Особенности подготовки к реставрации здания театра. Реконструкция большого театра стала самым скандальным проектом в современной российской культуре. Золочение Большого театра

Где Большой ставят на 55-е место?
И нашёлся блогоприятель, который постарался обстоятельно ответить на этот вопрос.

Оригинал взят у bullking в Мировой рейтинг оперных театров по акустике

или загадочный world opera house rankings.

Сохранение уникальной акустики зала - одна из главных задач реставраторов Большого театра. Сообщили в свое время реставраторы Большого театра и с усердием принялись осваивать выделенные на это благое дело 700 миллионов долларов США в рублевом эквиваленте. Грамотные инженеры, проявив недюжинный талант и смекалку, соорудили из папье-маше и резонансной ёлки то, чего в Большом отродясь не было - выход в рейтинг мировых оперных театров по качеству звука на душу населения.

О чем населению, в свою очередь, поведали российские телеканалы:

для начала телекомпания ВГТРК в марте 2011 года поместила дореставрационный Большой на 59-е место по качеству звука в мире и высказала уверенность - после реставрации театр вернет былое, дореволюционное лидерство!

затем 1-ый канал в октябре, в день премьерного открытия театра улучшил дореставрационные показатели Большого по акустике подняв его в мировой табели о рангах на 55-е место.

но поскольку трансляция открытия на фоне мировых гостей предполагала освещение события и в иностранной прессе, на остальной мир пошла новая, слегка размазанная цифра мирового акустического рейтинга оперных театров - ниже 50-го места. Опять же, с уверенностью, что теперь, после освоения полутора миллиардов рублей, Большой театр снова вернулся на первые акустические места топа! Это заявил инопрессе представитель компании-реставратора Инвестиционная группа "Сумма Капитал" Михаил Сидоров.

Ну заявил и заявил. Имеет право, поскольку "Сумма Капитал", видимо, и является составителем акустических рейтингов мировых оперных сцен с 19-го века и по наши дни. Исходя из того, что подобные рейтинги до этого не составлялись никакими официальными рейтинговыми агентствами и не были описаны в анналах истории как российской так и зарубежной.

Есть правда один человек. Лев Беранек (Leo Leroy Beranek). Вот он на фото слева.

Он действительно, однажды, на свой страх и риск, составил топ оперных театров и концертных залов мира с точки зрения акустического восприятия и технологичности передачи звука от певцов на сцене к ушам зрителей в зале. Вот этот самый топ с первого по двадцать первое место.

Топ оперных домов от Беранека, руководителя электро-акустической лаборатории Гарварда, был выстроен с учетом различных физико-акустических показателей мировых концертных залов, составляет более 600 страниц, и, на данный момент времени, является единственно подтвержденным документально.

Книгу Беранека с результатами исследования "Концертные залы и Дома Оперы. Музыка. Акустика и Архитектура " похоже и прочитали инженеры фирмы по строительству нефтеналивных терминалов типа Большой театр. А поскольку ученый исследовал акустику в 58 мировых концертных залах, в число которых Большой театр не попал, по чисто российской логике, 59-е место - это и есть место Большого театра в списке лучших оперных театров мира в акустическом мировом рейтинге, что и было передано шифрограммой в студию "Вестей" в марте. А далее... ну подкорректировали немного топ. А чо?!

Все одно, после настройки папье-маше и вхождения еловых потолков в резонанс с метрополитеном - акустика Большого театра заработает так же, как и в далеком XIX-м веке. А театр займет свое законное, наипервейшее место по ранжиру царского времени. Это же не трудно. Достаточно поднять из пыльных архивов талмуды придворных ученых-акустиков Александра III-го и убедиться.

Всемирно известный Большой театр недавно открылся после реконструкции, стоившей 700 миллионов долларов. Взглянем на него и скажем честно: это того стоило!

(Всего 27 фото)

1. Фасад Большого театра во время (2 апреля 2010 года) и после реконструкции, 24 октября 2011 года. Открытие Большого театра прошло 28 октября. Он открывается после шести лет реконструкции, стоившей 700 млн. долларов и постоянно задерживаемой из-за нехватки средств или обвинений в коррупции. (REUTERS/Denis Sinyakov (top) and Anton Golubev)

2. Бельэтаж Большого театра во время (13 ноября 2008 года) и после завершения реконструкции, 24 октября 2011 года. (REUTERS/Denis Sinyakov (top) and Anton Golubev)

3. Фойе Большого театра во время (31 января 2008 года) и после завершения реконструкции, 24 октября 2011 года. (REUTERS/Denis Sinyakov (top) and Anton Golubev)

4. Рабочий с циркулярной пилой работает на реконструкции Большого театра, Москва, 31 января 2008 года. Срочная работа по укреплению стен самого знаменитого зала России спасла его от разрушения, но открытие пришлось отложить еще на год. (REUTERS/Denis Sinyakov)

