Потери ввс сирии в гг. Вооруженные силы сирии

Новые дополнения по прошлому полугодию:

30 июня 2014 года, в ходе выполнения боевого задания в районе с.-в. аэродрома Хама, потерян истребитель МиГ-21 14-й бригады ВВС Сирии. Летчик бригадир Бассам Али Мохамед погиб. Вероятной причиной потери стал огонь зенитных средств с земли. Погибший летчик окончил воздушную академию в 1989 году и достаточно активно участвовал в боевых действиях. За последний месяц он совершил 133 боевых вылета, в отдельные дни поднимаясь в воздух до восьми раз (!).

18 августа 2014 года, во время захода на посадку в Хаме сбит самолет МиГ-23 (БН №1617 ?) ВВС Сирии, пилотируемый майором Ариф Амином Псесини. Самолет был поражен ракетой ПЗРК (предположительно FN-6) во время предпосадочного снижения и упал в районе н.п. Тизин. Летчик пытался катапультироваться, но погиб при неустановленных обстоятельствах.

8 сентября 2014 года, сразу после посадки на аэродроме Абу аль-Дахур, ракетой ПТРК "Корнет" поражен вертолет Ми-8Т ВВС Сирии выполнявший транспортно-связной полет. Возникшим пожаром вертолет полностью уничтожен. Выстрел ПТРК был осуществлен противником на максимальную дальность (порядка 5 000 м) из жилой застройки.

О потери Ми-8 от "Корнет" 08.09.14 написано и здесь:
http://imp-navigator.livejournal.com/287124.html

Боевики исламистской группировки "Файлак аль-Шам" действующей в сирийских провинциях Идлиб и Хама распространили видео поражения из ПТРК "Корнет-Э" вертолета Ми-8 ВВС Сирии, осуществлявшего посадку на военный аэродром Абу-эд-Духур на востоке провинции Идлиб. Это один из редких случаев удачного пуска ПТУРа по самолетам и вертолетам на авибазах по ходу войны в Сирии, я навскидку всего 2 подобных эпизода вспоминаю. Интересно, что первый подобный случай был весною 2012 г. на той же авиабазе Абу-эд-Духур, когда боевики из ПТРК Метис-М поразили открыто стоявший МиГ-23МС (скорее всего нелетный). Второй случай был осенью 2013 г, когда из ПТРК "Хунцзянь-8" были атакованы два Ми-8\17 в аэропорту Алеппо . Однако, в отличие от предыдущих случаев, в этот раз впервые был подбит только что приземлившийся вертолет.

Тогда список выглядит так:

Самолёты:
1) МиГ-21бис и др. - 10 (в т.ч. 4 МиГ-21бис, 1 МиГ-21УМ, 1 возможно списанный МиГ-21У и 2 списанных МиГ-21МФ)
2) МиГ-23 - 5 (4 МиГ-23БН: 13.08.12, 23.03.14 (турки), 21.06.14, 18.08.14; один МиГ-23МС на земле 07.03.12 на аэродроме Abu-Dhahur)
3) L-39 - 11 (в т.ч. 10 L-39ZA; плюс ещё несколько L-39 растреляны на земле на другом аэродроме - не Кшеш/аль-Джерах)
4) Су-24МК - 2 (28.11.12 и сбитый Израилем 23.09.14)
5) Су-22М - 4 (Су-22М4 11.02.13, Су-22М2 20.02.13, Су-22М3 25.07.13, Су-22М2 28.11.13)
Итого: 33+

Вертолёты:
1) Ми-8 и Ми-17 - 68 - в основном Ми-8Т и Ми-17, один Ми-8ПС.
2) Ми-25 - 3
Итого: 71

Война в Сирийской Арабской Республике, которая идёт с марта 2011 года, привела к существенному ослаблению авиации правительственных сил. При этом состав авиасоединений не пополняется уже много лет, что грозит стране ещё более серьёзными военно-политическими последствиями.

Обзор ВВС Сирии

В ходе ожесточённых боёв авиация правительственных войск продолжает наносить удары по позициям боевиков. Однако большие потери в технике поставили вопрос о срочном пополнении и модернизации авиапарка страны.

Если бросить ретроспективный взгляд, в этой связи необходимо отметить, что ещё с конца 1950-х годов СССР оказывал огромную помощь Сирийской Арабской Республике; благодаря масштабным поставкам достаточно современной советской авиатехники ВВС Сирии до конфликта были одними из сильнейших в регионе.

В настоящее время, несмотря на успехи нашей авиации в борьбе с терроризмом, со стороны Запада идёт всесторонняя подготовка к новому этапу действий против Дамаска. При этом необходимо учесть тот факт, что бандформирования с помощью наводчиков и предателей проводят регулярные атаки авиабаз, в ходе которых гибнут лучшие пилоты. Командование сирийской армии неоднократно распространяло заявления, в которых говорилось, что эти рейды тщательно планируются именно против лётного состава. Опытный лётчик в Сирии - желанная мишень для экстремистов, и такой способ «подавления ВВС» не только эффективен, но и гораздо дешевле применения крылатых ракет.

