Оперное творчество верстовского. Музыка романтизма: Алексей Николаевич Верстовский. Период творческой зрелости

01 марта 1799 - 17 ноября 1862

русский композитор и театральный деятель

Биография

Алексей Верстовский родился 18 февраля (1 марта) 1799 в имении Растов Сад Тамбовской губернии.

Отец композитора был внебрачным сыном генерала Селиверстова и пленной турчанки, получившим усечённую фамилию. С девяти лет выступал в концертах в Уфе . В 1816 переехал в Санкт-Петербург . Там он был определен в Институт корпуса инженеров путей сообщения, где проучился один год. Самостоятельно брал уроки фортепьяно, скрипки, пения, композиции.

С 1823 жил в Москве . После долгих лет скитания по наемным домам с супругой, очень известной актрисой и певицей Н. В. Репиной, они наконец-то купили собственный домик на Арбате, в Большом Афанасьевском переулке № 16/24, где жили с 1836 по 1860 г., до переезда в Хлебный переулок. Здесь их посещают Ф. Лист (в 1843 г.), Ф. Шуман и Клара Вик (в 1844 г.) и, вероятно, в 1847 г. Г. Берлиоз. Их дом был снесён в 1971 году. Верстовский А. Н. - инспектор музыки (с 1825), инспектор репертуара императорских московских театров (с 1830), управляющий конторой Дирекции императорских московских театров (1848-1860).

Алексей Верстовский умер 5 (17) ноября 1862 в Москве . Похоронен на Ваганьковском кладбище в Москве.

Творчество

Автор преимущественно музыкально-сценических произведений - опер и опер-водевилей, а также баллад. В течение тридцати пяти лет он был служащим московских Императорских театров - этот период получил в театральном мире название «Эпоха Верстовского». Создал 6 опер - «Пан Твардовский» (1828), «Вадим, или Пробуждение двенадцати спящих дев» (1832), «Громобой» (1854, постановка 1857) и другие. Лучшей считается «Аскольдова могила» (1835) по роману М. Н. Загоскина , пользовавшаяся большой популярностью. Необычайно стойкий успех его лучшей оперы отмечал выдающийся критик А. Серов. В 1862 г. после смерти композитора он писал, что «в отношении популярности Верстовский пересиливает Глинку».

Написал более 30 опер-водевилей - «Бабушкины попугаи» (текст Н. И. Хмельницкого, 1819), «Кто брат, кто сестра, или Обман за обманом» (текст А. С. Грибоедова и П. А. Вяземского , 1824), «Две записки, или Без вины виноват» (совместно с А. А. Алябьевым, текст А. И. Писарева , 1827) и другие.

Он также прославился романсами - «Слыхали ль вы за рощей глас ночной», «Старый муж, грозный муж» (на стихи А. С. Пушкина ; последний «цыганский романс» неоднократно исполняла П. Виардо-Гарсиа), кантатами, духовной музыкой. В русской вокальной лирике Верстовский создал новый жанр - балладу, или «драматические кантаты», как он сам называл такие сочинения. Это повествовательно-драматические произведения для солиста с инструментальным сопровождением, написанные в свободной форме. К лучшим балладам относят «Чёрная шаль», (на стихи А. С. Пушкина), «Бедный певец» и «Ночной смотр» (на стихи В. А. Жуковского), «Три песни скальда» и др.

Верстовский Алексей Николаевич

В ерстовский Алексей Николаевич - русский композитор. Родился 18 февраля 1799 г. в Тамбовской губернии, в помещичьей семье. Окончил курс в институте инженеров путей сообщения; обучался теории музыки у Брандта и Цейнера. К самому раннему периоду музыкального творчества Верстовского относятся фортепианная соната, песни, куплеты для водевилей. Инженерной карьере он предпочел музыкальную и вращался в артистическом мире Петербурга, не раз выступая в частных домах как актер и певец. Его опера-водевиль "Бабушкины попугаи" (перевод с французского П.И. Хмельницкого) была поставлена в 1819 г. в Петербурге; за ней последовали оперы-водевили: "Карантин" (1820), "Новая шалость, или Театральное сражение" (1882, в сотрудничестве с и ); "Дом сумасшедших, или Странная свадьба" (1822); "Сантиментальный помещик" (1822). Больше всего имела успех "Дом сумасшедших", шедшая на сцене еще в 1849 г. В 1822 г. Верстовский переселился в Москву, поступив на службу в московскую контору императорских театров. В 1825 г. он был назначен "инспектором репертуара и трупп", а в 1842 г. - управляющим московской конторой. Верстовский имел почти неограниченное влияние на театральные дела. Большое влияние на театральную жизнь оказывала и его жена. В Москве в первый период его деятельности ставились один за другим водевили с его музыкой: "Учитель и ученик, или В чужом пиру похмелье" (1822), "Хлопотун, или Дело мастера боится" в одном акте (1824), "Забавы Калифа, или Шутки на одни сутки", "Встреча дилижансов", "Тридцать тысяч человек", "Три десятка" (последние четыре - в 1825 г.). При открытии Петровского театра в Москве (1825) поставлен был пролог "Торжество Муз", в котором музыка гимна принадлежала Верстовскому. Последние водевили с музыкой Верстовского (иногда в сотрудничестве с Алябьевым) поставлены в 1827 - 32 годах ("Пастушка, старушка, волшебница, или Что нравится женщинам", "Средство выдавать дочерей замуж", "Новый Парис", "Станислав" и "Рославлев"). В патриотической пьесе "Кремнев", шедшей в 1839 г., песня Насти принадлежит Верстовскому (на ее тему Вьетан сочинил вариации для скрипки). В 1827 г., по мысли , Верстовский приступил к сочинению оперы "Пан Твардовский" (на либретто ), поставленной в 1828 г. в Москве с большим успехом. Опера "Вадим, или Двенадцать спящих дев", на либретто профессора из одноименной поэмы (2-я часть), шла впервые в Петербурге в 1832 г. Настоящую славу дала Верстовскому опера "Аскольдова могила" (либретто Загоскина), поставленная в Москве 16 сентября 1835 г., в Петербурге - 27 августа 1841 г. с знаменитым в роли Неизвестного. До конца 1860-х годов она была дана в императорских театрах - в Петербурге около 200, в Москве более 400 раз. Последовавшие за ней оперы - "Тоска по родине" (1839), "Чурова Долина, или Сон на яву" (1841) и "Громобой" (1858; либретто по первой части "Вадима" В.А. Жуковского) далеко на имели успеха "Аскольдовой Могилы" и скоро сошли с репертуара. Верстовскому принадлежат еще музыка к различным драматическим произведениям ("Сила Песнопения", 1817; "Гезиод и Олаф", 1827); кантаты и хоры, в том числе "Три песни, или Освальд" и "Певец во стане русских воинов", кантата на слова С.П. Шевырева для празднования в январе 1855 г. юбилея Московского университета, гимн для хора с оркестром "Велик Господь", два военных гимна; несколько десятков романсов; из них "Черная шаль" () и "Колокольчик" исполнялись со сценой, а цыганский романс "Старый муж, грозный муж" (Пушкин) исполняла не раз ; два польских для оркестра; три обедни с духовными концертами (1830), исполненные в церквах университетской и Святого Вознесения в Москве (не изданы). В 1826 г. Верстовский совместно с издал "Драматический Альбом на 1826 г." в двух частях, музыкальной и литературной; в последней имеется статья Верстовского (не оконченная): "Отрывки из истории драматической музыки". В 1827 - 1828 гг. он издавал "Музыкальный Альбом". В этих альбомах помещены и некоторые его музыкальные сочинения. С выходом в отставку (1850) Верстовский не только потерял влияние, но и прямо был забыт (кроме "Аскольдовой могилы"). В письме, написанном в 1861 г., он жалуется на судьбу: "За "Аскольдову могилу" московская дирекция выдала мне единовременно две тысячи ассигнациями - собрала же сто тысяч серебром доходу с оперы, и я теперь, будучи в отставке, должен покупать себе место в театре, чтобы взглянуть на старые грехи мои..." Он умер 5 ноября 1862 г. Значение Верстовского в истории русской музыки основывается, главным образом, на его операх, из которых наиболее типична "Аскольдова могила", и теперь изредка появляющаяся на русских сценах. В операх Верстовского музыка сменяется разговором, как и в водевилях. Композиторская техника несовершенна. Музыка не получает полного развития; вокальные формы (соло, дуэты) сводятся к ряду куплетов с повторяющейся при каждом куплете музыкой. Оркестр самостоятельного значения не имеет; оркестровка примитивна. Она, очевидно, затрудняла композитора, и зачастую он поручал эту работу капельмейстеру театра. В центральной музыкальной библиотеке императорских театров хранится партитура "Аскольдовой могилы" с оркестровкой Воячека. В операх Верстовского отразилось романтическое направление, господствовавшее в то время и в русской литературе. Музыка порою очень наивна, несмотря на влияние Моцарта и Вебера. Как у последнего, и у Верстовского замечается склонность к фантастике, но этот элемент слабо выражен. Драматизм почти отсутствует. Но в музыке Верстовского есть также и более сильные и характерные стороны. Ему не чужд был юмор, что подметил еще . Мелодическое творчество его непринужденно, разнообразно, типично и носит национальный отпечаток; хотя русский склад и гармонизация не выдержаны, но эта особенность его музыки делает его, вместе с Алябьевым, предшественником , в деле создания национальной русской школы в музыке. Рукописи Верстовского хранятся (по его завещанию) в московской консерватории. - Ср. , "А. Н. В." ("Ежегодник Императорских Театров", 1896 - 97 годы, 2-е приложение). В "Русской Музыкальной Газете", 1899, № 1, напечатан список сочинений Верстовского и библиография о нем.

