Особняки купцов черноречья. Особняк купцов марковых


Отличная гравюра раскрашенная! Склон Гостиной горы к Яузе.
Из книги Кадоль, Огюст-Жан-Батист-Антуан. Виды Москвы. Иллюстрированный альбом. Посвящается Александру I, Императору и Самодержцу Всероссийскому, королю польскому. Париж, Пинар & Энгельманн, 1825.

Прекрасный повод рассказать об этом месте!

В конце XVIII века обширное владение на склоне Гостиной горы, по верхней бровке которой ныне пролегает улица Воронцово Поле, принадлежало Григорию Потёмкину. После смерти князя оно перешло в казну. А позже было пожаловано князю А. Безбородко в возмещение переданного им Павлу I Слободского дворца в Немецкой слободе. Александр Андреевич собирался построить здесь усадебный дом с парком и заказал проект дома зодчему Дж. Кваренги, а парка – архитектору Н. Львову. Но если парк разбить успели (его остатки сохранились до сих пор), то дворец так и не был возведен: Безбородко умер. Вскоре огромная усадьба была разбита на небольшие участки и продана с торгов.

Вот эти владение на Хотевском плане 1852 года:


Атлас столичного города Москвы / Сост. А. Хотевым. - 1:3350, 40 саж. в дюйме. - М., 1852-1853 (Тип. Ведомостей Моск. гор. полиции). - 1 атл. (65 л. к.); 49x60 см + Прил. (184 с.; 35x25 см). Фрагмент.
В правой части, ближе к центру - протянувшееся от Грузинского переулка до Яузы владение № 336 , принадлежавшее в 1852 году купчихе Косулиной Аграфене Родионовне. Судя по всему, её усадебный дом и виден на гравюре справа. Я там крестик зелёный поставил.
Соседнее с ней огромное владение (№ 337 ) доходящее до Николоворобьинского переулка принадлежало надворному советнику Николаю Фёдоровичу Островскому - отцу великого русского драматурга. Здесь прошли детские, юношеские и вполне зрелые годы Александра Николаевича.


Фото 1884 г. из альбомов Н. А. Найдёнова. Похоже, что этот же дом, но уже перестроенный, с мезонинчиком на три окошка, виден в правой части чуть ниже и правее храма Грузинской иконы Божьей Матери (снесён).
Учтите, нас интересует только верхняя часть снимка. Всё что внизу - это левобережье Яузы. Сама Яуза здесь практически не видна - скрыта за домами.
И всю эту верхнюю часть и занимает сад Безбородко.

Дома по бровке Гостиной горы (справа налево от церкви) - Капцовых, фон Вогау (большой с полуротондой), снова Вогау, Латышевых (на момент съёмки, а позже - А. П. Бахрушина и ещё позже - Бардыгиных). Ниже дома Латышевых - садовый павильон-"миловида" (сер. 19 века; это не постройка времён Безбородко и Наполеон в ней не бывал). Ещё левее - оранжерея. Об этой оранжерее очень интересно
За трубой виден сахаро-рафинадный завод Марков.


Фото 1884 г. из альбомов Н. А. Найдёнова. "1-й видъ из за Яузы".
В правой части снимка, под пятиглавым храмом Николы в Воробьине с шатровой колокольней виден бывший дом Островских (на момент снимка это уже владение Марков) - он белый - и строящийся новый главный дом Марков (арх. В. Коссов). На всякий случай, фамилия этих московских немцев - Марк. Станция "Марк" по Савёловскому направлению на их средства построена.
А ниже - всё тот же старый парк Безбородко.


Фото 1884 г. из альбомов Н. А. Найдёнова. Вид примерно(!) с той же точки, что и гравюра. Но у гравюры охват намного шире вправо. Фотограф стоял у храма Грузинской иконы Божьей Матери. На первом плане - Кривогрузинский (Грузинский) переулок (ныне - переулок Обуха).


Фото 1890-х гг. Садовый фасад особняка Латышевых - А. П. Бахрушина.


Фото кон. 1890-х гг. В.Н. Домогацкого. Поиски утопленника на Яузе. На заднем плане видна ц. Грузинской иконы Божьей Матери.

Что ещё можно рассказать...

Это, например, контора Сахаро-рафинадного завода Марков, построенная в саду. На видовом снимке выше её ещё нет


Фото нач. 1910-х гг. Контора сахарного завода Марк.

В 1915 году и завод с конторой, и дом Вогау на Воронцовом Поле были сожжены в ходе майского "женского" анти-немецкого бунта.

