носили ненцы.

Ненцы выполняли из дерева также и изображения животных — волков, медведей, оленей. Эти скульптуры служили, по мнению их создателей, для защиты от волков и медведей, для охраны оленьих стад. Все эти фигурки вытесаны и вырезаны очень обобщен­но, условно, в них, как и в изображениях людей, едва намечены головы ноги, хвосты.

234927/photos/?category=16

Живут ненцы и в евро­пейской Канинско-Тиманской тундре на севере Архангельской области. Одежда европейских ненцев более сложна и значительно более много­цветна и узорна, чем у таймырских родичей. Чем-то канинско-тиманские женские шубы-парки, «тыряв-паны» или папины, сходны по декоративности с нганасанскими, и в то же время они совершенно иные. Ненецкая тыряв-паны имеет несколько притален­ный, расширяющийся книзу силуэт и двухъярусную пышную меховую опушку. Тыряв-паны отделаны пере­межающимися вставками яркого красного и синего сукна, которые так и горят на общем темном фоне. С пе­редней стороны на груди помещается крупный зигзагообразный, исполнен­ный в технике меховой мозаики ри­сунок. Это снова образ северного сияния. И в отличие от долганской трактовки здесь остался только сам рисунок этого удивительного явления, а цвет сполохов переселился в другую часть паницы и отразился в цветных суконных вставках, не имеющих уже зигзагообразного строения. Надо признаться, что здесь мы немного пофантазировали, поскольку красоч­ность ненецкой одежды побуждает к этому. Но сказанное, пожалуй, не очень далеко от истины, поскольку народные мастера в своем творчестве всегда вдохновлялись окружающей их природой.

«Теория большого взрыва» - Периодом Большого взрыва условно называют интервал времени от нуля до нескольких сот секунд. А.Гангнус. Теорию Большого взрыва предложили ученые Фридман и Леметр. Видимо такие комплексы были прообразом будущих клеток. Биохимическая эволюция. Теория большого взрыва. Пространство быстро расширилось, t разлетающихся частиц, обладающих высокой энергией начала снижаться.

«Проблемы возникновения жизни на Земле» - Возникновение много­клеточных организмов. Теории происхождения жизни. Представления древних и средневековых философов. Истории представлений о возникновении жизни. Возникновение жизни на Земле. Возникновение первичных организмов. Работы Л.Пастера. Возраст Земли. Развитие жизни. Коацерватные капельки.

«Теория жизни на Земле» - Следовательно, «большинство насекомых и червей не самозарождается». Теория панспермии. Опыты Ладзаро Спалланцани. Средние века. Теория стационарного состояния жизни. Опыты Франческо Реди. Теории возникновения жизни на Земле: Древний мир. В Вавилоне же люди верили, что черви появляются сами по себе в каналах.

«Как появилась жизнь на Земле» - Черви не заводятся сами собой в гниющем мясе. Сформировать знания об основных гипотезах возникновения жизни на Земле. Жизнь возникала неоднократно в результате самозарождения. Так возник древний мир РНК. Что изображено на рисунке? Образование органических биополимеров – белков, нуклеиновых кислот, сложных углеводов.

«Развитие представлений о жизни на Земле» - Проверим ваши знания. Разгадайте кроссворд. Жизнь на Земле. Способ существования белковых тел. Проблемные вопросы. Опыты. Готфрид Лейбниц. Ладзаро Спалланцани. Земная кора. Демокрит. Английский биолог. Антони ван Левенгук. Советский биохимик. Луи Пастер. Живое происходит только от живого. Божественное сотворение мира.

«Гипотезы возникновения жизни» - Гипотеза пансмермии. Гипотеза биохимической эволюции, или «коацерватная гипотеза». Станционарное состояние. Гипотезы возникновения жизни: Первенство в образовании жизни А.И.Опарин отдавал белкам, а Дж.Холдейн – нуклеиновым кислотам. Теория опарина-холдина. Происхождения человека. Самопроизвольное зарождение.

Всего в теме 22 презентации

Познакомить детей с культурой ненцев, с содержанием ненецких орнаментов.

  • Научить делать закладку с ненецким орнаментом.
  • Развивать наблюдательность и внимание.
  • Активизировать словарный запас и расширить кругозор детей.
  • Обогатить жизненный опыт детей.
  • Развивать речь, познавательную активность, творческий потенциал учащихся.
  • Воспитывать чувства прекрасного, любовь и гордость к родному краю, умение ценить культуру коренного народа - ненцев.
  • Оборудование: аншлаг, трафареты, образцы орнаментов, картинки тундры, чума, оленей, куклы в ненецкой одежде, бурки, шапки, ненецкие игрушки, украшения, значки и книги с ненецким орнаментом, флаг нашего округа, образцы закладок.