Другие интересные биографии.

Верстовский по праву считается одним из выдающихся композиторов первой половины XIX века. Он был ярким представителем романтического направления в музыке, создателем русской романтической оперы.

Родился Верстовский в 1799 году. Свои детские годы он провел в родительской усадьбе, где очень часто силами крепостных музыкантов устраивались концерты, на которых звучала музыка Гайдна, Моцарта, а также произведения русских композиторов и обработки народных песен. В такой обстановке, в буквальном смысле насыщенной музыкой, быстро развивались музыкальные способности мальчика.

В молодые годы Верстовский некоторое время учился в Петербургском институте инженеров путей сообщения, после чего посвятил себя искусству. Он становится учеником замечательного пианиста Дж. Фильда. Кроме того, прилежно изучает теорию музыки, пробует свои силы в пении и игре на скрипке. В то же время будущий композитор знакомится с кружком литераторов, актеров и музыкантов, признанным лидером которого являлся А. Шаховский. Связь Верстовского с группой передовых людей той эпохи отразилась на его собственной творческой деятельности: он начал выступать как переводчик пьес, певец и актер в любительских спектаклях, а главное – как автор музыки к театральным постановкам. Вскоре он приобрел популярность как водевильный композитор.

Алексей Николаевич Верстовский

В 1823 году Верстовский, служивший чиновником в одном из петербургских департаментов, был переведен в Москву. Здесь он познакомился с рядом известных деятелей русского искусства, написал музыку к водевилю Грибоедова и Вяземского «Кто брат, кто сестра», в содружестве с Алябьевым и другими композиторами сочинил музыку к водевилям А. Писарева.

В 1825 году Верстовский поступил на работу в один из московских театров в качестве инспектора музыки. Непосредственная близость к театру натолкнула его на мысль о создании оперы, тем более что его желание было горячо поддержано кружком друзей – московских литераторов, в число которых входили такие известные писатели, как С. Аксаков и М. Загоскин.

Несколько лет упорного труда завершились наконец постановкой в 1828 году на сцене Московского Большого театра первой оперы Верстовского под названием «Пан Твардовский», созданной по мотивам старинной польской легенды. А вскоре состоялась премьера и другой оперы – «Вадим», основанной на фантастическом сюжете известной баллады Жуковского.

В 1835 году была поставлена «Аскольдова могила» – лучшая опера Верстовского, написанная на сюжет одноименного романа М. Загоскина и на долгие годы завоевавшая симпатии слушателей. Действие оперы происходит в Древней Руси, но реальные исторические события, как и в романе Загоскина, переплетаются с вымыслом, а бытовые сцены чередуются с фантастическими эпизодами. Краткое содержание оперы «Аскольдова могила» таково: от Неизвестного юный Всеслав узнает, что он – потомок Аскольда, который в свое время был убит предками ныне правящего князя Святослава. Неизвестный призывает Всеслава к мести и к борьбе за княжеский престол. Чтобы вызвать у него ненависть к Святославу, Неизвестный помогает людям князя похитить Надежду, возлюбленную Всеслава. С помощью своего друга, песельника Торопа, Всеслав освобождает Надежду и бежит вместе с ней. Колдунья Вахромеевна обнаруживает убежище беглецов, после чего начинается их преследование. Однако вскоре приходит весть о милости князя, который разрешает Все-славу и Надежде вступить в законный брак. Всеслав мирится со Святославом, а Неизвестный тонет в волнах Днепра.

Как видно, сюжет оперы не отличается особой замысловатостью, но занимательность интриги, романтическая таинственность и драматизм отдельных сцен сделали ее одним из любимейших репертуарных произведений русской сцены. Основная же причина популярности оперы кроется в особенностях музыкальной драматургии. Выдающийся русский критик Серов писал: «В Верстовском есть легкость, веселость, живость, разнообразие, ловкость распоряжаться сценой».

Отрывок из хора рыбаков «Гой ты, Днепр» из оперы «Аскольдова могила» А. Н. Верстовского

Воспроизводя отдаленную эпоху, Верстовский не стремился придать музыке оттенок древности. Напротив, он целиком опирался на современные виды музыкального искусства. В «Аскольдовой могиле» звучат и лирический романс, и баллада, и застольная песня.

