От свиных рожцов к тельцу упитанному. Неделя о блудном сыне. Тема: « Притча о блудном сыне». Нравственные идеалы и уроки евангельских притч

Тема : « Притча о блудном сыне». Нравственные идеалы и уроки евангельских притч.

Цели урока: донести нравственные идеи притч через художественный текст.

Оборудование урока: мультимедийное обеспечение, репродукция картины Рембрандта «Возвращение блудного сына», жанровые фотографии, тексты притч.

Тип урока : формирование новых знаний и умений.


План


    Работа с репродукцией картины Рембрандта «Возвращение блудного сына».


    Краткий пересказ притчи « Блудный сын».


    Комментарии к непонятным детям словам и выражениям.


    Беседа по вопросам.


    Выразительное чтение стихотворения Б. Пастернака «Учись прощать».


    Работа с цитатой.


    Слово учителя о долге.


    Комментированное чтение.


1.Выразительное чтение арабской притчи «Долг».

2.Беседа по притче.

Х. Комментированное чтение.

1. Выразительное чтение притчи «Всё в твоих руках » .

2. Беседа по притче, работа с жанровыми фотографиями.

XI. Итоги урока.

Ход урока

Орг. Момент.
Слово учителя


- Сегодня на уроке мы вспомним, что такое притча. Познакомимся с текстами некоторых притч и постараемся увидеть, как выглядит мир, в котором мы живём, если его рассматривать сквозь притчу. Ребята, подумайте, какие отрицательные нравственные качества преобладают в нашем мире?

Каждый из нас хоть раз в жизни задавал себе вопросы: правильно ли я поступил в той или иной ситуации? Как надо было поступить, чтобы позже не сожалеть о содеянном? На эти вопросы нам помогут дать ответы притчи.

Притчи всегда играли важную роль в истории человечества, и по сей день они остаются для нас прекрасным и эффективным средством развития, обучения и общения. Притчи соединяют в себе мудрость и простоту, учат нас думать, находить решения проблем, развивают мышление, интуицию и воображение. Одни из них приносят вдохновение, другие заставляют смеяться, третьи- задуматься. Красота притчи заключается в том, что она не делит человеческий ум на вопрос и ответ, она просто даёт людям намёк на то, каким всё должно быть. В отличие от басни притча не содержит прямого наставления, морали. Она даёт возможность людям самостоятельно понять и истолковать заключённый в ней смысл. Поэтому свои притчи Христос обычно заканчивал восклицанием: « Имеющий уши слышать, да слышит».

Подумайте и постарайтесь дать ответ на вопрос: что такое притча? (ответы детей)

Существует несколько определений «притчи», остановимся на одном из них и запишем его в тетрадь. Притча – иносказание, образный рассказ, часто употребляемый в Библии для изложения вероучительных истин.

^ II. Работа с репродукцией картины Рембрандта «Возвращение блудного сына»

А теперь обратите внимание на репродукцию картины Рембрандта «Возвращение блудного сына», на которой запечатлён момент встречи отца с сыном.

Как изображает художник отца и сына?

(Заранее подготовленный ученик описывает картину:

Охваченный стыдом сын упал перед отцом на колени. Его одежды изорваны, ноги изранены. Маленькой и жалкой выглядит его бритая голова. Как бы ища убежища, он прячет своё лицо в складках одежды отца. Старик-отец склонился к сыну. Опустив руки на его плечи, он прижимает его к себе, гладит и ощупывает- отец полуслеп, и сейчас осязание, больше чем зрение, убеждает его в том, что перед ним - действительно долгожданный, оплакиваемый сын. Ласковое, почти благословляющее прикосновение этих немощных рук заставляет сына в блаженстве прикрыть глаза. Отец и сын ещё не говорили друг с другом, но им для примирения уже не понадобятся слова. Радость этих двоих чудодейственна. Её отблеском озарено лицо старика, стоящего справа, на рождённый ею свет тянутся другие люди. На их лицах читаются различные чувства - умиление, растроганность, любопытство).

Картина была написана по сюжету притчи о блудном сыне. Давайте вспомним, о чём рассказывает эта притча…

^ III. Краткий пересказ притчи « Блудный сын»

(Евангельская притча о блудном сыне рассказывает о том, как легкомысленный юноша, взяв причитающую ему долю отцовского имущества, покинул родной дом в поисках развлечений. Разорённый, оставленный своими неверными друзьями, проведя жизнь полную мытарств и позора, он, наконец, решает вернуться в отчий дом. Здесь он находит прощение, любовь, еду и отдых).

^ IV. Комментарии к непонятным детям словам и выражениям

Как вы понимаете выражение «блудный сын»? (Блудный сын – не просто человек, потерявший свою семью, веру, традиции, родину. Блудный сын - это человек. Заблудившийся на жизненном пути).

Герои притчи поставлены в ситуацию выбора. Какой выбор они делают?

(Выбирает свой путь младший сын, который хочет вырваться из-под родительской опёки, но не умеет построить жизнь по-своему. В трудных обстоятельствах он решает вернуться к отцу и повиниться перед ним. Выбирает и отец: он мог бы хранить обиду на сына, мог отвернуться от сына, мог хотя бы упрекнуть его. Но отец прощает сына).

^ V. Беседа по вопросам

Почему отец простил младшего сына?

(Отец простил младшего сына, потому что он покаялся и признал свои ошибки. Отец думал, что сын его мог погибнуть, что он стал окончательным грешником. А грешный человек – всё равно что мёртвый. Но сын раскаялся, то есть как бы ожил.)

Чему учит эта притча? Должен ли человек прощать?

^ VI. Выразительное чтение стихотворения Б. Пастернака «Учись прощать».

Сейчас будет уместным вспомнить стихотворение Б. Пастернака «Учись прощать».

(Читает ученик)


Зло побеждай лучом добра,

Пока горит Голгофская Звезда.






Прощение рождается любовью
В борении молитвенных ночей.




Запись в тетрадь:

Дороги вера и послушание, но ещё дороже раскаяние и прощение. Каждый человек должен уметь прощать и иметь надежду на прощение.

^ VII. Работа с цитатой

А сейчас обратите своё внимание на высказывание одного из президентов Америки Рузвельта.