Особняк Вогау перестроили в самом начале 1920-х под Институт физической химии им. Л. Я. Карпова (арх. С. Чернышёв). Считается, что это самая ранняя постройка советского времени в Москве.
Вот так он стал выглядеть:


Фото 1927 г. Институт им. Л. Я. Карпова на Воронцовом Поле. Примерно также он и сейчас выглядит, но только изрядно обшарпанный. Ограда сохранилась от усадьбы Вогау. Стены первых двух этажей тоже. И, кстати, хорошо видно, что на здании три лепных портрета. Слева - Ломоносов, справа - Менделеев. А вот средний утрачен... Может кто знает, кто там был?
Может Карпов... Он к тому времени уже умер, так что вполне возможно...


Фото нач. 1950-х гг. Ещё один корпус Карповского Института. Построен, скорее всего, на фундаментах Конторы Сахаро-рафинадного завода.

Сейчас свободного доступа в сад нет. Он поделён между тремя организациями. Карповским институтом, Посольством Индии (эта часть ухожена и отреставрирована упомянутая выше "Миловида") и институтом Здорового питания (кажется так), который располагается в бывшей усадьбе Островских - Марков.

А ещё полвека назад в парк можно было свободно зайти


Фото 1955 г. А. Абросимова. В парке Безбородко.

И, наконец, панорама, на которой виден весь парк. Правда, только кроны деревьев.


Фото 1986 г. Отсюда
В полном размере

April 18th, 2013

Сегодня мне хочется рассказать вам о одном доме, который расположен на ул. Ильинской в Нижнем Новгороде - особняк А,В.Маркова. Сейчас дом принадлежит Нижегородскому Государственному Архитектурно-строительному университету - моему родному ВУЗу. На четвертом году моего студенчества в нем была открыта студенческая поликлиника и я, будучи студентом, частенько бывал там (то справка для профилактория нужна, то просто насморк). Еще тогда меня поражала роскошь этого купеческого особняка, а сейчас, после последней реставрации, здание превратилось в 9-й корпус строительного университета.

Главный дом усадьбы А.В. Маркова , который является памятником истории и культуры. Здание входит в границы исторической территории «Старый Нижний Новгород», включено в комплекс исторической застройки улицы Ильинской - основной композиционной оси исторического района - «Започаинье».

Дом вместе с хозяйственными постройками (службами и прачечной) был возведён в 1905 г. для купца Арсения Васильевича Маркова. Автор проекта здания не установлен. Здание было возведено в стиле ретроспективизма и напоминало итальянское палаццо эпохи Возрождения.


Однако во внутренней планировке и интерьерах отразилось новое архитектурное направление - декоративный модерн, начинавший заявлять о себе в это время в Нижнем Новгороде. В дом проводится водоснабжение, а в 1916 г. - канализация.

В 1918 г. главный усадебный дом был национализирован (муниципализирован), После национализации использовался различными организациями, в послевоенное время и до 1985 года- туберкулезный диспансер. В 1985-2006 г. в здесь размещалась студенческая поликлиника. Несмотря на ряд переделок, первоначальная планировка была сохранена.

Дом Маркова отличается на фоне других нижегородских построек начала ХХ века своим необычным архитектурным обликом, вызывающим ассоциации с итальянскими, а точнее флорентийскими, палаццо периода Раннего Возрождения ХV века.

В двухэтажном доме Маркова, высота которого едва достигает 12 м, кроме сплошной, относительно неглубокой и мелкой по рисунку рустовки стен, составляющей основу архитектурного построения фасадов, особенно выделяется характерный для флорентийских палаццо сильно выступающий от стены профилированный цоколь.

В отличие от большинства купеческих домов ХIХ века, в этом доме все фасады поработаны с большой детализацией и выдержаны в одном характере, т.е. с повторением общего рисунка рустовки, профилей тяг и карнизов, с тонкой проработкой архитектурных деталей. Главное внимание архитектор уделил самому рисунку рустовки, используя ее в нескольких вариантах: с включением различных барельефов растительного орнамента или маскаронов в виде львиных голов на основном фасаде, обращенном на улицу Ильинскую; в сочетании гладких и фактурных, с включением мелкой гальки или гравия, поверхностей на двух дворовых фасадах и простых гладких рустов на заднем фасаде. Таким образом, по стилистической характеристике здание относится к довольно редко встречающемуся направлению в русской архитектуре эклектики второй половины ХIХ - начала ХХ века.

В подобной ренессансной стилистике выдержано и большинство парадных интерьеров второго этажа дома. Но в тоже время в архитектуре отдельных помещений (вестибюль, парадная лестница) присутствуют черты модерна. В целом это говорит об общей эклектичности архитектуры этого здания, столь характерной для построек рубежа ХIХ - ХХ века.