В ходе боевых действий Военно-воздушные силы Сирии понесли огромный урон не только в ходе обороны авиабаз, но и от атак террористов с земли с применением зенитной артиллерии и ПЗРК. Кроме того, многие самолёты и вертолёты были списаны из-за нехватки запчастей. Причём особенно большие трудности испытывают эскадрильи, оснащённые более устаревшими машинами (МиГ-21бис, МиГ-23БН/МиГ-23МФ, Су-22М).

В данной статье даются только приблизительные данные об авиапарке ВВС САР. Ниже отображён примерный его количественный состав в начале и в ходе конфликта:

Тип и марка летательного аппарата*

Поставлено (данные на март 2011 года)

В строю

(данные на июнь 2016 года)

Самолёты

МиГ-23/МиГ-27

Су-20/Су-22М

L-39ZA »Альбатрос»

Ил-76Т/Ил-76М

Вертолёты

Свыше 100 вертолётов

Более 40 машин

SA 342J «Газель»

Ми-14ПЛ/Ми-14ПС

Свыше 20 вертолётов

Нет данных

*Примечание: Включены все поставленные модификации.

Кроме того, необходимо отметить ещё один факт, который негативно повлиял на состояние ВВС Сирии. Речь идёт об элементарной халатности со стороны сирийского командования, которое в начале войны не приняло меры к заблаговременной маскировке самолётов и вертолётов в капонирах, а слабые части охранения либо были уничтожены террористами, либо бросили машины в укрытиях.

За время своего правления Башар Асад неоднократно пытался модернизировать авиапарк армейской авиации. В частности, сирийцы желали приобрести у России истребители-перехватчики Су-27 и МиГ-31Э. Особый интерес к новой авиатехнике Дамаск проявляет с 2003 года после агрессии Запада против соседнего Ирака. Однако израильтяне и американцы приложили все усилия к тому, чтобы оружейные контракты не состоялись. Западу есть от чего нервничать: по оценкам военных экспертов, при наличии у Сирии даже шести-восьми МиГ-31Э, риск потерь при проведении операции против Дамаска ощутимо возрастает.

Весьма запутанным остаётся и вопрос о поставках в Сирию учебно-боевых самолётов Як-130. На первых порах было заказано 36 машин данного типа на общую сумму 550 млн. долларов, однако и этот контракт, по существу, повис в воздухе.

В этой сложной обстановке сирийцам необходимо наращивать экономические связи с оставшимися союзниками (хотя в условиях политической блокады это крайне трудная задача), а Россия, несмотря на окрики Запада, должна поставлять авиатехнику правительственным войскам. Если этого не произойдёт, то можно смело сказать, что даже в случае победы над экстремистами сирийская авиация постепенно прекратит своё существование. Какие последствия будут для сирийской государственности, говорить не надо, комментарии излишни.

Кому война, а кому - мать родна

На фоне существенного ослабления Сирии быстро нашлись желающие поживиться за её счёт. В этой ситуации недруги Башара Асада действуют по принципу: «Слабость - это повод к насилию». Рассмотрим лишь самых главных врагов Дамаска:

Первый враг - Турция. Анкара считает Сирию зоной своих особых геополитических интересов, при этом она не желает её делить с кем бы то ни было, тем более что в САР есть природные ресурсы, в частности, богатые месторождения нефти и газа.

Второй проамериканский вассал - Израиль. В Сирии прекрасно помнят череду арабо-израильских войн второй половины XX века, инициатором которых, как правило, был Тель-Авив. Разумеется, израильские провокации осуществлялись и осуществляются до сих пор под патронажем США.

Третья фактическая сторона конфликта - арабские монархии Персидского залива, которые оказывают обильную помощь экстремистам разных мастей; тем самым Саудовская Аравия, Кувейт и другие сателлиты Запада не только обслуживают интересы Вашингтона, но и стремятся упрочить свои экономико-политические позиции.

Участие наших лётчиков в антитеррористической операции ещё раз красноречиво показывает, что потенциальные агрессоры считаются только с силой, поэтому в нынешней ситуации России уходить из САР нельзя (постоянные нарушения режима перемирия тому подтверждение).

Если рассматривать возможность гипотетического конфликта между Сирией и НАТО, необходимо учитывать, что в случае агрессии Североатлантического альянса сирийские ВВС, при всём их боевом опыте, накопленном в Шестидневной войне 1967 года, войне «Судного дня» 1973 года, ливанской кампании 1982 года и нынешней антитеррористической бойне, в конечном итоге, обречены на гибель. Даже учитывая качество российского оружия и моральный дух сирийской армии, правительственные войска способны продержаться против натовцев всего лишь один-два месяца. Даже в случае военной помощи со стороны Ирана у Сирии нет шансов на победу (правда, общественное мнение Запада будет взбудоражено потерями сил западного альянса). Единственное, что может как-то помочь сирийским войскам - применение противокорабельных ракет с целью уничтожения авианосных ударных групп противника, а также проведение масштабных диверсий на военных аэродромах Турции и стран Персидского залива, но главное - Россия должна удержать завоёванные военно-политические позиции в пользу законного правительства Башара Асада.

Таким образом, несмотря на колоссальное давление, Сирия должна противостоять шантажу Запада; без глубокой модернизации собственной боевой авиации страна, по существу, обречена на гибель. В свою очередь, России необходимо довести антитеррористическую операцию до победного конца.