    Музыкальный ряд: песни о Нарьян-Маре, диск с аранжировками детских ненецких песен.

    Ход урока

    I. Организационный момент, проверка готовности к уроку. Вступительная беседа.

    Дети читают стихи:

    Суров мой север лишь на первый взгляд.
    Пусть ветры завывают за стеною.
    Вас каждый видеть будет рад
    И обогреть душевной теплотою.

    Дороже нет родного края,
    Где отчий дом, семья, друзья.
    Его я славлю, воспеваю,
    Ведь это родина моя.

    Звучит один куплет песни “Нарьян-Мар, мой, Нарьян-Мар”.

    Мы с вами живём в городе Нарьян-Маре.

    Столицей чего является город Нарьян-Мар? (НАО)

    Люди каких национальностей живут в нашем округе?

    Люди какой национальности являются коренными жителями нашего округа? (Ненцы).

    Ненцы - очень мужественные люди. Они живут в тундре в необыкновенных домах - чумах. Вместе со стадом оленей ненцы кочуют по тундре. Очень, очень давно ненцы не умели ни читать, ни писать. Как же они передавали знания своим детям и внукам?

    II. Объявление темы и цели урока.

    Сегодня на уроке мы с вами узнаем о древней письменности ненцев, поговорим о ненецких орнаментах. Узнаем о том, что рассказывает нам орнамент и сделаем своими руками закладку с ненецким орнаментом.

    Много народов населяет нашу Россию и у каждого есть свои праздники, обычаи, своя национальная одежда, свои узоры, свой орнамент.

    Что же такое орнамент? (Ответы детей)

    Орнамент (слово на доске) - это узор для украшения одежды и быта. Женщины - ненки сами шьют на всю семью одежду из меха оленя, украшают её цветными лоскутками и узорами из меха.

    Где можно встретить ненецкие орнаменты?

    III. Показ изделий из меха оленя с орнаментами.

    1. Куклы в мужской и женской ненецкой одежде.
    2. Бурки с ненецким орнаментом.
    3. Большеземельская и Канинская ненецкие шапки.
    4. Ненецкие игрушки.
    5. Ненецкие панно и украшения.
    6. Значки и книги с ненецким орнаментом.
    7. Флаг нашего округа.

    Орнаменты, которые есть на всех изделиях ненцев “говорящие”, но только их надо уметь “читать”.

    Ученики класса (ненцы) читают стихи:

    Нить вплела в узоры паниц.
    Всё, чем славен мой народ.
    Крылья песен, плавный танец,
    Стад оленьих хоровод.

    Зашифрованы в узорах,
    Чтобы радовать людей
    Синь озёр, а на озёрах,
    Гордый контур лебедей.

    Рыбы лов, охоты сценки,
    Ритм труда, азарт игры...
    С древних пор владеют ненки
    Тайной мастерства иглы. (П. Явтысый)

    Самые первые орнаменты вырезала древняя бабушка-ненка. В них она выражала свою мысль, которую хотела передать своим детям, внукам, правнукам. В своих узорах ненки рисуют тундру и чум, ведь с чума начинается жизнь ненцев, и он является самым главным в тундре. Показ фотографии чума (рисунок 1) и орнамента “ Подобие чума”.

    А если есть чум, значит рядом должны быть люди. Людей в орнаменте древняя бабушка - ненка изобразила в виде узора “Головки”.

    Возле чума всегда должны быть олени. Вот узор “Оленьи рога”.

    Кто же охраняет оленей? Оленеводы, вся их жизнь связана с дорогой.

    Вот узор “Тропы оленьи”.

    В тундре, кроме людей живут птицы, звери, в озёрах - рыба, поэтому появились такие орнаменты, как “Уши зайца”, “ Медвежьи уши”, “След медведя”, “Красивые оленьи рога”, “Кости щуки”, “Вороны”.

    Кроме этих, существует ещё много разных узоров - орнаментов. Мы с вами пока ещё маленькие, чтобы украшать одежду ненецким орнаментом, поэтому сегодня на память о нашем уроке, мы выполним закладку и украсим её ненецким орнаментом.

    1. Показ образцов закладки.
    2. Анализ выполненного образца.
    3. Повторение последовательности выполнения закладки.
    4. Инструктаж по технике безопасности при работе с ножницами и клеем.

    IV. Самостоятельная работа учащихся. (Звучит музыка с аранжировками детских ненецких песен)

    Анализ детских работ.