5. Специалист работает над отделкой потолка в главном зале Большого театра, 1 марта 2011 года. После нескольких лет реконструкции один из известнейших в мире театров готов вновь открыть двери для публики. (REUTERS/Denis Sinyakov)

7. Журналисты осматривают главный зал Большого театра, 22 июля 2011 года. (REUTERS/Denis Sinyakov)

8. Президент РФ Дмитрий Медведев на открытии Большого театра после реконструкции, 20 сентября 2011 года. (REUTERS/Denis Sinyakov)

9. Фасад Большого театра после реконструкции, 27 октября 2011 года. После шести лет работ общей стоимостью 700 млн. долларов, отсрочек и скандалов, Большой театр готов снова занять почетное место среди культурных жемчужин мира. (REUTERS/Sergei Karpukhin)

10. Фасад Большого театра после реконструкции, 27 октября 2011 года. (REUTERS/Sergei Karpukhin)

11. Фасад Большого театра после реконструкции, 27 октября 2011 года. (REUTERS/Sergei Karpukhin)

12. Люди смотрят на освещенный фасад Большого театра после реконструкции, 27 октября 2011 года. (REUTERS/Sergei Karpukhin)

13. Люди смотрят на освещенный фасад Большого театра после реконструкции, 27 октября 2011 года. (REUTERS/Sergei Karpukhin)

14. Почетный караул перед Большим театром во время церемонии открытия, 28 октября 2011 года. (REUTERS/Sergei Karpukhin)

15. Уборка и чистка перед открытием Большого театра, 24 октября 2011 года. (REUTERS/Anton Golubev)

16. Посетитель фотографирует потолок главного зала Большого театра, 24 октября 2011 года. (REUTERS/Anton Golubev)

17. Посетительница фотографирует потолок главного зала Большого театра, 24 октября 2011 года. (REUTERS/Anton Golubev)

18. Посетители в обновленном фойе Большого театра, 24 октября 2011 года. (REUTERS/Anton Golubev)

20. Общий вид фойе Большого театра после реконструкции, 24 октября 2011 года. (REUTERS/Anton Golubev)

21. Актеры на последней репетиции перед выступлением в Большом теарте, 31 октября 2011 года. Первой премьерой сезона стала новая постановка оперы Михаила Глинки "Руслан и Людмила". (REUTERS/Anton Golubev)

22. Актеры на последней репетиции перед выступлением в Большом теарте, 31 октября 2011 года. Первой премьерой сезона стала новая постановка оперы Михаила Глинки "Руслан и Людмила". (REUTERS/Anton Golubev)

23. Актеры на последней репетиции перед выступлением в Большом теарте, 31 октября 2011 года. Первой премьерой сезона стала новая постановка оперы Михаила Глинки "Руслан и Людмила". (REUTERS/Anton Golubev)

24. Балерины Большого театра Светлана Захарова (слева) и Мария Володина на репетиции "Золушки" в Королевском оперном театре Лондона, 7 августа 2006 года. (REUTERS/Alessia Pierdomenico)

25. Балерина Большого театра Елена Андриенко во время балета Чайковского "Лебединое озеро" в Средиземноморском конференц-центре в Валлетте, 19 апреля 2007 года. (MALTA OUT REUTERS/Darrin Zammit Lupi (MALTA)

26. Аннет Дельгадо, балерина Кубинского национального балета перед выступлением на гала-концерте в Большом театре, 2 августа 2011 года. Кубинский балет показывал отрывки из "Лебединого озера", "Дон Кихота" и "Коппелии" в честь примы и руководительницы Кубинского национального балета Алисии Алонсо. (REUTERS/Denis Sinyakov)

27. Дирижер Владимир Юровский руководит оркестром на последней репетиции перед выступлением, 31 октября 2011 года. (REUTERS/Anton Golubev)

28 октября состоится торжественное открытие исторической сцены Большого театра после длительной реконструкции.

Большой театр в Москве открылся 18 (6 по ст. ст.) января 1825 года.

За долгую историю Большого театра в здании много раз проводились строительные, ремонтные, реставрационные, перепланировочные и прочие работы.В 1894 году в связи с ремонтом театр закрывался на год. К северному фасаду здания был пристроен капитальный склад декораций, укреплены фундаменты под наружными стенами, в которых стали появляться трещины (из-за реки Неглинки, упрятанной в трубу, и прочих дренажных работ).

В 1921 году тщательное обследование выявило аварийное состояние театрального здания. Стена, возведенная в 1855 году на слабом песчаном грунте, дала значительную осадку. Появилась опасность полного разрушения зрительного зала. В конце августа 1921 года начались аварийно-ремонтные работы, которые велись в авральном режиме - круглосуточно, не нарушая обычной работы театра. Летом 1923 года были закончены работы по подводке фундаментов под две полуциркульные стены зрительного зала, строительные работы продолжались до 1929 года. В результате здание театра удалось спасти от разрушения, тем не менее, из-за многочисленных переделок и непрофессионального подхода к ряду реставрационных вопросов был нанесен непоправимый ущерб как самому памятнику, так и его уникальной акустике.

