Рудольф Фукс. Песни на «ребрах» - Высоцкий, Cеверный, Пресли и другие. Мечта осуществилась в эмиграции

Рудольф Соловьев, он же Фукс, он же Рувим Рублев -- коллекционер музыкальных артефактов, автор стихов к песням Шафутинского, Северного, Братьев Жемчужных, ставших народными песнями «Тетя Хая», « 7:40 », «Сингарелла», издатель российских виниловых пластинок в Америке. Рудольф Соловьев интересуется всем, что связывает истинного меломана с историей зарождения нового формата музыки. Его уникальная коллекция берет свое начало в конце 1950-х. В собрании около 2000 пластинок, старинные гитары, мандолины, аппараты звукозаписи и конечно личные вещи известных музыкантов, со многими из которых он сотрудничал и дружил долгие годы. Большую часть коллекции занимают пластинки с песнями советских эмигрантов, есть классическая и зарубежная музыка начала 1960-конца 1980 годов. Эта уже шестая по счету коллекция пластинок, - признается Рудольф, - все предыдущие у меня отобрали в ходе проверок КГБ и были потеряны из-за переездов из Петербурга в Нью-Йорк и обратно. Это не квартира меломана, а настоящая кладовая с драгоценностями полувекового музыкального мира. Вот огромный стеллаж, посвященный истории отечественной звукозаписи, от пола до потолка забитый раритетными предметами. Здесь и первый фонограф, и граммофон, и патефон, станок для механической звукозаписи, катушечный, кассетный, дисковый магнитофон и, конечно, цифровая звукозапись. Каждый предмет в этом доме хранит свою историю.

РУДОЛЬФ ИЗРАИЛЕВИЧ ФУКС (СОЛОВЬЕВ)

Продюсер, музыкант, поэт, публицист. В Советский период скандально известный, как издатель подпольной музыки «на костях» (на рентгеновских снимках). Создатель популярного в своё время питерского исполнителя в жанре городского романса Аркадия Северного, как альтернативы В.Высоцкого в Москве. Высоцкого, к стати сказать, Рудольф знал лично. Импресарио по выпуску пластинок Элвиса Пресли (состоял с ним в личной переписке). Рудольф Фукс во многом – первопроходец, с него многое начиналось, за что и попал в немилость советских чиновников. Все мы сейчас многое знаем о том периоде музыкальной жизни нашей Отчизны, но почти ничего не знаем о том, как это было и чего это стоило! Старый рок-н-рольщик Рудольф Фукс живёт в Санкт-Петербурге, в маленькой квартире-музее и по-прежнему собирает друзей.

В минувший понедельник Петербургский клуб "Винил Стори" отмечал 75-летие одного из своих креативных создателей Рудольфа Фукса .
Легендарный человек с конца пятидесятых годов занимался популяризацией "стиляжной" заграничной музыки, как в Ленинграде, так и во всём СССР. Рудик, как его называют множество поколений, имел студию звукозаписи и аппаратуру для их тиражирования на пластиковых рентгеноплёнках. "Музыка на костях", которую помнят многие из старших поколений.
Им во времена совка, вне данного совка, устраивались выпуски дисков самых различных тогдашних придерживавшихся совком звёзд. И В. Высоцкого, и "Машины Времени" и т.п.

Но главное место в творческой душе Фукса всегда занимала неформальная песня.
Будучи сам автором-исполнителем, он поднял и подарил миру легендарного шансонье 60-70-х Аркадия Звездина, Известного нам, как Аркадий Северный.
Тридцать три года Рудик живет в Нью-Йорке. Но в Петербурге бывает часто, подолгу и очень активно.
Итак, юбилей.




На Петроградской стороне, на углу реки Карповки и Аптекарского проспекта есть здание. Там сеййчас какой-то бизнес-центр, найт-клаб и т.п.
Это здание прославлено давним советским фильмом "Иду на грозу", как институт, где происходили все политико-научные интриги.
Но суть не в этом здании. Это просто привязка к местности.


Справа притулось строение чуть меньше. Вот с такой вывеской.

Торжественное открытие клуба 21-го сентября. Но уже сегодня идет выход на проектные мощности по насыщению гостей пищей телесной и духовной.
Попечитель клуба Рудольф Фукс осматривает объект, готовясь к мероприятию.


Процесс пошёл. Хозяин клуба приветствует юбиляра и гостей.