Поскольку особняк является объектом охраняемого культурно-исторического наследия, в нём был сохранён интерьер, витражи, роспись, лепнина, что потребовало немалых усилий. В ремонте здания приняли участие студенты ННГАСУ. Архитектурный облик здания практически не изменён.

Вопрос об авторстве дома Маркова остается открытым. Никаких подлинных чертежей дома не обнаружено. Однако, с уверенностью можно сказать, что автор проекта столичный, скорее всего петербургский, мастер. Петербургские архитекторы активно работали особенно в конце Х1Х века в Нижнем Новгороде . То есть это был заказной проект. Но строителем дома, ведущим надзор за постройкой, безусловно, был нижегородский архитектор.

Усадьба, где построен дом, имеет большую историю. Особняк расположен на месте старого дома, возведенного в первой половине Х1Х века и отмеченного на плане-съемке города 1853 года. Границы первоначального владения городской усадьбы, сложившиеся к середине ХIХ века, не изменялись до 1917 года и по фронту улицы составляли 34 м. По плану 1853 года видно, что старый дом располагался на красной линии улицы Ильинской и северной боковой стороной примыкал к границе владения. Размеры дома в плане составляли 9х13 м, что соответствует небольшому дому в три окна по фасаду. К югу от дома находился небольшой двор, отделенный от улицы узкой хозяйственной постройкой, а с противоположной стороны корпусом служб, за которым находился просторный сад.

Согласно «Списку домов Нижнего Новгорода» за 1900 год это было владение Михаила Ивановича Сафонова, принадлежавшее ему по наследству с 4 мая 1893 года. Оценка дома составляла 1113 рублей. В «Списке домов» домовладение значится под № 18. До 1893 года владение принадлежало Екатерине Асафовне Сафоновой. На участке располагались: полукаменный двухэтажный дом (возведенный возможно в первой половине ХIХ в.), службы, сарай и два деревянных погреба. Все постройки оценивались в 1113 рублей. Это владение в свою очередь перешло Е.А. Сафоновой 16 марта 1887 года от И.М. Рогозильникова. Более ранних архивных материалов не обнаружено. Однако можно отметить, что в период 1880-х, а, скорее всего, с 1840-х годов, и по 1900 год крупных перестроек, в том числе возведения нового главного дома усадьбы, на участке не проводилось.


В первые годы ХХ в. владение переходит к Арсению Васильевичу Маркову - последнему представителю известного нижегородского купеческого рода. Главной фигурой рода являлся Василий Кузьмич Марков, крупный рыботорговец, который в низовьях Волги владел огромными водными пространствами. В середине ХIХ века ему в Нижнем Новгороде принадлежали домовладения на Малой Покровской, Ильинской и Рождественской улицах, в Вознесенском переулке (ныне улица Нижегородская), а также несколько торговых лавок в гостином дворе на Рождественской улице. Главное домовладение (ныне существующий дом № 63) располагалось на углу Ильинской улицы и Вознесенского переулка. Марковы широко занимались благотворительностью, в том числе строили сельские школы и училища. А.В. Марков в 1905 году оборудовал амбулаторию в селе Желнино. В Нижнем Новгороде на средства Марковых было построено и оборудовано здание детского приюта нижегородского губернского земства, известного как «дом подкидышей».

С 1905 года новым владельцем исследуемой усадьбы значится А.В.Марков, при этом оценка владения по сравнению с прежней, когда владельцем являлся М.И.Сафонов, возросла в более чем в 15 раз. Это говорит о новом широком строительстве, проведенном Марковым в первые годы ХХ века. В его владении числился дом, прачечная и службы. Общая оценка владения составила 16380 рублей . Данная оценка владения А.В. Маркова не изменялась до 1918 года, что доказывает о неизменности вновь выстроенных построек данного времени. Таким образом, дата 1905 год, как предположил нижегородский исследователь В.В. Краснов, является вероятной датой постройки ныне существующего дома.


Особый интерес в доме Маркова имеют полностью или фрагментарно сохранившиеся художественные интерьеры отдельных помещений. Наибольшую художественную ценность представляют вестибюль и холл с мраморными лестницами, объединенными арочными проемами.



Здесь также сохранились как деревянные резные панели с большим зеркалом, так и декоративная лепка стен и потолков, представляющие собой единственный законченный пространственный образец интерьера модерна в Нижнем Новгороде.