С одной стороны это ВВС Сирии и авиация ее союзников в борьбе с терроризмом - ВКС России и иранская военно-транспортная авиация. С другой стороны это условная коалиция во главе с США.

ВВС Сирии и союзников

До начала гражданской войны ВВС Сирии обладали крупным, пусть и по большей части устаревшим парком различных самолетов и вертолетов. Страна в течение десятилетий готовилась к войне с Израилем, а бывший президент Сирии Хафез Асад сам был военным пилотом. Поэтому в Сирии обращали особое внимание на авиацию и не забывали о ней даже в тяжелые 1990-е гг. после прекращения советской военной помощи.

Башар Асад, который стал президентом Сирии в 2000 г., после смерти отца продолжил его политику. Хотя у Сирии долгое время не было денег на закупку новых машин, имевшийся авиапарк поддерживался в неплохом состоянии. Сирийские самолеты и вертолеты получали необходимое техническое обслуживание, проходили ремонт и модернизацию как на сирийском авиаремонтном заводе в Алеппо, так и на российских авиаремонтных предприятиях.

Со второй половины 2000-х гг. Сирия решила приступить к постепенному обновлению своих ВВС. В 2008 г. были приобретены с хранения 33 белорусских истребителя МиГ-23 МЛД/УБ, которые после ремонтных работ на заводе в Алеппо начали поступать на вооружение сирийских истребительных эскадрилий.

В 2007 г. Сирия заключила контракт на покупку в России 12 (по другим данным, 24) новых МиГ-29 М/М2, которые должны были начать поступать в 2010-х гг. В 2011 г. был подписан контракт и на приобретение 36 учебно-боевых самолетов Як-130 . Очевидно, что в дальнейшем предполагались и другие покупки.

Начавшаяся война фактически поставила крест на планах модернизации ВВС Сирии, а подписанные контракты на МиГ-29 М/М2 и Як-130 подвисли в неопределенном состоянии. Из-за введенных западных санкций возникали даже сложности с возвращением в Сирию отремонтированной авиационной техники. Так, летом 2012 г. прямо в море британская страховая компания лишила страховки судно Alaed, которое везло в Сирию три отремонтированных в Россию ударных вертолета Ми-25 .

Активное использование боевой авиации для поддержки сухопутных войск началось в Сирии в 2012 г. За прошедшие годы войны сирийские ВВС утратили большую часть своего боевого потенциала. Оказались потеряны некоторые авиабазы, а авиапарк значительно сократился. Боевые потери были не так велики, но из-за интенсивного использования самолетов и вертолетов происходило исчерпание ресурса старых машин, и случались поломки, которые невозможно было устранить в местных условиях.

Еще одной проблемной точкой сирийской авиации с самого начала была нехватка высокоточных авиационных средств поражения класса «воздух-поверхность» . Только в редких случаях применяли такие средства, как советские управляемые тактические ракеты «воздух-поверхность» Х-23 , корректируемые авиабомбы и пр.

В 2014-2015 гг. ВВС Сирии начали ощущать уже и дефицит обычных неуправляемых авиационных бомб, что заставило начать их собственное производство из подручных материалов. Некоторые из них внешне представляли собой копии обычных авиабомб, таких как ОФАБ-250-270 . Другие были нестандартных размеров и сбрасывались с вертолетов. Очевидно, что выпускаемые бомбы не залеживались и быстро использовались, поэтому их даже не окрашивали.

Ослабление авиации пагубно сказывалось на действиях правительственных войск, особенно в северных и восточных районах страны, тем более что снабжение некоторых осажденных баз и гарнизонов всецело зависело от авиации.

Старт российской военной операции в Сирии осенью 2015 г. стал переломным моментом и помог сирийской армии начать восстанавливаться после тяжелых поражений весны 2015 г. Благодаря поставкам новых бомб и ракет из России стало улучшаться и снабжение сирийских ВВС.

Сейчас в Сирии основные силы ВКС России и ВВС Сирии расположены на следующих авиабазах:

Авиабаза Хмеймим (провинция Латакия). По соглашению между нашими странами авиабаза передана России, и там размещена 555-я авиационная группа.

В состав группы входит смешанный авиационный полк с фронтовыми бомбардировщиками Су-24 М, истребителями-бомбардировщиками Су-34 , истребителями Су-35 и Су-30 СМ, вертолетами Ми-24П, Ми-35 М, Ка-52 , Ми-8АМТШ и другой авиационной техникой.

Качественный и количественный состав авиации на базе Хмеймим регулярно меняется, так, например, штурмовики Су-25 СМ переброшены туда одними их первых, затем выведены, но потом опять вернулись в Сирию. Кроме того, часть вертолетов временно может размещаться на сирийских авиабазах Т-4 (Тьяс), Эш-Шайрат и Хама.

Для совершения авиационных ударов иногда привлекаются и самолеты, что не базируются на территории Сирии: это стратегические бомбардировщики-ракетоносцы Ту-22 М³, Ту-95 МС и Ту-160 . Они взлетают с авиабаз на территории России и летят или совершают пуски крылатых ракет через территорию Ирана и Ирака. Операция в Сирии стала боевым дебютом для Ту-95 МС и Ту-160 .

Впервые в Сирии в 2016 г. получила боевой опыт и авиационная группа тяжелого авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов» в составе палубных истребителей Су-33 и МиГ-29К.