В 1938 году за короткий срок (5,5 месяцев) в Большом были проведены масштабные работы в сценической части, включавшие замену инженерных конструкций (стен, перекрытий и т.п.). После проведения реконструкции площадь главной сцены театра значительно увеличилась.

28 октября 1941 года в театр попала 500-килограммовая бомба, которая пробила стену фасада и разорвалась в вестибюле. Значительные повреждения главного фасада, вестибюля, фойе, зрительного зала были устранены в 1942-1943 годах (руководитель - архитектор Александр Великанов). Под руководством художника Павла Корина реставрирована роспись плафона.

В 1958 году была осуществлена первая капитальная реставрация здания. Тогда же театр оснастили системой кондиционирования.

Этапы современной реконструкции

В 1993 году постановлением правительства РФ и постановлением правительства Москвы ГАБТ передан ряд прилегающих зданий и участков, что определило концепцию развития Большого театра. Проект реконструкции этих кварталов (так называемая первая очередь) разработан в мастерской N 14 "Моспроекта-2". Сюда входят: здание филиала, вспомогательный, инженерный. художественно-производственный корпуса.

В 2004 году по поручению Дирекции по строительству, реконструкции и реставрации ФАКК "Техноинторг" провел тендер на генерального подрядчика второй очереди. Победила югославская фирма "Напред" с контрактом на 250 миллионов долларов. Однако вскоре "Напред" отказалась от проведения работ и дирекция заключила договор на генподряд с ЗАО "СУИпроект" с контрактом на 430 миллионов долларов.

В конкурсе на выбор поставщика технического оборудования победителем стала немецкая Bosch Rexroth AG.

17 февраля 2005 года на выездном заседании Научно-технического совета Главгосэкспертизы России, которое состоялось на Новой сцене Большого театра, практически единогласно был одобрен проект реконструкции основного здания Большого театра.

В апреле 2006 года Геральдический совет при Президенте Российской Федерации поддержал предложение Роскультуры о замене в ходе реконструкции ГАБТ России барельефов Государственного герба СССР на барельефы исторического герба России 1856 года. Принято решение заменить их на фасаде здания, над центральной царской ложей. Гербы СССР отправят на музейное хранение.

К весне 2006 года выяснилось, что объем работ намного больше, чем предполагалось и сроки окончания реконструкции (март 2008 года - запуск труппы в репетиционные помещения, осень 2008 года - начало зрительского сезона) выдержать не удалось. Затем предполагалось, что Большой театр откроется в 2009 году, но летом 2008 года сроки вновь сдвинулись.

27 ноября 2008 года на закрытом брифинге министр культуры РФ Александр Авдеев сообщил , что реконструкция Большого театра будет завершена к концу 2010 - началу 2011 года. По его словам, задержка сроков строительства была вызвана четырьмя причинами. В их числе министр назвал слабого руководителя проекта, неэффективную схему взаимодействия фирм участниц проекта и их слабую координацию, а также отсутствие взаимодействия с правительством Москвы и разноскоростной темп исполнения различных видов работ.

Новым руководителем проекта назначен Яков Саркисов.

В мае 2009 года распоряжением президента РФ была создана Межведомственная рабочая группа по вопросам осуществления второй очереди реконструкции, реставрации и техоснащения комплекса зданий ГАБТ. Функции группы - контроль за осуществлением мероприятий второй очереди, рассмотрение предложений госзаказчика - Минкультуры РФ по изменению объемов, сроков выделения, направлений и порядка расходования выделяемых из бюджета средств.

18 ноября пресс-служба генерального подрядчика проекта - компании "СУИпроект" сообщила о завершении реставрации восьми колонн главного фасада Большого театра . В рамках работ по внешнему благоустройству здания строители также завершили реставрацию южного фасада здания и провели гидроизоляционные работы со стороны Щепкинского проезда и Театральной площади.

В исторической части здания закончен монтаж и окраска медной кровли, а также смонтированы оконные блоки.

1 декабря стало известно, что генподрядчик реконструкции Большого театра ЗАО "СУИпроект" и проектировщик "Курортпроектсервис" создали совместную рабочую группу , которая будет действовать непосредственно на строительной площадке. Рабочая группа призвана ускорить принятие всех решений, связанных с происходящими работами.

2 февраля 2010 года Большой театр впервые с 2005 года, когда началась его реконструкция, открыл двери для публики. В первом из отреставрированных залов, Хоровом, . Программа концерта была составлена из произведений Чайковского, Римского-Корсакова, Даргомыжского, Верди и Пуччини. Послушать их пришли министр культуры РФ Александр Авдеев, возглавляющий попечительский совет ГАБТа вице-премьер Александр Жуков, члены попечительского совета в полном составе, мэр Москвы Юрий Лужков.