Запись на слайде: « Нам многое дано, и от нас много ожидается. У нас есть обязанности перед другими людьми и перед собой; и ни одной из этих обязанностей мы не в праве пренебречь». Т. Рузвельт.

Как вы думаете обсуждению чего мы посвятим следующую часть урока? (Обсуждению чувства долга).

^ VIII. Слово учителя о долге

Представьте на минуту, что могло бы произойти, если бы люди вдруг стали делать только то, что им интересно? Например, хирург отказался бы делать операцию, так как в это время по телевизору показывали его любимый фильм. Или диспетчер в аэропорту захотел бы во время своего дежурства почитать книжку или сходить погулять. А лётчик, вместо указанного маршрута, отправился бы в Мексику, так как давно мечтал побывать там.

Существуют слова «хочу» и «надо». « Надо «- это наше представление о долге.

Дайте определение понятию долг. (Долг- обязанность перед кем-то или чем-то).

^ IX. Комментированное чтение

1. Выразительное чтение арабской притчи «Долг».

Перед вами арабская притча «Долг». (Притчу читает ученик).

Арабская притча «Долг».

Если я даю деньги родителям, то считаю, что я расплачиваюсь с долгами, а те деньги, что расходую на обучение и содержание своих детей, считаю, что отдаю в долг под проценты. Когда дети вырастут, а мы с женой состаримся, то разве не возвратят они нам долга? – сказал мастер.

2. Беседа по притче

Согласны ли вы с тем, что дети в долгу перед своими родителями? (Ответы детей)

Если человек не заботится о своих родителях, оказывает ли это какое-нибудь влияние на его собственных детей? (Ответы детей)

Чему научила Вас притча о долге?

От наших родителей мы получили величайший и бесценный дар – жизнь. Они вскормили и вырастили нас, не жалея ни сил, ни любви. И теперь, когда они стары и больны, наш долг – вылечить и выходить их.

^ X. Комментированное чтение

1. Выразительное чтение притчи «Всё в твоих руках ».

Сегодня мы познакомимся с ещё одной притчей, которая называется « Всё в твоих руках». (Притча звучит в исполнении учителя).

Притча « Всё в твоих руках».

2. Беседа по притче, работа с жанровыми фотографиями

Ребята, что хотел сказать мудрец произнеся слова «всё в твоих руках»?

Обратите своё внимание на слайд. Перед вами фотографии, с помощью какой вы бы объяснили мораль этой притчи? (Ответы детей).

^ XI. Итоги урока

Действительно. Всё в ваших рука, и только от вас зависит прощать или нести обиду до конца своих дней, заботиться о престарелых родителях или бросить их умирать в одиночестве. Только от вас самих зависит, как будет протекать ваша дальнейшая жизнь, добьётесь ли вы успеха или так и будете жаловаться на неудачи.

Вот и подошёл к концу наш урок. Ребята, как вы думаете, зачем нам понадобился этот урок? Чему каждый из вас научился на этом урок

Домашнее задание. Написать сочинение на тему: « Какие чувства вызвали у меня притчи о блудном сыне, о долге?»

Руденко А

Охваченный стыдом сын упал перед отцом на колени. Его одежды изорваны, ноги изранены. Маленькой и жалкой выглядит его бритая голова. Как бы ища убежища, он прячет своё лицо в складках одежды отца. Старик-отец склонился к сыну. Опустив руки на его плечи, он прижимает его к себе, гладит и ощупывает- отец полуслеп, и сейчас осязание, больше чем зрение, убеждает его в том, что перед ним - действительно долгожданный, оплакиваемый сын. Ласковое, почти благословляющее прикосновение этих немощных рук заставляет сына в блаженстве прикрыть глаза. Отец и сын ещё не говорили друг с другом, но им для примирения уже не понадобятся слова. Радость этих двоих чудодейственна. Её отблеском озарено лицо старика, стоящего справа, на рождённый ею свет тянутся другие люди. На их лицах читаются различные чувства - умиление, растроганность, любопытство).

Пересказ притчи

Денис Борис Пастернак « Учись прощать»
Учись прощать, молись за обижающих,
Зло побеждай лучом добра,
Иди без колебаний в стан прощающих,
Пока горит Голгофская Звезда.

Учись прощать, когда душа обижена,
И сердце, словно чаша горьких слёз,
И кажется, что доброта вся выжжена,
Ты вспомни, как прощал Христос!

Учись прощать, прощай не только словом,
Но всей душой, всей сущностью твоей.
Прощение рождается любовью
В борении молитвенных ночей.

Учись прощать, в прощении радость скрыта,
Великодушие лечит как бальзам,
Кровь на кресте за всех пролита,
Учись прощать, чтоб был прощен ты сам.

Арабская притча «Долг».

Один плотник сколько бы ни зарабатывал, довольствовался малым и делал мало расходов. Сосед однажды спросил его:

Ты зарабатываешь много, но куда ты деваешь своё богатство? У тебя ничего особенного не видно.

Одной частью своих заработков я расплачиваюсь с долгами, а другую часть отдаю в долг под проценты, - ответил мастер.

Не может быть, чтобы у тебя были долги, и я не слышал, чтобы ты давал кому- нибудь в долг, - возразил сосед.

Если я даю деньги родителям, то считаю, что я расплачиваюсь с долгами, а те деньги, что расходую на обучение и содержание своих детей, считаю, что отдаю в долг под проценты. Когда дети вырастут, а мы с женой состаримся, то разве не возвратят они нам долга? – сказал мастер.


Притча « Всё в твоих руках».

Когда-то давно в одном городе жил великий мудрец. Слава о его мудрости разнеслась далеко за переделы его родного города, люди из далека приходили к нему за советом. И был человек, завидующий его славе. Пришёл он как-то на луг, поймал бабочку, посадил её между сомкнутых ладоней и подумал: « Пойду - ка я к мудрецу и спрошу у него: «Скажи, о мудрейший, какая бабочка у меня в руках- живая или мёртвая?» Если он скажет «мёртвая», я открою ладони, бабочка улетит, если он скажет «живая», я сомкну ладони. И бабочка умрёт. Вот тогда все поймут, кто из нас умнее».