    Итоговое слово учителя:

    Женщины тундры смогли создать и сохранить сказочный, образный язык - узорную письменность, донёсшую до нас из глубины веков обычаи, традиции, легенды ненецкого народа. Глядя на ненецкие узоры, мы видим, что ненцы издавна жили в тундре, разводили оленей. Тундра тогда и теперь полна зверьём, птицей. С помощью орнаментов ненцы украшали одежду, предметы быта. А нам с вами важно уметь читать эти орнаменты и создавать новые.

    Наш урок я хочу закончить прекрасными стихами ненецкого поэта А.Пичкова.

    Белым пламенем стынут снега
    Где-то зябнут в сугробах селенья.
    А в узорах я вижу рога
    Красоту и отвагу оленью.
    Вот они разбрелись на пимах,
    На паницах я вижу узоры.
    Будто стадо на вольном просторе,
    Утопает в снегу, как во мхах.
    И проворная тянет игла
    Нитку прочную дальше и дальше.
    В том узоре не чувствуешь фальши,
    Где так вложено много тепла.

    Дети и подростки нашего округа умеют ценить красоту природы северного края, в полной мере владеют декоративно-прикладным искусством коренных малочисленных народов Севера и хорошо ориентируются в национальных орнаментах.

    К такому выводу пришли организаторы первого зонального конкурса-фестиваля декоративно-прикладного творчества «Орнаменты Ямала», который проходил 4 и 5 ноября на базе детской художественной школы. Участниками мероприятия, которое проводилось в рамках реализации окружной целевой программы «Культура Ямала» и муниципальной целевой программы «Культура Муравленко», стали 53 учащихся отделений изобразительного искусства детских художественных школ и школ искусств из Нового Уренгоя, Ноябрьска, Муравленко и поселка Ханымей. Самым юным участникам конкурса едва исполнилось девять лет, старшим - семнадцать.

    Несмотря на разницу в возрасте, первое конкурсное задание для всех было одинаковым. В представленных до начала творческого состязания двух домашних заготовках необходимо было отразить культуру, быт, традиционные ремесла коренных малочисленных народов Севера, а также флору и фауну округа. Ребята постарались на славу. Представили всевозможные вышивки, резьбу по дереву, игрушки, вязаные изделия, сувениры и украшения, выполненные в национальном стиле, а также модели одежды северных народов.

    Кроме того, на конкурс ребята представили свое изобразительное творчество на темы: «Ямальская земля», «Сказания и мифы народов Крайнего Севера», «Север и люди». «Все ребята настолько хорошо справились с заданиями, что жюри пришлось нелегко. Было очень много хороших работ, и определить победителей оказалось сложно, - говорит директор ДХШ Людмила Ларионова. - Подобные мероприятия способствуют сохранению и популяризации культуры коренных малочисленных народов Севера, бережному отношению к традициям народов Севера, к окружающему миру и формируют у детей и молодежи патриотическое отношение к своей малой родине.

    Я думаю, поставленных целей на этом конкурсе-фестивале мы добились в полной мере». Пока ребята выполняли конкурсные задания, преподаватели приняли участие в мастер-классах, которые проводили гости из Тобольска, Сургута, Нового Уренгоя и, конечно же, преподаватели учреждений дополнительного образования принимающей стороны. Поучительными для всех оказались выступления Марины Каткилевой, преподавателя ДЮЦ, и Татьяны Ангеловой, преподавателя ДШИ.

    По итогам двухдневного фестиваля-конкурса определились девять победителей. Лидирующие места заняли учащиеся города Муравленко. В общей сложности в активе нашего города шесть призовых мест, Ноябрьска - три. Кроме того, за творческое раскрытие темы задания и высокий уровень техники исполнения творческих работ 12 ребят были награждены поощрительными премиями.

    Айгуль Игтисамова

    Описание презентации по отдельным слайдам:

    1 слайд

    Описание слайда:

    Исследовательский проект «Язык» орнамента северных народов Автор: Самойленко Дарья Дмитриевна, учащаяся 6а класса МБОУ «ООШ№6» Руководитель: Шаймарданова Л.Л. учитель культуры народов Ямала г. Губкинский 2015

    2 слайд

    Описание слайда:

    Цель исследования: познакомиться с образцами орнаментов народов Крайнего Севера и их характерными признаками; воспитывать чувство уважения к коренным жителям Ямала и их культуре; воспитывать чувство патриотизма, любви к своей малой родине Задачи исследования: изучить теоретическую информацию в научно-популярной литературе и интернет –ресурсах; посетить губкинский музей освоения Севера, городскую и школьную библиотеки; рассмотреть орнаментальную отделку одежды ненцев, научиться читать язык орнамента; подготовить текст и иллюстрирующие материалы Методы исследования: поиск, изучение и анализ существующих орнаментов и видов орнаментальной отделки на одежде Объект исследования: орнаменты Предмет исследования: декоративные узоры в национальной одежде народов Севера и различных предметах

