Обычаи испании для детей. Традиции испании. Фестивали и праздники Испании

Уходящий шпилями в пражское небо, грандиозный и мистически-прекрасный, загадочный и геометрически совершенный, собор святого Вита словно легендарный магнит алхимиков притягивает миллионы туристов, напоминая о вечном стремлении духа и разума к божественной гармонии.

Этот молчаливый свидетель и сопричастник истории Чешского государства, строившийся почти шесть веков, обладает впечатляющей энергетикой и хранит тайны погребенных здесь чешских королей и архиепископов.

Являясь архитектурным символом и оплотом духовности Чехии, ее национально-исторической и религиозной святыней, он по праву входит в тройку красивейших соборов Европы.

История строительства собора

Полное название пражского собора – собор святого Вита, святого Вацлава и святого Войтеха. Согласно легенде, в 925 году воевода Богемии и горячий проповедник христианства святой Вацлав основал эту церковь.

От Генриха I он получил в дар фрагменты мощей почитаемого в Европе святого Вита, погибшего за веру мученика, исцеляющего болезни.

Святой Адальберт – второй епископ Чехии, потерявший жизнь во время миссионерства. Эти святые считаются покровителями и духовными хранителями Чехии и Праги.

Вначале небольшая церковь представляла собой круглую ротонду диаметром около 13 м.

В 1060 году по основанию Пражской епархии было принято решение расширить церковь, и она превратилась в трехнефную базилику.

После преображения епархии в архиепископство, по инициативе короля Богемии Карла IV было решено построить на месте прежней базилики большой готический собор для проведения богослужений, коронаций и погребения правящих особ и архиепископов.

И волею судеб это грандиозное строительство, начатое в 1344 году было завершено лишь в 1929 году. Таким образом каждое из проходящих шести столетий вносило свою лепту в настоящий архитектурный облик собора.

Подготовивший проект и начавший строительство французский архитектор Матиас, приверженец точных геометрических пропорций и математических расчетов, неожиданно скончался на восьмом году строительства, и «эстафету» принял его молодой и более творческий швабский «коллега» Петр Парлерж, внесший в создаваемый строгий готический образ свои художественные инновации.

Затем собор достраивали его сыновья, но начавшиеся в 1419 в Чехии гуситские войны надолго приостановили работы.

В 1490 году при правителе Владиславе Ягеллоне возведение церкви возобновилось, а через 20 лет вновь угасло из-за нехватки средств на столь пышное строительство. Однако богослужения в соборе не прекращались, и даже будучи недостроенным он никогда не пустовал.

Значительный ущерб собору был нанесен пожаром 1541 года. Горело все - статуи, иконы, церковная утварь. Во время восстания сословий в 1619 году церковь св. Вита была изрядно разграблена ворвавшимися протестантами.

В период войны с Австрией, в 1740 году стены собора сильно пострадали от артиллерийских обстрелов, а спустя еще три года в главную башню попала молния и расколола купол. Плачевное состояние важнейшей чешской духовной и исторической реликвии требовало значительной реставрации.

И наконец в 1873 году под руководством архитектора Йозефа Краннера в соборе начались грандиозные восстановительные работы. Для придания церкви облика в соответствии с первоначальным замыслом были использованы сохранившиеся чертежи Петра Парлержа, строительство продолжалось в неоготическом стиле.

Лишь к 1939 году основные работы были завершены, и собору придан тот законченный облик, который восхищает туристов и по сей день.

Внешний вид храма

Шпили собора видны из любого района Праги, он незримо присутствует в киноленте городской жизни. Когда впервые приближаешься к нему, возникает ощущение неземного, «космического» величия.

Главный неф имеет высоту 34 метра, самая высокая Южная башня – 96 метра.

С запада возвышаются еще две башни 82-метровой высоты. Однако собор отнюдь не «подавляет» своими размерами – напротив, согласно средневековым готическим представлениям о присутствии в храме anima mundi , или «мировой души», связующей Бога и человека, создает впечатление гармонизирующего и легкого устремления в небо.

Такой эффект достигается за счет четко выверенных пропорций и ажурной кружевной резьбы, покрывающей его каменные стены.

На одной из башен – характерная фигурка петуха, который символизирует благовестие и по легенде считается «спутником» святого Вита.

В собор можно пройти через западные ворота. Три входных портала украшены барельефами. На центральном изображены сцены строительства храма – от создания первоначального проекта до торжественного вноса мощей святых.

На левом портале — чудесные деяния и истории из жизни святого Вацлава, на правом – святого Войтеха. Много на фасаде красноречивых фигур и изображений злобных химер и горгулий, которые по замыслу должны отпугивать злых духов, однако в реальности служат надежными водостоками.

С южной стороны перед входом в башню находятся т.н. «Золотые ворота» — в древности здесь был главный торжественный вход в храм для представителей высшего сословия. Это тройная готическая арка, которую покрывает выложенная из позолоченного стекла мозаика, изображающая сцены из Страшного суда.

На них шесть святых покровителей Чехии умоляют Христа помиловать души грешных. Шедевр создан из миллиона фрагментов венецианского стекла более чем 30 оттенков. Мозаика придает порталу характерное золотистое сияние.

Интересно рассмотреть и решетки перед этими воротами – на них изображены ремесла, подходящие для каждого знака Зодиака: согласитесь, довольно неожиданное решение с учетом того, что по церковным понятиям астрология – абсолютная лженаука.

А в нише этих ворот можно увидеть мозаичное распятие, выполненное по канонам православия. На это указывают четыре гвоздя, которыми Спаситель был прибит к кресту (католики считают, что их было три). Наличие православного распятия в этом воплощении католицизма – одна из многочисленных загадок собора.

Интерьеры и внутреннее убранство собора

Внутреннее помещение собора также поражает размерами и роскошью убранства. Двадцать восемь мощных колонн, поддерживающих свод, галерея-балкон, разделяющая пространство условно на «земную» и «небесную» части.