Ретро-откат. Юбиляр исполняет свои песни.

Вечер проходил в режиме нон-стоп концерта. На сцене побывали практически все гости. И все исполняли песни, стихи. Под свой аккомпанемент, под "минусовки".
Постараюсь выложить записи выступавших артистов, когда они появятся в Ютюбе.

Ну и сам не удержался. В части светлой памяти Аркадия Северного.
К гитаре, кстати, не прикасался 17 лет.
Жалко, что запись телефонная....

РУДОЛЬФ ИЗРАИЛЕВИЧ ФУКС (СОЛОВЬЕВ)


Рудольф Фукс

50-е годы

Родился 13 августа 1937 года в городе Луга Ленинградской области. В конце 50-х работал в лаборатории "Русские Самоцветы", учился на вечернем отделении Кораблестроительного института. Как раз в эти годы Р.Ф. , как и вся наиболее передовая молодежь Питера, вместо того, чтоб включаться в единый трудовой порыв коммунистического строительства, увлекся буржуазной культурой. Он начал коллекционировать записи рок-н-ролла, и все материалы, связанные с этой скандальной и запрещенной в СССР музыкой. Однако у Р.Ф. все было нормально не только с музыкальными, но и с деловыми качествами - и он еще начал сотрудничать с фирмой подпольной звукозаписи Руслана Богословского. За что поимел несколько приводов и удостоился фельетонов в прессе.
Второй страстью Р.Ф. была блатная музыка. В 1962 или 1963 году он познакомился с Аркадием Звездиным, и сделал первые записи блатных песен в его исполнении. А чуть позже, вместе со звукорежиссером из фирмы Богословского Виктором Смирновым и поэтом Борисом Тайгиным, устроил запись Аркадия в сопровождении ансамбля. Советская власть, конечно, долго терпеть это не могла, и в 1965 году постаралась навесить Р. Ф. срок. Два года он чалился на зоне под Выборгом, а вышел по амнистии в связи с 50-летем Октябрьской революции. Работал в институте "Ленпроект", но, конечно же, продолжал свою коллекционерскую и деловую деятельность! Организовывал записи многих авторов-исполнителей, в том числе - А. Лобановского и Е. Клячкина, сам тоже понемногу сочинял песни и стихи под псевдонимом Рувим Рублев. В их числе: "Гимн менестрелей", "Вы хочете песен…", "Не лезьте, граждане, в поэты", а также тексты песен на известные мелодии: "Семь сорок", "Красавица моя", "Йозель" и другие. А в 1972 году начал свой великий блатной проект - написал две литературно-музыкальных композиции в одесско-блатном жанре, которые гениально исполнил Аркадий Звездин, теперь уже Северный. После этого всего за три года Р.Ф. наваял для Северного еще несколько блатных сценариев, а потом в актовом зале "Ленпроекта" устроил совместно с Вл. Ефимовым подпольные "Одесские концерты" Аркадия Северного под великолепный ансамбль! К этому времени Р.Ф. сочинил уже немало песен - стилизаций под блат, которые после исполнения Северным в момент становятся народными. Однако, после отъезда Северного в Одессу в начале 1977 года, их творческий союз по-тихому распался...