Это произведение знаменует собой значительный шаг вперед по сравнению с комическими операми XVIII века. Несмотря на то что здесь еще сохранен принцип чередования музыкальных номеров с разговорными диалогами, сами музыкальные номера под влиянием тех изменений, которые произошли в русской музыке со времени появления первых опер, стали уже другими. Встречаются не только большие, развернутые арии и ансамбли, но и целые музыкальные сцены со сквозным действием. Возросла и роль оркестра. Умелое использование разнообразных инструментальных красок дало возможность Верстовскому создать несколько ярких образов и усилить выразительность музыки.

В первом действии оперы наибольшее внимание привлекает к себе хор рыбаков «Гой ты, Днепр», написанный композитором a capella. Здесь сочетаются широкий распев и мерная маршевая поступь, элементы народного многоголосья и суровые унисонные ходы с аккордовым складом.

Второй хор рыбаков «Ну-те, братцы, поскорее» (также из первого действия) звучит энергично, в равномерном ритме. При этом мелодия верхнего голоса напоминает протяжную песню.

Первое действие содержит также народно-игровую сцену, хоры которой отличаются легкостью, живостью, изяществом мелодической линии. Основаны они на трехдольных танцевальных ритмах, часто встречающихся в польской музыке.

Александр Николаевич Серов

Примечательна ария Неизвестного «Скоро, скоро месяц ясный» из второго действия, т. к. она является одним из самых ранних примеров большой драматической арии в русской опере. Оркестровая и хоровая звучность помогают композитору нарисовать яркую картину обстановки, в которой происходит действие. Вторая часть арии – стремительное аллегро, заканчивающееся развернутой кодой, – резко противостоит суровой сосредоточенности вступления.

Хор девушек «Ах, подруженьки» (третье действие) интересен сочетанием русских и польских национальных элементов. В вокальной партии звучат интонации городского романса, в то время как аккомпанемент выдержан в ритме полонеза.

Из действующих лиц оперы в первую очередь необходимо обратить внимание на песельника Торопа, наделенного замечательной музыкальной характеристикой. Например, его песня «Близко города Славянска» из третьего действия представляет собой балладу, написанную в сквозной форме. Начинается она в спокойно-повествовательном тоне, но после двукратного повторения основного куплета мажор сменяется минором, а широкая, плавная мелодия – речитативом. В аккомпанементе возникает ритм конского топота и другие изобразительные элементы. Кульминацию сценического действия композитор отмечает «мелодрамой», т. е. говором на фоне инструментального сопровождения. Возвращение вслед за тем основной мелодии дает понять, что музыкальное повествование окончено.

Антракт и хор «Варись, зелье» из четвертого действия созданы в традиции романтической оперы. Музыке антракта композитор старался придать жутковато-фантастический колорит. Сумрачна тональность си-бемоль-минор. Мощное нарастание звучности приводит к тремоло. Неоднократно происходит сопоставление различных регистров, то и дело появляются причудливо звучащие гармонии.

У хора, олицетворяющего нечистую силу, отсутствует самостоятельная партия, и его фактура состоит сплошь из аккордов, дублирующих оркестровые голоса. Каждой фразе хора соответствует мелодия оркестра. При этом отмечается непрерывное нарастание звучности.

Музыка «Аскольдовой могилы» типична для музыкальной практики того времени. Но так как широко распространенный в быту музыкальный материал стал здесь основой для оперных форм нового типа, оперу можно рассматривать как принципиально новый этап в развитии русской оперной драматургии.

После 1835 года Верстовский создал еще три оперы, но они не идут ни в какое сравнение с «Аскольдовой могилой». Появившиеся уже после гениальных творений Глинки, в период расцвета русской классической оперы, они не оказали большого влияния на жизнь русского театра.

Верстовский проявил себя не только как талантливый композитор, но и как театральный деятель, фактически осуществлявший руководство музыкально-театральной жизнью Москвы, а также как режиссер и педагог. Благодаря его усилиям при дирекции московских театров были открыты музыкальные классы, где готовили музыкантов для оркестра. Верстовский умер в 1862 году. Он внес неоценимый вклад в развитие национального театра.

Из книги Энциклопедический словарь (В) автора Брокгауз Ф. А.

Верстовский Алексей Николаевич Верстовский Алексей Николаевич, один из талантливейших и весьма известных русских композиторов, род. 18 февр. 1799 г. в Тамбовской губ., в имении отца. Он рано обнаружил музыкальные способности, и как исполнитель, и как компознтор. Считаясь

Из книги Большая Советская Энциклопедия (БА) автора БСЭ

Бах Алексей Николаевич Бах Алексей Николаевич , советский учёный и революционный деятель, академик АН СССР (1929), Герой Социалистического Труда (1945). Основатель школы советских биохимиков. Родился в семье техника. С

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ВЫ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (КО) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (КУ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ЛУ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ЛЕ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (СЕ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ТО) автора БСЭ

Из книги Популярная история музыки автора Горбачева Екатерина Геннадьевна

Из книги 100 знаменитых харьковчан автора Карнацевич Владислав Леонидович

Из книги Словарь афоризмов русских писателей автора Тихонов Александр Николаевич

Алексей Николаевич Верстовский Верстовский по праву считается одним из выдающихся композиторов первой половины XIX века. Он был ярким представителем романтического направления в музыке, создателем русской романтической оперы.Родился Верстовский в 1799 году. Свои детские

Из книги Большой словарь цитат и крылатых выражений автора Душенко Константин Васильевич

Бекетов Алексей Николаевич (род. в 1862 г. - ум. в 1941 г.)Архитектор. Создатель ряда зданий, определяющих лицо Харькова.Не потому ли в Харькове не установлен памятник самому, пожалуй, известному зодчему города, что монументальных напоминаний о его делах и так хватает. Что

Из книги автора

ТОЛСТОЙ АЛЕКСЕЙ НИКОЛАЕВИЧ Алексей Николаевич Толстой (1882–1945). Русский писатель, лауреат Государственных премий СССР. Автор научно-фантастических романов «Аэлита», «Гиперболоид инженера Гарина»; исторического романа «Петр I», трилогии «Хождение по мукам»; романов

Из книги автора

АПУХТИН, Алексей Николаевич (1840–1893), поэт 250 День ли царит, тишина ли ночная. «День ли царит, тишина ли ночная…» (1880?); муз. П. И. Чайковского (1880) ? Апухтин, с. 217 251 Всё для тебя! «День ли царит, тишина ли ночная…» ? Апухтин, с. 217 252 Ночи безумные, ночи бессонные, Речи несвязные,

Из книги автора

БУДИЩЕВ, Алексей Николаевич (1866–1916), поэт 1392 * Отвори потихоньку калитку И войди в тихий садик, как тень, Не забудь потемнее накидку, Кружева на головку надень. «Калитка», муз. Бюкли (1909) Это песенный вариант стихотворения Будищева «Только вечер затеплится синий…» (1897). В

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Полтавское музыкальное училище им. Н.В. Лысенко

Курсовая работа

«Творчество А.Н. Верстовского»

Подготовил

студент 3 курса

Отдела «Теория музыки»

Солодовников Владислав

Полтава 2015

Жизненный и творческий путь А.Н. Верстовского

Алексей Николаевич Верстовский - композитор, пианист, скрипач, педагог, режиссер и актер - один из выдающихся представителей отечественного музыкального искусства первой половины 19 века. Его творчество занимает особое место в истории русского музыкального театра. Именно этому композитору суждено было завершить весь путь развития русской оперы до Глинки и подвести ее вплотную к классическому периоду.