Так всё и получилось. Завистник пришёл в город и спросил у мудреца: « Скажи, о мудрейший, какая бабочка у меня в руках- живая или мёртвая?»

Тогда мудрец, который был действительно умным человеком, сказал: « всё в твоих руках».

Урок внеклассного чтения

Тема: « Мир сквозь притчу».

Цели урока: донести нравственные идеи притч через художественный текст.

Оборудование урока: мультимедийное обеспечение, репродукция картины Рембрандта «Возвращение блудного сына», жанровые фотографии, тексты притч.

План урока:

  1. Слово учителю.
  2. Работа с репродукцией картины Рембрандта «Возвращение блудного сына».
  3. Краткий пересказ притчи « Блудный сын».
  4. Комментарии к непонятным детям словам и выражениям.
  5. Беседа по вопросам.
  6. Выразительное чтение стихотворения Б. Пастернака «Учись прощать».
  7. Работа с цитатой.
  8. Слово учителя о долге.
  9. Комментированное чтение.

1.Выразительное чтение арабской притчи «Долг».

2.Беседа по притче.

Х. Комментированное чтение.

1. Выразительное чтение притчи «Всё в твоих руках » .

2. Беседа по притче, работа с жанровыми фотографиями.

XI. Итоги урока.

Ход урока

  1. Слово учителя

Сегодня на уроке мы вспомним, что такое притча. Познакомимся с текстами некоторых притч и постараемся увидеть, как выглядит мир, в котором мы живём, если его рассматривать сквозь притчу. Ребята, подумайте, какие отрицательные нравственные качества преобладают в нашем мире?

Каждый из нас хоть раз в жизни задавал себе вопросы: правильно ли я поступил в той или иной ситуации? Как надо было поступить, чтобы позже не сожалеть о содеянном? На эти вопросы нам помогут дать ответы притчи.

Притчи всегда играли важную роль в истории человечества, и по сей день они остаются для нас прекрасным и эффективным средством развития, обучения и общения. Притчи соединяют в себе мудрость и простоту, учат нас думать, находить решения проблем, развивают мышление, интуицию и воображение. Одни из них приносят вдохновение, другие заставляют смеяться, третьи- задуматься. Красота притчи заключается в том, что она не делит человеческий ум на вопрос и ответ, она просто даёт людям намёк на то, каким всё должно быть. В отличие от басни притча не содержит прямого наставления, морали. Она даёт возможность людям самостоятельно понять и истолковать заключённый в ней смысл. Поэтому свои притчи Христос обычно заканчивал восклицанием: « Имеющий уши слышать, да слышит».

Подумайте и постарайтесь дать ответ на вопрос: что такое притча? (ответы детей)

Существует несколько определений «притчи», остановимся на одном из них и запишем его в тетрадь. Притча – иносказание, образный рассказ, часто употребляемый в Библии для изложения вероучительных истин.

II. Работа с репродукцией картины Рембрандта «Возвращение блудного сына»

А теперь обратите внимание на репродукцию картины Рембрандта «Возвращение блудного сына», на которой запечатлён момент встречи отца с сыном.

Как изображает художник отца и сына?

(Заранее подготовленный ученик описывает картину:

Охваченный стыдом сын упал перед отцом на колени. Его одежды изорваны, ноги изранены. Маленькой и жалкой выглядит его бритая голова. Как бы ища убежища, он прячет своё лицо в складках одежды отца. Старик-отец склонился к сыну. Опустив руки на его плечи, он прижимает его к себе, гладит и ощупывает- отец полуслеп, и сейчас осязание, больше чем зрение, убеждает его в том, что перед ним - действительно долгожданный, оплакиваемый сын. Ласковое, почти благословляющее прикосновение этих немощных рук заставляет сына в блаженстве прикрыть глаза. Отец и сын ещё не говорили друг с другом, но им для примирения уже не понадобятся слова. Радость этих двоих чудодейственна. Её отблеском озарено лицо старика, стоящего справа, на рождённый ею свет тянутся другие люди. На их лицах читаются различные чувства - умиление, растроганность, любопытство).

Картина была написана по сюжету притчи о блудном сыне. Давайте вспомним, о чём рассказывает эта притча…

III. Краткий пересказ притчи « Блудный сын»

(Евангельская притча о блудном сыне рассказывает о том, как легкомысленный юноша, взяв причитающую ему долю отцовского имущества, покинул родной дом в поисках развлечений. Разорённый, оставленный своими неверными друзьями, проведя жизнь полную мытарств и позора, он, наконец, решает вернуться в отчий дом. Здесь он находит прощение, любовь, еду и отдых).

IV. Комментарии к непонятным детям словам и выражениям

Как вы понимаете выражение «блудный сын»? (Блудный сын – не просто человек, потерявший свою семью, веру, традиции, родину. Блудный сын - это человек. Заблудившийся на жизненном пути).

Герои притчи поставлены в ситуацию выбора. Какой выбор они делают?

(Выбирает свой путь младший сын, который хочет вырваться из-под родительской опёки, но не умеет построить жизнь по-своему. В трудных обстоятельствах он решает вернуться к отцу и повиниться перед ним. Выбирает и отец: он мог бы хранить обиду на сына, мог отвернуться от сына, мог хотя бы упрекнуть его. Но отец прощает сына).

V. Беседа по вопросам

Почему отец простил младшего сына?

(Отец простил младшего сына, потому что он покаялся и признал свои ошибки. Отец думал, что сын его мог погибнуть, что он стал окончательным грешником. А грешный человек – всё равно что мёртвый. Но сын раскаялся, то есть как бы ожил.)

Чему учит эта притча? Должен ли человек прощать?

VI. Выразительное чтение стихотворения Б. Пастернака «Учись прощать».

Сейчас будет уместным вспомнить стихотворение Б. Пастернака «Учись прощать».

(Читает ученик)

Учись прощать, молись за обижающих,
Зло побеждай лучом добра,
Иди без колебаний в стан прощающих,
Пока горит Голгофская Звезда.

Учись прощать, когда душа обижена,
И сердце, словно чаша горьких слёз,
И кажется, что доброта вся выжжена,
Ты вспомни, как прощал Христос!