В конце 70-х Р.Ф. участвовал в самодеятельном джаз-ансамбле "Сакс и струны", а в начале 1979 начал сотрудничать с рок-группой "Россияне". Мероприятие с "Россиянами" было затеяно скандальное - рок-опера "Пророк Моисей", об исходе евреев! Р.Ф. написал либретто для этой оперы, но обо всем стало известно соответствующим органам. Терпение советской власти лопнуло, и оставшись перед выбором - срок или эмиграция, Р.Ф. (поменявший к этому времени фамилию на Соловьев), 18 июня 1979 года по израильской визе покидает СССР...
Очутившись в Нью-Йорке, Р. Соловьев, меломан и деловой человек советской закалки, начал работать в звукозаписывающей фирме "Кисмет", которая еще с 30-х годов специализировалась на русской музыке. А вскоре он и вовсе выкупил этот бизнес, и стал президентом "Кисмета". Много славных достижений сделано на этом посту, вот самые эпохальные - самый первый диск А. Северного (1982 г.), первый диск-гигант "Машины Времени" (1982 г.), а также альбомы музыкантов нашей эмиграции. Однако поэтическую деятельность "Рувим Рублев" тоже не бросил - он писал и публиковал свои стихи и песни в газетах "Новое русское слово", "Возрождение", "Новый американец". Написанный им русский текст "Сингареллы" стал вообще всемирно известен. В 1989 году, на пике перестройки Р. С. приехал в Питер, и сделал почти фантастическую вещь - законтачил с государственной советской фирмой грамзаписи "Мелодия", и протолкнул на ней выпуск диска А. Северного, - еще при власти коммунистов!
В Нью-Йорке Р.С. довелось выступить и в роли импресарио. С начала 1980-х гг. он раскручивал интересный блатной проект - Виктора Слесарева (Чинова), который спел немало песен, написанных Р.С. К сожалению, этот проект прекратился из-за кончины Виктора. В 2001 году Р. С. продюсировал еще один блатной альбом - Валерия Вьюжного. Но блат блатом, а про рок-н-ролл Р.С. тоже не забывает. Другие его проекты - "Gogol Bordello" и Black Mama, - панк-рок; и Moogie-doogie - в стиле "джексон фай".
Последние годы Р.С. много времени проводит в Питере - городе, где когда-то все начиналось...

РУДОЛЬФ ИЗРАИЛЕВИЧ ФУКС (СОЛОВЬЕВ)

Родился 13 августа 1937 года в городе Луга Ленинградской области. В период блокады находился в Ленинграде, затем в эвакуации в Вологде. В конце 50-х работал в лаборатории "Русские Самоцветы", учился на вечернем отделении Кораблестроительного института.

Как раз в эти годы Р. Ф., как и вся наиболее передовая молодежь Питера, вместо того, чтобы включаться в единый трудовой порыв коммунистического строительства, увлекся буржуазной культурой. Он начал коллекционировать записи рок-н-ролла, и все материалы, связанные с этой скандальной и запрещенной в СССР музыкой. Участвовал в организации подпольного клуба любителей рок-н-ролла в 1957 г. Однако у Р. Ф. все было нормально не только с музыкальными, но и с деловыми качествами – и он еще начал сотрудничать с фирмой подпольной звукозаписи Руслана Богословского . За что поимел несколько приводов в милицию и удостоился фельетонов в прессе .

Второй страстью Р. Ф. были городской романс и блатная песня. В 1962 или 1963 году он познакомился с Аркадием Звездиным , и сделал первые записи таких песен в его исполнении. А чуть позже, вместе со звукорежиссером из фирмы Богословского Виктором Смирновым и поэтом Борисом Тайгиным , устроил запись Аркадия в сопровождении ансамбля. Конечно, Советская власть долго терпеть это не могла, и в 1965 году Р. Ф. зарабатывает срок "за подделку документов". Два года он провел на зоне под Выборгом, а вышел по амнистии в связи с 50-летем Октябрьской революции. Работал в институте "Ленпроект", но, конечно же, продолжал свою коллекционерскую и деловую деятельность. Организовывал записи многих авторов-исполнителей, в том числе – А. Лобановского и Е. Клячкина, сам тоже понемногу сочинял песни и стихи под псевдонимом Рувим Рублев. В их числе: "Гимн менестрелей", "Вы хочете песен…", "В Одессе я родился", а также тексты песен на известные мелодии: "Семь сорок", "Красавица моя", "Йозель" и другие. А в 1972 году начал свой знаменитый магнитиздатовский проект – написал две литературно-музыкальных композиции в одесско-блатном жанре, которые гениально исполнил Аркадий Звездин, теперь уже Северный. После этого всего за три года Р. Ф. написал для Северного еще несколько сценариев, а потом в актовом зале "Ленпроекта" устроил совместно с Вл. Ефимовым подпольные "Одесские концерты" Аркадия Северного под профессиональный ансамбль. К этому времени Р. Ф. сочинил уже немало песен-стилизаций , которые после исполнения Северным сразу становятся народными. Однако, после отъезда Северного в Одессу в начале 1977 года, их творческий союз распался...

В конце 70-х Р. Ф. участвовал в самодеятельном джаз-ансамбле "Сакс и струны", а в начале 1979 начал сотрудничать с рок-группой "Россияне" . С "Россиянами" было затеяно скандальное мероприятие – рок-опера "Пророк Моисей", об исходе евреев! Р. Ф. написал либретто для этой оперы, но обо всем стало известно соответствующим органам. Терпение советской власти лопнуло, и оставшись перед выбором – срок или эмиграция, Р. Ф. (поменявший к этому времени фамилию на Соловьев), 18 июня 1979 года по израильской визе покинул СССР...