Среди русских композиторов 19 века Верстовский выступил как наиболее типичный представитель романтического направления.

Своеобразное претворение находят у него темы и образы русской истории, в особенности картины древнеславянского быта, эпические образы древнего славянства, он словно любуется ими, погружаясь в созерцание старины. Все это сближает Верстовского с определенной линией русского романтизма, близкой к поэзии Жуковского.

Главный источник творчества Верстовского - русская песня-романс городского быта. Его сочные, полнозвучные, свободно льющиеся мелодии питались русским городским, отчасти цыганским фольклором. В них отчетливо слышатся также и отзвуки украинских, западнославянских, особенно польских интонаций, живые и энергичные ритмы польских танцев - полонеза, мазурки.

Многогранная музыкальная деятельность Верстовского принесла ему высокое общественное признание.

Периодизация творчества:

1. Детство и юность (имение Селиверстово - Петербург) 1799 - 1823;

2. Период творческой зрелости (Москва) 1823-1862.

Детство и юность

А.Н. Верстовский родился 18 февраля 1799 года в имении Селивестрово Тамбовской губернии. В доме Верстовских царила атмосфера поклонения искусству и, прежде всего, музыке. Музыка камерная и оркестровая очень часто звучала в домашних концертах. В восьмилетнем возрасте будущий автор «Аскольдовой могилы» начинает выступать как пианист, а в 10 лет уже солирует в открытых концертах, и о нем пишут как о талантливом музыканте.

В 1816 году Верстовский поступает в Петербургский институт инженеров путей сообщения. Но музыка по-прежнему влечет его. Он берет уроки фортепьяно у известного композитора и пианиста Джона Фильда, одновременно занимается скрипкой под руководством Бёма и Маурера.

Вторая неистребимая страсть - театр, с которым Верстовского породнили друзья - литераторы, драматурги и композиторы. В 1819 году с большим успехом ставится водевиль А. А. Шаховского с музыкой Верстовского «Бабушкины попугаи».

Отныне, всего двадцатилетний Верстовский очень популярен в светских кругах как музыкант-любитель.

Период творческой зрелости

По окончании института перед ним открывается блестящая карьера служащего в департаменте. Но Верстовский принимает серьезное решение, в корне изменившее его судьбу: он отказывается от службы чиновника и посвящает себя профессиональному служению искусству.

В 1823 году он переезжает в Москву. Композитор становится близким другом Алябьева, сближается с театральными деятелями: Н. И. Хмельницким, П. Н. Араповым, Н. В. Всеволожским. Знакомство с Пушкиным, Грибоедовым и Одоевским содействовало его творческому росту. Результатом творческого содружества явилось создание многих романсов и очень популярных в то время водевилей: «Кто брат, кто сестра», «Два заики», «Средство выдавать дочерей замуж», «Учитель и ученики», «Хлопотун».

Работа Верстовского как театрального деятеля оставила большой след в истории русской сцены. На протяжении 1820-1850-х годов он был, по существу, главным, бессменным руководителем московской театральной жизни, организатором московской оперной труппы и воспитателем московских артистов. Обладая большим сценическим опытом и знанием драматического искусства, он лично руководил репетициями, проходил с артистами оперные партии, входил во все детали сценической постановки. Своей бескорыстной любовью к театру, энергией и настойчивостью он сумел завоевать высокий авторитет в артистическом мире.

В жестокую пору николаевской реакции, в условиях самой нелепой и придирчивой цензуры он искренне стремился развивать национальные традиции русской сцены, укреплять отечественную оперную школу и расширять театральную аудиторию.

Его композиторские устремления во многом определяет позиция литературного кружка, членом которого он являлся. В этом кружке, возглавляемом писателями М. Н. Загоскиным и С. Т. Аксаковым, уделялось большое внимание изучению и культуры древней Руси. И для Верстовского мир старинных легенд и сказаний полон особой притягательной силы. Его он воспевает в своих операх «Вадим» (1828), «Аскольдова могила» (1835), «Громобой» (1857). Эти произведения свидетельствуют об отличном знании автором законов музыкального театра, о его способностях создавать запоминающиеся образы героев и картин народного быта.

Музыка Верстовского чутко отразила богатство интонационного словаря своего времени. В его творчестве преломились особенности самых разнообразных видов русской народной песни, в особенности городской. Композитор также свободно владел мелодическим богатством польского, цыганского и испанского фольклора, что, наряду с использованием музыкальной декламации, существенно обогатило его музыкальный язык.

В последние годы жизни композитор уделял особое внимание воспитанию молодых артистов. Он неустанно следил за подготовкой воспитанников театрального училища, присутствовал на экзаменах, поощрял и выдвигал наиболее способных учеников.

В 1859 году шестидесятилетний Верстовский прекратил работу в театре и вышел в отставку. Но вплоть до последних дней он продолжал жить интересами театра и музыки. Одной из последних работ была кантата «Пир Петра Первого» на пушкинский текст. В основу этого сочинения Верстовский положил народную песню «Как на матушке на Неве-реке», которую, по его словам, он «часто наигрывал покойному Пушкину».

Вокальная лирика

Вокальные произведения яркую и значительную часть творческого наследия Верстовского. В общении с литературной средой складывались его вкусы и склонности, вызревали темы и образы романсов. Особенно охотно Верстовский обращался к поэзии Жуковского и молодого Пушкина. На тексты этих поэтов композитор создал ряд ярких, талантливых романсов, в которых впервые отчетливо проявилась его индивидуальность романтика. Среди них - «Гишпанская песня» на слова А. С. Пушкина; обаятельный лирический романс «Певец» также на пушкинский текст; элегия на слова В. А. Жуковского «Дубрава шумит».

Песня Земфиры из поэмы «Цыганы» принадлежит к первым удачным опытам музыкального воплощения поэзии Пушкина.

Так же, как Варламов и Алябьев, Верстовский опирался на широко бытующие интонации городского фольклора. Но уже на раннем этапе творчества, в 20-х, он выделялся как художник неповторимой индивидуальности, тяготеющий, прежде всего к воплощению эмоционально приподнятых состояний и красочных картин народного быта и природы.

Для композитора характерна броская, повышено экспрессивная манера высказывания. Не случайно Верстовский явился создателем нового для России вида вокальной музыки - баллады, которая называлась в то время «драматической кантатой». Опираясь на лучшие образцы западноевропейской баллады, он все же не пошел по пути подражания и сумел талантливо отразить в своих произведениях типичные образы русской поэзии. Его баллады - это впечатляющие силой чувства повествования о муках и радостях любви. Они построены на смене контрастных эпизодов, раскрывающих переживания романтического героя во всем их разнообразии.