2 февраля пресс-секретарь Минкультуры Наталья Уварова сообщила, что глава ФГУ "Дирекция по строительству, реконструкции и реставрации", которое является заказчиком-застройщиком реконструкции Большого театра в Москве, Яков Саркисов освобожден от занимаемой должности по собственному желанию.Со своей стороны, министр культуры РФ Александр Авдеев "деятельность Саркисова, его профессиональные и организационные качества на посту руководителя дирекции".

22 августа копии скульптур муз Эрато (муза лирической поэзии) и Терпсихоры (муза танца), уничтоженных взрывом авиационной бомбы в 1941 году, . Высота восстановленных фигур муз достигает 3,5 метра, а вес каждой из них - более двух тонн. Каждая скульптура состоит из 7 гипсовых элементов. Части скульптур были нанизаны на металлический каркас, сохранившийся с XIX века.

Ранее в театре был установлен живописный поднимающийся холст "Въезд Минина и Пожарского в Москву".

2 октября прошел специальный показ обновленного здания для строителей, 24 октября результаты реконструкции были продемонстрированы журналистам.

28 октября Большой театр после шестилетней реконструкции откроет главную сцену праздничным концертом, который будет транслироваться для всех желающих на Театральной площади.Первой постановкой после реконструкции исторической сцены театра .

На разных этапах реконструкции постоянно возникали скандальные ситуации, в том числе в сентябре 2009 года было по факту необоснованно израсходованных денежных средств, выделенных на реставрацию театра.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников.

Реконструкция знаменитого Большого театра и его с помпой обставленное открытие обернулись самым дорогим, самым громким и самым скандальным проектом в современной российской культуре.

Беспрецедентно большой бюджет работ по реконструкции, уголовное дело о нецелевом использовании средств, билеты стоимостью $ 65 тыс., роскошные декорации и зрительский зал, по-царски блистающий золотом. Таков итог события номер один в культурной жизни России этого года – открытия обновленного Большого театра, состоявшегося 28 октября 2011.

Главная сцена страны, в свое время считавшаяся визитной карточкой всего СССР, возобновила свою работу после шестилетней реконструкции, сопровождавшейся многочисленными скандалами. Также скандальный оттенок, по мнению обозревателей, имеет и то, что происходит в театре после его открытия.

По информации очевидцев, по сей день в здании множество недоделок: периодически гаснет свет, ломаются новенькие, только что поставленные лифты, месяц назад введенное в эксплуатацию оборудование частично уже не работает. Труппа сетует на репетиционные залы с крайне низкими потолками, а театралы – на строительные огрехи.

Танцовщик и артист Роман Кузнецов в разговоре с Корреспондентом отмечает, что внешне театр выглядит прекрасно – особенно с подсветкой в вечернее время. Однако, говорит он, если подойти поближе, впечатление убивают “заплатки” на колоннах у парадного входа. Несмотря на выделенные правительством на реконструкцию колоссальные суммы, на покраску колонн денег не хватило.

Деньги и правда немыслимые: у театральной реконструкции неприлично большой бюджет, 21 млрд руб. (около $ 700 млн), – недавняя реконструкция итальянского Ла Скала стоила на порядок дешевле. Цифры российской строительной сметы позволили иностранным журналистам описывать увиденное в Большом театре как мегавеличие и мегакоррупцию одновременно.

И еще одна беда российской оперной сцены номер один: билеты сюда теперь по карману только очень состоятельные людям – в кассе купить их практически невозможно, а цены у спекулянтов заоблачные.

Дело приобрело такой размах, что успокаивать негодующих соотечественников пришлось президенту Дмитрию Медведеву.

“Билеты в Большой не будут по 2,5 млн руб. ($ 895 тыс.). Это чушь”,

– пообещал российский лидер.

О вкусах спорят

“Это большое событие”, – говорит Корреспонденту об открытии главного театра страны москвичка Наталья Горчакова, отмечая, что здание давно нуждалось в восстановлении. И действительно, степень изношенности здания, по оценкам специалистов, составляла от 50% до 70%, оно давно требовало модернизации.

Теперь же построенный еще по приказу Екатерины Второй театр не только обновился, но и вернул себе имперский блеск. Так, на главном фасаде здания был демонтирован советский герб, а на его место установлен двуглавый орел – герб России образца 1856 года.

Желая в полной мере восстановить уничтоженный большевиками исторический облик театра, в здание также вернули гобелены, люстры и вензеля династии Романовых.

“Специальная комиссия ЮНЕСКО, которая побывала в Москве, высоко оценила работу реставраторов в Большом,

– рассказывает Владимир Ресин, первый заместитель мэра российской столицы.

Эксперты заявили: реставрация проведена максимально бережно и осторожно, а инженерные системы установлены с высоким чувством ответственности и с учетом специфики памятника архитектуры”.