Благодаря восхитительным витражам работы более 20 мастеров (среди которых известный модернист ), преобразующим и преломляющим свет, в соборе всегда «живет» сияние солнца. Витражи изображают картины из Священной истории, повествуют о сотворении мира и жизни святых.

Очень красивы капеллы, изолированные боковые ниши – специальные помещения (часовни) в храме для семейной молитвы представителей самых богатых и знатных родов средневековой Чехии. Они словно соперничают друг с другом роскошью и красотой отделки. Здесь покоятся останки членов этих фамилий, мощи святых, архиепископов и епископов.

Каждая капелла (их 23) – и сокровищница, и произведение искусства, и каждая имеет свою историю. Статуи и останки святых, старинные надгробные плиты, изысканные витражи, отделка драгоценными и полудрагоценными камнями, религиозные реликвии – во время экскурсии хочется внимательно и подробно рассмотреть их все.

Безусловно впечатляет капелла святого Яна Непомуцкого, священника и мученика. Надгробие выполнено из двух тонн серебра, а местами имеет платиновое и золотое покрытие.

Скульптуры, изображающие святых, добродетели и ангелов притягивают внимание, их хочется долго рассматривать, восхищаясь мастерством создавшего их в 1833 году архитектора из Вены Фишера фон Эрлаха.

Перед главным алтарем находится королевская усыпальница, состоящая из крипты (верхней части) и ротонды (нижней). Здесь покоятся останки чешских королей и членов их семей.

Над ней – балкон королевской капеллы, в которой монархи их семьи молились. С этого балкона четко видно лица усопших монархов, высеченные в мраморных плитах саркофага. При этом для остальных молящихся верх саркофага не виден.

Балкон отделан красивой лепниной в виде переплетенных ветвей. Колонна молельни украшена фигурками рудокопов, добывавших на Кутной горе серебро, – королевская дань уважения тем, чей труд позволил финансировать строительство церкви.

Интересна библиотека собора, в которой хранятся рукописи, датированные средними веками. Гордость книгохранилища – старинное Евангелие XI века.

Отдельного внимания заслуживает отделанный в стиле рококо орган, который считается одним из самых красивых в Европе. Здесь нередко устраиваются концерты органной музыки.

Обязательно стоит преодолеть 298 ступеней по узкой винтовой лестнице, чтобы насладиться потрясающим видом на Прагу, открывающимся с самой высокой южной башни-колокольни. Долгий подъем по крутым ступеням, видимо, призван напомнить каждому о тесном и трудном жизненном пути по дороге к истинному свету.

А неожиданно близкое пражское небо, взгляд с высоты на суету городской жизни гармонизируют общее впечатление об экскурсии и философский настрой.

За золочеными решетками находятся соборные колокола. Самый большой из них – «Зигмунд» весит почти восемнадцать тонн и создан в 1549 году. Колокола были отлиты взамен уничтоженных пожаром 1541 года.

Весьма примечательны и часы на южной башне. У них одна стрелка и два циферблата, один из которых показывает часы, а второй – минуты.

Где находится собор св. Вита и как до него добраться

Башенные шпили собора в Праге заметны отовсюду. Он находится в самом «сердце» города – в Пражском граде, а точнее – в третьем дворе этого городского комплекса (Hrad III. Nádvoří ).

Трамваи 22 и 23 маршрутов доставят туда от станции метро «Malostranska ». Открыт собор ежедневно, кроме воскресенья, с 9.00 до 17.00 .

Входить в него можно бесплатно, однако для осмотра башен, часовен и внутренних помещений потребуется наличие билета. Очень удобно при этом приобрести билет, позволяющий в комплексе осмотреть достопримечательности Пражского града. Его стоимость зависит от количества предлагаемых к осмотру зданий и составляет 100-350 крон.

Адрес собора Святого Вита на карте Праги:

Посмотрите интерьер собора в этом видеоролике:

Посещение собора св. Вита безусловно станет незабываемым. Олицетворяемая им многовековая история, пронизанная религиозным духом и потрясающей энергетикой, воплощенная в грандиозных произведениях искусства и драгоценных материалах позволит в полной мере ощутить непосредственное приобщение к высочайшим ценностям мировой духовной культуры.

1 января Новый год
В Испании - это середина святочного периода или, как его называют испанцы, священного двенадцатидневья, начинающегося 25 декабря Рождеством, и заканчивающегося 6 января Днем Волхвов.

В этот период проходит еще несколько религиозных праздников, таких, например, как отмечаемый 28 декабря День Святых Невинных Младенцев, аналогичный "дню дурака" 1 апреля во многих других странах, или проходящий в канун Нового года День святого Сильвестра, когда не полагается работать, чтобы не накликать беду.

Новогоднюю ночь испанцы встречают не дома, а, чаще всего, на заполненных празднующими улицах, в барах и ресторанах, на дискотеках и народных гуляниях. После праздничного ужина в кругу семьи, испанцы отправляются на главную городскую площадь, в Мадриде - это Солнечные Врата, где под бой часов, по почти столетней традиции, съедают 12 виноградин, каждая из которых символизирует успешный грядущий месяц. Надо успеть съесть по виноградине каждые три секунды после удара часов. При этом нужно ещё успеть выплюнуть косточки раньше, чем закончится бой часов. К сожалению, кишмиша в Испании нет, и каждый раз кто-нибудь давится косточками. Считается, что новогодние виноградины приносят удачу и отгоняют нечистую силу. Бой часов и виды праздничной площади транслируются по телевизору и те, кто не смог или не захотел прийти на площадь, едят виноградины вслед за ведущим праздничной трансляции за столом.

