Рисунок карандашом гипсовой головы. Рисование гипсовой головы. Практическая польза занятий рисования в нашей студии

Изучение головы человека, как и любой дру­гой сложной формы, ведется на основе дли­тельного штудирования модели. Длительныйрисунок дает возможность учащемуся полно­стью усвоить закономерности построения изображения. Хорошим рисунком, в академическом смысле, считается такой, который исчерпывающе передает существенные признаки модели, т. е. те признаки, по которым зритель получает, возможно полное представление, о данном предмете. Во время рисования с натуры мы не только наблюдаем предмет, но и познаем его; не механически копируем его внешнюю форму, а стремимся понять его внутреннюю структуру., Это изучение всегда начинается с непосредственного зрительного знакомства с изображаемым предметом, а затем внимание рисующего переходит на изучение харак­терных признаков его строения, пропорций, деталей. Для примера рассмотрим процесс рисования головы «Аполлона Бельведерского» скульптора Леохара (IVвек до н. э)

Первая стадия работы

КОМПОЗИЦИОННОЕ РАЗМЕЩЕНИЕ

Работа начинается с композиционного размещения головы на листе бумаги. Пред­варительно прикиньте в наброске, как выгоднее вкомпоновать голову в данном фор­мате. Изображение намечается очень легко, предельно скупо, обобщенно. Выявляется характер большой формы, движение — поворот головы и шеи; словом, определяется об­щий вид модели (рис. 23).

Длительный рисунок может начинаться и с предварительного наброска, при усло­вии, что последний будет заключать в себе основную композиционную идею рисунка. Как правило, в учебном рисунке голову лучше всего размещать посреди листа бумаги, немного выше центра, не оставляя, однако, слишком больших полей пустыми.


Вторая стадия работы

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ХАРАКТЕРА ФОРМЫ ГОЛОВЫ, ПРОПОРЦИЙ И НАКЛОНА ГОЛОВЫ

Когда вы убедились, что в общем характер формы схвачен верно, можно перейти к уточнению наклона головы. Для этого, прежде всего, надо верно наметить профильную линию лица или ось симметрии, которой голова делится на две равные половины. Про­фильной линией мы называем условно такую линию, которая должна проходить через середину лба и переносицу к середине кончика носа и через «раздвоинку» подбородка (рис. 24).

Чтобы найти правильный наклон головы, мысленно соедините прямой линией перено­сицу и середину подбородка и представьте себе, какой угол образуется между этой линией и воображаемой вертикалью. Определив правильно угол наклона профильной линии с вертикалью, вы правильно определите и наклон головы. Когда профильная ли­ния и наклон головы намечены верно, можно переходить к выявлению пропорций — характера формы головы.

Симметричное построение головы заставляет рисующего попеременно рисовать то правую часть головы, то левую. Например, наметив правую височную кость, необходимо сразу же наметить и левую; наметив правое крыло носа, следует одновременно наметить и левое и т. д.

Античная голова делится по линии разреза глаз на две равные части, а собственно лицо — на три равные части: от линии покрова волос до надбровных дуг, от надбровных дуг до основания (корня) носа и от основания носа до основания подбородка.

Отрезок от надбровных дуг до основания носа в свою очередь делится на три рав­ные части; между первой (от надбровных дуг) и второй частью проходит линия разреза глаз, которая пересекает шов скуловой и височной кости, уголки глаз, слезники и пере­носицу; третья часть включает в себя основание и крылья носа. Отрезок между основа­нием носа и основанием подбородка тоже делится на три равные части: между первой и второй частью проходит средняя линия рта, которую часто в обиходе называют линией разреза губ; линия между второй и третьей частью делит подбородок (по высоте) попо­лам. Расстояние между глазами равно длине глаза, т. е. линия разреза глаз также де­лится на три равные части. Высота уха равна длине носа.

Для художников древнего мира эта пропорциональная закономерность членения головы на части являлась каноном красоты. В эпоху классицизма античные каноны превратились в догму академических правил рисования. В наше время эту пропор­циональную закономерность мы рассматриваем как условную закономерность членения головы.

Третья стадия работы

ОБЪЕМНО-КОНСТРУКТИВНОЕ ПОСТРОЕНИЕ ФОРМЫ ГОЛОВЫ

В построении реалистического рисунка существенную роль играет конструктивный анализ формы и понимание законов и правил перспективного изображения объема на плоскости. Выявление конструктивных особенностей изображаемого предмета всегда входит как главная часть в изображение объемной формы по определенным законам и требует ясного, логического суждения о форме в пространстве(рис. 25).


Конструктивный анализ объемной формы предмета происходит во всех ее состав­ных частях как видимых глазом, так и невидимых. Например, рисуя куб, мы не ограничиваемся анализом его видимых поверхностей, а стараемся мысленно проникнуть внутрь формы и увидеть, вернее — ясно представить себе остальные, не видимые с дан­ной точки зрения стороны куба, ибо они-то и помогают определить правильное перспек­тивное направление видимых сторон, увязать их в строго закономерную конструктивную связь.

Как мы умеем представлять себе линейную конструкцию простых предметов, так необходимо научиться представлять себе и конструктивную схему человеческой головы, фигуры.

Каждую объемную форму учащийся должен представлять в пространстве так же, как он это делает на занятиях по начертательной геометрии. Изображая объемную форму в пространстве, рисующий должен следить за ее перспективными сокращениями.

Рассмотрим подробнее, как использовать законы перспективы в рисовании головы человека.

Если мы рисуем голову на уровне наших глаз, вспомогательные конструктивные линии, которые проходят по надбровным дугам, разрезу глаз, основанию носа, разрезу рта и основанию подбородка, будут параллельны линии горизонта, т. е. будут прямыми. Если голова модели наклонена, то все эти линии или дуги своими вершинами напра­вятся вниз. Если голова будет запрокинута вверх, то и конструктивные дуги своими вершинами будут обращены вверх. Необходимо заметить при этом, что все эти вспо­могательные линии будут между собой параллельны.

Очень часто при незначительных поворотах головы ученику бывает трудно опре­делить: наклонена вниз голова или, наоборот, запрокинута вверх. В этих случаях зна­ние схемы конструктивного строения головы и помогает правильно определить поло­жение головы в пространстве. Когда голова находится в фасовом положении (на уровне наших глаз), то основание носа и низ ушной раковины находятся на одной гори­зонтали. Если голова запрокинута вверх, то уши по отношению к основанию носа и надбровным дугам как бы смещаются вниз. Если мы замечаем, что низ мочки уха выше основания носа, значит, голова опущена.

Но не только положение ушной раковины определяет наклон головы. Рисующий должен знать, что в перспективе все формы сокращаются и поэтому, хотя лицо антич­ной головы по канонам делится на три равные части, при поднятой голове размеры этих частей будут уменьшаться: лоб по отношению к подбородку будет казаться тем меньше, чем больше будет запрокинута голова. При наклоне произойдет обратное — лоб будет самой большой массой, не говоря уже о том, что станет виден верх черепной коробки.


Четвертая стадия работы
ПЛАСТИЧЕСКАЯ МОДЕЛИРОВКА ФОРМЫ

Пластическую моделировку формы головы нужно считать наиболее трудоем­ким, длительным и ответственным этапом работы. Рисующий должен следить за тем, чтобы изображение было подчинено законам перспективы, голова прорисована согласно ее анатомическому строению. На этом этапе работы рисовальщик обязан разо­браться в пластической форме предмета, понять анатомическую сущность видимой сна­ружи формы — выпуклостей и впадин, которые моделируются сначала легкой свето­тенью.

Для начала, достаточно будет легко закрыть мягким тоном теневые планы, и тем самым отграничить ихот освещенных, т. е. определить основные массы света и тени. Благодаря этому приему выявятся передние, боковые и нижние планы головы. Это, во-первых, поможет проверить сделанное в предыдущих стадиях работы и, во-вторых, яс­нее (рельефнее) подчеркнет объем головы.