В ходе боевых действий применяется широкая номенклатура авиационных бомб, включая ОФАБ-250-270 , ФАБ-500 М54, ФАБ-500 М62, ОФАБ-500ШР, ОДАБ-500ПМ, ОДАБ-500ПМВ, ОФЗАБ-500 , БЕТАБ-500 , разовые бомбовые контейнеры РБК-500 в разных вариантах и многое другое. Авиация также используют неуправляемые авиационные ракеты: от С-8 до более тяжелых образцов.

Среди применяемых высокоточных бомб и ракет можно отметить корректируемые авиабомбы КАБ-500С с аппаратурой спутникового наведения, корректируемые авиабомбы КАБ-1500ЛГ с лазерными головками самонаведения, тактические управляемые ракеты Х-25 МЛ и пр. С ракетоносцев Ту-95 МС и Ту-160 применялись крылатые ракеты воздушного базирования Х-555 и Х-101 .

Российские войска в Сирии используют и беспилотные летательные аппараты (БЛА), в том числе такие как «Орлан-10» , «Элерон-3СВ» и «Форпост».

Переходя к сирийской авиации, надо особо подчеркнуть, что хотя структура ВВС Сирии и сохраняется во многом довоенная, но реальный состав многих эскадрилий сократился до нескольких машин.

База сирийской морской авиации расположена около Латакии. Ранее сирийская 618-я эскадрилья морской авиации размещалась на базе Хмеймим, но после ее передачи России для нее в нескольких километрах севернее была создана отдельная небольшая база с площадкой для вертолетов. Там сейчас и базируются вертолеты Ми-14 и-Ка-28 , которые в последние годы используются практически исключительно на суше для транспортных перевозок и бомбардировок позиций боевиков.

Авиабаза Хама (находится рядом с городом Хама) является домашней для 679-й эскадрильи на истребителях МиГ-21 бис и для остатков 678-й эскадрильи на МиГ-23 МФ, что были перебазированы туда до падения базы Абу-эд-Духур в провинции Идлиб. Для усиления в Хаму была переброшена и часть 675-й эскадрильи на МиГ-23 МЛ/МЛД с авиабазы Шайрат. Возможно, все МиГ-23 там объединили сейчас в одну эскадрилью.

Также в Хаме базируются 653-я и 655-я вертолетные эскадрильи на Ми-8 и Ми-17 .

Авиабаза Нейраб (аэропорт Алеппо): именно там располагается авиаремонтный завод, который перестал работать в результате начавшейся в 2012 г. осады и обстрелов. После снятия осады аэропорт используется в основном в транспортных целях и как временная база для самолетов и вертолетов, что отправляются сюда с южных баз.

Авиабаза Квайрес, расположенная к востоку от Алеппо, была одной из двух баз Воздушной академии ВВС Сирии, наряду с расположенной еще восточнее авиабазой Джира. На них базировались эскадрильи на учебно-боевых самолетах L-39ZO /ZA.

В ходе наступления боевиков в 2012-2013 гг. авиабаза Джира была захвачена боевиками, а Квайрес - окружена и выдержала трехлетнюю осаду и окружение, что были сняты только осенью 2015 г. Сейчас на Квайрес базируется несколько L-39 , которые оказывают поддержку войскам на севере страны.

Аэропорт Эль-Камышлы используется в основном для снабжения небольшой группировки сирийских войск, что остается в северо-восточной провинции Эль-Хасака, большая часть которой контролируется курдскими формированиями. Кроме того, в этом аэропорту происходит перегрузка грузов и подкреплений с самолетов на вертолеты для их дальнейшей отправки окруженному гарнизону г. Дейр-эз-Зор. Из боевой авиации там присутствует лишь несколько истребителей МиГ-21

Аэропорт Дейр-эз-Зор является базой 8-й эскадрильи на истребителях МиГ-21 , уже по ходу войны туда перебазировано и несколько L-39 для замены выбывших старых машин. В результате захвата боевиками так называемого «Исламского государства» (ИГ) господствующих высот аэропорт сейчас фактически не функционирует. При этом на нем могут оставаться единичные МиГ-21 и L-39 в летном состоянии.

Снабжение гарнизона сейчас целиком осуществляется с помощью вертолетов и сброса грузов с пролетающих российских, сирийских и иранских военно-транспортных самолетов.

Авиабаза Т-4 (Тьяс), расположенная в центре страны между Хомсом и Пальмирой, является одной из основных баз ВВС Сирии. Там базируются 1-я эскадрилья с оставшимися сирийскими истребителями и разведчиками МиГ-25ПД /РБ, 819-я эскадрилья на фронтовых бомбардировщиках Су-24 МК и 820-я эскадрилья на истребителях-бомбардировщиках Су-22 М4. На этой же базе может находиться несколько учебно-боевых самолетов L-39 .

Авиабаза Эш-Шайрат неподалеку от г. Хомс тоже была одной из основных баз ВВС Сирии до американского ракетного удара 7 апреля 2017 г. Насколько известно, там базировались 677-я и 685-я эскадрилья на Су-22 М³/М4 и часть 675-й эскадрильи на МГ-23 МЛ/МЛД. Во время войны Су-22 стали настоящей «рабочей лошадкой» сирийской военной авиации, а удобное расположение базы позволяло им наносить удары по целям как в центре, так и на севере и юге страны. Также там было несколько самолетов L-39 .