Новый образ Большого театра пришелся по вкусу не всем. Известная балерина Анастасия Волочкова, некогда танцевавшая на его сцене, в своем интернет-блоге в пух и прах раскритиковала внешний и внутренний вид обновленного театра. По ее словам, исчезли шикарные люстры и бронзовые ручки, а вместо паркета в залах положили кафель.

“Не секрет, что это была не реконструкция, а просто разрушение Большого театра. На данный момент создана коробка, которая лишь отдаленно напоминает этот стиль и вид”,

убеждает своих читателей Волочкова.

Ей вторит самая яркая звезда балетной труппы Большого – Николай Цискаридзе. Вместо старинной лепнины, как раньше, теперь интерьер украшает позолоченная пластмасса, возмущается он.

“Все, что сделали с Большим театром, – это вандализм. Говорят, например, что сделали замечательные гримуборные, но это совсем не так. Что в них замечательного, если в них даже нет окон”,

– отмечает Цискаридзе. Также знаменитый танцор отмечает, что в репетиционных залах сделали такие низкие потолки, что нельзя даже поднять балерину – она может удариться.

Слова Цискаридзе вызвали настолько бурную дискуссию в российском обществе, что танцовщику ответил даже министр культуры Александр Авдеев.

“Николай напутал, там ничего пластмассового нет, а все декорации и весь декор зала сделан так, как этого требует современная акустика, – специальное дерево, специальное папье-маше резонансное. А если и есть пластмасса, то это провода, которые вделаны в стену”,

– пояснил Авдеев.

Тем не менее внутри театра еще больше недоработок – об этом говорят все, кто побывал в нем. По наблюдению Кузнецова, до сих пор в лифтах вместе с балеринами ездят гастарбайтеры, а во время спектакля Руслан и Людмила свет в оркестровой яме периодически гас.

“То есть оркестр играл в кромешной, именно кромешной темноте, из-за чего даже некоторые музыканты быстро доставали свои телефоны и светили в ноты остальным; мне это хорошо было видно, я сидел на втором ярусе”,

– негодует Кузнецов. Он недоумевает, как такое может происходить в главном театре страны.

Обстановку в театре он описывает как очень нервозную. Причин для переживаний предостаточно. К примеру, балет Спящая красавица вплоть до самой премьеры не смогли ни разу полноценно прогнать, так как персонал просто не знал, что делать с новым оборудованием, появившимся в здании после ремонта.

И еще один штрих обновленного Большого: ради тишины в нем на время спектаклей в Москве теперь ограничивают работу метрополитена – слишком близко пролегают туннели к увеличившимся помещениям театра. Впрочем это временная мера: чтобы снизить вибрацию в Большом, на Замоскворецкой линии на путях установят виброгасящие рельсовые скрепления, а под рельсами уложат виброизоляционные маты.

Русский размах

21 млрд руб. – баснословная цена реконструкции вызвала горячие дискуссии в российском обществе, ведь реализация подобных проектов в Европе стоила в разы меньше.

Значительно дешевле обошлась британцам капитальная реконструкция и модернизация Королевского оперного театра в Лондоне – в 214 млн фунтов стерлингов (около $ 321 млн). Итальянцы вообще поразили экономией. С 2002 по 2004 год в Милане полностью была реконструирована Ла Скала, и всего-то за 61 млн евро.

“Скажите [премьер-министру Владимиру] Путину, что за эти я деньги построю в Москве три таких театра”,

– подлил масла в огонь Татео Накашима, крупнейший в мире специалист по театральным технологиям.

Изначально российские власти планировали потратить на реконструкцию Большого не более 15 млрд руб.

“Сумма постоянно менялась, поскольку менялись и цены – в том числе на цемент и на кирпич”,

– объяснил подорожание работ министр Авдеев.

В 2009 году Следственный комитет при прокуратуре возбудил уголовное дело по факту необоснованно израсходованных средств, выделенных на реставрацию. Тогда выяснилось, что государственное учреждение Дирекция по строительству, реконструкции и реставрации трижды оплатило одни и те же работы компании Курортпроект – с нею был заключен контракт на проектирование и восстановление театра. Чем закончилось разбирательство, по сей день неизвестно.

В то же время и после возбуждения дела о выделении рекордных средств работы продолжались, а в Большом вспыхивали новые скандалы. К примеру, по меньшей мере удивление вызвал объявленный театром на сайте госзакупок тендер на создание его сайта, начальная цена которого была определена в сумме 5,4 млн руб. (около $ 174 тыс.).

Информация о конкурсе попала в интернет и вызвала такой резонанс, что тендер был отменен.

И наконец – сравниться с суммами, потраченными на восстановительные работы в Большом, могут только цены на его билеты. Причем наибольший скандал разгорелся вокруг пригласительных на церемонию открытия. На это мероприятие официально билеты не продавались, однако в интернете появились предложения купить приглашения по цене от 90 тыс. ($ 2.900) до 2 млн руб. ($ 65.000).