По первому этажу художественный интерес представляют полотна двух дверей и панели с большим зеркалом, выполненных в одном характере с элементами модерна.

Особняк Маркова является уникальным в нижегородском зодчестве примером дома, в пространство которого включены художественно выполненные витражи. Витражи расположены в разных частях дома и придают дому специфическую цвето-световую характеристику. Самым ярким и многоцветным является витраж, размещенный на парадной лестнице.

Огромное окно-витраж выполнено в характерной манере модерна и по рисунку представляет собой раскрывшего хвост павлина среди цветов. Этот цвет витража в сочетании со светло-серыми мраморными ступенями и пластичными ограждениями лестницы и раскрашенным декоративным орнаментом стен создает удивительно эмоциональный интерьер.

Два других витража украшают входные двери в угловой парадный зал. Они имеют геометрически сложный рисунок. Цветовую гамму их дополняют свинцовые переплеты, которые создают свой ажурный из пересекающихся линий рисунок.

Третий витраж-окно расположен в центральном просторном холле второго этажа. В нем преобладает готическая, средневековая тема - стрельчатая арка включает круглые элементы. Насыщенные контрастные оттенки желтого и голубого на нейтральном белом фоне выделяют символические, фантастические цветы.

Исключительное значение имеют лестницы, в которых марши, ограждения и площадки выполнены из беломраморных плит. Пластику их характеризуют четкие сложные профили и высокое качество строительных работ. Подобные мраморные лестницы сохранились в Нижнем Новгороде лишь в двух особняках (ныне музеях), принадлежавших С.М. Рукавишникову и В.М. Бурмистровой.


Особый пространственный интерес представляет лестница в вестибюле. Она имеет криволинейное волнообразное очертание в плане и включает спиралевидные скульптурные объемы. В отдельные ячейки ограждения главной парадной лестницы первоначально были вставлены металлические декоративные элементы.

Наиболее ценные интерьеры расположены на втором этаже. Три из них образуют парадную анфиладу вдоль главного фасада дома. Так в центральном зале с большими полуциркульными зеркальными окнами поверхность стен расчленена пилястрами-панелями с включением сложных барельефных растительных орнаментов, рисунок которых выдержан в стиле архитектуры итальянского Возрождения.

Особую ценность в парадных интерьерах представляют филенчатые двери. Они отражают стилистику залов. Так в парадной анфиладе комнат полотна дверей украшены объемной резьбой на тему морских раковин, то на парадной лестнице этот рисунок дверей выдержан в характере модерна и включает плоские композиции из рельефных и раскрашенных цветов.

В купеческой среде начала XX века дом был не просто стенами и крышей, под которой проводили вечера. Он являлся чем-то средним между паспортом, декларацией о доходах и дресс-кодом. По жилищу судили о состоятельности, статусе и вкусе его владельца.

Заказчик проекта - будущий хозяин дома - в его создании участия практически не прини-мал, по-видимому, полностью полагаясь на талант столичного архитектора. В свою очередь, исполнитель к своей работе отнёсся не просто с ответственностью - с любовью. Каждая де-таль, каждый элемент декоративного оформления здания выполнен очень качественно, как будто здание делали не для чужого - для себя. Цветы, украшающие перила лестницы, выточе-ны из камня. Для этого требовались руки настоящего скульптора.

Дом, при всей его монументальности, - это масса деталей, которым уделяли не меньше внимания, чем общей композиции здания.

Когда проводились историко-архитектурные обследования здания, обнаружилось, что трубы на крыше выполнены в виде ступенчатых пирамид из чугуна - нескольких рядов по-вторяющихся рамных элементов.
Неэстетичные водопроводные трубы (здесь была проведена «современная» канализация и устроена система отопления, поставлены полиэтиленовые трубы) «прятали» в стены, остав-ляя только «скромные» декоративные решётки. Но радиаторы отопления были оставлены оригинальными. Сейчас они спрятаны за резными дубовыми панелями.

Но чего стоят барельефы с изображением женских лиц или двери с резьбой на тему морских раковин! Охранник, видимо интересующейся историей, поведал мне о том, что на скульптурных изображениях вестибюля изображено лицо Машеньки Марковой - дочери первого владельца особняка. Девушка была горбатой от рожденья, но очень много помогала обездоленным, шила для них одежду.

Каждый домовладелец стремился украсить своё жилище чем-то оригинальным, иметь хотя бы одну «изюминку», - добавляет архитектор. - Если не было средств на пышный инте-рьер, деньги вкладывали, к примеру, в нарядную изразцовую печь.