Светотень ложится по форме предмета и тем самым выявляет его объем. Недоста­точно точно скопировать светотень с натуры,— необходимо понять, осознать и прочув­ствовать ее взаимосвязь с конструкцией. Грани пересечения плоскостей (планов) го­ловы образуют условную линейную конструкцию рисунка; эти грани в свою очередь яв­ляются границами света и тени.

Покрыв легким тоном теневые планы головы, начинаем уточнять местоположение глазных впадин, скуловых костей и ушных раковин (рис. 26).

Пятая стадия работы

ПЕРЕХОД ОТ ОБЩЕГО К ЧАСТНОМУ, ПРОРИСОВКА ДЕТАЛЕЙ

На этой стадии работы над рисунком происходит постепенное насыщение боль­шой формы деталями. Рисующий переходит от анализа большой формы к анализу малых форм, постоянно соизмеряя их с общей мас­сой головы. Например, уточняется форма крыльев носа, характер очертания и объем губ; глазное яблоко накрывается веком, при­чем обратите внимание, что веко имеет тол­щину, поэтому не рисуйте веко одной ли­нией (рис. 27).

Если какая-то деталь головы плохо усваивается вами, порисуйте эту деталь от­дельно. Весьма полезно рядом с изображен­ной головой или на особом листе сделать рисунок носа, уха, глаза. Рисуя глаз, надо помнить, что в основе это — шарообразная форма, которая находится в глазничной впа­дине. Поэтому рисовать веки надо так, чтобы они облегали эту объемную форму.

Затем внимательно следите за перспективным сокращением толщины века. Парные формы (например, глаза, крылья носа) рисуйте одновременно. Детали сравнивайте между собой и большой формой, иначе не получится цель­ного рисунка. Кроме того, такое сравнение помогает рисовальщику находить у себя в рисунке ошибки и исправлять их.

Шестая стадия работы

ОБЩЕГО К ЧАСТНОМУ, ПРОРИСОВКА ДЕТАЛЕЙ

ТОНАЛЬНАЯ ПРОРАБОТКА ФОРМЫ

Тональной проработкой объемной формы завершается работа над рисунком. На Этой стадии следите, как ложится светотень на выпуклые места и впадины, учитесь видеть взаимосвязь конструкции предмета с явлениями светотени, т. е. понимать, как и почему именно так, а не иначе распределяется свет на поверхности предмета. Не зная строения предмета, на который падает свет, вы не сумеете выявить и его формы. Зная же конструкцию, вы будете свободно лепить форму светотенью (рис. 28).

(рис. 29).

Методическая последовательность в работе над рисунком должна строго соблю­даться, ибо нарушение ее замедляет усвоение учебного процесса. Рисование, прохо­дящее беспорядочно, вне всякой системы, не дает возможности учащемуся освоить на­выки построения реалистического рисунка и понять те правила, которые выработала рисовальная практика больших ма­стеров. Повторяем, нельзя переска­кивать через отдельные этапы в работе над рисунком. Например, не найдя основной массы объема, пере­ходить к прорисовке деталей; не по­няв конструкции предмета, перехо­дить к передаче фактуры. Ученик обязан закрепить последовательные стадии учебного рисунка, так как каждая предыдущая стадия входит составной частью в последующую. Итак, резюмируя все стадии развития длительного рисунка, ука­жем, что в начале работы, когда ри­сующий намечает на листе бумаги общий контур головы и схематично выявляет ее объем, он идет путем общего изображения формы, ее крупного объема. Далее рисоваль­щик вступает на путь анализа, пе­реходит от общего к частному — к насыщению большой формы более мелкими формами и деталями. В конце работы, когда рисовальщик подчиняет детали целому, он вступает на путь синтеза — обобщения. Целостное восприятие модели служит не только исходным моментом для ее изуче­ния, но и постоянным «фоном», на котором познается каждая часть в отдельности. По­этому в академическом рисунке изображение натуры следует начинать с ее общей ха­рактеристики, затем постепенно перейти к детали и снова возвратиться к общей форме, иначе говоря, пройти путь от общего через детальное изучение натуры к цельному вы­ражению. Последовательное выполнение рисунка от общего к частному и от частного снова к общему строго обязательно.

6. Урок рисования гипсовой головы.

Начинающие рисовать гипсовые модели и желающие серьезно заняться рисунком головы должны иметь предварительное знакомство с правилами учебного рисунка. Без знания и опыта самая упорная работа не даст положительных результатов, так как успех ее зависит не только от количества нарисованных голов, а главным образом от правильного понимания и изучения натуры и способов ее изображения. В вышеизложенных уроках достаточно материала, чтобы вы могли научиться, придерживаясь этих критериев.

На уроках рисунка в школе рисования New Art Intention каждому ученику объясняется, что изображая голову, следует обратить внимание на её строение, то есть на сочетание и характер поверхностей, образующих её объём. Отсюда происходит профессиональное выражение "строить голову".

Обучаясь рисовать модели, начинающие должны иметь ввиду, что голова человека является одним из сложных объектов изображения. И поэтому предварительная подготовка к рисованию головы должна быть постепенной. С главным принципами, лежащими в основе изображения человека вы познакомились ранее, на уроках рисования карандашом геометрических форм и натюрморта .

Рисование карандашом гипсовых моделей.

Обучение рисованию голов с гипсовых моделей является не самоцелью, а лишь подготовкой к рисованию живой натуры.

На этом уроке, так же как и на предыдущих занятиях, необходимо соблюдать последовательность. Причём эта последовательность зависит от задач, поставленных перед рисующими. Вначале, для освоения основных форм, следует научиться рисовать головы наиболее обобщённого, монументального характера; к ним можно отнести слепки произведений греческой скульптуры, например таких, как "Дорифор" Поликлета, "Гера", "Диадумен". Усложняя задания, связанные с передачей формы и светотени, можно переходить к рисованию "Зевса", "Геркулеса", "Лаокоона", "Гомера"; для передачи более точной характеристики полезно нарисовать головы "Аполлона", "Гермеса", "Апоксиомена".

Следующим, более сложным этапом рисования, который ближе подводит учащегося к рисунку живой головы, могут послужить римские скульптурные портреты - Люция Вера, Сенеки и других.

В качестве модели для рисования головы в сильном повороте и с обнажённой шеей, можно взять головы умирающего Александра Македонского, Лаокоона или другие эллинистические скульптуры. Например, некоторые головы рельефа алтаря Зевса в Пергаме.

Для изучения отдельных частей в нашей школе New Art Intention используется голова известной скульптуры Микеланджело "Давид" и отдельные части - глаз, нос, губы, ухо.

Рисование гипсовых голов целесообразно и необходимо потому, что в произведениях великих мастеров найдены и обобщены взятые из действительности формы, и рисующий имеет перед собой готовую характеристику натуры. Это упрощает задачу для начинающих, давая им возможность сосредоточить всё внимание на построении головы. Кроме того, неподвижность модели и ясно выраженная светотень, облегчают решение задач, стоящих перед начинающим художником.

Постановка и построение гипсовой головы в рисунке.

Начиная рисовать голову, нужно, прежде всего, позаботиться о её постановке и освещении.

Образующие голову поверхности и характер её объёма лучше всего выявляет искусственный источник света, освещающий голову сверху под углом в 45 градусов. При отсутствии искусственного света, модель можно приблизить к окну, затемнив его нижнюю часть, и, таким образом получить верхний свет. Слишком тёмные тени на голове модели, следует смягчить, поместив вблизи белую бумагу или драпировку, которая даст необходимые рефлексы.

На уроках, в зависимости от поставленных задач, источник света можно перемещать, освещая модель с различных сторон и расстояний.

Фон для гипсовой головы, необходимо брать темнее освещённых её частей и светлее частей, находящихся в тени. Для ярко освещённой головы лучше всего ровный серый фон: около её светлых поверхностей он будет казаться темнее, а у тёмных мест - светлее. Этот оптический закон контрастности играет большую роль при передаче формы в пространстве.

Для первых рисунков, голову принято помещать на такой высоте, чтобы уровень глаз начинающих художников, находился на линии глаз модели.

Одним из главных условий работы, является сохранение в процессе рисования, положения натуры и постоянной точки зрения на неё. Поэтому, следите за тем, чтобы от движения головы или туловища рисующего не изменилась точка зрения или линия горизонта.