В результате американского ракетного удара пострадала часть укрытий с Су-22 и МиГ-23 , а также были уничтожены хранилища с топливом, боеприпасами и позиция ЗРК «Квадрат», что прикрывал базу. В результате этого, хотя после удара на базе сохранились боеспособные самолеты и вылеты с нее вскоре возобновились, все же очевидно, что нормальное функционирование Эш-Шайрата сейчас затруднено.

Авиабаза Эн-Насирия расположена на севере провинции Дамаск, примерно на полпути между столицей и Хомсом. Насколько известно, там базируется 695-я эскадрилья на истребителях МиГ-23 МЛ.

Авиабаза Думейр располагается северо-восточнее Дамаска. С нее совершают боевые вылеты 67-я эскадрилья на истребителях МиГ-23 МЛ/МЛД, 54-я эскадрилья на истребителях-бомбардировщиках Су-22 М² и 697-я эскадрилья на истребителях-бомбардировщиках МиГ-23БН.

Авиабаза Эс-Син (Сейкаль) находится в пустыне, еще восточнее авиабазы Думейр. Там базируются все боеспособные сирийские истребители МиГ-29 и МиГ-29 СМ, что, предположительно, сведены в 699-ю эскадрилью. Сирийцы берегут свои лучшие истребители и очень редко используют МиГ-29 для ударов по наземным целям.

Авиабаза Эль-Мезза расположена фактически в черте Дамаска, неподалеку от президентского дворца и баз республиканской гвардии. Это основная база 976-й и 977-й эскадрилий, на вооружении которых состоят легкие ударные вертолеты SA.342 Gazelle. Эти французские вертолеты были поставлены в конце 1970-х гг., но продолжают находиться на службе. Часть «Газелей» практически постоянно сейчас находится на севере и в центральной части Сирии.

Кроме «Газелей», там же базируются вертолетные эскадрильи на Ми-8 и Ми-17 .

Аэропорт Дамаска используется как база немногочисленной сирийской военно-транспортной авиации. В ее состав сейчас фактически входят транспортные самолеты Ан-26 и Ил-76 - как ВВС Сирии, так и авиакомпании Syrian Air, чьи самолеты тоже используются для военных нужд. После начала российской операции Сирии были переданы, в том числе, один или два российских Ил-76 .

В аэропорту Дамаска часто останавливаются иранские военно-транспортные самолеты Ил-76 , C-130 и Ан-74 , которые помогают сирийским ВВС в перевозке подкреплений и грузов как из Ирана, так и внутри страны.

Авиабаза Мардж-Рахиль тоже находится около Дамаска, в нескольких километрах от аэропорта Дамаска. Насколько известно, это основная база оставшихся сирийских ударных вертолетов Ми-25 (экспортная версия Ми-24Д), хотя некоторые машины регулярно выполняют задачи и в районе Алеппо.

Авиабаза Хальхала, расположенная на севере провинции Сувейда, является домашней для 945-й и 946-й истребительных эскадрилий. Одна из них на истребителях МиГ-21бис, а вторая - предположительно, на МиГ-23 МЛ/МЛД.

Иранские советники в Сирии активно использует свои беспилотные летательные аппараты, в основном тактические БЛА Yassir, AB-3 и Mohajer-4 , но были отмечены и отдельные случаи применения разведывательно-ударных БЛА Shahed-129 .

Отдельно стоит сказать про ВВС Ирака, которые по согласованию с Дамаском с февраля 2017 г. тоже начали наносить удары по ИГ в приграничных восточных районах Сирии. Первые удары были совершены с истребителей F-16IQ .

Авиация американской коалиции

Еще одним крупным игроком в небе Сирии является военная авиация США и ее союзников, которые действуют там без согласия сирийского правительства. Операция «Непоколебимая решимость» против ИГ в Ираке началась летом 2014 г., а с сентября того же года ее расширили и на Сирию.

Официально, помимо США, удары в Сирии в составе коалиции осуществляла авиация еще 11 стран: это Австралия, Бахрейн, Великобритания, Дания, Иордания, Нидерланды, Канада, Саудовская Аравия, Турция, ОАЭ и Франция. Некоторые страны, такие как Германия, осуществляют только разведывательные полеты и поддержку.

В реальности подавляющую часть ударов коалиции совершает американская авиация, а участие многих стран носит формальный характер и ограничилось единичными выпадами. Так, по официальным данным, на 10 мая 2017 г. США совершили 8256 ударов из 8648 ударов коалиции по Сирии. Таким образом, американская доля составляет более 95% от общего количества ударов по целям в Сирии.

Авиация США и других западных союзников осуществляет боевые вылеты в Сирию и Ирак с авианосцев и баз в союзных странах региона. Сейчас в Персидском заливе находится американская авианосная группа во главе с атомным авианосцем «Джордж Буш», авиация которого участвует в ударах в Ираке и Сирии. На его борту базируются истребители-бомбардировщики F/ A-18E /F, самолеты РЭБ EA-18G , самолеты ДРЛОиУ E -2 °C , а также вертолеты MH-60S /R.