Традиция исходит из города Аликанте, откуда потом распространилась на всю страну. История Испании помнит 1909 год, когда выдался настолько большой урожай винограда, что торговцы, даже снизив цены, не смогли полностью разгрузить свои подвалы, забитые корзинами с виноградом. Чтобы все-таки не потерять потенциальную прибыль, торговцы начали своеобразную пиар-компанию, согласно которой все, кто съест по одной виноградине с каждым ударом часов, обеспечат себе тем самым счастье в наступающем году.

Еще одна, достаточно молодая традиция - одевание на праздник красного нижнего белья (трусы, носки, подвязки).

Новогодний ужин испанцев, или блюда, подаваемые новогодней ночью в барах и ресторанах, зависят прежде всего от региона. В Сеговии, например, праздничный домашний ужин включает в себя суп на первое, следом за которым подают специально выкормленную для этого курицу, а в семьях побогаче запекают вместо курицы индюшку. В Мадриде основу новогоднего стола составляют различные морепродукты, а кульминацией ужина становится запеченная баранина. А вот суп из чеснока попробовать в эту ночь не удастся ни в одном ресторане Испании, несмотря на горячую любовь испанцев к этому блюду. Поверье гласит, что запах чеснока может отпугнуть наступающий год. Зато испанскую халву туррон, с изюмом, шоколадом или орехами, а также польворонес, марципан, и другие сладости подают повсюду. Кроме того, что они изумительного вкуса, они, по преданиям, еще и приносят благополучие.

Еще одно повсеместное блюдо, без которого, наверно, не обходится вообще ни один испанский праздник - это хамон. Хамон - это сыровяленый испанский окорок, ветчина по-нашему, - основа иберийской кухни. Свиной окорок долго солят, около года сушат, затем еще год вялят в строго определенных условиях, что приводит к созданию одного из самых употребляемых мясных деликатесов в Испании и самого известного деликатеса в мире.

И, конечно, в стране вина в Новый год вино - самый употребляемый напиток. Если в начале прошлого столетия не очень обеспеченные семьи пили в новогоднюю ночь вино или ликеры, а бутылочку кавы могли позволить себе лишь каталонцы или люди зажиточные, то сегодня традиция откупоривать бутылку испанского шампанского прочно вошла в моду среди всех слоев населения.

Стоит ли упоминать о фейерверках, салютах, хлопушках и петардах, если о любви испанцев к праздничному грохоту лучше любых слов говорит ежегодный праздник Фальяс, проходящий в Валенсии, во время которого город живет точно на вулкане? В новогоднюю ночь вся Испания сияет многочисленными салютами, огнями гирлянд и улыбками празднующих.

6 января День королей-магов в Испании
Этот праздник имеет ещё одно (международное) название - Эпифания. Это греческое название праздника Крещения Господня (западная церковь называет его Богоявлением), посвященного крещению Иоанном Крестителем Иисуса Христа в реке Иордан. Богоявлением этот праздник назван потому, что во время крещения произошло явление трех лиц Бога: Бог-отец свидетельствовал о крещении Бога-Сына, и Дух Святой, в виде голубя, сошел на Иисуса, подтверждая волю отца. В церковный календарь праздник Богоявления вошел в середине II в. и сначала отмечался вместе с Рождеством Христовым, а в IV веке празднование Рождества было перенесено на 25 декабря. За праздником же Богоявления сохранилась прежняя дата - 6 января.

В Испании этот праздник называется день королей-магов. Это название связывается с тремя языческими королями-магами, Каспаром, Мельхиором и Валтасаром, пришедшими с дарами поклониться новорожденному Иисусу в Вифлеем. Именно эти персонажи и становятся главными действующими лицами празднования Эпифании.

5 января, в канун Богоявления, по городам и крупным деревням Испании проходят пышные праздничные процессии, длина которых может достигать нескольких километров. Впереди парада идут малыши с барабанами, за ними, на огромных каретах, едут взрослые с детьми, за которыми следует духовой оркестр. Замыкает это шествие карета с тремя королями-магами. Они щедро раздают сладости и игрушки бегущим за ними детям. В различных регионах Испании парад проходит по-разному: где-то цари сопровождаются военным эскортом и военным оркестром, где-то они въезжают в город на верблюдах. Одно остается неизменным во всех местах празднования Дня Трех Королей - это детская радость, веселье и ожидание подарков, ведь они в Испании - это как в России Дед Мороз.

После праздничного парада дети вместе с родителями накрывают на ночь стол, к которому, в ночь с 5 на 6 января приходят подкрепиться короли-маги. Дети до блеска начищают свои башмаки, набитые соломой, и выставляют из за дверь в знак накрытого для королей стола. Отведав угощения, короли оставляют в башмаках подарки и продолжают свой путь. Если поведение ребёнка в этом году было не удовлетворительное, они насыпают в них уголь. К слову сказать, это тоже оказываются сладости, внешне почти не отличимые от кусочков настоящего угля. Они продаются в Испании повсюду в это время.

Традиционным угощением является бублик королей. Их выпекают разных размеров, порой очень больших. Бублик, который может быть в принципе и тортом в этой форме, разрезается по кусочку и распределяется среди членов семьи. Тот кусочек, в котором окажется фишка - счастливый. Обычно родители заранее заботятся, чтобы такой кусочек достался ребёнку.

Так же дети должны обязательно написать письмо королям в канун праздника.

В день Эпифании, по традиции, испанцы освещают воду, ладан и мел, которым пишут на двери своего дома первые буквы имен королей-магов: "К+М+В". По поверьям, это отгоняет злые силы и злые помыслы от дома и хранит благополучие семьи. Мел этот хранится весь год. И до сих пор сохраняется традиция жечь костры - "эпифанские огни", освещающие "путь волхвов". По легенде, короли-маги совершают путешествие пешком через всю страну и направляются в Вифлеем. Днем Трех Королей завершаются рождественские праздники в Испании.

2 февраля День Богоматери из Канделярии
День Богоматери из Канделярии начинает свою историю на острове Тенерифе.