В 1823 году Верстовский пишет баллады на слова Пушкина «Черная шаль», и Жуковского «Три песни», «Бедный певец», а несколько позже создает кантату «Муза» также на пушкинский текст. Эти произведения сразу же привлекли внимание любителей музыки. Молодой Одоевский, тогда еще только начинавший свою деятельность музыкального критика, восторженно приветствовал их как «первый опыт своего рода в нашем отечестве», отмечал оригинальность и драматическую экспрессию этой музыки.

«Черная шаль»

«Черная шаль» написана на стихи Пушкина, заимствовавшего сюжет из молдавской песни. Впервые исполнена в Большом театре известным певцом П. А. Булаховым (1824) в сценическом оформлении, в костюмах с декорациями, в виде своеобразных музыкально-драматических монологов.

Выразителен мелодический язык баллады. В его основе лежат интонации городского романса, приобретающие в драматических моментах характер патетической декламации. Фортепианная партия играет самостоятельную роль: определяет общее настроение, конкретизирует отдельные детали текста, оживляет повествование за счет введения звукоизобразительных моментов (так, на словах «Мы вышли, я мчался на борзом коне» слышится ритм скачки, а на словах «Не взвидел я света, булат загремел» в фортепианной партии имитируется звон металла).

Баллада начинается фортепианным вступлением, которое вводит в атмосферу событий, и завершается кодой - послесловием, что придает произведению композиционную стройность и единство. Во вступлении и в коде господствует мрачное, трагическое настроение. На pianissimo в низком регистре в фа миноре тревожно, затаенно звучит остинатная фигурация шестнадцатыми. На гребне звуковой волны появляется печальная интонация - нисходящая секундовая попевка. Внутри вступления композитор неоднократно возвращается к ней, обогащая ее за счет фактуры, динамики, смены регистров. Большую выразительную роль играет во вступлении также гармония уменьшенного септаккорда.

Верстовскому хорошо удалось передать в этом произведении народный колорит стихотворения Пушкина, окрасить свою музыку горячей экспрессией молдавских народных песен. Общая композиция баллады подчинена принципу «сквозного» развития. В свободном развертывании музыки композитор детально отображает все основные моменты поэтического сюжета: воспоминания о минувшей любви, роковую весть об измене, убийство соперника и горечь раскаяния.

Вокальная партия, трактованная в характерной для Верстовского широкой песенной манере, в моментах драматических кульминаций приобретает черты декламационности. Сопровождение выразительно иллюстрирует образы текста.

«Цыганская песня»

Это произведение написано на слова песни Земфиры из поэмы «Цыганы» Пушкина. В музыке раскрывается страстность натуры и сила характера прекрасной цыганки, гордо отстаивающей свое право на свободу любви. В этом романсе отчетливо проявилось влияние бытовой музыкальной культуры, и в частности цыганской песни, с ее повышенной эмоциональностью.

Романс написан в куплетной форме. Фактура фортепианной партии типична для русской бытовой песни. От цыганской песни идет стремительная динамика движения, широта мелодии при чередовании высокого и низкого регистров голоса, контрастное сопоставление медленного песенного распева и оживленного танцевального ритма. Все это создает яркий и запоминающийся образ.

Оперное творчество

Опера - важнейшая область творчества Верстовского. Работа над оперой для него была главной жизненной целью; с оперным жанром он тесно связал свою практическую деятельность режиссера, организатора и руководителя московской оперной труппы. В период 30-40х годов оперные произведения Верстовского были основой репертуара московской сцены и неизменно встречали у зрителей самый радушный прием.

В период рождения русской классической оперы, и в знаменательную пору творчества Глинки, проблема оперной драматургии, и в особенности национальной специфики оперы, прежде всего, привлекала внимание критиков. В операх Верстовского многие его современники видели залог большого будущего русского оперного искусства. И в это же время уже тогда в адрес композитора раздавались справедливые упреки в незрелости и пестроте его оперного стиля.

Над своими операми Верстовский работал в сотрудничестве с московскими литераторами патриархально-консервативного направления - М. Н. Загоскиным, С. П. Шевыревым и молодым С. Т. Аксаковым. В глазах этих писателей опера была, прежде всего, развлекательным представлением, способным поражать воображение зрителей волшебной роскошью постановки и сюрпризами декоративных эффектов. Придерживаясь этой теории, либреттисты Верстовского обычно трактовали «модные» для того времени фантастические сюжеты в плане феерии. Они щедро насыщали оперу декоративными трюками - пожарами, наводнениями, шумом грозы и бури; на сцене появлялись традиционные персонажи «волшебных опер» - благородные рыцари, невинные девы, таинственные злодеи, вещие колдуны.

Однако не эта внешняя, сюжетная сторона определяет подлинное значение опер Верстовского. Он как музыкант сумел во многих случаях подняться значительно выше бутафорской романтики пышного оперного спектакля. В своей музыке, в широких привольных мелодиях оригинального склада он с интуицией большого художника смог передать черты русского характера, поэтические стороны народной жизни. Под видом легендарных князей и рыцарей на сцене появились перед зрителями типы русских людей того времени, а в оперных ариях Верстовского вновь ожили, по-новому зазвучали привычные интонации народных песен и бытовых романсов. После долгого «оперного безвременья» 10-20х годов, после засилья суховатых и эклектических опер Кавоса на оперной сцене повеяло, наконец, теплым дыханием русских песенных мелодий. В красочной обстановке «волшебной оперы» выступили правдивые, вполне реальные персонажи, вроде Торопа из оперы «Аскольдова могила», мечтательной славянской девушки Гремиславы («Вадим») или веселого цыгана Гикши («Пан Твардовский»). Три первые оперы Верстовского, поставленные до «Ивана Сусанина» Глинки, ознаменовали собой новый, значительный этап в истории русского театра.

«Аскольдова могила»

Вершиной творческой деятельности Верстовского явилась опера «Аскольдова могила», впервые исполненная в 1835 году лучшими артистами московской оперной труппы Репиной (партия Надежды), Бантышевым (Тороп) и Лавровым (Неизвестный). Опера имеет 3 редакции. В основе оперы лежит одноименная повесть М. Н. Загоскина, которая принадлежит к лучшим сочинениям писателя. Он попытался отразить в ней типичную для эпохи романтизма тему борьбы язычества и христианства.

Либретто оперы было составлено Загоскиным по указаниям композитора.

А именно - Верстовский в своей трактовке повести значительно упростил развитие этого конфликта. Он снял трагическую развязку и заменил ее традиционным благополучным концом. Исключены наиболее сложные исторические детали повести, изменена и самая обстановка действия: из эпохи князя Владимира действие по цензурным условиям было перенесено в более отдаленные времена княжения Святослава Игоревича.

Жанр оперы: романтическая историческая опера.