Это позволило россиянам говорить о том, что главный театр страны превратился в пафосный дворец, недоступный для посещения простым смертным.

“Туда и раньше было трудно попасть, сейчас финансово это нереально”,

– отмечает Горчакова. А Кузнецов, чтобы попасть в Большой, прибегнул к услугам спекулянтов.

“Я купил у них билеты за 3.000 руб. ($ 100)”,

– утверждает артист. Кузнецов уверен, что у перекупщиков есть билеты на любой спектакль и в любом количестве – “хоть роту приводи”. Хотя на премьеру балета Спящая красавица Кузнецов смог приобрести билет непосредственно в кассе за 1.300 руб. ($ 42), для чего четыре часа простоял в очереди.

Московские театралы рассказывают, что официально в кассах билетов может не быть, однако в интернете изобилие предложений – к примеру, за место в партере на Спящую красавицу просят 15.000 руб. (около $ 500). Существенно отличающиеся от номинальной стоимости билетов интернет-цены представители сайтов объясняют стоимостью услуг по резервации и доставке.

Спекуляции приобрели такой размах, что теперь билеты в Большой продаются только по паспортам и не более двух в одни руки.

Возрождение величия

Юрген Райнгольд, немецкий эксперт в области акустики, отмечает, что его первым впечатлением от обновленного Большого театра было восхищение и шок одновременно. Он вспоминает, что до произведенных работ кресла в театре были изношенными, а техника – допотопной. Теперь же театр вернул себе царственный блеск.

Самое главное – театру была возвращена акустика, которой он славился.

“В конце XIX века в Большом была лучшая акустика среди крупных оперных театров мира, Но после изменений в советский период он не входил даже в число 50”.

При советской власти акустику испортили бетоном: чтобы спасти разваливающееся здание, было решено переделать пол и фундамент. Так, резонансную ель и улучшающее акустику папье-маше заменили гипсом, цементом и бетоном.

Что касается отреставрированного интерьера театра, то он воссоздает времена царской России – были восстановлены росписи, возвращены люстры и гобелены эпохи Николая II. На покрытие золотом 890 кв. м лепнины ушло 4,5 кг драгоценного металла.

Новую вращающуюся сцену разрабатывали швейцарские специалисты. В итоге она стала крупнейшей в Европе: ее размеры составляют 21 х 22 м, а вес – 40 т.

Площадь помещений театра увеличилась вдвое – до 72 тыс. кв. м, также для большего удобства были объединены подземные и надземные переходы. В зрительном зале теперь 1.720 мест, как было при императоре, а не 2.200, как сделали в советское время. Последнее обстоятельство также было дополнительной нагрузкой для акустики.

Театральный блеск и любимое в России царское величие граждане страны, конечно же, замечают. Они хоть и говорят о значительных недоделках и осевших в чьих-то карманах деньгах, однако все же рады открытию Большого.

“Теперь доделывают как могут. Пусть так, главное, чтобы наконец доделали”,

– заключает Кузнецов.

Большие театры

Сан-Карло (Неаполь, Италия).
Открытие: 1737 год. Количество зрительских мест: 3.285.

Театр был возведен по указу короля Карла III, принадлежавшего к династии Бурбонов, и поэтому отличался королевской роскошью и размахом. Главными цветами в интерьере были синий и золотой (официальные цвета династии монархов). Здание театра страдало от различных ненастий трижды – в 1816, 1943 и 1969 годах. Последние работы по реконструкции завершились в 2008 году.

Ла Скала (Милан, Италия).
Открытие: 1778 год. Количество зрительских мест: 2.289.


За более чем два века с момента открытия театр пережил немало бедствий. Был полностью разрушен во время Второй мировой войны и вновь восстановлен в первоначальном виде в 1946-м. С 2001-го по 2004-й подвергся реконструкции. Первым музыкальным произведением на обновленной сцене стала Признанная Европа Антонио Сальери.

Государственный академический Большой театр России (Москва, Россия)
Открытие: 1780 год. Количество зрительских мест: 1.740.


Большой начинался как частный театр князя Петра Урсова и первое время назывался Петровским театром. Простояв всего четверть века, здание сгорело, а новое, возведенное архитектором К. И. Росси, прожило и того меньше, сгорев в 1812-м. Вновь отстроенный театр открылся в 1825 году и был значительно больше предшественника.

Очередной пожар настиг театр в 1853-м, но уже через три года он возобновил работу в новом помещении. В дальнейшем Большой переживал многочисленные ремонты и реконструкции, последняя из которых длилась шесть лет и завершилась осенью 2011 года.

Баварская государственная опера (Мюнхен, Германия).
Открытие: 1818 год. Количество зрительских мест: 2.100.