Еще до завоевания Канарских островов испанцами, гуанчи на берегу океана нашли статую прекрасной женщины. Она стала их святыней. Испанские конкистадоры, сломив сопротивление гуанчей, решили, что святыней гуанчей была статуя Богоматери, хотя и чернокожей.

В городке Канделярия для статуи испанцы построили часовню, простоявшую здесь много лет - до тех пор, пока шторм не унес ее в море вместе со статуей. Поскольку к тому времени стали традиционными паломничества, сделали копию статуи и построили для нее храм. Вдоль набережной рядом с храмом возвышаются 9 бронзовых статуй вождей гуанчей, которые правили на Тенерифе до испанского завоевания.

Храмы Мадонны из Канделярии есть во многих городах мира, например, в Рио-де-Жанейро.

15 марта Фальяс в Испании
Фальяс - это название валенсийского праздника весны. Конечно же, окончание зимы празднуют не только в Валенсийском сообществе, но и по всей Испании, однако, в Фальясе есть нечто, существенно отличающее его о других подобных праздников. Нечто, притягивающее в город, в период с 15 по 20 марта, многочисленных туристов (в 2004 году их было около 2 млн. человек, при собственном населении Валенсии в 800.000).

Фальяс - это торжественное, или лучше сказать праздничное сжигание огромных кукол в ночь с 19 на 20 марта (на 19 марта приходится День Святого Джозефа, покровительствующего Валенсии). Сжигание кукол - это кульминация праздника, начинающегося 1 марта парадом пиротехников. В первые дни марта небо Валенсии похоже на новогоднюю елку, столь многочисленны и красивы пиротехнические салюты. Помимо профессиональных команд пиротехников, соревнующихся между собой за самый оглушительный и зрелищный салют, по городу ходят еще и специальные команды, одетые в черные рубашки и клетчатые платки на шее. Они бросают под ноги всех прохожим небольшие бомбочки, петарды и шутихи, причем, как и в случае с Томатиной, то, что прохожие или туристы не знают о традиции празднования Фальяса, не спасает их от неожиданных взрывов под ногами. Но грохота над головой и под ногами испанцам кажется мало, и сами жители также принимают активное участие в превращении города в небольшой вулкан на эти несколько дней. Петарды бросают все, независимо от возраста и положения в обществе: взрослые, дети, старики, студенты и банковские служащие, и все это длится не один день!

После пиротехнического парада начинается следующий этап празднования Фальяса - приношение цветов в дар Святой Покровительнице всех беззащитных. В течение трех дней жители города приносят цветы на площадь Святой Девы, где установлена огромная фигура Девы с Младенцем на руках. Площадь перед фигурой и саму фигуру, женщины украшают цветами, выкладывая гладиолусами, гвоздиками, цикламенами, лилиями и другими видами цветов красивые узоры на одежде, руках, лице Святой Девы и ее младенца. Во время этого приношения, жители надевают свои национальные костюмы, а женщины наряжаются в яркие, цветные костюмы ручной работы, украшенные бисером, жемчугом или кораллами. Если женщины - это главное украшение и действующее лицо на приношении цветов, то мужчинам в эти три дня отводится роль помощников. Они помогают нести и торжественно устанавливать на площади большие композиции из цветов, прибывшие в Валенсию из областей и регионов, а также берут на себя организацию оркестров.

В конце этих трех дней на большом стадионе готовится огромная паэлья для всего города. Вообще же, во время Фальяс главное кулинарное блюдо - пончики с шоколадом, которые продают круглосуточно по всей Валенсии. Между этими двумя первыми этапами празднования Фальяс, да и во время их тоже, проводятся различные карнавалы, маскарады и конкурсы. Например, выбирают королеву и принцессу праздника среди самых красивых девушек и девочек соответственно. Потом эти красавицы, которых называют файерами, отдадут приказ начать главное событие Фальяс.

Главное событие, называющееся La Crema, произойдет ночью 19 марта, а начиная с 15 марта, идет подготовка к нему. На улицах Валенсии расставляют композиции из огромных фигур, фальяс, которые и дали название празднику. Фигуры, или куклы эти изображают в сатирическом духе известных политиков и актеров, телеведущих и тореро. Порой они высмеивают какие-либо людские пороки или события города, или страны. Эти композиции могут достигать в высоту до 20 метров, над их созданием трудятся профессиональные команды дизайнеров, художников и столяров. Более того, сегодня в Валенсии есть даже специальные фабрики, где занимаются созданием этих кукол. Изготавливают куклы из легко-воспламеняемых материалов: картона, бумаги, фанеры, папье-маше, а работу над ними начинают сразу по завершении праздника.

Эти огромные куклы устанавливают по всему городу, на каждой улице. С помощью кранов размещают композиции из больших фигур, а маленькие расставляют рядом вручную. Фигуры эти пестрые, с ленточками, в пышных костюмах, а количество их в 2004 году, например, достигало 800 штук. Легко представить себе, на что становится похожа Валенсия, когда все фигуры установлены, а в глазах рябит от разноцветных ленточек! Естественно, с 15 по 20 марта в Валенсии перекрыты все дороги, и на машине в городе просто нельзя проехать. Фигуры простоят под восхищенными взглядами жителей и туристов три дня, за которые будут выбраны одна большая и одна маленькая кукла, которая избегнут участи остальных и будут помещены в Музей Фальяс, кроме того, их авторы получат премию от мэрии.

В 22.00 по приказу Королевы праздника начинают сжигать маленькие фигуры, а в полночь огню предаются и большие. На эти три-четыре часа Валенсия превращается в огромный полыхающий костер. Зарево от сотен кукол, равномерно расставленных по всему городу, видно далеко от самой Валенсии. Годовой труд десятков людей сгорает за несколько часов. Но это столь красивое и захватывающее зрелище, что ни один мастер не жалеет потраченного на изготовление фальяс времени. Когда догорит последняя кукла, раздается еще один, последний салют. Грандиозный, впечатляющий салют, который мэрия города берегла целый год, длится целый час.