Не следует садиться не слишком близко, ни слишком далеко от модели. Наилучшим является расстояние, равное тройной величине модели по вертикали. Такое расстояние позволит следить за общим построением и хорошо видеть детали.

Приступая к рисунку гипсовой головы, нужно иметь в виду, что изображаемая условно без торса, она не имеет тех внешних точек опоры, при помощи которых обычно строятся предметы, непосредственно расположенные на плоскости, например на столе или подставке. Табуретка, стоящая на полу, или ваза на столе рисуются от нижнего основания, то есть от внешних точек опоры на плоскости.

Голова, изображаемая в пространстве, сама по себе, не соприкасающаяся ни с какой поверхностью, нуждается в особом приёме построения - использовании собственных внутренних точек опоры. Эти внутренние опорные точки, дают возможность строить голову в любом повороте и наклоне.

Определив соотношение высоты и ширины модели, следует обозначить её общий овал и положение шеи, затем наметить основной объём головы, отделяя для этого лицевую поверхность головы, от поверхностей, идущих к затылку. На этом общем объёме головы, можно более точно определить положение и пропорции отдельных частей(рис.2).

Намечая основные части лица: расположение глаз, лба, носа, рта, подбородка, сравнивайте их размеры по отношению не только друг к другу, но и ко всей форме головы. В противном случае, даже если найдены правильные пропорции отдельных частей, общая форма головы может оказаться неверной. С каждой вновь вводимой деталью, увеличивается количество сравниваемых величин, поэтому очень важно, чтобы первоначальные пропорции больших форм не были нарушены. Неточности в основных пропорциях повлекут за собой бесчисленное количество ошибок, которые заставят рисовальщика, переделывать рисунок заново.

Так, например, если уменьшить нижнюю половину головы по отношению к верхней, то на ней невозможно будет правильно разместить соответствующие части, нельзя определить расстояние между носом, губами, подбородком, установить их пропорции.

Переносица, расположенная в центре всех форм, является наиболее устойчивой точкой, по отношению к которой определяются места для глазничных впадин, передних и боковых поверхностей носа, надбровных дуг.

Форма головы ограничивается прямыми и кривыми поверхностями. Перспективно сокращаясь и соприкасаясь друг с другом, они являются объёмной основой рисунка, без которой всякая, даже отлично оттушёванная голова, несмотря на правильно взятые светотеневые отношения, будет казаться пухлой или плоской. Задача рисующего заключается в том, чтобы найти эти поверхности, из которых, каждая занимает только ей свойственное положение. Определение их в натуре и последующее воспроизведение на бумаге - это и есть построение объёма на плоскости листа.

Выявляя основные поверхности, не следует опасаться некоторой, на первых порах, упрощённости и резкости в их трактовке. При обучении рисованию понимание правильного объёма головы, характера её основной формы, умение увидеть взаимосвязь всех её частей, несравненно важнее преждевременного вырисовывания мелких деталей - бровей, зрачков, ноздрей, к которому так склонны начинающие рисовать. Необходимо помнить, что в объёмном построении головы нужно идти таким же путём, каким идёт скульптор, который не имеет возможности начать свою работу ни с контура, ни с деталей, а начинает непременно с больших поверхностей, образующих данный объём. Совокупность этих поверхностей, даже в своём предельно упрощённом виде, представляет уже реальную объёмность, являющуюся основой, для дальнейшей разработки деталей. Эти поверхности и их взаимное расположение, убедительно показаны на рисунках голов Аполлона, выполненных В.Е. Савинским (рис.4 и рис.5). Резкими определёнными плоскостями пролеплен весь объём головы, показаны лицевые и боковые её поверхности, овальные формы глаз, крепко вставлены в глазницы.

На рисунках Савинского можно наблюдать отношение размеров ближайших боковых поверхностей головы, к боковым, более перспективно сокращённым. То же самое можно видеть в соотношении боковых поверхностей носа, лба, в расположении глаз.

Когда вы намечаете поверхность формы, вводите карандашом лёгкую светотень, оставляя для светлых мест чистую бумагу и покрывая штрихом тени. Это придаст рисунку первоначальное объёмное выражение.

Следующей стадией рисунка головы, является передача её пластической формы. Для этого нужно проследить переход одной поверхности в другую, причём он может быть или постепенным, или резким. На рис.5 видна граница, отделяющая лицевую, освещённую поверхность головы, от боковых, затемнённых поверхностей, а так же более резкие переходы от тени к свету на выдающихся скулах и сравнительно мягкие в нижней, округлой части лица.

Подходя к наружным краям рисунка головы, особенно внимательно следите за сокращающимися поверхностями, правильное перспективное и тональное построение которых, имеет решающее значение в передаче объёмности головы.

Для того чтобы не разделять рисование головы на отдельные искусственные этапы и сохранить непрерывную последовательность в решении возникающих в процессе работы задач, переход к рисованию карандашом деталей, должен быть постепенным и почти незаметным. Уточняя, например, обобщённую первоначальную форму носа, наблюдая его в деталях, рисующий должен отметить и показать на рисунке, что различные по тону и характеру четыре его поверхности являются местом расположения более мелких форм - крыльев носа, ноздрей, кончика носа, - весьма разнообразных по форме: округлых, тупых, острых.

Рассматривая поверхность лба, рисующий должен заметить в натуре и показать на рисунке, что нижняя часть лба, лепится пятью различными по тону поверхностями: средней (фронтальной), двумя соприкасающимися с ней и двумя идущими от последних, височными или боковыми поверхностями, на которых располагаются ушные раковины (рис.3).

Нужно также показать на рисунке, что намеченная пятигранная схема лобного отдела лица вверху, переходит в овальную форму лобных костей.

Такое же постепенное уточнение первоначально намеченных форм и наполнение их формами соподчинёнными, должно иметь место и в рисовании всех частей: глаз, губ, подбородка. Детали, вводимые в первоначальную форму, в своей совокупности являются как бы её проверкой и могут в дальейшем взаимно уточняться.

Например, боковая поверхность носа, определяет расположение его крыла, а детально проработанные крылья носа, могут внести поправку в построение всей его поверхности. Необходимо помнить, что все парные формы головы, следует намечать и рисовать одновременно: так легче определить степень их перспективного сокращения в данном повороте.

Исполнение рисунка не должно резко делиться на рисование контура и последующую тушёвку. Рисуя линиями, с самого начала помните о форме, которую они обозначают, намечайте лёгкой светотенью поверхности, образующие объём, оставляя для освещённых мест чистую бумагу и закрывая однотонной тушёвкой тени. Затем, придавая тени должную глубину, осторожно вводите в неё рефлексы, а в область света - полутона и блики. Бесконечно сравнивая и соподчиняя их тональные отношения, добивайтесь передачи освещённой формы.

Чтобы не перечернить рисунок (что очень часто бывает при обучении рисованию у начинающих), нужно найти предельную силу тени на гипсе, по отношению к которой и выдерживать общий тон рисунка. При этом, хорошо иметь перед глазами кусочек чёрного бархата или зачернённой бумаги, сравнительно с которыми, самую глубокую тень на гипсе, придётся взять более лёгкой и прозрачной.

На академическом рисунке головы Александра Севера, выполненном И.Е.Репиным (рис.6), можно наблюдать чётко отработанные детали, объединённые тоном в единое целое. Падающий сверху свет, к низу постепенно слабеет, утрачивая силу и контрастность. Боковые поверхности лица, сокращаясь в глубину, выделяют переднюю его часть, чему способствуют, подчёркнутые глубокой тенью формы глазниц, губ и основания носа. Взятый правильно фон, помогает передавать освещённую форму в пространстве.

При обучении рисованию гипсовых голов, следует избегать бесформенного размазывания теней и вытирания резинкой пятен света. Штрих карандашом, как бы обнимающий форму, является лучшим средством её передачи. Прекрасным примером может служить рисунок головы "Лаокоона", выполненный Александром Ивановым (рис.7).