Построена по заказу короля Макса I, согласно его пожеланию строилась по образцу парижского театра Одеон. Через пять лет после открытия театр сгорел дотла, однако был быстро восстановлен и уже в 1825-м возобновил работу. Вторая мировая война не пощадила оперную сцену – после бомбардировок от здания остались лишь внешние стены. Восстановительные работы завершились в 1963 году.

(Опера Земпера) (Дрезден, Германия).
Открытие: 1841 год. Количество зрительских мест: 1.300.


Первой оперной постановкой в театре стала Эврианта основателя немецкой романтической оперы Карла Вебера. Здание театра разрушалось дважды: в 1869 году в результате пожара и в 1945-м во время бомбардировки. Был восстановлен по первоначальному проекту архитектора Готтфрида Земпера и открыт в 1985 году.

Большой оперный театр Лисеу (Барселона, Испания).
Открытие: 1847 год. Количество зрительских мест: 2.292.


Возведенный на средства богатых семей города театр дважды за свою историю страдал из-за крупных пожаров – в 1861 и 1994 годах. Открыт после реконструкции в 1999 году. Известен как одна из крупнейших оперных сцен Европы. Именно здесь начала свою блестящую карьеру оперная дива Монсеррат Кабалье.

(Вена, Австрия).
Открытие: 1869. Количество зрительских мест: 2.200.


Выполненное в стиле неоренессанса здание оперы не сразу полюбилось публике. Критика была настолько жесткой, что ответственные за проект архитекторы, не выдержав нападок, покончили жизнь самоубийством. Тем не менее спустя годы оперу признали одной из красивейших в мире. Во время Второй мировой войны здание было полностью разрушено. Открыто после восстановления в 1955 году.

(Париж, Франция).
Открытие: 1875 год. Количество зрительских мест: 1.979.


Возведенный по проекту архитектора Шарля Гарнье театр известен эклектичностью стиля и роскошным внутренним убранством. Примечательно, что не менее знамениты, чем выполненный в форме подковы зрительный зал, мраморная парадная лестница театра и фойе. C 1994 по 2007 год театр пережил серьезный ремонт – техническое оснащение модернизировали, а отделку отреставрировали.

(Буэнос-Айрес, Аргентина).
Открытие: 1908 год. Количество зрительских мест: 2.478.


Крупнейший оперный театр Южной Америки открылся постановкой Аиды Дж. Верди. Пережил три реконструкции, последняя из которых завершилась в 2010-м году и обошлась Аргентине в $ 100 млн.

Метрополитен-опера (Нью-Йорк, США).
Открытие: 1966. Количество зрительских мест: 3.816.


Основанный еще 1883 году театр Метрополитен-опера обосновался в своем нынешнем здании, расположенном в Линкольн-центре, в 1966 году. Стены театра украшены монументальными фресками авангардиста Марка Шагала, зал обладает одной из лучших в мире акустик, сам театр оснащен по последнему слову техники.

Данные информационно-справочной службы Корреспондента

Большому театру этой весной не позавидуешь. Посмотришь телевизор, послушаешь, почитаешь — там сплошные скандалы и преступления. Будто в театре и спектаклей нет никаких, и репетиции не идут весь день, а премьера за премьерой опускаются на сцену прямо с нежного облака! После реконструкции старой, исторической сцены Большого театра было много нареканий. Они продолжаются и до сих пор — в частности, одно из самых существенных: акустика стала не та!

Большому театру этой весной не позавидуешь. Посмотришь телевизор, послушаешь, почитаешь - там сплошные скандалы и преступления. Будто в театре и спектаклей нет никаких, и репетиции не идут весь день, а премьера за премьерой опускаются на сцену прямо с нежного облака!

После реконструкции старой, исторической сцены Большого театра было много нареканий. Они продолжаются и до сих пор - в частности, одно из самых существенных: акустика стала не та! Фраза эта, особенно из уст «знатоков», не отличающих трубу от скрипки, вызывает такое раздражение, что Большой, проигрывающий одну информационную битву за другой, решил наконец подробно рассказать хотя бы об акустике - какая она была и как ее восстановили. Благо, сейчас в Москве находится главный инженер фирмы «Мюллер-ББМ» Юрген Райнхольд, занимавшейся возрождением звукового облика великого зала.

Главный дирижер театра Василий Синайский даже ворчал: «Немцы работали очень много, педантично до занудства, утрами, вечерами, в выходные - по понедельникам. Часто для тестирования приглашали меня, артистов. Юрген слушал и говорил: «Мне не нравится», - и мы снова встречались через неделю. Он делал записи, увозил с собой, их изучали, и он снова возвращался в Москву».

Акустикой Большого театра занималась немецкая компания, созданная после войны с целью восстановить разрушенные театры и концертные залы Германии. Юрген Райнхольд рассказывает, что 80 процентов зала не нуждалось в какой-либо переделке: прекрасная акустика заложена уже в самой конфигурации зала. Архитектор Альберт Кавос в свое время соорудил - если смотреть сверху - огромную деревянную скрипку, в которую вложен зал. Даже потолок, который предписывалось изготовить из железа, рискнул построить деревянный, чтобы избежать особого резонанса, свойственного металлу.