Учись прощать, прощай не только словом,
Но всей душой, всей сущностью твоей.
Прощение рождается любовью
В борении молитвенных ночей.

Учись прощать, в прощении радость скрыта,
Великодушие лечит как бальзам,
Кровь на кресте за всех пролита,
Учись прощать, чтоб был прощен ты сам.

Запись в тетрадь:

Дороги вера и послушание, но ещё дороже раскаяние и прощение. Каждый человек должен уметь прощать и иметь надежду на прощение.

VII. Работа с цитатой

А сейчас обратите своё внимание на высказывание одного из президентов Америки Рузвельта.

Запись на слайде: « Нам многое дано, и от нас много ожидается. У нас есть обязанности перед другими людьми и перед собой; и ни одной из этих обязанностей мы не в праве пренебречь». Т. Рузвельт.

Как вы думаете обсуждению чего мы посвятим следующую часть урока? (Обсуждению чувства долга).

VIII. Слово учителя о долге

Представьте на минуту, что могло бы произойти, если бы люди вдруг стали делать только то, что им интересно? Например, хирург отказался бы делать операцию, так как в это время по телевизору показывали его любимый фильм. Или диспетчер в аэропорту захотел бы во время своего дежурства почитать книжку или сходить погулять. А лётчик, вместо указанного маршрута, отправился бы в Мексику, так как давно мечтал побывать там.

Существуют слова «хочу» и «надо». « Надо «- это наше представление о долге.

Дайте определение понятию долг. (Долг- обязанность перед кем-то или чем-то).

IX. Комментированное чтение

1. Выразительное чтение арабской притчи «Долг».

Перед вами арабская притча «Долг». (Притчу читает ученик).

Арабская притча «Долг».

Один плотник сколько бы ни зарабатывал, довольствовался малым и делал мало расходов. Сосед однажды спросил его:

Ты зарабатываешь много, но куда ты деваешь своё богатство? У тебя ничего особенного не видно.

Одной частью своих заработков я расплачиваюсь с долгами, а другую часть отдаю в долг под проценты, - ответил мастер.

Не может быть, чтобы у тебя были долги, и я не слышал, чтобы ты давал кому- нибудь в долг, - возразил сосед.

Если я даю деньги родителям, то считаю, что я расплачиваюсь с долгами, а те деньги, что расходую на обучение и содержание своих детей, считаю, что отдаю в долг под проценты. Когда дети вырастут, а мы с женой состаримся, то разве не возвратят они нам долга? – сказал мастер.

2. Беседа по притче

Согласны ли вы с тем, что дети в долгу перед своими родителями? (Ответы детей)

Если человек не заботится о своих родителях, оказывает ли это какое-нибудь влияние на его собственных детей? (Ответы детей)

Чему научила Вас притча о долге?

От наших родителей мы получили величайший и бесценный дар – жизнь. Они вскормили и вырастили нас, не жалея ни сил, ни любви. И теперь, когда они стары и больны, наш долг – вылечить и выходить их.

ТОЛКОВАНИЕ ПРИТЧИ О БЛУДНОМ СЫНЕ

У некоторого человека было два сына:

Под образом этого человека представляется Бог; два сына — это грешники и мнимые праведники и книжники.

Младший из них:

Младший, более легкомысленный, еще не искушенный тяжелыми опытами жизни.

Дай мне:

Сын младший представляется уже достигшим совершеннолетия, по которому мог просить отца своего о разделе с братом имения.

Следующую мне часть имения:

По закону Моисееву (Втор 21, 17), Младший сын получал половину того, сколько получал старший.

Разделил им имение:

Отец, еще до смерти своей, не потому чтобы обязан был к тому законом, но потому, что мог и захотел поступить так.

Собрав все, пошел:

Тяжела ему показать опека отеческая; отец не мог дать ему свободы жить так, как хочется, а потому он ушел в дальнюю сторону, чтобы отеческий глаз не мог наблюдать за ним, и он мог пожить по своей воле. Так человек, наделенный от Бога дарованиями духовными и телесными, почувствовав влечение к греху, начинает тяготиться божественным законом, данным ему в руководство для жизни и, отвергнув иго закона, предается беззаконию, живет по своей воле, никого и ничего не слушает, расточает в духовном и телесном распутстве дарования, какими наделил его Бог.

Дальняя сторона:

Есть образ далекого отчуждения грешника от Бога, глубокого падения его нравственного.

Настал великий голод:

К бедствию присоединилось новое внешнее бедствие, которое сильно должно было подействовать на юного развратника. Так нередко Бог посылает на грешника бедствия внешние, чтобы более образумить его, и эти беды суть для него и наказание и вместе призыв Божий к покаянию.

Пасти свиней:

Самое унизительное для истого иудея занятие. Закон иудейский запрещал иудеям есть свинину, свинья была для них противным животным. Так нередко грешник, когда привязывается, чтобы заглушить сознание свое греховное, к какому-либо мирскому предмету, унижается еще более и доходит до самого бедственного состояния.

Наполнить чрево свое рожками:

Это плоды одного дерева, растущего в Сирии и некоторых местах Малой Азии, которыми откармливали свиней и которые впрочем иногда употребляли в пищу и бедняки (вроде наших дубовых желудей).

Но никто не давал ему:

И этой скудной пищи ему не удавалось приобрести, по причине сильного голода в стране той. Так бедственно было положение его, и так бедственны следствия греховной жизни. И благо грешнику, если он в бедствиях услышит милосердный голос Отца небесного, призывающий его к покаянию, и решится бросить эту греховную жизнь, как приточный распутный сын.

Придя в себя:

Оборот речи весьма выразительный. Такой оборот употребляется, когда после тяжкой болезни, сопровождающейся потерей сознания, человек приходит в себя, когда к нему возвращается сознание. Не так же ли болен, до потери сознания грешник, когда он объят грехом так, что не сознает требований воли Божией, не хочет знать ни закона естественного, ни закона откровенного, забывает и Бога, и совесть, и честь. Тяжкие следствия греха, в соединении с внешними бедствиями, приводят его наконец в себя; он как бы просыпается и начинает познавать предметы в их истинном виде; болезненные грезы рассасываются, трезвое сознание возвращается.