Несмотря на то, что формы античных голов являются более обобщёнными, чем головы живой натуры, изображение гипсовых слепков, передача цельности формы, деталей, освещения и материала требуют большого количества тональных оттенков, что обычно представляет для начинающих рисовать затруднения, является причиной невыдержанности тона и раздробленности рисунка. В результате рисунок у начинающих полон ошибок: рефлексы оказываются в одной силе со светом, перечернённые тени "проваливаются", резкие контрасты дальних планов "лезут" вперёд.

Прежде всего, эти погрешности объясняются излишней поспешностью, отсутствием должной последовательности и внимательности в работе.

В нашей школе New Art Intention в процессе обучения рисованию у начинающих рисовать развивается умение сравнивать изображение с натурой, находить и исправлять ошибки. Это необходимое условие для успешного выполнения рисунка. Для того чтобы легче сопоставлять рисунок с натурой, следует стараться воспринимать их как однородные явления, то есть представлять реальную гипсовую голову, как бы нарисованной. Тогда, быстро переводя взгляд с натуры на рисунок, можно сразу почувствовать разницу между ними - или в построении или в освещении. При виде спокойного тона натуры, очень часто бросается в глаза тональная пестрота в рисунке. Правильно построенный, но "замученный" и сбитый с тона рисунок, при известном опыте, поддаётся исправлению. Прикосновением к такому рисунку резинкой, клячкой или губкой восстанавливаются основные светотеневые отношения, облегчаются, но не убираются "выпадающие из тона" детали, а если требуется - подчёркиваются контрасты ближайших планов.

Хорошо продуманный, правильно построенный и выдержанный в тоне рисунок - прекрасно передаёт форму, освещение, материал и окружающую среду.

Рецензия

на методические рекомендации по выполнению практической работы «Поэтапное построение гипсовой головы Аполлона», по учебной дисциплине « Рисунок и живопись », разработанную для студентов III курса средних специальных учебных заведений по специальности 07.02.01 «Архитектура». Разработчик Куклина Л.Б. преподаватель художественно-графических дисциплин отделения "Архитектура" Краснодарского архитектурно-строительного техникума. Методическая рекомендация по выполнению практической работы «Рисунок головы человека Давида», по учебной дисциплине «Рисунок и живопись» для студентов III курса рассчитана на 8 аудиторских часов и предназначена для реализации государственных требований к минимуму уровня подготовки выпускников по специальности 07.02.01 «Архитектура» среднего профессионального образования.

Методическая рекомендация определяет общий объем знаний и умений, полученных ранее, и подлежащих обязательному закреплению студентами.

Содержание методической рекомендации состоит из 3 разделов.

В первом разделе «Пластическая анатомия» студенты изучают кости и мышцы, пропорции головы, изучают основы наблюдательной перспективы

Во втором разделе- поэтапно выполняют линейно - конструктивный рисунок и практические задания, опираясь на знания анатомии человека, пропорции, перспективные сокращения, прорисовка мелких деталей.

В третьем разделе- переходят к более подробному выявлению формы с помощью светотеневых градаций.

Курс рисунка способствует развитию графической культуры и владению различными графическими техниками и материалами, так необходимыми в профессии архитектора. Методическая рекомендация выполнена на высоком методическом уровне и может быть рекомендована для обучения студентов Краснодарского архитектурно-строительного техникума.

Рецензент:__________ В.П. Казачинский

Кандидат архитектуры,

Профессор ФГОУ ВПО «Южный

институт менеджмента»

Министерство образования и науки Краснодарского края государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Краснодарского края

«КРАСНОДАРСКИЙ АРХИТЕКТУРНО - СТРОИТЕЛЬНЫЙ ТЕХНИКУМ»

По выполнению практической работы «Поэтапное построение гипсовой головы Аполлона», по учебной дисциплине «Рисунок и живопись» для студентов III курса

специальности 07.02.01 «Архитектура»

Краснодар, 2017г.

Поэтапное построение гипсовой головы Аполлона .

Голова человека - сложный и интересный объект для рисунка, позволяющий изучать многообразие форм. Прежде чем приступить к рисунку с живой модели, необходимо выполнить рисунки с гипсовых античных голов, имеющих ярко выраженный характер формы (Аполлон, Экорше, Антиной, Цезарь, Сократ, Лаокоон, Афродита, Гаттамелат, Давид и др.).

Цели обучения: - изучить канонические пропорции античных голов, овладеть умением

схватывать характер и пропорции человеческой головы в различных поворотах, наклонах,

ракурсах и перспективных сокращениях;

развить реалистический подход к выполнению рисунка гипсовой (античной) головы.

Учебные задачи:

1. Работу следует начинать с размещения изображения гипсовой головы на планшете,

учитывая освещение, что влияет на композицию рисунка.

2. Определить характер формы головы методами объемно-конструктивного и линейно-

конструктивного построения, учитывая линию горизонта и закономерности перспективного сокращения поверхностей.

3. Рисунок заканчивается тональной проработкой и передачей материальности, воздушной

перспективы; выявляя законы контрастности, завершить обобщением, подчинив детали целому.

4. Рисунок сопровождается недлительными набросками и зарисовками с разных положений гипсовой головы.

Усвоение основных принципов, правил и законов построения изображения гипсовой головы начинается с анализа конструктивной формы при соблюдении методической последовательности работы над рисунком.

Гипсовая маска с античного слепка – ценное учебное пособие, она помогает начинающему художнику разобраться в построении сложного объекта живой головы.

Гипсовая маска неподвижна, однородна по материалу и фактуре, что помогает

сосредоточить внимание на форме, объеме и характере постановки.

Необходимо: научиться изображать сложную форму головы человека на примерах гипсовых слепков с классических скульптур, с передачей анатомической структуры, грамотной моделировкой форм, светом и тенью, передачей материальности, техническими приемами, приучает к точности изображения, тренирует зоркость глаза, дисциплинирует, воспитывает в нем эстетический вкус.

Постановку гипсовой маски начинают с выбора слепка классического образа, установки его на подставку неподалеку от плоскости стены и освещение маски сверху под небольшим углом. Искусственный свет подходит больше, так как тени остаются неподвижны, хорошо расчленяют полутона, видны рефлексы, маска должна хорошо просматриваться, для чего ее необходимо поставить или повесить несколько выше уровня горизонта.

Студенты должны чувствовать и передавать красоту совершенной формы образа, его художественную ценность. Постановки желательно чередовать по принципу от простого к сложному.

Рисунок гипсовой головы начинается с тщательного и подробного анализа модели. При том, что, голова человека сложна по своей конструкции, она является ничем иным как совокупностью простых геометрических тел и её строение основывается на одинаковой для всех объектов анатомической, конструктивной структуре, которая определяет общий характер пластики её форм.

Затем следует провести анализ модели со стороны пространственного положения, соотношения масс, величин, пропорций, характерных признаков строения головы человека.

Последовательность в работе над рисунком должна строго соблюдаться, так как нарушение ее замедляет усвоение учебного материала. Нельзя перескакивать через отдельные этапы в работе над рисунком; не найдя, например основных форм объема, переходить к рисованию деталей; не поняв конструкции предмета, переходить к светотеневой проработке.

Работа над рисунком состоит из нескольких этапов, они не должны быть изолированы друг от друга, а должны находиться в тесной связи. Усвоение основных правил и законов построения изображения маски начинают с выполнения набросков и зарисовок, анализа конструктивной основы формы.

В подготовительном этапе в выполнении набросков, зарисовок, эскизов: П.П. Чистяков и другие великие педагоги рисования рекомендовали с самого начала обучения рисования гипсовой маски в набросках осваивать многочисленные технические приемы можно использовать для натуры памятники, скульптуру, делать альбомные зарисовки (рисовать « от себя», по представлению), развивать остроту глаза и наблюдательность.

На первом занятии можно выполнять на одном листе зарисовки гипсовой маски в трех – четырех поворотах. Найдя соответствующие точки зрения и определение уровня горизонта, надо зарисовывать маски поочередно, переходя из одной точки зрения к другой через каждые 25 -30 минут. Сокращение внешних форм и конструктивной основы головы под влиянием поворота или наклона в рисунке должны быть осознанно и умело выражены.