На этом и заканчивается Фальяс, но, как только пепел будет убран с улиц, начнутся приготовления к следующему празднованию этого яркого, весеннего праздника.

Великая пятница
Великая пятница празднуется в четверг перед Пасхой. Это один из главнейших христианских праздников который посвящён воспоминанию о крестной смерти Иисуса Христа, снятию с креста Его тела и погребению.
Великие пятница и суббота - это два единственных дня в календаре католической литургии, когда не бывает мессы, так как эти дни являются трауром смерти Христа.
Этот праздник широко празднуется по всей Испании. В каждом регионе в этом есть что-то своё, но везде он характеризуется многочисленными процессиями, некоторые из которых театрализованные. Некоторые представляют собой законченную историю Христа (например, Главная Процессия Мучений Спасителя в Вальядолиде.
Конечно, этот день является официальным государственным выходным по всей стране.

23 апреля Всемирный день книг и авторского права в Испании
В этот день,- день смерти великого испанского писателя Мигеля де Сервантеса Сааведры,- в Испании отмечается День Книги. Оказывается, роман "Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский" является самой читаемой книгой в мире после Библии. Жюри из 100 писателей 54 стран мира, в которое входило несколько нобелевских лауреатов, поставило его впереди произведений Гомера, Толстого, Достоевского, Кафки, Фолкнера.

Накануне в Колонном зале Клуба изящных искусств Мадрида по давней традиции начинаются коллективные чтения "Дон Кихота". Чтения обычно начинает лауреат самой престижной в испаноязычном мире премии имени Сервантеса. В течение двух дней несколько людей непрерывно сменяют друг друга, читая вслух бессмертное произведение Сервантеса. В этой церемонии принимают участие ведущие деятели культуры, государственные деятели и обычные горожане.

Буквально на каждом шагу можно встретить палатки, в которых продаются книги легендарного Сервантеса.

Сан - Джорди (День Святого Георгия) в Испании
Это красочный испанский аналог Дня Святого Валентина. В этот день праздничная Барселона буквально усыпана букетами красных роз. По традиции юноши дарят своим девушкам красные розы, а девушки дарят юношам книги.

Праздник связан с легендой о том, как Св. Георгий убил дракона и подарил принцессе красную розу, выросшую из капли драконьей крови.

В этот же день устраивается "Битва с драконом". На площади перед кафедральным собором Барселоны весь день мирно сидит стайка драконов, позволяя гуляющим фотографироваться с ними в обнимку, а детям дергать их за хвосты и зубы. А в полночь они начинают сползаться во мраке к центру площади, тесня зрителей. Затем они начинают шипеть, фыркать дымом и огнем, осыпая зрителей горящими брызгами... Затем Св. Георгий их победит, и в знак поражения из пастей драконов вырастет по букету роз.

1 мая День трудящихся
Испания наряду со многими другими странами празднует международный день трудящихся или международный день работы или просто первое мая.

Празднование первого мая, вообще схожее по всему миру, сводится к демонстрациями и митингам рабочего класса.

Рабочие празднуют принятие законов регламентирующие законы для работодателей.

В 1956 году Папа Римский Пио XII поддержал этот праздник, объявив этот день праздником памяти San Jose Obrero (Сана Хосе Рабочий).

6 июля Сен-Фермин в Памплоне
С 6 по 14 июля в Памплоне отмечают праздник, посвященный Святому Фермину, епископу, жившему в ХIII веке, и спасшему некогда Памплону от эпидемии чумы. Являясь поначалу чисто религиозным, со временем праздник превратился в красочное народное гуляние.

Горожане, одетые в баскскую национальную одежду - белые брюки и рубахи, подпоясанные красными шарфами, в красных беретах и с красными платками на шее, с утра заполяют площадь перед муниципалитетом. В полдень 6 июля, когда раздается выстрел сигнальной ракеты с балкона мэрии, начинается пышное празднование. "Слава Святому Фермину!" - провозглашает советник на испанском и баскском языках. Ему вторит толпа. Затем собравшиеся открывают принесенные с собой бутылки шампанского и принимаются обливать друг друга подогретым на сорокоградусной жаре шипучим напитком.

В этот день по всему городу проводятся музыкальные концерты и спектакли, выступления "пеньяс" (музыкальных групп, играющих на старинных инструментах), фейерверки и парады масок; весь город на несколько дней наполняется весельем. Празднующих становится так много, что из-за переполненных гостиниц спать им приходится на улицах.

На следующий день, 7 числа, проходит торжественное шествие со статуей Сен-Фермина, в честь него служится религиозная месса. Хоть все праздничные и религиозные мероприятия впечатляющи и красивы, однако самым впечатляющим зрелищем этого праздника является забег быков.

Энсьерро (от слова "запертый") - так называются массовые забеги с быками, проходящие каждый день на улицах Памплоны во время Сен-Фермина. Каждое утро в 6.30 утра горожане просыпаются под музыку оркестров. А ровно в восемь доставленные накануне в город быки, которые примут участие в вечерней корриде, выпускаются из загона, устроенного в одном из районов города. Когда-то эта опасная забава представляла собой простой перегон боевых быков на арену для корриды. Сегодня быков просто выпускают из загонов на огороженные специальными заборами узкие улицы, по которым они несутся на арену. А перед ними бегут сотни жителей города и туристов, решивших таким опасным способом проверить свое мужество и физическую подготовку, а заодно и повысить содержание адреналина в крови.