Очутившись в Нью-Йорке, Р. Соловьев, меломан и деловой человек советской закалки, начал работать в звукозаписывающей фирме "Кисмет" , которая еще с 30-х годов специализировалась на русской музыке. А вскоре он и вовсе выкупил этот бизнес, и стал президентом "Кисмета". Много славных достижений сделано на этом посту, вот самые эпохальные: самый первый диск А. Северного (1982 г.), первый диск-гигант "Машины Времени" (1982 г.), диски В. Высоцкого, а также альбомы музыкантов нашей эмиграции. Однако поэтическую деятельность "Рувим Рублев" тоже не бросил – он писал и публиковал свои стихи и песни в газетах "Новое русское слово", "Возрождение", "Новый американец". Написанный им русский текст "Сингареллы" стал всемирно известен после исполнения ее М. Шуфутинским . В этих же газетах Р. С. опубликовал много статей по истории музыки и магнитиздата. В 1989 году, на пике перестройки Р. С. приехал в Питер, и сделал почти фантастическую вещь – с его подачи на государственной советской фирме грамзаписи "Мелодия" был выпущен диск А. Северного .

В Нью-Йорке Р. С. довелось выступить и в роли импресарио. С начала 1980-х гг. он раскручивал интересный эпатажный проект – Виктора Слесарева (Чинова), который спел немало песен, написанных Р. С. К сожалению, этот проект вскоре прекратился. В 2001 году Р. С. продюсировал еще один альбом – Валерия Вьюжного. Но блат блатом, а про рок-н-ролл Р. С. тоже не забывает. Другие проекты, в которых Р. С. принимал участие: "Gogol Bordello " и "Black Mama", – панк-рок; и "Moogie-doogie" – в стиле "jackson-fay".

В течение последнего десятилетия Р. С. много времени проводил в Питере – городе, где когда-то все начиналось. За это время принял участие в съемках нескольких документальных фильмов: "Когда мы вернемся" (Дм. Завильгельский, 2005 г.), "Музыка "на ребрах" (Игорь Морозов, 2007 г.), "Аркадий Северный. Человек, которого не было" (Максим Катушкин, 2008 г.). Сотрудничал с петербургской Ассоциацией представителей малого и среднего бизнеса, и готовил проект по организации теле-радиоканала "Контркультура". В конце 2010 года увидела свет книга Р. Фукса "Песни на «ребрах». Высоцкий, Северный, Пресли и другие" (изд. "Деком").

В 2016 году Рудольфом Фуксом в Санкт-Петербурге открыт музей грамзаписи .

(ɔ) FREE !