Рисунки на листе бумаги должны быть хорошо скомпонованы, каждая голова построена, при этом степень законченности рисунков должна быть разной.

Первый этап. Второй этап.

Третий этап. Четвертый этап.

Пятый этап.

Гипсовые маски в трех поворотах .

На первом этапе : Размещение изображения маски на листе бумаги, для этого нужно найти общий характер формы головы и ее размер, пропорции (высота, ширина) по отношению к листу. При компоновке головы в трехчетвертном положении с лицевой стороны на листе оставляют больше места (свободного пространства). При размещении в фас голова размещается в средине листа. По вертикале массу головы и шеи следует размещать чуть выше середины листа.

Голова должна располагаться так, чтобы глаз модели совпадал с уровнем глаза рисующего. Правильный выбор места очень важен, как и многое другое: линия горизонта, расстояние до модели, (не следует садиться слишком далеко) и прочее.

На натуру необходимо посмотреть со всех сторон, для этого надо мысленно соединить прямой линией переносицу и середину подбородка, и представить какой угол образуется между этой линией и воображаемой вертикалью. Верно определив угол, легко определяется наклон головы.

Прежде чем приступать к длительному рисунку, необходимо выполнить несколько упражнений в виде краткосрочных рисунков с натуры на полях большого листа, уточняя характер и формы головы и ее пропорции, обращая внимание на анатомические особенности головы.

Краткосрочный рисунок дает возможность увидеть общую массу головы. Не останавливаясь на подробностях, а за тем надо приступить к рисунку головы.

Изображение не должно «теснится» или « плавать» на листе, Если изображать рисунок маски в профиль, то перед линией лица поля листа должны быть шире, чем за линией затылка. В процессе работы нельзя забывать и о перспективе, для этого необходимо точно определить линию горизонта, знать закономерность воздушной перспективы. (Начнем с нанесения прямых линий основного контура головы, это только в том случаи, когда гипсовая голова находится фас по отношению к рисующему. Самым наилучшим положение головы, это в фас, но с некоторым отклонением в право, либо в лево в трехчетвертном положении.

Затем обозначим основное направление шеи от его центра, немного выше адамова яблока, к ямке, точке соединения костей ключицы.

Теперь обозначим внешнюю линии шеи, соотнося ее ширину и длину с размером головы.

Проведем прямую линию по длине лица, через переносицу, которая располагается между глазами, и через основание носа, в точке, где линия носа переходит в середину верхней губы.

Проведем еще одну линию от основания уха под прямым углом к другому уху.

После чего необходимо измерить положение глаз, рта и подбородка, эти линии будут параллельны линии, проведенной от уха до уха, которая пересекает под прямыми углами вертикальную линию, проходящую через центр лица.

На втором этапе : Определение характера формы головы, ее пропорций и наклона . Для этого необходимо наметить размеры основных частей лица: от теменной кости до надбровных дуг, (высота лба), от надбровных дуг до основания носа, от основания носа до нижнего края подбородка. При компоновки головы в трехчетвертном положении с лицевой стороны на листе оставляют больше места. Особое внимание нужно обратить на кости черепной коробки, предварительно изучив ее строение, отделяя лицевую поверхность от поверхностей, идущие к затылку. Для правильного изображения надо знать опорные точки на форме головы, особенно на черепе, и уметь ими пользоваться.

Прежде чем приступить к длительному рисунку, необходимо выполнить несколько упражнений в виде краткосрочных рисунков с натуры, на полях большого листа, с тем, что бы представить себе предлагаемый рисунок головы. Для этого необходимо обратить внимание на: анатомические особенности строения формы, уточняя пропорции, перспективу, не следует садиться слишком далеко от натуры, это дает возможность хорошо рассмотреть детали. Рисунок надо начинать с выявления общей формы и массы головы.

После выполнения краткосрочного рисунка и после предварительного просмотра преподавателем, если есть ошибки, то их немедленно исправить, и лишь потом, необходимо приступить к рисунку головы на заданном формате.

Время от времени нужно проверять ход рисунка, вставая со своего места, отходя на расстояние. При обнаружении ошибок, исправить.

Изображение нужно намечать очень легкими, еле касаясь карандашом бумаги, это даст возможность меньше пользоваться резинкой и вносить исправления и уточнения. Кроме глазомера, можно использовать дополнительные средства проверки: карандаш, отвес, вспомогательные линии.

На третьем этапе : Объемно - конструктивное построение формы головы.

Для этого необходимо обратить внимание на то, что формы головы ограниченны в пространстве поверхностями, нужно научиться пользоваться линиями, которые как бы расчленяют форму головы на планы, раскрывают конструкцию объема.

Линейно- конструктивная схема , построения формы головы человека очень хорошо видна на рисунке немецкого художника эпохи возрождения А. Дюрера.

Здесь можно увидеть не только общее закономерности конструктивного строения, но и закономерности пропорционального членения головы на части, анатомического строения.

Основные конструктивные линии членят форму головы на пропорциональные части. От линии волос, до линии надбровных дуг, от линии надбровных дуг, до основания носа, от основания носа до нижнего края подбородка.

Линия лба проходит в самой высокой точке лба (а).

Линия надбровных дуг проходит по выступу надбровья через точки надглазничного отверстия (б).

Линия разреза глаз проходит через переносицу и швы височных и скуловых костей она разделяет на верхнюю и нижнюю часть (в).

Линия основания носа проходит у низа скуловых костей и корня носа (г).

Линия основания подбородка – по выступу нижней челюсти (д).

Зная эти закономерности, можно точно определить положение головы в пространстве. Если расстояние от линии надбровных дуг до основания носа разделить на три равные части, то вторая линия сверху будет соответствовать линии разреза глаз.

Пропорции головы


Если нижнюю часть лица от подбородка до основания носа разделить на три равные части, то верхняя часть будет равна расстоянию от основания носа до линии разреза рта. Расстояние между глазами равно ширине глаза. Высота уха равна длине носа, они располагаются между линиями надбровных дуг. Все конструктивные линии - линия надбровных дуг, основание носа, подбородка, разрез глаз, рта - между собой параллельны. Все эти членения головы человека на части являются «каноном красоты» для художников.

После того, как были намечены линии глаз, основание носа, линию ротовой щели, основание кончика подбородка. Переносицу, которая всегда располагается выше линии глаз, и линии параллельных им деталей форм головы. Такие, как лобные парные бугры, границу покрова головы, надбровные дуги, скуловые выступы, уголки нижней челюсти.

Затем проверить общую форму головы ее детали в соответствии с пропорциональными перспективными сокращениями. Затем переходить к определению общей формы шеи, она имеет цилиндрическую форму с двумя параллельными секущими основаниями, расположенные под углом 40 градусов, нижнее основание шеи проходит на уровне седьмого шейного позвонка до яремной ямки. А верхнее основание - от затылочного возвышения, вдоль выйной линии затылка, сосцевидных отростков, углами нижнечелюстных костей, к яремной вырезке.

Шею можно наметить упрощенную форму в виде параллелепипеда.

После уточнения расположения глаз, необходимо правильно определить расстояние между слезниками, наружным и внутренним углам, а затем – расстояние между веками глаз. Размещая нос и уточняя его пропорций. Если нос расположен фронтально, то передняя плоскость будет хорошо видна, а боковые будут в перспективном сокращении.

При трехчетвертном повороте видимая боковая плоскость призмы носа будет хорошо видна, а остальные плоскости будут находиться в перспективном сокращении.

Для размещения формы рта, необходимо определить поперечную длину ротовой щели, толщину верхней и нижней губы, необходимо наметить характер линии рта и необходимо следить за его симметричным расположением.

При трехчетвертном расположении головы необходимо учитывать перспективное сокращение. Форма подбородка, именуемая подбородочными возвышениями, образована двумя подбородочными буграми. Через нее проводят соединительную линию профиля, проходящей по нижнему краю подбородка, вдоль средней площадки под нижней челюсти, составляющей границу с шеей.