Композиция: Опера имеет четыре действия и увертюру.

По типу музыкальной драматургии «Аскольдова могила» представляет собой законченный образец оперы «смешанного» типа: в основе лежат отдельные музыкальные номера, чередующиеся с разговорными диалогами.

1 действие - в обстановке праздничных народно-бытовых сцен впервые появляются главные герои оперы - Надежда, Тороп и Неизвестный.

2 действие - активное нарастание конфликта. Его открывает бытовая сцена княжеского пира (1-я картина), которая составляет эффектный контраст к следующей за нею 2-й картине на берегу Днепра. Таинственная атмосфера действия (ночь, развалины храма, молитвенное пение христиан) подчеркивает смысловое значение драматических сцен. Спор Неизвестного с Всеславом, похищение Надежды и бурный драматический финал - вот цепь напряженных событий, в которых сосредоточен главный конфликт повести Загоскина.

3 действие - После драматической кульминации во втором действии, это действие, в тереме девушек-затворниц, казалось бы, носит более пассивный характер: оно небогато событиями, и только финальная сцена освобождения Надежды вновь «подхватывает» линию основного конфликта. Но композитор сумел настолько насытить именно это действие музыкальным развитием, что слушатель невольно ощущает его как подлинную вершину всей оперной композиции. Знаменитая баллада Торопа «Близко города Славянска», естественно вливающаяся в финал 3 действия, по яркости и активности музыки «перекрывает» все предыдущие сцены. И даже 4 действие, с его мрачной фантастикой (сцена колдовства) и бурными драматическими событиями (бегство влюбленных, погоня, гроза гибель Неизвестного), после великолепной сцены Торопа кажется несколько формальной концовкой.

Действующие лица:

Надежда (драматическое сопрано) - дочь рыбака;

Всеслав (лирический тенор) - юноша-сирота;

Неизвестный (высокий бас)

Тороп (драматический тенор) - певец-скоморох, артист, художник;

Вахрамеевна (контральто) - ведьма.

В «Аскольдовой могиле» композитор использовал такие оперные формы, как - речитатив, песня, романс, хор, ариозо, арии, массовые сцены и развитые ансамбли.

Музыка этого произведения прочными нитями связана с песенной оперой

18 века. Интонационной основой оперы Верстовского остаются все-таки бытовая песня и романс. Композитор широко использует бытующие вокальные жанры, претворяя их и в форме арий, рассказов и монологов. Здесь и чувствительный романс, и драматическая баллада, и бойкая плясовая, и веселая застольная песня. Примечательно, что Верстовский нигде не цитирует подлинных народных мелодий, а совершенно самостоятельно претворяет различные бытовые жанры в зависимости от драматической ситуации. Заслуживают внимания поиски композитора в области оркестрового колорита. Несмотря на недостатки профессионального мастерства, на явную перегрузку оркестровой ткани и небрежность голосоведения, он сумел обогатить свой оркестр яркими, «броскими» приемами выразительности. Обилие оркестровый соло, выразительное применение низких струнных (виолончель - излюбленный инструмент Верстовского, особенно в темах патетического характера), острые контрасты оркестровых групп сообщают его музыке подлинно романтическую и живописную изобразительность, картинность. Масштабность больших арий и драматических финалов подчеркивает тенденцию укрупнения и симфонизации оперной формы.

Композитор создал яркое, увлекательное произведение, где реальность переплетается с вымыслом, народно-бытовые сцены чередуются с лирическими.

Большое место отводится в «Аскольдовой могиле» картинам природы: пробуждающейся, спокойной - в начале оперы; таинственной и зловещей в сцене у Аскольдовой могилы; неистовой, разбушевавшейся - в финале оперы.

Национальный характер музыки особенно ощутимо проявился в хоровых сценах. В 1 действии это хоры рыбаков («Гой ты, Днепр», «Ну-те, братцы») и киевлян («Светел месяц», «При долинушке береза»); в 3 действии - хор девушек («Ах, подруженьки»).

Мужской хор a cappella «Гой ты, Днепр» - один из замечательных номеров оперы. Характер хора волевой, мужественный, в духе молодецкой песни. В его музыке слышатся отзвуки русской народной песни с типичным для нее диатоническим складом, излюбленными сменами минора параллельным мажором, ходами на кварту, квинту и октаву. Четкая ритмическая организация и особенности гармонического языка свидетельствуют о влиянии городской песенной культуры.

Во втором хоре рыбаков «Ну-те, братцы, поскорее» претворены традиции народных трудовых песен. Ритм-пульс трудовых движений передан мерным чередованием аккордов (Д-Т) в оркестре, к которому затем примыкает басовая партия хора.

Из двух хоров киевлян особый интерес представляет хор «При долинушке береза». Это один из первых в русской опере примеров народно-игровой сцены. В его оживленной, жизнерадостной музыке слышатся мелодические обороты, характерные для русской хороводной и плясовой песни. Но композитор придает им современное городское звучание благодаря ритму мазурки, который постоянно присутствует в партиях хора и оркестра.

В народных сценах «Аскольдовой могилы» проявились лучшие стороны музыки Верстовского - ее мелодическое богатство и выразительная активная ритмика. В числе незабываемых сцен оперы - грациозный хор девушек-затворниц «Ах, подруженьки» , созвучный элегическим «русским песням» 30-х годов. В эту девичью песню, полную светлой печали, композитор вложил утонченную грацию танцевального ритма, изумительную легкость движения: душевные романсовые интонации естественно и гибко сочетаются с ритмом полонеза. Определяющее значение имеет тема солирующей скрипки из оркестрового вступления к хору:

Развертывая в опере народно-жанровые сцены, композитор не мог избежать привычной для него сферы сказочной фантастики. Однако в «Аскольдовой могиле», которая в сюжетном отношении заметно приближается к жанру романтической исторической оперы, он ограничился всего лишь одной, оттеняющей сценой такого плана. В 1 картине 4 действия перед зрителями появляется традиционный образ колдуньи, окруженный всеми аксессуарами волшебной сказки - черными кошками, совами, злыми духами.

Антракт и хор «Варись, зелье» . Из глухого, едва уловимого рокота басов прорывается, будто сквозь неодолимую преграду, таинственно-зловещая интонация. Для этого эпизода композитор избрал мрачную тональность си минор. Господствующей является гармония уменьшенного септаккорда. Колористический эффект усилен наложением на синкопированные аккорды оркестра таких же аккордов в исполнении невидимого хора (голоса злых духов).

Важнейшая заслуга Верстовского заключается в создании самобытных, типичных и подлинно народных характеров. В отличии от предшественников, он конкретизирует образы своих героев и не ограничивается той обобщенной характеристикой (лирический или комический персонаж, «благородный» герой или слуга, знатный вельможа или поселянин), кокой наделяли своих действующих лиц авторы ранних комических опер. Герои «Аскольдовой могилы» живут на сцене более сложной духовной жизнью, каждый из них - носитель определенных, ему одному присущих человеческих черт. Главные персонажи «Аскольдовой могилы» - Тороп, Неизвестный, Надежда - ярко отразили три основные грани оперной музыки Верстовского: народно-жанровое начало, драматическую патетику, задушевный лиризм.