Встану, пойду к отцу моему:

Решимость грешника оставить грех и покаяться. Благословен Бог, призывающий снова к себе грешника! Благословенна минута, в которую в темной душе грешника засвечивается этот луч надежды на милосердие Божие и решимости покаяться!

Я согрешил против неба и пред тобою:

Небо в смысле особенного места присутствия Божия и местопребывания святых Ангелов и праведных людей; пред тобою — оскорбленным и негодующим любвеобильным и милосердным отцом. Это выражение и искреннего покаяния грешника, признающего, что грехом своим он оскорблял святого Бога и всех святых, окружающих престол Его.

Не достоин называться сыном:

Рвение глубокого смирения и не достоинства, каковыми сопровождается истинное покаяние грешника.

В число наемников твоих:

Выражение глубокой любви к дому и крову отеческому, по которой распутный сын желает, хотя бы на самых тяжких условиях быть принятым в дом отчий.

Когда он был еще далеко:

Все дальнейшие черты выставлены для яснейшего изображения великой любви Отца Небесного к кающемуся грешнику, возвращающей грешной душе то, что она потеряла через грех, и украшающей ее новыми благодатными дарами, чему сорадуются все святые небожители. Отец — старец, издалека увидев возвращающегося сына бежит сам ему навстречу, обнимает его, целует, и, приняв раскаяние, повелевает обуть и одеть его, вместо бывшего на рубища, в лучшие одежды и украсить его, а потом — стали все за трапезой веселиться. Все это человекообразные черты того, как по любви к кающемуся грешнику, Господь милосердно приемлет его покаяние и ущедряет его новыми, вместо утраченных, духовными благами и дарами.

Был мертв, и ожил:

Грешник отчуждающийся от жизни в Боге, — то же, что мертвый, так как жизнь человеческого духа возможна только в единении с источником его — Богом; в отчуждении же от Него жизни нет (1 Тим 5, 6. Рим 6, 13. Мф 8, 22); почему обращение грешника к жизни в Боге представляется как воскресение его из мертвых (Рим 6, 13. Еф 2, 1. Отк 3, 1)

Старший же сын:

В примечательных чертах изображается этот старший сын сравнительно с чертами характера отца и младшего своего брата. Он возвращается с работы и не хочет войти в дом свой, где веселятся по случаю возвращения брата, несмотря на зов отца; он упрекает отца за нелюбовь к нему, выставляет на вид труды свои, бесчувственно-холодно отзывается о брате, укоряет отца, что он так поступает в настоящем случае. Да, это они — по виду точные и строгие исполнители закона, холодные, бессердечные в отношении к заблуждающимся братьям, хвалящиеся исполнением воли Божией, не хотящие иметь общения с мытарями и грешниками, гордые, самомненные праведники, — это они — книжники, и фарисеи, и законники, — это их и им подобных образ в противоположность образу кающегося грешника и любвеобильного Отца-Бога.

Был на поле:

Работал, в противоположность младшему брату, который не хотел жить и работать в доме отцовском, а ушел в дальнюю сторону распутничать. Под образом работы на поле разумеется исполнение книжниками и фарисеями требований закона; о качестве и характере работы здесь не говорится.

Услышал пение и ликование:

Пение и ликование — символ веселья и радости вообще.

Он осердился и не хотел войти:

Так и мнимые точные исполнители закона, фарисеи, не хотели иметь общение с мытарями и орешниками и сердились на Господа, что Он не следует им в этом

Отец же его, выйдя, звал его:

Со словом любви обратился к нему отец, даже сам вышел к нему. Так и Бог с любвеобильным словом откровения, особенно через Господа Иисуса Христа, обращался к этим гордым и холодным исполнителям закона, но не находил и не нашел в их сердце сострадательности и любви.

Вот, я столько лет служу тебе:

Вместо сочувствия и любви к брату и отцу старший сын начинает вычитывать отцу наставления, выставляет свои заслуги, жалуется на обиду, поносит брата. В обращении к отцу у него не вырывается нежного любвеобильного — отче (батюшка); брата он не хочет называть братом,

А — этот сын твой:

И резкой чертой указывает его поведение; с особенной настойчивостью указывает на службу свою и на то, что никогда не преступал повелений отца. Таковы были гордые, самолюбивые, самонадеянные и холодные исполнители внешних требований закона, фарисеи и книжники. Примечательная черта, что все желание этого старшего сына сосредоточивалось на козленке, и он с завистью упрекает отца за откормленного теленка, заколотого по случаю возвращения пропавшего брата. В этом он видит свидетельство нелюбви к нему отца...

Он же сказал ему:

Хотя самооправдание, это выставление собственных заслуг, эта гордость и заносчивость перед отцом, это высокомерное и холодное презрение к брату сами над собой произносят осуждение, но Господь как бы более еще усиливает это осуждение любвеобильным обращением отца к этому старшему сыну. Еще раз с любвеобильным обращением — сын мой — отец хочет смягчить жестокосердие сына и возбудить в нем более человеколюбивые и нежные чувства.

Ты всегда со мною, и все мое твое:

Не все имение расточено братом твоим, и не твое, — твое осталось с тобой, а тому отдано было свое. В отношении к фарисеям и книжникам этим показывалось, что они всегда могут иметь доступ к Богу; у них в руках закон, у них откровение, воля Божия им известна, дары и блага духовные, могут стяжать, но... не могут они заслужить благоволения отца небесного при таком извращенном и жестоком их духовно - нравственном настроении. — Бог любви и милосердия не может благоволить к тем, кто должен был бы радоваться и веселиться об обращении грешника, как радуются Ангелы на небесах (ст. 6. 10), а они отвращаются и не хотят иметь общения с ними. Словом отца оканчивается притча, и Господь как бы спрашивает осуждавших Его книжников и фарисеев (ст. 1): что же, хотите ли вы еще роптать на Меня за то, что Я обращаюсь с мытарями и грешниками, и отвращаться от них, или хотите принять участие в радости неба - Бога и Ангелов и праведников об обращении кающегося грешника.

"Притча о блудном сыне" 6 кл

23.04.2016 1583 280 Билялова

Урок по литературе
«Притча о блудном сыне»
(6 класс).