За некоторое время до старта зрители занимают безопасные места на крышах домов и козырьках подъездов, на киосках и фонарных столбах. Места на балконах, идущих вдоль маршрута забега, стоят внушительных денег, и распроданы заранее. Участники забега, которыми могут стать все желающие, одеваются в белые рубашки и красные повязки на шее, а в руках держат свое единственное оружие - газету. Этой газетой опытные бегуны отвлекают внимание разъяренного быка, нацелившегося на их товарищей. А когда бык развернется к ним, их товарищи оказывают им ту же услугу. Ровно в восемь утра по сигнальной ракете отворяют ворота загонов, выпуская обезумевших от шума и мельтешения толпы шестисоткилограммовых быков. Второй выстрел означает, что все животные покинули загон.

Испанский боевой бык - это не простая корова или племенной самец. Это особая порода, выведенная за несколько столетий, обладающая невероятной агрессивностью, бросающаяся на любое раздражающее движение. Эти животные никогда не отступают и атакуют всегда, независимо от того, кого считают противником. После открытия загона быки видят перед собой хаотичную толпу, что приводит их в состояние крайнего бешенства, и всей своей огромной массой и острыми рогами они стремятся уничтожить этот раздражитель. Это действительно очень опасная забава, в которой человеку противопоставить быку практически нечего, а если учесть, что многие туристы не только не знают улиц, по которым придется бежать, но и принимают участие в забеге в нетрезвом виде, становится понятно, почему ни один энсьерро не обходится без жертв.

Власти города неоднократно пытались ввести запрет на проведение этого мероприятия, но в 1867 году, под давлением общественности, вынуждены были сделать забеги с быками официальной частью празднования Сен-Фермина. Но во избежание жертв были приняты и опубликованы следующие правила участия в энсьерро:

1. Участвовать в беге могут только лица, достигшие 18 лет.

2. Доступ участников к соревнованиям заканчивается в 7-30 утра.

3. Если вы не бежите, не блокируйте переднюю ограду корраля (загона).

4. Не выходите за границы полицейских ограждений и выполняйте все требования полиции.

5. Не ждите быков в дверных проемах домов, на углах или в магазинах и барах.

6. Не принимайте участие в забеге, если вы нездоровы.

7. Не держите ничего в руках, когда бежите. Исключение может составлять лишь газета.

8. Помните, что пробежать всю дистанцию невозможно, максимально возможное расстояние, которое вы сможете пробежать, составляет 50 метров.

9. Не останавливайтесь перед другими бегунами и не пересекайте их путь.

10. Не дразните, не трогайте и никак иначе не привлекайте внимание быков.

11. Не толкайте и не отпихивайте других бегунов.

12. Если вы упали на бегу, постарайтесь защитить голову руками, и лежите неподвижно, пока быки не пробегут. Неподвижно лежащую преграду бык постарается перепрыгнуть, а не затоптать.

13. Когда вы достигнете арены для боя быков, двигайтесь как можно быстрее в сторону и уходите за барьеры.

14. Не трогайте раненых бегунов - ими займутся медики.

К сожалению, даже соблюдение этих правил не может гарантировать безопасности бегунам. Наглядный пример этого - 1924 год, когда быками было убито 13 человек, а еще 200 получили тяжелые травмы. Но, несмотря на жестокость энсьерро, каждый год он собирает в Памплоне не одну сотню тысяч туристов, а количество участников забегов ничуть не уменьшается. Более того, даже те, кто пострадал однажды в этой гонке, возвращаются сюда снова, чтобы вновь бросить вызов быкам и самому себе. Испанцы называют их "афисьонадо" - заболевший энсьерро.

После того, как все быки достигнут арены, их загонят в коррали, и вечером в половине седьмого эти быки примут участие в корриде, где им предстоит сразиться уже с профессиональными тореро. Коррида продолжается несколько часов. Народные гулянья длятся до поздней ночи. Назавтра все повторяется, включая соревнование в беге с быками. И так все девять дней праздника.

К услугам горожан - многочисленные киоски с едой и товарами. Ведь праздник Святого Фермина - это еще и традиционная ярмарка. На открытых площадках проходят концерты и театральные представления. Для детей и взрослых работают всевозможные аттракционы. Проводятся фольклорные фестивали, спортивные праздники. Вечером устраиваются фейерверки.

Заканчивается празднование Сен-Фермина торжественной мессой в главном соборе Памплоны, и древним гимном многотысячной толпы на улицах города в последний день праздника.

Томатина в Испании - 27 августа
Другое название праздника - Битва томатов (La Batalle del Tomate).

В самую последнюю неделю августа в городе Буньол, что на востоке Испании, начинается ежегодный "Томатный фестиваль", посвященный уходящему лету. Как и все испанские фестивали, этот проходит с праздничными фейерверками, музыкой, танцами и бесплатными угощениями. Но у томатного фестиваля есть и одна отличительная особенность, привлекающая в Буньол толпы туристов, это кульминация праздника - томатная битва Томатина, проходящая на городской площади.

Сигналом к началу битвы служит специальная петарда, запускаемая в среду в 11 часов с городской ратуши. По этому сигналу на улицах города появляются несколько грузовиков, загруженных главными героями праздника, спелыми помидорами, которые и являются метательными снарядами. Участники праздника, а это весь город Буньоль, подбежав под градом помидоров к машинам, хватают снаряды и весело мстят тем, кто добежал до грузовиков первыми.

Впрочем, мишенью может быть любой находящийся в зоне досягаемости, главная задача участников, которыми, кстати, считаются все, обстрелять помидорами соседа, а уж кто им окажется - не столь важно. Если учесть, что принимающих участие в этой забаве около сорока тысяч человек, а количество снарядов исчисляется сотней тонн помидоров, легко представить себе, во что превращается городская площадь и жители города уже через несколько минут после начала помидорной перестрелки.

На время боев, длящихся два часа, закрываются почти все бары, кафе, рестораны и любые общественные места, а на окна и двери навешивают специальные пластиковые панели. Сами участники Томатины предпочитают разумный минимализм в одежде, так как остаться чистым в этот день трудно даже за пределами городской площади. Выражение "томатные реки", нередко употребляемое при описании помидорного буйства, - вовсе не красное словцо.