    3 слайд

    Описание слайда:

    ОРНАМЕНТ (от лат. оrnamentum – украшение)- это узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов, предназначенный для украшения каких-либо изделий или архитектурного объекта Ямал - заповедный уголок земли, где удается сохранить на протяжении многих лет традиции и удивительно самобытную, во многом уникальную культуру аборигенного населения российской Арктики, которая так обогащает не только российскую, но и мировую культуру. Знание традиций народов Ямала позволяет лучше понять историю и культуру, а также появление орнамента как одного из национальных ценностей народов Севера.

    4 слайд

    Описание слайда:

    Одним из обязательных правил Нума является украшение ненецкой одежды специальными узорами (отрывок из мифа «Правила старика (бога) Нума» “…Пошёл Нум по земле дальше и встретил мужчину и женщину. Махнул рукой, и появились у них олени, нарты, малицы, ягушки и кисы. “Всё это ваше, живите счастливо,- сказал Нум. - Но жить вы должны по законам. Вот они: орнамент на твоих кисах. Это не просто рисунок. Треугольник кисов - это твой чум, поперечные полоски – запреты, ещё один треугольник – дымок над чумом. А верхний ободок на носу кисов – это небо над твоей головой. Полоски в разные стороны могут означать лучи солнца над чумом. Орнамент вокруг кисов означает, что под небом ты не один; вокруг твоего чума живут и другие…”

    5 слайд

    Описание слайда:

    Орнаментами украшаются сумки, ковры, шубы, сапоги, лодки, куртки, одежда носки, варежки, повязки (на голову), ремни, флаги, покрывало, упряжки оленей и другие предметы. Назначение орнамента – украсить поверхность предмета, изделия, сделать его более красивым и оригинальным, передать через орнамент информацию о мастерице, о месте ее проживания, роду занятий, о ее семье, показать её мастерство и творчество. Назначение орнамента

    6 слайд

    Описание слайда:

    Символическое значение орнамента Орнаменты состоят из геометрических фигур, каждая из которых является не просто украшением, а имеет своё название и символическое значение. Считается, что орнаменты придают вещам свойства оберегов и играют роль магической защиты самого предмета и его владельца. Орнаментировали прежде всего ворот, рукава, подол, то есть все отверстия, через которые болезни или злые силы могут проникнуть внутрь. В узорах изображают растения, животных, солнце, луну, землю, огонь. Эти рисунки не дают приблизиться злым духам и привлекают добрых покровителей человека. Одевшись в орнаментированную одежду, человек защищает себя от духов болезни, которые не смогут проникнуть через защитный магический узор.

    7 слайд

    Описание слайда:

    Ненцы в орнаментах воспевают растительный и животный мир, окружающую природу. Учат бережно относиться к ним. Они сильно верят приметам. Приметы для них и запреты, и правила, и предупреждения. Орнамент «Оленьи рога» Орнамент «Локоть лисы» Украшение для оленя Женская шапка не сава

    8 слайд

    Описание слайда:

    Использование орнамента «оленьи рога» в символике ЯНАО Флаг ЯНАО Флаг г. Губкинский Герб ЯНАО Герб г. Губкинский

    9 слайд

    Описание слайда:

    В украшении национальной одежды, обуви часто используется орнамент «уши зайца». Накосник, орнаментированный узорами «чум», «оленьи рога»

    10 слайд

    Описание слайда:

    Орнаменты « морошка», «северное сияние» Орнаменты неразрывно связаны и с фольклорным наследием ненцев, сохранившимся до наших времён, оно поражает своим остроумием и глубокой смысловой нагрузкой, отражает многовековой опыт народа, его меткий ум.

    11 слайд

    Описание слайда:

    Украшение национальной одежды ненцев орнаментами «чум», «заячьи уши», «морошка» Мужскую меховую одежду ненцы называют малицей, а женскую – ягушкой. Шьют их из меха оленя. Украшают орнаментом из кусочков разноцветного сукна. Малицу часто называют индивидуальным чумом, так как подобно чуму она надёжно защищает человека от холода. Шапку и рукавицы пришивают к малице, чтобы ветер не задувал.

    12 слайд

    Описание слайда:

    Чум -Дети -Морошка -Люлька -Белка -Оленёнок -Мастерица -Мамин узор Галерея орнаментов