Основные авиабазы коалиции в регионе следующие:

Авиабаза Инджирлик. На этой турецкой авиабазе помимо самолетов ВВС Турции базируются американские штурмовики A-10 , а также самолеты РЭБ EA-6B и топливозаправщики KC-135 . Есть там и небольшая группа немецких самолетов - шесть разведывательных Tornado ECR и топливозаправщик A310 MRTT.

Авиабаза Али эс-Салем в Кувейте является домашней для 386-го экспедиционного воздушного крыла ВВС США с военно-транспортными самолетами С-17 и С-130 и самолетами РЭБ EC-130 . Однако после начала операций в Ираке и Сирии там появились и ударные БЛА MQ-9 Reaper, предположительно, это британские беспилотники.

Авиабаза Ахмед эль-Джабер - еще одна кувейтская авиабаза, которая используется коалицией. На ней базируются американские штурмовики A-10С и другие самолеты и вертолеты, а также конвертопланы V-22 Osprey. Предположительно, это база 332-го экспедиционного воздушного крыла ВВС США.

С этой же базы летали семь датских F-16 и шесть канадских CF-188 (такое имя дали в Канаде F/ A-18) до прекращения этими странами авиа-ударов в Сирии и Ираке в 2016 г. Правда, канадские разведывательный самолет CP-140 и топливозаправщик CC-150T продолжают оказывать помощь воздушным операциям коалиции.

Авиабаза Эль-Удейд в Катаре - с нее действуют силы 379-го экспедиционного авиационного крыла ВВС США, в том числе американские стратегические бомбардировщики B-52 и B-1B . Там же базируются военно-транспортные самолеты С-130 и C-17 , самолеты-заправщики КС-135R , самолеты-разведчики RC-135V /W и т. д.

Авиабаза Эль-Дафра в ОАЭ - одна из наиболее крупных баз США в регионе. На ней размещаются силы 380-го экспедиционного авиационного крыла ВВС США, включая истребители пятого поколения F-22A , истребители F-15E , самолеты ДРЛОиУ E-3B /C Sentry, разведывательные самолеты U-2 , разведывательные БЛА RQ-4 Global Hawk, самолеты-топливозаправщики KC-10 .

На базе Эль-Дафра размещается и французский контингент, включая шесть истребителей Rafale.

Авиабаза Эль Минхад - еще одна база в ОАЭ - используется австралийской авиацией. Там базируются шесть истребителей-бомбардировщиков F/ A-18 , самолет ДРЛОиУ E-7A Wedgetails и самолет-топливозаправщик KC-30A .

Авиабаза Муваффак ас-Салти (Иордания) - с нее сейчас выполняют полеты американские разведывательные и ударные БПЛА MQ-1 Predator и MQ-9 Reaper, а также истребители F -16 °C /D. По всей видимости, они относятся к 407-й экспедиционной авиационной группе 332-го экспедиционного воздушного крыла ВВС США. Там же ранее базировались восемь голландских истребителей F-16 .

Авиабаза «Принц Хасан» (Иордания) - на ней были размещены несколько французских истребителей Mirage-2000D /N и два морских патрульных самолета Atlantique 2. В этом году к ним присоединилось четыре истребителя Rafale M из состава ВМС Франции.

Авиабаза Акротири (Кипр). Британская авиация в основном действует с этой своей авиабазы на Кипре, за исключением упомянутых выше БЛА MQ-9 Reaper в Кувейте и отдельных самолетов в других странах Персидского залива.

В Акротири базируется 903-е экспедиционное авиационное крыло королевских ВВС Великобритании с истребителями Typhoon FGR4, Tornado GR4, самолетами ДРЛОиУ E-3D Sentry, разведчиками Sentinel, топливозаправщиками Voyager KC3 и военно-транспортными самолетами C-130 .

Кроме этих баз, США использует для своих операций и другие аэродромы. В том числе известно как минимум о двух аэродромах в контролируемых курдами северо-восточных районах Сирии, что используются для переброски грузов и т. п.

Таким образом, за пять лет активных боевых действий в воздушном пространстве Сирии, помимо собственно сирийских ВВС, отметилась военная авиация не менее полутора десятков других стран. Хотя роль многих из них была крайне незначительна, но в целом это подчеркивает всю сложность и многогранность сирийского конфликта, в котором сейчас сталкиваются и переплетаются интересы мировых и региональных держав.


Су-24МК2 ВВС Сирии в аэропорту Дамаска.

В настоящее время в Сирийских Арабских ВВС служат примерно 40 тысяч солдат и офицеров. Эти войска по праву считаются армейской элитой. Достаточно сказать, что покойный президент Хафез Аль-Асад был одним из создателей национальной боевой авиации и даже служил в первой группе летчиков. До нынешней войны, начавшейся в 2011 году, летчики этой страны уже имели серьезный боевой опыт, полученный в конфликтах с Израилем и в Ливане.

Шесть лет назад ВВС Асада насчитывали приблизительно 575 самолетов и вертолетов, в том числе:

70 фронтовых истребителей Миг-21, которые использовались до конфликта в основном для учебных целей, осталось 40 машин;
40 многоцелевых истребителей Миг-23 различных модификаций, большинство из них потеряно, причем, не столько во время вылетов, сколько - в результате захвата аэродромов и полной выработки ресурса;
30 истребителей-перехватчиков Миг-25, осталось только 2 машины, но их боеспособность под большим вопросом;
30 истребителей четвёртого поколения Миг-29, все в строю;

Су-22М3 ВВС Сирии в аэропорту Дамаска.