Замечательный по своему реализму образ скомороха Торопа , единодушно признанный русской критикой лучшим созданием Верстовского-драматурга. Впервые в истории русского музыкального театра композитору удалось создать живой, убедительный образ народного певца, артиста, художника, несущего своим искусством радость народу. В образе Торопа Верстовский, по собственному признанию, стремился воплотить типические черты характера русского человека: душевную щедрость и беззаботную удаль, смесь юмора и лукавства, находчивость и творческую фантазию богато одаренной натуры. Присущий Верстовскому элемент поэтизации (Тороп и по внешности привлекателен - ловок и смел, горазд на молодецкие потехи!) роднит его героя с будущими персонажами опер Римского-Корсакова - Левко, Лелем, Садко.

Характеристика Торопа - в народной песне. Уже первое появление веселого гудошника с толпой киевлян на празднике в честь бога Услада, где он звонко запевает веселую песню «Светел месяц во полуночи», рисует его как любимца народа. Романтически-таинственная баллада 2 действия «Уж солнца поздними лучами», в которой Тороп предупреждает Всеслава о предстоящем свидании с Неизвестным, дополняет его музыкальную характеристику: певец становится активным действующим лицом в развитии событий. Значение этого образа как центрального в опере полностью раскрывается в 3 действии. Одна за другой звучат здесь колоритные песни Торопа: сначала - грациозная песня-романс в ритме полонеза «Уж как веет ветерок», затем разудалая молодецкая песня-баллада «Близко города Славянска» и, наконец, буйная «цыганская» плясовая «Заходили чарочки по столику».

Вершиной не только 3 действия, но и всей оперы композитора является баллада Торопа «Близко города Славянска». С большей естественностью и гибкостью Верстовский соединяет в этом номере различные жанровые черты: драматическую повествовательность балладного жанра и широту русской песни. Размашистая мелодия, очерченная уверенно и смело, близка к народным молодецким песням мужской традиции. Ее энергичные интонационные «упоры» (квинта-тоника), отчетливость ее ритма хорошо передают черты «русского характера» Торопа, его беззаботную удаль и молодецкую отвагу:

Лирический образ Надежды - тонкий портрет русской девушки пушкинской эпохи. Интонационный строй ее вокальной партии целиком связан с привычными оборотами задушевного бытового романса, да и весь композиционный склад арий молодой героини (из 1 и 2 действий) вполне соответствует «романсовой характеристике. В первой арии - это куплетная форма, во второй - двухчастная контрастная композиция, типичная для балладных произведений Верстовского.

Атмосферой девической мечтательности, робкого ожидания и светлой надежды пронизана ария Надежды «Где ты, жених мой ненаглядный» из 1 действия, по ситуации сходная с арией Антониды у Глинки: девушка ждет любимого. Здесь много общего с романсами элегического жанра. Но лирика Верстовского своеобразна. Его мелодика даже в таких созерцательных моментах носит черты повышенной экспрессивности и эмоциональной открытости. Широкие скачки голоса на большие интервалы и внезапная смена регистров придают ей драматический оттенок:

Романтический строй чувств открыто выражен во второй арии Надежды «Весь мой век пройдет в тоске безотрадной» из 3 действия. Верстовский создает большую двухчастную арию контрастного плана. Лирическая тема первой части сменяется бурной, драматической музыкой, рисующей тоску и отчаянье девушки. Вокальная мелодия приобретает декламационный характер. Ее взволнованность усиливается оркестровым сопровождением. Напряженно пульсирующая фактура в быстром темпе, преимущественно на приглушенной звучности, преобладание гармонии уменьшенных септаккордов в миноре определяют настроение арии.

Наиболее противоречивым и двойственным в опере выглядит романтический образ Неизвестного. С одной стороны, он - носитель стихийного бунтарского начала, разрушитель новой государственности и защитник старой, языческой Руси. Его мрачный, демонический образ противопоставлен Всеславу и Надежде.

С другой стороны, он - пламенный патриот, любящий свою Родину и страдающий за ее судьбу. С горячим сочувствием рисует Верстовский патриотизм Неизвестного, его скорбные думы о судьбах родной земли, подвластной пришельцам-варягам. В большей народной сцене первого действия, где Неизвестный при общем одобрении киевлян одерживает победу над хвастливым варяжским витязем Фрелафом, симпатии автора явно на его стороне.

Характерна и драматургическая экспозиция этого образа. В широкой и мужественной арии Неизвестного, появляющегося перед толпой киевлян («В старину живали деды»), композитор словно призывает слушателей вернутся «назад к старине», к дедовским патриархальным обычаям.

Характеристика Неизвестного получает развитие в большей арии 2 действия «Скоро, скоро месяц ясный» . Верстовский показывает своего героя в ореоле романтической обреченности, наделяет его образ скорбно-героическими чертами. Сосредоточенное вступление оркестра, мрачные унисоны виолончелей и контрабасов, сумрачная тональность си минор - все это создает ту таинственную атмосферу, в которой фигура незнакомца обретает свои наиболее индивидуальные черты.

В музыкальном отношении ария Неизвестного - одно из лучших достижений Верстовского. Это, по существу, скорбно-героической арии-монолога, арии-размышления, получившей затем широкое развитие у русских классиков (Руслан, Игорь, Шакловитый). Примечательна и сложная форма арии. Широко развитая двухчастная композиция намечает путь к глинкинской арии Руслана: сосредоточенный монолог героя сменяется воинственным, героическим аллегро.

Особенно выразительна первая, медленная часть арии Неизвестного. В ней - высокий пафос героики, и глубокое сосредоточенное раздумье. Вокальная мелодия примечательна характерной для Верстовского интонационной напряженностью. Обширная по диапазону, она изобилует резкими «взлетами» голоса (ходы на интервалы децимы, октавы). Композитор намеренно акцентирует излюбленный прием резкой смены регистров, придавая мелодии мрачно-патетический характер.

Опера «Аскольдова могила» вошла в историю как опера подлинно народная, пронизанная верным ощущением русского национального характера и русской народной жизни. Песни и хоры из этой оперы надолго вошли в народную среду; в течении ста с лишним лет они звучали в самых глухих, отдаленных уголках России.

Типичное для композитора поэтическое отражение образов древнего славянства и русской старины нашло непосредственное продолжение в операх Даргомыжского («Русалка»), Серова («Рогнеда»), А. Рубинштейна («Купец Калашников»), молодого Чайковского («Воевода», «Опричник»). Немалую роль «Аскольдова могила» сыграла и в творческом формировании юного Римского-Корсакова как одно из первых музыкальных впечатлений будущего творца русской оперы-сказки.