Говорят, что, если бы дома умели говорить, они бы рассказали немало интересного. Стены особняка Маркова, это точно, видели много интересных, необычных и даже страшных вещей. Ходят слухи, что и сейчас по ночам из подвала доносятся звуки чьих-то шагов. Может быть, это Арсений Васи-льевич Марков проверяет свои владения.

В ремонт с элементами реставрации здания университетом было вложено около 1 млн. долл. США. Были полностью заменены системы теплоснабжения, водоснабжения, а также канализация и электричество; проведены системы информационного обеспечения. В новом корпусе располагается 2 потоковые аудитории (на 50 человек каждая), полностью оборудованные для обучения при помощи компьютеров (ноутбуков), два специализированных компьютерных класса, аудитории для семинарских занятий по иностранному языку, две кафедры - международного менеджмента и прикладной информатики, а также дирекция Международного института экономики, права и менеджмента (МИЭПМ). Здесь же размещены и преподают профессора зарубежных стран - Германии, Нидерландов.

С развитием торговли и промышленности все больше в Черноречье становилось зажиточных людей. Предприимчивые, успешные жители были во всех деревнях и селах края… Наиболее известными среди них в XIX веке были Солины. Не забылась эта фамилия и спустя почти два века. Каждому дзержинцу известна Желнинская церковь. Построена она в 1870 году стараниями Степана Петровича Солина. До наших дней сохранились и другие здания этого деятельного человека. Купеческую жилку он унаследовал от своих предков.

Как и многие другие чернореченцы, Солины кормились рекой, посредством ее наживали свое богатство. На судах, построенных в Черноречье, вели активную торговлю в Поволжье. В 1838 году 64-летний Михаил Трофимович Солин с сыновьями Козьмой и Петром был причислен к нижегородскому купечеству. Как всегда велось, братья, уже со своими сынами продолжили отцовское дело. Занимались главным образом перевозкой и перепродажей нефтепродуктов. Это семейное дело приносило хороший доход. Особенно успешно торговля шла у Петра Михайловича, а затем и у его сыновей.

Особой предприимчивостью отличался младший из них - Степан Петрович 1830 года рождения. Главной его предпринимательской деятельностью стала перевозка различных грузов по Оке и Волге. Его деревянный пароход «Желнино», построенный в 1860 году, обычно ходил по маршруту Нижний Новгород - Рыбинск - Нижний Новгород. В 70-х годах деревянные суда вытеснили металлические. Например, «Дмитрий Шипов» 1870-го года постройки был не полностью из железа, частично замощен деревом. Особенно преуспел Степан Петрович на перевозке нефтепродуктов. А его сын Михаил Степанович , родившийся в 1853 году, для этих целей на рубеже веков держал целую флотилию - «Старатель», «Слуга покорный», «Вульф», «Оренбург», «Геркулес», «Мария», «Племянник». Кроме того, еще несколько баржей с паровым камероном и нефтекачки. Одни суда служили долго, другие Солин часто менял на новые.

Несколько пароходов он перекупил у чернореченского удачливого купца Рябикова. Суда были разные. Например, «Ока» - 60-ти сильный, а мощность судна «Могучий» составляла 140 лошадиных сил. Для тех времен это было довольно прилично. Плавали на них многие чернореченцы. Например, М.П. Бурлаков из Желнина, А.И. Фокин из Бабушкино, А.И. Пырьев из Колодкино, И.А. Следов и В.П. Баранов из Бабино. Среди водоливов навигации 1914 года с Сеймы были И.К. Улитин (стаж 20 лет), А.М. Постнов (стаж 25 лет), А.И. Юрин, И.М. Пигалев и другие.

Ремонтировались и зимовали пароходы в самых различных местах - в Рыбинске, Астрахани, в Сеймовском затоне. Как и на эксплуатацию, на это необходимы были средства. И немалые. Согласно главной книге конторы М.С. Солина, в декабре 1909 года, например, его основной капитал составлял 457-440 рублей. Наличные деньги в кассе, векселя, паи, акции и суммы, находящиеся у подотчетных лиц, составляли 387181 рубль. Из движимого имущества числилось буксирные пароходы, две нефтекачки, 39 наливных баржей на общую сумму 401800 рублей. Из недвижимого имущества Солин владел металлическим нефтерезервуаром стоимостью 10 тысяч рублей, двумя домами-дачами на Малиновой гряде - 15 тысяч рублей, для проживания рабочих 15 нумерами в Астрахани - 4200 рублей, местом и домом в Монастырском переулке - 1000 рублей, двумя деревянными зданиями для зимовки пароходных служащих на Сейме - 750 рублей. Довольно большое состояние, которое расточительный человек вряд ли бы скопил.