Под нижней челюстью располагаются три плоскости: одна – средняя прямая, идущая от края кончика подбородка к гортани, и две треугольные боковые, расположены по ее сторонам, они граничат с краями челюстной кости, а снизу с цилиндром шеи. Необходимо проследить местоположением уголка челюстной кости.

Форма подбородка образованна шестью основными плоскостями: средней поверхностью, идущей от подбородочной – губной борозды к верхней границе подбородочного возвышения. А затем к его нижней границе, и двум боковым плоскостям, примыкающих к средней и уходящей к нижнебоковой поверхностей головы.

В пластическом отношении скуловые выступы играют важную роль в формировании головы и служат опорными точками при построении.

Уши располагаются на боковой поверхности головы в области височной кости. Скуловой отросток находится на уровне средней части ушной раковине (козелка), размер уха приблизительно равен размеру носа и располагается на одном уровне, ушная раковина параллельна направлению ветки челюстной кости вдоль оси носа.

Форма лба образованна тремя плоскостями и составляет изогнутую выпуклую поверхность, одна фронтальная и две боковые, ограниченные линиями виска и боковыми поверхностями. Сверху эти плоскости примыкают к лобно- теменной поверхности. Граница лобных и лобно- теменных плоскостей служит линий отделяющей лицевую поверхность от теменной.

Нижние основания лобной поверхности, граничат с надглазничным краем, которая является основанием надбровной дуги. Наметив общую форму можно переходить к уточнению деталей.

На четвертом этапе : Моделировка формы.

На этом этапе студент учится разбираться в пластической форме головы, закрепляя свои знания, как в анатомии, так и в перспективе, для этого необходимо чаще обращаться к таблицам анатомического атласа, для более углубленного изучения форм человеческой головы, проверяя местоположение костей и мышц.

Переход то общего к частному и проверка деталей.

На этой стадии работы нужно переходить к моделированию формы, постепенно насыщать «большую форму» деталями, постоянно соизмеряя их с общей массой головы. Приступая к детальной проработке формы, не надо перескакивать от одной части рисунка к другой, надо научиться увязывать одну форму с другой. Все время проверять, как они согласуются друг с другом. Например, рисуя нос, следите за тем, как он располагается по отношению к слезникам, скуловым костям, уху, уголкам губ.

П.П. Чистяков любил говорить своим ученикам: « Рисовать – это значит рассуждать…» (Письма, записки книжки, воспоминания, с. 354.)

Рисуя пряди волос, нужно следить за тем, чтобы они располагались по форме головы, Прорабатывая отдельные локоны волос не надо пассивно срисовывать их, не думая о форме, Вначале надо наметить общую форму всего локона, а за тем переходить к уточнению.

Прежде чем перейти к уточнению, нужно досконально изучить строение лобной кости, логическое обосновывая закономерность ее формообразования. Всякая форма предмет состоит из многочисленных плоскостей, задача состоит в том, чтобы понять, как образуется форма при сочетании этих поверхностей. Форма лба имеет единую структуру у различных людей, в верхней части лба участвуют три плоскости, расположены сообразно форме свода черепа, несколько расширяясь к затылку. Между лобно- теменной поверхностями располагаются лобные бугры и узловые точки на линии виска, которые служат границей прилегания шести плоскостей, расположенных по обе стороны виска.

Границы прилегания боковых и промежуточных плоскостей проходят от края надглазничных выступов вдоль линии виска к затылку. Височные линии служат границей разделения двух основных поверхностей головы - боковой и лицевой в ее верхнем разделе. Для полного формирования передней поверхности лба большое значение имеет надбровная дуга. Она имеет дугообразную выгнутую дугу., выделяющуюся над нижним основании лба и граничащую с верхним глазничным краем.

Наибольший выступ надбровной дуги имеют в области надпереносья и называются надбровными буграми. Они располагаются симметрично на расстоянии ширины ноздрей. В области виска соединяются с лобными отростками скуловых костей.

Чуть выше надбровных отростков, над краем глазничных впадин, по обе стороны находятся надглазничные выступы. Все костные выступы должны служить опорными точками для построения формы лба.

Наметив расположение глаза нельзя забывать, что он имеет шаровидную форму, форма глазного яблока должна восприниматься как полушарие, глаз должен быть посажен в глубине глазницы, под ее выступающими краями. На передней поверхности глазного яблока находится выпуклая роговица, которая служит причиной изменения характера изгиба формы верхнего века. Постепенно уточняя пропорции и перспективу, нужно приблизить рисунок к реальной форме. Наметив надбровные дуги, можно переходить к определению линии разреза глаза, нужно заметить, что переносица находится выше слезников, примерно на уровне верхних век, слезники глаза располагаются на одной линии, тогда как уголки края глаз могут быть, как выше, ниже, или на уровне. В линейной схеме, глаз будет выглядеть следующим образом: с фронтальной стороны – в виде параллелограмма. В трехчетвертном положении в виде прямоугольной трапеции или многоугольника, в профиль – в виде треугольника. Форма слезника играет главную роль. Кончик слезника направлен не по линии разреза, а несколько вниз и образует в верхней части чуть заметный угол, нижняя часть слезника направляется почти горизонтально, образуя менее заметный угол, чуть дальше, и плавно изгибает вверх, направляется к наружному углу глаза.

Наметив направление, ширину и толщину века, верхние веки намечаются сильнее, а нижнее легким касанием. Верхнее веко облегает глазное яблоко. Следует обратить внимание на разницу раскрытия верхней и нижней половины разреза глаз от горизонтали, верхняя половина больше нижней, это говорит о том, что верхнее веко имеет больший изгиб, чем нижнее. Надо учесть, что поверхность глаза наклонена относительно вертикальной оси, т.е. верхнее веко и средняя часть роговицы выступают вперед, а нижний край и нижнее веко уходят в глубь, это особенно видно глаз в профиль. Нужно четко придерживаться принципа последовательности работы над рисунком: от общего к частному от частного к общему.

Следуя последовательности построения изображения, перейдем к уточнению характера формы носа. При всем разнообразии форм носа структурная основа является неизменной. Длина носа определяется двумя расстояниями у лицевого основания и длиной передней плоскости носа. Форма носа целиком напоминает призму. При точно выбранном пропорциональном соотношении, поскольку сходство, есть результат правильного построения общей формы. Приступая к построению формы носа, начинать следует с основных пропорциональных величин, а затем определить наклон и положение носа с учетом перспективы. Точки определяющие верхнюю поверхность, находятся на уровне переносицы и кончика носа, боковую поверхность – сверху у основания - внутренние края слезников, снизу уголки краев крыльев носа. При трехчетвертном положении, та боковая плоскость, которая обращена к рисующему, будет находиться почти под прямым углом зрения, поэтому не подлежит перспективному сокращению, тогда как противоположная, будет в перспективном сокращении. Простроив обобщенную схему конструкции носа, необходимо проверить, исправить ошибки

Длина лицевого основания носа измеряется от нижней площадки конца ноздрей до слезников, длину передней плоскости - от кончика миндалин до впадины переносицы.

От впадины переносицы до линии надбровных дуг имеется трапециевидная плоскость, которая служит переходом от лба к носу. Передняя часть носа разделяется на три части: верхний, средний, нижний, они имеют трапециевидные фигуры, первые два сектора сверху соприкасаясь своими широкими основаниями, образуют горбинку носа, третий снизу, расширяясь в нижнем основании сообразно формам миндалины, определяет верхнюю поверхность кончика носа. Нижняя поверхность основания носа имеет два симметричных треугольника, между ними находится под определенным углом узкая плоскость перегородки носа.

Одним из самых выразительных частей лица- являются губы

Проверив построение форм головы нужно переходить к выявлению объема при помощи светотени. Что бы хорошо разобраться и не запутаться в этом, можно воспользоваться методом обобщения формы, это помогает правильно найти и выразить в рисунке» большую форму», без деталей.

Во время занятий студенты должны проверить место положение костей и мышц по таблицам анатомического атласа.

Прежде чем перейти к уточнению, нужно досконально изучить строение лобной кости

На пятом этапе : - Тоновая проработка передачи материальности.