Выводы

Алексею Николаевичу Верстовскому принадлежит одно из самых почетных мест как создателю романтической оперы, романса и баллады - жанров, которые позволили русской музыке значительно продвинуться в области овладения ярким национальным колоритом, крупными формами, красочностью хорового и оркестрового письма, психологизмом и характерностью в обрисовке действующих лиц.

вокал романс опера композитор Верстовский

С писок использованной литературы

Б. Доброхотов «Замечательные русские музыканты. А. Н. Верстовский»

Музгиз 1949;

О. Левашева, Ю. Келдыш, А. Кандинский «История русской музыки» (том 1)

«Музыка» Москва 1973;

Н. А. Вольпер «Русская музыкальная литература» (Выпуск 1)

«Музыка» Ленинград 1983.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Произведения композиторов эпохи русского романтизма. Жизненный путь, творчество Александра Александровича Алябьева, Александра Егоровича Варламова, Алекандра Львовича Гурилева, Алексея Николаевича Верстовского, Александра Сергеевича Даргомыжского.

    презентация , добавлен 28.02.2013

    Детские годы русского советского композитора, выдающегося пианиста, педагога и общественного деятеля Дмитрия Дмитриевича Шостаковича. Учеба в Коммерческой гимназии Марии Шидловской. Первые уроки игры на фортепиано. Основные произведения композитора.

    презентация , добавлен 25.05.2012

    Творчество русского композитора Михаила Ивановича Глинки. Исследование влияния впечатлений, полученных от путешествий по странам мира, на творчество композитора. Географическое положение стран, посещенных композитором. Последнее десятилетие жизни.

    презентация , добавлен 03.04.2013

    Происхождение и семья, детство и юность польского композитора и пианиста-виртуоза, педагога Фредерика Шопена. Место в его творчестве национальных танцев: мазурки, полонезов. Увековечение памяти великого композитора, наиболее известные произведения.

    реферат , добавлен 23.10.2015

    Жизнеописание швейцарско-французского композитора и музыкального критика Артура Онеггера: детские годы, образование и юношество. Группа "Шестёрка" и исследование периодов творчества композитора. Анализ "Литургической" симфонии как произведения Онеггера.

    курсовая работа , добавлен 23.01.2013

    Биография композитора. Песня и романс, вокальная музыка. Традиции вокальной и вокально-симфонической музыки. Работы для музыкального театра. Мировая слава Свиридова. Музыка к кинофильмам, опереттам. Всенародная любовь.

    доклад , добавлен 27.10.2006

    Детские годы выдающегося русского композитора Александра Николаевича Скрябина. Первые испытания и победы. Первая любовь и борьба с болезнью. Завоевание признания на Западе. Творческий расцвет великого композитора, авторские концерты. Последние годы жизни.

    реферат , добавлен 21.04.2012

    Биография латвийского композитора Раймонда Паулса. Сочинение музыки к спектаклям школьного театра. Песни для ведущих исполнителей эстрады: сотрудничество с А. Пугачевой, В. Леонтьевым, Л. Вайкуле. Песня "Золотая свадьба" в исполнении ансамбля "Кукушечка".

    биография , добавлен 16.04.2010

    М.И. Глинка - основатель русской вокальной школы. Характерные приемы композиторской техники, отражающие влияние педагогических принципов. Оперное и камерно-вокальное творчество. Сравнение принципов вокальной педагогики и особенностей вокального письма.

    курсовая работа , добавлен 30.07.2014

    Камерно-вокальное творчество композитора Ф. Листа. Своеобразие его пути в песенном жанре. Анализ литературно-художественного текста "Венгерские рапсодии". Роль ритма и темброво-динамической стороны исполнения. Жанрово-стилистические особенности песни.

Алексей Николаевич (18.02.1799, имение Селивёрстово, близ с. Мезинец Козловского у. Тамбовской губ.- 5.11.1862, Москва), рус. композитор, музыкально-театральный деятель. Первым учителем музыки В. был регент из с. Мезинец, бывш. придворный певчий Левит Шафранов. В 1816-1817 гг. В. учился в С.-Петербурге, затем переехал в Москву и служил в различных гражданских учреждениях. С 1825 г. инспектор музыки, с 1830 г. инспектор репертуара московских имп. театров, в 1848-1860 гг. управляющий конторой дирекции московских имп. театров. В.- автор опер («Аскольдова могила», «Громобой»), водевилей, вокально-симфонических и фортепианных произведений, баллад и романсов. Похоронен на Ваганьковском кладбище.

В 30-х гг. В. создал 3 духовных концерта и «Обедню» (песнопения Литургии свт. Иоанна Златоуста). По данным Н. Ф. Финдейзена , эти произведения исполнялись в ц. Вознесения у Никитских ворот и в университетской ц. мц. Татианы (Финдейзен . С. 115-116). Положительную оценку «Обедни» дал А. А. Алябьев в своем письме 1834 г. (Штейнпресс Б . С . Страницы из жизни А. А. Алябьева. М., 1956. С. 267). В. принадлежит также «Преждеосвященная обедня» (песнопения Литургии Преждеосвященных Даров), созданная, возможно, в поздний период творчества композитора.

К произведениям духовного содержания можно отнести гимн «Велик Господь» (на слова Н. М. Языкова) для хора и оркестра, сочиненный В. в пользу сирот, оставшихся после смерти родителей в эпидемию холеры (был исполнен в 1831 в зале московского Благородного собрания).

Духовно-муз. сочинения отличает концертный стиль, по интонационному складу они близки оперному и романсовому творчеству В. Все концерты написаны в 3-частной форме; для структуры частей характерна повторность тематических построений. В отличие от своих современников В. реже использует сопоставление сольного (или ансамблевого) и хорового звучания, а также приемы имитационной полифонии. В рамках раннеромантической гармонии В. широко применяет эллиптические последования септаккордов и их обращений, хроматические ходы голосов. Большая строгость фактурного и гармонического изложения отличает нек-рые песнопения «Преждеосвященной обедни».

Произведения В. на богослужебные тексты остались неизданными, хотя композитор отсылал «Обедню» в С.-Петербург директору Придворной певческой капеллы Ф. П. Львову , о чем сообщал в письме В. Ф. Одоевскому в 1836 г. (Автобиография композитора Верстовского / Cообщ. Б. Модзалевский // Бирюч Петроградских гос. акад. театров: Сб. ст. [Пг.], 1920. Вып. 2. С. 236). В этом письме В. упоминает и свой концерт «Скажи ми, Господи» для 4 голосов (в наст. время не найден). «Обедня» и духовные концерты В. вошли в его рукописное собрание сочинений, «Преждеосвященная обедня» хранится в архиве прот. Димитрия Разумовского .

Соч.: «Обедня» (Литургия св. Иоанна Златоуста), концерты: «Вознесу Тя, Господи», «Услыши, Боже, глас мой», «Господи, Боже мой, на Тя уповах». Для муж. хора (2 тенора и 2 баса): Ркп. // Собр. соч. / МГК. Т. 9. С. 167-187, 189-225; Преждеосвященная Обедня // РГБ ОР. Ф. 380. К. 21. № 4.

Н. Ю. Плотникова