Исторические корни этого необычного праздника уходят ко времени диктаторского правления Франко. По одной из версий, забрасывание друг друга помидорами служило символическим протестом его режиму. Но вероятнее всего, подобный смысл томатным баталиям был придан позже, когда местный праздник уже прославился по всей Испании. Самое первое помидорное побоище было зарегистрировано в 1945 году, когда на празднике окончания лета в Буньоле, группа молодых людей, по неосторожности или же желая позабавиться, уронила большую фигуру одного из участников парада, внутри которой и был сам участник. Поднявшись, он не оценил шутку и начал потасовку, к которой быстро присоединились его друзья. Стычка происходила около лавок с овощами, и помидоры тут же стали метательными снарядами. Подоспевшая полиция разогнала драчунов и заставила их заплатить за испорченные овощи, но ровно через год они собрались там же и уже со своими помидорами.

Постепенно помидорные перестрелки стали общегородскими и, несмотря на недовольство полиции, в них принимало участие все больше и больше народа. В 1950 году местные власти уже не мешали проведению Томатины, как начал называться этот день. Но темпераментные испанцы не всегда ограничивались метанием друг в друга помидоров, порой под раздачу овощей попадали и влиятельные персоны, что привело к запрету праздника в 1957 году. Расстроенные этим, испанцы устроили многолюдные похороны Томатины, на которых огромный гроб с помидором пронесли по улицам города, а траурную процессию, по всем правилам, сопровождал оркестр и плакальщицы. Под давлением горожан, в 1959 году местные власти были вынуждены отменить запрет, и признать Томатину официальным праздником Буньола.

Тогда же были приняты правила проведения этого праздника, действующие и по сей день. Запретов всего четыре: начало и конец баталии строго определяются сигнальной петардой с городской ратуши; нельзя бросаться ничем, кроме помидоров, а сами помидоры следует раздавить перед броском, во избежание травмирования; запрещено рвать друг на друге одежду; нельзя мешать движению грузовиков с помидорами. Благодаря этим простым правилам, ни одно празднование Томатины не привело к серьезным инцидентам.

Хорошего отдыха и веселья!

Праздники и Традиции Испании - Привычки Испанцев

Разные диалекты в разных частях страны, а также очень быстрая речь затрудняют общение с местными жителями. Однако все это создает особый колорит: эмоциональная речь, жестикуляция, громкость – все это далеко не признаки агрессии.

Испанцев отличает природная шумность, они открыты и доброжелательны, но темпераментны. Местные жители могут запросто начать разговор с незнакомцем, причем сразу на «ты», могут долго и шумно приветствовать. Они не скрывают свою обиду или расстройство. Испанцы могут быть очень серьезны, добры, любят посмеяться, но и почти не могут не опаздывать, что становится раздражающим моментом при назначении деловых встреч. Переговоры могут затянуться дольше намеченного еще и потому, что гни, в принципе, словоохотливы и их трудно остановить.

Характер отражается и в культуре и искусстве: музыка очень ярка и эмоциональна, танцы загадочно-эксцентричны: севилья, фламенко, хоровод сардана, фанданго и притопыванием и пристукиванием кастаньет, монотонное пение канте-хондо.

Испанцы любят сиесту – два часа поспать после обеда – это святое. Даже магазины закрываются здесь до пяти вечера. Такое чувство, что в стране замирает жизнь. Еще одна привычка – пасео, вечернее гуляние по городу, целью которого является встреча с друзьями, которые делают то же самое. Осио – поболтать на улице после прогулки.

Все привычки испанцев – это сочетание несочетаемого. Несмотря на искрометность испанских ритмов, жизнь в стране течет размеренно и умиротворенно. Испанцы обожают разного рода удовольствия, но они и очень любознательны, уважают развитый интеллект, они одновременно очень вежливы, но не могут устоять перед соблазном проскочить без очереди. Зато уступить в общественном транспорте место пожилому человеку – это просто обязательно, испанцы всегда придержат дверь перед тем, кто идет следом, пропустят даму вперед.

В Испании много праздников. Кроме государственных и религиозных общепринятых торжеств есть еще и свои провинциальные праздники: праздник огня в Валенсии, фестиваль «римляне и карфагеняне в Мурсии», «Мавры и христиане» а Аликанте, севильяна в Севилье. В некоторых селах есть свои праздники, причем они являются часто и выходными. Все эти праздники проводятся красиво и весело – неплохо было бы попасть на один из них.

Особое место в культуре нации отводится корриде. Это традиция из глубины веков – ритуальные игры с быками имели место еще у древних индийцев и на Крите. Коррида, какой мы ее знаем сегодня, начала проводится с 1775 года в городе Рондаю Здесь же была построена первая арена – теперь этот город считается академией корриды. Уже позднее арены для корриды были построены в Мадриде, Севилье, Малаге и Кордове.

В Испании уважают монархические традиции, избегайте высказываний, критикующих королевскую власть. При Испанцах также не рекомендуется говорить о смерти (они слишком религиозны), корриде (что вы можете о ней знать), религии, футболе, деньгах, достатке, богатстве и бедности, возрасте и политике.

В Испании любят детей, здесь отмечают и день рождения и именины, причем вторые даже более пышно. Женщина, выходя замуж, оставляет собственную фамилию, а у детей получается двойная. Первого сына, как правило, называют также как отца, а дочь – именем матери. похожа на все свадьбы в Европе. А вот развод оформить довольно сложно. Развестись можно не ранее, чем через пять лет после заключения брака.

Похожие записи

Культура и традиции Испании неразрывно связаны с корридой, танцевальным стилем «фламенко», испанского боя на гитаре и ромериас (фестивали сельских ярмарок). Только в этой стране европейский формат культуры и традиций Испании сочетается с мавританскими, кельтскими и романскими чертами.