30 истребителей-бомбардировщиков Су-22, большинство этих самолетов были потеряны;
20 тактических фронтовых бомбардировщиков Су-24, в строю осталось 15 самолетов;
40 тренировочных чехословацких самолетов Л-39, потеряно половина, применялись для боевых вылетов до 2016 года;
30 вертолетов Ми-25, осталось 15;
30 французских вертолетов SA342L, в войне не применялись из-за отсутствия запчастей;
130 многоцелевых транспортных вертолетов Ми-8/Ми-17, сегодня в боевых операциях участвуют порядка 50 машин, остальные вышли из строя.

Есть еще транспортники - Ан-24, Ан-26 и Ил-76, но их немного. Кроме того, гражданские направлены на военные нужды. Всего, по последней информации, сирийские ВВС сегодня насчитывают порядка 200 машин, из которых в строю 120.

Что касается текущего базирования, то боевая Асада сосредоточена на 6 авиабазах: в районе Дамаска, недалеко от Хомса и Пальмиры, в Алеппо, вблизи Латакии и Дейр-эз-Зор. Зона её влияния охватывает Центральную и Западную Сирию.

Напомним, что ВВС Сирии строились по образцу советских ВВС 1970?80 годов, То есть в эскадрильях находилось от 10 до 20 бомбардировщиков или истребителей, и от 8 до 14 вертолетов. Но после 6 лет войны многие подразделения перестали существовать как боевые единицы. Главной причиной такого положения дел сирийское командование называет не прямые потери от ПЗРК и зенитных установок, а высокую интенсивность вылетов - практически ежедневно, сложные условия эксплуатации и слабую базу техобслуживания. В итоге, теперь боевые задачи выполняются отдельными машинами или совсем небольшими группами.

В результате Дамаск был вынужден использовать всю имеющуюся авиационную технику, в том числе устаревшую. В частности, учебные самолеты Л-39 были переоборудованы под легкие штурмовики. Однако подобная модернизация себя не оправдала.

Как бы то ни было, но летчики сыграли важную роль в том, что Сирия не превратилась в государство-призрак, наподобие Ливии. Вот несколько примеров важнейших операций. 20 марта 2014 года Су-24 нанес точный удар по позициям боевиков и тем самым спас от разрушения древнюю крепость ордена Госпитальеров Крак де Шевалье. В образовавший проем ворвался отряд сирийского спецназа и перебил засевших там боевиков.

6 января 2016 года и 29 марта 2016 года сирийские ВВС, по сути, предотвратили падение Дамаска, оперативно уничтожив проникнувших в окрестности столицы большие отряды боевиков.

В ответ исламисты любой ценой пытались уничтожить авиабазы, чаще всего внезапными ударами. Зафиксирован случай в районе города Дейр-эз-Зор, когда Миг-21 взлетел во время интенсивного минометного обстрела и на сверхмалой высоте, едва оторвавших от взлетно-посадочной полосы, атаковал боевиков, которые находились всего в нескольких сотнях метров от аэродрома. Вряд ли на такое способны натовские самолеты.

Удары по авиабазам наносили не только боевики ИГИЛ, но и американцы. Так, 7 апреля 2017 года в аэропорту Шайрат крылатыми ракетами «Томагавк» были уничтожены 3 МиГ-23 и 4 Су-22. Между тем, самолеты атакованного 675-м эскадрона истребителей и 677-ой эскадрильи бомбардировщиков сыграли ключевую роль в сдерживании и уничтожении значительных сил ИГИЛ в сирийской пустыне. Кстати, участие авиации Асада в химической атаке так и осталось недоказанным. Если называть вещи своими именами, США оказал ИГИЛ самую настоящую военную поддержку.

С другой стороны, опыт этой воздушной войны наглядно показал принципиальную значимость спутниковой разведки и современных БПЛА. Так, 27 июля 2016 года сирийские ВВС нанесли мощный удар по одной из деревень в Восточной Хаме, где по информации армейской разведки должен был располагаться штаб отрядов ИГИЛ. Все заявленные цели были разрушены, но не удалось получить подтверждение об уничтожении командования исламистской группировки. И это далеко не единичный случай.
В целом, сирийские ВВС не смогли переломить ход войны, поэтому их успехи можно рассматривать как тактические победы. Только с приходом российских Воздушно-космических Сил России ситуация в этой стране изменилась в корне.

Будущее военной авиации Асада находится под большим вопросом. Сегодня у Дамаска нет ни финансовых ресурсов, ни технических возможностей для закупок современных боевых самолетов. Известно, что до конфликта Сирия подписала контракт с Россией на поставку 36 лёгких штурмовиков Як-130, 24 - Миг-29 и небольшого числа Миг-31.

Но из-за отсутствия денег, поставки не состоялись. В то же время ряд западных СМИ сообщил, что Россия на безвозмездной основе поставила десять Су-24 для восстановления потенциала авиабазы Шайрат, пострадавшей после американского удара. Впрочем, эти же таблоиды заявили, что сведения не подтверждены.