Михаил Ст епанович берег каждый рубль, учитывал любую копейку, регулярно фиксировал все расходы, в том числе и по домашнему хозяйству. Не всегда они были равными. Например, в апреле 1909 года домашние расходы составили 29 рублей, в октябре - 101 рубль, а в ноябре - 416 рублей. Судовладелец Солин не только сам получал немалые доходы, но не обижал служащих своих пароходов: платил им достойную зарплату. Так, за навигацию 1913 года Г.Д. Лезину - командиру 100-сильного «Желнино», который буксировал баржи с нефтью, было выплачено 700 рублей, а командиру «Кабардинца» И.Г. Комову - 1200 рублей. Лоцманы получали до 55 рублей в месяц, водоливы - по 25-50 рублей.

Управлять своей флотилией и торговать нефтью, живя в Желнино Солиным было не сподручно. Поэтому еще Степан Петрович рядом с пристанями в Благовещенской слободе Нижнего Новгорода купил кирпичный двухэтажный дом. А сын его - Михаил Степанович превратил его в сказочный терем. Он по сей день своей стилистикой удивляет прохожих.

Прямоугольное здание с богато декорированными фасадами в стиле позднего итальянского Возрождения находится в Мельничном переулке, 3. Вокруг дома раньше красовался сад с фонтаном и ухоженными дорожками. Фасадную часть украшал балкон, с которого открывался прекрасный вид на Оку с пристанями Солина, на ярмарочное великолепие, на купола церковных соборов. Украшенные лепниной арочные окна второго этажа, овальное окно над входом в дом и криволинейные формы в отделке интерьеров, барельефы и декоративная роспись придают дому яркую выразительность и стильность, напоминают итальянское Возрождение с элементами модерна.

До конца дней своих, до 10 января 1913 года, Михаил Солин прожил в своем доме в Мельничном переулке. А вот похоронили знатного пароходчика в Желнино, в семейной усыпальнице у Благовещенской церкви. К сожалению, в советские годы она была превращена в руины.

После октября 1917 года в доме Солина хозяйничали чекисты-водники. Затем здание переходило от одной организации к другой, не раз менялся его внутренний интерьер, неприглядными становились наружные стены. И лишь благодаря реставрационным работам, проведенным в 1999-2002 годы, дом Солина обрел былую красоту.

Крепко обосновались в губернском городе и другие торговые люди Черноречья, чьи дома до сих пор украшают Нижний Новгород. Наиболее известным среди них является роскошный особняк на Ильинской улице Арсения Васильевича Маркова. Эта фамилия - одна из коренных в Чернореченском крае.

Еще в начале позапрошлого века в Желнино проживало несколько больших семей Марковых. Реки Волга с Окой были для них источником и пропитания, и наживания капитала. Занимались ловлей и продажей рыбы, в том числе в Астрахани.

В 1847 году жителя Желнино Ивана Козьмича Маркова причислили в Астраханскую губернию. Там и разбогател вместе с братом Василием. О владениях, приобретенных Марковыми, ярко писал в статье «Старая купеческая Волга» журналист газеты «Нижегородский листок» Федор Павлович Хитровский: «Земли и рыбные ловли у них были «размеров необычайных: до ста двадцати семи тысяч десятин». Как видим, было с чего приумножать свои богатства и вести образцовое в Нижнем строительство.

Во второй половине XIX века Василию Козьмичу Маркову принадлежали дома на Малой Покровской, Ильинской, Рождественской улицах и в Вознесенском переулке (ныне улица Нижегородская). Кроме того, несколько торговых лавок в гостином дворе на улице Рождественской. Прожил «рыбный король» недолго. Как свидетельствует его надгробный памятник на Желнинском кладбище, в 1898 году в возрасте 50-ти лет Василий Козьмич Марков скончался.

Среди купеческого сословия размер дома, его внешний облик и внутреннее убранство были важным показателем статуса, зажиточности и вкуса его владельца. А потому денег на строительство и обустройство не жалели. С 1905 года новым владельцем усадьбы на углу Ильинской улицы (ныне дом № 63) и Вознесенского переулка становится 25-летний Арсений Васильевич Марков. Многие нижегородцы знали Арсения как страстного любителя рысистых лошадей. В Желнино он держал хорошую конюшню, на которой готовили лошадей к скачкам. До нас же в первозданном виде сохранился красавец-особняк Арсения Маркова. Проектировали его петербургские архитекторы. По мнению нижегородских исследователей, он был построен в 1905 году. Но не на пустыре, а на месте старого двухэтажного дома (9х13м) с просторным садом. Новый дом с прачечной и другими службами оценивался в 16380 рублей, что было в 15 раз дороже оценки старого владения.