Истоки культуры и традиций Испании берут свое начало во времена правления кельтов, их развитие продолжалось в эпоху Римской империи, а мавританское влияние прекратилось с началом Реконкисты — крестовых походов христиан против мусульман.

Фламенко — отношение к жизни

Первое упоминание о фламенко появилось в Андалусии и датировано 1780 годом. Не только культура и традиции Испании целиком и полностью отобразились в этом страстном танце, который принято считать жизнерадостным и праздничным.

Во фламенко отражены яркие и сильные переживания испанцев, и не только веселого характера. Этот народный танец является выражением стиля жизни нации. Чтобы понять: «какие они испанцы?» , необходимо ощутить себя в ритме этого танца.

Фламенко исполняется под переливы гитары или ритма, отбиваемого ладонями. Причем во время танца, неожиданно, иногда в самый кульминационный момент, происходит резкая остановка и несколько минут глубокой тишины. Что этой паузой хотят сказать исполнители? Это каждый зритель решает для себя сам.

Коррида — воплощение качеств, ценимых испанцами

Коррида является частью культуры и традиций Испании и воплощением смелости, силы и ловкости мужского населения страны. Тореадор — самая почетная профессия в стране, которая считается символом Испании .

Противостояние разъяренного быка и человека всегда захватывающе и непредсказуемо. Это поединок бесстрашия, выносливости и силы духа. По традиции, быка в конце дуэли необходимо убить. Но, бывали случаи, что коррида заканчивалась, что называется «вничью».

Например, 120 лет назад бык Мурсиелаго получил 24 удара шпагой, но выстоял, тем самым заставив тореадора опустить оружие и оставить животное в живых. Бык был отправлен на ферму для разведения потомства таких же решительных победителей, а его именем стали называть бары, фермы и даже улицы.

Туристам, отправляющимся в Испанию, не помешало бы заранее изучить нравы и обычаи коренных жителей, чтобы избежать недоразумений и расположить их к себе.

Немного о менталитете испанцев

На взгляд сдержанных северян и жителей средней полосы России испанцы – народ слишком эмоциональный. Они разговаривают громче, чем мы привыкли, но это не считается повышением голоса. Это издержки южного темперамента. Вместе с тем, испанцы очень доброжелательны. В некоторых провинциях жители здороваются абсолютно с каждым встречным, даже с тем, кого видят впервые. Если вы станете уточнять у испанцев дорогу, вам ее не только покажут, но могут и проводить до конечной точки вашего маршрута. Однако, это происходит довольно редко при обращении к ним на английском языке. Его знают немногие. Зато испанского на уровне разговорника будет вполне достаточно, чтобы расположить к себе коренного жителя.

Для испанцев считается нормальным завтракать в районе 13-14 часов, а обедать в 22 часа. В период с 13 до 16 часов все вокруг становится безлюдным. Закрыты магазины, офисы, кафе. У испанцев сиеста – время полуденного отдыха. В эти часы солнце палит просто нещадно, вот и пережидают их у себя дома.

Вечером все наоборот: улицы заполняют гуляющие семьями и дружескими компаниями. Это время называется пасео – вечерняя прогулка. Оканчивается прогулка обязательной беседой обо всем и ни о чем. И так на протяжении сотен лет. Испанцы вообще трепетно относятся к многовековым традициям.

Испанцы никому не позволят критиковать своих короля и королеву. Для них монархия – это одна из традиций, а к ним, как уже сказано выше, здесь относятся с большим уважением.
Испанцы очень любят домашних животных. Практически в каждом доме есть кошка или собака. Не редкость и экзотические животные вроде обезьяны или питона. В этой стране мало бродячих животных и много приютов, которые содержат всей страной. Если нерадивый хозяин забывает выгуливать питомца или плохо обращается с ним, его соседи обязательно заявят в полицию. За жестокое обращение с животными предусматриваются высокие штрафы.

Любимые праздники испанцев

Праздники испанцы любят и проводят их с размахом. К национальным праздникам, отмечаемым во всех регионах, относятся Рождество 25 декабря и католическая Пасха. Государственный праздник – День Конституции. Есть и отдельный праздник для детей, который называется Праздник Трех Королей. В каждой провинции имеются свои праздничные традиции. Так, в Валенсию туристы едут, чтобы посмотреть шоу огня, в Мурсию на фестиваль римлян и карфагенян, в Севилью на севильяну. Особенно любимы шествия, карнавалы и феерии, которые проводятся повсеместно в честь различных торжественных событий. Порой на празднование отводят несколько недель, и все эти дни объявляются выходными.

Коррида – самая знаменитая из испанских национальных забав. Для них это священная традиция, являющаяся связующей нитью между поколениями нескольких тысячелетий. Если туристу в разговоре с коренным испанцем вздумается выступить в защиту быков, которым суждено умирать на каждом состязании, он может вызвать праведный гнев горячего поклонника корриды.

Испанцы считают, что совершают таким способом акт благотворительности, так как мясо убитых быков раздают бедным и развозят по социальным учреждениям.

Гастрономические традиции Испании

В меню коренного испанца много овощей, фруктов, морепродуктов и мяса в различных блюдах. Особенно знаменит хамон – вяленый свиной окорок. Испанцы очень любят оливковое масло и пряности. Их блюда щедро приправлены шафраном, петрушкой, майораном, мускатным орехом, чесноком и другими ароматными добавками. А еще практически к каждому блюду подают разнообразные соусы.

Такие блюда, как паэлья, тортилья, гаспаччо, это национальные блюда, распространенные во всех регионах Испании. А в каждом из них существуют и свои кулинарные традиции.
Все, кто хоть раз побывал в Испании, отмечают легкий нрав ее коренных жителей. Не по этой ли причине солнечная страна относится к самым посещаемым в мире?