На этом этапе работы надо окончательно отделывать рисунок каждой детали, нужно следить за плавностью переходов тоновых отношений, выявление рефлексов и материальность предметов. Изображая объёмную форму в пространстве, нужно следить за её перспективными сокращениями.

Пластика головы познаётся с помощью анатомических пунктов – узлов (опорных точек или маяков) и линий. Форму головы спереди определяют лобные бугры, височные лини, глазничные впадины, основание и крылья носа, углы рта, подбородочные бугры, макушка, теменные бугры, углы нижней челюсти, скуловые кости.

Нужно уяснить, основное правило, что собственные и падающие тени на модели по мере удаления от освещения ослабевают в тоне, а приближаясь к источнику света, усиливаются.

По тому же закону у освещенной части гипсового слепка головы, фон (плоскость стены) смотрится темнее, а с темной стороны он светлее. Необходимо помнить о том, что существуют недостатки, о которых не следует забывать: чрезмерное округление формы, затушевывания объема, излишней черноте, путанице тоновых отношений.

На шестом этапе : - Обобщение и подведение итогов.

Обобщение нужно начинать с проверки пропорций головы, затем необходимо проверять и остальные отношения и подчиняйте детали к целому.

Проверить самые темные и самые светлые тона на гипсовом слепке, сопоставляя полутона, привести рисунок к цельному решению.

Детали дальнего плана должны быть менее проработаны, чем детали переднего плана. Рефлексы не должны оказаться в одной силе со светом, перечернены тени не делали «дыр», контрасты света и тени на дальнем плане не были чрезмерными.

Чтобы увидеть все недочеты, надо поместить его рядом с натурой и, прищурившись сравнить.

Последовательное выполнение рисунка от общего к частному и от частного к общему даёт возможность наиболее реалистично передать в рисунке предмет, натуру. В работе над рисунком должно строг соблюдаться последовательность: нарушение ее замедляет усвоение учебного материала.

Для того чтобы хорошо запомнить схему конструктивного строения формы человеческой головы, необходимо порисовать конструктивную схему и уметь пользоваться ею, на практике, в разных перспективных положениях и с различными точками зрения. Такие упражнения надо считать, как основные и крайне необходимы. Поэтому студентам необходимо изучить и зарисовать по памяти или по представлению схему конструктивного строения формы человеческой головы.

Хорошим рисунком считается такой, который исчерпывающе передаёт существенные признаки модели, то есть те признаки, по которым зритель получает наиболее полное представление о предмете.

Учебная и учебно – методическая литература.

    Ли Н. Голова человека Основы учебного академического рисунка /Н.Ли-М. « Эксмо», 2010г.-264с.

    Ли Н. Основы учебного академического рисунка /Н.Ли-М. « Эксмо», 2006г.-480с.

    Учебный рисунок. Московский государственный академический институт им. Сурикова. « Искусство»-2003 .

    Учебный рисунок в Академии художеств, « Изобразительное искусство», М.1990

    Учебный рисунок, Российской академии художеств. С - Петербургский государственный академический институт им. И. Репина, « Изобразительное искусство. М 1995.

    Строгановская школа рисунка, Московский государственный художественно- промышленный университет им. С.Г. Строганова. « Сварог и К. М. 2001.

    Учебный рисунок.- М « Искусство», 2003-92с.

    Леонардо да Винчи, Суждения/ Леонардо да Винчи,-М, ЭКСМО- ПРЕСС, 1999-416с

Учебный рисунок гипсовой головы Гаттамелаты
Рассмотрим стадии рисунка гипсовой головы.
В качестве натуры возьмем гипсовый слепок головы памятника Эразмо де Нарни по прозвищу Гаттамелата.
Данная голова чрезвычайно полезна для учебного рисунка, благодаря ярко выраженной архитектонике формы. Говоря более простым языком, планы (плоскости) на этой голове ярко выражены и подробны.
В определенном смысле, противоположностью этой головы можно считать античные женские головы, где все планы сглажены и изучаются с трудом.
В наше время ситуация усугубляется тем, что гипсовые головы реализуемые в популярных магазинах, выглядят так, как будто их еще и пошкурили, не говоря уже об искаженных отливках. Например, голова Гаттамелаты, которую можно найти в салонах уже не похожа на прототип.
Мы в данном случае берем отливку еще советских времен.
Свет ставим сверху, чтобы работал объем, но так чтобы тени от надбровных дуг и носа по возможности не были слишком уж велики.

Начинаем рисовать легкими линиями, не давим на карандаш. Следует иметь ввиду, что представленные здесь рисунки, особенно первые стадии, в реальности намного легче по тону.
Вначале размечаем композицию на листе. Композиция должна быть сразу же в пропорциях и в характере, иначе в процессе изменений и уточнений пропорций, наклона и т.д. она может сильно измениться…
В любом случае, если вы сразу определяете, что для вас в композиции листа важно, где «центр», то и при небольших изменениях она никогда не проиграет.

Композиция подобных учебных рисунков как правило предельно проста, возникает вопрос, зачем же вообще, забивать этим себе голову?
А затем, что все рассматриваемые нами принципы работают в рисунке и творчестве вообще, а не только в данном конкретном случае. Формирование правильных подходов и привычек полезно для будущего. Вряд ли вы готовите себя в рисовальщики гипсовых голов…
Начинаем легкими линиями, не давим на карандаш по двум причинам: 1) легкий по тону рисунок легко стирается т.е. его легко править 2) при давлении на карандаш напрягается рука и сознание микро-напрягается, уходит в руку, значит в эту непосредственно секунду оно не наблюдает натуру.
Располагаем основные детали и переломы формы, но не забываем, что мы сейчас НЕ РИСУЕМ ДЕТАЛИ, а ДЕТАЛЯМИ РИСУЕМ ЦЕЛОЕ.
На практике это означает, что мы постоянно смотрим на натуру целиком и на рисунок целиком, стараясь вернее взять общие пропорции головы в целом, поворот, наклон и характер формы.

Но, все эти основные вещи, мы не можем брать абстрактно, поэтому, мы все наиболее характерные моменты сразу схватываем, но не зависая на них, а как бы проносясь мимо.
Элементы, находящиеся к нам ближе, сразу лучше намечать чуть контрастнее, чем части, находящиеся дальше. За счет это уже в начале рисунка начинают появляться объем и пространство.
При этом, пока вы не выяснили, что все детали и размеры взяты верно, общая тональность рисунка должна оставаться нежирной, чтобы вам было легко править.
После того, как вы основные характерные отношения наметили на глаз, не лишнее будет померить, начиная с самых больших размеров.
Также, наводя карандаш вертикально и горизонтально на натуру и рисунок, проверить, верно ли взят наклон.
Почему лучше вначале все намечать на глаз и лишь затем начинать мерить? Потому, что этим вы каждый раз даете своему глазомеру маленький шанс, как бы подкармливаете его. Постепенно он начинает оправдывать ваше доверие.
Постепенно следует разобраться с архитектоникой формы головы. можно добавлять легкую светотень, чтобы сразу получался объем.

Делать это следует в соответствии с планами (плоскостями) и переломами (поворотами) формы головы, которые вы видите. Для этого полезно подойти поближе, внимательно посмотреть с разных сторон.

Для того, чтобы хорошо разбираться в расположении планов и переломов формы, необходимо сильно интересоваться этим вопросом и замечать их на всех гипсовых и живых головах, которые вы видите перед собой.
Учебные «обрубовочные» головы следует рисовать много раз в разных поворотах и ракурсах. При этом много длительных набросков по 20-30 минут небольшого (8-12 см) размера с разных точек, дают пользы намного больше чем всего два полноразмерных рисунка в три четверти слева и справа, как это имеет место в некоторых учебных заведениях.
Кроме того, с точки, с которой вы рисуете, далеко не вся форма головы может восприниматься адекватно.
Поэтому надо не стесняться подходить и осматривать (иногда — ощупывать) форму со всех сторон.