Билялова Б.А.

Цели: знать определение и значение притчи, уметь рассуждать, высказывать и обосновывать мысли, показать красоту слова через искусство живописи, уметь ценить заботу родителей.
Ход урока:
1 Побуждение
К вниманию учащихся предоставляется репродукция Рембрандта «Возвращение блудного сына».
- Что вы видите на этой картине?
(ответы)
-Напомните мне определение притчи.
Слово учителя: Притча – это аллегория, в которой слушатели должны узнать себя. Это не просто житейская ситуация, а обращение к совести человека: понимаешь ли ты, что с тобой происходит? Мораль из нее должен извлечь сам человек.
Притча о блудном сыне едва ли не самая популярная из всех евангельских притч. К ее сюжету обращались прославленные художники всех столетий: Дюрер, Босх, Спада, Рембрандт, Дюре, Хемессен, Курильо, Батони, де Шаванн, Глазунов и другие.
Итак, мы обсудим несколько притч, сопоставим «Притчу о блудном сыне» в художественной обработке с евангельским текстом, познакомимся с репродукциями известных художников и научимся более ответственно относиться к своим словам и поступкам.
2 Осмысление
Итак, сравним евангельский текст с текстом в учебнике.
Сходство Различия
В названии звучит слово сын, следовательно, в притче важна идея родства, с которым связан каждый человек на земле: ведь все мы чьи-то дети.
Беседа:
-Задумаемся, какую роль в нашей жизни играют родители? (ответы)
- А чем вы отплачиваете за заботу родителей? (ответы)
-В названии есть слово блудный, 1 слабый ученик ищет определение в словаре Даля.
- Как вы думаете, почему отец не удержал сына? (ответы)
-Послушаем ответ ученика. Блудный –
Ответьте по притче, как жил сын? (ответы)
Попробуем заглянуть за строки. Поможет это сделать картина живописца Хемессена. Что вы видите? (ответы)
-А вот другой вариант этого же сюжета – Босх «Блудный сын». Опишите героя.
- А вот блудный сын в интерпретации Пюви де Шаванна. Опишите героя. Обратите внимание на позу, руки.
-Почему сын решил вернуться? Только ли голод заставил его вернуться?
-Как встретил его отец? Почему?
-Как вы понимаете слова отца: «Этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся». (его душа ожила, он раскаялся, осознал свой грех).
Сцена возвращения блудного сына домой всегда привлекала живописцев. Многие их них писали ее: Спада, Мурильо, Рембрандт, Батони, Даньян – Бувере и другие
-Как вы думаете, почему эта тема привлекала художников?
Это центральная, кульминационная сцена, так как в ней выражена идея покаяния и прощения.
Иллюстрация ряда репродукций «Возвращение блудного сына».
-Но в притче есть еще один герой – старший брат, образ которого вырисовывается только в конце.
-Как он реагирует на возвращение брата? (он осуждает, недоволен)
-Допустимы ли такие отношения между братьями? Какой у него грех? (зависть)
-Каков главный смысл «Притчи о блудном сыне?» Какой урок вы для себя извлекли? (нужно уметь прощать, быть послушными детьми, верить в человека, стремиться к гармоничным отношениям).
Продолжением нашей темы будет изучение произведения А. С. Пушкина «Станционный смотритель».
-Актуальна ли тема блудного сына сегодня? (ответы)
Стратегия ДДЗ по притче.
3 Рефлексия
Синквейн
1. Притча.
2. Поучительная, интересная.
3. Учит, заставляет задуматься.
4. Сегодня мы анализировали притчу.
5. Мораль.
Обратите внимание на картину Рафаэля «Мадонна Конестабиле» - мать и дитя. Идея родительского покровительства, мудрой опеки была в основе системы классического воспитания, которое обеспечивало крепкую духовную связь между родителями и детьми. Сегодня многие пытаются усвоить западный стиль воспитания: раннюю самостоятельность, вседозволенность, легкое и бездумное свержение авторитетов.
Хотите быть взрослыми, поступайте ответственно! Но не забывайте родителей, которые подарили вам жизнь.
Д/з придумать притчу.
Проставление и комментирование оценок.

Скачать материал

Полный текст материала смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен только фрагмент материала.

Притча о блудном сыне.

«У некоторого человека было два сына; и сказал младший из них отцу: отче! дай мне следующую мне часть имения. И отец разделил им имение. По прошествии немногих дней младший сын, собрав всё, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно. Когда же он прожил всё, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться; и пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней; и он рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему. Придя же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода; встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих.

Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его. Сын же сказал ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим. А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; и приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться! ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся. И начали веселиться.

Старший же сын его был на поле; и возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование; и, призвав одного из слуг, спросил: что это такое? Он сказал ему: брат твой пришел, и отец твой заколол откормленного теленка, потому что принял его здоровым. Он осердился и не хотел войти. Отец же его, выйдя, звал его. Но он сказал в ответ отцу: вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козлёнка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими; а когда этот сын твой, расточивший имение своё с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка. Он же сказал ему: сын мой! ты всегда со мною, и всё мое твое, а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся (Лк.15:11-32).

Основной смысл притчи о блудном сыне

В Неделю о блудном сыне Церковь показывает нам пример неисчерпаемого милосердия Божия ко всем грешникам, которые с искренним раскаянием обращаются к Богу. Истинная полнота и радость жизни заключается в энергийно-сердечном союзе с Богом и постоянном общении с Ним. Удаление от этого общения «на страну далече» служит, напротив, источником всевозможных бедствий и унижений. Таким образом, ни один грешник в дни приближения времени покаяния Великого поста не должен отчаиваться в благодатней помощи и помиловании Божьем.

Великопостное назидание

В притче о блудном сыне Господь уподобляет радость Божию по поводу покаяния грешника радости отцовской, к которому вернулся его заблудший в жизненных стихиях, глубоко любимый им, младший сын. Из всех притч, рассказанных Спасителем, она является самой значительной и обстоятельной, ибо описывает не какую-то одну сторону взаимоотношений с Богом, но касается самой сердцевины синергийно-благодатного общения сынов человеческих со своим Небесным Отцом.