(ɔ) Р. И. Фукс 2003-2018


ФУКС (СОЛОВЬЕВ) РУДОЛЬФ ИЗРАИЛЬЕВИЧ (р. 13.08.1937 г.) – продюсер, поэт и композитор (творческий псевдоним – Рувим Рублев), собиратель городского фольклора (здесь следует отметить, что под фольклором подразумевается как блатная песня, так и устное творчество вообще), коллекционер, родился в городе Луга Ленинградской области. Пережил блокаду.
В начале 1960-х годов Рудольф Фукс окончил вечернее отделение Кораблестроительного института, перед этим некоторое время работал в лаборатории «Русские самоцветы». Жил в коммунальной квартире на Ропшинской улице, где и были записаны первые гитарные концерты Аркадия Северного.
Рудольф Фукс работал в «Ленпроекте», на ряду с этим занимался распространением магнитофонных записей и самодельных пластинок («музыка на костях»), работал с Русланом Богословским (Р.Б. изготавливал в Ленинграде подпольно дефицитные виниловые пластинки отечественных и зарубежных исполнителей), записывал у себя дома бардов, в том числе и Евгения Клячкин.
В 1962 году через Николая Брауна, сына поэта Николая Брауна, познакомился с Аркадием Северным на почве общего интереса к творчеству И.С. Баркова, в процессе знакомства выяснилось, что Аркадий Северный (тогда еще Звездин) знает и любит блатные песни. Была сделана запись песен в исполнении Аркадия на магнитофон «Днепр» под гитару.
В 1963 Рудольф Фукс с помощью Бориса Тайгина и Виктора Смирнова (звукорежиссер) сделал одну из первых записей Аркадия Северного на фирме Руслана Богословского (сам Богословский в это время находился в заключении) под сопровождение оркестра из двух баянов и саксофона. Там же, на записи, родился псевдоним – Северный, который предложил Виктор Смирнов.
В 1965 году за свою подпольную деятельность получает срок. Отбыв два года на зоне в Выборге, выходит по амнистии в связи с 50-летем Октябрьской революции. В конце 1960-х годов Фукс знакомит Аркадия Северного с С.И. Маклаковым, и в 1975-76 годах, несмотря на некоторые «коммерческие и идейные» разногласия с ним, принимает участие в организации записей А. Северного с ансамблем «Братья Жемчужные» в помещении «Ленпроекта», где и работает. Организовывает записи многих авторов-исполнителей, в том числе - А. Лобановского и Е. Клячкина, сам также сочиняет песни и стихи под псевдонимом Рувим Рублев.
В 1972 году Рудольф Фукс пишет для Северного сценарии концертов под общим названием «Программы для Госконцерта» (два выпуска) и некоторые другие, которые принесли известность певцу.
В том же 1972 году Фукс меняет фамилию на Соловьева. В 1974 году Фукс является инициатором записи А. Северного с ансамблем «Четыре брата и лопата» под управлением Александра Резника, это практически первая работа Северного с оркестром в стереозвуке. С этим же оркестром записаны такие концерты, как: «Памяти Кости-аккордеониста», «Третий одесский».
В конце 1970-х Рудольф Фукс участвовал в самодеятельном джаз-ансамбле «Ленпроекта» – «Сакс и струны», а в начале 1979 начал сотрудничать с рок-группой "Россияне" (руководитель – Г. Ордановский). С этой группой пытался записывать и Аркадия Северного.
18 июня 1979 г. Р.Ф. (поменявший к этому времени фамилию на Соловьев) по израильской визе покидает СССР. Эмигрировал в США, вывез с собою большое количество записей А. Северного и других русских шансонье, которые были изданы компанией «Kismet», с 1938 года специализирующейся на издании русского и советского фольклора.
Выпускает в США самый первый диск А. Северного (1982 г.), первый диск-гигант "Машины Времени" (1982 г.), а также альбомы музыкантов русской эмиграции.
В 1980-х годах в США Фукс продюсировал выходы альбомов автора и исполнителя Виктора Слесарева (Чинова), одного из ярких представителей матерной эмигрантской песни. Так же записывал старых эмигрантов, делал записи А. Галича, выпустил 8 дисков Владимира Высоцкого. Фукс под псевдонимом «Рувим Рублев» продолжает и поэтическую деятельность – пишет и публикует свои стихи и песни в газетах "Новое русское слово", "Возрождение", "Новый американец".
В 1980-х годах Рудольф Соловьев (Фукс) стал владельцем компании «Kismet», по инициативе которой в 1990 году в СССР вышла первая официальная пластинка «Памяти Аркадия Северного» на основе альбома «Колода карт». Предисловие к этой пластинке написал сам Фукс за псевдонимом «Р. Рублев». Так же, совместно с компанией «Русский диск» переиздал пять альбомов ансамбля «Братья Жемчужные», записанные в 1970-х и 1990-х годах.
В 2001 году продюсировал творчество исполнителя блатного шансонье – Валерия Вьюжного. Другие его проекты - группы Gogol Bordello и Black mama - панк-рок; и Moogie-doogie - в стиле "джексон фай". Песни, написанные Р. Фуксом: «Бандит», «Без двадцати восемь», «В Одессе я родился», «Я родился на границе», «Про коня Билли», «Вы хочете песен, их есть у меня» (текст), «Гимн менестрелей», «Дождь идет», «Кафе “Ориенталь”», «Красавица моя» (текст), «Люблю я сорок градусов», «Мекки-нож» (текст), «Не лезьте, граждане, в поэты», «Прошли года», «Ромашки и рюмашки», «Семь-сорок» (текст), «Сингарелла» (текст), «Скокарь», «Хиляем как-то с Левою» (текст).
В настоящее время проживает в Нью-Йорке, но регулярно бывает в России.
®Михаил Дюков