По мере того, как вам удается верно найти и общие пропорции головы и ее детали, можно потихоньку еще добавлять тональность — делаем активнее то, что ближе. За счет этого появляется объем и пространство. Под пространством подразумевается то, что более активные (сделанные на рисунке более контрастно) части, выглядят кажутся расположенными ближе, чем части решенные более мягко. Соответственно, и делать более контрастными стоит те части, которые в действительности к нам ближе, в данном случае, это нос, ближняя скула, надбровная дуга, ближний край рта и т.д.
Вся эта передача пространства в целом, дает ощущение общего объема, общей формы головы — более-менее напоминающей яйцо.

При этом переход рисунка из линейного в тональный, мы используем для того, чтобы еще верней все сравнить.
Сравнивать будет тем легче, чем реальней будет взята тональность, т.к. в жизни мы все видим в пятнах, а не в карандашных линиях.
Поэтому продолжать сравнивать надо до конца рисунка.
Как видите, детали добавляются постепенно.
При этом, чем мы уверенней в том, что основное взято верно, тем уверенней мы расставляем детали. Чем конкретней становится каждое место, тем легче нам снова сравнить целое. Чем легче нам сравнить целое, тем легче нам скорректировать расположение мелких деталей. Чем конкретнее мы проработали детали на переднем плане, те больше чувствуется объем и большие отношения и так до бесконечности.

Таким образом наше сознание постоянно смотрит на общее впечатление от головы в целом.
При этом, чем более тональным становится рисунок (чем больше мы набираем реальную тональность темных и светлых мест),

тем более важно нам не забывать часто смотреть расфокусированным взглядом. О чем идет речь?
В обычной жизни, если мы смотрим на какой-то предмет, мы видим его четко, конкретно, все детали по очереди.

По этой причине наш взгляд часто мечется от детали к детали, рассматривает их, но в это самое время не видит целого — невозможно увидеть абсолютно четко сразу много мест. Но это особо и не нужно. А видеть в целом (в буквальном, а не переносном смысле) — нужно.
Если просто посмотреть на рисуемый Вами объект одновременно на весь — он и будет немного не четким. Это и есть нужный нам взгляд — тот который нужно добавить в дополнение к обычному «прыгающему» взгляду. Можно еще скользить взглядом, не фокусируясь — все это обычно происходит, когда человек задумывается, «рассеянно смотрит».
Есть знаменитое высказывание Чистякова: «Рисуешь ухо — смотри на пятку!» Можно трактовать его по разному, но факт — детали лучше размещаются на своих местах, когда слегка расфокусированно смотришь на весь предмет целиком.
Когда идет работа в тоне, нам необходимо видеть общую тональную картину и четко видимые детали как правило сильно мешают этому.

При этом чем расфокусированней мы смотрим, тем сильнее исчезают детали, тем лучше мы видим общую картину, основные соотношения.

Это видение основных тональных соотношений и позволяет нам верно набирать тон рисунка.

Важно при этом не забывать постоянно сравнивать и линейные соотношения — пропорции головы в целом, расположение маленьких и больших частей и т.д.
Возможность смотреть расфокусированно, не означает, что не надо отходить от рисунка и сравнивать с расстояния. Наоборот, с расстояния это делать еще удобней и эффективней.

Конструктивный рисунок - это раздел дисциплины академического рисунка - рисунок внешних контуров предметов, как видимых, так и невидимых, выполненный с помощью линий построения. Вы создаёте «каркас» того объекта, который собираетесь нарисовать. А для того, чтобы создать такой каркас, вам необходимо проанализировать изображаемый предмет. Конструктивный рисунок начинается с анализа.

Присмотритесь, подумайте, из чего состоит объект? Из каких геометрических тел? А какие есть простейшие геометрические тела? Это куб, шар, цилиндр, конус, призма и т.д. Если вы научитесь видеть в окружающих вас предметах геометрические тела, то вы легко сможете создавать каркас, или, точнее, конструктивный рисунок.

Для примера, возьмём обыкновенную бутылку. Она вмещает в себя цилиндр, может быть, конус (усечённый), также, может быть, усечённый шар или тор. Или, например, шкаф или стол, - состоит из четырехгранной призмы или, может быть, из кубов и параллелепипедов.

Поэтому первый шаг - учимся находить во всём, что нас окружает, геометрические тела. Это поможет развить объёмное мышление.

Второй шаг - изображение «каркаса». Нужно научиться правильно размещать геометрические тела, из которых состоит изображаемый предмет, в пространстве. Для этого нужны знания по линейной перспективе.

То есть нужно знать, что такое линия горизонта, точки схода и как воспользоваться этими знаниями. Например, когда рисуем обыкновенный куб, мы изображаем линии параллельных граней куба так, чтобы они сходились в одной точке или в двух точках на линии горизонта.

Второй момент - это осевая линия.

Она помогает создавать конструкцию правильно. Например, нам нужно нарисовать два цилиндра разных по толщине, то есть разного диаметра. И один цилиндр располагается над другим. Делаем, например, конструкцию бутылки. Для этого нам нужна осевая линия. Если бутылка стоит, то эта линия будет вертикальной.

Проведите вертикальную линию. Нарисуйте прямоугольник (основная часть бутылки) так, чтобы эта линия проходила посередине. Нарисуйте ещё один прямоугольник (горлышко) поменьше так, чтобы осевая линия проходила посередине. Теперь вам нужно нарисовать (построить) 4 эллипса - снизу и сверху каждого из прямоугольников.

Уже становится что-то более похожее на бутылку. Или вот вам другой вариант конструктивного рисунка. Если вы рисуете бутылку в перспективе, так, как бы смотрите на неё сбоку и немного сверху. Как в таком случае создаем конструктивный рисунок? Сначала рисуем уже не два прямоугольника, а две четырехгранные призмы, из которых потом получим два цилиндра.

Понятно, сначала одна призма - основная. Далее на нижней и верхней плоскостях этой призмы проводим диагонали, получаем две точки. Соединяем эти точки - получаем среднюю ось. Эта ось поможет нам построить правильно еще одну призму, из которой создадим цилиндр горлышка бутылки.

Поставив одну призму на другую, строим два цилиндра. После этого, округляем углы, придаём этой конструкции правдоподобность бутылки. Создавать можно не только конструкции таких простых объектов, как посуда, мебель, но и животных и даже человека.

Несмотря на сложность строения человека или животного, мы можем найти в них простые геометрические тела - цилиндры, призмы, кубы, шары и т. д. Просто, чтобы освоить конструктивный рисунок, нужно видеть, как бы насквозь, из чего состоит то, что мы рисуем.

Объёмное мышление начинайте развивать с обыкновенного куба. Нарисуйте его на листе бумаги, это, как ни крути, основа. Именно с этого начинается конструктивный рисунок. Куб представляет нам три измерения пространства - ширину, высоту и глубину.

Последняя, то есть глубина, - это иллюзия, так как глубины у нас не может быть на плоскости листа. Здесь приводится несколько примеров конструктивного построения.

Именно таким образом создаётся каркас или обёртывающая поверхность для будущего предмета. Это и есть конструктивное построение.

Теперь взглянем на примеры конструктивного поэтапного рисунка от простых геометрических форм до фигуры человека:

Методология поэтапного рисования...


Конструктивный анализ формы предметов быта.


Изучение перспективы на примере кубов различного размера.



Натюрморт из геометрических тел.


Предметный натюрморт на этапе придания формы.



Законченный предметный натюрморт.



Простой столовый натюрморт.


Рисунок сложного предмета.


Рисунок гипсовой палетки.



Рисунок капители колонны Ионического ордера.


Рисунок драпировки.


Перспективный рисунок интерьера.


Конструктивный анализ формы черепа со штриховкой.


Рисунок обрубовки человеческой головы.


Рисунок экорше человеческой головы.


Рисунок глаза Давида - упражнение на понимание формы частей человеческой головы.


Конструктивное построение человеческой головы (лицевая часть).


Конструктивный анализ головы человека со слабой штриховкой.


Рисунок гипсовой головы кондатьера Гаттамелата.



Анализ формы гипсовой головы Аполлона Бельведерского в нескольких ракурсах.



Рисунок головы Зевса в двух ракурсах.


Рисунок головы фаворита императора Адриана - Антиноя.