По другой информации, Москва не уверена, что сирийские пилоты смогут эффективно применять новую авиационную технику, что негативно скажется на имидже российской оборонки. Справедливости ради, эти же издания пишут о том, что война в Сирии сделала нашей стране отличную рекламу, а также заставила считаться с РФ, как со страной с высокотехнологическим ВПК.

Кстати, западные эксперты недооценили возможности сирийских ВВС (а значит, и российской авиатехники). В частности, в 2011 году Пентагон прогнозировал полную потерю всех самолетов Асада уже к 2014 году. Американцы тогда писали, что «…в связи с множеством политических и финансовых трудностей, Сирийская Арабская Армия с 1990 года не смогла произвести закупки ни одного современного боевого самолета». Мол, всё, чем располагает Асад, является старьем и хламом, значит, авиация Асада продержится максимум три года.
Однако позднее о фронтовом истребителе МиГ-21 стали говорить, как о «летающим Калашникове» - настолько надежной и непритязательной в обслуживании оказалась машина. На вопрос, что не нравится в русских самолетах, сирийские летчики отвечают: «Только то, что их очень мало в нашей армии».

Ранее о перебазировке со ссылкой на источники в Пентагоне сообщил телеканал CNN . По словам опрошенных «Газетой.Ru» специалистов, вблизи Хмеймим нет аэродромов сирийских ВВС, которые могли бы прикрыть средства ПВО, размещенные на российской базе.

ВВС Сирии не перемещали свои самолеты к российской военной базе Хмеймим, сообщил высокопоставленный источник «Газеты.Ru» в Минобороны.

«Этого происходить не может, поскольку рядом с Хмеймимом нет ни одного аэродрома ВВС Сирии», - подчеркнул собеседник.

По его словам, сообщение о перемещении сирийских самолетов ближе к аэродрому Хмеймим «следует расценивать исключительно как информационный вброс, причем весьма и весьма неквалифицированный».

Ранее телеканал CNN со ссылкой на анонимный источник в Пентагоне сообщил, что власти Сирии переместили большинство своих самолетов ближе к российской военной базе, чтобы обезопасить технику и арсеналы от возможных ракетных ударов США и возглавляемой ими коалиции.

По словам собеседника CNN, после обстрела 6 апреля крылатыми ракетами «Томагавк» сирийской авиабазы «Шайрат» началось перебазирование ВВС Сирии в Международный аэропорт Бассель-Асада в непосредственной близости от российской военной базы Хамеймим.

Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков отказался комментировать информацию о передислокации сирийских ВВС.

«У Кремля нет комментариев на этот счет, мы не занимаемся вопросами дислокации самолетов, лучше обращаться в Министерство обороны», - сказал Песков журналистам.

Ближайшие к Хмеймим аэродромы сирийских ВВС - Минакх, Алеппо, Афис (все три в провинции Алеппо), Абу ад-Духур и Хама, рассказали «Газете.Ru» собеседники среди военных.

Однако все эти объекты достаточно далеки от российской военной базы - на расстоянии от нескольких десятков до сотен километров.

Кроме того, не все они способны полноценно принимать и отправлять самолеты, особенно в провинции Алеппо, уточняют источники.

Как ранее писала «Газета.Ru» со ссылкой на специалистов ПВО, возможности современных российских комплексов С-400 и С-300 в отношении крылатых ракет типа «Томагавк» ограничены радиусом около 25 км, а для прикрытия всей правительственной территории потребуется развертывание масштабной группировки ПВО с несколькими дивизионами.

«Создается впечатление, что заявление относительно перебазирования авиации Башара Асада сделано неквалифицированным специалистом и исключительно в виде зондажа общественного мнения», - уточнил в разговоре с «Газетой.Ru» экс-начальник Главного штаба Войск ПВО, заслуженный военный летчик СССР, генерал-полковник авиации Игорь Мальцев .

По словам специалиста, самолеты могут перелететь на другую авиабазу достаточно легко, но на новом месте для них надо создавать все условия для боевой деятельности - перевезти запасы топлива, авиационных средств поражения, все средства обслуживания самолетов (от заправщиков до автономных пусковых устройств), создать необходимые условия для размещения летного состава. Проще усилить противовоздушную оборону конкретного аэродрома, чем организовывать перебазирование самолетов.

Рядом с Хмеймим лишней взлетно-посадочной полосы (ВПП) нет, а уже нескольких сотен метров вполне достаточно, чтобы поразить ударом крылатых ракет сирийские самолеты и предотвратить повреждения российских, объясняет Мальцев.

«Если же речь идет о совместном базировании сирийской и российской авиации, то, во-первых, наше командование на это никогда не пойдет, а во-вторых, на Хмеймим и так тесно. Наши-то самолеты на этой авиабазе стоят в несколько рядов, поскольку ее емкость относительно невелика», - считает военачальник.

«Совместное базирование сирийской и российской авиации на авиабазе Хмеймим вряд ли возможно. Это вызовет множество трудностей, причем подчас непреодолимого характера. Проще, как бы странно это ни выглядело такое предложение, построить рядом еще одну авиабазу, сирийскую. Но самое главное - мы не находимся в состоянии войны с Соединенными Штатами Америки. И в планах военно-политического руководства России такого пункта нет», - говорит Волков.

Официально ни в Минобороны России, ни в сирийском Генштабе перебазирование не комментируют.