Строительные работы продолжались и после 1905 года. Точнее, это были внутренние инженерные работы - проведение водоснабжения, в 1916 году - канализации. Этот дом Марковых стал вторым самым крупным из жилых домов на Ильинской улице, еще один их дом - № 53. Сегодня в нем находится кафе быстрого питания «Донна-пицца», недалеко от остановки общественного транспорта «Нижегородская».

Особняк Маркова особенно интересен сохранившимися художественными интерьерами помещений. В первую очередь это вестибюль и холл с мраморными лестницами, панели с большим зеркалом, декоративная лепка на стенах и потолках, художественные витражи. Интересно отметить тот факт, что на скульптурных изображениях вестибюля вылеплено лицо Машеньки Марковой - дочери владельца особняка. От рожденья она была горбатой, но не замкнулась в себе по этой причине, а помогала обездоленным людям, шила для них одежду.

Чернореченцам дореволюционной эпохи Марковы были больше известны не своими престижными домами в Нижнем Новгороде, а благотворительностью. Так, на средства Василия Козьмича была построена первая Бабинская школа, и он долгое время поддерживал ее надлежащее состояние. Затем десять лет попечителем этой школы был Арсений Васильевич Марков. Большие средства он жертвовал и на развитие в крае медицинского обслуживания. Это он оснастил амбулаторию в своем Желнино, внес существенный вклад в строительство противотуберкулезного санатория. С участием Маркова в его родном селе было открыто училище, в котором ребят обучали столярному мастерству. Чернореченцы, конечно же, знали и о 100-местном Нижегородском детском приюте, прозванным в народе «Домом подкидышей». Здание для него было выстроено в 1910 году на Мартыновской улице (ныне пересечение ул. Семашко и Ковалихинской) по инициативе и на средства почетной гражданки города, вдовы Василия Козьмича - купчихи Агнии Николаевны Марковой. На следующий год профессор Илья Ильич Мечников, знакомясь с приютом, отметил, что «такому дому было б место и в Париже». Сегодня это здание по-прежнему функционирует, в нем располагается детский лечебно-диагностические центр.

Особняк же на Ильинской улице в 1918 году был национализирован и в последующие годы использовался в общественных целях. С 40-х годов в нем располагался противотуберкулезный диспансер, а с 1985 по 1987 год здание было реконструировано под студенческую поликлинику, находившуюся здесь до 2006 года. Затем как учебный корпус оно вошло в состав Нижегородского архитектурно-строительного университета, который на новую реставрацию дома Маркова затратил около 1 млн. долларов.

Трудно сложилась после революции судьба Арсения Васильевича. У него не только отобрали всю недвижимость, он был вынужден покинуть родные места. Обосновался в Москве, где все оставшиеся годы работал шофером-механиком в гараже артиллерийской школы. Утрата состояния, былого социального статуса, конечно же, пагубно отразилась на здоровье этого щедрого человека. В 1928 году он умер.

Сегодня, любуясь домами Марковых и Солиных в Желнино и в Нижнем Новгороде, мы вспоминаем этих людей и их благородные дела.

В купеческой среде начала XX века дом был не просто стенами и крышей, под которой проводили вечера. Он являлся чем-то средним между паспортом, декларацией о доходах и дресс-кодом. По жилищу судили о состоятельности, статусе и вкусе его владельца.