Большой театр звучит по-особому благодаря панелям из резонансной ели - акустически отзывчивого дерева. Сейчас все панели, с годами частично утраченные, восстановлены.

Нужную ель найти было не просто: ей должно быть 100-120 лет, она должна быть строго вертикальна, симметрична, иметь островершинную крону, 5-6 метровый цилиндрический фрагмент должен быть без сучков и повреждений.

Юрген Райнхольд восстанавливал акустику оперных театров Ля Фениче в Венеции, Сан-Карло в Неаполе (старейшего в Европе); налаживал ее в новой Мариинке-2.

Что было сделано в Большом?

«В первую очередь мы увеличили оркестровую яму. Отодвинули вглубь назад с пяти до семи метров - рампа теперь там, где обозначил Кавос, - рассказывает Райнхорд. - Во-вторых, изменили наклон пола в партере. Он был невелик для такого громадного зала - всего 56 см. Из-за этого уже в третьем-четвертом рядах зрителям приходилось выглядывать из-за голов. А есть неписаное правило: если плохо видно, значит, и звука поступает меньше. Высоту сцены мы подняли на метр, опустив переднюю часть партера, потому что надо было сохранить уровень при входе в зал. Удалили бетон, залитый под полом партера. Пол здесь классический деревянный - как во всех оперных театрах и концертных залах. Если подпрыгнуть - все ощущают сильную вибрацию. Вот так же зритель чувствует вибрацию ногами на фортиссимо или при звуке литавр в оркестровой яме. На балконах сохранены все декоративные элементы Они из папье-маше. Акустически папье-маше превосходно, так как не имеет пор. А после покрытия золотом становится отличной поверхностью для отражения звука. Под стульями находятся круглые зарешеченные отверстия. Здесь была очень несовременная вентиляция. Теперь в районе 9-10 рядов под залом расположено полое пространство высотой 1,5 м, а в конце зала - 2,5 м; в нем накапливается подаваемый воздух. Сейчас я приезжаю в Москву раз в два-три месяца - убедиться, что оркестр правильно использует мобильные элементы. Ведь оркестровая яма может раздвигаться, подниматься и опускаться; там есть небольшие панели, которые в зависимости от угла поворота отражают или поглощают звук. А под ней мы восстановили полость - большую деревянную полубочку глубиной 2,5 метра. Это был утраченный элемент. Но он известен нам по старинным театрам Италии».

Василий Синайский настаивает, что само понятие «акустика зала» - понятие эфемерное. Рассказывает, что когда готовились к первому концерту-открытию исторической сцены, была одна акустика, а сейчас уже все звучит по-другому. «Это зависит и от характера и положения декораций, и от рассадки оркестра. В Моцарте важны легкие духовые, аккомпанемент; в Рихарде Штраусе - плотное звучание медных».

Журналистам дали послушать выступления солистов с разных рядов из партера и с четвертого яруса. Нет, не придерешься, слышно отлично. Но вопросы начались сразу.

- Говорят, что на сцене есть подзвучка.

Ю.Райнхольд: Такая делается во всем мире. На сцене же очень много кулис, декораций, исполнители часто стоят в глубине сцены. Но звук идет не в зал - а на сцену. Чтобы артисты слышали оркестр, могли петь в ансамбле.

- Много говорят о «звуковых ямах» в партере. Это какие места?

В.Синайский: Еще до переделки многие солисты жаловались, что где-то их не слышно. Говорят, Нэлепп, Масленникова отмечали на сцене крестиком место, откуда лучше петь. Вроде бы лучше всего слышно в четвертом ярусе. В партере первые ряды всегда заметно уступают по звучанию средним, ложам, бельэтажу. Но совсем провальных по звучанию мест в зале нет.

- Можно ли сравнить акустику Мариинки-2 и Большого?

Ю.Райнхольд: «Нет. В Большом были иные задачи. Во всех исторических театрах короткая реверберация, так как в них много драпировок. Уберите портьеры - и здесь будет гулко, как в храме. А в Мариинке с самого начала все строилось по современным понятиям, там более длительная реверберация.

- До реконструкции Большой по акустике был на 55 месте в мире. А сейчас?

Ю.Райнхольд: «В двадцатку точно входит. Что я знаю точно - акустические условия здесь лучше, чем в Ла Скала. Главный дирижер Даниэль Баренбойм и его директор Стефан Лисснер, привезя театр сюда на гастроли, проверяли акустику в зале и оба сказали: «Великолепно!» Мне очень жаль, что об акустике Большого судят чаще всего непрофессионалы.

- А где, по-вашему, в Большом лучше слушать оперу?

Ю.Райнхольд: Наверху. К тому же вместо одного билета купите пять и еще прихватите с собой друзей!