«И сказал младший из них отцу: отче! дай мне следующую мне часть имения. И отец разделил им имение». Примечательная подробность! В древнем Израиле с большой заботливостью и любовью родители относились к детям. Они внимательно и нежно следили за развитием ребенка, отмечая в этом развитии детской жизни не менее восьми возрастов. Где сейчас в нашем современном обществе мы найдем похожую периодизацию детских этапов роста? Со своей стороны и дети были обязаны родителям послушанием и почитанием. Ветхозаветный еврейский мудрец говорит: «почитающий отца очистился от грехов, уважающий мать свою — как приобретающий сокровища; оставляющий отца — то же, что богохульник, и проклят от Господа раздражающий мать свою» (Сир. 30. 3-4,). Суровые предупреждающие слова! Непокорность детей родителям строго каралась законом: «Если у кого будет сын буйный и непокорный, неповинующийся голосу отца своего и голосу матери своей, и они наказывали его, но он не слушает их, то отец его и мать его пусть возьмут его и приведут его к старейшинам города своего и к воротам своего местопребывания, ...тогда все жители города его пусть побьют его камнями до смерти». (Втор. 21. 18-19, 21). «Глаз, насмехающийся над отцом и пренебрегающий покорностью к матери, выклюют вороны дольные и сожрут птенцы орлиные» (Притч. 30,17).

Исходя из вышесказанного ясно, что просьба младшего сына о разделе наследства не была выражением любви и покорности. Он легкомысленно желает самолично насладиться плодами отцовских трудов «здесь и сейчас», совершенно не задумываясь, как отец их приобрел и что с ним произойдет, когда он бездумно промотает часть своего наследства с лукавыми друзьями? Его влечет мнимая свобода! В отцовском доме ему кажется, что невозможно проявить полноту свой личности, расцвести в совершенстве всем своим природным талантам, только уйдя как можно дальше из родных пределов, «на страну далече», он обретет искомую точку опоры, «найдет себя» и станет во всеоружии своих доблестных дарований получать от мира законное человеческое признание и славу. Тщетная надежда неопытного юнца! Каждый из нас тяготеет именно к такому неблагословенному исходу со времен Адама. Он первый из людей пожелал «следующую ему часть имения», «быть как боги» и сердечно «удалился» от Бога-отца в райских пределах. Он получил свое «наследство» и логическое к нему дополнение: болезни, страдания и смерть. Адамов опыт есть опыт духовно-прообразующий для всех людей. Именно поэтому в преддверии Великого поста Церковь напоминает нам об этом архетипичном гибельном, крайне соблазнительном для всякой души, ложно-вольном пути.

В своем толковании притчи о блудном сыне митрополит Антоний Сурожский трагедизирует семейную ситуацию, слишком сгущает краски: «Простые слова: Отче, дай мне... означают: "Отец, дай мне сейчас то, что все равно достанется мне после твоей смерти. Я хочу жить своей жизнью, а ты стоишь на моем пути. Я не могу ждать, когда ты умрешь: к тому времени я уже не смогу наслаждаться тем, что могут дать богатство и свобода. Умри! Ты для меня больше не существуешь. Я уже взрослый, мне не нужен отец. Мне нужна свобода и все плоды твоей жизни и трудов; умри и дай мне жить!" Прекрасные глубокие слова, но мало имеющие основания в наследственном институте ветхозаветных евреев. В древнем Израиле возможность раздела наследственного имущества при жизни отца являлась одной из оригинальных характеристик наследственной системы. В библейских повествованиях о дочерях Лавана и Иова, о сыне Авраама Исааке наследственное имущество было получено детьми ранее смерти отца. Современные исследователи Библии, на фактах изучения многочисленных документов ветхозаветной эпохи, отмечают, что в восточных странах наследство детям нередко выдавалось еще при жизни их отца.

Во времена Нового Завета (второй половины 1 века) правила получения наследства изменились. Сыновья и дочери получали его лишь со смертью главы семейства. В Послании к Евреям апостол Павел наставляет: «Ибо где завещание, там необходимо, чтобы последовала смерть завещателя. Потому что завещание действительно после умерших: оно не имеет силы, когда завещатель жив» (Евр. 9, 16-17). Таким образом, в словах младшего сына получить свою меньшую долю наследства в большей степени прозвучало себялюбивое стремление освободиться от отеческой опеки, от его всеохватного любящего взгляда, чем желание отцу смерти. Младший сын не мыслил «похоронить» отца своего при жизни, он хотел только получить «свое», ибо знал, что как наследник он имел законное право попросить его раньше. Не грубо потребовать, приставив нож к отцовскому горлу, а попросить, надеясь для себя на благополучный исход, зная сердечную мягкость своего родителя. В немедленном согласии отца из Евангельской причти, «разделить имение» есть удивительное соответствие с божественной педагогикой. Отец не уговаривает «младшенького» погодить, набраться опыта, не стращает его ужасами безотцовщины, он спокойно соглашается с сыном и выделяет ему требуемую часть имения. Подобно и Господь действует по отношению к каждому человеку. Он «выделяет» ему причитающуюся «часть имения»: жизнь, личностное самосознание, свободу, таланты и другие бытийные дарования. Человек волен распоряжаться этим богатством по своему усмотрению, может в «Бога богатеть», а может расточить свое «наследство» в бессмысленной попытке личной земной автономии. Исход известен. Человек после немногого иллюзорного опыта самости, оказывается среди свиней у корыта с рожцами! «Душа, покойся, ешь, пей и веселись» (Лк. 12,16-21). Вот и «сказочке конец» о человеческом достоинстве и свободе без Бога!

Почему младший сын пошел пасти свиней? Почему не нашел себе работу, хотя бы портового грузчика или рыбака? Для иудея не было более позорного труда, чем пасти свиней, ибо Закон Моисеев запрещает употребление свинины и, следовательно, разведение свиных стад. Таким крайним изображением бедственного состояния истаскавшегося по чуждым пределам блудного сына Христос дает нам символическую подсказку. Человек изгнан из Рая. Другой работы вне Отцовского Дома, как кроме «пасти свиней» на земле не существует. Райской работой человек не обеспечен! Любой труд вне сферы божественного произволения и благодати, вне любящих взаимоотношений с Богом определяется на языке Евангелия, как «свиное пастушество» за поросячью нечеловеческую еду. Без Христа и перспективы вечной жизни любая земная деятельность суть «пасение свиней»! И этим все предельно точно сказано!