Дом-усадьба Маркова на Ильинской, 65 - яркое тому подтверждение. Дата постройки отно­сится к 1915 году, однако, по словам Сергея Шумилкина, доктора архитектуры, профессора Нижегородского государственного архитектурно-строительного университета (ННГАСУ), есть документальные свидетельства, что он появился раньше - в 1905-м, когда в России гре­мела первая революция. Но дело не в этом. История, связанная с постройкой, и без того пол­на загадок. К примеру, автор проекта не установлен до сих пор.
- В то время обычной практикой было заказывать проект у архитектора. Строительством занимались совсем другие люди. Так, например, был построен Спасский Староярмарочный собор (автор проекта - петербургский зодчий, француз Огюст Монферран - не приезжал в Нижний Новгород. - Прим.ред.), - отмечает Сергей Михайлович. - Дом Маркова, судя по все­му, создавали неместные мастера - из Москвы или Санкт-Петербурга. А вот воплощал ниже­городец.
Здание напоминает итальянские палаццо - многоэтажные итальянские городские особняки эпохи Раннего Возрождения XV века: строгие формы, рельефная каменная кладка стен (ру­стовка) и большие окна. Однако «русский вариант» не выглядит таким массивным, как ита­льянские «дома-крепости».
- Все фасады дома выдержаны в одном характере и проработаны с большой детализацией, - добавляет архитектор. - В то время у здания обычно была «лицевая», «парадная» сторона, обращённая к улице, и «оборотная» - более блёклая, скучная в архитектурном плане. Дом Маркова - исключение. Он, как шкатулка, красиво оформлен со всех сторон.
Заказчик проекта - будущий хозяин дома - в его создании участия практически не прини­мал, по-видимому, полностью полагаясь на талант столичного архитектора. В свою очередь, исполнитель к своей работе отнёсся не просто с ответственностью - с любовью. Каждая де­таль, каждый элемент декоративного оформления здания выполнен очень качественно, как будто здание делали не для чужого - для себя. Цветы, украшающие перила лестницы, выточе­ны из камня. Для этого требовались руки настоящего скульптора.
- Один из ярких элементов интерьера дома - парадная лестница, сделанная целиком из бе­лого мрамора, - добавляет Сергей Шумилкин. - Мрамор привозился издалека и стоил немало: ведь это цельный камень, а не крошка. Подобных лестниц в Нижнем Новгороде ещё всего две: в особняках, принадлежавших С.М. Рукавишникову (на Верхне-Волжской набережной) и В.М. Бурмистровой (Минина, 26). Сейчас оба здания - музеи.
Очень редко в купеческих домах встречались и витражи, выполненные из цветного стекла. В доме-усадьбе Маркова их целых три. Самый красивый, экзотический, изображающий пав­лина с пышным хвостом, расположен в лестничном пролёте. Днём он просвечивается солн­цем и отбрасывает на мрамор яркие цветные пятна...
Дом, при всей его монументальности, - это масса деталей, которым уделяли не меньше внимания, чем общей композиции здания.
- Когда проводились историко-архитектурные обследования здания, обнаружилось, что трубы на крыше выполнены в виде ступенчатых пирамид из чугуна - нескольких рядов по­вторяющихся рамных элементов, - добавляет Сергей Шумилкин.
Неэстетичные водопроводные трубы (здесь была проведена «современная» канализация и устроена система отопления, поставлены полиэтиленовые трубы) «прятали» в стены, остав­ляя только «скромные» декоративные решётки. Но чего стоят барельефы с изображением женских лиц или двери с резьбой на тему морских раковин! Широкий балкон (с южной сто­роны здания) украшают сквозные чугунные ограждения, похожие на чёрное кружево. Кажет­ся, снизу вот-вот раздастся голос Ромео и перил коснётся нежная рука Джульетты.
- Каждый домовладелец стремился украсить своё жилище чем-то оригинальным, иметь хотя бы одну «изюминку», - добавляет архитектор. - Если не было средств на пышный инте­рьер, деньги вкладывали, к примеру, в нарядную изразцовую печь.
Усадьба - часть домовладения на Ильинской, 63, принадлежавшего богатому купцу-рыбо­торговцу Василию Кузьмичу Маркову. Новый дом был возведён на месте другой постройки - двухэтажного невзрачного домишки, который стоил чуть больше 1000 руб. Цена новой усадьбы достигла порядка 10 000 рублей. Сумма, на современные деньги непереводимая.
- Здание на Ильинской, 65 выстроено для Маркова-младшего, Арсения. Но пожить в своём собственном доме сын купца не успел: в 1917-м началась гражданская война, все постройки стали принадлежать советской власти.
В помещениях с лепными потолками, мраморными подоконниками, узорчатыми полами из дубового паркета разместился туберкулёзный диспансер, затем - студенческая поликлиника. Поговаривают, что в подвале, где располагалась котельная, в своё время были застенки НКВД.
К чужому дому новые хозяева отнеслись варварски. Планировка дома изменена под прак­тические нужды. Неудивительно, что к началу XXI века многие декоративные элементы ис­чезли. Теперь восстановить их невозможно: подлинных чертежей дома не сохранилось.
В 2009 году особняк передан в собственность ННГАСУ, который по максимуму восстано­вил прежний облик здания. Здесь же разместилась кафедра ЮНЕСКО. Говорят, что, если бы дома умели говорить, они бы рассказали немало интересного. Стены особняка Маркова, это точно, видели много интересных, необычных и даже страшных вещей. Ходят слухи, что и сейчас по ночам из подвала доносятся звуки чьих-то шагов. Может быть, это Арсений Васи­льевич Марков проверяет свои владения.