«Придя же в себя (блудный сын), сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода; встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим». Что значит «придя в себя»? Значит, что блудный сын был "не в себе», личностное самосознание перед лицом вечности у него было почти на нуле. Среди хрюкающих свиных рыл он «пришел в себя», ожил от смертного духовного обморока. Слова «пришел в себя» ни что иное как калька с сократовского выражения «познай себя». Разумеется, Христова притча не копирует постулат древнегреческого философа. Духовная жизнь в любое время совершается по одним и тем же законам. Поэтому она описывается похожими словесными формулами. Священномученик Сергей (Мечев) так рассуждал о самопознании: «Один святой отец говорит, что начало нашего спасения есть познание самого себя. Но ведь познание самого себя есть дело всей жизни, это и есть то, к чему человек стремился в течение всего своего существования. Святые отцы раскрывают смысл этого изречения, говоря, что до тех пор пока ты не познал, кто ты, пока ты сам в себе не ощутил образа Божия, пока ты, живя среди земных граждан, не почувствовал, что ты гражданин неба, и поработился “чуждым гражданам”, пока ты, живя среди грязи своей собственной души, не познал в себе образа Божия, - до тех пор ты не вступил на путь спасения, не начинал еще своего спасения. Оно начинается с того момента, когда я познал свою Божественную природу». «Гражданином неба» и почувствовал себя блудный сын. Ясно заработавшее сознание немедленно указало ему надлежащий путь: «Встал и пошел к отцу своему». Куда же еще «идти» из страны далече», если все радиальные пути ведут к Отцовскому Дому, к центру нравственного возрождения?

В знаменитой картине Рембрандта «Возращение блудного сына» в мрачной средневековой обстановке на пороге дома ветхий отец с великой тихой нежностью обнимает исхудавшего обосячевшегося сына, стоящего перед ним на коленях. Отец, склоняясь к сыну, держит обе руки с раскрытыми ладонями у него на спине, словно защищает его от бедственного грешного мира. Фигуры родственников статичны. «Все кончено! Ты дома, сын мой!» - говорит отцовский взгляд. Слова не нужны. Любовь благовествует спасение. По-своему глубокое живописное прочтение Евангельской притчи.

В Православии встреча блудного сына с отцом осмыслена совершенно иначе. Она полна динамики, радостного движения ног и сердец. Отец и сын на иконописных работах, изображаются бегущими навстречу друг к другу. Души их кипят от волнительного победоносного ликования: всепрощающего отца и осмиревшего сына. Надеявшийся быть только «наемником» в родительском доме, видя спешащего к нему престарелого отца, блудный отпрыск не может не понять, что он прощен, что он всегда был и будет для него сыном и только сыном! Но не приснилось ли все это, юнцу, еще недавно пасшему свиней? Сметая на пути к сердцу сына последние заграждения самости, подтверждая жизненными делами свое прощение, отец повелевает устроить пир, принести вернувшемуся сыну «из небытия» лучшую, «первую» одежду, «одежду нетленную будущего века», и главное - принести фамильный перстень с законной печатью, как знак окончательного родительского доверия. Он всем возглашает, всех зовет: «Станем есть и веселиться! ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся».

Нетрудно в образе отцовского пира с заколотым тельцом упитанным усмотреть аналогию с Евхаристией, с Трапезой Господней, а с прощенным блудным сыном соотнесенность с каждым человеком, пришедшим в Церковь с покаянием и надеждой на милость Божию. Время Великого Поста, как раз для такого случая, выбросить, оставленные на «черный день» в закромах, «свиные рожцы», «прийти в себя», вернуться в Дом Отца Своего и больше никогда его не покидать, утверждая всем строем души Литургический порядок земного бытия.

Следует обратить внимание на одну из богослужебных особенностей воскpесения о Блyдном сыне. На yтpене, после pадостных и тоpжественных псалмов полиелея, Церковь поет полный покаянной печали псалом 136, даем его в русском переводе: «Hа pеках вавилонских, там сидели мы и плакали, когда вспоминали о Сионе. Как нам петь песнь Господню на земле чyжой? Если я забyдy тебя, Иеpyсалим, забyдь меня, десница моя. Пyсть пpилипнет язык мой к гоpтани моей, если я не бyдy помнить тебя, если не поставлю Иеpyсалима во главе веселия моего».

Это псалом изгнания. Его пели евpеи в Вавилонском пленy, вспоминая свой святой гоpод Иеpyсалим. Он стал навсегда песнью человека, осознавшего себя изгнанным от Бога, но сознавая изгнаничество, он вновь становится человеком, стремящимся, как сын в Дом Отца Небесного. 136 псалом поется еще дважды, в последние два воскpесения пеpед Великим Постом.

Пояснения к притче о блудном сыне

О первородстве

На страницах Священного Писания многократно упоминается понятие первородства, в частности применительно к наследованию. В числе преимуществ первородного сына перед своими братьями было право на двойную часть из имущества отца. В Книге Бытия повествуется о продаже Исавом своего первородства его брату Иакову. Продажа Исавом своего первородства (Быт. 25. 27-34) лишила его этой дополнительной доли, а не всего наследства.

О Рожцах

Рожцы: плоды одного дерева, вроде дубовых желудей, растущего в Сирии и некоторых местах Малой Азии, которыми откармливали свиней. Иногда их употребляли в пищу, за неимением другой, крайне бедные люди.

О персте-печати

В древности, когда люди не умели писать, любой документ заверялся перстнем с печатью. Дать кому-то свой перстень означало отдать в его руки свою жизнь, свое имение, семью и честь. Пророку Даниилу в Вавилоне, Иосифу в Египте: дарованием перстня со своей руки царь и фараон передали власть управлять государством от их имени. У ветхозаветных иудеев перстни так же служили печатямии и были свидетельством принадлежности к тому или иному колену (роду).